Лекция безопасность образовательных учреждений. Вопросы повышения уровня обеспечения безопасности образовательных организаций охранными структурами: практика, проблемы, пути решения

Концепция безопасности образовательного учреждения - это система взглядов, руководящих идей, принципов, принимаемых для решения задач, связанных с обеспечением его всесторонней и надежной безопасности. Она может быть представлена в виде некой виртуальной модели, помогающей понять, что собой представляет система безопасности образовательного учреждения, т.е. ее эффективность, реальность, гуманность, демократичность, техническая оснащенность, экономическая целесообразность и т.д.

Реально работающая концепция безопасности образовательного учреждения должна ясно и определенно показывать природу возникновения опасностей и угроз, определять конкретные параметры элементов системы безопасности учащихся и персонала, механизмов, путей и способов защиты их от потенциально опасных и чрезвычайных ситуаций (см. рис. 1).

Согласно Закону РФ «О безопасности» первейшим принципом любой системы безопасности должна быть законность4. Этот принцип предусматривает, что все действия по обеспечению безопасности должны носить законный характер, не в коей мере не ущемляющий права и свободы граждан. В Конституции РФ подчеркивается: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ

Рис. 1.

конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»5.

Важное значение при обеспечении безопасности образовательного учреждения имеет и принцип гуманности, предусматривающий приоритет интересов личности человека, и прежде всего ребенка, перед другими факторами при защите от опасных и чрезвычайных ситуаций различного генеза. Главное правило здесь заключается в том, чтобы как можно чаще говорить с детьми о подстерегающих их опасностях, даже самых, казалось бы, маленьких и незначительных проблемах безопасности, которые у них возникают. Однако необходимо соблюдать и другие важные правила:

  • - самым лучшим способом обучения учащихся безопасному поведению является личный пример педагогов и всего персонала учебного заведения;
  • - обучая учащихся правилам безопасного поведения, ни в коем случае нельзя их запугивать.

При формировании системы обеспечения безопасности образовательного учреждения нельзя игнорировать и такие принципы, как демократичность, предполагающих учет мнения учащихся, родителей, персонала, органов правопорядка; тесное взаимодействие со специалистами и различными службами безопасности; рациональность и экономичность; организованность; непрерывность; плановость; контроль;предвидение и упреждение; системность и целостность, предполагающие комплексный охват всех элементов системы обеспечения безопасности образовательного учреждения как единого целого.

Все указанные принципы обеспечения безопасности образовательных учреждений не умозрительные правила, выдуманные в кабинетах и учебных аудиториях, а важнейшие составляющие нормативных правовых актов РФ, регламентирующих безопасность в различных сферах жизнедеятельности. Значение этих принципов заключается в том, что они задают систему координат, в рамках которой, даже не подготовленный специально учитель или сотрудник образовательного учреждения, может достаточно быстро разобраться в приемлемости того или иного решения по защите учащихся от опасностей и угроз. Эти принципы становятся критериями для выбора того или иного варианта решения, связанного с обеспечением безопасности, или отдельного элемента ее системы.

Наряду с принципами важное место в системе безопасности образовательного учреждения занимают цели ее обеспечения, основными из которых являются:

  • - защита учащихся, педагогов, персонала, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;
  • - обеспечение нормального учебного процесса и функционирования образовательного учреждения;
  • - снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • - улучшение качества жизнедеятельности и безопасности учащихся, педагогов, персонала (недопустимость гибели, снижение травматизма, усиления охраны труда, здоровья, окружающей среды, сохранности имущества и т.д.).

Из сформулированных целей вытекают задачи обеспечения безопасности образовательного учреждения:

  • - формирование готовности персонала, педагогов и учащихся к опасным и чрезвычайным ситуациям и к противодействию им, что достигается изучением видов опасностей и способов их преодоления;
  • - раннее выявление признаков и причин опасных и чрезвычайных ситуаций, их предотвращение и устранение причин их возникновения;
  • - обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
  • - правовое, организационное и техническое обеспечение системы безопасности;
  • - формирования навыков безопасного поведения при возникновении опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • - формирование культуры безопасности учащихся, педагогов и всего персонала образовательного поведения.

Значение вышеперечисленных принципов, целей и задач обеспечения безопасности образовательного учреждения заключается в том, что, правильно сформулированные и осознанные, они становятся установкой для педагогов, персонала и учащихся, являясь определенной гарантией их адекватных опасностям действий. Более того, указанные принципы, цели и задачи практически полностью совпадают с содержанием преподавания основ безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях, что очередной раз подчеркивает актуальность этой дисциплины.

Рассмотрев в концептуальном контексте принципы, цели и задачи обеспечения безопасности образовательных учреждений, перейдем к содержанию и механизму функционирования системы их безопасности.

Система безопасности образовательного учреждения имеет определенный набор элементов, который включает опасности и угрозы, объекты и субъекты безопасности, нормативные документы, ресурсы, организацию, средства защиты, приемы и навыки безопасного поведения и т.д.

Источниками потенциальных опасностей и угроз образовательным учреждениям могут выступать самые различные факторы социальной, техногенной и природной среды, о чем уже шла речь ранее. Знания о возможных опасных и чрезвычайных ситуациях, способах их раннего выявления и противодействия - важнейшее условие эффективности системы безопасности образовательного учреждения.

Объектами безопасности здесь выступают: учащиеся, педагоги, персонал, а также материальные, интеллектуальные, духовные ценности и окружающая среда, без которых невозможен нормальный учебно-воспитательный процесс и жизнедеятельность образовательного учреждения.

Субъектами безопасности образовательных учреждений являются: их руководство, персонал, охрана, различные службы обеспечения жизнедеятельности, спасения и помощи, родители, учащиеся. Самым непосредственным образом безопасность их обязаны обеспечивать администрация района, города или иного населенного пункта, правоохранительные органы, органы управления образованием, органы здравоохранения и пр.

