Раздел первый. Основные положения

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Текст Ст. 12 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Комментарий к Ст. 12 Конституции Российской Федерации

Местное самоуправление — это инициативная деятельность населения, самоорганизация граждан по месту жительства, направленная на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей на местном уровне. Конституция 1993 г. возродила местное самоуправление, сформировавшееся в России к середине XIX в. и замененное на протяжении 1918-1991 гг. системой Советов, ничего общего с самоуправлением не имевшей.

До вступления в силу настоящей Конституции, самоуправления в таком виде в России не существовало, поэтому Основной закон стоит на позициях его признания. Самоуправление — это тот уровень публичной власти, отсутствие которого не может быть восполнено ничем и никем. Поэтому государство заинтересовано в организации местного самоуправления на той или иной территории не меньше, чем ее население. Поэтому вышестоящие органы государственной власти полагают его существующим (признают), считаются с ним и гарантируют его деятельность на любой стадии создания.

С появлением в Российской Федерации местного самоуправления публичная власть оказалась разделена не на два уровня, как прежде, — федеральная и региональная государственная власть, а на три, включая местное самоуправление. Причем в мире сформировалось множество моделей самоорганизации местного населения, но все они могут быть объединены в две большие группы, в основе которых лежат две теории местного самоуправления: общественная и государственная. Суть последней сводится к пониманию местного самоуправления как части системы государственных органов, которым переданы финансовые ресурсы (прежде всего, налоги) и отдельные управленческие функции на местах, которые самостоятельно осуществляют население и формируемые им органы, находящиеся под контролем государства. В основе реализации этой теории лежат принципы децентрализации и деконцентрации власти.

Что же касается общественной теории, горячим сторонником которой в России выступал князь А.И. Васильчиков (1818-1881), то в ее основе лежит принцип противопоставления интересов государства и местного населения. Именно общественная теория была положена в основу организации земской и городской реформ в России в 1864 и 1870 гг. Конституция 1993 г., родившаяся в условиях отрицания системы советов, возродила местное самоуправление, основанное на современном понимании общественной теории. Указание в ст. 12 на самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий означает, что государство федеральным законом определяет перечень вопросов местного значения*(45), которые могут быть переданы населению и формируемым им органам местного самоуправления для самостоятельного решения и всеми доступными способами — экономическими, организационными и политическими — стимулирует их деятельность. Для того чтобы избежать давления со стороны органов государственной власти на местное самоуправление или подмену ими последнего, авторы Основного закона закрепили беспрецедентную для России формулу о невхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. Разумеется, полной независимости этих органов от государства быть не может, однако еще раз подчеркнем: на местном уровне объект и субъект управления совпадают. Суть самоуправления состоит в том, что население самостоятельно, под свою ответственность и в рамках установленных полномочий принимает решение, а затем само через сформированные им органы осуществляет его исполнение на местном уровне.

Более детально модель организации местного самоуправления и важнейшие его полномочия определены в гл. 8 Конституции России (см. комментарий к ст. 130-133).

Конституция РФ, Статья 12

Статья 12
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Комм. Васильев В.И.

Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельную деятельность (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций. Будучи существенным выражением народовластия, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но и гарантируется органами власти Федерации и ее субъектов, причем гарантии местного самоуправления могут быть общеполитические, морально-этические, а также более конкретные - экономические, юридические, организационные и др.
Следует признать, что воплощение конституционной модели местного самоуправления в значительной мере зависит от успехов реформирования всего общественно-политического строя России. Только создание гражданского общества, рыночной экономики, демократического правового государства обеспечит в полной мере осуществление местного самоуправления. В то же время развитие местного самоуправления, в свою очередь, будет способствовать общим реформам. В данной связи становление местного самоуправления будет процессом относительно длительным.
Говоря о гарантированности местного самоуправления, Конституция имеет в виду, прежде всего государственные гарантии. Смысл их в том, что федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые и другие условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении прав на местное самоуправление. Материально-финансовые условия, в частности, предполагают наделение субъектов местного самоуправления муниципальной, в том числе земельной, собственностью, обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления достаточными финансовыми ресурсами. Правовые условия включают судебную защиту прав местного самоуправления и др. (см. комментарий к ст.133).
Идеология местного самоуправления отражает две объективные социальные потребности: необходимость эффективного управления делами общества и развитие демократии. Чем сложнее общество, тем труднее управлять экономическими и социальными процессами из центра, поэтому издавна местное самоуправление связывалось с задачей децентрализации управления, передачи на места вопросов, которые там могут решаться наиболее успешно. Местное самоуправление предполагает заботу о непосредственных нуждах населения. Лучше всего эти нужды знает власть, напрямую связанная с жителями городов и сел, что и обеспечивает заинтересованное, ответственное и, следовательно, эффективное решение местных дел. С другой стороны, местное самоуправление способствует обеспечению свободы личности, ее самовыражению, развитию в гражданах самостоятельности и предприимчивости. Знакомясь с общественными делами, участвуя в их решении, люди перестают надеяться только на центральные власти и привыкают полагаться на самих себя.
Системный подход к любому современному государству предполагает, что каждое его структурное подразделение взаимосвязано с другими и в то же время относительно независимо, обладая в конкретных ситуациях способностью по-своему реализовывать предоставленные ему возможности. Однако степень ответственности «структурных узлов», расположенных как по «горизонтали», так и по «вертикали», объем их возможностей далеко не одинаковы в разных государствах и зависят от многих политических, экономических, технических факторов, конкретных исторических условий. Согласно Конституции Союза ССР 1977г. местные Советы решали все вопросы местного значения и были органами относительно самостоятельными. В то же время эта самостоятельность существенно ограничивалась и на деле была значительно меньше, чем предполагалось по закону. Безраздельное господство компартии превращало местные Советы, как и все другие государственные органы, в придаток партийного аппарата. Да и по закону их возможности были весьма невелики. Местные Советы в соответствии с Конституцией обязаны были проводить в жизнь решения вышестоящих государственных органов. И хотя они избирались населением на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании и были подотчетны только своим избирателям, сами выборы были далеко не свободными и ограничивались голосованием за единственного в избирательном округе кандидата, выдвинутого по разнарядке парторганов. Кроме того, создаваемые местными Советами исполнительные органы находились в двойном подчинении - местных Советов и вышестоящих исполнительных и распорядительных органов. В двойном подчинении находились и отраслевые исполнительные органы местных Советов. Таким образом, вся система местных выборных органов власти оказывалась «пристегнутой» к центральному аппарату управления.
