Организационные основы деятельности образовательных учреждений. Нормативно-правовые основы образования

Основные положения государственной политики в области образования

Можно извлечь из пункта Закона РФ «Об образовании».

«Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утвержденная федеральным законом» - записано в Законе Российской Федерации «Об образовании», и далее: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

7) автономность образовательных учреждений.

Медицинские училища и колледжи являются государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования, координацию и регулирование деятельности которого осуществляет соответствующее министерство в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности субъектов образовательного

процесса

Права и обязанности студентов, слушателей, преподавателей и других работников закреплены в Уставе учебного заведения, в Правилах внутреннего трудового распорядка.

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, убеждений, возраста, социального и должностного положения. Управляет медицинским учебным заведением ректор.

Руководит учебно-методической службой проректор по учебной работе, который утверждает планы работы, отчеты, осуществляет текущий контроль за работой.

Методист организует методическую работу. Председатель цикловой методической комиссии осуществляет руководство цикловой (предметной) комиссией, планирование и организацию работы комиссии, обобщение и внедрение педагогического опыта работы.

Права и обязанности участников образовательного

процесса:

Преподаватели медицинского учебного заведения имеют право:

Участвовать в решение важнейших вопросов деятельности медицинского учебного заведения;

Самостоятельно определять формы проведения учебных занятий, средства и методы обучения и воспитания в свете принципов и требований единой методической системы;

Использовать экспериментальные методики преподавания;

На получение заработной платы за выполнение ими функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом).

Преподаватели медицинского учебного заведения обязаны:

Соблюдать Устав медицинского учебного заведения;

Обеспечивать высокую эффективность педагогического процесса;

Строить свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы достигались цели подготовки специалиста данного профиля;

Развивать у студентов самостоятельность, инициативу в приобретении знаний, умений и навыков; проявлять заботу о культурном, физическом и нравственном развитии студентов;

Активно вовлекать студентов в научно-исследовательскую, кружковую и другие виды работ, способствующих развитию творческих способностей будущих специалистов;

Принимать участие в профориентационной работе студентов;

Постоянно повышать свой профессиональный, педагогический и общекультурный уровень через систему факультетов повышения квалификации, стажировок, участия в работе различных семинаров, конференций, клубов и пр.

Студенты медицинского учебного заведения имеют право:

Получать образование в соответствии с государственными образовательными стандартами и приобретать знания, адекватные современному уровню развития науки, техники и культуры;

Получать дополнительные (в том числе платные образовательные услуги;

Избирать и быть избранными в органы самоуправления медицинского учебного заведения;

Определять по согласованию с учебной частью перечень дисциплин по выбору в пределах учебного плана;

Пользоваться помещением и оборудованием учебных кабинетов, лабораторий, библиотеки и других структурных подразделений медицинского учебного заведения;

Выбирать специализацию обучения в пределах учебного плана;

Принимать участие в экспериментально-конструкторской, производственной деятельности медицинского учебного заведения в оказании платных услуг населению и т.п.;

Получать в установленном порядке государственную стипендию, либо стипендию предприятий, учреждений, организаций; получать различные виды материальной помощи и льгот, предоставляемых в соответствии с действующими нормативами;

Работать в свободное от учебы время на предприятиях, учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм.

Студенты медицинского учебного заведения обязаны:

Систематически и глубоко овладевать теоретическими и профессиональными знаниями, практическими умениями и навыками по избранной специальности;

Принимать участие в развитие и укрепление учебно-материальной базы медицинского учебного заведения;

Посещать обязательные учебные занятия;

В установленные сроки выполнять задания, предусмотренные учебными планами и программами;

Соблюдать учебную дисциплину, основанную на правилах внутреннего распорядка.

Базовые понятия темы

Воспитание - в широком социальном смысле - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей; в широком «педагогическом значении - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие

воспитателей и воспитуемых; в узком педагогическом значении специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Концепция – система взаимосвязанных взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания трактовки каких-либо явлений, событий, основополагающая идея каких-либо теорий, общий замысел, главная цель.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний действительности.

Образование - единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеаль­ные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны

Образование - как процесс - освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; как результат - достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Обучение - специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности преподавание («руководство учением») - организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования и учение - усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемыми.

Педагогика – 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания органически связанные с законами развития общественных отношений и становления личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи образования, воспитания и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

Педагогика – область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием.

Педагогическая задача - это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), ха­рактеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с оп­ределенной целью.

Педагогическая система - взаимосвязанные структурные компоненты, объединенные общей образовательной целью развития личности и функционирую­щие в целостном педагогическом процессе.

