Авторское право субъекты объекты защита.

В российском законодательстве содержатся представленные в самом широком спектре положения, касающиеся защиты авторских прав. Понятийный аппарат соответствующих правовых актов также достаточно разнообразен. В частности, термины «субъект» и «объект» авторского права в законах РФ изложены в достаточной мере подробно. Какова специфика российской правовой системы в части защиты продуктов интеллектуального труда?

Что такое авторское право?

Прежде чем исследовать, какими особенностями характеризуются субъекты авторского права, изучим подробнее сущность изучаемой нами правовой категории. Каковы точки зрения экспертов, касающиеся данного вопроса? Дело в том, что термин «авторское право» будет трактоваться тем или иным образом в зависимости от того, в каком числе используется. Что это значит? В российской юридической практике, как правило, рассматриваемый термин применяется во множественном числе - как «авторские права».

В этом случае его значение можно интерпретировать как гарантированные законом механизмы защиты того или иного произведения, ставшего продуктом интеллектуального труда. В свою очередь, если словосочетание «авторское право» употребляется в единственном числе, то трактовать его следует как термин, обозначающий некий самостоятельный юридический институт (по аналогии, к примеру, с трудовым или административным правом), или же как пример одного из многих гарантированных законом прав, которыми обладают авторы продуктов интеллектуального труда. Например, исключительного права. Но не только его. В законодательстве РФ предусмотрен, не считая исключительного, следующий спектр прав:

  • на авторское имя;
  • на неприкосновенность продукта интеллектуального труда;
  • на обнародование творческого произведения;
  • собственно на авторство.

Также в ГК РФ предусмотрены основания для возникновения у автора продуктов интеллектуального труда дополнительных прав, например, связанных с получением вознаграждения.

Неотчуждаемые и исключительные права

Специфика российского законодательства в области защиты авторских прав предполагает выделение, таким образом, нескольких обособленных юридических категорий, касающихся охраны интеллектуальной собственности. Базовыми считаются две - право авторства, относимое к типу неотчуждаемых, а также исключительные права. Таким образом, любое произведение или продукт интеллектуального труда характеризуются двумя аспектами авторского права.

Если говорить о неотчуждаемых правах (как правило, это собственно авторство), то они не подлежат продаже, передаче или иному способу отказа автора от своей принадлежности к процессу создания произведения. То есть талантливый человек, создавший некий продукт, остается его автором в любом случае. Нельзя заключить никакого договора, по которому кто-то другой бы приобретал право авторства.

Вместе с тем, владея произведением в категории неотчуждаемого права, человек может не обладать исключительным. А это важно с точки зрения, к примеру, коммерциализации продукта. То есть именно исключительное право дает возможность получать вознаграждение, скажем, за продажу копий произведения или за трансляцию его в эфире. В свою очередь, оно может быть предметом договорных отношений: автор может продать его другому человеку или организации. Однако даже по факту этой сделки он останется обладателем неотчуждаемых прав.

Таким образом, природа интеллектуальной собственности, в соответствии с российским законодательством, двойственна. С одной стороны, человек обладает неотчуждаемыми правами, с другой же имеет законные основания передавать некоторые из аспектов владения продуктом другим лицам.

Автор и изготовитель

В российском законодательстве предусмотрено, как мы уже отметили выше, двойственная природа реализации авторских прав - в форме неотчуждаемых и исключительных. На практике это может реализовываться в самых разных вариантах правоотношений. Достаточно распространенный сценарий - когда обладатель неотчуждаемого права - автор, а исключительного - субъект, статус которого звучит как «изготовитель».

То есть это тот субъект правоотношений, который, скажем, ознакомившись с интересной песней, сочиненной автором, решает ее обнародовать в виде сингла на радио. То есть, скорее всего, это профессиональная студия звукозаписи. Таким образом, неотчуждаемые права могут коррелировать с личностью автора, исключительные - принадлежать изготовителю.

Объекты авторских прав

Теперь мы можем изучить специфику, которой характеризуются субъекты и объекты авторских прав. Начнем с элементов второго типа. К объектам авторских прав относятся те самые продукты творческого труда, созданные в единоличном порядке неким талантливым человеком. ГК РФ предусматривает следующий их спектр: литературные произведения, сценарии, хореографические постановки, песни, видеоролики, живопись, декоративно-прикладное творчество, фото, карты, а также иные произведения.

То есть Кодекс так или иначе содержит список продуктов интеллектуального труда, подлежащих защите в рамках авторского права. Можно отметить интересный факт: касательно компьютерных программ законодательством РФ, как отмечают многие эксперты, пока что не предусмотрено отдельной категории механизмов защиты авторских прав. Поэтому охраняется софт в нынешних редакциях законов так же, как литературное произведение. Авторские права не действуют в отношении незавершенных продуктов, идей, методов, принципов, открытий. Вместе с тем, как только человек завершил работу над произведением, оно сразу же, без каких-либо регистрационных процедур, подлежит защите в рамках авторского права.

