Несоблюдение условий контракта (примеры несоблюдения, последствия). Увольнение военнослужащего по несоблюдению условий контракта Несоблюдение условий контракта военнослужащим последствия

Чтобы стать военнослужащим необходимо подписать контракт на службу в Вооруженных силах России. Такой контракт подписывают как рядовые, так и офицеры, по окончанию высшего учебного заведения. По сути контракт это аналог трудового договора в гражданской жизни. Только вот условий и ограничений в нем больше, и разорвать его значительно сложнее. Несоблюдение условий контракта ведет к негативным последствиям для военнослужащего, вплоть до увольнения из рядов ВС. Но нарушить контракт может не только контрактник, но и его командование. В этой ситуации он может отстаивать свои права и даже дойти до суда. Рассмотрим ситуацию подробнее с обеих сторон.

Несоблюдение условий контракта военнослужащими

Подписывая контракт на военную службу гражданин становится военнослужащим и принимает на себя обязательства, в силу статьи 36 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе". С этого момента он обязан исполнять должностные обязанности, установленные воинскими уставами, выполнять все приказы, распоряжения или задачи, отданные или поставленные командирами (начальниками). Это значит, что контрактник, в первую очередь, обязан соблюдать требования Уставов и законов, регулирующих службу в ВС, а также неукоснительно выполнять приказы, кроме незаконных. Все остальное, с его стороны будет являться несоблюдением условий контракта.

К примеру, Верховный суд РФ рассматривал дело об увольнении из рядов вооруженных сил РФ военнослужащего, который отказался убыть в длительную служебную командировку, мотивируя это тем, что такая командировка является несоблюдением условий контракта со стороны командования, поскольку в контракте прописано, что он будет проходить службу в определенной воинской части. Но суд принял сторону командиров и указал, что в контракте указано, что сержант будет проходить службу и числится в кадрах определенной воинской части, что само по себе не исключает не только направление служащего в ней личного состава в служебные командировки, но и полную передислокацию подразделения при такой необходимости. Таким образом, отказ ехать в командировку является нарушением требований законодательства, а значит - несоблюдением условий контракта. Военнослужащий был уволен, и его выслуга лет пропала.

Еще одним примером несоблюдения условий контракта можно назвать выезд военнослужащего за пределы России, без разрешения командования. Многие считают, что о поездках в Казахстан или, к примеру, в Республику Белоруссию нет необходимости писать рапорт командиру. И могут посетить родственников или друзей в отпуске или на праздники. Однако, это заблуждение нередко приводит к дисциплинарным взысканиям и даже увольнениям за несоблюдение условий контракта.

Несоблюдение условий контракта командованием и Министерством обороны

Несоблюдение условий контракта возможно не только со стороны самих военнослужащих, но и со стороны их командования, так как документ является двухсторонним. Но если самим военным обычно вменяется неисполнение приказов или нарушение дисциплины, то командиры могут нарушить не только контракт, но и права своих подчиненных. Чаще всего это происходит, когда военнослужащих необоснованно лишают надбавок и премий, а также не предоставляют им положенный дополнительный отдых или его компенсацию.

В этом случае, для восстановления своих прав военнослужащим приходится обращаться за поддержкой в прокуратуру или в суд. Однако, сперва необходимо постараться уладить ситуацию внутри части. В частности, подать рапорт с перечислением нарушений условий контракта со ссылками на его пункты и требованиями их устранить. Важно помнить, что в связи с систематическими нарушениями и невыполнением условий контракта со стороны командования, военнослужащий имеет право просить о расторжении контракта и увольнении в установленном порядке в связи с невыполнением условий контракта со стороны Минобороны РФ. При этом, до момента вынесения окончательного решения, на службу следует ходить и все свои обязанности выполнять в соответствии с контрактом.

Последствия несоблюдения условий контракта

Что может сделать командование, если военнослужащий допустил несоблюдение условий контракта? Как минимум, применить к нему дисциплинарное взыскание, а как максимум досрочно расторгнуть контракт и уволить из рядов ВС РФ. Все зависит от тяжести совершенного нарушения.

Но нужно помнить, что Конституционный Суд РФ рассматривал законность увольнения по подобным обстоятельствам и пришел в Постановлении от 21 марта 2013 года к выводу, что нормы статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не противоречат Конституции РФ, когда допускают досрочное увольнение с военной службы контрактников, в связи с невыполнением ими условий контракта о прохождении военной службы за совершение различных дисциплинарных проступков. В частности, в случае привлечения военнослужащего к уголовной ответственности или наложении на него штрафа.

