Избирательная система и её конституционно-правовое регулирование. Избирательная система россии и ее конституционно правовое регулирование

Выборы: юридическая природа, назначение и виды

Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принад­лежащей ему государственной власти.

Однако нельзя считать, что путем выборов народ передает своим избранникам суверенитет, так как народный суверенитет неотчужда­ем. Путем выборов передается лишь право на его реализацию в уста­новленных конституцией пределах. Смысл выборов состоит в том, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соот с этой волей. Выборы отражают определенный тип политической системы и непо­средственно влияют на нее.

Выборы бывают прямые и косвенные. При прямых выборах? об избрании решают сами граждане, а при косвенных - избранные ими лица: выборщики, депутаты и др.

Они могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения
всеобщих выборов в них участвуют все избиратели (например, выборы
президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо по­полнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов. Кроме того, выборы бывают общенациональными (проводятся по всей стране), региональными (на территории субъекта федерации) и местными (выборы органов местного самоуправления). Если результат выборов устанавливается после однократного голосования избирателей, считается, что они проводятся в один тур, а если для этого может потребоваться два голосования, то в два тура, это на­зывается повторным голосованием.

Наконец, различают выборы очередные - проводимые в установ­ленные законом сроки и внеочередные - назначенные в случае досроч­ного роспуска парламента или отставки президента.

64. Принципы избирательного права. На конституционном уровне закрепляются принципы российско­го избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, имеющие определяющее значение для института выбо­ров, выражающие сущность народовластия.



Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепляет сле­дующие принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гаран­тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» 2002 г. добавляет еще добровольность.

Всеобщее избирательное право. Каждый гражданин России незави­симо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуще­ственного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеет пра­во избирать и быть избранным.

Равное избирательное право. Этот принцип предполагает равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов: каждый из­биратель имеет один голос и все голоса имеют равный вес. Это достигает­ся обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей или избирателей округа.

Тайное голосование. Этот принцип состоит в исключении возмож­ности какого-нибудь контроля за волеизъявлением. В советской исто­рии тайное голосование повсеместно стало применяться только после принятия Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов избирали на собраниях избирателей открытым голосованием.

Добровольность. Участие в выборах в РФ явля­ется свободным и добровольным - никто не вправе оказывать воздей­ствие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Прийти на избира­тельный участок - это гражданский долг каждого избирателя, однако в нашей стране за неучастие в выборах (абсентеизм) не наступает ка­кой-либо юридической ответственности.

Избирательная система и ее конституционно-правовое регулирование

В ходе выборов возникают различные общественные отношения: между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и др. Совокупность этих общественных отношений, связан­ных с порядком избрания представительных органов власти, и называ­ется избирательной системой в широком смысле.

В большинстве зарубежных стран под избирательной системой по­нимают порядок определения результатов выборов, т.е. трактуют это понятие в узком смысле. В зависимости от способа распределения де­путатских мандатов между кандидатами от результатов голосования избирательные системы принято подразделять на три вида: мажори­тарную, пропорциональную и смешанную.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритар­ная, в основе которой лежит принцип большинства: избранными счи­таются такие кандидаты, которые получили установленное большин­ство голосов. В зависимости от определения большинства голосов вы­деляются: 1) система относительного большинства - побеждает тот кандидат, который получил больше голосов, чем его соперники; 2) си­стема абсолютного большинства - для победы необходимо абсолют­ное большинство голосов; 3) система квалифицированного большин­ства - требуется квалифицированное большинство (в 2/3, 3Д и ДР-)-

Главный смысл пропорциональной системы заключается в том, чтобы каждая политическая партия или другое избирательное объе­динение, участвующие в выборах, получили в парламенте число ман­датов, пропорциональное числу поданных за нее голосов. Для этого используется метод избирательной квоты или метод избирательного частного - это наименьшее число голосов, необходимое для избра­ния одного кандидата. Для того чтобы избежать засилья в парламенте мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незна­чительного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный пункт». Согласно ему партии, не собравшие уставленного минимума голосов, исключаются из рас­пределения мандатов. В России и Германии заградительный пункт составляет 5% голосов избирателей, принявших участие в голосова­нии, в Болгарии, Венгрии, Украине, Италии - 4%, в Испании - 3%, в Израиле - 1%.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажо­ритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной. Например, в России такая система применяется при вы­борах в Государственную Думу. Считается, что она позволяет выразить политические пристрастия избирателей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Десятилетие со дня первых избирательных кампаний открывает возможность подвести определенные итоги политико-правового развития избирательной системы страны, прогнозировать будущие институциональные изменения в системах и процессах организации публичной власти.

Избирательное законодательство продолжает оставаться одной из наиболее динамично развивающихся частей системы российского законодательства. При этом частая смена законов о выборах, корректировка подходов к правовому регулированию в основном не связаны с необходимостью восполнения пробелов в законодательстве.

Эта задача была решена непосредственно после принятия Конституции Российской Федерации, когда в 1994-1996 гг. сформировалась достаточно разветвленная система законодательных актов о выборах как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Происходившие в последнее время изменения в избирательном законодательстве в первую очередь были вызваны преимущественно политическими причинами, стремлением руководства страны усилить «вертикаль власти».

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что право избирать и быть избранным -- одно из важнейших прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ. Динамичность избирательного законодательства, практика его применения, особенности доказывания по данной категории дел - вот те вопросы, которые необходимо рассмотреть в связи с участившимися случаями обжалования результатов выборов.

Курсовая работа посвящена современному состоянию правового регулирования института выборов, преобразованиям в системе законодательства и права, обеспечивающего их организацию и проведение, и реформам в этой области государственно-правовых отношений.
Объект исследования -- избирательное право и избирательные отношения в Российской Федерации.

