К нормативно правовым актам президента рф относится. Формы правовых актов

Нормативный правовой акт - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.

Признаки нормативного правового акта:

1. Это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и т.п.).

2. Правовой акт издается уполномоченными субъектами. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому субъекту предоставлена определенная форма (формы) акта, в которую он воплощает свои предписания (например, Президент Российской Федерации создает только указы и распоряжения).

3. Правовой акт издается субъектами в пределах их компетенции, которая установлена в соответствующих юридических нормах.

4. Правовой акт выражает волю определенной социальной общности. В нем закрепляется цель и задачи, на решение которых он направлен. В нем выражены социальные интересы.

5. Правовой акт входит в единую систему законодательства, осуществляя правовое регулирование в соответствии с едиными целями и задачами правового регулирования.

Акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.

Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов.

Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта, который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени.

Юридическая сила нормативного правового акта выражается:

В обязательном соответствии каждого акта принципам и нормам Конституции России;

В строгом соответствии официальной классификации актов, установленной Конституцией России и законами;

В признании соподчиненности между видами актов - Конституция, закон, указ и т.д.

В установлении иерархической соподчиненности актов государственных органов, занимающих более высокое место и более низкое место в системе органов власти;

В определении оснований и рамок принятия того или иного акта, его основного содержания. Формулы «на основании и во исполнение закона», «в соответствии с указом, постановлением» и т.п. выражают эту правовую связь;

В признании правового акта, игнорирующего установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую силу.


Виды нормативных правовых актов

В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества.

Конституция - это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительных характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.

Особенности конституции предопределяется также тем, что она создается особым субъектом - народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.

В Конституции закрепляются форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.

Закон - это основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемый путем народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.

Признаки закона:

а) представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов;

б) принимается законодательными (представительными) органами или принимается путем референдума - всенародного голосования;

в) регулирует наиболее важные общественные отношения, обеспечивает упорядоченное развитие всех сфер жизни общества;

г) закон обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов;

д) закон принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;

е) закон характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования, действия.

Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне следующие виды законов: федеральные конституционные законы, обычные (или текущие) федеральные законы, кодексы, основы, законы Российской Федерации, федеральные законы о ратификации международных договоров.

Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. Например, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и военного положения на территории Российской Федерации.

С помощью федеральных конституционных законов может изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства.

Федеральные конституционные законы, в соответствии со ст. 76 Конституции России, имеют верховенство над федеральными законами.

Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства: не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Наиболее многочисленную группу законов составляют федеральные законы. Эти акты неодинаковы по своему содержанию, объему и предметам правового регулирования, по соотношению с иными нормативными актами.

Разновидностью федеральных законов является кодекс. Кодекс - это систематизированный свод актов, правил и норм, который единообразно регулирует сферу общественных отношений. Он выступает как основной законодательный акт в той или иной сфере, с ним находятся в своеобразном соотношении другие акты данной отрасли права, законодательства. Нормы кодекса являются приоритетными при регулировании общественных отношений нормами актов своей отрасли. Например, Гражданский кодекс РФ обладает высшей юридической силой в системе гражданско-правовых актов. Кодексы отличаются сложной структурой, состоят из частей, разделов, глав, статей и пунктов. Им присущ большой объем, масштабность регулирования.

Кодификации подлежат отрасли права, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации (гражданское, уголовное право и др.), реже кодексы издаются по предметам совместного ведения (административное, трудовое право).

Понятие основ законодательства, основ, основных принципов предопределено федеративной природой Российского государства, наличием двух правовых систем, делением предметов ведения. По вопросам, составляющим предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов, создаются особые акты. Их цель - с одной стороны, обеспечить федеративное регулирование, с другой - допустить в установленных рамках правотворчество субъектов Федерации. Наименования актов такого рода содержат следующие обороты: «общие принципы», «основы». Например, Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации».

Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются в соответствии со ст. 106 Конституции Российской Федерации. Эти законы отличаются своим наименованием, процедурой принятия. Тексты международных договоров в форме законов публикуются в Бюллетене международных договоров. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Таким образом, документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными актами такого рода.

