Субъекты и объекты приватизации. Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества

Субъекты приватизации - продавцы, покупатели государственного и муниципального имущества, а также специально создан­ные государственные органы.

К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся:

1. Покупатели государственного и муниципального имущества - любые физические и юридические лица, за исключением:

Государственных и муниципальных унитарных предприятий;

Государственных и муниципальных учреждений;

Юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25%, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества").

2. Собственники государственного и муниципального имущества - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

а) Правительство РФ, которое:

Ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;

Издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;

Руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

Принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

Осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т.д.;

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

Подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;

Осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;

Обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т.д.;

в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. N 925 "О Российском фонде федерального имущества" и выполняет следующие функции:

Осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;

Обеспечивает оценку федерального имущества;

Заключает договоры купли-продажи федерального имущества;

Ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества, и др.;

г) органы исполнительной власти субъектов РФ;

д) органы местного самоуправления.

Закон о приватизации только возмездное отчуждение имущества при приватизации. В связи с этим условно можно выделить два этапа приватизации:



- чековая приватизация, продолжавшаяся с 1991 г. до 1 июля 1994 г., при которой в качестве средства платежа при приобретении в частную собствен­ность объектов приватизации могли использоваться приватизационные чеки. Приватизационные чеки опосредовали механизм бесплатной передачи граж­данам РФ государственного имущества в процессе приватизации. Номиналь­ная стоимость приватизационного чека выпуска 1992 г. составляла 10 тыс. рублей. Чеки выдавались бесплатно гражданам РФ, постоянно проживаю­щим на ее территории. При выдаче приватизационного чека взимался комис­сионный сбор в размере 25 руб.;

- денежная приватизация, развернувшаяся после прекращения действия приватизационных чеков, при которой законным средством платежа при приватизации признается валюта РФ. В порядке, определенном федераль­ным законом, средством платежа могут быть признаны целевые долговые обязательства РФ.

Закон о приватизации не распространяется на приватизацию объектов, перечис­ленных в ст. 3 Закона: земля, природные ресурсы, государственный резерв, государственный и муници­пальный жилищный фонд, объекты социального и культурного назначения и др.

Объекты приватизации - это то государственное или муниципальное иму­щество, которое может быть приватизировано в соответствии с вышеуказан­ным Законом. Объекты приватизации классифицируются по различным кри­териям.

По своему содержанию объекты делятся на :

Государственные и муниципальные предприятия и их структурные под­разделения;

Материальные и нематериальные активы;

Принадлежащие государственным и муниципальным образованиям ак­ции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.

В зависимости от формы собственности выделяют объекты государствен­ной и муниципальной собственности. При этом объекты государственной собственности могут принадлежать РФ или субъектам РФ.

В зависимости от возможности приватизации Государственная про­грамма приватизации выделяет следующие группы объектов:

1. Имущество, приватизация которого запрещена . В действующей про­грамме приватизации перечень таких объектов состоит из 51 пункта. Сюда от­носятся средства федерального бюджета и внебюджетных государственных фондов, Центральный банк РФ, железные дороги, автомобильные дороги об­щего пользования, предприятия по изготовлению государственных знаков, атомные станции и др. Запрет на приватизацию некото­рых объектов содержится в законах. Например, ст. 8 Федерального закона от 19 июля 1998 г. «О гидрометеорологической службе» запрещает приватиза­цию находящегося в федеральной собственности имущества, используемого в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и обеспечивающего единство технологического процесса наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, а также сбор и обработку информации. В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, являются федеральной собственностью и приватизации не подлежат.

2. Имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления .

3. Имущество, которое не может быть приватизировано иностранными физическими и юридическими лицами, а также резидентами РФ, имеющими в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц .

4. Имущество, которое приватизируется на основании решения Прави­тельства РФ . К данной группе относятся наиболее крупные предприятия, информационные агентства и телерадиовещательные компании, предприятия по разработке и изготовлению систем и элементов любых видов вооружений, объекты атомного машиностроения и др.

Порядок проведения приватизации государственного и муниципального имущества условно можно разделить на несколько этапов.

1. Выступление с инициативой в проведении приватизации.