Предмет исследования -- избирательная система России и ее конституционно правовое регулирование.

Цель курсовой работы -- анализ понятия, категории и норм, регламентирующих избирательную систему РФ.

Структура курсовой работы подчинена цели комплексного изложения логики становления и современного состояния развития избирательной системы Российской Федерации, а именно определены задачи:

Рассмотреть политические и правовые основания и условия формирования нового избирательного права и законодательства Российской Федерации;

Проанализировать роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в развитии современного избирательного права в Российской Федерации;

Выявить влияние международных избирательных стандартов и европейского электорального наследия в целом на процесс создания демократического механизма организации и проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов в Российской Федерации.

Методы исследования -- анализ монографий и публикаций по проблемам становления, развития и современного состояния избирательной системы РФ.

Тема является достаточно изученной и освящена как в монографиях и учебниках, так и в таких специализированных правовых периодических изда-ниях, как «Журнал российского права», «Правоведение», «Человек и закон», «Юрист» и др.

1. Понятие, признаки, принципы и стадии избирательного процесса

Избирательный процесс - это направленная на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий1.

Данное определение содержит такие признаки избирательного процесса:

1) избирательный процесс - это деятельность субъектов избирательного права, т.е. совершение ими определенных действий, имеющих юридический характер. Путем совершения избирательных действий данные субъекты реализуют закрепленные правовыми нормами права и обязанности;

2) избирательный процесс - деятельность прямо предусмотренных правовыми нормами субъектов процесса, т.е: лиц, органов, организаций, их объединений, наделенных избирательно-процессуальными правами и обязанностями;

3) избирательный процесс - это деятельность, направленная на избрание выборных лиц;

4) избирательный процесс - это деятельность, урегулированная процессуальными нормами. Это означает то, что избирательный процесс может начаться только на основании и в соответствии с законом, осуществляется в определенной правовыми нормами процессуальной форме;

5) избирательный процесс - это осуществление избирательных действий с соблюдением определенных стадий. Поступательное движение избирательного процесса - его необходимая характеристика. Избирательные действия осуществляются последовательно. Например, выдвижение кандидатов невозможно до назначения выборов, а осуществление предвыборной агитации невозможно до регистрации кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

Федеральное законодательство не содержит легального определения избирательного процесса, однако, оно встречается в региональном законодательстве. Принципы избирательного процесса. Процессуально-правовые принципы закрепляют основные начала избирательного процесса, важнейшие требования, предъявляемые к участникам процесса.

Основными принципами избирательного процесса являются:

1)осуществление организации и проведения выборов специально создаваемыми независимыми органами - избирательными комиссиями.

Для проведения выборов создаются специальные органы избирательные комиссии. Организация и проведение выборов является их основной функцией, а у комиссий, которые не являются государственными или муниципальными органами, - единственной функцией. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2) непрерывность и поступательность избирательного процесса. Непрерывность процесса означает, что, начавшись в положенный срок, избирательный процесс проходит через все предусмотренные законом процессуальные стадии и обязательно заканчивается вынесением соответствующей избирательной комиссией акта по итогам выборов (это может быть определение результатов выборов и избранных лиц либо признание выборов несостоявшимися или недействительными). Избирательный процесс не может завершиться иным способом, досрочно, по воле каких-либо участников процесса.2

Поступательность процесса означает заранее заданную законом последовательность смены стадий избирательного процесса. Невозможна иная последовательность стадий, чем это предусмотрено законом (например, предвыборная агитация недопустима до выдвижения и регистрации кандидата);

3)законность.Принцип законности выражается в обязанности всех участников процесса соблюдать требования установленной законом избирательно-процессуальной формы, действовать в рамках предоставленных законом полномочий, исполнять обязанности, возложенные избирательно-правовыми нормами.

4) гласность (открытость). Являясь публично-правовой процедурой, избирательный процесс предполагает открытость. Основное значение принцип открытости приобретает в деятельности избирательных комиссий, которая в соответствии с требованиями закона должна осуществляться гласно. Это обеспечивается закреплением права зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений (блоков), средств массовой информации присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий; обязанности избирательных комиссий публиковать свои решения в средствах массовой информации; права наблюдателей присутствовать на избирательных участках в день голосования и других прав.

5) равноправие однопорядковых субъектов избирательного процесса. Данный принцип означает равенство полномочий (прав и обязанностей) субъектов процесса. Равноправие возможно только между одинаковыми по статусу субъектами. Нельзя говорить о, например, равноправии избирателя и избирательного объединения - у них совершенно разный статус, различные полномочия и предназначение в процессе. Равноправие означает равенство между собой избирателей, равенство между собой избирательных объединений (блоков), равенство между собой кандидатов.

Данный принцип означает также равноправие однопорядковых субъектов во взаимоотношениях с избирательными комиссиями. Недопустимо различное отношение комиссий, например, к разным кандидатам;

6)документальность.Принцип документальности избирательного процесса означает фиксирование производства процессуальных действий в избирательных документах. Законодательство содержит большой перечень избирательных документов, закрепляет высокие требования к их форме и содержанию.

Особое место среди избирательных документов занимают так называемые избирательные документы «строгой отчетности» (избирательные бюллетени, открепительные удостоверения), а также протоколы избирательных комиссий об итогах голосования.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, в нем отражены основные принципы процесса.

Выделяются следующие обязательные стадии избирательного процесса:

1) назначение выборов;

2) образование избирательных округов;

3) образование избирательных участков;

4) составление списков избирателей;

5) формирование избирательных комиссий;

6) выдвижение и регистрация кандидатов;

7) предвыборная агитация;

10) определение результатов выборов и их опубликование.

