Соотношение предпринимательского права с другими. Отграничение предпринимательского права от смежных отраслей права

После рассмотренных общих положений необходимо более детально остановиться на соотношении понятий «предпринимательское» и «гражданское право». Эта необходимость продиктована теоретическими и практическими мотивами.

Исторически сложилось, что в некоторых странах при существующем дуализме системы права наряду с гражданским существует и торговое право как гражданское право для профессионалов - коммерсантов, торговых представителей и других лиц, совершающих торговые сделки, осуществляющих торговый промысел.

Торговое право выделилось в самостоятельное право, когда возникла необходимость в новых правовых положениях, закрепляющих и регулирующих отношения торгового сословия. В то время многие сделки имели место как достояние только торгового права, например, вексельное обращение - нововведение, пришедшее в общегражданский оборот именно из торгового права. Профессор Шершеневич Г.Ф. (1899 г.) так объяснял разделение Российского частного права на две отрасли : во-первых, наличие исторических традиций, во-вторых, несоответствие норм гражданского права новейшим условиям жизни, в-третьих, законодательная подражательность , В своем «Учебнике торгового права» он писал, что попытки определения торгового права с расчетом на научную точность не достигают своей цели. Одни определяют торговое право как совокупность юридических норм, регулирующих торговые отношения (что неверно, так как торговое право регулирует не только торговые отношения, и торговые отношения регулируются не только нормами торгового права). Другие понимают под торговым правом совокупность норм, применяемых исключительно к торговым отношениям, но таких норм очень мало, чтобы выделить отдельный предмет правового регулирования .

Поддержка торгово-промышленного оборота и защита общественного интереса третьих лиц - вот окончательный результат развития идеи специального торгового права. В настоящее время идет процесс сближения торгового и гражданского права, начавшийся еще в начале века. Некоторые страны готовятся к принятию единых гражданских кодексов, это завершит слияние двух отраслей. Примером может служить Голландия .

Предпринимательское право не знает понятий «коммерсант», «торговая сделка», «торговый промысел». Понятие «предприниматель» несколько шире, чем понятие «коммерсант». Шире ровно настолько, насколько шире понятие предпринимательской деятельности по сравнению с торговой деятельностью. Однако все чаще сейчас можно встретить пособия по торговому и коммерческому праву, названия которых не соответствуют правовому регулированию предпринимательства по нашему законодательству .

Далее, своеобразие предмета (имущественных отношений на основе товарного производства) требует и специфического правового регулирования . Предметное единство предполагает и единство метода правового регулирования. Как бы четко ни был охарактеризован предмет регулирования, отрасль права не получает надлежащей обрисовки до тех пор, пока с такой же четкостью не индивидуализирован ее метод регулирования . Гражданско-правовой метод - это способ воздействия на отношения, который является дозволительным, характеризуется наделением субъектов на началах их юридического равенства способностью к правообладанию, диспозити-вностью и инициативой, обеспечивает установление правоотношений на основе правовой самостоятельности сторон .

Гражданские правоотношения, в том числе предпринимательские отношения, подвергаются правовому регулированию, имеющему в целом общедозволительный характер. Общедозволительное правило призвано не регламентировать, не определять поведение людей, а только направлять это поведение (включая возможность прямой регламентации на отдельных участках жизни) . Общедозволительный метод регулирования предпринимательской деятельности выражается прежде всего в защите свободы предпринимательства. Таким образом, мы видим, что выявить особый, присущий только предпринимательским отношениям, метод правового регулирования также не удается, что еще раз подтверждает концепцию предпринимательского права - подотрасли гражданского права, но не самостоятельной отрасли права.

Далее, хочется обратить внимание на еще одну попытку обособить предпринимательское (торговое) право по субъектному составу и особому методу правового регулирования. По мнению В.В. Чайкина, «и теоретически, и практически система отрасли права не может конструироваться по признаку регулируемой деятельности» . В качестве доказательства выделения отрасли по субъектному составу предлагается «фактическая легализация юридической личности предпринимателя» . Кажется, кроме того, что неправомерно выделять отрасль права по субъектам вне зависимости от общественных отношений (должного предмета отрасли), в которые они вступают; нельзя также определять предпринимателя как субъекта, не относящегося к классическим лицам (юридическим и физическим лицам).

Предприниматель, по нашему мнению, это уже субъект гражданского права (гражданин или юридическое лицо), занимающийся предпринимательской деятельностью. Понятие «предприниматель» скорее представляет собой правовой статус, а не особый субъект права. Предприниматель - это особое правовое положение субъекта права, как положение депутата или государственного служащего. Далее В.В. Чанкин выделяет «особый» метод торгового права - «разрешено все. что не запрещено законом» ; мы уже рассмотрели, что так называемый особый метод торгового права является характерным методом правового регулирования всего гражданского права, поэтому это также не критерий выделения самостоятельной отрасли - торгового права.

Кроме того, иногда в обосновании отрасли хозяйственного права приводятся доводы осуществления кодификации хозяйственного законодательства. Основным аргументом здесь выступает обеспечение удобства пользования законодательством при работе в народном хозяйстве . Начиная с 1990 года в республике было принято много комплексных нормативных актов. В рамках одного закона делаются попытки разрешить все вопросы данного вида регулируемых отношений в комплексе. По мнению некоторых казахстанских авторов, «единственным достоинством комплексного нормативного акта является удобство пользования им несведущими в праве людьми - нет необходимости заглядывать в другие законы, проводить юридический анализ». В качестве «минусов», недостатков такого законотворчества приводятся аргументы «забивания» в закон ведомственных интересов в ущерб другим, раздувание законодательного массива, загрузка парламента, отсутствие мощного координирующего законодательного центра в республике .

О кодификации же предпринимательского законодательства говорить преждевременно и, думается, бес-

полезно. Доводом этого может служить достаточность для правового регулирования предпринимательства кодификации гражданского законодательства и соответствующих нормативных актов, регулирующих некоторые особенности предпринимательской деятельности в республике, в силу того, что предпринимательское законодательство является преимущественно частью гражданского законодательства.