Авторское право: субъекты

Рассмотрим теперь признаки, характеризующие субъекты авторского права. Каковы наиболее распространенные точки зрения экспертов в отношении данного вопроса? Согласно общепризнанной точке зрения, к субъектам авторского права относятся те граждане, кто принимал непосредственное участие в создании продуктов интеллектуального труда. Это могут быть авторы, написавшие произведение единолично или совместно с другими талантливыми людьми. Это могут быть лица, обладающие исключительным правом на пользование продуктом. Это могут быть также юридические лица.

Субъекты авторского права в общем случае не должны каким-то особым образом оформлять свою принадлежность к созданию произведения. Вместе с тем эксперты рекомендуют пользоваться механизмами нотариального подтверждения того, что тот или иной продукт интеллектуального труда был создан определенным человеком. Альтернатива нотариусу - регистрация в уполномоченной общественной или государственной структуре, например, в Российском авторском обществе.

Виды субъектов авторского права, таким образом, могут быть представлены в широком спектре. Можно отметить, что в законодательстве РФ нет прямых формулировок, которые бы ставили в зависимость перспективы правовой защиты тех или иных произведений, скажем, от профессиональной квалификации их автора. Условно говоря, даже если программист написал песню, или же, например, переводчик создал уникальный образец компьютерного софта - права и того и другого будут защищены в полной мере. Таким образом, включенные в источники, формирующие гражданское право, субъекты авторских прав, как отмечают многие юристы, практически не конкретизируются. Если это и происходит, то, как правило, в справочных целях.

Соавторство

Существует один примечательный статус, которым могут обладать субъекты авторского права - соавторство. Данный термин обозначает тот факт, что продукт интеллектуального труда был создан при участии двух и более лиц. Соавторство предполагает, что созданное посредством коллективного творчества произведение принадлежит его авторам совместно.

При этом возможны два режима, в рамках которых может фиксироваться соавторство. Во-первых, совместное владение правами на произведение может осуществляться в нераздельном порядке, то есть в отношении продукта, который представляет собой одно целое. Во-вторых, оно может быть раздельным, когда предполагается сложная структура продукта интеллектуального труда.

Можно также отметить - субъекты авторского права соавторство могут оформить еще до того, как создадут совместными усилиями произведение. Для этого им необходимо заключить особый договор, содержащий положения, которые фиксируют вклад со стороны каждого автора, а также последующий порядок использования продукта. Так, например, подписав подобное соглашение, соавторы могут определить последовательность указания своих имен в названии произведения.

Возникновение авторского права

Мы исследовали то, что такое авторское право. Понятие, объекты, субъекты данной юридической категории также были рассмотрены нами. Затронем подробнее аспект, касающийся того, каким образом у человека возникает авторское право. Выше мы отметили, что в общем случае никаких регистрационных процедур, подтверждающих факт создания продукта интеллектуального труда конкретным автором, осуществлять не требуется.

Авторское право, таким образом, возникает сразу, как только талантливый человек создал завершенное произведение. В этом, как отмечают некоторые юристы, отличие авторского права, к примеру, от патентного, которое касается защиты изобретений. Чтобы обеспечить правовую охрану ноу-хау, конструктору, таким образом, желательно оформлять соответствующий прописанным в законах критериям официальный документ - патент.

Можно отметить, что владелец исключительных прав может использовать, для того чтобы оповестить сообщество о том, что тот или иной продукт интеллектуального труда охраняется, значок копирайта. Однако обязательств делать это положения российского законодательства не включают. Можно отметить тот факт, что субъекты авторского права в России приобретают свой статус в силу особой презумпции. Их принадлежность к созданию того или иного продукта интеллектуального труда фиксируется, если никакой другой автор не доказал свое участие в работе над произведением.

Рассмотрев, что такое авторское право, понятие, объекты, субъекты его, мы можем исследовать то, какие в российском законодательстве предусмотрены механизмы защиты произведений, ставших результатом интеллектуального труда. Начнем с программного обеспечения.

Защита ПО

В соответствии со статьей 1261 Гражданского Кодекса России объектами авторских прав считаются, таким образом, компьютерные программы, а также базы данных. Выше мы отметили, что правовой режим, посредством которого данные продукты защищаются, аналогичен тому, в рамках которого охраняются литературные произведения. В отношении софта субъектами авторского права являются программисты, разработчики, а также все те, чей талант оказался способным создать уникальное программное решение.

В ГК РФ сказано, что софт может быть написан на любом языке. Защищаться может как «исходник», так и объектный код. Программой, которой могут владеть субъекты авторского права, признается совокупность команд, которая обеспечивает функционирование компьютеров и позволяет тем самым задействовать вычислительные мощности ПК с целью получения полезного результата.

Можно отметить, что в статье 1262 Гражданского Кодекса зафиксирован порядок, в рамках которого программисты могут зарегистрировать свой продукт при участии компетентных государственных органов. Однако подобная процедура - право, а не обязанность создателя ПО. При этом, если программист написал решение, ассоциированное с государственной тайной, то оно не может быть зарегистрировано.

Защита фильмов и видеороликов

Рассмотрим то, каким образом законодательство РФ защищает создателей аудиовизуальных произведений - фильмов, видеороликов. Авторами таких интеллектуальных продуктов могут быть режиссеры, сценаристы, композиторы.