Многочисленность субъектов обеспечения безопасности не всегда является благом, так как в момент возникновения опасной или чрезвычайной ситуации нередко возникает эффект «семи нянек», когда никто толком не знает за что отвечает и какую конкретно помощь необходимо оказать. Чтобы как-то урегулировать этот вопрос, а также в целях повышения эффективности системы безопасности образовательных учреждений, сразу же после теракта в Беслане, было рекомендовано ввести в них должность заместителя директора по безопасности. Однако этот вопрос в большинстве регионов РФ до сих пор остается открытым.

Нормативные акты (Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные приказы, распоряжения, указания, инструкции, а также планы, рекомендации, памятки местной администрации и т.д.) призваны регулировать вопросы обеспечения безопасности образовательных учреждений. Так, например, в образовательных учреждениях Москвы и некоторых других городов в соответствии с указаниями органами образования в каждом образовательном учреждении должен быть собственный паспорт безопасности, согласованный с правоохранительными органами, противопожарными и другими службами МЧС.

Важное значение имеют финансовые, кадровые, информационные, энергетические и иные ресурсы обеспечения безопасности образовательных учреждений, а также технические средства обнаружения и ликвидации опасных и чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Весьма велика роль и организационных мер, которые включают распределение функциональных обязанностей по обеспечению безопасности как в обычной обстановке, так и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Вот, например, какие меры, по мнению специалистов, должны принять администрация и преподаватели образовательных учреждений в случае экстремальных ситуаций:

  • - ужесточить пропускной режим при входе и въезде на территорию, установить системы сигнализации, аудио- и видеозаписи;
  • - ежедневно обходить территорию образовательного учреждения;
  • - периодически проводить инспекции складских и подсобных помещений;
  • - тщательно подбирать и проверять персонал;
  • - регулярно проводить совместно с сотрудниками правоохранительных органов и МЧС инструктажи и практические занятия по действиям при чрезвычайных происшествиях;
  • - в случае обнаружения подозрительных предметов незамедлительно сообщить о них в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений любых силовых ведомств (МВД, ФСБ, МЧС, Прокуратуры и др.);
  • - не допускать самостоятельного обезвреживания взрывчатых устройств;
  • - в случае необходимости приступить к эвакуации людей согласно имеющемуся плану.

Принципиальное значение имеют и навыки безопасного поведения и владения различными средствами противодействия учащихся, педагогов и персонала в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Это, пожалуй, самый главный элемент системы безопасности образовательного учреждения, тот самый человеческий фактор, без которого эта система нефункциональна. Реализация этого фактора предполагает серьезное отношение учащихся, да и всех субъектов безопасности образовательного учреждения, к проблемам безопасности.

Методы и формы формирования навыков безопасного поведения могут быть самые различные. Конечно, прежде всего, они должны реализовываться в процессе занятий по основам безопасности жизнедеятельности. Однако необходимо помнить, что безопасность учащихся это задача всех субъектов образовательного учреждения (педагогов, персонала, родителей, правоохранительных и иных органов, в том числе и самих учащихся), поэтому каждое занятие, каждое мероприятие в образовательном заведении, отношения детей и родителей, их взаимоотношения между собой должны рассматриваться в контексте привития детям и подросткам навыков безопасного поведения. Хорошим подспорьем здесь могут быть занятия по психологии выживания в различных экстремальных ситуациях, физическая подготовка, да и просто доверительные беседы по различным вопросам обеспечения безопасности (бытовой, транспортной, игровой и пр.). Все это не требует высоких финансовых, энергетических, интеллектуальных затрат. Главное здесь - адекватное отношение к проблемам безопасности со стороны всех без исключения педагогов, всего персонала образовательного учреждения.

Только упорядоченность и согласованность всех элементов системы безопасности образовательного учреждения образуют ее эффективность и надежность. Неправильное сочетание или неадекватность реагирования отдельных элементов этой системы могут привести к самым негативным последствиям. Однако необходимо помнить, что в системе безопасности, да и в окружающей среде есть такие элементы, которыми трудно или вообще невозможно управлять, оказывать на них необходимое влияние в интересах безопасности, регулировать их (стихийные бедствия, эпидемии, массовые беспорядки, военные действия, социальные катаклизмы и т.д.) Здесь много зависит от знаний специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности, от их учения анализировать и прогнозировать подобные экстремальные ситуации, от выбора адекватных средств воздействия на молодежь и окружающую среду с целью снижения негативных последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.

Эффективным средством объединения всех элементов системы безопасности образовательного учреждения, обеспечения взаимодействия различных ее звеньев, включения и рационального использования ресурсов учебного заведения, охраны, милиции, МЧС, технических и иных средств является внедрение современных информационных технологий. Так, в некоторых, как правило, в частных, учебных заведениях устанавливается охранное оборудование слежения и управления безопасностью с программным обеспечением нового поколения, позволяющим надежно обеспечивать пропускной режим, противопожарную безопасность, режим безопасности в аудиториях, коридорах и подсобных помещениях. Но, к сожалению, такие системы очень дорогие и доступны далеко не всем образовательным учреждениям.

Весьма ответственным шагом является инициатива ряда субъектов РФ по введении в школах должности заместителя директора по безопасности, Так, например, введение такой должности в Екатеринбурге оценено специалистами положительно, так как количество правонарушений резко сократилось.

Эта инициатива вполне соответствует Закону РФ «О безопасности», где подчеркивается: «Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере»6. Следовательно, нормативными актами, регулирующими введение в штатное расписание образовательных учреждений должности заместителя директора по безопасности могут являться: распоряжением главы администрации субъекта, приказ начальника управления образования и приказ директора образовательного учреждения.

