Что такое конфедерация и федерация. Конфедеративное государство: признаки, особенности, примеры

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

  • - конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
  • - конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
  • - сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
  • - государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

Конфедеративная форма государственного устройства.

Конфедерация - форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).

Как формы союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме, в настоящее время не существует нигде. На разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства. По сути, совмещая в себе черты как междyнаpодно-пpавовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения. Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), аконфедеpации с многонациональным составом (Австpо-Венгpия, Hоpвегия и Швеция, Сенегамбия и ряд других) распались. Велико значение и экономических факторов. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое.

Наиболее известны две конфедерации - североамериканская и швейцарская. В настоящее время Европа стремится к конфедерации (но только в экономическом вопросе) США: с момента обретения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное государство, в котором практически вся власть сохранялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией - Статьи Конфедерации. Статьи Конфедерации предусматривали орган представительной власти - Конгресс конфедерации. Имеется ввиду принадлежность к единой американской нации, а не этническое происхождение; наличие единого, принятого в общественной жизни языка.

Конгрессу делегировались следующие полномочия: право объявлять войну, заключать договоры и вступать в союзы, формировать армию, чеканить монету, делать займы и т. д. Наиболее важные полномочия осуществлялись с согласия 9 из 13 штатов. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (Взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, "соразмерным с числом белого населения". Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость. Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы. Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения - таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787 г., учредившая федеральную форму государственного устройства.

Швейцария: Сходна была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии - Сейм - конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет - был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.

Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

  • 1) Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.
  • 2) Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.
  • 3) Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.
  • 4) Предметы ведения конфедерации ограничены перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.
  • 5) В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам.
  • 6) В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.
  • 7) Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.
  • 8) Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.
  • 9) Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.
  • 10) Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
  • 11) Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения
  • 12) Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

В конфедерации нет союзного гражданства.

В заключении следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.

Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

Существует ряд подходов в определении конфедерации. В рамках традиционного подхода конфедерация рассматривается как самостоятельная форма государственного устройства. Второй подход оспаривает такое представление, не считая конфедерацию самодостаточной формой, предлагая рассматривать ее в рамках федерализма.

Согласно традиционному подходу, конфедерация (от латинского "confoederatio" - союз, объединение) - форма государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления. Вместе с тем, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические). Конфедерация выступает как форма союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме.

Конфедерация - это, по словам, С. С. Алексеева, "государственный союз государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т. д. Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких - либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это, по мнению С. С. Алексеева, переходная форма государственного устройства, и чаще всего, поэтому она возникает на несколько лет. Примером конфедерации может служить Швейцария, конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, Сенегамбия.

Как формы союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме, в настоящее время не существует нигде, на разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеративную форму государственного устройства. По сути, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), а конфедерации с многонациональным составом (Австро-Венгрия, Норвегия и Швеция, Сенегамбия и ряд других) распались. Велико значение и экономических факторов. Фактически только они могут сбить волну центробежных тенденций и интегрировать конфедерацию в единое целое. Наиболее известны две конфедерации - североамериканская и швейцарская. В настоящее время Европа стремится к конфедерации (но только в экономическом вопросе).

Конфедеративная форма государственного устройства позволяет создать наиболее благоприятные условия для деятельности входящих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении преследуют, прежде всего, экономические цели, причем эти цели относятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного обращения и т.д. Конфедерация в отличие от федерации - это, как правило, союз государств, но вместе с тем конфедерация представляет собой некое государственное образование, объединение.

Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Их размер, чаще всего, устанавливается по соглашению. В основном в конфедерациях нет общей армии, хотя и могут создаваться силы, для решения военных задач. Каждое государство-член конфедерации обладает собственным полицейским аппаратом.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер. Конфедерации распадаются весьма быстро, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского господства. Вскоре конфедерация стала федерацией - США. Так и созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась моментально. Основными причинами подобной нестабильности конфедераций является два фактор. Каждый член конфедерации обладает правом сецессии, т.е. правом одностороннего свободного выхода субъекта из состава конфедерации и правом нуллификации, т.е. правом не подчинения решениям конфедеративных властей.

Субъекты конфедерации являются полностью самостоятельными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их добровольного объединения. Так же только интересующие всех субъектов конфедерации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

В юридической теории по поводу целесообразности выделения конфедерации в отдельную форму государственного устройства поныне идут споры, т.к. фактически конфедераций сейчас не существует, есть лишь государства (межгосударственные образования) с отдельными признаками конфедерации. Однако, по мнению некоторых деятелей юридической науки "ставить крест" на конфедерации как форме государственного устройства рано, т.к. именно конфедерация может стать "золотой серединой" в деле объединения ряда государств, таких как бывшие республики СССР; республики, входившие в состав Югославии; Северная и Южная Кореи.