Если аудиовизуальное произведение транслируется в эфире посредством тех или иных каналов, то все перечисленные лица, что к субъектам авторского права относятся, вправе рассчитывать на вознаграждение за пользование продуктом интеллектуального труда.

Защита переводов и производных продуктов

Интересен аспект, в соответствии с которым осуществляется защита переводов. Рассмотрим его. Переводчик субъектом авторского права является в полной мере, однако только в той части работы, которую осуществил именно он. То есть в аспекте переработки исходного материала. Тот или иной продукт интеллектуального труда, например, песня, может быть тем или иным образом видоизменена - через аранжировку или, например, ремикс.

В этом случае ди-джей или композитор, которые переделали песню, также могут быть субъектами авторских прав, но только в части проведенной ими работы. Вместе с тем аранжировка или ремикс, как отмечают юристы, не должны нарушать законных прав автора песни, кто написал первую ее версию.

Защита служебных произведений

Субъекты авторского права на служебные произведения характеризуются достаточно необычным статусом. Продукты, о которых идет речь, создаются в рамках выполнения их автором работы по контракту, в рамках найма. То есть в служебном порядке. Специфика законодательства такова, что реализация создателем продукта интеллектуального труда своих прав наравне с авторами, которые выпустили тот или иной продукт вне работы, затруднена.

Автор служебного произведения может обладать только личными, относящимися к неимущественным, правами на свой продукт. Исключительные права, как правило, принадлежат компании-работодателю. Исключение - если человек написал энциклопедию или же выпустил периодическое издание. Исключительные права сохраняются за создателями таких продуктов. Если, конечно, они не передадут соответствующий комплекс прав издателю в соответствии с дополнительным соглашением.

Смежные права

Изучив то, какими могут быть субъекты и объекты авторских прав, рассмотрим другую интереснейшую правовую категорию. Речь идет о смежных правах. Каковы их особенности? В принципе, в качестве их разновидности могут выступать, к примеру, исключительные права. Но не только они относятся к категории смежных.

Законодательством РФ определен отдельный перечень смежных прав. Он достаточно широкий. Если вкратце, то это могут быть права на исполнение песен, на передачу сообщений в теле- и радиоэфир, фонограммы, базы данных, а также литературные произведения после того, как они переданы в общественное достояние. Субъекты авторских и смежных прав могут не совпадать. Если к первым относятся, к примеру, композиторы, то в числе вторых будут, возможно, исполнители песни, написанной автором.

Основной принцип признания за певцами соответствующих прав в том, что именно благодаря их таланту произведение может быть должным образом озвучено публике. Также, как отмечают юристы, субъекты смежных прав могут иметь желание защитить способ интерпретации, вокального исполнения той или иной песни.

Выше мы отметили, что не имеет значения, какова профессиональная специализация, которой обладают субъекты авторского права. Общая характеристика данных элементов правоотношений достаточна с точки зрения закрепления за ними предусмотренных законом преференций. Однако можно отметить, что в части смежных прав российское законодательстве все же в некоторой степени конкретизирует профессиональную специализацию субъектов соответствующей юридической категории.

Но, как отмечают юристы, перечень возможных обладателей смежных прав, что указан в законе - не исчерпывающий. Более того, так или иная специализация человека, который претендует на смежные права, может быть указана в номинальном порядке. То есть, например, такое возможно, если человек, который по профессии инженер, решает вдруг сделать ремикс известной песни. В этом случае в документах, имеющих отношение к оформлению смежных прав, человек может указать, что является музыкантом.

Основным нормативным актом в области авторского права является Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах » от 9 июля 1993 г.

Объекты

Объекты. Авторское право охраняет произведения науки, литературы и искусства, под которыми понимаются результаты творческой деятельности человека . Эти результаты охраняются авторским правом, если имеют оригинальный характер и выражены в какой-либо объективной форме, доступной другим лицам. Если произведение состоит из нескольких оригинальных частей, то каждая из них охраняется авторским правом, причем сама по себе.

Закон содержит примерный перечень произведений, охраняемых авторским правом. Это литературные (включая компьютерные программы) и драматические произведения, кино-, теле- и видеофильмы, живопись, скульптура, графика, фотографии, произведения архитектуры и т.п. К объектам авторского права относятся также производные произведения (переводы, обработки, инсценировки) и сборники произведений и материалов (энциклопедии, базы данных).

Субъекты

Субъекты. Первоначальным носителем авторских прав всегда является автор, которым может быть только гражданин. Однако по ранее действовавшему законодательству в некоторых случаях первоначальными носителями авторских прав признавались юридические лица (киностудии, телестудии, издатели энциклопедий и др.); их авторские права сохраняют силу и в настоящее время.

Если произведение является результатом творчества двух или нескольких авторов, то все они считаются соавторами. Соавторство бывает нераздельным (если создан неделимый объект) или раздельным. Взаимоотношения соавторов определяются соглашением между ними.