Для того, чтобы увольнение было законным и обоснованным по данному основанию аттестационная комиссия должна в установленном порядке провести аттестацию военнослужащего, и придти к выводам, что он перестал удовлетворять требованиям российского законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые определены в условиях контракта и предъявляются к военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту. При этом комиссия обязана учитывать характер совершенных этим контрактником дисциплинарных проступков, особенно, совершенных ранее, за которые он уже привлекался к дисциплинарной ответственности. Учитываются все неснятые взыскания, а также абсолютно все юридически значимые обстоятельства и специфика служебных обязанностей этого военнослужащего.

Суд допустил возможность увольнения со службы в связи с несоблюдением условий контракта военнослужащих, осужденных за совершение преступлений к наказаниям, не связанным с лишением свободы, а также лишения таких лиц воинского звания только в течение определенного срока, а именно до момента юридического погашения или снятия судимости, либо снятия последнего из наложенных на военнослужащего дисциплинарного взыскания.

В обычной жизни отношения между наемными сотрудниками и работодателями строятся на трудовом законодательстве. Что касается военнослужащих, то условия их контракта, заключенного с военным ведомством, имеют свои особенности. Если какие-то пункты документа нарушаются, появляется реальная угроза увольнения. Каковы его причины, порядок оформления, последствия, описаны ниже.

Причины увольнения по нарушению условий контракта

Возможность прекратить контракт досрочно предусмотрена Военным законодательством . Увольнение происходит, в том числе, и при нарушении пунктов документа. Но такая возможность вступает в силу только при серьезных отступлениях от правовых норм. К таковым относятся:

  1. Совершение дисциплинарной провинности.
  2. Действия, которые подвергаются наказанию либо уголовному, либо административному.

Важно! Чтобы уволить военнослужащего за нарушение условий контракта (НУК) и при этом не нарушить закон, необходимо зафиксировать все совершенные им проступки документально.

Особенности увольнения за дисциплинарный проступок

Досрочное расторжение контракта становится реальным, когда военнослужащий совершает дисциплинарное нарушение. В Ст. 28.5 Закона 76-ФЗ содержатся обстоятельства, которые являются основанием для применения взыскания.

Чтобы командир принял решение об увольнении за НУК, достаточно:

  • одного грубого нарушения Дисциплинарного устава;
  • совершить проступок не впервые – иметь несколько неснятых (действующих) взысканий за предыдущие провинности.

За один и тот же дисциплинарный проступок нельзя привлекать военного к ответственности во второй раз. Это означает, что если тот допустил нарушение и получил за это взыскание, то в последующем такое деяние не может служить основанием для увольнения.

Важно! Законодательно установлены обстоятельства, смягчающие или отягощающие дисциплинарную ответственность.

Какие поступки считаются нарушением контракта

Возможные действия военнослужащего, за которые с ним разорвут контракт, таковы:

№ п/п Непозволительные действия
1. Несоблюдение правил обращения с взрывоопасными предметами: боеприпасами, взрывчаткой
2. Порча военного имущества
3. Нахождение на службе в нетрезвом состоянии. Отказ от проведения алкогольного теста
4. Нарушение уставного поведения при охране общественного порядка
5. Срыв боевого дежурства
6. Отсутствие на службе более 4 часов
7. Несвоевременное появление на службе после командировки, госпиталя, отпуска
8. Покидание места выполнения обязанностей без наличия на то приказа
9. Несоблюдение правил ведения караульной службы
10. Пренебрежение требований безопасности при управлении транспортом
11. Неуставное поведение по отношению к сослуживцам

Руководству воинских частей – о чем следует помнить

Командир (или начальник) ВЧ не должен необдуманно пользоваться своим правом на увольнение подчиненных за НУК. Далеко не каждое совершенное нарушение является поводом для полного отстранения военного от ведения службы.

Все негативные инциденты нужно рассматривать в индивидуальном порядке. Разумно изучить:

  1. Подобные прецеденты, в том числе и те, которые рассматривались в судах.
  2. Сложившуюся практику по аналогичным ситуациям.
  3. Документы, характеризующие личностные качества военнослужащего и его профессиональные способности.

Только взвесив все, руководителю ВЧ стоит принимать окончательное решение и увольнять военнослужащего за НУК.

Важно! Соблюдение точной процедуры увольнения просто необходимо. В противном случае приказ может быть отменен в судовом порядке, если в ходе рассмотрения иска будут выявлены даже самые незначительные нарушения.

