Какие основные принципы закреплены в конституции. Конституционные принципы

Основное социальное содержание Конституции России определяется ее принципами.

Под принципами конституции в юридической науке понимаются основополагающие идеи и положения, определяющие наиболее существенные черты, качественные свойства Конституции как Основного Закона государства.

Назовем основные принципы: приоритет прав и свобод человека и гражданина над иными ценностями общества и государства; равноправие и полноправие граждан, демократизм и полновластие народа; государственный суверенитет; федерализм; разделение властей; экономическая свобода; многообразие форм собственности; единство экономического пространства; гарантирование местного самоуправления и другие.

В юридической литературе раскрывают следующие принципы Конституции Российской Федерации 1993 года:

1. Основополагающим по отношению ко всем остальным положениям Конституции определяют принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Статья 2 Конституции России провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Эти ценности не устанавливаются законодателем, они должны гарантироваться, соблюдаться и защищаться государством как уже существующие. Основные права и свободы человека не отчуждаемы и принадлежат человеку от рождения.

С.В. Бошно отмечает, что принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, а также принцип народного суверенитета являются «одновременно и основами конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что они определяют содержание, главный смысл не только Конституции, но и устройство общества и государства в целом».

Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права, закрепленные в ст. 22–25 Конституции:

Право на свободу и личную неприкосновенность;

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства;

Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений;

Неприкосновенность жилища.

К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции).

Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26).

Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27).

Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести и вероисповедания. Согласно ст. 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2. Равноправие и полноправие граждан, гарантированность прав и свобод. Статья 19 Конституции РФ устанавливает: «Все равны перед законом и судом». И далее подчеркивается, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Рассматривая содержание принципа равноправия граждан, следует подчеркнуть, что речь идет о юридическом равенстве, предоставлении каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свободами. Фактическое равенство невозможно, в силу целого ряда причин объективного и субъективного порядка.

3. Демократизм и полновластие народа.

Сущность этого принципа состоит в том, что ст. 3 Конституции РФ устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, подчеркивается в этой статье, является ее многонациональный народ».

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа будет референдум и свободные выборы.

В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непо средственная демократия. Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на данной территории.

Выборное представительство образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления

Народа или каких – либо групп населения. «Высшим непосредственным

выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.(ст. 3 Конституции РФ).

Конституция закрепила основные формы реализации народом своего суверенитета:

Президент РФ, Федеральное Собрание избираются путем всеобщих выборов.

Наиболее важные вопросы выносятся на референдум, примером чему является принятие Конституции 1993 г.

Конституция ввела систему местного самоуправления, которое осуществляется гражданами через выборные и другие органы самоуправления (ст. 130).

4. Принцип федерализма.

Федеративные государства юридически закрепляют добровольность объединения народов, не предусматривают права выхода субъекта из Федерации. Труднейшей проблемой федеративного государства является: распределение компетенции между федеральной властью и властью субъектов Федерации.

Субъекты могут иметь свои конституции, органы государственной власти. Федеральные власти совместно с властями субъектов Федерации определяют федеральную компетенцию, компетенцию субъектов и совместную компетенцию.

В Конституции Российской Федерации закреплена федеративная форма государственного устройства. Россия состоит из равноправных субъектов: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Субъекты Федерации всех видов перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке. Отметим, что тем самым указывается на государственные образования, которые составили Федерацию и будут равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению друг к другу. В Российской Федерации нет сецессии, т.е. права выхода из Федерации. Любое заявление о выходе из состава Федерации будет нарушением Конституции РФ.

Важно заметить, что одновременно Конституцией РФ предусмотрена возможность расширения состава субъектов Федерации как за счет вступления новых субъектов в состав Федерации, так и за счет изменения границ имеющихся субъектов, выделения из них нового.

Правовой статус субъектов РФ гарантируется Конституцией России. Субъекты Российской Федерации сами устанавливают свое наименование, а в случае его изменения новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Несмотря на провозглашенное Конституцией РФ равноправие всех субъектов РФ, их правовой статус все же не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявлены государствами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Важно знать, что большинство автономных округов входят в состав краев и областей и при этом должны рассматриваться как равноправные субъекты. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма.

Равноправие субъектов Российской Федерации пробудет в общем для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из ст. ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в т.ч. - всех субъектов Российской Федерации. Последние представлены в Федеральном Собрании РФ, а, следовательно, участвуют в решении вопросов, касающихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое регулирование и управление вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения они обладают всей полнотой государственной власти.

