Различия между федерацией и конфедерацией. Конфедерация - это что за форма государственного устройства? Понятие и характеристика Конфедерации

На самом деле это две разные формы устройства государства.

Что они собой представляют? Сегодня мы подробно разберем данный вопрос.

Конфедеративное государство – определение, его виды и признаки

Конфедерация – это временный союз нескольких стран, созданный для взаимной помощи и достижения определенных целей.

Эти цели могут касаться разных сфер: экономической, политической, социальной, военной. Каждая страна, входящая в союз, сохраняет за собой внутреннюю и внешнюю суверенность.

Есть 2 вида конфедеративных государств:

  1. Номинальное – только называется конфедерацией, на самом деле является федерацией.
  2. Реальное – объединение нескольких стран.

Список признаков конфедеративного государства:

  1. Конфедерация не суверенна, сохраняют суверенность только ее субъекты.
  2. Отношения на договорной основе.
  3. Ведение общих дел ограничено только теми вопросами, ради которых союз был создан.
  4. Делегаты представляют не один регион, а страну в целом.
  5. Субъекты имеют право в любой момент выйти из объединения.
  6. Отсутствует общая валюта (бывают исключения, например, Евросоюз).
  7. Бюджет формируется на основе добровольных взносов субъектов.
  8. Отсутствует союзное гражданство.
  9. Образуются только те государственные органы, которые необходимы для решения вопросов, освещенных в договоре.

Примеры современных стран конфедераций

Конфедеративные государства образовывались как в прошлом, так и есть сейчас.

Самые известные распавшиеся союзы:

  1. Конфедеративные штаты Америки. В XIX в. несколько южных штатов вышли из состава США. Они были против отмены рабства и хотели вернуться к положениям, принятым отцами-основателями. Государство перестало существовать в связи с поражением в Гражданской войне.
  2. Швейцарская конфедерация. Швейцарское государство образовалось на основе объединения 3-х представителей регионов. Объединение Швейцарии произошло в конце XVIII в. Это вызвало недовольства, и конфедеративная форма была возвращена. Сейчас Швейцария считается федерацией, однако в государственном устройстве до сих пор прослеживаются черты конфедерации. Например, каждый регион там имеет свои законы.
  3. Сербия и Черногория. Союз был образован во время распада Югославии. Цель объединения состояла в прекращении конфликта. Союз распался после выхода из него Черногории.

Самые известные современные союзы:

  1. Евросоюз. Образовался в 1957 г. с целью взаимной помощи, а также укрепления и поддержания экономики стран Европы. Сейчас союзные отношения переросли во многие другие сферы. Конфедерация даже имеет свою валюту – евро.
  2. СНГ (Содружество независимых государств). Во время образования в 1991 г. планировалось объединение стран, которые были в составе СССР. Сейчас союз больше похож на международную организацию.

Федерация – определение и признаки

Федерация – форма государственного устройства, представляющая собой объединение отдельных административных единиц (субъектов) в единую структуру. Эти субъекты имеют относительную независимость от центра, но подчиняются одним нормам, установленным в стране.

Характеристика федерации:

  1. Деление территории страны на единицы: округа, края, области, штаты.
  2. Наличие не только центральной, но и местной власти.
  3. Представлять государство на политической арене может только центральная власть.
  4. Административные единицы могут создавать свои законодательные установки.

При этом субъекты могут быть централизованными (подчиняющиеся центральной власти) и децентрализованными (обладающие значительной властью).

Федерация бывает:

  1. симметричной. Все субъекты обладают равными правами и свободами. Например, в Австрии.
  2. асимметричной. Некоторые субъекты ограничены в правах и свободах. Например, в Канаде.

В зависимости от территориального образования различаются следующие виды федеративного устройства:

  • территориальный;
  • национальный;
  • смешанный.

Примеров федеративных государств в современном мире много:

  • Российская Федерация;
  • Индия;
  • Мексика;
  • Объединенные Арабские Эмираты;
  • Канада;
  • Бразилия.

Также встречается дуалистическая федерация – это форма государственного устройства, при которой субъекты федерации могут быть полностью самостоятельными.

В таком государстве признается разграничение власти между федеральной и региональной. Самый яркий пример такой страны – США.

Унитарное государство - что это такое

Унитарное государство представляет собой объединение административных единиц, не имеющих политической независимости. Этим оно отличается от федерации.

Для каких стран характерно унитарное устройство:

  • Франция;
  • Италия;
  • Великобритания;
  • Япония;
  • Швеция;
  • Китай.