Порядок разрыва контракта с военнослужащим

Расторжение контракта по причинам, указанным выше, проводится в определенной последовательности. Написанием приказа этот процесс не ограничивается:

Увольнение может проводиться по итогам аттестации . В ее ходе выявляется, соответствует ли военнослужащий той должности, которую занимает. Аттестация проводится в таком последовательности:

Последова­ тельность Содержание
1. Формируется аттестационная комиссия
2. Члены комиссии изучают документы, которые характеризуют военнослужащего, беседуют с ним
3. Аттестационная комиссия дает свою оценку, оформляемую протоколом. Направляется рекомендация по увольнению, когда члены комиссии посчитают, что условия контракта нарушены в недопустимых пределах. На решение влияет наличие (отсутствие) действующих взысканий, возбуждение уголовного дела в отношении военнослужащего
4. Высшее командование рассматривает итоги аттестации и принимает решение – уволить или ограничиться менее серьезным наказанием касательно военнослужащего

Аттестация проводится в плановом порядке или же внепланово. Последняя назначается после поступления командиру ходатайства от начальника провинившегося военнослужащего. Он пишет рапорт и указывает причину своего обращения.

Пример. Лейтенант Кривоступ Р. Л. неоднократно покидал территорию ВЧ во время дежурства. Первое нарушение было отмечено взысканием. Но спустя неделю Кривоступ снова нарушил Устав. Кроме того, на следующий день он пришел на службу в нетрезвом состоянии. От освидетельствования отказался. Непосредственный начальник лейтенанта майор Линеев В. Н. написал на имя начальника ВЧ рапорт на увольнение Кривоступа за НУК и попросил провести внеплановую аттестацию.

Важно! Оба вида аттестации проходят одинаково.

Увольнение по несоблюдению условий контракта является одним из поводов досрочного прекращения деятельности военного.

В большинстве случаев служащий уходит из Вооруженных сил по окончании периода действия подписанной договоренности. Но действующими специальными нормами установлены обстоятельства, при наличии которых военный прекратит исполнение своих обязанностей до истечения срока действия заключенного соглашения о службе.

Следует отметить, что, согласно статье 11 ТК РФ, правила последнего на военных не распространяется. Их профессиональная деятельность регулируется специальными правилами, такими как воинские уставы, ФЗ от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», «Положение о порядке прохождения военной службы», которое утверждено Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237.

Чтобы получить статус военного, необходимо подписать соглашение соответствующего характера и содержания. Это обязательное условие, которое распространяется на всех кандидатов, независимо от должности и специального звания, на которые человек претендует. Такой документ аналогичен обычной рабочей договоренности, поскольку принципы их подписания и расторжения сходны. И в том, и в другом случае человек берет на себя ряд обязательств, которые должен будет выполнять в последующем. За неисполнение условий договоренности, отношения со специалистом, в том числе и с военным, могут быть .

Однако для военнослужащих предусмотрены дополнительные поводы увольнения, поскольку их деятельность носит специфический характер и связана прежде всего с доступом к огнестрельному оружию.

Увольнение со службы в связи с истечением срока контракта происходит в основном по причинам положительного характера. Однако в случае нарушения условий договоренности произойдет её досрочное прекращение.

К человеку, который получил статус военнослужащего, предъявляются более строгие требования, чем к простым труженикам. Это обусловлено спецификой службы. Увольнение может произойти не только по причине неполноценного исполнения должностных обязанностей, но и проступков, совершенных как внутри организации, так и за её пределами.

Прежде всего, это нарушение внутренней дисциплины. Такое нарушение выражается в действиях, которые несовместимы со статусом военного. Они не только нарушают должностные обязанности, но и препятствуют нормальной деятельности других служащих. Такой повод применим, если действия не влекут за собой иные виды ответственности.

Тоже влечет за собой немедленное увольнение, поскольку нарушает правила, установленные общими нормами.

Этот принцип применим в ситуации совершения человеком уголовного деяния, поскольку, служащий не только может быть лишен возможности занимать воинские должности, но и изолирован от общества.

Непрохождение аттестации также может явиться поводом для прекращения профессиональной деятельности.

Все дело в том, что смысл такой процедуры заключается в проведении проверки на предмет того, что человек соответствует требованиям, которые предъявляются к военному и может впоследствии функционировать в составе Вооруженных сил.

