Теория государства и права морозова 6 издание. Предисловие

Существует множество весьма разнообразных теорий, поразному объясняющих происхождение государства, природу государственной власти, ее цели и задачи, пути развития государств и проч. Множественность таких теорий связана не только со сложностью, многосторонностью государства как социального явления, разнообразием его форм в прошлом и настоящем, но и с тем, что государство осуществляет политическую власть, его деятельность прямо затрагивает интересы различных социальных классов и групп. Связано это и с разнообразием идеологических позиций и философских подходов различных авторов.

Следует отметить, что до недавнего времени в нашей науке безраздельно господствовала одна марксистсколенинская теория государства, основанная на классовом подходе, а все другие концепции отвергались как буржуазные, без их всестороннего анализа, без попыток хотя бы найти в них рациональное зерно. Сейчас отношение к ним существенно изменилось: признается, что любая теория опирается на какието фактические данные, на обстоятельства, имеющиеся в реальной жизни. Учет этих обстоятельств и теоретических обобщений дает возможность более широко и всесторонне анализировать изучаемые явления и процессы. Относится это и к рассматриваемым далее теориям государства.

Существующие теории государства условно можно разделить на четыре группы: о сущности государства, о его целях и задачах, о средствах и методах его деятельности, о путях и перспективах его дальнейшего развития. Поскольку различные авторы, рассматривая в своих работах проблемы, связанные с государством, так или иначе обращаются ко всем указанным вопросам, то теории, относящиеся к разным группам, взаимодействуют между собой, образуют различные сочетания.

Среди теорий, относящихся к сущности государства, можно выделить следующие.

Теория элит. Теория элит сформировалась в начале XX в. (работы В. Парето, Г. Моски) и получила развитие в середине века (X. Лассуэл, Д. Сартори, Т. Дай и др.). Смысл этой теории в том, что народные массы не способны управлять государством и это осуществляется верхушкой общества его элитой. Элиты формируются по различным признакам (происхождение, образование, опыт, способности и проч.), при этом они могут пополняться за счет наиболее способных представителей масс. Современные сторонники этой теории считают, что существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя избирательное право.

Отмечая негативные стороны этой теории (отстранение населения от власти, отрицание ее классового характера и т.п.), следует отметить и следующее. Реализация власти практически всегда осуществляется через весьма ограниченный круг людей: депутатов, работников государственного аппарата и проч. Важно, чтобы эти лица реально выражали интересы народа, различных социальных слоев и групп. А для того чтобы это обеспечить, необходимо сознавать элитарный характер народных избранников и представителей, обеспечить действенный контроль за их работой.

Технократическая теория. Эта теория возникла в 20х гг. нашего столетия и получила значительное распространение в 6070х гг. Ее сторонниками были, в частности, Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл и др. По сути дела, это современная интерпретация теории элит. По мнению представителей технократической теории, управлять обществом должны (и часто действительно управляют) специалисты управленцы, менеджеры. Именно они способны определить действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые средства. В результате управление становится научным и обеспечивает прогрессивное развитие общества. Идеи этой концепции активно используются в других теориях, относящихся как к сущности государства, так и к другим его сторонам.

Теория плюралистической демократии. Эта теория появилась также в XX в. Ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль и др. Теория отражает политические взгляды как социалдемократов, так и либералов. Смысл теории в том, что в современном обществе классы, по сути, перестали существовать, власть, таким образом, утратила классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединений людей (страт), образующихся по различным признакам: возраст, профессия, место жительства, круг интересов и проч. Таким образом, существуют страты стариков и юношей, спортсменов и любителей пива и т.п. Каждый человек входит во многие страты. На их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие давление на органы государства и направляющие тем самым государственную политику. Таким образом, любой человек, каждое объединение обладают «частицей» государственной власти, участвуют в управлении государством, а государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества. Положительная сторона этой теории заключается в ее действительно демократическом характере, обосновании участия всех граждан в делах государственного управления.

Из теорий, рассматривающих вопрос о целях государства, отметим теорию «государства всеобщего благоденствия». Она возникла после Второй мировой войны и явилась антиподом ранее существовавшей концепции о том, что государство не должно вмешиваться в общественную жизнь, за исключением случаев правонарушений (теория «государства ночного сторожа»). Ее основы были сформулированы Д. Кейнсом в 30х гг. и получили развитие в работах Д. Мюрдаля, А. Пигу, К. Боулдинга, В. Мунда и др.

Суть теории состоит в том, что государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает благоденствие всех. Базой теории послужили несомненные успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения, в осуществлении крупных государственных программ в социальной, культурной и иных сферах. Теория подчеркивает ценность каждой человеческой личности, ставит ее интересы в основу деятельности государства. Положительная сторона теории заключается в том, что она обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей, интересы и права человека. Ее недостаток умалчивание того факта, что «всеобщее благоденствие» нередко достигается посредством перенесения центра эксплуатации на полуколониальные и развивающиеся страны, где уровень жизни населения исключительно низок, значительная его часть живет ниже уровня нищеты, голодает.

Теория правового государства освещает вопросы как целей государственной деятельности (добиться господства права во всех сферах социальной жизни), так и средств, способов функционирования государства. Вся его деятельность должна осуществляться в правовых целях, на основе права и правовыми средствами. Позитивная сторона этой теории в том, что она направлена на демократизацию общества, исключение произвола и беззакония в работе всех государственных органов. Недостаток в том, что она позволяет вуалировать несоответствие ряда социальных ценностей праву.

К теориям о средствах государственной деятельности следует отнести теорию «технократического государства». Ее основой являются успехи многих стран в освоении и использовании технических средств, в том числе радиоэлектроники. Считается, что дальнейшее развитие техники позволит поновому решать многие вопросы государственного управления: например, можно будет проводить опросы граждан и даже голосование (референдум) с использованием радиотелевизионной техники, компьютеры дадут возможность принимать независимые от воли отдельных лиц и поэтому справедливые и оптимальные решения и т.п.

Из теорий, прогнозирующих дальнейшее развитие государства, отметим теорию конвергенции, которая появилась в 5060х гг. XX в. (работы Д. Гэлбрейта, Р. Арона, П. Сорокина и др.). Эта теория рассматривала взаимное влияние государств двух систем: западных США, Англия и других с Советским Союзом и другими странами социалистического лагеря. Делался вывод о том, что происходит «обмен» между этими государствами, причем каждая группа заимствует лучшее. В результате происходит сближение государств по их сущности, организации, формам деятельности и проч. Это должно привести к тому, что через какоето время различия утратятся и возникнет «постиндустриальное государство» единого типа, которое будет государством «всеобщего благоденствия». Определенные положения этой теории находят несомненное подтверждение в современный период.

Особое место среди указанных теорий занимает историкоматериалистическая концепция государства, которая рассматривает все аспекты его существования и развития. В основе этой теории лежат идеи исторического материализма и классовый подход. Государство рассматривается как орудие власти экономически господствующего класса. Его особенности определяются, прежде всего, экономикой общества на определенной стадии его исторического развития. Цель построение социалистического, а затем и коммунистического общества, а конечная судьба государства его отмирание по мере построения коммунистического общества. Положения данной теории будут более подробно рассматриваться в дальнейшем.