Исходя из методологических принципов подхода к решению проблем обеспечения безопасности, заместитель директора образовательного учреждения по безопасности с учетом фактического финансового состояния и технического оснащения данного учреждения, условий организации учебного и воспитательного процесса и других особенностей призван решать следующие задачи.

  • 1. Своевременно выявлять угрозы и опасности образовательному учреждению (учащимся, преподавателям, персоналу, родителям, посетителям; личному имуществу, материальным, интеллектуальным и духовным ценностям учреждения; личной и служебной информации; техническим средствам связи, сигнализации и информации).
  • 2. Немедленно информировать о них директора и других субъектов безопасности (пожарную часть, дежурных РУВД, МЧС, ФСБ, прокуратуры, участкового милиционера, руководителей охранного предприятия, скорую помощь).
  • 3. Сдерживать распространение опасностей, их продвижение к образовательному учреждению в целях увеличения времени на эвакуацию людей, материальных и иных ценностей и организацию подготовки к отражению и ликвидации.
  • 4. Самостоятельно с помощью охраны учреждения или во взаимодействии с представителями правоохранительных органов, пожарными и подразделениями МЧС принимать необходимые меры к нейтрализации и ликвидации возникших опасностей.
  • 5. Документировать явления и процессы, относящиеся к важным событиям в жизни образовательного учреждения в контексте его безопасности, как в ходе его повседневного функционирования, так и в случаях реализации угроз и опасностей и осуществления мероприятий по противодействию им.

Реализация указанных задач должна способствовать совершенствованию системы безопасности образовательных учреждений и оказанию помощи правоохранительным органам в их расследовании.

Конечно, говорить о какой-то единой системе безопасности для всех образовательных учреждений России нереально. Ситуация в различных ее регионах имеет свою специфику. Так, одних (в районах с суровыми климатическими условиями и сельской местности) могут преобладать опасности природного характера, в других (в местах скопления опасных производств) - техногенные или экологические, в третьих (в крупных городах, экономически неблагополучных регионах) - криминогенные, а нередко и все сразу. Однако примерная система безопасности образовательного учреждения, не претендующая на универсальность, может быть представлена в следующем виде (см. рис. 2).

Posted on

На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности образовательных организаций как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность их систем безопасности. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям. Об этом в первый день Конференции много говорили участники Пленарного заседания.

Заместитель руководителя Департамента образования г. Москвы Павлов Игорь Сергеевич: «Необходимо выработать нравственно-духовный иммунитет». Правительство Москвы и Департамент образования прикладывают большие усилия, чтобы физическая безопасность обучающихся была на должном уровне. В Москве выстроена целая система. В департаменте есть межведомственный традиционный совет по безопасности и антитеррористическая комиссия по безопасности, которые регулярно собираются и рассматривают все актуальные вопросы, связанные с безопасностью детей. На окружном уровне и на уровне образовательного учреждения есть специалисты, которые курируют данное направление. формирования гражданской идентичности в процессе духовно-нравственного воспитания, основанного на культурном наследии, исторических традициях и нормах общественной жизни, обеспечивает стабильное состояние защищенности общественного сознания и морального здоровья нации, создание условий по сохранению традиционных, духовных ценностей и уклада жизни от внешних и внутренних неблагоприятных влияний при поддержке государственной властью нравственных норм, традиционных конфессий и традиций национальной культуры.

Ректор Северо-Кавказского федерального университета, к.ф.н Левицкая Анна Афакоевна рассказала об особенностях комплексного обеспечения антитеррористической защищенности ВУЗов в условиях полиэтнического региона в условиях роста экстремизма и возрастания террористических угроз. Именно молодежь становится основной «группой риска», следовательно, задача по профилактике экстремистских настроений в молодежной среде чрезвычайно важна. В образовательный процесс на всех направлениях подготовки в СКФУ включены 39 курсов, которые составляют основу междисциплинарного образовательного модуля «Безопасность и противодействие экстремизму, национализму и терроризму». Главной целью данных курсов является формирование в сознании студентов антитеррористической идеологии, обучение их знаниям и навыкам, необходимым для обеспечения личной и общественной безопасности. В ВУЗе работают общеуниверситетские Центры межэтнического взаимодействия, патриотического воспитания и правового воспитания и Студенческий этнический совет, создан отдел профилактической работы, который тесно взаимодействует и сотрудничает с сотрудниками правоохранительных органов. Организована работа круглосуточной «Горячей линии» по противодействию терроризму и коррупции с возможностью записи сообщения в автоматическом режиме.

По мнению проректора по развитию инфраструктуры Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Правкина Ильи Михайловича, в противодействии и профилактике экстремизма главное — иерархически устойчивая ценностная структура и форма критического мышления, которые позволяют отделять суррогаты от настоящего. Главная линия в работе ВУЗа — профилактика экстремизма и терроризма от сверстника к сверстнику, для молодежи — силами самой молодежи. Основные методы — просвещение и разъяснение

Ведущий научный сотрудник ВНИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (федеральный центр науки и высоких технологий) выступил с докладом «Основные положения Комплексной системы обеспечения жизнедеятельности населения (КСОБЖН) применительно к образовательным организациям»

Отсутствие единых форм и методов в вопросах обеспечения комплексной безопасности создает предпосылки для возникновения новых вызовов и угроз безопасности, а также приводит к дифференциации уровня развития систем обеспечения комплексной безопасности в образовательных организациях.

