Порядок проведения сертификации продукции и услуг. Порядок проведения обязательной сертификации

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(Госстандарт России)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении "Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации"

(с изменениями на 11 июля 2002 года)

Не применяется с 13 мая 2017 года на основании
приказа Минпромторга России от 5 апреля 2017 года N 1037
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года N 15 (Российские вести, N 147, 08.08.96);
(Российская газета, N 149-150, 13.08.2002).
____________________________________________________________________


В целях развития работ по сертификации продукции в Российской Федерации с учетом международной практики и отечественного опыта и в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" Госстандарт России

постановляет:

1. Утвердить "Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации".

2. Управлению технической политики в области сертификации (М.А.Ушакову) и Управлению нормативных актов и правовой работы (А.А.Самохвалову) направить "Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации" на регистрацию в Минюст России.

Председатель Госстандарта России

С.Ф.Безверхий

Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
5 апреля 1995 года.
Регистрационный N 826

Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации

Настоящий документ применяется при обязательной сертификации продукции, включая импортируемую. Он может быть применен при добровольной сертификации продукции. Федеральный орган исполнительной власти* в пределах своей компетенции может разработать порядок сертификации однородной продукции, учитывающий особенности ее производства, испытаний, поставок и эксплуатации.
________________
* В ранее принятых документах - государственный орган управления.

Общие требования к порядку сертификации соответствуют Руководствам Международной организации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии (Руководства ИСО/МЭК 7, 16, 27, 28, 40, 44).

Основные термины и определения приведены в "Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации" , утвержденных постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 года N 3 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 1994 года, регистрационный N 521).

1. Общие положения

1.1. Сертификацию продукции проводят органы по сертификации*
________________
* По продукции, которая подлежит сертификации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, сертификация может быть проведена Федеральным органом исполнительной власти, на который законодательными актами Российской Федерации возлагается проведение работ по обязательной сертификации однородной продукции (как правило, при отсутствии соответствующего органа по сертификации).

1.2. Номенклатуру товаров, подлежащих обязательной сертификации, определяет Госстандарт России или другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

1.3. При сертификации проверяются характеристики (показатели) продукции и используются методы испытаний, позволяющие:

Провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации*, происхождение, принадлежность к данной партии и др.;
________________
* По показателям назначения и другим основным характеристикам продукции.

Полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям, направленным на обеспечение ее безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, окружающей среды, установленных во всех нормативных документах для этой продукции*, а также другим требованиям, которые на основе законодательных актов должны проверяться при обязательной сертификации, при обычных условиях ее использования, хранения и транспортирования.
________________
* К нормативными документам, используемым при обязательной сертификации, относятся Законы Российской Федерации, государственные стандарты (в том числе признанные в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к продукции.

Состав других проверяемых показателей определяется исходя из целей сертификации конкретной продукции.

1.4. Схемы (способы, формы - далее схемы), применяемые при обязательной сертификации, определяются Госстандартом России, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, на которые законодательными актами Российской Федерации возлагаются организация и проведение работ по обязательной сертификации. При этом учитываются особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, возможные затраты заявителя. Схемы должны быть указаны в документе, устанавливающем порядок проведения сертификации однородной продукции.

При выборе схемы сертификации следует использовать схемы, обеспечивающие необходимую доказательность сертификации, в том числе, принятые в зарубежной и международной практике. Рекомендуемые схемы сертификации, применяемые при проведении сертификации в Российской Федерации, приведены в приложении.

Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации.

2. Требования к нормативным документам на сертифицируемую продукцию

2.1. В нормативных документах, на соответствие которым проводится сертификация, должны быть установлены характеристики (показатели) продукции и методы испытаний, позволяющие обеспечить полное и достоверное подтверждение соответствия продукции этим требованиям и ее идентификацию в соответствии с п.1.3 настоящего Порядка.

Предпочтительно, чтобы все требования (показатели, характеристики) и методы испытаний для конкретного вида продукции содержались в одном нормативном документе.

2.2. Положения нормативных документов должны быть сформулированы четко, обеспечивая их точное и единообразное толкование. Размерность и количественные значения характеристик должны быть заданы таким образом, чтобы имелась возможность для их воспроизводимого определения с заданной или известной точностью при испытаниях.

2.3. Требования нормативных документов к маркировке должны обеспечить идентификацию продукции, а также содержать указания об условиях применения, месте и способе нанесения знака соответствия. Маркировка продукции должна осуществляться на русском языке.

