Расписка за покупку гаража. Расписка в получении денег за гараж: образец заполнения

Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном статьями 61-65 ГК РФ, с учетом требований установленных законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" и уставом общества. В тоже время законом установлена и принудительная ликвидация общества по решению суда по основаниям, предусмотренным ГКРФ.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Решение общего собрания участников общества на основании, которого может быть осуществлена добровольная ликвидация общества с ограниченной ответственностью и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров или наблюдательного совета общества, исполнительного органа или участника общества. Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

С момента, когда будет назначена ликвидационная комиссия, к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества имеет право выступать в суде.

В случае, если участником ликвидируемого общества является РФ, субъект РФ или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта РФ, продавца государственного имущества субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Недавними изменениями законодатель конкретизировал отдельные положения законодательных актов регулирующих деятельность обществ с ограниченной ответственностью. Значительная часть изменений коснулась учредительных документов обществ и порядка их создания. Порядок же ликвидации обществ с ограниченной ответственностью практически не изменился.

Так вся процедура ликвидации общества с ограниченной ответственностью разделяется на несколько этапов:

· принятие решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии, сообщение сведений о принятом решении в регистрирующий орган для внесения их в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ); Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами;

· составление промежуточного ликвидационного баланса;

· осуществление расчетов с кредиторами;

· составление ликвидационного баланса, передача оставшегося имущества общества его участнику;

· государственная регистрация ликвидации общества.

Ответственные лица или органы управления общества принимают решение о его добровольной ликвидации. Дальше происходит формирование ликвидационной комиссии с определением ее председателя. Вместе с тем участники или орган общества с ограниченной ответственностью, принявшие такое решение, обязаны в трехдневный срок, причем в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о добровольной ликвидации. Для этого необходимо направить в регистрирующий орган Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ. Нарушение этого срока может повлечь привлечение участников общества с ограниченной ответственностью к административной ответственности, На основании такого уведомления регистрирующим органом вносится запись в Единый реестр государственной регистрации юридических лиц о принятии в отношении общества с ограниченной ответственностью решения о ликвидации, и выдаются по месту нахождения этого общества Свидетельство о внесении записи в Единый реестр государственной регистрации юридических лиц и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, в которой указывается, что общество с ограниченной ответственностью находится в процессе ликвидации. Статья 62 ГК РФ устанавливает, что участники общества с ограниченной ответственностью или орган, принявшие решение о ликвидации такого общества, назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с положениями ГК РФ и другими нормативно-правовыми актами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. В случае принятия участниками общества решения о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора участники общества с ограниченной ответственностью, направляют в регистрирующий орган Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица. На основании указанного уведомления регистрирующий орган вносит запись в Единый государственный реестр юридических лиц запись о формировании ликвидационной комиссии определенного общества с ограниченной ответственностью, назначении ликвидатора, содержащую сведения о руководителе ликвидационной комиссии, и выдает либо направляет заявителю по почте Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и выписку из этого Единого государственного реестра юридических лиц;

В дальнейшем ликвидационная комиссия должна обеспечить опубликование в средствах массовой информации сообщений о ликвидации общества с ограниченной ответственностью, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. При проведении процедуры ликвидации общества с ограниченной ответственностью на ликвидационную комиссию возлагается обязанность опубликовать в средствах массовой информации и в журнале "Вестник государственной регистрации" сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к самостоятельному выявлению кредиторов и письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица общества с ограниченной ответственностью. После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества с ограниченной ответственностью, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается решением общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью. В случае ликвидации общества с ограниченной ответственностью установлено требование об обязательном проведении инвентаризации. О составлении промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия также уведомляет регистрирующий орган Уведомление оформляется по форме утвержденной Постановлением Правительства РФ. На основании указанного уведомления регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдает Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и выписку из реестра.

По результатам заявленных требований кредиторов ликвидационная комиссия общества составляет промежуточный ликвидационный баланс, в который включаются все требования кредиторов.