С другой стороны, следует согласиться, что степень «обобщенности» норм, а не нормативных актов повышать необходимо, так как это является одним из показателей совершенства юридического регулирования . Думается, что создание комплексных нормативных актов стало другой крайностью нормативного регулирования хозяйственных отношений, «которое, развиваясь по пути дальнейшей дифференциации и детализации, будет напоминать географическую карту масштаба, все более приближающегося к натуральному» .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА . СООТНОШЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

1. Предмет гражданско-правового регулирования

Гражданское право Республики Беларусь часть системы ее права. Как известно, вся совокупность норм права, составляющих эту систему, делится на части (отрасли) по предмету правового регулирования, т.е. по предмету отрасли права. Предметом каждой отрасли права предопределяется и присущий ей метод правового регулирования.

Отраслевое регулирование, опирающееся на единый предмет, позволяет решать многие задачи, которые возникают при кодификации действующих норм и их применении, при принятии новых норм и конструировании новых институтов.

В теории права исходят из того, что предметом права являются общественные отношения, а предметом отрасли права является их определенная группа.

Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом (предмет гражданского права) определен ст.1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (в дальнейшем ГК). Анализ правил этой статьи дает основания выделить три группы общественных отношений, составляющих предмет гражданского права:

а) имущественные отношения;

б) связанные с имущественными личные неимущественные отношения;

в) личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными отношениями, поскольку иное не вытекает из существа этих отношений (отношения, связанные с осуществлением и защитой неотчуждаемых прав и свобод человека и других нематериальных благ).

Следует сразу отметить, что далеко не все имущественные отношения регулируются гражданским правом. Многие из имущественных отношений регулируются нормами других отраслей права, в частности, земельного, трудового, семейного, административного права.

Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, являются товарно-денежными, стоимостными. Субъектами имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, могут быть как граждане, так и юридические лица, а также государство и административно-территориальные единицы. В число этих субъектов входят также иностранные граждане и организации, находящиеся в Республике Беларусь.

Имущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, характеризуются следующими особенностями: а) их участники выступают как собственники принадлежащего каждому из них имущества или как лица, в хозяйственное ведение или в оперативное управление (о праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления см. гл.20 ГК) которых передано определенное имущество, а не в качестве органов государственного управления; б) их участники действуют как самостоятельные и равноправные лица, которые самостоятельно в пределах, предоставленных им законодательством распоряжаются принадлежащим им имуществом; в) эти отношения, как правило, являются возмездными. Возмездность имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, не означает, что товары, услуги и иные материальные ценности реализуются обязательно на эквивалентных началах. В силу ряда экономических условий цены на многие товары и услуги складываются со значительными отклонениями от их стоимости. Но возмездные, хотя и неэквивалентные отношения являются товарно-денежными отношениями.

Гражданское право регулирует не только возмездные, но и основанные на равенстве участников безвозмездные имущественные отношения. Таковы отношения, по которым один участник передает другому в безвозмездное временное пользование имущество, предоставляет беспроцентный заем, дарит вещь, выполняет поручение без вознаграждения, бесплатно хранит чужие вещи и т.д. Безвозмездные имущественные отношения, регулируемые гражданским законодательством, встречаются между гражданами, между организациями, между ними и гражданами (напр., библиотеки безвозмездно предоставляют гражданам в пользование книги, предприятия транспорта бесплатно перевозят пассажиров некоторых категорий).

Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, чаще всего, возникают по поводу права авторства, права на имя и других личных неимущественных прав на произведения науки, литературы и искусства, на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, рационализаторские предложения, личных неимущественных прав исполнителей произведений литературы и искусства. Объектами данных отношений служат права, не имеющие экономического содержания и не поддающиеся прямой денежной оценке. Но обладатели этих прав в то же самое время имеют имущественные права, прежде всего, право на использование результатов интеллектуальной деятельности. В связи с этим они могут извлекать материальные выгоды и получать доходы на основе параллельно создаваемых имущественных отношений.

Гражданское законодательство регулирует личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, поскольку иное не вытекает из существа личного неимущественного отношения. Таковы, например, отношения, возникающие в связи с защитой чести, достоинства и деловой репутации гражданина или юридического лица, т.е. с такими благами, которые не могут быть отделены от личности. Данные отношения непосредственно не связаны с имущественными отношениями, хотя при нарушении соответствующих прав, свобод и благ наряду с другими мерами может применяться денежная компенсация причиненного их обладателям морального вреда.

2. Метод гражданско-правового регулирования

Метод (от греческого methodos путь исследования, теория, учение) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Каждой отрасли права присущ свой метод правового регулирования общественных отношений, определяемый спецификой ее предмета. Метод правового регулирования это система свойственной данной отрасли права юридических приемов, способов, средств, используемых для регулирования соответствующих общественных отношений.

Метод предопределяется особенностями предмета правового регулирования.

Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений характеризуется тремя существенными особенностями.

Во-первых, ему свойственно такое положение субъектов гражданско-правовых отношений, при котором они выступают, как самостоятельные носители имущественных прав и обязанностей, и это внешне проявляется в их юридическом равенстве: "субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (принцип равенства участников гражданских отношений" (абз.4 ч.2 ст.2 ГК). В отличие от участников государственно-правовых, административно-правовых, финансово-правовых и некоторых других отношений, ни один из субъектов гражданско-правовых отношений не осуществляет функций власти по отношению к другому. Они обладают полным юридическим равенством и строят свои отношения, как правило, на основе договоров и других волевых актов.

Во-вторых, участники гражданско-правовых отношений обладают автономией воли. "Участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора" (ч.3 ст.2 ГК), а понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством (абз.6 ч.2 ст.2 ГК).

В-третьих, гражданско-правовой метод характеризуется наличием в гражданском праве значительного числа диспозитивных норм: благодаря этому участники гражданско-правовых отношений в ряде случаев имеют право урегулировать свое поведение иначе, чем это предусмотрено диспозитивной нормой права. Так, согласно ч.1 ст.224 ГК право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Участники договора вправе установить, что право собственности на отчуждаемую вещь возникает у приобретателя с момента заключения договора или с иного момента.

