Землепользование - это что? Определение понятия. Землепользование

Землепользование - это двоякое понятие. С одной стороны, оно представляет собой свод правил и законов, направленных на правомерное использование земельных фондов, а с другой - распоряжение земельной деятельностью и эксплуатацию земли посредством собственного или наемного труда. Правила землепользования и застройки городов, поселков и районов регламентируются государственными законами, а землепользователь, в отличие от собственника земли, имеет ограниченный круг прав. Об этом и многом другом пойдет речь ниже.

Резюме

Способ использования земельных фондов имеет большое значение как в развитии сельскохозяйственной экономики государства, так и в социальном отношении. Общее количество продуктов, произведенных отдельными хозяйственными единицами, растет тогда, когда землевладелец заинтересован в результатах его труда или труда его подопечных. Вместе с тем, господствующий вид землепользования государства определяет распределение доходов граждан от землевладения в различных общественных классах.

Формы

По формам землепользование классифицируется на:

  1. Рабское хозяйство;
  2. Личное пользование;
  3. Наемный труд или батрачество;
  4. Крепостное хозяйство;
  5. Половничество или аренда.

Историческая справка

Земельная собственность издавна считалась ключевой формой капитала. Она давала владельцу не только средства к существованию, но и власть. Владеть землей мог лишь полноправный гражданин государства, в котором она расположена. В завоеванных странах земельные владения делились между высшими или военными чинами страны завоевателя. Населения разделенных земель становилось рабами или крепостными, которые, как правило, занимались обработкой этой самой земли для своего хозяина.

Феодализм

Феодальные земельные владения классифицировались следующим образом:

  1. Аллод - собственность большой семьи, которая в обязательном порядке должна быть неотчуждаемой и неразделимой.
  2. Феод - территории, которые сеньор пожаловал вассалу в наследственное владение, при условии, что вассал будет добросовестно нести придворную, военную или административную службу у сеньора.
  3. Ординат - наследственный переход земельных владений магната-ордината, его старшему сыну, в качестве неделимого и неотчуждаемого имущества.
  4. Фригольд - пожизненное или наследственное свободное владение, в Англии средних веков.
  5. Альменда - земельные угодья в Западной Европе средних веков, находящиеся в общем пользовании (не делились) всех членов той или иной общины. К таким землям могли относиться: леса, луга, пустоши, водоемы и прочее.
  6. Сервитут - ограниченное право на пользование чужой землей.
  7. Издольщина - аренда земли, плата за которую была равна предварительно оговоренной доле урожая полученного с нее.
  8. Испольщина - вариант издольщины, арендная плата при котором равна половине урожая.

Сопутствующие понятия

Рассмотрим основные понятия, с которыми мы можем столкнуться, обсуждая особенности и правила землепользования.

Землепользователь - лицо (физическое или юридическое), которое имеет право на пользование земельным участком. Оно может быть бессрочным, долгосрочным или же временным.

Аренда земли - форма землепользования, которая предполагает, что владелец участка предоставляет право на его пользование другому лицу за определенную плату, на определенный срок.

Земельный сервитут - разновидность вещного права на землю, предполагающая, что лица, не являющиеся собственниками участка, могут пользоваться землей оговоренным в соглашении образом. Обычно сервитут используется в случаях, когда нужно получить право на проезд или проход через чужой участок, или же прокладывание по нему трубопроводов и прочих коммуникаций. При этом владелец земли сохраняет право на пользование и распоряжение своим участком.

Землеустройство - комплекс мероприятий, направленных на урегулирование землепользования и организацию охраны земельных участков. Именно совокупность мероприятия землеустройства делает землепользование упорядоченным и открывает возможности для внедрения новых систем ведения хозяйства.

Разрешенное использование участка земли - полный перечень задач, решать которые разрешается на определенном участке земли. Составляется на основании схемы зонирования территории.

Регистрация землепользователя - запись в земельной книге и государственном земельном кадастре о правах юридических и физических лиц в отношении определенного участка земли. Данная запись имеет установленное содержание и является главным правоустанавливающим документом. Зарегистрированные земли получают гарантированную защиту правительства.

Земли сельскохозяйственного назначения - земли, находящиеся за чертой поселения и представляющиеся для реализации сельскохозяйственных нужд.

Классификация земель

Землепользование - это форма управления и распоряжения земельными участками с целью извлечения из них прибыли или полезных свойств. Реализовать землепользование можно путем:

  1. Рациональной организации территорий;
  2. Свободного хозяйствования;
  3. Защиты земельных фондов от разрушительных и загрязняющих факторов;
  4. Использования полезных ископаемых, обнаруженных на определенном участке;

Правила землепользования строго оговаривается в соответствующих законодательных актах.

Категорией земель называют часть единого государственного земельного фонда, которую выделяют под основное целевое назначение. Категория земель всегда имеет определенный правовой режим. По функциональному назначению земли бывают:

  1. Сельскохозяйственного назначения.
  2. Территория населенных пунктов.
  3. Транспортного, промышленного и прочего подобного назначения.
  4. Историко-культурного, природоохранного и рекреационного фонда.
  5. Лесного фонда.
  6. Водного фонда.
  7. Земли запаса.

Сельскохозяйственные земли

Земли сельскохозяйственного назначения являются главным и наиболее масштабным объектом землепользовательских отношений, поэтому на них стоит остановиться отдельно. К землям сельскохозяйственного назначения относят не только сельскохозяйственные угодья, но и территории, на которых расположены:

  1. Коммуникации.
  2. Внутрихозяйственные дороги.
  3. Древесно-кустарниковая растительность, предназначенная для защиты земель от негативных техногенных, антропогенных и природных явлений.
  4. Замкнутые водоемы.
  5. Всяческие здания и сооружения, используемые для хранения и переработки продуктов сельского хозяйства.

Сельскохозяйственными угодьями называют участки земли, используемые для производства сельскохозяйственной продукции. Угодья делятся на: многолетние насаждения, пашни, сенокосы и пастбища. Также они могут быть орошаемыми и неорошаемыми.

Пастбища

Отдельного внимания заслуживают пастбища. Они представляют собой участки земли с травянистой растительностью, которые регулярно используются для выпаса травоядных животных. До распространения практики механизации сельского хозяйства пастбища служили основным источником пищи для лошадей и рогатого скота. Пастбища по сей день применяются для выпаса животных, особенно в тех регионах, где из-за засушливого климата земля не подходит для других видов сельскохозяйственного производства.

