Налоговая исключила из егрюл. Исключение из егрюл: порядок, основания, практика применения

«Бросить» компанию в нашей стране - старая добрая традиция. Тем более, в этом случае законодатель любезно обеспечил простым (как кажется) способом избавления от неё. Закрыли счета, перестали сдавать отчётность и ждём, когда инспекция самостоятельно вычеркнет организацию из реестра. Такой сценарий остаётся популярным по сей день. Однако всё меняется, в том числе и эта ситуация. За последнее время исключение брошенной компании из возможности «слиться по-лёгкому» превратилось в дополнительную возможность для налогового органа (и иных кредиторов) дотянуться до собственников бизнеса.

1. Текущий порядок

Налоговый орган уполномочен исключать из ЕГРЮЛ компании, не подающие признаков жизни в течение 12 месяцев. Под признаками жизни подразумевается предоставление отчётности и движение денег по расчётному счёту. Выявляя компанию, отвечающую указанным признакам, ИФНС выносит решение о предстоящем исключении её из реестра. Решение публикуется в Вестнике гос. регистрации и, если в течение трёх месяцев с момента опубликования не поступило возражений от самой компании или её кредиторов, организацию исключают из ЕГРЮЛ.

Положение не ново и всё активнее применяется. Так, в 2015 году по решениям налоговых органов из реестра исключили 160 184 Обществ с ограниченной ответственностью, а в 2016 уже 585 733.

2. Правила меняются

С 1 сентября 2017 года порядок исключения компании из ЕГРЮЛ изменится, появятся два новых основания (см. ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц...» в редакции, действующей с 01.09.2017):

    у компании и участников нет денег на ликвидацию;

    в ЕГРЮЛ в течение более чем шести месяцев есть информация о недостоверности сведений по организации.

Может показаться, что первое основание упростит жизнь желающим самостоятельно инициировать свое исключение из реестра. Речь о тех лицах, которые тайно надеялись на исключение их заброшенных компании силами инспекции. Однако порядок и сроки самой процедуры пока не ясны. Вероятно, компании и её участникам придётся подтверждать отсутствие денег банковскими выписками и справками о доходах.

Второе же основание по сути является новой косвенной санкцией за наличие недостоверных сведений в ЕГРЮЛ. Напомним, что ещё в 2016 году законодатель закрепил право налоговых органов проверять сведения о компании, как при её регистрации, так и последующую информацию, содержащуюся в реестре.

Если при создании организации или регистрации изменений будут выявлены недостоверные сведения, в той самой регистрации откажут. Однако, налоговый орган наделен полномочиями проверять достоверность уже имеющейся информации в ЕГРЮЛ и без какого-либо повода со стороны организации.
Для этого инспекции нужны основания:

    заявление заинтересованного лица;

    иная информация о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, полученная ИФНС.

Фактически, налоговая вправе провести проверку по своему усмотрению, основания найдутся, «было бы желание». При этом участие самого проверяемого совсем не обязательно. Например, осмотр помещения, в котором зарегистрирована компания, может быть проведён в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи (пункт 14 Приказа ФНС от 11.02.2016 г. № MMB-7-14/72@).

Если проверка пройдёт неудовлетворительно (компании по указанном в реестре адресу не окажется), ИФНС направит письмо с требованием внести изменения в реестр. Такое письмо получит сама компания, её участники и руководитель. Отреагировать на него необходимо в течение 30 дней, в противном случае в ЕГРЮЛ появится запись, что информация, например, об адресе вашей компании, недостоверна (пункт 6 статьи 11 Закона «О госрегистрации юридических лиц...»). Проживёте с такой записью полгода - исключат из реестра. Произойдёт это не вдруг, и на процесс можно повлиять, но с 1 сентября сделать это будет сложнее. Сейчас для приостановки исключения достаточно возражения самой организации или её кредитора. После того, как изменения в закон вступят в силу, простого «я не согласен» будет недостаточно, заявление должно быть мотивированным.

Избежать описанных последствий можно. Для этого:

    с осторожностью подходим к выбору адреса компании. По возможности, избегаем массовых номинальных адресов;

    ВСЕГДА получаем почту по юридическому адресу;

    СВОЕВРЕМЕННО отвечаем на письма налогового органа;

    обеспечиваем наличие на месте вменяемого сотрудника и «следы» вашей организации (стол, папка с документами, вывеска на двери).

Помимо исключения компании из реестра, есть и другие, порой более негативные последствия отражения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об организации.

