Справка о дтп носит информационный характер. Как получить справку о ДТП

Стремительный рост количества автомобильного транспорта способствует учащению аварийных происшествий. Любое ДТП обязательно влечет за собой незапланированные расходы. Ведь по сегодняшним ценам даже выравнивание вмятины на корпусе машины – это довольно дорогостоящая процедура. По правилам, расходы обязана покрыть страховая компания (ОСАГО, КАСКО). Однако агентам нужно представить доказательство аварии с точным описанием всех повреждений автотранспорта. Для этого и используется справка о ДТП форма 154.

Справка об аварийном происшествии (форма № 154) является официальным документом, содержащим первичные данные об аварии, а именно:

  • дату и точное время совершения ДТП;
  • данные всех участников (Ф.И.О.) и номера водительских удостоверений;
  • государственные номера транспортных средств, принявших участие в происшествии;
  • названия страховых компаний, клиентами которых являются участники аварии, а также номера их страховых полисов;
  • данные о пострадавших во время ДТП (при наличии таковых);
  • доскональные описания всех повреждений, которые были нанесены транспортным средствам вследствие аварии.


Возникает резонный вопрос: справка о ДТП форма 154, где получить? Так вот, по данным информационного письма управления ГИБДД России № 45-1468, ее выдают и заполняют непосредственно на месте аварии, в тот же день. Эта обязанность возлагается на инспектора ГИБДД, прибывшего на место происшествия.

При условии, что повреждения машин минимальны, и при отсутствии пострадавших, оформление происходит достаточно быстро. Однако бывают ситуации, когда выдать справку на месте затруднительно. К примеру, сотрудник ГИБДД обязан срочно выехать на место другого происшествия, или транспортные средства требуют эвакуации. В этом случае справку выдают в ближайшем подразделении или на стационарном посту ДПС. Максимальный срок получения документа – 24 часа с момента дорожно-транспортного происшествия.

Важно! Если в аварии есть пострадавшие, справка о ДТП выдается только после того, как их доставят в больницу и определят степень тяжести нанесенных повреждений.

На справке обязательно должна стоять подпись инспектора, который ее оформлял. Также должны быть указаны его должность, звание, фамилия и инициалы. После этого документ заверяют круглой печатью и выдают водителю.

Зачем нужна справка о ДТП форма 154, и что с ней делать

Как уже упоминалось, справка о ДТП – это основная составляющая стандартного пакета документов, который предоставляется в страховую компанию для получения компенсационной выплаты согласно договору. Выплаты без справки возможны лишь при единовременном выполнении следующих условий:

  • автомобильному транспорту причинен лишь механический ущерб;
  • оба участника аварии являются клиентами одной страховой компании;
  • мнения участников ДТП по поводу виновника случившегося и перечня повреждений не расходятся.

Во всех остальных случаях без исключения страховые выплаты не могут быть произведены без наличия справки № 154.

Важно! Если полицейский отказывается выдавать данный документ, при этом ссылаясь на то, что справка о ДТП форма 154 бланк отсутствует, или ее нет в наличии, то такие действия неправомерны! Участники аварии имеют полное право подать жалобу руководителю ГИБДД либо в прокуратуру.

После того, как водитель получил документ на руки, его необходимо предоставить агентам страховой компании в течение 5 суток. Перед этим рекомендуется внимательно изучить договор, подготовить все остальные документы и их копии и составить список пакета документов. В офисе компании-страховщика на нем обязательно должны поставить отметку.

При благоприятном течении дела выплаты производят по истечению 20-тидневного срока с момента обращения в компанию. Ни в коем случае нельзя начинать ремонт поврежденной машины до того, как повреждения будут зафиксированы страховыми агентами!

По правилам, заполнение формы является обязанностью сотрудника полиции, который прибыл на место аварии. Но, во избежание неточностей и недоразумений во время процедуры, каждому водителю нелишним будет ознакомиться с ее внешним видом.

Итак, справка о ДТП форма 154: образец заполнения представлен на рис.1 (документ утвержден приказом МВД № 154 от 01 апреля 2011 года).

Важно! Обязанность водителя – тщательно проверить все данные в пункте «Повреждения». Лучше всего параллельно зафиксировать ущерб на фотокамеру. Благодаря этим снимкам, в будущем не придется доказывать страховым агентам, что вмятины на корпусе появились именно в результате ДТП, а не раньше.

