Значение нулевая флексия в словаре лингвистических терминов. Результаты поиска по "нулевая флексия"

функциях слов. Поэтому многие языковеды ставили вопрос о выделении особого раздела лингвистической науки - учения о частях речи, который, однако, не получил особого терминологического наименования. Несмотря на отсутствие термина, части речи находятся в центре внимания большинства грамматических концепций.

§ 33. МОРФЕМЫ

Морфема 1 является мельчайшей значимой единицей языка. В отличие от слова и предложения, которые способны к самостоятельному употреблению, морфема выступает как составная часть слова и формы слова, например: пи-са-тель, ход-и-л-а, буд-у пис-а-ть. Слово - номинативная, предложение - коммуникативная, морфема - строевая единица языка; она является средством выражения грамматических значений.

Морфема как двусторонняя единица В отличие от фонем,

морфемы являются двусторонними единицами языка: у них две стороны - с е м а н т и ч е с к а я (план содержания) и фоне- т и ч е с к а я (план выражения). Например, слово пальто делится на кореньпальт- и суффикс -о; суффикс -о планом выражения имеет фонему (о), а планом содержания - значение среднего рода. Словосело делится на основусел- и флексию -о; флексия -о планом выражения имеет фонему (о), планом содержания - значение среднего рода именительного-винительного падежа единственного числа. Следовательно, перед нами омонимичные морфемы: суффикс -о (существительноепальто в литературном языке не склоняется) и флексия -о (существительноесело склоняется).

Соотношение семантической и фонетической сторон морфемы, их вариантность могут принимать различные виды. Чтобы точнее описать структуру морфемы, введены понятия морфы и семы.

М о р ф о й называют конкретный фонетический вариант морфемы. Так, флексия -о существительных среднего рода имеет две фонетические морфы - [о] и [ъ], ср.село, нодело [ъ]. С е м о й называют мельчайшую единицу семантической стороны морфемы. Морфемы бывают м о н о с е м н ы м и (однозначными) и п о л и с е м н ы м и (многозначными) . Так, суффикс существительногопальто имеет одну сему - значение среднего рода; флексия существительногосело содержит три семы, означая: 1) род (средний), 2) падеж (именительный или винительный), 3) число (единственное). Флексия - полисемное окончание, формообразующий суффикс - моносемное окончание.

Поскольку связь семантической и фонетической сторон исторически может смещаться и разрушаться, постольку в языке воз-

" Термины “морфема” и “морфа” образованы на базе греческого существительного \юдц>т\ - форма.

никают морфемы с нарушенной двусторонностью, например нулевые морфемы. Н у л е в о й м о р ф е м о й называется морфема без морфы, т. е. материального (фонетического) выражения. Так, в древнерусском языке слово рабъ имело флексию -ъ; в результате падения редуцированных эта флексия утратила фонетическое выражение: . Однако эта форма осталась в составе форм имени существительного, сохраняя сему рода, числа и падежа на фоне других падежных форм:раб, нораба, рабы; ср.жена. Следовательно, грамматическое значение выражается в данных случаях парадигматически, и мы говорим, что в форме словараб имеются основа и нулевая флексия.

Наличие флексии как показателя граматических значений приводит к тому, что все изменяющиеся слова получают эти грамматические значения даже тогда,когда та или иная форма не имеет флексии, специально выраженной тем или иным звуком. Отсутствие флексии, указывающее по соотношению с другими формами на грамматическое значение, называют нулевой флексией. Нулевая флексия в русском языке встречается при образовании ряда форм. Она может выражать значение грамматического рода, например: стол (ср.вода, село), ходил (ср.

ходила, ходило), добр (ср. добра, добро);значение числа, например: стол(ср. столы), кость(ср. кости), ходил(ср. ходили) , добр(ср.

добры); значение падежа, например:стол (ср.воду, вола), волн (ср.

столов, волны, волнам).

Типы морфем. По назначению в языке морфемы делятся на три типа: 1) корни, 2) основы, 3) аффиксы.

К о р е н ь - общая часть всех родственных слов, образующих словообразовательное гнездо. Корень может использоваться как производящая основа и входить в состав производящей основы.

в состав производящей основы: слово приводнение образовано от глаголаприводняться - садиться на воду; производящей осно

ного гнезда, но и в центре выражения и формирования лексического значения. Поэтому нет языков без корней; слова могут быть равны корню (например, да, нет). Будучи обязатель ной частью слова и повторяясь во множестве слов, корень претерпевает всевозможные фонетические и семантические изменения. Так, в словахсон -засыпать -заснуть -спать

корень сон выступает в свободном состоянии, употребляясь как существительное, тогда как в глаголах он выступает в связанном состоянии - -сып-, -сн-, -сп-; нахождение корня требует этимо логического анализа.

