Источники гражданского права понятие значение и виды. Гражданское законодательство и иные правовые акты

ВАЛЮТНАЯ ВЫРУЧКА - поступление иностранной валюты за счет экспорта товаров и услуг, а также от международных кредитов.

Инструкция ЦБ РФ "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки" (от 29.06.92 г. №7) обязывает экспортеров своевременно зачислять валютную выручку от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках. Зачисление выручки от экспорта товаров на другой счет, кроме счета экспортера в уполномоченном банке, указанного в контракте. допускается только с разрешения Банка России.

Предприятие-экспортер обязано продать половину валютной выручки, полученной от экспортных операций (за вычетом накладных расходов в иностранной валюте), на внутреннем валютном рынке РФ через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля. Предприятия могут продавать иностранную валюту на межбанковских валютных биржах, а также (по согласованию с Департаментом иностранных операций ЦБ РФ) - в валютный резерв Банка России. Продажа в валютный резерв по разовым поступлениям, не превышающим 500 долларов США, не производится.

Получив извещение уполномоченного банка о поступлении валютной выручки, предприятие обязано в течение 14 календарных дней представить банку поручение на обязательную продажу части выручки с его транзитного валютного счета и одновременное перечисление оставшейся ее части на текущий валютный счет. В поручении указывается сумма фактически произведенных транспортных, экспедиционных расходов, страховых платежей и т.д. в иностранной валюте для их зачета при определении размера обязательной продажи экспортной выручки. Руководствуясь данным поручением, банк депонирует соответствующую сумму и в течение последующих 7 рабочих дней продает ее на торгах межбанковской валютной биржи по установленному курсу. Обязательная продажа валютной выручки производится предприятиями от всей суммы поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами РФ.

Оставшаяся часть валютной выручки, перечисленная по поручению предприятий на их текущие валютные счета, может быть использована на любые цели в соответствии с действующим законодательством.

Иностранная валюта, поступающая резиденту в качества дара, пожертвований, благотворительных взносов и иных поступлений неторгового характера, подлежит зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках, если иное не разрешено Банком России.

Установлен перечень поступлений в иностранной валюте от нерезидентов, которые не подлежат обязательной продаже. К ним относятся:

Поступления в качестве взносов в уставной капитал (фонд), а также доходы (дивиденды), полученные от участия в капитале;


Поступления в виде привлеченных кредитов (депозитов, вкладов), а также суммы, поступающие в погашение предоставленных кредитов (депозитов, вкладов), включая начисленные проценты;

Поступления от продажи ценных бумаг, а также доходы (дивиденды) по ценным бумагам;

Поступления в виде пожертвований на благотворительные цели.

Если платежи в иностранной валюте, поступившие от резидентов, производятся за счет средств, оставшихся после обязательной продажи части экспортной выручки (средства на текущих валютных счетах предприятии), то такие суммы не подлежат обязательной продаже. Также не подлежат

продаже средства в иностранной валюте, купленные на внутреннем валютном рынке РФ.

Законодательством выделен вопрос об экспортной

валютной выручке, поступающей на транзитные валютные

счета российских посреднических внешнеэкономических

организаций в пользу предприятий, не являющихся

резидентами РФ (включая предприятия других государств

СНГ). Такие поступления перечисляются по поручениям этих

посреднических организаций (без обязательной продажи

части выручки) с их транзитных валютных счетов на

валютные счета указанных предприятий, но за вычетом

комиссионного вознаграждения, начисленного

посредническими организациями в свою пользу.

Российская турфирма может получать на свой валютный счет валюту по оплате услуг въездного туризма в виде комиссионных и агентских вознаграждений при оказании услуг иностранным организациям и физическим лицам нерезидентам.

Вся сумма валютной выручки, полученная организацией, зачисляется на транзитный валютный счет, а банк направляет организации соответствующее извещение.

С 01.01.2007 отменено требование об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

Пример

ООО «Турэкспресс» получило выручку от иностранного партнера в размере 10 000 долл. США и решило ее перевести в рубли. До момента продажи валюты ООО «Турэкспресс» оплатило комиссионные сборы в пользу уполномоченного банка за проведение платежей с транзитного валютного счета в размере 500 долл. США.

С учетом понесенных расходов продаже подлежит сумма:
(10 000 USD - 500 USD) x 25% = 2 375 USD.

Внимание: типовой формы бланка заявления на продажу валюты нет. Поэтому банки разрабатывают его самостоятельно.

Иностранная валюта учитывается на счете 52 «Валютные счета».

К нему открываются два субсчета:
52-1 «Валютные счета внутри страны»;
52-2 «Валютные счета за рубежом».

Продажа валюты отражается с использованием субсчетов второго порядка:
52-1-1 «Текущий валютный счет»;
52-1-2 «Транзитный валютный счет»;
52-1-3 «Специальный транзитный валютный счет».