2.4. При сертификации продукции следует применять официальные издания нормативных документов (пункт дополнительно включен с 19 августа 1996 года постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 года N 15).

3. Проведение сертификации

3.1. Сертификация продукции включает:

подачу заявки на сертификацию;

принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы;

отбор, идентификацию образцов и их испытания;

оценку производства (если это предусмотрено схемой сертификации);

анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия (далее - сертификат);

выдачу сертификата (абзац в редакции, введенной в действие с 24 августа 2002 года постановлением Госстандарта России от 11 июля 2002 года N 60 ;

осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);

корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия;

информацию о результатах сертификации.

3.2. Подача заявки на сертификацию и принятие решения по заявке

3.2.1. Для проведения сертификации продукции заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации.

При отсутствии у заявителя информации о таком органе и порядке сертификации интересующей его продукции, он может получить ее в территориальном органе Госстандарта России или в Госстандарте России.

3.2.2. При наличии нескольких органов по сертификации данной продукции заявитель вправе направить заявку в любой из них.

3.2.3. При отсутствии на момент подачи заявки органа по сертификации заявка направляется в Госстандарт России или в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий работы по сертификации в пределах своей компетенции.

3.2.4. Орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения* сообщает заявителю решение. Решение по заявке содержит все основные условия сертификации, основывающиеся на установленном порядке сертификации данной однородной продукции, в том числе указывается схема сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень аккредитованных испытательных лабораторий (центров)**, которые могут проводить испытания продукции и перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации). Выбор конкретной испытательной лаборатории, органа для сертификации производства или системы качества осуществляет заявитель.
________________
* Конкретные сроки рассмотрения заявки могут быть указаны в документе, устанавливающем порядок сертификации однородной продукции.

3.3. Отбор, идентификация образцов и их испытания

3.3.1. Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику).

Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации (в соответствии с п.1.3 настоящего Порядка) и хранения устанавливаются в соответствии с нормативными и организационнометодическими документами по сертификации данной продукции и методиками испытаний.

Заявитель представляет необходимую техническую документацию к образцу (образцам), состав и содержание которой устанавливается в порядке сертификации однородной продукции.
Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: [email protected]

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Порядок проведения сертификации в России установлен постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. № 15 по отношению кобязательной сертификации (в том числе и импортируемой продукции), но может применяться и при добровольной сертификации. Для систем сертификации однородной продукции с учетом ее особенностей допускается разработка соответствующего порядка.

Порядок разъясняет, какие характеристики продукции проверяются, по каким критериям выбираются схемы сертификации, каким требованиям должны отвечать нормативные документы на сертифицируемую продукцию, в какой последовательности осуществляются соответствующие процедуры сертификации и в чем их сущность.

Характеристики товара, которые проверяются при сертификации, выбираются с учетом следующих основных критериев:

Они должны позволить идентифицировать продукцию (проверять принадлежность к группе классификатора, ее происхождение, принадлежность к определенной производственной партии и т.п.;

Отбираемые характеристики должны полно и достоверно подтвердить нормы безопасности, экологичности, установленные в нормативных документах на эту продукцию;

Могут потребоваться и такие характеристики, которые отражают другие требования, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами. Совокупность других проверяемых показателей определяется исходя из целей сертификации конкретной продукции. При выборе схемы сертификации учитываются особенности производства, испытаний, поставки и применения конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, необходимые затраты заявителя.

Схему добровольной сертификации выбирает заявитель и предлагает ее органу по сертификации.

Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации. Сертификация осуществляется по типовой последовательности процедур.

1. Этап заявки на сертификацию заключается в выборе заявителем органа по сертификации, способного провести

оценку соответствия интересующего его объекта. Это определяется областью аккредитации органа по сертификации. Если данную работу могут провести несколько органов по сертификации, то заявитель может обратиться в любой из них. Заявка направляется по установленной в системе сертификации форме. Орган по сертификации рассматривает ее и сообщает заявителю решение. Решение по заявке также имеет определенную форму. В ней указываются все основные условия сертификации, в том числе схема сертификации, наименование испытательной лаборатории для проведения испытаний (если они предусмотрены схемой сертификации) или их перечень для выбора заявителем, номенклатура нормативных документов, на соответствие которым будет проведена сертификация.

2. Этап оценки соответствия имеет особенности в зависимости от объекта сертификации.

