Основные группы мероприятий по охране атмосферного воздуха. Система мероприятий по охране атмосферного воздуха поселений от загрязнения

1) создание безотходных и малоотходных технологий и технологических средств комплексного использования сырья и утилизации отходов производства, организацию ТПК с замкнутой системой материального баланса вещества, включая отходы производства;

2) ликвидацию местных котелен и переход на централизованное обеспечение теплом от крупных ТЭЦ и ТЭС;

3) замену топлива - предпочтительнее топливо с меньшим количеством продуктов неполного сгорания (вместо угля и мазута использовать природный газ);

4) предварительную очистку сырья и топлива от вредных примесей, в частности, снижение содержания серы в топливе;

5) электрификацию производства, транспорта и быта, замену пламенного нагрева электрическим;

6) использование трубопроводов, гидро- и пневмотранспорта для пылящих материалов;

7) замену прерывистых технологических процессов непрерывными.

Самой действенной мерой охраны атмосферного воздуха является строительство предприятий, работающих по принципу безотходной технологии, с замкнутыми технологическими процессами, с исключением выбросов в атмосферу абгазов и хвостовых газов. Внедрение даже частичной рециркуляции абгазов, замена угля и мазута природным газом дали в последние годы хороший экологический и экономический эффект. Изменение технологии должно идти по пути уменьшения количества выбросов и сокращения затрат на очистку газов в расчете на единицу продукции.

Одним из перспективных направлений является внедрение газоочистки с применением системы каталитического дожигания. Оно применяется для очистки паров растворителей красок, содержащих органические и не окисленные вещества: эфиры, углеводороды, толуол, ксилол и др. Воздух, загрязненный парами, вентилятором подается в теплообменник, нагревается там до 350 0С за счет тепла очищенного воздуха, затем поступает в топку-нагреватель, где в результате сжигания природного газа температура его повышается до 450 0С. Далее в контактном аппарате в присутствии катализатора загрязненные вещества окисляются до углекислого газа и паров воды. Очищенный воздух (степень очистки 99 %) охлаждается в теплообменнике и выбрасывается в атмосферу.

Немалое практическое значение для газоочистки имеют и профилактические мероприятия, заключающиеся в улучшении условий сжигания топлива, в совершенствовании конструкции фильтров и другого газо-пылеулавливающего оборудования, в герметизации технологических линий и т.д. Охране атмосферного воздуха способствует перевод автомобилей на сжиженный газ, при этом в 3-4 раза снижается выделение окиси углерода и других токсичных веществ. Газобаллонные автомобили появились в Москве в 1960 г. С 1975 г. производится серийный выпуск автомашин ЗИЛ-138, ЗИЛ-138-В1, ЗИЛ- ММЗ-45023, ГАЗ 52-07, ГАЗ 53-07, ГАЗ 24-07. Автомобили работают и на сжатом газе. Переоборудовать бензиновый двигатель на газовый несложно. При этом почти не уменьшается мощность двигателя, но снижаются эксплуатационные расходы. В автомобилях используется и газовый конденсат (самостоятельно или в смеси с дизельным топливом). Четко проявляется тенденция перевода автомобилей с бензина на дизельное топливо, которое дешевле, менее дефицитно и более экологично.

В качестве источника энергии в некоторых странах используется и спирт (например в Бразилии), и навоз (с переработкой на газ), и отходы кокосовых орехов и мандаринов и т.д. Появляются автомобили, работающие на водороде (его калорийность равна 30000 ккал/кг, в то время как у углерода она равна 7000 ккал/кг). Весьма заманчиво использование электро автомобилей. Однако широкого распространения они пока, к сожалению, не получают, так как они маломощны. Кроме того, у них тяжелые и недостаточно емкие аккумуляторы.

Появляются автомобили, использующие солнечную и механическую энергию, энергию ветра. Их пробег при одной заправке аккумуляторов от солнечных батарей достиг 200 км. Такие автомобили получают распространение в Швейцарии, Англии и других странах.

Концентрация загрязнений на строительных площадках в результате работы механизмов и автотранспорта достаточно высока. Переводятся на электропривод электросварочные аппараты, грузоподъемные механизмы, компрессоры, насосы, сваебойные агрегаты, средства малой механизации, бульдозеры, экскаваторы, работающие в основном на двигателях внутреннего сгорания. Исправный, хорошо отрегулированный двигатель выбрасывает в 10 раз меньше окиси углерода, чем неисправный или плохо отрегулированный. Еще большего (20-кратного) снижения этого компонента можно достичь, применяя электронную схему зажигания, используя каталитические нейтрализаторы. Следует, однако, отметить, что каталитические нейтрализаторы нельзя применять в автомобилях, работающих на этилированном бензине, так как соединения свинца нарушают процессы катализа.

Замена тетраэтилсвинца менее вредными антидетонаторами, например соединениями марганца, увеличивает срок службы нейтрализаторов. Введение барий содержащих присадок позволяет на 70-90 % уменьшить содержание сажи и на 60-80 % - канцерогенных веществ. Вот почему внедрение в производство неэтилированного бензина имеет огромное эколого-экономическое значение.

Ежедневно в процессе трудовой деятельности специалистам-экологам приходится отслеживать множество экологических аспектов на предприятии, будь то заключение договоров на вывоз отходов, оформление разрешений, лицензий, составление отчетности, поддержание в актуальном состоянии экологической документации в соответствии с постоянно меняющейся нормативно-правовой базой в сфере охраны окружающей среды и т.д. Кроме того, экологам приходится согласовывать разные виды документов в государственных структурах различной компетенции, осуществлять плановые и внеплановые обходы территорий промышленных площадок, встречать проверяющих, присутствовать при отборе проб… Как все успеть? Повезло тем экологам, которые трудятся не в одиночку, а в составе экологических служб, где все обязанности распределены и процессы отлажены. А когда эколог один, он обязан быть многозадачным специалистом, но при этом не в ущерб компетентности.

Одним из самых актуальных экологических аспектов на предприятии, подлежащих постоянному контролю, является охрана атмосферного воздуха (далее — ОАВ). Давайте выясним, как отладить систему контроля за выполнением требований по ОАВ на предприятии.

В силу своего агрегатного состояния воздух — субстанция невидимая, поэтому экологический ущерб, наносимый загрязнением этого компонента окружающей среды, не всегда заметен (особенно если у загрязненной газовоздушной смеси нет характерного цвета и запаха). И если несанкционированное размещение отходов, порча земель, проливы загрязняющих веществ мы в состоянии оценить мгновенно и предпринять меры по их ликвидации, то по вопросам ОАВ инженерам-экологам приходится «сражаться» внутри предприятия с начальниками служб и цехов, руководителями, инспекторами при проверках и др.

Чтобы оправдать затраты на природоохранную деятельность в сфере ОАВ, экологу необходимо грамотно обосновать свои требования, четко их аргументировать, оперируя цифрами, законами, нормативами, знать величины штрафов. Относительно последних отметим, что 2 июля 2013 г. был принят Федеральный закон № 173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8.14 и 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенно ужесточающий наказание за нарушения в сфере ОАВ:

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, предприятию теперь накладно пренебрегать вопросами ОАВ и позиция «давайте дождемся проверки — тогда и будем делать все, что нужно» довольна опасна. Как видно из приведенного извлечения, в настоящее время существенно повышены штрафы за нарушения в области ОАВ для должностных и юридических лиц. В связи с этим лицам, ответственным за ОАВ на предприятии, следует очень внимательно отнестись к выполнению своих должностных обязанностей и исполнению буквы закона. Такие функции в организации должен выполнять сотрудник, наиболее компетентный в сфере природоохранного законодательства по ОАВ, т.е. скорее всего специалист-эколог, а в идеале — эколог, прошедший курсы повышения квалификации по данному вопросу, посещавший соответствующие семинары и др.

