Понятие супругов детей в семейном праве. Понятие и принципы семейного права

Нормы семейного права , регулирующие определенный вид общественных отношений, расположены не хаотично, а находятся в определенной системе. Система семейного права - это его структура, состав отдельных его институтов и норм в их определенной последовательности. Система семейного права складывается объективно, так как отражает специфику общественных отношений, входящих в предмет семейного права , и представляет собой единство и разграничение взаимосвязанных семейно-правовых институтов. Под правовым институтом понимают законодательно обособленную совокупность правовых норм , обеспечивающих комплексное регулирование группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений. Для института права характерны однородность его содержания, комплексность правового регулирования и законодательная обособленность.

Система семейного права получает свое выражение в законодательстве, прежде всего в актах кодификационного характера, таких, как СК. Она выражена также в науке семейного права и в учебной дисциплине "семейное право".

Система семейного права включает в себя общую и специальную (особенную) части. Общая часть содержит нормы, имеющие значение для всех институтов специальной части семейного права. Таковы нормы, определяющие задачи и основные начала семейного права; круг регулируемых им отношений и субъектов этих отношений; ; основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства , а также аналогии закона или аналогии права (например: ст. 7, 38 Конституции РФ; ст. 1-6 СК). В общую часть входят нормы, устанавливающие условия осуществления семейных прав и исполнения семейных обязанностей, порядок и сроки защиты семейных прав (например: ст. 7-9 СК).

Специальная часть семейного права включает большое число институтов, каждый из которых регулирует определенную разновидность общественных отношений. К ним относятся:

  • брак (условия и порядок заключения брака, прекращения брака, недействительность брака);
  • права и обязанности супругов (личные права и обязанности супругов, законный режим имущества супругов, договорный режим имущества супругов, ответственность супругов по обязательствам);
  • права и обязанности родителей и детей (установление происхождения детей, права несовершеннолетних детей, права и обязанности родителей);
  • алиментные обязательства членов семьи (алиментные обязательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семьи, соглашения об уплате алиментов, порядок уплаты и взыскания алиментов);
  • формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья);
  • применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства .

Источники семейного права

Источники семейного права. В специальном юридическом смысле источниками права признаются формы выражения правовых норм. Отсюда следует, что источники семейного права - это формы внешнего выражения (закрепления) семейно-правовых норм. К ним относятся соответствующие нормативно-правовые акты , которые в совокупности образуют семейное законодательство.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что закреплено и в п. 1 ст. 3 СК. Семейное законодательство включает в себя Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с Кодексом, а также законы субъектов РФ. С учетом главенствующей роли Конституции РФ в правовой системе России все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, в том числе и по вопросам регулирования брачно-семейных отношений, не должны противоречить положениям Конституции РФ (например: ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав и свобод мужчины и женщины; ст. 38 Конституции РФ о равенстве прав и обязанностей родителей по воспитанию детей, обязанности совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях и т. д.).

Основным источником семейного права, "сердцевиной" всего обширного массива действующего семейного законодательства является Семейный кодекс РФ. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г.

Как известно, в послереволюционной России было три брачно-семейных кодекса (1918, 1926 и 1969 гг.). Ныне действующий Семейный кодекс - четвертый в порядковом ряду основополагающих законов в области регулирования брачно-семейных отношений включает в себя 170 статей и состоит из 8 разделов (Общие положения; Заключение и прекращение брака; Права и обязанности супругов; Права и обязанности родителей и детей; Алиментные обязательства членов семьи; Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства; Заключительные положения).

Разработка и принятие Семейного кодекса - важное звено в системе мероприятий по коренной реформе семейного законодательства. Концепция развития семейного законодательства Российской Федерации была разработана учеными-юристами отдела гражданского законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Многие ее положения нашли отражение в Семейном кодексе Российской Федерации. С его принятием все основные институты семейного права приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, международно-правовыми актами. В нормах Семейного кодекса закреплены демократические принципы построения семейных отношений, гарантии защиты прав и интересов членов семьи. В Кодексе учтен опыт применения законодательства о браке и семье (в частности КоБС 1969 г.), нормы семейного законодательства зарубежных государств , а также предложения , высказанные в процессе подготовки Кодекса учеными, практическими работниками, органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Кодекс охватывает широкий круг семейных отношений, вмешательство государства сведено до разумного минимума, введено договорное регулирование ряда отношений между членами семьи. В нем не содержится норм, носящих чисто декларативный характер, предписания нравственного характера сведены до минимума, устранена чрезмерная и не всегда оправданная лаконичность некоторых статей, что имело место в КоБС.

