Закон о землепользовании. Федеральный закон о земле

Единое землепользование - это составной земельный участок, имеющий один кадастровый номер, но состоящий из нескольких отдельных частей, которые не имеют общих границ. Какие действия можно производить с таким участком и какое название он получил после изменения земельного законодательства, будет рассказано в нашей статье.

Вопросы правового регулирования единого землепользования и его раздела

Введение понятия «единое землепользование» относиться ко времени действия Федерального закона «О государственном земельном кадастре» № 28-ФЗ от 2 января 2000 года. Среди законодателей долго шли дебаты по вопросу возможности признания земельного участка как сложного объекта, в состав которого может входить несколько частей. И наконец Правительством РФ было принято постановление, утверждающее Правила кадастрового деления территории РФ № 660 от 6 сентября 2000 года (через 8 месяцев после принятия закона № 28-ФЗ), которое ввело в обиход понятие «составной земельный участок», в дальнейшем получившее еще одно название в кадастровом плане — «единое землепользование».

С этого момента собственник нескольких обособленных участков мог зарегистрировать их как один объект недвижимости и получить для него один кадастровый номер. Правила учета единых землепользований чуть позже были уточнены в приказах Росземкадастра № П/206 от 26 августа 2003 года и № П/119 от 15 июня 2001 года. В дальнейшем собственник мог распоряжаться как составным участком в целом, так и отдельными его частями, для чего предварительно проводился раздел единого землепользования. Статус составного участка сохранялся, если в едином землепользовании после раздела оставалось как минимум 2 отдельных участка.

Когда создавались единые землепользования

Приказ № П/119 определил, что в состав единого землепользования могут входить условные и обособленные участки. Обособленные участки общих границ не имеют и могут быть разделены другими участками или линейным объектами (например, дорогами). Под условными же в этом случае понимаются те, что имеют смежную границу, но при этом относятся к различным кадастровым кварталам.

Для справки: кадастровый квартал — это единица деления территории. Вся территория РФ делится на округа, округа — на районы, районы — на кварталы. Кадастровый округ обычно совпадает с территорией субъекта РФ, район совпадает с территорией административно-территориальной единицы субъекта РФ, а кварталы совпадают с территориями небольших населенных пунктов или городских кварталов.

Для удобства собственника нескольких земельных участков по его заявлению можно объединить в один составной участок. Тогда им становится проще распоряжаться, да и с точки зрения налогообложения единое землепользование удобнее для расчета суммы обязательного платежа в бюджет.

Как теперь называются составные участки

ФЗ № 28-ФЗ прекратил свое действие со вступлением в силу нового федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24 июня 2007 года. Вместе с ним в земельном законодательстве появилось и новое понятие — «многоконтурный участок», заменившее формулировку «единое землепользование».

Кроме того, Правительство РФ постановлением № 469 от 14 июня 2011 года признало утратившим силу свое же Постановление № 660. Хотя принципы территориального деления при этом и сохранились, отдельные термины были заменены. Новые правила нашли отображение в приказе Минэкономразвития № 144 от 4 апреля 2011 года.

Важно! С 1 января 2017 года вводится новый порядок кадастрового деления территории РФ, утвержденный приказом Минэкономразвития № 877 от 24 ноября 2015 года.

Понятие многоконтурности предполагает, что каждый отдельный участок имеет свой закрытый контур. Многоконтурный же участок имеет в своем составе несколько участков с закрытыми контурами. Несмотря на кажущееся сходство с единым землепользованием, есть тут и ряд различий:

  1. В состав единого землепользования входили отдельные участки, которые тоже могли иметь свои кадастровые номера. Отдельные же контуры в составе многоконтурного участка объектами недвижимости не являются, это просто очерченные границами территории.
  2. Контуры не могут иметь общих границ, а вот единое землепользование могло включать в свой состав условные (смежные) участки.

Из-за этих различий участки, ранее учтенные как единые землепользования, не переименовываются в многоконтурные участки, а продолжают существовать под теми же названиями и с теми же характеристиками в кадастре.

Как можно преобразовать единые землепользования

Как уже говорилось выше, новых единых землепользований больше не образуется, однако уже учтенными собственникам нужно как-то распоряжаться. Частично порядок действий с ними расписан в письме Минэкономразвития № 22409ИМ/Д23 от 22 декабря 2009 года, в котором разъяснено, как образуются новые участки из единых землепользований.

Согласно этому документу, единое землепользование признается возможным источником образования новых земельных участков. Это может произойти:

  • путем объединения единого землепользования со смежным участком;
  • в ходе перераспределения между единым землепользованиями или единым землепользованием и обычным участком;
  • в результате выделения участка из единого землепользования.

При этом образуется либо многоконтурный участок, либо обычный. Например, к единому землепользованию был присоединен участок, ранее разделявший его на две части, в результате чего участок обрел один контур, получается обычный участок. Если и после присоединения осталось несколько контуров, участок будет называться многоконтурным. При этом в любом случае после описываемых действий с момента регистрации прав на новые участки исходное единое землепользование перестает существовать.

Таким образом, единые землепользования - это вид участков, который больше не формируется, но все еще остается в использовании. Законодатель не стал переименовывать или изменять статус уже учтенных составных участков, поэтому в собственности отдельных землевладельцев так и остались наделы, называемые единым землепользованием. Каких-то ограничений по их распоряжению нет: их, как и обычные, можно свободно дарить, продавать или оставлять в наследство.