Педагогическая тех­нология - это последовательная, взаимообусловленная система дей­ствий педагога, связанных с применением той или иной совокупно­сти методов воспитания и обучения, и осуществляемых в педагоги­ческом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспи­танников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педа­гогических средств) с целью решения задач образования, направлен­ных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Понятийный аппарат педагогики – упорядоченная и строгая совокупность категорий, понятий и терминов, используемых в педагогике.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека. Данный процесс обусловлен влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых, объективное, стихийное влияние среды) факторов.

Самовоспитание - осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Самообразование – активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий.

Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений.

Правовой статус образовательных учреждений. Типы и виды образовательных учреждений и организаций, регламентация их деятельности. Учредители образовательных учреждений и организаций. Определение правоотношений между учредителем и образовательным учреждением или образовательной организацией. Защита прав и законных интересов образовательных учреждений. Ответственность образовательного учреждения перед личностью, обществом, государством. Контроль за соответствием деятельности образовательного учреждения целям, предусмотренным его уставом. Органы управления образовательных учреждений. Основы правового регулирования финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Особенности финансирования образования. Собственность образовательного учреждения.

Образовательные правоотношения в системе непрерывного образования.

Понятие непрерывного образования, формы его получения и особенности реализации. Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия систем общего и профессионального образования. Правовое регулирование отношений в сфере общего образования.

Правовой статус учащихся образовательных учреждений. Социальная защита учащихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) в сфере образования. Правовой статус работников общеобразовательных учреждений. Проблемы профессионального роста работников. Специфика правового регулирования трудовых, имущественных, управленческих отношений в образовательных учреждениях различных типов и видов. Оплата труда в сфере образования. Особенности правового регулирования трудовых отношений в области образования. Формы защиты прав работников образовательных учреждений.

Правовые и организационные основы функционирования образовательного учреждения в связи с вступлением в силу ФЗ РФ «Об образовании в РФ» от г. 273


Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» -Изменяется система уровней образования, классификация программ -Уточняются формы обучения -Расширяется круг лиц, имеющих право осуществлять образовательную деятельность -Совершенствуются типы и виды образовательных организаций -Сохраняются все права и меры социальной поддержки обучающихся -Сохраняются все права (академические и трудовые) и меры социальной поддержки педагогических работников -Вводится кредитно-модульная система организации образовательного процесса при реализации профессиональных образовательных программ -Предусматриваются сетевые формы реализации и освоения основных образовательных программ -Вводится регулирование дистанционных образовательных технологий, электронное обучение


Право на образование (ст.5) В РФ гарантируются общедоступность и бесплатность образования в соответствии с ФГОС: Дошкольного Начального общего Основного общего и среднего общего Среднего профессионального Высшего на конкурсной основе, получаемого впервые


Виды образования (ст.10) -общее образование (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование) -профессиональное образование (среднее профессиональное, высшее образование) -дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование) -профессиональное обучение Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования Образование подразделяется на:


Закон РФ «Об образовании», 1992 ФЗ «Об образовании в РФ»,) основное общее образование2) среднее (полное) общее образование3) начальное профессиональное образование4) среднее профессиональное образование 5) высшее профессиональное образование - бакалавриат 6) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура 7) послевузовское профессиональное образование Уровни образования 1) дошкольное образование2) начальное общее образование3) основное общее образование4) среднее общее образование5) среднее профессиональное образование6) высшее образование – бакалавриат 7) высшее образование – подготовка специалиста, магистратура 8) высшее образование – подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка Изменение структуры уровней образования


Отдельный уровень образования Вводится два вида программ СПО (прием на общедоступной основе) Вводится два вида программ СПО (прием на общедоступной основе) Введен третий уровень высшего образования дошкольное образование начальное общее образование основное общее образование среднее общее образование среднее профессиональное образование: подготовка специалистов среднего звена высшее образование - бакалавриат высшее образование - магистратура, подготовка специалиста высшее образование - подготовка научно-педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка Введены как самостоятельные уровни образования НПО включено в систему СПО Изменение структуры системы образования


Закон «Об образовании», 1992ФЗ «Об образовании в РФ», Федеральные государственные образовательные стандарты к ступеням и уровням общего образования к уровням профессионального образования Федеральные государственные требования к дошкольной образовательной программе к дополнительным профессиональным образовательным программам к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств Федеральные государственные образовательные стандарты к уровням общего образования, в том числе к дошкольному образованию к уровням профессионального образования, в том числе к «третьему» уровню высшего образования, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки Федеральные государственные требования к дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств и спорта ФГОС и ФГТ (ст.11)


