11 какие есть наказания за информационные правонарушения. Правонарушения в информационной сфере
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Открытый урок
по дисциплине: Информатика
Тема: « Правонарушения в информационной сфер е »
Кореновск 2015г
Введение
Цели урока :
1. Дидактическая: познакомить студентов с понятиями правонарушения в информационной сфере, меры предупреждения правонарушений в информационной сфере..
2. Воспитательная: привитие навыков самостоятельности в работе, воспитание аккуратности, дисциплинированности.
3. Развивающая: развитие внимания, памяти учащихся, развитие умения сопоставлять полученную информацию.
Тип занятия: изучение нового материала.
Оборудование: кабинет информатики и ИКТ
Форма работы : коллективная, индивидуальная
Продолжительность занятия 45 мин.
Ход урока
Организационный момент . Устный фронтальный оп рос
1.Что такое программное обеспечение?
2.Алгоритм обновления программного обеспечения
Изучение нового материала
Правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения : Основным предметом правового регулирования информационного права являются информационные отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов - процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации
Информационное право как наука - это система научных знаний об информационном праве как отрасли права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования.
Информационное право как учебная дисциплина - это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.
Информационное право -- отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества. административный правовой информационный
Отдельные нормы информационного права содержат в себе также положения гражданского, финансового и предпринимательского права, регулирующие соответствующие гражданские, финансовые и предпринимательские отношения.
Конституционно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью обеспечения гарантий осуществления информационных конституционных прав и свобод граждан, которые нашли свое развитие в других законодательных актах.
Гражданско-правовое регулирование информационных отношений обусловлено тем, что большая часть информационных прав и свобод реализуется в процессе гражданского оборота информации. Это имущественные права и право собственности на информационные ресурсы в информационной сфере.
Административно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью государственного управления информационными процессами формирования и использования государственных информационных ресурсов, создания и применения государственных информационных систем и средств их обеспечения, а также средств и механизмов информационной безопасности.
Уголовно-правовое регулирование информационных отношений обусловлено необходимостью противодействия противоправным действиям в информационной сфере.
Итак, учитывая комплексный характер информационного права, можно сделать вывод, что его предметом являются общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов.
Система информационного законодательства Российской Федерации - совокупность норм права, регулирующих отношения в информационной сфере.
Норма права - правило поведения участников правоотношений.
Источник права - форма выражения этого правила, способ придания ему общеобязательной силы через принятие государственных актов.
Совокупность норм права, закрепленных законодательно, и составляют систему информационного законодательства РФ:
Конституция РФ
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»
Федеральные законы «О средствах массовой информации», «Об участии в международном информационном обмене», «О связи», «О федеральных органах правительственной связи и информации»
Указы Президента РФ
Доктрина информационной безопасности
Законы местных органов самоуправления
Постановления различных государственных учреждений и т.д.
Выделяют следующие виды норм :
Материальные нормы - закрепляют материальное, информационно-правовое содержание прав и обязанностей участников информационных отношений.
Процессуальные нормы - устанавливают порядок и действие норм материального права.
Обязывающие нормы - возлагают определенные обязанности, предписывают участникам правоотношений совершение определенных действий.
Запрещающие нормы - устанавливают запрет на совершение определенных действий.
Управомочивающие нормы - предоставляют участникам информационно-правовых отношений возможность совершать те или иные действия.
Элементы нормы ИП :
Гипотеза - определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть информационно-правовые отношения.
Диспозиция - предписание о том, как должны поступать юридические и физические лица в информационной сфере, т.е. определяет их права и обязанности.
Санкция - указывает на последствия несоблюдения нормы ИП, которые в ней содержатся и которые вытекают из действий участников информационных правоотношений.
Правонарушения в информационной сфере : Правонарушение - юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению).
Правонарушения всегда связаны с нарушением определенным лицом (лицами) действующей нормы (норм) ИП и прав других субъектов информационных правоотношений. При этом эти нарушения являются общественно опасными и могут влечь для тех или иных субъектов трудности, дополнительные права и обязанности.
Признаки, состав и характеристика правонарушений в информационной сфере : Наиболее частые правонарушения в информационной сфере - проступки (незначительная опасность): дисциплинарные, административные и гражданско-правовые. В основе деления лежат виды общественных отношений, нарушаемых соответствующими проступками, а также способы применения за них санкций.
Административный проступок - противоправное виновное деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое действующее законодательство предусматривает административную ответственность в виде штрафа, конфискации или предупреждения. При этом правонарушитель не состоит в трудовых или служебных отношениях с организацией или должностными лицами, которые принимают решение о применении к нему санкций.
Дисциплинарный проступок - проступок, совершенный лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должен соблюдать правила, устанавливающие тот или иной режим деятельности. Санкции - замечание. Выговор, штраф и т.д.
Гражданские правонарушения выражаются в нарушении норм, регулирующих информационно-имущественные отношения и интересы собственно информационных ведомств, организаций, структур и фирм. Ведущим принципом гражданского права является требование полностью возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением.
Наиболее серьезные правонарушения в информационной сфере - преступления.
Преступлением в РФ признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Как особый вид правонарушений преступления характеризуются следующими признаками:
Общественная опасность преступления выражается в том, что оно посягает на наиболее значительные общественные ценности (в информационной сфере - свобода личности, конституционные права и свободы).