Настоятельно рекомендуем составить приказ (распоряжение) руководителя предприятия о назначении ответственных лиц за проведение производственного экологического контроля в области ОАВ (см. Пример) (назначить ответственных можно также в едином документе, регламентирующем осуществление производственного контроля на предприятии, или в приказе об организации экологической службы). Это необходимо сделать для удобства распределения обязанностей и облегчения разграничения сфер ответственности при прохождении проверки. После того как ответственные лица определены, можно перейти непосредственно к осуществлению мероприятий контроля.

Для начала на предприятии необходимо провести внутренний документарный контроль — проверку наличия, сроков действия, правильности составления документов (в нашем случае — в сфере ОАВ). Помимо внутреннего существует и внешний документарный контроль , к которому можно отнести плановые и внеплановые проверки органов государственного контроля/надзора в пределах их компетенции и проверки/запросы природоохранной прокуратуры.

ВНЕШНЯЯ ДОКУМЕНТАРНАЯ ПРОВЕРКА

Документарная проверка проводится в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 28.12.2013; далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

Согласно указанной статье предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в т.ч. уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном ст. 8 Федерального закона № 294-ФЗ, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы, которые представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, представляющие в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в ч. 8 ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов .

ВНУТРЕННЯЯ ДОКУМЕНТАРНАЯ ПРОВЕРКА

Как было указано выше, внутренний документарный контроль заключается в проверке наличия, сроков действия, правильности составления документов.

Основополагающими документами в сфере ОАВ на предприятии являются нормативы предельно допустимых (далее — ПДВ) или временно согласованных выбросов (далее — ВСВ) (проект ПДВ или ВСВ) и разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух . Необходимо контролировать сроки действия этих документов, а по их истечении заблаговременно приступать к разработке новых документов, проводить корректировку при изменении технологических процессов, появлении новых источников выбросов и/или вводе в эксплуатацию нового оборудования.

Проект ПДВ
  • наличие утвержденных нормативов ПДВ или ВСВ;
  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения;
  • достоверность и актуальность информации в нормативах ПДВ (сведения о расходе и типе используемого сырья, материалов, времени работы оборудования, расположении ближайшей жилой застройки и т.д.);
  • соответствие материалов инвентаризации данным нормативов ПДВ;
  • правильность составления карты-схемы (в составе нормативов ПДВ) предприятия с расположением основных цехов, участков, источников выбросов с указанием их номеров.
Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

Проект ПДВ составляется на основе данных по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ , к проведению которой необходимо отнестись самым тщательным образом . При проведении документарной проверки контролю подлежат:

  • дата проведения последней инвентаризации (срок не более 5 лет), а также то, кем она была выполнена;
  • полнота проведения инвентаризации в соответствии с инструкцией по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • соответствие материалов инвентаризации фактическому состоянию;
  • полнота и достоверность учтенных веществ и источников выбросов.

НА ЗАМЕТКУ

При проведении инвентаризации старайтесь указывать максимально точные сведения о режимах работы оборудования, использовании материалов, описания технологических процессов (в противном случае могут возникнуть проблемы при проверке со стороны контролирующих органов). Указанные сведения можно получить от начальников цехов и технологов. Также вам поможет изучение внутренних технологических регламентов и стандартов предприятия. При указании расходов веществ и материалов полезно свериться с данными бухгалтерского учета, т.к. эти данные являются наиболее точными. Правильность составленного проекта ПДВ и полученного в дальнейшем разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух на данном этапе зависит только от вас.

Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух

При проведении документарной проверки контролю подлежат:

  • наличие и срок действия разрешения;
  • соответствие состава и количества разрешенных к выбросу загрязняющих веществ утвержденным нормативам ПДВ;
  • наличие плана уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух — при наличии установленных ВСВ.
План-график производственного контроля

Если у вас на руках уже есть правильно оформленный и согласованный проект ПДВ, следует составить и утвердить план-график производственного контрол я. Такой план-график в общем виде уже должен быть разработан в составе проекта ПДВ — он представляет собой объемную таблицу на нескольких листах (для предприятий с несколькими источниками выбросов и большим количеством загрязняющих веществ). Сделайте из этой таблицы выборку источников выбросов, контроль которых предусмотрен 1 раз месяц, 1 раз в квартал, 1 раз в год. План-график должен быть утвержден руководителем предприятия. Этот документ — ваш надежный помощник при планировании работ по инструментальному контролю на источниках выбросов. При проведении документарной проверки контролю подлежат полнота, своевременность и достоверность выполнения плана-графика.

План мероприятий по охране атмосферного воздуха

В соответствии с проектом ПДВ также разрабатываются мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (при необходимости). Если уровень экологической культуры предприятия довольно высок, разрабатываются также мероприятия по внедрению малоотходных и безотходных технологий. При проведении документарной проверки контролю подлежат:

  • полнота, своевременность и достоверность выполнения плана мероприятий;
  • факт согласования плана с органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Журналы по формам № ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3

При проведении документарной проверки контролю подлежат:

  • наличие и достоверность данных типовой формы № ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик» . Форма является первичным документом учета источников загрязнения (выделения, выбросов) и их характеристик по цеху (участку) объекта. Она предназначена для источников, которые контролируются инструментальным путем. Записи в журнале по форме № ПОД-1 ведутся на основании и по мере проведения замеров параметров источников загрязнения и данных обработки результатов лабораторного анализа отобранных проб;
  • наличие и достоверность данных типовой формы № ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха» . Форма применяется для учета выполнения предприятием мероприятий по сокращению количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, если такие мероприятия предусмотрены проектом ПДВ;
  • наличие и достоверность данных типовой формы № ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок» . Форма применяется во всех производственных подразделениях предприятия, имеющих газоочистные и пылеулавливающие установки (далее — ПГОУ/ГОУ), предназначенные для охраны атмосферного воздуха от загрязнения, и используется для учета отработанного времени по каждой имеющейся такой установке. Журнал заполняется ежедневно ответственным представителем подразделения, эксплуатирующего ПГОУ, и подписывается руководителем соответствующего производственного подразделения. На каждую ПГОУ в журнале отводится отдельный лист.
Статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

При проведении документарной проверки контролю подлежат правильность составления и сроки сдачи в органы государственных структур согласно их компетенции сведений об охране атмосферного воздуха (формы № 2-ТП (воздух) и 2-ТП-воздух (срочная)) и расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду. Мы не будем вдаваться в подробности процесса составления данных документов, т.к. инструкции по их заполнению прикладываются к бланкам отчетов.

НА ЗАМЕТКУ

Если на предприятии произошли изменения в производственном процессе, к отчету по форме № 2-ТП (воздух) прикладывается пояснительная записка в произвольной форме.

Результаты производственного экологического контроля

К результатам производственного экологического контроля относятся протоколы количественного химического анализа, акты отбора проб атмосферного воздуха и промышленных выбросов. Сюда же можно отнести расчеты эффективности работы ГОУ, копии аттестатов аккредитации (при привлечении сторонних организаций для производственного контроля).