Структура Семейного кодекса претерпела изменения по сравнению с КоБС. В отдельные разделы Кодекса выделены нормы, регулирующие заключение и прекращение брака (раздел II), права и обязанности супругов (раздел III), права и обязанности родителей и детей (раздел IV), алиментные обязательства членов семьи (раздел V), формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (раздел VI). С другой стороны, имевшийся в КоБС раздел "Акты гражданского состояния" в Семейном кодексе РФ отсутствует, так как эти отношения согласно ст. 47 ГК являются предметом гражданского права . Изменения Семейного кодекса включают в себя новшества не только структурного, но и содержательного плана. Так, в нем впервые появились институты договорного режима имущества супругов (брачного договора), прав несовершеннолетних детей, соглашений об уплате алиментов, приемной семье. Вместе с тем следует отметить, что в Семейном кодексе РФ сохранены те положения ранее действовавшего семейного законодательства, правильность и эффективность которых подтверждены практикой.

Действие Семейного кодекса во времени определяется ст. 168-169 СК. В соответствии с п. 1 ст. 168 СК он введен в действие с 1 марта 1996 г., за исключением отдельных положений. Следовательно, по общему правилу (п. 1 ст. 169 СК) нормы Кодекса должны применяться к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие, то есть после 1 марта 1996 г., и не имеют обратной силы. Однако, если семейное правоотношение носит длящийся характер (правоотношения между супругами, правоотношения между родителями и детьми и др.), возникло до 1 марта 1996 г. и продолжает существовать после этой даты, то нормы Кодекса применяются лишь к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.

Для отдельных положений (например: ст. 125 СК - о судебном порядке усыновления детей; ст. 25 СК - об установлении момента прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда о расторжении брака в законную силу и др.) Кодексом установлены иные (специальные) сроки введения в действие, то есть не с 1 марта 1996 г. Эти сроки определяются конкретной датой (ст. 25 СК) или связаны с принятием специального (отдельного) законодательного акта (ст. 125 СК). А ряд норм Семейного кодекса в силу прямого указания законодателя имеют обратную силу (ст. 34-37 СК), то есть распространяются на те отношения, которые возникли до 1 марта 1996 г. Так, из п. 3 ст. 169 СК следует, что установленное п. 1 ст. 25 СК правило о моменте прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу применяется только к бракам, расторгнутым судом после 1 мая 1996 г. Поэтому брак, расторгнутый в судебном порядке до 1 мая 1996 г., считается прекращенным со дня государственной регистрации расторжения брака органом загса в книге регистрации актов гражданского состояния (такое положение было предусмотрено ст. 40 КоБС).

В соответствии с п. 2 ст. 169 СК судебный порядок усыновления детей, предусмотренный ст. 125 СК, применяется со дня введения в действие федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. Такой закон в последующем был принят и вступил в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования, то есть с 27 сентября 1996 г. С этой даты в РФ применяется судебный порядок установления усыновления детей, регулируемый гл. 29 1 ГПК. До 27 сентября 1996 г. действовал предусмотренный ст. 98 КоБС административный порядок усыновления детей. Однако и при усыновлении детей в административном порядке (то есть по постановлению главы районной, городской или районной в городе администрации, а при усыновлении иностранными гражданами детей-граждан РФ по постановлению органа исполнительной власти субъекта РФ) обязательным с 1 марта 1996 г. являлось соблюдение требований норм гл. 19 СК (ст. 124-144) об основаниях и условиях усыновления и ст. 165 СК (об условиях усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства).

Кодексом (п. 6 ст. 169 СК) предусмотрено, что положения о совместной собственности супругов и о собственности каждого из супругов, установленные ст. 34-37 СК, применяются к имуществу, нажитому супругами (одним из них) и до введения Кодекса в действие (до 1 марта 1996 г.), то есть, имеют обратную силу. Таким образом, состав личного и общего совместного имущества супругов, нажитого до 1 марта 1996 г., будет определяться по нормам Семейного кодекса.

Нормы Семейного кодекса, регулирующие брачные договоры и соглашения об уплате алиментов, обратной силы не имеют. В п. 5 ст. 169 СК специально оговорено, что установленные гл. 8 и 16 СК условия и порядок заключения брачных договоров и соглашений об уплате алиментов (ст. 40-44 и 99-105 СК) применяются к брачным договорам и соглашениям об уплате алиментов, заключенным после 1 марта 1996 г., то есть после введения СК в действие. Это связано с тем, что возможность заключения брачного договора и соглашения об уплате алиментов на содержание детей предусматривалась и ранее действовавшим законодательством. По этой причине в Кодексе (п. 5 ст. 169 СК) уточнено, что заключенные до 1 марта 1996 г. в действие брачные договоры и соглашения об уплате алиментов действуют только в части, не противоречащей положениям ст. 40-44 и 99-105 СК.