О с н о в а является общей частью слов и форм слова, находящихся в непосредственной связи. Основа выражает, с одной

стороны, лексическое значение данного слова, а с другой - его общее грамматическое значение. Так, основа водн- выражает значение признака, тогда какводи- выражает значение действия. Будучи принципиально составными морфемами, основы играют исключительную роль в образовании слов и их форм.

В отличие от корней и основ, аффиксы имеют только грамматическое значение и не могут поэтому существовать без основ и корней. А ф ф и к с ы - важнейший тип грамматических средств языка. По положению относительно корня и основы аффиксы подразделяются на постфиксы1 и префиксы.

П о с т ф и к с а м и называют аффиксы, находящиеся после корня или основы. Они делятся на с у ф ф и к с ы и ф л е к с и и (в русской грамматике, особенно школьной, флексии называют о к о н ч а н и я м и) . Суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими. Например, в русском языке суффикс -л- встречается в словахмыло, затхлый, мыл; ограничиться утверждением, что в этих словах есть суффикс -л-, значит не заметить функционального различия между этими формами. В русском языке приведенные слова указывают на три суффиксаомонима: два из них (в словахмыло изатхлый) являются малопродуктивными словообразующими суффиксами, а третий (в словемыть: мыл, мыла, мыли) - один из очень продуктивных формообразующих суффиксов, образующих форму прошедшего

грамматике используется термин п р и с т а в к а. Как и суффиксы, префиксы в русском языке, как и в других славянских и индоевропейских языках, используются при словообразовании; особенно широка сфера их применения при внутриглагольном слово-

образовании, например: ходить- входить- исходить- находить- походить- переходить- сходить- уходитьи т. д.

Однако префиксы используются и как показатели грамматических значений, как формообразующие аффиксы. В индоевропейских языках префиксация при формообразовании встречается очень редко. Например, в русском языке префиксы выражают значение совершенного вида глагола: сделать (и

делать), написать (и писать), прочитать(и читать);однако приставка часто изменяет не только видовое значение, но и лексическое: ср. читать- перечитать- вычитать.В немецком языке префикс ge-служит для образования причастия: gemacht- сделанный (от machen- делать), geschrieben- написанный (от schreiben- писать); однако и в этом случае у слабых глаголов в форме gemachtимеется не только префикс ge-но и суффикс -t.

" В грамматике русского языка термин “постфикс” обозначает также частицу -ся (-сь): учился, учусь.

Морфемный состав слова. В языке имеются многоморфемные

и одноморфемные слова. Так, существительное преподавательница состоит из 7 морфем: пре-по-да-ва-тель-ниц-а. В немецком языке встречаются сложные многоосновные существительные, напримерdie Silberlederdamensandaletten "дамские сандалеты из серебристой кожи". Вместе с тем в русском языке сохраняются и одноморфемные, двухморфемные и трехморфемные слова:здесь,

там; стена, назад; писать, стенной.

Морфемное строение слова является результатом длительного

и с т о р и ч е с к о г о развития языка. Некоторые слова сохраняют морфемный состав с древнейших времен; у других слов произошло историческое изменение в его морфемном составе. По своему морфемному строению индоевропейское слово было двухморфемным и трехморфемным; оно содержало корень + + аффикс (флексию) или корень + тему (суффикс) + флексию. Такое морфемное строение можно обнаружить и в словах современных языков. Так, словоформа ходи состоит из корня-основы ход"- и суффикса повелительного наклонения; выступая как основа,ходи- может получить суффикс инфинитива или прошедшего времени:ходил, ходить; форма словамыло состоит из корня мы-, суффикса- л- и флексии -о. В процессе исторического развития возникают производные основы и слитные аффиксы.

§ 34. СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА И ДРУГИЕГРАММАТИЧЕСКИЕСРЕДСТВА

Аффиксы образуют особый тип грамматических средств. Кроме них, грамматическими средствами являются также служебные слова, чередование звуков, смысловое сближение слов и основ при супплетивизме и редупликации, порядок слов и интонация. Все эти средства функционально близки аффиксам.

Служебные слова. В отличие от аффиксов, служебные слова не являются частью другого слова; однако (так же как и аффиксы) служебные слова обозначают грамматические значения и обслуживают знаменательные слова: частицабы в сочетаниисказал бы оформляет условно-желательное наклонение глаголасказать, создает его форму и тем самым выражает значение.