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ 2
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 5
Глава первая. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ НАУКА 5
Глава вторая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 13
Глава третья. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА 30
Глава четвертая. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА 43
Глава пятая. УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА 60
Глава шестая. ФУНКЦИИ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ИХ СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА 85
Глава седьмая. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 96
Глава восьмая. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 104
ЧАСТЬ ВТОРАЯ 154
Глава девятая. ТЕОРИЯ ПРАВА КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА 154
Глава десятая. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ 180
Глава одиннадцатая. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА 193
Глава двенадцатая. ФОРМА ПРАВА 206
Глава тринадцатая. НОРМА ПРАВА 220
Глава четырнадцатая. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ПРАВА 228
Глава пятнадцатая. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 237
Глава шестнадцатая. ПРАВОТВОРЧЕСТВО 250
Глава семнадцатая. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА 261
Глава восемнадцатая. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ 273
Глава девятнадцатая. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 278
Глава двадцатая. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 293
Глава двадцать первая. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ 301
Глава двадцать вторая. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 312

Учебник, написанный в соответствии с курсом «Теория государства и права» для юридических вузов, качественно отличается от выходивших ранее книг по этой дисциплине. Сохраняя все то ценное, что наработано в теоретико-правовой мысли за предыдущие годы, автор вместе с тем решительно отходит от вульгаризированных догм и методов, существенно обновляет и переосмысливает вопросы возникновения, развития и функционирования государства и права.
Книга, посвященная современной теории государства и права, содержит ряд принципиально новых тем. Впервые на высоком теоретическом уровне осмыслены и изложены вопросы новых государственно-правовых процессов современного российского общества. Дается характеристика гражданского общества в его соотношении с правом и государством.
Для студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников юридических вузов.

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ

Предлагаемая книга посвящена современной теории государства и права; в ее основе лежат лекции, которые автор читал в Московской государственной юридической академии. Кроме того, значительную ее часть составляют предыдущие, основательно переработанные, дополненные и обновленные работы автора.*

*Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.Б. Венгерова. М., 1995; Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Т. 1. М., 1996; Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Т. 2. М.,1996.

Меня неоднократно просили объединить все три предыдущие тома в один том с тем, чтобы читатель мог познакомиться в одной книге с представлениями автора о современной теории государства и права. Однако объединение трех томов в один потребовало существенной переработки всего материала: понадобилось убрать повторы, дополнить, обновить некоторые разделы, написать новые.
Те же из разделов, которые (в первом томе) содержат фрагменты, подготовленные автором совместно с другими сотрудниками кафедры теории государства и права Московской государственной юридической академии, потребовали особого внимания и переработки с тем, чтобы уточнить собственные позиции автора, устранить некоторые компромиссы. Это коснулось главным образом разделов «Сущность государства» и «Виды политических режимов». Было уточнено также участие других сотрудников в написании раздела «Функции государства». Обо всем этом в книге сделаны соответствующие сноски.
Хочу высказать еще одно замечание, не имеющее, впрочем, прямого отношения к настоящей книге, но тем не менее тесно связанное с ней. Речь идет вообще о написании учебных пособий, учебников по теории государства и права, да и по некоторым другим общественным дисциплинам, коллективами авторов, как правило, сотрудниками одной кафедры, одного научно-исследовательского отдела соответствующего института. По моему мнению, это еще один из реликтов прежней отечественной теории государства и права, ее марксистско-ленинского этапа. На этом этапе предполагалось, что весь авторский коллектив, а в него включались порой десятки сотрудников, независимо даже от того, сколь мала бы ни были доля каждого, исповедует единомыслие, базирующееся на догмах марксизма-ленинизма, и потому не так важно, кто участвует в подготовке тех или иных разделов (глав, параграфов, отдельных фрагментов). Все материалы все равно в главном будут соответствовать незыблемым, даже «вечным» истинам марксистско-ленинской теории государства и права, содержать известный набор цитат из произведений классиков марксизма-ленинизма. Словом, коллективный учебный труд будет соответствовать заранее заданным «основополагающим» идеям, установкам, исключать персональную научную ответственность, иметь дополнительную искусственную научную весомость. Пожалуй, поэтому такие методы написания учебников и получили широкое распространение в прошлом. Да и в настоящем такие рецидивы имеют место. Впрочем, в последнее время появились интересные работы по теории государства и права, имеющие строго индивидуализированных авторов.
Следует заметить также, что этот коллективный творческий труд резко отличается от традиций дореволюционной русской теоретико-юридической мысли, да и современной мировой практики. Каждый крупный русский дореволюционный ученый-юрист был автором своих работ, не нуждался в присяге на единомыслие, на обсуждение и обязательное одобрение коллективом кафедры своих трудов, не скрывался за коллективной ответственностью. Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, Л. Петражицкий и многие другие – яркие примеры именно такого отношения к юридическому теоретическому знанию. (Впрочем, одно наличие самостоятельной работы еще не свидетельство масштабности ученого.)
Кроме того, в прошлом одной из бед многолюдства на пятачках тех или иных теоретических параграфов являлся порой и научный компромисс по теоретико-юридическим вопросам.
«Минное поле», которое оставила марксистско-ленинская теория государства и права, еще далеко не разминировано и один из «фугасов» как раз схоронили в приверженстве к коллективным формам подготовки учебников и учебных пособий, когда порой и не разберешь «кто есть кто» и о чем в целом идет речь.
Не скрою, предлагаемая книга знаменует известный разрыв и с привычными способами подготовки теоретических монографий, учебников в области государства и права, и с представлениями о государстве и праве, характерными для предыдущего этапа теоретико-правовой мысли. Но разрыв этот, как я надеюсь, не содержит зряшного голого отрицания, а удерживает и все то положительное, что было добыто и накоплено на предыдущем этапе.
Книга содержит сведения о современной теории государства и права, т.е. о таком уровне теоретического знания в области государства и права, который вобрал в себя и обобщил новые данные о происхождении этих социальных институтов, состоянии этих институтов на первых этапах появления и дальнейшего развития, о новых формах и типах государственности, о методологических продвижениях юридической науки, новой идеологической функции теоретического знания в условиях кризиса марксистско-ленинского обществоведения, о путях формирования гражданского общества и правового государства и о многих других государственно-правовых процессах и явлениях, с которыми человечество собирается войти в XXI век.
Потребность подготовить, в том числе для юридических вузов, такую книгу по теории государства и права, которая отличалась бы качественно от имевшейся литературы по этой дисциплине, назрела давно. Слишком очевиден был разрыв между традиционно сложившимся содержанием монографий, учебников и учебных пособий и теми государственными и правовыми реальностями, которые характеризовали к концу XX века состояние и развитие человеческого общества вообще, российского общества в особенности.
К этому времени существенно обогатилось научное знание о весьма важных сторонах возникновения, развития и функционирования государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений.
В отечественной юридической науке разразился методологический кризис. Постепенно окостеневавшая и догматически толкуемая марксистско-ленинская методология, которая лежала в основе всех монографий, учебников и учебных пособий по теории государства и права, уже не могла быть использована для познания и объяснения новых государственно-правовых явлений и процессов. Возникла необходимость сформировать новую, современную методологическую базу.
Кризис социалистической идеи в том виде, в каком она была осуществлена в тоталитарном социалистическом государстве и его правовой сфере, явился одновременно кризисом марксистско-ленинской теории государства и права.
Вместе с тем автор стремился – при существенном обновлении и переосмыслении многих вопросов возникновения, развития и функционирования государства и права, при решительном отходе от вульгаризированных догм и методов – удерживать и развивать то ценное, что действительно было накоплено в движении государственно-правовой мысли, в том числе и на ее марксистско-ленинском направлении.
В книге по-новому решаются методологические вопросы, а также меняется привычная структура изложения материала. В ней сделан переход от сложившейся ранее марксистско-ленинской «энциклопедии государства и права», когда основное внимание уделялось дефинициям, почерпнутым из трудов Маркса, Энгельса, Ленина, к освещению подлинной государственно-правовой проблематики. Вместе с тем автор стремился привлечь внимание читателя к базовым понятиям, которые будут использоваться при изучении других юридических наук.
Теория государства и права, представленная в книге, не является марксистско-ленинской, а стремится учесть все богатство современной государственно-правовой мысли. В ней проводится идея, что многие взгляды Маркса, Энгельса, Ленина были обусловлены уровнем знаний XIX – начала XX века, политической борьбой, конкретно-историческими условиями. Специальное место отведено критике сталинизма и неосталинизма по вопросам теории государства и права.
По-иному ставится вопрос о немарксистских теориях, в том числе представленных трудами выдающихся дореволюционных русских юристов и современных крупных зарубежных философов и юристов. Длительное время отечественная литература по теории государства и права «очищалась» от взглядов и концепций ученых-немарксистов. Их учения подвергались критике и в лучшем случае были перенесены для критического освещения в проблематику истории политических и правовых учений. В настоящей книге автор старался выправить этот методологический перекос, ознакомить читателя с позитивным содержанием основных учений различных теоретико-правовых школ, в том числе российских. Однако главное внимание уделяется не столько рассмотрению различных взглядов, сколько осмыслению, описанию и объяснению реальных государственно-правовых процессов и явлений.
В книге формулируется положение, что теория государства и права состоит из двух крупных, относительно самостоятельных частей: теории государства и теории права. Тем самым происходит еще один разрыв с предыдущими государственно-правовыми догмами, а именно: с утверждениями о неразрывной связи государства и права, о праве как результате исключительно государственного развития общества.
Прослеживая реальные связи между государством и правом и включая их в предмет своего рассмотрения, автор после общей характеристики этих социальных институтов сосредоточивает в первой части книги свое внимание на теории государства, т.е. на теоретических вопросах, относящихся к возникновению, функционированию и развитию государственности у всех обществ, а также на теоретических вопросах российской государственности. Таким образом, формулируется положение об общей и специальной теории государства. Во второй части речь идет о теории права.
В книге некоторые государственные и правовые вопросы рассматриваются с позиций зарождающейся синергетики науки о самопроизвольных, самоорганизующихся, случайностных процессах. Вместе с тем в книге сохраняются материалистические основы теории, исследуется связь государства и права с классовыми, национальными структурами и интересами, с материальными условиями жизни общества.
Особое внимание уделяется осмыслению новых государственно-правовых процессов, протекающих в современном российском обществе: формированию новых государственных структур, правовой системы, отражающих переход России к новому общественному строю; освещается возрастающая роль конституционной законности, эволюция формы Российского государства, в том числе процессы распада и новые интеграционные процессы, становление правового государства и др.
По-новому рассматриваются и многие конкретные теоретические вопросы. Прежде всего используются новые знания о происхождении государства и права, накопленные за сто лет после выхода в свет книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Это касается перехода от присваивающей экономики к производящей («неолитическая революция»), влияния этого процесса на возникновение государства, права, государственной власти. А как известно, именно в анализе происхождения тех или иных социальных явлений и процессов и находится ключ к их пониманию, определению, обозначению.
Читатель встретится с критическим освещением формационного подхода к типологии государства и права, ознакомится с иными подходами, в том числе цивилизационным. В книге отклоняется идея прогресса государственности как перехода от одного типа государства к другому, признания социалистического типа государства и права в качестве высшего.
Автор отказался от специального тематического рассмотрения типов государства и права, а те или иные государственно-правовые институты и процессы оcвещаются на сквозном материале различных типов и форм государств. В этой связи формулируется понятие государственности, охватывающее различные типы формы государственной организации общества на различных этапах его развития. По-новому рассматриваются буржуазно-демократические государства, процессы возникновения и функционирования федерации, конфедерации, содружества, сообщества, империи, роль Российского государства на этапе перехода общества к рыночной экономике, место государства в современной политической системе, в том числе соотношение государства и партий государства и религиозных объединений. При этом учитываются реальные процессы, происходящие в российском обществе, в том числе при развитии российской государственности.
Книга содержит и ряд принципиально новых тем. В ней рассматриваются и анализируются также положения Конституции Российской Федерации, относящиеся к характеристике современного Российского государства.

