Территории подразделяются на административно территориальные единицы. Административно-территориальные единицы разных порядков

Любому государству присуще разделение на отдельные части всей его территории. Это необходимо для создания местного самоуправления, осуществления управленческой деятельности. Административная территориальная единица формирует структуру государства. Это формальные регионы, которые имеют политический и экономический смысл.

Совокупность таких единиц составляет административно-политическое деление страны. Причем процедуру деления можно рассматривать и как процесс создания определенной структуры, и как его конечный результат. При этом образуются различные административные единицы.

Общая характеристика

Часть государства, которая формирует политическую административную карту страны. В соответствии с таким разделением строится система местного самоуправления. Это частный случай районирования, которое проводят органы государственной власти.

Деление территории суверенного государства на отдельные регионы обусловлено политическими, природными, этническими и прочими факторами. Федеративные государства также имеют подобные единицы местного самоуправления, так как подобные страны являются унитарными. Их устройство является особым.

Подобные государства характеризуются федеративным устройством. Каждый их субъект имеет унитарное устройство, но они могут также являться отдельными федерациями. Административные единицы управляются органами местного самоуправления. Их права регулируются законодательством.

Особенности разделения стран

Деление территории страны на отдельные части имеет древнее происхождение. Это было присуще множеству государств в прошлом и настоящем. Отличие заключается только в сложности такого устройства.

В некоторых странах при их распаде границы областей могут формировать отдельные государства. В этом случае возможно возникновение множественных территориальных споров.

Особенности разделения в РФ

Административно-территориальные единицы России формируются под воздействием законодательной деятельности представительных органов. Существуют определенные принципы, по которым происходит подобный процесс. Законодательство регулирует полномочия органов местного самоуправления.

Взаимоотношения между государством и его регионами имеют несложную форму. Поэтому правительство может менять районирование без процедуры одобрения местными властями таких решений.

Принципы формирования регионов в РФ

Российские территориально-административные единицы формируются по нескольким принципам. К ним относятся территориальный, национальный и смешанный подход. В первом случае предполагается выделение территориальной единицы при наличии значительной площади и проживающего здесь большого количества людей. Этот принцип положен в основу формирования области, края, города.

По национальному принципу формируются субъекты РФ, в которых проживает определенная этническая группа населения. Если на конкретной небольшой территории проживает определенный народ, входящий в состав федерации, эту область также выделяют в отдельную единицу.

Смешанный принцип имеет черты национального и территориального разделения. Признаками субъекта является отсутствие государственного суверенитета, отсутствие возможности самостоятельно менять границы или выходить из состава государства. Население, живущее в таких районах, наделяется одинаковыми правами. Все проживающие являются гражданами РФ. Все субъекты имеют равные права.

Факторы разделения

Существует несколько основных факторов, по которым формируется каждая основная административно-территориальная единица. Это происходит под воздействием природно-географических, этнических, культурных, социальных и экономических особенностей развития. В связи с этим можно выделить несколько групп факторов. Они определяют формирование системы.

Этнокультурные факторы определяют территориальную структуру в многонациональных государствах. Такие области обладают четко выраженными на местности объектами. Чтобы избежать сепаратизма национальных меньшинств, правительство редко определяет границы области по этому принципу.

Исторические факторы сложились много веков назад. Сохранившись и по сей день, они могут формировать карту страны. Система расселения (демографический фактор) также может влиять на этот процесс. В некоторых случаях территориальные единицы формируются под воздействием природных (географических) факторов.

Важным сегодня является экономический фактор. Он определяет разделение территории по профилю производства, направления хозяйственной деятельности.

Типы территориальных единиц

Чтобы понять, как называется территориальная административная единица в РФ, необходимо рассмотреть существующие их виды. Они бывают первичными и базовыми. К первой категории субъектов относятся районные города, ПГТ, поселки. Ко второй категории субъектов относят районы, города республиканского или областного подчинения.

Районом называется составляющая часть края, автономного округа или области. Это многоотраслевая экономическая структура. В нее входят коммунально-бытовые, сельскохозяйственные, торгово-закупочные предприятия.

Городом называется важная для культурной, политической и хозяйственной деятельности страны единица. Они разделяются на виды в зависимости от ряда организационных факторов. Бывают города республиканского, краевого, областного, окружного, районного значения. Городские районы являются их частью, наименьшей структурной единицей.

Поселки также считаются отдельной частью территориальной системы. Они отличаются от городов меньшими размерами. Бывают дачные, курортные и рабочие поселки.

