Принудительное прекращение права собственности на земельный участок. Принудительное прекращение права собственности на земельные участки Порядок принудительного прекращения прав на землю

Основания принудительного прекращения прав на земельные участки:

1. Изъятие земельного участка для государственных (муниципальных) нужд

2. Вследствие нарушения земельного законодательства

3. Вследствие конфискации, в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

4. Вследствие реквизиции (временное).

Принудительное прекращение прав на земельные участки вследствие нарушения земельного законодательства.

В соответствии с п.2 ст.286 ГК РФ, права на земельный участок, в том числе право собственности, используемый с нарушением законодательства, прекращаются путем продажи соответствующего земельного участка с публичных торгов. Вместе с тем, ЗК предусматривает возможность принудительного прекращения вследствие нарушения земельного законодательства таких вещных прав на землю как право пожизенного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, а также аренды. Право собственности на земельный участок по этому основанию может быть прекращено только в случае ненадлежащщего использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, в соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Но и в этом случае применяются не публичные торги, в порядок предусмотренный ЗК для принудительного прекращения иных вещных прав. Учитывая это, продажа земельного участка с публичных торгов за нарушение земельного законодательства по правилам ГК РФ, по мнению В.А. Лопатина, не представляется возможной.

Под ненадлежащим использованием земельного участка, в соответствии с ЗК, следует понимать:

1. Использование земельного участка способами, которые приводят к существенному ухудшению плодородия сельскохозяйственных почв, значительному ухудшению экологической обстановки.

2. Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

3. Неустранение умышленно совершенных наиболее опасных земельных правонарушений (перечислены в подп.3 п.2 ст.45 ЗК).

4. Неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, жилищного (иного) строительства, в указанных в целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по указанному назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств.

Уполномоченный орган, установив соответствующее нарушение земельного законодательства, привлекает нарушителя, при наличии оснований, к административной ответственности и выдает предписание об устранении допущенных нарушений – письменное предупреждение, содержащее, в частности, указание на срок исправления нарушения, указание на возможность последующего принудительного прекращения права на землю. Форма предупреждения о возможном принудительном прекращении прав на землю за допущенное земельное правонарушение установлена Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 года №833. В случае неустранения нарушения орган земельного контроля (на федеральном уровне – Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, подведомственное Министерству экономического развития и торговли РФ, направляет материалы уполномоченного органу государственной власти (органу местного самоуправления), в чьем ведении находится земельный участок, последний орган обращается в суд с заявлением о принудительном прекращении права нарушителя на земельный участок. Фактическое прекращение прав на судебный участок осуществляется после вступления соответствующего судебного решения в законную силу.


Реквизиция земельного участка.

Реквизиция земельного участка, в соответствии со ст.51 ЗК, представляет собой не принудительное изъятие, а временное занятие земельного участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных чрезвычайных обстоятельствах, на необходимый для их ликвидации срок, последствием реквизиции может быть изъятие для государственных (муниципальных) нужд в установленном порядке, собственнику в любом случае возмещаются убытки.

Основания принудительного прекращения прав на земельные участки:

1. Изъятие земельного участка для государственных (муниципальных) нужд

2. Вследствие нарушения земельного законодательства

3. Вследствие конфискации, в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

4. Вследствие реквизиции (временное).

Принудительное прекращение прав на земельные участки вследствие нарушения земельного законодательства.

В соответствии с п.2 ст.286 ГК РФ, права на земельный участок, в том числе право собственности, используемый с нарушением законодательства, прекращаются путем продажи соответствующего земельного участка с публичных торгов. Вместе с тем, ЗК предусматривает возможность принудительного прекращения вследствие нарушения земельного законодательства таких вещных прав на землю как право пожизенного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, а также аренды. Право собственности на земельный участок по этому основанию может быть прекращено только в случае ненадлежащщего использования земельного участка сельскохозяйственного назначения, в соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Но и в этом случае применяются не публичные торги, в порядок предусмотренный ЗК для принудительного прекращения иных вещных прав. Учитывая это, продажа земельного участка с публичных торгов за нарушение земельного законодательства по правилам ГК РФ, по мнению В.А. Лопатина, не представляется возможной.

