Критерии по которым классифицируют. Критерий классификации

В процессе оценки необходимо использовать перечень критериев и показателей, позволяющих оценить степень соответствия характеристик претендента предъявляемым к должности требованиям, установленным работодателем.
Дадим пояснения к рисунку 9.

    1. Общеорганизационные критерии подразумевают их применимость к оценке всех категорий сотрудников.
    2. Специализированные критерии применяются для оценки определенных должностей или категорий работников.
  1. Количественные критерии предполагают оценку характеристик, измеряемых количественно. К подобным показателям можно отнести результаты работы сотрудников, своевременность и полноту выполнения установленных планов.
  2. Качественные критерии используются для определения величины характеристик, не выражаемых цифрами. К данным крите
    риям оценки можно отнести некоторые показатели качества работы, индивидуальные характеристики работников (личные и деловые качества, особенности рабочего поведения и прочие).
  1. К объективным критериям относятся стандарты, нормативы качества и производительности, которые могут быть использованы для оценки любой работы.
Критерии оценки деятельности персонала целесообразно классифицировать по следующим признакам (рис. 9).
  1. К субъективным критериям целесообразно отнести характеристики, величина которых устанавливается на основании мнений и оценок экспертов (например, линейных руководителей).
По содержанию используемые в практической деятельности по оценке работников критерии можно разделить на следующие группы:
  1. Общественно-гражданская зрелость (качества - умение прислушиваться к критике, быть самокритичным; подчинять личные интересы общественным; политическая грамотность; участие в общественной деятельности и прочее).
  2. Отношение к труду (ответственность; внимательность; аккуратность; работоспособность; желание и способности к обучению; трудолюбие).
  3. Уровень знаний и опыт работы (наличие соответствующей квалификации; знание производства; стаж работы в данной организации).
  4. Организаторские способности (умение организовывать свой труд, умение проводить совещания, планерки; правильная самооценка своих возможностей).
  5. Умение работать с людьми (умение работать в коллективе, с подчиненными, с руководством; умение создать коллектив; умение подобрать и воспитать кадры; понимание интересов работников).
  6. Умение работать с документами и информацией (умение четко и ясно формулировать цели и задачи; умение формулировать деловые письма и записки; знание техники; умение читать документы).
  7. Умение своевременно принимать и реализовывать решения (способность обеспечить контроль за исполнением решений; умение распутывать конфликтные ситуации; ориентироваться в ситуации; самообладание).
  8. Способность увидеть и поддержать новое, передовое, современное (умение различить скептиков, пассивных, консерваторов и новаторов, энтузиастов; смелость, настойчивость и решительность в поддержании нового; умение рисковать).
  9. Морально-этические черты характера (порядочность; добросовестность; принципиальность; уравновешенность; обаятельность; простота и скромность; опрятность; вежливость; порядочность).
На основании существующего перечня критериев руководство службы управления персоналом организации отбирает наиболее значимые для конкретной должности или группы работников показатели и оценивает по ним характеристики кандидатов на вакантные должности или уже работающего персонала. Степень соответствия характеристик критериям оценки можно оценить в баллах. Эти уровни зависят от работы каждого сотрудника в сравнении с его должностной инструкцией.
Для того чтобы критерии действительно работали, они должны быть достижимыми, выполнимыми, реалистичными, существенными для данного рабочего места. При этом необходимо отличать качества, которыми должен обладать кандидат при приеме на работу и которые нужно ему приобрести, освоившись с работой и адаптируясь к ней, после занятия данной должности.
В последнее время в компаниях важное значение приобретает оценка деятельности руководителей. При оценке руководителей необходимо разработать критерии оценки деятельности руководителя, которые будут учитывать специфику этой работы. Тут можно выделить следующие значимые параметры: лидерство, принятие решений, взаимодействие с подчиненными.