Если в результате происшествия пострадали люди, то вдобавок к основной части заполняется приложение.

Приложение также заполняет сотрудник ГИБДД. В нем необходимо указать следующие данные:

  1. Общие сведения о пострадавших. Возможна ситуация, когда их личности не удается установить сразу. Тогда об этом делают специальную пометку.
  2. Категорию, к которой относятся пострадавшие, – пешеходы, водители либо пассажиры.
  3. Информацию о вызове неотложки.
  4. Степень тяжести нанесенного вреда или указание факта смерти.

Всего в приложении можно указать 4 пострадавших человека. Если же их больше, то инспектор обязан заполнить дополнительный бланк.

: образец заполнения предельно понятен. Однако даже сотрудники полиции могут допускать ошибки и не вносить в бланк все повреждения. Особенно это касается поломок, которые на первый взгляд незаметны. Поэтому нужно проверять каждую букву во избежание нестыковок, поскольку любая неточность может повлечь за собой уменьшение суммы компенсации.

Основные вопросы, задаваемые о справке по форме 154

Один из самых распространенных вопросов на эту тему: что делать, если справка о ДТП форма 154 без печати? Ведь многие страховые компании отказываются принимать документы, аргументируя свою позицию отсутствием печати на бланке. Выход прост: печать можно поставить, подъехав в ближайшее отделение ГИБДД.

Или, к примеру, где взять справку, если авария произошла в лесу? При наличии связи в первую очередь нужно вызвать сотрудников полиции. Если таковой возможности нет, то необходимо добраться до ближайшего отдела ГИБДД и на месте оформить справку. Желательно предварительно зафиксировать все повреждения транспортного средства на фотокамеру во избежание несоответствий в дальнейшем.

В том случае, если страховая компания по каким-либо необоснованным причинам отказывается принимать документы или выплачивать компенсацию за причиненный ущерб, водитель имеет право в течение 10 дней подать жалобу. Тогда справедливость будет восстановлена путем судебного разбирательства.

Видео на тему справки о ДТП

Если водитель знает все про справку о ДТП форма 154: правила заполнения, сроки предоставления в страховую компанию – то никаких непредвиденных ситуаций возникнуть не должно и компенсация будет выплачена без нареканий с обеих сторон.

В новом Административном регламенте исполнения МВД РФ, вступившем в силу 20.10.2017 г. отражены функции государства в плане выполнения федерального госнадзора соблюдения ПДД участниками дорожного движения. Исходя из требований нового админрегламента, справка о ДТП для страховой по форме 154 теперь не нужна, она отменена.

Справка отменена, что взамен

В предыдущей редакции Админрегламента необходимость составления такой справки регламентировалась ст. 215. В новом документе этого требования нет. Эта справка выведена из перечня обязательных документов, выдаваемых на месте происшествия, но Приказ МВД, которым форма №154 утверждена, не признан утратившим силу.

Оказывается, данная справка, сроки выдачи которой составляли не более суток (если не было возможности оформить ее сразу же на месте ДТП) предусматривается п.3.10 Положения об ОСАГО. Это – правовая коллизия, которая не согласована между Административным регламентом и документом Банка России, выданным 19 сентября 2014 года под номером 431-П.

Если подходить к вопросу с формальной точки зрения, если такую справку в страховую компанию не предоставить, получить страховое возмещение после ДТП по ОСАГО не получится.

Между РСА и ГИБДД начала действовать договоренность о том, что инспекторы будут вносить в протоколы или постановления нужные страховщикам данные. Такие указания разосланы регионам, соответственно страховые компании заверяют, что не будут требовать от собственников автотранспортных средств справку по форме 154.

Что требует страховая компания

После отмены данной справки МВД и страховые компании пришли к соглашению, что при наступлении ДТП придется предоставлять следующие документы, которые служат подтверждением факта его наступления:

  • российский паспорт владельца ОСАГО;
  • извещение о ДТП, форма которого выложена на сайтах СК;
  • протокол (при его составлении), постановление (определение) взамен справки № 154;
  • СТС, паспорт на транспортное средство;
  • реквизиты счета в банке, открытого на владельца ТС;
  • заявление по форме, размещенной на сайте СК;
  • доверенность, выданная владельцем автомобиля, заверенная нотариально;
  • если авто было эвакуировано, соответствующий документ на эвакуацию и хранение, БСО/кассовый чек.