Авторы зависимых произведений (переводчик, обработчик, составитель) могут использовать свое авторское право лишь в том случае, если получено согласие от автора основного (первоначального) произведения, например от автора оригинала.

Содержание авторских прав. Авторские права включают несколько различных правомочий. Некоторые авторские правомочия являются личными. Это право авторства (право считаться автором, право защищаться от присвоения авторства, т.е. от плагиата), право на имя (т.е. право на использование произведения под своим именем, под своим псевдонимом или без указания имени, анонимно), право на опубликование произведения, право на защиту произведения от искажений.

Личные права всегда принадлежат только автору; они не могут быть уступлены другим лицам. Кроме личных прав, автору принадлежит имущественное право , которое в законе названо «исключительное право на использование произведения».

Своим исключительным характером это право напоминает право собственности . Опираясь на это имущественное право, автор может осуществлять сам либо разрешать другим лицам:

воспроизводить произведение (тиражировать книгу, пластинку и т.п.);

распространять (продавать, сдавать в прокат и т.п.) экземпляры произведения;

публично показывать произведение;

публично исполнять произведение в театрах, концертных залах и т.п.;

сообщать произведение по радио, телевидению и т.п.;

переводить произведение на другие языки;

переделывать (перерабатывать) произведение.

Если какое–либо лицо осуществляет эти действия без согласия автора или иного владельца исключительных авторских прав, то оно нарушает авторские права.

Однако в некоторых случаях, прямо указанных в законе, произведение может быть использовано свободно, без согласия владельца авторских прав. К числу таких случаев относятся: цитирование, воспроизведение произведения в личных целях, воспроизведение некоторых актуальных произведений в газетах, по радио и телевидению, воспроизведение произведений для чисто информационных целей в газетах, по радио и телевидению, репродуцирование (ксерокопирование) в единичном экземпляре некоторых произведений без извлечения прибыли .

Срок действия авторского права . По общему правилу авторское право действует в течение всей жизни автора, а после его смерти в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Однако ранее действовавшее законодательство предусматривало, что авторское право после смерти автора действует только 25 лет. Поэтому произведения авторов, умерших в 1967 г. или ранее, не охватываются новым законодательством и не охраняются.

Авторское право на произведение , созданное в соавторстве, охраняется вплоть до истечения 50 лет с даты смерти того соавтора, который пережил остальных соавторов. Если автор был репрессирован и посмертно реабилитирован, то датой его смерти считается дата реабилитации.

Авторское право на служебные произведения и сложные составные произведения

Авторское право на служебные произведения и сложные составные произведения. Если произведение создано по служебному заданию, в рамках трудового договора (например, штатный фотограф журнала изготовил фотографию, журналист написал статью по заданию газеты), то такое произведение называется служебным.

По общему правилу личные авторские права на служебное произведение сохраняются за автором. А право на использование служебного произведения переходит к работодателю согласно трудовому договору, причем на весь срок действия авторского права. Таким образом, работодатель не обязан спрашивать согласие автора на использование служебного произведения или выплачивать ему какое-либо вознаграждение (кроме оплаты по трудовому договору). Однако это правило может быть изменено особым договором между автором и работодателем.

Особые правила определения владельца авторских прав установлены в отношении сложных составных произведений кино-, теле-, видеофильмов, называемых аудиовизуальными. В их создании участвует большое количество авторов (режиссер, сценарист, композитор, художник и др.). Закон исходит из того, что, участвуя в создании аудиовизуального произведения, все они передали свои исключительные авторские права изготовителю такого произведения (киностудии, продюсеру и т.п.), причем на весь срок действия авторских прав. Однако договором между изготовителем и автором может быть предусмотрен иной порядок использования произведения автора.

Авторские договоры

Авторские договоры. Это гражданско-правовые договоры, предусматривающие передачу отдельных прав на использование произведения. Они заключаются, как правило, в письменной форме. Срок действия договора определяют сами стороны.

Авторские права могут передаваться по договору в разном объеме. Например, по договору может быть передано только авторское право на издание произведения на русском языке, причем только в книжной форме. Но договор может предусматривать и более широкий объем передаваемых прав вплоть до передачи всех прав на использование произведения.

Авторские права на использование произведения могут передаваться как исключительные, и тогда автор лишается этих прав, а получатель становится монополистом в их использовании. Но авторские права по договору могут быть переданы и как неисключительные. В этом случае автор может передавать те же права третьим лицам.

Выплачиваемое по договору вознаграждение за передачу авторских прав определяется соглашением сторон. Закон ориентирует договаривающиеся стороны устанавливать вознаграждение в виде процента от дохода , получаемого от использования произведения.

Организация, получившая по договору исключительные права , может в свою очередь передать их другому лицу по новому договору, который тоже является авторским договором.

Коллективное управление имущественными авторскими правами

Коллективное управление имущественными авторскими правами . В некоторых сферах культуры и информации (радио, телевидение, концерты и т.п.) количество используемых произведений различных авторов очень велико, поэтому заключение индивидуальных договоров с каждым автором практически неосуществимо.