Такое решение проблемы разграничения предметов ведения и полномочий оставляет за субъектами Федерации полномочия по широкому кругу вопросов. В случае если вопрос относится к совместному ведению, то законы и иные правовые акты издаются субъектами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами по своему вопросу. В случае если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, то они осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Субъекты РФ обладают своей территорией, которая будет составной частью территории Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно. Есть только два конституционных требования, которые они должны соблюдать. В первую очередь, чтобы эта система соответствовала основам конституционного строя Российской Федерации, что, в частности, означает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Во-вторых, система органов власти должна строиться на базе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. Нужно помнить, такие требования Конституции РФ, весьма характерные для федеративных государств, призваны обеспечить принципиальное единообразие организации государственной власти в Федерации на всех уровнях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации формируются главой администрации. Эти органы вправе принимать на себя определенные полномочия федеральных органов исполнительной власти (по соглашению с ними) и в свою очередь передавать федеральным органам осуществление части таких полномочий. В случае если акты органов исполнительной власти субъектов РФ противоречат Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушают права и свободы человека и гражданина, то Президент РФ вправе приостановить их действие до решения такого вопроса.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи. При этом их международная правосубъектность носит ограниченный характер. Стоит заметить, что они не вправе ставить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубежные представительства на уровне посольств и т.п. Российская Федерация координирует международную деятельность субъектов Федерации.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки населения, культуры.

В.К. Самигуллин в своих работах проводит анализ относительно вопроса: Что же общего и особенного в конституционно-правовом статусе субъектов Российской Федерации?

Первое. Субъекты РФ равноправны (части первая и вторая статьи 5 Конституции РФ), т.е. в равной мере, вне зависимости от ви­да, наименования и других подобных качеств, все они являются системоообразующими элементами федеративных отношений в Рос­сии. Различия в типах, наименованиях и т.д. - это во многом дань прошлому, в частности советскому прошлому, которое в новой Кон­ституции РФ не преодолено.

Второе. Статус субъектов РФ определяется Конституцией РФ и учредительными правовыми актами субъектов РФ, которые для республик - конституции, а для других субъектов РФ - уставы. Он может быть изменен по взаимному согласию РФ и ее субъекта в соот­ветствии с ФКЗ (части первая, вторая, пятая статьи 66 Конституции РФ).

Третье. Согласно статье 73 Конституции РФ, вне пределов и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъек­тов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной вла­сти. Следовательно, наряду с Российской Федерацией в целом каж­дый субъект ее является носителем государственной власти. С этим связано то, что каждый субъект РФ имеет свою особую государствен­ную символику: флаг, герб, гимн, административный и культурный центр, который в республиках именуется столицей, а в других субъ­ектах - краевой центр, областной центр, окружной центр.

Четвертое. Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является неотъемлемой частью территории РФ в це­лом. Установленные между субъектами границы могут быть измене­ны только с их взаимного согласия, а вот административно­го территориальное устройство субъектов РФ осуществляется каж­дым самостоятельно (части первая, вторая статьи 67 Конституции РФ, статья 5 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации»).

Пятое. Субъект РФ устанавливает систему органов госу­дарственной власти самостоятельно, но в соответствии с основа­ми конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной вла­сти, установленными ФЗ (часть первая статьи 77 Конституции РФ). При этом в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предме­там совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы ис­полнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (вертикаль исполнительной власти). Кроме того, федеральные органы исполни­тельной власти для осуществления своих полномочий могут созда­вать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц (часть вторая статьи 77, часть первая статьи 78 Конституции РФ).

Шестое. Вне пределов предметов ведения РФ в целом, со­вместного ведения РФ и ее субъектов субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (часть 4 статьи 76 Конституции РФ). При этом необходимо принять во внимание, что по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимае­мые в соответствии с ними законы и иные нормативные право­вые акты субъектов РФ (часть вторая статьи 76 Конституции РФ). Это ведет к формированию законодательства субъекта РФ, о котором говорится в части второй статьи 5 Конституции РФ. Общее конституционно-правовое правило таково: федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ не должны противоречить друг другу. Если же в силу различных причин это не удалось обеспечить, то возникшие противоречия должны преодолеваться, для чего ис­пользуются различные правила и процедуры, в том числе те, что от­носятся к области коллизионного права.

Седьмое. Субъекты РФ не являются независимыми от России, а выступают как ее составные части. Они не имеют права выхода в одностороннем порядке из состава РФ, не являются субъектами меж­дународного публичного права, но в определенных ФЗ пределах мо­гут осуществлять международные и внешнеэкономические связи.