Применительно к продукции он состоит из отбора и идентификации образцов изделий и их испытаний. Образцы должны быть такими же, как и продукция, поставляемая потребителю. Образцы выбираются случайным образом по установленным правилам из готовой продукции. Отобранные образцы изолируют от основной продукции, упаковывают, пломбируют или опечатывают на месте отбора. Составляется акт по установленной в испытательной лаборатории форме. На всех стадиях хранения, транспортирования и подготовки образцов к испытаниям, а также в процессе испытаний должны соблюдаться требования, приведенные в нормативной документации на продукцию. Все этапы движения образцов в ходе работ по сертификации регистрируются в журнале и подтверждаются подписью ответственных лиц.

Испытательная лаборатория или орган по сертификации может включить в отбираемую выборку дополнительно по одному образцу каждого вида продукции (кроме скоропортящейся) для хранения в качестве контрольного экземпляра. Срок хранения последнего должен соответствовать сроку действия сертификата или сроку годности продукции, по истечении которого образцы возвращаются заявителю.

Отбор образцов для испытаний осуществляет, как правило, испытательная лаборатория или по ее поручению другая компетентная организация. В случае проведения испытаний в двух и более испытательных лабораториях отбор образцов может быть осуществлен органом по сертификации (при необходимости с участием испытательных лабораторий).

Испытания для сертификации проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных на проведение тех испытаний, которые предусмотрены в нормативных документах, используемых при сертификации данной продукции.

В случае отсутствия испытательной лаборатории, аккредитованной на компетентность и независимость, или значительной ее удаленности, что усложняет транспортирование образцов, увеличивает стоимость испытаний и недопустимо удлиняет их сроки, испытания с целью сертификации допускается проводить в испытательных лабораториях, аккредитованных только на компетентность, под контролем представителей органа по сертификации конкретной продукции. Объективность таких испытаний наряду с испытательной лабораторией обеспечивает орган по сертификации, поручивший ей их проведение. Протокол испытаний в этом случае подписывают уполномоченные специалисты испытательной лаборатории и органа по сертификации.

Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации. Копии протоколов испытаний подлежат хранению в течение времени не менее срока действия сертификата. Конкретные сроки хранения копий протоколов (в том числе и в случае, когда заявителю не может быть выдан сертификат ввиду несоответствия продукции требованиям) устанавливают в системе сертификации однородной продукции и в документах испытательной лаборатории.

Оценка соответствия услуг зависит от их вида. Услуги нематериального характера (например, оценка движимого и недвижимого имущества) оцениваются экспертным или социологическим методом. Проверка материальных услуг (например, услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств) основана на испытаниях результата услуги.

Испытания результата услуги проводятся в испытательных лабораториях, аккредитованных в установленном порядке, или на базе заявителя экспертами органа по сертификации с использованием его испытательного и технологического оборудования. Это оборудование должно быть поверено или откалибровано органами метрологической службы. При проведении испытаний осуществляется выборочная проверка отремонтированных изделий, если сертифицируются услуги по ремонту (например, автомобиль или швейная машинка). Если вид услуг подпадает под требования обязательной сертификации, то оцениваются показатели безопасности изделий после ремонта или обслуживания. При добровольной сертификации услуг в основном оцениваются функциональные показатели. Число проверяемых изделий и порядок их отбора определяет орган по сертификации в соответствии с нормативными документами системы сертификации.

По результатам испытаний оформляется протокол, который направляется органу по сертификации, а копия - заявителю.

Подтверждение соответствия системы качества предприятия требованиям, установленным в соответствующих нормативных документах, включает в себя предварительную оценку степени готовности проверяемой организации и оценку системы качества непосредственно на месте.

Предварительная оценка состоит в анализе описания системы качества в документах, присланных предприятием вместе с заявкой на сертификацию.

Этап предварительной оценки системы качества завершается подготовкой письменного заключения о возможности проведения второго этапа сертификации системы качества. При положительном решении орган по сертификации направляет заявителю «Заключение по результатам предварительной оценки системы качества» и проект договора на проведение проверки и оценки системы качества в организации. В договоре определяют цель, объем и сроки проводимых работ, ответственность сторон, а также порядок оплаты работ по проверке и оценке системы качества.

Этап оценки системы качества на предприятии начинается с подготовки в органе по сертификации. При подготовке к проверке и оценке системы качества выполняют следующие работы:

Составляют программу проверки;

Распределяют обязанности между членами комиссии в соответствии с программой проверки;

Подготавливают рабочие документы;

Согласуют программы проверки с проверяемой организацией.