Таким образом, конфедерация представляет собой союз независимых государств, которые объединяются на основании договора о координации действий по ограниченному кругу вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, единой системы почтовой связи и таможенных тарифов, но при этом полностью сохраняют свой суверенитет, членство в ООН и других международных организациях. Органы конфедерации обычно не имеют прямой власти по отношению к образующим ее государствам и в большинстве случаев принимают свои решения на основе консенсуса между заинтересованными сторонами, причем фактически эти решения вступают в силу лишь после их ратификации органами власти соответствующих государств. Единой правовой, а также налоговой системой конфедерация, как правило, не обладает, однако может создавать единое экономическое пространство, вводить единую валюту и институт единого гражданства.

Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких-либо конкретных целей.

Различие между унитарным государством, федерацией и конфедерацией наглядно проиллюстрировал американский политолог Д. Найс (Приложение Б).

Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:


1) Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.

2) Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

3) Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

4) Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

5) В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам.

6) В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.

7) Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

8) Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.

9) Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.

10) Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

11) Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения.

12) Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

13) В конфедерации нет союзного гражданства.

В заключении следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.

Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

Таким образом, можно заключить, что вопрос о самодостаточности конфедерации как формы государственного устройства на сегодняшний момент является весьма спорным. Граница между федерацией и конфедерацией, безусловно, размыта. Условно конфедерацию можно определить как временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. Конфедерации исторически могут быть этапом в образовании единого государства (например, США и Швейцария на начальных этапах были конфедеративными союзами). Конфедерация не обладает суверенитетом, так как создаваемые союзные органы лишь координируют деятельность входящих в конфедерацию государств и только по тем вопросам, для решения которых они объединились.

Современная политическая карта мира пестрит разнообразием форм государственного устройства . Республики, федерации и автономии соседствуют с королевствами, княжествами и эмиратами. Одной из многочисленных форм государственности является конфедерация.

Вконтакте

Что такое конфедеративное государство

Важно! Конфедерация - особая форма политического и административного устройства, когда добровольно объединяются несколько государств.

Основными признаками такого устройства считаются:

  1. Сохранение суверенитета участников объединения.
  2. Приоритет законов стран – участниц над общими законами (если таковые имеются).
  3. Принцип свободного выхода из конфедерации.
  4. Наличие общего, координирующего органа.
  5. Основой принятия решения служит согласие всех членов конфедерации.

При этом сохраняется полная независимость субъектов . Государства – субъекты вместе решают различные виды проблем.

Для решения вопросов создаются наднациональные органы, координирующие интересы членов союза. Законы, действующие на территории субъектов, приоритетны перед общими законами.

Конфедерация политически слабее , чем или федеративное государство. Возможность свободного выхода любой части временного союза делает его существование нестабильным, чувствительным к влиянию действующих исторических процессов.

Отличие подходов к принципу свободного выхода из союза разделяет конфедеративную и федеративную форму управления.

Но конфедерализм как способ политического объединения зачастую оказывается крепче унитарных моделей государств , основой которых стали ошибочные принципы управления.

Союзы государств и территорий

Самой известной конфедерацией стал союз трёх швейцарских кантонов, образовавшийся около 1291 г. Территории Швиц, Ури, Унтервальден подписали федеративную хартию , послужившую основой формирования Швейцарии.

Причина крылась в противостоянии императорской власти и местной элиты, поддержанной большинством населения. Провозгласив независимость, союз трёх кантонов отстоял её в войнах против Габсбургов, постепенно расширяя территорию.

В XIV – XVI веке территория северной Европы контролировалась Кальмарской унией . В унию входили такие страны, как:

  1. Дания.
  2. Швеция.
  3. Норвегия.

Скандинавские государства сообща противостояли засилью Ганзейского союза на торговых путях. Но что особенно интересно – последствиям изменений европейского климата.

Похолодание вызвало экономический кризис , поэтому феодалы, владеющие землями по всей северной Европе, нуждались в общей центральной власти.

Другой пример – Речь Посполитая. Объединившись после династического брака в одну страну, Польское королевство с Великим княжеством Литовским представляли собой фактическую конфедерацию .

Обе части государства имели отдельные органы управления , законы, вооружённые силы, армию, суд. Во внешних делах, войнах и охране границ Речь Посполитая функционировала, как единое целое , под управлением действующего монарха.

Конфедерации Азии и Южной Америки

Ещё одним вынужденным союзом было государство Маратхов на территории современной Индии. Созданное индуистскими правителями для противодействия мусульманской экспансии империи Моголов, оно просуществовало более ста лет. Коалиция маратхских княжеств эффективно противодействовала исламским государствам , очистив центральную часть полуострова Индостан.

