Школа не прошла аккредитацию. Аккредитация школ – залог качества образования

Аккредитация - форма признания качества. Это процесс, в течение которого школа проверяется на предмет соответствия стандартам, установленным аккредитующими органами.

Цель аккредитующих органов - защитить студентов. Аккредитация проводится школьными инспекторами, которые проверяют, предоставляет ли школа необходимый уровень образования для своих учащихся. Аккредитующий орган - это организация, которая тщательно проверяет школы и, если школа удовлетворяет всем требованиям, а ее уровень услуг достаточно высок по всем параметрам, дает ей право на аккредитацию. Аккредитующие органы следят за школами в своей стране. Только школы с высоким уровнем предлагаемых образовательных услуг получают аккредитацию. Таким образом, наличие аккредитации дает гарантию получения высококвалифицированных услуг в школах.

Аккредитация - международный вид признания, показывающий, насколько хорошее образование дает школа своим учащимся. Школы проходят тщательный отбор. Прежде чем удостаиваются права быть аккредитованными.

Как школа получает аккредитацию?

Получить аккредитацию непросто. Аккредитацию нельзя купить, за процессом постоянно следят ведущие агентства. Чтобы получить аккредитацию проводится довольно много проверок, чтобы убедиться, что школа соответствует стандартам, разработанным аккредитующими органами. Аккредитующие службы посещают школы, чтобы разобраться во всем досконально. Затем по окончании проверки пишется отчет, на основании которого выносится решение о предоставлении аккредитации данной школе. Если комиссия остается удовлетворена проверкой и убеждается, что школа способна предоставить высокий уровень образовательных услуг для своих клиентов, то школа становится аккредитованным учебным заведением.

В процессе аккредитации проверяется и оценивается:

  • Школьный персонал (включая учителей)
  • Классные комнаты
  • Школьные объекты
  • Уровень социального обеспечения учащихся
  • Резиденции
  • Предлагаемые английские курсы и занятия
  • Финансы и счета
  • Способ управления школой
  • Отзывы студентов

Все проверки осуществляются в процессе собеседований (с персоналом и учащимися), открытых уроков, методичной проверки школьной документации и посещения всех школьных объектов и резиденций. Только когда аккредитующий орган удостоверяется в соответствии всем критериям, выдается аккредитация.

Аккредитованные школы проходят проверки каждые несколько лет, также каждый год несколько случайно выбранных школ подвергаются скрытым проверкам без предупреждения.

Это означает, что аккредитованные школы следят, чтобы уровень предоставляемого образования не снижался. Школы пристально следят за рейтингами.

Почему стоит выбирать аккредитованную школу?

Аккредитованные учебные заведения официально признаются миграционными службами. На данный момент студенческие визы выдаются только студентам аккредитованных школ (особенно это актуально для и Великобритании).

Так как школы постоянно следят за тем, чтобы во время текущей проверки не потерять аккредитацию, уровень преподавания в них действительно высокий.

В свете глубоких структурных изменений, которые испытывает в последнее время отечественная аккредитация школы призвана стать инструментом, с помощью которого государство будет контролировать, насколько полно отвечают проводимые им реформы общим потребностям общества.

Согласно российскому законодательству, аккредитация средней школы представляет собой обязательную, регулярно проводимую процедуру, основная цель которой - подтверждение того, что процесса в данном учебном заведении полностью соответствует требованиям государственного стандарта. В последние годы этому процессу власти стали уделять особое внимание, так как происходит постепенный переход к стандартам третьего поколения, которые предъявляют повышенные требования именно к основному образовательному звену - школам.

Аккредитация школы - процедура регулярная. В соответствии с Законом об образовании она должна проводиться не реже, чем раз в шесть лет. При этом заявление должно подаваться самим образовательным учреждением в установленном законом порядке. После этого соответствующее ведомство принимает решение о проведении аккредитации, при этом временной промежуток между данным решением и собственно процедурой не может превышать ста пяти дней.