Проблемы и их решение

В связи с тем, что форма 154 отменена, возникли некоторые проблемы:

  1. Утратил силу приказ МВД №155 от 01.04.2011 г., которым утверждена форма извещения о дорожно-транспортном происшествии, все еще используемая страховыми компаниями. В связи с этим можно посоветовать использовать по рекомендации РСА форму, содержащуюся в приложении №5 Положения о правилах ОСАГО.
  2. Пока в РСА не появились новые формы документов, страхователи остаются в неведении, какую форму использовать. Некоторые СК предлагают свои формы извещений о ДТП, которые можно применить не только при ОСАГО, но и по КАСКО.
  3. Если участник ДТП не виновен, копию постановления (определения) ему могут не выдать, но страховая впоследствии ее потребует. Копия протокола об админправонарушении в соответствии с п.6 ст. 28.2 КоАП выдается потерпевшей стороне под расписку. Не известно, откажет СК или нет в выплате страхового покрытия невиновной стороне, если копии постановления у нее на руках не будет.
  4. В соответствии с п. 285 нового Административного регламента, если один из водителей, участвовавших в ДТП, отказывается самостоятельно оформлять бумаги о происшествии, дежурный ГИБДД должен проинформировать участников ДТП о том, что можно выполнить эти действия с участием сотрудников полиции, имеющих соответствующие полномочия. Оформить документы Админрегламент в таком случае предлагает на ближайшем посту, функционирующем стационарно или в ближайшем полицейском подразделении. Также дежурный должен объяснить, как добраться и в какое время можно прибыть в эти пункты, чтобы оформить все соответствующим закону образом.

Это значит, что после того как предварительные документы на месте происшествия составлены (при наличии только имущественного ущерба) без составления Европротокола нужно вместе со вторым участником ДТП отправляться на ближайший пост или отделение полиции, чтобы закончить оформление всех необходимых бумаг.

Что нужно делать

Порядок действий следующий:

  1. Необходимо зайти на сайт своей СК, скачать предлагаемую ею форму извещения о ДТП или воспользоваться формой, которую утвердил Центробанк. После скачивания распечатать ее и возить с собой в машине. Если случится ДТП, нужно будет оформить это извещение в ожидании приезда представителей ГИБДД. Важно ознакомиться с тем, что указывается в этом извещении, чтобы правильно его заполнить. После оформления этой формы нужно поставить подпись второй стороны, участвовавшей в ДТП. Далее необходимо написать в п.15 этого документа (в случае своей невиновности) « не считаю себя виновным в ДТП». При наличии разногласий со вторым участником, нужно подождать ГИБДД, чтобы продолжить совместные разбирательства.
  2. В случае оформления Европротокола при ДТП дежурный ГИБДД, прибывший на место ДТП может предложить самостоятельно оформить документы о ДТП путем заполнения формы извещения, выданной СК.

Соглашаться на такой вариант можно только если одновременно выполняются следующие условия:

  • пострадавшие в ДТП отсутствуют;
  • нанесен вред только двум автомобилям;
  • нет разногласий по обстоятельствам ДТП;
  • лимит ущерба, причиненного ТС не больше 50 тыс. руб., если он больше, разницу потерпевшей стороне придется выплачивать самостоятельно.

В случае несогласия составления Европротокола нужно:

  • известить дежурного ГИБДД о происшествии, который направит при необходимости представителей полиции;
  • зафиксировать обстоятельства ДТП, расположение автомобилей-участников, повреждения любым возможным способом;
  • составить схему места ДТП.

Приехавшие сотрудники ГИБДД составят протокол, предоставят по экземпляру виновному и потерпевшему. Но копию постановления дают только виновнику. Как получить в ГИБДД экземпляр невиновной стороне? Полицейские могут позволить только сфотографировать данный документ. Но в соответствии со ст. 29.11 п.2 КоАП потерпевший может попросить выдать ему копию постановления.