Документы по эксплуатации ГОУ

Если источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на вашем предприятии оборудованы ГОУ, у вас должен быть в наличии целый комплект документов, а именно:

  • паспорта на каждую ГОУ, включая приложения (акты оценки (осмотра) технического состояния ГОУ и проверки на соответствие фактических параметров работы ГОУ проектным);
  • должностные инструкции персонала, занятого техническим обслуживанием оборудования;
  • должностные инструкции персонала, занятого эксплуатацией ГОУ;
  • инструкция по эксплуатации и обслуживанию ГОУ;
  • приказ о назначении ответственных лиц за эксплуатацию и ремонт ГОУ;
  • график (план) замеров эффективности работы ГОУ;
  • расчеты эффективности, протоколы замеров эффективности ГОУ;
  • приказ о создании комиссии по обследованию технического состояния ГОУ;
  • график планово-предупредительного ремонта ГОУ.
Документирование деятельности по регулированию выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий

Руководителем предприятия должен быть издан приказ о порядке перехода на заданные режимы в период неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ). Также на предприятии необходимо разработать мероприятия по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (они должны быть разработаны в составе проекта ПДВ) и контролировать ведение ответственными лицами журнала для записи предупреждений (оповещений) о НМУ с указанием мероприятий, направленных на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Итак, с документами мы разобрались. Теперь перейдем к визуальному и инструментальному контролю за выполнением требований по ОАВ на предприятии.

ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Не используя специальных технических средств и не проводя высокотехнологичных измерений, эколог в состоянии оценить внешний вид источников выделения загрязняющих веществ — целостность, герметичность труб, воздуховодов и фланцевых соединений, состояние обшивки, отсутствие/наличие неплотностей, вмятин, коррозионный и абразивный износ корпуса, необходимость покраски, состояние кожухов двигателей на вытяжных системах, работу или простой вентиляционных систем, их укомплектованность фильтрующими элементами. Для удобства работы рекомендуем пронумеровать источники выделения, нанести на ГОУ регистрационные номера, чтобы не путаться самим и не путать инспектора при проверке.

Визуальный контроль может ежедневно проводиться лично начальниками подразделений, а также специально уполномоченной (назначенной приказом по предприятию) комиссией в составе программы обследования предприятия согласно плану-графику производственного экологического контроля.

Перед началом обследования территории должен быть проведен инструктаж по технике безопасности, при необходимости выделены спецодежда и защитные материалы. Недопустимо самостоятельно проводить отключение, подключение агрегатов, аппаратов, установок.

При визуальном осмотре ГОУ следует проверять:

  • наличие на рабочих местах производственных инструкций и паспортов ГОУ. В инструкциях обязательно должны быть указаны технологические параметры режима работы установки: производительность по газу, температура отходящих газов, концентрация вредных веществ до и после очистки, коэффициент эффективности работы ГОУ, гидравлическое сопротивление аппарата, расход вод на орошение и др.;
  • наличие и заполнение журналов учета работы оборудования;
  • факт проведения и результаты пусконаладочных работ, планово-предупредительного ремонта;
  • факт проведения своевременной очистки бункеров ГОУ от улавливаемых веществ (заполнение бункера не должно превышать 2/3 его объема);
  • наличие регистрационных номеров на ГОУ (все ГОУ должны быть зарегистрированы);
  • оснащенность ГОУ лестницами, площадками для отбора проб.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Инструментальный контроль в сфере ОАВ на предприятии может проводиться как собственными силами (при наличии аккредитованной лаборатории аналитического контроля), так и по договору.

Рассмотрим наиболее распространенный вариант — когда предприятие нанимает для лабораторных исследований стороннюю организацию по договору, не имея собственной лаборатории.

Инструментальный контроль проводится в несколько этапов:

  1. правильное составление плана-графика контроля за соблюдением нормативов ПДВ;
  2. подбор лаборатории;
  3. проверка аттестата аккредитации лаборатории;
  4. заключение договора с лабораторией, составление сметы;
  5. контроль за правильностью отбора проб;
  6. проверка и обработка протоколов отбора проб.

При подборе лаборатории и заключении с ней договора об оказании услуг по производственному контролю в сфере ОАВ следует обратить особое внимание на ее область аккредитации .

НА ЗАМЕТКУ

При заключении договора с лабораторией запросите у нее копию аттестата аккредитации и проверьте наименование определяемых веществ, определяемую химическую форму (валовая или растворенная, процентное содержание или концентрация и пр.), диапазон измерений. Сверьте эти данные со своим утвержденным планом-графиком контроля за соблюдением нормативов ПДВ (это необходимо сделать для того, чтобы после выполнения инструментальных измерений вы имели на руках полноценный протокол, выполненный в соответствии с аккредитованными методиками). Для отбора проб можно привлечь и несколько лабораторий — при прохождении проверки это позволит вам уменьшить риск того, что инспектор привлечет экспертов для дополнительного инструментального контроля.

Итак, договор с лабораторией заключен. Теперь ваша основная задача — помогать пробоотборщикам и/или лаборантам, не мешая им проводить отбор проб. Вы должны ознакомиться с картой-схемой предприятия с нанесенными на нее источниками, ознакомить с этой информацией сотрудников лаборатории и проводить их к месту отбора, оборудованному соответствующим образом (площадки, находящиеся на высоте, должны быть огорожены, доступ к месту отбора проб — свободен, необходимые технологические отверстия — проделаны и др.). Приступать к проведению отбора проб следует после ознакомления с внутренними правилами безопасности на предприятии, учитывающими специфику поведения и передвижения по территории предприятия (например, для предприятий транспортной сферы предусматривается движение строго в соответствии с нанесенной разметкой) и в присутствии дежурного мастера или механика по данному производственному участку.

Инженерам-экологам и/или лицам, сопровождающим сотрудников лаборатории при отборе проб, не лишним будет ознакомиться с общими принципами отбора воздушных проб и некоторыми из основных методик определения загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и промышленных выбросах (наиболее распространенные вещества, подлежащие контролю, — оксиды азота, углерода, серы, пыль (взвешенные вещества), бензин, формальдегид, ксилол и другие углеводороды, соединения железа и марганца). Для общего ознакомления можно порекомендовать РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы»:

Извлечение
из РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы»

4. Отбор проб воздуха для определения концентрации примесей в атмосфере и метеорологические наблюдения

4.1. Режим отбора проб

Определение концентраций многих вредных примесей в атмосфере производится лабораторными методами. Отбор проб осуществляется путем аспирации определенного объема атмосферного воздуха через поглотительный прибор, заполненный жидким или твердым сорбентом для улавливания вещества, или через аэрозольный фильтр, задерживающий содержащиеся в воздухе частицы. Определяемая примесь из большого объема воздуха концентрируется в небольшом объеме сорбента или на фильтре. Параметры отбора проб, такие как расход воздуха и продолжительность его аспирации через поглотительный прибор, тип поглотительного прибора или фильтра, устанавливаются в зависимости от определяемого вещества.

При наблюдениях за уровнем загрязнения атмосферы используются следующие режимы отбора проб: разовый , продолжающийся 20-30 мин; дискретный , при котором в один поглотительный прибор или на фильтр через равные промежутки времени в течение суток отбирают несколько (от 3 до 8) разовых проб, и суточный , при котором отбор в один поглотительный прибор или на фильтр производится непрерывно в течение суток.

Вероятнее всего, при проведении производственного контроля вы столкнетесь с разовым режимом отбора проб. Конечно, то, как будет подготовлено оборудование и проведен отбор проб, — на совести лаборанта-пробоотборщика (это вопросы системы менеджмента качества лаборатории), но и вам как заинтересованному лицу не лишним будет проследить за чистотой лабораторной посуды, длительностью аспирации воздуха, герметичностью соединений газовых трубок. Ведь от того, как отобрана проба, зависит и результат анализа.