Аккредитация школы, документы по которой должны быть направлены образовательным учреждением вместе с заявлением, включает в себя несколько этапов. Первый из них - заочный, когда комиссия изучает присланные школой документы, которые должны подтвердить, что данное учреждение работает строго по государственным стандартам, имеет все необходимые лицензии на ведение образовательной деятельности. Если в каких-то документах будут обнаружены ошибки, то администрация школы будет иметь семь дней, чтобы все исправить.

Важнейшим этапом аккредитации является личное знакомство членов комиссии с образовательным учреждением. При этом особое внимание обращается на состояние материальной базы школы, на основные показатели качества образовательного процесса, на профессионализм учителей и других сотрудников. Кроме того, обязательно должна быть проведена аккредитационная экспертиза всех используемых в данной школе а также основных показателей деятельности образовательного учреждения. Последнее важно для тех школ, которые ставят перед собой цель получить статус гимназии или лицея.

Одним из самых интригующих этапов, без которого не обходится ни одна аккредитация школы, является проверка знаний учащихся по основным предметам. В этом случае полученные цифры должны отражать качество подготовки учащихся и выпускников, которые выражаются в средних баллах по основным изучаемым дисциплинам.

По итогам всех проверок аккредитационная комиссия выносит решение о соответствии образовательного процесса в данной школе основным положениям государственного стандарта и Закона об образовании. Переоформление аккредитационных материалов обычно занимает сорок пять дней, после чего администрация данного образовательного учреждения может спокойно работать следующие пять лет.

До мая этого года 1958 школ Кыргызстана должны пройти аккредитацию Министерства образования и науки КР. Об этом газете «Кутбилим» сообщил начальник отдела лицензирования и аттестации Нурбек КАЗЫЕВ.

По его словам, 16 июня 2017 года вышло Постановление Правительства КР «Об утверждении Порядка аккредитации образовательных организаций, реализующих программы основного и/или среднего общего образования, и Минимальных требований, предъявляемых к аккредитуемым образовательным организациям, реализующим программы основного и/или среднего общего образования».

Согласно данному документу, в целях повышения качества образования в образовательных организациях, реализующих программы основного и среднего общего образования, в соответствии с Законом КР «Об образовании», Правительство КР постановило утвердить порядок аккредитации образовательных организаций, реализующих программы основного или среднего общего образования.

А также утвердить минимальные требования, предъявляемые к аккредитуемым образовательным организациям, реализующим программы основного или среднего общего образования.

Министерству образования и науки Кыргызской Республики поручено привести свои решения в соответствие с настоящим постановлением, принять необходимые меры, вытекающие из настоящего постановления.

Как отметил Нурбек Казыев, до мая этого года 1958 школ должны пройти аккредитацию. Ранее, в соответствии с приказом Минобразования КР от 20 июня 40 школ из всех регионов республики прошли аккредитацию, из них 33 были аккредитованы, и 7 школ не смогли пройти аккредитацию. Другим приказом Минобразования КР от 30 ноября 60 школ города Бишкек и 12 школ турецкой образовательной фирмы «Себат» прошли процедуру аккредитации. Из 60-ти школ Бишкека – 2 школы не были аккредитованы, теперь они должны пройти аккредитацию в течение 3 месяцев. В настоящее время мы собираем документы школ из всех регионов республики и до мая месяца эти школы должны быть аккредитованы, — отметил Нурбек Казыев.

По его словам, аккредитация проводится для подтверждения качества предоставляемых образовательных услуг и является основным механизмом повышения качества образования. Каждая школа должна пройти аккредитацию один раз в пять лет.

— О каком качестве преподавания мы можем говорить, если совершенно не оцениваем нашу работу, в целом системы образования, министерства? У нас есть более 2 тысяч школ по республике, а что они из себя представляют? Мы же не можем говорить только о строительстве. Мы должны понимать, что есть в школах, какие учителя.

Система оценки состоит из трех блоков. Первый - количественный, статистический (год основания школы, число учеников, учителей, книжный фонд). Второй блок включает все показатели качественной работы школы (средний показатель по Общереспубликанскому тестированию, воспитательная работа, возможные случаи суицидов и так далее).

По сути, аттестация и аккредитация — это одно и то же. Изменения в законодательство ввели в 2012 году. Предполагалось ввести независимую аккредитацию для всех образовательных организаций.