3. Об ответственности за недостоверные сведения

Во-первых, статья 14.25 КоАП РФ. Обратить внимание стоит на часть 5 этой статьи, грозящую дисквалификацией за предоставление на регистрацию документов, содержащих заведомо ложную информацию. Данной санкцией налоговая так же активно пользуется. По состоянию на 07 августа 2017 года реестр дисквалифицированных лиц содержит 6 064 записи, из них 5 047 лиц попали туда из-за части 5 статьи 14.25 КоАП РФ. Получить дисквалификацию относительно просто, достаточно предоставить на регистрацию документы с номинальным адресом. Использование фиктивного адреса - самое распространённое основание для привлечения к ответственности.

Дисквалификация подразумевает под собой ограничение права лица занимать должности в исполнительном органе компании, входить в , осуществлять иное управление юридическим лицом, что может быть недопустимым для реального собственника/руководителя бизнеса. Ограничение может длиться до трёх лет.

Дополнительными последствиями дисквалификации являются штрафы (для управленца, продолжающего руководить, - 5 000 руб., для компании, заключившей или не расторгнувшего договор с таким управленцем, - до 100 000 руб.) и невозможность зарегистрировать новую компанию с дисквалифицированным лицом в качестве руководителя.

Чтобы не попадать в эти списки, следуем вышеназванному совету - выбираем адрес для компании с осторожностью.

Во-вторых, абз. 4 и 5 подпункта «Ф» пункта 1 статьи 23 Закона «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает отказ в государственной регистрации каких-либо изменений, если в отношении компании (её адреса или директора) в реестре указаны недостоверные сведения.

Но главное, о чем не стоит забывать - «бросание» компании не спасет от необходимости погашения её долгов.

4. Ответственность за «брошенку»

Во-первых, 28 июня 2017 года вступила в силу часть 3.1. статьи 3 Закона «Об ООО». С этого момента исключение общества из реестра рассматривается как отказ основного должника от исполнения обязательств. В этом случае, если у исключённой компании есть долги, которые появились благодаря недобросовестным или неразумным действиям контролирующих лиц, такие лица мог быть привлечены к субсидиарной ответственности. Таким образом, после исключения компании из реестра, кредиторы (в том числе ИФНС) получат право требовать исполнения обязательств компании перед ними от контролирующих эту компанию лиц.

3.1. Исключение общества из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа основного должника от исполнения обязательства. В данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества.

ст. 3 ФЗ «Об ООО»

Для взыскания кредитору придётся обратиться в суд, которому нужно будет доказать, что А) некое лицо является контролирующим и Б) оно действовало недобросовестно или неразумно.

Теперь налоговый орган может не инициировать дорогостоящую и бесперспективную процедуру банкротства брошенной компании, а исключить её из реестра, получив возможность дотянуться напрямую до её учредителя и директора. Процесс может развиваться параллельно с привлечением компании - «двойника» к ответственности по правилам ст. 45 НК РФ.

Во-вторых, Закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает упрощённую процедуру банкротства отсутствующего должника (§ 2, главы XI Закона). Суть её заключается в том, что й кредитор может обратиться с заявлением о признании должника банкротом, независимо от размера задолженности. Суд рассматривает такое заявление в течение одного месяца и, в случае признания должника банкротом, сразу же открывает . Эти положения применяются в том числе к ситуациям, когда в течение 12 месяцев по счёту юр. лица не проводилось каких-либо операций.

Вполне вероятно, что кредитор брошенной компании, не дожидаясь её исключения из реестра, пойдёт в суд с заявлением о признании должника банкротом. Суд такое заявление удовлетворит, и кредитор в рамках банкротства займётся привлечением контролирующих лиц к субсидиарной ответственности по долгам их брошенной компании. Напомним, что в этом случае их вина в банкротстве организации презюмируется.

Так же мало кто знает об еще одном неприятном последствии «бросания» организации, предусмотренном Законом «О госрегистрации юридических лиц...». Так, директор исключённой компании либо участник, имевший на момент её исключения долю 50%, не смогут зарегистрировать новую организацию, если их старое (брошенное) имело задолженность перед бюджетом на момент исключения. Запрет длится три года. Причём размер задолженности неважен. Проглядели копеечный долг по такой компании - получили запрет на регистрацию новой. «Купить» компанию и войти в состав участников или стать директором тоже не получится, законодатель это предусмотрел (см. абз. 2 и 3 пп. ф п. 1. ст. 23 указанного Закона).

Нашли себя и исключение вам на руку, сделайте сверку с налоговой инспекцией и фондами.

Если вдруг увидели, что ваш должник попал в список на исключение, спешим завить о нарушении своих прав. В сообщении, которое вы найдёте, будет указан нужный адрес. Заявление нужно подать в течение трех месяцев с момента, как ИФНС разместила сообщение о предстоящем исключении, иначе придётся доказывать недобросовестность (или неразумность) контролирующих лиц в суде.