Формат подчинения

Административно-территориальные единицы страны могут отличаться различной степенью подчинения государственным властям. В зависимости от этого выделяют несколько форматов организации структурных элементов.

Автономный регион отличается повышенным политическим статусом. Их уровень самоуправления высок. Чаще всего подобные единицы выделяют по этнокультурному признаку.

Ко второму типу подчинения относятся регионы, в которых присутствует особый порядок управления. К таким структурным единицам могут относиться регионы с особой геополитической ситуацией. Чаще всего они живут в условиях жесткого контроля со стороны централизованной власти.

Третьей формой являются области с пониженным политическим статусом. Такие регионы могут не обладать совсем или только частью признаков субъектов. Они имеют небольшое количество жителей или малый размер.

Столичные округа характеризуются наличием крупного города, которые обладают некоторой автономией или особыми правами.

Экстерриториальные территории выделяют по этническому признаку. Также существуют заморские территории, которые образовались после распада колоний. Их принято называть владениями. Также существуют неконтролируемые регионы.

Название структурной единицы

Чтобы разобраться, какая административно-территориальная единица функционирует в регионе, следует рассмотреть особенности их топономики. Различают наименования и названия подобных структурных элементов государств. Под наименованием подразумевают синонимы формальных регионов. Они могут быть общими для многих стран или встречаться исключительно в одном государстве.

Условно для определения понятия территориальной административной единицы в любой стране можно использовать слово «провинция». Остальные формы считаются производными от нее.

В большинстве государств применяется одно наименование для структурных единиц. Однако для сложных федераций возможно применение более сложной организации. В этом случае именования могут формироваться в результате исторических факторов, размера территории и т. д.

Название же устанавливается для конкретной территории, обладающей уникальными характеристиками.

Уровень дробности

Входит в структуру из определенного количества элементов. Их число определяет уровень дробности государства. Оптимальные параметры этого понятия связаны с выбором адекватной управляемой структуры.

Показатель дробности зависит от числа жителей в стране, ее размерами и степени ее расчлененности в соответствии с различными признаками. Для каждого государства существует оптимальное число структурных единиц. Причем оно не зависит от размеров территории и количества жителей. Каждый структурный элемент должен иметь высокую управляемость.

Количество структурных единиц для среднестатистического государства составляет около 18 штук. Это исторически сложившийся оптимальный уровень. Однако это не означает, что любое государство должно формировать свою структуру в соответствии с этим значением.

Административный центр

Имеет такой элемент, как центр. Для полноценного управления значение имеет его месторасположение, а также его столичность. Последний принцип имеет несколько типов.

Доминирующий центр является в регионе самым крупным городом. Он имеет большое влияние на остальные структурные единицы. Доминирование определяется концентрацией в нем населения относительно всего региона, а также экономический потенциал.

Конкурентно-доминирующий центр представляет собой столицу, которая является одним из нескольких крупных городов в регионе. Функциональный центр может быть небольшим, но он выполняет административные функции.

Еще одной формой столичности считается исторический центр. Город может быть некрупным, но он выполняет административные функции уже множество веков.

Закрытые образования

В РФ может быть закрытой. К таким образованиям относятся структурные элементы, которые имеют органы самоуправления и промышленные предприятия по производству оружия массового поражения, переработке радиоактивных отходов и т. д.

Это тоже территориальная административная единица. Ее границы определяются в соответствии с действующим режимом безопасности, а также потребностями его развития.

Рассмотрев основные принципы выделения административно-территориальных единиц, можно глубже вникнуть в принципы государственного деления и подчинения регионов в РФ и других странах мира.

Целый ряд близких по смыслу и значению понятий помогает описать формально-политическую структуру любой страны. Это и «административно-территориальное устройство», и «административно-территориальная организация», и «административно-территориальное деление» (АТД).

деление страны и как оно происходит?

Как правило, АТД представляет собой понятие с достаточно широкой смысловой нагрузкой. Административное деление может подразумеваться как карта страны, состоящая их отдельных субъектов. Политико-географический план государства - самое распространенное воплощение АТД, которое, помимо этого, может восприниматься как процесс непосредственного деления территории страны на отдельные единицы. Процедура районирования и осуществление АТД во многом схожи, однако основным различием между ними является то, что административно-территориальные единицы (АТЕ - главный элемент структуры АТД) устанавливаются только государственными органами. Закрепление границ каждого субъекта осуществляется на официальном уровне и подтверждается соответствующими нормативно-правовыми актами.

Как формируются административно-территориальные единицы?

