Статьи о социальной поддержки детей сирот. Решение жилищных проблем детей-сирот

Сиротой считается несовершеннолетнее лицо, лишенное попечения биологических и приемных родителей. Поддержка детей-сирот является приоритетным направлением общегосударственной помощи. Главной задачей государства является обеспечение детей сирот всеми необходимыми благами до достижения совершеннолетия.

Право на льготы и пособия, а также возможность получения бесплатного жилья от государства устанавливаются следующими нормативными актами:

  • , статьи 54 и 123;
  • Федеральный закон № ;
  • , статья 292;
  • , статья 57.

Главным документом, регулирующим общие принципы, содержание, способы социальной поддержки и льготы для данной категории детей, является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по общественной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Российская Федерация берет на себя заботу о детях сиротах, лишенных родительского попечения. Государство предоставляет им различные преимущества. Соответствующие преференции предоставляются из областных бюджетов России.

Согласно законодательным актам, сирота имеет право:

  • на получение пенсионных выплат. Пенсия бывает двух видов: социальная и трудовая. Если родитель лишен родительских прав, то он обязан выплачивать несовершеннолетнему лицу алименты;
  • на преференцию в сфере образования. Сироты имеют преимущество при поступлении в среднее или высшее учебное заведение. Ребенок сирота поступает в ВУЗ на основании вступительных экзаменов. На протяжении всей учебы, им выплачивается стипендия из денежных средств бюджета региона;
  • государственную поддержку в сфере обеспечения жильем. Согласно закону о получении жилья, государство обязано обеспечить детей-сирот квартирой. Данная процедура может быть исполнена 2 способами: если родители имели собственное жилье, то оно сохраняется за ребенком; если наследство отсутствует, по достижению совершеннолетия государство обязуется обеспечить его бесплатным жильем;
  • льготы по оплате услуг. Сиротам предоставляются льготы в сфере уплаты коммунальных услуг. Законным опекунам будет компенсироваться половина суммы за: свет, газ, квартплату, воду и вывоз мусора;
  • государственную поддержку в сфере медицины. Дети-сироты, лишенные родительской заботы, получают любые медицинские услуги абсолютно бесплатно. А также подросткам предоставляются путевки на льготной основе в санатории и оздоровительные лагеря;
  • другие пособия . Дети сироты имеют право бесплатно ездить на общественном транспорте, кроме такси и частных маршрутов. Местными властями выдается материальная помощь, а также выплачивается денежное пособие: 30 000 - единовременно; 10 000 - ежемесячно.

Закон об обеспечении детей сирот жильем

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ был принят участниками Государственной Думы 04 декабря 1996 г., а одобрен Советом Федерации 10 декабря того же года. Настоящий документ регламентирует общие правила содержания и меры общественной поддержки детей, которые остались без родителей.

ФЗ о социальной поддержке сирот состоит из 13 статей:

  • ст 1. Основные понятия;
  • ст 2. Взаимоотношения, регулируемые действительным законом;
  • ст 3. Нормативно-правовые акты РФ о дополнительных гарантиях по общественной поддержке детей-сирот, оставшихся без родителей;
  • ст 4. Способы обеспечения дополнительных гарантий;
  • ст 5. Финансовое обеспечение;
  • ст 6. Дополнительные преференции относительно образования;
  • ст 7. Дополнительные преференции относительно медицинского обслуживания;
  • ст 8. Дополнительные преференции относительно права на имущество и жилье;
  • ст 9. Общественная защита от безработицы;
  • ст 10. Судебная защита прав детей-сирот;
  • ст 11. Ответственность за несоблюдение настоящего законопроекта;
  • ст 12. Приведение нормативно-правовых актов в соответствии с действительным Федеральным законом;
  • ст 13. Вступление в законную силу Федерального закона № 159.

До достижения совершеннолетия сироты находятся в детских домах и интернатах, которые после 18-летия, они обязаны покинуть, в следствии чего и возникают проблемы с приобретением собственного жилья. Для этого в РФ разработана программа, в соответствии с которой детям-сиротам предоставляется жилье на определенных условиях. Согласно закону, право на бесплатное жилье имеют не только несовершеннолетние дети сироты, но и лица, которые до достижения 23 лет остались одни и без собственного жилья.

Когда детям сиротам предоставляется жилье?