В-четвертых, характерной особенностью гражданско-правового метода является особый порядок защиты гражданских прав. Суть этого порядка сводится к тому, что гражданские права защищаются судом, хозяйственным судом, третейским судом обычно по инициативе лица, права которого нарушены, но допускается защита гражданских прав непосредственными действиями лица, права которого нарушаются, если такие действия не сопряжены с нарушением законодательства (ст.13 ГК).

В-пятых, специфическими являются и способы защиты гражданских прав (ст.11 ГК). Основным из них является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, а если оно не возможно возмещение убытков (ст.14 ГК). Этот способ защиты гражданских прав вытекает из самой сущности гражданско-правовых отношений, их товарно-денежного характера и стоимостной формы.

Таким образом, гражданское право можно определить, как совокупность правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства имущественные товарно-денежные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения и иные личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, поскольку иное не вытекает из существа личного неимущественного отношения.

Принципы гражданского права

Слово "принцип" (от латинского principium начало, основа), которое применяется к гражданскому праву, означает основные исходные положения, присущие всем его нормам или многим его институтам.

В ст.2 ГК нашли законодательное закрепление важнейшие принципы гражданского права Республики Беларусь. Это означает, что они могут быть непосредственно применены в случаях, когда в гражданском законодательстве не обнаружены нормы права, регулирующие соответствующие имущественные или личные неимущественные отношения и необходимо применить аналогию права. Правда, в ст.2 ГК названы некоторые принципы, присущие всем отраслям права Республики Беларусь, а не только гражданскому праву. В частности, всей системе права Республики Беларусь присущи принципы, вытекающие из Конституции Республики Беларусь: верховенство права, социальной направленности регулирования экономической деятельности, приоритета общественных интересов.

К основным принципам гражданского права относятся:

· принцип равенства участников гражданских правоотношений;

· принцип неприкосновенности собственности;

· принцип свободы договора;

· принцип добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений;

· принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела;

· принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав;

· принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты;

· принцип диспозитивности.

3. Система гражданского права

Под системой права понимают его внутреннее строение, структуру. Она не является результатом произвольного решения законодателя, а предопределена общественными отношениями в данном обществе и государстве. Система права состоит из определенных частей, именуемых отраслями права, находящихся в определенном соотношении и взаимодействии.

Каждая из отраслей права имеет свою систему, состоящую из следующих структурных подразделений: правовых норм, институтов и подотраслей.

Исторически в гражданском праве сложились две системы его формулирования. При первой из них - институциональной системе гражданско-правовые нормы распределяются по трем разделам: лица, собственность, способы приобретения собственности. При второй - пандектной системе выделяют общие вопросы гражданского права и особенную часть, которая включает специальную проблематику гражданского права.

Гражданское право Республики Беларусь восприняло пандектную систему. Такая систематизация норм гражданского права имеет неоспоримые преимущества. В общей части содержатся общие предписания о предмете гражданского права, его принципах, составе гражданского законодательства, действии его норм во времени и по аналогии, основаниях возникновения гражданских прав и обязанностей, осуществлении и защите гражданских прав, лицах (физических и юридических), объектах гражданского права, сделках, представительстве и исковой давности.

Особенная часть гражданского права включает отдельные виды обязательств (этот раздел наиболее обширен ввиду разнообразия договорных обязательств), авторское и патентное право, наследственное право.

Такое построение системы гражданского права позволяет вынести в Общую часть правовые предписания общего характера и не повторять их в Особенной части. Однако, в соответствии с общепринятыми правилами толкования правовых норм, при применении норм Особенной части необходимо учитывать действие положений ее Общей части, например, правила об исковой давности, представительстве и др.

В рамках деления гражданского права на общую и особенную части выделяют также более мелкие структурные подразделения, которые представляют собой группы норм, регулирующий наиболее сходные общественные отношения. К таким структурным подраздлениям относятся:

· субинституты (например, нормы, регулирующие отдельные виды договора купли-продажи);

· институты (например, срок, представительство);

· подотрасли.

В подотрасль объединены нормы, которые регулируют общественные отношения, обладающие специфическими особенностями, что оказывает заметное влияние на характер правового регулирования. Выделение подотраслей в гражданском праве остается одним из наиболее спорных. Наиболее обоснованной и распространенной точкой зрения является выделение четырех подотраслей: право собственности и другие вещные права, обязательственное право, интеллектуальная собственность и наследственное право.

4. Отграничение гражданского права от смежных отраслей права

Имущественные отношения, разнообразны и регулируются не только нормами гражданского права. Они возникают в сфере административного и финансового управления, в семейных делах, при эксплуатации природных ресурсов (земли, лесов, недр и др.). Такие отношения обладают своей спецификой и нуждаются в особых методах регулирования. Поэтому возникает вопрос о разграничении имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, и имущественных отношений, подпадающих под действие норм других отраслей права.

Гражданское и административное, финансовое право

Наибольшей спецификой обладают имущественные отн ошения, складывающиеся в сфере административного и финансового управления. Специфика проявляется во властном характере административных отношений и отношений в области финансового управления, отсутствии диспозитивного регулирования. В отличие от норм гражданского права, регулирующих товарно-денежные имущественные отношения, субъекты которых выступают как юридически равноправные лица и строят свои отношения обычно на основе соглашений, нормы административного права в имущественной сфере регулируют отношения, один из субъектов которых выступает как орган государственного управления, пользующийся правом применять власть в отношении другого.

Характерным для имущественных отношений, регулируемых финансовым правом, является то, что они являются безвозмездными. Деньги в финансовых отношениях выступают не как мера стоимости, а средство накопления. Финансовые органы, выступающие в качестве субъектов финансово-правовых отношений, осуществляют функции органов государственного управления властными методами. Веления финансовых органов являются обязательными для всех других участников финансово-правовых отношений. Таким образом, отграничение гражданского от финансового права осуществляется как по предмету (характеру регулируемых им отношений), так и по методу правового регулирования (правовому положению субъектов правоотношения).

В силу существенной специфики рассмотренных отношений в п.4 ст.1 ГК установлено, что "к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, а также к налоговым и другим бюджетным отношениям гражданское законодательство не применяется за исключением случаев, предусмотренных законодательством".

