Методика преподавания семейного права в школе. Семейное образование – актуальные правовые вопросы

24 Сен 1 1916

В связи с вступлением в силу нового закона « в Российской Федерации» многие родители направляют в межрегиональную общественную организацию «За права семьи» вопросы о том, как семейное образование должно осуществляться в новых правовых условиях. Часть этих вопросов затрагивают ситуацию во всей России, а часть – касаются ситуации в Москве.

Дать ответы на некоторые из этих вопросов мы попросили председателя организации «За права семьи» , автора книги «Без школы: юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату» Павла Парфентьева.

— По новому закону семейное образование отнесено к формам обучения вне школ. Хорошо это или плохо?

Действительно, ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в Российской Федерации» четко указывает, что семейное образование получается вне образовательных организаций. Строго говоря, это следовало и из ст. 10 старого закона, но не было так явно обозначено. Из-за этого школы часто считали, что имеют право контролировать процесс обучения в семье, осуществлять текущий контроль детей, которые учатся в семье и так далее. Новый закон четко обозначил – процесс обучения в семье осуществляется вне школы, то есть к ней никакого отношения не имеет. Это – очень позитивное и правильное нововведение, устраняющее существовавшую раньше двусмысленность.

— Но разве с этим новшеством не связано, например, то, что дети, обучающиеся в семье, не имеют теперь права на льготный проезд?

Это вообще какое-то недоразумение. Право на льготный проезд устанавливается законами регионов. И оно, как правило, закреплено за детьми, обучающимися в очной форме – то есть за теми, кто ходит каждый день в школу. Причем это вовсе не новость.

Скажем, в Санкт-Петербурге льготу на проезд дает Социальный кодекс Санкт-Петербурга. Нетрудно обратиться к исходной версии этого кодекса, принятой в конце 2011 года, чтобы убедиться, что в ст. 87 право на льготный проезд было предоставлено только учащимся по очной форме . То же следует и из действующей редакции, где ссылка на очную форму прямо дана во вводной части 20 главы, касающейся транспортных льгот. Таким образом, если льготы на проезд кто-то и получал, то это было не их правом, а следствием недоразумения.

То же касается и, например, Москвы. Ст. 27 п. 6 Закона города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» вполне четко указывает, что льгота касается только детей, обучающихся по очной форме.

— Имеют ли тогда вообще дети, обучающиеся в семье, отношение к школе.

Имеют, но не в качестве учеников – учебный процесс как таковой школу вообще не касается – а в качестве проходящих аттестацию экстернов.

Это представляется вполне очевидным. В соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2 нового закона «Об образовании в РФ» образование в форме семейного образования получается вне образовательной организации. Однако ч. 3 той же ст. 17 четко говорит, что дети, обучающиеся в форме семейного образования имеют право на последующее прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (для простоты скажем «в школах», хотя это неточно).

Ст. 34 ч. 3 закона указывает, что такая аттестация проходится экстерном, причем дети, получающие образование соответствующего уровня впервые, проходят ее бесплатно.

Необходимо обратить внимание на то, что ст. 33 ч. 1 п. 9 закона очень четко указывает, что экстерны – т.е. «лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации» - относятся к числу обучающихся в образовательной организации. Но они не являются «учащимися» в образовательной организации - это другая разновидность «обучающихся».

Этот статус – экстерна – говорит о том, что сам учебный процесс ребенка к школе не имеет отношению и ею не направляется и не контролируется – она осуществляет только промежуточные и итоговые аттестации.

— Относятся ли такие дети к контингенту школы?

Это зависит от того, что понимается под этим словом. В законе «Об образовании в РФ» слово «контингент» встречается вообще только один раз – в ст. 97 ч. 3, посвященной мониторингу системы образования. При этом определения термина не приводится, но он использован в словосочетании – «контингент обучающихся». Поскольку дети, получающие семейное образование и проходящие аттестацию экстерном в школах, являются экстернами – а это, согласно ст. 33 ч. 1 п. 9 закона – разновидность обучающихся, то они, очевидно, относятся к «контингенту обучающихся». Но при этом они не могут относиться к «контингенту учащихся» - поскольку учащиеся – это только одна из разновидностей обучающихся, предусмотренных законом. При этом как ученики-«семейники» дети к контингенту обучающихся не относятся, а как экстерны, сдающие аттестацию – относятся.

— Родители сообщают, что школы требуют от них писать заявление об исключении их детей из школы, если они на семейном образовании…

Это незаконное и необоснованное требование. При чем тут исключение? Если ребенок обучается в форме семейного образования, он и так не является учащимся школы, но остается ее обучащимся-экстерном, проходящим в ней аттестацию.

Поэтому писать такие заявления не надо, они не основаны на законе. Необходимо в заявлении указать школе, что вы выбрали для ребенка семейное образование и попросить зачислить его для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации экстерном. После этого школа должна зачислить ребенка в качестве экстерна, и в этом качестве включить его в контингент обучающихся (но не учащихся). Если ребенок раньше учился в этой школе по очной форме, то он перестает быть ее учащимся, но остается ее обучающимся – экстерном.