Законодательство РФ предоставляет право сиротам получить жилье, которое осуществляется местными властями регионов. Порядок передачи соответствующим лицам квартир и домов определяет закон о выдаче детям-сиротам жилья № 159-ФЗ. Начиная с 2013 года, обеспечение жильем осуществляется вне существующей очереди и за счет специализированного счета.

Правом на получение бесплатного жилья обладают:

  • дети-сироты, которые достигли совершеннолетия, либо ставшие дееспособными раньше положенного срока (к примеру, после вступления в брак);
  • дети-сироты, вернувшиеся из армии, либо которые закончили профессионально-техническое образование;
  • дети сироты, которые отбывали срок в местах лишения свободы в колонии для несовершеннолетних за совершенное преступление.

Согласно законодательству, если сироте исполнилось 14 лет, он должен быть включен в реестр детей-сирот. Для того чтобы получить жилье, необходимо предоставить заявление от опекуна, попечителя, либо администрации организации, в которой жил ребенок. Если соответствующее заявление предоставлено не было, по достижению совершеннолетия человек вправе самостоятельно это сделать.

Условия получения жилья;

  • сирота не может быть собственником другого социального жилья, которое было получено по договору найма;
  • претендующее лицо на получение жилого помещения на текущий момент должно проживать в условиях, признанных неприемлемыми;
  • использовать данное жилое помещение можно только в целях личного проживания.

Важно! Чтобы продать или обменять полученную квартиру, данному лицу необходимо будет предоставить документацию из областной администрации, которая подтверждает разрешение на проведение данной процедуры с жильем.

Скачать текст закона

При предоставлении жилья детям сиротам, полностью исключается процедура приватизации данного жилого помещения. В настоящем законе также определены ситуации, согласно которым сирота не имеет право воспользоваться данной площадью. Законодательством было введено понятие «невозможности проживания на нынешнем месте».

Обстоятельства, которые запрещают сироте проживать на выданной ему территории:

  • проживание совместно с лицом, пораженным тяжким недугом, нуждающимся в постоянной заботе;
  • если ребенок вынужден делить жилплощадь с родителями, лишенными родительских прав;
  • данная территория официально признана непригодной для целевого использования;
  • квартира или дом не соответствует санитарным нормам Жилищного Кодекса РФ.

Важно! Каждое обстоятельство должно быть подтверждено документально.

Скачать Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ в последней редакции .

Предусмотренная Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту параграфа – Закон) система социальных гарантий детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечивает достаточно высокий уровень социальной защищенности для этой категории детей.

Из смысла ст. 1 Закона следует, что предусмотренные социальные гарантии распространяются на детей, переданных в замещающую семью (под опеку, попечительство, в приемную семью, патронатную семью), а также находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не распространяются на детей, переданных на усыновление. В соответствии со ст. 19 СК РФ усыновленные дети лишаются статуса детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕдетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включают в себя:

1) дополнительные гарантии права на образование (ст. 6 Закона);

2) дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание (ст. 7 Закона);

3) дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение (ст. 8 Закона);

4) дополнительные гарантии права на труд (ст. 9 Закона).

1. В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Согласно ст. 6 Закона дети, оставшиеся без родительского попечения зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение; вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование; зачисляются в государственные и муниципальные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения; получают стипендию, размер которой увеличивается не менее чем на 50 % по сравнению с размером стипендий, установленным для обучающихся в данном образовательном учреждении; получают ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 % заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Полное государственное обеспечение предусматривает предоставление детям за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости (ст. 1 Закона).

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, а в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, а также муниципальных образовательных учреждениях, на городском, пригородном, а в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы определяется нормативными правовыми актами субъектов РФ (и. 10 ст. 6 Закона).

В качестве дополнительной гарантии реализации права на образование для детей, утративших попечение родителей, действует норма и. 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении, в соответствии с которым решение об исключении таких детей из общеобразовательных учреждений может приниматься только с согласия Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органов опеки и попечительства.

Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, однократно обеспечиваются за счет средств федеральных государственных образовательных учреждений, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в размере не менее чем 500 руб. По желанию выпускника образовательного учреждения ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на его имя в учреждение Сберегательного банка РФ (п. 8.ст. 6 Закона).