По виду рельефа пастбища делятся на: суходольные, заболоченные, обводненные и прочие. А по степени обработки - на культурные и естественные. Культурные пастбища создаются посредством засевания пашни травами, обладающими высокой питательной ценностью.

Управление земельными ресурсами

Землепользование - это довольно динамичный процесс. Дело в том, что земельные ресурсы постоянно претерпевают количественные и качественные изменения, связанные с неизбежным истощением земли, сменой способов ее использования и воздействием разных природных процессов. Отсюда возникает необходимость в фиксации всех изменений, и своевременном внесении корректив в учетные, регистрационные и оценочные документы, которые являются основой кадастровой системы и обеспечивают эффективное управление земельными фондами.

Под эффективным управлением подразумевается организованное землепользование, адаптированное к экономическим, социальным, и, конечно же, экологическим условиям. Правила землепользования и застройки поселения должны учитывать все особенности конкретного участка земли. В практике землепользования также фигурируют такие понятия, как рациональное и оптимальное землепользование.

Оптимальные землепользование и застройки предполагают использование максимального функционального потенциала земель, который возможен в конкретных природных условиях, при минимальных затратах, без негативных последствий. Практика показывает, что осуществление такого подхода маловероятно, так как любое вторжение в окружающую среду, даже если оно не оставляет видимых следов, приводит к изменению природной ситуации.

Рациональное сельское и городское землепользование - более реальное понятие. Оно предполагает, что в процессе производства все землепользователи будут достигать наибольшего эффекта в достижении своих целей, учитывая при этом соображения охраны земель и оптимального взаимодействия с природой. Нерациональное землепользование выражается в:

  1. Нецелевом использовании земель.
  2. Использовании, которое ведет к снижению плодородия и истощению земли.
  3. Использовании, которое ведет к ухудшению экологической ситуации.

Таким образом, рациональное землепользование - это пользование максимально возможным функциональным потенциалом земли при минимальных затратах и сохранности плодородия.

Нормы отвода земли

Кроме заботы об экологической ситуации и сохранности плодородия, учитываются также нормы отвода земель. Правила землепользования и застройки сельского поселения предполагают соблюдение количественных и качественных критериев рационального использования. К количественным критериям относят экономное использование земли и такое же экономное размещение на ней объектов недвижимости. К качественным критериям относится:

  1. Сохранение плодородного слоя в случае необходимости разрушения почвы.
  2. Ограничение на использование сельскохозяйственных угодий в несельскохозяйственных целях.
  3. Увеличение плодородия почв как обязанность землепользователя.
  4. Защита почв от загрязнений, заражений и эрозии.
  5. Отвод под несельскохозяйственные нужды земель, которые не пригодны для сельскохозяйственной деятельности.

Расширение сельскохозяйственных площадей

Правила землепользования сельских поселений основаны на приоритете земель сельскохозяйственного назначения. Следовательно, расширение площадей под выращивание растениеводческой продукции должно поощряться правительством. Главное, чтобы это расширение не противоречило правилу, запрещающему превышение предельно допустимой нагрузки на окружающую среду.

Показатель рациональности землепользования

Данный показатель состоит из двух составляющих. Первая - правильный выбор приоритетной функции конкретного участка. И вторая - наличие лимитирующего фактора, который препятствует реализации приоритетных или максимально продуктивных функций.

Приоритетная функция представляет не что иное, как целевое использование земли. Данный фактор непостоянен, он может колебаться, в зависимости от изменения экологической, экономической или какой-либо другой ситуации. Примером тому может послужить изъятие земель и смена их целевого использования в связи с дорожными, коммуникационными или строительными работами, расширением площади зеленых зон, и так далее. Правила землепользования и застройки района предполагают, что в случае смены вида деятельности землепользователя, владелец участка должен быть в обязательном порядке осведомлен об этом, а если он может понести потери - они должны компенсироваться.

Лимитирующим факторами называют свойства почвы, снижающие ее функциональный потенциал. К ним, кроме климатических факторов, относят: рельеф, чересполосицу, мелкоконтурность, высокий уровень пестроты покрова почвы и тому подобное. При этом именно рельеф является важнейшим фактором, определяющим землепользование сельских поселений.

Нерегистрируемое землепользование

Существуют примеры нерегистрируемого пользования землями, которые не всегда считаются самозахватом. В таком случае используют понятие «стихийное землепользование», которое обозначает использование участка без ведома землевладельца и оформления соответствующей документации. Примером стихийного землепользования могут выступить: туризм, разработка земель под огороды, использование неосвоенных минеральных источников и прочее.

1

Статья посвящена исследованию междисциплинарной научной категории «землепользование». С позиций географической науки дано определение региональной системе землепользования, рассмотрена ее структура и классификация (виды, типы). Проведен анализ теоретических подходов изучения трансформации системы землепользования. Предложены основные методы, позволяющие выявить особенности механизма трансформации и определить основные направления развития трансформационных процессов.

система землепользования

трансформация

оптимизация

1. Большой российский энциклопедический словарь: энциклопедия. – М.: Большая Рос. энцикл., 2003. – 1887 с.

2. Земельные ресурсы: географическая концепция изучения / С.Г. Покровский, Г.Д. Мухин, А.Е. Осетров, В.А. Углов // Вестник Моск. университета. Сер. 5. геогр. 2001. № 3. – С. 14-19.

3. Земельный кодекс Российской Федерации. – М.: Изд-во «Приор», 2002. 80 с.

4. Иванов Ю.Г., Кочуров Б.И. О содержании теории землепользования // Проблемы региональной экологии. – № 3. – 2004. – С. 84-88.

5. Региональное природопользование: методы изучения, оценки, управления / П.Я. Бакланов, П.Ф. Бровко, Т.Ф. Воробьева и др.: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 160 с.

6. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990. – 637 с.

Изучение трансформационных процессов имеет особую актуальность не только для организации рационального природопользования отдельных регионов России, но и всей страны в целом. Происходящие с начала 1990-х годов кардинальные изменения политического, экономического и социального характера затронули все сферы хозяйствования населения, вызвав структурные изменения, а вместе с тем конфликты и противоречия в территориальных системах природопользования. Существенным изменениям, на наш взгляд, подверглась система землепользования, являющаяся пространственной основой осуществления любой деятельности, в том числе производства сельскохозяйственной продукции. Коренным образом поменялись правовые, экономические, организационно-хозяйственные и экологические условия землепользования, позволяющие говорить о трансформационных процессах в данной области, продолжающихся до сих пор.