Процедуры оценки персонала как раз созданы для того, чтобы в конкретных цифрах отразить знания, умения и навыки работников. При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на несколько групп: результаты труда, трудовая деятельность, личностные качества.
Показатели осуществления трудовой деятельности делятся на факторы достижения результатов труда - осуществления своих управленческих функций к выполняемой работе и организации своего труда и показатели непосредственно профессионального поведения: они охватывают такие стороны деятельности, как сотрудничество и коллективизм, организованность и самостоятельность в решении тех или иных задач, готовность к принятию дополнительной ответственности.
Оценка личностных качеств возможна при длительном наблюдении за сотрудником. Определенное свойство одного человека может рассматриваться как потенциал достижения им высокого результата, а для другого - не может им являться. Поэтому необходимо выделить какой-то блок наиболее важных личностных качеств, оцениваемых в первую очередь. И определиться с технологиями их оценки. В качестве важных для работника личностных качеств традиционно называют интеллект, активность, лидерские качества (для руководителей), уживчивость. Нисколько не умаляя важности этих качеств, хотелось бы заметить, что в плане принятия решения все они вторичны по отношению к группе из трех характеристик: управляемость, обучаемость, адекватность. Управляемость. В структуре организации над каждым наемным сотрудником есть свой начальник, отдающий какие-то приказы и распоряжения. Если работник не управляем или управляем с трудом, перспективы его в этой компании весьма сомнительны. Неуправляемость проявляется в первую очередь в попытках «лезть со своим уставом» и «показывать, кто тут главный». Повнимательнее присмотреться к управляемости кандидата могут заставить и некоторые факты его трудовой биографии. Факторами риска являются: предшествовавшие трудоустройству работа «свободным художником» (фрилансерство), управление собственным бизнесом, занятие должности более высокой по статусу, чем рассматриваемая. Во всех этих случаях кандидат будет вынужден столкнуться со сменой своего социального статуса, получить больше «дураков-начальников», нежели имел прежде. Неуправляемость - серьезное противопоказание для того, чтобы кандидата рекомендовать на позицию. В отличие от неуправляемости «бесхребетность» является противопоказанием только для тех вакансий, где в первую очередь будут важны «несгибаемость» кандидата, его умение отстаивать интересы компании и «не поддаваться
на провокации». В остальных случаях такие работники могут работать весьма успешно, поскольку начальство будет ценить их за отзывчивость к сверхурочной работе и безмолвное усердие. Чем выше обучаемость, тем лучше адаптивные способности человека. Высокообучаемый кандидат легко может сменить сферу деятельности, освоить новые отрасли, быстро изучить новые технологии и незнакомый ассортимент. Чем выше способность к обучению, тем легче пройдет адаптация в коллективе. Кроме того, обучаемость - это способность извлекать полезные уроки из своих и чужих ошибок. И наконец, быстрообучаемый специалист быстрее сможет принести компании долгожданную прибыль, чем его «медленный» коллега. Способность к обучению проявляется в первую очередь в познавательной активности. Если человек посещает языковые курсы, получает второе высшее образование и тому подобное, то можно заподозрить в нем способность к обучению. Регулярное повышение профессиональной квалификации (участие в соответствующих тренингах, семинарах, чтение специальной литературы) тоже выдает человека обучаемого. Таким же свидетельством может являться наличие в трудовом опыте резких смен сферы деятельности (при обязательной успешности последующей работы). В процессе интервью обучаемость можно исследовать, обсуждая с кандидатом различные моменты его опыта - что было трудно, чем гордится и т.д. Адекватность, наверное, - самый очевидный фактор. Отслеживание адекватности обычно проблем не представляет - если ответы кандидата соответствуют задаваемым вопросам, а поведение и эмоциональные реакции органичны сложившейся ситуации, должно быть, с адекватностью все в порядке. Важность адекватности также очевидна: адекватный сотрудник делает то, что ему поручают, а не то, что он под этим понял, реагирует на окружающую действительность, а не на свои представления о ней, более стабилен в коллективе, более эмоционально устойчив.
Для проведения оценки создается комиссия, в которую могут включаться следующие представители организации: непосредственный руководитель, представитель службы управления персоналом, вышестоящий руководитель, коллеги работника из других подразделений. К мнению последних следует относиться осторожно, так как их оценки могут быть субъективными. В целом подход к выбору процедур оценки и формы их проведения полностью подчиняется поставленным в организации бизнес-задачам. Полученная информация должна минимизировать финансовые риски в принятии решений и давать максимальный возврат на инвестиции. Таким образом, стоимость методов оценки и их точность должны быть оптимальными по отношению к поставленной задаче.

Цивилизации – это те общества, что смогли реализовать свой потенциал. Все остальные общества – это цивилизации потенциальные, т.е. которые могли бы ими быть, если бы не те или иные обстоятельства.

Естественно, что теоретики пытались выявить критерии не эмпирические, а теоретические, т.е. пытались найти принцип, по которому можно классифицировать их.

По Шпенглеру уникальность каждой культуры обеспечивает­ся своеобразием ее "души": в основе античной культуры лежит "аполлоновская" душа, арабской - "магическая", западной - "фаустовская" и т.д. Постижение культур­ных форм, по мнению Ш., в корне противоположно абст­рактному научному познанию и основано на непосредст­венном "чувстве жизни". Проявления той или иной культуры объединяет не только общая хронологическая и гео­графическая отнесенность, но, прежде всего, тождество стиля, которое обнаруживается в искусстве, политике, экономической жизни, научном видении мира и т.п.

По Тойнби своеобразие каждой цивилизации объясняется спецификой вызовов окружающей среды и ответов.

Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою,- для того чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий,- составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.

Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.

Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.

Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие,- когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств. (По Данилевскому)

Принцип существования или закономерности культурной жизни .

Идея целостности культуры – каждая культура представляет собой замкнутый организм, где все ее составляющие (экономика, культура, власть и т.д.) взаимосвязаны и взаимозависимы. Ключевая метафора – это организм (детство-юность-зрелость-старость). Идея судьбы. Поэтому в него нельзя что-либо вставить инородное или удалить без повреждения сущности (своеобразия) данной культуры.