Таким образом, при проведении отбора пробы контролю подлежат продолжительность и правильность отбора.

Следует помнить, что в неблагоприятную погоду (выпадение осадков, сильный ветер) отбор проб проводить нельзя .

После завершения отбора проб подписываются акты отбора в двух экземплярах (один из них остается в лаборатории, второй — на предприятии). В них фиксируются время, продолжительность, метеопараметры отбора пробы, номер пробоотборного комплекта и др.

После получения готовых протоколов количественного химического анализа сверьте нумерацию источников, названия производственных участков, правильность написания определяемых ингредиентов. После этого вы можете приступать к работе с ними — заносить результаты в журналы учета и др.

Таким образом, соблюдая приведенные в статье рекомендации и постоянно совершенствуя свои знания в области ОАВ, вы сможете наладить качественную систему контроля выполнения требований природоохранного законодательства на предприятии.

- 111.00 Кб

Введение


Актуальность темы работы заключается в том, что проблема охраны атмосферного воздуха в последнее время приобретает глобальный характер. Это обусловлено как изменением климата в виде парникового эффекта, так и увеличивающимися выбросами в атмосферу твердых, жидких и газообразных отходов производства в промышленности и сельском хозяйстве, энергетике и транспорте.

Охрана атмосферного воздуха предполагает осуществление комплекса мер, направленных на предотвращение его загрязнения, сохранение атмосферного воздуха в чистоте и улучшение его состояния, благоприятного для здоровья людей и окружающей природной среды.

Качество воздуха в городах формируется в результате сложного взаимодействия природных и антропогенных факторов. Основными источниками загрязнения воздуха городов являются промышленные производства, энергетические установки и транспорт. Однако, состояние воздушного бассейна городов зависит не только от количества выбросов загрязняющих веществ и их химического состава, но от климатических условий.

Источники загрязнения атмосферного воздуха бывают как природного (естественного) происхождения, так и антропогенного. Основными природными источниками загрязнения атмосферы химическими веществами являются действующие вулканы, лесные, степные, подземные угольные, торфяные пожары, естественные выходы природных газов и ряд других источников. За счет природных источников загрязнение атмосферы происходит медленно и человек за многие столетия приспособился к такому загрязнению, тем более что влияние его собственной деятельности на загрязнение окружающей среды в недалеком прошлом (100-150 лет назад) было незначительно.

Цель работы – описание мероприятий по защите воздуха.

Мероприятия по защите атмосферного воздуха


Под атмосферным воздухом понимается "жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений". 1 Иными словами объектом правовой охраны является воздух во внешней, открытой среде, а охрана воздуха в производственных, административных и других помещениях регулируется иными нормами.

Источниками вредного воздействия на атмосферный воздух могут быть как стационарные (предприятия, электростанции и др.), так и передвижные (автомобили, другие виды транспорта и т.п.) объекты. Под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. 2

Нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух, устанавливаются с учетом мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения, согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей природной среде. 3

Исходя из нормативов ПДК и ПДУ, устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов в атмосферу, которые утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора. Эти нормативы должны обеспечивать норматив качества атмосферного воздуха, т. е. допустимое кратковременное или долговременное содержание в нем загрязняющих веществ, не оказывающих неблагоприятного воздействия на здоровье человека, окружающую природную среду. 4

Среди всех видов антропогенного загрязнения именно химическое загрязнение атмосферы представляет наибольшую опасность для природных экосистем и человека. По расчетам специалистов, в настоящее время в окружающей среде содержится более 4 млн. химических соединений, причем их арсенал ежегодно пополняется еще 250 тыс. новых веществ. Многие из них небезопасны для человека, обладая разной степенью токсичности. В настоящее время объемы выбросов вредных веществ в атмосферу сравнимы с их поступлением в нее результате естественных процессов. Причем наиболее опасны те воздействия человека на атмосферу, которые приобрели значение глобальных или имеют тенденцию перерастания в них.

По объему выбросов химических веществ в атмосферу лидируют такие химические вещества как двуокись углерода, промышленная пыль, моноокись углерода, летучие углеводороды, окислы серы, окислы азота и другие вещества.

Многие загрязняющие вещества, особенно в виде аэрозолей, могут переноситься в атмосфере на чрезвычайно большие расстояния. Это загрязнение не имеет национальных границ, а носит глобальный характер. Загрязняющие вещества нередко обнаруживаются на расстояниях, отдаленных от источника загрязнения на сотни и даже тысячи километров. С целью решения данной проблемы на наднациональном уровне в 1979 г. под эгидой ООН разработана и принята Конвенция "О трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния". В декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) был разработан Киотский протокол, который обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом. 5 В 1999 г. в рамках Конвенции разработан новый проект Протокола о борьбе с подкислением, эвтрофикацией и приземным озоном.

Границей относительно безопасных уровней атмосферного загрязнения для детей является суммарное загрязнение до 4,2 ПДК; для взрослых – 4,5 ПДК. Таким образом, в сфере материального производства эффективными будут только те системы технологических и санитарно-технических мероприятий, которые обеспечат снижение уровня загрязнения до четырех ПДК. В жилой зоне уровень загрязнения не должен превышать ПДК.

Все направления защиты воздушного бассейна объединяются в четыре группы:

1) санитарно-технические мероприятия – сооружения сверхвысоких дымовых труб; установка газопылеочистного оборудования; герметизация технологического и транспортного оборудования;

2) технологические мероприятия – создание малоотходных и безотходных технологий. Реальная экономика – это высокие технологии;

3) планировочные мероприятия – создание санитарно-защитных зон; оптимальное расположение промышленных предприятий с учетом розы ветров; расположение промышленных предприятий за городской чертой; озеленение территории промышленных предприятий и городов;

4) контрольно-запретительные мероприятия – установление ПДК и ПДВ загрязнителей; запрещение производства отдельных токсичных веществ (ДДТ); автоматизированный контроль за выбросами.

Сочетание всех групп мероприятий обеспечивает наибольшую эффективность в борьбе с загрязнениями атмосферы. С 1991 по 1996 гг. в 5 раз увеличились государственные капитальные вложения на охрану атмосферы, из них примерно 80 % направляется в основные загрязнители атмосферы: топливно-энергетический комплекс, черная металлургия, химическая промышленность, строительная промышленность и лесной комплекс. 6 Однако существует дисбаланс капвложений в теплоэнергетику (около 12 % при 41 % загрязнений).

Эксплуатация атмосферо-охранных мероприятий требует значительных текущих затрат, которые приблизительно в 5 раз превышают годовые капитальные вложения.

Размеры затрат на охрану атмосферы зависят от степени очистки выбросов. Причем, стоимость очистки возрастает не прямо пропорционально, а опережает коэффициент улавливания вредных веществ.

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, включающие в себя ежедневно (кроме воскресений) отбор проб воздуха, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра, давления, определение содержания в пробе загрязняющих веществ в соответствии с программами наблюдений в Пермском крае в 2009 году осуществлялись на 21 посту наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (ПНЗ), в том числе в городах Пермь (7 ПНЗ), Соликамск (5 ПНЗ), Губаха (2 ПНЗ), Березники (4 ПНЗ), Чайковский (1 ПНЗ), Лысьва (1 ПНЗ), Краснокамск (1 ПНЗ). 7

Выполнение работ в сфере наблюдений за состоянием атмосферного воздуха в гг. Пермь, Соликамск, Губаха, Лысьва, Чайковский осуществляется в 2009-2010 гг. за счет средств краевого бюджета в рамках Соглашения от 27.10.2006 №37 «О совместном решении задач в сферах наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, гидрометеорологии и смежных с ней областях в Пермском крае» между Правительством Пермского края и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Уровень загрязнения атмосферы в целом по г. Перми высокий и обусловлен повышенным содержанием формальдегида, диоксида азота, взвешенных веществ, оксида углерода и бенз(а)пирена. Область высокого загрязнения располагается в юго-восточной части города (ПНЗ№14), на юго-западе города (ПНЗ№17) в зоне крупного промышленного комплекса – Осенцовского промузла, в центре города (ПНЗ№16) и на северо-востоке города (ПНЗ№13) в районе машиностроительного предприятия.