В Семейном кодексе не только установлен срок введения его в действие, но и решен вопрос о применении других актов семейного законодательства, ранее применявшихся на территории РФ.

Так, согласно п. 2 ст. 168 СК со дня введения Кодекса в действие, то есть с 1 марта 1996 г., признан утратившим силу КоБС РСФСР 1969 г., за исключением раздела IV КоБС ("Акты гражданского состояния" - ст. 148-159). Данный раздел КоБС действовал в части, не противоречащей Семейному кодексу, вплоть до вступления в силу Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", так как для реализации прав и обязанностей членов семьи существенное значение имеет именно государственная регистрация актов гражданского состояния (включая рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемену имени), которая производится органами загса путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей. Поскольку Федеральный закон "Об актах гражданского состояния" вступил в силу с 20 ноября 1997 г., то есть с момента его официального опубликования, КоБС 1969 г. окончательно утратил силу уже в полном объеме именно с этого момента, то есть с 20 ноября 1997 г.

В п. 3 ст. 168 СК приведен перечень ранее применявшихся на территории РФ в соответствии с Законом РСФСР от 24 октября 1990 г. № 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" законодательных актов Союза ССР, которые признаны утратившими силу на территории РФ со дня введения в действие Кодекса, то есть с 1 марта 1996 г. К ним относятся: Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, утвержденные Законом СССР от 27 июня 1968 г.; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1968 г. "О порядке введения в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье"; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1967 г. "Об улучшении порядка уплаты и взыскания алиментов на содержание детей"; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1985 г. "О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей".

Кроме того, отдельным Федеральным законом от 14 августа 1996 г. № 113-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Семейного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1985 г. "О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей" и постановление Верховного Совета РФ от 18 декабря 1992 г. № 4132-I "О неотложных мерах по упорядочению усыновления детей, являющихся гражданами РФ, гражданами других государств", как не соответствующие требованиям СК о порядке удержания алиментов на несовершеннолетних детей и о порядке усыновления детей, являющихся гражданами РФ, иностранными гражданами.

В последующем еще одним Федеральным законом от 18 октября 1997 г. № 132-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Семейного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу различные законодательные акты РСФСР и РФ, вносившие различные изменения и дополнения в КоБС: Указы Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1984 г., от 25 апреля 1984 г., от 19 ноября 1986 г., от 24 февраля 1987 г., а также Федеральные законы от 22 ноября 1994 г. № 73-ФЗ и от 7 марта 1995 г. № 28-ФЗ. Принятие данного закона непосредственно связано с первоначальной редакционной недоработкой п. 2 ст. 168 СК, не предусматривавшего признание утратившими силу изменений и дополнений, внесенных в КоБС в период с 1984 г. по 1995 г.

В состав источников семейного права входят и принимаемые в соответствии с Семейным кодексом федеральные законы. Например, в развитие установленных в разделе VI СК "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей" норм принят Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. №. 17-ФЗ). Этим законом определены принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, он регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Как установлено п. 2 ст. 3 СК, семейное законодательство включает не только СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов РФ. Необходимо отметить, что в законодательстве субъектов РФ подтвержден установленный Конституцией РФ (ст. 72) и п. 1 ст. 3 СК принцип нахождения семейного законодательства в совместном ведении с Российской Федерацией.

Законами субъектов РФ в соответствии с п. 2 ст. 3 СК могут регулироваться семейные отношения лишь в пределах, установленных Семейным кодексом. Во-первых, законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ. К ним, в частности, относится: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК); выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК); присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58 СК); организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК); определение дополнительных по сравнению с Кодексом форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК).

Во-вторых, законы субъектов РФ в области семейных отношений могут приниматься по вопросам, непосредственно Семейным кодексом не урегулированным. Это согласуется с принципом единства семейной политики на федеральном и региональном уровнях, что предполагает, в частности, дополнение и развитие субъектами РФ и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот. Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как Семейному кодексу (п. 2 ст. 3 СК), так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подлежит Семейный кодекс или федеральный закон.