Под ненадлежащим использованием земельного участка, в соответствии с ЗК, следует понимать:

1. Использование земельного участка способами, которые приводят к существенному ухудшению плодородия сельскохозяйственных почв, значительному ухудшению экологической обстановки.

2. Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

3. Неустранение умышленно совершенных наиболее опасных земельных правонарушений (перечислены в подп.3 п.2 ст.45 ЗК).

4. Неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, жилищного (иного) строительства, в указанных в целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по указанному назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств.

Уполномоченный орган, установив соответствующее нарушение земельного законодательства, привлекает нарушителя, при наличии оснований, к административной ответственности и выдает предписание об устранении допущенных нарушений – письменное предупреждение, содержащее, в частности, указание на срок исправления нарушения, указание на возможность последующего принудительного прекращения права на землю. Форма предупреждения о возможном принудительном прекращении прав на землю за допущенное земельное правонарушение установлена Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 года №833. В случае неустранения нарушения орган земельного контроля (на федеральном уровне – Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, подведомственное Министерству экономического развития и торговли РФ, направляет материалы уполномоченного органу государственной власти (органу местного самоуправления), в чьем ведении находится земельный участок, последний орган обращается в суд с заявлением о принудительном прекращении права нарушителя на земельный участок. Фактическое прекращение прав на судебный участок осуществляется после вступления соответствующего судебного решения в законную силу.



Реквизиция земельного участка.

Реквизиция земельного участка, в соответствии со ст.51 ЗК, представляет собой не принудительное изъятие, а временное занятие земельного участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных чрезвычайных обстоятельствах, на необходимый для их ликвидации срок, последствием реквизиции может быть изъятие для государственных (муниципальных) нужд в установленном порядке, собственнику в любом случае возмещаются убытки

Права на землю могут быть прекращены в добровольном или принудительном порядке, а также в силу истечения срока, на который был предоставлен земельный участок (при аренде и безвозмездном пользовании). Добровольный характер такое прекращение носит при совершении собственником земельного участка сделки по его отчуждению либо при отказе от права на землю (такой отказ допускается не только для собственника, но также для землепользователя и землевладельца).

Что касается принудительного прекращения прав на землю (изъятия земельного участка), то его основания и порядок зависят от того, каким именно правом обладает лицо, чье право подлежит прекращению. Так, для собственника земельного участка такими основаниями являются:

  • обращение взыскания на участок по обязательствам (например, на участок, находящийся в залоге);
  • установленный законом запрет для его правообладателя иметь такой участок на праве собственности. Например, иностранный гражданин, унаследовавший земельный участок сельскохозяйственного назначения, должен самостоятельно произвести в течение года его отчуждение, если же этого не произойдет, то уполномоченный государственный орган обращается в суд с заявлением о понуждении к продаже такого участка на торгах;
  • изъятие (выкуп) участка для государственных или муниципальных нужд;
  • изъятие ненадлежаще используемого участка, т.е. такого, который используется не по целевому назначению или с грубым нарушением правил рационального использования земли, или такой участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо строительства, но в течение трех и более лет не используется в этих целях;
  • реквизиция (временное изъятие) участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, - для защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз. Собственнику реквизированного участка возмещаются причиненные убытки за время реквизиции. В случае же невозможности возврата такого участка его собственнику возмещается рыночная стоимость участка или по его желанию предоставляется равноценный участок;
  • конфискация (его безвозмездное изъятие по решению суда в виде санкции за совершение преступления) и национализация участка.

Иные права на землю (кроме сервитута) принудительно прекращаются при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также в случаях:

  • использования его с грубым нарушением правил рационального использования земли;
  • порчи земель;
  • невыполнении обязанностей по рекультивации земель, проведению мероприятий по улучшению земель и охране почв, по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • неиспользовании в течение трех и более лет участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо строительства. Впрочем, федеральными законами может быть установлен и более длительный срок. Например, в указанный временной период не включается срок, когда участок не мог быть использован из-за стихийных бедствий.

Что касается права аренды земельного участка, которое является обязательственным правом, возникшим в силу договора, то оно может быть прекращено как по основаниям, указанным выше, так и в случаях, предусмотренных гражданским законодательством.