В этой связи в соответствии с законом об авторском праве авторы , создающие произведения, которые обычно используются в этих сферах (прежде всего - песни), поручили специальной организации - Российскому авторскому обществу (РАО) представлять их интересы в этих сферах и заключать от их имени авторские договоры. В свою очередь РАО заключает с организациями, действующими в указанных сферах (радио- и телеорганизации, концертные объединения и т.п.), генеральные авторские договоры. В соответствии с такими договорами организации получают право использовать любые авторские произведения, но обязаны периодически выплачивать РАО определенные суммы и, кроме того, сообщать РАО, какие именно произведения были ими фактически использованы. РАО выплачивает указанные суммы авторам использованных произведений. РАО имеет филиалы в основных регионах страны.

Защита авторских прав

Защита авторских прав . Защита производится в суде или арбитражном суде . Владелец исключительных авторских прав может требовать от нарушителя прекращения нарушения и возмещения причиненных ему убытков. Вместо взыскания убытков владелец авторских прав может потребовать в свою пользу доходы, полученные нарушителем от незаконного использования авторских прав, либо выплаты ему так называемой законной компенсации в размере до 50000 минимальных месячных оплат труда. Конкретный размер этой компенсации устанавливается судом.

Смежные права

Смежные права. По правилам, которые весьма сходны с авторским правом, охраняются так называемые «смежные права», под которыми понимаются права артистов-исполнителей на свои исполнения, права звукозаписывающих организаций на свои звукозаписи, а также права радио - и телестанций на свои передачи.

Крылова З.Г. Основы права. 2010

Творческим характером;

Объективной формой выражения, т.е.такой формой которая позволяет иным лицам знакомиться с произведением.

Субъекты авторского права подразделяются на субъектов первоначального и производного авторского права. Субъектами первоначального права являются физические лица, чьим творческим трудом было создано произведение. В ряде случаев произведения создаются не одним автором,а несколькими, которые в этом случае называются соавторами.

Первоначальное авторское право возникает в силу самого факта создания произведения, независимо от соблюдения каких-либо формальностей. Для оповещения о своих правах автор или иной обладатель права вправе поместить знак охраны авторского права с виде буквы «С» в окружности (©) с указанием имени обладателя авторского права и года первого опубликования произведения. Применение этого знака на территории РФ носит не правоустанавливающий,а лишь информационный характер.

Право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом, либо анонимно;

Право обнародовать произведение или разрешать обнародовать произведение в любой форме;

Право на неприкосновенность произведения.

Право создателей изобретений, полезных моделей и промышленных образцов на получение патента может быть нарушено любым лицом, притязающим на приобретение прав патентообладателя без достаточных к тому оснований. В этом случае средством защиты является предъявление иска в суд либо о пресечении незаконных действий лица, претендующего на получение патента, либо о признании выданного патента недействительным.


Нарушение права авторства выражается в присвоении результата чужого творческого труда и попытке выдать его за собственную разработку. Чаще всего на практике право авторства нарушается при создании разработки усилиями нескольких лиц.

Гражданско-правовая защита рассматриваемого права осуществляется путем иска о признании права авторства либо, напротив, иска об исключении конкретных лиц из числа соавторов.

Право на авторское имя может быть нарушено прежде всего путем не указания имени действительного разработчика в опубликованных сведениях о разработке, других официальных и неофициальных публикациях, в которых говорится о созданной разработке. Если автор, наоборот, отказался быть упомянутым в качестве такового в публикуемых сведениях о заявке, нарушением будет публикация его имени.

Способом защиты права на имя выступает требование о восстановлении нарушенного права, в частности о внесении исправлений в сделанную публикацию.

Право автора на получение вознаграждения от работодателя, а иногда и от иных пользователей разработки нарушается тогда, когда соответствующее вознаграждение автору не выплачивается либо выплачивается в неполном объеме или несвоевременно. В этих случаях автор может обратиться в суд с требованием о принудительном взыскании с обязанных лиц причитающегося ему вознаграждения. За несвоевременную выплату вознаграждения в пользу автора может быть взыскана неустойка.

Авторские права - совокупность прав, как имущественных, так и неимущественных (их еще называют духовными), принадлежащих человеку (автору, то есть физическому лицу), который своим творческим трудом создал произведение литературы, науки или искусства.

Лишь в начале 70-х годов экономические стороны этого права начали обсуждаться в науке. Пока еще авторское право не имеет такого же значения для экономистов, каким обладает патентная система. Поэтому зачастую происходит недооценка значимости подобной защиты с экономической точки зрения.

Одной из главных причин такой ситуации является то, что изначально авторские права и идея их защиты развивались в основном как правовая и социальная система. Но по мере того как человечество эволюционировало, и повышалась важность информации, авторское право, как часть интеллектуальной собственности, постепенно становится важнейшим нематериальным экономическим активом информационного общества. Сегодня оно больше не считается исключительно категорией права, а рассматривается в качестве неотъемлемой части активов фирм и богатства стран. Понятие авторского права служит основой развития различных отраслей промышленности, способствует росту добавленной стоимости, внешней торговли и рабочих мест. По некоторым данным, доля основанных на нем отраслей промышленности в мировой экономике в начале тысячелетия составила около 7,3% (примерно 2,2 триллиона долларов). При этом прирост в данных сферах - в среднем 5% в год, то есть быстрее, чем в среднем рост всей экономики планеты.

