Протокол разногласий по коллективному договору образец. Образец протокола разногласия при подписании коллективного договора

На сегодняшний день продажа бензина, моторных масел и других видов топлива является едва ли не самым прибыльным бизнесом. Высокий спрос на данную продукцию заставляет предпринимателей открывать собственные предприятия, ведущие деятельность, напрямую связанную с горюче-смазочными материалами. Однако многие из них не могут решить для себя следующий вопрос: «Нужна ли лицензия на реализацию или хранение ГСМ?»

Подробнее о необходимости лицензии на реализацию ГСМ, которую вам получать необходимости нет, вы можете прочитать в статье "Нужна ли лицензия на реализацию ГСМ . А ниже в статье мы рассакжем о том как получить лицензию на хранение ГСМ.

Как оформить

В том случае, если ваше предприятие осуществляет хранение взрывоопасных материалов, вам придется посетить уполномоченный орган и оформить специальное разрешение во избежание штрафов и конфликтов с контролирующими инстанциями.

Более того, лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов необходима независимо от того, храните ли вы топливо для собственных нужд или на продажу - государство в данном случае не придает значения видам деятельности.

Где получить

Ранее лицензирование данного рода деятельности осуществлялось Министерством энергетики, однако, после 2004 года вопросами энергетики начало заниматься Министерство промышленности и энергетики. Данное ведомство разделено на несколько служб и агентств, среди которых и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Последняя и является ответственной за лицензирование деятельности, связанной с транспортировкой, хранением или переработкой нефти, газа и продуктов их переработки. Следовательно, юридические и физические лица, осуществляющие хранение ГСМ, в том числе и для собственных нужд, обязаны обратиться в данную службу и подать заявление на выдачу разрешительного документа, представив всю сопутствующую документацию.

Необходимые документы

Чтобы получить лицензию на хранение топлива, физическому или юридическому лицу необходимо представить следующие документы:

  • Соответствующее заявление;
  • Копии или оригиналы учредительных документов;
  • Квитанцию об оплате госпошлины;
  • Документ о праве собственности или договора аренды;
  • Разрешение на эксплуатацию взрывопожароопасного производства или заключения экспертизы промышленной безопасности;
  • Декларацию промбезопасности объекта;
  • Разрешения на использование определенных устройств (выдается Ростехнадзором);
  • Страховой договор в случае аварии;
  • Документы, подтверждающие квалификацию сотрудников.

Если вы представляете не оригиналы, а копии документов, все они должны быть заверены нотариально. Если ваши документы будут правильно оформлены, вы с высокой долей вероятности сможете ожидать одобрения вашего случая и выдачи необходимой лицензии.

Как правило, процесс оформления данного разрешительного документа длится от месяца до 6 недель.

Срок действия и стоимость лицензии

Лицензия на хранение ГСМ действительна на всей территории РФ. При этом срок ее действия составляет 5 лет.

В стоимость оформления лицензии входят следующие расходы:

  • Рассмотрение заявки физического или юридического лица - 300 рублей;
  • Выдача документа - 1 тысяча рублей.

Обе суммы являются официальными государственными пошлинами и должны выплачиваться в обязательном порядке.

Штраф за отсутствие лицензии

Если хранение ГСМ для каких-либо нужд осуществляется без лицензии, на граждан налагается штраф от 2 до 2,5 тыс. руб., а на должностных лиц - от 4 до 5 тыс. руб. Юридические же лица понесут более серьезные штрафы - от 40 до 50 тыс. руб. Во всех случаях контролирующая служба осуществляет конфискацию сырья.

Открыть собственную заправку – экономически правильное решение для тех, кто хочет организовать прибыльный бизнес. Ведь на сегодняшний день этот рынок все еще активно перестраивается и есть возможность занять свою нишу, создав надежную компанию. Кроме того, количество автомобилей с каждым днем увеличивается, а автотранспорт нуждается в топливе. Значит, у вашего бизнеса есть все шансы стать прибыльным. Итак,как открыть АЗС? И сколько средств придется вложить в будущий бизнес?