Министр общего и профессионального образования Свердловской области, кандидат педагогических наук Биктуганов Юрий Иванович привлек внимание присутствующих к проблеме педагогической профилактике экстремизма в детской и молодежной среде

Ректор Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, кандидат экономических наук, доцент Александров Андрей Юрьевич — о системе комплексной безопасности Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова

Ректор Поволжского государственного технологического университета, кандидат технических наук Шебашев Виктор Евгеньевич рассказал о системном подходе к обеспечению комплексной безопасности технического ВУЗа

Проректор по безопасности Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова Борисовский Владимир Иванович представил доклад об участии студентов БГТУ им. В.Г. Шухова в обеспечении комплексной безопасности, профилактике экстремизма, терроризма и коррупционных проявлений

Возможность донести позицию лидеров российского охранного сообщества по обсуждаемой теме представилась директору Научно-исследовательского центра «Безопасность», кандидату экономических наук Климочкину Олег Владимировичу.

Для справки

В России существует более 42, 6 тыс. школ, из которых более 24,5 тыс. располагаются в сельской местности. Также имеется около 47 тыс. дошкольных образовательных учреждений.

На март в 2016 г. в России было 1450 ВУЗов, имеющих государственную аккредитацию. Всего имеется более 2400 государственных и частных. (в 2018/2019 г. останется около 900 — 877). Средне-специальных учебных заведений — около 3 тыс. (2.6 тыс. частных и 0,3 тыс. государственных).

Охранными структурами осуществляется охрана 36 442 объектов образования (18 620 имеют стационарные посты и 17 731 охраняются методом пультовой охраны). В том числе, вооруженная охрана имеется на 451 объекте. В отдельных регионах охрану обеспечивают вахтеры, в том числе за счет родительских средств.

В ходе Пленарного заседания участникам и гостям Конференции был продемонстрирован ролик, рассказывающий о системе обеспечения безопасности школ города Москвы, созданной на базе СРО Ассоциации предприятий безопасности «Школа без опасности».

По мнению экспертов НИЦ «Безопасность», данная система, имеющая в своей основе риск-ориентированный подход, требует доработки, но уже сейчас позволяет обеспечить достойный уровень реагирования на различные угрозы безопасности, в том числе, террористического характера. Её определенной характеристикой может служить факт, что за последние два года в московских школах не допущено ни одного случая хищения муниципального имущества. В её основу положено единообразие подходов к технологиям безопасности, централизованный постоянный многоуровневый контроль персонала и мониторинг состояния объектов.

Основой такого единообразия является профессиональный стандарт «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» № 683, утвержденный приказом Минтруда России от 11 декабря 2015 г. № 1010н. Обязательства по исполнению его требований взяли на себя все охранные структуры, обеспечивающие безопасность московских школ, а также все охраняемые учебные заведения.

Крайний справа на фото — разработчик профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организации» вице-президент по научно-методической работе СРО — Ассоциации предприятий безопасности «Школа без опасности» Степанов Николай Арсентьевич

Напомним, что в соответствии с профстандартом организовано обучение и специальная переподготовка персонала охранных структур. Следует отметить, что данный профессиональный стандарт являлся первым стандартом в сфере охранных услуг и сочетает в себе требования как к работникам, так и опосредованно к самой системе организации охраны школ, в первую очередь обязательным действиям охранников на объектах. Однако к сожалению, лишь в 25% школ имеется профессиональная охрана.

В настоящее время перед Министерством и руководителями образовательных учреждений стоит задача по реализации требований постановления Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 г. № 1235*, утвердившего обязательные требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Минобрнауки России, в том числе по актуализации их паспортов безопасности. В соответствии с положениями данного документа практически все ВУЗы будут относиться ко 2 или 1 категории, что в обязательном порядке потребует от руководства обеспечить объекты профессиональной охраной. Которая при нынешнем состоянии финансирования охранных услуг не может быть качественной.

По словам Олега Владимировича, «готовясь к Конференции, НИЦ «Безопасность» провел соответствующий анализ имеющейся проблематики в данном направлении, в первую очередь с состоянием обеспечения безопасности объектов высших учебных заведений, с помощью возможностей одного из своих учредителей Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности, в состав которого входят представители 76 субъектов Российской Федерации.

Изучение ситуации, а также имеющийся опыт работы наших экспертов позволили сделать вывод о том, что в плане организации охраны объектов все высшие учебные заведения можно условно разделить на три категории. К первой категории мы относим ВУЗы, безопасность которых в том числе обеспечивается государственными органами правопорядка – это ВУЗы с особым статусом Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты, МИФИ, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации ряд других ВУЗов. Вторую категорию составляют ВУЗы, где имеется значительные финансовые средства на целевое финансирование вопросов безопасности, либо они обеспечиваются за счет отраслевых базовых холдингов. Самый яркий пример, охрана Московского университета нефти и газа им. Губкина обеспечивается за счет средств Газпрома отраслевой охранной структурой ЧОП «Газпром-охрана». Третью, самую многочисленную категорию, составляют ВУЗы, обеспечение охраны которых финансируется за счет заработанных внебюджетных средств, как правило, по остаточному принципу. А где таких средств нет, то просто на личных связях и потенциале ректора, либо проректора по безопасности. Другие используемые на практике формы и методы финансирования охраны являются не совсем легитимными и, по данной причине, не подлежат обсуждению. Необходимо отметить, что при планировании объемов финансирования ВУЗов в рамках госзадания нет даже такой статьи расходов».

Олег Владимирович рассказал, что по результатам опроса региональных представителей Общероссийского отраслевого объединения работодателей, которые, в большинстве своем, являются крупнейшими региональными охранными структурами, оказалось, что практически никто из них не участвует в охране ВУЗов. Причина в том, что сумма оплаты таких услуг, которую может позволить себе ВУЗ, как правило, в два или полтора раза ниже средних расценок по региону на подобные охранные услуги. Более того, повсеместно присутствуют длительные задержки в выплате и без того низких неплатежей. Ответы от региональных объединений работодателей практически одинаковы – низкая начальная стоимость охранных услуг, стабильные многомесячные неплатежи за оказанные услуги, и как следствие невозможность выставления на посты квалифицированных, стрессоустойчивых сотрудников охраны, обученных для оказания услуг именно в учебных заведениях (Хабаровский край, Кемеровская, Томская и другие области).