С 1858 по 1862 год на карте мира обозначалась Гранадская конфедерация . Она возникла на территории республики Новая Гренада из-за многочисленных противоречий внутри страны. В попытке удержать её от центробежных тенденций, конфедеративное устройство было предложено частью парламента. Но целостность страны сохранить не удалось . Во многом «благодаря» усилиям , добившихся выделения Панамы в особую единицу.

Внимание! Финансово – промышленные круги США фактически отторгли от суверенного государства значительную территорию, для того чтобы проложить Панамский канал.

Союзы племён и другие догосударственные конфедерации

Довольно частыми были союзы между племенами или государственными образованиями древности. Они возникали как ситуативные объединения, имевшие целью увеличение военной мощи. Как для нападения, так и для отражения агрессии. Наиболее известны:

  1. Союз семи славянских племён.
  2. Конфедерация Аро (Африка).
  3. Германские военные союзы племен периода войн с Римской империей.
  4. Племенные союзы североамериканских индейцев.

Последний наиболее интересен как опыт противостояния экспансии высокоразвитой цивилизации.

Индейские конфедерации

Западную индейскую конфедерацию организовали 17 племён для переговоров с Британской империей и Соединёнными Штатами, объявившими Войну за независимость.

Опыт взаимодействия позволил краснокожим выработать общую линию поведения , а также наладить контакт между мобильными вооружёнными группами, находящимися под управлением разных командиров.

Получая оружие и советников – англичан, индейцы дезорганизовали работу тыла вражеской армии. В течение долгого времени они успешно вели войну против американцев , отвергая их предложения о перемирии, одержав несколько громких побед.

Политическая эволюция конфедерализма

Не имеющие прочной основы племенные союзы распадались по достижению результата, либо после военного поражения. С развитием экономики база добровольных государственных союзов стала гораздо более прочной, скреплённой к тому же религиозными, историческими и культурными составляющими . Более сложные формы взаимодействия как между людьми, так и между социумами приводили к образованию геополитических связей , нацеленных на длительную перспективу.

Даже конфедеративное государство средневековья – Швейцарский союз — имел целью уже не аккумуляцию лишь военной силы для достижения тактического успеха. Австрия, независимости от которой добивались швейцарцы, была вполне лояльна к мятежным горцам. Подоплёкой конфликта с имперской властью явилось стремление к единоличному контролю над торговыми путями через горные перевалы.

Устойчивость добровольных союзов Европы

Образование и развитие устойчивых конфедераций именно в Европе объясняется значительной степенью свободы, которую имело население и социально-политические образования (цеховые союзы, города, торговые сообщества). Основанные ввиду опасности либо возможной выгоды, они, при кажущейся рыхлости своего устройства, оказались очень эффективными .

Внимание! Особенности конфедерации европейских стран заключается в том, что ни одна из них не распалась в результате сепаратизма отдельных частей.

Примеры хорошо известны из истории, если изучить список стран - союзов:

  1. Швейцарский союз. Сохранился до настоящего времени.
  2. Речь Посполитая. Завоёвана соседями.
  3. Соединённые провинции Нидерландов. Прекратила существование из-за экспансии революционной Франции.
  4. Германский союз. Потерпел вместе с Австрией поражение от стремительно развивающейся Пруссии.
  5. Конфедерация Ирландии. Пала под натиском английских войск.

Как исключение можно отметить Шведско – норвежскую унию . Однако этот союз имел много исторических и экономических противоречий. Кроме того, уния создавалась с целью удержания Норвегии.

Добровольные объединение государств оказались зачастую крепче иных империй . Более того, начав с защиты своих территорий, они быстро переходили к расширению сферы своего влияния.

Даже Конфедеративные штаты Америки, те, кто спустил флаг только после тяжелейшей изнурительной войны за независимость, это ещё один пример того, чего можно добиться на основе свободного союза.

Североамериканская конфедерация

Недолгое существование союза южан прошло под знаком кровопролитной Гражданской войны . В популяризированной форме конфликт подаётся как война прогрессивного Севера против рабовладельцев – южан. Однако истоки войны гораздо глубже, кроме того, позиционирование северян ревнителями свободы негров не бесспорна.

Наряду с экономическими и политическими мотивами конфликта, существовал ещё один, не менее важный. Уклад жизни, ментальность, основные ценности противоборствующих сторон настолько расходились, что в сражениях участвовало множество добровольцев. Среди них было много подростков . Негры из армии генерала Ли сражались за Юг с не меньшей храбростью, чем их «братья» из частей северян.

