С какого момента публичный договор считается заключенным. Каким может быть публичный договор: виды и их значения

«Публичный договор» представляет собой конструкцию, оформляющую сложное правовое явление, которое может рассматриваться как система трех различных правоотношений. Термин «публичный» в данной конструкции, указывает на открытый для публики характер деятельности коммерческой организации – контрагента в договорных отношениях, но при этом не меняет общей частноправовой природы данного договора. В этой связи важно четко отличать понятие «публичный договор» в смысле ст. 426 ГК РФ от получающего все более широкое освещение в современной юридической литературе понятия «публичные услуги», под которыми понимаются услуги, оказываемые органами государственной власти, и в силу этого обладающие особой спецификой.

Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным признается договор, подлежащий заключению коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем в силу характера их деятельности с каждым, кто обратится за получением отчуждаемых ими товаров, производимых работ или указываемых услуг.

С учетом динамики развития правового явления публичного договора разграничиваются три стадии взаимоотношений сторон, складывающихся в данной области. Первая стадия протекает с начала осуществления коммерческой организацией публичной деятельности и до предъявления конкретным потребителем требования о заключении конкретного публичного договора. Вторая стадия протекает с момента предъявления конкретным потребителем требования о заключении конкретного публичного договора и до заключения такого договора (либо до отказа потребителя от предъявленного требования или до признания судом отказа коммерческой организации от заключения публичного договора обоснованным). Третья стадия охватывает правоотношение, вытекающее из конкретного договорного обязательства: от возникновения до прекращения (в связи с полным исполнением сторонами обязательств по договору или в связи с наступлением иных предусмотренных законом обстоятельств). 1

Механизм создания обязательства по заключению конкретного публичного договора аналогичен действию публичной оферты: публичная деятельность коммерческой организации предоставляет неопределенному кругу лиц право, осуществление которого влечет возникновение обязательства по вступлению в конкретное договорное отношение. Такое обязательство по своей природе аналогично предварительному договору, заключенному в результате акцепта потребителем публичной оферты на вступление в обязательство по заключению основного договора.

При заключении публичного договора посредством публичной оферты на первой стадии имеет место абсолютное правоотношение, в котором правам неопределенного круга потребителей противостоит состояние связанности коммерческой организации. Реализация данного права с необходимостью влечет возникновение конкретного договорного обязательства.

ГК РФ прямо относит ряд договоров к категории публичных, как-то: договор розничной купли-продажи (ст. 492); договор проката (ст. 626); договор бытового подряда (ст. 730); договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 789); договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834); договор складского хранения, заключаемый товарным складом общего пользования (ст. 908); договор хранения в ломбарде принадлежащих гражданину вещей (ст. 919); договор хранения принадлежащих гражданину вещей в камерах хранения транспортных организаций общего пользования (ст. 923); договор личного страхования (ст. 927). Кроме того, указания на публичный характер отдельных договоров содержатся в ряде специальных законов. В то же время ст. 426 ГК РФ при определении публичного договора в силу широты указанных критериев использует несколько необычный для юридического текста прием, поясняя суть изложенного определения на конкретных примерах. Причем в отношении отдельных из указанных в ст. 426 ГК РФ примеров (например, медицинского и гостиничного обслуживания) указания на их публичный характер в специальных нормах ГК РФ или других законов отсутствуют. Как следствие, возникает неясность относительно перечня публичных договоров и целей указания на публичный характер отдельных из них в специальных статьях.

Критерии публичного характера договора в ст. 426 ГК РФ определены достаточно четко, чтобы в условиях цивилизованного рынка сглаживать неравенство вступающих в договорные отношения контрагентов. В тексте статьи 426 ГК РФ не содержится ссылки на то, что для признания договора публичным необходимо указание на такой его характер в специальной норме закона. Более того, приведенный законодателем в качестве иллюстрации перечень публичных договоров является открытым и включает договоры, как указанные публичными в специальных нормах, так и не указанные. Наконец, учитывая тот факт, что в российском гражданском праве допускается заключение договоров как предусмотренных, так и не предусмотренных гражданским законодательством (ст. 421 ГК РФ), установление требования об обязательном указании на публичный характер договора в специальной норме, поставило бы защиту слабой стороны в гражданском обороте в зависимость от сугубо формального критерия подведения сложившихся отношений под шаблон того или иного договорного вида.

Относительно целей особого указания в ГК РФ и специальных законах на публичный характер целого ряда договоров следует отметить, что такое указание в целом является полезным как способствующее большей ясности в правоприменении, поскольку в случае возникновения судебного спора для применения всего комплекса гарантий ст. 426 ГК РФ достаточно констатации наличия договорных отношений определенного вида. При этом не требуется специального установления публичного характера договора через самостоятельное доказывание ряда критериев.

§ 2. Особенности правового регулирования публичного договора по российскому гражданскому праву

Главным отличием данного института является определенное его отступление от общего принципа свободы договора. Правовой режим публичных договоров направлен, в первую очередь, на защиту интересов лиц, вступающих или желающих вступить в правоотношения с коммерческой организацией, которая по характеру своей деятельности должна на равных условиях заключать договоры с каждым лицом, которое к ней обратится. Субъектный состав данного вида договора, таким образом, является ключевым для квалификации публичных правоотношений: коммерческая организация с видом деятельности, ориентированным на широкое потребление его результатов, с одной стороны и потребитель, в большинстве своем гражданин, или юридическое лицо, с другой стороны. Отказ от заключения публичного договора со стороны коммерческой организации не допускается. Порядок заключения публичного договора, условия его исполнения для сторон могут определяться Правилами, утвержденными Правительством РФ.

Нормы публичного договора призваны обеспечить, в первую очередь, защиту интересов традиционно признанной более слабой стороны в правоотношении — гражданина-потребителя. Однако в практическом их применении возникают многочисленные споры о силе данных обеспечительных мер государства, осуществляющего свое вмешательство в общие принципы частного права.

Конкретный гражданско-правовой договор для того, чтобы он мог быть отнесен к разряду публичных, должен обладать следующими характерными признаками. Во-первых, в качестве одного из субъектов такого договора должна выступать коммерческая организация: унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество либо производственный кооператив. Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно производимых или осуществляемых коммерческой организацией. Во-вторых, далеко не все коммерческие организации могут быть признаны потенциальными субъектами публичного договора. Важное значение имеет характер деятельности такой организации. В связи с этим необходимо отметить, что среди многих различных видов предпринимательской деятельности выделяются такие, которые должны осуществляться соответствующими коммерческими организациями в отношении всех и каждого, кто к ним обращается. Хорошим ориентиром в определении таких видов деятельности является примерный перечень, содержащийся в п. 1 ст. 426 ГК. Действительно, все эти совершенно разнородные виды деятельности, опосредуемые различными гражданско-правовыми договорами, объединяет одна общая черта, а именно: коммерческие организации должны вступать в договорные отношения с любыми физическими и юридическими лицами, которые к ним обращаются.

И наконец, в-третьих, предметом договора, определяемого как публичный, должны выступать обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, по сути своей составляющие содержание именно той деятельности, которая по своему характеру должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратится. К примеру, если энергоснабжающая организация заключает договор энергоснабжения с абонентом, такой договор безусловно является публичным. Однако если та же коммерческая организация выступает продавцом в договоре купли-продажи своего имущества, такой договор, естественно, не относится к категории публичных.