Соответственно после принятия всех требований кредиторов к обществу, ликвидационная комиссия осуществляет расчеты с кредиторами в очередности, установленной действующим российским законодательством. Это означает, что со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия начинает производить расчеты с кредиторами. Также стоит обратить внимание на то, что порядок исполнения ликвидируемыми организациями обязанности по уплате обязательных налогов и сборов, а также зачета излишне уплаченных и взысканных налогов и сборов регулируется ст.49 НК РФ. Налоговый период при ликвидации организации определяют в соответствии с п.3 ст.55 НК РФ. Если имеющиеся у ликвидируемого общества с ограниченной ответственностью денежные средства недостаточны для удовлетворения всех заявленных требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества общество с ограниченной ответственностью с публичных торгов. Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований всех кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. В этом случае, ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Признание банкротства ликвидируемого должника осуществляется в этом случае в упрощенном порядке, предусмотренном параграфом 1 главы XI Закона о банкротстве. При банкротстве ликвидируемого должника такие процедуры банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, не применяются. Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего, в связи, с чем последующие ликвидационные процедуры от имени ликвидируемого юридического лица осуществляются конкурсным управляющим, а не ликвидационная комиссия, созданная решением участников общества с ограниченной ответственностью. В случае если требования кредиторов, не удовлетворенны по причине недостаточности имущества общества, то они считаются погашенными, т.е. юридически такие требования считаются исполненными, а фактически-- нет, в связи с отсутствием у должника возможностей для удовлетворения их требований.

На следующем этапе ликвидации общества с ограниченной ответственностью происходит распределение оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества общества между его участниками. И составляется ликвидационный баланс, с целью определения оставшегося у общества имущества.

После всех перечисленных этапов общество уже можно считать ликвидированным, но действующее законодательство предусматривает обязанность осуществить государственную регистрация ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Для осуществления государственной регистрации в связи с ликвидацией общества с ограниченной ответственностью в регистрирующий орган необходимо представить следующие документы:

· заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ;

· ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью;

· документ об уплате государственной пошлины;

· документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений

Документы представляются непосредственно или направляются почтой. Государственная регистрация при ликвидации организации осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в налоговую инспекцию.

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью считается завершенной, а общество -- прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом ликвидация общества с ограниченной ответственностью по своему содержанию это достаточно сложный процесс, который заключает в себе ряд мероприятий, таких как исключение компании из единого государственного реестра юридических лиц, аннулирование всех учредительных документов, проведение проверки налоговой инспекцией и различными фондами, сдача документов на хранение и уничтожение печати.

(ст. ст. 57 - 58 Закона об обществах с ограниченной ответственностью) влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам .

Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано: 1) добровольно по решению общего собрания участников ; 2) принудительно - в порядке, установленном законодательством; 3) вследствие признания его несостоятельным (банкротом) .

Регулирование порядка и условий ликвидации зависит от ее вида. Общие положения содержит ГК, Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Закон об обществах с ограниченной ответственностью. Специальные положения относительно обществ, действующих в определенных сферах деятельности, содержатся в отдельных законах (ст. 23 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). Принудительная ликвидация регулируется ГК, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" в части обществ с ограниченной ответственностью - кредитных организаций, Федеральным законом "О защите конкуренции", а также некоторыми иными актами. Ликвидация вследствие несостоятельности регулируется Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью о его добровольной ликвидации и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества. О принятии указанного решения общество (формально ГК и ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" указывает на "учредителей (участников) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица") обязано в трехдневный срок в письменной форме сообщить в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Порядок и сроки добровольной ликвидации также устанавливаются решением общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества с ограниченной ответственностью. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде. В случае если участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия обеспечивает представление в Пенсионный фонд информации и документов, предусмотренных Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и иными нормативными актами в области пенсионного обеспечения, и осуществление иных организационных действий, связанных с прекращением существования юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается участниками общества с ограниченной ответственностью. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого общества производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс , который утверждается общим собранием участников общества с ограниченной ответственностью учредителями. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества.

В соответствии со ст. 58 Закона об обществах с ограниченной ответственностью это происходит в следующей очередности: в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли; во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Отметим, что как ГК (ст. 61), так и Закон об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 57) и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (ст. 21) не связывают представление документов на государственную регистрацию ликвидации общества с осуществлением расчетов с участниками. Как видно, ликвидационный баланс составляется до расчетов с участниками, а список документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица не включает информацию о завершении расчетов с участниками.

Если для добровольной ликвидации существует только одно основание - воля участников общества, воплощенная в решении общего собрания, то оснований принудительной ликвидации значительно больше.