Гражданское и земельное, природоохранное право

Специф ика земельного и природоохранного права связана, в первую очередь, с предметом данной отрасли. Долгое время земля, ее недра, леса, воды и другие природные объекты были изъяты из оборота, находились в исключительной государственной собственности, что требовало особого регулирования. Отношения по использованию земли и других природных ресурсов регулировались исключительно императивными методами. В настоящее время земля и другие природные ресурсы втягиваются постепенно в товарный оборот, приобретают стоимостной характер, включаясь тем самым в предмет гражданского права. Таким образом, необходимо разграничивать две группы отношений:

· отношения между исполнительными и распорядительными органами, с одной стороны, и гражданами и юридическими лицами, созданными на основе частной или государственной собственности, с другой, по предоставлению им во владение и пользование земли и других природных ресурсов регулируются административными методами и специальным законодательством об использовании земли и других природных ресурсов и охране окружающей среды;

· отношения по использованию земли и других природных ресурсов, в которых их участники выступают как равноправные лица, регулируются гражданским законодательством.

Гражданское и трудовое право

Трудовое право постепенно выделилось из гражданского права. Для разграничения гражданского и трудового права принципиальное значение имело то обстоятельство, что в нашей стране рабочая сила не признавалась товаром. Поэтому правовое регулирование отношений по поводу трудовой деятельности (трудовых отношений) осуществлялось не на основе равенства гражданскими нормами, а приоритет отдавался интересам работника. В отличие от лица, выполняющего работу по гражданско-правовому договору, работник включается в штат организации и обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и дисциплину труда. С другой стороны, на работника распространяются специальные трудовые и социальные гарантии (право на ежедневный и еженедельный отдых, отпуска, социальное страхование и др.).

К семейным, трудовым, земельным отношениям и отношениям и отношениям по использованию других природных ресурсов и охране окружающей среды, отвечающим признакам гражданских отношений, применяется гражданское законодательство, если законодательством о браке и семье, трудовым, земельным и другим специальным законодательством не предусмотрено иное (ч.3 п.1 ст.1 ГК).

имущественный гражданский право пандектный

5. Соотношение гражданского и предпринимательского права

Предпринимательское право это совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе, некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества. Основу предмета предпринимательского права составляют отношения, связанные с предпринимательской деятельностью.

Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (ч.2 п.1 ст.1 ГК).

Субъектами предпринимательской деятельности являются юридические лица и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Порядок осуществления государственной регистрации индивидуальных предпринимателей регулируется Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. №11 (в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. №22).

Таким образом, можно выделить следующие признаки характеризующие предпринимательскую деятельность:

· получение прибыли, как цель деятельности;

· самостоятельность предпринимателя;

· предпринимательский риск;

· имущественная ответственность предпринимателя;

· осуществление деятельности лицами, зарегистрирован- ными в качестве предпринимателей.

Дискуссионным в юридической литературе является вопрос о том, является ли предпринимательское право самостоятельной отраслью или составляет часть гражданского права, а предпринимательские отношения подлежат регулированию гражданско-правовыми методами.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности стало развиваться еще в средние века. Сначала оно формировалось как торговое право, регулировавшее деятельность купцов, составлявших особое торговое сословие. Во Франции, Италии, Германии и в др. Европейских странах создавались специальные нормы по правовому регулированию торговой деятельности. С развитием капитализма эти нормы постепенно трансформировались из норм сословного характера в правила, определяющие порядок ведения торговой деятельности. При этом понятие "торговое право" постепенно стало наполняться более широким содержанием, охватывая не только торговую, но и иные виды деятельности. В силу исторических традиций наименование "торговое (коммерческое) право" сохранилось. Тем более, что во многих странах были приняты специальные кодексы. Например: Коммерческий кодекс Франции 1807 г, Торговое Уложение Германии 1897 г.

В дореволюционной России тоже развивалось торговое право, создавались коммерческие суды. Развитие России исторически протекало в русле европейской континентальной системы.

В советский период экономическая ситуация изменилась: сложилась плановая экономика, хозяйственная деятельность осуществлялась в основном государственными предприятиями, а ее правовое регулирование проводилось специальным хозяйственным законодательством. В условиях плановой экономики получила развитие концепция хозяйственного права. В 20-е годы развилась концепция двухсекторного права, согласно которой хозяйственное право - это право социалистического хозяйства, а гражданское право - право капиталистическое, которое должно отмереть и уступить место хозяйственному. Позднее, в 30-е годы, возникла теория единого хозяйственного права.

В 60-е годы сформировалась новая концепция хозяйственного права, исходившая из единства регулирования хозяйственных отношений по горизонтали и вертикали, т.е. отношений, складывающихся при осуществлении хозяйственной деятельности и при руководстве ею. Сторонники данной концепции выступали за самостоятельность хозяйственного права как отрасли. Ее предметом должны были стать хозяйственные отношения, т.е. такие, которые "включают и отношения по руководству экономикой (отношения по вертикали), и отношения по осуществлению хозяйственной деятельности (отношения по горизонтали)". Одновременно отмечалось, что "особой разновидностью хозяйственных отношений являются отношения внутрихозяйственные". Субъектами данных отношений выступали предприятия и организации в отличие от граждан - субъектов гражданско-правовых отношений.

В 90-годы начался переход от плановой экономики к рыночной. Хозяйственное право, которое ранее было правом плановой экономики, становится теперь правом предпринимательской деятельности и аккумулирует в себе нормы, регулирующие различные виды отношений - между предпринимателями (отношения по горизонтали), а также предпринимателями и государственными органами, в процессе регулирования ими предпринимательской деятельности (отношения по вертикали). По мнению В.В.Лаптева предпринимательское право представляет собой хозяйственное право рыночной экономики. В выделении предпринимательского права в качестве самостоятельной отрасли проявляется дуализм частного (гражданского) права.

По мнению ряда авторов, предпринимательское право является комплексным образованием, регулирующим особого рода отношения в сфере хозяйствования: хозяйственно-имущественные, хозяйственно-управленческие и внутрихозяйственные. Как комплексное образование хозяйственное право не имеет собственного предмета и метода правового развития. Оно формируется и развивается на стыке публичного и частного права и представляет собой нормативный массив, включающий в себя нормы разных отраслей права, функционально связанных между собой.