Подзаконные нормативные акты

Система подзаконных актов достаточно разнообразна и многочисленна. Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают указы Президента Российской Федерации. Они издаются по вопросам компетенции главы государства, которые установлены главой 4 Конституции Российской Федерации. Указы Президента РФ обязательны на территории всей страны. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, они могут быть нормативными и ненормативными. Их различие состоит в степени определенности, персонифицированности. Нормативные указы адресованы неопределенному кругу лиц. Ненормативные акты (указы и распоряжения) могут быть продемонстрированы на примере указов по кадровым вопросам. Они представляют собой акты правоприменительные, так как созданы в соответствии с законным полномочием и адресованы конкретным людям.

Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской федерации. Они могут быть отменены Президентом РФ в том случае, если они противоречат Конституции России, федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 115 Конституции Российской Федерации).

Исполнение постановлений Правительства РФ обеспечивается в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов. В пределах этих полномочий органы исполнительной власти Федерации и субъектов образуют единую систему

Приказы, постановления, инструкции издаются всеми полномочными органами: министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами.

Все федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, действующие в пределах внутриведомственных отношений для органов, должностных лиц и служащих данного органа. Они могут издавать акты, обязательные для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству.

Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Условием их действия является официальное опубликование.

Система законодательства субъектов Российской Федерации, характеризуется прежде всего наличием конституций и уставов, которые являются учредительными актами субъектов Федерации. Эти акты закрепляют формирование органов государственной власти субъекта, порядок проведения выборов, основные формы взаимодействия с местным самоуправлением. Конституции и уставы должны соответствовать федеральной Конституции и законам.

Закон субъекта Российской Федерации - нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Федерации в соответствии с Конституцией

России и федеральными законами, Конституцией или уставом субъекта РФ и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта РФ. Законы субъектов РФ могут создаваться также по предметам совместного ведения. Такого рода акты должны соответствовать федеральным законам в данной сфере.

Наряду с законами субъектов Федерации, президенты республик, главы администраций краев, областей, автономных округов и автономной области, мэры городов федерального значения, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают указы, постановления, приказы, положения, инструкции иные нормативные правовые акты. Эти акты издаются в пределах и формах, установленных для соответствующих органов.

Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции также создают нормативные правовые акты. Их примерами могут быть решения, распоряжения, приказы муниципалитетов, советов и т.п. органов. Наибольшей юридической силой в данной системе обладают уставы муниципальных образований. Акты муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливают обязательные нормы права для населения соответствующих территорий. Этими актами устанавливается статус органов и должностных лиц, порядок их формирования, полномочия, порядок управления муниципальной собственностью, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.

Понятие систематизации нормативных актов

Систематизация нормативных актов - это деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему.

Сущность систематизации нормативных актов заключается в устранении противоречий, несогласованности и других недостатков действующего законодательства.

Цель систематизации нормативных актов состоит в упорядоче­нии действующего законодательства и придании ему стабильно­сти, внутренне согласованной нормативной системы.

Субъектами систематизации выступают государственные органы, юридические службы организаций, а в определенных случаях - и частные лица.

Приведение нормативных актов в упорядоченную систему осуществляется тремя способами:

Путем издания сборника нормативных актов,

Путем переработки и дополнения действующих норм права, что означает создание новых нормативных актов,

Путем объединения нескольких нормативных актов в один укрупненный акт.

Систематизация необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользо­вания им, для ликвидации пробелов и разрешения юридических конфликтов.

Виды систематизации нормативных актов

По способу приведения в систему выделяют три вида систематизации нормативных актов: инкорпорацию, коди­фикацию и консолидацию.

Инкорпорация - это приведение нормативных актов в систему без изменения их содержания путем издания разного рода сборников. Инкорпоративными изданиями являются сборники за­конов, иных нормативных актов, собрание законодательства и свод законов.

Инкорпорация бывает различных видов:

1. В зависимости от принципа объединения выделяют два вида инкорпорации: хронологическую (по годам) и систематическую (по предмету правового регулирования).

2. В зависимости от объема различают генеральную (полную), когда включает в себя все действующие акты определенного уровня или типа и частичную (неполную) инкорпорации, т.е. когда собрание содержит лишь определенную часть нормативных актов.

