Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж

Теория государственного суверенитета Жана Бодена - краеугольный камень классического государственного права - является и фундаментом классических теорий международных отношений, так как в ней обоснована сущность политического поведения государства как субъекта международных отношений.

Профессор юриспруденции в Тулуэском университете, парижский адвокат, а затем королевский прокурор в Лионе, Жан Боден изложил свою теорию в "Шести книгах о республике" (1576), понимая под термином "республика" государство вообще. Подход Ж. Бодена к осмыслению феномена государства, разумеется, навеян историческим контекстом. Франция, раздираемая в XVI в. гражданскими и религиозными войнами между католиками и гугенотами, разоренная грабежами солдатских банд и набегами дворян, переживала полнейшую разруху. Герцоги, принцы и высшие вельможи вели себя как государи, не считаясь с Парижем. Римский папа, иностранные правители тянули страну в свою сторону. Спасением Франции даже ценой жестокого правления могло стать только усиление королевской власти до абсолютизма.

Жан Боден пришел к выводу о необходимости верховной общенациональной власти, воплощаемой в государственном суверенитете. Жан Боден установил, что "суверенитет есть постоянная и абсолютная власть государства". Он впервые сформулировал доктрину суверенитета как сущности и признака государственной власти, означавшую, что отсутствие суверенитета исключает существование государства. Ж. Боден указал также на два непременных признака суверенитета: постоянство государственной власти, не ограниченной во времени, и ее абсолютный характер, не сдерживаемый какими-либо условиями.

Содержание этих принципов, разумеется, носило преходящий характер, обусловленный эпохой. Тем не менее, положение Ж. Бодена о неограниченности суверенитета во времени легло в основу современного толкования международным правом принципа непрерывности государства при смене правительств и политических режимов. Положение об абсолютизме юридически выражалось в принципе верховенства государственной власти, над которой нет никакой другой власти внутри государства и вне его пределов. Ж. Боден уточнял, что "все государи на земле подчинены законам бога и природы и многим человеческим законам, общим всем народам"". политический суверенитет власть боден

Хотя такая оговорка свидетельствовала о том, что Ж. Боден рассматривал неизбежный вопрос о соотношении абсолютизма и международного права, он рассматривал его в пользу суверенного государства с отсутствием разделения власти и предпочтительно монархической формой правления. Некоторые французские юристы высказывают другое мнение. "В целом для Бодена суверенитет был основным принципом внутреннего права, предназначенного привести в порядок политическое сообщество. Он никоим образом не означал, что государство ставилось выше любого закона"", - пишет, например, французский юрист-международник Д. Kappa.

Жан Боден изложил свободное от богословия, светское учение о государственной власти, обосновал требование политической централизации страны, был сторонником абсолютной монархи. В те времена королевский абсолютизм был прогрессивным явлением для государства (в частности, родной для Ж. Бодена Франции).

По Бодену, государство есть осуществляемое верховной властью по праву управление множеством домохозяйств и их общим достоянием.

Боден -- противник теории смешанной формы государства. Он выделяет три формы государства: демократия, аристократия и монархия (в зависимости от принадлежности власти тому или иному суверену).

Демократию Боден оценивает отрицательно, ибо "народ -- это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел -- это все равно, что спрашивать совета у безумного". Недостаток аристократии -- неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений. Общим недостатком демократии и аристократии является то, что "в демократическом или аристократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели".

Лучшая форма государства для преодоления политического и религиозного кризиса является монархия, поскольку она прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости. Боден -- сторонник наследственной, а не выборной монархии, потому что выборная монархия предполагает междуцарствие, а государство в это время "подобно кораблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет".

Для абсолютной власти должны быть три ограничения: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Типы законов: законы, установленные Богом; законы, установленные природой; законы, установленные суверенной властью; законы, установленные народами; законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть.

- 72.33 Кб

Введение

Глава 1. Теория государственного

суверенитета.

1.1 Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия

1.2 Форма государства

Глава 2. Государственность

2.1 Концепция верховной государственной власти

2.2 Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации

Заключение

Список использованных источников

Введение

В последней трети XVI столетия Франция с проникновением в нее кальвинизма

оказалась ареной ожесточенного религиозного противоборства. Не на жизнь, а

на смерть конфликтовали, с одной стороны, католики, с другой - протестанты.