Инициатором приватизации может быть Правительство РФ, федераль­ный орган по управлению государственным имуществом, иные федеральные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, физические или юридические лица. Ини­циатива выражается в подаче заявки в соответствующий орган по управле­нию имуществом.

Заявка должна быть зарегистрирована в органе по управлению имуществом в день ее подачи.

2. Принятие решения о приватизации.

Порядок принятия решения о приватизации зависит от вида приватизируе­мого объекта. Так, если в соответствии с программой приватизации решение о приватизации объекта принимает Правительство РФ, то соответствующий ор­ган по управлению имуществом вносит в Правительство РФ предложение о приватизации указанного объекта с обоснованием целесообразности его прива­тизации, предлагаемых способа и сроков приватизации объекта, необходимос­ти закрепления акций в государственной собственности или использованием специального права («золотой акции»). Если объект может приватизироваться на основании решения федерального органа по управлению государственным имуществом, которое согласовано с соответствующими федеральными органа­ми, то решение о приватизации указанного объекта принимается федеральным органом по управлению имуществом в трехмесячный срок со дня регистрации заявки.

Законом предусмотрены основания для отказа в приватизации государст­венного имущества. Например, может быть отказано в приватизации имуще­ства, изъятого из оборота или ограниченного в гражданском обороте; если имущество, указанное в заявке, не относится к государственной собственно­сти и в других случаях. Письменное извещение об отказе в приватизации с обоснованием такого решения направляется заявителю.

3. Создание комиссии по приватизации.

В случае принятия положительного решения о приватизации государст­венного имущества соответствующие органы по приватизации имущества со­здают комиссию по приватизации и устанавливают срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня приня­тия решения о приватизации, но может быть продлен органом по управле­нию имуществом не более чем на один год.

В состав комиссии входят представители соответствующих органов по уп­равлению имуществом, финансовых органов, иных федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ, иные ли­ца. К работе комиссии могут быть привлечены аудиторские, консультацион­ные, оценочные организации,

В плане приватизации определяется способ продажи объекта, сроки иус­ловия его продажи, начальная цена объекта. Порядок определения началь­ной цены объектов приватизации устанавливается программой приватиза­ции. Продавцы имущества могут принять решение об изменении начальной цены объекта, однако начальная цена не может быть снижена более чем на 10 процентов без согласования с соответствующим органом по управлению имуществом. План приватизации утверждают соответствующие органы по управлению имуществом.

4. Приватизация объекта по утвержденному плану. Порядок осуществления данного этапа зависит от выбранного способа приватизации.

Исчерпывающий перечень способов приватизации содержится в ст. 16 За­кона о приватизации. Среди них:

1) преобразование государственных и муниципальных предприятий в от­крытые акционерные общества, 100 % акций которых находится в государственной или муниципальной собственности;

2) продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акцио­нерных обществ их работникам;

3) продажа государственного или муниципального имущества на аукцио­не, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на коммер­ческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

5) выкуп арендованного государственного или муниципального имущества;

6) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

7) отчуждение находящихся в государственной или муниципальной соб­ственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционер­ных обществ в пользу владельцев государственных или муниципальных цен­ных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций.

В некоторых случаях способ приватизации определен другими статьями Закона о приватизации. Так, продажа предприятия как имущественного ком­плекса или акций созданного в процессе приватизации открытого акционер­ного общества, которые составляют более 50 процентов уставного капитала этого общества, осуществляется исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями.

Например , приватизация на основе преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества применяется в основном при приватизации крупных предприятий. Соответствующим органом по управлению имуществом созда­ется комиссия по приватизации, куда входят представители государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников пред­приятия, антимонопольного органа.

Комиссия осуществляет подготовку предприятия к преобразованию, ко­торая состоит в проведении инвентаризации, аудиторской проверки. Комис­сия рассматривает план приватизации, подготовленный представителями ра­ботников. В плане приватизации должны быть определены:

Срок преобразования;

Величина уставного капитала открытого акционерного общества;

Льготы, предоставляемые работникам;

Категории (типы) акций, их номинальная стоимость. При определении в плане приватизации начальной пены акций, находящихся в федеральной соб­ственности, используют либо номинальную стоимость этих акций, либо, в слу­чае привлечения независимых оценщиков, отобранных на конкурсной основе, в качестве базисной величины могут быть использованы представленные ими данные;

Способы и сроки продажи акций.