Субъектом преступления могут быть только физические лица: граждане и должностные лица. Государственные органы, учреждения, коммерческие и некоммерческие организации не привлекаются к уголовной ответственности. За их деяния отвечают виновные лица, по инициативе, под руководством и при непосредственном участии которых были осуществлены подобные деяния.
Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлением, содержится только в одном федеральном законе - Уголовном кодексе РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, принимаются в форме изменений или дополнений к УК РФ и подлежат включению в него.
Состав правонарушения в информационной сфере - совокупность характерных признаков рассматриваемого правонарушения, которые предусмотрены соответствующими нормами ИП и характеризуют данное правонарушение как общественно-опасное, противоправное и наказуемое явление.
Закрепление изученного
1. Какие правонарушения в сфере информационных технологий вы знаете?
2. Что такое система информационного законодательства РФ?
3. Что называется преступлением?
4. Что изучает информационное право?
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Особенности обеспечения информационной безопасности в образовательных учреждениях в зависимости от их вида. Оценка осведомленности учащихся разных возрастов о понятии "Информационная безопасность". Составляющая информационной безопасности школьников.
дипломная работа , добавлен 12.08.2017
Угрозы информационной безопасности, понятие, виды. Интернет-угрозы для школьников. Составление и реализация системы мероприятий по профилактике информационной безопасности в школе, включающей в себя внеклассное мероприятие по теме "Интернет-безопасность".
дипломная работа , добавлен 12.08.2017
Анализ социально-педагогического аспекта информационной безопасности в условиях школы. Изучение готовности современного учителя к использованию образовательных ресурсов Интернета. Обзор практических советов по безопасности для детей разного возраста.
дипломная работа , добавлен 05.04.2012
Школа как педагогическая система и объект научного управления. Методики сбора, обработки, хранения информации для повышения эффективности внутришкольного управления. Мониторинг как система сбора, обработки, хранения информации об образовательной системе.
курсовая работа , добавлен 26.03.2011
Изучение информационной грамотности как основы информационной деятельности учащихся. Классификация электронных средств учебного назначения. Рекомендации к разработке мультимедийной презентации с целью развития информационной грамотности пятиклассников.
дипломная работа , добавлен 23.08.2013
Информационная безопасность как педагогическая проблема. Особенности развития младшего школьника как фактор эффективности формирования его информационной безопасности. Основные пути к решению проблемы информационной безопасности младшего школьника.
курсовая работа , добавлен 02.06.2017
Характеристика методов получения ретроспективной информации и организации работы в опытных группах. Особенности сбора и обработки текущей информации в теории физического воспитания. Педагогическое обучение и статистические способы обработки данных.
курсовая работа , добавлен 21.10.2012
Информационно-аналитическое обеспечение школы. Характеристика технологических процессов сбора, передачи, обработки и выдачи информации. Современные информационно-коммуникационные технологии и их влияние на развитие новых возможностей в управлении школой.
отчет по практике , добавлен 25.05.2014
Понятия компетенции и компетентности в педагогике. Характеристика, цели и задачи формирования информационной компетенции учащихся при изучении общебиологического материала. Разработка и апробация методики формирования информационной компетенции.
дипломная работа , добавлен 02.07.2011
Понятие и структура информационной среды общества, закономерности и направления ее развития. Этапы и принципы формирования и становления информационной культуры школьников, факторы, влияющие на данный процесс, его педагогические условия и предпосылки.
ВВЕДЕНИЕ
В основе деятельности информационного общества лежат: информация, информационные ресурсы и информационные продукты. В этой связи основным назначением информационного права, которое является правовым фундаментом общества, является регулирование тех отношений, кот возникают при обращении информации.
В настоящее время, в период передовых технологий, когда именно информации является тем двигателем общества, она может нести серьёзную угрозу как отдельным индивидам так и неограниченному кругу лиц. Поэтому информация должна быть защищена от неправомерного посягательства, незаконного сбора, хранения, оборота.
Подробное понимание правила поведения и ответственности в правоотношениях, где одним из главных элементов является информация, дает нам Законодательство РФ.
Преступления в сфере информационных технологий - преступления, совершаемые людьми, использующих информационные технологии для преступных целей.
В данной работе установлены виды ответственности за правонарушения в сфере информации. Так же будет разработана презентация в Microsoft PowerPoint и чертежи с помощью программы КОМПАС ГРАФИК.
1 ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
1.1 Преступления в сфере информационных технологий
Преступления в сфере информационных технологий включают как распространение вредоносных вирусов, взлом паролей, кражу номеров кредитных карточек, так и распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т.п.) через Интернет.
Кроме того, одним из наиболее опасных и распространенных преступлений, совершаемых с использованием Интернета, является мошенничество. Так, в письме Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 января 2000 г. N ИБ-02/229, указывается, что инвестирование денежных средств на иностранных фондовых рынках с использованием сети Интернет сопряжено с риском быть вовлеченными в различного рода мошеннические схемы
Другой пример мошенничества - интернет-аукционы, в которых сами продавцы делают ставки, чтобы поднять цену выставленного на аукцион товара.