3. По источнику инкорпорация может быть официальной, т.е. осуществляется государственными органами или по их поручению и неофициальной, т.е. проводится организациями и частными лицами по своему ус­мотрению.

Кодификация - это приведение нормативных актов в систему путем переработки и дополнения действующих норм пра­ва, изменения их содержания и принятия новых законов.

По содержанию выделяют три кодифицированных акта : Осно­вы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.

Основы законодательства устанавливают важнейшие положе­ния (основные начала) отраслей права или сфер государственного регулирования. Основы составляют нормативную базу для кодификационной деятельности субъектов федерации.

Уставы регулируют определенную сферу государственной деятельности, например, работу железнодорожного транспорта, внут­реннего водного транспорта, воинскую службу и так далее.

Положения - это нормативные акты определенного дейст­вия, которые детально регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций и учреж­дений. Таково, например, положение о службе в органах внут­ренних дел.

Правила - это нормативные акты, определяющие порядок организации какой-либо деятельности;

Кодифицированные акты составляют основу деятельности, законодательства и рассчитаны на длительное регулирование обще­ственных отношений.

Консолидация законодательства – это преодоле­ние множественности нормативных актов путем их сведения в один укрупненный акт, который заменяет вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание ранее принятых ак­тов. Вместе с тем проводится их редакционная правка: устраня­ются противоречия, повторы и длинноты.

Нормативно - правовой акт - это официальный документ, принятый компетентным субъектом правотворческой деятельности в особом порядке, содержащий нормы права, имеющий свои реквизиты, структуру, особый порядок вступления в силу.

Признаки :

1. Официальный документ - любой официальный документ имеет всегда письменную форму.

2. Всегда содержит нормы права

3. Принимается компетентными гос. органами, негосударственными субъектами правотворчества, правительством, президентом, негосударственными субъектами правотворчества (органы местного самоуправления), либо населением на референдуме

4. Принимается в особом процедурном порядке

5. Имеет свои реквизиты: наименование (закон, поставновление, приказ, указ), заголовок, дату и место принятия, дата вступления в силу, подписи должностных лиц и др. Титул акта - наименование, дата и мест опринятие.

6. Имеет свою внутреннюю структуру - нормативный материал распределяется по частям, разделам, главам, главы - стсоят из частей, а стьти - из пунктов.

Виды НПА:

1. По сфере действия

федеративные, субъектов федерации, органов местного сампоуправления, локальные

2. По срокам действия:

постоянные, временные (где указан срок действия акта)

3. По предмету правового регулирования:

конституционно-правовые, гражданско-правовые и др.

4. По субъектам правотворечества:

акты референдума, акты органов гос. власти, санционированные правовые акты негосударственных субъектов правотворчества

5. По юридической силе:

законы, подзаконные акты

Законы: - это нормативно - правовой акт, принятый в особом порядке законодательными (представительными) органами власти либо непосредственно на референдуме, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Признаки:

1. разновидность НПА

2. принимается в особом процедурном порядке, закреплённом в Конституции и регламентами Парламентов.

3. Принимается только законодательными (представительными) органами, либо на референдуме.

4. Регулирует наиболее важные общественные отношения - регулирующие полит. систему общества, наиболее важные отношения

5. Обладает высшей юридической силой - то есть все иные НПА издаются на основе законы и не могут ему противоречить

6. имеет особый порядок вступления в силу

7. выражает волю и интересы общества в целом, если мы ведём речь о демократическом государстве

Классификация законов:

1. По времени действия: временные(чрезвычайные), постоянные

2. По кругу лиц: общего действия (КРФ), специальные (закон о статусе судей, о прокуратуре и т.д.)

3. По сфере действия: общефедеральные и субъектов



4. По юридической силе: КРФ, ФКЗ, ФЗ(кодифицированные и обычные), законы субъектов РФ(по вопросам совместного ведения, по вопросам их исключительного ведения)

Конституция - это основной закон государства, выражащий волю и интересы народы в целом, либо отдельных социальных слоёв (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Основные свойства К.:

1. особый субъект, который устанавливает К. или от имени которого она принимается

2. учредительный первыичный характер конституционных установлений - народ, являясь носителем суверенитета и единственным источником власти учреждает основы общественного и гос. устройства.