В 2008 году уровень загрязнения атмосферного воздуха высокий: СИ=7,7 (диоксид азота) – Мотовилихинский район, НП =12,4% (этилбензол) – Ленинский район, ИЗА =9,6. Общее количество превышений ПДК за год – 669 случаев.

Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух за период 2005 – 2009 гг. по Пермскому краю приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Валовые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по Пермскому краю, тыс. т/год 8

2005 2006 2007 2008 2009
Валовый выброс, всего
в т.ч.:
718,257 704,752 686,638 663,048 620,863
Выброс от автотранспорта 286,365 267,351 274,332 279,025 274,682
Выброс от стационарных источников 431,892 437,401 412,306 384,023 346,181

По видам деятельности в крае наибольший вред приносят предприятия промышленности – рис.1.

Сравнительный анализ вкладов предприятий по видам экономической деятельности в загрязнение воздушного бассейна показал, что наибольший выброс загрязняющих веществ (36,9 %) от суммарного выброса стационарных источников по Пермскому краю составляют выбросы предприятий транспорта и связи - предприятия ООО «Газпром трансгаз Чайковский». Второе место по величине выбросов (26,3 %) занимают предприятия по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых - ООО «Лукойл-Пермь».

Наибольшее количество основных загрязняющих веществ (оксидов серы, азота и углерода, метана) приходится на предприятия транспорта и связи, предприятия по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды; предприятия обрабатывающих производств.

Предприятия по добыче полезных ископаемых лидируют по выбросам оксида углерода – 32,906 тыс.тонн; предприятия транспорта и связи лидируют по выбросам метана – 95,797 тыс. тонн; предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - по выбросам окислов азота – 19,100 тыс. тонн; предприятия обрабатывающих производств имеют наибольший выброс диоксида серы – 4,247 тыс. тонн.

Выбросы бензина, бензола и толуола обусловлены деятельностью нефтеперерабатывающих предприятий; аммиака – химическими и сельскохозяйственными производствами. Твердые загрязнения минерального характера поступают в атмосферу, прежде всего, от предприятий металлургии, многочисленных котельных, работающих на угле, горнодобывающих карьеров.

По сравнению с 2008 годом выбросы от стационарных источников по Пермскому краю уменьшились на 37,842 тыс. тонн, в основном за счет: уменьшения наработки газоперекачивающих агрегатов и стравливания газа при ремонте на линейной части газопровода предприятий - филиалов ООО «Газпром трансгаз Чайковский»; значительного сокращения объемов производства на ОАО «Чусовской металлургический завод»; выполнения мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ на предприятиях края.

Законодательные мероприятия - это мероприятия, определяющие идеологическое и юридическое обоснование мероприятий в области санитарной охраны атмосферного воздуха.

Законодательные мероприятия регулируют общественные отношения в использовании и воссоздании природных ресурсов, осуществляют экологическую политику правительства, направленную на предупреждение загрязнения воздушного бассейна вредными веществами и защиту здоровья населения. Законодательные мероприятия обеспечивают гармоничное развитие физических и духовных сил, высокий уровень трудоспособности и активное долголетие каждого члена общества, предупреждают заболеваемость и снижают ее, ликвидируют факторы и условия, которые отрицательно влияют на здоровье населения. Законодательство состоит из актов, утвержденных государственными органами. Ретроспективный анализ данных литературы свидетельствует о том, что в 1273 г. английский парламент принял закон о запрещении использования угля как загрязнителя атмосферного воздуха. В России в 1883 г. впервые вышло положение "О разрешении и оборудовании частных заводов, мануфактурных, фабричных и других учреждений в г. Санкт-Петербурге", в котором была сделана попытка классифицировать промышленные предприятия на три категории в зависимости от причиненного вреда атмосферному воздуху. А в 1913 г. в нашей стране Управление главного врачебного инспектора подготовило законопроект "О санитарной охране воздуха, воды и почвы", а также "Положение о санитарной охране воздуха от загрязнения дымом". Но основные принципы законодательства в области охраны атмосферного воздуха были сформулированы в период организации Народного комиссариата здравоохранения в 1918 г. В 1929 -1930 гг. начали проводить научные исследования по гигиене атмосферного воздуха и был организован трест "Газоочистка по проектированию газоочистных сооружений и их внедрение на предприятиях". В 1947 г. приняты "Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий". В этом документе впервые были определены требования к выбору земельного участка под строительство промышленных предприятий и установлены размеры СЗЗ в зависимости от класса их опасности. В 1949 г. вышло постановление Совета Министров "О мерах борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и улучшения санитарно-гигиенических условий населенных мест", в соответствии с которым впервые запрещалось утверждение проектов строительства, реконструкции промышленных предприятий, не предусматривающих санитарно-техни-ческих мероприятий. В 1969 г. были утверждены "Основы законодательства СССР и союзных республик об охране здоровья", а в 1973 г. постановлением Совета Министров - "Положение о государственном санитарном надзоре" № 361, в котором определены цель, задание и права санитарно-эпидемиологической службы. В Украине в 1971 г. Верховным Советом был принят закон о здравоохранении, а в 1973 г. МЗ Украины утвердило приказ № 517"0 государственном санитарном надзоре в Украине". 25.06.1980 г. был принят "Закон об охране атмосферного воздуха", в соответствии с которым на санитарно-эпидемиологическую службу был возложен контроль за выполнением санитарно-гигиенических норм и правил в этой области. В соответствии с постановлением Верховного Совета Украины от 24.08.1991 г. "О провозглашении независимости Украины" и принятием "Акта провозглашения независимости Украины" санитарно-эпидемиологическая служба Украины в своей деятельности руководствуется такими законодательными документами, в частности Конституцией Украины (принятой на V сессии Верховной Рады Украины 28.06.1996 г.).Полновластие народа Украины в области охраны окружающей природной среды и использование природных ресурсов реализуется на основании Конституции Украины. В соответствии со ст. 13, земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности украинского народа. В ст. 16 подчеркивается, что экологическая безопасность и поддержание экологического равновесия, сохранение генофонда украинского народа являются обязанностью государства.

1.07.1991 г. принят закон Украины "Об охране окружающей природной среды", который определяет правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Согласно ст. 52 этого документа предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны придерживаться правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений, токсических химических веществ с тем, чтобы не допустить загрязнения ими окружающей природной среды. При создании новых химических препаратов и веществ, других потенциально опасных для окружающей среды субстанций должны разрабатываться и утверждаться МЗ Украины допустимые уровни содержания этих веществ в объектах окружающей природной среды, методы определения их остаточного количества и утилиза-ц и и после использования. В ст. 53 указывается, что производство и использование новых штаммов микроорганизмов и других биологически активных веществ разрешается лишь после проведения комплексных исследований их влияния на здоровье людей и окружающую природную среду при согласовании с МЗ Украины. В ст. 55 подчеркивается, что предприятия, учреждения, организации и граждане должны принимать эффективные меры по уменьшению объемов образования и обезвреживания, переработки, безопасного складирования или захоронения производственных, бытовых, других отходов. Ст. 68 предусматривает дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды.