Восьмое. С этнической полифонией населения России связано то, что Федерация гарантирует права малочисленных народов в соот­ветствии с общепризнанными принципами и нормами международно­го права и международными договорами РФ; всем ее народам - право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Развитие темы языка ведет к тому, что республики, где обычно концентрируется наибольшее число того или иного нерусско­го населения (а это имеет определяющее значение для официального названия той или иной конкретной республики как субъекта РФ), вправе устанавливать свои государственные языки. В органах госу­дарственной власти, органах местного самоуправления, государст­венных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ, которым, как известно, является русский язык (статьи 68, 69 Конституции РФ).

Таким образом, действующая федеральная конституция пре­доставляет субъектам РФ значительный объем прав, что ведет к опре­деленной децентрализации федеративных отношений, способствует становлению и развитию демократических традиций. Однако, в Рос­сийской Федерации в целом одно гражданство, единая территория, однотипная форма организации государственной власти (республи­канская), одна правовая система (система права), один государствен­ный язык - русский, единая судебная власть. Суверенитет России един и неделим. Он распространяется на всю ее террито­рию. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое дей­ствие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ей. Следовательно, в Российской Федерации, несмотря на многообразие ее субъектов и на довольно высокий уровень их са­мостоятельности, единое конституционно-правовое пространст­во.

Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затем преобразовав ее в государство, являющееся частью Российской Федерации. Изменить статус, вернуть переданные Федерации суверенные права можно только с согласия Российской Федерации, путем изменения Конституции России или в соответствии с федеральным конституционным законом.

Республики самостоятельны в определении своих государственных языков. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик данные языки употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации, т.е. русским языком. В республиках, в которых титульная нация составляет большинство населения (6 из 21), законодательно закреплено двуязычие. Многоязычие закреплено в многонациональном Дагестане. Двуязычие принято и в некоторых республиках, где титульная нация не составляет большинства (Татарстан, Калмыкия).

Конституции республик обычно предусматривают свое гражданство. Это гражданство носит производный характер от гражданства Российской Федерации. В силу этого, а также в связи с тем, что гражданство относится к ведению Российской Федерации, правом принятия в гражданство обладает только Российская Федерация.

5. Законность. Провозглашение Российской Федерации правовым государством предполагает закрепление в Конституции РФ принципа законности, суть которого состоит в строгом соблюдении требований законодательства. Этот принцип нашел свое отражение в ст. 15 Конституции РФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации.

В. В. Комарова отмечает: «В иерархии правовых актов Конституция занимает высшее место, что указывает на ее особую юридическую силу. Конституция РФ, распространяя свое действие на всю без исключения территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государственную целостность, единство системы государственной власти. Все иные нормативно‑правовые акты, в том числе и конституции (уставы) субъектов, не должны ей противоречить».

В пункте 2 статьи 15 Конституции Росийской Федерации закрепляется, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Принцип законности нашел свое закрепление и в нормах главы 7 Конституции РФ, устанавливающей систему органов власти, принципы их организации и деятельности.

В.В. Лазарев отмечает: «Законность - это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: требования точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они адресованы; требования соблюдать иерархию за­конов и иных нормативных актов; требования того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме органа, который его издал (непререкае­мость закона)».

Это главные требования, составляющие содержание законнос­ти. Они могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, за­конность будет формальная. Если названные требования проводят­ся на деле (независимо от того, как они выражены и как часто о них говорят) - законность реальная.

Прослеживая связь государства и законности, можно констатировать наиболее органичное соединение режима законности с демократией, с деятельностью правового государ­ства, в котором главенствуют законодательные органы, а все ос­тальные не только подчинены закону, но видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

6. Гуманизм. В конституционном признании человека высшей ценностью отражен принцип гуманизма, что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жизни.

Принцип гуманизма вытекает из положений Конституции России, в которых провозглашается приоритет человеческой личности. Как гласит ст. 2 Конституции РФ, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

«Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (ч. 2 ст. 21 Конституции РФ), - это не что иное, как нормативное закрепление одного из проявлений принципа гуманизма.

Конституция РФ, руководствуясь принципом гуманизма, ограничила карательное воздействие, установив, что «смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни» (ч. 2 ст. 20).

Из санкций норм, предусматривающих наказание в виде смертной казни за преступления, не посягающие на жизнь человека, этот вид наказаний был исключен.

Авторы «Общей теории юридической ответственности» Р.Л. Хачатуров и Д.А. Липинский отмечают: «Гуманизм может выражаться в освобождении от юридической ответственности или наказания на основании актов амнистии и помилования. В самих актах амнистии подчеркивается, что законодатель, принимая постановление об амнистии, руководствуется принципом гуманизма. Например, в постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 13 декабря 1999 г. «Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения антитеррористической операции на Северном Кавказе», указывается: «В целях достижения гражданского мира и согласия в Российской Федерации, руководствуясь принципом гуманизма».