Полученная от иностранного покупателя валюта зачисляется на транзитный валютный счет. При этом делается проводка:
Дебет 52-1-2 Кредит 62- - поступила валютная выручка на транзитный валютный счет.
Сумма валюты, предназначенная для продажи, списывается в дебет счета 57 «Переводы в пути»:
Дебет 57 Кредит 52-1-2 - направлена на продажу валюта.
Рублевые средства, полученные от продажи валюты, отражаются в учете записью:
Дебет 51 Кредит 76 - зачислены на расчетный счет деньги от продажи валюты.
Дебет 76 Кредит 91-1 - отражен прочий доход от продажи валюты.
Проданная банком валюта списывается проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 57 - списана проданная валюта.
Все расходы, связанные с продажей валюты, списываются в дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы».

Внимание: Убыток от продажи валюты уменьшает облагаемую налогом прибыль (пп.6, 15 п.1 ст.265 НК РФ ч.2.(2)).

Пример

16 марта 2009 г. на транзитный валютный счет ООО «Турэкспресс» в банке поступила валютная выручка в сумме 10 000 USD. В этот же день «Турэкспресс» направил банку поручение на продажу части поступившей выручки (2 500 USD) и на зачисление оставшейся суммы на текущий валютный счет. Банк продал валюту по курсу 29 руб./ USD Курс доллара США, установленный ЦБ России надень поступления валюты на транзитный валютный счет, а также надень ее продажи и зачисления остатков на текущий валютный счет, составил 28 руб./ USD. За проведение операции банк списал с расчетного счета ООО «Турэкспресс» 1000 рублей.

В учете необходимо отразить следующие проводки:

п /п

Корреспонденция счетов

Сумма (рубли)

Дебет

Кредит

поступила валютная выручка на транзитный счет

280 000 (10 000 USD х 28 руб.)

часть валютной выручки направлена на продажу

70 000 (2 500 USD х 28 руб.)

денежные средства от обязательной продажи валютной выручки зачислены на расчетный счет

72 500 (2 500 USD х 29 руб.)

списана проданная валюта

удержано банком комиссионное вознаграждение

Отражен прочий доход от продажи валюты

7250 0 (2 500 USD х 29 руб.)

валюта, оставшаяся после продажи, зачислена на текущий валютный счет

210 000 (10 000 USD – 2 500 USD) х 28 руб.)

Налоговый консультант

Экспорт товаров (работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности) сопровождается контролем государства за поступлением валютной выручки на счета экспортеров.

Изменение нормативных положений

Основными документами, регулирующими указанные операции в настоящий момент являются:

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Закона N 3615-1),

Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (далее Инструкция № 86-И),

Инструкция ЦБР от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее Инструкция № 7) и др.

В части контроля за валютной выручкой произошли в последнее время три изменения, о которых мы хотели рассказать нашим читателям.

Во-первых, Правительство РФ утвердило Правила выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности. Правила утверждены постановлением от 24.09.02 N 699 "О порядке выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)". Зачем нужно оформление этого разрешения?

Переводы в РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) на срок не более 90 дней осуществляются без ограничений, то есть без особого разрешения (ст. 1 Закона N 3615-1).

Если выручка в этот срок не поступает, необходимо получить отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). Предоставление такой отсрочки отнесено к операциям, связанным с движением капитала, а значит, требует соответствующего разрешения.

Под сроком платежа в постановлении N 699 понимается интервал от даты пересечения товарами границы России до даты зачисления на банковский счет всей выручки от экспорта. Если платеж укладывается в 90 дней, это текущая валютная операция. Более продолжительное ожидание денег - это уже «капитальная» валютная операция, на которую нее надо получать разрешение. Прежние разрешения, выдаваемые Центробанком, действуют до окончания указанных в них сроков или операций. Новые разрешения будут выдавать Минфин России и его территориальные органы. Если Вам придется это делать, внимательно ознакомьтесь с Инструкцией по организации работы по выдаче резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Она утвержденна приказом Минфина РФ от 21 октября 2002 г. N 100н.

Второе изменение - с 1 декабря 2002 г. действует новый порядок продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ. Он установлен Указанием ЦБР от 5 сентября 2002 г. N 1192-У "О порядке продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации".

Согласно этому указанию, у организации-резидента будет четыре способа обязательной продажи валютной выручки:

Через обслуживающий уполномоченный банк на межбанковских валютных биржах;

На внебиржевом межбанковском валютном рынке;

Центральному банку Российской Федерации;

Непосредственно обслуживающему уполномоченному банку.

Операция осуществляется по поручению клиента через обслуживающий уполномоченный банк.

До появления этого документа валюту можно было продавать только на лицензированных ЦБ РФ межбанковских валютных биржах. А такой биржей с 1998 года являлась только Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Наличие биржи-монополиста вело к возникновению убытков у предприятий, продающих валютную выручку. Приходилось платить биржевую комиссию, валютный курс на ММВБ был невыгодным.