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере землепользования в городе Москве, устанавливает порядок осуществления городом Москвой полномочий по управлению и распоряжению землями в городе Москве, особенности управления землями в городе Москве, обусловленные законодательством о градостроительной деятельности, порядок охраны земель и контроля за их использованием, а также регулирует отношения в сфере установления и взимания платы за использование земель в городе Москве в пределах компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации. Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные положения 1. Земли в городе Москве используются и охраняются как основа жизни и деятельности населения города Москвы. 2. Использование земель в городе Москве должно осуществляться при условии соблюдения прав и законных интересов населения города Москвы. 3. Действие настоящего Закона распространяется на все земли, расположенные в границах города Москвы. 4. Все земли в городе Москве относятся к категории земель населенных пунктов. 5. Соблюдение установленных в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом и иными законами города Москвы обременений и ограничений по использованию земельных участков в городе Москве, того, что находится над и под ними, обязательно для всех собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в городе Москве. Статья 2. Полномочия Московской городской Думы в области регулирования землепользования в городе Москве К полномочиям Московской городской Думы в области регулирования землепользования в городе Москве относятся: 1) определение порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности города Москвы (далее - собственность города Москвы), а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; 2) согласование с законодательным (представительным) органом государственной власти Московской области изменений границ между субъектами Российской Федерации - городом Москвой и Московской областью и представление их на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; 3) внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов об утверждении (изменении) границ и правового режима пригородной зоны города Москвы; 4) установление в соответствии с федеральным законодательством ставок земельного налога в городе Москве, порядка и сроков уплаты земельного налога; 5) установление льгот по уплате земельного налога в городе Москве и порядка их предоставления в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы; 6) утверждение и изменение правил землепользования и застройки в городе Москве; 7) установление предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, в том числе предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной собственности, для садоводства, огородничества, дачного строительства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства; 8) иные полномочия, отнесенные федеральным законодательством, Уставом города Москвы и законами города Москвы к компетенции законодательного (представительного) органа государственной . Статья 3. Полномочия Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве 1. К полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относятся: 1) разработка правил землепользования и застройки в городе Москве и внесение их на утверждение Московской городской Думы; 2) установление порядка определения границ территориальных зон, линий градостроительного регулирования, а также зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных нужд города Москвы или муниципальных нужд; 3) резервирование земель для государственных нужд города Москвы; 4) принятие решений об изъятии земельных участков для государственных нужд города Москвы; 5) принятие решений о развитии застроенных территорий; 6) установление видов разрешенного использования земельных участков до введения в действие правил землепользования и застройки в городе Москве; 7) установление обременений и ограничений по использованию земельных участков, в том числе земельных участков, на которые не распространяется действие градостроительного регламента или для которых градостроительный регламент не устанавливается; 8) осуществление контроля за использованием и охраной земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами; 9) расчет цены земельных участков, отчуждаемых из собственности города Москвы или государственной собственности до ее разграничения в собственность граждан и юридических лиц, определение сроков и иных условий оплаты цены; 10) снятие запретов на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке, а также расчет размера платы за снятие запрета, определение сроков внесения платы; 11) установление ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, размеров единовременных земельных платежей, предусмотренных настоящим Законом, и организация необходимой в этих целях оценки земельных участков и имущественных прав; 12) учет плательщиков арендной платы за землю, подлежащей направлению в бюджет города Москвы в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, сроков и полноты внесения арендной платы; 13) сбор, формирование данных и ведение информационных ресурсов города Москвы по учету состояния земель и земельных участков в городе Москве, расположенных на них объектов капитального строительства и иных градостроительных объектов, градостроительных регламентов, обременений и ограничений по использованию земельных участков, учету объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности города Москвы, а также иной необходимой информации; 14) передача органам исполнительной полномочий по управлению и распоряжению земельными участками (далее - уполномоченные им органы), а также передача федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, полномочий по управлению и распоряжению земельными участками в пределах территории особой экономической зоны, созданной на территории города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, на срок ее существования; 15) установление публичных сервитутов в интересах города Москвы, а также заключение соглашений об установлении частных сервитутов; 16) представление интересов города Москвы при регистрации имущественных прав города Москвы на земельные участки, расположенные в городе Москве, вне города Москвы на территории Российской Федерации, в Федеральной регистрационной службе, на земельные участки, расположенные за пределами Российской Федерации, - в иностранных регистрирующих органах; 17) установление перечня городских организаций, с которыми осуществляется обязательное согласование проекта границ земельных участков, формируемых для предоставления гражданам и юридическим лицам, а также земельных участков, образованных путем объединения или раздела существующих земельных участков; 18) принятие решений о внесении земельных участков или права аренды земельных участков в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ; 19) установление сроков приведения фактического использования земельных участков в соответствие с градостроительным регламентом, когда фактическое использование представляет опасность для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия; 20) иные полномочия в области землепользования в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы. 2. Органы исполнительной обеспечивают рациональное и социально ориентированное использование земель в городе Москве в соответствии с требованиями федерального законодательства, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы. 3. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, на основании переданного Российской Федерацией полномочия (уполномоченные им органы) от имени Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение землями в городе Москве, находящимися в собственности Российской Федерации. Глава 2. Распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена Статья 4. Государственная собственность на землю в городе Москве 1. В соответствии с федеральным законодательством земли в городе Москве, находящиеся в государственной собственности, подлежат разграничению на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, и на земли, находящиеся в собственности города Москвы. 2. Органы исполнительной осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы; земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством. 3. В случаях, когда федеральными законами не устанавливается обязательность передачи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в частную собственность, предоставления их на праве постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного срочного пользования, земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам исключительно в аренду. 4. Земельные участки, не подлежащие отчуждению из государственной собственности, в аренду для строительства гражданам и юридическим лицам не предоставляются. 5. В решениях Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а также требования к использованию земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы. Статья 5. Земельные участки, не подлежащие отчуждению из собственности города Москвы и государственной собственности до ее разграничения 1. Земельные участки не подлежат отчуждению из собственности города Москвы в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. 