Программу проверки разрабатывает главный эксперт. С программой должны быть ознакомлены эксперты и консультанты комиссии и проверяемая организация. Возражения заявителя против каких-либо пунктов программы должны быть доведены до сведения главного эксперта. Разногласия между главным экспертом и представителем заявителя, имеющим соответствующие полномочия, разрешаются до начала

проведения проверки. Конкретные детали программы следует сообщать заявителю только в ходе проверки, если их преждевременное раскрытие мешает сбору объективной информации.

Обследование проверяемой организации осуществляется путем сбора и анализа фактических данных и регистрации наблюдений в ходе проверки. Сбор фактических данных производится на основе опроса персонала, анализа использованных документов, процессов производства, деятельности функциональных подразделений и персонала, а также изучения и оценки проводимых мероприятий по обеспечению качества продукции.

Обнаруженные отклонения от требований стандарта должны быть тщательно рассмотрены группой экспертов, проводящих проверку, перед тем, как охарактеризовать их как несоответствия и отнести к той или иной категории. Окончательное решение принимает главный эксперт. Зарегистрированные несоответствия (уведомления) официально представляют руководству проверяемой организации. Главный эксперт дает соответствующие пояснения по каждому несоответствию (уведомлению). Каждое несоответствие должно быть подтверждено объективными доказательствами. Уполномоченный представитель руководства проверяемой организации ставит свою подпись на бланках с несоответствиями (уведомлениями), чем подтверждает их принятие.

Несоответствие - это невыполнение установленных требований. Категории несоответствия: значительное (категория 1), заключающееся в отсутствии, неприменении или полном нарушении требований к элементам системы качества; и малозначительное (категория 2) - единичное упущение в элементе системы качества. Уведомление - наблюдение, сделанное экспертом в целях предотвращения появления возможного несоответствия.

Решение о признании системы качества соответствующей стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001 принимают при отсутствии значительных несоответствий или наличии не более 10 малозначительных несоответствий. Отрицательное решение принимается в случае одного значительного несоответствия или более 10 малозначительных несоответствий. Наличие уведомлений не влияет на решение о сертификации.

Составление акта, где указываются результаты проверки, выводы и рекомендации комиссии, проводят по окончании работ по оценке соответствия.

В акте комиссия указывает, соответствует или нет проверенная система качества заявленному стандарту, дает заключение о наличии в проверяемой организации системы испытаний, обеспечивающих контроль всех характеристик продукции, указывает сроки устранения малозначительных несоответствий, если они имеются. Акт подписывают члены комиссии, главный эксперт и руководитель проверяемой организации. К нему прилагаются программа проверки, сведения о несоответствиях и уведомлениях. Акт издается в трех экземплярах: для проверяемой организации, органа по сертификации и Технического центра регистра систем качества.

На заключительном совещании главный эксперт представляет руководству предприятия, главным и ведущим специалистам замечания комиссии в порядке их значимости, заключение комиссии о соответствии или несоответствии проверенной системы качества требованиям заявленного стандарта. Он также знакомит их с рекомендациями комиссии органу по сертификации о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия системы качества.

На этом этап практической оценки соответствия при сертификации систем качества заканчивается.

3. Этап анализа практической оценки соответствия объекта сертификации установленным требованиям заключается в рассмотрении результатов испытаний, экзамена или проверки системы качества в органе по сертификации.

При сертификации продукции заявитель представляет в орган документы, указанные в решении по заявке, и протокол испытаний образцов продукции из испытательной лаборатории. Эксперты органа по сертификации проверяют соответствие результатов испытаний, отраженных в протоколе действующей нормативной документации. После этого принимается решение о выдаче сертификата соответствия или проведении недостающих испытаний. Аналогичные действия производятся органом по сертификации услуг при проверке соответствия результата услуги.

При сертификации систем качества анализ результатов оценки соответствия проводится на основании акта о проверке. Выводы по акту сводятся к одному из трех вариантов:

1) система полностью соответствует заявленному стандарту;

2) система в целом соответствует стандарту, но обнаружены отдельные малозначительные несоответствия по элементам системы качества;

3) система содержит значительные несоответствия.

Решение о сертификации или отказе в ней принимает руководство органа по сертификации совместно с главным экспертом комиссии. В системе сертификации ГОСТ Р окончательное решение принимает Центральный орган по сертификации.