Разумеется, автор не считает, что в книге даны все ответы на вопросы современной теории государства и права, изложены все ее положения, полностью охарактеризовано ее состояние. Усилия насытить эту актуальную общественную потребность предпринимаются в настоящее время многими учеными, работающими в области теории государства и права. Кроме того, понятно, что иные ответы имеют и остродискуссионный характер. Но надежда на то, что удастся помочь читателю разобраться в современной теории государства и права, что он сумеет сформировать определенный массив необходимых теоретических государственно-правовых знаний, использовать его в научных и практических занятиях, вдохновляла автора на протяжении всей работы над этой книгой.

3- е изд. - М.: Юриспруденция, 2000 . - 528 с.

Теория государства и права. Морозова Л.А.

М.: Юристъ, 2002. - 414 с.

Учебник соответствует государственному образовательному стандарту, программе по теории государства и права для юридических вузов и отражает современное состояние юридической науки. Темы учебника излагаются в последовательности, которая доказала свою целесообразность в учебном процессе и ориентирует на творческое усвоение основополагающих понятий, категорий и юридических конструкций. Книга отличается постановкой актуальных узловых проблем, которые освещаются наряду с традиционными общетеоретическими вопросами.

Для студентов всех форм обучения юридических вузов, слушателей других учебных заведении юридического профиля, преподавателей и аспирантов.