В большинстве исследований землепользование рассматривается как сельскохозяйственное использование земельных ресурсов. Намного меньше работ, исследующих систему землепользования как совокупность видов использования земельных ресурсов на определенной территории: сельскохозяйственное землепользование, лесохозяйственное, рекреационное, промышленное, селитебное и т.д., в зависимости от целей, для которых используются земельные ресурсы . В таких случаях объективнее проследить основные изменения, происходящие именно в системе землепользования, а не только с позиций сельскохозяйственного производства. Данное направление географических исследований, на наш взгляд, является актуальным и перспективным, поскольку имеет и теоретический, и прикладной аспект, позволяет выявить особенности механизма трансформации, определить основные направления развития трансформационных процессов и на этой основе предложить пути оптимизации системы землепользования конкретного региона.

Цель исследования: выявление теоретико-методических особенностей изучения трансформационных процессов в региональной системе землепользования.

Результаты исследования. Прежде всего, следует дать определения понятиям «землепользование», «система землепользования» и «трансформация».

В Российском энциклопедическом словаре землепользование - это «пользование землей в установленном законом порядке» . Современный Земельный кодекс РФ почти не употребляет понятие «землепользование», заменяя его понятием «отношения по использованию и охране земель» (ст. 1 Земельного Кодекса РФ) .

Ученые категорию «землепользование» трактуют по-разному. Н.Ф. Реймерс определял землепользование как: 1) порядок, условия и формы эксплуатации земель (юрид.); 2) совокупность земельных участков, эксплуатируемых землепользователями (адм.) .

Объект права пользования - земельный участок, используемый для определенных целей и ограниченный на местности. Он характеризуется сочетанием природных условий и особенностей хозяйственной или иной деятельности людей.

Деятельность - порядок, условия и формы эксплуатации земель - совокупность природно-хозяйственных (или чисто хозяйственных) процессов, отличающихся по содержанию и интенсивности проявления.

По определению Ю.Г. Иванова, Б.И. Кочурова пользование землей на основе осознанных общезначимых потребностей, регулируемое законодательными нормами и организованное территориально, составляет процесс землепользования.

Таким образом, землепользование - это процесс использования земельных ресурсов для различных целей (производства сельскохозяйственной продукции, размещения населенных пунктов, промышленных объектов, различных коммуникаций, добычи полезных ископаемых, рекреационных целей и др.), осуществляемый на основе законодательных норм и правил.

При разработке исследовательской концепции мы исходили из теоретических представлений о землепользовании как региональной системе, представляющей собой совокупность видов использования земельных ресурсов на определенной территории и включающей четыре основных компонента: экологический, территориальный, экономический и правовой (рис. 1). Экологический компонент определяет круг вопросов, характеризующих связи в системе «человек - земельные ресурсы», а также обусловленных воздействием хозяйственной деятельности на состояние земельных ресурсов (проблемы землепользования). Территориальный компонент отвечает за территориальную организацию землепользования, рациональную организацию территории (землеустройство). Экономика землепользования и земельное право тяготеют к общественной сфере и затрагивают вопросы собственности на землю, регламента (правил) землепользования, кадастровой стоимости земель, арендной платы и др.

Структурная схема региональной системы землепользования

На приведенной схеме региональная система землепользования подразделяется на виды и типы. Вид землепользования определяется природными и социально-экономическими предпосылками и отличается один от другого разными целями использования земельных ресурсов (существуют сельскохозяйственный, лесохозяйственный, промышленный, рекреационный, селитебный и др. виды землепользования). А тип землепользования - категория качественная - определяется экстенсивными и интенсивными факторами. Различают, как правило, экстенсивный и интенсивный типы землепользования.

Основной структурной составляющей региональной системы землепользования являются земельные ресурсы, которые выступают одновременно как территории, на которых осуществляется производственная деятельность (пространственный базис труда), а также как предмет и средство труда, т.е. средство производства в сельском и лесном хозяйстве, рекреационном природопользовании и т.д., поэтому важность их рационального использования для устойчивого развития региона трудно переоценить.

Особую актуальность научное обоснование проблемы оптимизации землепользования приобретает в условиях различных трансформационных процессов в регионах, когда происходит перераспределение и изменение целевого назначения земель. Причиной таких трансформаций может являться реализация крупных инвестиционных проектов: освоение месторождений полезных ископаемых, строительство промышленных предприятий, транспортных путей, туристско-рекреационных комплексов и др. При этом важно определить оптимальный (из всех возможных) вариант использования земельных ресурсов (поскольку перевод угодий из одной категории в другую часто необратим), и сохранить наиболее ценные сельскохозяйственные земли.

Трансформация - это преобразование, количественно-качественные изменения системы землепользования, приводящие к изменению ее структуры, перестройке всех ее компонентов. Можно сказать, что трансформация - это уже свершившийся факт, в то время как трансформационные процессы характеризуют особенности происходящих преобразований.

Исследования, касающиеся проблемы трансформации территориальных систем, можно подразделить на работы, посвященные природным и социально-экономическим системам. В физико-географических исследованиях широко рассматриваются вопросы трансформации ландшафтов, динамики геосистем (Исаченко А.Г., Сочава В.Б., Зейдис И.М., Кружалин В.И., Симонов Ю.Г. и др.). В экономико-географических работах большое внимание уделяется изменениям, произошедшим в территориальной организации общества в постсоветское время (Гранберг А.Г., Дружинин А.Г., Зубаревич Н.В., Колосов В.А., Кузнецова О.В., Нефедова Т.Г., Пилясов А.Н., Стрелецкий В.Н., Трейвиш А.Н. и др.); теоретические вопросы трансформации территориальных социально-экономических систем разрабатываются в меньшей степени (можно отметить работы Бакланова П.Я., Мажар Л.Ю., Шарыгина М.Д. и др.).

Многочисленны исследования в междисциплинарной научной области - природопользовании, и землепользование, как один из его видов, не является исключением. Следует отметить, что трансформация системы землепользования рассматривается учеными - представителями разных наук по-разному: юристами - с позиций земельного права (Боголюбов С.А., Краснова И.О., Крассов О.И. и др.), экономистами - с позиций оценки земли (Варламов А.А., Волков С.Н., Комов Н.В.), историками - развитие и становление земельных отношений (Кауфман А.А., Скляров Л.Ф., Шунков В.И. и др.), представителями аграрной науки - с позиций производства сельскохозяйственной продукции и изменения свойств почв (Бурлакова Л.М., Костычев П.А., Стебут И.А. и др.). В географических исследованиях землепользование, как правило, рассматривается комплексно, территориально и полимасштабно, анализируются современное использование земельных ресурсов, существующие проблемы и предлагаются различные пути рационализации (Зархина Е.С., Зворыкин К.В., Каракин В.П., Красноярова Б.А., Крючков В.Г., Николаев В.А., Покровский С.Г., Ракитников А.Н. и др.).