Требование писать именно заявление об исключении – неправомерно и не основано на законе. Его следует просто игнорировать, отказываясь писать такое заявление.

Писать необходимо о том, что в соответствии со ст. 17 ч. 1 п. 2, ст. 44 ч. 3. п. 2, ст. 63 ч. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Вы выбрали для своего ребенка обучение в форме семейного образования. В соответствии со ст. 17 ч. 3, ст. 34 ч. 3, ст. 33 ч. 1 п. 9 данного закона просите зачислить своего ребенка в школу в качестве экстерна для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

После этого школа должна зачислить ребенка в контингент обучающихся в качестве экстерна и организовать промежуточную аттестацию. Если школа этого сделать не может, поскольку ее устав не предусматривает такой формы работы (это надо проверить, устав в каждой школе доступен для ознакомления по закону и обычно публикуется на сайте школы), необходимо получить на заявление письменный отказ и обратиться далее в соответствующий местный орган управления образованием с заявлением, прося оказать содействие в зачислении в школу для прохождения аттестации экстерном, приложив к нему копию отказа.

Следует помнить, что по новому закону, выбирая семейное образование, Вы обязаны письменно (в свободной форме) уведомить об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (районное или окружное управление образования). Это стоит сделать всем тем, кто и ранее учил ребенка в семейной форме (обучение ребенка в заочной форме с использованием дистанционных технологий такого уведомления не требует ). Отмечу, что именно органы управления образованием муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом (ст. 63 ч. 5) ведут учет детей, подлежащих получению общего образования, и выбранных для них родителями форм обучения – не школы.

— Форму обучения по новому закону всегда выбирают родители?

Здесь некоторая двойственность в законе.

В соответствии со ст. 63 ч. 4 форму всегда выбирают родители, с учетом мнения ребенка. А в соответствии со ст. 44 ч. 3 п. 1 – право выбора формы осуществляется родителями только до завершения получения ребенком основного общего образования (т.е. до завершения обучения в 9 классе), а далее, в соответствии со ст. 34 ч. 1 п. 1 – выбор формы становится правом самого ребенка. При этом в согласии со ст. 44 ч. 3 п. 2 давать образование всех трех уровней в семье – право именно родителей.

При такой двойственности следует исходить из того, что до завершения получения основного общего образования (до конца 9 класса) форму обучения выбирают родители (с учетом мнения ребенка), а в старших классах – решение должно приниматься ребенком и родителями совместно. Только такой подход позволяет соблюсти все требования закона.

— Верно ли, что семейное образование теперь невозможно на старшей ступени «школьного образования»? Школы утверждают, что на старшей ступени возможно только самообразование.

Это утверждение ошибочно и не основано на законе. Закон абсолютно четко говорит о том, что семейное образование может использоваться на любой ступени общего образования (ст. 44 ч. 3 п. 2, ст. 63 ч. 2 нового закона). Таким образом, вне школы на двух младших ступенях образование получается только в форме семейного образования, а на старшей – на выбор – можно использовать семейное образование или самообразование (теоретически возможно и их сочетание).

— Должны ли дети, получающие семейное образование, обеспечиваться бесплатными учебниками.

Вопрос обеспечения учебниками регулируется ст. 35 нового закона «Об образовании в РФ». Часть 1 данной статьи указывает:

«Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания».

Как применяется данное положение к семейному образованию, ясно не до конца. Однако из ст. 34 ч. 1 закона следует, что именно освоение образовательный программ сопровождается промежуточными аттестациями. Прохождение аттестаций, на мой взгляд, в рамках действующего законодательства, следует рассматривать как органическую часть получения образования и освоения образовательных программ.

Это очевидно, в частности, из того, что определение образовательной программы, приведенное в ст. 2 п. 9 закона рассматривает как ее органические части формы аттестации и учебный план. А ст. 2 п. 22 определяет учебный план, относя к нему и формы промежуточной аттестации учащихся. Иными словами, промежуточная аттестация – органическая часть учебного плана и образовательной программы. Таким образом, сдача аттестаций относится к освоению образовательной программы. Такое освоение может быть представлено как сочетание собственно обучения (в семейной форме) и прохождения аттестаций (например, в школе).

Поскольку аттестации проходятся в государственных и муниципальных школах именно за счет бюджета, то и право на обеспечение учебниками должно распространяться на семейных учеников, сдающих аттестации в школе экстерном.

Здесь уместно применить и аналогию закона, что приведет нас к тем же выводам.

Более детально, боюсь, на этот вопрос трудно ответить без дополнительных пояснений и методических рекомендаций со стороны федерального министерства образования.

Очень много вопросов поступает со стороны московских родителей. Помимо тех, ответы на которые уже прозвучали, родителей волнует проблема компенсаций. Сохранились ли московские компенсации в новой ситуации?