Если мы сравним русское предложение Я пошел бы и немецкое соответствие емуJch ginge, то заметим, что русскому сочетаниюпошел бы соответствует в немецком языке форма словаginge. To, что в немецком языке выражается суффиксом -е (ging-e), в русском языке выражается при помощи частицы. Такое соотношение формы слова и сочетания со служебным словом наблюдается и в пределах одного языка, например:прочту ибуду читать, читай ичитал бы. Следовательно, форма слова может быть образована не только при помощи фонетических средств и аффиксов, но и при помощи служебных слов.

По роли в грамматическом строе языка служебные слова распадаются на две основные группы - с л у ж е б н ы е слова, в ы р а ж а ю щ и е г р а м м а т и ч е с к и е з н а ч е н и я отдельных слов, и с л у ж е б н ы е слова, в ы р а ж а ю щ и е с и н т а к с и ч е с к и е з н а ч е н и я предложений и словосочетаний.

К первой" группе относятся артикли, вспомогательные глаголы, некоторые частицы, слова степеней сравнения: они указывают на грамматические значения слов, свойственные им вне употребления их в составе предложения. Например, от слова сильный сравнительная степень -сильнее иболее сильный; служебное словоболее используется для образования сравнительной степени. Превосходная степень от этого прилагательного образуется при помощи словасамый (самый сильный), суффиксальное образованиесильнейший менее употребительно.

Другую группу служебных слов составляют союзы, союзные слова, многие частицы, связочные глаголы; они используются при построении предложений и выражают синтаксические значения. Например, в русском языке союз но указывает на сочинительную связь между словами или предложениями и на значение противопоставления или несоответствия. Если вспомогательные глаголы образуют формы слов, то союзы - формы словосочетаний и предложений.

Предлоги и послелоги. Одним из распространенных видов грамматических средств являются предлоги и послелоги, которые обнаруживают имена существительные, выражая их грамматические значения и способствуя их вхождению в словосочетание и предложение.

П р е д л о г и - это служебные слова, которые предшествуют имени существительному или слову, его заменяющему. Предлоги образуют предложные или предложно-падежные сочетания; предлоги выполняют такую же формально-организующую роль, как и флексии в составе падежной формы. Например, в сочетании английского языкаthe book of the student предлогof устанавливает связь между двумя существительными, подчиняет второе первому, связывает их как определяемое и определение, выражая тем самым атрибутивные отношения. Русское соответствиекнига студента имеет аналогичное значение, с той, однако, разницей, что здесь отношения между словами устанавливаются не при помощи предлога, а при помощи флексии. Как и падежные формы, предлоги не только подчиняют имя другому слову, но и выражают типичные, часто повторяющиеся отношения между предметами: пространственные, временные, причинные, целевые, объектные, орудийные и некоторые другие. Поскольку в русском языке имеются падежные формы, выраженные флексиями, предлоги, даже наиболее употребительные, уточняют эти значения.

Хотя предлоги и флексии могут выражать одинаковые грамматические значения и предлог, не имея самостоятельного

ударения, фонетически объединяется с существительным, между предлогом и флексией (или падежным суффиксом) имеется существенное грамматическое различие. Флексия является частью слова, она изменяет его форму и морфологические значения; предлог не является частью слова.

П о с л е л о г а м и называются служебные слова, которые употребляются после имени существительного (т. е. постпозитивно) и выражают его отношение к другим словам. В индоевропейских языках послелоги встречаются редко. В латинском языке, например, постпозитивно изредка употреблялись предлоги и союзы: Omnia mea porto mecum - Все мое ношу с собой; senatus populusque Romanus - сенат и римский народ. Во многих других языках, напротив, большое значение имеют именно послелоги. Послелоги - один из важнейших грамматических показателей в языках тюркских и финно-угорских, в монгольском, японском и ряде других. Как и предлоги, послелоги указывают на подчинение слова и сочетаются с определенными падежами, чаще с падежами пространственного значения - дательным, местным, направительным и исходным. Так, в татарском языке послелогибелэн (с, посредством),ечен (из-за), аша (через, сквозь) сочетаются с неопределенным (именительным) падежом,карты (против),Караганда (смотря по, судя по) - с дательным,сон (после, через)

С исходным. Послелоги выражают типичные отношения между предметами - пространственные и временные, причинные и целевые, объектные, орудийные и некоторые другие.

Артикли. Артикль обслуживает имя существительное. Он имеется в ряде индоевропейских языков (например, в германских и романских языках, персидском), арабском, венгерском и в других языках. Из славянских языков артикль (постпозитивный член) есть в болгарском и македонском языках.