Административная территориальная единица в стране чаще всего считается регионом. Между тем административно-территориальное деление обладает объемной системой, которая функционирует исключительно по иерархическому принципу. Как «матрешка», система АТД представляет собой наличие нескольких управленческих ступеней. На каждом уровне присутствует свое политико-административное устройство.

Совокупность территориальных единиц первого, второго, третьего порядка и т.д., упорядоченная системой АТД, характерна для всех современных государств. Подразделение на различные уровни во все времена могло быть периодическим, сменяясь степенью сложности и разработанности. Стабильное постоянное административно-территориальное деление является характерной чертой только современного государства. Между тем под постоянством можно рассматривать распределение территорий страны практически без остатка на официальном уровне на отдельные, не зависящие друг от друга сегменты (регионы). Власть, как правило, в каждом из них, чаще всего олицетворяет государство, но нередко каждая административная территориальная единица обладает правом самоуправления или автономии.

Историческое влияние на образование системы АТД

Деление государства на определенные сегменты - явление, имеющее достаточно древние корни и многовековую историю. Самым ярким примером АТД можно назвать раздел на провинции Римской империи. Что касается периода феодализма, то здесь, наоборот, постоянные междоусобицы препятствовали формированию постоянных единиц. Такая модель подразумевала характерное разделение на города, где властвовали феодалы-земледельцы.


Будучи правителем и хозяином земель в одном лице, представитель наивысшего класса становился автоматически собственником территорий и управляющим АТЕ.

Что влияет на районирования государства?

В отличие от средневекового уклада государства, сегодня систему административного деления используют практически все современные развитые державы. Переход от феодализма к централизованной власти стал явным требованием кардинального пересмотра методов определения территорий.

Статус административно-территориальных единиц во многом определяется особенностями региональной структуры. Поскольку данная система, как уже говорилось, образуется на протяжении длительного времени и является следствием сложнейших эволюционных процессов, административная территориальная единица может формироваться путем наложения друг на друга различных по происхождению градаций.

В частности, в России каждая региональный округ представляет собой совмещение структур:

  • этнокультурной;
  • исторической;
  • социально-политической;
  • экономической;
  • природно-географической.

Этнос как один из факторов образования территориальных границ регионов

Для формирования системы в виде отдельной единицы АТД немаловажную роль играют этнокультурные факторы. На территории российского государства данный принцип являлся одним из основополагающих. Характерной чертой формирования этнокультурных районов является то, что образуются они независимо от воли державных деятелей, их желаний. Каждое звено в системе АТД, основанное по данному принципу, обладает идентичностью, представляя собой явно выраженную ячейку региональной структуры.

Однако, не желая возникновения сепаратистских настроений и одновременно не выполняя требования государство с многонациональным населением зачастую ограничивает себя от подобных проблем, устанавливая ареал проживания конкретного этнического круга граждан.


Другой причиной становления регионов с населением определенной национальности можно назвать невозможность установления четкой границы, разделяющей те или иные ареалы проживания этносов.

Как история повлияла на определение отдельных АТЕ?

Следующей предпосылкой для формирования территориальных единиц является административное деление, основанное на исторических факторах. В пределах одного государства нередко регионы бывают сложенными еще несколько столетий назад, сохраняя которые жители и власти государства, как бы отдают дань общенациональным традициям. Как называется территориальная административная единица, территории которой четко обозначены вследствие развития устойчивых структур, догадаться несложно. Такие районы именуют историческими. Считается, что административно-территориальная единица государства может носить данное название, если ее границы оставались неизменными около на протяжении последних 2-3 столетий.

Стоит отметить, что факторы исторического отношения конкретных географических районов при осуществлении АТД нетрудно проследить в Старого света. И если границы стран средневековой эпохи могли не оставаться статичными, то структуры отдельных регионов оставались стабильными, переходя к другим правителям в первоначальном виде. Современная Европа, как считает большинство историков, основана из компактных сегментов, определенных конкретными территориальными ячейками еще при феодальной

Другие факторы административно-территориального деления страны

Социально-политические и экономические факторы воздействуют на территориальное устройство страны не меньше, чем вышеуказанные причины. Принципы расселения основаны на так называемых узловых районах. Крупная административно-территориальная единица всегда являлась зоной преимущественного тяготения жителей страны. Система «центр-периферия» формируется, как правило, исходя их географических ориентаций населенных пунктов и устойчивой взаимосвязи между другими узловыми районами.