Итак, принцип гуманизма - это основополагающее начало (идея), закрепленное в действующем законодательстве, человечное, милосердное, уважительное отношение к субъектам юридической ответственности при ее установлении и применении.

Основными требованиями принципа гуманизма выступают: запрет применения пыток, насилия и унижающего человеческое достоинство обращения; установление юридической ответственности с учетом уважения прав человека и нравственных норм; функциональное осуществление юридической ответственности на основании критериев человеколюбия, милосердия, уважения; установление системы льгот (изъятий из принципов неотвратимости, равенства) в зависимости от особых характеристик субъекта (старость, инвалидность, несовершеннолетие, болезнь и т.д.) или вне зависимости от них, проявляющихся в актах амнистии и помилования.

7. Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет проведение в Конституции принципа государственного единства. Этот принцип нашел свое закрепление в Преамбуле и ст. 4 Конституции РФ, где установлено, что суверенитет Российской Федерации и верховенство Конституции России распространяются на всю ее территорию.

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. О принципе государственного единства свидетельствуют положения:

ст. 8 - единство экономического пространства;

ст. 67 - единство территории;

ст. 68 - устанавливающей русский язык в качестве единого государственного языка;

ст. 74 - закрепляющей установление на территории России таможенных границ, пошлин, сборов;

ст. 75 - устанавливающей рубль в качестве единой денежной единицы и т. д.

8. Разделение властей. Этот принцип является новым в Российском конституционном законодательстве и закреплен в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Его суть состоит в том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Отдельно отмечается, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Корректнее говорить о единой государственной власти, разделенной на 3 ветви. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. При этом Президент РФ не входит ни в одну из трех указанных ветвей государственной власти, являясь главой государства, образуя (вместе с Администрацией Президента РФ, Советом Безопасности РФ и прочими подобными структурами) особую «президентскую власть».

Конкретное содержание принципа разделения властей в российских условиях включает:

Законы обладают высшей юридической силой, принимаются только законодательными (представительными) органами (Федеральным Собранием РФ и законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ);

Исполнением законов занимаются органы исполнительной власти, подотчетные главе государства и в некотором отношении парламенту;

Между законодательными и исполнительными органами обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра принятия государственно-властных решений, а тем более всей полноты государственной
власти на одну из указанных ветвей государственной власти в РФ;
- судебные органы независимы, действуют самостоятельно, в пределах своей компетенции;

Ни одна из трех ветвей государственной власти не должна вмешиваться в прерогативы другой ветви, а тем более сливаться с ней;

Споры о компетенции разрешаются в рамках соответствующей правовой процедуры Конституционным Судом РФ.

Надо отметить, что разделение государственной власти и, соответственно, органов государственной власти в России проводится не только по горизонтали, но и по вертикали, - на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.

С.Г. Павликов отмечает: Принцип "разделение властей" выступает как условие формирования правового порядка в государстве. При этом проблема заключается не только в том, чтобы создать такую систему государственной власти, которая не узурпировалась бы одним государственным органом или ветвью власти, а в том, чтобы законодательная, исполнительная и судебная ветви власти уравновешивали друг друга, т.е. были бы равновеликими, и, более того, могли сдерживать, а в случае необходимости быть противовесами друг другу.

9. Идеологическое многообразие, многопартийность. В связи с коренными преобразованиями в общественной жизни Конституция РФ закрепляет в своем содержании неизвестный ранее законодательству России принцип идеологического многообразия и многопартийности. Согласно ст. 13 Конституции РФ никакая идеология в России не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом.

Конституция РФ признает политическое многообразие и многопартийность (п. 3, ст. 13) и гарантирует равенство политических партий перед законом независимо от их идеологии, целей и задач. Государством обеспечиваются соблюдение прав и законных интересов политических партий. Федеральным законом от 11.07.2001 «О политических партиях»: определены принципы создания политической партии, приостановление деятельности и ликвидация политических партий и др.

К основным принципам деятельности политических партий относятся: добровольность; равноправие; самоуправление; законность; гласность; свобода в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных законом.

Конституция РФ запрещает создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Запрещается также создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.

10. Многообразие форм собственности.

Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам - основе всего правового регулирования отношений собственности.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционные нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.

Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что экономической системе РФ присуща собственность в ее различных формах - частной, государственной, муниципальной и др.

В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции предусмотрено (ст. 36), что в частной собственности вправе иметь землю граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В настоящее время в соответствии со ст.15 Земельного Ко РФ от 25 октября 2001 г. собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности , могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях , перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Российское государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях. «В Российской Федерации, - указывается в ст. 8 Конституции, - признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». В Конституции также подчеркивается (ст. 35), что право частной собственности охраняется законом.