Немного о бизнесе

Начнем с того, что АЗС является источником повышенной опасности и для открытия такого бизнеса потребуется много разрешительных документов. По финансам это, скорее всего, самый затратный бизнес, так как на первоначальном этапе потребуется не только арендовать (или купить) подходящий участок земли, но и построить АЗС, которая будет отвечать требованиям действующего законодательства (существуют определенные требования к размещению АЗС, проектированию подобных объектов, а также санитарно-гигиенические и природоохранные требования, которые нужно соблюдать). А это достаточно серьезные расходы. Кроме того, после завершения строительства придется получить разрешения уполномоченных органов на работу АЗС и организовать качественную охрану и безопасность станции.

Сколько стоит открыть заправку для автомобилей? И как долго будут оформляться документы? Вопросы весьма своевременные и очень важные. Оформление документов, которые нужны для открытия АЗС, занимает примерно 3-6 месяцев, сама стройка – столько же, а вложить придется около 12 миллионов рублей Точная сумма зависит от многих факторов).

А вот насколько быстро окупятся первоначальные инвестиции – вопрос. В среднем это занимает около пяти лет. Так что, вкладывая средства в АЗС, надо приготовиться к тому, что это долгосрочный проект. Правда, при грамотном ведении бизнеса вложения могут вернуться уже через три года.

Своя маленькая заправка или франчайзинг?

Сегодня можно открыть как собственную маленькую заправку (это будет автономный бизнес, только ваш), так и открыть фирму под эгидой какой-то известной марки, купив франшизу. При этом большинство специалистов сходятся во мнении, что организовывать бизнес на топливе проще под руководством надежного и опытного партнера, так что франчайзинг сегодня в топливном бизнесе – весьма распространенное явление. Кроме того, решив купить франшизу, вы получить сразу и всю нужную документацию, и бизнес разработки, и бренд, и уже готовый стиль оформления заправки (который, кстати, по условиям договора вам придется неукоснительно соблюдать). Представители головной компании помогут в решении организационных вопросов, да и по поводу качества топлива можно будет не волноваться. Это и понятно, ведь хозяева бренда берегут свое доброе имя, и не будут рисковать им, поставляя на одну из своих заправок некачественное топливо.

А вот если вы решите отправиться в «автономное плаванье» (открыть самостоятельный бизнес), то и о качестве своего продукта вам придется беспокоиться самостоятельно, и разрабатывать стиль своей заправки. А это значит, что придется выбирать поставщиков и нести полную ответственность за качество продаваемого топлива, которое может быть как хорошего, так и весьма низкого качества.

Не стоит забывать также и о том, что большинство автомобилистов предпочитают заправляться на АЗС крупных нефтяных компаний, так называемых «брендовых» заправках, чтобы заливать в бак гарантированно хороший бензин. А значит, наличие на вывеске известной марки может стать залогом прибыльности бизнеса.

Регистрация и организация бизнеса

Итак, вы решили открыть АЗС. Значит, нужно начинать действовать:

Сначала надо составить бизнес-план АЗС, найти подходящий участок для станции и заключить с хозяевами договор аренды.

Потом нужно пройти государственную регистрацию (можно , но лучше все же зарегистрировать юридическое лицо, например, что даст возможность выбрать систему налогообложения с НДС – большинство поставщиков предпочитают работать с теми заправками, где ).

  • Получить коды ОКВЭД.
  • Подготовить проект будущего заправочного комплекса и согласовать его в Роспотребнадзоре, а потом организовать строительство.
  • Разработать и согласовать ППК.
  • Заключить договор на дератизацию с соответствующей компанией, а также договор на вывоз ТБО.
  • Получить разрешение в экологической службе и СЭС.
  • Получить лицензию на хранение и реализацию топлива в Минэнерго.
  • Провести аттестацию рабочих мест.
  • Заключить договор на поставку топлива.

Участок для АЗС и строительство станции

Что касается подходящего участка для АЗС, то он должен находиться на дороге с высокой проходимостью или там, где наблюдается активное движение автотранспорта. При этом важно, чтобы там был удобный подъезд для автомобилей.