В зарубежных государствах, в частности США, получили распространение аферы, связанные с продажей доменных имен: производится массовая рассылка электронных сообщений, в которых, например, сообщают о попытках неизвестных лиц зарегистрировать доменные имена, похожие на адреса принадлежавших адресатам сайтов и владельцам сайтов предлагается зарегистрировать ненужное им доменное имя, чтобы опередить этих лиц. Так, вскоре после терактов 11 сентября 2001 г. Федеральная торговая комиссия США отметила факт массовой продажи доменных имен несуществующей зоны "usa".
В соответствии с действующим уголовным законодательством Российской Федерации под преступлениями в сфере компьютерной информации понимаются совершаемые в сфере информационных процессов и посягающие на информационную безопасность деяния, предметом которых являются информация и компьютерные средства.
Данная группа посягательств являются институтом особенной части уголовного законодательства, ответственность за их совершение предусмотрена гл. 28 УК РФ. В качестве самостоятельного института впервые выделен УК РФ 1996 года. и относится к субинституту «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Видовым объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, связанные с безопасностью информации и систем обработки информации с помощью ЭВМ.
По УК РФ преступлениями в сфере компьютерной информации являются: неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ), нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ).
Общественная опасность противоправных действий в области электронной техники и информационных технологий выражается в том, что они могут повлечь за собой нарушение деятельности автоматизированных систем управления и контроля различных объектов, серьёзное нарушение работы ЭВМ и их систем, несанкционированные действия по уничтожению, модификации, искажению, копированию информации и информационных ресурсов, иные формы незаконного вмешательства в информационные системы, которые способны вызвать тяжкие и необратимые последствия, связанные не только с имущественным ущербом, но и с физическим вредом людям.
Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ), а также создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ) совершаются только путём действий, в то время как нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ) - путём как действий, так и бездействием.
Неправомерный доступ к компьютерной информации и нарушение установленных правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети сформулированы как преступления с материальным составом, а создание либо использование вредоносных программ для ЭВМ - с формальным. В качестве последствий в ст. 272 и 274 УК указываются: уничтожение, модификация, блокирование либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ или системы ЭВМ, причинение существенного вреда и т. п.
В России борьбой с преступлениями в сфере информационных технологий занимается Управление "К" МВД РФ и отделы "К" региональных управлений внутренних дел.
1.2 Условия гражданско-правовой ответственности интернет-провайдеров за нарушение авторских и смежных прав
Используя ту или иную поисковую систему, в Интернете можно найти книги, аудио- и видеозаписи и другие объекты авторских или смежных прав. Среди них большое число составляют объекты, размещенные без согласия правообладателя, в нарушение его законных интересов. Интернет-магазины предлагают приобрести нелегальные записи музыки и фильмов гораздо дешевле, чем продавцы аналогичной легальной продукции. Еще проще скачать цифровую копию, воспользовавшись файлообменной сетью. Такие сети позволяют их пользователям обмениваться любыми файлами: музыкальными записями, фильмами, программным обеспечением, фотографиями и многим другим. Причем в силу особенностей функционирования файлообменных сетей доступ к охраняемым объектам открывается большому числу пользователей.
При незаконном использовании произведений и объектов смежных прав уменьшаются возможности получения легальной прибыли, в связи с чем правообладатели несут серьезные убытки. Объекты, размещенные в Интернете, могут быть воспроизведены многократно без каких-либо финансовых затрат. В результате увеличения числа пиратских копий спрос на легальную продукцию падает.
Доступ к Интернету, передача информации обеспечиваются с помощью услуг провайдеров (поставщиков интернет-услуг). За рубежом, в частности, в странах Европы, в Великобритании и США, правообладатели все чаще требуют возложения на провайдера ответственности в связи с незаконным использованием, осуществляемым его клиентами. Во-первых, воздействие на деятельность провайдера позволяет пресечь большой объем нарушений и требует меньших затрат, чем предъявление претензий к отдельным нарушителям - пользователям сети. Во-вторых, провайдер обладает значительными финансовыми возможностями для удовлетворения потенциального взыскания.
В соответствии с действующим Законом об авторском праве на нарушителя возможно возложение гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, выплаты альтернативной убыткам компенсации, определяемой судом в установленных законом пределах, а также компенсации морального вреда в случае нарушения личных неимущественных или имущественных прав авторов или исполнителей. Часть четвертая ГК РФ также предусматривает возможность возмещения убытков и содержит норму о выплате компенсации за нарушение исключительных прав, определяемой таким же образом, как закреплено в Законе об авторском праве. Компенсация морального вреда применяется только в случае нарушения личных неимущественных прав. Статья 1253 части четвертой ГК РФ содержит новую норму, устанавливающую ответственность за неоднократные или грубые нарушения исключительных прав. В случае совершения названных нарушений деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть прекращена в судебном порядке.