Важнейшими направлениями создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности. При всем критическом подходе к ваучерной приватизации и вообще к методам и формам приватизации в стране, в целом нельзя отрицать, что в результате ее в России заложены основы рыночной экономики . Причем постепенный отказ от государственного регулирования экономики сопровождается ее коммерциализацией и фактически капитализацией. Часто этот процесс принимает уродливые формы, однако - главное - создаются принципиально другая экономика, иная система экономических отношений, совершенно новые субъекты хозяйствования.

Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В постатейном комментарии Конституции РФ указано: «Запрещаются любые формы государственного притеснения частнособственнических
интересов, создание каких-либо искусственных препятствий для осуществления собственником правомочий владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Конституция допускает лишь добросовестную конкуренцию и гарантирует свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации».

Таким образом, перечисленные принципы: приоритет прав и свобод человека и гражданина над иными ценностями общества и государства; равноправие и полноправие граждан, демократизм и полновластие народа; государственный суверенитет; федерализм; разделение властей; экономическая свобода; многообразие форм собственности; единство экономического пространства; гарантирование местного самоуправления и другие будут одновременно и основами конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что они определяют содержание, главный смысл не только Конституции, но и устройство общества и государства в целом.

Конституция Российской Федерации принята путем всенародного референдума 12 декабря 1993 г., вступила в действие 25 декабря 1993 г.

В основу новой Конституции были положены принципы 1 , выработанные юридической наукой на протяжении длительного периода существования конституционного права, как науки.

Таковыми являются:

1) демократизм, полновластие народа;

2) законность;

3) равноправие и полноправие граждан, гарантированность прав и свобод;

4) гуманизм;

5) государственное единство;

6) равноправие и самоопределение народов;

7) разделение властей;

8) идеологическое многообразие, политический плюрализм .

Конституция России структурно состоит из следующих элементов:

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

(преамбула)

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ

(137 статей)

ГЛАВЫ

1.Основы

конституционного строя

2.Права и свободы человека и

гражданина

3.Федеративное устройство

4.Президент

Российской

Федерации

5.Федеральное Собрание

6.Правительство Российской

Федерации

7.Судебная власть

8.Местное

самоуправление

9.Конституционные поправки и пересмотр Конституции

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ

Заключительные и переходные положения

Конституция РФ различает понятия «пересмотр» и «внесение поправок» .

Пересмотром является изменение положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации, причем они не могут быть пересмотрены Федеральным собранием Российской Федерации.

Внесение поправок направлено на изменение глав 3-8 Конституции, что входит в компетенцию российского парламента. Они принимаются в форме специального закона.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России вносятся:

    Президент Российской Федерации;

    Совет Федерации;

    Государственная Дума;

    Правительство России;

    Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации;

    Не менее 1/5 членов Совета Федерации (36 чел.);

    Не менее 1/5 депутатов Государственной Думы (90 чел.).

Процедура пересмотра глав 1 – Основы Конституционного строя; 2 – Права и свободы человека и гражданина, 9 – Конституционные поправки и пересмотр Конституции состоит из следующих стадий:

Во-первых, внесение предложений о пересмотре положений глав 1, 2, 9.

Во-вторых, поддержка инициативы 3/5 голосов от общего числа членов СФ (107) и депутатов ГД (270).

В-третьих, созыв Конституционного Собрания в соответствии с федеральным конституционным законом.

В-четвертых, принятие решения Конституционным Собранием: 1) подтвердить неизменность Конституции России, тогда процедура пересмотра заканчивается; 2) разработать новый проект Конституции.

В-пятых, Конституционное Собрание 1) принимается квалифицированным большинством в 2/3 от общего числа Конституционного собрания; 2) выносится на всенародное голосование.

Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, при условии, что в референдуме приняло участие более 50% зарегистрированных избирателей.

Таков порядок пересмотра 1, 2 и 9 глав Конституции Российской Федерации. Он призван обеспечить стабильность конституционного строя и защиту прав и свобод граждан России.

Поправки к главам 3-8 принимаются в следующем порядке:

    Внесение предложений о поправках в ГД в виде федерального конституционного закона о поправке к Конституции России. Предложение должно содержать в себе либо текст новой статьи , либо текст новой редакции статьи , либо положение об исключении статьи из Конституции .

    Проект закона о поправке рассматриваются в Комитете ГД, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства.

    Рассмотрение проекта закона в ГД в трех чтениях. Проект считается одобренным, если за него проголосовали не менее 2/3 (300) депутатов ГД.

    Направление одобренного проекта закона в течении 5 дней в СФ. СФ рассматривает его. Проект считается принятым если за его одобрение проголосовало не менее ¾ (134) от общего числа членов СФ.