Источники авторского права

Рост значения данного права также явился результатом расширения среды, в которой оно действует. В 1996 году международное авторское право было зафиксировано двумя документами: были приняты два Интернет-договора ВОИС (Договор об исполнениях и фонограммах и Договор об авторском праве), после чего с помощью национального законодательства соответствующих стран оно начало применяться по отношению к экономическим сделкам в различных компьютерных цифровых сетях. Это дало толчок к взаимодействию и обмену опытом, усилению экономического эффекта данного Появились и местные источники авторского права. Развитие технологий, кроме того, позволило ввести новые формы управления им, являющиеся менее дорогостоящими и более точными, с помощью особых технических мер по защите. Благодаря таким технологиям возросли продажи продукции, находящейся под защитой авторских прав.

Оно стало неотъемлемой частью повседневной жизни, и сегодня мы работаем с формами творчества, которые двадцать лет назад было сложно даже себе представить. Продукция, находящаяся под защитой авторского права, на сегодняшний день включает в себя большую часть бизнеса.

Категории прав

Права имущественные и неимущественные;

Права исключительные и неисключительные.

Человек, который обладает авторскими правами на тот или иной объект, являющимися исключительными, имеет на его использование единоличное право и может запрещать использование этого объекта третьими лицами. Исключительные права на произведение возникают, когда автор не передал их (то есть не заключил договор о передаче исключительных прав) другим лицам.

Неисключительное право означает, что лицо, обладающее им, может использовать объект права, созданный обладателем исключительных прав, наравне с ним и другими лицами, имеющими разрешение на его использование этим же способом. Неисключительные права возникают, когда создается договор авторского права, если в нем прямо не предусмотрено другое.

Неимущественные права - это личные права (с ними нельзя совершать операций, как с имуществом: покупать, продавать, передавать, дарить, наследовать и т.д.).

Регистрация и защита авторского права

Данное право является одним из способов защиты то есть представляет совокупность норм права, отношений по созданию и использованию различных произведений культуры, науки и искусства.

Срок авторского права - на протяжении всей жизни автора, а также в течение 70 лет непосредственно после его смерти. Бессрочно охраняются право на имя, право авторства и на защиту репутации создателя произведения.

Такая регистрация существует для того, чтобы показать, что на ее момент объект права существует объективно. Это может пригодиться для защиты авторских прав при столкновении интересов. Во всех странах, на которые распространяется об авторских правах, охраняются права на объекты, созданные жителями России, независимо от того, были ли они зарегистрированы, или от места их регистрации.

Международное авторское право, так же как и РФ, не требуют его регистрации для охраны. Однако, если нужно показать, что объект на момент регистрации существовал объективно, можно зарегистрировать эти правовые отношения в Российском авторском обществе. Если авторские права будут нарушены, дело должно быть рассмотрено в той стране, где произошло нарушение.

Субъекты авторского права

Субъектами являются:

3) переводчик (на собственный перевод).

Объекты авторского права

На основании статьи номер нашего государства, объектами, по отношению к которым применяется авторское право в России, являются произведения литературы, науки и искусства, независимо от их назначения, а также достоинств и формы выражения.

К ним относятся:

  • производные произведения, то есть являющиеся переработкой другого произведения;
  • составные, являющиеся результатом именно творческого труда по расположению или подбору материалов.

Авторское право в России имеют как произведения обнародованные, так и необнародованные, выраженные в любой объективной форме, включая устную и письменную (например, в виде публичного исполнения, произнесения и др.), в форме изображения, видео- и звукозаписи, а также в объемно-пространственной форме.

Признаки объектов

Следует при этом отметить, что объекты такого права имеют конкретные признаки:

То есть объект должен быть создан именно в результате творческого труда и закреплен на некотором материальном носителе (в форме изображения, письменной, видеозаписи или звукозаписи, объемно-пространственной) или выражен в устной форме, но обязательно в виде публичного выступления.

То есть, например, созданные в результате творческого труда автора водные узоры, которые можно наблюдать при работе фонтана, не будут объектом авторского права. Им охраняется только сам фонтан, поскольку он имеет объемно-пространственную объективную форму (камень, металл), а водные узоры ее не имеют.

Еще один пример: просто технический сбор материалов не является плодом творческого труда, поэтому его результат не считается объектом данного вида права. Музыка без авторского права - это, например, сборники лучших песен той или иной группы.

Виды объектов

Итак, на основании статьи номер 1259 Гражданского кодекса нашей страны, объектами авторского права считаются:

  • произведения литературы;
  • музыкально-драматические, драматические и сценарные произведения;
  • пантомимы и хореографические постановки;
  • музыкальные произведения, как с текстом, так и без него;
  • аудиовизуальные;
  • произведения скульптуры, живописи, дизайна, графики, комиксы, графические рассказы и иные произведения изобразительного искусства;
  • объекты сценографического и декоративно-прикладного искусства;
  • произведения градостроительства, архитектуры, садово-паркового искусства, к которым относятся и чертежи, проекты и макеты;
  • объекты фотографического искусства и другие, полученные аналогичным фотографии способом;
  • различные геологические, географические и другие карты, эскизы, планы, пластические произведения, относящиеся к топографии, географии и другим наукам.