Факторы демографического характера, которыми являются социально-политические и экономические принципы АТД, несложно заметить при формировании регионов в государствах с менее выраженной этнокультурной и исторической структурой. Чаще всего такими странами являются молодые державы унитарного устройства. Примерами таких государств могут стать страны центрально-восточной Европы.

Административная территориальная единица может быть сформирована в результате влияния на процесс АТД природно-географических объектов. Например, ярким примером могут стать островные или горные районы государств.

Особенности административно-территориального устройства в России

АТД Российской Федерации является важнейшей составляющей региональной организации страны. Вся система управления государством, распределения и расстановки властных органов, структур самоуправления и общественных объединений основана на политико-административном разделении. Сегодня территориальное устройство России во многом обусловлено безграничными просторами государства, а также широчайшим разнообразием всех влияющих на формирование АТЕ факторов: демографических, экономических, природных, этнокультурных.

Принципы территориального деления в России

Административно-территориальные единицы России в полной мере соответствуют федеративному государственному устройству. Кроме того, АТД в РФ осуществляется по еще одному направлению - муниципальному.

Кроме административно-территориального деления, необходимого для упорядоченной реализации функций органов державного управления, система районирования страны подразумевает разделение на сегменты для удобного осуществления местного самоуправления.

Специфика АТД в некоторых областях и столице

В России данные подходы к соотношению управленческого деления и распределения муниципалитетов могут выражаться:

  1. Совмещением двух методов регионального формирования (подразумевается, что границы муниципалитетов будут совпадать с рубежами административных районов). Например, по такой схеме определено АТД в Челябинской области.
  2. Полным юридическим несовпадением двух разновидностей способов территориального деления (границы муниципалитетов и административных единиц могут меняться). Например, в Свердловской области АТД произведено по данному принципу.

Помимо данных вариантов разделения территорий, в отдельных субъектах РФ могут быть предусмотрены отдельные дополнительные уровни. В частности, столица российского государства поделена методом муниципального определения районов (146 внутригородских территорий и 12 административных округов.

  • 2.3. Порядок принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 2. Конституционный строй Российской Федерации и его основы
  • 3. Конституционное закрепление роли государства в системе конституционного строя
  • 3.1. Понятие конституционного строя и его основ
  • 3.2. Основные характеристики Российского государства
  • Контрольные вопросы и задания
  • 4. Социально-экономические основы конституционного строя Российской Федерации
  • 4.1. Понятие и структура гражданского общества
  • 4.2. Понятие экономической системы государства и принципы рыночной экономики в Российской Федерации
  • Основные отличия рыночной экономики от плановой
  • 4.3. Формы собственности в Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • 5. Идеологические и политические основы конституционного строя Российской Федерации
  • 5.1. Понятие идеологического и политического многообразия
  • 5.2. Конституционный статус общественных объединений
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 3. Основы правового статуса личности
  • 6. Конституционные основы правового положения личности
  • 6.1. Понятие правового положения личности
  • 6.2. Конституционный статус гражданина Российской Федерации
  • 6 .3. Конституционные основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Контрольные вопросы и задания
  • 7. Гражданство Российской Федерации
  • 7 .1. Понятие гражданства
  • 7.2. Действующее законодательство о гражданстве
  • Контрольные вопросы и задания
  • 8. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина
  • 8.1. Понятие и юридическая природа основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
  • 8.2. Основные обязанности гражданина Российской Федерации
  • 8.3. Развитие системы гарантий основных прав и свобод
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 4. Федеративное устройство России и система органов власти федеративного государства
  • 9. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства
  • 9.1. Понятие и формы государственного устройства
  • 9.2. Статус Российской Федерации как суверенного федеративного государства
  • Контрольные вопросы и задания
  • 10. Субъекты Российской Федерации и их административно-территориальное устройство
  • 10.1. Статус субъектов Российской Федерации
  • 10.2. Понятие и принципы административно-территориального устройства
  • 10.3. Виды административно-территориальных единиц, их характеристика
  • Контрольные вопросы и задания
  • 11. Конституционная система органов государственной власти Российской Федерации
  • 11.1. Понятие и признаки органа государства
  • 11.2. Система и виды органов государства
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 5. Федеральные органы государственной власти и порядок их формирования (Президент и Федеральное Собрание)
  • 12. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации
  • 12.1. Понятия выборов и избирательного права
  • 12.2. Виды избирательных систем
  • 1 2.3. Избирательный процесс и его стадии
  • Контрольные вопросы и задания
  • 13. Президент Российской Федерации в конституционной системе органов государства
  • 1 3.1. Президент Российской Федерации - глава государства, порядок его избрания и отрешения от должности.
  • 13.2. Компетенция Президента рф, его взаимоотношения с другими государственными органами, акты Президента рф.
  • 13.3. Администрация Президента Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • 14. Федеральное Собрание - Парламент России
  • 14.1. Порядок формирования и работы палат Федерального Собрания
  • 14.2. Компетенция и акты палат Федерального Собрания
  • Контрольные вопросы и задания
  • 15. Законодательный процесс и статус депутатов в России
  • 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
  • 15. 2. Конституционно-правовой статус депутатов
  • 15. 1. Законодательный процесс в Российской Федерации
  • 15.2. Конституционно-правовой статус депутатов
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура)
  • 16. Правительство Российской Федерации
  • 16.1. Исполнительная власть: понятие и система порядок формирования Правительства Российской Федерации.
  • 16.2. Компетенция Правительства Российской Федерации, его акты
  • 16.3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
  • Контрольные вопросы и задания
  • 17. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации
  • 17.1. Понятие и принципы правосудия
  • 1 7.2. Судебная система и порядок формирования судов
  • 17.3. Конституционный Суд Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • 18. Органы прокурорского надзора и следственного комитета в Российской Федерации
  • 18.1. Место и роль российской прокуратуры в системе органов государственной власти
  • 18.2. Функции прокуратуры и принципы ее деятельности
  • 1 8.3. Система органов прокуратуры
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления
  • 19. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 19.1. Особенности системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 19.2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 19.3. Исполнительные и иные органы государственной власти субъектов Российской Федерации
  • Контрольные вопросы и задания
  • 20. Местное самоуправление в Российской Федерации
  • 20.1. Понятие и полномочия местного самоуправления
  • 2 0.2. Формы непосредственной демократии
  • 2 0.3. Органы местного самоуправления
  • Контрольные вопросы и задания
  • Библиографический список
  • ЗаклюЧение
  • Оглавление
  • Раздел 6. Федеральные органы государственной власти (Правительство, суды, прокуратура) 153
  • Раздел 7. Органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления 183
  • 10.2. Понятие и принципы административно-территориального устройства