Законодательством РФ предусмотрен ряд льгот и преимуществ для детей, оставшихся без попечения родителей, которые распространяются на них и после достижения ими совершеннолетия. Значительной льготой для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является право внеконкурсного поступления в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования при успешной сдаче вступительных испытаний в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении профессионального образования по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Они включают в себя предоставление бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях (ст. 1 Закона).

Весьма значимым законодательным решением является предоставление права полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке лицам, обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, потерявшим в период обучения обоих или единственного родителя, достигшим возраста 23 лет до окончания обучения (п. 3 ст. 6 Закона).

При предоставлении обучающимся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется полное государственное обеспечение на весь период отпуска; им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение обязано содействовать организации их лечения (п. 9 ст. 6 Закона).

2.Среди конституционных прав и свобод человека особое место занимает право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). В соответствии со ст. 22 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан семьям, имеющим детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется социальная поддержка в области охраны здоровья.

В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 2 октября 2009 г. № 811, подчеркивается, что диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Статья 7 Закона закрепляет право таких детей пользоваться бесплатным медицинским обслуживанием, гарантирует оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебнопрофилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

3. О дополнительных гарантиях, касающихся прав на имущество и жилое помещение, см. подробнее в гл. 5 настоящего учебного пособия.

4. О дополнительных гарантиях, касающихся права на труд, см. подробнее в гл. 8 настоящего учебного пособия.

Таким образом, анализ законодательства о правовом положении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и практики его применения позволяет сделать вывод, что при всем многообразии форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, нужно учитывать положительные стороны и недостатки каждой из них применительно к конкретной ситуации, уровень социальной и правовой защищенности при передаче ребенка в замещающую семью и учреждение, а также все открывающиеся для него возможности и неблагоприятные последствия.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем особенности правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

2. Какие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей вы знаете? Какие обстоятельства должны учитываться при устройстве ребенка?

3. Каковы виды замещающих семей? В чем особенности и преимущества каждой из них?

4. Каковы права детей, находящихся в замещающих семьях, и особенности их реализации?

5. В чем особенность правового статуса детей, находящихся под опекой и попечительством?

6. Какие виды специализированных учреждений для детей-сирот вы знаете и в чем отличие их правового положения?

7. Как реализуется право организаций, под надзор которых помещены дети, оставшиеся без попечения родителей, на временную передачу таких детей в семьи граждан?

8. Какова оценка положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в замещающих семьях и специализированных учреждениях, с точки зрения их социальной и правовой защищенности?

9. Каковы дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сфере образования, охраны здоровья, занятости и обеспечения жильем?

10. Каковы общие принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определенные СК РФ и другими нормативными актами?

В соответствии с требованиями международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Правовые основы социальной защиты етей составляют 3 основных закона - Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ (1-я часть) и Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 8 февраля 1998 г. № 17-ФЗ. Указанный закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляют разработку и исполнение в рамках бюджетных ассигнований целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С целью проведения мер по социальной адаптации и реабилитации детей изучаемой категории, в соответствии с потребностями региона, создаются государственные и негосударственные учреждения и центры в системе социальной защиты населения и образования.

Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ за счет государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособии опекунам на питание, одежду, обувь; осуществление денежных выплат на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве и поступлении в образовательные учреждения осуществляется в соответствии с нормами обеспечения воспитанников детских домов; утверждается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Дополнительные права на образование:

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получать бесплатно второе начальное профессиональное образование.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Обучающиеся, воспитанники всех типов образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске из этих образовательных учреждений обеспечиваются соответствующим образовательным учреждением сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда.

Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии. Выплата указанного пособия осуществляется в срок до 30 дней с начала учебного года за счет средств, выделяемых образовательным учреждениям из соответствующих бюджетов.

Выпускники всех типов образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приезжающие в эти образовательные учреждения в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению образовательного учреждения зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в данном образовательном учреждении.

Выпускники образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования при трудоустройстве на предприятия, в учреждения и организации всех форм собственности обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее пяти минимальных размеров оплаты труда. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ.

При предоставлении обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в образовательных учреждениях всех типов и видов, администрацией данных учреждений обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом в период каникул к месту жительства и обратно к месту учебы.

Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание:

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение:

1.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, на период службы в рядах Вооруженных сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждена или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

2.Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

3. Выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории РФ, не имеющем закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов городов РФ, если место их рождения находится за пределами территории РФ.