Например, арендодатель земельного участка вправе потребовать через суд досрочно расторгнуть договор аренды, когда арендатор:

  • использует участок не по назначению или с существенным нарушением (с неоднократными нарушениями) условий договора;
  • существенно ухудшает состояние участка;
  • более двух раз подряд по истечении установленного договором срока не вносит арендную плату, а также в других случаях, предусмотренных ГК РФ.

Кроме того, дополнительные основания для досрочного расторжения судом договора аренды могут быть установлены и непосредственно в таком договоре. Но для арендаторов земельных участков сельскохозяйственного назначения в ЗК РФ (и. 3 ст. 46) предусмотрено ограничение возможности прекращения права аренды - это не допускается в период полевых сельскохозяйственных работ (даже в случае ненадлежащего использования участка).

Арендатор земельного участка, в отличие от лиц, обладающих участком на вещном праве, не может добровольно отказаться от своего права. Но он вправе потребовать через суд досрочного расторжения договора аренды, если арендодатель не передал ему во владение и пользование предусмотренный договором участок, или создает помехи при его использовании, или участок имеет препятствующие использованию недостатки либо оказался непригодным для использования (в силу обстоятельств, за которые арендатор не отвечает), а также в других случаях, предусмотренных ГК РФ.

Таким образом, основания, когда земельный участок может быть изъят у собственников или у других правообладателей, не полностью совпадают. В частности, для собственников предусмотрены имущественные основания (обращение взыскания, конфискация и др.), но для них неприменимы такие причины, как невыполнение обязанностей по рекультивации земель, по приведению их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению и др.

Решение о принудительном прекращении всех рассмотренных выше прав на землю принимается только судом (кроме специально предусмотренных законом исключений для государственных или муниципальных учреждений и казенных предприятий, в отношении которых применяется особый порядок, допускающий такое прекращение по решению органа государственной власти или местного самоуправления).

Весьма специфичное право на служебный надел прекращается при расторжении трудовых отношений между работником и организацией, предоставившей ему указанный надел. Это оформляется решением указанной организации. Но при этом бывший работник имеет право продолжать его использовать до окончания сельскохозяйственных работ. А в ряде случаев право на служебный надел сохраняется за ним и после увольнения (при выходе на пенсию по старости или инвалидности). Либо же такой надел сохраняется за одним из членов его семьи (при его призыве на действительную срочную военную или альтернативную службу, при поступлении на обучение, а также при его гибели в связи с исполнением служебных обязанностей).

Сервитут же может быть прекращен ввиду отпадания оснований, по которым он был установлен (публичный сервитут - в случае отсутствия общественных нужд, путем принятия акта об его отмене). Кроме того, если принадлежащий гражданину или юридическому лицу земельный участок в результате его обременения сервитутом не может больше использоваться в соответствии с его целевым назначением, собственник такого участка вправе требовать прекращения сервитута по суду.

Что касается порядка принудительного прекращения прав на землю, то в настоящее время подробно урегулированы вопросы изъятия (выкупа) земельного участка в двух случаях - для государственных или муниципальных нужд, а также при ненадлежащем использовании земельного участка сельскохозяйственного назначения.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, допускается лишь в исключительных случаях. В Земельном кодексе РФ прямо указаны два таких случая: 1) выполнение международных договоров; 2) строительство и реконструкция объектов государственного или местного значения (энергетических систем, транспорта и связи; обеспечивающих космическую деятельность, оборону, безопасность и т.п.) при отсутствии других возможных вариантов для их размещения. Однако федеральными законами могут быть предусмотрены и иные основания.

Органами, уполномоченными принимать решения об изъятии земельных участков (далее - уполномоченные органы), являются:

  • федеральные органы исполнительной власти - когда изъятие необходимо для федеральных нужд, а также в связи с осуществлением недропользования (кроме недр местного значения);
  • исполнительные органы государственной власти субъекта РФ - для региональных нужд, а также в связи с осуществлением пользования недрами местного значения;
  • органы местного самоуправления, которые изымают участки для муниципальных нужд.

Однако инициатором изъятия могут быть не только вышеперечисленные органы, но и субъекты естественных монополий, недропользователи и организации, уполномоченные осуществлять деятельность, для обеспечения которой требуется изъятие земельного участка (заинтересованная в участке организация подает в уполномоченный орган соответствующее ходатайство).