Нет содержательного единства или сходства в культурах. Но есть структурное тождество – каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах; все куль­туры сходны по длительности существования (около 1000 лет) и темпам своего развития; исторические собы­тия, относящиеся к одной культуре, имеют соответствия (гомологии – заимствовано из биологии) во всех других (Везде есть свой Цезарь, свой Наполеон и т.д.).

По Данилевскому в идеальном плане культура структурируется на 4 разряда (или основы): религия; культура в узком смысле слова (наука, искусство и промышленность); политика; общественно-экономическая деятельность. Исторически существовавшие культурно-исторические типы развивали какой-либо один разряд, либо, в лучшем случае, - два (как европейский). Восточнославянский же тип, по мнению Д., будет первым полным "четырехосновным" культурно-историческим типом.

По Данилевскому «Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения - относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу» (Данилевский). По Шпенглеру около 1000 л.

Шпенглер выделяет две стадии: культура и цивилизация. Метафорически культура – это развитие в глубь (время), а цивилизация – это развитие вширь (пространство). Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творче­ские возможности, мертвеет и переходит в фазу цивили­зации ("цивилизация", по Ш., есть кризисный исход, за­вершение любой культуры), для которой свойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, ра­дикальный революционизм, сциентизм и техницизм, а также урбанизация.

Отсюда и смысл идеи заката Европы. Методология – по знанию структурных законов мы можем определять место и время своей цивилизации.

Проблема преемственности . Основы цивилизации одного типа не передаются цивилизациям другого типа, потому что каждая культура есть целостный организм. Попытка заменить такие основы ведет к уничтожению культуры. Обоснование самобытности и ценности самобытности.

Взаимоотношения между культурами возможны. По Данилевскому самый простейший способ этого распространения есть пересадка с одного места на другое посредством колонизации. Таким образом, финикияне передали свою цивилизацию Карфагену, греки - Южной Италии и Сицилии 8 , англичане - Северной Америке и Австралии.

Другая форма распространения цивилизации есть прививка, и обыкновенно это и разумеют под передачей цивилизации. Но, к сожалению, прививку разумеют здесь в таинственном, мистическом смысле, приписываемом этой операции людьми, не знакомыми с физической теорией, ни с садоводной практикой,- в том смысле, по которому привитый глазок или прищепленный черенок обращает дичок в благородное плодовитое дерево или даже яблонь в грушу, сливу, абрикос, и обратно. Но в этом таинственном, так сказать, волшебном, смысле прививки нет ни между растениями, ни между культурно-историческими типами, как тому представлено было довольно примеров. Почка, вставленная в разрез древесной коры, или черенок, прикрепленный к свежему срезу ствола, нисколько не изменяют характера растения, к которому привиты. Дичок остается попрежнему дичком, яблоня - яблоней, груша - грушей. Привитая почка или черенок также сохраняют свою природу, только почерпают нужные им для роста и развития соки через посредство того растения, к которому привиты, и перерабатывают их сообразно своему специфическому и формационному, или образовательному, началу. Дичок же обращается в средство, в служебное орудие для лелеемого черенка или глазка, составляющих как бы искусственное чужеядное растение, в пользу которого продолжают обрезывать ветви, идущие от самого ствола и корня, чтобы они его не заглушили. Вот истинный смысл прививки. Как бы то ни было, прививка не приносит пользы тому, к чему прививается, ни в физиологическом, ни в культурноисторическом смысле.

Наконец, есть еще способ воздействия цивилизации на цивилизацию. Это есть действие, которое мы уподобим влиянию почвенного удобрения на растительный организм, или, что то же самое, влиянию улучшенного питания на организм животный. За организмом оставляется его специфическая образовательная деятельность; только материал, из которого он должен возводить свое органическое здание, доставляется в большем количестве и в улучшенном качестве, и результаты выходят великолепные; притом всякий раз - результаты своего рода, вносящие разнообразие в область всечеловеческого развития, а не составляющие бесполезного повторения старого, как это неминуемо должно произойти там, где один культурно-исторический тип приносится в жертву другому посредством прививки, требующей к тому же для своего успеха частого обрезывания ветвей, все продолжающих расти из первобытного ствола, несмотря на прививку. Только при таком свободном отношении одного типа к результатам деятельности другого, когда первый сохраняет свое политическое и общественное устройство, свой быт и нравы, свои религиозные воззрения, свой склад мысли и чувств, как единственно ему свойственные, одним словом сохраняет всю свою самобытность,- может быть истинно плодотворно воздействие завершенной или более развитой цивилизации на вновь возникающую. Под такими условиями народы иного культурного типа могут и должны знакомиться с результатами чужого опыта.

Мировоззренческое значение – освобождение от европоцентризма. Теоретическое обоснование права на самобытность и своеобразие.