Отметим, что ГК, как и в случае с принудительной реорганизацией, понятия "принудительная ликвидация" не знает. Хотя как в прошлом, так и в настоящее время это понятие активно используется в нормативных актах и специальной литературе. К примеру, такое понятие использовал п. 137 Положения об акционерных обществах, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 ("добровольная ликвидация общества производится назначенной им ликвидационной комиссией, принудительная - комиссией, назначенной судом"). Использовал такое понятие ("принудительная ликвидация предприятия-должника - процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда") первый российский Закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" 1992 г.

В настоящее время о "принудительной ликвидации" кредитной организации по инициативе Банка России говорит статья 23.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Очевидно, что использование такого термина оправданно, поскольку отражает специфику этого вида ликвидации.

Возможность принудительного прекращения юридического лица российское право признавало всегда, другой вопрос - основания для таких действий. Если взять для примера дореволюционное право, то можно указать на п. 26 Положения об артелях трудовых 1902 г., в соответствии с которым артель прекращалась, в том числе и "по требованию губернатора, когда действия артели окажутся несогласными с ея уставом или противными существующим законам". Если посмотреть на возможные основания принудительной ликвидации одного из прообразов нынешнего общества с ограниченной ответственностью - торфяного товарищества по положению 1924 г., то мы увидим такое основание (п. 90 Примерного устава торфяного товарищества): "по постановлению правительства в случае уклонения органов товарищества в сторону, противную интересам государства". Такое основание было частичным воспроизведением положений ст. ст. 18 и 364 ГК РСФСР 1922 г. в части общих оснований прекращения юридического лица ("существование юридического лица может быть прекращено соответственным органом государственной власти, если оно уклоняется от предусмотренной уставом или договором цели или если его органы (общее собрание, правление) в своей деятельности уклоняются в сторону, противную интересам государства") и оснований прекращения акционерного общества ("по постановлению правительства в случае уклонения о-ва от указанной в уставе цели, а равно в случае уклонения его органов в сторону, противную интересам государства"). Похожие основания мы видим и после принятия ГК РСФСР 1964 г. Декретом СНК РСФСР от 25 ноября 1921 г. "О товариществах (артелях) ответственного труда" предусматривалось такое основание прекращения: "По приговору судебных властей, когда деятельность товарищества будет признана противозаконной или наносящей существенный вред государственным интересам".

В новейший период мы находим иное понимание оснований принудительной реорганизации обществ и товариществ с ограниченной ответственностью. Так, п. 24 Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью 1990 г. указывал, что деятельность общества прекращается, в том числе "на основе решения государственного арбитража или суда... в случаях систематического или грубого нарушения им законодательства". Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" 1990 г. указывал, что предприятие ликвидируется, в том числе в случаях "принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством РСФСР, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности; признания судом или арбитражным судом недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия; по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами РСФСР и входящих в его состав республик". Пункт 136 Положения об акционерных обществах, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601, устанавливал, что общество может быть ликвидировано, в том числе в случае "нарушения обществом действующего законодательства". Статья 17 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик устанавливала, что юридическое лицо ликвидируется "по решению суда, арбитражного суда в случае... систематического осуществления деятельности, противоречащей целям деятельности юридического лица, или без надлежащего разрешения (лицензии), или деятельности, запрещенной законодательными актами, либо с неоднократным или грубым нарушением законодательства". Как видно, в новейший период в большинстве случаев, в той или иной форме, в качестве основания для принудительной ликвидации признается нарушение действующего законодательства.

Статья 61 ГК, указывая на основания принудительной реорганизации, отмечает, что юридическое лицо может быть ликвидировано "по решению суда" в случае: 1) допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; 2) осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; 3) в иных случаях, предусмотренных ГК. Ряд законов устанавливают дополнительные основания для принудительной ликвидации. Статья 23 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусматривает применение порядка принудительной ликвидации кредитной организации, предусмотренного ст. 23.1 того же Закона, в том случае, если после принятия решения участниками кредитной организации о ее ликвидации Банк России на основании ст. 20 указанного Закона примет решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций. Отдельные основания указывает ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", которая предусматривает процедуру исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа. Статья, в частности, предусматривает, что юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо при наличии одновременно всех указанных признаков может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.