Никто из них не признавал принципа веротерпимости, т. е. не соглашался с

равнозначимостью, равнодостоинством и равноправием различных конфессий. Это

противоборство, своей остротой и масштабами походившее на гражданскую войну,

создавало реальную угрозу жизни самого государства. Все яснее становилось,

общественном сознании приобретал характер приоритетной ценности. Надежда же

на обеспечение мира и общих интересов страны, а не отдельных групп ее

населения, связывалась с монархом. Но с таким, воля которого могла бы стать

единственным и обязательным законом для всех подданных, которая исключала бы

вероятность любого сопротивления законной королевской власти. Формировалось

мнение, что даже тирания лучше гражданской войны, ввергающей нацию в хаос,

несущей ей распад.

Теоретическое обоснование того, каким образом королевская власть сумеет быть

способной в любом случае защищать и осуществлять общегосударственные интересы,

стоящие выше религиозных и иных распрей, предпринял выдающийся французский

политический мыслитель Жан Боден (1530-1596). Взгляды на государство, на пути и

методы упрочения централизованной монархической власти изложены им в главном

его труде «Шесть, книг о республике» (1576). Под «республикой» Боден здесь

имеет в виду то же, что обозначали этим словом в Древнем Риме, т. е.

государство вообще.

Открывается труд дефиницией государства. По Бодену, «государство есть

управление множеством семейств (или домохозяйств. - Л. М.) и тем, что

является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно

праву». Фактически все «Шесть книг о республике» посвящены раскрытию смысла

общности. Во второй - формы государства. В третьей - институты. В четвертой -

перемены в устройстве государства и контроль за ними. В пятой -

приспособление к обстоятельствам и задачи государства. В шестой, последней, -

средства власти и вопрос о лучшей государственной

Боден родился в Анжере, во Франции. Одно время он был монахом-кармелитом.

Затем он покинул монастырь и поступил в университет в Тулузе, где стал

профессором римского права. Боден обладал блестящим умом и добился выдающихся

успехов в изучении философии, права, классических языков и экономики. В 1561

году он переехал из Тулузы в Париж, где поступил на королевскую службу.

Глава 1. Теория государственного суверенитета.

Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия

Религиозные войны существенно мешали развитию промышленности и торговли;

Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей.

С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн

выступил Жан Боден (1530-1596 гг.). Юрист по образованию, депутат

третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, Боден выступал против

феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма. Боден впервые

сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного

признака государства: "Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть

государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами

и подданными".

Власть государства постоянна и абсолютна; это - высшая и независимая власть

как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя

суверенной власти - только бог и законы природы.

Суверенитет, по Бодену, означает, прежде всего, независимость государства от

папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого

государства. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и

отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших

должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права

чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю,

искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному

Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико- правовых

учреждений.

Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем,

что у них общее, на основе суверенной власти. Государство - именно правовое

управление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно

отличается, как отмечал Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми

нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир,

на которых не распространяются общие законы войны.

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство -

совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в

семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Подобно

Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские,

родительские и господские. В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником

рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений

в государстве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений

феодальной зависимости там, где они еще сохранялись

Боден - один из первых критиков "Утопии". Одобряя некоторые мысли

"незабвенного канцлера Англии Т. Мора" о государственных порядках Утопии,

Боден настойчиво оспаривает его главную идею. Государство, основанное на

общности имущества, писал Боден, "было бы прямо противоположно законам бога и

природы". Частная собственность связана с законами природы, поскольку

"естественный закон запрещает брать чужое".

Ж. Боден сравнивал власть отца и мужа в семье и власть монарха в государстве.

Основой семьи и государства Ж. Боден считал частную собственность, он

подчеркивал, что общность имущества невозможна, т.к. противоречит

божественным установлениям и природе человека.