Формат: pdf

Размер: 1 Мб

Скачать: Rghost

Оглавление
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Глава 1. Предмет и методология теории государства и права
1. Предмет и объект изучения теории государства и права 9
2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук 11
3. Функции теории государства и права 14
4. Теория государства и права как учебная дисциплина 16
5. Методология теории государства и права 17
Глава 2. Происхождение государства. Основные концепции
1. Социальная организация первобытного общества 23
2. Переход от присваивающей к производящей экономике 26
3. Типичные и уникальные формы возникновения государства 28
4. Города-государства 30
5. Нормативная система первобытного общества 33
6. Другие теории происхождения государства 36
Раздел II. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
Глава 3. Понятие, сущность и типология государства
1. Понятие государства, его признаки 47
2. Сущность государства 53
3. Социальное назначение государства 56
4. Типология государств 58
Глава 4. Власть и ее виды. Особенности государственной власти
1. Общая характеристика власти 66
2. Виды власти 68
3. Государственная власть 69
4. Компоненты государственной власти 70
Глава 5. Форма государства
1. Форма правления государства 75
2. Государственное устройство 80
3. Государственно-правовой режим 85
4. Межгосударственные объединения 91
Глава 6. Функции государства
1. Понятие функций государства. Факторы воздействия на них 96
2. Классификация функций государства 100
3. Внутренние функции государства 102
4. Внешние функции государства 109
5. Формы и методы реализации функций государства 112
Глава 7. Механизм государства
1. Понятие и особенности государственного механизма. Признаки органа государства 115
2. Виды органов государства. Принципы их организации и деятельности 116
3. Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата 118
4. Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства 120
Глава 8. Политическая система и место в ней государства
1. Понятие политической системы 127
2. Структура политической системы 128
3. Государство в политической системе 135
4. Государство и общественные объединения 137
5. Государство и политические партии 141
Глава 9. Российская государственность
1. Советское государство как результат революционного перехода от буржуазного к социалистическому государству 147
2. Марксистская теория пролетарского государства 149
3. Советская форма правления 153
4. Современная российская государственность 154
Раздел III. ТЕОРИЯ ПРАВА
Глава 10. Понятие и сущность права
1. Основные концепции правопонимания 167
2. Сущность права 173
3. Функции права 175
4. Право в объективном и субъективном смыслах 178
Глава 11. Право в системе регулирования общественных отношений
1. Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы 181
2. Социальные и технические нормы 183
3. Виды социальных норм 184
4. Общее и особенное в социальных нормах 186
5. Особенности права как нормативного регулятора 188
Глава 12. Право и другие социальные явления
1. Соотношение государства и права 191
2. Право и справедливость 194
3. Право и социальные интересы 197
4. Ценность права 201
Глава 13. Нормы права
1. Понятие и признаки нормы права 203
2. Структура правовой нормы 206
3. Классификация норм права 209
4. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов 214
Глава 14. Формы (источники) права
1. Понятие формы (источника) права 217
2. Виды источников права 218
3. Законы как источник права. Виды законов 224
4. Подзаконные акты 227
Глава 15. Система права
1. Понятие системы права. Характеристика ее элементного состава 229
2. Система отраслей права 232
3. Система права и система законодательства 234
4. Материальное и процессуальное право 235
5. Публичное и частное право 236
6. Международное и национальное (внутригосударственное) право 238
Глава 16. Правовые системы современного мира
1. Понятие правовой системы. Типология правовых систем 240
2. Краткая характеристика правовых семей 242
Глава 17. Правотворчество
1. Понятие, содержание и принципы правотворчества 253
2. Виды правотворчества 255
3. Стадии правотворчества. Законодательный процесс 258
4. Пределы действия нормативных правовых актов 263
5. Систематизация нормативных правовых актов 265
Глава 18. Общее учение о правоотношениях
1. Понятие и особенности правоотношений 270
2. Состав правоотношений 271
3. Юридические факты 276
4. Виды правоотношений 279
Глава 19. Теория реализации права
1. Понятие и формы реализации права 280
2. Специфика правоприменительной деятельности 282
3. Стадии правоприменительного процесса 284
4. Акты применения права, их виды 285
5. Способы реализации права 287
6. Пробелы в праве 287
Глава 20. Коллизии в праве
1. Понятие юридических коллизий 290
2. Виды коллизий и причины их возникновения 290
3. Коллизии норм права и нормативных актов 292
4. Способы устранения коллизий. Превентивные меры 293
5. Юридическая конфликтология 294
Глава 21. Толкование права
1. Общее понятие толкования права 299
2. Способы (приемы) толкования права 300
3. Виды толкования права 302
4. Толкование норм права по объему 304
5. Интерпретационные акты 306
Глава 22. Юридическая техника
1. Законодательная и правоприменительная техника 309
2. Технико-правовые категории 312
Глава 23. Механизм правового регулирования
1. Понимание механизма правового регулирования 315
2. Структура и стадии механизма правового регулирования 317
3. Эффективность механизма правового регулирования 319
Глава 24. Правомерное поведение
1. Понятие правомерного поведения. Право и поведение 321
2. Типология правомерного поведения 322
Глава 25. Правонарушения и юридическая ответственность
1. Понятие правонарушения, его признаки, юридический состав 326
2. Виды правонарушений, причины ил совершения 330
3. Юридическая ответственность: понятие и признаки 334
4. Виды юридической ответственности 336
5. Цели и принципы юридической ответственности 345
Глава 26. Законность и правопорядок
1. Три аспекта понятия законности. Ее структура 348
2. Принципы законности 350
3. Гарантии законности 351
4. Конституционная законность 353
5. Правопорядок: черты, содержание, функции 354
6. Правовой нигилизм: понятие, формы, пути преодоления 359
Глава 27. Правосознание и правовая культура
1. Понятие правосознания и его структура 363
2. Функции и виды правосознания. Связь правосознания и права 365
3. Правовая культура: понятие, элементы, формы действия 369
4. Функции правовой культуры 373
Раздел IV. ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО
Глава 28. Государство и гражданское общество 377
Глава 29. Социальное государство 381
Глава 30. Правовое государство
1. Развитие идей правового государства 385
2. Признаки правового государства 387
Глава 31. Институт прав человека в России
1. Общая характеристика. Принципы действия 391
2. Классификация прав человека 394
3. Юридические обязанности человека 403
4. Механизмы защиты прав человека 405
Список литературы 407

Дать универсальное определение государства, характеризующее его всесторонне (с правовых, социологических, психологических и др. позиции), сложно, да и практически невозможно. Большинство авторов в определении государства предварительно выделяют существенные признаки, характеризующие только его и отличающие его от других организаций.

К характерным признакам государства относят:

1) государственный сувер енитет , представляющий собой верховенство единой государственной власти на всей территории государства и независимость во внешних государственных отношениях;

2) наличие публичной политической власти , которая осуществляемой специальным аппаратом управления и принуждения, отделенным от общества и обеспечивающим реализацию государственных властных велений;

3) наличие системы принудительно взимаемых налогов и сборов ;

4) единая финансовая система, казна ;

5) единая территориальная организация населения и органов государства;

6) территориальные границы ;

7) представительство интересов своих граждан (подданных) в международных отношениях на официальном уровне;

8) право монопольно принимать законы и другие нормативно- правовые акты .

9) монополия на легальное и легитимное применение силы .

Опираясь на основные признаки государства можно сформулировать следующее его определение: государство - это публично-политическая организация власти в пределах определенной территории, обладающая государственным суверенитетом, располагающая специальным аппаратом принуждения, способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны и выступающая официальным представителем интересов своих граждан.

В юридической литературе есть и другие определения государства, но авторы, так или иначе, исходят из его основных признаков 1 .

По своей сути государство - это организация власти . Именно она является первичным, главным и устойчивым при определении его содержания. Применительно к государству определить его сущность – значит выявить в чьих руках сосредоточена власть и чьи интересы она защищает.

Сторонники классового подхода считают, что государство служит интересам экономически господствующего класса, является орудием насилия в его руках для подавления эксплуатируемых классов. Такими государствами являются: рабовладельческое (защищало интересы рабовладельцев), феодальное (защищало интересы феодалов), буржуазное (защищает интересы буржуазии).

С позиции общесоциального (общечеловеческого) подхода государство обеспечивает интересы всего общества, решить обще социальные задачи.

В любом государстве проведение социальной политики требует приложения серьезных усилий со стороны государственной власти с целью достижения общественного компромисса.

Кроме того выделяют расовый , религиозный , национальный и другие подходы., с позиции которых определяющим фактором деятельности государства будут являться соответствующие интересы - расовые, религиозные, национальные и иные.

Вопрос о происхождении государства в юридической литературе считается дискуссионным. Причины возникновения государства называются самые различные и плюрализм мнений по этой проблеме вполне обоснован, так как на процесс возникновения государства действительно оказывали влияние многие факторы, а мыслители, обосновывающие это, жили в различные эпохи и в разных уголках Земли. Авторами рассматриваются следующие теории 1

Теологическая или божественная теория (Фома Аквинский, Ж. Маритен, Ж. Дабен и др.) восходит своими истоками к древнему миру. Ее сторонники считали, что государство есть продукт божественной воли, в связи с чем, государственная власть вечна и зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей.

Позиция современных теологов, сохраняя тезис о божественном происхождении государства и права, вполне позволяет приспособить феодальную теологическую концепцию к политической реальности нашего времени.

Патриархальная теория (Платон, Аристотель, Р. Фильмер, Н.К. Михайловский и др.). Они считали, что государство происходит из семьи, является результатом разрастания семьи. При этом государственная власть, по мнению сторонников данной теории, есть не что иное, как продолжение отцовской власти. Следовательно, власть государя, монарха - есть патриархальная власть главы семьи.

Договорная (естественно-правовая) теория (Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.). Она объясняет происхождение государства заключением общественного договора как результата разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов.

Теория насилия (Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский и др.). Представители данной теории считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания, а поэтому возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, т.е. путем прямого политического действия.

Психологическая теория (Л.И. Петражицкий, З. Фрейд, Г. Тард и др.). Ее сторонники считали, что государство и общество есть сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений.

Суть данной теории заключалась в попытке объяснить возникновение государственно-правовых явлений и осуществление власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.

Органическая теория (Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.). Ее сторонники представление о государстве сравнивали с человеческим организмом. Государство, будучи разновидностью человеческого организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

Материалистическая (классовая) теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин). Ее сторонники считали, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.