Выводы очевидны:

    Сокращение возможностей «бросить» организацию без каких-либо последствий - закономерное продолжение действий по усилению налогового администрирования и создания условий по возложению фактической ответственности за бизнес на его собственников и руководителей.

    Борьба с «однодневками» непременно требует усиления контроля при регистрационных действиях. Уже сейчас создать новую компанию или сменить адрес текущей - порой очень нелегкая задача. А потому у бизнеса практически нет шансов начать «с чистого листа» в случае предпринимательской неудачи. Скорее всего шлейф предыдущего опыта останется. Задача здесь - минимизация рисков такой взаимосвязи.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случаях, прямо предусмотренных пунктом 3 статьи 61 указанного кодекса. Например, налоговый орган вправе обратиться в арбитражный суд с требованием ликвидировать юридическое лицо, если по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ, юридическое лицо фактически отсутствует, а направленная по указанному в ЕГРЮЛ адресу корреспонденция возвращается назад в налоговую инспекцию за истечением срока хранения в почтовом отделении. Исходя из судебной практики многие суды поддерживают налоговиков удовлетворяя их требования о ликвидации юридического лица (см. Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 06 июля 2016 года по делу № А59-5119/2015).

Недостоверность сведений содержащихся в ЕГРЮЛ, является своего рода «клеймом» для юридических лиц, их налоговые органы начали вносить в ЕГРЮЛ еще с 01 января 2016 на основании Федерального закона РФ от 30 марта 2015г. № 67-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В 2017 году проверки недостоверности сведений набрали большие обороты. Теперь при выявлении фиктивного адреса компании, инспекторы направляют таким налогоплательщикам уведомление с требованием внести необходимые изменения в ЕГРЮЛ в течение тридцати дней с момента получения такого уведомления. Если компания проигнорирует такое уведомление, налоговая инспекция внесет в ЕГРЮЛ отметку о «недостоверности сведений в ЕГРЮЛ об адресе местонахождения юридического лица». Чем чревата эта запись, спросите Вы? А тем, что налоговые органы будут принудительно ликвидировать такие компании без решения суда. Конечно, принимать подобные решения налоговики имели право и до 01 сентября 2017 года. Равно как и ранее имели право исключать из ЕГРЮЛ любое недействующее юридическое лицо. А вот с 01 сентября 2017 года налоговые органы принялись в принудительном порядке исключать из ЕГРЮЛ те фирмы, которые в течение шести месяцев не вносят исправлений в содержащиеся в ЕГРЮЛ недостоверные сведения о себе. Указанное нововведение принято на основании Федерального закона РФ от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В данной статье и пойдет речь о новых основаниях принудительного исключения юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению контролирующих органов.

Принудительное исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в 2017 году

В связи с расширением полномочий по принудительному исключению недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, по всей стране налоговики начали принимать массовые решения об исключении таких компаний из реестра, если у компаний имеются признаками недействующего юридического лица, либо у нее отсутствуют средства на расходы по ее ликвидации, а возложить такие расходы на ее учредителей возможности нет (см. п. 1,5 ст. 21.1 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Какая компания с точки зрения налогового законодательства РФ признается недействующей? За ответом на этот вопрос следует обратиться к положениям пункта 1 статьи 21.1. Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которого юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Если компания имеет вышеприведенные признаки недействующей, ее в принудительном порядке исключат из ЕГРЮЛ в порядке, определенном указанным Федеральным законом. При этом необходимо принимать во внимание, что для исключения недействующей компании из реестра налоговыми органами, необходимо одновременное наличие двух признаков, прямо указанных в п. 2 ст. 21.1 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Иными словами, если компания не предоставляет налоговую отчетность, но при этом имеет движение по расчетным счетам (или хотя бы одну операцию по счету за период не предоставления налоговой отчетности), либо наоборот, движений по счету нет, но систематически предоставляется нулевая отчетность, такая компания не будет исключена из ЕГРЮЛ.

Если Ваша компания одновременно обладает вышеперечисленными признаками недействующей компании, но никаких действий со стороны налоговиков по ее исключению из ЕГРЮЛ не происходит в течение свыше двенадцати месяцев, как определить, будет ли она исключена из реестра и в какие сроки? Пожалуй, сложно будет однозначно ответить на этот вопрос именно в разрезе интересуемых сроков исключения, вероятнее всего, Вашу компанию исключат из ЕГРЮЛ тогда, когда у Вашей территориальной налоговой инспекции «дойдут руки» до Вашей недействующей компании. В некоторых случаях для этого требовалось даже до четырех лет. Поэтому не самым лучшим вариантом в такой ситуации находиться в ожидании исключения Вашей компании из реестра по признакам п.2 ст.21.1 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» поскольку руководитель такой компании рискует заработать кучу административных штрафов, к примеру, по статьям 119, 126 Налогового кодекса РФ, 13.19, 15.5 КоАП РФ. Поэтому, прежде чем принять решение пустить деятельность компании на самотек, было бы разумным для начала закрыть имеющиеся у компании расчетные счета в банках, погасить всю имеющуюся задолженность и провести сверку с контрагентами.