Основной вопрос в определении гражданско-правового договора как публичного заключается в выяснении правовых последствий такой квалификации. Из анализа текста ст. 426 ГК, а также иных норм материального и процессуального законодательства можно сделать вывод о наличии четырех видов последствий для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора. К их числу относятся следующие:

1) для такой коммерческой организации исключается действие принципа свободы договора: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В противном случае поведение коммерческой организации будет рассматриваться как необоснованное уклонение от заключения договора со всем комплексом вытекающих из этого факта негативных последствий;

2) коммерческая организация, являющаяся субъектом публичного договора, не вправе оказывать предпочтение кому-либо из обратившихся к ней в отношении заключения договора потребителей. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены лишь законами и иными правовыми актами (к примеру, сегодня такого рода исключения имеются в законодательстве применительно к ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим категориям потребителей);

3) условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей, кроме тех случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;

4) в отличие от обычных гражданско-правовых договоров, споры по условиям которых могут быть переданы сторонами на рассмотрение суда лишь при наличии согласия обеих сторон, споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке независимо от того, имеется ли согласие на то обеих сторон.

В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора, такой договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Более того, потребитель вправе потребовать и взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора

При заключении публичного договора стороны руководствуются, прежде всего, требованиями, закрепленными в ст. 426 ГК РФ. Условия публичного договора определяют его вид. Публичные договоры, направленные на выполнение работ и услуг не ограничиваются тем перечнем, который определен в ст. 426 ГК РФ, а также в четвертом разделе ГК РФ («Отдельные виды обязательств»).

Заключая публичный договор, коммерческая организация, по общему правилу, не вправе признавать чьего-нибудь преимущества перед кем-нибудь. Исключение составляют случаи, предусмотренные законом и иными правовыми актами. Сходного содержания правило содержится в ст. 789 ГК применительно к отношениям по перевозке. Согласно этой статье перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Одна из особенностей публичного договора состоит в том, что цена товаров, работ и услуг, а также иные его условия устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, т.е. граждан и юридических лиц.

Вместе с тем в сфере бытового обслуживания действуют Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.97 № 490 1

Если у коммерческой организации имеется возможность предоставления потребителю определенных товаров, услуг, выполнения для него соответствующих работ, закон не допускает ее отказа от заключения договора. Необоснованное уклонение коммерческой организации от заключения публичного договора должно повлечь за собой определенные отрицательные последствия — применение правила п. 4 ст. 445 ГК. Оно предоставляет другой стороне возможность обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении причиненных отказом убытков.

В связи с содержанием п. 4 статьи 426 ГК РФ следует учитывать, что еще до принятия ГК Закон о защите прав потребителей 2 предоставил Правительству РФ право только в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, регулировать отношения по защите прав этой категории граждан. Более того, в этом Законе закреплено правило, по которому исполнитель обязан возместить потребителю убытки, причиненные в результате необоснованного отказа в заключении договора на выполнение работ или оказание услуг. Тем самым ГК фактически не только воспринял данное положение, но и подтвердил правомерность ранее сложившейся нормотворческой практики, когда Правительством издаются постановления, утверждающие Правила, которые регламентируют отношения в отдельных отраслях сферы обслуживания. Вместе с тем в качестве подлежащих принятию обязательных правил в ГК названы «типовые договоры, положения и т.п.»

Типовые договоры могут регулировать также имущественные отношения, выходящие за пределы сферы обслуживания.

Таким образом, порядок заключения публичного договора носит диспозитивный характер, когда договор со стороны акцептанта заключается без какого-либо понуждения, т.е. на усмотрение акцептанта. Но при этом со стороны оферента не может быть никому отказано вы заключении договора, в чем и выражается публичность оферты.

Список использованной литературы

    Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)// Российская газета. – 25 декабря 1993 г.

    Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1 от 30 ноября 1994 г. (в ред. ФЗ от 29.06.2009 № 132-ФЗ, от 17.07.2009 №145-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 24.07.2008 № 161-ФЗ, от 18.07.2009 №181-ФЗ) // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

    Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г (в ред. ФЗ от 09.04.2009 № 56-ФЗ, от 17.07.2009 № 145-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.

    О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 № 2-ФЗ, от 17.12.1999 № 212-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 21.12.2004 № 171-ФЗ, от 27.07.2006 № 140-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 25.11.2006 № 193-ФЗ, от 25.10.2007 № 234-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ) // Российская газета от 7 апреля 1992 г.

    Постановление Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (с изменениями от 2 октября 1999 г., 15 сентября 2000 г., 1 февраля 2005 г.) // Российская газета от 3 июня 1997 г.

    Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 714 «Об утверждении порядка контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки» // Российская газета от 26 июля 1995 г.

    Белов В. А. Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник. – М.: Центр ЮрИнфоР, 2009.

    Бабаев А. Б., Белов В. А. Проблемы общего учения о гражданском правоотношении // Гражданское право: Актуальные проблемы теории и практики / Под ред. В. А. Белова. М.: Юрайт-Издат, 2007.

    Гражданское право / Под ред. С.С. Алексеева. – М.: Проспект, 2009.

    Гражданское право. Учебник /Под ред. АЛ. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

    Левченко О. С. Конструкция публичного договора: постановка проблемы // Общество и право. – 2008. – № 3. – С. 115-117.

Публичный договор в гражданском праве.

Введение.

Современная практика экономической деятельности нуждается, как известно, в разнообразных правовых формах организации и регулирования хозяйственных связей. Договор применяется в этой плоскости давно и успешно, являясь юридическим инструментом обустройства хозяйственной жизни. Однако такая традиционность существования и оформления договорных взаимоотношений между хозяйствующими субъектами не исключает введения новых, ранее не упоминавшихся в законодательстве правовых понятий и категорий. К такого рода новеллам следует отнести и категорию публичных договоров, в обобщенном виде попавшую в арсенал действующего законодательства с вступлением в силу части первой нового Гражданского кодекса Российской Федерации.

В Гражданском кодексе выделяется особый тип гражданско-правового договора, так называемый публичный договор.

Данный договор заключается между коммерческой организацией, которая по характеру своей деятельности должна осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг, и массовым потребителем.

Данный институт ещё развивается. Задача законодателя совершенствовать области публичного регулирования в договорном праве так, чтобы позволить обеспечить государству баланс интересов между хозяйствующим субъектом и гражданином-потребителем.

1.Понятие публичного договора.

В соответствии со ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В ст. 426 содержится следующее определение публичного договора: "Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнении работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.)".

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ предоставление законом определённых преимуществ потребителю как экономически слабой и зависимой стороне преследует своей целью недопущение недобросовестной конкуренции и создание реальных гарантий в соответствии со ст.19 и 34 Конституции РФ соблюдения принципа равенства при осуществлении предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Ключевым признаком публичного договора является то, что деятельность, осуществляемая организацией, должна носить публичный характер. Для установления публичного характера деятельности коммерческой организации во всех случаях – как при заключении договоров, прямо названных в законе в качестве публичных, так и при заключении иных договоров – необходимо использовать критерий систематического осуществления деятельности, рассчитанной на неопределённый круг потребителей. Фактически такая деятельность в большинстве случаев опосредуется публичной офертой.

Критерии систематичности и неопределённости круга потребителей являются в отдельных случаях вторичными признаками, не всегда достаточными для установления публичного характера предпринимательской деятельности. Так как теоретически не исключена ситуация, когда публичный договор может быть заключен хозяйствующим субъектом одноразово, но это не означает, что к нему не применяются правила ст. 426 ГК РФ.

2.Субъекты публичного договора.

В качестве одного из субъектов такого договора должна выступать коммерческая организация: унитарное государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество либо производственный кооператив. Что касается контрагента такой организации, то в этой роли может оказаться любое физическое или юридическое лицо, которое в данной договорной связи является, как правило, потребителем товаров, работ, услуг, соответственно производимых или осуществляемых коммерческой организацией.