2. На землях, распоряжение которыми осуществляется органами исполнительной , соответствующий уполномоченный орган исполнительной : 1) формирует земельные участки, не подлежащие отчуждению из государственной собственности, и обращается с заявлением о проведении их государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета; 2) утверждает линии градостроительного регулирования, ограничивающие земли, не подлежащие отчуждению из государственной собственности, либо границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд. 3. Сведения о земельных участках, не подлежащих отчуждению из государственной собственности, линиях градостроительного регулирования и границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства подлежат включению в состав информационных ресурсов города Москвы. Статья 6. Цена земельных участков, приобретаемых собственниками объектов капитального строительства и обладателями права постоянного (бессрочного) пользования, и порядок ее определения 1. До 1 января 2010 года цена в размере 20 процентов кадастровой стоимости земельного участка устанавливается при приобретении земельных участков: 1) коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках объектов капитального строительства, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти объекты капитального строительства были отчуждены из государственной или муниципальной собственности; 2) гражданами и некоммерческими организациями, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках объектов капитального строительства, если право собственности указанных лиц на эти объекты капитального строительства возникло до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность. 2. До 1 января 2010 года лица, не указанные в части 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, равной 30- кратному размеру ставки земельного налога за единицу площади соответствующего земельного участка. 3. До 1 января 2010 года обладатели права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки приобретают их в собственность по цене, равной 30-кратному размеру ставки земельного налога за единицу площади соответствующего земельного участка. 4. С 1 января 2010 года собственники объектов капитального строительства приобретают в собственность земельные участки, занятые такими объектами и находящиеся в собственности города Москвы или государственной собственности до ее разграничения, по цене, равной кадастровой стоимости земельных участков, если иное не установлено федеральным законодательством. 5. С 1 января 2010 года обладатели права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы или государственной собственности до ее разграничения, приобретают их в собственность по цене, равной кадастровой стоимости земельных участков, если иное не установлено федеральным законодательством. 6. Решениями Правительства Москвы (уполномоченных им органов) о предоставлении в собственность земельных участков собственникам объектов капитального строительства устанавливается срок внесения платы за приобретение земельного участка, не превышающий 30 дней с момента заключения договора купли-продажи земельного участка, и условие о необходимости единовременного внесения платы за приобретение земельного участка. 7. В исключительных случаях с учетом особой социальной значимости предприятия как имущественного комплекса может быть предусмотрена рассрочка платежа. Сроки и размеры платежей устанавливаются (уполномоченным им органом). Статья 7. Порядок установления и снятия запрета на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке 1. Решением Правительства Москвы (уполномоченного им органа) о передаче в собственность земельных участков собственникам объектов капитального строительства или обладателям права постоянного (бессрочного) пользования, приобретаемых в соответствии со статьей 6 настоящего Закона, устанавливается запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений на земельном участке (далее - запрет на строительство, реконструкцию). 2. Запрет на строительство, реконструкцию не распространяется на реконструкцию объектов капитального строительства, использование которых предусмотрено частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации или реконструкция которых не приводит к изменению вида разрешенного использования земельного участка, установленного в решении о передаче земельного участка в частную собственность, договоре купли-продажи земельного участка. 3. Снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляется (уполномоченным им органом), принявшим решение о передаче соответствующего земельного участка в собственность, по заявлению собственника земельного участка и при условии оплаты им 80 процентов от кадастровой стоимости такого участка, действующей на момент снятия запрета на строительство, реконструкцию. 4. Если строительство объектов капитального строительства не приводит к изменению вида разрешенного использования земельного участка, установленного в решении о передаче земельного участка в частную собственность, договоре купли-продажи земельного участка, то снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляется по заявлению собственника земельного участка без оплаты. 5. Снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляется с предварительным изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления собственника земельного участка в рамках установленного градостроительного регламента. Статья 8. Предоставление органами исполнительной земельных участков в аренду 1. Земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной , могут быть предоставлены в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременений и ограничений по использованию этих земельных участков. 2. При предоставлении органами исполнительной земельного участка в аренду устанавливается вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом. При изменении установленного вида разрешенного использования земельного участка вносятся изменения в договор аренды земельного участка. 3. Земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов): 1) собственникам расположенных на них объектов капитального строительства. Площадь и границы земельных участков устанавливаются уполномоченным органом исполнительной ; 2) арендаторам объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности города Москвы. Площадь и границы земельных участков устанавливаются уполномоченным органом исполнительной ; 3) для целей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти Российской Федерации, города Москвы и Московской области, а также с выполнением городом Москвой функций столицы Российской Федерации; 4) по соглашению с арендатором земельного участка взамен изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 5) в иных случаях, установленных федеральным законодательством. 4. В случаях, не предусмотренных частью 3 настоящей статьи, договор аренды земельного участка заключается с победителем торгов (конкурсов, аукционов) в соответствии с условиями торгов. 5. Предметом торгов является право на заключение договора аренды земельного участка, сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями федерального законодательства. По условиям торгов в качестве критерия определения победителя торгов может предусматриваться размер платы за право на заключение договора аренды либо годовая ставка арендной платы. 6. По договорам аренды земельных участков, заключенным с органами исполнительной до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, передача арендаторами своих прав и обязанностей по договору аренды третьим лицам (в том числе передача арендных прав в залог, внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив, а также передача земельного участка в субаренду в пределах срока договора аренды) допускается при наличии согласия арендодателя, если иное не предусмотрено договором аренды. 7. Уполномоченный орган исполнительной обеспечивает учет поступивших уведомлений о передаче арендаторами своих прав и обязанностей по договору аренды третьим лицам (в том числе о передаче арендных прав в залог, внесении их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив, а также о передаче земельного участка в субаренду в пределах срока договора аренды) по договорам, заключенным с органами исполнительной после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Статья 9. Срок договоров аренды земельных участков, заключаемых органами исполнительной 1. Срок договора аренды земельного участка, заключаемого органами исполнительной , устанавливается по соглашению сторон в зависимости от фактического использования, обременений и ограничений по использованию земельного участка, а также в соответствии с Генеральным планом города Москвы. 2. Земельные участки для размещения строений и сооружений, не являющихся объектами капитального строительства, передаются исключительно в аренду на срок не более пяти лет. 3. Земельные участки в границах земель общего пользования могут передаваться в аренду на срок не более одного года. 4. Земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных нужд города Москвы, могут передаваться в аренду на срок, не превышающий срок резервирования. 5. Земельные участки в границах земель общего пользования, занятые транспортными магистралями, улицами, площадями, проездами, дорогами, набережными, береговой полосой, пешеходными путями, могут предоставляться исключительно для ведения ремонтных и строительных работ без права строительства объектов недвижимости на указанных участках на срок проведения соответствующих работ, но не более пяти лет. 6. Договор аренды земельного участка, занятого объектом капитального строительства, заключается на срок от 25 до 49 лет. Меньший срок договора аренды земельного участка может быть установлен исключительно по соглашению сторон. Статья 10. Особенности предоставления прав на находящиеся в государственной собственности неделимые земельные участки, занятые объектами капитального строительства 1. Права на находящиеся в государственной собственности и занятые объектами капитального строительства неделимые земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной , приобретаются в порядке, установленном федеральным законодательством. 