9 Общеобразовательные программы (основные и дополнительные) Профессиональные программы (основные и дополнительные) Программы профессиональной подготовки Основные образовательные программы Основные общеобразовательные программы Основные профессиональные образовательные программы: Программы профессионального обучения Дополнительные образовательные программы Дополнительные общеобразовательные программы Дополнительные профессиональные программы Закон «Об образовании», 1992ФЗ «Об образовании в РФ», 2012 Образовательные программы (ст.12)


Сетевая форма реализации образовательных программ Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, к нему предъявляются конкретные требования Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы


Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии Закон РФ «Об образовании», 1992 Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012 Отсутствуют положения, регулирующие использование сетевой формы реализации образовательных программ, технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Использование сетевой формы реализации образовательных программ и реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ст. 15, 16)


Экспериментальная и инновационная деятельность Закон РФ «Об образовании», 1992 Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012 Отсутствуют положения, регулирующие инновационную и экспериментальную деятельность в сфере образования Экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ (ст. 20) Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование существующего обеспечения системы образования


Организации, осуществляющие образовательную деятельность Образовательные организации Организации, осуществляющие обучение Юридические лица, которым предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности на основании лицензии Учреждения или автономные некоммерческие организации, основной (уставной) деятельностью которых в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, является образовательная деятельность Юридические лица любой организационно-правовой формы, осуществляющие образовательная деятельность в качестве дополнительного к основным видам деятельности


Образовательные организации (образование – основной вид деятельности) Дошкольные образовательные организации Общеобразовательные организации Профессиональные образовательные организации Образовательные организации высшего образования Организации дополнительного образования Организации дополнительного профессионального образования Организации, осуществляющие обучение (образование – дополнительный вид деятельности) Научные организации, Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей Иные юридические лица независимо от их организационно-правовой формы Организации


Основные общеобразовательные программы дополнительные общеобразовательные программы программы профессионального обучения Общеобразовательные организации дополнительные общеобразовательные программы образовательные программы дошкольного образования программы профессионального обучения Организации дополнительного образования основные и дополнительные общеобразовательные программы программы профессионального обучения Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей программы профессионального обучения дополнительные образовательные программы образовательные программы дошкольного образования Иные юридические лица Организации и программы




Правовой статус обучающихся Закон РФ «Об образовании», 1992 Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012 Правам обучающихся посвящены отдельные положения закона Детально прописаны права и гарантии для обучающихся, указаны меры их социальной поддержки и стимулирования (ст. 34) Ответственности и обязанностям обучающихся посвящены отдельные положения закона Детально прописаны ответственность и обязанности обучающихся. Обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в т. ч. посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, а также выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы (ст. 43) Отсутствуют положения, детально регламентирующие получение образования лицами особых категорий Регламентировано получение образования лицами, проявившими выдающиеся способности, получение образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях, получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ст. 77, 78, 79)


Правовой статус обучающихся Закон РФ «Об образовании», 1992 Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012 Отсутствуют положения, регулирующие оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ Регламентирован порядок оказания психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в т. ч. несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления (ст. 42)


Правовой статус родителей (законных представителей) Закон РФ «Об образовании», 1992 Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012 Не закреплено право родителей (законных представителей) обучающихся получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого- педагогических) обучающихся Родители (законные представители) обучающихся имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся (ст. 44)


Правовой статус педагогических работников Закон РФ «Об образовании», 1992 Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012 Отсутствуют положения, раскрывающие академические права, свободы, ответственность и обязанности педагогических работников Подробно прописаны академические права и свободы педагогических работников, их ответственность и обязанности (с. 47, 48) В законе нет положения, устанавливающего обязанность педагогических работников соблюдать этические нормы Педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики (ст. 48) Закон не устанавливает гарантии уровня заработной платы педагогических работников В закон включена фактическая гарантия уровня заработной платы педагогических работников – в привязке к средней зарплате по экономике субъекта РФ. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в субъекте РФ, на территории которого расположены данные общеобразовательные организации (ст. 99) Отсутствуют положения, регулирующие рабочее время педагогических работников Педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации (ст. 47) КПП один раз в 5 летКПП не реже одного раза в три года (ст. 47)


Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Цель: урегулирование разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания


Конфликтная комиссия Закон РФ «Об образовании», 1992 Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012 Не предусматривается создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Установлен порядок создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в т. ч. в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников организации (ст. 45)


Закон РФ «Об образовании», 1992 Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012 Отсутствуют положения, регулирующие проведение независимой оценки качества образования Закон регламентирует функционирование независимых институтов оценки качества образования (общественная, профессионально-общественная аккредитация, образовательные и профессиональные стандарты). В законе регламентирован порядок проведения независимой оценки качества образования (ст. 95) Отсутствуют положения, детально регламентирующие обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями Закон регламентирует использование в образовательном процессе печатных и электронных ресурсов, формирование библиотечных фондов, отбор организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий (ст. 18) Отсутствуют положения, детально регламентирующие возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений Закон регламентирует возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений. Установлены требованиям к договору об образовании, в т. ч. введен запрет увеличения стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции. Регламентированы вопросы проведения промежуточной аттестации обучающихся, а в ст. 59 – вопросы проведения итоговой аттестации обучающихся (ст. 54, 58, 59)