Полномочия налоговых органов с 01 сентября 2017 года по принудительному исключению юридического лица из ЕГРЮЛ

Как уже упоминалось выше с 01 сентября 2017 года налоговики наделены правом без суда исключать из реестра юридических лиц компании, в отношении которых запись о недостоверности сведений о компании числится в ЕГРЮЛ свыше шести месяцев. Это говорит о том, что с указанного момента запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений в отношении какой-либо компании будет являться самостоятельным основанием для принудительного исключения такой компании из ЕГРЮЛ. Чтобы убедиться в отсутствии в ЕГРЮЛ записи о недостоверности Вашей компании, в отношении адреса местонахождения юридического лица, директора или учредителя, на сайте Федеральной Налоговой Службы РФ www.nalog.ru можно скачать электронную выписку из ЕГРЮЛ по своей компании и проверить эти данные. Кстати, такую же манипуляцию желательно совершить и в отношении своих контрагентов, чтобы их внезапное исключение из списка юридических лиц для Вас не было сюрпризом. Теперь рассмотрим по подробнее какие сведения налоговые органы могут посчитать недостоверными.

Недостоверные сведения об адресе местонахождения юридического лица

Признаки, по которым налоговые органы могут прийти к выводу о недостоверности адреса юридического лица:

  • компания не получает корреспонденцию от налоговой инспекции. Возврат корреспонденции в налоговую инспекцию;
  • в сведениях об адресе компании указан несуществующий адрес;
  • здание по заявленному адресу не пригодно для использования (по факту по указанному адресу находится трансформаторная будка – самый распространенный пример);
  • в ЕГРЮЛ указан адрес массовой регистрации, который используют еще десять и более компаний;
  • компания зарегистрирована в жилом помещении;
  • компания зарегистрирована в торговом центре, при этом не внесла в ЕГРЮЛ сведений о номере офиса или помещения.

Ранее налоговым органам, чтобы ликвидировать юридическое лицо за фиктивный адрес нужно было обращаться в арбитражный суд (см. п. 2 ст. 25 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). С 01 сентября 2017 года за недостоверность адреса местонахождения компании налоговые органы могут запросто исключить ее из ЕГРЮЛ, как говорится «без суда и следствия».

Поэтому во избежание внесения налоговиками в отношении Вашей компании записи в ЕГРЮЛ о недостоверности адреса, необходимо наладить и держать контакт с налоговой инспекцией, в частности не игнорировать их запросы и уведомления, полученные Вами по телекоммуникационным каналам связи, а также получать всю поступающую от налоговой инспекции почтовую корреспонденцию. Обращаем Ваше внимание, что налоговой инспекции не сложно проверить адрес Вашей компании. При необходимости налоговый инспектор осуществит выезд по адресу компании, произведет осмотр, запишет его на видео в присутствии двух понятых – и все! (см. Приложение № 1 к Приказу ФНС от 11 февраля 2016 года № ММВ-7-14/72).

Недостоверные сведения о директоре или учредителе юридического лица

За сведениями о директоре или учредителе юридического лица налоговые органы следят в особом порядке. Действия налоговиков направлены на выявление номинальных учредителей и директоров компаний, как правило, по нижеперечисленным признакам:

  • директор или учредитель являются массовыми, т.е. руководят или являются участниками более чем в пятидесяти компаниях, зарегистрированных в ЕГРЮЛ до 01 августа 2016 года, или более чем в пяти компаниях, зарегистрированных в ЕГРЮЛ после 01 августа 2016 года;
  • отстранение налоговиками директора компании от занимаемой должности, при этом срок дисквалификации не вышел;
  • участник вышел из состава Общества до 01 января 2016 года и не заверил в нотариальном порядке заявление о передаче доли Обществу или другому участнику;
  • в сведениях, содержащихся в ЕГРЮЛ в отношении других компаний, уже имеется запись, что учредитель или директор является «номинальным» (см. Письмо ФНС России от 03 августа 2016 года № ГД-4-14/14126);
  • в налоговую инспекцию подано заявление от бывшего директора, что сведения о нем, содержащиеся в ЕГРЮЛ являются недостоверными.

Последствия принудительного исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ приравниваются к последствиям ликвидации юридического лица (ст.64.2 Гражданского кодекса РФ). При любом способе прекращения деятельности юридического лица в ЕГРЮЛ вносится соответствующая запись, и именно с момента внесения такой записи в реестр, обязательства юридического лица считаются прекращенными. Исключения составляют случаи возникновения субсидиарной ответственности .