Представители школы цивильного права (С.Н. Братусь, В.П. Грибанов, О.С.Иоффе, Г.К.Матвеев, Е.А. Флейшиц, А.А.Собчак, Р.О. Халфина и др.) выступают за единство гражданского права. В соответствии с п.1 ст.2 ГК отношения с участием лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, составляют предмет гражданского законодательства. При этом Кодекс с учетом особенностей указанных отношений в необходимых случаях выделяет их регулирование. В предмет хозяйственного ведения невозможно включить диаметрально противоположные хозяйственно-имущественные (гражданские) и хозяйственно-управленческие отношения. Регулироваться эти отношения также будут методами различных отраслей права. Поэтому хозяйственное (предпринимательское) право нельзя считать особой отраслью права, имеющей свой предмет и метод.

6. Понятие и система гражданского законодательства

Гражданское право Республики Беларусь развивается на принципах континентальной системы права, в которой основным источником права признается нормативно-правовой акт. "Нормативный правовой акт официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение". Нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, в совокупности образуют систему гражданского законодательства.

Система гражданского права и система гражданского законодательства тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности гражданского права. Они соотносятся между собой, как содержание и форма. Система права носит объективный характер, а система законодательства в большей степени подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя.

Таким образом, система гражданского законодательства внешняя форма права, выражающая строение его источников, то есть систему нормативно-правовых актов.

Согласно ст.3 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданское законодательство образует систему нормативных правовых актов, которая включает:

· законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс и законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь);

· распоряжения Президента Республики Беларусь;

· постановления Правительства Республики Беларусь, изданные в соответствии с законодательными актами;

· акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь, изданные в пределах их компетенции по регулированию гражданских отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами;

· акты министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и самоуправления, изданные в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь от 28 мая 1999 г. "О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР" акты законодательства СССР, регламентирующие гражданские отношения и не противоречащие законодательству Республики Беларусь, могут применяться в случае отсутствия законодательства республики.

Определяя формальные границы гражданского законодательства, следует также иметь в виду, что, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 июля 1998 г. "О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров" и ГК (ст.6), частью действующего на территории Республики Беларусь гражданского законодательства являются общепризнанные принципы и нормы международных договоров Республики Беларусь, вступивших в силу. Они подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного нормативного правового акта.

Таким образом, в состав гражданского законодательства включены три группы нормативных правовых актов: законодательные акты, иные акты гражданского законодательства, нормы гражданского права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь.

В системе гражданско-правовых нормативных актов объективно главенствующее место занимает Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., в ред. Решения Республиканского референдума от 17.11.2004 №1) (далее Конституция Республики Беларусь). Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст.137 Конституции). В случае расхождения нормативного правового акта с Конституцией Республики Беларусь, действует Конституция.

Положения Конституции Республики Беларусь развиваются и детализируются в иных актах гражданского законодательства перечисленных в ст.3 ГК.

Вопрос об иерархической соподчиненности актов гражданского законодательства имеет большое практическое значение. Так как ввиду многочисленности нормативных правовых актов гражданского законодательства, несовершенства законодательной техники встречаются ситуации коллизии (расхождения) актов, когда различные нормативные акты по-разному решают один и тот же вопрос. В этом случае применяется акт, имеющий большую юридическую силу.

Соподчиненность актов гражданского законодательства определяется на основе ст.137 Конституции Республики Беларусь, ст.3 ГК и ст.10 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. "О нормативных правовых актах Республики Беларусь".

Все акты гражданского законодательства должны соответствовать Конституции Республики Беларусь, которая занимает верхнюю ступень в иерархии нормативных правовых актов. На второй ступени иерархической лестницы расположен Гражданский кодекс, который имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права. Третью ступень занимают иные кодексы, содержащие нормы гражданского права (напр., Кодекс о браке и семье, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс о земле и т.д.). Эти кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. Четвертую позицию занимают гражданско-правовые законы.

Положение декретов и указов Президента Республики Беларусь в иерархии нормативных правовых актов зависит от вида декрета и указа. Если декрет или указ Президента Республики Беларусь издан в соответствии с полномочиями, предоставленными ему на их издание законом (ч.1, 2 ст.101 Конституции Республики Беларусь), декрет и указ должны соответствовать Гражданскому кодексу или другому закону. В случае коллизии ГК или другой закон будут иметь верховенство над декретом или указом.

Если же полномочия на издания декрета или указа не были представлены законом, и они приняты в соответствии с требованиями ст.85 и ч.3 ст.101 Конституции Республики Беларусь верховенство над Гражданским кодексом и законом будут иметь декрет или указ. В данном случае, при наличии расхождения декрета или указа с кодексом или другим законом, должны применяться декрет или указ "как акты более высокой юридической силы по отношению к Кодексу или другому закону независимо от даты вступления в силу указа или декрета до вступления в силу Кодекса или после".

Подзаконное положение занимают постановления Совета Министров Республики Беларусь, Пленума Верховного Суда Рес- публики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, иные акты законодательства.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь. Нижнюю ступень в иерархии актов гражданского законодательства занимают акты местных органов управления и самоуправления.

Центральное место в системе гражданского законодательства занимает отраслевой кодифицированный нормативный акт Гражданский кодекс Республики Беларусь (принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 28 октября 1998 г., одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 г., подписан Президентом Республики Беларусь 7 декабря 1998 г., введен в действие с 1 июля 1999 г. (ст.1136 ГК), за исключением положений, для которых установлены иные сроки введения в действие. Так, глава 4 "Юридические лица" вступила в силу со дня официального опубликования, то есть с 5 марта 1999 г.).