4. Решение по сертификации сопровождается выдачей сертификата соответствия заявителю или отказом в нем. При положительных результатах испытаний (проверок), предусмотренных схемой сертификации, и экспертизы представленных документов орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, регистрирует его и выдает лицензию на право применения знака соответствия. Этим знаком маркируется продукция или документация на услуги, прошедшая сертификацию. При отрицательных результатах сертификационных испытаний, несоблюдении требований, предъявляемых к объекту сертификации, или отказе заявителя от оплаты работ по сертификации орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.

Вид сертификата соответствия и срок его действия устанавливаются правилами системы сертификации. Обычно действие сертификата на продукцию распространяется на срок ее службы, эксплуатации или реализации: на услуги - до трех лет, на системы качества предприятий - три года, на персонал - пять лет.

5. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом проводится органом, выдавшим сертификат, если это предусмотрено схемой сертификации. Он проводится в течение всего срока действия сертификата, обычно один раз в год в форме периодических проверок. В комиссии органа по сертификации при инспекционном контроле могут участвовать специалисты территориальных органов Ростехрегу-лирования, представители обществ потребителей и других заинтересованных организаций. Внеплановые проверки осуществляются при наличии информации о претензиях к качеству продукции и услуг, а также при существенных изменениях в конструкции сертифицированного изделия, технологии оказания услуг или организационной структуре предприятия, влияющих на процессы системы качества.

Инспекционный контроль включает в себя анализ информации о сертифицированном объекте и проведение выборочных проверок образцов продукции, услуг или элементов системы качества. При контроле сертифицированного специалиста проверяется соответствие его работы принятым критериям. По итогам инспекционного контроля составляется акт, где делается заключение о возможности сохранения действия сертификата или приостановлении его действия. Информация о приостановлении доводится органом по сертификации до сведения заявителя, потребителей, представителей Ростех-регулирования и других участников системы сертификации. Приостановление действия сертификата происходит при выявлении нарушений его использования, которые можно устранить в достаточно короткое время. В этом случае орган по сертификации предписывает заявителю выполнение корректирующих мероприятий и устанавливает срок их реализации. Заявитель со своей стороны должен уведомить потребителей его продукции или услуг о выявленных несоответствиях и предпринять необходимые меры.

Отмена действия сертификата соответствия и права применения знака соответствия осуществляется при несоответствии продукции и услуги требованиям нормативных документов, а также в случае изменений нормативного документа на объект сертификации, технологического процесса изготовления продукции или реализации услуги, а также конструкции, комплектности продукции или состава услуг.

Порядок проведения обязательной сертификации, а также то, каким нормативным правовым актом она введена, на кого распространяется, какие особенности существуют по отдельным видам сертификации, в частности применительно к обязательной экологической сертификации, а также иные связанные с этим вопросы будут рассмотрены в настоящей статье.

Добровольная и обязательная сертификация продукции

В соответствии со ст. 2 закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ (далее — закон № 184-ФЗ) сертификация — это подтверждение того, что тот или иной объект соответствует техрегламентам, документам стандартизации или положениям соглашений.

Подтверждение осуществляется органом по сертификации, под которым согласно указанной статье понимается организация или предприниматель, аккредитованные для осуществления сертификационных работ. При этом документом, подтверждающим соответствие, является сертификат соответствия.

Согласно ст. 20 закона № 184-ФЗ подтверждение соответствия производится в добровольном или обязательном порядке. Добровольное подтверждение выражается в осуществлении добровольной сертификации, а обязательное может быть проведено:

  • в форме обязательного сертифицирования;
  • посредством декларирования.

Когда речь идет о добровольной или обязательной сертификации продукции, то указанное по смыслу ст. 2 закона № 184-ФЗ касается результатов производственной деятельности, предназначенных для последующего использования. Вместе с тем согласно ст. 3 закона № 184-ФЗ техническое регулирование устанавливается в отношении не только результатов производства, но и процессов проектирования, выполнения работ, оказания услуг и прочих сопутствующих действий, которые могут быть объектом сертифицирования.

Каким законом в РФ введена обязательная сертификация

Как было указано в предыдущем разделе, об обязательной сертификации говорится в законе № 184-ФЗ. Вместе с тем следует также упомянуть отдельные нормативные акты, посвященные введению обязательной сертификации, в т. ч. для отдельных видов продукции или производственных процессов, а также отдельным аспектам сертификации:

  • постановление Правительства РФ «О порядке выдачи бланков…» от 17.12.2014 № 1383;
  • постановление Правительства РФ «Об утв. единого перечня…» от 01.12.2009 № 982;
  • приказ Минпромэнерго РФ «Об утв. формы сертификата…» от 22.03.2006 № 53;
  • правила сертификации работ и услуг в РФ, утв. постановлением Госстандарта РФ от 05.08.1997 № 17 (далее — правила сертификации работ и услуг);
  • П ССФЖТ 31/ПМГ 40-2003 «Правила по сертификации <…> на федеральном железнодорожном транспорте…», принятые и введенные в действие указанием МПС РФ от 25.06.2003 № Р-634у.