Да, безусловно. Выплата компенсаций родителям при семейном образовании в Москве установлена законом ст. 6 п. 3.1 Закона г. Москвы от 20.06.2001 № 25 (в ред. От 04.07.2012). Этот закон никто не отменял и он продолжает действовать в части, не противоречащей новому федеральному закону «Об образовании в РФ». Выплата компенсаций остается, согласно новому законодательству, правом регионов. Соответственно, противоречия нет и норма сохраняет действие.

То же касается и московских подзаконных актов, в частности Постановления Правительства Москвы № 827-ПП от 25 сентября 2007 года «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования».

Все эти нормы, по общему правовому правилу, продолжают действовать в той части, в которой не противоречат новому закону, пока не будут прямо отменены.

На практике это означает, в частности, что не противоречащие закону нормы, регулирующие семейное образование, сохраняют свое значение. Также сохраняют значение и нормы (федеральные и московские) об аттестации экстернов – в части, касающейся организации и порядка аттестации (но не в части, описывающей экстернат как особую форму обучения – ее теперь нет).

Повторяю – все эти нормы действуют вплоть до их отмены, если не противоречат новому закону. Но надо обратить внимание на это «вплоть». В частности, в Москве, как и в других регионах, планировали принять новый региональный закон об образовании, где нормы могут измениться.

Задача родителей на этом этапе – сохранить нормы о выплате компенсаций в новом законе г. Москвы. Именно на это я бы направлял свои усилия. При этом стоит обратить внимание на то, что многие родители игнорируют. Со строго юридической точки зрения сегодня решение о выплате компенсаций – право региона. Подчеркиваю – именно право, то есть никакой федеральный закон не обязывает регионы это делать. Номинально регион имеет право отменить компенсацию.

— А как же действовать?

Есть только два пути. Один – продемонстрировать убедительно городским законодательным властям, что компенсацию необходимо сохранить, как уже существовавшую гарантию, что это необходимо семьям, что этого требуют справедливость и интересы детей. Возможно, постараться включить своих представителей в процесс доработки проекта нового регионального закона.

Второй – добиться изменения в федеральном законодательстве, возвратив в него норму о компенсации при семейном образовании, действовавшую до 2004 года. На это направлены огромные усилия нашей организации в течение последних трех лет, эта работа продолжается и нуждается в поддержке.

Двигаться стоит в каждом их этих направлений.

— Многие директора школ заявляют, что компенсации были связаны с включением детей в контингент школ, а теперь их не будет.

Такие утверждения не основаны на действующем законодательстве. Московский закон ясен – и его пока никто не отменил. Он никак не связывает компенсацию с включением детей в контингент учащихся (или даже обучающихся) школ. Более того, он не предусматривал никогда отнесения «семейников» к числу учащихся школ. Он говорит (ст. 6 п. 4 Закона г. Москвы «О развитии образования в городе Москве») только о том, что обучающийся-«семейник» закрепляется за школой для сдачи аттестации. Т.е. включение или не включение в какой-либо контингент тут вообще ни при чем.

Другое дело, что действующий закон предусматривает, что закрепляться «семейник» для аттестации, почему-то, может только за государственным образовательным учреждением. Вот это – категорически неправильная норма. Родители «семейника» должны иметь право выбрать для аттестации и негосударственную школу. Такое ограничение выбора прямо противоречит федеральному законодательству – в частности уже упоминавшейся ст. 44 ч. 3 п. 1 нового закона «Об образовании в РФ», а также ст. 63 п. 2 Семейного Кодекса РФ. Более того, оно непосредственно противоречит и нормам международного права, имеющим прямое действие в России – в частности, ст. 13 (3) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, гарантирующих право родителей выбирать не только государственные, но и негосударственные школы для своих детей. Непонятно, почему родители детей, получающих в Москве семейное образование, подвергаются дискриминации при осуществлении этого права. Это необходимо менять.

— Некоторые директора, отказывая в компенсациях, ссылаются на методические рекомендации Департамента образования г. Москвы (письмо от 13.09.2013 № 01-08-2538 /3)…

Эти рекомендации не являются нормативным актом и, в любом случае, не могут ставиться выше конкретных норм закона. Но в рекомендациях ни слова не говорится о компенсациях или о том, что их теперь выплачивать не надо. Это вымысел.

— А что Вы можете сказать об этом документе в целом.

Значительная его часть просто повторяет нормы нового закона «Об образовании в РФ». Но есть и странная «самодеятельность».

В частности, п. 9 рекомендаций, требующий, чтобы родители написали в школу заявление об исключении ребенка из контингента организации (из текста непонятно, имеется в виду контингент обучающихся или учащихся) крайне странен. Такое требование, как я уже выше говорил, не основано на законе и ни из чего не вытекает. В контингенте учащихся ребенок-«семейник» и так числиться не должен, а в контингент обучающихся, напротив, сдавая аттестации экстерном, должен включаться.