    Административно-территориальное устройство - это деление территории государства на части (области, провинции, штаты и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система органов государственной власти и местного самоуправления. Их принято называть административно-территориальными единицами.

    Главная задача административно-территориального устройства - обеспечение функционирования государственного механизма, четкой работы государственного аппарата, его связи с органами местного самоуправления, с населением. Не менее важными остаются цели фискальные, т. е. организация сбора налогов с населения, и цели полицейские - обеспечение общественного правопорядка на данной территории.

    В царской России была весьма высокая степень централизации страны с жестким подчинением низовых структур верхам. На ее территории (в современных границах) было 56 губерний и областей, 476 уездов и округов и 10 606 волостей. Некоторые окраинные губернии объединялись в генерал-губернаторства.

    В первые годы советской власти была проведена административная реформа, основанная на новых принципах, учитывающих интересы хозяйственного и культурного развития страны в целом и отдельных ее областей и районов, обеспечивающих потребности свободного развития всех наций и народностей России.

    Важнейшим принципом административно-территори­ального устройства является экономический принцип. При установлении границ областей, районов учитываются естественно-исторические и экономические условия, наличие природных ресурсов, профиль и уровень хозяйственного развития, пути сообщения, количество и плотность населения, наличие центров экономического тяготения. Экономический принцип способствует развитию производительных сил страны и дает возможность местным органам самостоятельно решать хозяйственные и социально-экономические задачи.

    В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, важную роль играет национальный принцип, предполагающий необходимость всестороннего учета национального состава населения, проживающего на данной территории. Успешное решение органами государственной власти и местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, возможности лучшего удовлетворения его нужд и запросов, опоры на его инициативу и самодеятельность. Поэтому необходимость максимального приближения государственного аппарата к населению также учитывается при административно-территориальном устройстве Российской Федерации. Учитывается также необходимость приближения государственного аппарата к экономически важным предприятиям (промышленным, добывающим, сельскохозяйственным), что обеспечивает возможность оперативного влияния на развитие экономики.

    Ранее вопросы административно-территориального устройства внутри субъектов Российской Федерации решались в Москве Президиумом Верховного Совета, теперь это относится к компетенции органов власти субъектов Российской Федерации.