Кроме того, в части четвертой ГК РФ закреплена дополнительная мера защиты, заключающаяся в изъятии по решению суда и уничтожении за счет нарушителя оборудования, устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для нарушения исключительных прав. Как видим, определение подлежащих изъятию вещей достаточно широкое. К тому же если в Законе об авторском праве аналогичная мера называлась конфискацией, т.е. представляла собой меру ответственности, в п. 5 ст. 1252 части четвертой ГК РФ речь идет об изъятии. Со вступлением в силу новой части ГК РФ начнут действовать изменения к ст. 235 ГК РФ, в соответствии с которыми изъятие оборудования, устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для нарушения исключительных прав, отнесено к самостоятельному основанию прекращения права собственности, отличному от конфискации. Изложенное позволяет сделать вывод, что данная мера рассматривается законодателем в качестве меры защиты, а не в качестве меры ответственности. Каким образом будет толковаться приведенная норма, покажет будущая практика. Возможно, при ее реализации придется учитывать различия мер ответственности и мер защиты. Последние применяются независимо от вины нарушителя. В отличие от мер ответственности меры защиты не связаны с дополнительными неблагоприятными для нарушителя имущественными последствиями.
При возложении ответственности обязательным является установление необходимых для ее применения условий. К условиям гражданско-правовой ответственности относится состав гражданского правонарушения. Выявление его наличия имеет принципиальное значение для решения вопроса о возможности привлечения к ответственности провайдеров при незаконном использовании произведений или объектов смежных прав в компьютерных сетях. В основном поставщики интернет-услуг лишь создают условия, в которых возможно совершить нарушение. Непосредственные же действия по незаконному использованию охраняемых объектов осуществляют лица, пользующиеся их услугами.
25.3. Виды и формы правонарушений в информационной сфере
Виды правонарушений в информационной сфере нуждаются в их классификации по степени опасности для общества и по методам реализации полномочий правоохранительных структур в этой области.
С учетом степени опасности правонарушения могут быть разделены: на преступления, административные правонарушения, служебные и дисциплинарные проступки. Важно учитывать ошибки и неумышленные действия, повлекшие последствия, требующие адекватного реагирования.
Уголовные преступления в информационной сфере
Наиболее тяжкими считаются преступления, относимые к видам компьютерных преступлений, нормы о которых сосредоточены в гл. 28 УК РФ. В соответствии с УК РФ предусмотрены три статьи, в которых сформулированы составы преступлений, касающиеся неправомерного доступа к компьютерной информации (ст. 272); создания, распространения и использования вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273); нарушений правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сетей (ст. 274). Таким образом, эти составы касаются деяний, затрагивающих нарушение безопасности баз данных, банков данных, файлов, технологий и технических средств. Чтобы зафиксировать преступление по этим составам, необходимы факты реализации неправомерного (несанкционированного) доступа к информации, информационным технологиям, а также факты уничтожения, блокирования, модификации, незаконного копирования информации, нарушения работы ЭВМ, системы или сети в результате этих действий или неправильной эксплуатации ЭВМ, системы или сети со стороны ее владельца или ответственного оператора. Наличие информации о степени и причинах названных нарушений является условием возбуждения дела о совершении компьютерного преступления.
Факт нарушения работы этих объектов и основания для расследования преступления обнаруживаются пользователем, субъектами оперативно-розыскной деятельности органов МВД, ФСБ России. Важную роль при этом играют прокурорские проверки, ревизии, судебные экспертизы, а также следственные действия. При этом отправными пунктами расследования причин правонарушений является контроль за наличием и действием лицензий, а также проверка соответствия компьютерной системы сертификату. Уже было отмечено, что в УК РФ учтены не только упомянутые в гл. 28 преступления. В других главах УК РФ размещено немало норм, предусматривающих преступления связанные с нарушением режима информации, документов, сведений, отнесенных к государственной тайне, и пр. Это свидетельствует о том, что еще предстоит большая работа по систематизации правонарушений в информационной сфере. Большая дискуссия в среде юристов и субъектов, задействованных в СМИ, идет относительно ответственности за клевету по действующему УК РФ.
Административные правонарушения в информационной сфере
Субъектами ответственности по КоАП РФ являются физические, должностные и юридические лица. Это расширяет круг ответственных субъектов по сравнению с УК РФ.
Но и данный перечень не обеспечивает ответственности всех субъектов в сфере информационной деятельности исполнительной власти. По-прежнему за пределами административной ответственности остаются многие должности государственной службы. Это же касается и ответственности органа исполнительной власти и органа местного самоуправления как субъектов, имеющих свою собственную компетенцию, свой правовой статус.
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о конституционной, а также политической и исторической ответственности - видах, которые не рассматриваются как ответственность юридическая. Много неопределенного и относительно субъектов, ответственных за состояние информационной среды и использование ресурсов ИКТ в сфере деятельности органов местного самоуправления.
Рассмотрение изменений в институтах ответственности в условиях информатизации в системе исполнительной власти затрагивает два аспекта проблемы. Первый связан с обеспечением прозрачности, гласности в деятельности исполнительной власти, с обеспечением доступа граждан и иных субъектов к информации о деятельности исполнительной власти. Второй аспект проблемы касается ответственности за состояние информатизации системы исполнительной власти, инноваций в организации и функционировании этих органов при использовании возможностей новых информационных технологий; ответственности за состояние государственного информационного ресурса и его использование в процессе деятельности соответствующих государственных структур.
Принцип гласности закреплен нормой ст. 3 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-КЗ «О Правительстве Российской Федерации», где указано, что одновременно с принципами верховенства Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, народовластия, федерализма, разделения властей Правительство РФ руководствуется принципами ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Аналогичные нормы должны присутствовать в законах и положениях о других органах исполнительной власти, а главное - находиться в основе всей их деятельности.