После того, как участок выбран, а аренда и документы на строительство оформлены, можно приступать непосредственно к самому строительству. Если вы выбрали франчайзинг, то вам помогут партнеры, а если вы открываете автономный бизнес, то лучше воспользоваться услугами специализированных компаний, которые занимаются строительством и введением в эксплуатацию АЗС. Там работают специалисты, которые знают все требования действующего законодательства. Они произведут весь комплекс строительных работ, введут объект в эксплуатацию и получат все нужные документы.

Все это по времени может занять от полугода до двенадцати месяцев, но зато выбудете уверены, что все сделано правильно.

Необходимое оборудование

По поводу необходимого на заправочной станции оборудования и его количества есть много разных мнений. Но минимальный набор должен включать:

Кроме того, стоит позаботиться о специальном программном обеспечении (и, соответственно, компьютере), которое может помочь автоматизировать процесс отпуска топлива. Используя такое ПО, вы будете в автоматическом режиме не только заправлять транспорт, но и принимать топливо из бензовоза и формировать суточные отчеты. Это важно, поскольку поможет практически полностью исключить из цепочки пресловутый «человеческий фактор».

Ну, и, конечно, нужно построить и оборудовать помещение для оператора АЗС, а также дополнительные постройки, где будут располагаться шиномонтаж, мастерская, мойка, магазин и прочее (это значит, что нужно укомплектовать все объекты нужной мебелью, оборудованием, инструментом).

Поставки топлива

Вы купили франшизу? Тогда вам не следует беспокоиться о поставках топлива и его качестве. Об этом позаботятся ваши партнеры. Но если вы ведете самостоятельный бизнес, то вам придется искать надежных поставщиков и организовывать поставки топлива самостоятельно. Лучший вариант – договор с нефтебазой или перерабатывающим предприятием. Там можно получить топливо по более низкой цене или договориться о скидках на оптовые заказы. Уровень цен можно узнать в интернете, а из нефтеперерабатывающих предприятий лучше выбирать более крупное и с хорошей репутацией. Так можно рассчитывать на более-менее хорошее качество топлива.

Сопутствующие услуги

Как открыть заправку? И как сделать бизнес прибыльным? На эти вопросы могут ответить те, кто уже открыл АЗС. Основной совет новичкам: не останавливаться только на продаже бензина, а предлагать также и дополнительные услуги, которые помогут повысить прибыль и привлечь клиентов. О чем идет речь? Например, о том, что на заправке можно открыть шиномонтаж или ремонтную мастерскую (особенно, если станция находится на трассе, в отдалении от штатных мастерских), магазин, где будут продаваться товары в дорогу, автомасла и автохимия, небольшое кафе. Иногда есть смысл даже открыть небольшую гостиницу, которая будет пользоваться спросом на федеральных трассах, где много транзитного транспорта, или автомойку.

Конечно, о дополнительных услугах стоит подумать еще на этапе планирования будущего бизнеса. Тогда реализовать все замыслы будет намного проще. И вот, что интересно, в процессе работы часто выясняется, что сама по себе АЗС служит для привлечения клиентов (люди все же заезжают заправляться), а основной доход дают именно дополнительные услуги. Так что не стоит пренебрегать такими важными составляющими бизнеса.

Безопасность

Безопасность на пожароопасном объекте – очень важный вопрос. Для начала нужно разработать всю противопожарную документацию, оборудовать помещения пожарной сигнализацией и тревожной кнопкой, а заправочную площадку – первичными средствами пожаротушения.

На территории заправки должен быть пожарный водоем или гидрант, ящики с песком и, конечно, огнетушители.

Нужно также позаботиться о и безопасности персонала (особенно это касается АЗС, которые расположены далеко от населенных пунктов): обеспечить оператора качественными средствами связи, установить тревожную кнопку и заключить договор на обслуживание с охранной фирмой, сотрудники которой будут выезжать на объект в случае срабатывания тревожной кнопки. Неплохо еще установить на объекте бронированные стекла и усиленные двери. Эти меры помогут избежать неприятностей в случае нападения на заправку криминальных элементов.