За рубежом работы, посвященные трансформационным процессам, в том числе в сфере землепользования, активно проводятся в странах Восточной Европы и постсоветских государствах, столкнувшихся с теми же проблемами, что и Россия (I. Bicik, L. Jelecek, P. Mares и др.). В рамках Международного географического союза действует специальная Комиссия по землепользованию и изменению земельного покрова (IGU LUCC commission), одной из главных задач которой является развитие географических исследований в области землепользования на разных уровнях: от локального до глобального.

Изучение трансформационных процессов - сложная и многоаспектная задача, требующая использования разнообразных методических подходов. В географических исследованиях в качестве основного используют общепризнанный системный подход, опирающийся на территориальный и пространственный, позволяющие рассматривать объект исследования как сложное системное образование, состоящее из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, развивающихся как единое целое, с учетом территориальной дифференциации.

С позиций системного подхода для изучения трансформационных процессов региональной системы землепользования применимы методы: историко-географический, сравнительно-географический, районирования, картографический, статистический (кластерный анализ) с использованием геоинформационных технологий.

Историко-географический метод позволяет изучить процесс формирования и развития региональной системы землепользования в пространственно-временном масштабе, выявить особенности региональной системы землепользования на разных этапах становления с учетом влияния конкретных условий и факторов.

Метод районирования, как важнейший метод пространственного анализа, позволит дифференцировать территорию региона на районы, различающиеся между собой особенностями трансформации системы землепользования.

Кластерный анализ статистических показателей состояния системы землепользования и сравнительно-географический метод дадут возможность выявить территории в пределах одного региона, где процессы трансформации имеют одинаковый или различный характер.

С помощью картографического метода и ГИС визуализируются качественные и количественные характеристики процесса трансформации региональной системы землепользования, его территориальные особенности.

Использование данного методического аппарата поможет выявить причины и специфику происходящих трансформационных процессов в региональной системе землепользования и предложить основные мероприятия для ее оптимизации.

Заключение

Изучением процессов землепользования, систем землепользования занимаются представители разных наук, что обусловлено положением данной научной категории на стыке общественной и естественной отраслей знания. Особенностями географических исследований являются комплексность и территориальность, а также возможность полимасштабного рассмотрения изучаемых явлений и объектов.

На наш взгляд, региональная система землепользования представляет собой совокупность видов использования земельных ресурсов на определенной территории и включает четыре основных компонента: экологический, территориальный, экономический и правовой. Трансформация - это преобразование, количественно-качественные изменения системы землепользования, приводящие к изменению ее структуры, перестройке всех ее компонентов.

Изучение трансформационных процессов региональной системы землепользования является актуальным и перспективным в географических исследованиях, поскольку имеет и теоретический, и прикладной аспект, позволяет выявить особенности механизма трансформации, определить основные направления развития трансформационных процессов и на этой основе предложить пути оптимизации системы землепользования конкретного региона.

Библиографическая ссылка

Шарабарина С.Н. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12-4. – С. 361-364;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34612 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Объекты права землепользования. Обладатели права землепользования. Основания возникновения права землепользования. Содержание права землепользования. Право пользования землей – совокупность норм земельного права устанавливающих порядок и условия пользования землей гражданами и юридическими лицами их права и обязанности.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Российский государственный педагогический университет

имени А.И. Герцена

Факультет биологии

Реферат

На тему: Землепользование

Выполнила студентка 5 группы 2 курса

Факультета биологии

Заломаева Екатерина

Введение

Глава 1 Правовое регулирование землепользования

1.1 Понятие землепользования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Право пользования землей – совокупность норм земельного права, устанавливающих порядок и условия пользования землей гражданами и юридическими лицами, их права и обязанности.
Это также институт Общей части земельного права, положения которого развиваются в Особенной части, где речь идет об использовании земель разной категории. Данный институт является главным, с точки зрения рационального использования земель.
Институт права землепользования выполняет две основные функции – экономическую и экологическую. Экономическая функция состоит в наиболее полном и эффективном использовании земель с наименьшими материальными затратами. Экологическая функция состоит в бережном отношении к земле, другим природным ресурсам, их восстановлении, воспроизводстве и охране. Когда обе эти функции реализуются, землепользование становится рациональным. То есть рациональное землепользование включает две группы требований: научно-обоснованное эффективное использование земли для достижения определенных целей и обеспечение охраны окружающей среды и её объектов в процессе землепользования. Конкретные требования по рациональному использованию земле устанавливаются применительно к отдельной категории.

Исходя из целевого назначения земель, можно выделить несколько видов землепользования – сельскохозяйственное, промышленное, лесохозяйственное и другие.
Земля сельскохозяйственного землепользования подразделяется на несколько типов: земли, занятые коммуникациями, сельскохозяйственные угодья, внутрихозяйственные дороги, водоемы, растительность, здания и сооружения, необходимые для производства и хранения продукции.
Земли промышленного назначения используются для размещения объектов производственной, промышленной и социальной инфраструктуры, систем коммуникации и транспорта. Не допускается размещение жилых строений. Проекты пользования промышленными землями обычно проходят процедуру оценки воздействия на среду и экологическую экспертизу.
Экономические отношения, возникающие в области землепользования – результат земельной политики. Критерий эффективности земельной политики отражает рост благосостояния общества. Опыт экономически развитых стран показывает, что важное условие для эффективного использования земли – это развитие земельного рынка. Интенсивность же землепользования не должна выходить за разумные рамки, иначе это приведет к ухудшению экологической ситуации, потере ресурсов, снижению ценности земли.

1.1 Понятие землепользования

Землепользование в гражданском и земельном кодексах РФ – это юридическая форма использования земли в целях, как правило, не связанных с сельским хозяйством. Землепользователи имеют в отношении земли значительно меньше прав, чем собственники и землевладельцы.

Землепользование, это пользование землей в установленном законом порядке: временное или целевое .

Самым распространенным видом землепользования сегодня является аренда . Земельные участки могут предоставляться в краткосрочную, в долгосрочную аренду, в соответствии с договором аренды или в аренду с правом выкупа.