План приватизации утверждается соответствующим органом по управле­нию имуществом по согласованию с общим собранием работников предпри­ятия. Приватизация предприятий, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом.

После завершения работы комиссии соответствующие органы по управ­лению имуществом учреждают открытое акционерное общество, утверждают его устав, осуществляют государственную регистрацию данного общества, формируют органы управления.

Вопросы и задания для повторения

1. Сформулируйте понятие "приватизация государственного и муниципального имущества".

2. Назовите принципы приватизации государственного и муниципального имущества.

3. На какие имущественные объекты не распространяется действие Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"?

4. Кто не может быть покупателем государственного или муниципального имущества?

5. Назовите органы власти, осуществляющие функции собственника государственного или муниципального имущества в отношениях, связанных с приватизацией такого имущества.

6. Каков порядок приватизации федерального имущества?

7. Перечислите способы приватизации государственного и муниципального имущества по действующему законодательству.

Проанализировать научные статьи:

Камышанский В. П. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ // Правовые вопросы недвижимости. 2004. N 2.

Ершова И. В. ПРОБЛЕМЫ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ // Юрист. 2001. № 6.

Коробкин Н. А. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ, ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ // Юрист. 2004. № 5.


Черноморец А.Е. Логико-лингвистический аспект теории права собственности // Государство и право. 1993. № 11. С. 13-23.