Ирригационная (гидравлическая) теория (Э. Виттфогель). В своей работе «Восточный деспотизм» возникновение государств, их первые деспотические формы он связывает с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию «менеджментно-бюрократического класса», порабощающего общество.

В юридической литературе рассматриваются и другие теории возникновения государства: учение Гегеля, патримониальная, расовая, демографическая, кризисная, теория инцеста. Все они в той или иной мере имеют право на существование. Однако, как учит история, обществу не известны государства, возникшие по какой-либо одной из указанных причин. Отсюда делается вывод о том, что происхождение государства зависело от множества взаимосвязанных факторов.

Типология государств: понятие, подходы в науке . История развития государственности насчитывает огромное количество государств, различных по своему происхождению, развитию и функционированию. В теории государства и права придается особое значение классификации государств на определенные типы, объединяющие государства со сходными признаками на основании тех или иных факторов.

Существует несколько критериев классификации государств на типы. Основными подходами к типологии государств являются:

1) формационный подход . Его создателями были К. Маркс, В.И. Ленин. При таком подходе типология государств проводится на основе социально-экономических факторов, в зависимости от того, какому классу принадлежат основные средства производства.

Они выделяют рабовладельческий , феодальный , буржуазный , социалистический типы государств. В последнее время добавляют восточный (азиатский способ производства), прафеодальный и посткапиталистический и постсоциалистический типы, а также «переходный »;

2) цивилизационный подход , в рамках которого, типология государств проводится на основе культурно-исторических, географических, религиозных, психологических и иных факторов.

Выделяются такие типы цивилизаций, как локальные , древние , восточные и т.д.

Помимо этих двух подходов к типологии государств, существуют и иные классификации.

Так, в зависимости от политического режима отдельные авторы выделяют тоталитарные ; авторитарные ; либеральные ; демократические государства 1 .

По отношению к религии государства делят на 2:

1) светские государства , в которых никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (например, США, Российская Федерация);

2) клерикальные государства , признающие ту или иную религию в качестве официальной и придающие ей статус государственной (например, Великобритания, Норвегия);

3) теократические государства , власть в которых всецело принадлежит определенной религиозной конфессии (например, мусульманские: Саудовская Аравия, Катар, Иран, Бахрейн; христианско-католическое - Ватикан);

4) атеистические государства , в которых религиозные организации находятся под жёстким контролем, преследуется религиозно-политическая и идеологическая деятельность (например, бывший СССР; КНР).

В соответствии со ст. 14 Конституции РФ Российская Федерация является светским государством. Религиозные объединения отделены от государственной власти и равны перед законом.

В юридической литературе можно встретить классификацию типов государств и по другим критериям.

Функции государства . Сущность, роль и назначение государства в жизни общества выражаются в его функциях. Именно по функциям государства определяется содержание его деятельности.

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению основных задач, стоящих перед ним на том или ином этапе его развития.

Функции государства многие правоведы классифицируют по следующим основаниям 1:

1. По сферам общественной жизни : политические, экономические, социальные, духовные (идеологические).

2. По способу осуществления : регулятивные осуществляют упорядочивание общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей и охранительные (правоохранительные), устанавливающие меры юридической защиты и порядок их возложения и исполнения.

3. По продолжительности действия : постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющие чрезвычайный характер, например, ликвидация стихийных действий).

4. По принципу разделения властей : законодательные (правотворческие), управленческие, судебные, информационные

5. По сферам политической направленности : внутренние (представляют деятельность государства внутри страны, во внутренних сферах жизни данного общества) и внешние (основные направления деятельности государства во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями).

Наиболее распространённым в юридической литературе является деление функций государства на внутренние и внешние

К внутренним функциям можно отнести: политическую, экономическую, налогообложения, социальную, духовную, экологическую, правоохранительную и другие.

Политическая функция государства заключается в осуществлении им публичной политической власти, упорядочении политической жизни общества, и т.д.

Содержание данной функции составляют: реализация волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества); обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими; официальное представительство общества, т.е., будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права.

Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним; защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или свержения существующего конституционного строя.

Экономическая функция госу дарства выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме, создании благоприятных условий хозяйствования.

Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог все больше становится главным средством пополнения бюджета страны.

Социальная функция государства призвана обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ, социальную защищенность личности. При этом государство особое внимание уделяет детям, пенсионерам, больным и инвалидам.

Духовная функция государства связана со сферой культуры, науки и образования. Она проявляется в государственной поддержке развития науки, финансировании фундаментальных исследований, а также литературы, искусства, музыки, сохранении историко-культурных памятников.

Экологическая функция государства стала одной из приоритетных в связи с негативными последствиями промышленной революции, расхищением природных ресурсов человека и, как следствие, разрушением среды обитания. Экологическая безопасность поэтому рассматривается сегодня наряду с проблемой выживания человечества в целом.

Правоохранительная функция - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законных предписаний всеми участниками общественных отношений, а также контроль за исполнением правовых норм.

Внешние функции представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене, призванные решать задачи государства по установлению и поддержанию нормальных отношений с другими государствами, обеспечению обороны страны от возможной внешней агрессии и др. Они тесно связаны с внутренними функции. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимосвязанным и взаимозависимым.

В юридической литературе среди внешних функций государства чаще всего выделяют следующие:

1) функция обороны страны от внешнего нападения, направленная на обеспечение военной безопасности, защиту суверенитета и территориальной целостности государства путем поддержания в высокой степени готовности вооруженных сил страны.

Она осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время - это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время она принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.

Оборонная деятельность государства базируется на его военной доктрине и складывается из таких направлений как: укрепление оборонной мощи страны; повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности; организация гражданской обороны; охрана государственных границ; военное обучение военного резерва (запаса);

2) взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества направлено на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств;

3) содействие обеспечению международного мира направлено на предотвращение войны, разоружение, сокращение химического и ядерного оружия, укрепление обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий.

Внешняя функция охватывает и такие направления деятельности государств как обеспечение сотрудничества в борьбе с бедностью, с организованной преступностью, в том числе с контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом, а также участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов, поскольку они сопровождаются нарушением прав человека.

Функция интеграции в мировую экономику основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Она охватывает широкий круг отношений, в том числе производственные, научно-технические, торговые, кредитные, транспортные, таможенные и др.

Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами.

При этом интеграция базируется на принципах: суверенитета государства над его природными ресурсами: каждое государство свободно в распоряжении ими; свободы выбора форм интеграционных связей; равенства и взаимовыгодного сотрудничества, исключения дискриминационных мер.

В отличие от негосударственных организаций государство осуществляет свои функции специфическими методами - методами властного воздействия . Это оказывается возможным благодаря наличию у государства особых ресурсов или средств, которыми оно располагает. Средства властного воздействия, с помощью которых государство регулирует и упорядочивает общественные отношения, многие правоведы условно делят на правовые и организационные 1 .

Среди правовых форм осуществления функций государства можно выделить правотворческую и правоприменительную .

Правотворческая деятельность состоит в осуществлении функций государства путем санкционирования, разработки, а также принятия новых нормативно-правовых актов или отмены старых.

Правоприменительная форма выражается в выполнении нормативно-правовых актов путем принятия мер по их исполнению. Правоприменительная деятельность государства и его органов традиционно осуществляется в форме правоохранительной и оперативно-исполнительной .

Правоохранительная форма выражается в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением правовых норм и применением к нарушителю принудительных мер. Оперативно-исполнительная деятельность связана с разрешением текущих вопросов общественного развития исполнительными органами власти путем издания правоприменительных актов: указов, постановлений, приказов и т.д., направленных на возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Организационные (не правовые) методы реализации функций государства воздействуют на условия деятельности населения и могут обретать различные формы. Так, используя различные средства массовой агитации и пропаганды, государство может объединить и мобилизовать население на решение актуальных задач путем выработки политического курса, программы действий, учитывающих интересы большинства социальных групп.