Факультативной стадией является повторное голосование, которое проводится при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов и не был избран.

1.1 Порядок назначения выборов

Стадии избирательного процесса - это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность процесса при формировании представительного органа, избрании выборного должностного лица.

Назначение выборов является первой стадией избирательного процесса. Она заключается в издании уполномоченным на то органом или должностным лицом (субъектом права назначения выборов) акта, в котором определяется дата голосования. Юридическое значение издания акта о назначении выборов не ограничивается определением даты голосования. После издания акта о назначении выборов начинается осуществление различных избирательных действий и процедур.

Основания назначения выборов. Следует выделить нормативное и фактическое основания назначения выборов. Нормативное основание - соответствующие законодательные акты, регламентирующие срок полномочий выборного органа (должностного лица), порядок выборов и право соответствующего органа (должностного лица) назначить выборы. Фактическим основанием является событие, зависящее от вида назначаемых выборов. Ниже рассматриваются фактические основания назначения выборов3.

Основанием назначенияочередных выборов является истечение срока полномочий выборного органа, должностного лица (очередные общие выборы), либо истечение срока полномочий части депутатов выборного представительного органа.

Основанием назначения внеочередных (досрочных) выборов является досрочное прекращение полномочий выборного органа (должностного лица). Основания досрочного прекращения полномочий, как правило, не имеют значения для избирательного права. В соответствии с п. 2 ст. 10 Избирательного кодекса Белгородской области досрочные выборы депутатов областной Думы назначаются Губернатором Белгородской области.

Еще одним основанием назначения досрочных выборов является в соответствии с ч. 12 ст. 71 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» одновременное выбытие нескольких депутатов в период, когда проведение дополнительных выборов не предусмотрено, а законодательный (представительный) орган государственной власти или местного самоуправления, остались в неправомочном составе.

Основанием назначения дополнительных выборов является досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа государственной власти или местного самоуправления. Основаниями назначения повторных выборов в избирательном округе являются:

1) признание первоначальных выборов несостоявшимися;

2) признание первоначальных выборов недействительными;

3) кандидат (все кандидаты по многомандатному округу), набравший (набравшие) необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил (не сложили) с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица.

4) в случае выбытия всех кандидатов повторные выборы должны быть проведены в срок, не превышающий шести месяцев. При этом сроки выполнения избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Субъекты права назначения выборов. Субъекты права назначения выборов - государственные органы и должностные лица, органы и должностные лица местного самоуправления, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований имеют право назначать выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Особенность права назначения выборов заключается в том, что оно одновременно является обязанностью уполномоченного органа (должностного лица).

Субъектами такого права в Российской Федерации являются:

1)Президент Российской Федерацииназначает выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ4;

2Совет Федерации назначает выборы Президента Российской Федерации;

3) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации - назначают выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а в большинстве субъектов Российской Федерации также собственные выборы, дополнительные выборы в случае досрочного прекращения полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4)высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) - назначают выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

5) представительные органы местного самоуправления - назначают выборы главы местного самоуправления, иных выборных должностных лиц местного самоуправления, а также собственные выборы;

6) главы местного самоуправления - назначают досрочные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления;

7)избирательные комиссиив случаях, предусмотренных законодательством, назначают дополнительные и повторные выборы;

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает систему гарантий обязательного проведения выборов путем закрепления «страховочного» порядка назначения выборов в случае, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении полномочий выборного органа (должностного лица), а также при отсутствии уполномоченного на то органа (должностного лица) выборы проводятся на основании решения соответствующей уровню выборов избирательной комиссии5.

В случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) либо соответствующая избирательная комиссия не назначит выборы в установленные сроки, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в соответствии с требованиями Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции (ст. 10).

Срок назначения выборов. Избирательное законодательство предъявляет требования к сроку издания уполномоченным на то органом (должностным лицом) акта о назначении выборов и сроку его опубликования. Федеральный закон «Об основных гарантиях…» (ст. 9) закрепляет, что очередные выборы назначаются в соответствии со сроками, установленными соответствующими нормативно-правовыми актами.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования, выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.

В случае, когда решение о проведении выборов принимает избирательная комиссия, это решение должно быть опубликовано не позднее, чем через 7 дней со дня истечения пятидневного срока опубликования решения о назначении выборов, которое не было принято уполномоченным на то органом (должностным лицом). Пятидневный срок в данном случае отсчитывается с последнего дня срока, в течение которого уполномоченный орган (должностное лицо) должен был издать акт о назначении выборов.

Досрочные выборы в соответствии с Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях…» должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий выборного органа или должностного лица. Сроки опубликования решения о назначении выборов аналогичны срокам опубликования решения о назначении очередных выборов.

Голосование на выборах в федеральные органы государственной власти должно быть проведено не позднее чем через 110 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование на выборах в органы местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия6.

В федеральном и региональном избирательном законодательстве сложились различные варианты закрепления требований к определению даты голосования на очередных выборах:

1) ч. 5 ст. 10 Избирательного кодекса Белгородской области устанавливает, что днем голосования на выборах депутатов Белгородской областной Думы нового созыва является третье воскресенье месяца, в котором истекает срок, на который была избрана областная Дума. При такой законодательной регламентации дата голосования всегда известна заранее, однако, акт о назначении выборов все равно издается, так как он, как было показано выше, имеет значение не только для установления даты голосования;

2) установление даты голосования относительно даты голосования на предыдущих выборах данного органа (должностного лица). Так, Федеральный закон РФ «О выборах Президента Российской Федерации» устанавливает, что днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации.