В некоторых субъектах РФ предусматривается осуществление наряду с федеральными мерами и иных мероприятий, в том числе законодательного характера, включая разработку и принятие областных и местных программ поддержки семьи, материнства и детства. Нередко функции органов государственной власти субъектов РФ в данной сфере конкретизируются и уточняются. Например, п. "и" ст. 15 Устава - Основного закона города Москвы от 28 июня 1995 г. установлено, что непосредственно в ведении города Москвы находятся городские вопросы образования, воспитания, защиты семьи, охраны материнства, отцовства и детства. При этом координация работы по реализации федеральных, городских и окружных программ по социальной защите семьи, детей-сирот, подростков и молодежи, а также контроль за работой комиссий по делам несовершеннолетних, по вопросам опеки и попечительства и соблюдением прав детей района возложены на префектов административных округов. В свою очередь, глава Управы района (лично или через подразделения администрации района) представляет префекту предложения по организации и финансированию работы с детьми, молодежью и семьей, разрабатывает и осуществляет мероприятия по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, руководит работой комиссий по делам несовершеннолетних и по защите прав детей и подростков".

К источникам семейного права относятся не только Конституция РФ, Семейный кодекс и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и законы субъектов РФ, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая в первую очередь указы Президента РФ, которые согласно п. 2 ст. 90 Конституции РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Как правило, указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений носят нормативный характер, то есть содержат общие правила, рассчитанные на многократное применение. В основном указами Президента РФ утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере. Так, Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 утверждены Основные направления государственной семейной политики, Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 утверждены Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей).

Как следует из п. 3 ст. 3 СК, Правительство РФ также вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако, в отличие от законов субъектов РФ, это возможно согласно п. 1 ст. 115 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 СК лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими федеральными законами, а также указами Президента РФ.

В соответствии с СК к компетенции Правительства РФ, в частности, относится: определение видов заработка и иного дохода , из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82); определение порядка централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей , - впредь до введения в действие федерального закона о порядке формирования и пользования государственным банком о детях, оставшихся без попечения родителей; установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью (ст. 127); определение порядка и размера выплаты опекуну денежных средств на содержание ребенка (ст. 150); утверждение положения о приемной семье (ст. 151); определение порядка выплаты и размера денежных средств на содержание ребенка в приемной семье (ст. 155). С учетом определенных Кодексом вопросов, отнесенных к ведению Правительства РФ, в 1996 г. по большинству из них были приняты соответствующие постановления Правительства РФ.

Федеральным законом от 27 июня 1998 г. № 94-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации" к компетенции Правительства РФ дополнительно отнесено определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ (п. 2 ст. 125); установление по представлению Министерства юстиции РФ и Министерства иностранных дел РФ порядка деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению детей на территории РФ и порядка контроля за ее осуществлением (п. 2 ст. 126 1); определение порядка постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства (ст. 165).

Следует иметь в виду, что в ряде случаев нормативные правовые акты (постановления или распоряжения) могут приниматься Правительством РФ в соответствии с федеральными законами. Так, Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждено постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883 (с последующими изменениями и дополнениями) на основании Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей " (с последующими изменениями и дополнениями). В нем конкретизируются основания, условия и порядок предоставления государством материальной помощи гражданам, имеющим детей.

В соответствии с указами Президента РФ нормативные правовые акты Правительства РФ принимаются в основном по вопросам организационно-распорядительного или финансового характера. В частности, во исполнение Указа Президента РФ от 18 июня 1996 г. № 932 "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года" постановлением Правительства РФ от 29 августа 1996 г. № 1032 утвержден Национальный план по улучшению положения женщин и повышения их роли в обществе до 2000 г.

Существует значительное количество нормативных актов федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, развивающих и конкретизирующих отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ. Поскольку в ст. 3 СК отсутствует упоминание о таких источниках семейного права, как нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, в юридической литературе высказывается мнение о необходимости существенного ограничения возможности их применения либо о их переутверждении на уровне правительственных постановлений. Такие акты издавались как до, так и после принятия СК. Так, во исполнение постановления Правительства РФ № 542 от 1 мая 1996 г. "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" издан приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г. № 332 "О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями". Этим приказом утверждены Положение о медицинском освидетельствовании гражданина(ки), желающего стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем, и Форма медицинского заключения по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего (ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем, выдаваемого государственным учреждением здравоохранения. На основании Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. № 1092, постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30 января 1997 г. № 4 утвержден Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

В этой связи представляется, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ (в свою очередь принятых в рамках компетенции Правительства РФ по регулированию семейных отношений). В противном случае их издание и применение на практике будут противоречить требованиям Кодекса.