Поскольку школьное образование по Конституции – обязательство государства, поэтому исключено говорить «не аккредитован», может быть «условно».

Это означает, что руководителю школы в течение года дают возможность посмотреть на слабые места, попытаться принять какие-то меры, усилить преподавание предметов, срочно послать учителя на повышение квалификации и другое.

Первая цель аккредитации - повышение качества образования. Можно ничего не делать, книги издавать, зарплату повышать, можно вкладывать и вкладывать. Но если мы не оцениваем, во что мы вкладываем, тогда о каком качестве образования мы можем говорить? Очень часто общество высказывает претензии в адрес учителей, директоров школ. И нам надо понимать, почему это происходит. Система оценивания позволяет увидеть текущую ситуацию и принять управленческие решения.

Благодаря аккредитации мы будем знать, учителей из каких школ отправлять на повышение квалификации.

Она заставит, наконец, работать наши школы. Если учителя будут заниматься обучением, а не собиранием денег, однозначно дети смогут получать более качественное образование. Бояться нечего, аккредитация всех ждет.

Для справки: Аккредитация — форма признания качества. Это процесс, в течение которого школа проверяется на предмет соответствия стандартам, установленным аккредитующими органами. Цель аккредитующих органов — защитить учащихся. Аккредитация проводится школьными инспекторами, которые проверяют, предоставляет ли школа необходимый уровень образования для своих учащихся. Аккредитующий орган — это организация, которая тщательно проверяет школы и, если школа удовлетворяет всем требованиям, а ее уровень услуг достаточно высок по всем параметрам, дает ей право на аккредитацию. Аккредитующие органы следят за школами в своей стране. Только школы с высоким уровнем предлагаемых образовательных услуг получают аккредитацию. Таким образом, наличие аккредитации дает гарантию получения высококвалифицированных услуг в школах.

Аккредитация — международный вид признания, показывающий, насколько хорошее образование дает школа своим учащимся. Школы проходят тщательный отбор. Прежде чем удостаиваются права быть аккредитованными.

Получить аккредитацию непросто. Аккредитацию нельзя купить, за процессом постоянно следят ведущие агентства. Чтобы получить аккредитацию проводится довольно много проверок, чтобы убедиться, что школа соответствует стандартам, разработанным аккредитующими органами. Аккредитующие службы посещают школы, чтобы разобраться во всем досконально. Затем по окончании проверки пишется отчет, на основании которого выносится решение о предоставлении аккредитации данной школе. Если комиссия удовлетворена проверкой и убеждается, что школа способна предоставить высокий уровень образовательных услуг для своих клиентов, то школа становится аккредитованным учебным заведением.

В процессе аккредитации проверяется и оценивается: школьный персонал (включая учителей), классные комнаты, школьные объекты, уровень социального обеспечения учащихся, способ управления школой

Аккредитация школ в России

Три этапа развития аккредитации в России

Анализируя двадцатилетнюю практику становления и развития аккредитации в системе высшего образования России, можно выделить три этапа: инновационный (1995-2004), «европеизации» (2004-2009) и дифференциации процедур оценки (2009 – по настоящее время). Велика вероятность, что в ближайшие годы процедура аккредитации будет переживать новый этап трансформации и новые направления развития.

Все школы российской федерации проходят обязательную аккредитацию. Под аккредитацией школы принято понимать процесс признания качества, соответствия стандартам, которые были установлены аккредитирующими органами.

Процедура открывает учебному заведению право выдавать аттестаты об окончании учебы и является средством защиты учащихся. После прохождения процедуры аккредитации директор школы получает лицензию и сертификат и государственное финансирование образовательного учреждения.

Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением дошкольных образовательных учреждений), реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования.

Целями государственной аккредитации образовательного учреждения (например, аккредитация школы или гимназии) являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и, если иное не предусмотрено действующим законодательством в области образования, установление его госстатуса.