Персонал

Для нормальной работы АЗС потребуются:

  • технические специалисты, которые будут обеспечивать заправку транспорта, подкачку колес, и оказывать прочие ремонтные услуги;
  • менеджер-кассир (оператор АЗС, их должно быть несколько), который будет принимать деньги, отпускать ГСМ и контролировать порядок на станции;
  • продавец (если на станции есть магазин)
  • управляющий

Конечно, в зависимости от того, какие еще услуги вы планируете оказывать на вашей станции, потребуются и соответствующие сотрудники. Например, ремонтники или электрики, продавец магазина, буфетчица, оператор автомойки.

Как открыть газовую заправку

Процесс открытия газовой заправки ничем не отличается от открытия обычной АЗС. Но особое внимание следует уделить оборудованию для станции, которое должно быть не только современным и сертифицированным, но и проверенным специалистами МЧС, что подтвердит его безопасность. Кроме того, еще до начала строительства нужно оговорить с пожарной инспекцией все вопросы, которые связаны с планировкой станции, и согласовать выбор земельного участка с местной администрацией.

Важные моменты

Построив современную АЗС и став ее хозяином, важно не забывать, что она – объект повышенной опасности, который будет регулярно проверяться уполномоченными органами на соответствие требованиям существующего законодательства и нормативных документов. И эти органы будут регулярно осуществлять контроль за вашей деятельностью, а при обнаружении нарушений могут не только выписать штраф, но и приостановить лицензию. И вы не сможете работать, пока не устраните обнаруженные недостатки. Так что к соблюдению требований оборудования и эксплуатации пожароопасных и взрывоопасных объектов следует относиться очень внимательно.

Первоначальные инвестиции

Сколько стоит открыть АЗС? Этот вопрос задают практически все, кто хочет открыть свою станцию. Итак, что касается первоначальных инвестиций, то их размер зависит от многих факторов: региона, уровня заправки, необходимости дополнительных строений, технического оснащения бизнеса, дополнительных услуг, предоставляемых заправкой. Но в среднем расходы на начальном этапе составят:

Из расчетов видно, что вложения для открытия АЗС потребуются немалые. Но если заправка ежемесячно будет приносить не менее 1 000 000 рублей дохода, бизнес можно считать рентабельным.


Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - стационарная АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств сжиженным углеводородным газом (СУГ) с избыточным давлением не более 1,6 МПа.

Как правило, АГЗС обеспечивает прием, хранение газа и заправку автотранспорта, работающего на СУГ. При этом для заправки транспортных средств применяется техническая смесь бутан-пропана с содержанием пропана до 50%.

К основным функциям АГЗС относятся:

  • заправка автотранспортных средств;
  • учет отпущенного СУГ;
  • хранение запаса СУГ;
  • слив (прием) СУГ из автоцистерн;
  • надзор за техническим состоянием автомобильных газовых баллонов.
В базовый состав технологической системы АГЗС могут входить:
  • Резервуары (емкости, газгольдеры) надземные и подземные для хранения и использования СУГ.
  • Газопроводы высокого и среднего давления.
  • Насосные установки.
  • Заправочные колонки.
  • Трубопроводная обвязка и иная арматура.
  • Электротехническое оборудование.
Работы на АГЗС - эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт и т.д. - регламентируются следующими основными нормативными документами :
  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности…» и подзаконные нормативно-правовые акты (в части эксплуатации АГЗС как ОПО).
  • Приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2014 г. № 559 «Об утверждении ФНП «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива».
  • Приказ Ростехнадзора от 25 марта 2014 г. № 116 «Об утверждении ФНП «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».
  • Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  • СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности».
  • Технический регламент Таможенного союза «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (ТР ТС 012/2011).
Учет оборудования АГЗС в Ростехнадзоре

Часть оборудования, входящего в состав АГЗС, подлежит учету в органах Ростехнадзора в качестве технических устройств. Как правило, речь идет о резервуарах (емкостях, газгольдерах), которые ставятся на учет как сосуды, работающие под избыточным давлением более 0,07 МПа.