    Председатель СФ не позднее 5 дней со дня принятия закона опубликовывает его для всеобщего сведения и направляет законодательным (представительным) органам субъектов РФ.

    Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации рассматривают закон в срок, не позднее одного года со дня его принятия.

    Одобренный законодательными (представительными) органами не менее 2/3 субъектов Федерации в течение 7 дней направляется Председателем СФ Президенту России для подписания и официального опубликования.

Таков порядок изменения и внесения поправок в действующую Конституцию РФ.

Совокупность средств (правовых, организационных, информационно-пропагандистских и др.), с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституционных норм, строгое соблюдение режима конституционной законности называется правовой охраной Конституции Российской Федерации.

Правовая охрана Конституции Российской Федерации осуществляется с помощью конституционного контроля , т.е. деятельности компетентных государственных органов по проверке, выявлению и устранению несоответствий нормативно-правовых актов Конституции.

Контроль за соблюдением Конституции России относится к ведению Российской Федерации. Обеспечение соответствия конституций республик и уставов краев и областей федеральной Конституции входит в предмет совместного ведения РФ и ее субъектов.

В Конституции РФ четко определены субъекты правовой охраны Конституции . Таковыми являются:

    Президент Российской Федерации . Согласно ч.2 ст. 80 Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

    Федеральное Собрание . К ведению ее палат отнесены вопросы, связанные с реализацией конституционных норм, а также внесения поправок и изменений в действующую Конституцию.

    Правительство Российской Федерации . Организует исполнение федеральных законов, систематически контролирует их исполнение исполнительными органами власти всех уровней и принимает меры по устранению допущенных нарушений.

    Органы судебной власти . Контролируют законность выполнения отдельных конституционных функций субъектами иных ветвей власти, защищают права и свободы граждан, конституционный строй России, обеспечивают соответствие актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении применения Конституции и законов, иных нормативных актов.

    Правоохранительные органы . Охраняют и защищают права и свободы граждан, интересы общества и государства, укрепляют законность и правопорядок.

Специальным органом охраны Конституции Российской Федерации является Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента России, СФ ФС РФ, ГД ФС РФ, Правительства России; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров.

КС РФ разрешает споры между органами государственной власти, рассматривает жалобы граждан о нарушении их конституционных прав, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту России в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Важным принципом Конституции является положение о России как социальном государстве. “Российская Федерация, -- говорится в ст. 7 Основного Закона, -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

Суть этого принципа заключена в том, что государство берет на себя часть функций и ответственности за социальную сферу общества, обязано направлять ресурсы на охрану труда и здоровья людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная направленность деятельности российского государства отчетливо выражена в его конституционной обязанности обеспечить реализацию основных прав человека: право на свободный труд; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, в других установленных законом случаях; право на жилище;право на охрану здоровья; право на благоприятную окружающую среду; право на образование.

В целях обеспечения соответствующих прав органы государства разрабатывают и осуществляют федеральные и региональные программы охраны здоровья, защиты и поддержки семьи, детства, охраны окружающей природной среды

Принципом Конституции России так же является экономическая свобода, многообразие форм собственности при сохранении единого экономического пространства. В отличие от конституций советского периода, обеспечивавших ориентацию на преимущественное развитие государственной собственности и чрезмерно расширявших сферу государственного регулирования, Основной Закон России 1993 г. признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (например, собственность общественных объединений). Таким образом, каждая из них может развиваться свободно, конкурируя друг с другом и заполняя различные сферы экономики России.

Экономическая свобода выражается в возможности человека использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [ст. 34], вправе продавать на рынке труда свою рабочую силу [ст. 37]. При этом, однако, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Многообразие форм собственности и экономическая свобода могут проявить свои сильные стороны лишь в условиях сохранения единого экономического пространства, которое означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Гарантирование и признание местного самоуправления -- один из принципов Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление представляет собой совокупность органов и институтов, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Согласно Конституции России местное самоуправление выступает в качестве самостоятельного канала (формы) осуществления власти народом. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [ст. 12].

Местное самоуправление способствует децентрализации управления государственными и общественными делами, “разгружает” государственную власть, способствует развитию социальной активности граждан по месту жительства.

Перечисленные выше принципы Конституции одновременно являются и основами конституционного строя Российской Федерации. Это означает, что они определяют содержание, главный смысл не только самой Конституции как Основного Закона государства, но и (при условии их реального воплощения) устройство общества и государства.

Конституция России, как и любого государства, характеризуется не только принципами, но и рядом юридических свойств, отличающих ее от других законов и определяющих ее особое место в правовой системе.