Ничего не говорится в рекомендациях о том, что таких детей необходимо зачислять в школу в качестве экстернов – а эта необходимость прямо вытекает из приводившихся выше норм нового федерального закона об образовании. Вообще ничего не говорится о том, что такая аттестация проходится экстерном. Странно, что именно это слово – «экстерн» - выпало из текста рекомендаций в тех местах, где он практически дословно воспроизводит нормы федерального закона, включающие этот термин.

В действительности, исходя из норм федерального закона, школа, получив заявление родителей о выборе семейного образования и организации промежуточной аттестации для ребенка обязана включить его в контингент обучающихся школы в качестве экстерна (или поменять его статус в контингенте с «учащегося» на «экстерна», если он ранее обучался в школе очно) и бесплатно организовать для него промежуточные аттестации экстерном.

В ближайшие недели МОО «За права семьи» подготовит и опубликует основные образцы заявлений и уведомлений для родителей, использующих семейное образование.

Правовой лекторий для учащихся МБОУ Уваровской средней школы - сад

Час общения

«Правовые основы семьи и брака

Подготовила учитель истории Е.М. Синюк

Март 2015г.

«Жениться это значит наполовину

Уменьшить свои права и

Вдвое увеличить свои обязанности».

(А.Шопенгауэр)

1.Семья и брак.

Сегодня на уроке мы рассмотрим интересную и очень важную тему « Правовые основы семьи и брака».

На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разнообразных групп, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

Тема семьи всегда волновала людей во все времена. Волнует она людей и сегодня. Существует огромное количество пословиц и поговорок о семье: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Дерево держится корнями, а человек семьей». Эпиграфом к нашему уроку послужит высказывание Артура Шопенгауэра «Жениться это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». В конце урока, опираясь на знания, полученные на уроке, вам предстоит дать ответ, как вы понимаете это высказывание и согласны ли вы с ним.

Учитель предлагает из курса 8 класса вспомнить, что такое семья. Обобщая выводы учащихся, отвечаем на вопрос «Что такое семья?», после даем определение семьи.

Семья – малая группа людей, основанная на кровном родстве и связанная общностью быта, взаимными правами и обязанностями.

Что объединяет членов семьи? Что дает человеку семья? Что дает государству семья?

Государство защищает семью с помощью закона. Большая роль в регулировании семейных отношений принадлежит праву. В Конституции РФ указано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Важнейшим документом, который регулирует семейные взаимоотношения (супругов, детей, родителей) является Семейный кодекс РФ. В нем установлены правила вступления в брак, его расторжения, указаны права и обязанности членов семьи, которые носят как личный, так и имущественный характер. Конечно, всех взаимоотношений СК регулировать не может.

Для рассмотрения основных принципов семейного права мы проведем работу с Семейным кодексом, (ст.1) заполним таблицу.

Линии сравнения.

Характеристика понятий

Чем характеризуется этот союз?

Добровольный союз

Кто может заключить брак?

Мужчина и женщина

Кому пригадлежит главная роль в этом союзе?

Союз равноправный, все вопрсы решаются по взаимному согласию.

Какова цель союза?

Создание семьи

Какой брак признает государство?

Только зарегистрированный брак в органах ЗАГСа.

Мы с вами подошли к такому понятию, как брак. Что такое брак? Слово брак произошло от древнерусского слова «брачити», что в переводе означает отбирать, выбирать лучшее.

В таблице мы выделили существенные признаки брака. Даем определение браку, опираясь на таблицу.

Брак – это оформленный в законном порядке свободный добровольный, равноправный союз мужчины и женщины с целью создание семьи, в результате которого возникают взаимные права и обязанности супругов.

2. Порядок и условия заключения брака .

Закон требует соблюдать определенный порядок и условия заключения брака. Если предусмотренные законом условия и порядок брака будут нарушены, то такой брак признается недействительным. Российское государство признает лишь брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы ЗАГСа. При наличии уважительных причин этот срок может быть сокращен или увеличен, но не более чем на 1 месяц. При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон, призыве в армию) брак может быть зарегистрирован в день подачи заявления.

Задания учащимся: пользуясь СК (ст.11,12, 13) определяем порядок заключения брака. Далее рассматриваем условия заключения брака. СК (ст. 14) (заполняем таблицу)

(слайд 8).

Условия заключения брака

Обстоятельства, препятствующие заключению брака.

1.Взаимное добровольное согласие.

1. Если одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.

2. Достижение брачного возраста.

2. Между близкими родственниками.

3.Между усыновителями и усыновленными.

4. Если одно лицо признано судом недееспособным (психические расстройства или слабоумие)

Одним из условий признания брака действительным является достижение брачного возраста.

Почему брачный возраст в России устанавливается с 18 лет?

Относится ли к особым обстоятельствам, исключительным случаям беременность невесты, рождение ребенка, опасная командировка? Свой ответ аргументируйте.