Некоторые правоведы считают, что к списку сильных контрагентов публичного договора следует добавить индивидуальных предпринимателей. Обоснованность включения в данный перечень индивидуальных предпринимателей подтверждается статьей 23 ГК РФ, согласно которой к предпринимательской деятельности граждан по общему правилу применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций. Кроме того, в практике гражданского оборота сложилось, что от индивидуальных предпринимателей исходит большая часть непосредственно предлагаемых публике товаров, работ, услуг.

Также к числу субъектов публичного договора стоит отнести и некоммерческие организации. Согласно ст.24 ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, служащую достижению целей, ради которых она создана. Такие организации при определённых условиях активно занимаются предпринимательской деятельностью, например, розничной торговлей, оказанием услуг и т.д. Практика современного оборота показывает, что единственной специфической чертой предпринимательской деятельности некоммерческих организаций является её осуществление для целей создания такой организации. В остальном данная деятельность обладает общими признаками самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, а потому в случае ее публичного характера должна обязывать к заключению договора с каждым, кто пожелает.

Другая сторона публичного договора именуется потребителем. Здесь неоднозначное толкование субъекта, а именно, с одной стороны согласно п.1 ст.426 ГК РФ публичный договор устанавливает обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые коммерческая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится, т.е. как физическое, так и юридическое лицо; как предприниматель, так и не являющийся предпринимателем. С другой стороны п.3 ст.426 ГК РФ предусматривает, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, что прямо свидетельствует о том, что другим субъектом публичного договора может быть только физическое лицо.

Далеко не все коммерческие организации могут быть признаны потенциальными субъектами публичного договора. Важное значение имеет характер деятельности такой организации. В связи с этим необходимо отметить, что среди многих различных видов предпринимательской деятельности выделяются такие, которые должны осуществляться соответствующими коммерческими организациями в отношении всех и каждого, кто к ним обращается. Хорошим ориентиром в определении таких видов деятельности является примерный перечень, содержащийся в п. 1 ст. 426 ГК. Действительно, все эти совершенно разнородные виды деятельности, опосредуемые различными гражданско-правовыми договорами, объединяет одна общая черта, а именно: коммерческие организации должны вступать в договорные отношения с любыми физическими и юридическими лицами, которые к ним обращаются.

3.Правовые последствия заключения публичного договора.

Из анализа текста ст. 426 ГК, а также иных норм материального и процессуального законодательства можно сделать вывод о наличии четырех видов последствий для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора. К их числу относятся следующие:

1) для такой коммерческой организации исключается действие принципа свободы договора: она не вправе по своему усмотрению ни выбирать партнера, ни решать вопрос о заключении договора. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В противном случае поведение коммерческой организации будет рассматриваться как необоснованное уклонение от заключения договора со всем комплексом вытекающих из этого факта негативных последствий;

2) коммерческая организация, являющаяся субъектом публичного договора, не вправе оказывать предпочтение кому-либо из обратившихся к ней в отношении заключения договора потребителей. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены лишь законами и иными правовыми актами (к примеру, сегодня такого рода исключения имеются в законодательстве применительно к ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим категориям потребителей);

3) условия публичного договора (в том числе о цене на товары, работы, услуги) должны устанавливаться одинаковыми для всех потребителей, кроме тех случаев, когда законами и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей;

4) в отличие от обычных гражданско-правовых договоров, споры по условиям которых могут быть переданы сторонами на рассмотрение суда лишь при наличии согласия обеих сторон, споры, связанные с заключением публичных договоров, а также разногласия сторон по отдельным условиям таких договоров должны разрешаться в судебном порядке независимо от того, имеется ли согласие на то обеих сторон.

В случае необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора, такой договор может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Более того, потребитель вправе потребовать и взыскания убытков, вызванных уклонением от заключения договора.

И наконец, еще одна особенность публичного договора, которая относится к специфике его правового регулирования, но также свидетельствует об ограничении действия принципа свободы договора в отношении данного договора. Согласно п. 4 ст. 426 ГК в случаях, предусмотренных законом, Правительству Российской Федерации предоставлено право издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.). Таким образом, законодатель априори исходит из того, что императивные правовые нормы, определяющие условия публичного договора, могут быть установлены не только федеральным законом, как это имеет место в большинстве случаев, но и постановлениями правительства.

Данное положение в полной мере учитывает специфику отношений, опосредуемых публичными договорами: как правило, это отношения определенных коммерческих организаций с массовым потребителем. Именно необходимость обеспечения защиты прав и законных интересов потребителей требует оперативного и гибкого регулирования условий публичных договоров.

Примерами публичных договоров являются договор розничной купли-продажи (ст. 492), договор проката (ст. 626), договор бытового подряда (ст. 730), договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834), договор личного страхования (ст. 927).

"Законодательство и экономика", 2008, N 6

Соискатель кафедры гражданского права Кубанского государственного университета О.С. Левченко предлагает некоторые уточнения норм, касающихся сторон публичного договора, с позиций защиты слабой стороны.

Согласно ст. 426 ГК РФ одной из сторон публичного договора является коммерческая организация, которая по характеру своей деятельности должна осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг в отношении каждого, кто к ней обратится. В литературе данное положение характеризуется как необоснованно узкий подход к определению перечня субъектов, обязанных заключать публичный договор <1> и отмечается, что вопрос о субъектном составе данного договора нуждается в совершенствовании <2>.

<1> См.: Аминов В., Шкарин А. Единое или делимое? Договор присоединения и публичный договор // Бизнес-адвокат. 1997. N 20.
<2> См.: Дедиков С. Публичный договор // Хозяйство и право. 1997. N 11. С. 117.

Учитывая направленность норм о публичном договоре на защиту слабой стороны, можно прийти к выводу: возложение законодателем обязанности заключать публичный договор должно зависеть не от организационно-правовой формы, а от характера деятельности экономически сильного контрагента. Представляется, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в определенной области народного хозяйства, обладает большими знаниями, большим опытом и большими профессиональными возможностями, нежели обращающийся к нему за товарами, работами и услугами потребитель. Именно в такой ситуации, как указывает Конституционный Суд РФ, законодатель не вправе ограничиваться формальным признанием юридического равенства сторон и должен предоставлять определенные преимущества экономически слабой и зависимой стороне <3>. По этой причине следует поддержать предложение ученых о возложении обязанности заключать публичные договоры на всех лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью <4>. При этом перечень таких лиц должен включать коммерческих и некоммерческих юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.

<3> Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Вологодской области о проверке конституционности отдельных положений статей 40, 98, 99 и 102 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации": Определение Конституционного Суда РФ от 2 февраля 2006 г. N 17-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N 3.
<4> См.: Костикова С.Н. Публичный договор как институт гражданского права: Автореф. ...дисс. к. ю. н. - М., 2007. С. 11; Мищенко Е.А. Публичный договор в российском гражданском праве: Дисс. ...к. ю. н. - М., 2004. С. 8.

Обоснованность включения в данный перечень индивидуальных предпринимателей подтверждается ст. 23 ГК РФ, согласно которой к предпринимательской деятельности граждан по общему правилу применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций. Кроме того, дополнительным аргументом может выступить сложившаяся практика гражданского оборота, в котором именно от индивидуальных предпринимателей исходит большая часть непосредственно предлагаемых публике товаров, работ, услуг.

Обоснованность включения в данный перечень некоммерческих организаций подтверждается ст. 24 Федерального закона "О некоммерческих организациях", согласно которой некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, служащую достижению целей, ради которых она создана <5>. Такие организации при определенных условиях активно занимаются предпринимательской деятельностью, например, розничной торговлей, оказанием услуг и т.д. В связи с этим мнение, высказанное в литературе, о том, что для некоммерческих организаций предпринимательская деятельность является "побочной" <6>, недостаточно обоснованное. Практика современного оборота показывает: единственной специфической чертой предпринимательской деятельности некоммерческих организаций является ее осуществление для целей создания такой организации. В остальном данная деятельность обладает общими признаками самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, а потому в случае ее публичного характера должна обязывать к заключению договора с каждым, кто пожелает.