Несмотря на ограниченность ресурсов (основная часть военных заводов была расположена на севере США), конфедераты смогли наладить управление , создать вооружённые силы и нанести ряд крупных поражений врагу.

Поражение Юга обусловили не отделение её частей и даже не превосходство янки в военном отношении: это произошло из-за обескровливания экономики (план Анаконда).

Конфедерации и конфедерализм в современной истории

В ХХ веке, середина которого ознаменовалась демонтажем колониальной системы, возникло немало образований, имеющих признаки конфедеративного государства. Это, прежде всего, арабские союзы 60–70 годов (ОАР, Федерация Арабских Республик, Объединённые Арабские Государства, Арабская Исламская Республика). Интересной явилась попытка Сенегала объединить однородные по национально-культурному признаку территории Сенегала и Гамбии в Сенегамбию .

После распада СССР существует Содружество Независимых Государств и Союзное государство, имеющее некоторые признаки конфедерации . В большей степени принципы конфедерализма применяются Европейским Союзом.

Внимание! Конфедерализм как явление развивается вместе с другими формами общественно – политического устройства.

Формы государственного устройства

Конфедеративные Штаты Америки

Принципы интеграции будущего

Сущность и потенциал конфедеративного устройства меняется в зависимости от текущей политической жизни мира в целом, а также конкретного региона в частности. Экстраполировать условия, при которых развивались Швейцария или Голландские провинции, на современные реалии некорректно. Однако принципы формирования свободных союзов с успехом можно применять для решения вызовов сегодняшнего дня. Добровольное сотрудничество способно положить начало интеграции регионов, нивелировать конфликты внутри больших объединений (Европа) или остановить распад отдельных стран (Грузия, Молдавия, Украина).

Для осуществления таких принципов необходима добрая воля различных групп , их терпимость, понимание проблем партнёров и готовность к сотрудничеству . Возможно, с выходом цивилизации на новый уровень развития принцип конфедерализма станет основой построения всемирного государства.

Конфедерация – далеко не самая распространенная форма государства. В настоящее время существуют единицы стран, которые используют данный вид устройства. Он предусматривает очень широкую независимость субъектов данного государственного образования. Давайте подробно разберемся, что собой представляет конфедеративное государство.

Определение термина

Давайте сразу определим, что означает понятие конфедеративное государство. Ввиду того что значение данного термина довольно размыто, между политологами существуют разногласия, какое именно определение считать более четким. Тем не менее на основе точек соприкосновения между различными мнениями по данному вопросу, можно сформулировать значение данного термина, которое в существенной мере будет удовлетворять все стороны.

Конфедерация – форма государства, при которой его субъекты сохраняют свой суверенитет и имеют все признаки государственности. У них существуют собственные органы власти и законодательство. Зачастую законы субъектов на их территории имеют приоритет над общесоюзными.

Возникновение конфедерации связано с общими целями и задачами её конкретных частей. Чаще всего, они касаются сферы внешней политики и обороны. В остальном субъекты максимально независимы.

Классификация государств по форме устройству

По форме устройства существует три основных вида образований: унитарное, федеративное, конфедеративное государство.

Унитарное государство означает максимальную зависимость от центра регионов, у которых отсутствуют признаки суверенитета. Федерация предполагает наличие для своих субъектов ограниченных суверенных прав и даже элементов государственности. Но общефедеральные законы зачастую все-таки считаются приоритетнее региональных. Конфедеративное устройство государства означает ещё большую независимость субъектов. Они имеют право устанавливать внешние связи и свободно выйти при желании из состава государства. При этом внутреннее законодательство субъектов превалирует над общегосударственным.

Кроме того, в международном праве существуют различные межгосударственные образования: союзы, блоки, ассоциации, содружества, унии. Но в полном смысле слова эти образования государствами назвать нельзя, так как взаимодействие их субъектов касается только отдельных сфер да и то, с правом отказа от следования общесоюзной политики, если она идет вразрез с национальными интересами.

Конфедеративное государство, по сути, является чем-то средним между федерацией и межгосударственным объединением. Его, как и федерацию, можно считать отдельной целостной державой, но с абсолютным правом субъектов независимо решать внутренние вопросы и со свободой выхода, как у межгосударственных объединений.

В свою очередь, конфедерацию можно подразделить на традиционную и мягкую. Первая предполагает более жесткие обязательства между субъектами, чем вторая.