Отдельные сферы общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, регулируются кодифицированными актами: Жилищным кодексом Республики Беларусь от 22 марта 1999 г., Кодексом о браке и семье от 9 июня 1999 г., Кодексом о земле от 4 января 1999 г., Воздушным кодексом от 11 января 1999 г., Кодексом торгового мореплавания от 15 ноября 1999 г., Инвестиционным кодексом Республики Беларусь от 22.06.2001г., Банковским кодексом Республики Беларусь от 25.10.2000 и т.д. Так, Кодекс о земле помимо прочих регулирует отношения, возникающие при осуществлении права частной собственности на землю, при наследовании земли, совершении сделок с землей и т.д. Отношения, вытекающие из договора найма жилого помещения, регулируются Жилищном кодексом Республики Беларусь (ст.642 ГК). Вместе с тем ГК содержит ряд норм, регулирующих семейные, земельные, трудовые отношения. Так, ст.ст.32-34 ГК содержат правила об опеке и попечительстве над детьми. В статьях главы 17 ГК регулируются отношения о вещных правах на землю. Нормы гл.58 ГК в том числе регулируют отношения по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении служебных обязанностей.

В соответствии с п.2 ст.1 ГК к семейным, трудовым, земельным отношениям, отношениям по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, отвечающим признакам отношений, регулируемых гражданским законодательствам, гражданское законодательство применяется только в случаях, если законодательством о браке и семье, трудовым, земельным и другим специальным законодательством не предусмотрено иное.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Соотношение гражданского права и семейного права (сходство и различие предмета и метода). Основания для привлечения к административной ответственности. Исковое заявление о расторжении брака и взыскание алиментов на двоих несовершеннолетних детей.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2010

    Источники гражданского права. Действие гражданского законодательства во времени и по кругу лиц. Отграничение гражданского права от смежных отраслей права. Понятие гражданского законодательства и его система. Разграничение частного и публичного права.

    реферат , добавлен 27.12.2009

    Признаки семейного и гражданского права. Особенности возникающих между членами семьи имущественных отношений. Соотношение систем гражданского и семейного законодательства. Юридическая сущность семейно-правовых актов. Личные неимущественные отношения.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2011

    Исследование понятия гражданского права как отрасли права, его значения в современном российском законодательстве. Характеристика имущественных и личных неимущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Особенности принципов гражданского права.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2014

    Общие понятия и особенности гражданского права как отрасли единого российского права. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. Основные принципы и функции гражданского права. Основные общепризнанные критерии самостоятельности права.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2011

    Соотношение и разграничение частного и публичного права. Система гражданского права. Место гражданского права в системе правовых отраслей. Предмет гражданского права. Понятие метода правового регулирования. Метод гражданско-правового регулирования.

    дипломная работа , добавлен 24.07.2010

    Общие положения гражданского процессуального права, его источники и соотношение с другими отраслями права. Наука гражданского процессуального права, её предмет, система и основные принципы. Толкование целей и задач гражданского судопроизводства.

    творческая работа , добавлен 07.12.2010

    Краткое определение гражданского права. Гражданское право как одна из ведущих отраслей права. Гражданско-правовое регулирование общественных взаимоотношений. Отличительные особенности гражданского права и других отраслей права. Метод гражданского права.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2012

    Гражданское право как отрасль права. Предмет гражданского права. Метод гражданско-правового регулирования. Отграничение гражданского права от других отраслей права. Гражданское и административное право, трудовое и финансовое право. Семейное право.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2008

    Соотношение административного и гражданского права. Особенности государства как субъекта права. Реализация полномочий Российской Федерации как собственника акций. Применение норм гражданского права к административным актам о государственной регистрации.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

#### ###### #### ## ##
## ## ## ## ## ## ### ##
## ## ## #### ###
### ## ### ## ## ##
## ## ## ####### ##
## ## ## ## ## ## ##
#### ## #### ## ######

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Концепции регулирования предпринимательских отношений. История становления предпринимательского права. Соотношение программы курсов "Коммерческое право" и "Предпринимательское право". Субъекты предпринимательского права.

    реферат , добавлен 01.03.2007

    Предмет гражданского права, круг регулируемых им общественных отношений. Роль имущественных отношений, права собственности, хозяйственного ведения либо управления в предмете гражданского права. Принципы неприкосновенности собственности и свободы договора.

    контрольная работа , добавлен 28.02.2017

    Понятие и предмет российского предпринимательского права. Сущность и разновидности предпринимательских правоотношений. Предпринимательская деятельность как объект предпринимательского права. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2012

    Понятие и основные начала (принципы) гражданского права: равенство участников гражданско-правовых отношений, неприкосновенность собственности, беспрепятственное осуществление и судебная защита гражданских прав, обеспечение восстановления нарушенных прав.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2011

    Общие положения гражданского процессуального права, его источники и соотношение с другими отраслями права. Наука гражданского процессуального права, её предмет, система и основные принципы. Толкование целей и задач гражданского судопроизводства.

    творческая работа , добавлен 07.12.2010

    Общественные отношения, характеризующие определение предмета, метода, задач и функций гражданского права, его развитие. Отраслевой метод правового регулирования общественных отношений. Понятие и виды функций гражданского права, его подотрасли и институты.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2015

    Понятие гражданского права как отрасли права. Понятие, виды и гражданско-правовые формы имущественных отношений. Роль гражданского законодательства в регулировании имущественных отношений. Понятие и методы правового регулирования имущественных отношений.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2015

Отграничение предпринимательского права от смежных отраслей права осуществляется по предметному признаку.Один из самых непростых вопросов – это отграничение предприниматель­ского права от гражданского. Отличие этих взаимодействующих отраслей права состоит в следующем. Гражданское право регулирует прежде всего имущественные отношения, причем вне собственно производственной деятельности. Тогда как предпринимательское право призвано урегулировать все акты деятельности в процессе производства, распределения и обмена. Таким образом «глухой стены» между этими отраслями права нет, но самостоятельная территория просматривается достаточно определенно. Даже в пограничной зоне перемещения результатов производства для удовлетворения потребностей граждан видно, что по одну сторону действуют производители, для которых реализация товаров, работ, услуг – необходимая часть воспроизводственного кругооборота. По другую – действуют потребители товаров, работ, услуг. В этой пограничной зоне конкретные сделки граждан и предпринимателей – территория граждан­ского права. Процедуры регистрации, лицензирования, организация работы предпринимателя, включая транспортировку, хранение товаров, применение норм естественной убыли, финансовые результаты деятельности – все это территория предпринимательского права. В сфере предпринимательского права есть и некоторые неимущественные отношения, связанные с ведением предпринимательской деятельности (право на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания). Они отличаются от соответствующих неимущественных отношений гражданского права тесной связью с предпринимательской деятельностью, вне которой эти права не реализуются и лишены какого-либо смысла.