<5> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
<6> См.: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса РФ. - М., 2000. С. 682.

В отношении организаций, которые в силу их особой природы нецелесообразно подчинять ограничениям договорной свободы, представляется обоснованным предложенное в литературе законодательное установление исключений <7>. Так, ст. 18 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" предусматривает для таких некоммерческих организаций в случае осуществления ими собственной производственной деятельности право самостоятельно выбирать потребителей выпускаемой ими продукции <8>. С учетом специфики деятельности данных организаций такое исключение оценивается в литературе положительно <9>. Однако если на отношения с участием индивидуальных предпринимателей ученые предлагают распространять действие ст. 426 ГК РФ непосредственно в силу ст. 23 ГК РФ (предполагающей применение к таким отношениям правил, регулирующих деятельность коммерческих организаций), то регулирование ст. 426 ГК РФ (без изменения ее существующей формулировки) предпринимательской деятельности некоммерческих организаций представляется маловероятным. Последний тезис подтверждается сложившейся позицией по данному вопросу органов государственной власти. Например , Минэкономразвития России указало, что поскольку музеи являются некоммерческими учреждениями культуры, действие ст. 426 ГК РФ на них не распространяется <10>. Как удачно иллюстрирует данную норму Г.А. Калашникова, при осуществлении музеем предпринимательской деятельности по представлению музейных экспонатов он в таком случае будет освобожден от обязанности оказывать услуги каждому, кто обратится, а также от обязанности устанавливать для обратившихся равные условия <11>. Очевидно, указанное положение недопустимо как с точки зрения защиты слабой стороны гражданско-правового договора, так и с точки зрения обеспечения права на доступ к культурным ценностям, гарантированного ст. 44 Конституции РФ, ст. 12 Основ законодательства РФ о культуре и т.д. Следовательно, чтобы обеспечить должную защиту слабой стороны гражданско-правового договора, а также не допустить использования субъектами гражданского оборота внешнего признака организационно-правовой формы для уклонения от обязанности заключать публичные договоры, целесообразно изменить существующую редакцию ст. 426 ГК РФ, указав вместо слов "договор, заключенный коммерческой организацией" - "договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность". При этом для определения перечня обязанных лиц основной акцент необходимо сделать на характере осуществляемой ими деятельности.

<7> См.: Калашникова Г.А. Публичный договор: Дисс. ...к. ю. н. - Краснодар, 2002. С. 55.
<8> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1316.
<9> См.: Калашникова Г.А. Указ. соч. С. 56.
<10> Письмо Минэкономики России от 22 сентября 1998 г. N 7-844 // Библиотека и закон. 2006. Вып. 21.
<11> См.: Калашникова Г.А. Указ. соч. С. 53.

Согласно ст. 426 ГК РФ из характера деятельности таких лиц должна вытекать обязанность осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг в отношении каждого, кто обратится. В литературе такая деятельность традиционно именуется публичной и является ключевым признаком публичного договора. По нашему мнению, несколько некорректно обозначение такой деятельности в качестве условия публичного договора <12>, так как термин "условия договора" традиционно понимается как правила поведения, установленные соглашением сторон и составляющие его содержание (например, в ст. ст. 421, 424, 427, 428, 431 ГК РФ). В то же время термин "признак", понимаемый как "показатель, знак, по которому можно узнать, определить что-либо" <13>, наиболее четко отвечает значению публичной деятельности, при констатации которой вступают в действие правила о публичном договоре.

<12> См.: Мищенко Е.А. Указ. соч. С. 54.
<13> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1995. С. 581.

Критерии для установления публичного характера деятельности не являются строго определенными в законе, а потому различно трактуются в литературе. Так, С. Денисов утверждает, что обязанность коммерческой организации заключать договор с каждым, кто к ней обратится, может вытекать из закона и ее учредительных документов <14>. К. Тотьев, напротив, указывает, что такая обязанность должна вытекать непосредственно из характера деятельности субъекта и не быть связанной с формальными ограничениями в учредительных документах <15>. Е А. Мищенко для установления критериев публичного характера деятельности предлагает обратиться к специальным нормам, посвященным отдельным видам публичных договоров <16>. Так, согласно ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. В соответствии со ст. 908 ГК РФ товарный склад признается складом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что он обязан принимать товары на хранение от любого товаровладельца. Таким образом, обязанность коммерческой организации заключать договор с каждым, кто пожелает, связывается, в первую очередь, с законом и иными правовыми актами. Однако данный критерий носит общий характер, а потому для установления такой обязанности в конкретном деле суду потребуются ориентиры в области объективной действительности, способные выступить юридическими фактами, порождающими возникновение конкретного правоотношения. Как отмечал Г.Ф. Шершеневич, "основанием обязательства может быть лишь юридический факт, но не закон, который не может быть поставлен на одну линию с юридической сделкой или правонарушением" <17>. По этой причине указание на публичный характер деятельности в учредительных документах или выданной лицензии мы также рассматриваем в качестве общего критерия, служащего, в первую очередь, дополнительным аргументом при доказывании в суде факта осуществления публичной деятельности конкретной организацией.

<14> См.: Денисов С. Публичный договор // Бизнес-адвокат. 1997. N 2.
<15> См.: Тотьев К. Публичный договор // Хозяйство и право. 1995. N 6. С. 3.
<16> См.: Мищенко Е.А. Указ. соч. С. 54, 55.
<17> Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. - Тула: Автограф, 2001. С. 352.

Действующее законодательство не связывает регистрацию или получение лицензии с обязанностью осуществлять предусмотренную данными документами деятельность. Установление в отдельных законах обязанности осуществлять определенную деятельность (например, в Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <18>) носит временный характер и служит интересам всего общества в чрезвычайных ситуациях, а потому не имеет отношения к режиму, устанавливаемому ст. 426 ГК РФ. Следовательно, непосредственным основанием возникновения обязанности заключать договор с каждым, кто пожелает, должен выступать факт осуществления публичной деятельности, свидетельствующий о проявлении воли такого субъекта на участие в конкретных правоотношениях.

<18> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648.

Между публичным характером деятельности коммерческой организации и систематическим заключением отдельных видов договоров, прямо отнесенных законом к публичным, есть тесная связь. При этом существенное значение имеют два критерия: во-первых, заключение договора, отнесенного законом к публичным; во-вторых, систематичность заключения такого договора. Исходя из этих критериев, мы не согласны с мнением Г.А. Калашниковой о том, что если договор, прямо отнесенный законом к публичным, заключен разово, то к нему применяются не все правила ст. 426 ГК РФ, а только п. п. 4 и 5, касающиеся стадии исполнения <19>. Большинство договоров, отнесенных специальными нормами к публичным, предполагают в качестве своего существенного признака систематическое заключение. Примерами таких договоров являются договор розничной купли-продажи (ст. 492), договор проката (ст. 626), договор бытового подряда (ст. 730), договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834 ГК РФ, ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" <20>), договор личного страхования (ст. 927 ГК РФ, ст. 6 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <21>) и т.д. Следовательно, разово заключенный договор, обладающий всеми признаками розничной купли-продажи, за исключением систематичности, в соответствии со ст. 492 ГК РФ будет регулироваться общими правилами о договоре купли-продажи (§ 1 гл. 30 ГК РФ), а потому не будет являться публичным и не будет подчинен ни одному из пунктов ст. 426 ГК РФ. В свою очередь, доказанность заключения договора бытового проката, одним из субъектов которого является арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, автоматически предполагает доказанность публичного характера деятельности такого субъекта. В отношении остальных договоров требование систематичности заключения, не указанное прямо в законе в качестве их существенного признака, может быть выведено из характерных признаков их субъектов и обычной практики гражданского оборота. В качестве примеров таких договоров можно указать на договор энергоснабжения, договор об оказании услуг связи, договор об оказании медицинских услуг, договор гостиничного обслуживания.