При решении вопроса об отнесении того или иного нормативного правового акта к источникам семейного права важно учитывать требование принципиального характера о том, что нормативные акты любого государственного или иного органа, в том числе указы нормативного характера Президента РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др., должны соответствовать положениям Семейного кодекса и федеральных законов.

Также следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 170 СК на период после принятия Кодекса и до приведения в соответствие с ним законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ (включая законодательные и иные нормативные акты Союза ССР, законы и иные нормативные правовые акты РФ), они применяются в пределах и в порядке, предусмотренных Конституцией РФ (ст. 15), постольку, поскольку не противоречат СК. Таким образом, применение непосредственно не отмененных норм ранее действовавшего семейного законодательства признано возможным в части, не противоречащей СК, и только на период до принятия новых нормативных правовых актов, то есть действие таких правовых норм носит (или носило) временный характер. С такими же ограничениями применялись, в частности, нормативные акты по вопросам записи актов гражданского состояния: Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в СССР; Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния в РСФСР; Формы записей о регистрации актов гражданского состояния и Формы свидетельств, выдаваемых на основании записей о регистрации актов гражданского состояния. Или, например, после принятия постановления Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 "О приемной семье" и утверждения Положения о приемной семье на территории РФ признано не действующим постановление Совета Министров СССР от 17 августа 1988 г. № 1022 "О создании детских домов семейного типа", применявшееся в РФ как до введения в действие СК, так и с 1 марта до 17 июля 1996 г., но только в части, не противоречащей требованиям ст. 151-155 СК.

Согласно п. 2 ст. 170 СК Правительству РФ дано поручение, имеющее комплексный характер: привести в соответствие с Семейным кодексом изданные им нормативные правовые акты; подготовить и внести в установленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство РФ; принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Кодекса. Это поручение в определенной части уже реализовано. Так, Правительством РФ признаны утратившими силу некоторые нормативные правовые акты, в том числе: постановление Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1986 г. № 175 "Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства РСФСР"; постановление Совета Министров РСФСР от 14 октября 1987 г. № 401 "О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материально-технического обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; постановление Совета Министров РСФСР от 18 ноября 1988 г. № 475 "О создании детских домов семейного типа в РСФСР"; п. 4 и 8 постановления Правительства РФ от 20 июня 1992 г. № 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; постановление Правительства РФ от 5 июля 1994 г. № 786 "О мерах государственной поддержки детских домов семейного типа, созданных на основе крестьянских (фермерских) хозяйств".

Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства. К ним, прежде всего, относятся руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ последнего времени, данные уже после принятия Семейного кодекса, в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 "О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов", от 4 июля 1997 г. № 9 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления" и от 28 мая 1998 г. № 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей".

Кроме того, следует также иметь в виду, что до принятия соответствующих законодательных актов РФ нормы бывшего Союза ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Союза ССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству РФ и Соглашению о создании СНГ . Это касается, в частности, постановления Пленума Верховного Суда СССР от 28 ноября 1980 г. № 9 "О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака", с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 18 июня 1987 г. № 6 и от 30 ноября 1990 г. № 14. Однако при обращении к данному постановлению необходимо учитывать, что разъяснения, содержащиеся в нем, могут применяться только в той части, в которой они не противоречат положениям Семейного кодекса.

С такой же оговоркой возможно применение разъяснений, содержащихся в неотмененных пунктах постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 21 февраля 1973 г. № 3 "О некоторых вопросах, возникших в практике применения судами Кодекса о браке и семье РСФСР" (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 27 сентября 1977 г. № 4 и от 24 сентября 1991 г. № 4, в ред. постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11, с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 апреля 1995 г. № 6, от 25 октября 1996 г. № 9, от 4 июля 1997 г. № 9 и от 28 мая 1998 г. № 10).

Источники семейного права – это формы внешнего выражения семейно-правовых норм. Семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Семейное законодательство состоит из СК РФ, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с СК РФ, а также законов субъектов РФ. Источники семейного права:

1) Семейный кодекс РФ – основной источник семейного права. Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу с 1 марта 1996 г. Отдельные положения СК РФ вводятся в действие не с 1 марта 1996 г., а в иные сроки (например, о судебном порядке усыновления детей, об установлении момента прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу). Эти сроки определяются либо конкретной датой, либо связаны с принятием отдельного законодательного акта;

2) федеральные законы, принимаемые в соответствии с СК РФ;

3) законы субъектов РФ. Они регулируют семейные отношения лишь в пределах, установленных СК РФ. Законы субъектов РФ:

– регулируют отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ (например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет в виде исключения);