Обеспечиваются эти принципы разными формами деятельности. В их числе: непосредственное информирование населения через каналы официальной информации, которые обязаны обеспечить по возможности полное, всестороннее освещение разных сторон деятельности этих органов, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Закон об информации устанавливает принципы правового регулирования информационных отношений и в ст. 3 предусматривает такую позицию, как презумпция «открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (п. 3). Этот Закон делит информацию в зависимости от категории доступа на общедоступную и такую, доступ к которой ограничен федеральным законом (ч. 2 ст. 5). Закон содержит перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен. Это: нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовой статус организаций и полномочия государственных органов и органов местного самоуправления; информация о состоянии окружающей среды, о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств; информация, накапливаемая в открытых фондах библиотек, музеев и архивах. Предусмотрена возможность издания иных законов по расширению данного перечня.
О категориях информации по доступу более подробно говорится в другой главе учебника. Здесь важно подчеркнуть связь этой части регулирования информационных объектов и формируемых на их основе информационных ресурсов определенных субъектов с выбором форм и видов ответственности при нарушении прав граждан и иных субъектов на информацию.
В КоАП РФ. как и в УК РФ. составы правонарушений, касающиеся информации, рассредоточены по разным разделам этого Кодекса. Наибольшее число составов, касающихся всех проблем информации и средств связи, сосредоточено в гл. 13 КоАП. В ней собраны нормы об ответственности за нарушение правил работы в области сооружений и эксплуатации систем связи (ст. 13.2-13.9); порядка работы с персональными данными; правил защиты информации и разглашения информации с ограниченным доступом; за злоупотребления свободой массовой информации; за правонарушения в области распространения продукции массовой информации и воспрепятствование уверенному приему радио- и телепередач; за нарушение порядка предоставления статистической информации; правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов. В ст. 13.10 содержится упоминание об очень важном элементе трансграничного обмена документами - о международных ответных купонах. Речь идет об обмене почтовыми отправлениями между организациями почтовой связи, находящимися под юрисдикцией разных государств. Такие ответные купоны (квитанции) чрезвычайно важны и при обмене электронными документами по системам трансграничного обмена электронными документами и электронными подписями, о чем уже говорилось в главе об электронных технологиях в связи с применением электронной цифровой подписи.
За пределами гл. 13 КоАП РФ содержатся нормы, касающиеся нарушения правил работы с документами в области обеспечения избирательных кампаний: нарушения правил работы со списками избирателей, предоставления информации об итогах голосования или о результатах выборов, распространения анонимных агитационных материалов. Здесь же находится норма об ответственности за непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации субъектом, о котором распространена ложная или порочащая его информация. Эти составы правонарушений предусмотрены в гл. 5 КоАП РФ - ст. 5.4; 5.5; 5.12; 5.13; 5.25.
Чрезвычайно важна ст. 5.39 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за отказ в предоставлении гражданину запрашиваемой информации. Эта статья устанавливает ответственность за «неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации, в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации».
В КоАП РФ содержится и еще одна весьма важная и актуальная для настоящего времени статья. Она касается использования контрафактной продукции. Статьей 7.12 КоАП РФ установлена ответственность за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав.
В 2010 г. в структуре гл. 13 КоАП РФ появились две новые статьи, в том числе ст. 13.27 об ответственности за нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети Интернет.
Эта статья введена в КоАП РФ в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2010 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Она устанавливает ответственность за несоблюдение порядка предоставления информации гражданам и организациям в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Статья направлена на обеспечение конституционного права на информацию, предусмотренного ч. 4 ст. 29 Конституции РФ в части поиска и получения информации, что соответствует термину «доступ к информации».
Часть 1 ст. 13.27 КоАП РФ определяет лиц, ответственных за нарушение требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами государственных органов и органов местного самоуправления. Она предусматривает ответственность за нарушение ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», где установлено, что «государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района» (ч. 1). В ч. 4 ст. 10 этого Закона указано, что «требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами иных государственных органов, а также органов местного самоуправления устанавливаются в пределах своих полномочий указанными органами».
Поскольку Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ не содержит норм об охране прав пользователей органами, ответственными за нарушение требований к технологическим, программным и лингвистических средствам информационных и коммуникативных систем, Федеральный закон от 31.05.2010 № 108-ФЗ восполняет этот пробел и за нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 13.27 КоЛП РФ, устанавливает ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 5000 руб.
Часть 2 ст. 13.27 (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 № 108-ФЗ) о неразмещении в сети Интернет информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления сформулирована синхронно с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, который предусматривает размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет. КоАП РФ вводит ответственность в форме наложения административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. за нарушение этой нормы.
Субъектами ответственности являются органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица в соответствии с положениями об органах, должностными инструкциями и регламентами. Дела о правонарушениях по данной статье рассматриваются в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ в судебном порядке.
Статья 13.28 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии с этой статьей:
«1. Нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, содержащей сведения, относящиеся к информации ограниченного доступа, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
2. Незаконное взимание платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления либо нарушение порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если федеральным законом такая плата установлена, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей».