Изъятию подлежат только такие земельные участки, у которых имеются правообладатели, в ином случае изъятия просто не требуется. Например, нет необходимости принимать решение об изъятии таких участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и не обременены правами третьих лиц или же являются выморочным имуществом, и при этом на них нет объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам.

Процедура такого изъятия урегулирована нормами ГК РФ (ст. 279- 282) и ЗК РФ (глава VII. 1) и предусматривает последовательность следующих юридически значимых действий:

  • 1) подача в уполномоченный орган ходатайства об изъятии земельного участка (если такой орган не является инициатором изъятия);
  • 2) уполномоченный орган принимает решение об изъятии земельного участка (нескольких участков) для государственных или муниципальных нужд. Решение об изъятии принимается в отношении сразу всех объектов недвижимого имущества, расположенных на изымаемом земельном участке (за исключением таких сооружений, сохранение которых на участке не противоречит цели изъятия). Причем одним решением может быть изъят как один, так и сразу несколько земельных участков. Решение об изъятии может быть обжаловано в суд, оно действительно в течение трех лет со дня его принятия;
  • 3) осуществляется государственная регистрация этого решения в ЕГРН - его регистрируют как обременение (ограничение) прав на участок;
  • 4) об этом решении уведомляется правообладатель участка - не позднее, чем за год до фактического изъятия (правообладатель считается уведомленным о принятом решении со дня получения его копии);
  • 5) в случае согласия правообладателя участка с этим решением заключается соглашение о выкупе участка (договор купли-продажи) и составляется соответствующий передаточный акт. Если же правообладатель не согласен, то орган, принявший решение об изъятии, предъявляет в суд иск о выкупе участка;
  • 6) правообладателю выплачивается выкупная цена за участок;
  • 7) осуществляется государственная регистрация перехода права собственности на изъятый участок.

Важным этапом в процессе изъятия земельного участка является подготовка соглашения об этом с его правообладателем. В ходе подготовки такого соглашения с правообладателем участка ведутся переговоры относительно условий изъятия. Возмещение за изымаемый участок включает в себя: 1) его рыночную стоимость (если правообладателем является землевладелец или землепользователь, то рыночную стоимость имеющегося у него права на участок); 2) убытки, причиненные изъятием, включая возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателем участка обязательств перед третьими лицами; 3) упущенную выгоду.

При этом рыночная стоимость земельного участка (или подлежащих прекращению иных прав на него) определяется исходя из его разрешенного использования на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии. С 2015 года рыночная стоимость права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения земельным участком, который был предоставлен гражданину, признается равной рыночной стоимости этого участка (как если бы он был в собственности у этого гражданина). Если же участок предоставлен юридическому лицу, то рыночная стоимость права постоянного (бессрочного) пользования им определяется как стоимость права его аренды сроком на 49 лет (если для такого участка законом установлен в качестве предельно возможного меньший срок, то на такой срок).

При определении размера возмещения не подлежит учету стоимость таких объектов недвижимого имущества и их неотделимых улучшений, которые произведены вопреки разрешенному использованию и условиям договора аренды или безвозмездного пользования либо построены после уведомления правообладателя участка о принятом решении об его изъятии.

Соглашение об изъятии заключается между: 1) правообладателем земельного участка (если правообладателей несколько, то соглашение заключается с каждым из них); 2) уполномоченным органом, 3) организацией, подавшей ходатайство об изъятии (если изъятие осуществляется на основании ее ходатайства). На основании заключенного соглашения либо вступившего в законную силу решения суда осуществляются:

  • 1) возмещение правообладателю (если оно предусмотрено указанным соглашением либо решением суда);
  • 2) переход и прекращение прав на земельный участок и иную расположенную на нем изымаемую недвижимость;
  • 3) возникновение прав на земельные участки, образуемые в результате перераспределения земель и земельных участков;
  • 4) государственная регистрация возникновения, прекращения или перехода прав на земельный участок и иную расположенную на нем изымаемую недвижимость. По общему правилу именно с момента указанной регистрации прекращаются права на изымаемые земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества. Если этот земельный участок находился в частной собственности, то с момента прекращения права на него он переходит в собственность Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования либо организации, подавшей ходатайство об изъятии (в зависимости от того, для каких нужд осуществлено изъятие);
  • 5) снос объектов недвижимого имущества, расположенных на изъятом земельном участке (за исключением таких сооружений, сохранение которых на участке не противоречит цели его изъятия).

Изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд может предшествовать резервирование земель для указанных целей, в связи с которым могут быть ограничены права по использованию земельного участка (на строительство, проведение мелиоративных работ), а также вещные права на землю. По общему правилу срок резервирования составляет не более трех лет. Для специальных целей сроки резервирования другие. Так, для строительства и реконструкции объектов транспорта, автомобильных дорог и других линейных объектов государственного или муниципального значения возможно резервирование земель на срок до 20 лет (при условии, что эти земли не предоставлены гражданам и юридическим лицам). Резервирование же в целях создания особой экономической зоны допускается не более чем на два года.

Что касается изъятия ненадлежаще используемого земельного участка сельскохозяйственного назначения, то применяется эта мера только в том случае, если факты такого использования не устранены после наложения административного наказания в виде штрафа. Основания и порядок такого изъятия различаются для собственников и иных правообладателей, но и у тех, и у других такое изъятие допускается исключительно по решению суда.

У собственника земельный участок может быть изъят, если он не используется для сельскохозяйственного производства в течение трех лет, либо он используется не в соответствии с его целевым назначением, либо его использование приводит к существенному снижению плодородия земель или к значительному ухудшению экологической обстановки.

Конкретные критерии существенного снижения плодородия земель, значительного ухудшения экологической обстановки, а также признаки неиспользования земель утверждены в 2011-2012 гг. Правительством РФ.

При выявлении указанных фактов ненадлежащего использования орган государственного земельного надзора налагает на собственника участка административное взыскание (штраф) и одновременно выносит ему предупреждение о допущенном земельном правонарушении (выразившемся в ненадлежащем использовании участка) с предписанием устранить его. Затем указанный орган уведомляет об этом орган исполнительной власти субъекта РФ. Если в установленный в предупреждении срок нарушение не устранено, этот орган обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.

Начальной ценой земельного участка, выставленного на торги в связи с ненадлежащим использованием, может быть его рыночная или кадастровая стоимость. Если продажа на первых торгах не состоялась, то назначаются повторные торги (со снижением начальной цены участка на 20%). Если и повторные торги не состоятся, то такой участок подлежит продаже посредством публичного предложения (по цене не ниже 50% от начальной цены повторных торгов). При отсутствии покупателя на таких условиях приобрести такой участок предлагается органу местного самоуправления. Если же он этого не сделает, то это обязан сделать орган исполнительной власти субъекта РФ.

Средства, вырученные от продажи участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность (если торги не состоялись), выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение торгов.

Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования для лиц, не являющихся его собственниками, определены ЗК РФ. В частности, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления после получения соответствующей информации от органа государственного земельного надзора либо направляет требование об изъятии земельного участка в суд, либо самостоятельно принимает решение об его изъятии (когда его правообладателем является государственное или муниципальное учреждение либо казенное предприятие).

Что касается защиты прав на земельные участки, то законодательством предусмотрены следующие способы такой защиты:

  • признание права на земельный участок, которое осуществляется в судебном порядке;
  • восстановление положения, которое существовало до нарушения права;
  • пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих такую угрозу;
  • признание недействительным акта органа государственной власти или местного самоуправления;
  • возмещение убытков, в том числе упущенной выгоды. Такое возмещение осуществляется, если в результате деятельности других лиц произошло ухудшение качества земель, или земельный участок был временно занят, или были ограничены права на него, или было изменено его целевое назначение (без согласования с его правообладателем). Кроме того, возмещение убытков правообладателям земельных участков предусматривают нормы ГК РФ о возмещении вреда.