Объекты приватизации. Закон о приватизации 1997 г говорит о приватизации государственного имущества. Но имущество может быть движимым и недвижимым (ст. 130 ГК). Безусловно, основную массу составляет недвижимое имущество, главным образом унитарные предприятия как имущественные комплексы (ст. 132 ГК). К числу движимого имущества относятся в первую очередь акции открытых акционерных обществ (ОАО), преобразованных из унитарных предприятий, а также закрепленные за государством доли в обществах с ограниченной ответственностью. Все объекты приватизации Программой прива-тизации классифицированы по следующим рубрикам.
1. Имущество, приватизация которого запрещена (например, недра, месторождения минеральных вод и лечебных грязей, лесной фонд, водные объекты (за исключение обособленных водных объектов), акватория, дно, объекты животного и растительного мира территориального моря, исключительной морской зоны и континентального шельфа РФ, предприятия, обеспечивающие выпуск и хранение денежных знаков, государственных казначейских билетов и других государственных ценных бумаг, штатное и табельное военное или иное имущество, находящееся в оперативном управлении Вооруженных сил РФ, железные дороги, объекты и имущество железнодорожного транспорта, непосредственно участвующие в осуществлении перевозочного процесса и аварийно-восстановительных работ, метрополитен и др.).
2. Имущество, которое закрепляется в государственной собственности до принятия решения о прекращении его закрепления (например, предприятия и объекты гидрологической службы, службы контроля за состоянием природной среды и охраны природы, предприятия по изготовлению государственных знаков и др.).
3. Имущество, которое приватизируется с установлением запрета на участие в его приватизации иностранных физических и юридических лиц, а также резидентов РФ, имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц (например, государственные унитарные предприятия по добыче и переработке радиоактивных и редкоземельных элементов, государственные унитарные предприятия, осуществляющие разработку и производство боеприпасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, продукции спецхимии и др.).
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 17
4. Имущество, которое приватизируется только на основании решения Правительства РФ (например, информационные агентства и теле-радиовещательные кампании, предприятия по производству специальных неядерных материалов, предприятия и организации, подведомственные Комитету РФ по патентам и товарным знакам и др.).
5. Имущество, которое приватизируется на основании решения федерального органа по управлению государственным имуществом по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия по координации и регулированию деятельности в соответствующих отраслях экономики (различные объекты, не указанные в предыдущих разделах Госпрограммы – например, предприятия атомного машиностроения и др.).
Помимо этого классификационного критерия Программа приватизации содержит прогнозный перечень конкретных государственных унитарных предприятий, которые подлежат преобразованию в открытые акционерные общества, а также прогнозный перечень конкретных открытых акционерных обществ, акции которых, находящиеся в федеральной собственности, предлагается продать с обоснованием выбора таких предприятий и открытых акционерных обществ, предполагаемые способы и сроки приватизации и др. (ч. 8 ст. 4 Закона о приватизации 1997 г.). При этом есть и общие требования для включения в Программу государственных предприятий и открытых акционерных обществ. Необходимо, чтобы их балансовая стоимость на дату включения в Программу превышала 5 миллионов МРОТ. Кроме названных предприятий и ОАО в программный перечень включаются ОАО, созданные в процессе приватизации и производящие продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 18
Надо также отметить, что в прогнозный перечень могут быть включены и другие конкретные ОАО (например, при продаже акций которых Правительство РФ приняло решение о закреплении акций в федеральной собственности или об использовании специального права на участие РФ в управлении такими ОАО («золотой акции»), а также ОАО, акции которых, находящиеся в федеральной собственности, подлежат передаче в качестве вклада РФ в уставные капиталы хозяйственных обществ. В эту же группу могут входить и такие ОАО, акции которых, находящиеся в федеральной собственности, могут быть отчуждены вла-дельцам государственных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения этих акций. Речь в данном случае идет о том, что Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут вынести решение о выпуске ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения находящихся в государственной или муниципальной собственности акции созданных в процессе приватизации АО.
Субъекты приватизации. Осуществлением единой государственной политики в области приватизации государственного имущества занимается прежде всего Мингосимущество РФ. Для реализации этой задачи оно наделяется определенными полномочиями: координирует деятельность соответствующих федеральных органов в области управления и распоряжения федеральной собственностью, издает в пределах своей компетенции нормативные акты, регулирующие процесс приватизации государственного имущества, дает разъяснения о применении законодательства РФ о приватизации, совместно с соответствующими федеральными органами предоставляет Правительству проект Программы приватизации, организует и контролирует ее реализацию, принимает решения о приватизации федерального имущества и передает объекты приватизации специализированным учреждениям для их последующей продажи. Мингосимущество РФ является от имени РФ учредителем ОАО, создаваемых в процессе приватизации, осуществляет от
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 19
имени РФ права акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном капитале которых находятся в федеральной собственности, ведет реестр учета государственного имущества.
Правовое положение Мингосимущества РФ неоднозначно. В первую очередь – это орган исполнительной власти, его руководитель является членом Правительства РФ и по должности министром РФ. Но Мингосимущество РФ находится на бюджетном финансировании, т.е. средства выделяются ему по утвержденной смете, а также за ним закрепляется иное имущество на праве оперативного управления. Кроме средств, непосредственно выделенных по бюджету, Мингос-имущество РФ получает определенный процент от средств, вырученных от приватизации (в виде регистрационных сборов, прочих поступлений). К сожалению, вопрос о размере процентов, отчисляемых от названных средств не был достаточно обоснован.