Эта статья в ч. 1 имеет целью предотвратить нарушение порядка предоставления информации со стороны самих органов, их подразделений и должностных лиц, ответственных за соблюдение этого порядка. Состав требований к этому порядку содержится в гл 2 (ст. 11) Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ. В ст. 19 этого Закона устанавливаются правила проверки правильности оформления запроса пользователя и установлен порядок ответа на запрос пользователя об информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Вместе с тем следует иметь в виду, что более широкое понимание порядка предоставления информации пользователю информационной системы Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ дает в предыдущих статьях, расположенных в гл. 2 «Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Основные требования при обеспечении доступа к этой информации» и в гл. 3 «Предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В этих целях полезно обратиться к комментарию к ст. 5.39 КоАП РФ, которая обновлена в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2010 № 108-ФЗ.
Часть 2 ст. 13.28 КоАП РФ имеет отношение к ст. 21 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ, которая предусматривает, в каком случае информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется на бесплатной основе. Согласно этой статье, «пользователю информацией предоставляется на бесплатной основе информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: 1) передаваемая в устной форме; 2) размещаемая государственным органом, органом местного самоуправления в сети Интернет, а также в отведенных для размещения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления местах; 3) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного пользователя информацией; 4) иная установленная законом информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также иная установленная муниципальными правовыми актами информация о деятельности органов местного самоуправления».
В статье 22 этого Закона регламентирован порядок взимания платы за предоставление информации: «1. Плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления взимается в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством Российской Федерации объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы устанавливается Правительством Российской Федерации. 2. В случае, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, пользователем информацией оплачиваются расходы на изготовление копий запрашиваемых документов и (или) материалов, а также расходы, связанные с их пересылкой по почте. 3. Средства, полученные в качестве платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. 4. Государственный орган или орган местного самоуправления, предоставившие информациию содержащую неточные сведения, обязан безвозмездно по письменному заявлению пользователя информацией, которое должно быть мотивировано, устранить имеющиеся неточности».
Часть 2 ст. 13.28 КоЛП РФ касается также ст. 23 данного Закона о защите права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. В соответствии с этой статьей: «1. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд. 2. Если в результате неправомерного отказа в доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, либо несвоевременного се предоставления, либо предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации пользователю информацией были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации».
Субъектами ответственности по ст. 13.28 КоЛП РФ являются прежде всего должностные лица, ответственные за обеспечение и соблюдение порядка взимания платы за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также руководители этих органов. Объектом в данном случае является порядок установления взимания платы за предоставление информации и возникающие при этом отношения. Дела о нарушении порядка бесплатного и платного предоставления информации рассматриваются судом в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ.
Уже отмечалось, что в КоАП РФ правонарушения в информационной сфере не сосредоточены в одной главе.
И в этой связи необходимо иметь в виду, что федеральные законы, принятые в 2006-2010 гг., существенно повлияли на содержание и правоприменение ст. 5.39 КоАП РФ. После принятия Закона об информации и Федерального закона «О персональных данных» кардинальные дополнения к порядку доступа граждан к информации внес Федеральный закон 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Федеральным законом от 31.05.2010 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» ст. 5.39 КоАП РФ изложена в новой редакции. Она теперь имеет название «Отказ в предоставлении информации». За «неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации» установлена санкция - наложение административного штрафа па должностных лиц в размере от 1000 до 3000 руб. (курсив наш. - И. Б.).
Область гражданско-правовой ответственности
Ряд объектов информационного характера и права субъектов, связанных с этими объектами, в настоящее время защищаются средствами гражданского права.
При рассмотрении вопроса об ответственности за использование контрафактных информационных объектов важно решить, кто страдает от этого нарушения. Это может быть автор данного произведения, пользователь, имидж страны, налоговая система и т.д. Важно установить и каким образом можно пресечь это очень распространенное правонарушение, как подойти к конкретизации ответственности. Прежде всего нужно обратить внимание на разделение степени ответственности при отдельных действиях, связанных с контрафактом. Сначала следует выявить изготовителя, который обеспечивает незаконное воспроизведение охраняемого объекта. Затем выявить субъекта, обеспечивающего незаконную продажу, прокат этих объектов. Важно установить и субъектов транспортировки, включая импорт этой продукции, ее хранение. Это необходимо для применения ст. 1302 ГК РФ, которая предусматривает ряд мер воздействия на участников данного правонарушения.
Они включают: запрет этих действий, наложение ареста на контрафактную продукцию, а также возмещение убытков, нанесенных законному владельцу права на авторский продукт. Это может быть штраф от 10 тыс. до 5 млн руб. или кратное возмещение гонорара автора.
Не менее острым остается и вопрос об ответственности за снам1.
В соответствии с частью четвертой ГК РФ исключительное право закрепляется и за субъектами доменного имени. Доменное имя - символьное обозначение, предназначенное для идентификации запросов в сети Интернет и зарегистрированное в реестре имен, в соответствии с установленным порядком и обычаями делового оборота оно закрепляется и режиме исключительного права. При этом регистрация должна быть обеспечена в доменах первого уровня, закрепленных за Российской Федерацией.
И еще одна проблема становится актуальной в области реализации гражданской ответственности - защита чести и достоинства человека, которая получила большое подкрепление в связи с принятием в 2006 г. Федерального закона «О персональных данных». Это повышает значение ответственности за использование персональных данных не по назначению, незаконное их распространение.