Субъекты РФ могут самостоятельно решать вопрос о возможности заключать брак лицами моложе 18 лет. В настоящий момент возможность вступления в брак до 16 лет предусмотрена законами 11 субъектов Российской Федерации: в Ростовской , Московской , Вологодской , Владимирской , Самарской , Калужской областях разрешается снижать брачный возраст до 14 лет, Тверской , Мурманской и Рязанской - до 15 лет, Новгородской , Орловской , а также Башкортостане - без ограничений, связи с исключительными обстоятельствами.

3. Личные и имущественные права и обязанности супругов.

После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности. Они разделяются на личные неимущественные и имущественные. (слайд 9) При определении имущественных прав супругов СК РФ говорит о «законном режиме имущества супругов и договорном режиме имущества супругов» (СК глава 8).
(Проектная деятельность. Учащиеся разбиты на группы, и каждая группа получает задание.)

Задание для группы 1.

Подготовьте объяснение, что такое личные права и обязанности супругов.

(ст.31 и 32 СК РФ)

Задание для группы 2.

Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества.

б) ст.33 -35 СК РФ.

Задание для группы 3.

Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении личного имущества.

а) текст учебника §15 стр.111

б) ст.36 -37 СК РФ.

4. Брачный договор .

Законный режим имущества супругов может быть изменен в результате заключения супругами брачного договора. Мода на брачные договоры началась на Западе. Брачный договор заключали в свое время Наполеон Бонапарт, Вольфганг Амадей Моцарт. Возможность заключения брачного договора в России появилась когда был принят новый СК. Что такое брачный договор? (СК ст.40-41) Что может оговариваться в брачном контракте? (работаем с учебником стр.111). Заключается договор в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. Если брачный договор заключен до государственной регистрации брака, то он вступает в силу только со дня регистрации заключения брака.

Задача для закрепления : Татьяна составила с Олегом брачный контракт, согласно которому все имущество, купленное в браке, принадлежит Тане и останется за ней после развода. Однако через 2 года совместной жизни супруги развелись, и Олег потребовал, чтобы недвижимое имущество было разделено поровну. Он ссылался на нормы СК РФ. Как разрешить конфликт? (Конфликт будет решен на основании брачного контракта.)

5.Расторжение брака.

К сожалению иногда бывает так, что брак дает трещину и семья разводится. Ребята, а как вы думается какие причины могут привести к разводу супругов?

Первое упоминание о разводе встречается в своде законов вавилонского царя Хаммурапи, жившего в 8 веке до н.э. К сожалению, пока количество расторгаемых браков остается очень большим. По статистике распадается каждый третий брак, заключенный в нашей стране. Брак расторгается как в Загсе, так и в суде.

Работа с Семейным кодексом (заполняем таблицу) (СК ст.16 п.1, ст18, ст.19 п.1,2 ст.21 п.1,2). (слайд 13)

В ЗАГСе

В суде

Обоюдное согласие

Один из супругов уклоняется от расторжения брака.

Нет общих несовершеннолетних детей

Есть общие несовершеннолетние дети

Один из супругов признан судом безвестно отсутствующим

Один из супругов признан недееспособным

Один из супругов осужден за совершение преступления на срок свыше 3 лет

В случае смерти супруга

В одном-единственном случае закон ограничивает право супруга расторгнуть брак. Супруг не имеет права без согласия супруги ставить вопрос о расторжении брака во время её беременности и в течение года после рождения ребенка.

Брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде - со дня вступления решения суда в законную силу.

5.Права и обязанности родителей и детей.

Роль супругов – первая, которую играют люди, вступившие в брак. Вторая, ещё более трудная роль - роль родителей: папы и мамы.

С рождением ребенка, супруги вступают в новые правовые отношения - отношения родителей и детей, приобретают права и обязанности родителей. В нормах права закрепилась еще многовековые представления о семье. Древнегреческий философ сказал: «Помните, что ваши дети будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь с своими родителями».

Работа с СК Глава 12 ст.61-66 (права и обязанности родителей)

Права и обязанности родителей и детей.

Родители

Дети

Право и обязанность воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;

Право жить и воспитываться в семье

Право на определение имени, отчества и фамилии, гражданства и национальности, а также местожительства своих детей.

Право на имя, отчество и фамилию

Являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов, в том числе в судах.

Право на защиту прав и законных интересов

Обязаны обеспечивать получение детьми основного общего образования.

Право выражать свое мнение при решении в семье вопроса, затрагивающего его интересы

Право истребовать своих детей от лиц, которые их незаконно удерживают.

Право на общение с родителями и другими родственниками

Право на всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства;

Право иметь собственность, получать содержание от родителей.

Ребенок должен воспитываться в семье, иметь мать и отца. Права и обязанности родителей и детей неотделимы. Права детей одновременно соответствуют обязанностям родителей. И всякий раз, когда интересы детей нарушаются, закон встает на их защиту.