Закон о приватизации 1997г. установил в ст. 13, что средства, полученные в результате приватизации, распределяются в порядке и в соответствии с нормативами, которые устанавливаются Программой приватизации. По-видимому в Программе будет установлен разумный норматив отчислений на покрытие расходов по предпродажной подготовке объектов приватизации, финансирование организации продаж государственного имущества и т.п., ибо большая масса денежных поступлений от приватизации в соответствии с Законом о прива-тизации является обязательными платежами и должна перечисляться соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты. За несвоевременное перечисление таких средств продавцы государственного и муниципального имущества уплачивают пени за каждый день просрочки в размере 1/300 процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Итак, названный орган может выступать в гражданском обороте в качестве учреждения (приобретение мебели, канцелярских принадлежностей и т.п.). Однако Мингосимуществу РФ не предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность. В этом смысле его положение существенного отличается от статуса большинства учреждений – некоммерческих организаций.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 20
Кроме того, следует помнить, что в соответствии с п.1 ст. 125 ГК РФ Мингосимуществу РФ предоставлено право выступать в гражданском обороте от имени РФ, но в рамках закрепленной за ним компетенции.
В субъектах федерации созданы органы по управлению государственным имуществом данного субъекта, в большинстве субъектов наделенные полномочиями территориальных органов Мингосимущества РФ. В Положении о них детально определены их права и обязанности по управлению государственным имуществом субъекта федерации. Эти органы (пока они именуются КУГИ или КУИ) по поручению Мингосимущества РФ вправе осуществлять отдельные полномочия по приватизации федерального имущества. Их правовое положение аналогично правовому положению Госкомимущества РФ. Они являются госорганами исполнительной власти, в гражданском обороте действуют как юридические лица – учреждения, финансируемые собственником из бюджета, а также за счет отчислений от средств, полученных при приватизации, имеют имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления. В то же время в порядке ст. 125 ГК РФ эти органы выступают в пределах своей компетенции от имени субъекта федерации в гражданском обороте.
К субъектам приватизации относятся также продавцы и покупатели федерального, государственного и муниципального имущества. Продажу федерального имущества осуществляют специализированное учреждение и назначенные им представители. В настоящее время таким специализированным учреждением является Российский фонд федерального имущества. Положение о нем, утвержденное Указом Президента РФ 17 декабря 1993 г. № 2173, действует в пределах, не противоречащих ГК РФ и Закону о приватизации 1997 г. РФФИ (специализированное учреждение) является юридическим лицом, состоит на
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 21
бюджетном финансировании, наделено обособленным имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления. Он так же как и Мингосимущество РФ получает по нормативу определенную часть отчислений от сумм, вырученных при продаже приватизированного имущества. РФФИ выполняет определенные функции в процессе приватизации. Он от имени Российской Федерации владеет переданным ему Мингосимуществом РФ или Комитетом по управлению государственным имуществом субъектов РФ принадлежащими Российской Федерации объектами приватизации до их продажи, в том числе осуществляет полномочия РФ как акционера (участника) в хозяйственных обществах, выступает от имени Российской Федерации в качестве продавца объектов приватизации, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность о движении денежных средств, полученных от приватизации, а также осуществляет учет подлежащих приватизации акций (доле в уставном капитале) и обязательств покупателей, определенных договорами купли-продажи федерального имущества. РФФИ выполняет целый ряд иных функций.
В качестве продавца могут выступать и представители РФФИ. В этом случае между РФФИ и представителем заключается договор. Закон о приватизации не дает квалифицирующих признаков этого договора, отсылая к ГК РФ. По-видимому в данном случае может быть использован и договор поручения и договор комиссии. Однако, если законодатель имел в виду выступление представителя от имени РФФИ, то следует заключать договор поручения. При этом в договоре должна быть оговорена обязанность поверенного реализовать выставляемые на продажу объекты приватизации на согласованных договором условиях и по цене, которая не должна быть ниже начально установленной. Порядок определения начальной цены устанавливается Программой приватизации. Однако продавцы имущества вправе с учетом сложившейся конъюнктуры рынка принять решение об изменении начальной цены. Но она не может быть снижена более чем на 10 % без согласования с соответствующими органами по управлению имуществом, утвердившими планы приватизации приватизируемых объектов.
Закон устанавливает, что отбор представителей производится на конкурсной основе, а их деятельность финансируется за счет отчислений
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 22
от денежных средств, полученных в результате продажи федерального имущества. Отсюда следует, что деятельность по продаже приватизируемых объектов не является для представителей предпринимательской.
Субъекты РФ вправе в процессе приватизации продавать принадлежащее им на праве собственности имущество с помощью юридических лиц, которым в порядке, определенном органами государственной власти субъектов РФ, предоставлены полномочия на организацию и осуществление продажи такого имущества.
В настоящее время в субъектах РФ функции продавца приватизируемого имущества выполняют Фонды имущества. Они являются юридическими лицами, финансируются за счет средств, полученных в виде отчислений от сумм совершенных ими сделок по приватизации по нормативам, устанавливаемым Госпрограммой приватизации. Фонды субъектов РФ по своей юридической природе относятся к некоммерческим организациям – учреждениям, которым, однако, даже в рамках уставных целей не предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью.
Покупателями приватизируемого могут быть российские физические и юридические лица. Для покупателей – физических лиц необходимо наличие дееспособности либо эмансипированности (ст. 27 ГК). К юридическим лицам предъявляются особые требования. Так, не вправе выступать в качестве покупателей государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также иные юридические лица, в уставном капитале которых доля РФ, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25 %.
Покупатели должны представить определенные документы, перечень которых определяет Правительство РФ. Но обязательными среди них являются для юридических лиц представление своих утвержденных в установленном порядке учредительных документов и балансовых отчетов за последние три года деятельности. Кроме этого, покупатели – юридические лица прилагают справку налоговой инспекции, если сделка совершается на сумму более десяти тысяч установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Для физических лиц предоставление справки налоговой инспекции необходимо в случае заключения сделки на сумму более двух тысяч МРОТ.
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 23
Иностранные физические и юридические лица могут участвовать в сделках по продаже приватизируемых объектов за исключением тех, в отношении которых Программой приватизации установлен запрет на участие в их приватизации иностранных юридических и физических лиц, а также резидентов РФ, имеющих в качестве учредителей (участников) или аффилированных лиц иностранных физических и юридических лиц.