Методологическое – новое видение и новый материал. Вскрывались новые материалы – равнодушие древних культур к техническому развитию, разная роль одних и тех же открытий в разных культурах (порох и бумага в Китае и Европе), разное отношение к богатству, т.е. разные принципы экономики (урожаи в древнем Египте во много раз больше чем в средневековой Европе – не работала идея развития как роста благ).

Вывод: оборотная сторона всех этих теорий (а теории локальных культур – это оборотная сторона теорий прогресса) - попытка найти очередной закон истории. Но формулировка пророчеств, т.е. знания, выходящего за пределы возможностей науки. Яркое воплощение критический подход нашел в работе знаменитого философа Карла Поппера (1903-1994) «Нищета историцизма», опубликованной в 1944 г. Основным объектом его критики явилась совокупность теоретических и методологических принципов, названная им историцизмом . Характеризуя его, Поппер подчеркивал: «Историцизм видит главную задачу социальных наук в историческом предсказании. Задача эта решается, когда в основе исторической эволюции усматривают «ритмы», «схемы», «законы» или «тенденции». Ценность поиска законов в объяснении и предсказании. Решение задачи, следовательно, состояло в определении способности исторического знания к формулировке подобного рода законов.

Историцизм попадал в порочный круг: он судил о прошлом и настоящем с позиций еще не наступившего будущего, а будущее прогнозировал на основании прошлого и настоящего. Но формулируется закон на основании ограниченного числа данных (прошлого и настоящего) и поэтому становится неотличимым от простого эмпирического обобщения. Прогноз на основании такого закона был бы надежным, если бы высказывался по поводу закрытой системы. Но если общество является объектом открытым, а значит, каждый раз подвергается воздействию новых факторов (рост знания по Попперу), то финал протекающих процессов может оказаться различным. А поскольку невозможно гарантировать постоянство условий действия закона, постольку невозможно экспериментально проверить его достоверность. Но, если судить об истории с позиций финала событий, то каждая новая ситуация будет заставлять иначе видеть прошлое. Поэтому меняться будет не только будущее, но и прошлое.

Историцизм Поппер применял к критике теорий прогресса, но он применим и к теориям локальных культур.

Что касается концепции локальных культур – такой же метанарратив. Вопрос о преемственности – это вопрос не действия закона истории, а конкретно-исторических обстоятельств. Иначе говоря, возможность или невозможность преемственности определяется не теоретическими рассуждениями, а конкретно-историческим исследованием и собственным выбором культуры.


Картина мира эпохи постмодерна

Концепция Брюссельской школы (И.Пригожин (р.1917. В 1977 Нобелевская премия за работы по термодинамике неравновесных систем).

Концепция реальности как открытой системы или образования, где большинство систем носят открытый характер. Система закрытая – это система, где есть некоторый исчислимый набор закономерностей, которые носят внутренний характер, полностью управляют ее поведением и которые могут быть выявлены наблюдателем. Знание о такой системе есть полное и завершенное знание, позволяющее делать абсолютно надежный прогноз по поводу всех ее возможных состояний (дайте мне координаты начальных состояний и предскажу вам прошлое и будущее системы). Это механистический мир классической науки 18-19 вв. Это время классической философии.

Открытость системы трактуется в двух взаимосвязанных смыслах (онтологическом и гносеологическом): а) как система незавершенная в силу обмена информацией, веществом, энергией с окружающей средой. Это значит, что среда воздействует на систему и система на среду, вызывая какие-то последствия;

б) как система неполная или состояние фрагментированности , потому что наблюдатель находится внутри ее и не может выйти за е пределы. Это значит, что его видение ограничено. Он не может учесть все факторы, воздействующие на систему, и все последствия взаимодействия.

Это означает, что система или ее отдельные части находятся в неравновесном состоянии или состоянии, называемом флуктуациями. Флуктуация (от лат. fluctuatio - колебание) - случайные отклонения физических величин от их средних значений; происходят у любых величин, зависящих от случайных факторов. Это положение дел особенно хорошо наблюдать на социальных системах. Например, равновесие рождаемости и смертности в традиционных сообществах. Новые технологии позволяют сократить смертность, а сохранение традиционных способов жизни порождает демографическую проблему, а она в свою очередь способствует экономической отсталости. Все средства идут на решение этой проблемы, высокий процент нетрудоспособного населения, т.е. иждивенцев, а чем выше коэффициент иждивенчества, тем более ограниченны возможности повышения жизненного уровня населения. Большое количество молодежи, которой некуда себя девать. Чем сильнее флуктуации, тем более система становится в неравновесном состоянии, а значит оказывается весьма чувствительной к всякого рода внешнему воздействию. Системы вынуждены реагировать на эти отклонения, вызывая тем самым все новые и новые последствия. Например, правительство Индиры Ганди пыталось проводить стерилизации населения.