Основные признаки

Давайте определим основные признаки конфедеративного государства. К ним относятся следующие определяющие моменты:

  • наличие суверенитета и государственности у всех субъектов;
  • право на сецессию (выход);
  • наличие собственного законодательства, органов власти, вооруженных сил у членов конфедерации;
  • отсутствие общего гражданства;
  • обязательное утверждение всех решений конфедеративных органов на местном уровне;
  • решения по всем общим вопросам принимаются субъектами единогласно, а не по принципу большинства;
  • приоритет региональных законов над союзными;
  • наличие общего органа управления конфедерацией.

Присутствие всех этих факторов свидетельствует о том, что описанное государство является типичной конфедерацией. В то же время существуют различные переходные формы. Например, Европейский союз имеет признаки как мягкой конфедерации, так и межгосударственного объединения.

Таким образом, конфедеративное государство отличается очень слабой центральной властью, и предполагает ратификацию всех общих постановлений каждым субъектом в отдельности.

Исторические примеры

Теперь давайте рассмотрим конкретные примеры конфедеративных государств, которые существовали в истории.

Одним из самых ранних и самых известных примеров конфедерации является Швейцария. Возникло это государственное образование в 1291 году. Именно тогда три кантона (общины) подписали союзный договор, который ознаменовал собой образование Швейцарского союза. Позже к нему присоединилось ещё 23 кантона. Впрочем, в 1848 году была принята конституция, которая превращала страну фактически в федерацию, но официальное название государства до сих пор звучит как Швейцарская Конфедерация. Тем не менее 557 лет, на протяжении которых в стране существовало конфедеративное устройство, является самым долгим периодом в истории существования подобной формации.

Средневековое государство Речь Посполитая тоже являлось своеобразной конфедерацией Королевства Польши и Великого княжества Литовского. Просуществовало это государственное образование с 1569 по 1795 года, когда произошел его окончательный раздел между Российской империей, Пруссией и Австрией.

Саму Австро-Венгерскую империю с 1867 по 1918 год тоже можно считать специфической формой конфедерации. Германский союз, существовавший в период с 1815 по 1866 год, тоже был конфедеративным государственным образованием.

США на начальном этапе своего существования также, по сути, были конфедерацией 13 колоний. Этот период в истории страны длился с 1776 по 1789 год. Но в 1789 году была принята Конституция, с поправками действующая до наших дней, которая значительно усиливала влияние центрального правительства.

Во время Гражданской войны с 1861 по 1865 годы, восставшие штаты провозгласили о создании Конфедеративных Штатов Америки, добиваясь права своей максимальной самостоятельности.

Последние конфедерации

Конфедерации возникали и на протяжении XX века. Правда, их существование было очень скоротечным. К этим государствам можно отнести ОАР, которая с 1958 по 1961 года включала Сирию и Египет, а в 1963 году ещё и Ирак. В 1958 году существовала Арабская Федерация, несмотря на свое название, имевшая конфедеративное устройство. Она состояла из Иордании и Ирака. В 1960 – 1962 годах Гана, Гвинея и Мали образовывали Союз Африканских Государств. В 1982 – 1989 году, вследствие объединения Сенегала и Гамбии существовало конфедеративное государство Сенегамбия. Кроме того, история знает о государственных образованиях ФАР (1971) и АИР (1974), которые соответственно объединяли Сирию, Ливию, Египет и Тунис, Ливию.

Конфедерации в современном мире

На сегодняшний день в мире не существует конфедераций в их типичной форме. Но некоторые из государств имеют признаки, благодаря которым, их форму устройства можно отнести скорее к конфедеративной, чем к какой-либо другой.

Прежде всего, следует упомянуть Боснию и Герцеговину. Она состоит из трех составных частей: Республики Сербской, Федерации Боснии и Герцеговины и отдельного округа Брчко, контролируемого миротворцами. На территории каждого территориального субъекта существует собственное законодательство, денежная единица, имеются войска, что соответствует признакам конфедерации.

Также, некоторые политологи считают, что устройство Европейского союза имеет признаки мягкой конфедерации.

Вот так выглядят современные конфедеративные государства.

Причины недолговечности

Если не брать во внимание историю Швейцарии и Речи Посполитой, можно прийти к заключению, что практически все государства с конфедеративным устройством являются недолговечными.

Это объясняется тем, что само объединение различных государственных образований происходит для решения конкретно поставленных целей. После того как задачи были решены, происходит либо распад государства, либо превращение его в федерацию, если субъекты понимают надобность бессрочного союза.

Значение конфедеративного устройства

Конфедеративное государственное устройство нельзя отнести к основным формациям, которые сейчас существуют в мире. Главными направлениями развития государства остаются федеративное и унитарное. Поэтому в настоящее время не существует чистых конфедераций, а когда они возникают, то представляют собой, чаще всего, временное явление.