Приказ МОиН РФ Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам Внимание, проект! Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие и дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность


Приказ МОиН РФ «Об утверждении порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» Внимание, проект! Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания определяет правила применения к обучающимся и снятия с обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, мер дисциплинарного взыскания Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся: - по образовательным программам дошкольного и начального общего образования -с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости) Меры дисциплинарного взыскания: замечание выговор отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность


Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» Внимание, проект! «Платные образовательные услуги» – осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение (далее – договор) Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании


Альтернативный сайт ДДТ

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. В российском законодательстве и в научной литературе отношение к понятию «правовой статус образовательного учреждения» неоднозначно. Под правовым статусом образовательного учреждения понимают совокупность правовых норм, устанавливающих обусловленные соответствующей правосубъектностью образовательного учреждения его юридические права и обязанности (компетенцию), а также систему и механизм осуществления юридических гарантий этих прав и обязанностей. Под «соответствующей правосубъектностью» в данном случае следует понимать такие правовые качества образовательного учреждения (правоспособность и дееспособность ), которые, во-первых, характеризуют его, с одной стороны, именно как учреждение, и, с другой стороны, как юридическое лицо, а, во-вторых, отражают особенности принадлежности этого образовательного учреждения к тому или иному уровню образования и тому или иному типу и виду, той или иной организационно-правовой формы.
В зависимости от видов правовых норм, устанавливающих права, обязанности и гарантии их осуществления, можно говорить о таких основных видах правового статуса образовательного учреждения, как: конституционно-правовой статус, гражданско-правовой статус, финансово-экономический статус, административно-правовой статус, образовательно-правовой статус. Все эти статусы связаны между собой, что обусловлено свойством системности права как социального регулятора.
Согласно Закону «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Признаки юрлица согласно Гражданского Кодекса РФ (ст. 48, 51): учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество (закреплённое за ним собственником, учредителем); учреждение имеет самостоятельный баланс и смету; учреждение выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени; учреждение обладает организационным единством, закреплённым в его уставе, определяющим его структуру и деятельность как самостоятельного целого образования; учреждение самостоятельно отвечает по своим требованиям и обязательствам, закреплённым за ним имуществом.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона РФ “Об образовании” любое образовательное учреждение, в т. ч. сельская школа вне зависимости от ее размера, является юридическим лицом. Сельская школа может также иметь статус филиала базовой школы. В таком случае юридическим лицом признается базовая школа, а сельская школа считается обособленным структурным подразделением, т. е. частью образовательного учреждения (базовой школы), расположенной в другой местности (ст. 55 ГК РФ и п. 7 ст. 12 Закона РФ “Об образовании”).
Для производства различного рода финансовых расчетов образовательному учреждению не обязательно иметь в своем штате бухгалтера. Достаточно заключить соответствующий договор с централизованной бухгалтерией, если она является юридическим лицом или с органом управления образованием, если эта бухгалтерия является его структурным подразделением.
К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Типы ОУ могут иметь вид, например, общеобразовательные ОУ могут быть следующих видов: средняя общеобразовательная школа, гимназия, школа с углублённым изучением предметов и т.п.)
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.


Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица. Автономия образовательных учреждений является одним из ведущих принципов управления образованием (см. в глоссарии).
Устав – основной юридический документ образовательного учреждения. Требования к нему изложены в Законе в образовании (статья 13).
В целях единообразного правового положения образовательных учреждений Правительством Российской Федерации утверждаются типовые (примерные) положения, являющиеся актами, на основе которых с учетом конкретных обстоятельств собственником принимается устав вновь создаваемого юридического лица. В области образования, в настоящее время, принято более 10 типовых (примерных) положений, регулирующих деятельность образовательных учреждений. Например, Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Типовое положение о высшем учебном заведении.
Говоря об учредительных документах образовательного учреждения, следует отметить, что в Законе об образовании используются два понятия: “договор между учредителем и образовательным учреждением” (п. 3 ст. 11, п. 6 и 12 ст. 39, п. 1 ст. 41 и п. 5 ст. 43) и “договор учредителей” (если финансирование будет осуществляться несколькими субъектами - п. 3 ст. 33).
Заключение договора о взаимоотношениях между школой и ее учредителем предусмотрено действующим Законом РФ “Об образовании”, п. 3 ст. 11 которого устанавливает, что “отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации”. Такой договор не следует смешивать с учредительным договором, под которым понимается соглашение между несколькими учредителями о создании юридического лица в случае, когда законодательством предусмотрена возможность совместного учредительства. С 1 января 2005 г., т. е. со дня вступления в силу поправок, внесенных в ст. 11 Закона РФ “Об образовании” Федеральным законом от 22.08.04 № 122­-ФЗ, совместное учредительство муниципальных и государственных образовательных учреждений фактически запрещено. В настоящее время в соответствии с законом у муниципальных общеобразовательных школ может быть только один учредитель – конкретное муниципальное образование, представленное одним или несколькими органами местного самоуправления.
Согласно формулировкам Закона РФ “Об образовании” и Типового положения об общеобразовательном учреждении договор школы с учредителем “определяет отношения, не урегулированные уставом общеобразовательного учреждения”. Статья 13 Закона РФ “Об образовании” подробно определяет структуру содержания устава образовательного учреждения. Однако для договора, в отличие от устава, законом не установлены ни структура, ни обязательное содержание. Тем не менее, можно назвать области отношений между учредителем и школой, которые нуждаются в дополнительном договорном регулировании, это:

· права и условия участия учредителя в организации образовательного процесса, в управлении и контроле за деятельностью школы;

· дополнительные права школы в области имущественных отношений;

· обязанности учредителя в области материального, кадрового, правового, методического и иного ресурсного обеспечения деятельности школы.

Цель изучения: познакомить с нормативно-правовыми и организационными основами деятельности образовательных организаций.

Основные понятия: образовательная организация; организация, осуществляющая обучение; качество образования.

1. Понятие и общая характеристика управления системой образования.

2. Правовые основы управления образовательной системой.

3. Понятие и система образовательных организаций.

4. Правовой статус и правовые основы деятельности образовательной организации.

5. Управление качеством образования и его правовое обеспечение.

6. Правовые основы лицензирования и аттестации образовательных учреждений.

7. Правовые основы государственной аккредитации образовательных учреждений.

8. Аттестация педагогических работников как правовой механизм обеспечения качества преподавания.

Список литературы

, , , , , , , - , , , , .

1. Перечислите типы образовательных организаций в РФ.

2. Сравните полномочия федеральных органов государственной власти и субъектов РФ в сфере образования. Подумайте, есть ли возможность передачи «центром» дополнительных полномочий и расширения компетенций субъектов РФ в сфере образования. Аргументируйте свой ответ.

3. В период прохождения педагогической практики в общеобразовательной школе:

· познакомьтесь с Уставом этой организации, сравните содержание этого документа с теми требованиями, которые предъявляются к уставу образовательной организации в ФЗ «Об образовании в РФ» (статья 25);



· систематизируйте локальные акты общеобразовательной школы с точки зрения отражения в них основных направлений деятельности этого учебного заведения.

4. Какой смысл вкладывается в понятие «качество образования»? Каковы, на ваш взгляд, должны быть критерии качественного образования? В чем отличие понятий «качество образования» и «качество обучения» и можно ли говорить о «качестве воспитания»?

5. В чем смысл и цели управления качеством образования? Возможно ли достижение требуемого качества образования без управления?

6. Какова цель аттестации педагогических кадров?

7. Охарактеризуйте общие требования к оценке труда учителя.

8. Какие предусмотрены формы стимулирования деятельности учителей по результатам аттестации?

9. Допишите предложения.

· Аттестация – это …

· Цель аттестации - …

· Перечислите показатели оценки работы учителя - …

Тема 13

Международное образовательное право и правовые аспекты вхождения российского образования в мировое образовательное пространство

Цель изучения: сформировать представление о международном образовательном праве и правовых аспектах вхождения российского образования в мировое образовательное пространство.

1. Общая характеристика международного образовательного права.

2. Европейское образовательно-правовое пространство и «Болонский процесс».

3. Правовые аспекты участия России в «Болонском процессе».

Список литературы

- , , , , , - , , , .

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Что понимается под международным образовательно-правовым пространством? В каких аспектах это пространство соприкасается и взаимодействует с международным политико-образовательным пространством?

2. Какие основные международные акты в области образования известны вам? Соотнесите основные положения этих актов с российскими документами – Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании в РФ».

3. Какие тенденции в развитии международного образовательно-правового пространства проявляются в последние годы? Дайте им характеристику.

4. Можно ли, на ваш взгляд, говорить о неких международных (в том числе европейских) образовательных стандартах? Если да, то не означает ли это, что мировое (европейские) сообщество идет по пути насаждения единых взглядов на сущность, цели, задачи, содержание, критерии образования?