Так, согласно п. 214 ФНП «Правила промышленной безопасности ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее - ФНП по сосудам) учету в органах Ростехнадзора подлежит оборудование под давлением, указанное в п. 3 ФНП (за исключением оборудования, указанного в п. 215 ФНП), в том числе:

  • сосуды, работающих под избыточным давлением пара, газов (включая СУГ ), жидкостей;
  • баллоны, предназначенные для сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов ;
  • цистерны и бочки для сжатых и сжиженных газов .
Учету подлежат также цистерны (автомобильные и железнодорожные газовозы), которые служат для транспортировки СУГ и доставке его к технологической системе АГЗС.
Такие цистерны могут принадлежать владельцам газозаправочных станций (например, промышленным АГЗС). Поэтому отметим, что они подлежат учету в органах Ростехнадзора по месту нахождения площадки эксплуатирующей организации, на которой проводят работы по ремонту, техническому обслуживанию и освидетельствованию указанного оборудования (п. 214 ФНП по сосудам).

Обратите внимание - согласно п. 215 ФНП по сосудам не подлежат учету :

Г) бочки (именно бочки - НЕ цистерны ) для перевозки сжиженных газов, баллоны вместимостью до 100 литров включительно, установленные стационарно, а также предназначенные для транспортирования и (или) хранения сжатых, сжиженных и растворенных газов;

Ж) сосуды для хранения или транспортирования сжиженных газов , жидкостей и сыпучих тел, находящихся под давлением периодически при их опорожнении.

Для постановки на учет владелец сосуда (резервуара, емкости) под давлением подает в территориальный орган Ростехнадзора следующие документы и сведения (п. 216 ФНП по сосудам):

1. Заявление , содержащее информацию об эксплуатирующей организации с указанием:

  • места установки стационарного оборудования;
  • места применения транспортабельного оборудования и планируемого периода его эксплуатации на указанном месте;
  • места нахождения производственной площадки для ремонта и технического освидетельствования цистерн и планируемого региона их применения.
2. Копии акта готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию и приказа (распорядительного документа) о вводе его в эксплуатацию.

3. Надлежащим образом оформленный паспорт на сосуд (оригинал), который содержит следующие сведения:

  • наименование или обозначение оборудования, год изготовления, завод-изготовитель, заводской номер (по системе нумерации изготовителя);
  • основные технические характеристики, расчетные и рабочие (максимальные, номинальные, минимальные) параметры и условия работы оборудования, сведения о рабочей среде, расчетный срок службы, расчетный ресурс (для трубопроводов, котлов и их основных частей), расчетное количество пусков (для трубопроводов и котлов), максимальное количество циклов работы (если установлено) сосуда или заправок баллонов;
  • сведения о дате проведения технического освидетельствования или экспертизы промышленной безопасности и сроках следующего технического освидетельствования и (или) экспертизы.
По результатам постановки на учет сосуду присваивается индивидуальный регистрационный номер (не путать с рег. № ОПО), который указывается на титульном листе паспорта оборудования.

Обычно постановка на учет оборудования АГЗС проводится перед регистрацией автогазозаправочных станций в качестве ОПО.

Регистрация АГЗС в качестве ОПО

Как ОПО автогазозаправочные станции идентифицируются по двум признакам опасности (раздел 11 Приказа Ростехнадзора от 7 апреля 2011 г. № 168 «Об утверждении требований к ведению государственного реестра ОПО…»):

  • Хранение, транспортирование и использование опасных веществ (СУГ).
  • Использование оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 МПа пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии).
Отметим, что при определении количества опасного вещества (СУГ), которое единовременного может находиться на объекте, следует исходить из проектной документации на технологическую систему АГЗС.

Автогазозаправки, зарегистрированные в реестре опасных производственных объектов, получают наименование «Станция газозаправочная (автомобильная)». При регистрации им присваивается III или IV категория опасности.

При этом количество опасного вещества редко влияет на присвоение класса опасности (стандартные резервуары обычных АГЗС редко вмещают более 10 т СУГ). Главным критерием классификации является рабочее давление в технологическом оборудовании АГЗС, главным образом - в резервуаре для хранения и использования СУГ.

К примеру, рабочее давление, указанное в паспорте резервуара, составляет 1,6 МПа . В этом случае вашей АГЗС будет присвоен 3 класс опасности согласно п.п. 1 п. 5 Приложения №2 к ФЗ №116.