Наиболее значимым из них является верховенство Конституции, ее наивысшая юридическая сила. Впервые в отечественной конституционной практике это юридическое свойство Конституции получило развернутое закрепление в тексте самого Основного Закона. “Конституция Российской Федерации, -- говорится в ст. 15, -- имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации”.

Верховенство Конституции в правовой системе России обеспечивается специальным механизмом ее реализации и охраны. Вопросами обеспечения конституционности законов и других нормативно-правовых актов, толкования конституционных положений занимается Конституционный Суд РФ (ст. 125 Конституции РФ).

Высшая сила конституционных норм означает, что в случае расхождения их с нормами обычных законов действуют конституционные нормы. Конституционные нормы с точки зрения юридической силы неоднородны, сами могут быть дифференцированы, подразделены на несколько групп:

  • 1. Нормы, составляющие основы конституционного строя [гл. 1]. Они закрепляют высшие социально-политические и юридические ценности российского общества и имеют более высокую юридическую силу в рамках самой Конституции. Они могут быть изменены в особом, по сравнению с иными нормами Конституции, порядке. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации [ст. 16].
  • 2. Конституционные нормы о правах и свободах человека [гл. 2]. Их специфика состоит в прямом запрете [ст. 55] на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Кроме того, Конституция устанавливает пределы, в рамках которых эти конституционные нормы могут быть временно ограничены [ст. 55]. Все это подчеркивает особую юридическую значимость этих конституционных норм,
  • 3. Конституционные нормы, которые могут быть конкретизированы только в федеральных конституционных законах. Последние представляют собой особые законы, наиболее тесно (органично) связанные с Конституцией. Для их принятия необходимо повышенное число голосов Государственной Думы и Совета Федерации, по сравнению с обычными законами. Так, положения ст. 125 Конституции о полномочиях и порядке деятельности Конституционного Суда России могут быть конкретизированы только в конституционном законе.
  • 4. Остальные нормы Конституции, имеющие повышенную юридическую силу по сравнению с обычными законами .

гражданство конституция человек свобода

Конституция РФ – основной нормативный акт России, обладающий высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Исходя из определения Конституция РФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона;

2) прямого действия конституционных норм.

1. Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993 г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.

Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т. е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

2. Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Конституция РФ в своем содержании закрепляет один из главных принципов демократического государства – принцип разделения властей, в соответствии с которым в России одновременно действуют три ветви власти: 1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная.

Благодаря этому принципу устанавливается система «сдержек и противовесов» в структуре власти, что обеспечивает нормальное функционирование и взаимодействие различных органов власти. Этот принцип обеспечивается также за счет разграничения нормотворческой деятельности Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ, сферы совместной и раздельной компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Важным принципом Конституции является положение о России как социальном государстве. “Российская Федерация, - говорится в ст. 7 Основного Закона, - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.

Суть этого принципа заключена в том, что государство берет на себя часть функций и ответственности за социальную сферу общества, обязано направлять ресурсы на охрану труда и здоровья людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная направленность деятельности российского государства отчетливо выражена в его конституционной обязанности обеспечить реализацию основных прав человека:

· право на свободный труд;

· право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, в других установленных законом случаях;

· право на жилище;

· право на охрану здоровья;

· право на благоприятную окружающую среду;

· право на образование.

В целях обеспечения соответствующих прав органы государства разрабатывают и осуществляют федеральные и региональные программы охраны здоровья, защиты и поддержки семьи, детства, охраны окружающей природной среды.

Принципом Конституции России так же является экономическая свобода, многообразие форм собственности при сохранении единого экономического пространства. В отличие от конституций советского периода, обеспечивавших ориентацию на преимущественное развитие государственной собственности и чрезмерно расширявших сферу государственного регулирования, Основной Закон России 1993 г. признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности (например, собственность общественных объединений). Таким образом, каждая из них может развиваться свободно, конкурируя друг с другом и заполняя различные сферы экономики России.

Экономическая свобода выражается в возможности человека использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, вправе продавать на рынке труда свою рабочую силу. При этом, однако, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Многообразие форм собственности и экономическая свобода могут проявить свои сильные стороны лишь в условиях сохранения единого экономического пространства, которое означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Гарантирование и признание местного самоуправления - также один из принципов Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление представляет собой совокупность органов и институтов, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения.