Теперь у резидентов есть право выбора, через кого осуществить продажу обязательной части валютной выручки.

В-третьих, Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 192-ФЗ "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" внес изменения в Закон N 3615-1. Эти изменения позволяют резидентам направлять часть валютной выручки на погашение кредитов, полученных от нерезидентов, на счета в банках за пределами территории РФ. При этом нерезиденты должны являться агентами правительств государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития, а резиденты должны иметь соответствующее разрешение ЦБ РФ. При соблюдении этих условий резиденты освобождаются от обязательной продажи валютной выручки от экспорта в пределах суммы, необходимой для исполнения их обязательств по этим кредитным соглашениям.

Кроме того, хотелось бы проинформировать читателя о возможных переменах в валютном законодательстве. Работа над подготовкой новой редакции Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", заканчивается. В настоящее время Правительство готовит его для внесения в Государственную Думу.

В общих чертах охарактеризуем новую редакцию Закона, имеющую отношение к валютной выручке.

Планируется отменить полностью валютное регулирование в 2007 г.

Валютные операции между резидентами по-прежнему не разрешаются. Исключения из этого правила будут прямо поименованы в закрытом перечне.

Увеличивается срок внешнеэкономических операций, разграничивающий текущие и капитальные операции. Под текущими (в случае введения закона) будут приниматься операции сроком до 180 дней вместо 90 дней, установленных в настоящий момент в Законе. Планируется закрытый перечень операций движения капитала, на совершение которых требуется разрешение Центрального банка или Правительства РФ.
Базовый срок репатриации валютной выручки составит 180 дней, по машинно-технологическому экспорту - 3 года, по строительным работам - 5 лет.

В законопроекте закрепляется норматив обязательной продажи валютной выручки в размере 30 % без возможности его дальнейшего снижения Центробанком. Сейчас норматив обязательной продажи составляет 50 %.

Будет определен объект обязательной продажи валютной выручки и перечень сумм, которые в него не включаются. В объект не будут входить суммы в иностранной валюте, предусматривающие передачу эмиссионных ценных бумаг.

Обязательная продажа валютной выручки будет осуществляться на основании распоряжения резидента не позднее чем через семь дней со дня поступления на счет в уполномоченном банке. Если такое распоряжение не поступит, то продажа будет осуществляться в течение трех последующих дней.

В законопроекте перечислены расходы и иные платежи, учитываемые для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки. Это уплата вывозных таможенных пошлин, таможенных сборов, транспортировки, страхования и экспедирования грузов.

А теперь напомним ныне действующие правила документального оформления и учета валютной выручки.

Оформление документов для получения валютной выручки

Если Ваша организация-резидент заключила экспортный контракт на реализацию товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности, Вы получите валютную выручку.

Для этого необходимо правильно оформить соответствующие документы.

Для получения валюты необходимо иметь валютный счет в обслуживающем Вас банке. Банк на основании договора банковского валютного счета открывает:

Текущий валютный счет;

Транзитный валютный счет;

Специальный транзитный валютный счет.

Об открытии каждого из них необходимо уведомить налоговую инспекцию в течение 10 дней (ст.23 НК РФ). Если вы не выполните это требование, ваша организация может быть оштрафована на 5 000 рублей (ст.118 НК РФ). За это же нарушение на руководителя вашей организации может быть наложен административный штраф от 1 000 до 2 000 рублей (ст.15.4 КоАП РФ).

Требование о направлении отдельного уведомления по каждому счету приведено в письме МНС от 1 февраля 2002 г. N 14-3-04/218-Г530. Это требование спорно, ведь транзитный счет открывается параллельно текущему, без просьбы организации. Но во избежание разногласий с налоговой инспекцией, лучше сообщить об открытии 3 счетов. Если у вас есть филиалы, то сообщение об открытии счета в любом из них нужно посылать в налоговые инспекции по месту нахождения филиала и головного офиса.

После подписания контракта (договора) между Вами - российским хозяйствующим субъектом (резидентом)- и иностранным заказчиком (нерезидентом), Вы обязаны представить его оригинал или заверенную копию в банк, в который будет поступать выручка.

Выручка должна поступить на валютные счета в уполномоченных банках РФ. Это записано в Инструкции N 86-И. Для того, чтобы не возникало проблем с налоговыми органами, экспортная выручка должна поступать в банк, фактически находящийся на территории РФ.

Если экспортная выручка не будет зачислена на счет вашей организации в уполномоченном банке, на организацию может быть наложен штраф в размере незачисленной валютной выручки (ст.15.25 КоАП РФ).

Валютная выручка может не поступать на территорию России, такие случаи предусмотрены законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле. В этом случае представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки.

На основании представленного Вами внешнеторгового договора (контракта) банк оформляет (далее - ПС).