Артикль является показателем имени существительного, он отличает имя существительное от глагола и других частей речи. Например, в английском языке артикль the (илиа) указывает на существительное:the act - дело, поступок,to act - действовать,the copy - копия, экземпляр,to copy - воспроизводить, копировав,the defeat - поражение,to defeat - наносить поражение,the plant - растение,to plant - сажать и т. д.

Артикль может предшествовать существительному, т. е. быть

английском, немецком, французском языках, постпозитивный артикль - в шведском, румынском, албанском, болгарском языках (ср., например, в болгарском: земята, езикът, небето).

Частицы. Частицами называют различную по происхождению, семантике и грамматическим функциям группу служебных слов. Частицы, с одной стороны, используются для образования форм слова. Так, в русском языке частицабы образует форму сосла-

гательного наклонения, в болгарском языке частица ще- - форму будущего времени глагола. Частицы, с другой стороны, подобно союзам, служат средством построения предложений. Так, в русском языке частицали может быть использована для построения придаточных предложений косвенного вопроса,

например: Я спросил его, читал ли он эту книгу.

языке для построения аналитических форм слова. В русском языке такой является частица бы, образующая форму сослагательного наклонения. В английском языке показателем инфинитива глагола является частицаto; в немецком языке при инфинитиве употребляетсяzu, а частицаam используется при образовании превосходной степени наречий и прилагательных(am schnell-sten

Быстрее всего, самый быстрый); во французском языке частица еп образует герундий(en traversant - проходя,еп voyant - видя), частицаИ - безличные глаголы (//gele - морозит,il faut - нужно).

Однако в языках чаще встречаются частицы, выражающие различные синтаксические и модальные значения. Так, в английском и французском языках они часто употребляются в качестве слов-заместителей, создающих структурную оформленность предложения. Немецкие местоименияes иman выступают в роли формальных подлежащих, оформляющих безличные и неопре- деленно-личные предложения; то же можно сказать и про английские местоименияit иone и французские // иon, например:

It is dark. - Темно; //faut. - Надо.

Чередование звуков и ударение. Чередование звуков и пере-

мещение ударений используется для разграничения как слов, так и форм слов. Например, чередование г||з||ж в друг (друга) -друзья

Дружить различает разные основы. Чередованиез\\ж встречается в глагольных формахвозить -вожу -возишь, где звук [ж] показывает (вместе с флексией -у) 1-е лицо настоящего времени.

Для выражения грамматических значений могут быть использованы чередования гласных и согласных. Чередование нуля звука с гласными о, е наблюдается в падежных формах некоторых имен существительных:сон -сна, день -дня, сестра -сестер, земля

Земель и др. Чередование согласных встречается при образовании форм настоящего времени:носить -ношу, любить

Люблю, пускать - пущуи др.

В некоторых языках чередование звуков используется более часто и более закономерно; изменение звуков внутри корня или основы при выражении грамматических значений называют флексией основы (или внутренней флексией) . Внутренняя флексия используется, например, при образовании форм числа и времени в английском языке: foot - ступня

и feet -ступни (ноги),man -человек и men_ -люди, write -писать (пишу) иwrote -

написал (писал), think -думать (думаю) иthough [θэ:t] -подумал (думал). Большую роль внутренняя флексия играет в семитских языках (см. § 45, с. 274).

Грамматические средства могут возникать не только путем фонетического видоизменения корней и основ, перехода знаменательных слов в служебные но и путем сближения разных основ и корней, а также путем их повторения.

Формы он иего (ему и т. д.) отличаются не только флексиями но и основой, изменение которой возникло путем сближения двух местоименных корней(он ии; ср.иже). Формы ид-у и ше-л различаются не только аффиксами (флексия -у и суффикс -л-), но и основой, изменение которой - результат сближения разных корней. В немецком языке от глаголаsein настоящее времяbin (ist, sind), а прошедшее время -war. Различие междуиду и(я) шел, bin

и war не связано с выражением разных понятий о самом действии

и состоянии, это - различие грамматическое. Если мы возьмем такие пары, как русск. человек -люди, болг.човек -хора, то заметим, что различие между этими словами выражает значение единственного и множественного числа. Следовательно, сближение двух разных корней выражает грамматические значения, и эти пары слов можно называть формами слов:bin иwar - это временные формы глаголаsein, человек илюди - это формы числа одного и того же слова.

Формы слова, которые образуются грамматическим сближением разных корней или основ, называются с у п п л е т и в н ы ми,

а такой способ выражения грамматических значений - с у п п л е т и в и з м о м. Во всех языках супплетивизм обычно сочетается с другими средствами образования форм слова. Так, в индоевропейских языках формы множественного числа существительных образуются обычно при помощи аффиксов, и даже форма люди имеет окончание множественного числа; в формепришел прошедшее время выражается суффиксом -л. Супплетивные формы (супплетивы) встречаются сравнительно редко.