В то же время нельзя не сказать о том, что объединение в конфедерацию является одним из эффективных инструментов решения общих для нескольких государственных образований проблем. Хотя этот союз и носит временный характер.

Федерация (лат. foederatio - объединение, союз) - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. Например, в науке до сих пор нет единого подхода к тому, что представляет собой Европейский союз.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.

В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией.

Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).

Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

Имитация федерализма

Теоретически возможна ситуация, когда колониальная империя может «замаскировать» себя под федерацию путём передачи некоторых административных функций и символов самостоятельности насильно присоединённым провинциям и объявления их составными частями федерации.

Другой вариант имитации под федерацию состоит в самопровозглашении унитарным государством себя федерацией практически без предоставления независимости, а лишь делегированием административных полномочий с управленческими целями.

Виды федераций

По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), во вторых - конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия). Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию, а также о том, не является ли она лишь имитацией федерации в принципе, в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства…

«Мягкая федерация»

«Мягкая федерация» - федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем ныне конфедеративный Союз России и Белоруссии. Субъекты федераций могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Союз Советских Социалистических Республик. Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис. Перед распадом СССР предполагалось, что «обновлённый» Союз Суверенных Государств будет также «мягкой федерацией».

Современные федеративные государства

Европа

Австрийская Республика
Босния и Герцеговина
Королевство Бельгия
Российская Федерация
Федеративная Республика Германия
Швейцарская Конфедерация

Азия

Исламская Республика Пакистан
Малайзия
Объединённые Арабские Эмираты
Республика Индия
Республика Ирак

Африка

Республика Судан
Союз Коморы
Федеративная Демократическая Республика Эфиопия
Федеративная Республика Нигерия
Танзания

Америка

Аргентинская Республика
Боливарианская Республика Венесуэла
Канада
Мексиканские Соединённые Штаты
Соединённые Штаты Америки
Федеративная Республика Бразилия
Федерация Сент-Кристофер и Невис
Австралия и Океания
Австралийский Союз
Федеративные Штаты Микронезии

Федеративные государства, существовавшие в прошлом

Европа

Федеративная Республика Испания (1873-1874)
Союз Советских Социалистических Республик (1922-1991)
Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945-1992)
Чехословацкая Социалистическая Республика (1968-1990), позднее - Чешско-Словацкая Федеративная Республика (1990-1992) и Чешская и Словацкая Федеративная Республика (1992)
Союзная Республика Югославия (1992-2003)

Азия

Федеративные Малайские Штаты (1896-1946)
Малайский Союз (1946-1948)
Федерация Малайзия (1948-1963)
Соединённые Штаты Индонезии (1949-1950)
Федерация Южной Аравии (1962-1967)
Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика (Закавказская Федерация, ЗСФСР) (1922-1936)

Африка

Французская Западная Африка (1904-1958)
Французская Экваториальная Африка (1910-1960)
Соединённое Королевство Ливия (1951-1963)
Федерация Родезии и Ньясаленда (1953-1963)
Объединённая Арабская Республика (ОАР, 1958-1971)
Малийская Федерация (1959-1960)
Федеративная Республика Камерун (1961-1972)
Уганда (1962-1967)

Америка

Империя Инков[источник не указан 384 дня] (1197-1572)
Соединённые Провинции Центральной Америки (1823-1838)
Конфедеративные Штаты Америки (1861-1865)
Новая Гранада (1855-1886)
Вест-Индская Федерация (1958-1962)

Конфедерация - форма государственного устройства, добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы. В отличие от членства в одной федерации, государство может быть членом нескольких конфедераций одновременно. Судя по историческому опыту, конфедерация с течением времени либо распадается, либо становится федерацией.

Конфедерация – самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор. Согласно Э. Хейвуду, концепция конфедерации – самая слабая форма наднационального сотрудничества. Она охватывает любые формы взаимодействия государств, которые сохраняют независимость и суверенитет каждой страны.

История знает примеры конфедераций с центральными органами, обладающими как широкими, так и почти чисто формальными полномочиями. Так на раннем этапе формирования своей государственности, США были конфедераций с крайне слабым центром. Вот, что говорилось в декларации в начале «Статей конфедерации», выработанной в 1777 году:«Означенные штаты, каждый по отдельности, заключают между собой прочные дружественные союзы с целью совместной обороны, защиты своих свобод и всеобщего благосостояния. Они соединяются друг с другом, чтобы оказывать взаимную помощь против любых чужих сил или нападений, направленных против всех сразу или против каждого из них по отдельности, под предлогом религии, суверенитета или чего-либо иного».