Если при прохождении процедуры государственной аккредитации учебное заведение подтвердило качество предоставляемых образовательных услуг, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) выдает свидетельство о государственной аккредитации.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования» (ФБГУ «Росаккредагентство») является подведомственным учреждением Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Деятельность ФГБУ «Росаккредагентство», базирующаяся на системе менеджмента, соответствующей требованиям международных стандартов систем управления и гарантии качества образования, направлена на обеспечение внешней гарантии качества образования и содействие признанию результатов обучения в российских образовательных организациях на национальном и международном уровне.

Цели и задачи Агентства — оно направляет свою деятельность на содействие в осуществлении государственных функций по государственной аккредитации, являющейся основным механизмом государственного и международного признания качества образовательной деятельности российских образовательных организаций.

Достижение данных целей обеспечивается за счет постоянного совершенствования деятельности Агентства и реализации следующих задач.

Казахстан

С 2012 года в Казахстане внедрена новая система аккредитации, благодаря которой, по прогнозам, учебные заведения страны выйдут на новую ступень обеспечения качества образования

Развитие человеческого капитала в Республике Казахстан осуществляется в новых для образовательной системы условиях, связанных с вхождением в Болонский процесс (2010). Как известно, важнейшим вектором здесь является борьба за обеспечение качества образования.

Об этапах становления системы аккредитации учебных заведений, своем видении ее перспектив рассказывает научный руководитель Независимого казахстанского агентства по обеспечению качества в образовании (НКАОКО-IQAA) Шолпан КАЛАНОВА.

Согласно закону «Об образовании» процедура аккредитации в Казахстане получила законодательное оформление в 1999 году в форме государственной аккредитации высших учебных заведений. В 2001 году государственная аккредитация существенно упрочила свои позиции. В июне президентом страны был подписан закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования». В июле вышло постановление правительства «Об утверждении правил государственной аккредитации организаций образования». В соответствии с этими документами проведение аккредитации, принятие решения об аккредитации вузов и ведение соответствующего реестра было возложено на министерство образования и науки, процедура рассмотрения заявок – на консультативно-совещательный орган, в частности, совет по аккредитации организаций образования.

На основе разработанных МОН РК количественных показателей комплексной оценки вузов – по аналогии с российской системой государственной аккредитации – были собраны статистические данные от вузов. Результатом явилось решение об аккредитации 59 вузов (47 государственных и 12 частных) на основании 27 показателей их деятельности.

Итогом этого шага стала резкая критика министерства образования и науки РК в СМИ со стороны частных вузов. Как следствие – государственная аккредитация была приостановлена почти на десять лет.

Сегодня, по прошествии времени, отчетливо видны допущенные ошибки. И первая из них – недопустимость концептуальных выводов о деятельности вузов на основе исключительно статистических показателей. Стало ясно, что прежде чем запускать в серию процедуру госаккредитации, необходимо было лучше изучить различные методологии ее проведения, учесть богатый международный опыт.

В новой редакции закона РК «Об образовании», принятой в июле 2007 года, аккредитация была прописана уже как добровольная процедура. На первом этапе становления системы аккредитации в Казахстане российский опыт был очень полезен. Многие из известных российских экспертов в области аккредитации в разное время приезжали в Казахстан и знакомили коллег с накопленным опытом: это профессора В.С. Сенашенко, Е.Н. Геворкян, Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов, В.А. Самойлов и многие другие.

Новый этап в развитии независимой аккредитации учебных заведений Казахстана стал возможен благодаря политической воле президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и разработке правительством страны ряда важнейших стратегических документов: Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, Государственной программы развития образования (ГПРО) на 2011-2020 годы. Кроме того, была создана законодательная основа для оценки качества образования: в октябре 2011 года парламентом Казахстана были внесены изменения и дополнения в закон «Об образовании». Во всех названных документах значение аккредитации в обеспечении качества образования было поднято на новый уровень и сделан акцент на независимую аккредитацию.

С 2012 года аккредитация осуществляется некоммерческими неправительственными организациями. Государство передало часть своих полномочий неправительственному сектору, оставив за собой право выбора поставщиков услуг аккредитации путем их признания и включения в Национальный реестр аккредитованных органов. В конце декабря 2011 года МОН РК издало приказ о порядке и требованиях по ведению национальных реестров аккредитационных органов, в котором отражены требования, предъявляемые к казахстанским и зарубежным агентствам.