При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов РФ.

4.Требование законодательства о необходимости предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение сделок в отношении приватизированных жилых помещений, собственниками которые являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, распространяется также на жилые помещения, в которых несовершеннолетние временно отсутствуют, однако на момент приватизации имеют на это жилое помещение равные с собственником либо нанимателем права.

В случае смерти родителей или принудительного размена жилой площади, родителей, лишенных родительских прав, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители обязаны в течение месяца приватизировать жилую площадь, оформить договор передачи жилого помещения (или части его) в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Приватизация осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут создаваться специальные жилищные фонды за счет средств соответствующих бюджетов и других не запрещенных законом источников.

7. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса.

Дополнительные гарантии права на труд:

Органы государственной службы занятости населения (далее органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья за счет средств Государственного Фонда занятости населения РФ.

Предприятиям, учреждениям, организациям, создающим специальные рабочие места гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться налоговые льготы в соответствии с законодательством РФ.

Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров (контрактов), регулирующих их отношения с гражданами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают профессиональную подготовку и профессиональную деятельность выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В учреждении социальной обслуживания могут быть созданы специализированные рабочие места.

5.Ищущим работу и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей., лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

6.Работникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды РФ.

Ответственность за неисполнение настоящего закона:

Должностные лица органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего закона в соответствии с Конституцией РФ, с законодательством РФ.

Дети, которые получили такой социальный статус как сироты, всячески поддерживаются государством.

Они имеют некоторые обязательные , которые призваны оказывать им материальную поддержку, предоставление обучения, а также общественную адаптацию.

Все это закреплено в ряде Федеральных нормативных документов, а также иных нормативно-правовых законах, которые выдаются региональными органами и федеральными субъектными образованиями.

Кто относится к данной категории

Перед тем, как рассказать о каких правах идет речь, необходимо четко представлять понятие сирота, а также малыша, который остался без нужного попечения своих родителей.

Первая категория, это дети-сироты . Их понятие четко оговорено в действующем правовом поле. Это несовершеннолетние, которые остались без своих родителей, либо одного человека, выполнявшего такие обязанности (матери или отца).

Закон делит их на две возрастные категории :

Из этого следует, что понятие сирота, включает в себя смерть родителей, или одного из них, который осуществлял воспитание ребенка.

Кроме этого, важно знать, что статус сироты гражданин может получить, если нет достоверных сведений о смерти матери и отца, но они в установленном правовом порядке (по решению судебного органа) признаны без вести пропавшими, либо умершими.

Вторая категория, это дети, которые остались без попечительства матери и отца . Под этим понятием подразумевается невыполнение матери, отца, либо обоих, своих обязанностей по воспитанию и надлежащему содержанию детей. Поэтому лишение прав матери и отца в отношении своих родных детей, относит последних в категорию тех, кто остался без попечительства.

Простыми словами, если у ребенка есть родители, но они лишены законных прав в отношении его, значит формально он является сиротой, то есть остается без опеки, и о нем должно заботится государство.

Лишение законных прав родителей в отношении своих детей может происходить только по мотивированному решению судебного органа.

Дети, оставшиеся без опеки, делятся на две категории :

  • тем, кому не исполнилось 18 ти лет, то есть малолетние или несовершеннолетние;
  • те, кто остался без опеки в возрасте от 18 до 23 лет, но в этот момент проходит обучение в стационарных образовательных учреждениях нашего государства.

Важно знать, что родители, утратившие права на своих детей, могут их восстановить. Поэтому статус оставшихся без попечительства, у последних может быть снят, и они автоматически потеряют все льготы.

Законодательное регулирование

Если говорить о законодательных актах , которые определяют и регулируют статус таких лиц, то они следующие:

Важно знать, что высшую юридическую силу имеют наша Конституция, Семейный свод законов (кодекс) и Федеральные нормативные документы. Акты всех субъектов Федерации не могут сужать права данных лиц, а могут их только увеличивать.

Федеральный Закон о дополнительных социальных гарантиях

Во исполнение установленных обязанностей, которые взяло на себя государство, по обеспечению сирот и других лиц, которые были лишены материнского и отцовского попечения, был принят еще один законодательный акт. Он расширил аспекты социальной помощи, вышеуказанным гражданам.