19.11.1992 г. постановлением Верховной Рады Украины были утверждены "Основы законодательства Украины о здравоохранении", которые направлены на обеспечение гармоничного развития физических и духовных сил, высокой трудоспособности и долголетней активной жизни граждан, устранение факторов, отрицательно влияющих на их здоровье, предупреждение болезней и снижение заболеваемости, инвалидности и смертности, улучшение наследственности. Санитарно-эпидемиологическое благополучие территорий и населенных пунктов Украины обеспечивает система государственных стимулов, соблюдение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм и организация государственного санитарного надзора.

16.10.1992 г. был введен в действие закон Украины "Об охране атмосферного воздуха", который направлен на сохранение и восстановление природного состояния атмосферного воздуха, создание благоприятных условий для жизнедеятельности, обеспечения экологической безопасности и предупреждения неблагоприятного воздействия атмосферного воздуха на здоровье людей и окружающую природную среду. Этот закон определяет правовые и организационные основы и экологические требования в области охраны атмосферного воздуха.

Для оценки состояния атмосферного воздуха устанавливают нормативы экологической безопасности атмосферного воздуха, предельно допустимых выбросов веществ, загрязняющих атмосферный воздух, стационарных источников, предельно допустимого влияния физических и биологических факторов стационарных источников, содержания вредных веществ в отработанных газах и влияния физических факторов передвижных источников в пределах населенных пунктов, в рекреационных зонах, в других местах проживания, постоянного или временного пребывания людей, объектах окружающей природной среды с целью обеспечения экологической безопасности граждан и окружающей природной среды.

Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с выбросами веществ, загрязняющих атмосферный воздух, неблагоприятным влиянием физических и биологических факторов, обязаны: осуществлять организационные, хозяйственные, технологические, технические, планировочные мероприятия по уменьшению объемов выбросов вредных веществ и уменьшению влияния физических факторов, организации СЗЗ, благоустройству территории промышленной площадки, осуществлению контроля за составом и содержанием веществ, поступающих в атмосферный воздух. Предприятия, учреждения и организации в соответствии с международными соглашениями обязаны сокращать и в дальнейшем полностью прекратить производство и использование химических веществ, разрушающих озоновый слой, а также выбросы углерода диоксида и других веществ, накопление которых в атмосфере может привести к изменению климата. Выбросы вредных веществ, для которых не установлены соответствующие нормативы экологической безопасности, не разрешаются. Для аварийных ситуаций и неблагоприятных метеоусловий должны быть разработаны и согласованы с соответствующими министерствами специальные мероприятия по охране атмосферного воздуха. В документе перечислены мероприятия по предотвращению и уменьшению загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными и другими передвижными средствами и установками:

1) перевод транспортных средств на менее токсичные виды топлива и выполнение комплекса мероприятий по снижению выбросов, обезвреживанию вредных веществ и уменьшению физического влияния во время проектирования, производства, эксплуатации и ремонта транспортных и других передвижных средств и установок;

2) рациональная планировка и застройка населенных пунктов с соблюдением определяющих нормативов расстояние к транспортным путям;

3) выведение из густонаселенных жилых кварталов за пределы города транспортных предприятий, грузового транзитного автомобильного транспорта;

4) ограничение въезда автомобильного транспорта и других транспортных средств и установок в селитебные, курортные, лечебно-оздоровительные, рекреационные и природно-заповедные зоны, места массового отдыха и туризма;

5) улучшение содержания транспортных путей и уличного по- крытия;

6) внедрение в городах автоматизированных систем регулирования дорожного движения;

7) совершенствование технологий транспортировки и хранения топлива, обеспечение постоянного контроля качества топлива на нефтеперерабатывающих предприятиях и автозаправочных станциях;

Мероприятия по охране атмосферы

Технологические мероприятия.

1. Технологические мероприятия должны обеспечивать замкнутые технологические процессы, исключающие выброс в атмосферу хвостовых газов на конечных стадиях производственных процессов или газов, образующихся на промежуточных стадиях производства (абгазов). В настоящее время все шире внедряют частичную рециркуляцию, т. е. повторное использование газов. Организуют промышленное производство по принципу безотходной технологии. По этой схеме хвостовые газы используют как ценное сырье в промышленном производстве. Примером может служить газификация высокосернистого жидкого топлива (мазута) с получением газа, используемого для энергетики. В сталеплавильном производстве пыль, содержащую 40--50% железа превращают при смешивании с силикатом натрия и цементом в продукт, используемый в технологии этого производства.

2. Замена вредных веществ безвредными или менее вредными. На пример: полученное на основе водорода синтетическое топливо имеет ряд преимуществ. Запасы сырья для получения такого топлива не ограничены. В процессе сжигания искусственного топлива на основе водорода образуется значительно меньше вредных веществ, чем при сжигании жидкого и газообразного, а если сжигают водород, они практически отсутствуют

3. Замена местных котельных на централизованное теплоснабжение от крупных ТЭЦ и ТЭС. Теплоэлектроцентрамль (ТЭЦ) -- разновидность тепловой электростанции, которая производит не только электроэнергию, но и является источником тепловой энергии в централизованных системах теплоснабжения (в виде пара и горячей воды, в том числе и для обеспечения горячего водоснабжения и отопления жилых и промышленных объектов). ТЭЦ конструктивно устроена как конденсационная электростанция (КЭС). Главное отличие ТЭЦ от КЭС состоит в возможности отобрать часть тепловой энергии пара, после того, как он выработает электрическую энергию. В зависимости от вида паровой турбины, существуют различные отборы пара, которые позволяют забирать из нее пар с разными параметрами. Турбины ТЭЦ позволяют регулировать количество отбираемого пара. Отобранный пар конденсируется в сетевых подогревателях и передает свою энергию сетевой воде, которая направляется на пиковые водогрейные котельные и тепловые пункты. На ТЭЦ есть возможность перекрывать тепловые отборы пара, в этом случае ТЭЦ становится обычной КЭС. Это дает возможность работать ТЭЦ по двум графикам нагрузки:

* тепловому -- электрическая нагрузка жёстко зависит от тепловой нагрузки (тепловая нагрузка -- приоритет);

* электрическому -- электрическая нагрузка не зависит от тепловой, либо тепловая нагрузка вовсе отсутствует (приоритет -- электрическая нагрузка).

Совмещение функций генерации тепла и электроэнергии (когенерация) выгодно, так как оставшееся тепло, которое не участвует в работе на КЭС, используется в отоплении. Это повышает расчетный КПД в целом (80 % у ТЭЦ и 30 % у КЭС), но не говорит об экономичности ТЭЦ. Основными же показателями экономичности являются: удельная выработка электроэнергии на тепловом потреблении и КПД цикла КЭС.

При строительстве ТЭЦ необходимо учитывать близость потребителей тепла в виде горячей воды и пара, так как передача тепла на большие расстояния экономически нецелесообразна.

Одним из видов ТЭЦ является мини-ТЭЦ.

Мини-ТЭЦ (малая теплоэлектроцентраль) -- теплосиловые установки, служащие для совместного производства электрической и тепловой энергии в агрегатах единичной мощностью до 25 МВт, независимо от вида оборудования. В настоящее время нашли широкое применение в зарубежной и отечественной теплоэнергетике. Сегодня в современном мире строительство мини-тэц набирает обороты, ее достоинства очевидны. Тепловая энергия составляет значительную часть энергии сгорания топлива при выработке электроэнергии.