Законом предусмотрено право арендатора на субаренду, перенаем, предоставление в безвозмездное пользование, передача арендных прав в залог и использование этих прав в качестве вклада в уставной капитал или паевого взноса.

Еще один вид землепользования – постоянное или бессрочное . На территории городов этим видом землепользования пользуются исключительно государственные и муниципальные учреждения, предприятия и органы власти.

Формой платы за землепользование, как правило, является земельный налог и арендная плата .

1.2 Объекты права землепользования

Объектами права землепользования являются:

Земля как природный объект и природный ресурс

Земельные участки

Части земельных участков

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской федерации подразделяются на следующие категории и используется в соответствии с установленным для них целевым назначением:
1. земли сельскохозяйственного назначения;
2. земли населённых пунктов;
3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4. земли особо охраняемых территорий и объектов;
5. земли лесного фонда;
6. земли водного фонда;
7. земли запаса.

1.3 Обладатели права землепользования

Правом землепользования обладают:

Граждане

Юридические лица

Российская Федерация и её субъекты

Муниципальные образования,

А также лица, чьи права определяются в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами:

Иностранные граждане

Лица без гражданства

Иностранные юридические лица.

В соответствии с правом на владение землёй различают следующие лица:

Собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков.

Землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

Землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения.

Арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды.

Обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.

(Согласно ст.5 ЗК РФ)

1.4 Основания возникновения права землепользования

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с ГК РФ права на земельный участок возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, или не предусмотренным законом, но не противоречащих ему.

Право на земельный участок может возникнуть из акта государственного органа или органа местного самоуправления, наделенных полномочиями предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Права на земельный участок могут возникнуть также из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, а также в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.

Гражданское законодательство предусматривает также возможность возникновения на основе иных действий граждан и юридических лиц, к которым можно отнести приобретение земельных участков, на основании приобретательной давности. Согласно ст. 234 ГК РФ содержание приобретательной давности заключается в следующем: лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Право может возникнуть и вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. В данном случае речь может идти, например, о приобретении права на земельный участок, принадлежавшего умершему, в порядке наследования по закону. В этом случае смерть правообладателя является указанным событием.

Важно отметить, что право на земельный участок возникает не из одного, а из совокупности оснований. Это связано с тем, что для приобретения права на земельный участок необходимо осуществление не одного, а нескольких взаимосвязанных действий. После заключения договора, принятия судебного решения, решения уполномоченного органа о предоставлении права на земельный участок следует государственная регистрация, как особое действие, без которого права на земельный участок не возникают.

Законодательством установлены также и особые случаи возникновения государственной и муниципальной собственности на земельные участки. Возникновение права собственности в данных случаях также имеет комплекс оснований.

Одной из наиболее существенных процедур административного характера, вслед за которыми последует возникновение федеральной, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности на землю, является разграничение государственной собственности на землю.

Право государственной или муниципальной собственности может также возникнуть в результате выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при изъятии земельного участка при нарушении собственником земельного законодательства, конфискации земельного участка, реквизиции земельного участка. В данном случае в основании возникновения права государственной собственности находятся решения соответствующих органов власти, а также судебные решения о принудительном прекращении права собственности граждан или юридических лиц.

Право муниципальной или государственной собственности может также возникнуть и на бесхозяйный земельный участок на основании решения суда.

Завершающим этапом возникновения права собственности во всех этих случаях будет государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности.

Также право на землю может возникнуть на основании договора аренды. Аренда – это форма имущественного договора, при которой собственность передаётся во временное владение и пользование (или только во временное пользование) арендатору за арендную плату.

По законам РФ срок договора аренды устанавливается соглашением сторон и фиксируется в договоре. Если же срок в договоре не определён, то такой договор считается заключённым на неопределённый срок. Такой случай позволяет сторонам договора в любое время отказаться от его исполнения, но заранее предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца.

  • Бессрочный: срок договора не определён соглашением сторон
  • Долгосрочный: 5-49 лет
  • Среднесрочный: 1-5 лет
  • Краткосрочный: до 1 года

Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его
уведомления , если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. Также арендатор земельного участка имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

(согласно ст 22 ЗКРФ)

1.5 Содержание права землепользования

В зависимости от целевого назначения участка собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право:

Самостоятельно хозяйствовать на земле;

Использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды;

Возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

Собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;

В установленном порядке производить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;

На компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Наряду с правами указанные субъекты несут обязанности:

Эффективно использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

Осуществлять комплекс мер по охране земель в соответствии с земельным законодательством;

Своевременно вносить плату за землю;

Не нарушать прав других субъектов земельных отношений, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

Своевременно представлять в соответствующие государственные органы установленные законом сведения о состоянии и использовании земель;

Вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными правилами и по согласованию с заинтересованными государственными органами.

(согласно ст. 42 ЗК РФ)

Заключение

Проанализировав законодательство Российской федерации, а так же учебную литературу по данной теме, можно сделать следующие выводы:

Под правом землепользования в объективном смысле понимается институт земельного права, содержащий правовые нормы, регулирующие общественные отношения в области использования земель. В субъективном смысле право землепользования - это совокупность правомочий, возникающих у конкретных субъектов земельных правоотношений в связи с предоставлением им в пользование земельных участков;

Объектом права землепользования могут быть земли, находящиеся в государственной собственности, и индивидуально обособленные в установленном порядке определенные земельные участки, предоставленные гражданам или юридическим лицам в пользование для определенной цели;

Основные права и обязанности землепользователей сформулированы в Земельном кодексе, круг специфических прав и обязанностей установлен многочисленными подзаконными нормативными актами;

Права на земельные участки возникают по основаниям: предоставление земли в пользование ее собственником, владельцем и даже пользователем, переход прав на объекты, непосредственно обслуживаемые земельными участками или имеющие к ним отношение, договор.

Список используемой литературы

1. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ

2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ

3. «Земельное право»: Учебник - Боголюбов С.А., 2008г.