ПС - документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом на экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и/или валюте Российской Федерации. Согласно требованиям валютного законодательства российский экспортер по каждому заключенному контракту оформляет отдельный ПС. Он оформляется в 2 экземплярах и подписывается банком. С момента его подписания банк принимает данный контракт на расчетное обслуживание и выполняет функции агента валютного контроля за поступлением выручки по этому контракту.

Банк может отказать с подписании ПС по следующим причинам:

Несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в ПС;

Несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации;

Оформление ПС с нарушением установленных требований;

Отсутствие в контракте условий, предусматривающих поступление выручки на счет экспортера в банке;

Представление в банк контракта, составленного на иностранном языке, при отсутствии его перевода на русский язык;

Непредставление экспортером в банк копии необходимого в установленных случаях специального разрешения.

При отказе в подписании ПС банк возвращает экспортеру представленные документы.

Если в дальнейшем в контракт вносятся изменения или дополнения, затрагивающие сведения, указанные в ПС, экспортер представляет в банк, подписавший ПС по данному контракту, оригиналы (заверенные копии) изменений и/или дополнений к контракту; копии разрешений, полученных экспортером в установленном порядке.

После подписания ПС банк в течение 5-ти календарных дней формирует его электронную копию и ведомость. Эти документы служат для учета операций, связанных с поступлением в пользу экспортера денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации.

После заверения ПС его первый его экземпляр с контрактом возвращаются экспортеру. Второй экземпляр остается в банке и служит для открытия досье. Досье - это подборка документов по каждому ПС.

Экспортер, осуществляя таможенное оформление экспортируемых товаров, обязан одновременно с представлением грузовой таможенной декларации (ГТД) представить в таможенный орган ксерокопию с хранящегося у него оригинала ПС.

Таможенные органы проверяют соответствие сведений, содержащихся в ПС, сведениям в ГТД, условиям контракта, соответствие оттиска печати банка на ксерокопии паспорта сделки образцу оттиска печати, содержащегося в карточке образцов оттисков печатей банка, используемых для целей валютного контроля.

При отсутствии расхождений в документах и при выполнении всех иных требований таможенного законодательства РФ должностное лицо таможенного органа ставит подпись на ксерокопии паспорта сделки и заверяет ее своей личной номерной печатью.

После принятия решения о выпуске товаров экспортер в течение 15-ти календарных дней представляет в банк копию ГТД для помещения в досье.

Таможенный орган формирует учетные карточки движения товаров, которые также отправляются в банк и подшиваются в досье. Учетная карточка таможенно-банковского контроля - документ валютного контроля, составленный по установленной форме и содержащий необходимые для осуществления валютного контроля сведения об экспортируемом по контракту товаре из ГТД, а также сведения о поступлениях выручки.

Таким образом, в банке в досье должны быть следующие документы:

Оригинал паспорта сделки;

Копия контракта;

Учетные карточки;

Копия ГТД;

Поручения на продажу части валютной выручки;

Оригинал разрешения Банка России (если необходимо);

Иные документы, заполняемые банком или поступающие в банк.

При поступлении денежных средств на счет экспортера от нерезидента банк не позднее следующего рабочего дня информирует об этом экспортера.

Экспортер в срок не более семи календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его рублевый и/или транзитный валютный счет, обязан в порядке, установленном банком, предоставить ему информацию:

О номере и дате ПС, по которому поступили денежные средства;

О виде полученного платежа с указанием сумм по каждому коду вида платежа;

О распределении суммы полученной выручки по произведенным в рамках ПС отгрузкам, подтвержденным соответствующими учетными карточками и/или ГТД.

Если выручка получена в иностранной валюте, то 50% ее в обязательном порядке должно быть продано. Это требование установлено в п.5 ст.6 Закона N 3615-1. Обязательная продажа осуществляется через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к рублю на внутреннем валютном рынке Российской Федерации не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления валютной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым ЦБР. В начале статьи мы отметили изменения в данном порядке, установленные ЦБР.

50% валютной выручки, оставшиеся после обязательной продажи валюты, Вы можете хранить на своем валютном счете либо продать в добровольном порядке после зачисления этих средств на текущий валютный счет.

До того, как Вы осуществили обязательную продажу части валютной выручки, Вы можете произвести ряд платежей в валюте. Это разрешено п. 8 Инструкции N 7 .

Например, валютой, поступившей на транзитный счет, можно оплатить:

Транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

Экспортные таможенные пошлины в иностранной валюте, а также оплату таможенных процедур;

Комиссионные вознаграждения в пользу уполномоченных банков за осуществление с транзитных валютных счетов платежей

Начисленное в пользу посреднических организаций комиссионное вознаграждение по экспортным контрактам.

Таким образом, сумму выручки, подлежащую обязательной продаже, можно уменьшить.

Пример 1.

Организация получила на свой транзитный счет 000 $. За перевозку экспортного груза зарубежному партнеру необходимо оплатить 2 000 $. Организация перечисляет эту сумму со своего транзитного валютного счета еще до того, как продало часть валютной выручки.