3. особый предмет конституционного регулирования - носит всеобхъемлющий характер и затрагивает все сфера жизни общества

4. особые юридические свойства:

Верховенство К.

Высшая юридическая сила

Стабильность К.

Прямое действие

Ядро правовой системы

Особый порядок принятия, пересмотра и внесения поправок

Особая охрана

Виды конституций:

1. по субъекту принятия

октрыированные и принятые народом

2. гибкие и жёсткие - по порядку внесения изменений

3. по форме выражения - писаные (единый НПА) и неписаные

4. реальные (положение соответствует действительности) и фиктивные - по характеру реализации

Подзаконные нормативные акты - издаются компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнении законов и содержат юридические нормы

Виды подзаконных нормативных актов РФ:

1. нормативные указы и распоряжения прездинта РФ

2. нормативные постановления и распоряжения правительства - общие подзаконные акты

3. ведомственные подзаконные акты - приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, гос. комитетов

4. решения и постановления органов гос. власти и управления субъектов федерации - решения председателя правительства области или постановление

5. нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов

4,5 - местные

6. локальные (внутриорганизационные нормативные акты)

3. Действие НПА во времени, пространстве и по кругу лиц:

Вступление в силу нормативного акта и утрата юр. силы.

НПА вступает в силу:

1. может быть указано вступление в самом нормативном акте:

А) с момента подписания

Б) с момента принятия

Г) с точно обозначенной даты

2. если таких указаний нет, то по истечении определённого срока после опубликования

А) законы - по истечении 10 дней

Б) нормативные акты президента и правительства - по истечении 7 дней

В) ведомственные НПА встпуают в силу со дня присвоения им порядкового номера гос. регистрации (в мин. юсте РФ)

Г) чрезвычайные акты - с возникновением определённых обстоятельств

Д) есть НПА, которые не могу публиковаться; для актов, не подлежащих публикации - вступление для них с момента фактического получения акта исполнителями

Утрата юр. силы:

1. истёк срок действия, на который издан НПА

2. в результате прямой отмены акта путём публикации решения компетентного органа об этом

3. в связи с изданием нового нормативного акта, заменяющего прежний

4. для черзвычайных актов - изменение обстоятельств

Ретроактивность - распространение действия законы на события, имевшие место до вступления в юр. силу; по общему правилу НПА обратной силы не имеет. Исключение из правила:
1) когда законодатель прямо придаёт НПА обратную силу

2) издание актов, смягчающих или устраняющих юр. ответственность или наказуемость деяния

Ультраактивность (переживание закона) - закон либо его часть утрачивает силу по специальному указанию может продолжать регулировать отдельные общественные отношения

В пространстве: территориальное действие НПА и экстерриториальное действие НПА. Территориальное действие НПА означает, что он действует в пределах территории государства. Акты, действующие на всей территории государства, акты субъектов федерации, акты муниципальных органов. Что понимается под территорией? Это земная и водная поверхность, воздушное пространство, недра, территориальные воды, континентальный шейх. Экстерриториальное действие означает возможность их применения в отношении российских граждан, находящихся за пределами РФ. Условная территория госудасртва - это территории посольств, консульств, воинских подразделений, дислацируемых за границей, территория гражданских кораблей и солоны летательных аппаратов, находящиеся на нейтральной территории, территории военных кораблей, что касается военных кораблей и летательных аппаратов - где бы они не находились.

Действие НПА по кругу лиц. НПА распространяются на всех адрессатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Есть понятие специального действия НПА - когда распространяется на отдельные категории граждан(воинский устав например). Из общего правила есть 3 исключения: 1. главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств наделены дипломатическим иммунитетом, следовательно к ним не могут быть применены меры ответственности и гос. принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях; 2. проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства (апатриды), хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами в некоторых правоотношениях не могут выступать носителями прав. 3. некоторые нормативные акты в частности, предусматривающие уголовную ответственность распространяются на граждан не зависимо от их места нахождения и не зависимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.

Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Основные черты нормативно-правового акта:

– устанавливает, изменяет или отменяет нормы права;

– принимается (издается) уполномоченными государственными органами или путем референдума;

– содержит правила, рассчитанные на неоднократное применение;

– адресован неопределенному кругу лиц.

Виды нормативных правовых актов:

1. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу.