– могут приниматься по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным;

– не должны противоречить СК РФ и иным федеральным законам;

4) указы Президента РФ. В основном ими утверждаются мероприятия общегосударственного уровня (например, федеральные целевые программы);

5) нормативные правовые акты Правительства РФ. Издаются на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ;

6) ведомственные нормативные акты по вопросам семейного права могут издаваться только по прямому поручению Правительства РФ, содержащемуся в принятом им постановлении, на основании и во исполнение СК (других федеральных законов) и указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ, противоречащее СК, другим федеральным законам и указам Президента РФ, может быть отменено Президентом РФ. К компетенции Правительства РФ СК РФ относит следующие вопросы:

– определение видов заработка и (или) иного дохода родителей, из которых производится удержание алиментов;

– установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 132 СК РФ), определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять на воспитание в приемную семью;

– порядок выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю (ст. 149 СК);

– утверждение Положения о приемной семье (ст. 151 СК);

– установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приемной семьей (ст. 155 СК).

Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства.

Семья - это малая ячейка общества, основанная на браке или кровных узах, члены которой связаны между собой бытом, взаимопомощью и ответственностью.

В целом, семья в России охраняется государством. Законодательство в данной области направлено на ее укрепление, построение отношений, базирующихся на обоюдном уважении и равенстве супругов.

В стране существует отдельная отрасль закона, закрепленная Семейным Кодексом, в котором прописаны особенности, понятие и принципы семейного права, обозначаются лица, являющиеся его субъектами, их полномочия и ответственность в случае нарушения обязанностей.

Семейное законодательство

Как уже упоминалось, семейное право (понятие, предмет, принципы) в России закреплены в СКРФ. На основании данного кодекса, а также законов федерального значения и нормативно-правовых актов субъектов страны формируются основные начала, порядок разрешения различных ситуаций в семье.

Принцип добровольности бракосочетания

Принципы семейного права включают в себя и правило добровольного бракосочетания между людьми, которое заключается в праве любого мужчины и любой женщины выбрать себе жену/мужа соответственно по собственному желанию.

Суть данного принципа заключается и в том, что на супругов не должно оказываться влияния, давления при осуществлении выбора.

Если брак не может быть заключен без взаимного добровольного согласия двух сторон, то развод возможен как по взаимному желанию, так и по требованию одного из супругов.

Принцип равенства мужа и жены

Перечисляя принципы семейного права, нельзя не упомянуть правило равноправия между мужчиной и женщиной в семейных отношениях.

Данный аспект предполагает одинаковые возможности в момент разрешения любых ситуаций, которые возникают в семье: например, в вопросах материнства, детства, отцовства, бюджета и т.д.

Так, статья 31 СКРФ закрепляет за обоими супругами равные права при выборе рода деятельности, места жительства, нахождения, профессии. При этом мужчина и женщина должны строить свои взаимоотношения на уважении друг к другу, взаимопомощи, содействии благополучию и укреплению семьи.

Статья 61 СКРФ определяет равенство супругов как родителей. По отношению к своему ребенку мать и отец несут одинаковую ответственность. Супруги имеют равные права в отношении собственных детей до достижения последними своего совершеннолетия, вступления их в брак или получения ими полной дееспособности.

Принцип разрешения вопросов по взаимному согласию

Также принципы российского семейного права включают в себя и обязательное разрешение спорных ситуаций, возникших в семье, по взаимному согласию всех сторон. Действие данного правового начала распространяется на все вопросы, образующиеся у родственников, например, по поводу расходов супругов, распоряжения, владения или пользования имуществом, выбора учебного заведения для детей и т.д.

Принцип приоритета семейного воспитания детей

Следующий принцип семейного права - это первостепенность, важность воспитания детей в семье. СКРФ закрепляет за несовершеннолетними возможность жить и воспитываться в семье, а также право знать собственных родителей, получать от них заботу, проживать с ними вместе.

Именно семейная форма воспитания в нашей стране признана приоритетной, так как только при таком варианте возможно осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их национальные, психические, личностные особенности.

Также принципы и функции семейного права определяют следующее: если несовершеннолетний оказывается по каким-либо причинам без опеки родителей, то государство устанавливает над ним опеку или попечительство. Ребенок передается в приемную семью, усыновляется или попадает в патронатную семью. И только при отсутствии таких вариантов несовершеннолетний попадает в детский дом или другое учреждение подобного типа.