От административного права предпринимательское отличается тем, что к предмету административного права отнесена исполнительно-распорядительная деятельность администрации, то есть отношения в сфере власти и подчинения. В предпринимательских отношениях нет исполнительно-распорядительной деятельности. Органы управления и отдельные должностные лица в предпринимательстве не выступают. Здесь в отношениях по осуществлению руководящей деятельности выступают органы государства от имени последнего. Причем эти акты хозяйственного руководства не представляют собой простых актов исполнения законов или распоряжений во их исполнение. Регулирующая роль государства все более отделяется от актов исполнительно-распорядительной деятельности и внимает экономическим методам воздействия, таким как налоги, льготы, дотации и т.д.

От трудового права предпринимательское отличается тем, что воздействует не на отношения отдельных лиц, нанявшихся на работу и подчиняющихся в силу этого правилам внутреннего трудового распорядка, установленному режиму работы и другим отношениям найма, а на предпринимательские отношения предприятий и их подразделений в целом как хозяйствен­ных образований. Наличие организационно-имущественного обособления, хозяйственного договора является признаком предпринимательских отношений, позволяющим отграничить их от трудовых отношений.

В системе права Российской Федерации предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного), гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др.

Рассмотрим, как соотносятся между собой предпринимательское право и основные отрасли права в сфере предпринимательства. Батычко В.Т. Предпринимательское право. Конспект лекций / В.Т. Батычко. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. - 325 с.

Базовой отраслью права является конституционное право, ибо на его основе формируются другие отрасли права, в том числе и предпринимательское. Основой правового регулирования является Конституция РФ, - базовый закон государства, представляющий собой юридическую базу всего действующего законодательства. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Конституцией установлены свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии и ограничения конкуренции.

Единственной денежной единицей, обращающейся на территории Российской Федерации, объявлен рубль. Государство в лице Банка России обязано защищать российскую валюту и обеспечивать ее устойчивость. Россия впервые провозглашена социальным государством, политика которого, в том числе в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для свободного развития человека, личности и всего общества в целом;

Следующей по значимости отраслью права, взаимодействующей с предпринимательским правом, является гражданское право, представляющее собой систему правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, базирующиеся на автономии и имущественной самостоятельности участников таких отношений, методом юридического равенства сторон. Имущественные отношения, являющиеся предметом гражданского права, могут выражать: принадлежность имущества определенным лицам (вещные правоотношения); управление имуществом организаций (корпоративные правоотношения); переход имущества от одних лиц к другим (обязательственные правоотношения). Неимущественные отношения, связанные с имущественными, представляют категорию исключительных прав (авторских, патентных и т.п.).

Предпринимательские имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права. Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования, их участия в обязательствах.

Особенность гражданского права заключается в том, что оно упорядочивает отношения между равноправными и независимыми субъектами, вступающими в отношения друг с другом по собственной воле. Гражданское право - это регулятор рыночных отношений. Вместе с другими отраслями права оно способно в полной мере воздействовать на предпринимательский сектор экономики. Нормы, регулирующие предпринимательство, органично слиты с гражданским правом.

Наряду с вышеуказанными отраслями права, предпринимательскую деятельность регулируют нормы финансового, налогового, трудового, земельного, уголовного законодательства, нормы которых охватываются понятием публичного права. Наибольшим по объему регулятором отношений в сфере предпринимательства является - административное право. Оно регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: порядок создания, реорганизации и ликвидации исполнительных органов всех уровней, их перечень, цели и задачи, компетенцию, структуру, порядок функционирования. Оно оказывает определенное регулирующее воздействие и на негосударственные организации. Например, обязательная государственная регистрация.

Нормы административного права определяют правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере административных право-отношений. Административное право характеризуется наличием отношения «власть - подчинение» и регулирует отношения неравноправных субъектов.

Таким образом, вопрос о сущности предпринимательского права решается в юридической науке неоднозначно. Можно выделить три основные позиции по данной проблеме. Ястребов Д.А. Российское предпринимательское право. Учебный курс / Д.А. Ястребов. - М. МИЭП, 2010. - 154 с.

Первая заключается в том, что хозяйственное право - самостоятельная отрасль права со своим предметным единством (предпринимательские правоотношения) и методами (юридическими режимами) правового регулирования (А.Г. Быков, В.В. Лаптев, В.С. Мартемьянов и др.).

Вторая исходит из того, что предпринимательское (хозяйственное) право - отрасль права второго уровня, сочетающая в себе признаки и методы ряда базовых отраслей, - прежде всего гражданского и административного (И.В. Ершова, О.М. Олейник и др.).

Третья позиция состоит в том, что частноправовые отношения между юридически равноправными товаропроизводителями регулируются единым гражданским правом. Отношения по организации и руководству предпринимательской деятельностью - прежде всего административным и тесно связанными с ним иными отраслями права (финансовым, налоговым и т.д.).

При этом допускается обособление соответствующего законодательного массива и выделение учебной дисциплины, посвященной изучению правового регулирования предпринимательской деятельности (В.Ф. Попондопуло, В.В. Суханов, В.Ф. Яковлева и др.).

Предпринимательское право можно с разных позиций рассматривать как: а) отрасль права; б) отрасль законодательства; в) отрасль юридической науки; г) учебную дисциплину.

Как отрасль права предпринимательское право представляет собой совокупность норм, регулирующих на основе диалектического сочетания частноправовых и публично-правовых начал отношения, возникающие в процессе организации и осуществления предпринимательской деятельности, а также руководства ею.

Как отрасль законодательства предпринимательское право представляет собой совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность и государственное воздействие на данную деятельность.

Как отрасль юридической науки предпринимательское право представляет собой систему знаний о предпринимательском праве, истории и тенденциях его развития.