Повторение основ для выражения множественного числа имени используется главным образом в индонезийских, палеоафриканских, австронезийских, а также в китайском, японском, корейском языках. Так, в индонезийском языке имеются формы orang-orang (люди, приorang - человек), kuda-kuda (лошади, приkuda - лошадь), в китайском жень-жень (люди, прижень человек),синсин (звезды, присин - звезда), в бушменском ка-ка (руки, прика

Рука), tu-tu (рты, приtu - рот). Повторение основ для выражения превосходной степени также встречается не во всех языках, но более распространено, чем образование форм числа. Так, в гавайском языке имеем:lii -

маленький и lii-lii очень маленький; в китайском языке:сяо - маленький сяо-сяо-ды - очень маленький,хао - хороший ихао- хао-ды - очень хороший. В тюркских языках повторяется первыйСЛО г и к нему добавляется губной согласный; например, чувашские формы:сара - желтый, сап-сара - желтый-прежел- тый,шура - белый, шап-шура - белый-пребелый, хура - черный" хуп-хура - совершенно черный.

Рассмотрение грамматических средств показывает, что они ми по себе не существуют: они выступают как компоненты грамматических форм, выражают семантику категорий, свойственных той или иной части речи. Своеобразие грамматического строя разных языков состоит в наличии и удельном весе не только грамматических средств, но самих грамматических единиц, их семантике и комбинации грамматических средств, которые образуют ту или иную категорию.

§ 35. ФОРМЫ СЛОВА И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕМОДЕЛИ

М о р ф е м ы - мельчайшие двусторонние единицы языка; они, как мы видели, сами по себе не употребляются и исторически претерпевают различные видоизменения, сливаются друг с другом, начинают функционировать м о р ф е м н ы м и блоками, образуя произво дн ые основы и соста вны е (сложные) аффиксы. Увеличение удельного веса морфемных блоков происходит также благодаря заимствованию: заимствуются обычно слова, а не их морфемный состав. Заимствованное слово воспринимается как чистая основа, которая приобретает форму того языка, который заимствует.

Сравним два ряда слов: карандаш -ручка, бульдозер -приемник, парикмахер -землепашец. Если русские по про-

ского рода. Морфемная членимость у них утрачена: повторяющийся заимствованный суффикс -ер находится в связанном состоянии из-за неясности производящей основы. Морфемная мотивированность может быть утрачена и у слов исконного происхождения (см. с. 259).

Морфологическая структура слова осознается не только благодаря свободному употреблению основы и аффиксов, но и благодаря тому, что каждое слово включается в ту или иную категорию, принимает ту или иную парадигму, становится компонентом того или иного словообразовательного ряда. Наличие ассоциативных связей между словами и формами слов, объединение их в парадигмы и словообразовательные ряды и гнезда - два о с н о в н ы х т и п а связей, характерныхдля

языка как грамматического целого.

и feet -ступни (ноги),man -человек и_men -

люди, write - писать (пишу) иwrote - написал (писал),think -думать (думаю) иthought -подумал (думал). Большую роль внутренняя флексия играет в семитских языках (см. § 45, с. 274).

Супплетивные формы и повторы. Грамматические средства могут возникать не только путем фонетического видоизменения корней и основ, перехода знаменательных слов в служебные, но и путем сближения разных основ и корней, а также путем их повторения.

Формы он иего (ему и т. д.) отличаются не только флексиями, но и основой, изменение которой возникло путем сближения двух местоименных корней(он ии; ср.иже). Формы ид-у и ше-л различаются не только аффиксами (флексия -у и суффикс -л-), но и основой, изменение которой - результат сближения разных корней. В немецком языке от глаголаsein настоящее времяbin (ist, sind), а прошедшее время -war. Различие междуиду и(я) шел, bin иwar не связано с выражением разных понятий о самом действии и состоянии, это - различие грамматическое. Если мы возьмем такие пары, как русск.человек -люди, болг.човек -хора, то заметим, что различие между этими словами выражает значение единственного и множественного числа. Следовательно, сближение двух разных корней выражает грамматические значения, и эти пары слов можно называть формами слов:bin иwar - это временные формы глаголаsein, человек илюди - это формы числа одного и того же слова.

Формы слова, которые образуются грамматическим сближением разных корней или основ, называются с у п п л е т и в н ы - ми, а такой способ выражения грамматических значений - с у п п л е т и в и з м о м. Во всех языках супплетивизм обычно сочетается с другими средствами образования форм слова. Так, в индоевропейских языках формы множественного числа существительных образуются обычно при помощи аффиксов, и даже форма люди имеет окончание множественного числа; в формепришел прошедшее время выражается суффиксом -л. Супплетивные формы (супплетивы) встречаются сравнительно редко.