Это 159 Федеральный Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей оставшихся без попечительства родителей». Он устанавливает некоторые социальные права и льготы, а также гарантии, о которых будет рассказано ниже.

Несмотря на то, что он был принят в 1996 году, его некоторые пункты, согласно заключительным положениям, вступили в силу только 1.01.1998 года. Они касались дополнительных гарантий в образовании и трудовых правоотношениях между работодателями и вышеуказанной категорией лиц.

Следующий аспект, на который нужно обратить внимание, это на требование статьи 12 данного Закона. Она гласит, что нормативные документы, регулирующие льготы и различные компенсации детям-сиротам, а также тем, кто лишен опеки матери и отца, что были выданы Президентом нашей страны, Правительством, а кроме этого региональными (муниципальными) и иными федеральными властями, должны иметь строгое соответствие с вышеуказанным документом.

Сразу стоит сказать, что принят он был в 1996 году. По изменениям от июля 2016 года можно отметить, что дополнительные льготы или компенсации данным гражданам нашей страны не уменьшены, но некоторые расходы были возложены на местные (муниципальные) и региональные органы бюджета.

Важно понимать, что в некоторых случаях, данный Закон разрешает региональным и федеральным властям вводить дополнительные льготы и гарантии для сирот и тех, кто лишился родительского попечительства. Но их введение должно быть обосновано наличием денежных средств в местных и региональных бюджетах, для исполнения норм о необходимых льготах и компенсациях.

Перечень мер помощи и компенсаций

Какие льготы, а также другие права (компенсации) определены таким данным нормативным документом:

  1. Права, которые дают дополнительные законодательные гарантии для получения образования за счет нашего государства.
  2. Права, которые дают гарантии для получения бесплатного медицинского обслуживания во всех, без исключениях, государственных и региональных медицинских учреждениях.
  3. Права на получение имущества, в том числе жилья.
  4. Гарантии, которые дают право на труд.
  5. Гарантии, связанные с обеспечением таких детей бесплатной государственной юридической помощью.

Это тот перечень компенсаций, а также других льгот, на которые можно рассчитывать данная категория граждан. Рассмотрим каждый пункт более подробно.

В 1-м случае сиротам, и тем, кто остался без попечительства, государство гарантирует льготы в процессе обучения . К ним следует отнести следующие права:

  • возможность бесплатного получения образования, либо зачисления в учебное заведение более высокого класса (такая возможность предоставляется тем, кто закончил училище или техникум, и желает продолжить образование в учебном заведении высшей аккредитации – техникуме, высшем учебном заведении), а также получить второе высшее образование;
  • повышенная , что больше обычной на 30-50%;
  • обязательная компенсация в виде социальной материальной помощи на покупку учебников и письменных приборов (выплата денежной суммы, которая эквивалентна тройной стипендии один раз в год);
  • бесплатное питание в любом учебном учреждении;
  • предоставление бесплатного места в общежитии;
  • бесплатное обучение за счет государства и направление на работу и стажировку.

Важно знать, что такие льготы действуют не только в региональных учебных учреждениях, но и в Федеральных. К учебным заведениям Федерального значения относят ВУЗы, которые готовят специалистов в области обороны, а также защите юридических прав и свобод граждан (служащие силовых ведомств, прокуратуры и других государственных организаций).

Вторая категория, это медицинское обслуживание . Сюда входит бесплатное лечение во всех, без исключения, государственных и коммунальных образованиях медицины, а также выделение финансовых средств на операции за пределами страны. Также данная категория граждан не платит за различные операции, протезирование и реабилитацию после серьезных травм.

К медицинским льготам также относится бесплатное предоставление различных путевок для оздоровления либо денежная компенсация за приобретенные. Гарантирован бесплатный проезд в место оздоровления и обратно.

После выделения жилых метров с лицом, достигшим 18 лет, подписывается короткосрочный договор социального найма на 5 лет. По истечении такого срока, по исключительным обстоятельствам, он может быть пролонгирован (продлен). Также жилье может быть отдано в долгосрочный найм и стать собственностью лица.