Что касается повторных выборов, то Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» устанавливает, что в случае выбытия всех кандидатов повторные выборы должны быть проведены в срок, не превышающий шести месяцев. При этом сроки выполнения избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными либо кандидат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, выборного должностного лица, назначаются повторные выборы в порядке и сроки, которые предусмотрены законом. Повторные выборы депутатов, выборных должностных лиц в случае, если соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган местного самоуправления остался в неправомочном составе, проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. В иных случаях повторные выборы проводятся не позднее, чем через один год со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными. При повторных выборах сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть. Решение о назначении повторных выборов подлежит официальному опубликованию не позднее чем через три дня со дня его принятия.

1.2 Образование избирательных округов, избирательных участков

Избирательный округ - это территория, которая образована в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избирается депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица) (ст. 2 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…»).

Закон закрепляет пять признаков избирательного округа:

1) территориальный принцип образования. Он означает, что избирательным округом может быть только территория и никакие другие единицы;

2) выборные лица в избирательном округе избираются гражданами. Это означает, что недопустимо образование избирательных округов из ненаселенных территорий. Избирательным округом является только территория, на которой проживают граждане Российской Федерации;

3)в избирательном округе выборные лица избираются гражданами непосредственно. Это является выражением принципа прямого избирательного права;

4) от избирательного округа избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (лица). Этот признак определяет состав избираемых населением от избирательных округов субъектов;

5)избирательные округа образуются в соответствии с федеральным и региональным избирательным законодательством, никакие иные акты не могут регулировать порядок образования избирательных округов, устанавливать требования, предъявляемые к их образованию7.

Классификация избирательных округов. Избирательные округа можно разделить по количеству избираемых лиц на одномандатные и многомандатные, по принципу, лежащему в основе их образования, на территориальные и административно-территориальные. В качестве дополнительной классификации используется деление избирательных округов по виду избирательной системы, используемой на выборах депутатов в округе, - на мажоритарные и округа, в которых используется пропорциональная избирательная система.

Одномандатный избирательный округ - это округ, в котором избирается один депутат. Одномандатные округа образуются при использовании мажоритарной избирательной системы. Всегда одномандатным является избирательный округ, в котором избирается Президент Российской Федерации, высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, глава или иное выборное должностное лицо муниципального образования.

Многомандатный избирательный округ определяется в Федеральном законе РФ «Об основных гарантиях…» как избирательный округ, в котором избирается несколько депутатов, причем за каждого из них избиратели голосуют персонально. Это означает, что в избирательном бюллетене напротив каждого кандидата помещается квадрат, в котором избиратель проставляет знак, свидетельствующий о том, что он голосует за данного кандидата. Выборы в многомандатном округе также проводятся по мажоритарной избирательной системе, но в отличие от одномандатного округа, избиратель обладает количеством голосов, равным числу депутатов, подлежащих избранию в многомандатном округе.

Отдельную проблему составляет сочетание использования одномандатных и многомандатных избирательных округов на одних и тех же выборах и соблюдение при этом принципа равного избирательного права. Данный вопрос рассматривался Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 23 марта 2000 г. по делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 г. «О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области». Конституционный суд отметил, что использование такой избирательной системы должно сопровождаться надлежащими гарантиями участия граждан в выборах на равных основаниях, что требует также - при соблюдении пропорциональности представительства - наделения каждого избирателя одним голосом либо одинаковым числом голосов.

По принципу, лежащему в основе образования избирательных округов, выделяется два вида округов. Территориальные избирательные округа образуются на основе средней нормы представительства избирателей, т.е. равенства по числу избирателей. Предъявление данного требования к избирательным округам исходит из необходимости получения такого результата, когда каждое избранное лицо имело бы одинаковый «удельный вес» народного представительства; равенство избирательных округов выступает, таким образом, с одной стороны, реализацией, а с другой стороны, гарантией принципа равного избирательного права.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» предъявляет к территориальным избирательным округам следующие требования. Во-первых, это примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей, а при образовании многомандатных избирательных округов - примерное равенство числа избирателей на депутатский мандат. Допускается отклонение от средней нормы представительства избирателей (для одномандатных округов) или от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в избирательном округе (для многомандатных округов), не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 15 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» предусматривает два исключения из данного правила:

При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы федеральным законом может быть установлена обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта федерации. Именно таким образом регулирует вопрос образования избирательных округов Федеральный закон РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов законами субъектов Российской Федерации может быть установлено, что допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей может превышать предел в 10 (15) процентов, но не должно быть более 30 процентов. Данная норма призвана гарантировать представительство этих народов в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Это правило, с одной стороны, нарушает принцип равного избирательного права, но с другой стороны, является своеобразной реализацией гарантии прав коренных малочисленных народов, содержащейся в ст. 69 Конституции Российской Федерации8.

Вторым требованием к территориальным избирательным округам является единство территории - не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий. Исключения из этого правила могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Такими исключениями в соответствии с региональным избирательным законодательством являются случаи образования избирательных округов в труднодоступных и отдаленных местностях, на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов, присоединение к округу закрытых административно-территориальных образований, территорий воинских частей, расположенных вне пределов населенных пунктов, сообщение с которыми осуществляется через территорию другого округа.

Наконец, согласно Федеральному закону РФ «Об основных гарантиях…», при соблюдении вышеуказанных требований, учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

В основе образования административно-территориальных избирательных округов лежит административно-территориальное устройство (деление) субъектов Российской Федерации.

Порядок образования избирательных округов. В случае, если территория, на которой проводятся выборы, делится на несколько избирательных округов, к порядку их образования федеральным и региональным законодательством предъявляются определенные требования.