Таким образом, в этой декларации отразились такие черты конфедерации как независимость входящих в конфедерацию субъектов («каждый по отдельности») и совместные цели субъектов (самооборона, защита свобод.) При этом «Статьи конфедерации» были «слабой» конституцией: решения центрального законодательного органа носили консультативный характер, а некоторые штаты сохраняли полный суверенитет почти по всем вопросам. В дальнейшем «Статьи конфедерации» подверглись критике со стороны «отцов-основателей».

Самым ярким примером существования конфедерации принято считать Швейцарию. Такое государственное устройство она приобрела после того, как 1-ого августа 1291-ого года три швейцарских кантона подписали «Союзное письмо». Интересно, что когда в 1798-ом году Франция оккупировала Швейцарию и преобразовала её в унитарную Гельвитическую Республику, унитарное устройство не прижилось в бывшей конфедерации и уже в 1803-м году Франции пришлось вернуть «отобранную» децентрализованную систему власти. Однако уже в середине девятнадцатого века процесс федерализации Швейцарии набрал большие обороты. Примером того может служить подавление попытки сецессии семи кантонов в 1847-м году.

Интересно, что некоторые исследователи разграничивают понятия конфедерации и конфедерализма, при этом указывая, что однозначного определения последнего в литературе ещё нет. Так, Грэй Эванс и Джеффри Ньюхэм, составители авторитетного «Словаря международных отношений» дают определение именно конфедерализма, а не конфедерации. Среди черт этого явления английские исследователи отмечают следующие. «Конфедерализм, как все теории интеграции, есть и процесс, и конечное состояние». «… <конфедерализм> стремится удовлетворить те потребности, которые возникают от такого влияния <влияния взаимозависимости и глобализации>, за счёт совместной работы государств и их сотрудничества». В конфедерализме возможно изменить «как отношения между частями, составляющими конфедеративное целое, так и само это целое – в том случае, если эта деятельность переходит определённые пределы сложности».

Определение Эванса и Ньюхэма ориентируется ни на какие-нибудь теоретические конструкты, но, прежде всего, на анализ реальной практики функционирования конфедераций, исследование «живого» материала. А так как наиболее наглядным и любопытнм примером проявления конфедерализма сегодня является ЕС, то можно говорить, что современное понятие конфедерализма формируется в непосредственной связи с развитием ЕС, опираясь на такие документы как Лиссабонский договор. Впрочем, индуктивная методика вообще характерна для определения конфедерации и/или конфедерализма.

Некоторые западные учёные предлагают сегодня очень широкое толкование понятия конфедерация, приводя в качестве примеров существование известных международных организаций (пр.: ООН). Действительно, конфедеративный принцип устройств в той или иной степени отражается в структуре многих международных (наднациональных организаций). Это отражение находит себя в использованиями организациями двух основных правил – равенство участников и единогласное принятие решений. С точки зрения З. Махмудовой, важная черта конфедерации – её недолговременный и переходный характера. Причины распада этого государственного устройства и превращения его в другую форму могут быть разными и зависят от конкретных исторических и других обстоятельств.

Факторами успешного существование конфедерации являются совпадение уровня правосознания населения с целями и задачами создаваемого государства.

На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным. При этом «конфедеративная» мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, но в результате объединения стран.

Государства-конфедерации

Швейцария, несмотря на своё официальное название - Швейцарская Конфедерация - в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291-1848) действительно была конфедерацией.
Речь Посполитая являлась конфедерацией, образованной объединением Польского Королевтсва и Великого княжества Литовского.

В 1861-1865 годах существовали Конфедеративные Штаты Америки.

Фактической конфедерацией является Союз Босния и Герцеговина, хотя по законодательству этот союз - мягкая федерация.

Мягкой, «рыхлой» конфедерацией считают Европейский союз, хотя законодательно это не закреплено.
При распаде СССР осенью 1991 года предлагалось создать конфедеративный Союз Суверенных Государств (ССГ), который в первоначальном варианте (до ГКЧП) создавался как мягкая федерация. Существующее Содружество Независимых Государств (СНГ) является не конфедерацией, а международной (межгосударственной) организацией.
Последними из существовавших конфедераций были Сербия и Черногория (Сербия+Черногория, 2003-2006), Сенегамбия (Сенегал+Гамбия, 1982-1989), Союз Африканских Государств (Мали+Гана+Гвинея, 1960-1962). Несмотря на названия, фактическими конфедерациями были Объединённая Арабская Республика (Египет+Сирия, 1958-1961; Египет+Сирия+Ирак, 1963), Арабская Федерация (Ирак+Иордания, 1958), Федерация Арабских Республик (Египет+Сирия+Ливия, 1971), Арабская Исламская Республика (Ливия+Тунис, 1974).