"Имущественное равенство гибельно для государств", - неустанно повторял

Боден. Богатые и бедные существуют в каждом государстве; если попытаться

уравнять их, признать недействительными обязательства, отменить контракты и

долги, "то нельзя ждать ничего, кроме полного разрушения государства, ибо

утрачиваются какие бы то ни было узы, связывающие одного человека с другим".

Государственная власть, по Ж. Бодену, верховна и суверенна, постоянна во

времени и пространстве. Суверен вне (выше) закона и не связан волей других

субъектов политической системы. Он делает все, что считает нужным в

законодательной, исполнительной, судебной государственных сферах. Власть

суверена ограничивается лишь естественными и божественными законами (в

частности, неприкосновенностью частной собственности). Суверенитет может

принадлежать либо одному лицу (королю), либо одному собранию (парламенту),

либо всему народу, смешанная форма государства с разделением государственного

суверенитета невозможна. Смешанной может быть только правительственная

(исполнительная) власть.

Если государственный суверенитет единолично принадлежит королю (что

предпочтительнее, как считал Ж. Боден), то Генеральные штаты (парламент)

никак не должны препятствовать суверенной воле короля.

Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее

цель не в том, чтобы обеспечивать внешнее благоденствие людей, но чтобы,

гарантируя мир внутри общности и защищая общность от нападения извне,

заботиться об истинном счастье индивидов. Последнее традиционно заключается в

познании бога, человека и природы, а в конечном итоге - в почитании бога. Не

должно быть никаких поводов для выступления против государства. В особенности

еще и потому, что оно суверенно.

Разработка проблемы суверенитета государства - крупнейший вклад Бодена в

развитие политико- теоретического знания. «Суверенитет, - утверждает Боден, -

есть абсолютная и постоянная власть, которую римляне называют величием

(достоинством)... означающим высшую власть повелевать». Абсолютность

суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо

ограничений для проявлений своего могущества. Постоянство суверенитета имеет

место тогда, когда суверенная власть существует неизменно в течение

неопределенно долгого срока; временная власть, устанавливаемая на какой-то

определенный период, не может сохраняться в качестве верховной силы.

Суверенная власть, по Бодену, есть также власть единая. В том смысле единая,

что ее прерогативы принадлежат только ей; она не может (не должна) эти

прерогативы делить с кем бы то ни было; она не может (не должна) допускать

никаких органов, которые стояли бы над нею или стояли рядом и конкурировали с

Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них -

издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям

государства. Второй - решение вопросов войны и мира. Третий - назначение

должностных лиц. Четвертый - действие в качестве высшего суда, «суда в

последней инстанции. Пятый - помилование.

К своей трактовке суверенитета государственной власти Боден делает ряд важных

добавлений и уточнений. Одно из них касается тех требований, которые

непременно должны соблюдаться суверенной государственной властью. Например,

последней вменяется блюсти (при всей ее неограниченности, абсолютности)

законы божественные и естественные. Вместе с тем уверенной государственной

власти, стоящей выше всяких человеческих законов и свободно распоряжающейся

жизнью и смертью своих подданных, нельзя вмешиваться в дела семьи, нарушать

принцип веротерпимости, и в особенности взимать (подати с подданных без их

согласия, помимо воли собственника. С точки зрения Бодена, единство,

неделимость суверенитета государственной власти на практике совмещаются с

дифференциацией власти и управления, которые не всегда находятся в

тождестве. Обычно носитель суверенной власти поручает временно и на

определенных условиях осуществление некоторых функций власти назначаемым

должностным лицам. Без соответствующего поручения суверена должностные лица

ничего не могут делать ни в отношении подданных, ни в отношении друг друга.

Издание общеобязательных законов относится к первому по значимости

отличительному признаку суверенитета. Суверен издает законы, но не создает

право. Боден строго их различает, снимает их разнокачественность. Право «несет

с собой справедливость, а закон- приказ»

Как глубокий политический мыслитель Боден не мог не «оставить вопрос о том,

где коренится, как появляется суверенитет и способен ли он к отчуждению,

передаче. На первую Часть вопроса ответ таков: «Суверенитет кроется в

совокупности свободных и разумных существ, составляющих народ», (упоминание

тут о народе отнюдь не свидетельствует о том, что

Боден - приверженец народовластия. На вторую часть поставленного вопроса он

отвечает следующим образом: «Эту верховную и постоянную власть над

гражданами с правом жизни и смерти народ может передать одному из граждан без

всяких ограничений так же, как может это сделать собственник, желающий кого-

либо одарить».