В основе организации и деятельности органов государственной власти лежат конституционные принципы - исходные положения, которыми руководствуется законодатель при определении порядка образования и функционирования органов государственной власти.
Как и во всякой иной области общественной жизни, принципы функционирования системы государственных органов России - это лежащие в ее основе и выражающие ее сущность, исходные руководящие начала, ведущие идеи и установки. Они представляют собой общетеоретические идеи, которые выражают политическую, правовую и организационную природу Российского государственного аппарата.
Основными конституционными принципами организации и деятельности государственных органов Российской Федерации являются:
1. Участие народа в организации деятельности органов государства (как один из составных принципов народного суверенитета).
Основные положения этого принципа закреплены в следующих положениях Конституции РФ:
- носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст.3 ч.1);
- народ осуществляет свою власть непосредственно, также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст.3,4.2);
- граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно, так и через своих представителей (ст.32, ч.1);
- граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ст.32,ч.2);
- граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ст.32,ч.4).
2. Одним из важнейших принципов организации системы государственной власти РФ, согласно Конституции РФ (ст. 10), является разделение исполнительной, законодательной и судебной власти. Разделение властей является структурообразующим и функциональным принципом в целях рациональной организации и контроля государственной власти.
Разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах. Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.
Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.
Принятие и промульгация законов одним и тем же органом нарушили бы баланс властей в сфере законотворчества.
Принцип разделения властей имеет два аспекта. Во-первых, это распределение властей между самими органами государства. Ни одному из органов не принадлежит вся государственная власть в ее полном объеме. Запрещается осуществлять функции, принадлежащие другому органу. Таким образом, в правовом государстве отсутствует какая-либо неограниченная власть, не связанная правом и принципами конституции. Разделение властей служит механизмом защиты прав личности, закрепленных в конституции. Разделение властей выражается в системе сдержек и противовесов, так чтобы ни один из органов не занял авторитарно-абсолютистского положения и не опрокинул право и конституцию.
Разделение властей не абсолютно. Оно в то же время предполагает единство властей на основе общих политико-правовых принципов. Разделение властей - это не застывшее состояние обособленных структур, а работающий, действующий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай конфликта и экстремальных состояний. Общий принцип единства и разделения властей конкретизируется применительно к различным историческим ситуациям и положениям. Единство достигается через динамическое равновесие, через определенную направленность, сопряженность и процесс улаживания. Но при этом обязательно условие: не должно быть сосредоточения власти в руках одного лица и органа, иначе станут невозможными взаимоконтроль, сдержки и противовесы, и, следовательно, разделение властей и правовое государство.
3. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 11 Конституции РФ) отражает особенности государственного устройства России, децентрализацию государственной власти, отход от административно-командных методов управления, в целом процесс демократизации общества.
Из Конституции Российской Федерации следует, что субъекты Российской Федерации вправе устанавливать свою систему органов государственной власти путем принятия собственных нормативных актов. Однако такие акты должны соответствовать основам конституционного строя и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти (статья 77, часть 1), другим положениям Конституции Российской Федерации и конкретизирующим их федеральным правовым актам. Государственная власть в субъектах Российской Федерации должна опираться на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).
Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается на основе правила, вытекающего из статьи 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации, согласно которому полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не затрагивающие конституционные основы и прерогативы федерального законодателя, определяются ими самостоятельно.
Конституционный принцип единства государственной власти требует, чтобы субъекты Российской Федерации в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти.
Система органов государственной власти республики как субъекта Российской Федерации может включать в себя как высшие органы власти, так и территориальные органы, в том числе органы соответствующих административно-территориальных единиц, предусмотренных административно-территориальным устройством (субъекта Федерации).
4. Законность в организации и деятельности органов государства.
Этот принцип предполагает соблюдение Конституции РФ, законов и иных актов Российского государства всеми государственными органами и должностными лицами (ст.15, ч.2 Конституции РФ).
Законность в организации и деятельности системы государственных органов России включает следующие требования:
а) формирование государственных органов в строгом соответствии с законами, другими нормативными актами государства,
б) обеспечение функционирования государственных органов в рамках их компетенции,
в) осуществление деятельности в надлежащих организационно-правовых формах с использованием присущих соответствующим органам методов, в строгом соответствии с процессуальными нормами, установленными для того или иного государственного органа,
г) сотрудничество государственных органов с организациями общественности с учетом их социального статуса. Имеется в виду их взаимодействие на основе руководства государственных органов подведомственными организациями, координации деятельности с неподведомственными и др.
Наряду с основными принципами организации и деятельности механизма государства (вышеприведенными) имеются неосновные, производные от основных, принципы, действующие в той или иной системе государственных органов. Применительно к системе исполнительных органов различаются принцип управления (народность, плановость и т.д.), принцип государственной службы; к судебной системе - осуществление правосудия в точном соответствии с законом, независимость судей и подчинение их при осуществлении правосудия только закону, открытое разбирательство дел, обеспечение обвиняемому права на защиту. Некоторые из этих принципов также закрепляются конституционно (см., например, ст.ст.120, 121 Конституции РФ).

Просмотров