Когда нарушается субъективное право определенного лица на земельный участок либо когда такое лицо заблуждается относительно наличия у него таких прав, возникают земельные споры. Причины для этого могут быть самыми разными:

  • действия (бездействие) участников земельных правоотношений (неправомерное изъятие земельного участка, нарушение его границ или самовольное занятие и др.), а также ненадлежащее исполнение своих обязанностей или противоправные действия должностных лиц органов исполнительной власти или местного самоуправления. Такие споры разрешаются посредством восстановления нарушенных прав и интересов, признания недействительными нормативно-правовых и распорядительных актов;
  • противоречивость действующего законодательства. Для разрешения такого спора может потребоваться обращение участника спора или рассматривающего соответствующее дело суда в Конституционный суд РФ;
  • незнание участниками спора своих прав и обязанностей. В этом случае конфликтная ситуация может быть решена при помощи разъяснения сторонам их прав и обязанностей.

В советский период разрешение таких споров осуществлялось путем их внесудебного рассмотрения (в том числе по причине того, что земельные правоотношения тогда носили неимущественный характер).

В настоящее время земельные споры рассматриваются в судебном порядке - судами общей и арбитражной юрисдикции в соответствии с гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством, а судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

При этом суды общей юрисдикции рассматривают дела по спорам, одной из сторон которых выступают граждане (за исключением таких, которые занимаются предпринимательской деятельностью), а арбитражные суды - споры с участием юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Кроме того, любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, в том числе и земельный, может быть передан в третейский суд. Причем это может быть как постоянно действующий суд, так и созданный для разрешения конкретного спора (такие суды формируются спорящими сторонами). Решение третейского суда исполняется добровольно. Если же оно не исполняется обязанным лицом добровольно, то та сторона, в пользу которой вынесено судебное решение, может обратиться в суд или арбитражный суд (по подведомственности) с просьбой выдать ей исполнительный лист.

Важным фактором в жизни каждого члена гражданского общества, который является гарантом надежности и уверенности, многие юристы и финансовые специалисты заслуженно считают недвижимое имущество.

Особым приоритетом в любые времена пользовалась земля. Это универсальный вид недвижимого имущества, который можно использовать в любых личных целях: для строительства жилья и постоянного проживания, для постройки подсобных, производственных зданий, с целью организации фермерского, садового или огородного хозяйства бытового или профессионального уровня.

Также выгодной для законных владельцев территории станет продажа участка или же заключение договора для сдачи имущества в аренду.

Однако нарушение правил использования земли может повлечь за собой изъятие земельного участка принудительно, что может обернуться для владельца неприятными правовыми последствиями. Поэтому каждый гражданин, который имеет земельные участки в своем личном владении или распоряжении, должен знать способы и причины изъятия участков земли.

Понятие прекращения права собственности на земельный участок

Согласно с конституционными актами в сфере земельных правовых отношений установлено, что земля как природный ресурс может находиться в пользовании государственных, муниципальных органов или же частных лиц. Объектом права собственности в данном случае выступает конкретная территория, которая включает поверхностный слой земли, плодородную почву, а также все водные ресурсы и полезные ископаемые.

Право собственности на какой-либо земельный участок заключается в возможности владеть им, пользоваться в личных целях, а также распоряжаться по собственному смотрению личным недвижимым имуществом. Обратной стороной данного понятия является прекращение права собственности на землю, которое заключается в изъятии участка из владения гражданского лица.

Данная правовая операция возможна в случае добровольного отчуждения владельцем собственной земли в пользу других лиц, при выражении добровольного отказа собственника от права владения земельным участком, после принудительного изъятия недвижимого имущества (земли) в судебном или гражданском порядке.

Основания прекращения права собственности на земельный участок

Земли, которые находятся в распоряжении государственных или муниципальных органов, на законных основаниях предоставляются в пользование и собственность физических и юридических лиц.

Юридические лица иностранного происхождения, граждане других стран, а также лица без какого-либо гражданства не имеют удостоверенного действующим законом права на владение собственными земельными территориями, которые находятся в пограничных пределах, а также покупать недвижимое имущество в форме земельных участков для дальнейшей фермерской или садовой деятельности.

Существует несколько различных форм прав владения участками земли, которые отличаются между собой правовой стороной вопроса. Соответственно, граждане могут получать право постоянного или безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения, а также право на частный или публичный сервитуты.

Однако при нарушении правил обращения с земельными участками, предусмотренных законодательством, могут возникнуть серьезные причины для принудительного изымания территорий или добровольного отказа от пользования. Существуют следующие причины прекращения права собственности на земельный участок:

  • добровольное отчуждение земельного участка собственниками в пользу иных лиц;
  • добровольный отказ собственника от законного права собственности на землю;
  • изъятие земельного участка какими-либо государственными или муниципальными органами у собственников принудительно.