Понятие авторского права распространяется и на различные программы, созданные для ЭВМ. Но, в отличие от других объектов, права на них можно оформить в федеральном органе исполнительной власти, работающим с Регистрация не является обязательной и осуществляется по желанию владельца.

Точно так же переводчик, создавая произведение на языке, отличном от оригинала, имеет авторское право на собственный перевод. Сам перевод, так же как и оригинал, является самостоятельным объектом.

Например, персонаж Гарри Поттер, а также часть названия книги имеют авторские права, принадлежащие Дж.К. Роулинг вместе с правами на текст произведения.

Знак авторского права

Это латинская буква С (от слова "copyright", означающего "авторское право"), помещенная в середину круга. Наравне с этим обозначением используется знак (с) - буква С в круглых скобках.

Это указание на авторское право используется рядом с именем юридического или физического лица, которому принадлежат права на авторство. Также этим знаком может быть обозначен объект защиты, указывается диапазон дат или год его опубликования.

Отсутствие этого знака не означает, что данное произведение не защищено, поскольку права возникают самостоятельно в силу факта создания того или иного произведения. Для того чтобы на него распространялась охрана авторских прав, регистрация или другие формальности не требуются.

Также и на лицензирование не влияет наличие или отсутствие такого знака.

Защита авторских прав

Возникновение их напрямую связано с самим фактом создания объекта права.

В законодательстве нашей страны не существует особой процедуры регистрации прав авторства на произведение, за исключением регистрации их на программы для ЭВМ. Автором, согласно закону, является тот, кто создал объект, и он обладает следующими правами:

1) исключительным правом на само произведение;

3) правом на имя;

4) на неприкосновенность произведения;

5) на его обнародование.

Технические средства, предназначенные для защиты авторских прав

Существуют специальные технические средства, предназначенные для защиты этого типа прав. К ним относятся любые технологии, а также технические устройства и их компоненты, которые контролируют доступ к тому или иному произведению и ограничивают или же предотвращают действия, не разрешенные его автором или другим правообладателем в отношении данного объекта.

Информация об авторском праве

Ей считается любая информация, идентифицирующая произведение, автора или другого правообладателя, а также об условиях использования объекта права, содержащаяся в оригинале или экземпляре произведения, появляется в результате сообщения в эфир или другим способом доведения произведения до всеобщего сведения, прилагается к нему, а также любые коды и цифры, в которых содержится подобная информация.

1) распространение;

2) воспроизведение;

3) перевод;

4) импорт;

5) переработку;

6) публичное исполнение;

7) публичный показ;

8) передачу в эфир;

9) сообщение по кабелю для всеобщего сведения.

Непосредственно после создания произведения автору необходимо иметь доказательство, что он обладал им на определенную дату. В случае спорных ситуаций это очень поможет. Такие доказательства можно получить с помощью специальной процедуры, называемой депонированием. Ее суть - принятие на хранение экземпляра произведения, а также фиксирование даты его предоставления с участием нотариуса. После этого будет выдано свидетельство о депонировании. С помощью этой процедуры можно документально зафиксировать наличие у автора экземпляра на определенную дату. Такое свидетельство - самая надежная защита в вопросе авторских прав.

Нарушение авторских прав

Их нарушение может повлечь административную, гражданско-правовую и даже уголовную ответственность. Часто бывает, что нарушение авторских прав происходит по незнанию. Поэтому рекомендуется для оповещения третьих лиц о них использовать следующую формулу: знак "защита авторских прав" + имя автора (правообладателя) + год опубликования или его период. Однако по закону оповещать о праве авторства или использовать предложенный формат вовсе не обязательно.

Конституция Российской Федерации предусматривает "правовое регулирование интеллектуальной собственности". В понятие "интеллектуальной собственности" входят: авторское право и смежные права, а также промышленные права (права на товарные знаки, изобретения, полезные модели, промышленные образцы и некоторые другие объекты).

Статьей 1225 ГК РФ установлен перечень охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, который включает в себя, в том числе, произведения науки, литературы и искусства.

В соответствии со ст. 1226 ГК РФ интеллектуальные права включают исключительное право, являющееся имущественным правом.

Согласно ст. 1255 ГК, интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства.

  • 1) исключительное право на произведение;
  • 2) право авторства;
  • 3) право автора на имя;
  • 4) право на неприкосновенность произведения;
  • 5) право на обнародование произведения.