С 28 июня 2017 года вступили в законную силу еще некоторые изменения. Так, в силу пункта 3.1 статьи 3 Федерального закона РФ от 08 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью» привлечение учредителя и директора юридического лица к ответственности возможно и после фактического исключения юридического лица из ЕГРЮЛ. Напомним, что раньше должностные лица и органы управления юридического лица могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам юридического лица только в рамках процедуры банкротства. Это в очередной раз доказывает, что уйти от обязательств и долгов, просто бросив компанию уже не удастся.

Подводя итог рассматриваемому вопросу, мы видим, что на сегодняшний день бросить компанию и остаться незамеченным становится все сложнее, а ответственности за подобные действия с каждым годом только увеличивается. Судя по всему, Федеральная налоговая служба РФ всеми способами будет упорно продолжать борьбу с «фирмами-однодневками» и добьются использования всеми юридическими лицами (в том числе предпринимателями) только законных методов ликвидации и банкротства компаний.

«Жизнь» любого предприятия, как субъекта хозяйственной деятельности, заканчивается с внесением записи об исключении юридического лица из (Единого государственного реестра юрлиц). Действующее законодательство разрешает проведение этой процедуры, как по инициативе самого предприятия, так и по решению фискальных органов.

Когда юридическое лицо исключается из государственного реестра

В Гражданском кодексе и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» прямо указываются основания, которые влекут за собой исключение предприятия из ЕГРЮЛ:

  • ликвидация фирмы на добровольной основе;
  • проведенная реорганизация юридического лица путем слияния, выделения, присоединения или разделения;
  • принудительная ликвидация компании на основании решения Арбитражного суда;
  • исключение из реестра по решению уполномоченного органа – при обнаружении признаков недействующего юридического лица.

Добровольная ликвидация организации сопряжена с выполнением множества формальностей, формированием ликвидационного бухгалтерского баланса и необходимостью рассчитаться со всеми кредиторами, в том числе и по бюджетным платежам.

В большинстве случаев налоговая инспекция инициирует проведение выездной документальной проверки, что чревато для предприятия доначислением налогов и штрафных санкций.

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ при реорганизации

Альтернативными способами добровольного «избавления» от фирмы, которая не ведет хозяйственной деятельности и не приносит дохода, можно считать все виды реорганизационных мероприятий.

Положительным моментом исключения юридического лица из госреестра через процедуру реорганизации можно считать относительно небольшой объем документов, необходимых для подачи в регистрационные органы. Кроме того, срок, в течение которого реорганизация предприятия будет считаться завершенной, составляет всего 2-4 месяца.

После того, как решение о предстоящей реорганизации будет принято учредителями предприятия, следует получить официальное согласие учредителей той компании, которая будет выступать правопреемником ликвидируемого юрлица.

Решение о реорганизации и уведомление по форме С-09-4 передаются в налоговую службу, и в ЕГРЮЛ вносится запись о начавшейся процедуре. В течение 5 дней юридическое лицо должно письменно известить всех имеющихся кредиторов о предстоящей ликвидации. Кроме того, закон обязует учредителей дважды опубликовать информацию о реорганизации в специальном журнале – «Вестнике государственной регистрации». Промежуток между объявлениями составляет 1 месяц.

После соблюдения всех формальностей в регистрационный орган ФНС подается заявление о регистрации нового юридического лица и сопутствующие документы:

  • учредительные документы (Устав и договор об учреждении);
  • договор между участниками о слиянии, выделении, разделении, присоединении;
  • разделительный баланс или передаточный акт с информацией о правопреемстве;
  • квитанция об уплате пошлины за регистрацию нового ООО.

По истечении пяти дней «старое» предприятие будет ликвидировано и запись о нем будет удалена из ЕГРЮЛ.

Принудительное исключение юридического лица из ЕГРЮЛ

Создание ЕГРЮЛ предполагало наличие достоверной информации обо всех юридических лицах, ведущих финансовую и хозяйственную деятельность на территории России. Однако ситуация складывается таким образом, что из-за чрезмерной трудоемкости процедуры официальной ликвидации предприятия многие фирмы предпочитают бросить компанию, которая выработала свой ресурс.

Так в государственном реестре продолжают числиться компании, которые давно прекратили свою деятельность. По отношению к таким предприятиям может применяться принудительная мера – исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Признаки недействующего юридического лица перечислены в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

  • компания не предоставляет отчетность (налоговую и бухгалтерскую) в орган ФНС по месту регистрации на протяжении 12 месяцев;
  • отсутствие движения финансов на расчетных счетах компании в течение последнего календарного года.