Принцип обеспечения защиты интересов и прав детей и нетрудоспособных членов семьи

Основные принципы семейного права - это гарантия первостепенной защиты интересов и прав нетрудоспособных членов семьи. Нуждающимися в такой опеке являются дети, инвалиды и пенсионеры. Семья обязана оказывать родственникам, относящимся к этой категории, материальную и моральную поддержку.

Так, например, трудоспособные совершеннолетние дети должны содержать своих нуждающихся нетрудоспособных родителей, за исключением случаев, когда взрослые в свое время уклонялись от выполнения возложенных на них обязанностей в отношении детей.

Подобная норма закона применяется и к трудоспособным совершеннолетним внукам по отношению к своим бабушке и дедушке, и к трудоспособным совершеннолетним братьям или сестрам по отношению к своим малолетним братьям, сестрам.

Если граждане не оказывают помощь своим нетрудоспособным родственникам добровольно, то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке.


Принцип запрета ограничения прав граждан, вступающих в брак

Существуют и конституционные принципы семейного права. Одним из них является принцип запрета ограничения прав граждан, вступающих в брак. Согласно Конституции (статья 19), государство гарантирует людям равные права и свободы вне зависимости от их расовой, языковой, национальной или религиозной принадлежности, а также невзирая на их пол, имущественное или должностное положение. А в соответствии со статьей 1 СКРФ, под запретом находятся аналогичные виды ограничений прав и интересов граждан при вступлении в брак.

Свободы граждан в семье могут быть ущемлены только на основании федеральных законов и только в той степени, которая необходима для защиты здоровья, нравственности и прав других людей, членов семьи. Например, суд может принять решение об отчуждении ребенка от своих родителей без лишения родительских прав, что в некоторых случаях будет в интересах несовершеннолетних.

Таким образом, выше были рассмотрены понятие, предмет, метод, принципы семейного права. Как видно, в семейном законодательстве РФ семье отдается приоритетное значение. Нормы данного права полностью соответствуют Конституции России, направлены на защиту граждан страны и полностью демократизированы.

Которые делают волю законодателя обязательной для исполнителя. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ .

Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ, например: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено до достижения возраста 16 лет; организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей.

Указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений, которыми в основном утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (Федеральные целевые программы по вопросам защиты семьи , материнства и детства) или определяются концептуальные подходы к решению проблем в сфере семейных отношений.

Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение СК, других федеральных законов и указов Президента РФ и носят организационно-распорядительный или финансовый характер. К компетенции Правительства РФ в соответствии с СК, в частности, относятся: определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ; утверждение положения о приемной семье; установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), и другие функции, по которым приняты соответствующие постановления.

Нормативные акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, которые развивают и конкретизируют отдельные положения, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ.

Международно-правовые акты также относятся к источникам семейного права, в число которых следует отнести нормы международного права , имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержащихся в Уставе ООН , Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г., Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г., Конвенции стран – участниц СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и в др.

Одним из важнейших социальных институтов является семья. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, входит в сложный круг общественных отношений, становится гражданином. В юридическом смысле семья - это круг лиц, взаимные права и обязанности которых возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением) или иной формой принятия на воспитание.

Семейное право регулирует личные неимущественные отношения. Например, все вопросы жизни решаются супругами совместно, исходя из принципа их равенства (п. 2 ст. 31 Семейного кодекса РФ- далее СК РФ). Свобода заключения брака, выбор фамилии супругов также представляет собой неимущественные отношения.

Основное содержание личных неимущественных отношений не может вообще регулироваться правовыми нормами. Это отношения любви, дружбы, верности, взаимного уважения и т.п. Они могут регулироваться нормами морали и нравственности. Иногда правовые нормы закрепляют морально-этические правила. Так, например, п. 3 ст. 31 СК РФустановлено, что супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии детей.

Значительное количество норм семейного права регулирует имущественные отношения: обязанности членов семьи по обоюдному материальному обеспечению, алиментарные обязанности, правовой режим собственности и т.п.

Семейное право - это отрасль частного права, совокупность норм, регулирующих личные (неимущественные) и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из родства, брака, усыновления (удочерения) и иных форм принятия детей в семью на воспитание, а также установление опеки (попечительства).

Место семейного права в системе права предопределяется особенностями его предмета правового регулирования и субъектами отношений. Во-первых, семейно-брачные отношения возникают из особых юридических фактов: брак, родство, материнство, отцовство и некоторые другие. Во-вторых, субъекты этих отношений выступают в специфических ролях: родители, дети, опекуны, супруги и т.п. В-третьих, семейные отношения носят личнодоверительный характер. В-четвертых, равенство сторон носит декларативный характер, так как одна сторона фактически неравна другой стороне, например, в целом ряде правоотношений участвуют недееспособные, малолетние и другие субъекты.