2. Решения референдумов –направленны на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

3. Программные законы –принимаются в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам.

4. Кодексы (нормативные правовые акты) –объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенные области общественных отношений.

5. Законы – нормативные правовые акты, регулирующие важные общественные отношения.

6. Декреты Президента – нормативные правовые акты Главы государства, имеющие силу закона, издаваемые в соответствии с Конституцией.

7. Указы Президента – нормативные правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий и устанавливающие (изменяющие, отменяющие) определенные правовые нормы.

8. Постановления палат Национального собрания – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента.

9. Постановления Совета Министров – нормативные правовые акты Правительства.

10. Регламенты – нормативные правовые акты, принятые (изданные) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления (совокупность правил, определяющих порядок деятельности соответствующих государственных органов и их подразделений).

11. Инструкции – подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые в целях разъяснения и определения порядка применения законодательного акта, приказа министра или руководителя иного государства.

12. Правила – формы нормативных правовых актов, которыми устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности.

13. Уставы (положения) – нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа (организации).

14. Приказы – издаются руководителями Республиканских органов государственного управления в пределах компетенции возглавляемых ими органов в соответствующей сфере государственного управления.


15. Решения органов местного управления и самоуправления –принимаются местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Декреты Президента Республики Беларусь и законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования.

Указы Президента, постановления Совета Министров Республики Беларусь - вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.

Нормативный правовой акт не распространяет свое действие на отношения, которые существовали еще до его вступления в юридическую силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет юридическую ответственность граждан.

Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:

– истечения срока действия акта;

– признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;

– признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;

– отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

11.Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу.

Утрата юридической силы :

а) истечения срока;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом.

Закон обратной силы не имеет, то есть он не распро­страняется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.

В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответ­ственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени - когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию но­вого закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

В пространстве :

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответ­ствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

Государственная тер-ия: часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую го­сударство распространяет свою власть. Суверенитет распростра­няется на тер-ию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящих­ся в открытом море или космосе.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц : распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами.

Ис­ключения :

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъекта­ми ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Во­оруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и админи­стративной ответственности по российскому законодательству;

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной норма­тивно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрас­ту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Нормативные акты в России подразделяются:

1) В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества на:

нормативные акты государственных органов;

нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

нормативные акты совместного характера (государственныхорганов и иных социальных структур);

нормативные акты, принятые на референдуме;

2) в зависимости от сферы действия, на:

общефедеральные;

нормативные акты субъектов Федерации;

органов местного самоуправления;

локальные.

3) в зависимости от срока действия, на:

неопределенно-длительного действия;

временные.

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения.

Закон как любой нормативно правовой акт обладает некими признаками:

  • 1. Закон-это юридический документ, содержащий нормы права.
  • 2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.
  • 3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.
  • 4. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.
  • 5. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

Рассматривая закон как нормативный юридический акт - источник права, необходимо отличать его от индивидуальных актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным, «разовым» вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество и от интерпретирующих актов, актов толкования, т.е. актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы.

Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.

Законы подразделяются на:

  • а) конституцию, конституционные;
  • б) обыкновенные.

К числу конституционных законов относятся, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст.108 Конституции РФ).

Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам.

Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона «О языках народов Российской федерации» в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны - это основной, «заглавный» закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и др.

В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кроме краткой преамбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав:

  • 1. Основы конституционного строя.
  • 2. Права и свободы человека, и гражданина.
  • 3. Федеративное устройство.
  • 4. Президент Российской Федерации.
  • 5. Федеральное Собрание.
  • 6. Правительство Российской Федерации.
  • 7. Судебная власть.
  • 8. Местное самоуправление.
  • 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

В особом (втором) разделе Конституции Российской Федерации содержатся заключительные и переходные положения.

Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.

Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она обладает высшей юридической силой. Верховенство Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства). Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Среди законов следует выделять:

  • а) федеральные законы - те, которые принимаются федеральным законодательным органом - Федеральным Собранием - и распространяются на всю территорию Российской Федерации,
  • б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде; законы по социальному обеспечению; процессуальные законы; природоохранительные законы. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права).