ВАЖНО! Не имея этих документов для предоставления в страховую компанию, страховое возмещение получить будет невозможно. Страховая вправе отказать в выплате, если документы не предоставлены, поэтому придется обращаться в суд.

На видео о справке

Желательно установить видеорегистратор на свой автомобиль, чтобы в спорных ситуациях имелись весомые аргументы.

С 20 октября ГИБДД не оформляет справки о дорожно-транспортных происшествиях, и уже есть первые вполне прогнозируемые результаты: споры водителей с инспекторами, конфликты со страховыми компаниями, неразбериха в общении МВД и Российского союза страховщиков. А главное - вполне реальный риск для автовладельцев остаться без страхового возмещения.

За прошедшее время набралось немало сообщений о случаях, когда инспекторы, оформляя ДТП по-новому, выдают водителям на руки только оригиналы или копии постановления об административном правонарушении (или протокола), в котором, как обычно, указан виновник, но не приведены необходимые для страховщиков данные о других участниках происшествия, о повреждениях автомобилей, о собственниках и об их страховых полисах. Представители ГИБДД уверяют водителей, что всю информацию страховщики получат «в электронном виде», - и умывают руки, а страховые компании, в свою очередь, напоминают автомобилистам, что закон об ОСАГО никто не отменял, а его статья 11 по-прежнему требует представить в страховую «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», - именно таким документом и была справка о ДТП. Исключением для закона остаются лишь случаи, подпадающие под европротокол (только имущественный вред и отсутствие споров по поводу виновника), но его оформляют далеко не все, рассчитывая как раз на то, что документы от ГИБДД надежнее.

Наглядный пример, когда сотрудники ГИБДД оформили документы вроде бы по новым требованиям, но «для галочки». Постановления об административном правонарушении дополнены некоторыми сведениями для страховой компании, но среди них не хватает VIN-номеров автомобилей, даты рождения водителей, данных о собственниках, телефонных номеров и данных об освидетельствовании. Такие документы от ГИБДД в страховой скорее всего не примут и попросят дооформить извещение с полным набором данных

Почему отменили справку и что вместо нее?

О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии. При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО. Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.

С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств - например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) - самое резонансное новшество.

При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.

Еще один пример того, что краткость - не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП. Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой осаго EEEXXXXXXXXXX согласие, осаго бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер. лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией

Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа. Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.

Какие документы и кому теперь выдает инспектор?

Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.

В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:

а) имена и даты рождения всех участников ДТП;

б) данные обо всех транспортных средствах;

в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;

г) описание повреждений.

Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:

Дате ДТП;

Транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);

ФИО водителей - участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;

ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;

Страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);

Нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;

Направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.

Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?

Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».

Главное - проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений - по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.

«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», - советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.

Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?

Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника». Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность - примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости. А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней - и формального повода для выплаты по ОСАГО. Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.

Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности - главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.

Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.

Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?

В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится - не будет и выплаты.

Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по К аско?

Так как Каско - добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться. Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами - нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.

Что, если инспектор не указал нужных данных в документах?

Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес - то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай. При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.

* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»


Методические рекомендации по оформлению и выдаче справки о дорожно-транспортном происшествии


Разъяснение ГИБДД № 45/1486 от 14.03.2012


При заступлении на пост, маршрут патрулирования сотрудник, в чьи обязанности входит оформление документов о дорожно-транспортном происшествии (далее ДТП), должен иметь при себе достаточное количество бланков справок. При этом бланки должны содержать угловой штамп органа внутренних дел, с указанием реквизитов подразделения, включая адрес места расположения и справочные телефоны. Угловой штамп проставляется в левом верхнем углу справки и может наноситься как путем оттиска углового штампа, так и с помощью печатающих устройств. Наличие других оттисков печатей органа внутренних дел на данной справке не допустимо.

В соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденным приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185, выдача справок участникам ДТП осуществляется сотрудником на месте ДТП.


В случае возникновения обстоятельств, препятствующих совершению указанных действий на месте ДТП (необходимость выезда сотрудника на место совершения преступления, другого ДТП, осложнение оперативной обстановки, необходимость перемещения поврежденных транспортных средств в безопасное место, другие обстоятельства) данные действия по указанию (разрешению) дежурного или руководителя подразделения могут быть осуществлены впоследствии в ином месте, в том числе в расположении подразделения, на стационарном посту ДПС в течение суток с момента совершения ДТП.