Флуктуация или флуктуации приводят к тому, что существующая организация системы в какой-то момент не выдерживает и ломается. Этот переломный момент принято называть точкой бифуркации . Когда эта точка бифуркации наступит, какой фактор выступит решающим для перелома и в какое из состояний система перейдет - предсказать однозначно невозможно (хаос, более организованное состояние) – это аспект случайности . Причина в том, что наблюдатель находится внутри системы – обладает неполнотой информации. Возможны лишь вероятностные прогнозы, и то они могут оказаться ошибочными. Причина (повод) революции – население голодает, выходит на демонстрации, случайное неадекватное воздействие на толпу взывает бунт и процесс пошел. В то же время в других условиях все это же не вызовет никаких последствий. В 30-е годы радиопостановка О.Уэллса по роману «Война миров» вызвала панику в США, т.к. была принята за реальность. В 50-е гг. одна из голландских радиостанций объявила о начале Третьей мировой войны и никакого эффекта.

Новое состояние или состояние более высокой организованности есть диссипативная структура. Отсюда вытекает идея возможности самоорганизации из хаоса в порядок (нет абсолютного хаоса – всегда было какое-то упорядоченное состояние). Чем более сохраняется постоянство воздействия какого-либо фактора, тем более постоянной становится и реакция, создавая упорядоченность. А тем более, если возникает компонент сам себя же и усиливающий (класс, заинтересованный сохранении и развитии условий своего существования). Коллектив ученых состоит из трех элементов: креатив, критики и исполнители. Убирают одних, из оставшихся снова создается та же структура. Действует, пока сохраняется цель существования.

Поэтому современные представления о реальности характеризуются как состояние фрагментированности и нелинейности. Идея фрактала.

Поэтому современные представления об истории характеризуются следующими чертами.

1. Отрицание идеи прогресса или регресса как логики истории. История представляется как поток равноправных и равнозначных культур во времени и пространстве. Нет критериев, по которым мы можем судить о преимуществах одной культуры над другой. А критериев нет, потому что ценностные ориентации различных культур не тождественны.

2. Многие современные мыслители считают, что сформулировать какой-то единый закон всей истории, который однозначно объяснял бы прошлое и предсказывал будущее, невозможно. Формулировка такого закона всегда есть лишь эмпирическое обобщение, которое не может учесть все факторы, воздействующие на ход истории. Поэтому будущее представляется открытым и многовариантным .

3. Отказ от попыток строить всемирно-исторические концепции. Вернее, признание историчности всех таких концепций, т.е. факта, что они не могут предсказывать историю раз и навсегда. Такие концепции могут носить лишь инструментальный характер, т.е. работать для весьма определенных задач. Но они не могут быть окончательным ответом на все вопросы. Переориентация на микронарративы.

4. По той же причине в истории теперь отрицают однозначную и неизбежную предопределенность одного этапа другим. Считается, что в каждую эпоху было несколько линий развития, которые сталкивались, конкурировали друг с другом. Поэтому понять своеобразие каждого этапа можно, только если учитывать переплетение, борьбу разных линий развития.

5. Современные исследователи считают, что невозможно объяснить ход всей истории только какой-то одной причиной, будь-то экономика, политика или духовная жизнь. Считается, что в истории действуют самые разные причины, и своеобразие каждого исторического этапа можно объяснить только конкретным переплетением весьма конкретных причин. Например, невозможно объяснить причины Октябрьской революции 1917 г. теми причинами, которые вызвали к жизни Французскую буржуазную революцию 1789 г. Отрицание монизма . Ориентация на плюрализм .

6. Именно потому, что наблюдатель не может обладать полнотой информации, потому нельзя говорить о ходе истории, пока находишься внутри осуществляющегося процесса. Ее ход определяется задним числом, когда процесс завершается. Вернее наблюдатель считает, что процесс завершен. Поэтому предельная честность наблюдателя ничего не дает (пример с терминатором).

7. Поэтому история пишется задним числом, и поэтому каждое поколение будет переписывать историю заново. Но, не потому что открылись новые источники, а потому что с течением времени открываются новые последствия и возникают новые способы видения прошлого.

8. Современные исследователи отрицают возможность только одной единственной периодизации исторического процесса. Считается, что прошлое можно делить по-разному. Все зависит от того, каким сторонам общественной жизни мы придаем особое значение. Если для нас важна экономика, то и в истории мы будем изучать влияние экономики на жизнь общества. Поэтому исторический процесс будем делить в соответствии с особенностями развития производства. Если значение приобретает духовная жизнь, то и роль ее в истории для нас будет важнейшей. Поэтому исторический процесс будем делить в соответствии с особенностями развития духовной жизни.

a) Готовые изделия классифицируются, в основном, в соответствии с их функцией или назначением. В случае если таковые не упомянуты в разделе «Перечень классов товаров и услуг с пояснениями», готовые изделия следует классифицировать по аналогии с другими подобными изделиями, содержащимися в Перечне товаров и услуг, объединенных в классы, и Алфавитном перечне товаров. Если функции или назначения не найдены, необходимо руководствоваться вспомогательными критериями, например, материалом, из которого изготовлено изделие, или его принципом действия.

b) Готовые изделия многоцелевого назначения (подобные радиобудильнику) могут быть отнесены к определенным классам в соответствии с выполняемыми функциями, а в случае, если эти функции или назначение не упомянуты ни в одном из заголовков классов, следует руководствоваться критериями, сформулированными в пункте а).

c) Необработанное или частично обработанное сырье следует классифицировать, в основном, по материалу, из которого оно состоит,

    Товары, предназначенные для использования в другом изделии, классифицируются, в основном, в том же классе, что и последний только в случае, если он не используется для иных целей. Во всех остальных случаях для классификации таких товаров следует руководствоваться критериями, сформулированными в пункте а).