Ошибочно утверждать, что местные Советы вообще не могли решить ни одного вопроса. Они обладали установленной Конституцией и законами компетенцией, но все существенные вопросы решались по согласованию и с одобрения соответствующих партийных органов. Существовала явная гипертрофия централизации. С экономической точки зрения это объяснялось господством государственной собственности, системой управления, которая включала в себя и местные органы государственной власти.
Существовавший многие годы тоталитарный коммунистический режим извращал демократический централизм как конституционный принцип организации и деятельности государства. Если по Конституции 1977г. демократический централизм должен был сочетать единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело, то на практике это сочетание нарушалось за счет усиления единого руководства и ограничения творческой инициативы на местах, подмены государственного руководства партийным при полной безответственности партийных органов за свои промахи и ошибки и ответственности государственных органов перед партийными за выполнение партийных директив.
Комментируемая статья Конституции отвергает концепцию местных Советов как составной части единой демократически централизованной системы органов государственной власти и последовательно утверждает начала децентрализации управления общественными делами. Особой формой децентрализации государственного управления и является местное самоуправление. Специфичность этой формы децентрализации в том, что, во-первых, она имеет свои границы; во-вторых, эти границы очерчены правом - органы местного самоуправления наделены объемом собственных полномочий; в-третьих, эти полномочия они осуществляют самостоятельно, т. е. беспрепятственно, свободно, по своему усмотрению; в-четвертых, органы самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
То, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, означает, что местное самоуправление отделяется от государственной власти с точки зрения структурно-организационной. Формирование органов местного самоуправления - дело самого населения соответствующего города, села или иного муниципального образования. Одни из этих органов могут быть непосредственно избраны населением, другие - сформированы выборными органами. Но при всех условиях они не могут назначаться «сверху», их состав не должен согласовываться с вышестоящими государственно-властными инстанциями или утверждаться ими. Вмешиваться в решение этих дел государственные инстанции не могут; в противном случае должна наступать правовая ответственность за нарушение Конституции. Будучи сформированы «снизу», органы местного самоуправления не находятся в отношениях подчиненности к органам государственной власти и не обязаны выполнять их предписания. Органы государственной власти могут действовать рядом с органами местного самоуправления, но не вместо них.
Будучи выведены из системы органов государственной власти, органы местного самоуправления остаются в системе государственно-властных отношений. Организационно отделенные от государственной власти, они с ней связаны функционально. Само создание и важнейшие полномочия органов местного самоуправления определены актами органов государственной власти - федеральных и субъектов Федерации. Они действуют в русле общегосударственной политики - экономической, социальной, экологической, в области культуры и др., могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в реализации государственных программ (см.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 12 Конституции Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, самостоятельное в пределах своих полномочий, органы которого не должны входить в систему органов государственной власти. Согласно ст. 130 Конституции местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.. Одной из первых норм международного права, которую должна будет ратифицировать Российская Федерация в связи с вступлением России в Совет Европы, является Европейская хартия о местном самоуправлении (Российская юстиция. 1996. n 9), принятая 15 октября 1985 г., которую от имени нашего государства в феврале 1995 г. подписал Министр иностранных дел Российской Федерации Е. Примаков. Для ратификации указанной Хартии отведен один год. За это время российское законодательство и правоприменительная практика должны быть приведены в соответствие с данной Хартией и Конституцией Российской Федерации.