5. В чем смысл и суть Болонского процесса? Что послужило причиной его возникновения?

6. Были ли причины присоединения России к Болонскому процессу? В чем вы видите плюсы и минусы присоединения России к Болонскому процессу? Аргументируйте свой ответ.

Требования к уровню усвоения программы

Список вопросов, выносимых на экзамен

1. Характеристика основных понятий теории управления: менеджмент, организация, управление, администрирование, система, образовательная система, управление образовательной системой.

2. Управление педагогическими системами как разновидность социального управления. Предмет и задачи управления школой.

3. Закономерности и принципы управления педагогическими системами.

4. Школа как социальная организация. Системообразующие факторы школы как педагогической системы. Социально-временные условия функционирования школы.

5. Устройство школы как открытой системы.

6. Основные понятия внутришкольного управления: система управления, функция управления, управленческая задача, процесс управления.

7. Педагогический анализ как функция управления школой.

8. Целеполагание и планирование как функции управления школой.

9. Организация как функция управления школой.

10. Контроль и регулирование как функции управления школой.

11. Управленческая культура руководителя школы: качества эффективного менеджера; функциональные обязанности администрации школы.

12. Особенности педагогического коллектива и управление им.

13. Психологические основы управленческой деятельности руководителя.

14. Формы и методы развития профессиональной культуры педагогов начального образования

15. Понятие и общая характеристика права на образование.

16. Образовательная политика государства в РФ.

17. Понятие и общая характеристика системы российского образовательного законодательства. Конституционные основы законодательства РФ об образовании.

18. Национальная доктрина образования в РФ.

19. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» (2012 г.).

20. Характеристика системы образования в РФ.

21. Правовой статус обучающихся.

22. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

23. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации.

24. Обязанности и ответственность педагогических работников.

25. Понятие и общая характеристика управления системой образования.

26. Правовые основы управления образовательной системой.

27. Понятие и система образовательных организаций.

28. Правовой статус и правовые основы деятельности образовательной организации.

29. Управление качеством образования и его правовое обеспечение.

30. Правовые основы лицензирования и аттестации образовательных учреждений.

31. Правовые основы государственной аккредитации образовательных учреждений.

32. Аттестация педагогических работников как правовой механизм обеспечения качества преподавания.

33. Общая характеристика международного образовательного права.

34. Европейское образовательно-правовое пространство и «Болонский процесс». Правовые аспекты участия России в «Болонском процессе».

Понятия по курсу

Аттестация педагогов – комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.

Децентрализация управления – процесс передачи, делегирования управленческих функций на нижестоящий уровень управления.

Диверсификация образовательных учреждений – одновременное развитие различных типов учебных заведений.

Единоначалие – единоличное решение вопросов руководителем конкретного уровня управления, входящих в его компетенцию.

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Климат социально-психологический – это совокупность сложившихся социально-психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе (коллективе).

Коллегиальность в управлении – процесс выработки коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, исполнителей конкретных решений.

Контроль – 1. Процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. 2. Процесс получения информации об изменениях внешних и внутренних условий функционирования и развития школы, несущих в себе угрозу для реализации спланированных действий или, наоборот, открывающих новые возможности для этого, процесс оценки работы школы, а также выявления необходимости и организации осуществления ее коррекции.

Конфликт – процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух и более сторон – участников в решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Менеджер – это профессиональный руководитель; человек профессионально осуществляющий функции управления.

Менеджмент - наука, искусство и вид деятельности, совокупность принципов, методов, средств управления с целью повышения эффективности функционирования организации.

Метод управления – 1. Способ организации совместной деятельности участников педагогического процесса по реализации целей, принципов, содержания управленческой деятельности. 2. Способ, совокупность приемов, воздействие на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Методическая работа в образовательных учреждениях РФ – часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей.

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

Неформальная организационная структура - сеть реально сложившихся отношений между членами коллектива.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных ФЗ «Об образовании в РФ», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательное законода­тельство (или - законодательство об образова­нии) - комплексная отрасль рос­сийского законодательства, аккумулирующая в своем содержании и структуре, помимо право­вых норм и институтов, регулирующих образо­вательные отношения в собственном смысле сло­ва, также нормы и институты других отраслей законодательства (гражданского, администра­тивного, трудового, финансового и др.), регулиру­ющих отношения, непосредственно не связанных с осуществлением образовательного процесса (образовательной деятельности).Все эти нор­мы и институты, поскольку они направлены так или иначе на урегулирование отношений, скла­дывающихся в одной сфере - сфере образования, органично взаимосвязаны и образуют системную нормативную (отраслевую) целостность или, иначе, отрасль законодательства об образовании как систему.

Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Объект управления - это отдельные люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, пла­номерные воздействия субъекта управления. Целью такого воз­действия является направление объекта по определенному пути развития, придание ему состояния организованности, соответствования определенным требованиям. Объект управления можно рассматривать в двух аспектах: элементно-структур­ном(как совокупность людей, крупных отраслевых организаций и т. п.) и функциональном (как определенное поведение инди­видов и групп людей).

Организация – 1. Одно из основных, базовых управленческих действий наряду с планированием, руководством, мотивацией, контролем. 2. Внутреннее устройство, строение, организационный порядок внутри данной социальной организации; как синоним структуры. 3. Определенная постановка дела. 4. Социальный институт, учреждение, субъект гражданского общества, система, объединяющая людей для осуществления совместной деятельности.

Организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Организация социальная - объединение людей, совместно действующих для достижения одной или многих целей и координирующих свои действия на основе определенных норм и правил (формальных и неформальных).

Организация школьная - 1. Сообщество людей – детей и взрослых. 2. Система их совместной деятельности и общения. 3. Среда жизнедеятельности членов сообщества. 4.Социальный институт, взаимодействующий с другими организациями и отдельными людьми.

Организационная структура управления – это совокупность органов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций и существуют регулярно воспроизводимые связи и отношения.

Организация деятельности – процесс объединения людей и средств для достижения поставленных целей.

Отношения в сфере образования – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Педагогическая система – 1. Социально обусловленная целостность активно взаимодействующих участников педагогического процесса, духовных и материальных факторов, направленная на формирование личности, способная к саморазвитию. 2. Множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Педагогический анализ информации - функция управления, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.

Педагогический коллектив - группа совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели, достижение которых является для них также личностно значимым, и реализующих структуру межличностных взаимоотношений и взаимодействий, способствующих достижению общих целей.

Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Педагогическое самообразование - самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества.

Планирование – принятие решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью.

Правовое пространство – совокупность материальных и духовных, статических и динамических составляющих социального сознания и бытия данного общества либо мирового (регионального) сообщества на конкретном историческом этапе их развития, опосредованных существованием и действием права как социального регулятора.

Принцип – руководящая идея, основа.

Принцип управления – основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций.

Принятие решения – сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы, постановку адекватной цели и выбор средств для реализации данной цели.

Продуктивность – это характеристика деятельности, показывающая соотношение между полезностью полученных за какой-то период времени результатов и связанными с этим затратами.

Процесс управления - непрерывная последовательность действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между ее участниками и интегрируются их усилия.

Психология управления – отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности; ее задача – анализ психологических условий и особенностей управления с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.

Разгосударствление системы образования – создание негосударственных учебных заведений.

Руководство – направление чьей-нибудь деятельности.

Система – совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющее новые свойства по отношению к ее элементам.

Система социально-педагогическая - система, которая отличается непрерывной сменой состояний, изменением характера связей между элементами, обусловленных целями и задачами учебно-воспитательного процесса в каждой возрастной группе учащихся.

Система педагогическая – 1. В широком понимании - это часть социальной системы (общества), учитывающая особенности ее развития. 2. Теоретическая модель объекта педагогической действительности, которая включает необходимую и достаточную совокупность взаимосвязанных элементов: педагогов и воспитанников как субъектов педагогического процесса, цели, содержание, формы, методы и средства, характеризующие пути достижения цели, взаимодействие субъектов деятельности, успешное решение педагогических задач, направленных на создание условий и достижение определенного результата.

Система образовательная - взаимосвязанное единство отдельных частей, аспектов образования, рассматриваемых как результат отражения соответствующих аспектов реального образования.

Система управления или управляющая система - совокупность человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и др. компонентов, связанных между собой так, что благодаря этому осуществляется процесс управления, реализуются управленческие функции.

Системный подход – методологическая ориентация для изучения и преобразования реальной действительности, а также для практики управления сложными системами.

Ситуация - конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.

Ситуационный подход – способ мышления об организационных проблемах и их решениях; увязывает конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно; концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций.

Сотрудничество – стремление человека к согласованной, слаженной работе с людьми.

Специализация - форма разделения труда соответственно выполняемым видам работ и квалификации работников.

Стандарт образования - 1. Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С. Леднев).

Стиль руководства – почерк руководителя, выражающийся в способах и действиях, с помощью которых он решает управленческие задачи.

Стратегия управления – искусство планировать управление, основанное на правильных и далеко идущих прогнозах.

Структура - совокупность устойчивых связей и отношений между частями целого.

Субъект управления - это структурно обозначенные объе­динения людей и руководители на персональном уровне, наде­ленные управленческими полномочиями и осуществляющие управленческую деятельность.