Сравнение федерации, конфедерации и унитарного государства

Несмотря на явные отличия, формы устройства обладают некоторыми общими чертами.

Почему конфедерации существуют непродолжительное время

Как показывает история, конфедерация в большинстве случаев – бесперспективное устройство.

Есть несколько причин, объясняющих, почему сохранить объединение сложно:

  1. Отсутствие центральной власти делает союз ненадежным.
  2. Слабые связи между регионами часто способствуют распаду союза.
  3. Конфедерация изначально предполагает временное объединение. Когда цели этого объединения достигнуты, странам уже нет смысла поддерживать союз.
  4. При равном участии всех стран может возникнуть борьба за центральную власть.

Нельзя точно сказать, какая форма государственного устройства лучше. Это зависит от особенностей каждой страны. Возможно то, что хорошо для одной страны, может быть плохо для другой.

Отличие федерации от конфедерации видно из таблицы.

Основные характеристики Конфедерация Федерация
Характер договора между станами-участниками союза Договор между членами союза носит характер международного договора. Конфедерация не является субъектом международного права. Договор является внутригосударственным документом. Государство является субъектом международного права.
Возможность выхода из состава союза Государства, входящие в конфедерацию, имеют право свободно­го выхода из нее, что оговаривается условиями договора. Субъекты федерации не вправе выйти из состава союза. Попытка сецессии (одностороннего разрыва отношений с союзом) рассматривается как мятеж и пресекается государством.
Отношение к суверенитету (степень самостоятельности) Члены конфедерации суверенны и вправе свободно проводить свою внутреннюю и внешнюю политику. Никакие решения союзной власти не имеют силы без их согласия. И хотя в рамках конфедерации создаются некоторые органы для решения общих для ее участников вопросов, с точки зрения международного права, по своей сути конфедерация больше соответствует международной организации. Субъекты федерации не обладают суверенитетом. Их компетенция ограничена предметами ведения, которые закрепляются договором об образовании федерации (федеративным договором) и федеральной конституцией. Их внешнеполитическая деятельность осуществляется в рамках предоставляемых им федерацией и носит ограниченный характер.
Цели образования союза Конфедерация создается для решения определенного ее участниками круга вопросов. Расширение их возможно, как правило, только с согласия всех государств, входящих в состав этого международного союза. Целью федерации является создание единого целостного суверенного государства с единым гражданством.
Компетенция высших органов государственной власти. Для осу­ществления задач, определенных странами-участницами, образуются общие межгосу­дарственные законодательные и исполнительные органы, компетенция которых носит строго ограниченный характер. Федеральные органы государственной власти призваны решать общенациональные задачи и ограничены в предметах ведения и полномочий только федеральной конституцией.
Порядок образования представительных (законодательных) органов власти Представительный орган конфедерации формируется либо предста­вительными органами стран-участниц, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать выданным им инструкциям и указаниям, либо, как это имеет место в Европейском Союзе с 1979 г. путем прямых выборов, в которых принимают участие все граждане входящих в него государств. Представительные (законодательные) органы государственной власти на федеральном уровне избираются (формируются) в соответствии с конституцией страны.
Характер и юридическая сила нормативных правовых актов, издаваемых высшими органами власти союза. Акты, издаваемые органами власти конфедерации, носят рекомендательный характер и не содержат норм прямого действия. Они адресованы не гражданам, как это имеет место в федеративных государствах, а орга­нам власти субъектов конфедерации. Членам конфедерации принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании либо отказа в при­менении актов союзной власти. Акты, издаваемые высшими органами государственной власти в пределах их сферы ведения и полномочий, обязательны для исполнения на всей территории государства, имеют высшую юридическую силу и им должны соответствовать нормативные правовые акты субъектов федерации и органов местного самоуправления. Они адресованы гражданам федерации, которые обязаны их исполнять.
Порядок формирования и исполнения бюджета Бюджет конфедерации составляют добровольные взносы входящих в нее стран, отсутствует непо­средственное налогообложение и принудительное взыскания взносов. Федеральный бюджет – основной финансовый план правительства федерального государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона, главное звено бюджетной системы государства. Доходная часть федерального бюджета формируется за счет налоговых источников и неналоговых поступлений, а расходы осуществляются на цели и направления, закрепленные конституцией или иным законодательным актом за федеральным правительством.
Таможенные ограничения, передвижение лиц, товаров, услуг и капиталов. Право устанав­ливать таможенные и иные ограничения, препятствую­щие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов принадлежит каждой из стран-участниц.. Субъекты федерации не вправе вводить какие-либо ограничения в данной области по отношению к другим субъектам федерации или гражданам, проживающим в других регионах федеративного государства. Если такие факты имеют место, то они должны пресекаться.
Валюта и денежное обращение. Страны-участники имеют свою валюту и собственную систему денежного обращения Федеративное государство имеет единую валюту и единую (национальную) систему денежного обращения.
Вооруженные силы. Вооруженные силы членов конфедерации формируются на национальной основе и нередко имеют двойное подчинение. Вопросы обороны и безопасности, строительства вооруженных сил и вопросы военной стратегии находятся в сфере ведения федерального центра.