Не позднее чем в течение 5 дней после назначения дня голосования исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления (соответственно уровню выборов), а также командиры воинских частей представляют соответствующей избирательной комиссии данные о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории.

Избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов. Схема включает в себя обозначение границ избирательных округов, перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (а в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, - также обозначаются границы данной части территории), номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Схема избирательных округов определяется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию избирательных округов федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Публикация (обнародование) схемы образованных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется представительным органом государственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.

Образование избирательных участков. Избирательные участки - это территориальные единицы, объединяющие избирателей общим местом голосования. В пределах избирательного участка образуется участковая избирательная комиссия, которая организует голосование избирателей на выборах, осуществляет подсчет голосов и устанавливает итоги голосования на избирательном участке.

По общему правилу, избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности избирателей, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее чем за 45 дней до дня голосования на выборах. При этом границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Таким образом, общим принципом, лежащим в основе образования избирательных участков, является территориальный принцип.

2. Составление списков избирателей. Регистрация (учет) избирателей

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях…» все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, подлежат регистрации (учету).

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 ноября 1997 г. утверждено Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации.

Государственная система регистрации (учета) избирателей создается с целью обеспечения гарантий избирательных прав при составлении списков избирателей, образовании избирательных округов, избирательных участков, проведении иных избирательных действий.

Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Данный факт устанавливается на основе регистрации, однако ее отсутствие не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (ч.2 ст.3 Закона). Следовательно, отсутствие регистрации не должно служить препятствием для реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Глава муниципального образования осуществляет регистрацию (учет) избирателей на основании сведений, представляемых паспортно-визовыми службами, военными комиссариатами, органами записи актов гражданского состояния, учреждениями, организациями, осуществляющими учет населения. По результатам регистрации (учета) избирателей глава муниципального образования заполняет Единую форму сведений о зарегистрированных избирателях и устанавливает общую численность избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. Далее глава муниципального образования представляет указанные сведения в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, которые устанавливают общую численность избирателей, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации и направляют указанные данные в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Регистрация (учет) избирателей-военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, дислоцированной на территории муниципального образования, осуществляется командиром воинской части. Основанием для регистрации (учета) этой категории избирателей является факт их постоянного или преимущественного проживания на территории воинской части, устанавливаемый квартирно-эксплу-тационной службой, домоуправлением воинской части, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, приказ командира воинской части о зачислении в штат воинской части граждан, проходящих службу по призыву.

Регистрация (учет) избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, осуществляется руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации. Основанием для регистрации (учета) данной категории избирателей является факт их постоянного проживания на территории иностранного государства или пребывания в длительной командировке на территории иностранного государства, устанавливаемый дипломатическими представительствами, консульствами Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, находящийся в день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти за пределами территории Российской Федерации и не имевший возможности получить открепительное удостоверение или проголосовать досрочно, включается соответствующей участковой избирательной комиссией в список избирателей при его явке в день голосования в помещение участковой избирательной комиссии для голосования.

Список избирателей составляется отдельно по каждому избирательному участку. При этом гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке.

Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес постоянного или преимущественного проживания избирателя9.

Список избирателей подписывается председателем и секретарем территориальной избирательной комиссии, в случае отсутствия территориальной избирательной комиссии - окружной избирательной комиссии, а после передачи указанного списка в участковую избирательную комиссию - также председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. На избирательных участках, образованных на территории воинской части, список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответственно территориальной (окружной) и участковой избирательных комиссий.

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей.

Нарушение правил составления списков избирателей, если они не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, может служить основанием для отмены судом соответствующего уровня решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом.

2.1 Выдвижение и регистрация кандидатов (списков кандидатов)

Выдвижение и регистрация кандидатов представляют собой начальный этап реализации пассивного избирательного права граждан.

Выдвижение кандидатов определяется в ст. 2 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» как инициатива избирателей, избирательного объединения, избирательного блока в определении кандидата в выборный орган или на выборную должность государственной власти, местного самоуправления, а также сбор подписей избирателей в поддержку указанной инициативы или иные формы поддержки указанной инициативы, предусмотренные федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации.

Стадию выдвижения и регистрации кандидатов можно подразделить на три этапа:

1) определение выдвигаемых кандидатур (инициатива выдвижения);

2) поддержка инициативы выдвижения, которая может выражаться в сборе подписей или внесении избирательного залога;

3) регистрация кандидатов.

Выдвижение кандидатов может начинаться со дня опубликования схемы избирательных округов, в случае если территория, на которой проводятся выборы, делится на избирательные округа (выборы депутатов по мажоритарной избирательной системе), либо со дня опубликования решения о назначении выборов, если вся эта территория является избирательным округом (выборы должностных лиц, выборы депутатов по пропорциональной избирательной системе).

Период выдвижения кандидатов, определенный федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, должен составлять:

не менее 45дней при выборах в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы;

не менее 30дней при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

не менее 20 дней при выборах в органы местного самоуправления, глав и иных должностных лиц муниципальных образований.

Условия выдвижения кандидатов. Условия выдвижения кандидатов являются необходимыми предпосылками для возможности реализации субъектами выдвижения своего права. Выделяются два условия выдвижения кандидатов (кандидатов в составе списка кандидатов) - материальное и процессуальное. Материальным условием является наличие у лица, выдвигаемого кандидатом, пассивного избирательного права, т.е. возможности быть избранным в данный орган государственной власти, орган местного самоуправления, на выборную должность10.

Процессуальным условием в соответствии со ст. 28 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» является представление лицом письменного уведомления о согласии баллотироваться кандидатом. В этом заявлении указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи, сведения о судимостях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения).