Необходимо подчеркнуть: практика Верховного Суда Российской Федерации давно и устойчиво основывается на принципах защиты местного самоуправления. Так, Верховный Суд Российской Федерации обоснованно признал незаконным назначение главой администрации субъекта Федерации руководителя администрации муниципального образования как противоречащее ст. ст. 12, 130, 131 Конституции Российской Федерации.
24 января 1997 г. Конституционный Суд Российской Федерации принял принципиальное постановление по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике", признав не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 66 (ч. 1), 72 (п. "н" ч. 1), 77 (ч. 1), 130 (ч. 1) статьи названного Закона, в соответствии с которыми было предусмотрено образование представительных и исполнительных органов государственной власти таких городских поселений, которые не имеют статуса административно-территориальных единиц. В то же время, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, система органов государственной власти Удмуртской Республики может включать в себя как высшие органы власти, так и территориальные органы, в том числе органы соответствующих административно - территориальных единиц, предусмотренных административно - территориальным устройством Удмуртской Республики. Следовательно, за основу разделения органов государственной власти и местного самоуправления Конституционный Суд Российской Федерации взял административно - территориальное устройство республики, которое Удмуртская Республика "вправе решать сама".
"Эти положения, - считает М. Пискотин, - никак не затрагивают статуса органов местного самоуправления районов и городов республиканского значения... Районы и города уже были наделены статусом муниципального образования, и в них сформированы выборные и другие органы местного самоуправления... В случае, если в дальнейшем этот статус будет изменен и на уровне районов и городов будут созданы органы государственной власти, они все равно должны будут строиться на принципах демократии и децентрализации власти (выделено мной. - В.Е.) (Российская газета, 21 февраля 1997 г.). При таком подходе, на мой взгляд, неизбежно возникает вопрос: что будет на практике означать "на принципах демократии и децентрализации власти", если сам же М. Пискотин в дальнейшем справедливо замечает: "...становится все более очевидным стремление власти некоторых субъектов Федерации сконцентрировать в своих руках как можно больше полномочий, ресурсов, собственности... во многом за счет районов и городов... Местное самоуправление воспринимается как помеха" (там же). Со своей стороны хотелось бы добавить: на деле подобное противостояние органов государственной власти и органов местного самоуправления на уровне города и района может привести к фактическому свертыванию реальных прав органов местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Более обоснованной представляется точка зрения судьи Конституционного Суда Российской Федерации Г. Гаджиева. Он занимает позицию, согласно которой "Конституция Российской Федерации при решении вопроса о том, на каких территориях население обладает конституционным правом на осуществление местного самоуправления, исходит из концепции естественных поселений", а не искусственного административно - территориального деления. Отсюда следует, в частности, что в городах республиканского подчинения и районах могут быть созданы органы местного самоуправления; "не субъективное мнение законодательных органов субъектов Российской Федерации..., а объективно сложившиеся поселения являются конституционно - значимым критерием определения территории местного самоуправления" (Российская газета, 6 февраля 1997 г.).
На мой взгляд, точка зрения Г. Гаджиева полностью соответствует, во-первых, ст. 131 Конституции Российской Федерации: "местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях, с учетом исторических и иных местных традиций..., (выделено мной. - В.Е.) изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий"; во-вторых, ст. 12 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой к территориям муниципальных образований, в частности, относятся города, поселки, станицы, районы (уезды).
Поскольку принятое постановление Конституционного Суда Российской Федерации является окончательным, не подлежащим обжалованию и вступившим в законную силу немедленно, оно может быть истолковано на практике, во-первых, как запрещение создавать органы местного самоуправления на уровне района и города, во-вторых, возможно, приведет к фактическому свертыванию реальной власти органов местного самоуправления, поскольку, на мой взгляд, как Конституционный Суд Российской Федерации, так и Государственная Дума Российской Федерации в ближайшее время должны дать соответствующие официальные разъяснения.
В противном случае будет нарушена Конституция Российской Федерации, гарантирующая местному самоуправлению, а не органам государственной власти субъектов Федерации право самостоятельно решать важные вопросы, в частности, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Так, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" было утверждено приложение 3 ("Объекты, относящиеся к муниципальной собственности"), согласно которому к муниципальной собственности, в частности, относятся "объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского..., районного... Совета народных депутатов; жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации...)".
К сожалению, в нарушение данного нормативного акта на практике зачастую все эти вопросы фактически решают органы государственной власти субъектов Федерации. В уставах субъектов Федерации обычно закладывается следующая формула, не соответствующая Конституции Российской Федерации: устанавливается двойной статус представительного и исполнительного органов власти субъекта Федерации, согласно которому эти органы одновременно являются органами городского (местного) самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации и обладают всеми законодательно установленными полномочиями указанных органов. В то же время ст. 12 Конституции Российской Федерации установила другое правило, обязательное для субъектов Российской Федерации: "Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". На практике подобные нормативно закрепленные несоответствия уставов субъектов Федерации Конституции Российской Федерации порождают массу чрезвычайно непростых ситуаций и спорных вопросов. В частности, как нужно поступать, если, например, в районе имеется два руководителя: избранный гражданами и назначенный главой администрации субъекта Федерации; кто имеет право заключать договоры аренды нежилых помещений, предоставлять жилые помещения, подписывать ордера; руководитель какого органа может распоряжаться прибылью, полученной от пользования муниципальной собственностью, и т.п.
Все эти и подобные им вопросы в правоприменительной практике, на мой взгляд, необходимо решать прежде всего на основе ст. ст. 12, 72, 73, 76, 130 - 133 Конституции Российской Федерации, имеющих не только высшую юридическую силу, но и прямое действие.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.08.1995 N 154-ФЗ
"ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 12.08.1995)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1
"О РАЗГРАНИЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННУЮ
СОБСТВЕННОСТЬ РЕСПУБЛИК В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КРАЕВ,
ОБЛАСТЕЙ, АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ, АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, ГОРОДОВ МОСКВЫ И
САНКТ - ПЕТЕРБУРГА И МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 N 1-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОТ 17 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА "О СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"
"ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"
(совершено в Страсбурге 15.10.1985)
Российская юстиция, N 4, 1997



Просмотров