Дисциплинарный проступок

Как было указано, увольнение по несоблюдению контракта может произойти в случае нарушения воинской дисциплины. Согласно действующим специальным нормам, нарушения такого характера отнесены к категории грубых. Это может быть:

  • Невыполнение установленных правил отношений и взаимодействия между военными.
  • Оставление территории военного формирования без разрешения командования. Такое в основном распространяется на призванных в срочном порядке, однако в случае введения особого положения, повод распространяется и на контрактников;
  • Нарушение сроков явки в расположение при временном отдыхе, после излечения, из командировки или по окончании обучения за пределами части.
  • Отсутствие на месте службы без уважительной причины более четырех часов подряд в течение всего временного служебного периода.
  • Самоустранение от исполнения обязанностей по занимаемой должности.
  • Неполноценное выполнение правил дежурства, караула, функционирования, внутреннего и внешнего патрулирования;
  • Неправомерное использование, приведение в негодность или утрата вверенных имущественных ценностей.
  • Несоблюдение порядка обращения с источниками и веществами, которые представляют опасность для окружающих – оружием, взрывчаткой, техникой, радиоактивными материалами.
  • Нарушение правил управления автомобильным транспортом, если это стало причиной ущерба для окружающих или имущественных ценностей.
  • Употребление на месте службы алкоголя, запрещенных препаратов без медицинского назначения, либо появление в расположении под воздействием указанных веществ.
  • Бездействие со стороны командира по исключению причин и поводов для совершения нарушения, а также сокрытие таких фактов.

Административный проступок

Прекращение профессиональной деятельности служащего по контракту может произойти в случае, если человек совершил действие, которым были нарушены требования административных правил.

Окончание взаимодействия с нарушителем в таких ситуациях должно произойти в обязательном порядке. Таковы требования специальных норм права.

Главным условием в данной ситуации является наличие официального заключения уполномоченного должностного лица, вынесенного на основании материалов, которые подтверждают факт нарушения, подпадающего под действие административных правил.

Следует отметить, что определен перечень нарушений, за совершение которых человек будет уволен со службы. К ним отнесены следующие нарушения:

  • ограничивающие права окружающих;
  • создающие препятствия для нормального проведения избирательной кампании или референдума;
  • представляющие опасность для санитарии и здоровья населения;
  • нарушающие правила информирования о передаче материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг;
  • создающие угрозу для окружающей среды и использования природных ресурсов;
  • нарушающие пожарную безопасность и нормальное функционирование дорожного движения;
  • финансовые, налоговые нарушения, а также неправомерные операции с ценными бумагами и таможенным перемещением;
  • неисполнение требований судебного заключения или указаний надзорной инстанции;
  • создание препятствий должностному лицу, исполняющему судебное решение.

Применение мер воздействия в таких обстоятельствах происходит на общих основаниях.

В некоторых случаях военных может избежать наказания:

  • если проступок совершен, для того, чтобы предотвратить ещё больший возможный ущерб;
  • в случае нарушения, которое было вызвано действиями по защите территории страны от внешнего захвата или внутренних беспорядков;
  • если нарушитель не мог отдавать отчет своим действиям по причине невменяемости;
  • когда действия нарушителя причинили незначительный ущерб.

Совершение преступления

Военный увольняется со службы до истечения срока контракта в случае совершения проступка, ответственность за который предусмотрена нормами уголовного права.

Общими нормами установлены отдельные виды нарушений воинской службы. К ним отнесены:

  • нарушение требований устава;
  • самоустранение от исполнения должностных обязанностей;
  • недобросовестность при исполнении внутренних правил;
  • ущерб, причиненный вверенному имуществу.

Следует отметить, что военный будет и в случае совершения нарушений криминального характера.

Как и в предыдущем случае, увольнение будет возможно при наличии документальных оснований. Таковым является судебное решение, которое вступило в силу.

Правильным будет принимать окончательное решение, только по итогам проведенного официального разбирательства, поскольку человека могут оправдать. Если вина не была доказана, то уволенного могут восстановить в должности.

Некоторые случаи исключают ответственность человека. К таковым отнесены:

  • самооборона в случае необходимости;
  • ущерб в случае задержания нарушителя;
  • принуждение физического или психического характера;
  • исполнение распоряжение командира.

По итогам аттестации

Служащий по контракту может быть освобожден от должности по результатам проведенной аттестации. Это еще один повод для увольнения по причинам НУК.

Главной целью такой процедуры является определение соответствия человека тем требованиям, которые предъявляются к нему по занимаемой должности.

В отношении контрактников такая процедура должна быть реализована не позднее чем за четыре фактических месяца до освобождения от должности. Периодическая оценка проводится раз в пять лет, а также после окончания учебного заведения.

При нарушении обязательств проводится внеплановая оценка.