    Если готовые изделия или полуфабрикаты классифицируются по материалу, из которого они изготовлены, то в случае изготовления изделия из различных материалов его следует классифицировать по преобладающему в составе материалу.

    Емкости, предназначенные для упаковки и хранения товаров, классифицируются в том же классе, что и сам товар.

a) Услуги классифицируются, в основном, в соответствии с направлением деятельности, охватываемым заголовком класса и соответствующими пояснениями, или по аналогии со сходными услугами Перечня товаров и услуг, объединенных в классы, или Алфавитного перечня услуг.

    Услуги по прокату классифицируются, в основном, в тех классах, к которым относятся услуги, осуществляемые с помощью объектов проката (например, прокат телефонов - 38 класс).

    Услуги, связанные с консультацией, советом или информацией, относятся, в основном, к тем же классам, что и услуги, являющиеся объектом консультации, совета или информации, например по вопросам транспортировки - 39 класс, управления коммерческими делами - 35 класс, финансовых дел - 36 класс, косметики - 44 класс. Консультация, совет или информация, предоставляемые с помощью электронных средств (например, телефона, компьютера), не связаны со средствами, обеспечивающими выполнение данных услуг.

Лексико-семантический идентификатор наименований товаров и услуг (лексинту)

Первая редакция была создана в 2006г., в результате анализа и интеллектуальной обработки лингвистической базы наименований товаров и услуг. Структура ЛЕКСИНТУ предлагает родовидовое соподчинение наименований товаров и услуг внутри классов Международного классификатора товаров и услуг (МКТУ).

Представляемое, на сайте Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, ЛЕКСИНТУ полностью переработано с учетом результатов многолетнего использования предыдущих редакций ЛЕКСИНТУ, а также с учётом действующей Международной классификацией товаров и услуг 10-й редакции с последующими ежегодными версиями, содержание которых полностью вошло в ЛЕКСИНТУ представляемой редакции.

В настоящей редакции сохранена родовидовая структура и отражено разнообразие наименований терминов, применяемых для идентификации товаров и услуг.

ЛЕКСИНТУ представляет собой справочно-информационное издание, содержащее перечень наименований товаров и услуг с учетом лексического разнообразия определений товаров и услуг, отвечающих семантико-прагматическим классификациям.

Основной задачей ЛЕКСИНТУ является помощь в правильной классификации товаров и услуг в соответствии с действующей редакцией МКТУ.

Для осуществления идентификационных целей были использованы семиотические закономерности, которым подчиняются родовые и видовые наименования товаров и услуг. По результатам анализа и обработки исследованного объема лексических единиц были сформулированы критерии для формирования родовидовых групп товаров и услуг:

Языковая форма выражения термина (лингвистика);

Объективное смысловое значение термина (семантика);

Практическое следствие интерпретации смыслового значения термина (прагматика).

Взаимосвязь указанных компонентов дает возможность распознать «физический носитель» –товар или услугу по лингвистической, семантической и прагматической характеристикам наименования товара или услуги. Построение ЛЕКСИНТУ по родовидовому принципу позволило сформировать внутри каждого из 45 классов группы и подгруппы из наименований товаров и услуг, содержащихся в соответствующем классе МКТУ, и дополнить классы наименованиями товаров и услуг, наиболее часто употребляемых заявителями в перечнях к заявкам на регистрацию товарных знаков, но не указанных в МКТУ. Кроме того, в ЛЕКСИНТУ были включены наименования терминов товаров и услуг из классификаторов видов экономической деятельности, в частности из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП). Все это позволило расширить допустимый предел наименований товаров и услуг, оставив выбор наименования за заявителем при условии соответствия выбранного наименования критериям классификации товаров/услуг.

ЛЕКСИНТУ представляемой редакции построен в виде Предметного указателя родовидовых групп и подгрупп с наименованиями товаров/услуг в этих группах и подгруппах.

Предметный указатель представляет собой многоуровневый перечень наименований товаров и услуг, построенный по принципу «последовательных приближений». Его структура по количеству и содержанию классов соответствует структуре МКТУ. Внутри каждого класса по принципу родовидового подчинения формированы группы и подгруппы наименований товаров/услуг в соответствии с вышеуказанными критериями. Области, к которым относятся товары/услуги в каждом классе, определены «Указателем содержания классов товаров и услуг», с выделенными в общий перечень наименованиями заголовков всех родовидовых групп и подгрупп.