<19> См.: Калашникова Г.А. Указ. соч. С. 102.
<20> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
<21> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56.

Другая сторона публичного договора традиционно именуется в литературе потребителем <22>. Причем правила ст. 426 ГК РФ по данному вопросу не являются определенными. Так, п. 1 ст. 426 указывает на то, что публичный договор устанавливает обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые коммерческая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

<22> См.: Борисов А.Б. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой, части второй, части третьей (постатейный) с постатейными материалами. - М., 2002. С. 416, 417; Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Части первая - третья / Под ред. Е.Л. Забарчука. - М., 2003. С. 427, 428; Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. - М., 2003. С. 817, 818.

В то же время п. 2 ст. 426 предусматривает, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Налицо два различных субъекта: во-первых, каждый, кто обратится (т.е. как физическое, так и юридическое лицо; как предприниматель, так и не являющийся предпринимателем), во-вторых, - потребитель. Более того, последнее понятие в законодательстве также толкуется различно. Наиболее признанным является определение потребителя Законом РФ "О защите прав потребителей" <23> как гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести, либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Следовательно, по смыслу данного Закона потребителем может выступать только физическое лицо. В то же время п. 2 ст. 497 ГК РФ определяет дистанционный способ заключения договора розничной купли-продажи как осуществляемый способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. При этом п. 3 ст. 497 ГК РФ указывает: если место передачи товара таким договором не определено, он считается исполненным с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица. Таким образом, потребителем в таком договоре может быть и физическое, и юридическое лицо. Данные разночтения приводят к неопределенным толкованиям в литературе. Так, Т.В. Ларина при описании субъектного состава публичного договора указывает: "Коммерческая организация - с одной стороны и в большинстве случаев гражданин - с другой" <24>. Это положение отражает сложившуюся практику гражданского оборота, но носит описательный характер и имеет весьма малое научное значение, так как для решения многих научных и практических задач, в том числе отнесения тех или иных договоров к публичным, важным является именно четкое определение субъектного состава данного договора. По нашему мнению, в данном вопросе ключевое значение имеет цель исследуемого института, а именно защита слабой стороны гражданско-правового договора.

<23> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
<24> Ларина Т.В. Особенности правового регулирования публичного договора в России // Юрист. 2004. N 4. С. 18.

Несмотря на относительную новизну категории "слабая сторона договора" и отсутствие единства мнений по данному вопросу, в литературе вполне обоснованно вычленяется в качестве одного из аспектов данного понятия неравенство в социальном и имущественном положении, а также экономическая зависимость одного субъекта от другого. Так, Д.В. Славецкий приходит к справедливому выводу о том, что понятие "слабая сторона договора" не является надуманным, а указывает на "объективно существующее фактическое неравенство в возможностях отдельных субъектов по созданию и воздействию на динамику договорных отношений" <25>. Любое лицо (физическое или юридическое), обращающееся в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, к предпринимателю, систематически осуществляющему продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг, обладает значительно меньшими опытом, квалификацией и профессиональными навыками, а потому нуждается в компенсации своего "слабого" положения.

<25> Славецкий Д.В. Принцип защиты слабой стороны гражданско-правового договора: Дисс. ...к. ю. н. - Самара, 2004. С. 30.

Следовательно, более всего отвечающим целям института публичного договора является признание в качестве контрагента коммерческой организации в публичном договоре "каждого, кто обратится в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью". При внесении такого указания в ст. 426 ГК РФ оно будет охватывать собой любых субъектов (как физических, так и юридических лиц) во всех случаях, когда, вступая в гражданские правоотношения, они могли бы испытывать на себе неблагоприятные последствия своей экономической, профессиональной и т.п. "слабости". При этом аналогично правовому регулированию розничной купли-продажи гарантии, предусмотренные Законом РФ "О защите прав потребителей", будут распространяться только на потребителя в смысле, придаваемом ему данным актом. По этой причине в целях устранения двусмысленности мы предлагаем не использовать термин "потребитель" в ст. 426, заменив его термином "каждый обратившийся в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью".

Таким образом, мы считаем целесообразным распространять режим ст. 426 ГК РФ на правоотношения, в которых с одной стороны выступает лицо, систематически занимающееся предпринимательской деятельностью, а с другой - лицо, обращающееся в непредпринимательских целях, поскольку именно в таких случаях имеет место экономическое, профессиональное и т.п. неравенство, требующее компенсации законодательными мерами.

О.С.Левченко

Соискатель

кафедры гражданского права

Кубанского государственного университета

По основаниям заключения все договоры делятся на свободные и обязательные. Свободные - это такие договоры, заключение которых всецело зависит от усмотрения сторон, таких договоров большинство. Заключение же обязательных договоров, как это следует из самого их названия, является обязательным для одной или обеих сторон, особое место среди них занимают публичные договоры.

Поскольку заключение публичного договора обязательно для одной из сторон (коммерческой организации), режим публичных договоров является исключением из принципа "свободы договоров", наиболее полно выражающему частноправовые начала, составляющие основу гражданского права. Обстоятельством, заставляющим законодателя делать исключение из частноправового начала является публичный интерес, отражающийся во многих гражданско-правовых нормах и за пределами ст. 426 ГК РФ - обеспечением нормального правопорядка в стране. Возможны ситуации, при которых законодатель одной и той же нормой преследует различные цели публичного характера, в отношении публичного договора на первый план выступает цель - защиты слабой стороны. Имеется в виду, что в условиях рыночного хозяйства все участники предполагаются занимающими одинаковую в экономическом смысле позицию. В этом случае в силу особенностей соответствующих договорных моделей в нормально насыщенном рынке более сильными являются обычно позиции не того, кто предлагает товары, работы и услуги, а его контрагента - покупателя или заказчика. Иная ситуация складывается в случае, когда потребитель - экономически более слабая сторона, нуждаясь в товарах, работах и услугах, обращается за ними к тому, кто занимает заведомо экономически более сильные позиции на рынке, - к коммерческой организации. Уравнять положение обеих сторон законодатель может только одним путем: создав те односторонние гарантии, которые предоставляет потребителю ст. 426 ГК.

Заключение публичного договора регламентировано ст. 426 ГК РФ, в соответствии с которой публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.)..

Коммерческие организации это разновидность юридических лиц, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Практическое значение выделения публичных договоров состоит в том, что к ним применяются правила, отличные от общих норм договорного права. К числу таких специальных правил, применяемых к публичным договорам, относятся следующие:

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами (ч. 1 ст. 426 ГК РФ). Такой случай предусмотрен, например, ч. 1 п. 5 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» (инвалидам войны в качестве одной из мер социальной поддержки предоставляется внеочередная установка квартирного телефона).

Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (ч. 2 ст. 426 ГК РФ). Так, например, ст. 83 Устава железнодорожного транспорта РФ предусматривает, что пассажир имеет право при проезде в поездах дальнего следования провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом.

Заключение публичного договора является обязательным для коммерческой организации, т.е. она может отказать в заключении договора только ввиду отсутствия технической возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы (ч. 3 ст. 426 ГК РФ). Если коммерческая организация необоснованно уклоняется от заключения публичного договора, применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ: контрагент коммерческой организации вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, при этом коммерческая организация должна возместить другой стороне причиненные этим убытки. В случае предъявления иска о понуждении заключить публичный договор, согласно п. 55 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8, бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товар, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию. Так же потребитель вправе передать на рассмотрение суда разногласия по отдельным условиям публичного договора независимо от согласия на это коммерческой организации.