В последние десятилетия в мире возникает множество форм экономического, политического, культурного и иного объединения государств: содружество, сообщество, союз , автономия и др.

Империя – исторически сложившееся на основе жесткой централизованной власти объединение этнических и административно-территориальных образований. Империи, возникнув во многих цивилизациях и в разные эпохи, обладали специфическими чертами. Однако можно выделить и общие признаки:

Огромная территориальная основа;

Сильная централизованная власть;

Правящая элита, стремящаяся к экспансии;

Отсутствие единого государственно-правового статуса у входящих в империю образований;

Асимметричные отношения господства и подчинения между центром и провинциями, метрополией и колониями;

Подчиненность интересов различных социальных групп слоев общим политическим проектам;

Разнородный этнический и культурный состав,

Империи можно классифицировать на континентальные (Российская, Австро-Венгерская, Германская) и межконтенинтальные (Великобритания).



Империя – это насильственное объединение государств, осуществленное путем завоевания, либо в результате иного вида давления, например, экономического.

Сообщество – межгосударственное образование, основанное на межгосударственном договоре , которое направлено на усиление интернациональных связей государств-членов.

Союз – разновидность государственных соединений, в большей степени направленный на политические, экономические или государственные цели, объединенный единым органом власти.

Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азовские острова в Португалии).

СОДРУЖЕСТВО государств

– это союз суверенных государств, складывающийся на основе экономической, ресурсной, социально-культурной, образовательной, валютной и др. интеграции, создающий условия для взаимовлияния и выравнивания развития входящих в состав союза субъектов (Европейский союз, возможно СНГ).

1. Содружество государств, как правило, формируется на базе достигнутого уровня развития – рыночная динамичная экономика, ценности демократии, в том числе признание и реализация основных прав человека, развитость и адаптируемость правовой системы и др.

2. Содружество государств складывается на международно-правовой договорной основе.

3. Государства содружества не утрачивают и не уступают в пользу союза суверенных прав.

4. Члены содружества имеют право выхода из союза.

5. Содружества могут формировать надгосударственные структуры и правовые институты (европарламент, европравительство, евросуд, интерпол, евроконституция и др.), не имеющие прямых властных полномочий по отношению к гражданам государств.

6. В содружестве нет единой территории и границ, единого гражданства, единой системы налогообложения и финансовой системы, но возможно единое таможенное пространство, валюта и др.

7. Решения органов содружества (соглашения) не имеют императивного значения для его членов (т.е. не требует обязательного подчинения).

*** ЧИЛИ. Аугусто Пиночет:

· 11 сентября 1973 С первых дней своего правления военный режим объявил состояние «внутренней войны » противы коммунистов . Были учреждены военные трибуналы, заменившие гражданские суды, созданы несколько концлагерей для политзаключенных.

  • Реально в Чили только в первый месяц после переворота – до «нормализации» – было убито 30 с лишним тысяч человек. Еще 12,5 тысяч погибли за годы диктатуры под пытками, умерли в тюрьмах, были застрелены на улице.

· В области экономики Пиночет выбрал наиболее жесткий и радикальный путь перехода к свободной рыночной экономике. В апреле 1975 г. в Чили была введена в действие разработанная «чикагскими мальчиками» политика «шоковой терапии». Она предусматривала приватизацию государственных предприятий, отмену контроля над ценами, замораживание зарплат, сокращение капитальных вложений в госсектор.

· Экономический рост в Чили начался только в 1984 г. и составил 3,8% (пиночетовская статистика называла 6%). В 1985-м случился новый спад, в 1986-м – подъем до 5,7%, в 1987-м – 6%, в 1988-м – свыше 7%, в 1989-м – 10% (официальные данные; на самом деле подъем в 1989-м был лишь 7,3%). Но этот рост был вызван исключительными сверхприбылями, которые предоставлял военный режим зарубежному (североамериканскому) капиталу. 30-процентная безработица давала возможность зарубежному работодателю получать квалифицированную и очень дешевую рабочую силу.