В Законе о приватизации 1997г. не совсем четко выдержан критерий раз-граничения объектов приватизации, о которых идет речь в ч. 2 ст. З и ч. 4 ст. З, ибо в том и другом случае решение о приватизации принимается Правительством РФ. Видимо, в ч. 2 ст. 3 речь идет лишь о таких объектах, которые могут быть приватизированы только путем создания ОАО, 100 % акций которых закрепляется в собственности государства.
В соответствии с Указом Президента РФ от 23 сентября 1997 г. Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом преобразован в Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество России) // Российская газета. 1997. 2 окт. – Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1997г. № 1644 определены основные функции Мингосимущества РФ, порядок его финансирования и установлено, что оно является правопреемником Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом // Российская газета. 1998. 22 янв.
Как явствует из ст. 143 ГК к ценным бумагам относятся все виды перечисленных в ней ценных бумаг, а также иные документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном им порядке (курсив мой. – В.Я.) отнесены к числу ценных бумаг. Закон о приватизации не является законом о ценных бумагах. Следовательно, устанавливать новый вид ценных бумаг он не может. Видимо, речь идет о государственных и муниципальных облигациях, права на выигрыш по которым осуществляется не в денежной форме, а в виде права на приобретение акций, осуществляемое в особом порядке (см.п.2 ст. 24 Закона о приватизации 1997 г.).
В печати отмечалось, что, по данным Счетной палаты, Госкомимущество РФ, являясь бюджетным органом, в 1955 г. получил от продажи госимущества в виде отчислений суммы, превысившие бюджетные средства на содержание ведомства почти в десять раз (Яшманов Б. И прокурор бессилен, если слаб закон // Российская газета. 1996. 28 нояб.).
Типовое положение о комитете по управлению имуществом края, области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и полномочиями территориального агентства Госкомимущества РФ, утверждено Указом Президента РФ 14 октября 1992 г № 1231 // Собрание актов РФ. 1992. № 43. ст. 2430. -Этот нормативный акт действует в части, не противоречащей ГК РФ и Закону о приватизации 1997 г. Последний возложив на Правительство РФ утверждение нового Положения.
В дальнейшем – РФФИ. – Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 1997г. это наименование сохраняется и впредь // Российская газета. 1997. 2 дек.
Собрание актов РФ. 1993. № 51. ст. 4937.
По данным Счетной палаты, в 1995 г. каждый работник РФФИ из этого источника получил по 59 должностных окладов (Яшманов Б. И прокурор бессилен, если слаб закон // Российская газета. 1996. 28 нояб.).
Термин «фонд» не должен заслонять истинную его природу, а потому ст. 118, 119 ГК неприменимы.