Отчуждение земельного участка собственником

Отчуждение земельного имущества - это особая форма распоряжения недвижимостью, которая заключается в возможности реализации собственником земли своих полномочий, чтобы распоряжаться принадлежащим ему на законных основаниях имуществом. Отчуждение заключается в передаче владельцем своего имущества в законную собственность другого гражданина.

Существуют различные формы отчуждения земельных участков, которые отличаются между собой, а именно:

  • возмездное отчуждение земли, которое может реализоваться в форме купли или продажи;
  • безвозмездное отчуждение участка, например, дарение.

Помимо добровольных случаев отчуждения земельных участков, законов предусматриваются принудительные случаи отчуждения, которые осуществляются без изъявления воли собственника для проведения конфискации, осуществления реквизиции или же для использования участка при государственных или муниципальных нуждах.

В процессах по отчуждению земельных участков существуют важные особенности, которые предусматриваются гражданским законодательством. Например, земли, которые были изъяты из общего оборота, не могут на законных основаниях предоставляться для пользования частным лицам или быть основными объектами любых сделок.

Помимо этого, отчуждение земель, пригодных для осуществления сельскохозяйственных и фермерских работ, организации садоводства или огородничества, а также строительства личного жилья или подсобных построек происходит в соответствии со специализированными актами гражданского законодательства.

Отказ собственника от права собственности на участок

Чтобы в законном порядке осуществить добровольный отказ от земельного участка, собственнику земли стоит подать соответствующее заявление, в котором будет изложено желание. Обращаться с таким документом нужно в государственный орган, который проводит государственную регистрацию прав на любое недвижимое имущество и контролирует проведение любых сделок с недвижимостью.

В случае полного соблюдение процедуры право собственности на конкретный участок полностью будет прекращено с момента государственной регистрации факта прекращения права собственности на участок. Для принятия исполнительным или судебным органом решения о прекращении собственности на любой земельный участок владельцу земли стоит подать следующий пакет документов в государственный или муниципальный орган:

  • заявление с выражением отказа от прав собственности на конкретный участок;
  • копию документов, подтверждающих личность заявителя или факт государственной регистрации юридического лица в специальном реестре;
  • кадастровый паспорт участка земли, если в государственном земельном кадастре присутствуют данные о конкретном участке;
  • если присутствуют в наличии у собственника документы, которые подтверждают права собственности на участок;
  • если документов о собственности на участок нет, то нужно предоставить документы, которые свидетельствуют о предоставлении земельного участка муниципальным или государственным органом.

Принудительное изъятие земельного участка

Государственные или муниципальные органы имеют законное право и возможность принудительно изъять земли из личного владения физических лиц. Такой процесс возможен в том случае, если хозяин участка не заключил добровольного соглашения об изъятии земли или же он не согласен с подобным судебным решением. В таком случае законом предусматривается принудительное изъятие имущества.

Изъятие участков возможно только при вынесении судебного решения. Судебный иск предъявляется в судебные органы в течение всего срока действия решения об изъятии земли, однако данный документ не может быть подан в суд ранее трех месяцев с момента получения собственником земли подобного проекта будущего соглашения на осуществление изъятия.

Пакет документов у собственника запрашивается, если необходимые бумаги отсутствуют в распоряжении исполнительного органа или имеющихся данных оказывается недостаточно для вынесения решения о принудительном изъятии.

Таким образом, прекращение права собственности на земельные участки возможно в добровольном или принудительном порядке при наличии соответствующей документации или судебных решений.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

право собственности при смене фамилии

Влечет ли смена фамилии прекращение права собственности на земельный участок?нотариус отказался удостоверять сделку при продаже земельного участка, обосновав это тем, что смена имени влечет прекращение права собственности на земельный участок

Ляйсан 13.07.2019 08:36

Добрый день.

Смена фамилии не обязывает Вас менять свидетельство о праве собственности, поскольку фактически лицо не меняется. При этом для всех третьих лиц Вам придется показывать документы, подтверждающие смену фамилии.



Просмотров