Преимущества мини-ТЭЦ:

Экологичность:

1.Низкие выбросы загрязняющих веществ;

2.Снятие многих экологических ограничений на строительство объекта за счет отсутствия линий электро-передач и теплотрасс.

Экономические выгоды:

1.Срок окупаемости кап. вложений в строительство собственной ТЭС не превышает 6 лет;

2.Плата за подключение к внешним электрическим и тепловым сетям сопоставима со стоимостью строительства собственной ТЭС;

3.Минимизированы потери энергии в процессе ее передачи;

4.возможность получения бесплатного холода для централизованного кондиционирования зданий.

Повышение надежности в энергоснабжении:

1.Отсутствует зависимость от технического состояния и изношенности внешних централизованных сетей;

2.Качество выработки электрической энергии выше, чем от сетей;

3.возможность дополнительного резервирования энергетического оборудования.

3. Способ подготовки топлива к сжиганию. Известен способ сжигания газообразного топлива, при котором его предварительную очистку от сероводорода пpоизводят абсорбцией с использованием в качестве абсорбента этаноламина. Недостатки известного способа следующие: для регенерации поглотительного раствора его нужно доводить до кипения при 100 - 120оС, что связано с затратами тепловой энергии; этаноламин - вредное и, кроме того, дорогостоящее химическое соединение; поглощение этаноламином эффективно лишь при относительно небольших концентрациях сероводорода. Наиболее близким техническим решением к предложенному является способ подготовки топлива к сжиганию и очистки продуктов горения от вредных примесей путем предварительной очистки топлива, промывки продуктов сгорания водой, осветления этой воды и подачи ее на промывку продуктов сгорания. Недостатком этого способа является большое содержание вредных примесей в продуктах сгорания при сжигании горючих газов с высоким содержанием сероводорода. Целью изобретения является снижение содержания вредных примесей в продуктах сгорания при сжигании горючих газов с высоким содержанием сероводорода. Указанная цель достигается тем, что предварительную очистку топлива проводят путем его растворения в воде с последующим отводом сероводородсодержащей воды на предварительную очистку газового топлива, при этом проводят смешение двух потоков воды, содержащих соответственно сероводород и диоксид серы с последующим получением товарной серы.

Инженерно-организационные мероприятия

В том случае, когда существующие методы очистки не обеспечивают санитарных норм, прибегают к инженерно-организационным мероприятиям. Увеличение высоты труб, через которые осуществляются газопылевые выбросы в атмосферу, повышение скорости движения газов по этим трубам и пр. - все это относится к инженерно-организационным мероприятиям.

Увеличение высоты труб позволяет улучшить условия рассеивания в атмосфере вредных веществ и тем самым снизить их концентрацию в воздухе городов и поселков. С увеличением высоты тяга усиливается, так как, чем выше труба, сооруженная над цехом, тем больше разница давлений наружного воздуха и воздуха в трубе. Увеличение высоты трубы вдвое, например с 15 до 30 м, уменьшает концентрацию уноса на уровне дыхания человека в 4 раза. Увеличение высоты трубы допускается лишь в случаях, когда невозможна реализация активных мероприятий. Следует отметить, что при выбросах через высокие дымовые трубы повышается общее фоновое загрязнение воздуха. С увеличением высоты трубы резко возрастает ее стоимость, поэтому на практике не рекомендуется строить трубы более 150 м.

Повышение скорости движения газов в трубе. Это способствует увеличению начального подъема выбросов, улучшению условий их рассеивания. С другой стороны, при этом возрастает гидравлическое сопротивление трубы и соответственно удельные энергозатраты на транспортировку газов.

Организация дорожного движения автотранспорта, как в пределах промышленной зоны, так и за его пределами.

Организация Дорожного Движения (ОДД) -- комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, направленный на обеспечение безопасности дорожного движения.

Одним из видов ОДД является проектная деятельность по оптимизации дорожного движения автотранспорта и пешеходов. Дорожное проектирование используется при строительстве новых, а также при проведении ремонтно-восстановительных работ старых дорог. Часто ОДД применяется для снижения аварийности на опасных дорожных участках.

Архитектурно- планировочные

Планировочные мероприятия - комплекс приемов, включающих учет «розы ветров», зонирование территории, организацию санитарно-защитных зон, озеленение населенных мест, планировку районов, тип застройки и др.

При строительстве предприятий необходимо придерживаться правил установленных законом и не допускать строительство вредных производств городской черте. Необходимо осуществлять массовое озеленение городов, т. к. Зеленые насаждения впитывают из воздуха многие вредные вещества и способствуют очищению атмосферы. К сожалению, в современный период в Украине зеленые насаждения ни сколько увеличиваются, сколько сокращаются.

Архитектурно-планировочные мероприятия включают:

1.правильное размещение объектов нового строительства с учетом санитарно-гигиенических и экологических требований;

2.максимальное озеленение вдоль автодорог регионального значения пыле- газоустойчивыми породами зеленых насаждений;

Промышленный объект должен быть расположен на ровном возвышенном месте, хорошо проветриваемом ветрами. Площадка жилой застройки должна быть размещена ниже предприятия в противном случае преимущество высоких труб для рассеивания вредных веществ сводится на нет. Источники загрязнения атмосферы желательно располагать за чертой населенных пунктов и с подветренной стороны от селитебной застройки.

Вокруг вредных производств рекомендуется в обязательном порядке создавать густую зеленую защиту из газопылеустойчивых видов деревьев и кустарников с бактерицидными и фитонцидными свойствами. Предприятия, являющиеся источниками загрязнения воздуха, не должны располагаться с наветренной стороны по отношению к жилой застройке.

Санитарно-защитная зона

Общие сведения о санитарно-защитной зоне и ее обустройство

Санитарно-защитная зона - это особая функциональная зона, отделяющая предприятие от селитебной зоны либо от иных зон функционального использования территории с нормативно закрепленными повышенными требованиями к качеству окружающей среды.

Недостатки СЗЗ:

1.При обустойстве СЗЗ не учитывается специфическая возможность растений по поглощению и улавливании вредных газов, пыли, шума, что существенно снижает возможность эффективно снижать их концентрации до регламентируемых уровней.

2.Не учитывается сезонность лиственных деревьев, которых преобладающее число в населенных пунктах и СЗЗ. В результате этого, СЗЗ эффективно работает только лишь на протяжении 7 месяцев, а с ноября по апрель (5 месяцев) эффективность ее очень низкая.

3.Также, при построении конфигураций СЗЗ с учетом розы ветров более полно учитывается негативное последствие каждого румба, в результате чего исключается возможность попадания вновь строящихся объектов и объектов соц-культ-быта в пределы СЗЗ.

4. Высаживание деревьев в пределах СЗЗ и в пределах селитебной зоны должно производиться согласованно и конструктивно, при этом, деревья нужно высаживать таким образом, что б улучшить аэродинамические свойства местности. В результате этого, большая часть запыленного и загазованного воздуха с повышенной скоростью покидает пределы селитебной зоны.

Санитарно-защитная зона необходима для любого предприятия, которое является источником негативного воздействия на окружающую среду и человека. При благоустройстве СЗЗ необходимо высаживать лиственные и хвойные (вечнозеленые) деревья в пропорции 50:50. Также, в зависимости от способностей, высаживать деревья будем в таких пропорциях: пылепоглащающие - 25%, от общего количества (связанно с большим загрязнением атмосферы пылью). Газопоглащающих - 50%. Шумопоглащающих - 10% (так как из 9 корпусов только 2 загрязняют атмосферу шумом). Бактерецидных - 5%, фитонцидных - 5%, Деревьев с высокой окисляющей способностью и выделением ионов - 5%.