Так в Москве, где имеется более 250 ВУЗов, средняя цена за пост в отдельных заведениях равна 65-70 тыс. руб. в месяц при средней цене 120-130 тыс. руб. При этом имеются беспрецедентные случаи задержки оплаты оказанных охранных услуг, когда задолженность за текущий год будет частично погашаться, только начиная с января 2018 года. Средний срок задержек в оплате охранных услуг 2-3 месяца. В регионах же цена за охрану таких вузов варьируется от 45 тыс. рублей в месяц за пост. Какой-либо единой системы нет. Поэтому вопрос о каком-либо качестве услуг со стороны охранных структур в данных случаях просто не ведется.

«Конечно, сам вид и присутствие охранника в форме на КПП имеет определенный профилактический эффект, но это не та профессиональная охрана, о которой мы ведем речь в рамках сегодняшнего форума. Поэтому первая проблема для охранного сообщества – это должное финансирование вопросов охраны и безопасности. Очевидно, что без этого не может быть и должного качества оказания охранных услуг, а также обеспечения безопасности» — сказал Олег Владимирович.

Одним из путей решения этой проблемы видится нормативное закрепление на уровне Министерства расчетов минимальных затрат на охрану и безопасность с учетом региональных коэффициентов. Другой возможный путь – это трехсторонние соглашения на уровне регионов: региональные органы исполнительной власти, объединения работодателей и профсоюзные объединения. В настоящее время практически находится в стадии завершения такая работа в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Олег Владимирович очень подробно коснулся рассмотрения профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций» и требованиям к их антитеррористической защищенности.

«Требования определяют только общие названия и направления мероприятий: периодический обход и осмотр объектов, оснащение их инженерно-техническими средствами и системами охраны, организация взаимодействия с территориальными органами безопасности и так далее. В стандарте будет необходимо конкретизировать мероприятия и периодичность их проведения, в том числе, в зависимости от категории и места расположения объектов», — отметил Климочкин, — «Мы видим необходимость изменения самих технологий охраны объектов образовательных учреждений и, в первую очередь, использования современных систем видеонаблюдения с переходом на методы так называемой пультовой охраны и сокращения до минимума стационарных постов физической охраны на объектах».

В свою очередь, учитывая уже имеющийся потенциал у Министерства и отдельных ВУЗов, одним из перспективных направлений в обеспечении их безопасности Олег Владимирович считает формирование автоматизированных программно-аппаратных систем комплексного реагирования на возможные угрозы безопасности посредством специализированных мониторинговых центров как внутри каждого ВУЗа, так и в целом в масштабах Министерства. Концепция создания таких комплексов состоит в оптимизации затрат на обеспечение различных видов безопасности: физической, технической, а также создание массивов системного накопления и анализа информации по вопросам обеспечения безопасности.

«В данной части предлагается Типовая модель, основанная на создании автоматизированной системы мониторинга и реагирования на возможные угрозы. В её основе лежит Программно-информационный комплекс, на который поступают данные от Инженерно-технических средств (ИТС) подсистем обеспечения всех направлений комплексной безопасности, профильных структурных подразделений организаций, территориальных подразделений органов исполнительной власти, а также информация из баз данных, полученных в результате мониторингов состояния обстановки в образовательном учреждении, СМИ и сети Интернет. Алгоритмы выработки системой рекомендаций для реагирования на сообщения подсистем ИТС планируется разработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с учетом региональных и межнациональных особенностей дислокации расположения объектов образовательных организаций в регионах. Определенные заделы в части создания такой системы уже имеется как на уровне Министерства, так и в большинстве ВУЗов страны.», — рассказал Олег Владимирович.

Проблема охранного сообщества также состоит в отборе самих охранных структур для обеспечения безопасности образовательных организаций, в первую очередь, в качестве и прозрачности проведения конкурсных процедур, связанных с демпингом и без того низких начальных цен. Об этом рассказал в своём выступлении председатель Правления Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности, член Общественной палаты Российской Федерации Козлов Александр Михайлович.

Александр Михайлович отметил, что демпингер, снижающий цену только за счет уклонения от уплаты налогов, несомненно, дискредитирует частную охранную отрасль, наносит экономический ущерб государству. Подобная практика оказывает значительное влияние на заработную плату и трудовые условия в секторе охранных услуг, на инфраструктуру охранных предприятий, и, таким образом, на качество оказания услуг. «Решить эту проблему для меня, как руководителя ФКЦ РОС и как члена ОП РФ, — первоочередная задача», - отметил он.

Также Александр Михайлович о , который вступил в силу 1 ноября 2017 года. По его словам, «применение данного стандарта позволяет произвести объективную оценку охранной организации по категории «качество предоставляемых услуг. Cтандарт устанавливает специальные требования, модель и критерии оценки опыта и деловой репутации охранных организаций и позволяет обеспечить единый и объективный подход при ранжировании и выборе охранных организаций при проведении тендеров, конкурсов , а также оценки их репутации и финансовой успешности.

Оценка опыта и деловой репутации осуществляется на основе факторной модели, в которой учитываются продолжительность присутствия компании на рынке по своему профилю деятельности и объем выполняемых ей работ, оказанных услуг, обеспеченность организации материальными ресурсами, необходимые для оказания охранных услуг, определяется наличие у охранных предприятий квалифицированных специалистов и руководителей, полнота и достоверность сведений, представленных организацией, рассматривается восприятие компании клиентами и обществом в целом».