Проверка соответствия отдельных видов продукции также введена и осуществляется на основании отдельных ГОСТ, в частности соковой продукции из фруктов и овощей — на основании ГОСТ Р 56067-2014, утв. и введенного в действие приказом Росстандарта от 09.07.2014 № 723-ст. О перечне иной подлежащей обязательной сертификации продукции вы узнаете из нашей статьи Перечень подлежащей обязательной сертификации продукции 2017 года .

На кого распространяется обязательная сертификация

В соответствии с п. 1 ст. 25 закона № 184-ФЗ сертификация осуществляется на основании соглашения между органом сертификации и заявителем. По какой схеме производится сертификация и каков круг заявителей, указывается в соответствующем техрегламенте.

При этом согласно п. 3 ст. 46 закона № 184-ФЗ Правительством РФ ведется единый перечень сертифицируемой продукции, который вводится в действие до начала применения соответствующего техрегламента и ежегодно корректируется.

Помимо необходимости учета положений конкретных техрегламентов относительно того, на кого распространяется обязательное проведение сертификации, вопрос о субъектах отношений по сертификации должен быть рассмотрен в контексте того, кто должен осуществлять и иметь в наличии сертификаты соответствия.

Как разъясняет Верховный суд РФ, административная ответственность установлена как для производителей продукции, так и для лиц, которые реализуют продукцию, не имея сертификатов соответствия, пусть даже эта продукция фактически прошла процедуру сертификации (Обзор <…> за 2 кв. 2007 года, утв. постановлением Президиума ВС РФ от 01.08.2007).

При этом Кодексом РФ об административных правонарушениях установлены как общие, так и специальные составы в отношении нарушений в области сертификации, в частности:

  • ст. 14.45 — несоблюдение правил реализации сертифицированной продукции;
  • ст. 20.14 — нарушение сертификации изготовления и оборота оружия.

Как осуществляется обязательная сертификация

Порядок осуществления обязательной сертификации установлен постановлением Госстандарта РФ «Об утверждении правил…» от 10.05.2000 № 26, административными регламентами и иными нормативными правовыми актами в отношении отдельных видов сертифицируемой продукции или процессов.

Это, в частности, следующие документы:

  • адм. регламент Федерального агентства воздушного транспорта (в отношении сертификации аэропортов), утв. приказом Минтранса России от 16.07.2012 № 236;
  • правила проведения сертификации посуды, утв. постановлением Госстандарта РФ от 27.10.1997 № 30;
  • постановление Госстандарта РФ «О правилах проведения сертификации электрооборудования» от 16.07.1999 № 36.

На примере п. 4.4 правил проведения сертификации пищевых продуктов и продсырья, утв. постановлением Госстандарта РФ от 28.04.1999 № 21, можно увидеть, что сертификация осуществляется посредством следующих действий:

  • подача заявки;
  • выбор схемы сертификации;
  • отбор образцов;
  • анализ производства (если предусмотрено схемой);
  • анализ результатов;
  • выдача сертификата;
  • контроль;
  • корректирующие действия.

В каком порядке осуществляется обязательная экологическая сертификация

В соответствии с п. 1 ст. 31 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ экологическая сертификация нужна для подтверждения безопасности ведения той или иной деятельности для окружающей среды.

Согласно п. 2 указанной статьи данный вид сертификации производится согласно положениям закона № 184-ФЗ о добровольной сертификации. Предыдущая редакция данной статьи предусматривала возможность как добровольной, так и обязательной сертификации.

Порядок экологической сертификации определен в том числе и региональными актами. Например, временным порядком экологической сертификации …, утв. приказом Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 28.05.2004 № 153.

Подробнее о санитарно-эпидемиологических заключениях и сертифицировании читайте в нашей статье по ссылке: Сертификат на продукцию и санитарно-эпидемиологическое заключение . О порядке получения иных сертификатов, в частности сертификата по пожарной безопасности, можно прочитать в нашей статье по ссылке: Сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности .

Информация об обязательной сертификации

Для того чтобы получить информацию о продукции, которая подлежит обязательной сертификации, можно зайти на официальный сайт Росстандарта по ссылке: Сертифицируемая продукция . Также на сайте указанного госоргана можно получить информацию о продукции, которая подлежит декларированию, по ссылке: Декларируемая продукция .

Информированию об обязательной сертификации работ и услуг посвящен раздел IV правил сертификации работ и услуг, согласно которому сведения о номере, дате выдачи и органе, выдавшем сертификат, должны указываться обладателем сертификата в документации, в частности в техпаспорте.

При этом согласно пп. 4.2 и 4.3 правил сертификации работ и услуг орган по сертификации имеет обязанности по надлежащему информированию как курирующих данный сектор госорганов, так и заявителя.

Знак обязательной сертификации

Вопросы обозначения и применения знака сертификации регламентированы различными документами исходя из специфики регулируемых отношений. В частности, это такие акты, как:

  • ГОСТ Р 50460-92 «Знак соответствия при обязательной сертификации…», утв. постановлением Госстандарта РФ от 28.12.1992 № 1570;
  • постановление Госстандарта РФ «О правилах применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции» от 25.07.1996 № 14;
  • методрекомендации по организации и проведению госконтроля (надзора)…, введенные в действие письмом УГПН МЧС РФ от 26.01.2007 № 43-222-19;
  • положение о системе сертификации средств защиты информации <…> и о ее знаках соответствия, утв. приказом ФСБ РФ от 13.11.1999 № 564.

Ст. 27 закона № 184-ФЗ предусматривает также, что в информационных целях наносятся знаки обращения на рынке. Проставление единого знака продукции на рынке Союза предусмотрено Договором о ЕАЭС от 29.05.2014.

Обязательная сертификация по ГОСТ Р

Система ГОСТ Р изначально создавалась для обязательной сертификации с возможностью ее применения для добровольной сертификации на основе положения о системе сертификации ГОСТ Р (утв. постановлением Госстандарта РФ от 17.03.1998 № 11), в настоящее время (с 2016 года) утратившего силу.

В системе подлежали регистрации бытовые товары, производственно-техническая продукция, строительная продукция, работы, услуги, системы качества и производства.

Вместе с тем в соответствии с письмом Минпромторга России от 21.11.2016 № НГ-74159/10 с 25.11.2016 при обязательной сертификации не могут использоваться бланки сертификатов системы ГОСТ Р. Информация об этом должна была быть доведена до органов по сертификации.

Итак, порядок проведения обязательной сертификации базируется на положениях закона № 184-ФЗ и подзаконных правовых актов и включает в себя, как следует из норм отдельных документов, такие стадии, как подача заявки в орган по сертификации, ее рассмотрение и выбор схемы сертификации, последующий отбор образцов и проверка. По результатам чего принимается решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия, а также осуществляется последующий контроль и возможные корректирующие меры в случае выдачи сертификата.

Сертификация продукции проходит по следующим основным этапам:

    отбор, идентификация образцов и их испытания;

    проверка производства (если предусмотрена схемой сертификации);

    анализ полученных результатов, принятие решения о возможности

    выдачи сертификата;

    выдача сертификата соответствия;

    инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в соответствии со схемой сертификации.

При сертификации по отдельным схемам некоторые этапы могут не предусматриваться.

Сертификация работ и услуг осуществляется в тои же последовательности, что и сертификация продукции, и предусматривает шесть этапов:

    подача заявки на сертификацию;

    рассмотрение и принятие решения по заявке;

    оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям;

    принятие решения о возможности выдачи сертификата;

    выдача сертификата;

    инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

В общем виде она включает: оценку выполнения работ и оказания услуг; проверку, испытания результатов работ и услуг. Итоги первой процедуры отражают в актах, итоги второй - в протоколах испытаний.

Декларирование соответствия Действующая практика декларирования в России

Введение декларирования соответствия вызвано необходимостью, придания большей гибкости процедурам обязательного подтверждена соответствия; снижения затрат на их проведение без увеличения риски опасности реализуемой на российском рынке продукции; ускорении товарооборота; создания благоприятных условий развития межгосударственной торговли и вступления России в ВТО.

Утвержденный Правительством Перечень продукции, соответствии которой может быть подтверждено декларацией о соответствии (далее декларацией), по существу содержит малоопасные виды товаров: аккумуляторы, фотообъективы, тетради, обои, сахар, хлебобулочные изделия и пр.