Федеральным законом от 23.07.2008 N 160-ФЗ в п. 4 ст. 426 было внесено изменение, теперь в случаях, предусмотренных законом, не только Правительство Российской Федерации, но и уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Т.е. для данного вида договора императивные нормы вопреки общему правилу об установлении таких норм федеральными законами могут быть введены подзаконными актами.

Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 ст. 426, ничтожны, т. е. считаются недействительными с момента заключения договора.

Если законом или соглашением сторон не предусмотрено иное, публичный договор заключается в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 445 ГК РФ: если коммерческой организации, направившей оферту (проект договора), в течение тридцати дней контрагентом будет направлен протокол разногласий к проекту договора, то она обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Таким образом, публичный договор характеризуется следующими признаками:

  • 1. обязательным участником публичного договора является коммерческая организация;
  • 2. предметом договора должно быть осуществление коммерческой организацией деятельности, указанной в п. 2 и п. 3 ст. 426 ГК РФ (продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг);
  • 3. данная деятельность должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.);
  • 4. условия договора (цена товара, работ, услуг и пр.) одинаковые для всех потребителей;

При отсутствии хотя бы одного из указанных признаков договор не является публичным и рассматривается как свободный договор.

Договор можно назвать публичным, если он представлен субъектом, который осуществляет свою деятельность для получения дохода.

В таком документе определяются обязательства предпринимателя относительно предлагаемого товара, услуги или работы. Причем обязанности в публичном договоре выполняются по отношению к любому обратившемуся.

  • Договор на оказание услуг: ключевые ошибки, существенные условия, образец

Чем регулируется публичный договор

Некоторые статьи ГК РФ (раздел 4-й) содержат перечень публичных договоров вместе с договорами бытового подряда, реализации ТД.

Срочно проверьте своих партнеров!

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте ? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня, Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное получить перечень выявленных нарушений!

Договор на оказание услуг по снабжению энергоресурсами, согласно ГК РФ (ст. 539), не назван публичным. Но есть основания, позволяющие причислить его к разряду публичных, например, ст. 426 ГК.

Признаки публичного договора:

  • стороны договора определены заранее: поставщик, в лице коммерческой организации и потребитель (изменения не допустимы);
  • предприятие обязано предоставить свои услуги каждому желающему потребителю;
  • ценовая политика направлена на установление равных цен для потребителей.

К публичным договорам относятся договоры, которые характеризуются материальной направленностью производства: организация может договариваться о предоставлении услуг неназванных и названных в законе. Таким образом, формализм в толковании и понимании понятия «публичный договор» не уместен.

ГК РФ в статье 426 четко определяет грани «публичности» договора, дающие право регулировать неравенство сторон. В этой статье нет ссылки на специальную норму закона, которая позволит именовать договор публичным. Кроме этого, их перечень не закрыт, есть возможность добавить «публичные договоры», соответствующие определенным нормам.

В случае признания договора публичным у потребителя появляется намного больше прав, которые не предоставляются при обычном договоре.

Цели указания в ГК РФ и специальных законах договоров публичного характера:

  • указание полезно, т. к. оно способствует ясности в праве на применение;
  • в будущем не встанет необходимость в доказательстве наличия критериев для установления «публичности» договора;
  • в судебной тяжбе (по предоставлению гарантий ст. 426 ГК РФ) будет достаточным констатирование наличия определенных договорных отношений.
    l&g t;

    Особенности и условия публичных договоров

    Гражданско-правовой договор относится к разряду публичных при следующих условиях:

    • В первую очередь, если одна из сторон является коммерческой организацией (муниципальное предприятие, производственный кооператив, хозяйственное общество и т. д.). Второй стороной может выступить как физическое, так и юридическое лицо. Чаще всего оно является потребителем услуг, предоставляемых контрагентом.
    • Кроме того, коммерческая организация должна вступать в договорные отношения с любыми лицами, как физическими, так и юридическими, если они к ней обращаются. Перечень таких организаций имеется в 1 пункте статьи 426 Гражданского кодекса.
    • И, наконец, договор должен относиться именно к той самой деятельности, которую данная организация обязана осуществлять в случае обращения в нее любых физических или юридических лиц. То есть, если организация, например, занимается газификацией, то договор на эту услугу является публичным. А если в нем пойдет речь о продаже организацией своего имущества - то уже нет.

    Также следует отметить, что значительную роль в том, чтобы определить гражданско-правовой договор, как публичный, играют правовые последствия. В отношении публичного договора возможны следующие:

    • Коммерческая организация обязана предоставлять услуги всем, кто в нее за ними обратится, за исключением случаев, когда она по каким-то причинам не обладает ресурсами для осуществления своей деятельности. Если зафиксирован факт избирательности и необоснованного отказа, то организация может быть привлечена к ответственности за уклонение от своих обязанностей.
    • Любые предпочтения каким-либо лицам, обращающимся в организацию, недопустимы, за исключением случаев, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами. Например, если речь идет о льготниках, инвалидах и т. д.
    • Не допускается, чтобы для разных лиц были установлены отличающиеся условия договора, за исключением случаев, которые предусмотрены нормативно-правовыми актами. Например, если речь идет о льготниках, инвалидах и т. д.
    • Любые споры в отношении публичных договоров должны решаться в судебном порядке, даже если отсутствует согласие обеих сторон.

    Ко всему прочему, законодательно предусматривается принудительное заключение публичного договора, если коммерческая организация без оснований уклонялась от этого. При этом потребитель может взыскать убытки, которые понес из-за задержки заключения договора.

    Правительство Российской Федерации, согласно статье 426 Гражданского кодекса, может вводить новые правила для сторон публичного договора, связанные с его заключением и исполнением.

    • Административные расходы: как свести их к минимуму

    Условиями публичного договора выступают:

    • Соблюдение нормативных актов при заключении.
    • Отсутствие принуждения во время принятия условий.
    • Стороны договора обладают правом свободного выбора. Принуждение к заключению не возможно, кроме нюансов, предусмотренных законодательством /принятыми обязательствами.
    • Договор может носить смешанный характер и предусматривать выполнение сторонами оговоренных обязательств, если другое не внесено в соглашение сторон или не следует из указаний смешанного договора.
    • Условия договора насчет прав и обязанностей сторон носят традиционный характер, если иное не предусмотрено сторонами или диспозитивной нормой.
    • Соглашатели вправе самостоятельно устанавливать условия договора, кроме исключений, предусмотренных законодательно (статья 422). Если пункт договора определен нормативным документом и стороны не установили иного условия (диспозитивной нормы), то они имеют право на изъятие или замену такого пункта.
    • Услуги и товары оплачиваются в соответствии с ценой, предусмотренной договором. Редакция Федерального закона от 29.06.2009 N 132-ФЗ предусматривает регулирование цен и тарифов уполномоченными государственными органами или органами местного управления.
    • Цена меняется при условии соблюдения законов для такого рода изменений.
    • Если первоначально в договоре не предусмотрено указание цены, то выполнение публичного договора должно быть оплачено в соответствии стоимости с трудозатратами и объемами выполненных работ (ориентируясь на аналогичные виды труда).
    • Действие публичного договора.
    • Договор считается действующим с момента его заключения.
    • Стороны могут указать, что договор начал действовать на отношения, возникшие еще до его подписания.
    • В договоре можно указать, что обязательства заканчиваются вместе с окончанием его действия, в противном случае он останется в силе до момента исполнения обязательств.
    • Стороны несут ответственность за нарушение условий и после срока действия договора.