Таким «одним из граждан» у Бодена оказывается монарх. Вот его аргумент в

пользу монархии. Подобно тому, как во Вселенной над всем властвует бог, а на

небе - солнце, так и у особей, образующих общность, должен быть один

правитель. Боден - убежденнейший сторонник действительно суверенной (в его

трактовке - абсолютистской) монархической власти. Отсюда вовсе не вытекает

аристократических и демократических форм правления. Аристократические

элементы возможны, в частности, когда государь назначает на должности только

знатных, лучших, богатых; демократические элементы начинают присутствовать в

государственном управлении, если монарх открывает доступ к должностям

практически всем свободным и разумным индивидам.

1.2 Форма государства

Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает

распространенное деление форм государства на правильные и неправильные,

поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств.

Сторонники власти одного человека называют ее "монархия", противники -

Краткое описание

Ж. Боден изложил свободное от богословия, светское учение о государственной власти, обосновал требование политической централизации страны, был сторонником абсолютной монархи. В те времена королевский абсолютизм был прогрессивным явлением для государства (в частности, родной для Ж. Бодена Франции).
История человеческого познания мира политики, государства и права - важнейший источник и существенная часть современного научного знания о политических и правовых явлениях и вместе с тем необходимая предпосылка его дальнейшего развития. Уже в свете взаимосвязей исторического и логического очевидно, что
также и в политико-правовой сфере без истории нет теории. Сегодня, когда повсеместно усиливается внимание к проблемам социального и политического предвидения и прогнозирования, становится все яснее, что без истории
невозможны также научная прогностика, футурология в области современных юридических, политологических и других социальных наук.

1.1 Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия
1.2 Форма государства
Глава 2. Государственность
2.1 Концепция верховной государственной власти
2.2 Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации
Заключение
Список использованных источников

Свое логическое развитие идеи Макиавелли получили в произведениях французского мыслителя, политического деятеля, правоведа и историка Жана Бодена (1530-1596).

Жан Боден родился в семье мастера портновского цеха города Анжер. Начальное воспитание и образование получил в монастыре. Затем учился праву в Академии Тулузы. В 1561 г. он отправляется в Париж, где сближается с группой "Политика", отстаивавшей веротерпимость и сильную королевскую власть.

В мае 1587 г. к Бодену по наследству от тестя переходит пост генерального прокурора Лиона. А еще через некоторое время сын портного становится мэром Лиона, причем на этом посту он продержался два срока подряд.

Известность пришла к Жану Бодену в 1566 г. после публикации "Метода легкого постижения истории". В "Методе" философ не только размышляет над историей развития человечества, но и формулирует первый вариант своего учения о государстве и государственной власти, развитый затем через 10 лет в "Шести книгах о республике" - главном произведении Бодена.

Новое, что было сделано Ж. Боденом в политической теории, состояло в установлении связи между понятиями "государство" и "суверенитет". Иными словами, была создана теория государственного суверенитета, в центре которой находится мысль о неделимой, единой, постоянной, стоящей над законом государственной власти.

В учении Бодена государство отделено от личности властителя, это совершенно самостоятельный общественный институт, который противопоставляется как отдельным гражданам, так и их самодеятельным объединениям. Поэтому Ж. Боден изучает государство в том числе и относительно внешних образований, т.е. других государств, межгосударственных союзов и пр. Он указывает на наличие у государства различных прав и обязанностей, например правомочий собственника имущества. Боден пишет и о договорах между государствами, которые должны неукоснительно соблюдаться всеми суверенами, об особом международном военном праве. Все это позволяет считать его основателем науки публичного, государственного права как особой отрасли юриспруденции.