2. Арендаторам находящихся в государственной собственности города Москвы помещений в здании, расположенном на неделимом земельном участке, договором аренды помещения предоставляется право аренды соответствующей части земельного участка. 3. В случае отсутствия совместного обращения собственников помещений в здании, расположенном на неделимом земельном участке, в целях приобретения прав на неделимый земельный участок уполномоченный орган исполнительной в рамках своей компетенции принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора на основании заявления первого обратившегося из указанных в настоящей статье лиц при условии сохранения иными правообладателями помещений в этом здании права на вступление в договор аренды данного земельного участка. Статья 11. Формирование земельных участков, предоставленных гражданам до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации 1. Уполномоченный орган исполнительной осуществляет по заявлениям заинтересованных лиц формирование земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, обращается с заявлением о проведении их государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. 2. Границы формируемого земельного участка устанавливаются на основании представленных заявителем правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, при их отсутствии - на основании проекта межевания территории. 3. При отсутствии в представленных заявителем документах плана земельного участка и отсутствии проекта межевания территории границы формируемого земельного участка устанавливаются на основании данных, полученных путем восстановления информации о границах земельного участка по архивным материалам, проведения обследования земельного участка для установления на местности фактического прохождения его границ. Статья 12. Земельные участки многоквартирных домов 1. Уполномоченный орган исполнительной осуществляет по заявлению лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, формирование земельного участка многоквартирного дома, обращается с заявлением о проведении его государственного кадастрового учета в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере проведения государственного кадастрового учета, и передает полученный кадастровый план заявителю. Формирование земельного участка многоквартирного дома осуществляется уполномоченным органом исполнительной в срок не более шести месяцев. 2. Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. 3. Границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий. Глава 3. Публичные сервитуты в городе Москве Статья 13. Публичные сервитуты 1. устанавливает публичные сервитуты для обеспечения интересов города Москвы, местного самоуправления в городе Москве в случаях, установленных федеральным законодательством. 2. Публичные сервитуты могут устанавливаться по инициативе заинтересованных граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления, органов государственной . 3. В общественных слушаниях, по результатам которых принимается решение об установлении публичного сервитута, могут участвовать заинтересованные граждане и юридические лица, представители органов местного самоуправления и органов государственной . 4. Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, то его собственник вправе обратиться в (уполномоченный им орган) с заявлением об установлении соразмерной платы с указанием существенных затруднений в использовании земельного участка и обоснованием размера платы. Орган исполнительной рассматривает заявление в 30-дневный срок и принимает решение об установлении соразмерной платы или мотивированное решение об отказе. Решение органа исполнительной власти может быть обжаловано в суде. 5. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, то его собственник, а также обладатель права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования вправе обратиться в (уполномоченный им орган) с заявлением об изъятии земельного участка и возмещении причиненных убытков либо о предоставлении равноценного земельного участка с возмещением убытков. 6. Уполномоченный орган исполнительной рассматривает заявление и принимает решение об изъятии земельного участка и возмещении причиненных убытков в 30-дневный срок либо о предоставлении заявителю равноценного земельного участка с возмещением убытков в срок, предусмотренный федеральным законодательством для принятия решений о предоставлении земельных участков. Решение органа исполнительной может быть обжаловано в суде. 7. В кадастровом и градостроительном планах земельного участка, обремененного публичным сервитутом, отражаются границы зон его действия. Статья 14. Порядок установления и прекращения публичных сервитутов 1. Заинтересованное лицо обращается с заявлением об установлении публичного сервитута в уполномоченный орган исполнительной . В заявлении отражаются цели установления, содержание и срок действия сервитута, обоснование необходимости его установления, сведения об обладателях имущественных прав на земельный участок, который предлагается обременить сервитутом, а также круг лиц, в интересах которых устанавливается сервитут. 2. Уполномоченный орган исполнительной рассматривает заявление об установлении публичного сервитута и при наличии проекта межевания соответствующей территории с обозначенными зонами действия планируемого публичного сервитута назначает проведение общественных слушаний об установлении сервитута или направляет мотивированный отказ заявителю. 3. Публичный сервитут устанавливается правовым актом Правительства Москвы с учетом результатов общественных слушаний. 4. Публичный сервитут, ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен, прекращается правовым актом Правительства Москвы по инициативе уполномоченного органа исполнительной или по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, без проведения общественных слушаний. 5. На основании принятого правового акта об установлении или прекращении публичного сервитута вносятся соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости и осуществляется государственная регистрация установления или прекращения публичного сервитута. Статья 15. Общественные слушания об установлении публичных сервитутов 1. или уполномоченный им орган исполнительной обеспечивает опубликование информации о проведении общественных слушаний об установлении публичного сервитута в средствах массовой информации, перечень которых устанавливается уполномоченным органом исполнительной , не менее чем за 30 дней до их проведения. 2. Опубликованию подлежат информация о времени и месте проведения общественных слушаний; о земельном участке, в отношении которого предполагается установить публичный сервитут; об обладателях прав на земельный участок; о цели, содержании и сроке установления публичного сервитута, а также проект межевания соответствующей территории с обозначенными зонами действия планируемого публичного сервитута. 3. До сведения обладателя прав на земельный участок, который предлагается обременить публичным сервитутом, указанная информация доводится в индивидуальном порядке путем направления уведомления о проведении общественных слушаний. 4. Обладатель прав на земельный участок, который предлагается обременить публичным сервитутом, имеет право письменно изложить свою позицию и выступить на общественных слушаниях. 5. Участники общественных слушаний проходят регистрацию. На общественных слушаниях принимается решение о необходимости и целесообразности установления публичного сервитута с учетом зоны его действия, цели, содержания и срока установления. 6.Решения принимаются большинством голосов от числа зарегистрированных участников общественных слушаний. 7. Результаты общественных слушаний закрепляются протоколом, в котором указываются дата и место проведения общественных слушаний, количество участников общественных слушаний, содержание выступлений, результаты голосования и принятые решения. К протоколу прилагаются списки участников общественных слушаний. 8. Информация о результатах общественных слушаний публикуется в официальных изданиях Правительства Москвы. Статья 16. Содержание правового акта об установлении публичного сервитута 1. Правовой акт об установлении публичного сервитута должен содержать сведения о: 1) земельном участке, обремененном публичным сервитутом (местонахождение, кадастровый номер, площадь, категория земель, разрешенное использование); 2) собственнике, землепользователе или землевладельце соответствующего земельного участка; 3) содержании публичного сервитута и зоне его действия (в том числе о части земельного участка, которая должна быть обособлена (обозначена), если это возможно, для осуществления заинтересованными лицами права ограниченного пользования земельным участком); 4) сроке действия публичного сервитута; 5) условиях установления публичного сервитута. 2. Правовой акт об установлении публичного сервитута для прохода или проезда через земельный участок обязывает владельца земельного участка не препятствовать проходу или проезду по земельному участку. 3. Правовой акт об установлении публичного сервитута для ремонта коммунальных, инженерных, электрических линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры устанавливает обязанности: 1) эксплуатирующей организации по уборке и содержанию территории, обремененной сервитутом; 2) обладателя имущественных прав на земельный участок по обеспечению возможности проведения эксплуатационными службами аварийно-восстановительных работ, работ по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций, ремонта, обслуживания и реконструкции расположенных на земельном участке подземных коммуникаций и сооружений и доступа на участок для этого специалистов соответствующих эксплуатирующих и других специализированных организаций, строительной и специальной техники; 3) обладателя имущественных прав на земельный участок по получению согласования этих организаций для проведения на данном земельном участке земляных и строительных работ в технических (охранных) зонах указанных подземных коммуникаций и сооружений. 