В положении о Национальном реестре четко прописано, что институциональная аккредитация будет проводиться казахстанскими агентствами, а специализированная (программная) – может проводиться любым из агентств, вошедшим в реестр. В настоящее время в реестр вошли 2 казахстанских, в том числе Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании, и 4 зарубежных агентства.

С 2014-2015 учебного года государственная аттестация будет полностью заменена национальной институциональной и специализированной (программной) аккредитацией для вузов и колледжей.

Необходимо акцентировать, с 2015 года в соответствии с буквой закона государственный заказ на подготовку бакалавров и магистров будут получать только вузы, прошедшие институциональную и программную аккредитации.

Так государство будет стимулировать учебные заведения к прохождению независимой национальной аккредитации, поскольку размещение государственных образовательных заказов на подготовку специалистов, или грантов, предусмотрено только для аккредитованных учебных заведений. Более того, аккредитованные учебные заведения с аккредитованными образовательными программами получают право выдавать выпускникам дипломы собственного образца, которые будут признаваться государством.

На сегодня Независимым казахстанским агентством по обеспечению качества в образовании (НКАОКО-IQAA) на основе изучения и анализа стандартов и критериев зарубежного опыта разработаны процедуры и стандарты независимой национальной аккредитации. В процессе их разработки были учтены лучшие практики, зарубежный опыт – в частности, США и европейских стран-подписантов Болонской декларации, – а также предложения казахстанских вузов. Агентством использовались документы, имеющие глобальный характер: Руководство по надлежащей практике INQAAHE, Европейские стандарты и руководство по обеспечению качества (ESG).

В соответствии с европейскими стандартами внешний аудит в рамках институциональной аккредитации НКАОКО проводится командой, состоящей из национальных экспертов – ректора или проректора вуза, руководителей структурных подразделений, работодателей, студентов и международных экспертов. В качестве последних агентством привлекаются ректоры, проректоры, экс-ректоры и проректоры, эксперты из различных стран мира (всего 14 стран), среди которых Австрия, Болгария, Германия, Великобритания, Польша, Словакия, США, Россия, Румыния, Чехия, Франция и другие.

Что касается состава аккредитационного совета НКАОКО, то в него входят представители министерства образования и науки, профессионалы в сфере образования, в числе которых депутаты парламента, которые ранее работали в системе высшего образования, заместитель председателя национальной индустриальной палаты, президенты ассоциаций – высших учебных заведений и колледжей, эксперты и докторанты.

Полученный опыт убеждает: деятельность неправительственных негосударственных агентств позволяет государственной системе управления учебными заведениями обеспечить баланс между развитием самоуправления организаций образования и эффективной оценкой качества образования. В то же время она играет роль мощной системы мотивации для вузов, действительно стремящихся поднять подготовку специалистов на качественно новый уровень, позволяет вовлечь всех заинтересованных лиц, в том числе работодателей, в процесс улучшения качества образования.

Узбекистан

Государственная аккредитация и аттестация учебных заведений организуется и проводится в соответствии с «Положением о проведении государственной аккредитации учебных заведений Республики Узбекистан». Государственный центр тестирования проводит аккредитацию образовательных учреждений.

Аттестация учебных заведений также организуется и проводится Государственным центром тестирования. Учебное заведение проходит аттестацию по плану один раз в 5 лет. Лицензирование негосударственных образовательных учреждений осуществляется на основе «Положения о лицензировании деятельности негосударственных образовательных учреждений». Лицензии выдаются негосударственным образовательным учреждениям отдельно на каждый вид образования, включая высшее образование. Лицензия на право осуществления деятельности образовательных учреждений выдается сроком на 5 лет.