Совокупность законов составляет законодательство. Поэтому, когда говорят о законодательных актах - значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят об актах законодательства, речь может идти не только о законах.

Наряду с наиболее распространенной формой - изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков - лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы - это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм.

Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

Кодифицированные акты носят различное наименование - «кодексы», «уставы», «положения», просто «законы».

Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют «общая часть» или «общие положения», где закрепляются исходные принципы и нормы, общие начала и «дух» данной ветви законодательства.

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу».

В ряде случаев законы по отдельным проблемам, например по вопросам собственности, залога, издавались ранее в качестве самостоятельных актов потому, что еще не был принят тот сводный акт - кодекс (Гражданский кодекс), в котором эти проблемы должны были бы получить развернутое и системное регулирование. Вполне понятно поэтому, например, что после принятия Гражданского кодекса (часть первая) большинство из ранее принятых отдельных законов отменено.

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Подзаконные акты имеют тоже весьма важное в жизни любого общества значение, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:

  • 1. Нормативно-правовые акты Президента Российской федерации. Президент - глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории Российской федерации. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу.
  • 2. Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений.
  • 3. Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному.

Акты этой группы очень многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д.

Данные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в газете «Российские вести» либо в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

4. Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Локальные нормативные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов.

В теории права локальными нормативными актами называются также юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.д. Краевая, областная администрация субъектов Федерации (в некоторых регионах - правительство) вправе принимать постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать постановления и распоряжения.

Существуют также локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности. Для законного оформления, юридической институционализации эти организации создают различные правовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы и положения, на основе которых осуществляют свою деятельность. Подобные акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов и в большинстве случаев, для того чтобы приобрести юридическую силу, должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципальном органе власти. Например, устав общества с ограниченной ответственностью (либо иной аналогичной организации) приобретает юридическую силу только после регистрации в государственных органах власти.

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
  • Понятие и признаки государства
    • Понятие, признаки и сущность государства
    • Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
    • Понятие механизма государства
    • Структура государственного механизма
    • Государственный орган - основной элемент государственного механизма
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
    • Соотношение гражданского общества и правового государства
    • Личность, право и государство
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности

Нормативный правовой акт

Это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений; это письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера. М.Н. Марченко отмечает, что все нормативные правовые акты являются государственными по своему характеру, их система определяется конституцией, они содержат общие предписания в отличие от правоприменительных актов, в каждом государстве есть своя иерархия, т.е. «система расположения, соподчиненности нормативных правовых актов».

Особенности этого источника права состоят в следующем:

  • это акт нормативного характера (содержит нормативные предписания);
  • это правовой акт (содержит только нормы права в отличие от актов нормативного содержания, например инструкции по правилам эксплуатации техники);
  • это акт, создаваемый в результате правотворческой деятельности государства или на референдуме (законодательная процедура, предусматривающая прохождение законопроекта в парламенте, согласительные процедуры, «чтения законов», промульгацию и др.);
  • это акт, обладающий общеобязательностью (рассчитан на неопределенный круг лиц, которые обязаны следовать предписаниям этого акта);
  • это акт, оформляемый в виде официального государственного документа (с соблюдением необходимых реквизитов и указанием порядка вступления его в законную силу);
  • это акт, в котором нормы права группируются по определенным структурным образованиям (статьи, главы, разделы и др.).

Нормативный правовой акт является наиболее распространенным источником права, особенно для стран романо-германской (континентальной) системы права. В нем закрепляется большинство социально значимых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Иные источники права общерегулятивной значимостью не обладают. Статьи нормативных правовых актов четко формулируют предписываемые правила поведения. В отличие от нормативного правового акта юридические прецеденты носят казуистический характер, а правовые обычаи - неопределенный характер. Нормативные правовые акты могут подвергаться быстрым изменениям по сравнению с иными актами.

Системе законодательства любого государства свойственно прежде всего деление на законы и подзаконные акты (по юридической силе). Основаниями деления нормативных актов на виды являются: юридическая сила, характер и объем действия, содержание, субъекты издания и др. Юридическая сила нормативных правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Акты высших правотворческих органов обладают большей юридической силой по сравнению с актами нижестоящих органов.