4. «Экологическое право»: Учебное пособие – Н.В. Кузнецова 2000г.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

. 732 KB

Введение

С древнейших времен и до наших дней земля составляет основу существования человеческого общества. Как бы не менялись исторические эпохи, земля всегда была важнейшим первичным фактором производства, а рождаемая ее сельскохозяйственная продукция - материальной основой жизни. Земля служит также пространственным базисом для размещения производственных сил и расселения людей. В ближайшей перспективе, несмотря на колоссальные успехи научно-технического прогресса, достижения биологии, химии, генной инженерии, земельные ресурсы останутся фундаментом человеческой цивилизации. В связи с этим важнейшими являются вопросы учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

1. Социально-экономическая сущность землепользования

Ключом для правильного уяснения экономической сущности землепользования является характер материального производства как объективного (производительного) и субъективного (личного потребления). Производительное потребление средств производства происходит в процессе производства, поэтому процесс производства можно рассматривать как процесс производительного потребления средств производства: “...производство есть потребление средств производства, которые используются, изнашиваются, а отчасти (как, например, при сжигании) вновь распадаются на основные элементы”.

Земля как естественно-историческое тело, будучи вовлечена в сельскохозяйственное производство, выступает главным средством производства, являясь предметом труда и орудием производства, при помощи которого человек производит необходимые ему продукты. Производительное потребление земли следует рассматривать как функционирование ее, поскольку земля является вечным средством производства и при правильном использовании не изнашивается, не теряет своих полезных качеств. С землей, всеобщим предметом труда, в процессе ее функционирования неразрывно связаны другие средства производства: производственные здания, дорожно-мостовые устройства, каналы и др. Функционирование земли как средства производства и производства средств производства, неразрывно связанных с землей, в процессе общественного производства выражает экономическую сущность землепользования в широком смысле слова. Например, функционирование земли как средства производства во всем аграрном секторе составляет экономическую сущность землепользования сельскохозяйственных предприятий. Конкретные его формы в отдельных сельскохозяйственных предприятиях могут отличаться большим разнообразием, однако всегда определяющим началом является способ производства, который создает соответствующие ему формы пользования или владения землей.

Таким образом, в определение экономической сущности землепользования сельскохозяйственного предприятия следует положить следующие основные признаки:

1) производительное потребление (функционирование) земли как

средства производства и средств производства, неразрывно связанных

с землей в процессе производства;

2) социальный тип хозяйства, в котором функционирует земля как

средство производства.

Применив это определение к конкретным сельскохозяйственным предприятиям, понятие землепользования можно сформулировать следующим образом. Под экономической сущностью землепользования сельскохозяйственного предприятия следует понимать функционирование земли как средства производства и средств производства, неразрывно связанных с землей, в процессе расширенного воспроизводства предприятия в целом. Сложившаяся социальная система сельского хозяйства базируется на различных формах земельной собственности - государственной, коллективной и частной. Сельскохозяйственные предприятия представлены различными типами хозяйств, которые по социальной форме имеют определенные отличия.

Cоциальная сущность землепользования определяется установленными производственными и земельными отношениями, формами земельной собственности и хозяйствования на земле.

2. Правовые основы землепользования

Порядок, условия и формы использования земли определяются и зависят от экономических отношений, складывающихся в процессе производства. “Как политическое, так и гражданское законодательство, - указывал К. Маркс, - всегда только выражает, протоколирует требования экономических отношений”.

Правовые земельные отношения являются отражением экономических условий жизни общества, содержание которых определяется земельными экономическими отношениями. Земельные экономические отношения, складывающиеся в обществе, отражаются в правовых отношениях, в результате чего в земельном законодательстве устанавливаются условия и порядок землепользования.

Если землепользование - земельная территория, закрепленная за конкретным землепользователем, - определяет порядок пользования землей как предметом труда и средством производства, то право землепользования - это совокупность правовых норм, определяющих установление соответствующих прав и обязанностей землепользователей, условия и порядок владения, пользования.

Все права и обязанности землепользователей четко закреплены в Земельном кодексе РФ. Они гласят о том, что:

    Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 23 настоящего Кодекса права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяются договором, права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.

В соответствии с Земельным кодексом РФ собственники земельных участков, имеют право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством;

5) на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

    использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

    сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

    осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

    своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

    своевременно производить платежи за землю;

    соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

    не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

    выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Охрана земель

Охрана земель включает систему правовых организационных экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное

использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы

осуществляют:

    1) сохранение почв и их плодородия;

    2) защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

    3) защиту сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

    4) ликвидацию последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

    5) сохранение достигнутого уровня мелиорации;

    6) рекультивацию нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

    7) сохранение плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В плане охраны земель создается механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечение собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных

участков.

В интересах охраны здоровья человека, окружающей среды и для оценки

В земельном законодательстве нашей страны указано, что промышленные

и строительные предприятия, организации и учреждения обязаны не допускать загрязнения сельскохозяйственных и других земель производственными и другими отходами, а также сточными водами. Каждое производство должно строиться по замкнутым безотходным циклам. В связи с этим землепользователи, занимающиеся добычей полезных рудных и нерудных ископаемых, обязаны в комплексе мероприятий предусматривать проведение рекультивации земель, т. е. восстановление различными выработками нарушенных площадей.

4. Землепользование и земельный участок

Землепользование - форма распоряжения землей с целью извлечения из земли полезных свойств или дохода путем: - свободного хозяйствования; - рациональной организации территории; - защиты земель от процессов разрушения и загрязнения; - использования имеющихся на участке общераспространенных полезных ископаемых.

Земельный участок - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Вещественным содержанием землепользования являются земельные угодья, выступающие в двух формах. С одной стороны, земля как материя, с другой - земля как капитал. Земля как материя вечна и незаменима. “Количество земли-капитала может увеличиваться точно так же, как и количество всех других орудий производства. Одним только новым вложением капиталов в участки земли, уже превращенные в средства производства, люди увеличивают землю-капитал без всякого увеличения материи земли, т.е. пространства земли”. Проблема рационального использования земель в сельском хозяйстве рассматривается как проблема комплексная и включает в себя целый ряд мер по дальнейшей интенсификации землепользования. Одной из них является рациональная организация использования земель, проведение землеустроительных работ с учетом особенностей и перспектив развития сельского хозяйства, специализации и концентрации сельскохозяйственного производства.

О характере и интенсивности использования земли в известной мере можно судить по составу и соотношению земельных угодий. В сельскохозяйственном предприятии можно выделить три группы земельных

Непосредственно используемые для производства сельскохозяйственной продукции;

Используемые для размещения средств производства, неразрывно связанных с землей и обслуживающих процесс производства;

Не используемые в сельскохозяйственном производстве.

К первой группе относятся сельскохозяйственные угодья - пашня, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения. Вторая группа земельных угодий - дороги, защитные лесонасаждения, оросительная и осушительная сеть, пруды, колодцы, водоемы и т. п. Третью группу составляют овраги, ямы, каменистые места и другие неудобные земли.