4. Правовой акт об установлении публичного сервитута для временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ устанавливает обязанности организации, осуществляющей такие работы, по восстановлению нарушенного поверхностного слоя земельного участка, а также по уборке территории. Глава 4. Плата за землю в городе Москве Статья 17. Формы платы за землю в городе Москве 1. Использование земли в городе Москве является платным, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 2. Формами платы за использование земельных участков являются земельный налог и арендная плата. 3. Цена земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при их выкупе собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений определяется в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона. 4. Цена земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при их продаже на торгах определяется по результатам торгов, проводимых в соответствии с федеральным законодательством. 5. Плата за приобретение права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается и взимается в соответствии со статьей 19 настоящего Закона. Статья 18. Земельный налог 1. Земельный налог устанавливается и взимается в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законодательством города Москвы. 2. Законодательством города Москвы определяются налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законодательством, порядок и сроки уплаты земельного налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения, а также порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы. Статья 19. Плата за право на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена 1. За право на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, взимается плата на условиях, определенных . 2. Если решением о предоставлении земельного участка в аренду предусмотрено внесение платы за право на заключение договора аренды, то в соответствующий договор аренды земельного участка включается положение, согласно которому арендатор приобретает право на совершение сделок с правом аренды земельного участка при условии внесения платы за право на заключение договора аренды в полном объеме. 3. Плата за право на заключение договора аренды земельного участка не взимается при: 1) передаче в аренду земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений. Площадь и границы таких земельных участков устанавливаются уполномоченным органом исполнительной ; 2) передаче в аренду земельных участков для целей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти Российской Федерации, города Москвы, выполнением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, а также для целей, связанных с обеспечением деятельности органов местного самоуправления; 3) передаче в аренду земельных участков для размещения объектов производственного назначения, являющихся собственностью организаций, оказывающих услуги по регулируемым государственным тарифам, и для размещения производственных объектов городской инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; 4) продлении срока договора аренды земельного участка (заключении договора аренды земельного участка на новый срок) в случае, если по окончании срока действия договора не предусмотрено проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка либо если указанные торги не состоялись; 5) продлении добросовестному арендатору срока договора аренды земельного участка, находящегося (полностью или частично) в границах красных линий, в связи с чем при заключении договора аренды такого участка (его части) установлен срок аренды меньший, чем на находящиеся рядом участки; 6) передаче в аренду земельного участка арендатору расположенного на нем здания, строения, сооружения, находящегося в государственной собственности города Москвы; 7) передаче в аренду земельного участка на основании концессионного соглашения, заключаемого в соответствии с законодательством о концессионных соглашениях. 4. При изъятии земельных участков для государственных нужд города Москвы у арендаторов, выкупивших право на заключение договора аренды на торгах, наряду с убытками арендатора возмещению подлежит внесенная за право на заключение договора аренды сумма в части, приходящейся на оставшийся срок действия соответствующего договора аренды земельного участка. Статья 20. Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена 1. Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование таких земельных участков устанавливаются . 2. При определении размера арендной платы учитываются разрешенное использование земельных участков, вид осуществляемой на них хозяйственной и иной деятельности, а также дополнительные условия использования земельных участков, установленные для решения социальных задач и задач развития города. 3. Размер ежегодной арендной платы за земельные участки, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливается в процентах от их кадастровой стоимости. 4. Размер ежегодной арендной платы за земельные участки, право на заключение договора аренды которых приобретено на торгах, устанавливается по результатам проведения торгов, если размер годовой ставки арендной платы служил критерием определения победителя торгов. 5. Размер ежегодной арендной платы за земельные участки, право на заключение договора аренды которых возникло в результате переоформления права постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с федеральным законодательством, не может превышать двух процентов от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, а за изъятые из оборота или ограниченные в обороте земельные участки - полутора процентов от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков. 6. Арендная плата за земельные участки в пределах особой экономической зоны, созданной на территории города Москвы, определяется в порядке, установленном законодательством об особых экономических зонах. 7. Арендная плата за земельный участок, предоставленный лицу, с которым в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о развитии застроенной территории, определяется в размере земельного налога за соответствующий земельный участок. 8. Ежегодная арендная плата за земельные участки, предоставленные для жилищного строительства без проведения торгов, определяется в размерах, не менее предусмотренных федеральным законодательством. Статья 21. Порядок внесения арендной платы 1. Арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, вносится арендаторами (гражданами и юридическими лицами) поквартально равными долями не позднее пятого числа первого месяца квартала, если договором аренды не установлено иное. 2. Обязанность уплачивать арендную плату возникает у арендатора со дня, следующего за днем государственной регистрации договора аренды земельного участка, а если договор аренды заключен на срок менее одного года и не подлежит государственной регистрации - со дня, следующего за днем его подписания сторонами. 3. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы в случаях заключения договора аренды земельных участков на торгах могут быть определены по результатам проведения торгов, если размер годовой арендной платы служил критерием определения победителя торгов. 4. Если иное не предусмотрено договором, за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате арендной платы арендатор выплачивает пени в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной суммы арендной платы. 5. Порядок учета плательщиков арендной платы за землю, подлежащей направлению в бюджет города Москвы в соответствии с бюджетным законодательством, а также порядок осуществления контроля за полным и своевременным внесением арендной платы устанавливается . Глава 5. Особенности управления землями в городе Москве, обусловленные законодательством о градостроительной деятельности Статья 22. Особенности приведения фактического использования земельного участка в соответствие с градостроительным регламентом 1. В случаях, когда фактическое использование земельного участка не соответствует градостроительному регламенту и не представляет собой опасности для жизни и здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия, срок приведения фактического использования земельного участка в соответствие с градостроительным регламентом не устанавливается. 2. В случаях, когда фактическое использование земельного участка не соответствует градостроительному регламенту и представляет собой опасность для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия, устанавливается срок приведения фактического использования земельного участка в соответствие с градостроительным регламентом. Нарушение указанного срока влечет за собой ответственность, установленную федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Статья 23. Соблюдение градостроительных регламентов при передаче земельных участков в частную собственность, а также при оформлении иных прав на земельные участки 1. Передача земельного участка в частную собственность, а также оформление иных прав на земельный участок осуществляются после формирования этого земельного участка в порядке, установленном федеральным законодательством, на основании установленного градостроительного регламента с определением вида использования земельного участка из числа разрешенных, а также обременений земельного участка и ограничений его использования. 