Некоторые законы конкретизируют положения ГК в части указания на правонарушения, которые могут послужить основанием для принудительной ликвидации. Так, ст. 20 Закона об обществах с ограниченной ответственностью устанавливает право органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, предъявить требование в суд о ликвидации общества в случае, если общество в разумный срок не примет решение об уменьшении своего уставного капитала или о своей ликвидации при наличии оснований, указанных в этой статье (нарушение соотношения размера чистых активов и уставного капитала). Статья 34 Федерального закона "О защите конкуренции" указывает, что в случае создания коммерческой организации без получения предварительного согласия антимонопольного органа или с нарушением порядка уведомления о таком создании организация может быть не только принудительно реорганизована, как указывалось выше, но и принудительно ликвидирована.

Перечень оснований ликвидации юридического лица, данный в действующем ГК, является наиболее полным и систематизированным за всю историю российского права. Однако он не охватывает всех оснований, кроме того, если ГК предусматривает в качестве оснований принудительной ликвидации только правонарушение, то специальные законы признают возможным осуществление принудительной ликвидации и при бездействии, которое формально под правонарушение не подпадает.

Кроме того, формулировки некоторых оснований весьма расплывчаты, что послужило основанием как для проверки их конституционности, так и для разъяснений высших судебных инстанций.

В частности, Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 14-П было отмечено, что "отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица... не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов... оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц". По мнению Конституционного Суда, эта норма "должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям". Позднее схожие положения сформулировал и Президиум ВАС РФ, указавший, что "при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены" (п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации").

Законодательство предусматривает два порядка принудительной ликвидации: судебный и административный. Первый является основным, поскольку административный порядок (точнее говоря, закон - ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" - говорит об исключении юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа) применяется только для ликвидации недействующего юридического лица в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Судебный порядок принудительной ликвидации может быть применен по иску уполномоченных государственных органов и должностных лиц, к которым относятся: налоговые органы, антимонопольные органы, Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг и ряд иных. Некоторыми законами возможность подачи иска о принудительной ликвидации ставится в зависимость от различных условий. В частности, в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" Банк России в течение 15 дней со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязан обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации (за исключением случая, если ко дню отзыва указанной лицензии у кредитной организации имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций").

В соответствии со ст. 2 указанного Закона кредитная организация считается не способной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 14 дней после наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

Основанием для начала ликвидационных процедур является вступление решения суда о ликвидации в законную силу. Таким образом, никакого дополнительного решения каких-либо органов управления для начала ликвидационных процедур юридического лица не требуется: эти процедуры должны произвести лица, указанные в решении суда.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. В решении указываются: в отношении юридического лица - его наименование и место нахождения, а в отношении граждан - фамилии, имена, отчества, даты рождения и место жительства. Участники (учредители) привлекаются к участию в деле в качестве ответчиков по заявлению истца или по инициативе арбитражного суда, поскольку дела о ликвидации юридических лиц по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК, вытекают из публичных правоотношений. При возложении обязанности по ликвидации юридического лица на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, наименование этого органа указывается в решении арбитражного суда в точном соответствии с учредительными документами юридического лица. Арбитражный суд при рассмотрении иска о ликвидации вправе назначить ликвидатора, если придет к выводу о невозможности возложения обязанности по ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами. Общих требований к ликвидатору закон не содержит. Такие требования устанавливаются для ликвидируемых организаций, осуществлявших деятельность в отдельных отраслях. К примеру, специальные требования установлены для ликвидаторов кредитных организаций. В частности, в соответствии со ст. 23.2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" представление кандидатуры ликвидатора кредитной организации в арбитражный суд и утверждение этой кандидатуры арбитражным судом осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" для представления и утверждения конкурсного управляющего кредитной организации. Ликвидатором кредитной организации, имевшей лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, является Агентство по страхованию вкладов. Ликвидатором кредитной организации, не имевшей лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего требованиям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и аккредитованного при Банке России в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций.

В решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления указанными лицами в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры. Для отдельных организаций сроки ликвидации специально устанавливаются законом. В частности, в соответствии со ст. 23.4 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" срок ликвидации кредитной организации не может превышать 12 месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации. Указанный срок может быть продлен арбитражным судом по обоснованному ходатайству ликвидатора кредитной организации. Если учредители (участники) юридического лица либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, своевременно не представят в арбитражный суд утвержденный ими ликвидационный баланс или не завершат ликвидацию юридического лица, суд по ходатайству истца выносит в судебном заседании определение о назначении ликвидатора.

ГК по поводу сроков деятельности лиц, осуществляющих ликвидацию, регулирующих положений не содержит. Высший Арбитражный Суд РФ в одном из своих определений принципиально подчеркнул, что "регламентированный положениями статей 61 - 65 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не устанавливает сроки, ограничивающие осуществление указанных процедур" (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 сентября 2008 г. N 11133/08).