Заявление о согласии баллотироваться кандидатом должно также содержать обязательство выдвигаемого лица в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Несоблюдение этого обязательства в случае, если кандидат набрал необходимое количество голосов для избрания, влечет отмену избирательной комиссией своего решения о признании данного кандидата избранным.

Вместе с уведомлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов).

При отсутствии любого из вышеназванных условий выдвижение кандидата не будет иметь юридических последствий и повлечет отказ в регистрации кандидата.

Субъектами права выдвижения кандидатов являются в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях…» избиратели и избирательные объединения, избирательные блоки.

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями может осуществляться путем:

Самовыдвижения;

По инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата (т.е. правом быть включенным в списки избирателей и голосовать в избирательном округе, в котором проводятся выборы).

Вместе с тем, Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» четко не устанавливает, обладает ли избиратель правом выдвинуть свою кандидатуру или правом единоличного выдвижения кандидата (вне группы избирателей) на всех выборах, или это право может быть ограничено федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации применительно к избранию определенных выборных лиц.

О выдвижении (самовыдвижении) кандидата должна быть уведомлена избирательная комиссия, в которой будет осуществляться регистрация кандидата. Уведомление о выдвижении кандидата имеет значение не только для контроля со стороны избирательных комиссий за ходом выборов, но и для сбора подписей в поддержку кандидата, который может начинаться не ранее дня уведомления. Подписи, внесенные в поддержку кандидата до дня уведомления избирательной комиссии о его выдвижении, считаются недостоверными11.

Вместе с уведомлением инициаторы выдвижения представляют в избирательную комиссию заявление кандидатов о согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) избирательными объединениями, избирательными блоками. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) от избирательных объединений в зависимости от их территориального статуса и вида выборов осуществляется следующим образом:

При проведении выборов в федеральные органы государственной власти - на федеральных съездах избирательных объединений;

при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - на федеральных съездах избирательных объединений либо на конференциях (собраниях) их региональных отделений, на конференциях (собраниях) межрегиональных и региональных избирательных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

При проведении выборов в органы местного самоуправления - на конференциях (собраниях) региональных либо местных отделений избирательных объединений, на конференциях (собраниях) межрегиональных и региональных избирательных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации либо на собраниях их местных отделений.

Выдвижение кандидатов на съездах (конференциях, собраниях) избирательных объединений осуществляется тайным голосованием, это является обязательным требованием Федерального закона РФ «Об основных гарантиях...»

При выдвижении кандидатов избирательным блоком кандидатуры, предложенные политической партией к выдвижению от избирательного блока, должны быть поддержаны на съезде соответствующих политических партий, входящих в избирательный блок, тайным голосованием и соблюдением иных требований, предъявляемых Федеральным законом «О политических партиях» к выдвижению кандидатов. Съезд политической партии утверждает также представителей, уполномоченных принять решение о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам на съезде (конференции) представителей политических партий, вошедших в этот избирательный блок. Решение о выдвижении кандидатов принимается на указанном съезде (конференции) представителей политических партий.

Избирательное объединение (блок) вправе выдвинуть одного кандидата в одномандатном избирательном округе, а в многомандатном - столько кандидатов, сколько мандатов подлежит распределению в округе. При выборах должностного лица каждое избирательное объединение (блок) вправе выдвинуть только одного кандидата.

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» предусматривает, что результатом процедуры выдвижения кандидатов от избирательного объединения (блока) при выборах депутатов представительных органов является список кандидатов, независимо от избирательной системы, используемой на этих выборах.

Список кандидатов в соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» определяется как единый заверенный для сбора подписей избирателей или зарегистрированный соответствующей избирательной комиссией список лиц, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или представительный орган местного самоуправления. В списке кандидатов указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (род занятий), место жительство кандидата, иные данные, предусмотренные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Список кандидатов представляется в соответствующую избирательную комиссию вместе с заявлениями кандидатов о согласии баллотироваться от данного избирательного объединения, избирательного блока по избирательному округу и (или) по списку кандидатов. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации предусматривают также представление иных документов, необходимых для заверения списка кандидатов: копию зарегистрированного устава избирательного объединения, протокол съезда избирательного объединения (съезда уполномоченных представителей общественных объединений, вошедших в избирательный блок), на котором был выдвинут список кандидатов, иные документы, предусмотренные соответствующими законами. После этого избирательное объединение (блок) вправе начать сбор подписей в поддержку выдвинутых кандидатов (списка кандидатов). Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться основания для отказа в заверении списка избирателей, ими могут быть отсутствие или ненадлежащее оформление необходимых документов, нарушения порядка выдвижения списка кандидатов.

2.2 Регистрация кандидатов (списков кандидатов)

Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях…» в п. 20 ст. 38 содержит определенные требования к акту регистрации, которые обязана соблюдать соответствующая избирательная комиссия:

в решении избирательной комиссии о регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением (блоком), отмечается факт его выдвижения соответствующим объединением (блоком);

При одновременной регистрации кандидата в списке и в одномандатном округе в решении соответствующей окружной избирательной комиссии в обязательном порядке отмечается факт регистрации кандидата и в списке кандидатов.

При проведении выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления по мажоритарной избирательной системе кандидат может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе (одномандатном или многомандатном).

Отказ в регистрации. Избирательная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата (списка кандидатов).