Если в паспорте оборудования указано рабочее давление, скажем, 1,56 МПа (т.е. до 1,6 МПа), то АГЗС при регистрации получит 4 класс опасности (см. п.п. 2 п. 5 Приложения №2 к ФЗ №116).

Регистрации в реестре ОПО могут также подлежать цистерны для транспортировки СУГ (по признаку использования оборудования под избыточным давлением; давление в таких цистернах может варьироваться от 1,3 до 1,6 МПа). При этом, согласно п. 476 ФНП по сосудам, регистрировать следует только те объекты, на которых эти цистерны хранятся и используются в технологическом процессе.

Как отмечается в том же пункте ФНП, транспортирование цистерн, а также перевозка бочек под давлением газов по дорогам общего пользования автомобильным (железнодорожным) транспортом не относится к деятельности в области промышленной безопасности.

Какие документы нужны для законной эксплуатации АГЗС

Выше мы отметили, что АГЗС присваивается 3 или 4 класс опасности. Это предполагает разный набор нормативно-технических и разрешительных документов для каждой категории ОПО. Однако есть базовый пакет документации, который должен быть на всех АГЗС независимо от класса опасности.

Так, согласно действующим нормативно-правовым актам, для законной эксплуатации АГЗС владельцу объекта потребуются :

1. Проектная (исполнительная) документация и отчеты по инженерным изысканиям.

2. Положительное заключение государственной (негосударственной) экспертизы на проектную документацию (строительство или реконструкция АГЗС) или заключения экспертизы промышленной безопасности на документацию (техническое перевооружение, консервация или ликвидация объекта).

3. Документы (декларации, сертификаты), подтверждающие соответствие используемых технических устройств, труб, фасонных частей, сварочных и изоляционных материалов требованием технических регламентов, ГОСТам и т.д.

4. Паспорта (инструкции по эксплуатации и монтажу) технических и технологических устройств в составе АГЗС с отметками о проведенном техническом освидетельствовании и рег. номером (для сосудов).

5. Паспорта на элементы автозаправочных станций (насосы, компрессоры, арматура и т.д.).

6. Протоколы проверки сварных стыков газопроводов физическими методами контроля, протоколов механических испытаний сварных стыков газопроводов.

7. Акты :

  • приемки установок электрохимической защиты (для подземных газопроводов и резервуаров);
  • проведения испытаний технологической системы на прочность и (или) герметичность;
  • освидетельствования скрытых работ;
  • приемки технических устройств для проведения комплексного опробования;
  • проведения индивидуального и комплексного опробования технологической системы объекта;
  • проверки молниезащиты;
  • проверки срабатывания сигнализаторов загазованности, блокировок и автоматики безопасности.
8. Журналы : 9. Приказы : 10. Должностные инструкции :
  • ответственного за организацию и осуществление производственного контроля;
  • ответственного техническое состояние АГЗС;
  • ответственного за безопасную эксплуатацию сосудов на АГСЗ;
  • ответственного за выполнение газоопасных работ;
  • ответственного за безопасную эксплуатацию электрохозяйства и вентиляционного оборудования (при необходимости).
11. Производственные инструкции персонала, обслуживающего АГЗС.

12. Свидетельство о регистрации ОПО , включая согласованные с территориальным управлением Ростехнадзора Сведения, характеризующие ОПО (согласно нормам ФЗ №116 и ФНП по сосудам).

13. Положение о производственном контроле (ППК), которое устанавливает единые требования к выполнению руководителями и инженерно-техническим персоналом своих должностных обязанностей по обеспечению промышленной безопасности при обслуживании ОПО. ППК необходимо для всех ОПО, включая АЗГС - станции газозаправочные (автомобильные).

14. Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО (ПРИ), разработанное в соответствии со статьей 9.1 ФЗ №116 и Приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480. ПРИ утверждается эксплуатирующей объект организацией.

15. Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (согласно ст. 15 ФЗ №116 и ФЗ № 225 от 27.07.2010г). Так, страхование АГЗС обойдется вам в 6600 рублей (страховая сумма - 10 млн руб.; страховой тариф - 0,066).