Агентство «Узстандарт» является Национальным органом по аккредитации Республики Узбекистан и в соответствии с действующим законодательством выполняет следующие функции: осуществляет государственную политику в области аккредитации, устанавливает общие правила и порядок по проведению аккредитации испытательных и измерительных лабораторий, органов по сертификации, органов контроля, органов по предотгрузочной инспекции и экспертов аудиторов,осуществляет руководство Национальной системой аккредитации Республики Узбекистан;

представляет Республику Узбекистан во взаимоотношениях с другими государствами и в международных организациях по вопросам аккредитации и взаимном признании работ;

Проведение работ по аккредитации в соответствии с действующим законодательством возложено на Управление по аккредитации и инспекционного контроля Центрального аппарата Агентства «Узстандарт».

В Австралии высшее учебное заведение должно иметь лицензию федерального правительства или правительства штата. Также в зависимости от типа института возможно получить разрешение на образовательную деятельность по постановлению парламента или на основании экспертного заключения негосударственной организации, которой государство делегировало свои полномочия по вопросу аккредитации. В республике Таджикистан с целью претворения в жизнь основных положений государственной программы реформирования образования и улучшения государственного надзора в области качества образования была формирована постановлением правительства республики Таджикистан от 03.03.2007, № 105 Государственная служба по надзору в сфере образования. На основе данного постановления были организованны при управлении областных, городских и районных отделов образования специальные отделы Государственной службы по надзору в сфере образования.

По материалам интернет-изданий подготовила Айнура КАНИМЕТОВА

Аккредитация образовательной деятельности - регулярно провидимая процедура, основная цель которой подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, а не установление статуса (лицей, гимназия), как это было ранее. Если лицензия дает организации право заниматься образовательной деятельностью, то аккредитация - подтверждение того, что содержание и качество этой деятельности по каждой образовательной программе соответствует ФГОС. Программы дошкольного образования не аккредитуют.
Аккредитацию основных общеобразовательных программ должны проводить не реже, чем раз в двенадцать лет, а основных профессиональных образовательных программ - не реже, чем раз в шесть лет. При этом заявление должна подавать сама образовательная организация в установленном законом порядке. Если организация не реализует программы в сетевой форме, то к заявлению прилагают только два документа - сведения о реализации образовательных программ, доверенность или другой документ, подтверждающий право действовать от имени образовательной организации.
Аккредитация образовательной деятельности - это государственная услуга. Максимальный срок предоставления этой услуги - чуть более трех месяцев со дня приема документов к рассмотрению по существу. Кроме того, если документы неправильно оформлены или каких-то документов не хватает, дают два месяца на исправление этих недостатков. Что значат эти сроки для школы? Если свидетельство об аккредитации заканчивается 10 июня, то документы на аккредитацию, конечно, можно подать 9 июня этого же года, но тогда школа рискует не закончить эту процедуру до окончания экзаменов и оставить своих выпускников без аттестатов об основном и среднем общем образовании, так как аттестаты выдают организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам.
Итак, в школе заканчивается действие свидетельства о государственной аккредитации. Что делать? Прежде всего успокоиться и отнестись к предстоящей процедуре как к еще одной возможности провести самоаудит. Все ли документы (в соответствии с законодательством) размещены на сайте? Все ли они заверены в установленном законом порядке? Соответствует ли структура образовательных программ требованиям ФГОС (на тех уровнях образования, на которых школа реализует ФГОС)? Есть ли локальные акты? Сведения о прохождении учителями курсов повышения или переподготовки? Конечно же, у школы все это есть и находится на своих местах. Теперь можно подавать документы.
Ознакомившись с Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности (постановление Правительства РФ от 18.11.2013 №1039), школа узнает, как будет проходить аккредитационная экспертиза, порядок принятия решения о государственной аккредитации, причины отказа в государственной аккредитации, приостановления действия государственной аккредитации.
Аккредитационную экспертизу проводит экспертная группа, состоящая из опытных экспертов, прошедших специальную подготовку и сдавших квалификационный экзамен. Для того чтобы снизить нагрузку на школу, эксперты получают объективную и независимую информацию о качестве образования в организации, используя данные по образовательному учреждению, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, на сайте образовательной организации, в информационно-аналитической системе «Московский регистр качества образования».
Каждый эксперт готовит отчет об экспертизе закрепленной за ним образовательной программы. На основании отчетов экспертов руководитель экспертной группы готовит заключение с выводами по каждой заявленной к государственной аккредитации образовательной программе.
Решение об аккредитации или отказе в аккредитации принимают в отношении каждой образовательной программы на основании заключения экспертной группы. Таким образом, в школе могут быть аккредитованы программы начального общего и основного общего образования, но может не пройти аккредитацию программа среднего общего образования. Свидетельство об аккредитации (вместе с приложением, в котором указывают аккредитованные программы) должно быть размещено на официальном сайте школы.
Большинство московских школ за последние несколько лет стали комплексами, а у некоторых этот процесс проходил в несколько этапов. С января 2015 года в законодательстве произошли изменения, значительно облегчившие прохождение аккредитации реорганизованными образовательными организациями (Федеральный закон от 31.12.2014 №500-ФЗ).
Во-первых, временное свидетельство об аккредитации выдают теперь только в случае реорганизации в форме разделения или выделения. Если образовательная организация реорганизована в форме присоединения, а присоединенные организации имели аккредитованные программы, то свидетельство переоформляют на период до окончания срока действия свидетельства реорганизованной организации. Если организация возникла в результате реорганизации в форме слияния, а реорганизованные организации имели аккредитованные программы, то свидетельство переоформляют на период до окончания срока действия свидетельства реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, срок действия которого истекает раньше.
Во-вторых, те организации, которые после реорганизации в форме присоединения получили временное свидетельство о государственной аккредитации, имеют право переоформить его на свидетельство о государственной аккредитации, ранее выданное реорганизованной организации. В этих случаях для переоформления свидетельства о государственной аккредитации достаточно только заполнить заявление и предоставить доверенность или иной документ, подтверждающий право уполномоченного лица действовать от имени образовательной организации. Аккредитационную экспертизу не проводят.
Как говорил А.Суворов, непреодолимого на свете нет ничего. Количество бумажной работы при прохождении аккредитации значительно уменьшилось. Каждая образовательная организация может пройти процедуру аккредитации с наименьшими затратами времени и нервов. Специалисты Московского центра качества образования всегда готовы проконсультировать школы по проблемам государственной аккредитации.