Повторение основ для выражения множественного числа имени используется главным образом в индонезийских, палеоафриканских, австронезийских, а также в китайском, японском, корейском языках. Так, в индонезийском языке имеются формы orang-orang (люди, приorang - человек), kuda-kuda (лошади, приkuda - лошадь), в китайском жень-жень, (люди, прижень - человек), син-син (звезды, присин - звезда), в бушменском ка-ка (руки, прика - рука), tu-tu (рты, приtu - рот). Повторение основ для выражения превосходной степени также встречается не во всех языках, но более распространено, чем образование форм числа. Так, в гавайском языке имеем:lii -

    Слов с нулевым окончанием много, они в именительном падеже имеют нулевое окончание, а при склонении изменяются.

    К примеру:

    страх (нулевое окончание) - страха(окончание -а-), волк - волком, степь - степью,

    боль- боли

    брат - брату, чтобы понять что есть нулевое окончание достаточно слово изменить по числу или падежам.

    Примеры нулевых окончаний :

    • секретарь;
    • помощь;
    • калькулятор;
    • журнал;
    • жизнь;
    • конюх;
    • батарей;
    • лентяй;
    • занавес;
    • прадед;
    • пришел;
    • светлячок;
    • осуществил;
    • вольт;
    • композитор;
    • водопровод;
    • соловей;
    • чертополох;
    • муравей.
  • Примеры слов с нулевым окончанием могут быть следующими: ход, союз, арбуз, год, город, плод, мост, мышь, ранен, орден, муж, стол, сват, брат, нос, луг, лист, карапуз, носок, тапок, лось, слон, герой, ночь, красив и прочее.

    Примеры существительных с нулевым окончанием, как правило это слова 2 или 3 склонения, например:

    сирень, казнь, компот, стул, телефон, двигатель, рюкзак, печь.

    Стоит отметить, что нулевое окончание в других падежных формах становится материально выраженным. Сравните:

    сирень - нулевое окончание,

    сирени - окончание И;

    компот - нулевое окончание,

    компотом - окончание ОМ.

    Примеры глаголов с нулевым окончанием, большой пласт таких слов составляют слова мужского рода прошедшего времени изъявительного наклонения, например:

    зашел, закончил, перебежал, высыпал, добежал, заглянул, перепрыгнул, выпил, закончил и т.д.

    Примеры - лисий, задач, ходил, печь.

    Есть определенные правила, устанавливающие определение нулевого окончания. Это правило проходят уже в третьем классе и звучит оно так

    Запоминаем склонение род, число, падеж, какое влияние они оказывает на формирование окончания.

    Примеры слов с нулевым окончанием: стол, кот, мех, грех, топор, пирог, лес, бес, свет, ответ, муж, трон, маг, мир, затвор, закат, ответ, стог, хлев, казак, воин, кузнец, доспех, океан, динозавр, космос. В других формах все эти слова имеют окончания. Например: кузнец-а, кузнец-ом, кузнец-ы. Поэтому все приведнные для примера слова тоже имеют окончание, которое считается нулевым.

    Слова с нулевым окончанием не нужно путать с неизменяемыми словами, поскольку у тех в любых формах окончаний нет.

    Нулевыми называются флексии (окончания в школьной программе), которые мы не произносим и не слышим звуками они не выражены , а также не пишем и не видим буквами они не обозначены . Флексии такие встречаются лишь у знаменательных изменяемых слов склоняемых или спрягаемых.

    Флексия нулевая выявляется простым сопоставлением данной нам формы с другими словоформами этой же лексемы , где флексии выраженные.

    Рассмотрим как пример маленькое предложение: Братик выполнял домашние задания. В нм две лексемы с нулевыми флексиями: БРАТИК, ВЫПОЛНЯЛ. Лексема БРАТИК в форме начальной, за основой в ней отсутствует ВЫРАЖЕННАЯ флексия, но понять, что она есть, помогают любые словоформы из парадигмы его формоизменения: БРАТИКА, БРАТИКОМ (флексии -А, -ОМ). То же и в глаголе ВЫПОЛНЯЛ: едва поставим его в иной род или иное число (ВЫПОЛНЯЛО, ВЫПОЛНЯЛА, ВЫПОЛНЯЛИ) станет ясно: в словоформе из приведнного как пример предложения флексия нулевая.