Источниками семейного права в Российской Федерации являются Конституция РФ, Семейный кодекс РФ и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные правоотношения.

Международные конвенции, участником которых является Россия, а также заключенные Российской Федерацией договоры о правовой помощи по гражданским и семейным делам также входят в систему семейного законодательства, если в них содержатся нормы, направленные на урегулирование семейных отношений. Так, в настоящее время Россия является участником Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, Соглашения государств-участников СНГ от 9 сентября 1994 года «О гарантиях прав граждан в области социальных пособий, компенсационных вы-плат семьям с детьми и алиментов» и многочисленных договоров о правовой помощи по гражданским и семейным делам. Нормы семейного права, содержащиеся в международных договорах с участием Российской Федерации, обладают более высокой юридической силой по сравнению с законами, изданными органами государственной власти Российской Федерации.

Статьей 38 Конституции России провозглашена государственная защита семьи.

Наибольшее значение в системе семейного законодательства имеет Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 года и введенный в действие с 1 марта 1996 года. Действует Семейный кодекс в редакции с изменениями и дополнениями, последние из которых были внесены Федеральным законом № 32-ФЗ от 02.01.2000. Семейный кодекс Российской Федерации состоит из 8 разделов, 21 главы, 170 статей. Назовем некоторые из них: глава 2 «Осуществление и защита семейных прав», глава 6 «Личные права и обязанности супругов», глава 7 «Законный режим имущества супругов», глава 12 «Права и обязанности родителей».

Наряду с Семейным кодексом Российской Федерации в систему семейного законодательства входят принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, содержащие нормы семейного права (п. 2 ст. 3 СК РФ).

Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы, относящиеся к семейному законодательству. Эти законы должны регулировать семейные отношения только по тем вопросам, которые либо прямо отнесены к ведению субъектов Российской Федерации Семейным кодексом, либо этим актом не урегулированы. Такая система семейного законодательства позволяет, с одной стороны, обеспечить единообразие семейного законодательства на всей территории Российской Федерации, а с другой - учесть особенности семейных отношений в отдельных субъектах Федерации. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 58 СК РФ, субъектами Российской Федерации может быть принят закон, устанавливающий особый порядок присвоения ребенку отчества.

К числу подзаконных нормативных правовых актов семейного законодательства относятся, прежде всего, указы Президента Российской Федерации, которые должны соответствовать законодательным актам.

Нормы семейного права могут содержаться и в постановлениях Правительства Российской Федерации, которые могут приниматься в случаях, прямо предусмотренных Семейным кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 82 СК РФ, виды заработка и (или) иного дохода, который получают родители в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяются Правительством Российской Федерации.

Некоторые семейные отношения затрагиваются Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом: РФ, Жилищным кодексом РФ.

Перечислим основные принципы регулирования семейных правоотношений:

    недопустимость произвольного вмешательства коголибо в дела семьи;

    добровольность брачного союза между мужчиной и женщиной;

    равноправие супругов в решении всех вопросов семейной жизни;

    всемерная охрана интересов матери и ребенка;

    обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи.

Рассмотрим некоторые из них. Принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи означает приоритет интересов членов семьи. Органы государственной власти или местного самоуправления, также как и все лица, не вправе вмешиваться в дела семьи, если члены семьи ведут себя правомерно. Никто не вправе указывать родителям на методы воспитания их детей, не должен определять материальной и бытовой организации семьи.

Однако пределы невмешательства существуют. В частности, по иску прокурора родители могут быть лишены родительских прав, если они жестоко обращаются с детьми (ст. 67, 70 СК РФ).

Статья 23 Конституции Российской Федерации предусматривает право на семейную тайну. Семейный кодекс РФ устанавливает гарантии охраны тайны усыновления ребенка. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государ ственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. За разглашение тайны усыновления установлена юридическая ответственность. Так, например, в соответствии со ст. 137 Уголовного кодексаРФ, за распространение сведений, составляющих семейную тайну, установлена ответственность в диапазоне от штрафа (в размере двухсот минимальных размеров оплаты труда) до ареста на шесть месяцев.

Принцип равенства прав супругов в семье основывается на статье 19 Конституции России, провозгласившей равенство мужчины и женщины в их правах и свободах. Не допускается прямое или косвенное ограничение прав одного из супругов, установление каких-либо преимуществ одного супруга перед другим как при вступлении в брак, так и в последующих семейных отношениях.



Просмотров