Действующий закон и практика правоприменения позволяет выделить 2 основные группы лиц, участвующих в приватизационных отношениях:

Организаторы и продавцы государственного и муниципального имущества (собственники)

Ими могут быть РФ, субъекты РФ, МО. Законом выделяются Правительство РФ, Правительства субъектов РФ. Правительство разрабатывает программу приватизации (перечень объектов, условия приватизации, определение цены). Проект приватизации выносится на обсуждение законодательного органа. Правительство ежегодно отчитывается о ходе выполнения программы. Для осуществления самого процесса приватизации создаются специализированные ОГВ, которые осуществляют этот процесс (ФА по управлению государственным имуществом).

Формирование плана, программы могут участвовать все ОГВ.

Покупатели (физические и юридические лица, приобретающие имущество в процессе приватизации).

Не могут покупать имущество в процессе приватизации:

  • - ГУПы и МУПы
  • - Государственные и муниципальные учреждения
  • - ОАО, в уставном капитале которых доля государства превышает 25%

Объекты приватизации:

  • - основные оборотные средства (здания, строения, сооружения, станки, материалы, которые принадлежат государству или МО)
  • - государственные и муниципальные акции

Приватизация представляет собой совокупность взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную. Причем эта деятельность осуществляется по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах. Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух элементов: объектов и субъектов приватизации.

Объектами приватизации является государственное и муниципальное имущество. Действующий Закон о приватизации в качестве объекта приватизации называет государственное и муниципальное имущество, а не предприятие в целом (либо его часть). И хотя это, как правило, имущественный комплекс (предприятие), тем не менее под «имуществом» понимаются и другие объекты. Возникает вопрос: какие объекты?

Закон о приватизации не дает прямого ответа на поставленный вопрос. В нем (п. 2 ст. 3) лишь содержится перечень объектов, на которые не распространяется Закон. К их числу относятся:

  • 1. земля, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
  • 2. природные ресурсы;
  • 3. государственный и муниципальный жилищный фонд;
  • 4. государственный резерв;
  • 5. государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;
  • 6. государственное и муниципальное имущество в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  • 7. культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иным находящимся в государственной или муниципальной собственности имуществом религиозного назначения при передаче безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях;
  • 8. государственное и муниципальное имущество при отчуждении в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
  • 9. государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  • 10. государственное и муниципальное имущество на основании судебного решения;
  • 11. акции в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом.

Итак, объект приватизации - это государственное и муниципальное имущество. Однако определение понятия «имущество», как известно, отсутствует в действующем законодательстве. Поэтому можно лишь высказать следующие предположения на этот счет. Сюда входят прежде всего объекты недвижимости (предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и др.). Наряду с ними объектами приватизации может быть и движимое имущество (например, ценные бумаги). В состав объектов приватизации входят также имущественные права (например, доли Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в капитале хозяйственных обществ).

Надо признать справедливым мнение о том, что в Законе о приватизации необходимо прямо указать конкретные объекты, на которые распространяется действие этого правового акта, а не искать объекты приватизации «от обратного». Действующее положение в значительной степени затрудняет применение названного Закона в хозяйственной практике.

К субъектам приватизации относятся государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, предприятия и организации независимо от формы собственности, а также граждане. В процессе приватизации государство в лице соответствующих органов реализует свою экономическую функцию. В силу ст. 6 Закона о приватизации Правительство РФ вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества. Ранее эти функции осуществлял Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом (Госкомимущество), а также его территориальные подразделения (комитеты), затем Министерство государственного имущества РФ (Мингосимущество). С 2002 г. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ осуществлять функции по приватизации федерального имущества, является Министерство имущественных отношений РФ (Минимущество России). Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» данное Министерство упразднено. Равным образом упразднен Российский фонд федерального имущества. Этим указом образовано Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью, входящее в состав Министерства экономического развития и торговли. На федеральном уровне создан единый орган, осуществляющий управление федеральной собственностью.