Чтобы избежать проблем в последующем, необходимо выполнить обязательных условий.

Прежде всего, непосредственный начальник служащего должен оформит на него специальный рапорт, где подробно отражается следующая информация:

  • личные данные человека – как зовут, когда родился, место фактического нахождения;
  • момент и основания начала профессиональной деятельности;
  • сведения, характеризующие военного как специалиста;
  • допущенные нарушения;
  • меры поощрительного характера, которые применялись ранее;
  • дальнейшая целесообразность нахождения на занимаемой должности;
  • предложения непосредственного начальника.

После изучения представленных материалов издается распоряжение командира. Именно оно является поводом для прекращения дальнейшей деятельности служащего.

Порядок увольнения военнослужащего

Освобождение от должности военного представляет собой выполнение ряда последовательных действий.

Для того чтобы расторгнуть такой специфический договор по личному намерению, увольняющемуся необходимо направить рапорт командиру части, но в случае с НУК все несколько иначе. Основанием для освобождения от должности в данном случае являются:

  • распоряжение командира;
  • итоги проверки профессиональной пригодности;
  • заключение уполномоченных судебных или надзорных специалистов.

При наличии оснований должен быть издан приказ соответствующего содержания. В нем указывается:

  • условное название воинской части;
  • номер и дата документа;
  • сведения об увольняемом – как зовут, какую должность занимает;
  • причина и дата прекращения деятельности;
  • указание финансовым и кадровым специалистам о выполнении необходимых действий;
  • подпись командира;
  • личная роспись военного и дата ознакомления с содержанием приказа.

Перед уходом человек обязан сдать табельное оружие, специальные средства, а также вернуть иное имущество, которое было получено им ранее, либо возместить стоимость такового в случае утраты или пришествия в негодность.

В окончательный день службы человеку должны быть выданы взятые у него документы и военный билет.

Как и в случае с гражданскими, военным должны быть перечислены не полученные ранее средства из денежного довольствия.

Если у человека не имеется , то ему на руки должна быть выдана справка установленного образца, отражающая весь временной период его профессиональной деятельности в Вооруженных силах.

Последствия увольнения

В ситуации с невыполнением взятых на себя обязательств для уволенного могут наступить определенные последствия.

В большей степени это касается денежных выплат. Так, уволенный не сможет рассчитывать на получение:

  • финансовой поддержки в связи с уходом. Она оказывается в размере от двух до семи окладов по должности;

Если служащий брал банковский заём для решения жилищного вопроса, используя свой статус, он обязан погасить такую задолженность.

Следует отметить, что впоследствии, уволенному по таким поводам, восстановиться на службе практически невозможно.

Вам это будет интересно



Вводные положения из Постановления КС РФ..

Конституционный Суд РФ рассмотрел подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» той мере, в какой на его основании военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта в случае неоднократного привлечения его к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарных проступков и при наличии у него дисциплинарных взысканий, а также в случае осуждения его за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы или лишением воинского звания либо права занимать воинские должности в течение определенного срока

Конституционный Суд РФ ещё раз подтвердил ранее высказанные позиции о том, что служба в современной российской армии предполагает предъявление повышенных требований как к уровню профессиональной подготовки военнослужащих, так и к их морально-психологическим и иным личностным качествам, а равно их повышенную ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей военной службы. Соответственно, целями сохранения боеспособности воинских подразделений, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства предопределяется и возможность введения особых, отличных от предусмотренных для иных категорий государственных служащих правил прекращения военно-служебных отношений с военнослужащими, которые более не отвечают установленным требованиям.

Вместе с тем, федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая вытекающие из Конституции Российской Федерации принципы справедливости, равенства и соразмерности, а вводимые им нормы должны отвечать критериям определенности, ясности, недвусмысленности и согласованности с системой действующего правового регулирования. В частности, последствия невыполнения военнослужащим требований, предъявляемых к лицам, проходящим военную службу по контракту, должны определяться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность учета характера нарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, причин и условий совершения, а также личности военнослужащего и степени его вины и тем самым гарантировалась соразмерность неблагоприятных для военнослужащего правовых последствий степени тяжести допущенного им нарушения.

Правовые позиции КС РФ.

1. Совершение дисциплинарных проступков.

По мнению КС РФ, основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы.

В том числе, невыполнение условий контракта о прохождении военной службы может выражаться в совершении военнослужащим дисциплинарного проступка, уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения.