Четвертая категория, это право на работу и социальную защиту . Эти гарантии делятся на такие категории:

  • если такой гражданин стоит на учете в бирже труда, то он имеет полное право на получение средней зарплаты по региону на протяжении полугода, пока не будет трудоустроен;
  • если предприятие, где работает сирота, ликвидируется, то работодатель обязан трудоустроить такое лицо на новой работе;
  • сироту либо гражданина, оставшегося без попечительства родителей, не имеют право сократить.

Пятая категория льгот, это предоставление бесплатной юридической консультации и помощи . Это требование распространяется не только на защиту по уголовным производствам, но и по гражданским. Отказ в бесплатной правовой помощи является нарушением прав таких граждан.

Местными органами региональной власти детям сиротам устанавливается бесплатный проезд в любом городском транспорте, не считая такси, а также оплата различных финансовых сумм в виде дополнительных пособий.

Федеральный Закон № 159 существенно расширил перечень льгот и иных пособий, которые полагаются детям-сиротам и тем, кто остался без попечительства родителей. Он также рекомендовал местным органам самоуправления ввести дополнительные компенсации, льготы и материальные вознаграждения для улучшения их уровня жизни и социальной защиты.

О законе 159 ФЗ и жилищной проблеме данной категории граждан смотрите в следующем видеосюжете:

Государство, руководствуясь принципом защиты детей и необходимостью предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения, полноценного развития всех сфер их жизни – физической, психической, социальной и духовно-нравственной, предоставляет соответствующие гарантии социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения достойных условий жизни, достойного образования и мер защиты здоровья.

Данные гарантии предусматриваются законодательством субъектов РФ и, кроме обозначенных выше сфер жизни, осуществляются также для обеспечения детям достойных условий труда, защиты их прав и законных интересов в суде, для обеспечения их жильем и предоставления льгот при уплате налогов и сборов. Рассмотрим виды гарантий, предоставляемых детям-сиротам и детям без попечения родителей.

Гарантии обеспечения условий жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Гарантия права на устройство в семью на воспитание

  • Дети до 14 лет имеют право на устройство в семью под опеку, в приемную семью или патронатную семью;
  • Дети от 14 до 18 лет имеют право на устройство в семью под попечительство, в приемную семью или патронатную семью;
  • Устройство в семью на воспитание (усыновление или удочерение);
  • До момента реализации данного права, если возможности организовать прием в семью пока нет, детям гарантируется временное пребывание в организации для детей-сирот, согласно СК РФ (п. 1 ст. 123, ст. ст. 152, 155.1), а также ст. 12 Закона г. Москвы № 12 от 14 апреля 2010 г.

При этом Семейный кодекс РФ (п. 3 ст. 124, п. 5 ст. 145) не допускает для братьев и сестер усыновление или передачу под опеку разным лицам, за исключением случаев, когда такое разделение отвечает интересам детей.

Также Семейный кодекс РФ (п. 1 ст. 132, п. 4 ст. 145) гарантирует учет мнения ребенка при передаче его в семью под опеку и попечительство. С момента, когда ребенку исполнится 10 лет, получение его согласия при усыновлении или передаче под опеку и попечительство обязательно.

Согласно Федерального Закона № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 г. (ч. 5 ст. 10) близким родственникам ребенка дано преимущественное право на в отношении ребенка.

Также Семейный кодекс РФ гарантирует сохранение тайны усыновления (см. ст. 139). Разглашение тайны усыновления влечет за собой уголовную ответственность по ст. 155 УК РФ.

2. Гарантии, сохраняющиеся для ребенка при устройстве его в семью на воспитание

Ребенок, получивший в связи со смертью родителей право на получение пенсии и соответствующих пособий, согласно СК РФ (п. 1 ст. 137, ст. 138), сохраняет это право и после усыновления, если на момент усыновления право действовало.

Права, которые сохраняются за детьми, перешедшими под опеку или попечительство, гарантируются в соответствии с СК РФ (п. 1 ст. 55, ст. 148) и с Постановлением Правительства РФ № 548 от 28 июня 2013 г.. К таким правам относятся:

  • Право на общение со своими родственниками;
  • Право на получение алиментов, денежных пособий и социальных выплат;
  • Право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. Если данные права у ребенка отсутствуют, ему гарантируется право на получение жилого помещения и право на регистрацию в нем согласно жилищному законодательству и условиям договора социального найма жилого помещения;
  • Право на содержание. Размер и порядок выплаты содержания определяется требованиями законодательства субъектов РФ. Средства на содержание выделяются и выплачиваются ежемесячно, если только опекуны и попечители не назначаются по заявлению родителей ребенка.