Александр Михайлович особо отметил важность применения стандарта в закупках. Он подчеркнул, что включение в документацию такого критерия оценки, как наличие сертификата «Оценки опыта и деловой репутации» позволит избежать разработки для каждой закупки показателей оценки, связанных со всеми вышеперечисленными критериями, доверить проверку полноты и достоверности информации, указываемой участником закупки (в том числе проверку фактического наличия заявленного оборудования, кадровых ресурсов и т.п.) профессиональным аудиторам и экспертам и осуществить выбор действительно надёжного поставщика (исполнителя, подрядчика) для выполнения необходимых заказчику работ, оказания услуг и недопуск к торгам неблагонадёжных поставщиков.

По окончании первого дня Конференции ее участники выразили благодарность организаторам за организацию столь важного и нужного мероприятия. По общему мнению, представленные доклады вызвали большой интерес благодаря их практической значимости. Кроме того, многие отметили, что регулярное проведение подобных тематических конференций — это актуальный и важный шаг по консолидации усилий научной общественности, органов власти и представителей организаций, основным направлением деятельности которых является обеспечение комплексной безопасности, для разработки современных подходов и поиска путей повышения эффективности защиты образовательных организаций.

и.о. ректора Пущинского государственного естественно-научного института, доктор экономических наук, профессор Дулясова Марина Веденеевна ознакомила присутствующих с планом работы секций Конференции.

В центре внимания БЖД – человек, как самоцель развития общества, то есть БЖД – антропоцентристкая наука.

Человек есть мера всех вещей – Протагор

Принцип антропоцентризма: «Человек есть высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования».

2) Цель БЖД – обеспечение безопасности человека в любых условиях

Структура смертности РФ 2011 год

1) болезни органов кровообращения – 56%

2) новообразования – 15,5 %

3) Внешние причины смертности неестесвенные (отравления, травмы) – 10,4%

Другие особенности российской демографии:

1) различия между СПЖ мужчин и женщин: 10-13 лет, как следственно гендерная диспропорция

2) различия в смертности: повышенная смертность мальчиков; к 20 годам количество выравнивается; в России с 1992 года – диспропорция населения. Нижний Новгород попал в десятку вымираемых городов России.

3) Старение россиян. Резкое колебание численности молодежи (люди до 30 лет)

Люди постоянного возраста – 13% от всего населения.

Для воспроизводства России коэффициент рождаемости должен быть 2,3-2,5.

Люди стали выживать, а женщины рожать больше.

Пути преодоления демографической проблемы:

1) для коменсации высокой смертности повышение рождаемости и нормального воспроизводства населения – естественное повышение рождаемости.

2) смена модели однодетной семьи

3) Снижение смертности особенно трудоспособного населения, основные усилия надо направить на снижение смертности от внешних причин (от опасностей природного, техногенного, социального и прочего характера)

    Аксиома о потенциальной опасности деятельности.

аксиома о потенциальной опасности:

любая деятельность человека потенциально опасна

Другими словами, не существует абсолютно безопасного вида деятельности, невозможно создать абсолютно безопасную технику или технологический процесс, спрогнозировать всякое опасное природное явление. Опасности могут быть реализованы в виде заболеваний, физических увечий, психических травм, летального исхода. Подобный подход стал возможен после пересмотра научным сообществом в конце ХХ в. так называемой концепции абсолютной безопасности (или концепции нулевого риска) и переходом к концепции относительной безопасности (приемлемого риска).

    Динамика продолжительности жизни в РФ

    Определение понятия «безопасность». Когда данное понятие используют в БЖД и какой смысл в него вкладывают

1. Безопасность – такое состояние деятельности, т.е. системы человек = среда, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасности

2. Безопасность - состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии, информации не превышает допустимый уровень.

    Пути преодоления демографического кризиса в РФ.

Очевидно, для решения этой проблемы необходим комплекс усилий, направленных, с одной стороны, на снижение смертности населения, с другой – на стимулирование рождаемости. Что касается мер, по снижению высокой смертности населения Российской Федерации, то они непосредственно следуют из анализа ее причин. В первую очередь это должны быть меры, направленные на развитие здравоохранения, повышение качества и доступности медицинской помощи, ограничение потребления алкоголя и табака, снижение уровня преступности, улучшение экологической ситуации в стране, повышение уровня безопасности жизнедеятельности, пропаганда здорового образа жизни. Гораздо сложнее определить меры по стимулированию рождаемости. Многие из выявленных нами причин низкой рождаемости не поддаются устранению. В самом деле, мы не можем остановить технический прогресс и связанный с ним процесс урбанизации, не можем отказаться от системы пенсионного обеспечения, не можем изменить сложившееся соотношение между мужчинами и женщинами. Меры по повышению жизненного уровня населения и расширения социальных гарантий гражданам, имеющим детей, конечно необходимы, но, как выяснилось, они мало способствуют росту рождаемости. Из всех выявленных нами причин низкой рождаемости непосредственному воздействию поддается только одна – негативные репродуктивные установки населения. Преодоление этих установок, формирование в массовом сознании ориентации на многодетную семью и должно стать главной мерой стимулирования рождаемости. Поскольку негативные репродуктивные установки личности – это та причина низкой рождаемости, которая лежит в сфере морали и психологии, то и меры по ее искоренению должны быть морально-психологическими. Тут не помогут административные методы воздействия (такие как, например, запрет абортов) или экономические наподобие налога на бездетность, взимавшегося в СССР.

    «Риск», определение. Виды рисков.

Риск - это ожидаемая частота или вероятность реализации опасности, функция вероятности наступления события и возможного ущерба от него.

В настоящее время не существует единой формулы для определения риска, общий подход к оценке риска может быть выражен следующим образом:

{Риск} = {вероятность события}*{ущерб от события}

Чаще всего риск определяется как частота или вероятность возникновения события.