По истечении каждого квартала в налоговых органах формируется перечень компаний, которые не сдавали регламентированную отчетность в последние 12 месяцев. Отделом камеральных проверок составляются запросы в банки на предмет совершения в этот календарный период приходных или расходных операций.

Если операций по банковским счетам за последний год не выявлено, то фискальные органы формируют справку, в которой перечисляются указанные основания для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции.
Не позднее следующего дня справка передается в подразделение ФНС, ответственное за государственную регистрацию юридических лиц.

В течение пяти рабочих дней инспекцией принимается решение о готовящемся удалении компании из государственного реестра. Одновременно в «Вестнике государственной регистрации» публикуется информация о предстоящем исключении и порядок принятия заявлений от кредиторов и иных заинтересованных лиц.

Закон отводит три месяца на подачу ходатайств и возражений со стороны любых лиц на предстоящее удаление компании из ЕГРЮЛ. Если на протяжении этого срока кредиторы, бывшие сотрудники или сами учредители предприятия заявят о своем несогласии с предстоящей процедурой, то решение об исключении организации из Госреестра не принимается.

При отсутствии любых возражений или заявлений по поводу исключения прекратившего деятельность юридического лица из ЕГРЮЛ компания признается официально ликвидированной. В течение четырех месяцев с первой публикации о предстоящей ликвидации в Госреестр вносится соответствующая запись, а в «Вестник государственной регистрации» отправляется информация об исключении предприятия из ЕГРЮЛ.

Следует отметить, что по законным критериям исключить из реестра можно те компании, которые одновременно отвечают обоим вышеуказанным признакам, позволяющим признать его недействующим. При этом не имеет значения наличие долгов перед бюджетом по налогам и сборам, а также по штрафам, начисленным за непредставление отчетности.

С точки зрения налоговой службы удаление предприятия из ЕГРЮЛ производится только тогда, когда фирма не имеет задолженности по обязательным платежам. По этой причине фискальные органы, в чьей компетенции находится решение вопроса об «очистке» Госреестра от недействующих предприятий, заменяют процедуру их исключения из ЕГРЮЛ подачей иска о признании юридического лица банкротом.

В свою очередь Арбитражные суды при рассмотрении заявлений ФНС, обнаруживают все признаки недействующего предприятия и не принимают к рассмотрению иски о банкротстве. Разночтения в гражданском и налоговом законодательствах требуют урегулирования с тем, чтобы ЕГРЮЛ содержал только актуальную информацию относительно действующих юрлиц.

Законность исключения компании из ЕГРЮЛ

Решение налогового органа по удалению юрлица из Госреестра могут обжаловать и сами учредители, и иные заинтересованные лица. Срок обжалования составляет 12 месяцев с того момента, как кредитор или другой контрагент получит информацию о нарушении своих прав. Годовой период исчисляется с той даты, когда в «Вестнике государственной регистрации» будет опубликовано объявление об исключении юрлица из ЕГРЮЛ.

Законодательная норма, позволяющая налоговому органу прекращать правоспособность юридического лица путем исключения его из Государственного реестра, не должна нарушать интересы кредиторов. Конституционным судом принято постановление, в котором допускается возможность пересмотра правил административного исключения предприятия из ЕГРЮЛ.

Если будут приняты поправки к ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части внесудебного исключения «мертвых» фирм из ЕГРЮЛ, то налоговики прогнозируют проведение массовой перерегистрации предприятий. Это поможет очистить ЕГРЮЛ от недействующих компаний.

Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

Административное исключение юридического лица из реестра влечет за собой правовые последствия, аналогичные тем, что присущи процедуре ликвидации:

  • прекращение деятельности предприятия без правопреемства (перехода прав и обязанностей к другим лицам);
  • задолженность юридического лица перед кредиторами (в том числе и перед бюджетом) погашается, исходя из имеющегося имущества организации и очередности выставленных требований.

Если юридическое лицо не имеет активов, которые можно реализовать для удовлетворения требований кредиторов, то его долги перед контрагентами и бюджетом признаются безнадежными с момента исключения из ЕГРЮЛ.

Нельзя рассматривать удаление из Государственного реестра юрлиц, как легкий способ ликвидации «мертвого» предприятия. Такой подход применим только для тех компаний-«однодневок», которые создавались на короткий срок. Если в числе учредителей и руководителей фирмы нет реальных физических лиц, которым можно предъявить налоговые претензии, то внесудебное исключение из ЕГРЮЛ пройдет безболезненно.

В случае если «бросаемое» предприятие имеет фактических учредителей, процедура исключения из ЕГРЮЛ не освобождает их от субсидиарной ответственности за имеющуюся задолженность перед бюджетом и сторонними кредиторами.