И вот Конституционный суд делает вывод, который в 90-х годах был само собой разумеющимся, но в 2000-х годах стал легко обходится судебной практикой путём игры слов и явной демагогии, о которой автор писал во второй части:
совершение военнослужащим дисциплинарного проступка может повлечь применение к нему установленной государством в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков меры ответственности –

«обязательным условием досрочного увольнения с военной службы за невыполнение условий контракта должно являться совершение военнослужащим дисциплинарного проступка»,

И раскрывает понятие невыполнение условий контракта:

«под невыполнением условий контракта о прохождении военной службы в данном случае должны подразумеваться именно существенные нарушения условий контракта , в частности:

Совершение одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона «О статусе военнослужащих»,

Либо совершение военнослужащим дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий.

Примечание : Перечень грубых нарушений воинской дисциплины, указанных в пункте 2 стаьи 28.5 ФЗ «О статусе военнослужащих» приведён в отдельном документе.

Подход, связывающий возможность досрочного увольнения с военной службы лишь с наиболее существенными отступлениями от воинской дисциплины , в целом соответствует характеру данного дисциплинарного взыскания , которое влечет для военнослужащего серьезные негативные последствия и, соответственно, требует при решении вопроса о его применении строгого соблюдения положений Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, касающихся:

Проведения разбирательства по факту совершения дисциплинарного проступка,

Обстоятельств, подлежащих установлению в ходе такого разбирательства,

Порядка и сроков применения и исполнения дисциплинарных взысканий и других элементов дисциплинарной процедуры,

Что гарантирует военнослужащему защиту от произвольного увольнения и позволяет ему воспользоваться правами , предоставляемыми в силу закона военнослужащим, привлекаемым к дисциплинарной ответственности.

Далее КС РФ в очередной раз подтверждает, что Конституция и закон о статусе военнослужащего не допускают привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности повторно за один и тот же дисциплинарный проступок , что в том случае, когда невыполнение военнослужащим условий контракта выражается в совершении дисциплинарного проступка, его

Соответственно, неоднократное совершение военнослужащим дисциплинарных проступков само по себе не является основанием прекращения военно-служебных отношений в порядке реализации дисциплинарной ответственности, если эти дисциплинарные проступки уже повлекли применение к нему дисциплинарных взысканий.

Правовые позиции КС РФ.
2. В каких случаях проводится аттестация.

Вместе с тем, отмечает Конституционный Суд РФ, недобросовестное отношение военнослужащего к своим обязанностям, в том числе подтверждаемое наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, может послужить основанием для постановки вопроса о его соответствии требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу, с точки зрения деловых и личных качеств.

Решение по данному вопросу должно приниматься в рамках процедуры аттестации военнослужащих , которая проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, определения соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования.

Аттестация является специальным правовым инструментом, использование которого позволяет оценить готовность военнослужащего к исполнению воинского долга и обязанности по защите Отечества, выражающуюся не только в высоком профессионализме, но и в особых личностных качествах, а также в отношении к исполнению обязанностей, предусмотренных контрактом о прохождении военной службы.

Процедура аттестации предполагает беспристрастное и всестороннее рассмотрение соответствующих материалов членами аттестационной комиссии и принятие ими решения на основе коллегиальности с учетом в равной мере всех обстоятельств, имеющих значение для всесторонней характеристики военнослужащего, включая причины совершения им дисциплинарных проступков, иных отступлений от требований, предъявляемых к военнослужащим, наличие неснятых дисциплинарных взысканий.

Объективность выводов аттестационной комиссии, равно как и соблюдение прав и законных интересов военнослужащего, подлежащего аттестации, обеспечиваются помимо прочего:

Предоставлением ему возможности ознакомиться с аттестационным листом,

Заявить в письменной форме о своем несогласии с отзывом о своей служебной деятельности,

Сообщить дополнительные сведения,

Лично участвовать в заседании аттестационной комиссии (в установленных случаях),

Обжаловать ее заключение и порядок проведения аттестации как вышестоящему командиру, так и в суд, что позволяет избежать принятия произвольного, необоснованного решения о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы,

При этом наличие у военнослужащего дисциплинарных взысканий само по себе не должно предопределять выводов аттестационной комиссии относительно оценки данного военнослужащего как не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе требованиям по занимаемой воинской должности, и рекомендаций о перспективах его дальнейшего служебного использования.

Правовые позиции КС РФ.
3. Увольнение военнослужащего в связи с осуждением.