В настоящее время используется следующая классификация видов риска:

Риск индивидуальный – вероятность реализации потенциальных опасностей при возникновении опасных ситуаций для одного человека или социальной группы.

Риск технический – комплексный показатель надежности элементов техносферы

Риск социальный

Риск экологический – вероятность возникновение экологического бедствия

Риск экономический

    Причины (в том числе психологические) низкого уровня безопасности в РФ.

Причины низкого уровня безопасности в РФ.

1) Старение техносферы России. По данным МЧС во многих сферах должен был достигнуть 100% в 2012 году.

2) Низкий уровень технологической и производственной дисциплины.

3) Технологическое отставание России

4) Несовершенство правовой базы, правовой нигилизм

    Шкала рисков.

Шкала рисков -8 -6 -3 R 10 10 10

R – индивидуальный риск гибели человека за год

R<10^-8 – безопасность

10^-8

10^-6

R>10^-3 – высокий, неприемлемый риск

Риск фатального исхода для жителя США

Автомобильный транспорт – 3*10^-4

Падение – 9*10^-5

Пожар и ожог – 4*10^-3

Утопление -3*10^-5

Токсические вещества – 2*10^-5

Огнестрельное оружие – 10^-5

Электрический ток – 6*10^-6

Воздушный транспорт – 9*10^-6

Железная дорога – 4*10^-6

    Образовательная компонента повышения уровня безопасности в РФ.

БЖД – это образовательная компонента решения указанной общегосударственной задачи.

Опасность сравнима с размером эпидемии чумы.

    Факторы, влияющие на субъективное восприятие риска.

Значимость последствий. Большую роль при оценки степени риска играет то, какие потребности индивидуума могут быть удовлетворены в результате осуществление благоприятного исхода и какую угрозу для него может представлять неблагоприятных исход.

Распределение угрозы во времени. На восприятия риска оказывает большое влияние характер распределение негативных последствий во времени.

Контролируемость ситуации. Люди готовы идти на большой риск в ситуации, где многое зависит от их личного мастерства.

Добровольность или возможность свободного выбора. Чем больше степень добровольности в использовании той или иной технологии, тем больше уровень риска, на который согласны идти люди.

Степень новизны технологии. Люди проявляют большую терпимость к старым технологиям.

Характеристики субъекта, оценивающего риск.

    Определение БЖД.

Определение БЖД – это наука о сохранении здоровья и безопасности человека среды обитания, призванная выявить, идентифицировать опасные факторы, разрабатывать средства защиты по ликвидации ЧС мирного и военного времени.

    Концепция абсолютной безопасности.

Подобный подход стал возможен после пересмотра научным сообществом в конце ХХ в. так называемой концепции абсолютной безопасности (или концепции нулевого риска) и переходом к концепции относительной безопасности (приемлемого риска).

    Объект изучения в БЖД.

Объекты изучения

Комплекс явлений и процессов человека в системе человек-среда, негативно воздействующих на человека и среду.

Дисциплина Безопасность жизнедеятельности исследует систему «Человек – Среда обитания». Основными ее компонентами являются, во-первых, Человек, который рассматривается как биосоциальный элемент, во-вторых, Среда обитания, которая может изменяться в зависимости от местоположения человека в пространстве, рода его деятельности и т.д. Между этими основными элементами системы осуществляются постоянные взаимосвязи, которые принято разделять на три основных потока: потоки вещества, потоки энергии и потоки информации.

    Элементы концепции риска, их взаимосвязь

Концепция риска включает в себя два элемента - оценку риска (Risk Assessment) и управление риском (Risk Management). Оценка риска - научный анализ генезиса и масштабов риска в конкретной ситуации, тогда как управление риском - анализ рисковой ситуации и разработка решения, направленного на минимизацию риска. Риск для здоровья человека (или экосистемы), связанный с загрязнением окружающей среды, возникает при следующих необходимых и достаточных условиях:

    Задачи БЖД: научные и практические

К научным задачам относится получение новых, принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов либо теоретического описания технологического процесса, математического описания явлений и т.п., помогающих решать практические задачи. К практическим задачам относятся разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, аварий при сохранении его здоровья и работоспособности с высоким качеством трудовой деятельности.

Т Е С Т

«Школа безопасности»

I вариант

1 . Назови самую главную опасность,

подстерегающую нас в квартире.

а) затопление

б) пожар

в) громкая музыка

7 . При внезапном наводнении до прибытия

помощи следует:

а) оставаться на месте и ждать указаний по

телевидению (радио)

б) быстро занять возвышенное место и

подавать сигналы бедствия

в) спуститься в подвал и подавать сигналы

бедствия

2 . Возвращаясь вечером домой, вы будете:

а) идти кратчайшим путём через пустыри,

свалки и плохо освещённые места

б) идти по освещённому тротуару и как

можно ближе к краю дороги

в) воспользуетесь попутным транспортом

8 . Рука регулировщика с жезлом поднятая

вверх. Какому сигналу светофора

соответствует?

а) красному

б) жёлтому

в) зелёному

3 . В солнечный полдень тень указывает

направление на:

а) юг

б) север

в) запад

9 . Сколько раз надо посмотреть налево и

направо перед переходом дороги?