Учение о государственном суверенитете, в настоящее время прочно связанное с именем Бодена, начинает свое развитие, конечно, задолго до него, главным образом в виде полновластия правителя в законодательной сфере. Однако, во-первых, данные теории были ограниченными, а во-вторых, они говорили о суверенитете не государства, а государя, т.е. правителя. Боден же, увидевший зарождение государства нового типа, преодолел эту традицию, превратив суверенитет из набора правомочий собственника, господина над государством (населением, ресурсами и прочим), в саму сущность государственности, государственную волю. В этом и заключается его главная заслуга как теоретика государства.

"Суверенитет - наиболее верховная, абсолютная и вечная власть над гражданами и подданными в государстве", - так определял Боден это важнейшее свойство государственности. Такая власть - необходимый элемент государства, проявляющийся через его правителя - суверена, связывающий его с отдельными гражданами - членами государства. Более того, само государство есть прежде всего особый порядок управления народом, обществом. Суверенитет - та объединяющая сила, которая образует государство как социальный институт. Власть связывает индивида и государство через правителя, который является в данном случае посредником и выразителем сущности государства, его воли.

Сувереном, т.е. выразителем суверенитета, полномочным представителем государства, может быть только тот, кому эта власть принадлежит постоянно и непрерывно, она должна быть абсолютной, а значит, безусловной и не ограниченной никаким иным лицом или органом. Изначально носителем власти может быть только народ страны, который затем самостоятельно распоряжается этой властью, возлагая обязанность управления на иное лицо или лица по собственному усмотрению. Боден пишет об этом следующее: "Если такая абсолютная власть была передана властителю совершенно и полностью, не от имени магистрата... или иного выборного органа, это означает, что такая личность может быть названа суверенным властителем" и все население страны должно после этого подчиняться ее власти, потому что в данном случае произошло добровольное перемещение суверенитета.

Следует отметить, что поскольку государственный суверенитет в теории Бодена связывает не граждан в рамках государства друг с другом, а государство как систему и сверхсубъекта с гражданами - его элементами, поскольку суверенные права являются принадлежностью государства, постольку они не могут принадлежать не только единоличному властителю, но и любому другому числу правящих, пусть даже их числе приближается или равно численности населения страны, иначе как на основе передоверия. Поэтому, строго говоря, идея народного суверенитета так же далека от суверенитета государственного, как и учение о полновластии в силу собственного права монарха-суверена. Никто не сможет быть обладателем суверенитета, т.е. государственной власти, кроме самого государства, - ни один человек, ни весь народ. Любой правитель является лишь правителем государства, которому эта власть предоставлена так же, как ею наделяются органы юридического лица, которые своими действиями фактически реализуют не собственную волю, а волю этого лица.

Суверенитет, по Бодену, - власть абсолютная и постоянная, не связанная никакими ограничениями и законами. Выделяются пять отличительных признаков суверенитета: издание законов, решение вопросов войны и мира, назначение должностных лиц, действие в качестве суда высшей инстанции, помилование.

В то же время суверенная власть должна соблюдать ряд условий: блюсти божественные и естественные законы, не вмешиваться в дела семьи, соблюдать принцип веротерпимости, не взимать подати без согласия подданных.

В целом вся теория Ж. Бодена о суверенитете была направлена против феодального сепаратизма, на обоснование абсолютизма. Отсюда для Бодена наилучшая форма правления - это монархия. По Бодену, там, где властвует один, - порядок. Именно в монархии обеспечены компетентность (советую! многие) и энергичность власти (решает один).

Однако Боден отмечал, что суверенитет беспределен лишь в сфере деятельности государственной власти. Он не распространяется на область отношений, обусловленных божественными и естественными законами и частной собственностью. Частную собственность, семейные отношения, а также некоторые личные права Ж. Боден переносит в сферу божественного и естественного права, перед ними замирает неограниченная власть суверена.

По способу осуществления власти Боден поделил все государства на три вида:

  • 1) законные (подданные повинуются законам суверена, а суверен - законам природы);
  • 2) сеньориальные (суверен силой оружия становится обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства);
  • 3) тиранические (суверен, поправ законы, распоряжается людьми, как рабами, а их собственностью - как своей).

Лучшим является государство, где суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией.