Масштаб наиболее распространенный - 1:10000.

Для обустройства СЗЗ применим такие растения:

Пылепоглащающие: Ива белая, Тополь пирамидальный (лиственные) и Ель колючая (хвойное).

Газопоглащающие: : Ясень обыкновенный, Тополь канадский (лиственные) и Ель колючая (хвойное).

Шумопоглащающие: Тополь красный (лиственное) и Пихта (хвойное).

Бактерицидные: Акация белая (лиственное) и Можжевельник обыкновенный (хвойное).

Фитонцидные: Дуб обыкновенный (лиственное) и Лиственница сибирская (хвойное).

Повышающие выделение отрицательных ионов: Дуб красный (лиственное), Лиственница сибирская (хвойное).

При этом, несколькими свойствами обладают: Можжевельник обыкновенный, Ясень обыкновенный, Тополь канадский, Ива белая, Ель колючая.

Разработка санитарно - защитной зоны

n - общее количество вредного вещества.

i=1 - каждое вещество считается отдельно.

Годовые выбросы вредного вещества.

ПДК среднесуточная по данному загрязнителю.

Коэффициент учитывающий степень токсичности, или опасность вредного вещества.

Коэффициент б:

По значению КОП определим размеры санитарно-защитной зоны,

КОП? 1*10 6 - L 0 = 3000 м - класс опасности 1А;

1*10 6 > КОП? 1*10 5 - L 0 = 1000 м - класс опасности 1Б;

1*10 5 > КОП? 1*10 4 - L 0 = 500 м - класс опасности 2;

1*10 4 > КОП? 1*10 3 - L 0 = 300 м - класс опасности 3;

1*10 3 > КОП? 1*10 2 - L 0 = 100 м - класс опасности 4;

1*10 2 > КОП - L 0 = 50 м - класс опасности 5.

Так как значение КОП больше чем, то класс опасности предприятия - 1А, и размер СЗЗ будет равен 3000 м.

При построении санитарно-защитной зоны без учета розы ветров по каждому румбу откладывается одно и то же расстояние. В данном случае таким расстоянием является 3000 м.

Разработка санитарно-защитной зоны с учетом розы ветров

Данные по розе ветров

Для построения СЗЗ с учетом розы ветров нам потребуется формула:

L o - расчетный размер санитарно защитной зоны без учета ветров;

Повторяемость направлений ветров при круговой розе ветров (при восьмирумбовой розе ветров =12.5 %).

Р - среднегодовая повторяемость направления ветров, просматриваемого румба, %;

атмосферный воздух вредный выброс

N - количество дней в году, которые дуют в одном из румбовых направлений;

Исходя из данных, При помощи формулы 3, найдем расстояние по каждому румбу:

После проведенных расчетов стало видно, что ветра дуют наиболее чаще в сторону юго-востока.

Заключение

Так как ближайшие дома находятся на расстоянии 1,3 км от завода, а СЗЗ данного сталелитейного завода равно 3000 (без учета розы ветров), то жилые дома находятся на территории СЗЗ завода, где находиться не должны.

В результате проделанной работы, мы устранили такие проблемы СЗЗ, как:

1) Сезонность лиственных деревьев.

2) Была учтена специфическая возможность деревьев и кустарников.

Также было разработано 2 проекта СЗЗ: с учетом розы ветров, и без учета. При сравнении их, стало видно, что выбросы попадают в селитебную зону в обоих случаях. Но при учете розы ветров стало видно, что выбросы проникают на много дальше.

Также были предусмотрены мероприятия по охране атмосферы.

Список использованной литературы

1. Сборник методик по расчету выбросов в атмосферу, загрязняющих веществ различными производствами. - Ленинград: Гидрометеоиздат, 1986. - 184с.

2. Давиденко В.А. Основы экологии: Учебное пособие./ В.А. Давиденко. - Алчевск: ДГМИ, 2002. - 207с.

3. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) и ориентировочно безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ (ОБУВ) в атмосферном воздухе населенных мест. - К.: УНЦТЭ, 2000. - 131с.

4. Стольберг В.Ф. Экология города: Учебник./ Ф.В. Стольберг. - К.: Либра, 2000. - 464с.

5. Шаприцкий Н.М. Разработка нормативов ПДВ для защиты атмосферы: Справочное издание./ Шаприцкий Н.М. - М.: Металлургия, 1990. - 416с.

6. Гаев А.Я. и др. Экологические основы строительного производства: учебное пособие / А.Я. Гаев, В.Е. Наружная, М.И. Забылин. - Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1990. - 180с.

7 Гарнагина Н.Е. Безопасность жизнедеятельности: методические указания./ Гарнагина Н.Е. - СПб.: ГЛТА, 2007. - 24с.

8. Джигирей В.С. Екологія та охорона навколишнього природного середовища: Навч. Посібник./ В.С. Джигирей. - К.: Знания, 2006. - 319с.

Актуальность охраны природы

Российское природоохранное движение - мощная, со своей устоявшейся идеологией, принципами и богатыми традициями общественная сила. Зародилось оно в конце прошлого столетия и с небольшими перепадами развивалось вплоть до 30-х гг...

Законодательство и основные мероприятия по охране источников водоснабжения от загрязнения и истощения

Хозяйственная деятельность человека оказывает существенное влияние на состояние водоисточников как в отношении качества воды, так и их дебита. В нашей стране воды используются комплексно, т. е. для водоснабжения, мелиорации, гидроэнергетики...

В рамках целевой комплексной программы «Охрана окружающей среды Соликамского городского округа на 2007 - 2010 г.г.» является топливопотребляющего оборудования ОАО «Соликамскбумпром», ОАО «Хлеб Соликамска», перевод рудоуправлений ОАО «Сильвинит»...

Мониторинг среды обитания в городе Соликамск

По программе «Развитие и реконструкция инженерной инфраструктуры Соликамского городского округа на 2007 - 2010 г.г...

Охрана гидросферы от загрязнения

Мероприятия по охране вод морей и Мирового океана заключаются в устранении причин ухудшения качества и загрязнения вод...

Оценка воздействия на окружающую среду к станции технического обслуживания ТОО "АСАКА", расположенной в г. Павлодаре по ул. Суворова, 9/2

В связи с тем, что данное СТО расположено на освоенной ранее территории, работы связанные с удалением или перемещением почвенно-плодородного слоя земли не проводились. Твердые бытовые отходы...

Правовая охрана дикой природы

Мероприятия, связанные с охраной дикой природы, можно разделить на следующие группы: · естественнонаучные, · технико-производственные, · экономических...

Производственная деятельность ОАО «Mонди Сыктывкарский ЛПК» сопровождается природоохранными мероприятиями, снижающими и исключающими негативное воздействие на окружающую среду...

Природоохранные мероприятия ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК"

В период рекультивации шламонакопителя №1 для минимизации влияния выбросов автотранспорта и строительной техники на качество атмосферного воздуха прилегающей территории необходимо выполнение следующих мероприятий: - использование...

Разработка мероприятий по защите и охране атмосферного воздуха при работе резинотехнического предприятия

На каждом предприятии и для каждого территориально-промышленного комплекса разрабатывается план мероприятий по охране атмосферного воздуха, который включает в себя мероприятия...

Вода обладает чрезвычайно ценным свойством непрерывного самовозобновления под влиянием солнечной радиации и самоочищения...

Экология Новосибирской области

В настоящее время число конкретных задач, которые необходимо решить для достижения санэпидблагополучия населения на территории Новосибирской области, велико, а средства всегда ограничены...



Просмотров