а) 1 раз

б) 3 раза

в) столько, сколько нужно, чтобы убедиться

в отсутствии транспорта

4 . Обеззараживание воды в полевых условиях

осуществляется:

а) очисткой через песочный фильтр

б) очисткой через фильтр из глины, ваты и

материи

в) кипячением воды

10 . Процесс горения протекает при наличии:

а) возможности для теплообмена

б) горючего вещества, окислителя и

источника воспламенения

в) горючего вещества и восстановителя

5 . При движении зимой по льду замёрзших рек

необходимо:

а) идти осторожно плотной группой

обязательно на лыжах

б) увеличить интервалы между членами

группы, расстегнуть крепления лыж,

приготовить верёвку

в) снять лыжи и двигаться пешком

11 . Аммиак – это:

а) бесцветный газ с резким запахом,

тяжелее воздуха

б) газ с удушливым неприятным запахом,

напоминающим запах гнилых яблок

в) бесцветный газ с резким удушливым

запахом, легче воздуха

6 . При извержении вулкана, находясь близко

от него, необходимо:

а) убегать перпендикулярно движению

лавовых потоков

б) защитить органы дыхания, следовать в

укрытие

в) укрыться за большим камнем

12 . Противорадиационное укрытие (ПРУ)

защищает от:

а) ударной волны

в) сильнодействующих ядовитых веществ

(СДЯВ)

б) радиоактивного заражения

13 . Что скорее может привести к несчастным

случаям на уроках физики, химии, труда,

физической культуры?

а) плохое самочувствие

б) невыполнение требований безопасности,

баловство и невнимательность

в) временное отсутствие преподавателя на

уроке

16 . Пассивный курильщик – это человек:

а) находящийся в одном помещении с

курильщиком

б) выкуривающий до двух сигарет в день

в) выкуривающий одну сигарету натощак

14 . Что запрещается делать при обработке

раны?

а) удалять из раны костные осколки, острые

предметы, лить в рану настойку йода.

б) разговаривать с пострадавшим

в) вызывать «скорую помощь»

17 . Три основных признака наркомании и

токсикомании – это:

а) вкусовая и биологическая зависимость,

изменение сексуального влечения

б) психическая и физическая зависимость,

изменение чувствительности к наркотику

в) зрительная и химическая зависимость,

изменение материального положения

15 . До истечения какого времени человека,

находящегося в терминальном состоянии,

ещё можно спасти?

а) любого

б) 5 минут

в) 10 минут

18 . Какие необходимы действия при

обнаружение бесхозной вещи в транспорте?

а) предупредить пассажиров и осмотреть эту

вещь

б) сообщить водителю и эвакуироваться из

транспорта при полной остановке

в) попросить пассажиров забрать эту вещь

Т Е С Т

«Школа безопасности»

работа выполняется в течение 15 минут.

II вариант

1 . Бытовым газом в квартире (доме) можно

отравиться в результате:

а) полного сгорания газа

б) неполного сгорания газа

в) отключения электроэнергии в квартире

7 . Наибольшее число детей попадают в

дорожно – транспортные происшествия в

возрасте:

а) от 5 до 7 лет

б) от 7 до 14 лет

в) от 14 до 16 лет

2

при поражении человека электрическим

током в квартире?

а) немедленно приступить к оказанию первой

медицинской помощи

б) отключить в доме электричество

в) позвать взрослых

8 . Можно ли начинать переход проезжей части

дороги при мигающем зелёном сигнале

светофора?

а) нельзя

б) можно, но осматриваясь по сторонам

в) можно, если идёшь с кем-то вдвоём

3 . Что необходимо сделать в первую очередь

при обнаружении воров в своей квартире?

а) кричать, звать на помощь

б) расспросить воров о цели их пребывания

в) быстро уйти, захлопнуть дверь, закрыть на

ключ

9 . К поражающим факторам взрыва относятся:

а) высокая температура и волна прорыва

б) осколочные поля и ударная волна

в) сильная загазованность местности

4 . При устройстве шалаша крышу следует

накрывать:

а) сверху – вниз

б) снизу - вверх

в) безразлично как

10 . Хлор – это:

а) зеленовато – жёлтый газ с резким

запахом, тяжелее воздуха

б) парообразное вещество с запахом

горького миндаля

в) бесцветный газ с резким запахом

(нашатырного спирта)

5 . Допустимая толщина льда при передвижении

по нему людей должна быть:

а) не менее 5 см.

б) не менее 15 см.

в) не менее 10 см.

11 . К индивидуальным средствам защиты

относятся:

а) убежища и противорадиационные

укрытия (ПРУ)

б) противогазы, респираторы и защитные

костюмы

в) средства защиты кожи и защитные каски

6 . Действие цунами не опасно:

а) на равнинных побережьях

б) в открытом океане

в) на побережьях с пологим берегом

12 . Что должно быть по пожарной безопасности

в кабинетах физики, химии, труда,

информатики?

а) пожарный рукав и водяной гидрант

б) топор, ведро и багор

в) огнетушитель, песок и вода

13 . От чего возникает болевой шок?

а) от страха, сильных переживаний

б) от сильных, нестерпимых болей

в) от высокой температуры тела

16 . Здоровье человека на 50% зависит от:

а) экологических факторов

б) индивидуального образа жизни

в) состояния медицинского обслуживания

населения

14 . Что такое экстренная реанимационная

помощь?

а) это помощь при простудных заболеваниях

б) оживление пострадавшего, если он впал в

терминальное состояние

в) помощь при сильном нервном

расстройстве человека

17 . Признаки наркотического отравления – это:

а) насморк, горечь во рту, заливистый

беспричинный смех, пожелтение кожи

б) тошнота и рвота, головокружение,

кровотечение из носа, кашель, насморк

в) повышение мышечного тонуса, сужение

зрачков и ослабление их реакции на свет,

покраснение кожи

15 . Что необходимо сделать при ожогах кожи

кислотой?

а) смазать поражённое место растительным

маслом

б) промыть поражённое место водой,

наложить примочку с раствором питьевой

соды

в) промыть рану спиртом

18 . Признаки указывающие на наличие

взрывчатого вещества в данном месте:

одеколона

б) скрежет металла, запах ванилина

в) тиканье часов, торчащие проводки, запах

несвойственный данному месту

ОТВЕТЫ:

I – В II – В



Просмотров