Организация обязана продать на внутреннем валютном рынке с учетом данной операции 39000 $ ((80 000 $ - 2000 $) х 50%).

Банк зачисляет всю поступившую экспортную выручку на транзитный валютный счет организации. Для продажи валюты Вам следует оформить и представить в банк "Поручение на обязательную продажу валюты". Это типовой бланк, форма которого приведена в приложении 2 к Инструкции N 7. Поручение на обязательную продажу валюты оформляется в одном экземпляре и подписывается главным бухгалтером и руководителем организации.

Типового бланка поручения на добровольную продажу валюты нет. Его форму каждый банк разрабатывает самостоятельно с учетом формы бланка обязательной продажи валюты.

Если такое поручение в течение установленного срока от Вас не поступит, банк самостоятельно продаст часть валютной выручки.

Учет поступления валютной выручки

Рассмотрим на конкретном примере операций по обязательной продаже валютной выручки.

Пример 2.

Организация за проданные за рубежом товары получила экспортную валютную выручку на транзитный валютный счет в размере 50 000 $.

На следующий день организация продает банку 50% выручки (25 000$), а оставшиеся деньги поручает перечислить на текущий валютный счет.

Обязательная продажа валюты производится обслуживающим банком по курсу 31,50 руб./ $.

Курс ЦБ на дату поступления выручки на транзитный счет составил 31,5150 руб. за 1$, на день ее продажи и зачисления остатков валютных средств на текущий валютный счет, составил 31,5700. Кредит субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит

- 789 250 руб. (25 000 $ х 31,5700 руб/$) - списана стоимость проданной валюты .

Если банк взимает комиссию за осуществление данной операции, ее отражают в составе операционных расходов (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н):

- на сумму банковской комиссии от обязательной продажи валютной выручки.

Банковская комиссия не должна превышать 1,3 процента от суммы продаваемой иностранной валюты, включая расходы по выплате комиссионного вознаграждения межбанковским валютным биржам. Это установлено п. 9 Инструкции N 7. А. письмом ЦБР от 5 апреля 1994 г. N 84 разъяснено, что оплата комиссионного вознаграждения по операциям уполномоченных банков, связанным с обязательной продажей части экспортной валютной выручки непосредственно на внутреннем валютном рынке России, должна производиться с текущих валютных счетов предприятий.

- 1 000 руб. (787 500 + 2750 - 789 250) - в конце месяца определен финансовый результат (доход).

Для целей исчисления налога на прибыль налоговая база может быть уменьшена на отрицательную курсовую разницу и увеличена на положительную курсовую разницу (подп.5 п.1 ст.265 и п.11 ст.250 НК РФ). В нашем случае базу следует увеличить на 2750 руб.

Банк покупает валюту, как правило, по курсу, который ниже официального курса Центробанка. Получившуюся из-за этого разницу организация может отнести к внереализационным расходам и исключить из своей прибыли на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

В нашем случае разница составит 1750 руб. (789250-787500).Общий финансовый результат – внереализационный доход 1 000 руб. доход.

Вознаграждение банка в целях налогообложения организация вправе отнести к внереализационным расходам (подп.16 п.1 ст.265 НК РФ).

Нормы гражданского права выражены в различных правовых формах, которые в юридической науке получили название "источники гражданского права". Понятие "источники права" впервые ввел более двух тысяч лет назад Тит Ливий в своей "Римской истории".В настоящее время в современной российской правовой науке термин "источники права " используется в значении внешней формы объективации, выражения права или нормативной государственной воли.Источники ГП представляют собой систему его внешних форм, в которых содержатся гражданско-правовые нормы.Гражданское законодательство в соответствии с п.2 ст. 3 ГК - это ГК РФ и принятые в соответствии с ним иные ФЗ, осуществляющие регулирование в гражданско-правовой сфере.НОРМАТИВНЫЙ АКТ - акт компетентного органа государственной власти, которым устанавливаются нормы права.

Согласно Конституции РФ и ГК различают следующие источники отечественного гражданского права:

· Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила МД (ст. 7 ГК).

Статья 15 Конституции не устанавливает приоритета "общепризнанных принципов и норм МД" по отношению к противоречащим им нормам внутреннего права. Общепризнанные принципы и нормы международного права подлежат применению в РФ в порядке, установленном ч. 4 ст. 15 Конституции, при условии признания их компетентными органами гос.

· Конституция Российской Федерации и федеральные конституционные законы (ч. 2 ст. 4, ст. 15 Конституции РФ).

К признается основным законом с высшей юридической силой в рамках государства. К устанавливает главные принципы гражданского права и содержит нормы, относящиеся к основным институтам ГП, например, праву собственности (ст. ст. 8, 35, 36), праву занятия предпринимательской и иной экономической деятельностью (ст. 34), праву интеллектуальной собственности (ст. 44).