Исходя из концепции суверенитета, Боден различал два вида государственных соединений. К соединениям, основанным на неравенстве, он относил образования, включающие части, находящиеся в вассальной или иной зависимости от суверена, а также федерацию, так как в ней суверенитетом обладает только союз в целом, а не отдельные его части. Второй вид соединений государств - конфедерация - основан на равенстве, когда каждый из членов сохраняет суверенитет.

Боден подчеркивал обусловленность государственно-правовых установлений различных стран климатом и географической средой, преувеличивая значение географического фактора и выводя из него как биологические и психологические основы поведения, так и многие социальные формы жизнедеятельности народов.

Заслуги Бодена в разработке политико-правовой мысли бесспорны. Доказывая необходимость государственного суверенитета, он одновременно очертил пределы государственной власти, высказал идею "просвещенной" монархии.

Теория государственного суверенитета Жана Бодена - краеугольный камень классического государственного права - является и фундаментом классических теорий международных отношений, так как в ней обоснована сущность политического поведения государства как субъекта международных отношений. Профессор юриспруденции в Тулуэском университете, парижский адвокат, а затем королевский прокурор в Лионе, Жан Боден изложил свою теорию в "Шести книгах о республике" (1576), понимая под термином "республика" государство вообще.
Подход Ж. Бодена к осмыслению феномена государства, разумеется, навеян историческим контекстом. Франция, раздираемая в XVI в. гражданскими и религиозными войнами между католиками и гугенотами, разоренная грабежами солдатских банд и набегами дворян, переживала полнейшую разруху. Герцоги, принцы и высшие вельможи вели себя как государи, не считаясь с Парижем. Римский папа, иностранные правители тянули страну в свою сторону. Спасением Франции даже ценой жестокого правления могло стать только усиление королевской власти до абсолютизма. Жан Боден пришел к выводу о необходимости верховной общенациональной власти, воплощаемой в государственном суверенитете.
Жан Боден установил, что "суверенитет есть постоянная и абсолютная власть государства". Он впервые сформулировал доктрину суверенитета как сущности и признака государственной власти, означавшую, что отсутствие суверенитета исключает существование государства. Ж. Боден указал также на два непременных признака суверенитета: постоянство государственной власти, не ограниченной во времени, и ее абсолютный характер, не сдерживаемый какими-либо условиями. Содержание этих принципов, разумеется, носило преходящий характер, обусловленный эпохой. Тем не менее, положение Ж. Бодена о неограниченности суверенитета во времени легло в основу современного толкования международным правом принципа непрерывности государства при смене правительств и политических режимов.
Положение об абсолютизме юридически выражалось в принципе верховенства государственной власти, над которой нет никакой другой власти внутри государства и вне его пределов. Ж. Боден уточнял, что "все государи на земле подчинены законам бога и природы и многим человеческим законам, общим всем народам"" . Хотя такая оговорка свидетельствовала о том, что Ж. Боден рассматривал неизбежный вопрос о соотношении абсолютизма и международного права, он рассматривал его в пользу суверенного государства с отсутствием разделения власти и предпочтительно монархической формой правления. Некоторые французские юристы высказывают другое мнение. "В целом для Бодена суверенитет был основным принципом внутреннего права, предназначенного привести в порядок политическое сообщество. Он никоим образом не означал, что государство ставилось выше любого закона"" , - пишет, например, французский юрист-международник Д. Kappa.

План:

Введение

1.2 Форма государства

Глава 2. Государственность

2.1 Концепция верховной государственной власти

2.2 Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации

Заключение

Список использованных источников

Введение

В последней трети XVI столетия Франция с проникновением в нее кальвинизма оказалась ареной ожесточенного религиозно­го противоборства. Не на жизнь, а на смерть конфликтовали, с одной стороны, католики, с другой - протестанты. Никто из них не признавал принципа веротерпимости, т. е. не соглашался с равнозначимостью, равнодостоинством и равноправием различ­ных конфессий. Это противоборство, своей остротой и масшта­бами походившее на гражданскую войну, создавало реальную угрозу жизни самого государства. Все яснее становилось, что только мир мог сохранить и религию, и разнообразные течения в ней. Мир в общественном сознании приобретал характер приоритетной ценности. Надежда же на обеспечение мира и общих интересов страны, а не отдельных групп ее населения, связывалась с монархом. Но с таким, воля которого могла бы стать единственным и обязательным законом для всех поддан­ных, которая исключала бы вероятность любого сопротивления законной королевской власти. Формировалось мнение, что даже тирания лучше гражданской войны, ввергающей нацию в хаос, несущей ей распад.