У поставщика обязательно должно быть наличие доказательств coответствия. Такими доказательствами могут быть:

    протоколы испытаний продукции, проведенных поставщиком или сторонними компетентными испытательными лабораториями";

    сертификаты соответствия или протоколы испытаний на сырье, материалы, комплектующие изделия;

    документы, предусмотренные для данной продукции соответствующими федеральными законами и выданные уполномоченными нато органами и организациями (гигиенические заключения, ветеринарные свидетельства, сертификаты пожарной безопасности и др.);

    сертификаты на систему качества;

    другие документы, прямо или косвенно подтверждающие соответствие продукции установлены требованиям.

Принятая поставщиком декларация подлежит регистрации в ОС, аккредитованном в установленном порядке.

Зарегистрированная декларация является основанием для маркирования продукции знаком соответствия. Информация, сопровождающим товар, - это маркировка знаком соответствия и запись в сопроводительной документации о принятой и зарегистрированной декларации.

Отличительные признаки двух форм обязательного подтверждения соответствия

Форма подтверждения

Субъект, осуществляющий процедуру

Объекты, в отношении которых предусмотрена процедура

Результат процедуры

Срок действия

Маркирование объекта

Контроль соответствия объектов установленным требованиям

Сертификация соответствия

Третья сторона (орган по сертификации)

Продукция и услуги (работа), имеющие повышенную опасность для потребителей и окружающей среды

Сертификат соответствия

Устанавливается органом по сертификации

Знак соответствия содержит код органа по сертификации

Осуществляется инспекционный контроль (в соответствии со схемами сертификации)

Декларирование соответствия

Первая сторона – поставщик

Продукция и услуги (работа), не предоставляющие существенной опасности для потребителей и окружающей среды

Декларация о соответствии

Устанавливается поставщиком

Знак соответствия не содержит код органа по сертификации

Осуществляется в рамках государственного контроля и надзора соответствующими федеральными органами исполнительной власти

Статьи о сертификации

Порядок проведения сертификации установлен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии законом о сертификации. В данном разделе можно ознакомиться с некоторыми материалами сложившейся практики в области сертификации.

Процедура проведения сертификации - это форма подтверждения соответствия товаров требованиям нормативных документов: техническим регламентам, государственным стандартам, условиям договоров.

На данный момент порядок проведения сертификации в РФ для большинства видов товарной продукции устанавливается соответствующими техническими регламентами. Соответствие нормам тех. регламента подтверждается сертификатом соответствия, который заявитель получает в сертификационном центре.

Порядок сертификации продукции устанавливает последовательность определенных действий, составляющих совокупную оценку качества.

С чего надо начинать и каков порядок получения сертификата соответствия? Для проведения сертификационных работ, в сертификационный центр нужно представить полную информацию о продукции, а также пакет учредительной документации. Порядок получения сертификата практически для всех товарных групп идентичен, могут отличаться лишь схемы оформления.

1. Подачи заявки. Заявитель заполняет заявку, установленной формы, прикладывая к ней учредительные документы и технические данные о продукции. В качестве заявителя может выступать как отечественная, так и зарубежная компания. Получателем сертификата может быть только компания, зарегистрированная в России.

2. Оценка стоимости работ. Специалисты центра рассматривают заявку, выбирается схема сертификации, определяется порядок проведения сертификации продукции и показатели, которые будут проверяться в соответствии с нормативным документом. В результате, выводится итоговая стоимость предстоящих работ.

3. Заключения договора. Между заявителем и сертификационным центром заключается договор на проведение оценки. Предоставленные ранее типовые образцы изделий передаются в лабораторию для испытаний. Если порядок сертификации, согласно выбранной схеме, включает инспекционный контроль производства, туда командируется представитель сертификационного центра.

4. Согласование итоговых работ. Специалисты центра по результатам оценки готовят макет документа, предполагаемого для оформления, и отправляют заявителю для согласования. После подтверждения его заказчиком, оформляется сертификат соответствия.

5. Выдача сертификата. Это заключительный этап проведения сертификации продукции. Оригинал сертификата и акт выполненных работ передаются заказчику.

Именно так в данный момент выглядит порядок сертификации продукции в РФ. Исключение составляют продукты питания, косметическая продукция, парфюмерия и некоторые другие товары. На них, как известно, в 2010 году была отменено обязательное подтверждение соответствия, поэтому порядок сертификации пищевой продукции несколько иной, он проходит в форме обязательного декларирования.



Просмотров