Общую полноту освоенности территории характеризует удельный вес сельскохозяйственных угодий в составе землепользования. В результате рациональной организации земель площадь сельскохозяйственных угодий (и прежде всего пашни) может быть увеличена и улучшена. Вещественное содержание землепользования - количественная и качественная характеристика земельных угодий, а также размещение средств производства, неразрывно связанных с землей, выступают как экономические факторы в процессе использования их в общественном производстве.

Таким образом, землепользование и землевладение - это отграниченная

земельная территория, на которой осуществляется организация производственного процесса, связанного с получением продукции и повышением плодородия почв, размещение и функционирование зданий, сооружений, дорог, каналов, противоэрозионных и других объектов, неразрывно связанных с землей.

5. Естественно-исторические условия землепользования и их влияние на хозяйственную деятельность сельскохозяйственного предприятия

Непосредственный процесс производства сельскохозяйственного предприятия осуществляется на определенной территории, которая характеризуется составом земельных угодий, количественным и качественным их состоянием, пространственным размещением массивов и средств производства, неразрывно связанных с землей, конфигурацией, рельефом отдельных участков и всего земельного массива и другими естественноисторическими и экономическими условиями, которые оказывают влияние на процесс производства и его результат - количество и качество произведенной продукции с гектара земельной площади при тех или иных затратах.

Заключение

Право землепользования представляет собой сложный правовой институт, объединяющий правовые нормы, которые регулируют порядок и условия использования земли, не находящейся в собственности у субъектов земельных отношений. Наряду с правом собственности на землю этот правовой институт обеспечивает закрепление системы прав на землю. Право землепользования является самостоятельной правовой формой использования земли. Эта форма использования земли имеет следующие признаки, позволяющие обеспечивать единство правового регулирования. К ним относятся: производный характер права землевладения и землепользования; ограниченность этих прав по содержанию; устойчивость; платность; целевое использование земельных участков. Право землепользования производно от права собственности на землю, государственной или частной, что вытекает из ст. 262 ГК, согласно которой земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, а также срочного пользования, в том числе в аренду. Право землепользования по содержанию ограничено, оно всегда уже прав собственника, который может предоставлять землю другим лицам только в пределах тех полномочий, которыми обладает сам. Землевладельцы и землепользователи наделены правомочиями владения и пользования землей, которые осуществляются на условиях и в пределах. уставленных законодательством или договором с собственником (ч.3 ст. 262 ГК). Правомочие распоряжения у землевладельцев и землепользователей, как правило отсутствует, если иное не предусмотрено законодательством или договором с собственником (ч.2 ст. 262 ГК). Устойчивость права землевладения и землепользования обеспечивается установлением определенного, закрепленного в законодательстве, порядка возникновения и прекращения этих прав, гарантиями защиты этих прав, в том числе со стороны собственника. Как субъективное право на землю право землевладения и право землепользования представляет собой юридическую возможность владеть и пользоваться землей для определенных целей. С субъективной стороны следует рассматривать эти права как разновидность права природопользования. Право землевладения и землепользования как поземельные титулы могут иметь различную правовую природу. Они включают в себя: 1) вещные права – право пожизненного наследуемого владения землей, право постоянного пользования землей, земельные сервитуты. 2) обязательственное право – аренда земли. 3) права, имеющие административно-правовую природу - временное землепользование, основанное на административном акте, использование земель на условиях временного занятия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    Нормативно-правовые акты

1.1 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ: ред. от 27.12.2009: [с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2010]. // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 44. - с. 4147.

      Указ Президента РФ "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами" от 16.05.1997 № 485 (ред. от 26.03.2003, с изм. от 27.04.2007) // Собрание законодательства РФ. – 1997. № 20. – с. 2240

    Научная и учебная литература

    1. Бакунина Т.С., Землякова Г.Л. Земельный кодекс РФ: проблемы теории и практики // Государство и право. – 2002. – N 10. – С. 80-81.

      Боголюбов С.А., Никишин В.В., Устюкова В.В. Земельное право: Учебник для вузов. – М., 2003. – 350 c.

Классификации инфраструктуры по различным признакам.

Принципы формирования и функционирования ИМО.

Муниципальная служба осуществляется на всей территории РФ, российских, сельских, городских территориях. Территория муниципального образования – это города, поселки, станицы, хутора и т.п. Свое право на М.с. граждане РФ осуществляют на определенной конкретной территории. ФЗ `Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ` к территориям муниципальных образований относит города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы), другие муниципальные образования (ч. 1 ст. 12).

В целях защиты конституционного строя и обеспечение обороны страны и безопасности государства допускается ограничение прав местного самоуправления. Но в основном право местного самоуправления по всей стране признается и гарантируется конституцией РФ.

Вопросы образования, объединения или преобразования внутригородских границ в муниципальном образовании решается непосредственно населением. Установление или изменение границ с учетом исторических и других традиций происходит по инициативе только органов местного самоуправления, населения и представительных органов. Но изменение этих границ необходимо только с разрешения населения.

Основной порядок разделения территории на муниципальные образования необходим для того, чтобы в пределах данного муниципального образования существовали те структуры, которые бы обеспечили минимальный уровень для существования населения.

В нашей стране существует двух уровневая система местного самоуправления. Объединение нескольких муниципальных образований в один – школьный округ, медицинский округ. Когда на территории муниципального образования есть больница, но на территории другого муниципального образования нет. Для удовлетворения общих интересов эти муниципальные образования объединяют свои усилия.

Кроме того, к территориальным основам ФЗ относит также различные виды земель, которые составляют территорию муниципального образования.

Любое муниципальное образование является самостоятельным, подчиненность одного из них другому не допускается (ч. 3 ст. 6). Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление М.с. (ч. 1 ст. 12), которое осуществляется в пределах муниципальных образований.

Местное самоуправление – это управление населением осуществляемое с жителями какой-либо локальной территории.

Органы МС разделяются:

1. По способу образования (выборные и др.). в отношении выборных органов существует обязательность выполнения основных принципов МС котор заложены в конституции РФ. Др органы могут создаваться по мере необходимости. Бывают органы формируемые на добровольной основе и органы на основе назначения (администрация). Органы на основе кооптации по установленным нормам (жилищные формы, комиссии администрации).



2. По назначению или по степени специализации бывают общего и специального назначения. Органы с широкой или узкой специализацией. Органы общего назначения затрачивают все сферы МС. Под специальными органами понимаются отраслевые.