Государство создаёт и использует для реализации своего курса и экономический механизм в виде разумной налоговой, кредитной, финансовой политики, призванный стимулировать различные формы деловой активности граждан.

Предисловие

Предлагаемое читателю четвертое издание учебника «Теория государства и права» переработано и дополнено с учетом серьезных достижений в области общетеоретических исследований.

В настоящее время общая теория государства и права существенно продвинулась вперед в исследовательском познании таких важных категорий, как сущность права, его источники, вина как основополагающий принцип юридической ответственности, механизм реализации права, юридическая техника, влияние процессов глобализации на функционирование государства и правовой системы России, многих других проблем. Наша наука дает немало новых интересных и самобытных идей. В настоящем издании учебника они нашли отражение.

В учебник включен ряд новых вопросов, которые до сих пор не рассматривались в курсе «Теория государства и права», но приобрели в последнее время значительную актуальность и находятся в поиске своего места в данной учебной дисциплине. Следует ознакомить с ними студентов, что будет способствовать активному формированию их юридического мышления, творческого подхода к приобретению юридических знаний и самостоятельности в суждениях и оценках государственно-правовой действительности. Это проблемы соотношения государства, государственной власти и государственности; влияния процессов глобализации на унификацию национально-правовых систем; представления о таких категориях, как законные интересы, злоупотребление правом, субсидиарное правоприменение, особенности публичных правоотношений и др.

Серьезную разработку в рамках общей теории права получила тема «Юридические ошибки». Это позволило посвятить ей специальную главу.

Вместе с тем автор не намерен существенно расширять материал учебника, превращая его в «пухлый том», памятуя о том, что с теорией государства и права знакомятся уже на первом курсе юридических вузов. Для более основательного и детального изучения той или иной темы существует масса других источников: Академический курс общей теории государства и права, монографии, научные статьи и сборники научных статей, материалы конференций и т. д.

Важно пробудить у студентов интерес к познанию конкретных проблем и обратить на них более пристальное внимание в процессе самостоятельной подготовки к семинарам, коллоквиумам и другим практическим занятиям, а также при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.

Общеизвестно, что теория государства и права является базовой, фундаментальной, исходной и ведущей учебной юридической дисциплиной. Овладение ее материалом создает надежную теоретическую основу для изучения отраслевых юридических дисциплин, а также для профессиональной деятельности юристов. Поэтому четкое, в современном понимании и сжатое изложение сложных и по большей части спорных положений теории государства и права – необходимое условие усвоения понятийно-категориального аппарата юриспруденции. В настоящем учебнике поставлена именно такая задача.

Раскрывая современную концепцию теории государства и права, автор опирался на разработки как современных, так и дореволюционных русских юристов, стремясь представить самый широкий спектр государственно-правовых учений. Специальное внимание уделено различным мнениям и взглядам ученых на проблемы, возникающие в области теории государства и права. Это способствует творческому восприятию данного учебного курса, информирует обучающихся об отсутствии единых, унифицированных подходов к оценке тех или иных явлений государственно-правовой действительности, содействует выработке самостоятельного отношения к принципиальным юридическим проблемам, наиболее приемлемой и аргументированной позиции.

Стремясь предельно сократить объем учебника, автор опустил часть иллюстрирующего материала к теоретическим положениям, который обычно приводится при чтении лекций.

Многолетняя преподавательская работа автора в Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина и других высших учебных заведениях России позволила учесть восприятие учебного материала студентами и соответствующим образом отреагировать в новом издании книги. Вместе с тем сохранены оправдавшие себя последовательность изложения курса теории государства и права и его структура.

В материалах учебника учтены перспективы перехода юридических вузов на двухуровневую систему подготовки по специальности «Юриспруденция». Поэтому он сориентирован как на студентов первого курса бакалавриата, так и на уровень магистерской подготовки. Определение же приоритетов в получении общетеоретической подготовки на том или ином уровне принадлежит преподавателю, читающему соответствующий курс лекций.

Важно привлечь внимание еще к одному моменту. Безусловная необходимость осовременить систему юридического образования в нашей стране нередко подменяется стремлением включить в общую теорию государства и права конъюнктурные, ситуационные идеи и положения, а также малооправданные заимствования из смежных общественных наук.

Существует большой соблазн перенести в юридическую науку, в частности в теорию государства и права, философские, политические, экономические, социологические и даже технические понятия и категории. Нередко это аргументируется потребностями создания правовой теории XXI в., поиска интегративного правопонимания, познания государства и права как многоединства. Не отрицая права каждого ученого на свободу выбора собственного исследовательского пути, отметим, что в отечественной общетеоретической мысли сложились свои оригинальные, во многом оправданные национальные традиции и достижения, и было бы ошибочным отказываться от них даже в угоду идеям постмодернизма. Их следует умножать, развивать, совершенствовать, опираясь на классическое юридическое знание. Настоящий учебник основывается на таком знании, имеющем непреходящее значение.

Представляется справедливым утверждение: учитель – не тот, кто учит, а у кого учатся. Поэтому привлекательность учебного курса теории государства и права, его усвоение и практическая полезность во многом зависят от умения и даже таланта подачи сложного теоретического материала, способности педагога раскрыть ценность государства и права в жизни общества и каждого человека.

Неоценимой помощью в процессе подготовки настоящего издания стали рекомендации и критические замечания рецензентов – известных отечественных ученых: члена-корреспондента Российской академии наук, доктора юридических наук, профессора Геннадия Васильевича Мальцева и заведующего кафедрой теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ, доктора юридических наук, профессора Михаила Николаевича Марченко , которым автор учебника приносит самую глубокую благодарность.

Раздел I
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Глава 1
ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1
Предмет и объект изучения теории государства и права

Термин «теория» греческого происхождения и означает «рассмотрение», «исследование». Под теорией понимается тот уровень познания, на котором обобщаются и систематизируются знания о предмете исследования, вырабатываются и формулируются понятия, категории, суждения, умозаключения об этом предмете. Иначе говоря, теория – это система понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемого предмета. Таким образом, теория:

во-первых, всегда есть определенная система научных знаний;

во-вторых, отличается от действительности, так как отражает ее не с абсолютной точностью;

в-третьих, ее содержание изменяется с изменением предмета познания, условий существования и функционирования общественных и государственных явлений;

в-четвертых, объясняет и оценивает реальную государственно-правовую действительность, способна оказывать преобразующее воздействие на практику через деятельность людей.

Определить предмет теории государства и права – значит установить, что изучает данная наука, каков круг общественных отношений, явлений, институтов, учреждений, которые она исследует. Это та область познания, на которую направлена данная наука, т. е. вопросы, которые она изучает.

Как следует из названия теории государства и права, она изучает такие явления, как государство и право. Но эти явления изучаются и другими общественными науками, например философией, социологией, политологией, антропологией. Традиционно к предмету теории государства и права относят наиболее общие специфические закономерности существования, функционирования и развития государственно-правовых явлений, т. е. общее, закономерное, устойчивое, что наблюдается в развитии государства и права. Опираясь на другие отрасли знаний, теория государства и права формулирует понятия, категории, конструкции, модели отдельных юридических явлений, ставя своей задачей изучение не всех, а наиболее общих закономерностей функционирования государства и права.

Обычно в учебниках перечисляются те стороны и процессы государственно-правовой жизни, которые изучаются теорией государства и права. Например, проф. М.Н. Марченко называет примерно семь блоков общественных отношений, исследуемых теорией государства и права:

общие закономерности процесса возникновения, становления и развития государства и права;

взаимосвязь государства и права;

их характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты;

место и роль государства и права в жизни общества и в его политической системе;

право, правосознание, законность, конституционность;

законодательный процесс;

правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

Несколько иначе формулирует этот предмет проф. В.М. Сырых. Он выделяет три вида закономерностей, изучаемых теорией государства и права:

закономерности становления, развития и функционирования государства и права как относительно самостоятельных компонентов общества;

социально-экономические, политические, нравственные и иные закономерности, которые способствуют развитию и функционированию государства и права;

специфические закономерности познания государства и права.