Управление – 1. Целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на обеспечение, становление, стабилизацию оптимального функционирования и обязательного развития школы. 2. Функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Управление педагогическими системами – целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей.

Управление школой - особая деятельность, в которой ее субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы.

Управленческая задача – это отношение между тем, что требуется сделать для реализации какой-либо управленческой функции в определенное время и определенном месте, и имеющимися для этого возможностями /условиями/.

Управленческая информация – информация, необходимая для оптимального функционирования управляемой системы.

Управленческое решение (планы, приказы) – это процесс нахождения связей между существующим состоянием управления и тем, который предусматривается целью управления.

Уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

Устав школы – свод правил, устанавливающий порядок деятельности школы и управляющих ею внутришкольных структур; законодательный акт, регламентирующий цели, задачи и структуру определенных типов учебных заведений, их учебно-воспитательную работу и организационно-хозяйственную деятельность.

Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Участники отношений в сфере образования – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральные государственные требования – обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» уполномоченными органами исполнительной власти.

Функция управления - / от латинского functio – совершение, исполнение/ - это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнение определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов.

Централизация управления – управление, при котором местные учреждения, органы подчинены вышестоящим, в свою очередь управляемым из единого центра.

Эффективность управления - характеристика, отражающая отношение между достигнутой и возможной продуктивностью.

Юридическая ответственность - обязанность субъекта, совершившего виновно противоправное, причиняющее ущерб общественным отношениям, деяние, претерпевать предусмотренные законодательством (санкциями охранительных правовых норм) неблагоприятные для субъекта лишения личного, имущественного и/или организационного характера.

Юрисдикция отражает совокупность полномочий соответствующих государственных органов по изданию нормативно-правовых актов определенного вида и юридической силы, осуществлению контроля и надзора за их осуществлением, а также разрешению правовых споров и принятию решений по делам о правонарушениях. Применительно к образованию это понятие отражает специфику нормотворческой, контрольно-надзорной деятельности и деятельности по разрешению образовательно-правовых споров различными уполномоченными органами управления образованием - федеральными, региональными, муниципальными, а также самими образовательными учреждениями.

Список литературы

1. Байденко В.И. Болонский процесс: Популярные лекции. – М., 2004

2. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. – М.: Школьная Пресса, 2005

3. Болотова Е.Л. Правовой статус учителя: Сборник нормативно-правовых документов. Комментарии и разъяснения. – М., 2004

4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004

5. Велков И.Г. Личность руководителя и стиль управления. - М.: Наука, 2002

6. Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в РФ. – М., 2004

7. Воронин В.А., Коваль О.Ю. Юридический справочник учителя. – Ростов-на-Дону, 2005

8. Вудкокк М., Майс Н. Раскрепощенный менеджер. М., 1991

9. Гребенкина Л.К., Анциперова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Новая школа, 2000

10. Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян. Поведение человека в организации. - М.: Наука, 2003

11. Дик Н.Ф., Иванова Н.. Настольная книга руководителя образовательного учреждения. – Ростов-на-Дону, 2004

12. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. – М., 2000

13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2000

14. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М., 1999

15. Кудряшова Л.Д., Каким быть руководителю: Психология управленческой деятельности. - Л.: Лениздат, 2006

16. Менеджмент в управлении школой / Науч. рук. Т.И.Шамова. – М., 1992

17. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1992

18. Национальная доктрина образования в РФ // Народное образование. – 2000. – № 2

19. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. зав. / В.А. Сластёнин и др. – М.: Школа-Пресс, 2005

20. Погребняк Л.П. Правовые основы функционирования и развития образовательного учреждения. Учеб. пособие. 2-изд., испр. и доп.-М., 2003

21. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. – М., 2004

22. Практическая психология для менеджеров: учеб. пособие / М.А. Кириллов – М: Познание, 2006

23. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). – М., 2013

24. Психология управления: Конспекты лекций / Сост. П.М. Касьяник. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005

25. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы / Под ред. Лазарева В.С.- М.: ЦСиЭИ, 1995

26. Самыгин С., Столяренко Л. Психология управления: учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2007

27. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М.: РПА, 1997

28. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. – М., 2003

29. Управление развитием школы / Под ред. М.М.Поташника и В.С.Лазарева. – М.: Новая школа, 1995

30. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ». – М., 2012

31. Федорова М.Ю. Образовательное право. Уч. пособ. – М., 2004

32. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для ст-в высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: Академия, 2002

33. Ягофаров Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования. Уч. пособие. – М., 2008

34. Яковлева Е.В. Лекции по курсу: «Основы культуры управления образовательно-воспитательной системой в школе». – Череповец: ЧГУ, 2002



Просмотров