2. Изменение установленного вида разрешенного использования земельных участков, на которых размещены градостроительные объекты для проведения научных исследований и разработок, функционирования обрабатывающего производства, хранения и складирования пищевых продуктов, составляющих городской резервный продовольственный фонд, организации дошкольного образования, начального, основного и среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования детей, осуществляется законом города Москвы. Статья 24. Изъятие земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, для государственных нужд города Москвы Для государственных нужд города Москвы земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, изымаются в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, а также для: 1) реализации городских целевых программ при отсутствии иных вариантов размещения объектов капитального строительства, предусмотренных соответствующей программой; 2) выполнения обязательств города Москвы по соглашениям и договорам города Москвы при отсутствии иных вариантов размещения объектов капитального строительства, предусмотренных соглашением или договором; 3) застройки в соответствии с Генеральным планом города Москвы, правилами землепользования и застройки в городе Москве. Статья 25. Резервирование земель для государственных нужд города Москвы 1. Резервирование земель для государственных нужд города Москвы осуществляется в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также иных объектов, в соответствии с федеральным законодательством. 2. Резервирование земель для государственных нужд города Москвы осуществляется в границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных нужд города Москвы, а также в пределах иных территорий в соответствии с федеральным законодательством. Статья 26. Объединение и раздел земельных участков в городе Москве 1. Собственник или собственники земельного участка, а также обладатели права пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования вправе разделить делимый земельный участок на несколько земельных участков. 2. Собственник земельных участков, а также обладатель права пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, которые имеют смежную границу, вправе их объединить в один земельный участок. 3. Раздел и объединение земельных участков осуществляются путем выполнения землеустроительных работ на основании проектной документации, утвержденной уполномоченным органом исполнительной , с последующим внесением изменений данных государственного кадастра недвижимости. Глава 6. Охрана земель в городе Москве Статья 27. Цели и задачи охраны земель в городе Москве 1. Охрана земель как одного из важнейших компонентов природной среды, природного ресурса, составляющего основу хозяйственной и иной деятельности, осуществляется в городе Москве в соответствии с целями и принципами, установленными земельным и природоохранным законодательством. 2. Использование земель в городе Москве должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение природного, рекреационного и историко-культурного потенциала соответствующих территорий, способности этих земель быть основой осуществления хозяйственной и иной деятельности. 3. Целями охраны земель в городе Москве являются: 1) обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду; 2) предотвращение загрязнения, захламления и другой порчи земель при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; 3) предотвращение развития природных процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель (карстовые явления, подтопление, оползневые явления); 4) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся негативному воздействию в результате ведения хозяйственной и иной деятельности и вследствие природных процессов; 5) обеспечение установленного режима использования земель, занятых особо охраняемыми природными территориями, объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), других земель города Москвы, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное и иное ценное значение; 6) предотвращение загрязнения окружающей среды в результате ведения хозяйственной и иной деятельности на земельных участках; 7) предотвращение использования земель способами, приводящими к истощению и уничтожению почв. Статья 28. Обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по использованию земель в городе Москве Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны: 1) использовать земельные участки в соответствии с их разрешенным использованием, соблюдением экологических, санитарных, градостроительных и иных норм и правил, предусмотренных законодательством; 2) не допускать химического, радиоактивного, микробиологического загрязнения земель (в том числе чужих земельных участков и земель общего пользования), их засорения отходами производства и потребления, развития процессов, способствующих ухудшению земель (подтопление, эрозия почв и другие); 3) проводить мероприятия, в том числе с привлечением специализированных организаций, по ликвидации химического, радиоактивного, микробиологического загрязнения, захламления земельных участков, по предотвращению развития природных процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земельных участков (карстовые явления, оползни и другие); 4) соблюдать установленный режим использования земель, занятых особо охраняемыми природными территориями, объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), а также режим использования земель охранных зон указанных территорий и объектов; 5) осуществлять рекультивацию земель, нарушенных в результате проведения земляных, строительных, ремонтных и иных работ, в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель; 6) осуществлять меры по благоустройству и озеленению территорий земельных участков в соответствии с утвержденными проектами; 7) не допускать просадок поверхности земли в результате проведения земляных, дорожных, ремонтных, строительных и иных работ; 8) соблюдать сроки, объемы и иные условия временного размещения отходов производства на земельных участках, используемых для осуществления производственной, в том числе строительной деятельности; 9) соблюдать другие требования по использованию земель и почв, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Статья 29. Городские целевые программы по охране земель 1. В целях охраны земель в городе Москве разрабатываются, утверждаются и реализуются городские целевые программы в области охраны земель, в том числе земель, занятых особо охраняемыми природными территориями и объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры). 2. Городскими целевыми программами в области охраны земель предусматриваются мероприятия по ликвидации последствий загрязнения земель (радиоактивного, химического и другого), других негативных последствий хозяйственной и иной деятельности, природных процессов, а также по предупреждению этих негативных последствий и процессов. 3. Финансирование мероприятий, предусмотренных целевыми программами по охране земель города Москвы, осуществляется за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с бюджетным законодательством. 4. Финансирование мероприятий, предусмотренных городскими целевыми программами по охране земель, может также осуществляться за счет средств лиц, хозяйственная и иная деятельность которых вызвала загрязнение земель (иное негативное воздействие на земли), а также за счет иных не запрещенных законодательством источников финансирования. 5. Размещение государственных заказов на поставку продукции, производство работ, предусмотренных городскими целевыми программами по охране земель, осуществляется в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Глава 7. Контроль за использованием и охраной земель в городе Москве Статья 30. Осуществление контроля за использованием и охраной земель в городе Москве 1. Контроль за использованием и охраной земель в городе Москве осуществляют уполномоченные органы исполнительной в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы, органы местного самоуправления, общественные организации (объединения), граждане. 2. Контроль за использованием и охраной земель в городе Москве осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 3. Основными задачами, выполняемыми органами, указанными в части 1 настоящей статьи, являются: 1) контроль за соблюдением требований и ограничений по использованию земельных участков; 2) контроль за соблюдением сроков строительства на земельных участках; 3) выявление оснований для принудительного прекращения прав на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования; 4) пресечение самовольного занятия земель в городе Москве, в том числе самовольного ограничения доступа на земли и земельные участки общего пользования; 5) пресечение захламления земельных участков; 6) выявление и пресечение фактов радиоактивного и химического загрязнения, уничтожения плодородного слоя, порчи, других видов негативного изменения качественного состояния земельных участков по причине их ненадлежащего использования; 7) обеспечение возмещения убытков, причиненных городу Москве в результате противоправных действий собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Глава 8. Заключительные положения Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. Статья 32. Приведение правовых актов города Москвы в соответствие с настоящим Законом 1. Признать утратившими силу: 1) Закон города Москвы от 16 июля 1997 года № 34 ; 2) Закон города Москвы от 29 сентября 1999 года № 34 ; 3) привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 19 декабря 2007 года № 48