Проф. В.К. Бабаев определяет предмет теории государства и права как общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты. Таким образом, он дает более развернутое определение, но его позиция по вопросу о предмете теории государства и права не расходится с позицией других ученых.

Есть и иные точки зрения, но предмет теории государства и права определяется в юридической науке единообразно.

Предмет теории государства и права характеризуется сложным взаимодействием объективных и субъективных элементов. Он объективен, поскольку наука теории государства и права познает объективно существующую государственно-правовую действительность, но он одновременно субъективен, так как отличается от этой реальности, создавая ее модель как идеализированную, усредненную категорию государственно-правовых явлений. В процессе познания участвуют субъекты, обладающие своим мировоззрением, философскими и научными предпочтениями, образовательным уровнем, накопленным опытом. Поэтому исследователи всегда вносят элементы субъективности в процесс изучения государства и права.

Наряду с предметом выделяют и объект изучения теории государства и права. Эти категории различаются. Критерием разграничения служит включенность государственно-правовой действительности в познавательный процесс.

Объектом науки признается существующая вне и независимо от сознания человека абстрактная реальность, включенная в познавательный процесс. Объект – более широкое понятие, чем предмет науки. Предмет – это конкретизированная часть объекта. Объект практически у всех общественных наук один и тот же – государство и право. Предмет же у них разный: те или иные стороны государственно-правовой действительности.

Совпадение объекта, а отчасти и предмета объясняется тем, что все сферы жизни общества – экономическая, политическая, духовная – лишь относительно самостоятельны, в реальной жизни они переплетаются, взаимодействуют и поэтому трудно различимы. Отсюда вытекает, что в закономерностях развития и функционирования государства и права проявляются общие закономерности развития общества.

Итак, каждая общественная наука имеет в общем объекте свой предмет, т. е. определенный участок, сферу, проблематику. В.М. Сырых рассматривает объект как основу, начальный пункт научного познания и относит к объекту все политико-правовые явления – государство, право, правоотношения, правонарушения, а также конкретно-исторические условия их существования, реальное поведение субъектов права, психологию граждан, их оценки своего поведения, действующего права, деятельности государственных органов.

Проф. А.В. Поляков, разграничивая объект и предмет науки, исходит из того, что объект науки составляет то, на что направлена познавательная деятельность, а предмет науки – совокупность знаний об объекте, которые определяются специфическим ракурсом его рассмотрения.

Предмет теории государства и права не является застывшим, с течением времени он изменяется и развивается. Он зависит от многих факторов, в том числе от исторических, социокультурных, от обстоятельств времени и места. Отсюда некоторые ученые приходят к выводу, что вряд ли целесообразно исчерпывающим образом определять предмет теории государства и права как раз и навсегда данный. С развитием общества, уровня общественного сознания, культуры, идеологии меняются представления о государстве и праве, отдельных их сторонах, месте и роли в развитии общества.

В литературе к предмету теории государства и права предлагалось относить не только закономерное, но и случайное (проф. А.Б. Венгеров). Мотивировалось это тем, что на развитие конкретного государства и права оказывают влияние и элементы случайности, в том числе случайное стечение обстоятельств, появление на политической арене отдельных личностей и др. Однако нельзя абсолютизировать и переоценивать влияние на государственно-правовые явления элементов случайного, хаотичного и непредсказуемого. Они играют второстепенную, а не ключевую роль в развитии общества.

Большинство теоретиков полагают, что наука тем и отличается от простого описания, что она призвана выявлять в развитии государства и права не отдельные факты и единичные события, а общие, повторяющиеся, регулярно возникающие, а также исчезающие связи, зависимости, действия, которые образуют закономерности . Элементы же случайного, единичного, уникального необходимо учитывать при изучении государства и права, но они не входят в состав закономерностей и, следовательно, не составляют предмет специального изучения государства и права.

Говоря о теории государства и права, следует различать ее как науку и учебную дисциплину . Как наука теория государства и права представляет собой систему знаний о государстве и праве, их глубинных свойствах, о соотношении с другими социальными явлениями и науками. Как учебная дисциплина теория государства и права – это система знаний, необходимых для дальнейшего изучения государственно-правовых явлений.

В любой науке, в том числе в теории государства и права, принято выделять два уровня – эмпирический и теоретический . Эмпирический уровень связан с получением конкретных фактов в результате научных исследований (эмпирия – это знания о мире и его внешних проявлениях). Не любые факты приобретают научное значение, а лишь те, которые истолкованы, интерпретированы в категориях определенной теории. Следовательно, эмпирический уровень не существует без теоретического. Последний представляет собой систему знаний о закономерностях, глубинных, стабильных свойствах и связях изучаемых объектов, обобщаемых в научных понятиях и категориях. Теоретическое познание есть творческий процесс изучения сущностных свойств государственно-правовой действительности и формирование в результате системы понятий, категорий, конструкций и т. д.

Между эмпирическим и теоретическим уровнями существует тесная связь. Только в интересах научного анализа их можно условно разделять, чтобы определить специфику деятельности и выявить ее эффективность.

Для теории государства и права как учебной дисциплины характерно:

а) она у́же, чем наука, но базируется на науке, хотя включает лишь часть материала науки;

б) более субъективна, чем наука, так как зависит от составителей учебной программы.

В юридических вузах изучается учебная дисциплина.

Государство и право рассматриваются в теории государства и права в единстве , во взаимодействии. Однако в науке высказывалось мнение о необходимости выделения отдельно теории государства и теории права, о переименовании данной науки в теорию права и государства, подчеркивая тем самым приоритетное значение в жизни общества права. В целом возобладала позиция, рассматривающая теорию государства и права как единую науку и учебную дисциплину. Это обусловлено неразрывным существованием государства и права в реальной жизни: во-первых, государство и право возникают в силу одних и тех же причин; во-вторых, по своей сущности и типу они соответствуют друг другу; в-третьих, тесно связаны между собой в процессе функционирования, не могут существовать раздельно.

В последнее время было высказано предложение переименовать теорию государства и права в теорию юриспруденции. При этом под юриспруденцией понимается совокупность юридических наук, всех правовых дисциплин, необходимых для подготовки юристов, специалистов в области создания и применения законодательства в широком смысле слова (проф. Ф.М. Раянов). Представляется, что теория государства и права по существу и является той наукой, которая создает фундамент для всей юридической науки. Отождествлять же теорию государства и права со всей юридической наукой нецелесообразно. Это размывает ее специфику, превращает в своеобразную супернауку, что не соответствует реальному месту теории государства и права в системе юридических наук.

Проф. А.С. Пиголкин отождествлял юридическую науку с правоведением, считая, что главный предмет ее изучения – право как самостоятельное общественное явление. Но это значительно сужает предмет теории государства и права. Кроме того, название данной науки уже устоялось и закреплено в Государственном образовательном стандарте.

1.2
Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук

Раскрывая место теории государства и права в системе общественных наук, следует подчеркнуть, что это тоже общественная наука , так как она изучает явления, существующие в обществе. Теснее всего теория государства и права связана с такими общественными науками, как философия, политология, социология, экономическая наука, герменевтика и др. Все эти науки изучают государство и право, но под своим углом зрения , т. е. в той мере, в какой это способствует исследованию их собственного предмета. Так, философия разрабатывает идею государства и права через призму их ценности или антиценности для общества и отдельного человека. Философия представляет собой науку о всеобщих закономерностях развития природы, общества и человеческого мышления. Философские знания относятся к знаниям самого высокого теоретического уровня. Философия как бы стоит над всеми науками, поскольку направлена на выработку мировоззрения, системы взглядов на мир и место в нем человека. Главные философские проблемы – отношение материи и духа, бытия и сознания, познаваемость мира, методология познания. Философия служит мировоззренческой основой для всех наук, объединяет их общими принципиальными положениями и выводами. В теории государства и права активно используются такие философские категории, как сущность, форма, содержание, целое и единичное, система и структура, причина и следствие, необходимость и случайность и др. Философия дает для теории государства и права, как и для других общественных наук, мировоззренческую основу, ориентиры, определяет направленность теоретического знания о государстве и праве.