Как вы думаете, почему появилась необходимость законодательного закрепления таких прав?

Заканчивая наш урок, обратимся еще раз к высказыванию философа А.Шопенгауэра эпиграфу нашего урока: «Жениться это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». Как вы понимаете это высказывания, опираясь на знания, полученные на уроке?

Семейное законодательство РФ исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности их судебной защиты.


Цель: Познакомить старшеклассников с основами семейного законодательства РФ, личными правами супругов.

Форма : Нравственно-правовой лекторий.

Участники : Классный руководитель, ученики класса.

Подготовительный этап : Готовясь к классному часу, творческая группа может нарисовать для каждого учащегося сердечки-памятки с пословицами о семье:

Лучше матери друга не сыщешь.

Сердце матери лучше солнца греет.

Ради ребенка мать и в огонь бросится.

У дитя болит пальчик, а у матери — сердце.

Отец сына худому не учит.

Кто слушает родителей, не обеднеет.

Наши родители — не гонители.

Слушай наставления отца-матери — не заблудишься.

Для создания эмоционального фона классного часа классному руководителю следует продумать вопрос о его музыкальном оформлении.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Прекрасное время — юность. Вы, ребята, уже много знаете, много умеете, чувствуете себя взрослыми. Сейчас очень ответственный период вашей жизни. Вы должны решить, какую профессию выбрать, как устраивать свою жизнь. Многих из вас, конечно, волнует вопрос о будущей семейной жизни, каким будет ваш единственный и неповторимый спутник или спутница жизни. Пройдет немного времени, и вы станете мужьями и женами. Создание семьи — очень ответственный шаг в жизни каждого человека. Вы должны знать, что отношения между супругами регулируются не только нравственными, но и юридическими нормами.

Конституцией РФ закреплено положение, согласно которому семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Этот конституционный принцип развивается во многих законодательных актах, но основным является Семейный кодекс РФ.

Семейное законодательство устанавливает правила и условия вступления в брак, порядок прекращения брака, регулирует отношения, которые возникают между супругами и другими членами семьи.

Знание положений семейного законодательства, своих прав и обязанностей обязательно понадобится вам в жизни. Семья начинается с брака. Слово «брак» образовалось от древнерусского «брачити» — отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое.

Каковы условия заключения брака?

По семейному законодательству брак — это союз мужчины и женщины, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (загс) и основанный на взаимной любви и уважении, взаимопомощи и ответственности. Чтобы союз был действительным, закон требует соблюдать определенный порядок и условия заключения брака.

Первое условие — взаимное и добровольное согласие будущих супругов вступить в брак. Это означает, что мужчина и женщина должны принять решение о вступлении в брак самостоятельно, без принуждения, по своей воле.

Второе условие связано с брачным возрастом. В России он составляет для мужчин и для женщин 18 лет. Но, согласно российскому законодательству, если имеются уважительные причины, по решению местных органов власти брачный возраст может быть снижен по заявлению лиц, вступающих в брак, но не более чем на два года (до 16 лет).

Третье условие — брак не может быть заключен, если одна из сторон состоит в другом браке.

Четвертое условие —- не допускаются браки между близкими родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, а также между полнородными (общие мать и отец) и неполнородными (общий один из родителей) братьями и сестрами.

Существует определенный порядок регистрации брака. Он предусматривает личную подачу заявления будущими мужем и женой в загс по месту жительства.

После заключения брака у супругов появляются по отношению другу к другу определенные права и обязанности. Они разделяются на личные неимущественные и имущественные права и обязанности. В ходе классного часа рассматриваются личные права супругов.

Личные права и обязанности супругов

В реализации своих личных неимущественных прав и обязанностей муж и жена равноправны. Обязанности супругов сводятся к тому, чтобы строить свои отношения в семье в духе взаимоуважения и взаимопомощи, заботиться о детях. Также супруги имеют право по личному желанию и взаимному согласию избрать фамилию одного из них. В этом случае фамилия становится общей. Но муж и жена могут оставить свои прежние фамилии.

После обсуждения правовой информации учитель может предложить учащимся тесты, которые помогут им понять свое отношение к будущей семейной жизни.

Тест «Какой вы будущий хозяин?»

1. Можете ли вы приготовить себе завтрак?

а) Да, б) иногда, в) нет.

2. Случается, что иногда вы готовите в выходные дни какое-то блюдо для всей семьи?

а) Да, б) иногда, в) нет.

3. Помогаете ли вы родителям закупать продукты?

а) Да, б) иногда, в) нет.

4. Входит ли в ваши постоянные обязанности покупка различных продуктов питания, например, хлеба?

а) Да, б) иногда, в) нет.

5. Помогаете ли вы родителям в уборке по дому?

а) Да, б) иногда, в) нет.

6. Можете ли вы помочь родителям в покупке бытовой техники?

а) Да, б) отчасти, в) нет.

7. Считаете ли вы, что оба супруга вместе должны заниматься воспитанием детей?