3. По предметам веденья. Органы МС решают вопросы не только местного значения, но и отдельные гос полномочия котор исполняют органы общего назначения, органы созданные для решения спец вопросов (загсы, органы подконтрольные гос органам, органы специализирующиеся на выполнении судебных обязанностей, не определ материально~финансового обеспечения при учете гарантий гос~ом их деятельности).

4. По способу принятия решений. В зависимости от способа, решения могут приниматься коллегиально или единолично.

Функции классификаций:

1. Проектная – органы МС должны представлять интересы объекта МС.

2. Программная – когда эти интересы должны реализовываться.

Двум типам функций соответствуют 2 типа органов, но это не разделение властей, а классификация органов МС:

1. Представительный – наделяется той исполнительной компетенцией кот не передается другим органам, представляет местный бюджет, устанавливает общеобязательные правила на территории муниципального образования, решает вопросы о распоряжении муниципальной собственности, контролирует от имени населения деятельность др органов МС. Представительный орган это сеть мелких структурных единиц взаимоопределяющих место и роль в системе МС.

2. Исполнительный орган – имеет более сложную структуру в кот важно установить место каждой его определяющей, которые могут быть как самостоятельным органом так и структурным подразделением, органом или просто должностным лицом. Орган и структурное подразделение отличает наличие самостоятельных юридических решений по отдельным вопросам которые относятся к компетенции органов МС.

Земля является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. 1) природный ресурс и физическая подоснова городской (сельской) планировки. 2) стоимость.

Формирование муниципальной собственности на землю не завершено. Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", принятый в 2001 году, относит к муниципальной собственности:

Земли особо охраняемых природных территорий местного значения, водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

Земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;

Земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, не приобретенные собственником имущества в установленном порядке;

Земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления;

Земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.

Упомянутый Федеральный закон разграничил по формам собственности (федеральной, региональной, муниципальной) земельные участки в границах населенных пунктов, принадлежащие приватизированным предприятиям, в зависимости от того, какому уровню публичной власти принадлежало предприятие до приватизации.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 2003 года относит к вопросам местного значения в сфере землепользования утверждение правил землепользования и застройки, резервирование и изъятие земельных участков в соответствующих границах для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление контроля использования земель. На муниципальные районы аналогичные функции возложены в отношении земель межселенных территорий.

Земельный кодекс РФ относит к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Однако управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно Конституции РФ, земли поселений могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Они могут быть объектом купли-продажи.

Для превращения муниципального образования в реального земельного собственника органам местного самоуправления в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ необходимо проделать большую работу по разработке местной нормативной базы землепользования. В частности, на муниципальном уровне необходимо:

Разработать и принять правила землепользования и застройки территории;

Установить порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;

Определить порядок установления органами местного самоуправления публичных сервитутов на земельные участки, расположенные в черте поселения;

Установить нормы предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства;

Принять положения о муниципальном и общественном земельном контроле и т.д.

Законодательство устанавливает различные формы землепользования.

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления.

Самой распространенной формой землепользования является аренда. Для муниципальных земель орган местного самоуправления выполняет функции арендодателя. Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо. Он имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду (третьему лицу) в пределах срока договора аренды, при условии уведомления собственника. Аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случаях использования земельного участка не по целевому назначению категории; использования земельного участка, которое приводит к существенному ухудшению экологической обстановки; изъятия земельного участка для муниципальных нужд и т.п.

Право пожизненного наследуемого владения участком Земельным кодексом РФ не предусмотрено, однако оно сохраняется для участков, предоставленных гражданам на момент вступления Кодекса в силу. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобрести их в собственность.

Ограничителем права собственности на землю является существующая во всем мире система публичных и частных сервитутов. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения общественных интересов, в том числе интересов населения, проживающего на данной территории. Могут устанавливаться следующие публичные сервитуты: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также транспортной инфраструктуры; размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе и т.п.

В безвозмездное срочное пользование (не более чем на год) на основании договора земельные участки могут предоставляться работникам организаций отдельных отраслей экономики (транспорт, лесное хозяйство, лесная промышленность, охотничье хозяйство, государственные природные заповедники и национальные парки).

В соответствии с законодательством органы местного самоуправления вправе изымать земельные участки для муниципальных нужд (например, для строительства дорог или размещения объектов муниципального значения при отсутствии других экономически целесообразных вариантов возможного размещения этих объектов).

Платность землепользования и цена земли

Использование земли в РФ является платным и регулируется Законом РФ "О плате за землю". Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земли, порядок определения которой утверждается Правительством РФ. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Кадастровая стоимость земельного участка может устанавливаться в процентах от рыночной.

Органы местного самоуправления имеют право получать арендную плату от муниципальных земель, сдаваемых в аренду, и земельный налог от иных собственников земельных участков на территории муниципального образования. Экономические механизмы землепользования в муниципальных образованиях могут быть следующими:

Оценка стоимости земель промышленных предприятий, что может повлиять на себестоимость выпускаемой ими продукции или размещение предприятия (вновь создаваемого);

Земельные аукционы (дают возможность открытой реализации земельных участков, что приводит к увеличению поступлений в бюджет);

Регулирование цен на рынке муниципальных земельных участков (это позволит привлечь новых инвесторов) и т.д.

Местные органы власти вправе устанавливать в соответствии с Земельным кодексом РФ размер арендной платы за муниципальные земли, условия и сроки ее внесения.

Действие вышеуказанных факторов зависит от назначения земельного участка, что сказывается на уровне цены участка и размере арендной платы. Например, для земли, используемой для объектов торговли, культуры, банков, гостиниц, важнейшими факторами будут близость к центру города, плотность населения и транспортная доступность. Для земельных участков, предназначенных для жилой застройки, важны транспортная доступность, экологическая безопасность, близость к рекреационным зонам; для объектов промышленности и коммунально-складских объектов - инженерно-транспортная обеспеченность и плотность прирельсовой территории.

Политика муниципальной власти в сфере землепользования должна учитывать все многообразие факторов, влияющих на ценность земельных участков. Все земли необходимо использовать в соответствии с их целевым назначением, генеральным планом поселения и проектами планировки и застройки.

Осуществление муниципальной земельной политики требует от муниципальных образований создания в местных администрациях соответствующих структурных подразделений. Чаще всего их руководители имеют двойное подчинение (органу местного самоуправления и территориальному подразделению федерального органа, ведущего земельный кадастр), осуществляют функции и муниципального управления, и государственного контроля использования земель и являются государственными служащими.



Просмотров