Все предусмотренные в справке позиции должны заполняться разборчиво шариковой ручкой (с наполнителем черного, синего или фиолетового цвета) либо с использованием печатающего устройства.

Графо-клетки целесообразно заполнять печатными буквами согласно разметке (по одной букве или цифре в каждую графоклетку). При отсутствии сведений, подлежащих внесению в графоклетки или графы, в них делается запись «отсутствует» либо проставляется прочерк. В графоклетках, в которых необходимо проставить отметку о составленном процессуальном документе или примененной мере обеспечения производства по делу, проставляется «X» или «V».

Сведения о дате, времени, месте ДТП должны подтверждаться материалами ДТП. Если дата и (или) время ДТП не установлены, либо установлено примерное время, в соответствующих графах проставляется прочерк, а ниже указывается «Дата и время ДТП не установлены» или «Время ДТП не установлено» либо, например, «В период времени с 23.00 25.02.2012 г. по 03.00 26.02.2012 г.».

При оформлении материалов ДТП, место которого водитель в нарушение ПДД РФ оставил, в справку вносятся сведения о водителях и транспортных средствах, оставшихся на месте ДТП либо разысканных в ходе оформления материалов.

В графе «существо нарушения...» указываются сведения только об административном правонарушении, которым причинен физический или имущественный вред.

Правонарушения, не имеющие отношения к причинению вреда (например, невыполнение водителем обязанностей предусмотренных ПДД, в связи с ДТП, участником которого он является, или управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе путевого листа) в справке не указываются.

При вынесении определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в графе «существо нарушения...» указывается только норма КоАП РФ, на основании которой принято процессуальное решение (например, пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

В графе «В результате ДТП повреждено» указываются только наименование детали, повреждение которой установлено при визуальном осмотре, независимо от степени повреждения.

Если возникают сомнения, что повреждения получены в данном ДТП, то они не указываются (наличие и характер технических повреждений транспортных средств, причины их возникновения могут быть установлены в ходе проведения независимой технической экспертизы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2003 г. №238).


Если водителей, участвующих в ДТП, более двух, то сведения заполняются в дополнительном бланке справки с указанием в графе «Приложение к справке о дорожно-транспортном происшествии» первого листа общего количества заполненных листов приложения. При этом в дополнительном экземпляре дата и место ДТП не указывается.


При наличии пострадавших заполняется приложение к справке , которое приобщается к ней.

Если личность пострадавшего не установлена, то в графоклетках «фамилия, имя, отчество» приложения к справке необходимо указать «личность не установлена». Если пострадавших более четырех, то сведения заполняются в дополнительном экземпляре листа - приложения к справке, с указанием в графе 5 количества заполненных листов приложения. При отсутствии приложений в данной графе проставляется прочерк.

После окончания оформления документов о ДТП, справки вручаются его участникам.

Справки также вручаются потерпевшим, не являвшимся участниками ДТП, для решения вопроса о страховой выплате лицам, жизни, здоровью или имуществу которых был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом (Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2003r. № 263).

Копия справки с отметкой о её получении участниками ДТП, потерпевшими приобщается к делу об административном правонарушении. При невозможности вручения справки на месте, она выдается впоследствии при обращении лица.

Внесение в справку исправлений (дополнений) допускается только при оформлении документов о ДТП.


Исправления (дополнения) должны быть оговорены и заверены подписью составившего ее сотрудника с указанием даты.

Вносить изменения после оформления документов о ДТП возможно только в случае описки или опечатки по письменному обращению участника ДТП, потерпевшего. Исправления (дополнения) должны быть оговорены и заверены подписью сотрудника, проводившего проверку по заявлению, с указанием даты. При этом исправления (дополнения) вносятся так же в копию, имеющуюся в материалах ДТП. Заверенная копия справки с исправлениями (дополнениями) выдается или направляется по почте всем лицам, получавшим справку ранее.

В случае поступления письменного или устного обращения об утрате справки, заявителю выдается копия Справки, заверенная в установленном порядке (пункт 53 Инструкции по документационному обеспечению управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 4.12.2006 г. № 987).



Просмотров