    10.3. Виды административно-территориальных единиц, их характеристика

    Многие авторы считают, что административно-терри­ториальное устройство присуще только субъектам Российской Федерации, но практически деление Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2010 г.) на 83 равноправных субъекта есть первый федеральный уровень административно-территориального деления страны.

    Административно-территориальное деление внутри субъектов Российской Федерации ведется на основании их законов. Например, в соответствии с законом Новосибирской области административно-территориальное устройство (деление) области - это территориальная организация области, представляющая собой систему административно-территориальных единиц, в соответствии с которыми строится система органов государственной власти и местного самоуправления.

    Административно-территориальная единица - это часть территории области в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, имеющая установленный законом статус, название и находящаяся в юрисдикции органов государственной власти и местного самоуправления.

    В большинстве субъектов Российской Федерации по-прежнему сохраняется два уровня деления: базовый и первичный.

    Базовый уровень представляет собой деление территории субъектов Российской Федерации на сельские районы и города республиканского, краевого, областного значения.

    Первичный уровень - это деление районов на города районного значения, поселки, сельсоветы (есть районы, состоящие только из сельсоветов), а городов областного (и другого) значения - на городские районы.

    Существуют следующие административно-территори­альные единицы:

    - Республика, край, область, автономная об ласть - это наиболее крупные административно-территориальные единицы в составе Российской Федерации, представляющие собой сложный хозяйственный комплекс с индустриальными центрами и сельскохозяйственными районами.

      Города федерального значения (ГФЗ) - Москва и Санкт-Петербург. Это наиболее крупные политические и экономические, культурные и административные центры. Кроме того, Москва имеет статус столицы Российской Федерации, а Санкт-Петербург - бывшая столица России и второй по величине город в стране.

      Автономные округа - это форма национально-государственного устройства для малых народов Севера и Дальнего Востока. Они, как правило, входят в состав областей и краев. Чукотский автономный округ выделился из состава Магаданской области и стал самостоятельнойадминистративно-территориальной единицей.

      Район (муниципальный район) - основная административно-территориальная единица в сельской местности. Ведущее место здесь принадлежит сельскохозяйственному производству и переработке сельхозпродукции.Кроме того, это важнейшая база всех видов социально-культурного обслуживания всего сельского населения района.

    Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. По подчиненности, численности населения, промышленному и культурному уровню города делятся на две основные группы.

      Города республиканского, областного и другого значения - это административные центры субъектов Российской Федерации и наиболее крупные города с населением более 50 тыс. человек, в них сосредоточен промышленный потенциал региона, это центры экономического тяготения, культурные и научные центры. В Новосибирской области к ним относятся: Новосибирск, Бердск, Куйбышев, Барабинск, Татарск, Искитим, Обь. Эти города могут иметь статусгородского округа , приравненного к статусумуниципального района. В Новосибирской области статус городского округа имеют города Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь, а также наукоград Кольцово. Особый статуснаукограда получают городские поселения, являющиеся центрами науки. В городах с населением более 100 тыс. человек могут создаваться городские районы.

      Города районного значения - промышленныеи культурные центры с числом жителей не менее 12 тыс. человек. Иногда ставится условие, чтобы рабочие, служащие и члены их семей составляли не менее 85 %.

    К городским поселениям относятся также поселки городского типа, отличающиеся от городов меньшими размерами территории и меньшей численностью населения. Выделяются три типа поселков:

    - рабочий поселок - населенный пункт с числом жителей не менее 3 тыс. человек, на территории которого имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, научные центры и другие экономически важные объекты;

    - курортный поселок - населенный пункт в курортнойзоне с населением более 2 тыс. человек, при условии, что количество ежегодно приезжающих на отдых и лечение составляет более 50 % от числа постоянного населения;

    - дачный поселок - населенный пункт, обслуживающий крупные города в качестве мест летнего отдыха.

    Самой многочисленной административно-территори­альной единицей в настоящее время являются сельские поселения: села, станицы, деревни, хутора, аулы и т. д. Большая часть их жителей занята сельским хозяйством и его обслуживанием. Территория сельского поселения в качестве административно-территориальной единицы называется сельским муниципальным образованием .

    Особенности административного деления есть в городах федерального значения. Например, Москва делится на административные округа (базовый уровень), а они - на муниципальные районы (первичный уровень).

    С учетом мнения большинства населения могут создаваться национальные районы и сельсоветы.

    Кроме того, могут создаваться закрытые административно-территориальные образования, на территории которых необходим особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан, их статус определяется федеральным законом.

    Во всех городах существуют внеадминистративные образования, называемые микрорайонами, в них могут создаваться органы территориального общественного самоуправления.