· На плебисците 5 октября 1988, как показали подсчеты, около 55 процентов избирателей отдали свои голоса против диктатора.

Политические (государственно-правовые) режимы

Наиболее динамическим компонентом формы государства является политический (государственно-правовой) режим.

Он определяется как совокупность приемов, способов и средств осуществления власти в государстве .

Понятие "политический режим" включает в себя следующие важные параметры (признаки):

· степень участия народа в формировании политической власти , а также сами способы такого формирования;

· соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства ;

· гарантированность прав и свобод личности;

· степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

· место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

· соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

· какие методы доминируют при осуществлении политической власти: убеждения, принуждения ;

· роль в обществе "силовых" структур государства : армия, полиция, органы государственной безопасности и т.д.;

· Наличие политического плюрализма (многопартийности).

В связи с этими фактами различают демократические и недемократические режимы.

Демократические режимы характеризуются следующими показателями:

В экономической сфере:

· плюрализм форм собственности

· отсутствие или компенсация безработицы

· развитая рыночная конкурентная экономика

· материальная обеспеченность нетрудоспособных

В политической сфере:

· Разделение властей

· Политический плюрализм, многопартийность

· Реальная обеспеченность прав и свобод личности

· Равенство граждан перед законом

· Участие населения в реше­нии государственных вопросов посредством прямой или опосредованной демократии

· Развитое гражданское общество

· Легальная оппозиция

В социальной сфере:

· сглаживание социального неравенства, недопущение концентрации различных дефицитных благ: дохода, богатства, престижа, власти, образования и т.д. у одной социальной группы или класса

· наличие многочисленного и влиятельного среднего класса, который отличается:

– высоким уровнем образования,

– чувством собственного достоинства,

– политической активностью

В духовной сфере :

· массовая грамотность населения

· свобода совести, творчества, отсутствие цензуры

· запрещенность пропаганды насилия, жестокости, расизма и т.п.

Это, скорее, идеал, то, к чему нужно всем стремиться. Между тем есть ряд государств, которые продвинулись в этом направлении дальше других (Германия, Франция, Швеция, Швейцария, Великобритания) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной .

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом через следующие институты прямого народовластия:

· выборы на основе всеобщего избирательного права,

· референдумы,

· сходы и собрания граждан,

· петиции граждан,

· митинги и демонстрации,

· всенародные обсуждения.

К положительным моментам прямой демократии можно отнести то, что она в большей мере обеспечивает полную легитимизацию власти; обеспечивает контроль за политической элитой и т.п.

Недостатки прямой демократии :

· отсутствие стойкого желания у большинства населения заниматься данной управленческой деятельностью,

· сложность и дороговизна проводимых демократических мероприятий,

· низкая эффективность принимаемых решений вследствие непрофессионализма большинства "правителей" и т.д.

Представительная демократия осуществляется через представителям народа - депутатами, другими выборными органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий и общественных организаций.

Сильная сторона представительной демократии заключается в том, что она дает больше возможностей для принятия эффективных решений,

К недостаткам представительной демократии часто относят следующие черты:

· отрыв представителей власти от своих избирателей;

· возможно развитие бюрократии и коррупции;

· принятие решений в интересах номенклатуры, крупного капитала, различного рода лоббистов и т.д

Демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают

Конфедерация (лат. confoederatio - «союз», «объединение») - форма объединения государств, сохраняющих свою самостоятель­ность и суверенитет. При этом новое государство, в отличие от федерации, не создается. Главное отличие конфедерации от феде­рации в том, что федерация - союзное государство, в то время как конфедерация - союз государств.

Признаки конфедерации:

Создается для достижения определенных целей (экономиче­ских, политических, военных), которые отвечают интересам госу­дарств, образовавших конфедерацию;

Ее создание закрепляется, как правило, договором;

Каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой су­веренитет;

Члены конфедерации обладают правом выхода из нее на осно­ве юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нулификации, т. е. отмены действия актов органов конфе­дерации на своей территори и;

Имеет свои органы управления, координирующие действия членов конфедерации; й^

У конфедеративного объединения государств нет общей кон­ституции, единых государственных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежных единиц;

Отличается переходным характером: конфедерации либо рас­падаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство.