а) Да, б) иногда, в) нет.

8. Можете ли вы самостоятельно починить несложные бытовые приборы в доме или сделать мелкий ремонт?

а) Да, б) иногда, в) нет.

9. Сможете ли вы остаться сам на хозяйстве, если жена, например, будет занята на работе?

а) Да, б) иногда, в) нет.

10.Считаете ли вы, что семья должна проводить свободное время вместе?

а) Да, б) иногда, в) нет.

Теперь подсчитайте количество баллов, учитывая, что ответы а) соответствуют 3 баллам, б) 2 баллам, в) 1 баллу.

26-30 баллов. Похоже, что вашей будущей ж6н6 повезет. Вы будете хорошим хозяином. Ваши усилия должны вознаграждаться хорошим настроением и благодарностью жены.

16-25 баллов. Исходя из ваших ответов ваш вклад в домашнее хозяйство будет не очень большой. Если вы хотите стать хорошим хозяином, вам следует пересмотреть свою позицию по многим вопросам.

10-15 баллов. Пока вы плохо представляете себе, что такое семейная жизнь и обязанности супруга, на котором лежит ответственность за своих близких.

Тест «Какой хозяйкой вы будете?»

1. Представьте, что у вас нет холодильника, телевизора, стиральной машины и нового пальто, а приобрести вы можете только одну из этих вещей. Что бы вы купили?

а) Холодильник, б) телевизор, в) стиральную машину, г) пальто.

2. Часто ли вы заглядываете в шкаф, чтобы навести там порядок?

а) Да, б) нет.

3. Делаете ли вы ежедневную уборку своей комнаты или квартиры?

а) Да, б) нет.

4. Бывает ли так, что когда приходят приглашенные гости, вы еще заняты хозяйственными делам?

а) Да, б) нет.

5. Хватить ли у вас смелости подать гостям подгоревший пирог?

а) Да, б) нет.

6. Доставляет ли вам удовольствие самой готовить?

а) Да, б) нет.

7. Собираясь в магазин, составляете ли вы список необходимых покупок?

а) Да, б) нет.

8. Есть ли у вас фирменное блюдо?

а) Да, б) нет.

а) Да, б) нет.

10. Помогаете ли вы родителям по хозяйству?

а) Да, б) нет.

11. Считаете ли вы, что каждая вещь в доме должна иметь свое постоянное место?

а) Да, б) нет.

12. Сможете ли вы навести порядок в доме без использования бытовой техники?

а) Да, б) нет.

№ вопроса

Ответы, баллы

Интерпретация результатов.

До 155 баллов. К сожалению, вы пока не готовы быть хозяйкой дома. Вы не умеете организовывать свое время и плохо владеете навыками ведения домашнего хозяйства.

156-185 баллов. Вы трудолюбивы и достаточно организованны. Если что-то временно не ладится в хозяйстве, вы сможете это поправить с помощью своих близких.

186 баллов и выше. Вы сможете стать хорошей хозяйкой дома. Вы постоянно наводите в доме порядок, но не забывайте, что хорошая хозяйка не должна видеть цель своей жизни только в домашней работе.

Тест «Готовы ли вы к семейной жизни?»

Отметьте в приведенном ниже перечне то, что вы считаете своими обязанностями в семье:

1. Забота о детях.

2. Проверка домашнего задания.

3. Посещение родительских собраний.

4. Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям.

5. Организация детских торжеств в саду и в школе.

6. Организация семейных праздников.

7. Чтение специальной литературы по воспитанию детей.

8. Выполнение работы по дому.

9. Совместный досуг детей и родителей.

10. Покупка продуктов питания

11. Уборка квартиры.

12. Стирка белья.

13. Ремонт квартиры.

14. Мелкий ремонт по дому.

15. Поддержание контактов с соседями.

16.Планирование семейного бюджета.

17. Покупка одежды и обуви.

18. Покупка мебели, бытовой техники.

19. Уход за домашними животными.

20. Создание благоприятного семейного микроклимата

Обработка результатов теста: каждый отмеченный пункт — 1 балл. 5 и менее баллов. Вы хотите получить не супруга (супругу), а домработника.

От 6 до 14 баллов . Вы можете стать хорошим супругом (супругой), но подумайте, не много ли обязанностей вы хотите переложить на плечи будущего спутника жизни?

15 и выше баллов . Вы уже достаточно хорошо понимаете, что такое семейная жизнь.

В заключение классного часа целесообразно организовать обмен мнениями учеников о состоявшемся разговоре и о том, на какие вопросы они хотели бы получить ответы, а также подарить учащимся заготовленные сердечки-памятки с пословицами о семье...

Семейное право - это совокупность правовых норм, регулирующих семейные, т. е. личные и производственные от них имущественные отношения, возникающими между людьми из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.

Изучение вопросов семейного права в средней школе является особенно актуальным, потому что в настоящее время происходит становление новой системы правового воспитания в школе, а формирование правового сознания молодежи без знания основ семейного законодательства не возможно.