Наличие обвинительного приговора суда является самостоятельным основанием для увольнения с военной службы, которое является обязательным в тех случаях, когда по приговору суда военнослужащему назначено наказание в виде лишения воинского звания, лишения свободы, лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно, или лишения права занимать воинские должности в течение определенного срока.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении ему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности, т.е. в этом случае увольнение не является обязательным - оно может быть произведено по решению соответствующего командира (начальника).

Это не лишает командование права принять в отношении военнослужащего, которому по приговору суда назначено наказание, не связанное с лишением свободы (реальным или условным), лишением воинского звания, права занимать воинские должности в течение определенного срока, решение о досрочном увольнении с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В таких случаях увольнение военнослужащего по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», хотя и связано с его осуждением за совершение преступления, т.е. с его виновными действиями, представляет собой не меру юридической ответственности, а последствие привлечения военнослужащего к уголовной ответственности, обусловленное тем обстоятельством, что командование, оценив характер совершенного преступления и личность военнослужащего, не нашло возможным - учитывая специфику его профессионально-служебной деятельности - продолжение военно-служебных отношений с ним как лицом, фактически переставшим удовлетворять предъявляемым к нему законодательством о военной службе требованиям.
Но!

Поскольку положение подпункта «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает именно возможность, а не обязательность досрочного увольнения военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, привлечение военнослужащего к уголовной ответственности (за исключением специально указанных в названном Федеральном законе случаев) не может безусловно приводить к увольнению с военной службы .

Кроме того, если характер назначенного военнослужащему по приговору суда наказания, например, в виде ограничения по военной службе, установленного статьей 51 УК Российской Федерации, напрямую связан с прохождением военной службы, то его увольнение с военной службы воспрепятствует исполнению такого наказания).

Соответственно, решение о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы в таких случаях не может быть произвольным и обусловливаться одним лишь фактом его осуждения за совершение преступления, а должно основываться на оценке соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям, обстоятельств нарушения условий контракта, выразившегося в совершении военнослужащим преступления, его характера и тяжести, последствий, отношения самого военнослужащего к совершенному им деянию, а также учитывать особенности объекта преступного посягательства.

Обоснованность решения о досрочном увольнении с военной службы в таких, равно как и в иных случаях увольнения по подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», когда это связано с возникновением обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии деловых и личных качеств военнослужащего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, в том числе по занимаемой воинской должности,

польку именно в указанной процедуре возможна максимально полная и всесторонняя оценка соответствия военнослужащего установленным требованиям.

Конституционный суд обратил внимание на то, что ни Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», ни иные действующие в этой сфере нормативные правовые акты не содержат указания на срок, в течение которого с момента вступления обвинительного приговора суда в законную силу либо выявления иных обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении военнослужащим условий контракта и препятствующих продолжению военной службы, военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы

Указав на необходимость совершенствования законодательства, КС РФ сделал вывод:

Таким образом, допуская в системе действующего правового регулирования досрочное увольнение военнослужащего с военной службы за невыполнение условий контракта в связи с совершением преступления или иным виновным отступлением от требований законодательства о военной службе независимо от того, какой срок прошел с момента соответственно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего дисциплинарного взыскания , подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» нарушает тем самым права военнослужащих , гарантированные им статьями 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда РФ.

Важное замечание . Наверно, проще всего было бы дать ключевые цитаты из резолютивной части этого постановления, но витиеватость, запутанность формулировок, построение фраз «от противного» подвигли автора на изложение правовых позиций Конституционного Суда в собственной, упрощенной редакции. Скорее, это даже не изложение правовых позиций, а авторский комментарий. Поэтому, при использовании данной статьи, во избежание возможных ошибок, обращайтесь к первоисточнику.

1. Если военнослужащий совершил грубое нарушение воинской дисциплины, увольнение его с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, соответствует Конституции РФ, в том числе и без проведения аттестации или, как указано в Постановлении, «лишь с соблюдением общих принципов юридической ответственности», однако с соблюдением «процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности »

Вывод : при совершении грубого нарушения воинской дисциплины и последовавшего за ним досрочного увольнения проведение аттестации не обязательно, однако должны строго соблюдаться требования Конституции РФ, законов РФ и Дисциплинарного Устава ВС РФ о порядке наложения дисциплинарных взысканий.

2. Если военнослужащий имеет неснятые взыскания и совершает новое (не грубое) нарушение воинской дисциплины – он представляется к увольнению в связи с невыполнением условий контракта при подтверждении аттестационной комиссии , при этом сама аттестация должна проводится в строгом соответствии с правилами, установленными законодательством РФ – только в этом случае Конституция РФ не будет нарушаться.