Конфедерацией были штаты Северной Америки, которые в 1787 году создали федеративное государство - США. В 1958 году в конфедерацию объединились Египет и Сирия и образовали Объединенную Арабскую Республику, которая в дальнейшем распалась.. В справочной литературе (юридические словари и др) содержаться понятия «империя», «уния». Что означают эти понятия?

Империя - это объединение под одной короной различных госу­дарств. подчиненных императору и законам империи. Например, в состав Российской империи входили Королевство Польское, Вели­кое княжество Финляндское, а также Бухарский эмират и Кокандское ханство. Империи обычно создаются насильственным путем, но возможно и добровольное вхождение государств в состав импе­рии (добровольно вошли в состав Российской империи Украина и Грузия).

Монархические государства могут быть объединены в унии личные или реальные. Они возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице. Если это происходит в силу случайных совпадений различных способов престолонаследия, то имеет место личная уния. Реальная уния возникает как результат

соглашения государств. В качестве исторического примера унии можно привести Австро-Венгрию.

федерация - это сложное государ­ство, в состав которого входят несколько государств или государ­ственных образований, называемых субъектами федерации.

Признаки федеративного государства:

Территорию федерации составляют территории ее субъектов;

Субъекты федерации обладают признаками государства: имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику;

Система государственных органов - двухуровневая, объединя­ет органы государственной власти федерации и органы государствен­ной власти субъектов федерации. Их взаимодействие осуществляется в соответствии с принципом разграничения предметов ведения;

Государственный суверенитет сосредоточен на федеральном уровне. Субъекты федерации не являются суверенными образова­ниями и не обладают правом на односторонний выход из состава федерации;

Двухуровневая система законодательства - законодательство федерации и законодательство субъектов федерации. Законодатель­ство субъектов федерации не должно противоречить федеральному. Высшей юридической силой обладает федеральная конституция, являющаяся ядром законодательства, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации;

Двухпалатная структура высшего законодательного органа федерации: нижняя палата представляет интересы населения всей страны (в Российской Федерации - Государственная Дума Феде­рального Собрания РФ), верхняя - интересы субъектов (в Россий­ской Федерации - Совет Федерации Федерального Собрания РФ);

Две системы суда (субъекты федерации имеют свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации);

Двухканальная система налогов, включающая наряду с обшефедеральными налогами налоговую систему субъектов федерации;

Возможность установления двойного гражданства, например гражданства определенной республики и гражданства федерации;

Наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопас­ности, подчиняющихся центральному правительству.

Вопрос, чем конфедерация отличается от федерации, часто звучит на экзаменах по конституционному праву России. Он особенно актуален для нашей страны, ведь именно Россия позиционирует себя как многонациональное федеративное государство, где каждый субъект имеет свои полномочия в рамках конституционных прав.

Как следует отвечать на вопросы по конституционному праву: чем конфедерация отличается от федерации, в чем суть таких политических институтов? Попробуем ответить на них в рамках стандартного курса конституционного права и прочих обязательных дисципллин, необходимых будущим юристам и политологам.

Конфедерация и федерация: в чем основное различие

Одна из современных форм государственного устройства - федерация. Ее можно охарактеризовать как совокупность различных территориально обособленных единиц в границах одного государства. Существует и другая похожая которая также является совокупностью автономных территориальных единиц.

Если сформулировать тезис, чем федерация отличается от конфедерации, кратко, то основное различие будет следующим: не могут в одностороннем порядке выйти из состава государства. Обычно данная норма закреплена в основном документе страны - Конституции. Субъекты конфедерации таким правом обладают. Отсюда можно сделать и другой вывод: являются более стабильными по своему Конфедерации могут распадаться в одностороннем порядке на несколько самостоятельных суверенных государств.

Примеры из истории

Классическим примером того, чем конфедерация отличается от федерации, является сравнение политического устройства конфедерации южных штатов накануне Гражданской войны в США. Каждый субъект конфедерации имел свое законодательство, суды, полицию и прочее. После поражения Юга особенно сложным политическим решением был не только отказ от рабства, но и приведение свода законов к общей базе.

В настоящее время конфедеративная форма политического устройства сохранилась в Швейцарии.

Классическим примером является Россия. Существуют и другие государства, политическое устройство которых является симбиозом конфедеративных и федеративных отношений. Среди таких можно отметить США, Германию и др.