К должны соответствовать ФКЗ и другие нормативные правовые акты. ФКЗ принимаются только по вопросам, указанным К РФ.

· Гражданское законодательство:

Гражданский кодекс РФ (п. 2 ст. 3 ГК);

принятые в соответствии с ГК иные федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения (п. 2 ст. 3 ГК). Соответственно на всей территории нашей страны действует единое гражданское законодательство. Исключением является жилищное право, которое согласно п. "к" ст. 72 Конституции РФ отнесено к совместному ведению Российской Федерацией и ее субъектов, и в этой области при отсутствии федеральных законов могут приниматься нормативные акты субъектов Федерации

· Иные акты, содержащие нормы гражданского права:

указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК);

постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК);

акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права (п. 7 ст. 3 ГК).

· Обычаи делового оборота (ст. 5 ГК).

ОДО признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе. Под обычаями понимаются правила, сложившиеся в результате их длительного применения ввиду практической целесообразности и получившие признание в актах законодательства или решениях судов. Обычай в современных государствах, имеющих развитое законодательство, не играет большой роли и применяется преимущественно во внешнеэкономических отношениях. Однако в ряде норм ГК и некоторых актах законодательства РФ содержатся ссылки общего характера на обязательность обычая

· Акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей (пп. 2 п. 1 ст. 8 ГК).

· Локальные нормативные акты юридических лиц.

В систему источников права включаются также договоры, судебная и арбитражная практика.

В понятие судебной и арбитражной практики (судебные прецеденты) входят решения и определения "низовых" судов общей компетенции и арбитражных судов, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Исключительное место в этой системе занимают акты Конституционного Суда РФ.

· Нормы морали. Близкие по своей природе обычаям нормы морали, выражающие нравственные представления и оценки основных слоев общества, источником гражданского права не являются, хотя и лежат в основе многих его понятий. Нормы морали влекут правовые последствия только при наличии о том прямого указания в актах законодательства. Например, в силу ст. 169 ГК недействительными (ничтожными) являются сделки, противные по своей цели не только основам правопорядка, но и нравственности.
Кроме того, начала морали и нравственности важны для применения норм гражданского права. В ряде статей ГК об этом содержатся прямые указания как общего характера (п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 6), так и применительно к отдельным группам гражданских правоотношений (п. 2 ст. 1101). Особое значение нормы морали имеют при возмещении вреда, причиненного личности, а также компенсации морального вреда (ст. 151 ГК).


Ученые давно определили тот факт, что общественные отношения возникают абсолютно во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Потому что все люди являются сугубо социальными существами. Это значит, что ни один из жителей планеты Земля не может существовать вне общества. Однако общественные отношения наделены массовостью, то есть они имеются везде. Это говорит о том, что общественные отношения нуждаются в регулировании. Без него человечество не сможет двигаться в своем развитии. Помимо того, регулирование общественных отношений позволяет добиться режима законности и правопорядка.

Но представленные категории не являются единственными сферами, где требуется строгая координация. Ведь вся человеческая жизнь поделена на две сферы: публичную и приватную. Регулирование публичной отрасли реализуется органами государственной власти. Потому что публичная сфера – это область непосредственного взаимодействия человека и страны. Что касается приватного сектора, то он характеризует взаимодействие людей друг с другом. На протяжении многих столетий приватная отрасль регулирования развивалась по собственным законам. Это привело к тому, что на сегодняшний день она контролируется гражданским правом, об особенностях которого пойдет речь далее в статье.

Гражданское право: понятие отрасли

Прежде чем анализировать источники гражданского права, а также его характерные черты, необходимо выделить понятие этой отрасли. Многие столетия юристы-практики не могли прийти к согласию по поводу вопроса, чем же все-таки является гражданское право. Однако, вследствие долгих теоретических осмыслений все-таки было найдено наиболее «классическое» понятие. Согласно ему, гражданское право – это совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения имущественного и неимущественного характера, а также связанные с ними правомочия. При этом данная отрасль характеризуется набором специфических принципов, которые обусловливают её неповторимую особенность. Понятие и виды источников гражданского права во многом обусловливают и подтверждают специфику этой сферы регулирования, о чем будет рассказано далее в статье.

История гражданского права

Основные источники гражданского права, а также принципы и предмет гражданской отрасли формировались на протяжении длительного периода времени. Поэтому история развития отрасли в целом является достаточно интересной по своей сути. Изначально гражданско-правовые отношения зародились в Древнем Риме. Юридическая отрасль того времени сформировалась путем соединения судебной практики чиновников, магистратов и обычного права. Магистраты, как правило, разрешали возникающие между гражданами Рима споры на основе обычаев. Позднее эти нормы стали регламентироваться в специальных актах, таких как свод законов XII таблиц, кодификация Юстиниана и т. п.