Теоретическое обоснование того, каким образом королевская власть сумеет быть способной в любом случае защищать и осуществлять общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей, предпринял выдающийся фран­цузский политический мыслитель Жан Боден (1530-1596). Взгляды на государство, на пути и методы упрочения централи­зованной монархической власти изложены им в главном его труде «Шесть, книг о республике» (1576). Под «республикой» Боден здесь имеет в виду то же, что обозначали этим словом в Древнем Риме, т. е. государство вообще.

Открывается труд дефиницией государства. По Бодену, «го­сударство есть управление множеством семейств (или домохозяйств. - Л. М.) и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву». Факти­чески все «Шесть книг о республике» посвящены раскрытию смысла и содержания этого определения. В первой - рассмат­риваются основы социальной общности. Во второй - формы государства. В третьей - институты. В четвертой - перемены в устройстве государства и контроль за ними. В пятой - приспособление к обстоятельствам и задачи государства. В шестой, последней, - средства власти и вопрос о лучшей государственной

Боден родился в Анжере, во Франции. Одно время он был монахом-кармелитом. Затем он покинул монастырь и поступил в университет в Тулузе, где стал профессором римского права. Боден обладал блестящим умом и добился выдающихся успехов в изучении философии, права, классических языков и экономики. В 1561 году он переехал из Тулузы в Париж, где поступил на королевскую службу.

Глава 1. Теория государственного суверенитета.

1.1 Политическое учение Ж. Бодена. Основные понятия

Религиозные войны существенно мешали развитию промышленности и торговли; Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей.

С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн выступил Жан Боден (1530-1596 гг.). Юрист по образованию, депутат третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, Боден выступал против феодальной децентрализации, против религиоз­ного фанатизма. Боден впервые сформулиро­вал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: "Суверенитет - это аб­солютная и постоянная власть государства. Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными".

Власть государства постоянна и абсолютна; это - высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти - только бог и законы природы.

Суверенитет, по Бодену, означает, прежде всего, неза­висимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого госу­дарства. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и за­ключать мир, назначать высших должностных лиц, осу­ществлять верховный суд, право помилования, права че­канить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю, искаженному и мисти­фицированному средневековой схоластикой, а подлин­ному Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико-правовых учреждений.

Государство Боден определяет как правовое управле­ние многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Государство - именно правовое уп­равление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно отличается, как отмечал Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир, на которых не распространяются общие законы войны.

Семью Боден называет основанием и ячейкой госу­дарства. Государство - совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейст­ва, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские, родительские и господские. В отличие от Аристотеля Боден не был сто­ронником рабства. Он считал рабство не всегда естест­венным, источником смут и волнений в государстве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений феодальной зависимости там, где они еще сохранялись.

Боден - один из первых критиков "Утопии". Одоб­ряя некоторые мысли "незабвенного канцлера Англии Т. Мора" о государственных порядках Утопии, Боден настойчиво оспаривает его главную идею. Госу­дарство, основанное на общности имущества, писал Боден, "было бы прямо противоположно законам бога и природы". Частная собственность связана с законами природы, поскольку "естественный закон запрещает брать чужое".

Ж. Боден сравнивал власть отца и мужа в семье и власть монарха в государстве. Основой семьи и государства Ж. Боден считал частную собственность, он подчеркивал, что общность имущества невозможна, т.к. противоречит божественным установлениям и природе человека.

"Имущественное равенство гибельно для государств", - неустанно повторял Боден. Богатые и бедные существуют в каждом государстве; если попы­таться уравнять их, признать недействительными обязательства, отменить контракты и долги, "то нельзя ждать ничего, кроме полного разрушения государства, ибо ут­рачиваются какие бы то ни было узы, связывающие одного человека с другим".



Просмотров