Основным правовым актом, регулирующим использование земельного фонда Российской Федерации, является Федеральный закон 136 ФЗ. Земельный кодекс РФ регламентирует все общие вопросы, связанные с эксплуатацией земель и их охраной. Регулируется право собственности на участок, порядок его возникновения и передачи иным лицам. Предписываются требования по использованию в соответствии с видом и классификацией земли.

Земельный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года. С момента утверждения закона в него вносились многочисленные изменения, направленные на приведение закона в актуальное состояние в связи с нововведениями и реформами. Последние поправки были внесены в июле 2017. (Изучите в дополнение ).

Актуальная редакция Закона 136 ФЗ состоит из ряда глав, регламентирующих правовые аспекты землепользования. Основные положения определяют принципы законодательства в сфере землепользования, а также применение международных договоров. Регулируются участники и объекты земельных отношений, состав и категоризация земель. Предписываются полномочия федеральных, региональных и местных органов власти.

Закон о земле определяет процедуру образования участков , учитывается их выделение, разделение, перераспределение и объединение. Предписываются требования к образуемым наделам, указание схемы расположения, возникновение прав и обременения на земельный участок.

В охране земель закон определяет цели и содержание обеспечиваемой защиты. Предписывается порядок использования территорий, загрязненной химическими или радиоактивными веществами, а также микроорганизмами.

Закон о земле предусматривает порядок формирования права на собственность и владение участком. Учитывается принадлежность территорий государству, субъектам РФ, муниципальным образованиям, физическим или юридическим лицам. В отдельном порядке предписывается ограниченное использование чужих участков – право сервитута.

Земельный кодекс РФ особое внимание уделяет возникновению права собственности на выделенный участок. Предписываются основания для владения, а также документы, которые подтверждают имущественную принадлежность территории. Учитывается и порядок перехода права собственности.

Законом о земле регламентируется процедура предоставления участков , находящихся в государственной или муниципальной собственности, во владение физическим и юридическим лицам. Регулируются основания для таких действий, а также особенности оформления временного использования участков. Учитывается порядок проведения аукциона, выявление победителя и заключение соглашения об аренде или продаже.

В отдельном порядке Законом о землепользовании предусматривается обмен участков , а также перераспределение территорий, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Предусматривается возможность безвозмездной передачи земель в собственность регионам или муниципиям, в некоторых ситуациях — и гражданам РФ.

Законом регулируются случаи использования государственных земель без установления сервитута или выделения участка . Определяются права и обязанности собственников и арендующих, а также порядок прекращения и ограничения владения. Законом предписывается и процедура изъятия земли для государственных или муниципальных нужд.

Главы Земельного кодекса РФ, касающиеся охраны земель , можно выделить в следующем порядке:

  • проведение оценки и экспертизы территорий;
  • возмещение убытков, связанных с ухудшением качества используемой земли;
  • земельный надзор на государственном, муниципальном и общественном уровне;
  • определение ответственности за нарушения предписаний.

В отношении использования земель закон определяет следующие виды :

  • территории сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • участки под промышленность, транспорт, энергетику, иные коммуникационные и производственные объекты;
  • особо охраняемые территории и объекты;
  • земли лесного и водного фонда, а также фонда запаса.

В отношении данных территорий закон дает определения, а также устанавливает ограничения и условия в использовании и эксплуатации.

Есть и другой закон, посвященный освоению земель Дальнего Востока. Читайте ФЗ 119 в последней редакции

Общие положения

Общие положения Закона о земле регламентируют правовую базу для данной сферы законодательства. Документ предписывает основные принципы , на которых базируется землепользование:

  • понимание земли как основы жизнедеятельности человека;
  • приоритет на охране земельных территорий, как важнейшей составляющей окружающей среды;
  • акцент на охране жизни и здоровья граждан;
  • участие граждан и иных собственников в решении вопросов, возникающих в связи с их правами на землю;
  • единство земельных участков и расположенных на них объектов;
  • сохранение особо ценных территорий;
  • платность использования участков кроме определенных законом случаев;
  • категоризация территорий по назначению;
  • разграничение государственной, региональной и муниципальной собственности;
  • дифференцированный подход к определению правового статуса территорий;
  • баланс между интересами общества и граждан;
  • разграничение норм гражданского и земельного законодательства.