С развалом Римской империи и разрушением Рима представленная в статье отрасль начинает пробираться вглубь Европы. Люди того времени осознали, что придуманная римскими юристами система регулирования частных отношений является эффективной и крайне надежной, а это значит, её не следует менять. Сегодня некоторые классические институты римского частного права все еще живы в современных отраслях. Многие обыденные формы взаимодействия в частной сфере (купля-продажа, подряд, заем и т. д.) используются гражданами, которые даже не знают их богатой истории.

Помимо того, в современном мире гражданская отрасль подразделилась на более мелкие элементы, а внутри неё появились совершенно новые институты, которые до этого были лишь «юридической утопией». Тем не менее источники гражданского права и его принципы в большей части являются наследием римской правовой системы.

Предмет гражданской отрасли

Гражданское право, предмет и источники которого неразрывно связаны между собой, необходимо изначально анализировать через призму первой категории. Ведь что, по сути, собой представляет предмет? Это тот круг общественных отношений, который фактически регулируется данной отраслью. Как правило, предмет характеризуется трехэлементной системой. В неё входят:

  • отношения имущественного характера;
  • личные неимущественные отношения, связанные с отношениями имущественного характера;
  • личные неимущественные отношения, не связанные непосредственно с имущественными.

Три представленных категории как раз и являются тем кругом вопросов, который входит в сферу регулирования гражданской отрасли. Помимо того, имущественные отношения подразделяются на более мелкие составляющие. В теории гражданского права они включают в себя следующие элементы: отношения вещные и обязательственные.

Характеристика личных неимущественных прав

Как уже было указанно ранее, личные неимущественные отношения могут быть связаны или не связаны с имущественными. В первом случае правомочия возникают по поводу тех объектов права, которые можно использовать непосредственно, то есть человек может на них фактически влиять. Когда мы говорим об отношениях, не связанных с имущественными, то в данном случае подразумевается круг правомочий по поводу нематериальных благ. Примером являются права людей на свободу, неприкасаемость чести и достоинства и т. п.

Характеристика состава предмета гражданской отрасли

Ранее мы уже указали, что ядром гражданского права являются имущественные отношения, то есть те, которые возникают по поводу деятельности, где затрагиваются различные материальные блага, вещи, услуги, работы и т. п. Иными словами, имущественными отношениями называются отношения, непосредственно связанные с переходом объектов материального мира от одного лица к другому. Что касается личных неимущественных отношений, то они должны отвечать некоторым характеристикам, дабы быть объектом гражданского права, например:

Источники гражданского права во многом обусловлены предметом данной отрасли, о чем пойдет речь далее. C их помощью многие нормы фактически реализуются в реальной жизни.

Источники гражданского права РФ

В теории государства и права под словосочетанием «источники» многие ученые понимают внешнюю форму выражения правовой отрасли. Тем не менее такая трактовка не является абсолютно верной. Существует ряд ученых, которые выдвигают мнение о том, что источник – это не только внешнее проявление, но еще и точка, из которой фактически исходит право. То есть из них появляется, по сути, каждая в отдельности отрасль. Таким образом, источниками гражданского права являются официальные формы проявления, документы, где фактически существуют создающие отрасль нормы. Конечно, такой вывод можно оспорить, однако он является наиболее верным с точки зрения здравого взгляда на гражданский блок.

Система источников гражданского права

Источники частной отрасли существуют в единой совокупной системе, элементы которой являются не только частью структуры, но еще и создают определенного рода иерархию. Подобная структурированность обусловлена особенностями правовой системы Российской Федерации, а также спецификой романо-германской семьи, в которую входит РФ.

Таким образом, учитывая все выше представленные моменты, можно выделить следующие виды источников гражданского права:

  1. Международные нормативно-правовые акты считаются наивысшим источником, если судить по юридической силе. Потому что Россия является на сегодняшний день участником многих международных договоров, которые регулируют различные частные отношения. Примером тому является договор ТРИПС (соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность). Помимо того, международное сотрудничество играет важную роль в экономике РФ. А для того чтобы эта сфера отношений процветала, необходимо дать возможность иностранным гражданам и предприятиям вести свою деятельность на территории России. Таким образом, нормы международного права являются ключевым и наивысшим источником гражданской отрасли.
  2. Сразу после международных норм основным источником можно назвать Конституцию Российской Федерации . Этот документ является основой правовой системы РФ в целом. Помимо того, в нем представлено большое количество принципов данной отрасли. Вдобавок именно Конституция дает возможность реализовывать людям основные права в частной сфере жизнедеятельности.
  3. Источники российского гражданского права нашли свое проявление не только в международных актах и конституции. В большей части они представлены в актах гражданского законодательства . Юридическая учебная литература предоставляет следующее определение гражданского законодательства. Это совокупность правовых актов национальной системы права, которые регулируют частноправовые общественные отношения. Ядром законодательной системы в данной сфере является Гражданский кодекс Российской Федерации, а также иные законы, регулирующие подобные вопросы. Что касается первого нормативного акта, то он имеет массу характерных особенностей, о которых пойдет речь далее в статье.
  4. Подзаконные акты – это источники гражданского права России, которые создаются органами власти в процессе их постоянной деятельности. Они ниже по своей юридической силе законов, однако для решения оперативных проблем подходят отлично. Основными органами власти, которые принимают подзаконные нормативные акты, является президент РФ, правительство РФ, а также отдельные ведомства и министерства.
  5. Большое значение в процессе регулирования гражданских отношений играют обычаи делового оборота . Этот источник гражданского права является банальной нормой, которая была санкционирована благодаря своей актуальности и давности применения. Но обычаи делового оборота, как правило, применяются только в предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что обычай должен отвечать некоторым правилам, чтобы его признали таковым. К подобным правилам можно отнести следующие, например:


Все эти особенности характеризуют обычай. Если хотя бы одному из перечисленных пунктов он не отвечает, то санкционировать его невозможно. В западных государствах распространен такой источник гражданского права, как судебный прецедент. Однако в странах романо-германской правовой семьи он не нашел столь яркого применения. Учитывая все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что гражданское право, понятие, предмет, источники которого представлены в данной статье, во многом основано на законодательных актах национальной системы, одним из которых является ГК.

Но существуют случаи, когда представленные формы выражения отрасли причисляют к иным юридическим сферам. Например, источники гражданского процессуального права достаточно часто причисляют к одноименной материальной отрасли. Подобные заблуждения во многом обманывают обычных граждан, которые не знакомы с юриспруденцией. По сути, вследствие ложной информации они не могут должным образом ознакомиться с положениями гражданского права и его формами официального выражения. Таким образом, источники гражданского процессуального права ни в коем случае нельзя причислять к иным правовым отраслям.

Особенности Гражданского кодекса Российской Федерации

Данный нормативный акт был введен в непосредственное действие в 1995 году, а именно 3 января. Этот документ имеет юридическую силу закона. В нем собраны нормы, регламентирующие различные гражданско-правовые институты. Также ГК содержит описание объектного и субъектного состава данной правовой отрасли. Часть первая представленного нормативного акта содержит описание наиболее известных правовых режимов, а также особенностей их появления и изменения. Вторая часть – это сборник конкретных институтов. К примеру, во второй части содержатся сведения о купле-продаже, подряде, аренде и т. д.

С точки зрения научной юриспруденции достаточно большой интерес представляет гражданско-правовая характеристика статуса физического и юридического лица. Согласно особенностям данной отрасли, физические и юридические лица могут реализовать свои права посредством сделок и иных отраслевых институтов.

Гражданский кодекс и экономика

Источники гражданского права и отрасль в целом имеют большое значение для экономики Российской Федерации. Ведь именно с помощью этой сферы регулирования общественных отношений люди реализуют свои интересы в финансовой сфере, тем самым внося большой вклад в национальную экономику. На сегодняшний день можно выделить следующие позитивные моменты, которые, по сути, исходят от ГК:

  • начала гражданского оборота воплощены в ГК;
  • в этом законодательном акте воплощены основные понятия, статусы и правовые режимы;
  • ГК определяет состав и количество регулируемых правоотношений;
  • устанавливаются ключевые положения взаимодействия гражданского и иного рода законодательства;
  • такие понятия рыночной экономики, как «товарищество», «общество», определены в ГК;
  • обычаи делового оборота полностью воплощены в этом акте;
  • в содержании ГК можно выявить точки соприкосновения российского и зарубежного гражданского законодательства.

Таким образом, Гражданский кодекс - не просто основной акт в частноправовой сфере, но он также играет весомую роль в национальной юридической и экономической системе. Поэтому ученые постоянно модернизируют этот закон, дабы привести его положения в наиболее приемлемый вид.

Принципы гражданского права

Ранее в статье мы достаточно часто употребляли термин «принципы гражданского права». Наряду с источниками, эта категория играет важную роль. По сути, на принципах строится вся отрасль. Основными принципами являются следующие:

  • равенство участников отношений;
  • неприкосновенность собственности;
  • недопустимость государственного вмешательства;
  • свобода договора;
  • гарантирование защиты всех нарушенных прав.

Представленные принципы, как уже указывалось ранее, являются основой частной сферы правоотношений. С их помощью можно объяснить многие феномены гражданского права. Помимо того, данные принципы содержатся не только в отраслевом акте, но также и в других НПА, например конституции.

Заключение

Итак, в статье мы объяснили понятие и виды источников гражданского права, а также попытались детально проанализировать эту отрасль целиком. Многие особенности этой сферы все еще нуждаются в большом количестве теоретических доработок, чтобы юристы-практики могли реализовать отраслевые нормы более эффективно и действенно. Понятие и источники гражданского права в данном случае помогают им разрабатывать грамотные механизмы координирования соответствующих общественных отношений.



Просмотров