Деятельность лиц, на которых решением суда возложена обязанность по ликвидации юридического лица, ничем не отличается от деятельности ликвидационной комиссии при осуществлении добровольной ликвидации. Не предъявляет к их деятельности законодательство и общих требований. Таковые содержатся только в законодательстве о банковской деятельности, где специально отмечено, что ликвидатор кредитной организации приступает к осуществлению своих полномочий со дня вступления в силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора кредитной организации и действует до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации. Он обязан действовать добросовестно и разумно и учитывать права и законные интересы кредиторов кредитной организации, общества и государства. Контроль за деятельностью ликвидатора кредитной организации, порядок представления им отчетности в Банк России, а также проверки Банком России деятельности ликвидатора кредитной организации осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" для конкурсного производства.

Административная процедура ликвидации состоит в принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц и его опубликовании в течение трех дней с момента принятия в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в общем (судебном) порядке, установленном гражданским законодательством.

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью может произойти и вследствие признания его банкротом. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливаются Законом о несостоятельности (банкротстве). В соответствии со ст. 149 Закона основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника является определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

В порядке, установленном для ликвидации вследствие банкротства, юридическое лицо ликвидируется также в том случае, если стоимость имущества ликвидируемого добровольно юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов. В этом случае действуют особые правила банкротства (банкротство ликвидируемого должника), установленные ст. ст. 224 - 226 Закона о несостоятельности (банкротстве).

Ликвидация Общества с Ограниченной Ответственностью.
Ликвидация ООО (общества с ограниченной ответственностью) – не менее популярная услуга, чем регистрация ООО в Москве. Причины, по которым ликвидируют фирму, различны – начиная от нецелесообразности дальнейшего существования предприятия и заканчивая неразрешимыми проблемами, возникшими в процессе развития компании. Было бы логичным предположить, что процедура ликвидации должна быть одинаковой для всех, независимо от причин прекращения деятельности. Но, к большому удивлению это не так. Существует несколько вариантов ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Попробуем рассмотреть каждый из этих вариантов насколько это возможно.

Официальная ликвидация ООО.
Официальная ликвидация ООО означает полное прекращение ее деятельности. Ликвидированная организация не имеет правопреемников, по ее обязательствам после закрытия не отвечают ни юридические, ни какие-либо физические лица. Решение о ликвидации, ООО может быть принято общим собранием участников, уполномоченным на принятие таких решений органом или судом, если деятельность компании велась с неоднократными, грубыми или неустранимыми нарушениями. По окончании официальной ликвидации фирмы в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись, печать уничтожается, а документы сдаются в архив. Процедура ликвидации, ООО в этом случае может продолжаться от шести месяцев до года.

Этапы официальной ликвидации юридического лица.

1.Решение о закрытии предприятия и назначение ликвидационной комиссии.
Решение о закрытии предприятия должно быть принято на общем собрании учредителей, назначен ликвидатор или ликвидационная комиссия, состав которой необходимо согласовать с регистрирующим органом, определены сроки и порядок регистрации. В дальнейшем все полномочия по управлению фирмой переходят к этой комиссии. В течение 3 дней комиссия уведомляет регистрационный орган о том, что фирма начала процедуру ликвидации, о чем в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись.

2.Публикация решения в прессе и уведомление кредиторов.
После того, как решение об официальной ликвидации ООО принято, в журнале «Вестник государственной регистрации» должна быть опубликована информация об этом решении, а так же уведомлены все известные кредиторы. С момента публикации или получения уведомления кредиторы имеют право предъявить требование о досрочном погашении долгов. По закону, срок, в который фирма принимает претензии от кредиторов, не может быть меньше 2х месяцев.

3.Составление ликвидационного баланса и выездная налоговая проверка.
В ходе добровольной ликвидации фирмы должен быть составлен ликвидационный баланс, проведен анализ дебиторской и кредиторской задолженности, определен порядок расчета с кредиторами и разработаны меры по взысканию дебиторской задолженности. На этом же этапе налоговая инспекция проводит выездную налоговую проверку, изучает бухгалтерские документы фирмы за последние 3 года.

4.Согласование ликвидационного баланса, закрытие счетов, уничтожение печати.
Регистрационный орган согласовывает ликвидационный баланс. Решение о согласовании позволяет закрыть счета в банке и уничтожить печать общества.