    В 2000 г. указом Президента Российской Федерации территория страны была разделена на семь федеральных округов (в 2009 г. создан восьмой федеральный округ - Северо-Кавказский). В них были назначены полномочные представители Президента Российской Федерации, которые, без сомнения, будут оказывать определенное влияние на решение задач, стоящих перед административно-терри­ториальным устройством страны.

    Доктрина. Основным вопросом, определяющим содержание и структуру института территориального устройства государства, является вопрос о природе и предназначении составных территориальных частей субъектов РФ - административно-территориальных единиц (далее - АТЕ). Конституционный Суд РФ отмечает, что «в правовом смысле территория определяет прежде всего пределы распространения властных полномочий различного уровня и характера» .

    Научная классификация территориальных единиц в качестве базовой делит все территориальные единицы на универсальные и специальные (ведомственные) территориальные единицы. К универсальным территориальным единицам относятся субъекты федеративных государств, муниципальные образования, территориальные единицы унитарных государств. В таких образованиях органы власти обладают наряду с отраслевыми также межотраслевыми или общеотраслевыми полномочиями в своей компетенции. При этом, как правило, в универсальных территориальных единицах присутствуют органы как минимум двух ветвей власти - исполнительной и правотворческой (законодательной), а в идеале еще и судебной. Напротив, в специальных территориальных единицах действуют отраслевые, специфические органы власти, структурные подразделения, инстанции вышестоящих органов и инстанций. К ним относятся судебные районы и участки, избирательные, управленческие и военные округа и др.

    Виды административно-территориальных единиц. Отнесение вопросов административно-территориального устройства субъектов РФ к ведению самих субъектов РФ привело к различному подходу в вопросе об определении видов административно-территориальных образований (территориальных единиц) субъектов РФ.

    Действующее законодательство субъектов РФ выделяет целую систему АТЕ субъекта РФ:

    • 1) город - территориальная единица, на которой находятся промышленные предприятия, железнодорожные узлы и другие объекты производственной инфраструктуры с определенной численностью населения (в разных субъектах РФ минимальное число жителей города от 8 тыс. до 12 тыс. человек);
    • 2) район - административно-территориальное образование субъекта РФ, имеющее административный центр и объединяющее несколько экономически и территориально взаимосвязанных населенных пунктов с прилегающей территорией;
    • 3) национальный район - сельский район, на территории которого проживают граждане РФ, относящие себя к определенной этнической общности, являющейся национальным меньшинством на территории субъекта РФ;
    • 4) город регионального значения - административно-территориальное образование, состоящее из города и административно подчиненного ему одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов;
    • 5) внутригородской район - административно-территориальное образование, входящее в состав города регионального значения, состоящее из части его территории и одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов;
    • 6) город районного значения - административно-территориальное образование, входящее в состав сельского района, состоящее из города и административно подчиненного ему одного или нескольких населенных пунктов (при их наличии) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов;
    • 7) сельсовет - административно-территориальное образование, входящее в состав сельского района, состоящее из одного или нескольких сельских населенных пунктов вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания данных населенных пунктов, имеющих единый административный центр;
    • 8) национальный сельсовет - сельсовет, на территории которого компактно проживают граждане РФ, относящие себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на территории субъекта РФ;
    • 9) поселок городского типа (рабочий поселок) - территориальная единица, на территории которой находятся промышленные предприятия, железнодорожные узлы и другие объекты производственной инфраструктуры с численностью населения, как правило, не менее 3 тыс. человек; в отдельных случаях к категории поселок городского типа могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 3 тыс. человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и (или) роста численности населения;
    • 10) сельская (поселковая) администрация - административно- территориальное образование, входящее в состав внутригородского района города краевого значения, состоящее из одного или нескольких населенных пунктов (рабочего поселка, села и т. п.) вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для развития и обслуживания данных населенных пунктов, имеющих единый административный центр;
    • 11) сельский населенный пункт - территориальная единица с численностью населения, как правило, менее 3 тыс. человек, занятых преимущественно сельскохозяйственным производством, которая подразделяется на определенные категории: село, деревня, поселок, слобода, хутор и другие сельские населенные пункты;
    • 12) закрытое административно-территориальное образование - административно-территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых федеральными органами государственной власти устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

    Особым статусом административно-территориальных образований обладают бывшие субъекты РФ, которые утратили свой статус субъектов РФ после их объединения с другими субъектами РФ в новый субъект РФ. К числу таких административно-территориальных образований относят, например, Коми-Пермяцкий округ в Пермском крае, Агинский Бурятский округ в Забайкальском крае. Специфика их статуса определяется особым национальным составом населения данных округов, в результате чего на законодательном уровне таким территориям гарантируются определенные возможности (официальное использование дополнительного к государственному языка, создание специального представительства в региональном парламенте или при нем, создание специального исполнительного государственного органа субъекта РФ по делам округа ит.д.).