Каждому термину в ЛЕКСИНТУ присвоен код.

Код стоит перед наименованием каждого товара или услуги, перед наименованием каждой группы и подгруппы.

Если товар или услуга имеет несколько наименований, то код стоит напротив

каждого наименования и помечен символом «*», например:

010358*.............Гидразин

010358*.............Диамид.

Дополнительные наименования товара или услуги в ЛЕКСИНТУ следуют неразрывно друг за другом в алфавитном порядке

В ЛЕКСИНТУ принята иерархическая система кодирования групп товаров и услуг. Код состоит из двузначных чисел, разделенных точками.

Каждое число обозначает номер родовидовой группы на соответствующем уровне

иерархического деления. Первое двузначное число всегда соответствует номеру класса МКТУ. Например:

03.03. Товары санитарно-гигиенические

03.03.02. Средства для чистки, полировки и уборки

03.03.02.01. Средства для чистки

Наименования товаров и услуг МКТУ кодируются персональными базовыми номерами из МКТУ, в которых первые две цифры также всегда соответствуют номеру класса:

030071......Кремы косметические

Кодировка наименований товаров и услуг, не включенных в МКТУ и не имеющих

базового номера, отличается. За номером класса МКТУ следует буква «Т», далее

–три нулевых знака:

03T000......Гранат природный 4.

После некоторых наименований товаров и услуг в ЛЕКСИНТУ указаны коды групп в квадратных скобках

030080......Мыла дезинфицирующие

Это значит, что данный товар относится к 03 классу МКТУ, но может также рассматриваться как товар соответствующей (“дополнительной ” для данного товара) группы 05 класса, в которой имеются товары того же рода.

В случаях, когда один и тот же товар относится к нескольким “дополнительным”

группам ЛЕКСИНТУ или классам МКТУ в зависимости, например, от области применения, ссылки выглядят особо. В группе, к которой относятся все аналогичные товары из других “основных” групп или классов, они перечисляются с указанием кодов этих “основных” групп, но без персональных кодов перед наименованиями товаров/услуг, т.к. коды для этих товаров/услуг указаны перед наименованиями в “основных” группах:

01.01.06. Оксиды, пероксиды, альдегиды

010414......Пероксид водорода

Пероксид водорода для косметических целей

Пероксид водорода для медицинских целей

В “основной” группе для товара, который относится к нескольким “дополнительным” группам, после его наименования в квадратных скобках через точку с запятой перечисляются коды всех “дополнительных” групп, содержащих

Хозяйствующего субъекта сопровождает понятие риска. Следовательно, и многообразие рисков возникающих в процессе работы безгранично велико. Вопросы классификации рисков представляют замысловатую проблему, а само понятие «классификации» возникло одновременно с возникновением понятия «риск».

Определение 1

Классификация – это система соподчинённых понятий из различных областей знаний и деятельности человека, которая используется в качестве средства установления связей среди этих понятий.

То есть классификация подразумевает систематизацию множества рисков на основании определённых критериев, позволяющих объединить большинство рисков в определённые, более общие понятия.

Вопросами поисков оптимальных классификационных критериев занимаются и по сегодняшний день. Выбранные критерии, в большинстве случаев, не позволяют охватить всё множество рисков. Однако в экономической литературе фигурирует ряд основополагающих рисков, а великое подмножество рисков, часто классифицируется как входящим в одно из таких основных понятий. Выделяют операционный, рыночный и кредитный риски. Также, к этим базовым рискам, часто добавляются варианты входящие в их состав, это: деловой риск, риск ликвидности, юридический риск и риск, связанный с регулирующими органами.

Последние четыре классификации встречаются далеко не во всех последовательностях. Например, риск, связанный с регулирующими органами характерен для банковских операций, а это значит, что и встречается он в сферах, так или иначе связанных с банковскими операциями.

Проблемы рисков связанных с банковскими структурами проработана в достаточной мере тщательно. Наиболее полная классификация рисков подразделяет их на:

  • кредитный риск,
  • рыночный риск,
  • операционный риск,
  • риск потери ликвидности,
  • юридический риск.

Замечание 1

Каждый из них также включает в себя большое число иных конкретных рисков. Например, операционный риск также включает риск обмана, аварий, стихийных бедствий. Также, указанные риски часто переплетаются, например недостатки систем контроля в виде операционного риска могут привести к потере ликвидности в виде риска рыночного.