а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;

б) для кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом РФ «О политических партиях»;

в) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях…»;

г) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата, списка кандидатов, в поддержку инициативы проведения референдума подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата, списка кандидатов, в поддержку инициативы проведения референдума подписей в местах, где сбор подписей запрещен;

д) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, участников референдума, собранных в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума, или превышение установленной настоящим Федеральным законом предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке (если для регистрации кандидата, списка кандидатов не внесен избирательный залог либо не представлено решение избирательного объединения, избирательного блока);

е) недостоверность сведений, представленных кандидатом в заявлении о выдвижении. Недостоверность сведений, относящихся к отдельным кандидатам, включенным в список кандидатов, может служить основанием только для исключения из списка кандидатов соответствующих кандидатов;

...

Подобные документы

    Принципы избирательного процесса. Образование избирательных округов, избирательных участков. Регистрация (учет) избирателей. Выдвижение и регистрация кандидатов. Предвыборная агитация. Порядок проведения голосования и определения результатов выборов.

    реферат , добавлен 11.07.2008

    Структура избирательного процесса. Образование избирательных округов и избирательных участков, составление списков избирателей. Выдвижение кандидатов и их регистрация. Голосование и подведение итогов выборов. Формирование органов публичной власти.

    реферат , добавлен 30.09.2016

    Принципы проведения выборов, регистрация и составление списка избирателей, образование избирательных округов и участков. Организация и осуществление голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование в печати.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Правовые основы муниципальных выборов, стадии проведения. Составление списков избирателей. Образование избирательных округов. Выдвижение и регистрация кандидатов. Предвыборная агитация. Финансирование выборов. Организация помещение для голосования.

    контрольная работа , добавлен 24.02.2013

    Учет и списки избирателей, образование комиссий, избирательных округов, участков. Выдвижение, регистрация, статус кандидатов. Порядок голосования, подсчета голосов, установление результатов выборов. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2013

    Понятие, принципы и стадии избирательного процесса. Формирование избирательных комиссий: этапы, принципы и нормативно-законодательное обоснование. Образование избирательных округов и участков. Обеспечение законности на стадиях избирательного процесса.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2012

    Понятие, признаки и структура избирательного процесса в России и за рубежом. Стадии проведения выборов и возникающие споры. Способы регистрации избирателей. Альтернативные формы голосования. Конституционные ограничения пассивного избирательного права.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Составление списков избирателей. Правовой статус избиркомов, подготовка и проведение выборов. Регистрация кандидатов и предвыборная агитация. Порядок голосования, подсчёта голосов, установление результатов выборов. Понятие и принципы избирательных систем.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2016

    Понятие избирательного процесса и его субъекты: избиратели, комиссии, средства массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели. Назначение выборов. Регистрация (учет) и составление списка избирателей. Выдвижение и регистрация кандидатов.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Особенности избирательного права военнослужащих. Анализ активного и пассивного избирательного права. Изучение создания и организации работы избирательных комиссий, составления списков избирателей, голосования и подведение итогов выборов в воинских частях.

В ходе выборов возникают различные общественные отношения: между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и др. Совокупность этих общественных отношений, связан­ных с порядком избрания представительных органов власти, и называ­ется избирательной системой в широком смысле.

В большинстве зарубежных стран под избирательной системой по­нимают порядок определения результатов выборов, т.е. трактуют это понятие в узком смысле. В зависимости от способа распределения де­путатских мандатов между кандидатами от результатов голосования избирательные системы принято подразделять на три вида: мажори­тарную, пропорциональную и смешанную.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритар­ная, в основе которой лежит принцип большинства: избранными счи­таются такие кандидаты, которые получили установленное большин­ство голосов. В зависимости от определения большинства голосов вы­деляются: 1) система относительного большинства - побеждает тот кандидат, который получил больше голосов, чем его соперники; 2) си­стема абсолютного большинства - для победы необходимо абсолют­ное большинство голосов; 3) система квалифицированного большин­ства - требуется квалифицированное большинство (в 2/3, 3Д и ДР-)-

Главный смысл пропорциональной системы заключается в том, чтобы каждая политическая партия или другое избирательное объе­динение, участвующие в выборах, получили в парламенте число ман­датов, пропорциональное числу поданных за нее голосов. Для этого используется метод избирательной квоты или метод избирательного частного - это наименьшее число голосов, необходимое для избра­ния одного кандидата. Для того чтобы избежать засилья в парламенте мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незна­чительного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный пункт». Согласно ему партии, не собравшие уставленного минимума голосов, исключаются из рас­пределения мандатов. В России и Германии заградительный пункт составляет 5% голосов избирателей, принявших участие в голосова­нии, в Болгарии, Венгрии, Украине, Италии - 4%, в Испании - 3%, в Израиле - 1%.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажо­ритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной. Например, в России такая система применяется при вы­борах в Государственную Думу. Считается, что она позволяет выразить политические пристрастия избирателей.

21. Избирательный процесс,его основные стадии в рф.

Понятие избирательного процесса.

Избирательный процесс - это совокупность избирательный процедур и избирательных действий, составляющих механизм организации, проведения и определения результатов выборов.

Понятие стадий избирательного процесса.

Стадии избирательного процесса - это определенные этапы реализации избирательных процедур и избирательных действий, составляющих механизм организации, проведения и определения результатов выборов.

Стадии избирательного процесса.

Стадии избирательного процесса:

Назначение выборов

Образование избирательных округов и избирательных участков

Регистрация избирателей

Создание избирательных комиссий разных уровней

Выдвижение и регистрация кандидатов

Проведение предвыборной агитации

Избирательный процесс - это урегулированная законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов и референдумов. Она состоит из определенных стадий. Избирательный процесс, связанный с выборами в органы государственной власти и местного самоуправления, имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с процессом организации и проведения референдумов.