Теория государства и права тесно связана с исторической наукой , которая наделяет теорию государства и права конкретным материалом. Каждый исторический этап развития человеческой цивилизации дает богатый материал для общетеоретических обобщений и выводов. Без исторической науки теория государства и права превратилась бы в абстрактную, чисто умозрительную науку.

Социология , напротив, более приближена к практике, так как это наука об обществе в целом, социальных процессах. Она рассматривает влияние различных социальных факторов на государство и право, которые не являются ее исключительным объектом изучения. Все государственно-правовые явления и институты отражают систему существующих общественных отношений. От них зависит эффективность функционирования государственно-правовой действительности. Именно социология предоставляет юридической науке в целом и теории государства и права в том числе фактологический материал, который позволяет реформировать государственно-правовые институты, совершенствовать действующее законодательство. Различия между теорией государства и права и социологией состоят в том, что теория государства и права акцентирует внимание в общем объекте на его юридических свойствах , а социология изучает его как социальное явление.

Политология как наука о политике, политических процессах, политических нормах и т. д. изучает политику шире, чем юридическая наука, в том числе политические системы мира, политические партии, политическую культуру, нормы политической этики и др. Теория же государства и права изучает государство как элемент политической системы, а право как способ регулирования политических процессов и явлений. Обе науки изучают государство по-разному: предмет политологии составляют отношения людей по поводу власти в обществе, т. е. не только в государстве, но и в других социальных образованиях; теория государства и права рассматривает государство как публично-правовую общность, обладающую определенными признаками (суверенитетом, государственной казной, монопольным правом на принятие общеобязательных для исполнения актов и др.).

Тесная связь существует между теорией государства и права и экономической наукой , поскольку развитие государственно-правовых явлений во многом зависит от экономических факторов. Поэтому теория государства и права использует разработки экономической науки, которые позволяют глубже познать государственно-правовые явления. В частности, теория государства и права определяет пределы зависимости государства и права от экономики, способы правового управления экономической жизнью общества, активное обратное воздействие государственно-правовых явлений на экономические отношения.

Теория государства и права взаимодействует с культурологией – наукой о сущности, закономерностях существования и развития, способах постижения культуры, ее значении для человечества. Высшая ценность культуры – человек, его права и свободы. Следовательно, развитие культуры определяется отношением к свободе и достоинству человека, условиями, предоставленными ему для творческой самореализации.

Культурология изучает право как явление цивилизации. Поскольку в мире наблюдается многообразие культур, то у разных народов и стран неодинаковая правовая культура. Теория государства и права и культурология взаимно обогащают друг друга, внося определенный вклад в общую мировую культуру и в развитие права как части человеческой культуры.

Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текстов и других явлений культуры, используется в юриспруденции для изучения юридических текстов (юридическая герменевтика).

Таким образом, определяя место теории государства и права в системе других общественных наук, следует отметить, что она не обладает монополией на рассмотрение государства и права, но у нее свой ракурс рассмотрения этих явлений по сравнению с другими общественными науками. Теория государства и права делает особый акцент на изучении юридических начал в функционировании государства и права, в том числе политического содержания права, юридической политики, юридических моментов в деятельности государства, его органов и должностных лиц.

Что касается места теории государства и права в системе других юридических наук, то надо отметить, что все юридические науки принято подразделять на следующие группы:

1) теоретико-исторические науки, к которым относятся теория государства и права, история государства и права отечественная и зарубежная, история учений о государстве и праве;

2) отраслевые юридические науки, перечень которых постоянно меняется с появлением новых комплексных образований, со специализацией научных знаний, с дифференциацией научных направлений и т. д. К традиционным отраслям относятся гражданское, уголовное, конституционное право и др. В последние годы появились новые отрасли и подотрасли, которые выделились из отраслей традиционного характера, например банковское, налоговое право, а в качестве самостоятельных отраслей сформировались экологическое право, право социального обеспечения, атомное, космическое право. Отраслевые науки занимаются исследованием одной какой-то сферы государственно-правовой жизни;

3) прикладные юридические науки, использующие данные естественно-математических и технических наук, например криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная медицина: судебная психиатрия и др.;

4) так называемые организационные науки, например судоустройство, организация прокуратуры, адвокатуры, нотариата и др.;

5) международные науки, к числу которых относятся международное публичное, международное частное право, морское, космическое право и др.;

6) сравнительное правоведение – компаративистика . Главное ее назначение – сравнение правовых систем разных стран, их институтов, норм для выявления общих закономерностей и особенностей развития государственно-правовых явлений разных государств, регионов, использования юридического опыта других народов.

Академик В.С. Нерсесянц называет всего три группы юридических наук:

а) теоретического и исторического профиля;

б) отраслевые;

в) специальные. В эту группу включаются все прикладные и организационные юридические науки.

По отношению ко всем названным юридическим наукам теория государства и права выступает обобщающей (общей), межотраслевой наукой, имеющей направляющее значение. Это объясняется тем, что теория обобщает, синтезирует выводы отраслевого значения, разрабатывает общие понятия и категории, которые используются отраслевыми науками.

По отношению к другим юридическим наукам теория государства и права выступает как наука фундаментальная , поскольку она раскрывает глубинные связи и отношения в государственно-правовой действительности и формулирует на этой основе главные выводы, которые используются другими юридическими науками. К таким выводам относятся категории правоотношения, нормы права, формы, сущности права, функций государства и права и др.

Теория государства и права имеет методологическое значение для других юридических наук, поскольку теория разрабатывает идеи, концепции, используемые другими юридическими науками. Положения теории государства и права наиболее существенны для характеристики основных тенденций развития государственно-правовых явлений. Но и сама теория государства и права пользуется разработками отраслевых и иных специальных юридических наук для своих обобщений и выводов, для выявления общих закономерностей в развитии государства и права и связанных с ними явлений. Например, разработки науки уголовного права в области юридического состава преступления, послужили базой для использования этого понятия для характеристики состава правонарушения вообще. Или понятие «правосубъектность», разработанное первоначально наукой гражданского права, легло в основу выработки общей теорией понятия «правосубъектность» любых участников правового общения.

Таким образом, между теорией государства и права и отраслевыми юридическими науками существует двусторонняя связь, взаимодействие: общая теория формулирует выводы, которые служат основой для решения специальных вопросов отраслевых наук, а последние поставляют для общей теории фактический материал и являются предпосылкой для теоретических обобщений.

исходная по отношению к другим юридическим наукам, так как от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом. Отсюда особая ответственность общей теории за состояние дел в юридической науке, и ее задача – аккумулировать новейшие достижения в юридической практике, в других общественных науках, а также в определенной степени и в естественных науках.

Итак, теорию государства и права можно охарактеризовать как науку общественную, политическую, обобщающую, исходную, фундаментальную и методологическую . Для нее характерно то, что она:

во-первых, изучает государственно-правовые явления в абстрактно-обобщенном плане;

во-вторых, придает важное значение формулированию отправных, основополагающих понятий, категорий, принципов, общих для всех юридических наук;

в-третьих, исследует технико-юридические аспекты действия государства и права (например, механизм государства, механизм реализации права, механизм правового регулирования, специфику правотворчества, правоприменения, правомерного поведения, юридической ответственности и т. д.).



Просмотров