    Нулевые флексии есть:

    У ИМН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

    числа единственного:

    • 2-го скл. муж. рода в им. пад.: призрак, перебой, интернационализм, павиан, брат;
    • неодушевлнных 2-го скл. муж. рода в вин. пад.: узнаю шкафчик, телефон, подъм, будильник;
    • 3-го скл. в пад. им. и вин.: степень, мышь, мишень, фальшь;
    • разноскл. ПУТЬ в тех же падежах;

    числа множественного:

    • 2-го скл. муж. и средн. рода (не у всех) и 1-го скл. рода жен. и муж. в пад. род.: нет местечек, училищ, земель, сестрнок, круч, дедушек;
    • разноскл. на -МЯ в пад. род. мн. числа (кроме лексем ТЕМЯ, ПЛАМЯ, БРЕМЯ у них нет мн. числа): имн, времн, племн, знамн, вымн (непривычно, но лексема ВЫМЯ употребляется во мн. числе), семян, стремян;

    У ИМН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ:

    • Притяжательных на -ИЙ, -ОВ (-ЕВ), -ИН- (-ЫН-) это вс суффиксы, в пад. им. и вин. муж. рода: чей? Машин, папин, царицын, дедов, Далев (о словаре), вороний, волчий, медвежий;
    • кратких качественных в числе ед. рода муж.: красив, интересен, великолепен, привлекателен, могуч;

    У МЕСТОИМЕНИЙ

    • указательных и притяжательных в числе ед. рода муж. (падежи им. и, если распространяют существительное неодушевлнное, вин.): этот, тот, свой, мой, наш, твой, ваш;
    • указательного ТАКОВ и вопросительно-относительного КАКОВ в числе ед. рода муж.;
    • личных Я, ТЫ и ОН (в других флексии выраженные в словах МЫ, ВЫ флексия -Ы);

    У ИМН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ:

    • количественных со значением а) единиц (5 9), б) целых десятов (10 80) и в) целых сотен (200 900) в пад. им. и вин. причм в сложных числит. в этих падежах по две нулевые флексии: в конце слова и середине, как и по две выраженные в других пад., за исключением двух указанных выше;
    • количественных, обозначающих целые сотенки (200 900) в род. пад. на конце слов: двухсот, четырхсот, восьмисот, пятисот;
    • ОДИН (муж.) в пад. им. и, когда сочетается с сущ. неодушевлнными, в вин.;

    У ГЛАГОЛОВ:

    • наклонения изъявительного в муж. роде времени прошедшего: перевл, апробировал, проиллюстрировал, разбросал;
    • наклонения условного в роде муж. числа ед.: перевл бы, апробировал бы, проиллюстрировал бы, разбросал бы;
    • наклонения повелительного в числе ед.: пересмотри, рассмеши, прибавь, отметь;

    У ПРИЧАСТИЙ страдательных кратких числа ед. рода муж.: несом (от несомый), решаем (от решаемый), выполнен, построен.

    Кроме того, следует различать слова с нулевыми флексиями и слова, в которых флексий нет .

    Нулевое окончание довольно частый случай в русском языке и слов, которые имеют такое не выраженное звуками или буквами окончание довольно много. Например многие существительные имеют нулевые окончания в именительном падеже: Волк, Заяц, Слон, Дрозд, Мышь, Кролик. При изменении формы слова окончание в этих словах появляется - Волк-Волку-Волка-Волком-Волке.

    Другим случаем наличия нулевого окончания может быть исчезновение выраженного звуком окончания при склонении, например во множественном числе. Так в слове Сова окончание А, но во множественном числе и родительном падеже получаем слово (нет кого?) СОВ, также с нулевым окончанием.

    Нулевое окончание материально не выражено. То есть, оно есть, но мы его не видим. После корня отсутствует звук, чем выражается грамматическое значение. Например, слово дом. При изменении появляется окончание - дому, дома, доме и т.д.

    Сын, грузин, солдат, гранат, ход, год, город, плод, мост, орден, сват, брат, муж, стол, нос, луг, лист, союз, арбуз, карапуз, носок, тапок, лось, слон, герой, ночь, мышь, ранен, красив и т.д.

Окончание, материально не выраженное и выделяемое в слове по сопоставлению с соотносительными формами, в которых оно материально представлено.

В существительном ученик по соотношению с формами косвенных падежей ученика, ученику и т. д., ученики, учеников и т. д. выделяется нулевое окончание, указывающее на форму именительного падежа единственного числа.

В сочетании пара сапог второе слово но соотношению с другими формами своей парадигмы (сапога, сапогу и т. д., сапоги, сапогам и т. д.) выделяет в своем составе нулевое окончание родительного падежа множественного числа.