    Мнение эксперта

    Формирование корзины интернет-магазина - начало публичного договора

    Елена Денисова ,

    руководитель коммерческой практики, CLIFF

    Публичные договоры купли-продажи заключаются в момент приобретения товара. Продавец или кассир выдают покупателю товарный чек, или же, если потенциальный клиент пожелал приобрести товар (акцепт оферты) - это момент заключения публичного договора купли-продажи. В случаях с популярными сегодня Интернет-магазинами заключение договора происходит тогда, когда формируется корзина с заказом на товар.

    Последствия. Договор считается недействительным (незаключенным) при наличии неясностей в вышеописанном пункте.

    Как правильно. Текст оферты должен описывать конкретный, фактический предмет договора. Для этого продавец должен предоставить покупателю четкую и полную информацию об условиях покупки. К примеру, сообщите клиенту, что для приобретения товара в интернет-магазине покупатель должен сделать не просто заказ товара, но и оплатить его (сделать предоплату), тогда ему отправят заказ. Или расскажите о других нюансах своей работы. Это можно сделать с помощью электронного письма, указав предмет, дату заказа и доставки и остальную информацию. Не забудьте сообщить координаты.

    • Увольнение по статье: как применить жесткие меры к провинившемуся

    Каким может быть публичный договор: виды и их значения

    Статьи Гражданского Кодекса РФ определяют виды публичных договоров:

    • статья 492: Договор купли-продажи в розницу;
    • статья 626: Договор о прокате;
    • статья 730: Договор бытового подряда;
    • статья 789: Договор перевозки транспортом общего пользования;
    • статья 834: Договор банковского вклада;
    • статья 908: Договор складского помещения;
    • статья 919: Договор о хранении в ломбарде;
    • статья 923: Договор о хранении вещей в камерах хранения транспортных организаций;
    • статья 927: Договор личного страхования.

    Чем публичный договор отличается от контракта присоединения

    Как правило, контракт присоединения более гибок и предусматривает возможность своей корректировки в случае обращения потребителя к поставщику. Для публичного договора это не характерно.

    Тем не менее, следует отметить, что иногда контракт присоединения может являться именно публичным договором. Это происходит в тех случаях, когда он предполагает, что все новые и новые лица будут заключать сделку. В таких случаях корректировки не вводятся, так как они нецелесообразны.

    На сегодняшний день открытым остается вопрос о том, какой признак контракта первичен: его принадлежность к публичным, либо к договорам присоединения.

    Однако большинство юристов сходятся на том, что не столь важна классификация договора, как соответствие возложенным на него функциям. Важно, чтобы другая сторона точно понимала, каков характер документа, а потому стоит формулировать название максимально ясно.

    • Оценка эффективности деятельности предприятия: 3 шага к успеху

    Чем публичный договор отличается от договора публичной оферты

    Оферта - это документ, содержащий предложение к потенциальному партнеру, клиенту или покупателю, которое тот может принять, проигнорировать или ответить на него отказом.

    Оферта бывает следующих видов:

    • публичная;
    • закрытая;
    • твердая;
    • свободная (данный вид на самом деле ею не является).

    Публичная оферта очень напоминает своими функциями публичный договор. Фактически она является документом, в котором организация предлагает свои услуги или товары всем желающим лицам, сопровождая предложение необходимой информацией: характеристиками и условиями.

    Тем не менее, оферта не публичный договор. Ее отличительная черта - это, в первую очередь то, что составляется оферта исключительно одной стороной. Эта же сторона берет на себя значительно большие обязанности, чем все остальные, например, предлагает сервисное обслуживание своей продукции. Договор в этом отношении чаще уравнивает стороны, их обязанности и права.

    Тем не менее, публичный договор с правой точки зрения идентичен публичной оферте.

    В итоге можно сформировать таблицу общих черт и отличий:

    Сравнительная таблица

    Заключение публичного договора : 3 варианта соглашений

    Ст. 445 ТК РФ указывает на правила публичного договора.

    Варианты публичного договора, учитывающие указания статьи:

    • Публичный договор предлагает заключить сторона, обязанная это сделать.

    Этот вариант предусматривает направление организацией проекта договора в письменном виде. Пользователь услуги после ознакомления с текстом может послать ответный Протокол разногласий на протяжении тридцати дней. Если Протокол не послан, тогда, по пункту 3 ст. 438 Гражданского Кодекса РФ, договор относят к разряду заключенных.

    П. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5.05.1997г. № 14 дает пояснение: «Договор заключен, если потребитель пользуется услугами коммерческой организации, т.е. независимо от фактической платы за услуги, а не всегда после свершения таковой» (пункт 3 ст. 438 ГК РФ).

    Может возникнуть ситуация, когда потребитель направляет Протокол разногласий организации, поставляющей услуги. Тогда публичный договор становится результатом обоюдного согласования условий или, в соответствии со ст. 446 Гражданского Кодекса РФ, ситуация рассматривается в суде.

    • Договор предлагает потребитель.

    Вариант предусматривает рассмотрение Проекта договора коммерческой организацией. При несогласии она (организация) правомочна на составление и подачу Протокола разногласий. Заказчик, получив Протокол, может рассмотреть его в суде на протяжении тридцати дней. Если этого не произошло, то договор заключается по п. 3 ст. 438 Гражданского Кодекса РФ на условиях коммерческой организации, при условии письменного согласия, т. е. конклюдентных действий, со стороны потребителя.

    Если потребитель обращается в суд за решением спорных вопросов, условия договора устанавливает судебный орган.

    Важно знать, что и организация обладает правом на обращение в суд в случаях:

    • обоюдного согласия на решение споров в суде;
    • изначального несогласия потребителя и заявления о разногласиях непосредственно в суде.

    Суд вправе отказать в рассмотрении споров по условиям публичного договора, когда у заказчика не достаточно возражений по условиям, и он не давал согласия на судебное решение по спору, предшествующему заключению договора. Этот случай предусматривает принятие условий публичного договора, учитывая обстоятельства и соответствующие конклюдентные действия потребителя (п. 3 ст. 438 ГК РФ).

    • Упрощенный порядок заключения договора.

    Когда потребителем является частное лицо, для заключения возможен упрощенный порядок публичного договора.

    П. 1 ст. 540 ГК РФ гласит: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети». Этот пункт применим не только к отношениям по обеспечению электричеством, но и по предоставлению тепла, газа, воды и прочего «товара», поступающего благодаря присоединенной сети (ст. 548 ГК РФ).

    Поэтому, при первом факте использования подобного «товара» публичный договор считается заключенным на условиях поставщика, применяемых в данный период времени к абонентам.

    П. 1 ст. 540 ГК РФ способствует формированию мнения, что заключение публичного договора с частным лицом на снабжение через присоединенную сеть - это договор присоединения. Но это спорный вопрос. Квалифицировать такой договор, как «договор присоединения», можно, если потребителю нельзя устанавливать условия договора (п. 1 и п. 2 ст. 428 ГК РФ). Договор присоединения подразумевает заключение через присоединение к целостному договору.

    Внимание! На Договор по энергоснабжению распространяется действие ст. 445 ГК РФ. Несмотря на обязанность коммерческой организации заключать данный вид договора со всеми изъявившими намерение, потребитель может принимать участие в формулировании условий договора вплоть до направления Протокола разногласий организации и подачи исков в суд для решения споров по условиям.

    П. 1 ст. 540 ГК РФ дает основание считать публичный договор заключенным с того момента, когда произошло первое использование сети данным лицом. Но абонент может начать потребление ресурса и после предварительной договоренности с поставщиком. Именно поэтому нельзя назвать публичный договор по энергоснабжению договором присоединения.

    • Идеальная организационная структура отдела продаж

    Как происходит изменение и расторжение публичного договора

    Основное правило предпринимательской деятельности - это четкое исполнение договоров. Это способствует стабильному росту дохода. Но есть множество факторов, влияющих на возможность осуществления принятых условий договора и способных привести к вынужденному внесению изменений или расторжению.