1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами , за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

2. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

3. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными и настоящего Федерального закона, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Государственная аккредитация образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, проводится по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При государственной аккредитации образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует проведение государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществляемой в таких филиалах, во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.

7. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы. Основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и относятся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, являются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию.

8. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Аккредитационный орган принимает отдельное решение о государственной аккредитации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации и реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в каждом ее филиале.

10. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы представляются в аккредитационный орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе направить в аккредитационный орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Формы указанных заявления и прилагаемых к нему документов, а также требования к их заполнению и оформлению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

11. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.

12. Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам (далее - аккредитационная экспертиза). При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не проводится.

13. В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации основных образовательных программ, и (или) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям. Эксперты и экспертные организации не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательной деятельности такой организации.

14. Аккредитационный орган осуществляет аккредитацию экспертов и экспертных организаций и ведение на электронных носителях реестра экспертов и экспертных организаций. Указанный реестр размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

15. Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, порядок привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, порядок их аккредитации (в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

16. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы расходов производятся в порядке и в размерах , которые установлены Правительством Российской Федерации.

17. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

18. Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным указанным в части 29 настоящей статьи положением.

19. При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:

1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;

2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

20. Формы свидетельства о государственной аккредитации и приложения к нему, а также технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

21. При прекращении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действие государственной аккредитации прекращается со дня принятия решения о прекращении действия лицензии.

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме разделения или выделения, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией и которые имели государственную аккредитацию. Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации составляет один год. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме слияния, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, срок действия которого истекает раньше.

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

1) выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) наличие отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.

24. Аккредитационный орган лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) повторное в течение срока действия государственной аккредитации нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца;

3) истечение срока приостановления действия государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия государственной аккредитации).

25. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии основания для лишения государственной аккредитации по одной или нескольким реализуемым ею основным профессиональным образовательным программам.

26. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа в государственной аккредитации или лишения ее государственной аккредитации.



Просмотров