Источники права Российской Федерации можно в целом представить следующей системой:

  • Конституция РФ;
  • общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры;
  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы (кодифицированные и текущие);
  • указы и распоряжения Президента РФ;
  • постановления, распоряжения и заключения Правительства РФ;
  • акты палат Федерального Собрания РФ (постановления, регламенты);
  • ведомственные акты (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, издающие приказы, инструкции);
  • акты государственных органов субъектов РФ; акты органов местного самоуправления.

Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по основным вопросам общественной жизни. Закон содержит правовые нормы и является основным источником права.

Закон принимается только высшим представительным органом или путем референдума, обладает высшей юридической силой и верховенством но отношению к другим источникам права, отражает волю и интересы всего общества, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке. В некоторых государствах законы могут приниматься не только представительными органами, но и высшими судебными инстанциями, в порядке делегированного правотворчества, на референдумах. Законы принимаются по существенным вопросам общественной жизни, в особом законодательном порядке, составляют ядро всей правовой системы государства, обусловливая структуру всей совокупности нормативных правовых актов страны.

Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Таким образом, первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия являются наиболее существенными их особенностями. Изменить или отменить закон имеет право только тот орган, который его принял.

Классификация законов может иметь следующий вид:

  • по юридической силе (конституция, федеральные конституционные и федеральные законы);
  • по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);
  • по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органами государственной власти);
  • по отраслевой принадлежности (конституционные, административные, гражданские и др.);
  • по внешней форме выражения (конституция, кодекс, закон, устав);
  • по сроку действия (постоянные и временные);
  • по кругу лиц (распространяющие свое действие на иностранцев, граждан, лиц без гражданства, лиц определенных профессий и др.);
  • по времени вступления в силу (непосредственно или с даты, указанной в законе).

При этом необходимо учитывать, что конституционные законы, определяя правовые основы и конституционный строй всего государства, носят учредительный и первичный характер, они обладают высшей юридической силой по отношению к другим законам и иным актам, они являются нормативной основой (базой) всего текущего законодательства. Законом законов, первоосновой нормативного регулирования является Конституция. Прямым продолжением Конституции, детализацией ее норм являются конституционные законы. Обыкновенные законы могут быть кодифицированными или текущими. Среди них могут быть законы общего, специального или чрезвычайного характера.

Подзаконные нормативные правовые акты издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, они не должны противоречить закону, но могут его конкретизировать, развивать, дополнять. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они основываются на юридической силе законов.

По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные.

1. Общие подзаконные акты - это нормативные правовые акты органов общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц определенного государства. К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти (указы и распоряжения Президента России как акты первоначального правотворчества, постановления и распоряжения Правительства РФ, которые носят нормативный характер).

2. Ведомственные подзаконные нормативные правовые акты принимаются на основе законов Российской Федерации, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. В соответствии с ними регулируют отношения, находящиеся в ведении определенной исполнительной структуры. Но среди них есть акты значительной сферы действия (акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Федеральной налоговой службы и др.).

3. Местные (региональные) подзаконные нормативные правовые акты - это акты органов исполнительной власти на местах. Они издаются территориальными органами государственной власти и управления (нормативные решения или постановления правительств субъектов и др.).

4. Внутриорганизационные подзаконные нормативные правовые акты имеют и другое наименование - локальные акты. Это нормативные правовые акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяющиеся на членов данных организаций (различные уставы и положения, правила, коллективные договоры и иные акты коммерческих и некоммерческих организаций).

В зависимости от уровня органов, принимающих подзаконные акты, различают следующую иерархию: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, инструкции, положения, правила), акты главы субъекта, акты правительств субъектов РФ (постановления и распоряжения), акты муниципальных исполнительных органов власти, локальные нормативные акты и др.

Локальные нормативные правовые акты (ЛНА) принимаются в достаточно широких сферах общественной деятельности (уставы, положения, инструкции и др.). Особое значение они приобрели в организациях по регулированию отношений между работодателем и наемными работниками. В рыночных экономических отношениях приобретают большое регулятивное значение коллективные договоры, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества. К локальным нормативным актам относятся также приказы работодателя и администрации организаций, принятые в пределах их компетенции.

Локальные нормативные правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридического регулирования. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и другим подзаконным актам.



Просмотров