Как учебная дисциплина предпринимательское право представляет собой систему обобщенных знаний о предпринимательском праве как отрасли права, нормативной базе предпринимательского права и практике ее применения, а также о развитии науки предпринимательского права.

Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ч.3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Признаки предпринимательской деятельности вытекают из ее определения:

Самостоятельность предпринимательской деятельности предполагает имущественную и организационную независимость субъекта предпринимательской деятельности;

Рисковый характер предпринимательской деятельности является неотъемлемой частью рыночной экономики. Основным риском является риск неполучения прибыли либо получение прибыли в меньшем объеме, чем ожидал субъект предпринимательской деятельности;

Направленность на систематическое получение прибыли означает, что деятельность, признаваемая в качестве предпринимательской, осуществляется субъектом с целью неоднократного (постоянного) извлечения прибыли, даже при временном ее отсутствии;

Прибыль извлекается от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. Данный признак указывает на источники прибыли в ходе осуществления предпринимательской деятельности. Исчерпывающую формулировку таких источников нельзя признать удачной, поскольку многообразие направлений предпринимательской деятельности предполагает и иные источники получения прибыли;

Признак государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности неоднозначен. Если трактовать его буквально, то соответствующая основным признакам предпринимательская деятельность, осуществляемая лицом без государственной регистрации, не будет признана предпринимательской. Однако это противоречит, например, ст. 171 УК РФ, в которой установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации. Следовательно, правильнее говорить о том, что государственная регистрация является необходимым условием для легализации предпринимательской деятельности.

Выделяют и иные признаки предпринимательской деятельности, не вошедшие в понятие предпринимательской деятельности. Например, полная имущественная ответственность субъектов предпринимательской деятельности, профессионализм, целенаправленность предпринимательской деятельности и др.

Наличие и определенность самостоятельного объекта правового регулирования позволяют вести речь о необходимости выделения и формирования самостоятельной отрасли в правовой системе государства для урегулирования общественных отношений между субъектами, включенными в сферу предпринимательской деятельности. Данный процесс в настоящее время происходит в правовом пространстве России.

Роль предпринимательского права в условиях рыночной экономики весьма значительна. Устанавливаемые государством для предпринимателей правила поведения и порядок контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью призваны обеспечить гармоничное взаимодействие частных и публичных интересов в процессе удовлетворения разнообразных потребностей общества в товарах, работах и услугах.

В системе российского права предпринимательское право теснейшим образом взаимосвязано с нормами различных отраслей права: конституционного, гражданского, административного, финансового, налогового, трудового, уголовного и др. Такая взаимосвязь, на наш взгляд, обусловлена спецификой объекта правового регулирования, сущностные черты которого были проанализированы в данном разделе. Кроме того, предпринимательская деятельность имеет множество видов (производственное, финансовое, коммерческое, консалтинговое предпринимательство) и весьма разнообразна по своему отраслевому содержанию (протекает практически во всех сферах материального и духовного производства). Это обстоятельство также предопределяет комплексный характер правового регулирования данного вида социальной деятельности.

Комплексный интегрированный характер предпринимательского права предполагает выделение и анализ основных составляющих предметного единства данной отрасли, а именно предпринимательских отношений. Предпринимательские отношения имеют сложное содержание и структуру.

Первая группа таких отношений - это отношения, связанные с организацией предпринимательской деятельности. Они основываются на конституционном праве граждан на занятие предпринимательской деятельностью (ст. 34 Конституции РФ); его развитии в ст. 18 ГК РФ, которая определяет со держание правоспособности граждан, включающей: право заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; в ст. 23 ГК РФ, регламентирующей предпринимательскую деятельность граждан и устанавливающей государственную регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей в ст. 51 ГК РФ, устанавливающей государственную регистрацию юридических лиц, регламентирующей вопросы лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, а также целый комплекс организационно-имущественных отношений, связанных с созданием юридических лиц - субъектов предпринимательства, и др. Все эти отношения тесно взаимосвязаны между собой предметным единством - они являются предпринимательскими. Но по своему юридическому режиму, методу правового регулирования, если исходить из традиционных в правовой науке взглядов, это разноотраслевые отношения.

Во вторую группу входят отношения, связанные с самой предпринимательской деятельностью, т.е. непосредственно предпринимательская деятельность, та деятельность, где достигается одна из главных целей предпринимательства - получение прибыли. Речь идет о пользовании имуществом, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. Здесь доминирующее положение занимает гражданско-правовое регулирование предпринимательских отношений.

Взаимоотношения между предпринимателями как товаропроизводителями, юридически равными субъектами товарно-денежных отношений иначе как гражданско-правовыми (частноправовыми) методами в рыночной экономике регулироваться не могут. Хотя и здесь можно наблюдать ряд случаев государственного (публично-правового) воздействия на частноправовые отношения - например, государственное регулирование цен на продукцию и услуги естественных монополий и др.

Гражданским правом регулируется только часть, хотя и существенная, отношений, возникающих в связи с предпринимательской деятельностью. Не менее значительная их часть регулируется публично-правовыми методами. Это отношения по государственному регулированию предпринимательства. Данная, третья группа отношений, также составляющая предмет предпринимательского права, тесно связана с первой и второй, но если там инициативной стороной организации предпринимательской деятельности являются главным образом гражданин-предприниматель, иные субъекты предпринимательства, то здесь государство от имени общества устанавливает правила предпринимательства и последствия их нарушения, защищая публичные (социальные, финансовые, бюджетные, экологические и др.) и частные интересы.

Четвертая группа предпринимательских отношений - это внутрихозяйственные, внутрикорпоративные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности крупных и сложных предпринимательских структур.

Взаимоотношения между относительно обособленными структурными подразделениями регулируются локальными нормативными актами, составляющими значительную часть предпринимательского законодательства

Таким образом, предпринимательское право - это система правовых норм и институтов, регулирующих на основе сочетания публичных и частных интересов общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, в том числе отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Становление и развитие данной отрасли российской правовой системы объективно обусловлено бурным развитием социально-экономических отношений в России, основанных на принципах открытого рынка.



Просмотров