16. Протоколы аттестации (проверки знаний) по промышленной безопасности , заверенные аттестационной комиссией Ростехнадзора, не менее чем на 2-х сотрудников организации - руководителя (заместителя руководителя) и лицо, ответственное за ПК, по направлениям:

  • А.1 «Основы промышленной безопасности»;
  • Б.7.9. «Эксплуатация автогазозаправочных станций газомоторного топлива»;
  • Б.7.2. «Эксплуатация объектов, использующих сжиженные углеводородные газы» (в редких случаях).
Необходимость проведения аттестации по промбезопасности определяется требованиями:
  • Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Приказа Ростехнадзора № 37 от 29.01.2007г. «О порядке подготовки и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
  • Приказа Ростехнадзора от 11 декабря 2014 г. № 559 «Об утверждении ФНП «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива».
Если АГЗС присвоен 3 класс опасности, дополнительно вам потребуются :

1. План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности. Необходимость и порядок разработки Плана мероприятий для АГЗС устанавливаются:

  • Федеральным законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Постановлением Правительства № 730 от 26.08.2013г. «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
  • Приказом Ростехнадзора от 11.12.2014г. № 559 «Об утверждении ФНП «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива».
Документ утверждается руководителем эксплуатирующей организации и согласовывается с профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием), с которой заключен договор на обслуживание ОПО.

Как следствие, владельцу АГЗС нужен:

1.1. Договор с профессиональным аварийно-спасательным формированием (АСФ) на оказание услуг по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. Как правило, АСФ выбирается по месту нахождения объекта.

2. Лицензия Ростехнадзора на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности - основной разрешительный документ, который дает право эксплуатировать АГЗС 3 класса опасности.
Получать лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО (станции газозаправочные (автомобильные)) обязывают:

  • Федеральный закон № 99 от 04.03.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • Федеральный закон № 116 от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности…».
  • Постановление Правительства РФ № 492 от 10.06.2013г. «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
Если АГЗС присвоен 4 класс опасности, дополнительно вам потребуется :

1. План ликвидации аварий на АГЗС (ПЛА) - документ необязательный, но нужный. Определяет порядок оповещения и поведения при авариях, порядок эвакуации, аварийной остановки оборудования и т.д. Наличие ПЛА обязательно проверят органы МЧС при осуществлении государственного пожарного надзора.

Автотранспортное предприятие для заправки горючим своего транспорта использует автозаправочную станцию, входящую в состав имущественного комплекса, арендуемого предприятием у муниципалитета на основании договора аренды. Одновременно в емкостях АЗС находится не более 20 т горючих материалов. Относится ли АЗС к опасным производственным объектам? Необходима ли лицензия на ее эксплуатацию?

А. Ескин

Автозаправочные станции предназначены для приема, хранения и выдачи автомобильного топлива, масел, смазок, запасных частей и специальных жидкостей для транспортных средств и их обслуживания, а также для оказания услуг владельцам и пассажирам транспортных средств. Это следует из Правил технической эксплуатации автозаправочных станций РД 153-39.2-080-01 (далее - Правила), принятых и введенных в действие приказом Минэнерго России от 01.07.2001 № 229.

К категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества. Это жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Об этом сказано в п. 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В соответствии с п. 1 ст. 9 названного закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию на основании законодательства Российской Федерации.

Лицензируемыми признаются виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и которые не могут регулироваться иными методами, кроме как лицензированием. Основание – ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В силу подп. 28 п. 1 ст. 17 этого закона лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов. Порядок лицензирования указанной деятельности определен постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 № 599 (далее – постановление № 559).

В пункте 2 постановления № 559 определено, что эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ и услуг в соответствии с перечнем согласно приложению. В приложении к постановлению № 599 содержится следующая норма: «Хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону „О промышленной безопасности опасных производственных объектов“, за исключением хранения веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом».

Следовательно, деятельность по хранению веществ на объектах, предназначенных для розничной торговли бензином и дизельным топливом, лицензированию не подлежит. Данный вывод подтверждается письмом Минэкономразвития России от 08.10.2008 № Д05-4294. Такого же мнения придерживаются суды (см. постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 02.07.2008 по делу № А42-6635/2007, от 07.10.2008 № Ф04-5457/2008(11131-А03-43), Центрального округа от 15.07.2008
по делу № А48-345/08-2).