С точки зрения Закона о приватизации продавцами в приватизационных отношениях являются собственники государственного и муниципального имущества - публичные образования (Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования) в лице соответствующих органов. На федеральном уровне - это Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью

Сегодня отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
  2. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;
  3. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;
  4. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества базируется на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал кᴏᴛᴏᴩых вносится государственное или муниципальное имущество)

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, кᴏᴛᴏᴩое может быть приватизировано в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

  1. земли, за исключением отчуждения земельных участков, на кᴏᴛᴏᴩых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;
  2. природные ресурсы;
  3. государственный и муниципальный жилищный фонд;
  4. государственный резерв;
  5. государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;
  6. государственное и муниципальное имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
  7. культовые здания и сооружения с ᴏᴛʜᴏϲᴙщимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями кᴏᴛᴏᴩых будут общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, кᴏᴛᴏᴩые находятся в государственной или муниципальной собственности и на кᴏᴛᴏᴩых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;
  8. государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;
  9. имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  10. государственное и муниципальное имущества, отчуждаемое на основании судебного решения;
  11. акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»)

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот кᴏᴛᴏᴩых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, кᴏᴛᴏᴩое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества ᴏᴛʜᴏϲᴙтся перечисленные ниже лица.

1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • государственных и муниципальных учреждений;
  • юридических лиц, в уставном капитале кᴏᴛᴏᴩых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»)

2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

а) Правительство РФ, кᴏᴛᴏᴩое:

  • ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий год;
  • издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
  • руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
  • принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
  • осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.
б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, кᴏᴛᴏᴩое:
  • подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий год, а также отчет о результатах приватизации;
  • осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;
  • обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.
в) Российский фонд федерального имущества, кᴏᴛᴏᴩый действует на базе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и реализует следующие функции:
  • осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;
  • обеспечивает оценку федерального имущества;
  • заключает договоры купли-продажи федерального имущества
  • ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.
г) органы исполнительной власти субъектов РФ;
д) органы местного самоуправления

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущес тва. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, кᴏᴛᴏᴩое планируется приватизировать в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, кᴏᴛᴏᴩое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Принятие решения о приватизации имущества . Такое решение принимается Правительством РФ в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

  • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
  • способ приватизации имущества;
  • нормативная цена;
  • срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
  • иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»)

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, кᴏᴛᴏᴩое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

Контрольные вопросы

  1. Сформулируйте понятие «приватизация государственного и муниципального имущества».
  2. Назовите принципы приватизации государственного и муниципального имущества.
  3. На какие имущественные объекты не распространяется действие Федерального закона от 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества»?
  4. Кто не может быть покупателем государственного или муниципального имущества?
  5. Назовите органы власти, осуществляющие функции собственника государственного или муниципального имущества в отношениях, связанных с приватизацией такого имущества.
  6. Каков порядок приватизации федерального имущества?
  7. Перечислите способы приватизации государственного и муниципального имущества по действующему законодательству.

В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

1) Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

2) Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;

3) Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;

4) Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природные ресурсы;

3) государственный и муниципальный жилищный фонд;

4) государственный резерв;

5) государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;

6) государственное и муниципальное имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;

8) государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;

9) имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственное и муниципальное имущества, отчуждаемое на основании судебного решения;

11) акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

14.2. Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.

1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

Государственных и муниципальных унитарных предприятий;

Государственных и муниципальных учреждений;

Юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

а) Правительство РФ, которое:

Ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;

Издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;

Руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

Принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

Осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

Подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;

Осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;

Обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:

Осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;

Обеспечивает оценку федерального имущества;

Заключает договоры купли-продажи федерального имущества

Ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

г) органы исполнительной власти субъектов РФ;

д) органы местного самоуправления

14.3. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущес тва. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Принятие решения о приватизации имущества . Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

Наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);

Способ приватизации имущества;

Нормативная цена;

Срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

Иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте понятие «приватизация государственного и муниципального имущества».

2. Назовите принципы приватизации государственного и муниципального имущества.

3. На какие имущественные объекты не распространяется действие Федерального закона от 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества»?

4. Кто не может быть покупателем государственного или муниципального имущества?

5. Назовите органы власти, осуществляющие функции собственника государственного или муниципального имущества в отношениях, связанных с приватизацией такого имущества.

6. Каков порядок приватизации федерального имущества?

7. Перечислите способы приватизации государственного и муниципального имущества по действующему законодательству.



Просмотров