Другие различия данных государственных устройств

Чем конфедерация отличается от федерации по другим параметрам? В первую очередь все субъекты конфедерации сохраняют свою самостоятельность в проведении внешней и внутренней политики. Нет механизма назначения чиновников на места, нет единого центрального бюджета, куда члены конфедерации перечисляют налоги. При федеративном устройстве управление ведется из одного центра, туда же стекаются налоговые отчисления из местных бюджетов.

Ответы на тесты по конституционному праву

На вопрос: определите, чем федерация отличается от конфедерации, можно дать несколько ответов:

  • субъекты конфедерации обладают самостоятельностью в сфере внешней и внутренней политики, единых государственных органов управления, суда и прочее. При федеративном устройстве государственными органами управляют из единого центра. Обязательным является использование одного языка в пределах федерации, особенно в государственных органах власти.
  • Федерация включает несколько уровней подчинения: республики, автономные округа и др.
  • При конфедерации каждое государство имеет право выйти их союзного договора в одностороннем порядке. При федерации такой механизм не предусмотрен.
  • Языковой вопрос в конфедерации несущественен - каждый субъект разговаривает на собственном языке или наречии. Общение между двумя государствами осуществляется на любом языке. При федерации определяется один язык, обязательный для изучения всеми субъектами федерации. Местные языки и наречия имеют региональное значение.
  • Конфедерации чаще всего создаются для достижения краткосрочных и среднесрочных целей, к примеру, объединение государств в оборонных целях. Федерации ставят своей задачей объединение в единое государство вне определенного временного периода или других условий.

Альтернативные источники информации

В онлайн-тестах часто предлагают ответить на вопрос: определите, чем федерация отличается от конфедерации. "Декан" и другие популярные сайты могут помочь в подготовке к экзаменам по этой и другим дисциплинам.

Для более тщательной подготовки следует искать альтернативные источники информации: в библиотеках или Интернете, анализировать политические новости из достоверных СМИ.

На первый взгляд федерация и конфедерация, как формы государственного устройства в чем-то схожи:

  1. Конфедерация и федерация – это формы государственного устройства.
  2. Конфедерация и федерация являются совокупностью территориальных образований разной степени автономий.
  3. Конфедерация и федерация создаются как союзы и альянсы, созданные для защиты от внешних и внутренних угроз.

Кроме этого есть еще незначительные аналогии в деталях международной, финансовой и военной деятельности конфедерации и федерации. На этом их сходства в целом заканчиваются.

Различия уровня интеграции можно заметить в основополагающих определениях понятий:

  1. Конфедерация — это добровольное объединение обладающих полным суверенитетом государственных образований.
  2. Федерация – это объединение в рамках одного государства автономных территориальных субъектов, пользующихся определенными полномочиями.

Критерии сравнения

Конфедерация

Федерация

Территория

Совокупность территорий суверенных регионов.

Составлена из самоуправляемых регионов на правах административных единиц.

Государственное управление

Работают координационные органы для ведения общих дел. Субъекты конфедерации пользуются своим внутренним управлением.

Двухуровневые органы власти: общегосударственный и региональный.

Полномочия высших органов союза

Компетенции конфедеративных органов власти ограничена. Важные решения вырабатываются совместно.

Наряду с федеральными органами, региональная власть обладает широким кругом полномочий.

Правовая основа

Союзный договор независимых государств.

Конституция федеративного государства.

Суверенитет

Субъекты конфедерации сохраняют полную независимость в условиях солидарной политики.

Делегирование основных компетенций центральным органам власти.

Формирование государства

В результате территориально-правового объединения возникает новое государство.

В итоге международно-правового объединения нового государства не возникает.

Членство

Возможно одновременное вхождение в несколько конфедераций.

Субъект входит только в одну федерацию.

Вооруженные силы

Армии отдельных субъектов могут быть объедены под единым командованием.

Общая армия.

Финансовая система

Валюта может быть единой. Субъекты имеют право сохранять свою валюту.

Общая денежная система

Налоговая система

Каждый субъект устанавливает свои налоги. Центр существует на взносы членов объединения.

Единая федеральная система сбора налогов.

Жизнеспособность

По достижении целей, союз, как правило, распадается

Устойчивое государственное образование.

Субъекты свободно могут разорвать союзные обязательства.

Субъекты почти во всех случаях не имеют права свободного выхода.

Таким образом, сравнивая конфедерацию и федерацию можно сделать вывод о том, что федеративное устройство государств в настоящее время имеет больше преимуществ, чем конфедеративное. В перспективе глобализации всех сфер социального бытия возможна большая ценность конфедерации.



Просмотров