5.Уведомление о завершении процедуры закрытия компании.
Когда все процедуры, необходимые для закрытия компании, проведены, ликвидационная комиссия уведомляет об этом регистрирующий орган и представляет соответствующие документы (акты о проведенных проверках, отсутствии задолженностей, справки о закрытии счетов в банках, уничтожении печати, передаче документов на хранение в архив).

6.Завершающая стадия закрытия ООО.
На основе предоставленных документов регистрирующий орган выносит решение о закрытии компании, о чем вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ. Это завершающий этап ликвидации, с момента внесения записи в реестр компании официально не существует. Стоит отметить, что этот вариант возможен только в том случае, когда у Вашей компании нет финансовых, юридических или других проблем связанных с государством или Вашими партнерами.

Ликвидация ООО с нулевым балансом.
Причин для отсутствия финансово-хозяйственной деятельности существует множество: возникновение непредвиденных сложных ситуаций у предпринимателя, отсутствие начального капитала, даже нестабильная экономическая ситуация в стране. Формально существующая компания с нулевым балансом может превратиться в тяжкое бремя, поэтому многие предприниматели стремятся ее ликвидировать. Ликвидация ООО с нулевым балансом осуществляется официально, в соответствии с действующим законодательством.

Если компания не имеет задолженностей перед юридическими и частными лицами, государственными и внебюджетными фондами, а также своевременно сдавались отчеты в налоговую службу, ликвидация ООО производится без дополнительных проверок государственными органами. Процедура ликвидации включает в себя ряд обязательных этапов. Очень важно правильно оформить всю необходимую документацию и соблюсти последовательность действий, для чего следует обратиться к специалистам. Такая ликвидация производится по той же схеме, что и ликвидация действующего ООО, которое вело финансово-хозяйственную деятельность.

Ликвидация ООО путем смены учредителя, генерального директора.
Ликвидация Общества с ограниченной ответственностью путем смены учредителей и ген. директора подразумевает переход общество от одних владельцев к другим через договор уступки доли. Формально в результате этой процедуры,компания продолжает существовать, но ответственность за нее переходит к другим людям. Это наиболее быстрый способ, но по нашему мнению менее эффективный хотя и занимает весь процесс семь рабочих дней.

Преимущество ликвидации путем смены генерального директора.
Явным преимуществом такой ликвидации компании является то, что она не предполагает обязательной выездной налоговой проверки. Компания переходит к другим владельцам сразу после осуществления договора уступки доли и регистрации соответствующих изменений.

Ликвидация компании путем присоединения.
Процедура присоединение подразумевает переход прав и обязанностей от одной компании к другой с прекращением существования первой. Компания-правопреемник продолжает свою деятельность с учетом произошедших изменений. Присоединенная компания считается ликвидированной с момента государственной регистрации произошедших изменений.

Ликвидация ООО путем слияния.
Слияние – форма реорганизации, при которой на базе нескольких компаний создается новая организация, а фирмы-участницы слияния ликвидируются. Имущество реорганизованных компаний переходит к новой фирме в качестве взносов в уставной капитал. Права и обязанности ликвидированных компаний также переходят к созданной организации. Фирма-правопреемник должна быть зарегистрирована в ИФНС в соответствии с Федеральным законом, потребуется вновь получить коды статистики, изготовить печать, а так же зарегистрировать ООО во внебюджетных фондах и открыть расчетный счет.

Ликвидация фирмы путем банкротства.
Банкротство является одним из инструментов спасения компании в случае наличия долгов. Процедура банкротства производится под контролем арбитражного суда с момента возбуждения дела о банкротстве и заканчивая восстановлением платежеспособности должника либо его ликвидацией.
Банкротство осуществляется в том случае, если должник неспособен в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.
Положительные стороны у этой процедуры имеются, банкротство ставит кредиторов в рамки федерального закона. По завершению этого процесса считается, что компания полностью погасила свои долговые обязательства, но немало и негативных последствий. Так, например, возникает риск оспаривания сделок, заключенных должником. Все сделки по приобретению и отчуждению имущества, по получению и выдаче займов должника осуществляются под контролем арбитражного управляющего. Учредители при этом не могут принимать решения о ликвидации или выплате дивидендов. Руководство должником переходит к арбитражному управляющему в ходе внешнего управления или конкурсного производства. Кроме того, на учредителей накладывается субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и обязанностям об уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов.