Как избежать исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции

Исключение предприятия, не осуществляющего хозяйственно-финансовую деятельность, из Государственного реестра юридических лиц – не обязанность, а право налоговой инспекции. Если учредители и руководство не намерены ликвидировать фирму, а приостановка работы связана с временными обстоятельствами, то следует принять следующие меры:

  • не допускать длительных пропусков в сдаче периодической отчетности. «Нулевые» отчеты, сданные в установленный срок – гарантия того, что фирма не привлечет внимания налоговой инспекции в плане перспективы административного исключения юрлица из реестра;
  • в течение 12 месяцев следует провести хотя бы одну операцию на банковском счете – это может быть символическая сумма, внесенная в качестве займа от учредителя.

Кроме того, желательно периодически проверять информацию относительно интересующих юридических лиц в ЕГРЮЛ. Если налоговая инспекция приняла решение о грядущем исключении, то эти сведения будут доступны заинтересованным пользователям. У налогоплательщика есть право заявить о возражениях против административного исключения, как своей фирмы, так и компании, являющейся по отношению к нему дебитором.

Добрый день!
Указанная вами юридическая ситуация регламентируется следующими нормами закона:

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) КонсультантПлюс: примечание.

Статья 21.1. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(введена Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ)

1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
КонсультантПлюс: примечание.
Пункт 2 статьи 21.1 признан частично не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 N 10-П.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

2. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом «и.2» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ)

3. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 сентября 2017 года Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ пункт 4 статьи 21.1 излагается в новой редакции. См. текст в будущей редакции.

4. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ КОМПАНИИ ИЗ ЕГРЮЛ

юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом , при этом сроки, регламентирующие принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, не установлены, факт непринятия решения об исключении из ЕГРЮЛ конкретного юридического лица на конкретную дату не может являться нарушением законодательства.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод:
Конкретные сроки исключения юридического лица из ЕГРЮЛ не установлены. Однако косвенно можно рассчитать, что выделяется 3 месяца на подачу заявлений кредиторами и другими заинтересованными лицами. Спустя данные три месяца, исходя из практики, проходит ещё от 1 до 2 месяцев до момента исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Надеюсь мой ответ был Вам полезен!

Инспекторы исключат из ЕГРЮЛ нерасторопных упрощенцев. Как инспекторы вычисляют фиктивные данные. Могут ли из-за недостоверного адреса закрыть расчетный счет.

Вопрос: Необходимо ли организации-собственнику всего здания детализировать свой юридический адрес, т.е. указывать номер помещения, при том, что собственник владеет всем зданием, но сдает в аренду помещения?

Ответ: В данном случае собственник может проверить выписку из ЕГРЮЛ. Если в строке «дополнительные сведения» не будет указано, что у Вас сведения недостоверные, то детализировать свой юридический адрес не нужно. В противном случае внесите изменения.

Обоснование

Инспекторы исключат из ЕГРЮЛ нерасторопных упрощенцев

Что случилось: осенью инспекторы начнут без суда ликвидировать компании на УСН, которые полгода не исправляют ошибки в ЕГРЮЛ. В связи с этим налоговики сейчас массово направляют компаниям уведомления, в которых требуют подтвердить данные в реестре и пояснить ложные сведения (см. письма читателей в статье).
Как действовать: ответьте на уведомление. Если инспекторы не направляли запрос, срочно запросите выписку из ЕГРЮЛ. Проверьте, нет ли в реестре отметок о недостоверных сведениях. Если есть, внесите изменения.

С прошлого года налоговые инспекторы стали включать в ЕГРЮЛ отметки о недостоверных сведениях — адресах, руководителях или учредителях. Как выглядит такая отметка в электронной выписке, мы показали ниже. Если недостоверная запись в выписке числится более полугода, а компания не исправляет данные, то с 1 сентября налоговики вправе без суда исключать фирмы из госреестра юридических лиц (Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ).

Раньше отметки о недостоверных данных были только в выписках на бумаге (письмо ФНС России от 02.09.2016 № ЕД-3-14/4045@). А сейчас такие сведения появились и в электронных выписках.

Как инспекторы вычисляют фиктивные данные

Фиктивные адреса. О недостоверных адресах инспекторы узнают из разных источников. Например, налоговые инспекторы сами выехали и проверили офис организации. Либо покупатель сообщил, что не может связаться с компанией по адресу, который записан в реестре юридических лиц. Другой вариант —собственник помещения возражает, чтобы организация на упрощенной системе использовала адрес как юридический.

За последнюю неделю мы получили десятки (!!!) писем с требованием пояснить недостоверные сведения в реестре. Причем неважно, действующий договор аренды или нет. Никто это заранее не проверял… Все равно шлют уведомления.