В случаях, предусмотренных ГК, автору произведения наряду с этими правами, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется:

  • 1) на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;
  • 2) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);
  • 3) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Произведение также считается впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации, если в течение тридцати дней после даты первого опубликования за пределами территории Российской Федерации оно было опубликовано на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 1227 ГК РФ интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

В соответствии с п. 2 ст. 1227 ГК РФ переход права собственности на вещь не влечет перехода или предоставления интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, выраженные в этой вещи, за исключением случая, предусмотренного п. 2 ст. 1291 ГК, в котором указано, что при отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Схожий подход отражен в п. 23 Постановления N 15, согласно которому авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача прав на материальный объект не влечет передачу прав на использование произведения.

В соответствии с п. 1 ст. 1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Так, по одному из дел арбитражный суд установил, что рисунок, а также эскиз этикетки с использованием при его создании данного рисунка, созданные разными художниками, являются самостоятельными объектами защиты авторского права.

Арбитражные суды подчеркивают, что творческая деятельность является особым видом деятельности и не относится к предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

В соответствии с п. 4 ст. 1228 ГК РФ права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух и более граждан (соавторство), принадлежат соавторам совместно. По этому вопросу в п. 30 Постановления N 15 даны следующие разъяснения. При рассмотрении споров о соавторстве на произведения, составляющие неразрывное целое, судам следует исходить из факта признания соавторства на момент обнародования произведения. Это может быть подтверждено волеизъявлением соавторов, выраженным в договорах о передаче прав, публичных заявлениях и т.д.

Устанавливается, что авторское право распространяется на произведения независимо от их достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Под "достоинствами" понимаются различные положительные качества произведения, относящиеся к форме или содержанию: актуальность темы, художественные образы, научная глубина и достоверность и т.п. Авторским правом охраняются как высокохудожественные, глубоко научные, ценные произведения, так и те произведения, которые слабы в научном или художественном отношении. Правда, последние не должны обнародоваться, публиковаться и вообще использоваться в связи с их низкими характеристиками. Но это не значит, что они вообще не охраняются авторским правом. Закон подчеркивает охраняемость любого оригинального творческого результата.

Произведение, признаваемое объектом авторского права, возникает в результате творческой деятельности, но не всякой, а лишь той, которая непосредственно относится к области литературы, науки и искусства. Для творческой деятельности характерны два момента:

  • а) сознательный, интеллектуальный характер работы;
  • б) новизна созданного произведения.

Другой признак произведения - объективная форма выражения. Объективная форма произведения означает любое выражение вовне идеи, образа, мысли, доступной для восприятия другими лицами (кроме автора). Каждое произведение имеет конкретную форму выражения. Оно может быть устным, письменным, в форме звуко- и видеозаписи, изображения, скульптуры и т. д.

Закон связывает объективную форму выражения произведения творчества с возможностью его воспроизведения, повторения. Так, рукопись, в которой воплощен замысел автора, может быть издана, экранизирована, использована иным образом.

Закон устанавливает примерный перечень произведений, охраняемых авторским правом. Цель этого перечня - информировать лиц, занимающихся творческим трудом или интересующихся вопросами авторского права, о том, какие объекты могут получать авторско-правовую охрану. Приводимый в Законе перечень таких объектов очень широк. Он подтверждает универсальный характер авторского права.

Перечень ориентирован на ныне существующие общественные отношения. В нем упоминаются объекты, которые представляются законодателю наиболее распространенными и важными в настоящее время. Совершенно естественно, что через некоторое время могут измениться названия таких объектов, а развитие технических средств приведет к появлению совершенно новых объектов авторского права. Эти новые - по названию и по своим видам - объекты должны охраняться авторским правом, если они будут отвечать предъявляемым к произведениям требованиям, которые указаны в п.1 ст. 6 Закона. Приводимый в перечень не является исчерпывающим, закрытым: охраняться могут и "другие произведения".

  • - литературные произведения;
  • - драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • - хореографические произведения и пантомимы;
  • - музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • - аудиовизуальные произведения;
  • - произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • - произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • - произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • - фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • - географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
  • - другие произведения.

К объектам авторского права относятся также сборники произведений. В сборники могут включаться произведения, не являющиеся предметом чьего-либо авторского труда (законы, судебные решения и т.д.), а также произведения отдельных авторов. Творческий характер труда составителя выражается в подборе и расположении материала. Авторское право составителя сборника не мешает другому лицу самостоятельно систематизировать, обрабатывать и выпускать в свет те же произведения.

  • 1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  • 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
  • 3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • 4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Субъектами авторского права выступают лица, создавшие творческим трудом произведения литературы, науки и искусства (авторы). Возникновение субъективных авторских прав у гражданина не зависит от возраста, состояния здоровья, имущественного положения, места создания и выпуска произведения в свет и т.д.

Наряду с авторами к субъектам авторского права относятся лица (граждане и организации), которые не участвуют в создании произведений литературы, науки и искусства. Их называют правопреемниками. К правопреемникам переходит определенный круг авторских правомочий по использованию произведения автора. Основаниями такого перехода служат закон, наследование или договор с автором.

Правопреемниками становятся наследники, государство, организации (издательства, театры и др.), оформившие с автором договорные отношения по использованию его произведения. Круг правомочий указанных лиц уже, чем у автора, а по характеру правомочия производны, так как переходят от автора.



Просмотров