    Способ №1. Обычно договор изменяется или расторгается при согласии обеих сторон, но есть нюансы, предусмотренные законом или договором.

    Одна сторона может потребовать изменений или расторжения по судебному решению:

    А) Одна из сторон серьезно нарушила условия договора.

    Б) Случаи предусмотрены ГК РФ, иными законами или договорами.

    Серьезное нарушение подразумевает под собой действия, способные привести вторую сторону к ущербу, лишающему большей части того, на что участник договора рассчитывал при его заключении. Например, окончательная стоимость выполнения строительных работ намного превысила их оценку, данную при составлении сметы, или сторона-подрядчик нарушила сроки сдачи объекта. Эти обстоятельства могут являться основанием для расторжения договора.

    Например, в суд обращается жилищно-строительная организация, предъявив иск АО открытого типа на расторжение договора, который был заключен на строительство жилого дома. Причина подачи иска - нарушение подрядчиком условий договора: сметная стоимость повысилась, а сроки исполнения работ нарушены (затянуты). Ответчик аргументировал причины задержки трудностями, связанными с поставкой материала, и их подорожанием из-за инфляции. Но п.1 ст.743 ГК РФ указывает на обязанность подрядчика при выполнении работ учитывать сметную стоимость, предложенную на момент заключения договора. В случае удорожания сметы на 10 % (не более) подрядчик может претендовать на пересмотр по п.3 ст.744 ГК РФ. Сроки договора меняются по согласованию. А в данном случае исполнитель не обсудил с заказчиком сроки и цену, подвергшиеся изменению.

    Это позволило «арбитражу» признать серьезность нарушений и расторгнуть публичный договор, ссылаясь на ст.450 ГК РФ.

    Следует учитывать, что на практике суд отталкивается от правила о необязательном расторжении договора в случае нарушения его условий. Например, Президиум Высшего Арбитражного Суда решил не удовлетворять требование прекращения действия договор аренды, потому что нарушения были исправлены вовремя.

    В арбитражный суд поступило заявление с указанием на существенные нарушения условий договор и просьбой о расторжении. В качестве нарушений указывались:

    • регулярное нарушение оплаты аренды;
    • ремонт арендуемого помещения не проводился;
    • был заключен договор субаренды без ведома владельца.

    Во время разбирательства арендатор, он же ответчик, предъявил документы, подтверждающие устранение нарушений. Суд не удовлетворил иск, ссылаясь на ст. 619 ГК РФ (нарушения устранены после письменного предупреждения нарушителя об их наличии). Суд учел, что правила публичных договоров соблюдены, а значит, заявитель необоснованно подал иск.

    • Аренда коммерческой недвижимости, или Как не попасться на крючок арендодателя

    Способ №2. Отказ исполнения условий одной стороной допустимо (ст.450 ГК РФ). При условии полного или частичного отказа выполнения правила публичных договоров возможно расторжение или изменение условий.

    Способ №3. Ст.451 ГК РФ определяет правила расторжения и внесение корректив в договор в связи с существенным изменением обстоятельств.

    Публичный договор в гражданском праве определен конкретными положениями и обстоятельствами. Поэтому их значимые изменения могут повлечь изменение и даже расторжение. Конечно, предусмотрены исключения, но они должны следовать из договора, быть в нем предусмотрены.

    Существенным считается изменение, которое могло бы повлиять на факт заключения договора, т.е. если бы это обстоятельство было предсказуемо, договор бы не был подписан/заключен.

    Договор расторгается судом при невозможности сделать его соответствующим для возникших обстоятельств. А п. 4 ст. 451 ГК РФ предусматривает вариант расторжения публичного договора в связи с тем, что расторжение несопоставимо с интересами общественности или может повлечь ущерб, превышающий затраты на исполнение условий. Для удовлетворения исковых требований должны иметься следующие условия:

    • при подписании стороны не могли предвидеть данное обстоятельство;
    • характер и условия не позволили преодолеть обстоятельства, приведшие к критическим изменениям состояния дел заинтересованной стороны;
    • дальнейшее исполнение договора в соответствии со всеми условиями привело бы к нарушению соотношений имущественных интересов и ущербу;
    • заинтересованная сторона могла бы лишиться полагающегося ей материального блага по условиям договора;
    • традиционно сложилось, что суть договора не предусматривает риск заинтересованной стороны в связи с изменениями обстоятельств.

    Если расторжение договора происходит по решению суда в результате весомого изменения обстоятельств, расходы сторон распределяются поровну.

    ГК РФ дает определения требований к порядку расторжения договора и внесения изменения в публичный договор.

    • Форма соглашения и изменения должна соответствовать форме договора, если Закон, договор и традиции делопроизводства не предусматривают другой формы.
    • Конклюдентные действия способствуют рассмотрению внесения изменений в определенных обстоятельствах и выражены письменно.

    Например, арендодатель (АО) подал иск в арбитражный суд в отношении арендатора (ТОО) с просьбой внести изменения в условия договора относительно аренды помещения (нежилого фонда), т. к. арендная плата вносилась соответственно новым тарифам без письменного на то соглашения.

    Требования АО были удовлетворены. Суд счел внесение платы без письменного согласия недостаточным для подтверждения такового, основываясь ст. 452 ГК РФ (соглашения об изменении условий договор должны быть оформлены так же, как и договор, если законом, актами и традициями не предусмотрено другое оформление). Так как Договор аренды предусматривает письменное оформление (ст. 609 ГК РФ), то и изменения должны быть представлены в письменном виде, как и положено при заключении договора между юридическими лицами.

    Кассационный суд отменяет решение арбитражного, обосновывая решение п.3 ст.434 ГК РФ (форма соблюдена, если предложение принято в соответствии с п. 3 ст.438 ГК РФ). Данный пункт статьи гласит, что лицо, которое получило оферту (оплату определенной суммы), можно считать акцептом (если нет оговорок в статьях закона, актах и др. документах).

    Поскольку арендатора нельзя было признать акцептом (возражений по предложенной арендной плате высказано не было) поступки ТОО можно считать согласием на внесение изменений в заключения исполнения публичных договоров аренды.

    Требовать изменить или расторгнуть договор можно, когда одна из сторон отказала в этом или не дала своевременного ответа (сроки указываются в предложении или устанавливаются законом, обычно, это 30 дней).

    Каждая из сторон должна хорошо осознать последствия расторжения и изменения, связанного с юридической составляющей, т. к. расторжение договор влечет полное прекращение взаимоотношений сторон, а изменения позволяют дальнейшее сотрудничество (ст. 453 ГК РФ).

    • Расторжение договора аренды: как сделать все грамотно, без подачи в суд

    Когда изменяются (прекращаются) обстоятельства?

    В момент, когда договор расторгнут или его условия изменены, обстоятельства принято считать прекращенными или измененными, если другой вариант не предусмотрен законом, актом или соглашением. Момент соглашения - дата заключения такового участниками публичного договора. В случае если договор не оформлен как документ, моментом считается дата согласия стороны, которая получила предложение изменить или расторгнуть договор.

    В случае расторжения или внесения изменений с помощью суда, таковым моментом считается дата, когда решение вступает в силу.

    Ни одна из сторон не может предъявлять требования, пока не наступит момент изменения или расторжения публичного договора.

    Возмещение убытков

    Одна из сторон может потребовать возместить убытки в случае расторжения или изменения договора по причине существенных изменений. Это правило применимо независимо от факта его фиксирования в документе (договоре).

    Информация о компании

    CLIFF - группа компаний, оказывающая юридические услуги широкого спектра. Основана в 1994 году. Штат - более 50 юристов. Одна из первых компаний, которая занялась работой с различными проектами в сфере электронной коммерции. Официальный сайт - www.cliff.ru.



Просмотров