В кратком прилагательном нов по соотношению с формами других родов и множественного числа нова, ново, новы выделяется нулевое окончание единственного числа мужского рода. Аналогичное значение имеет нулевое окончание в притяжательном местоимении наш (по сопоставлению с формами наша, наше, наши). В глагольной форме читал выделяется нулевое окончание, указывающее на мужской род (по сопоставлению с формами читала, читало, читали). Нулевые окончания восходят к окончаниям, когда-то материально выраженным, и появились в результате фонетической утраты редуцированных гласных (ъ) и (ь) на конце слов (ср. древнерусские столъ, читалъ, боль - в последнем слове ь был графическим знаком, обозначавшим редуцированный гласный передне-среднего ряда среднего подъема).

"нулевая флексия" в книгах

Изоляция слов. Флексия и агглютинация

Из книги Избранные труды по языкознанию автора Гумбольдт Вильгельм фон

Нулевая жизнь

Из книги Еще вчера. Часть вторая. В черной шинели автора Мельниченко Николай Трофимович

Нулевая жизнь Судьба – индейка, жизнь – копейка. (Что-то народное) Основное решение уже есть. Будет ли оно успешным – не знает никто, даже автор, который всего лишь «надеется». А вот до «действий» – еще далековато: надо сначала удалить из «нулевика» – нулевого резервуара

Нулевая энергия

Из книги Что нас ждет, когда закончится нефть, изменится климат и разразятся другие катастрофы XXI века автора Кунстлер Джеймс Говард

Нулевая энергия

Из книги Что нас ждет, когда закончится нефть, изменится климат, и разразятся другие катастрофы автора Кунстлер Джеймс Говард

Нулевая энергия Это некий загадочный теоретический процесс, описанный учеными, занимающимися квантовой физикой. Его назвали «квантовым даром, за который придется, в конце концов, заплатить». Теория о нулевой энергии предполагает использование энергетического

196 Нулевая точка

Из книги Внутренний свет. Календарь медитаций Ошо на 365 дней автора Раджниш Бхагван Шри

196 Нулевая точка Мы привыкли к взлетам и падениям: когда мы на взлете, нам хорошо, когда наступает спад, нам плохо. Но точно посредине есть точка, которая ни сверху, ни снизу – нейтральная точка. Иногда нейтральная точка может быть очень пугающей, – потому что, когда

Нулевая чакра

Из книги Йога автора Абрамович Марк

Нулевая чакра Месторасположение: Нулевая чакра не имеет падмы, так как не контактирует не только с Сушумной, но и со всем телом человека. Расположена под промежностью, на уровне колен. Все контакты с другими энергетическими центрами осуществляются по полю за счет

4. ФЛЕКСИЯ СЛОВ

Из книги Слова и вещи [Археология гуманитарных наук] автора Фуко Мишель

4. ФЛЕКСИЯ СЛОВ Точный отклик на все эти события можно найти и в исследованиях языка, но, несомненно, здесь они проявляются менее явно и более постепенно. Причину этого обнаружить несложно: дело в том, что в течение всего классического века язык утверждался и

НУЛЕВАЯ СТЕПЕНЬ

Из книги Постмодернизм [Энциклопедия] автора

НУЛЕВАЯ СТЕПЕНЬ

Из книги Новейший философский словарь. Постмодернизм. автора Грицанов Александр Алексеевич

НУЛЕВАЯ СТЕПЕНЬ - понятие философии постмодерна (см.), означающее мнимую референциональность мифологического (Р Барт [см.]), гиперреально- го или симулякра (Ж. Бодрийяр [см.]), а также лимитированность гиперинтерпретации (У Эко [см.]); де-конструкт радикальной рефлексии

Внутренняя флексия

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВН) автора БСЭ

Нулевая морфема

БСЭ

Нулевая энергия

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НУ) автора БСЭ

Флексия

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФЛ) автора БСЭ

15.9.1 Нулевая аутентификация

Из книги TCP/IP Архитектура, протоколы, реализация (включая IP версии 6 и IP Security) автора Фейт Сидни М

15.9.1 Нулевая аутентификация Нулевая аутентификация полностью соответствует своему названию. Не используется никакой аутентификационной информации - в полях мандата и verifier сообщений запросов и ответов содержатся одни

ГОЛУБЯТНЯ: Флексия и злость

Из книги Журнал `Компьютерра` N736 автора Журнал «Компьютерра»

ГОЛУБЯТНЯ: Флексия и злость Автор: Сергей ГолубицкийБольше всего меня печалит непонимание тоталитарного стиля "Голубятен". Похоже, без дополнительных объяснений мне не удастся добиться адекватного восприятия колонки, которую огромная армия гоблинов ненавидит и все же



Просмотров