3. Гарантии, которые имеют воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ребенок, для которого на настоящий момент нет возможности для передачи его на воспитание в семью, имеет гарантию направления в организацию для детей-сирот, находящуюся ближе всего к его месту жительства. В некоторых случаях, например, когда привычная социальная среда оказывает на ребенка негативное воздействие или если в субъекте РФ, в котором проживает ребенок, такая организация отсутствует, согласно с п. п. 17, 18 Положения, Утвержденного Постановлением Правительства РФ № 481 от 24 мая 2014 г., организация для детей-сирот, в которую будет направлен ребенок, может находиться в другом субъекте РФ.

Дети, являющиеся братьями, сестрами или имеющие другую родственную связь, будут направлены в одну организацию для детей-сирот и размещены в одной группе, если только это не противоречит их собственным интересам (см. п. 16 Положения № 481).

Дети, направленные на воспитание в организацию для детей-сирот, сохраняют право на полное обеспечение со стороны государства, в том числе право на бесплатное питание, одежду, обувь, бесплатное общежитие, медицинское обслуживание, образование и мягкий инвентарь, согласно п. 26 Положения № 481).

При поступлении детей на воспитание в организацию для детей-сирот им не назначаются опекуны и попечители, при этом на принимающую организацию возлагаются все обязанности по воспитанию, образованию и содержанию своих воспитанников, а также защита их законных прав и интересов. Эти обязанности организации для детей-сирот осуществляют в соответствии с Семейным Кодексом РФ (п. 1 ст. 155.1, п. 2 ст. 155.2) и Письмом от 11 мая 2016 г. Министерства образования и науки РФ № ДЛ-172/07, Министерства здравоохранения РФ № 15-3/10/2-2844 и Министерства труда и социальной защиты РФ № 12-3/10/В-3155.

Кроме данных гарантий, организация для детей-сирот гарантирует обеспечение необходимых условий для общения детей со своими родственниками, если только это общение не противоречит законным интересам детей и не запрещено органами опеки и попечительства. Согласно п. 49 Положения № 481 и Письму Минобрнауки № 07-3446 от 15 августа 2016 г. общение детей, находящихся на воспитании в организации для детей-сирот, может быть разрешено в том числе и с родителями, ограниченными в родительских правах или если только органы опеки и попечительства дали согласие на это общение и оно не влияет на ребенка негативно.

Ребенок, находящийся на воспитании в организации для детей-сирот, может быть передан временно, на срок не более 3 месяцев в семью. Этот срок в соответствии с СК РФ (п. 4 ст. 155.2) и п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 432 от 19 мая 2009 г. может быть увеличен до полугода, но только в исключительных случаях, например, для прохождения курса лечения или при выезде на отдых или на каникулы на территории Российской Федерации.

Гарантии в области получения образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Гарантии детям в области образования установлены в следующих законодательных актах:

  • Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (ч. 5 ст. 36, ч. 5, 7-9 ст. 71, ч. 6 ст. 86, ч. 14 ст. 108);
  • Закон г. Москвы № 61 от 30 ноября 2005 г. (ст. ст. 8 и 15);
  • Федеральный Закон № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. (ст. 6);
  • Нормы, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1117 от 18 сентября 2017 г.;
  • Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1116 от 18 сентября 2017 г. (п. 3 и 4);
  • Вопросы № 25-29 в Информации Минюста РФ от 20 июля 2015г.

Среди этих гарантий следующие:

  1. Право на получение образования за счет бюджета (однократно) по программам профессиональной подготовки по рабочим профессиям и должностям служащих в очной форме обучения;
  2. Право на получение второго среднего профессионального образования за счет бюджета по программам профессиональной подготовки по профессиям квалифицированных рабочих должностей и должностям служащих в очной форме;
  3. До завершения обучения по основным общеобразовательным программам или по программам профессиональной подготовки по рабочим профессиям и должностям служащих за счет бюджета ребенок сохраняет право на полное государственное обеспечение;
  4. Ребенок, обучающийся по общеобразовательной программе в очной форме, имеет право на выплату социальной стипендии от государства и ежегодного пособия в размере трехмесячной стипендии на приобретение учебников и письменных принадлежностей;
  5. Если ребенок берет по медицинским показателям академический отпуск, ему гарантировано сохранение стипендии и полного государственного содержания на весь период отпуска;
  6. Дети, обучающиеся по общеобразовательной программе, имеют право на получение полной заработной платы, начисленной в период прохождения производственной практики и производственного обучения;
  7. Если ребенок имеет среднее общее образование, ему гарантировано право на прием в подготовительные отделения федеральных государственных образовательных учреждений высшего образования за бюджетный счет;
  8. Преимущественное право поступления в учреждения, обучающие граждан по общеобразовательным программам среднего и общего образования, интегрированные с дополнительными образовательными программами обучения для подготовки к военной или государственной службе, а также к службе в рядах казачества;
  9. Если ребенок успешно проходит вступительные экзамены, он имеет преимущественное право на поступление на обучение за бюджетный счет в образовательную организацию по программе бакалавриата или специалитета. (До 1 января 2019 г. зачисление на обучение по данным программам происходит в рамках установленных квот);
  10. Гарантия бесплатного проезда на городском общественном транспорте, пригородном и внутрирайонном (для сельской местности) транспорте, кроме такси. Один раз в год ребенок имеет право на бесплатный проезд к месту учебы и обратно в соответствии с законами субъектов РФ;
  11. Выпускники организаций для детей-сирот и организаций, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучались очно за бюджетный счет, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета по установленным нормам одеждой, обувью, постельным бельем, мебелью и единовременным денежным пособием не менее 500 руб.;
  12. Для Москвы детям-сиротам также гарантировано устройство в дошкольные образовательные учреждения вне очереди, бесплатное дополнительное образование в художественных, музыкальных, спортивных и других образовательных организациях дополнительного образования, а также бесплатное питание в образовательных учреждениях и бесплатное посещение спортивных учреждений и организаций культуры в г. Москве.

Гарантии в области здравоохранения для детей, оставшихся без попечения родителей и детей сирот

Гарантии в здравоохранении предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Приказом ФСБ РФ № 73 от 16 февраля 2012 г., ст. 11 Закона № 61, ст. 7 Закона № 159-ФЗ и Ответами на вопросы граждан, связанными с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ответы № 30 и 31):

1. Гарантии на бесплатное получение медицинской помощи в медицинских учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения за счет федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным законодательством:

  • Проведение диспансеризации;
  • Проведение регулярных медицинских осмотров;
  • Проведение оздоровления;
  • Высокотехнологичная медицинская помощь;
  • Лечение за границей РФ

2. Гарантии на получение путевок в организации отдыха и оздоровления детей, а при наличии медицинских показаний – в санаторно-курортные организации с обеспечением бесплатного проезда к месту отдыха или лечения и обратно;

3. Для Москвы дети в период обучения в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования гарантировано получают бесплатные медицинские препараты по назначению врача.

Гарантии в трудовой сфере для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Гарантии по труду, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определены в Трудовом Кодексе РФ (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 81), Федеральном Законе № 159-ФЗ (ст. 9), Законе № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (ст. 34.1) и в Законе № 61 (ст. 14):

  1. Гарантия проведения профессиональной ориентации и диагностики профпригодности органами службы занятости для детей в возрасте от 14 до 18 лет с учетом состояния здоровья;
  2. Если ребенок зарегистрирован в службе занятости, ищет работу впервые и проходит профессиональное обучение по направлению службы занятости, во время обучения ему гарантированно выплачивается пособие по безработице и стипендия. Пособие выплачивается в течение полугода, размер пособия соответствует среднему уровню заработной платы в данном субъекте РФ. Стипендия при обучении ребенка по направлению службы занятости выплачивается в таком же размере;
  3. Если ребенок-сирота попадает под сокращение штатов или увольнение в связи с ликвидацией предприятия, ему гарантировано профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет работодателей или из правопреемников;
  4. В Москве образовательные учреждения, в которых проходили обучение дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны оказать своим выпускникам содействие в трудоустройстве.

Какие гарантии в судопроизводстве предусмотрены для детей-сирот

Кроме предоставления гарантии социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, В соответствии с Федеральным Законом № 159-ФЗ (ст. 10) и законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантирована бесплатная юридическая помощь.



Просмотров