Безусловно, что современный человек должен знать как и всемирную историю становления института защиты прав человека, и международные пакты о правах человека, так и свои личные, гражданские, социальные, экономические и трудовые права. Но всеми этими правами мы пользуемся крайне редко и в конкретных случаях, в то время как семейная жизнь постоянно оказывает влияние на различные стороны жизни человека. Поэтому семейное право необходимо знать не только людям, состоящим в законном браке, но и тем, кто собирается скоро пожениться. К тому же супружество включает в себя помимо прав и множество обязанностей, о которых молодые люди, вступающие в брак, часто почти ничего не знают. А возникающие из-за этого проблемы влияют и на психику человека, и на его трудоспособность и на окружающих его людей.

Центральное место в формировании у учащихся знаний семейного законодательства принадлежит школе, призванной осуществлять направляющую функцию в системе подготовки молодежи к будущей жизни. Однако современное содержание школьного образования не поспевает за стремительно развивающимися потребностями общества.

Среди многих аспектов проблемы формирования правовой культуры семейных отношений у учащихся является знание вопросов семейного законодательства, понимание особенностей правового регулирования отношений в браке, наличие гражданского правового сознания.

Вместе с тем вопросам семейного права в средней школе уделяется недостаточное внимание. Изучение семейного законодательства осуществляется вскользь, бегло. В результате учащиеся средних классов не владеют элементарными понятиями в области семейно-правововых норм, не знают своих прав и обязанностей как детей и как будущих родителей. В итоге получается, что учащиеся, вступая во взрослую жизнь, оказываются к ней не готовы.

Общие вопросы методики изучения права в средней школе изложены в работах А.М. Васильева, А.Б. Венгерова, М.П. Журавлева, Д.А. Керимова, С.А. Морозовой, Е.А. Певцовой и др. Вопросы семейного права были предметом пристального изучения таких ученых, как И.И. Гришина, А.И. Загоровский, Н.М. Нечаева, Л.М. Пчелинцева и др. Однако, не смотря на большое количество работ по данной теме, вопросам преподавания семейного законодательства в средней школе уделено недостаточное внимание.

Семейное право - молодая отрасль права и в теории и методике права еще не накоплен достаточный опыт его преподавания в средней школе. Поэтому актуальность изучения методики преподавания вопросов семейного законодательства не вызывает сомнения.

Объект данного исследования - методика преподавания семейного права

Предмет исследования - процесс изучения вопросов семейного законодательства.

Цель данного исследования - исследование особенностей изучения вопросов семейного законодательства в средней школе.

Согласно цели были поставлены следующие задачи:

Изучить понятие и основные вопросы семейного законодательства;

Рассмотреть методы и приемы изучения семейного законодательства в средней школе;

Исследовать особенности изучения семейного законодательства в средней школе.

База исследования: МОУ СОШ № 128 г. Волгограда.

ВВЕДЕНИЕ

Глава I Семейное право как часть курса «Право» в школе

1.1. Семейное право как отрасль российского права

1.2. Основные положения семейного права

1.3. Преподавание семейного права в курсе «Право» в школе

Глава II Методика преподавания семейного права в современной школе

2.1. Основные методические приемы проведения учебных занятий по семейному праву

2.2. Формы обучения семейному праву в школе

2.3. Средства обучения на уроках семейного права

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Выдержки из текста

Семейное право - одна из традиционных отраслей права Р.Ф. как и другие, включает собственно семейное законодательство, науку семейного права и соответствующую учебную дисциплину. Устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Основной источник семейного права - семейный кодекс Р.Ф. 1995 г.

Актуальность темы – подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни - неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижению определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако многочисленные социологические, педагогические и психологические исследования убеждают нас в том, что это не так, и поэтому готовность девушек и юношей к вступлению в брак и созданию семьи должна стать целью педагогической работы.

Среди многих аспектов проблемы формирования психологической готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших можно выделить правильное понимание учащимися социальной роли семьи и брака в современном обществе, что, в свою очередь, связано с особенностями формирования у них гражданского правового сознания.

Целью написания курсовой работы является исследовать методику преподавания семейного права в школе.

О работе

Укажите верный пароль

Укажите верные результаты вычисления

Пароль на скачивание файла ():

Укажите результаты вычисления:
1 + 2 =

Продажи полностью автоматические. Пароль выдается сразу после завершения процедуры покупки. Для получения пароля на курсовую «Методика преподавания семейного права в школе» произведите оплату.
Внимание!!! Работы могут не соответствовать требованиям к оформлению какого-либо конкретного учебного заведения.
Для получения полноценной курсовой или реферата с вашими требованиями сделайте новой работы.

По всем вопросам обращайтесь по почте или вгруппу .

Выберите удобный для Вас способ оплаты

  • +4% +10 рублей
  • +0.5%
  • +4% +10 рублей
  • +0.8%


Просмотров