    Некоторые субъекты РФ на законодательном уровне устанавливают особую систему АТЕ. В частности, Калининградская область подразделяет все объекты административно-территориального деления на группы по трем уровням классификации: первый уровень включает Калининградскую область; второй - административные районы, города областного значения и поселки городского типа областного значения; третий - внутригородские административные районы городов областного значения, города районного значения, поселки городского типа районного значения, сельские округа. Отдельную группу объектов административно-территориального деления Калининградской области составляют населенные пункты.

    Отдельные субъекты РФ включают населенные пункты в число АТЕ. При этом все субъекты РФ придерживаются классификации населенных пунктов на городские и сельские.

    Статус городского населенного пункта может быть присвоен населенным пунктам субъекта РФ, постоянное население которых составляет, как правило, не менее 2 тыс. человек и преимущественно (более половины от общего числа трудоспособного населения) занято несельскохозяйственными видами производства и обслуживания. К сельским населенным пунктам (селам, деревням, хуторам, железнодорожным разъездам, станциям, др.) относятся все иные населенные пункты, имеющие постоянное население.

    Городские населенные пункты подразделяются на города и поселки городского типа. Городом является городской населенный пункт, выступающий одним из промышленных и культурных центров субъекта РФ, с высоким уровнем развития социальной, производственной, инженерной и транспортной инфраструктуры, с постоянным населением не менее 8-12 тыс. человек.

    К поселкам городского типа относятся:

    рабочие поселки - городские населенные пункты, на территории которых имеются промышленные организации и их подразделения, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, организации и их подразделения, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, другие экономически важные объекты с численностью постоянного населения не менее 3 тыс. человек либо иные населенные пункты, если на их территории расположены учреждения высшего профессионального образования и научно-исследовательские учреждения. В отдельных случаях к категории рабочих поселков относятся населенные пункты с численностью населения менее 3 тыс. человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения;

    курортные поселки - городские населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с численностью населения не менее 2 тыс. человек, при условии, что количество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки составляет не менее 50% постоянного населения;

    дачные поселки - городские населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание населения городов в качестве санитарных пунктов или мест летнего отдыха.

    • Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П.

    В школе меня волновал вопрос о названии страны. Как правильно сказать: Россия или Российская Федерация (РФ)? На уроке обществоведения мне объяснили, что эти понятия равнозначны . И эта равнозначность закреплена в 1 ст. Конституции РФ . Но именно федеративное устройство нашей страны позволяет ей делить территорию на отдельные административно-территориальные единицы.

    Федеративное устройство

    Это форма государственной организации, при которой страна состоит из отдельных объектов – субъектов федерации . Они, помимо общегосударственных, имеют свои органы исполнительной, судебной и законодательной власти.

    Все субъекты РФ равноправны между собой, вне зависимости от их размера и населённости.

    Крупные административно-территориальные единицы России

    Всего выделяют 85 субъектов . Давайте рассмотрим, как делится наша страна, и чем отличаются территориальные единицы:

    • республика . В состав РФ входят 22 республики. Среди них: Саха (Якутия), Коми, и Чечня. Имеют яркие особенности: объединение на территории отдельного народа, наличие собственной конституции и возможность использовать свой язык как государственный;
    • край . В России их 9 . Среди них: Алтайский, Краснодарский, Пермский и Приморский. Сейчас отличий между краем и областью нет, хотя ранее автономные области могли становиться только частью края;
    • область . В составе России 46 областей. Среди них: Воронежская, Иркутская, Московская и Тамбовская. При включении новых объектов, область может стать краем , например, Пермская область после присоединения Коми-Пермяцкого автономного округа стала Пермским краем. Хочу еще упомянуть Калининградскую область, этот субъект отделен от территории России. И является ее эксклавом (часть, не имеющая границы с остальной территорией страны);
    • автономная область . Она одна : Еврейская автономная область.
    • автономный округ . Их 4: Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий. Это территория, образованная по национальному признаку, но, в отличие от республики, своей конституции и государственного языка не имеет.
    • город федерального значения .


    Просмотров