Легитимность выборов на всех уровнях требует, чтобы они опирались на прочную правовую базу. Буквально все этапы избирательного процесса, начиная от создания избирательных комиссий и кончая объявлением результатов голосования, таят опасность злоупотреблений, избежать которых можно только через детальное правовое регулирование. Россия не имеет пока значительного опыта проведения избирательных кампаний и необходимого доверия населения к органам, организующим выборы. В ходе избирательных кампаний возникает много споров и даже острых конфликтов между кандидатами. В связи с этим законодательство о выборах предусматривает весьма частую возможность обращения в суд.

Нормативные акты, регулирующие порядок выборов:

1) Конституция РФ, закрепляющая основные принципы избирательного права и порядок избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы;

2) Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ с изм. и доп. от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля 2003 г.), включающий общие для Федерации и ее субъектов требования к порядку организации выборов, составляющие основные гарантии избирательных прав граждан. Значение этого Закона исключительно велико: акты законодательных органов государственной власти субъектов РФ о выборах в свои органы власти, а также о выборах в органы местного самоуправления не могут противоречить настоящему Федеральному закону. Субъекты Федерации могут устанавливать только дополнительные гарантии избирательных прав граждан;

3) федеральные законы "О выборах Президента Российской Федерации" (в редакции от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ), "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ с изм. и доп. от 23 июня 2003 г.) и "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (в редакции от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ с изм. и доп. от 22 июня 1998 г..);

4) Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" от 10 октября 1995 г., регулирующий порядок реализации права граждан на участие в референдуме и проведения референдума;

5) другие федеральные избирательные законы, например, об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

6) указы Президента РФ, которые издаются по вопросам организации и проведения выборов, например, о сроках проведения выборов в Государственную Думу, и др.;

7) нормативные акты Центральной избирательной комиссии, постановления, инструкции и разъяснения, которые детализируют порядок проведения выборов (например, о порядке составления участковой избирательной комиссии, о порядке поступления денежных средств в избирательные фонды и др.);

8) конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и принимаемые ими законы, акты глав администраций и избирательных комиссий, регламентирующие порядок избрания глав администраций (президентов) и депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также в органы местного самоуправления.

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

Являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.

Различается активное избирательное право - право избирать, т.е. право граждан РФ участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право - право избираться, т.е. право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.



Избирательная система и избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан РФ, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.

Под принципами избирательного права понимаются основные начала, руководящие идеи, лежащие в основе регламентации всей совокупности общественных отношений, складывающихся в процессе выборов.

Как мы уже ранее отмечали, избирательное право может быть объективным и субъективным. Говоря о принципах избирательного права, мы прежде всего имеем в виду именно субъективное избирательное право, т.е. гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления.

Следует различать активное и пассивное субъективное избирательное право.

Активное избирательное право означает предоставленную лицу возможность участвовать в выборах в качестве избирателя, т.е. право избирать (иногда активное избирательное право определяют как “право голоса”).

Пассивное избирательное право означает возможность избираться и быть избранным.

Традиционным для мировой практики, в том числе и российской, является закрепление на высшем, конституционном, уровне таких принципов, как всеобщее, равное избирательное право при тайном голосовании. В связи с этим можно говорить, что российское избирательное законодательство строится в соответствии с общепризнанными нормами международного права в области прав человека.

На базе демократических избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса. К таким принципам относятся:

1. Свобода выборов, предполагающая прежде всего отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления на избирателей, активистов, кандидатов и организаторов выборов.

2. Наличие выбора, альтернативных кандидатов. Сам термин «выборы» предполагает отбор из различных предложений. В случае, если есть лишь один кандидат (или партия), речь может идти о его (ее) одобрении или неодобрении избирателями, но не о выборах в полном смысле этого слова. 3. Состязательность, конкурентность выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы, недостатках электоральных платформ конкурентов.

4. Периодичность и регулярность выборов. Выборы способны выполнять конструктивные функции, служить инструментом демократии при условии, что носители мандатов избираются на определенный, не слишком большой срок. Это необходимо для того, чтобы избиратели могли контролировать своих представителей, предотвращать злоупотребления властью и корректировать политический курс правительства.

5. Равенство возможностей политических партий и кандидатов. Оно предполагает прежде всего примерное равенство их материальных и информационных ресурсов. Обеспечить такое равенство возможно за счет установления максимального для любой партии уровня расходов на проведение выборов, ограничения размера взносов организаций и отдельных лиц в избирательные фонды партий и кандидатов, предоставления им на принципах равенства бесплатного времени на государственном телевидении и радио и др.

Главным регулятором выборов является избирательная система.

Избирательная система – это совокупность правил, приемов, процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти. Избирательная система определяет общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Основное назначение избирательной системы – обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе законодательства, которое детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции страны. Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы

Основными структурными компонентами избирательной системы являются субъекты выборов и избирательное право.

К субъектам выборов относятся:

Избиратели – одно из главных действующих лиц в процессе выборов.

Политические партии - Поскольку главная цель деятельности партии – овладение политической властью или участие в её осуществлении. Участие политической партии в выборах может быть обусловлено соблюдением ряда требований ограничительного характера, к числу которых относятся:

Минимальное число членов;

Сам факт периодического участия в выборах.

Избирательные комиссии осуществляют организационное руководство всем процессом выборов. Значимость их положения в избирательной системе определяется обширными полномочиями, которыми они обладают. В их числе:

Контроль за соблюдением избирательных прав граждан;

Регистрация выдвинутых кандидатов;

Распределение финансовых средств, выделенных государством, между кандидатами или партиями (если таковые предусмотрены);

Принятие решения о действительности бюллетеней;

Определение результатов выборов.



Просмотров