3. Признать подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не соответствующим Конституции Российской Федерации , ее статьям 19 (часть 1), 32 (часть 4), 37 (часть 1), 55 (часть 3) и 59 (часть 2), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение, допуская досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта о прохождении военной службы военнослужащего, осужденного за совершение преступления к наказанию, не связанному с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, а также военнослужащего, не соответствующего требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту, что подтверждается в том числе наличием у него неснятых дисциплинарных взысканий, не устанавливает срок , в течение которого, начиная с момента возникновения соответствующего юридически значимого обстоятельства, а именно вступления обвинительного приговора суда в законную силу или наложения последнего из дисциплинарных взысканий, такое увольнение может быть произведено.

Вывод: увольнение в связи с осуждением за преступления и назначения наказания, не связанного с лишением свободы, лишением воинского звания или права занимать воинские должности в течение определенного срока, должно производится:

На основании заключения аттестационной комиссии;
- в разумный срок.

Мнение автора.

Конечно, мы обязаны исходить из презумпции добросовестности любого командира и начальника. Вместе с тем, учитывая судебную практику, невозможно полностью исключить недостойное поведение отдельных командиров, которые иногда могут произвольно принимать решения о досрочном увольнении военнослужащих, единолично «рубая шашкой». Ситуации, когда начальник и подчинённый «не сошлись характером», когда существует личная (иногда ни на чем не основанная) неприязнь, да и просто банальная месть, увы, не исключены.

Цена вопроса слишком велика, и законодатель должен принять такие нормы, которые бы гарантировали предварительные письменные разбирательства, коллегиальность рассмотрения вопроса о досрочном увольнении с участием аттестационных комиссий, а суды должны особое внимание уделить проверки правильности порядка наложения дисциплинарных взысканий, порядка проведения всего комплекса мероприятий по аттестации, и строгого соблюдения всех формальностей при досрочном увольнении.

По мнению автора, любые нарушения установленного порядка наложения дисциплинарных взысканий, проведения процедуры аттестации и досрочного увольнения, должны стать объектом пристального внимания со стороны правоприменительных органов, и при сомнениях в соблюдении прав военнослужащего, становиться основанием для отмены приказов о досрочном увольнении.

В приложении к этой статье выкладываю документы дела 2000 года. Я давно уже списал его в архив – как за давностью, так и в связи с полной невозможностью в современных условиях применить старый опыт.

Однако комментируемое сегодня Постановление Конституционного Суда РФ позволило этому делу «заиграть новыми красками», появились лучики надежды на пересмотр судебной практики и возврат к предыдущему опыту 90-х годов. Поживём – увидим.

По этому делу заявление К. о восстановлении на военной службе было оставлено без удовлетворения, однако окружной суд нашу кассационную жалобу удовлетворил, решение отменил, а при новом рассмотрении дела К. был восстановлен на военной службе.

Особое внимание хочу обратить на кассационную жалобу – в ней можно проследить тот объём работы , который зачастую необходим для восстановлении нарушенных прав при досрочном увольнении, в том случае, когда ответчик идёт на явную фальсификацию документов, использует некоторых своих подчинённых в качестве марионеток при даче свидетельских показаний.

Ранее, в начале 2000-х годов я уже публиковал рассказ об этом деле и его можно прочитать здесь.

Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press. Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную тему в представленном ниже выпадающем списке. Также вы можете ознакомиться со списком наиболее популярных вопросов .

Новые обращению в юрконсультацию временно не принимаются.

Мой муж прапорщик МО РФ. Выслуга календарных лет - 21 год. За годы службы не имел не одного взыскания. Имеет удостоверение ветерана военной службы. Его сейчас увольняют по несоблюдению контракта. Подскажите, остается ли у него право на получение квартиры на отселение и право на военную пенсию по выслуге лет? На данный момент у нас нет жилья, кроме ведомственного. Прописка временная. Постоянной прописки нигде нет, так как проходили службу раньше в части, дислоцированной на территории другого государства.

Татьяна Алексеевна Лейтина,
Тема вопроса: Жилищный вопрос
Населенный пункт: Оренбургская область, ЗАТО Комаровский


В соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащий по достижении 20 лет выслуги имеет право на пенсию и лишить данного права никто не может. Кроме того, военнослужащий и члены его семьи при выслуге 20 лет имеют право на получение постоянной жилой площади по избранному месту жительства после военной службы.

В соответствии со статьей 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон), пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. Согласно пункту "а" статьи 14 Закона, пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.

Согласно п.13 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.В соответствии с п.1 ст.23 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона.



Просмотров