Правонарушение – юридический факт (наряду с событием и действием), действия, противоречащие нормам права (антипод правомерному поведению).
Правонарушения всегда связаны с нарушением определенным лицом (лицами) действующей нормы (норм) ИП и прав других субъектов информационных правоотношений. При этом эти нарушения являются общественно опасными и могут влечь для тех или иных субъектов трудности, дополнительные права и обязанности.
Наиболее частые правонарушения в информационной сфере – проступки (незначительная опасность): дисциплинарные, административные и гражданско-правовые. В основе деления лежат виды общественных отношений, нарушаемых соответствующими проступками, а также способы применения за них санкций.
Административный проступок – противоправное виновное деяние, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которое действующее законодательство предусматривает административную ответственность в виде штрафа, конфискации или предупреждения. При этом правонарушитель не состоит в трудовых или служебных отношениях с организацией или должностными лицами, которые принимают решение о применении к нему санкций.
Дисциплинарный проступок – проступок, совершенный лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должен соблюдать правила, устанавливающие тот или иной режим деятельности. Санкции – замечание. Выговор, штраф и т.д.
Гражданские правонарушения выражаются в нарушении норм, регулирующих информационно-имущественные отношения и интересы собственно информационных ведомств, организаций, структур и фирм. Ведущим принципом гражданского права является требование полностью возместить убытки, причиненные гражданским правонарушением.
Наиболее серьезные правонарушения в информационной сфере – преступления.
Преступлением в РФ признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания. Как особый вид правонарушений преступления характеризуются следующими признаками:
Общественная опасность преступления выражается в том, что оно посягает на наиболее значительные общественные ценности (в информационной сфере – свобода личности, конституционные права и свободы).
Субъектом преступления могут быть только физические лица: граждане и должностные лица. Государственные органы, учреждения, коммерческие и некоммерческие организации не привлекаются к уголовной ответственности. За их деяния отвечают виновные лица, по инициативе, под руководством и при непосредственном участии которых были осуществлены подобные деяния.
Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых преступлением, содержится только в одном федеральном законе – Уголовном кодексе РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, принимаются в форме изменений или дополнений к УК РФ и подлежат включению в него.
Состав правонарушения в информационной сфере – совокупность характерных признаков рассматриваемого правонарушения, которые предусмотрены соответствующими нормами ИП и характеризуют данное правонарушение как общественно-опасное, противоправное и наказуемое явление.
1. юридическая ответственность за правонарушение в информационной сфере
2. гражданско-правовая ответственность за правонарушение в информационной сфере
3. административно-правовая ответственность за правонарушение в информационной сфере
4. уголовная ответственность за преступления в информационной сфере
1.Понятие юридической ответственности относится к числу общетеоретических и применяемых в различных отраслях права.
Являясь одним из юридических средств, нейтрализующих последствия ненадлежащего поведения субъектов, выступающего в качестве нарушения прав и законных интересов других лиц, юридическая ответственность выступает как реакция государства на совершение правонарушения. Эта реакция имеет властный, принудительный характер, понуждающий правонарушителя претерпеть неблагоприятные для него последствия в виде лишения определенных материальных или нематериальных благ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ содержание юридической ответственности выступает как государственно-властное принуждение, проявляющееся в различных формах. Юридическая ответственность за нарушение законодательства, регулирующие отношения в информационной сфере имеет ряд специфических особенностей:
1) правонарушения, попадающие под применение тех или иных мер, всегда связаны с информацией
2) правонарушения можно рассматривать в качестве информационно-правовых, если их связь с информацией является не только непосредственной, но и опосредованной наличием материального носителя
Принципы юридической ответственности:
1) принцип законности
2) принцип обоснованности
3) принцип справедливости
4) принцип неотвратимости наказания
5) принцип целесообразности
Государственное принуждение осуществляется путем применения к нарушителю различных мер воздействия. От характера этих мер и характера последствий их применения зависит отраслевая принадлежность юридической ответственности за правонарушение в информационной сфере.
Если неблагоприятные последствия носят имущественный характер и выражается в возмещении убытков, уплате неустойки, имеет место гражданско-правовая ответственность. Если неблагоприятные последствия выражаются в санкциях, предусмотренных нормами административного или уголовного законодательства – имеет место административно-правовая или уголовная ответственность.
2.Гражданско-правовые отношения характеризуются равенством участников. Это предопределяет особенности гражданско-правовой ответственности. Главная особенность – наличие имущественного характера принудительных мер воздействия на правонарушителя. К принудительным гражданско-правовым мерам, носящим имущественный характер относятся:
1) меры, связанные с возмещением убытков
2) взыскание неустойки
3) компенсация морального вреда
Имущественные издержки нарушителя, являющееся следствием применения имущественных мер должны компенсировать имущественную сферу потерпевшего.
Меры гражданско-правовой ответственности предусмотрены в порядке и положениях ГК РБ и информационного законодательства, так согласно п.3 ст.969 ГК РБ определяет, что компенсация морального вреда осуществляется в случаях, когда вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Компенсация морального вреда выплачивается в денежной форме и не зависит от вины причинения вреда.