Участниками земельных отношений по закону могут быть физические и юридически лица, государство, субъекты РФ, а также муниципальные образования. В качестве объектов землепользования рассматривают землю как природного объекта в целом, а также земельные участки и их части.

А вы знаете какие территории относятся к особо охраняемым? Подробности в .

Последние изменения

Последние изменения в Закон о землепользовании были внесены 29 июля 2017 двумя документами. Поправки коснулись следующих положений:

  • в пункт 4 статьи 11.2 добавлен подпункт 4 об образовании участков в связи с возникновением временных поселений;
  • в статью 39.5 введен подпункт 11 об участке, включенном в состав научно-технического центра;
  • п 2 ст 39.6 дополнился подпунктом 37 аналогичного содержания;
  • статья 39.15 Закона о землепользовании была дополнена пунктом 7.1 об особенностях согласования схемы расположения надела, в эту же статью в п 9 введен подпункт 11.1 о сведениях особо охраняемой территории;
  • полностью изменена редакция подпункта 2 пункта 5 статьи 39.18 о принятии решения о предварительном согласовании выделения земельного участка;
  • статья 39.29 дополнена пунктом 8.1 о согласовании схемы выделяемого участка с иными законодательными актами.

Скачать Земельный кодекс РФ

Скачать Земельный кодекс Российской Федерации можно . Документ представлен в редакции, актуальной на август 2017. Закон будет востребован гражданами и юридическими лицами, юристами и сотрудниками соответствующих учреждений, занимающихся вопросами землепользования.

землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство);

Судебная практика и законодательство - 78-ФЗ О землеустройстве

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве) объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон.


Постановление Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532 (ред. от 02.08.2018) "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости"


Фактическое землепользование является актуальной проблемой в сфере юриспруденции и экономики. Несоблюдение правил регистрации и оформления прав собственности на землю приводит не только к затруднению использования территорий. Отклонения от норм оформления влияют и на темпы развития рынка недвижимости Российской Федерации.

Законодательные основы в сфере фактического землевладения

Чаще всего случаи отказа от оформления встречаются по причине нежелания брать ответственность по:

  1. оплате налогов;
  2. совершению арендной платы;
  3. восстановительным процедурам с земельными участками.

Доказать право собственности на землю, которая не имеет официального оформления, практически невозможно. Государственное законодательство создает условия, необходимые для своевременного и правильного оформления земельного участка во избежание проблем при использовании недвижимости (аренда, продажа, раздел имущества). Правовой основой в сфере землевладения являются федеральные законы. К сожалению, их действие не всегда находит правильное применение на практике.

Участники и категории в земельных отношениях

В соответствии с Земельным кодексом РФ землепользователями могут выступать:

  1. физические лица;
  2. юридические лица;
  3. образования государственного и муниципального значения.

Фактическое землепользование включает следующие категории:

  1. граждане, которые обладают правами собственности на использование объекта недвижимости;
  2. граждане, которые заняли определенный земельный участок без регистрации документов и оформления юридических прав;
  3. лица, которые получили право собственности во время действия официальных юридических документов (полная выплата аренды, вступление в права наследства).

Несанкционированный захват территории наказывается государственным законодательством в рамках административной ответственности.

Проблема идентификации земельных участков

Практика показывает, что во многих ситуациях доказать несанкционированный захват земли практически невозможно. Сложность заключается в отсутствии критериев для идентификации определенного участка территории. В данном случае, правильно урегулировать гражданские отношение очень сложно.

Если в Кадастре государственной недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, то фактически невозможно определить его границы. Следовательно, провести судебное разбирательство в соответствии с государственными нормами нельзя. Незарегистрированная в кадастровом учете недвижимость не имеет никаких гарантий для собственников. В виду этого, власти вынуждены вводить в правовую базу обособленное понятие «фактическое землепользование », за которым закрепляются конкретные нормы применения в судебной практике.

Обязанности землепользователей

Фактическое землепользование предполагает ряд обязанностей, которые принимают граждане, использующие определенную территорию:

  1. охрана лесных ресурсов, водоемов и экосистем;
  2. соблюдение норм и правил пожарной безопасности;
  3. соответствие регламентам Градостроительного кодекса РФ;
  4. противостояние загрязнению и борьба с процессами загрязнения почв, водоемов и воздуха;
  5. не допускать ухудшения состояния плодородных почв.

Документальные особенности использования земли

Несмотря на несовершенство законодательства в данной сфере, фактическое землепользование должно подкрепляться определенными бумагами и документами:

  1. бумага, указывающая на официальное разрешение использовать определенную часть земли;
  2. нотариально заверенный договор, указывающий на приобретение объекта недвижимости, расположенного на исследуемом земельном участке;
  3. результат судебного процесса, указывающий на то, что конкретные лица имеют право использовать участок земли или объекты недвижимости, расположенные на его территории.

Несовершенство законодательства в данной правовой области обуславливает некоторые разногласия. Многие специалисты не согласны с правильностью использования вышеуказанных документов в качестве подтверждения права на использование земли.

Тут же следует учесть, что лица, которые используют земельный участок на протяжении пятнадцати лет, могут свободно претендовать на право собственности. Гражданский кодекс РФ в данном случае учитывает свойство преобретательной давности и регламентирует для него определенные требования. Право собственности приобретается через пятнадцать лет использования, если гражданин:

  1. непрерывно использует земельный участок;
  2. несет ответственность за его сохранность и содержание;
  3. добросовестно и открыто ведет деятельность на определенном земельном участке;
  4. выполняет обязанности на ряду с собственниками имущества на протяжении всего времени.

Особенности фактического землевладения в разрезе государственного законодательства

В Земельном кодексе теоретические и практические вопросы землевладения остаются актуальными и на сегодняшний день. Проблема присвоения определенного статуса лицам, которые на сегодняшний день являются фактическими землепользователями, остро затрагивает решения высших органов управления.

На данный момент государственное законодательство устремлено в повышение эффективности процессов синхронизации правовых основ с регламентами Земельного кодекса. В данном случае основной целью является поиск механизмов, которые бы смогли максимизировать ответственность землепользователей по отношению к земельным ресурсам.

Обеспечить масштабный процесс приватизации необходимо на высших уровнях законодательной власти. Такие процессы положительно отобразятся на экономических результатах, урегулировании гражданских и земельных отношений. Повышение контроля улучшит и условия проведения судебных процессов в данной сфере юриспруденции.



Просмотров