Классификация рисков

Отталкиваясь от вышеприведённых критериев, можно составить базовую классификацию рисков в зависимости от того, в какой области деятельности они проявляются. В итоге можно выделить следующие риски:

  • Организационные риски, связанные с ошибками управления, сотрудников, проблемами в системах контроля, отсутствием продуманного плана работ и т.п.;
  • Рыночные риски, связанные с нестабильностью экономической конъюнктуры – риски изменения цены товара, падения спроса, валютный риск, потери ликвидности и пр.;
  • Кредитный риск, полагающий невыполнение обязательств контрагентов. Подобные риски существуют как у банков, так и у предприятий имеющих дебиторскую задолженность;
  • Юридические риски, связанные с тем, что законодательство могло быть неучтено либо могло измениться в периоде сделки. Также сюда относят риски несоответствия законодательства, некорректно составленной документации и прочее;
  • Технико-производственные риски, включающие в себя экологические риски, риски возникновения нештатных ситуаций, пожаров, поломок, ошибок проектирования, строительные риски и многое другое.

Прочие критерии

Зачастую риски также классифицируют по иным признакам. По последствиям выделяют три категории:

  • Допустимы риск – определяющий зону предпринимательской деятельности внутри которой она сохраняет свою целесообразность;
  • Критический риск – зона опасности потерь превышающих прогнозируемую прибыль;
  • Катастрофический риск – зона, в которой возникает неплатёжеспособность предприятия.

Также по характеру воздействия на предприятие риски делят на два вида:

  1. чистые (возможность получения нулевого результата или убытка),
  2. спекулятивные (возможность получения любого результата).

Для понимания процесса возникновения государства и права актуальна одна из

Сама ранняя классификаций общества известного американского этнографа Л.Г. Моргана (1818-1881):

1. Эпоха дикости – это время присваивающего собирательства и хозяйства, основанного на охоте и рыболовстве.

2. Эпоха варварства – время производящего земледельческо-скотоводческого хозяйства.

3. С изобретением буквенного письма (алфавита), появлением классов, государства и права началась эпоха цивилизации. В Северной Африке и Азии первые цивилизации возникли на рубеже 4-3-го тыс. до н.э., в Европе – в III-II в. до н.э., а в Америке – в X в. н.э.

Американские ученые Г. и Дж. Ленски используют тот же критерий – способ производства средств к существованию выделили следующие типы общества:

1) общества, живущие охотой и собирательством. Охотники и со­биратели вели кочевой образ жизни, использовали примитивные каменные орудия труда, их социальная жизнь были основана на кровно-родственных связях;

2) садоводческие общества на Ближнем Востоке, зародившиеся в 4 тыс. до н.э. В более развитых садоводческих обществах использовались металлические орудия (кроме плуга), была более сложная социальная структура вследствие нарастающего имущественного неравенства;

3) аграрные общества, возникшие в Древнем Египте, Аркаде, Шумере, Вавилоне, уже знали металлический плуг и использовали животных в качестве тягловой силы;

4) промышленные общества, возникшие в конце XVIII в. в Европе. Промышленное производство стало основой хозяйственной жизни, что обусловило появление новых классов – буржуазии и пролетариата, сосредоточение основной массы населения в крупных городах.

В своей классификации общества американские авторы Д. Белл и А. Турен выделяли доиндустриальные (традиционные), индустриальные и постиндустриальные общества. Они классифицируют общества на основе технологического фактора с добавлением критериев зрелости политической и культурной сфер.

Традиционные (доиндустриальные) общества представляют собой отсталые в технологическом отношении страны, основная отрасль экономики которых – сельскохозяйственное производство, исполь­зующее примитивные орудия труда. Для них характерны отсутствие автономной личности (она зависит от племени, рода, клана) и жесткая регламентация всех сторон жизни на основе традиций.

Индустриальные общества возникают в связи с промышленным переворотом и приносят с собой не только систему машин, промышленное производство, но и сложные формы социальной и политической организации общества: свободу личности, партийные системы, сложный образ жизни.

Постиндустриальные общества основаны на достижениях научно-технической революции, которая изменяет предмет собственности: на место материальной собственности приходит информация. Более сложной становится социальная структура общества, исчезают привычный рабочий класс и промышленники.

8. Социальная власть и социальное регулирование в первобытном обществе.

Власть в первобытном обществе носила общественный характер, т.к. исходила от общины, которая сама формировала органы самоуправления. Община в целом была источником власти, и ее члены непосредственно осуществляли всю ее полноту.

Особенности власти в первобытном обществе.

1. При родовом строе власть носила общественный характер, выражала интересы всего бесклассового общества, всех его членов и строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект и объект власти совпадали).

2. Родовая власть не знала особого аппарата управления или слоя людей, исключительно занимающихся управленческой деятельностью на профессиональной основе. Старейшины и другие выборные лица были первыми среди равных и не имели каких-либо привилегий.

3. При первобытнообщинном строе, где в целом не существовало внутренних антагонизмов, главными способами принуждения были обычаи и общественное мнение.

4. Родовому строю не были известны специальные средства, которые взимаются с населения, – налоги.

5. При родовом строе люди подразделяются по принципу кровного родства.

7. Органами власти выступали как само общество в целом (родовые собрания, сходы), так и его представители (старейшины, советы старейшин, военачальники, вожди, жрецы), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12



Просмотров