В то же время, если организация использует АЗС исключительно для заправки собственных транспортных средств, согласно п. 3.2 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01) данный вид деятельности АЗС считается самостоятельным, не связанным с розничной торговлей нефте­продуктами. Кроме того, он не относится к розничной купле-продаже (ст. 492 ГК РФ).

При указанных обстоятельствах деятельность АЗС, не связанная с розничной торговлей, подлежит лицензированию. Ее можно квалифицировать как деятельность по использованию и хранению воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (подп. 2 и 4 приложения к Положению о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 № 599).

"В этой статье я рассмотрю отдельные аспекты
выбора, комплектации, установки,
эксплуатации и особенностей
контейнерных мобильных или мини АЗС"
Колесников М.В.

Что такое контейнерная или мобильная АЗС

В 2012 году автозаправочные станции были выведены из-под контроля Ростехнадзора, что принципиально изменило возможность эксплуатации всех видов АЗС.

В настоящий момент принцип устройства и эксплуатации контейнерных АЗС регламентирует только МЧС, но с одной оговоркой, если АЗС не расположена на территории опасного производственного объекта (здесь дополнительно подключается Ростехнадзор). Только МЧС классифицирует различные виды станций в своих главных документах НПБ 111-98 и в своде правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" от 1 июля 2014 г.

В настоящий момент на рынке много изделий, которые имеют разные названия, но по сути выполняемых функций одинаковые. К ним относят: контейнерные АЗС , мобильные АЗС , топливные модули , топливозаправочные модули и т.д. МЧС подразделяет и объединяет их как контейнерные АЗС (КАЗС), а именно: "Контейнерная автозаправочная станция - это АЗС, технологическая система которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется наземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере для хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие". И хочу расшифровать эту классификацию: контейнерная АЗС не обязательно должна выглядеть как что-то находящееся в контейнере и одновременно называться контейнерной АЗС, главное - она должна быть единым заводским изделием. Контейнерная АЗС - это и открытый наземный резервуар со встроенным технологическим отсеком для ТРК, что в совокупности означает емкость для хранения топлива, и зашитый в контейнер резервуар, называющийся "топливный модуль" - все это контейнерные АЗС. Неважно, как они сконструированы и называются. Важно, чтобы они были как единое изделие.

Любая конструкция, соответствующая данным параметрам и имеющая все необходимые сертификаты на единое заводское изделие, должна и будет классифицироваться пожарными инспекторами как контейнерная АЗС и никак по-другому. Только заказчику выбирать по факторам дальнейшей эксплуатации, как АЗС должна выглядеть: зашиваться в "контейнер" или оставаться с открытым резервуаром (нормы это не регламентируют). Называть такую АЗС "Мини АЗС" не совсем корректно, потому что среди специалистов этой отрасли "Мини АЗС" называют обычную традиционную АЗС с одним заправочным островком и компактным навесом. Правильнее формулировать небольшие станции "Мини контейнерные АЗС", а название "Мини АЗС" оставим для традиционных компактных заправок.

Особенности конструкции

Одностенный или двустенный резервуар

В соответствии с правилами МЧС, утвержденными в РФ, возможность эксплуатации КАЗС с одностенным резервуаром очень ограничена. Такую АЗС можно эксплуатировать только вне населенного пункта, единичная емкость не должна превышать 10 м 3 . Под АЗС необходимо соорудить поддон, вмещающий объем возможного пролива всего топлива АЗС, что само по себе будет довольно дорого и снижает возможность мобильного переноса АЗС на другое место, так как потребуется сооружать новый поддон. Для спокойной и комфортной эксплуатации КАЗС альтернативы двустенному резервуару нет.

Оборудование

На КАЗС обязательно должен быть собственный насос приема топлива с бензовоза с автоматическим отключением при заполнении резервуара (насосом бензовоза закачивать топливо в КАЗС запрещено). Необходима система контроля межстенного пространства резервуара с оповещением о разгерметизации. Технологические отсеки должны быть отгорожены от резервуара негорючей (металлической) перегородкой первого типа.



Просмотров