Лучший способ ликвидации Общества с ограниченной ответственностью.
Какой способ выбрать решать конечно Вам. Если в Вашей компании хватит средств для выплаты всех задолженностей: арендодателям, кредитором, задолженностей по заработной плате сотрудникам и т.д. То процедура ликвидации компании значительно упрощается. Но не для кого не секрет что решение о ликвидации принимается из за отсутствия денежных средств. Тяжелое финансовое положение в компании является причиной ликвидации. При этом о принятии решения о прекращении деятельности необходимо заявить заблаговременно. Чтобы все заинтересованные лица могли выставить свои финансовые и иные претензии.

Кто выполняет ликвидацию фирм?
Итак, предстоит решить, каким же путем будет проведена процедура ликвидации. Для того чтобы выбрать оптимальную схему, не достаточно изучить состояние дел ликвидируемой фирмы на момент прекращения ее деятельности. Необходимо в совершенстве знать все возможные способы ликвидации общества с ограниченной ответственностью и знать последовательность действий в каждом конкретном случае. Важно понять, как повлияют на процесс ликвидации фирмы все те факторы, которые имеют место в данной ситуации. Для какой-то компании единственным приемлемым способом может быть ликвидация путем слияния, в другом же случае этот метод может оказаться неоправданно долгим или же недостаточно эффективным. Опытный юрист компании «Реинжиниринг финансов и права» поймет, какие трудности могут возникнуть и как их избежать. Особенно это важно, если требуется ликвидировать фирму с долгами.

Процедура ликвидации ООО на добровольных основаниях ее учредителей занимает времени, в среднем, от 3 месяцев до 1 года. Первым этапом является собрание учредителей, которые принимают решение о том, что данную фирму нужно закрыть. Также на этом этапе назначается ликвидатор (ликвидационная комиссия)…

Вторым этапом закрытия ООО является уведомление налогового органа по месту учета предприятия о намерении ликвидировать фирму. Это необходимо сделать в течение 3 дней с того момента, когда было принято решение о ликвидации. Если ликвидатор не успеет уведомить налоговую службу в течение трех дней, то это грозит административной ответственностью (штрафом), которая предусмотрена статьей 14.25 КоАП РФ.

Далее вносится запись в ЕГРЮЛ о том, что данная фирма начала процесс ликвидации. Когда запись будет сделана, то в данном ООО уже не разрешается изменять учредительные документы. После начала процедуры ликвидации все полномочия по решению вопросов правового характера переходят ликвидатору.

Еще одним важным этапом закрытия фирмы является сообщение о ликвидации предприятия в соответствующих печатных изданиях (также в течение 3 дней). Оповещаются о ликвидации и кредиторы. Выявление кредиторов осуществляется на основании первичных и прочих документов бухучета. Также по результатам внешнего аудита и . Каждый кредитор должен быть уведомлен о начале ликвидации фирмы и индивидуальном порядке. Уведомлениями занимается ликвидационная комиссия, выбранная на собрании учредителей.

Далее оформляется промежуточный ликвидационный баланс, в котором находится информация, касающаяся имущества компании, а также список требований кредиторов. Также уведомляются о ликвидации ООО и внебюджетные фонды.

Регистрирующим органом будет отправлен утвержденный ликвидационный баланс на проверки в органы взыскания задолженностей и в другие отделы. После утверждения ликвидационного баланса осуществляется расчет с кредиторами. Если денег не хватает, чтобы погасить все долги, тогда имущество ООО продается на публичных торгах. Но если и этих средств не достаточно, то общество может быть признано банкротом.

Если же расчет с кредиторами выполнен в полном объеме и имущество еще осталось, то оно распределяется между участниками ООО в соответствующих пропорциях. Далее необходимо закрыть все банковские счета и уведомлять налоговую службу о закрытии каждого счета (на это дается 7 дней). Когда ООО исключат из единого реестра юрлиц, оно считается ликвидированным. Как видно, данная процедура длительная и сложная, поэтому пройти ее без квалифицированной правовой помощи будет очень трудно.

На нашем сайте вы можете обратиться за бесплатной юридической консультацией . Для этого прокрутите страницу чуть ниже, напишите в специальной форме свой вопрос и отправьте его юристу-консультанту. Консультация по телефону предоставляется бесплатно для жителей Москвы, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.



Просмотров