Прислали уведомление на директора. Просят подтвердить данные о нем в ЕГРЮЛ.

Выписка из ЕГРЮЛ

Недостоверные адреса инспекторы выявляют на проверках и во время повседневной работы. Есть несколько признаков, по которым налоговики делают вывод о фиктивности адреса:

Организация не получает письма из ИФНС, они возвращаются в налоговую инспекцию.

Адрес фирмы не соответствует классификатору. Например, компания записала в реестре корпус 1, а в классификаторе есть только корпус 2. Или указала номер дома 47а. А в классификаторе значится только 47в и пр.

Здание по адресу фирмы нельзя использовать: дом разрушен, снесли или там находится воинская часть.

Адрес массовый, его используют 10 и более компаний.

Фирма зарегистрирована в жилом помещении.

Компания находится в торговом центре, но не внесла в реестр номер офиса или помещения.

Раньше инспекторы обращались в суд, чтобы ликвидировать компанию за недостоверный адрес (п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). В табл. ниже мы привели причины, по которым инспекторы признавали адреса фиктивными. Эти причины актуальны и сейчас.

Могут ли из-за недостоверного адреса закрыть расчетный счет? Ответ — в журнале «Упрощенка», 2016, № 12.

Таблица. Причины, по которым инспекторы признают адреса фиктивными

Что не понравилось инспекторам Решение судей Комментарий редакции
По адресу фирмы числится чужой магазин
На выездной проверке налоговики обнаружили, что по адресу организации находится другая фирма — магазин. Договора аренды с ним нет. Инспекторы посчитали адрес недостоверным Судьи поддержали налоговиков. Компания не изменила адрес в реестре (постановление Арбитражного суда Московской области от 29.12.2016 № Ф05-19852/2016) Если контролеры признали адрес фиктивным, внесите в реестр номер дома, строения, помещения, офиса и пр. Тогда инспекторы снимут претензии (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2016 № 09АП-15783/2016)
Адрес компании принадлежит стороннему складу
Налоговики отправляли в адрес фирмы письма, но они возвращались с отметками «Истек срок хранения» и «Адресат отсутствует». Инспекторы пришли в компанию и обнаружили там закрытый склад. Они не нашли вывесок, табличек, указателей с названием фирмы Суд принял решение о ликвидации. Адрес в ЕГРЮЛ не соответствовал реальному, инспекция не могла связаться с обществом. В суде компания не доказала, что адрес достоверный (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.10.2016 № Ф10-3864/2016) Возвращенная корреспонденция — признак фиктивного адреса. Поэтому, если по юрадресу вы не работаете, регулярно забирайте письма с почты либо закажите переадресацию корреспонденции. Другой вариант — заключите с инспекцией договор об электронном документообороте
Компания зарегистрирована в жилом доме
Инспекторы обнаружили, что фирма зарегистрирована в квартире жилого дома. Связи с компанией по адресу нет. Директор по месту прописки письма также не получает Суд решил исключить фирму из реестра. Компания не подтвердила достоверность адреса (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.07.2016 № Ф08-5073/2016) Чтобы использовать жилое помещение под офис, его надо сначала перевести в нежилое. А уже потом регистрировать компанию по этому адресу. ИП могут работать в квартире, если их деятельность не нарушает права граждан (ст. 17 ЖК РФ)

Формальный руководитель или учредитель. Инспекторы выявляют фиктивных директоров и учредителей в фирме по следующим критериям:

—директор или учредитель массовые, то есть руководят или участвуют более чем в 50 компаниях, зарегистрированных до 1 августа 2016 года. Либо больше чем в 5 фирмах, созданных после 1 августа 2016 года;

—проверяющие отстранили директора от должности, а срок дисквалификации еще не прошел;

—учредитель вышел из общества до 1 января 2016 года, но не заверил заявление о передаче доли у нотариуса;

—в данных других фирм уже есть отметка о том, что директор или учредитель номинальный (письмо ФНС России от 03.08.2016 № ГД-4-14/14126@).

Если инспекторы заподозрили, что руководитель и учредители фиктивные, вызовут их на допрос. И попросят пояснить, имеют ли они отношение к компании. Готовые ответы на вопросы инспекторов смотрите ниже.

Готовые ответы директора на вопросы инспекторов

Как избежать отметки в ЕГРЮЛ о недостоверных сведениях

Если инспекторы обнаружат в реестре фиктивные данные, сначала они направят уведомление и потребуют в течение 30 календарных дней исправить сведения в ЕГРЮЛ или подтвердить документами, что в реестре все верно. Примерный образец уведомления показан ниже.

Уведомление о необходимости представить достоверные сведения



Просмотров