Гражданско-правовая ответственность за правонарушения информационного законодательства можно разделить на договорную и внедоговорную. Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, в которых предусмотрены санкции прямо не обеспеченные нормами законодательства. Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности потерпевшего или его имуществу вреда, который не связан с исполнением договорных обязательств. Пример деликтной ответственности – меры по возмещению вреда, причиненные вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (п.3 ст.965 ГК).
Для наступления гражданско-правовой ответственности должны существовать специфические основания. В доктрине гражданского права и на основании ее философских взглядов можно выделить следующие факты, которые входят в состав правонарушения:
1) противоправность поведения лица (действия или бездействия лица), на которые предполагается наложение ответственности
2) наличие у потерпевшего убытка или вреда (в том числе морального)
3) наличие причинной связи между противоправным поведением и наступившими последствиями в качестве убытка или вреда
4) наличие вины правонарушителя
Состав гражданского правонарушения (деликта), совершенного вследствие незаконного использования методов получения, находятся в любом режиме.
3.Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени и по месту совершения административного правонарушения.
Административным правонарушением признается противоправное виновное деяние (действие или бездействие). Физические или юридические лица. За которые КоАП такая административная ответственность.
Законодательство РБ предусматривает значительный перечень мер административного характера, за которые предусмотрена административная ответственность.
Административно-правовые санкции, связанные непосредственно с информацией:
1) ст.9.6 – отказ госоргана в предоставлении гражданину информации
2) ст.22.7 – нарушение правил защиты информации
3) ст.22.6 – несанкционированный доступ к компьютерной информации
4) ст.22.10 – незаконный отказ в доступе к архивному документу
5) ст.22.13 – незаконное разглашение коммерческой или иной тайны
ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ
организационно упорядоченные совокупности документов законодательства РФ (массивы таких документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих процессы информационно-правового обеспечения всех сфер деятельности (ФЗ от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Концепция правовой информатизации России, утвержденная Указом Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966, президентская программа "Правовая информатизация органов государственной власти Российской Федерации", утвержденная Указом Президента РФ от 4 августа 1995 г. № 808). Образует Российскую автоматизированную систему информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания (РАСИПО), которая обслуживает органы государственной власти РФ. Среди российских справочных информационно-правовых систем широко известны такие. как "Гарант", "Кодекс", "Консультант Плюс", "ЮСИС". ориентированные на негосударственные структуры и физических лиц.
Понятие информационно-правовых систем
Информационно-правовые системы - это особый класс компьютерных баз данных, который существует в России с 1990 года. Компьютерная информационно правовая система - это программный комплекс, включающий в себя массивправовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.). Кроме нормативных документов, информационно-правовые системы содержат консультации специалистов по праву и бухгалтерскому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов.
Информационно-правовые системы существенно облегчают жизнь специалистам (юристам, бухгалтерам, руководителям), многократно повышая производительность их труда при решении правовых вопросов.
На сегодняшний день в России существуют следующие основные справочно-правовые системы:
Имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты указов президента. Состоит из одной объединённой базы
КонсультантПлюс
Имеются федеральные и международные документы, судебные решения, финансовые консультации. Состоит из федеральной, региональной и местной базы данных
Основное отличие - большое количество нормативно-технических документов - СНиП, ГОСТ, РД и т. д., наличие специализированных справочных систем по различным отраслям - строительство, экология, электроэнергетика, охрана труда и т. д. Имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты указов президента
Референт
Самая молодая система на этом рынке. Молодость определяет как достоинства (свежий подход, современный интерфейс, попытка использовать аналитические возможности компьютерной сортировки документов), так и недостатки (небольшой массив документов, по сравнению с мэтрами этого рынка).
под информационным преступлением следует понимать виновное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания, совершенное в области информационных правоотношений.
Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста, с которого начинается уголовная ответственность. За информационные преступления по общему правилу уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста ко времени совершения преступления. Исключением является преступление, предусмотренное ст. 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), за совершение которого подлежат уголовной ответственности лица, достигшие 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ).
Уголовная ответственность является важным элементом в системе мер правового обеспечения информационной безопасности, защиты прав граждан, общества и государства в информационной сфере. Действующее законодательство содержит группу норм, предусматривающих уголовную ответственность за информационные преступления.
Уголовная ответственность за правонарушения в информационной сфере определяется рядом статей Уголовного кодекса Российской Федерации, расположенных в различных разделах и главах. Они приведены в приложении 2 учебного пособия.
В действующем Уголовном кодексе РФ из всего объема информационных отношений, подлежащих специальной охране, выделены отношения, возникающие в области компьютерной информации, объединены в главе 28, где содержатся нормы, объявляющие общественно опасными деяниями конкретные действия в сфере компьютерной информации и устанавливающие ответственность за их совершение.
К уголовно наказуемым отнесены неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273) и нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).
В главе 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» предусмотрена ответственность: за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11) и правил защиты информации (ст. 13.12);
за незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13);
разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14);
злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15);
воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16);
нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17);
нарушение порядка представления статистической информации (ст. 13.19);
нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20);
нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21);
нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 13.22);
нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров (ст. 13.23).
Административная ответственность за нарушение информационного законодательства в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ может быть установлена и соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
предупреждение;
административный штраф;
возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
административньгй арест;
административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
дисквалификация.