В конце 1980-х годов президент КНДР Ким Ир Сен предложил организовать Демократическую Конфедеративную Республику Корё в составе Северной и Южной Кореи. Законодательство самопровозглашённого государства Приднестровье в 1993-2006 в одностороннем порядке объявляло конфедерацию Молдавии и Приднестровья.
Наиболее известные исторические конфедерации - это Конфедеративные Штаты Америки и конфедеративное государство Речь Посполитая.

Своеобразной формой конфедерации являются унии-монархии, в которых под властью единого монарха объединены самостоятельные, независимые государства. Последние из конфедераций-уний - Австро-Венгрия до 1918 года и Швеция и Норвегия до 1905 года.

Ещё одной формой конфедерации является свободная ассоциация из неравнозначных членов, при которой малое государство доверяет часть своих властных полномочий большему государству.

Другие значения

Слово конфедерация в значении «союз» используется в названиях различного рода организаций - Азиатская конфедерация футбола, Всеобщая конфедерация труда (Франция), Конфедерации обществ потребителей, Национальная конфедерация упаковщиков и т. д.

Конфедерация в Речи Посполитой - временные объединения вооруженной шляхты (XVI-XVIII вв.).

В науке XVIII-XX вв. к сложным формам государственного устройства относят конфедерацию.

У конфедерации, как правило, нет собственной территории. Её территория складывается из территорий её субъектов, обычно соседствующих друг с другом. Конфедерация не имеет независимой налоговой системы: все налоги и сборы на её нужды поступают по так называемой одноканальной системе от субъектов конфедеративного союза. Соответственно классическая конфедерация представляет собой довольно «рыхлое» политическое образование, лишенное суверенитета, в то время как государства- субъекты конфедерации в полном объёме сохраняют свои суверенные права, включая собственное гражданство, денежную систему, законодательство, право на нуллификацию актов конфедеральных органов на своей территории, право свободного выхода из конфедерации (сецессия). Органы конфедерации не располагают необходимыми материальными ресурсами (собственные вооружённые силы, конфедеральные налоги), чтобы принуждать к выполнению своих решений.

Модель конфедерации была разработана в науке на примере США 1780-х годов, Швейцарии (до сер. XIX в.) и Германского Союза(1815-1866), которые затем превратились в федерации. Вместе с тем известны случаи превращения федераций в конфедеративные образования (например, образование Содружества Независимых Государств на территории бывшего СССР). Таким образом, конфедерация служит переходной формой сложного государственного устройства на пути к более тесному и сплоченному союзу либо наоборот.

Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства - субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации).

Основные признаки унитарного государства

Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
Единые для всей страны высшие органы власти;
Единая система законодательства;
Единое гражданство;
Единая денежная единица;

Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Виды унитарных государств

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:
характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;
Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного - Королевство Испания.

Иногда выделяют:

Государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым),
государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))
государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).

Современные суверенные унитарные государства

Европа

Андорра
Беларусь
Болгария
Ватикан
Великобритания
Венгрия
Греция
Дания
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Латвия
Литва
Лихтенштейн
Люксембург
Македония
Мальта
Молдавия
Монако
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
Румыния
Сан-Марино
Сербия
Словакия
Словения
Украина
Финляндия
Франция
Хорватия
Черногория
Чехия
Швеция
Эстония

Азия

Азербайджан
Армения
Афганистан
Бангладеш
Бахрейн
Бруней
Бутан
Восточный Тимор
Вьетнам
Грузия
Израиль
Индонезия
Иордания
Иран
Йемен
Казахстан
Камбоджа
Катар
Кипр
Киргизия
Китай
Кувейт
Лаос
Ливан
Мальдивы
Монголия
Мьянма
Оман
Саудовская Аравия
Северная Корея
Сингапур
Сирия
Таджикистан
Таиланд
Туркменистан
Турция
Узбекистан
Филиппины
Шри-Ланка
Южная Корея
Япония

Африка

Алжир
Ангола
Бенин
Ботсвана
Буркина Фасо
Бурунди
Габон
Гамбия
Гана
Гвинея
Гвинея-Бисау
Джибути
Египет
Замбия
Зимбабве
Кабо-Верде
Камерун
Кения
Конго (Браззавиль)
Конго (Киншаса)
Кот-д’Ивуар
Лесото
Либерия
Ливия
Маврикий
Мавритания
Мадагаскар
Малави
Мали
Марокко
Мозамбик
Намибия
Нигер
Руанда
Сан-Томе и Принсипи
Свазиленд
Сейшелы
Сенегал
Сомали
Сьерра-Леоне
Танзания
Того
Тунис
Уганда
Центральноафриканская Республика
Чад
Экваториальная Гвинея
Эритрея
Южно-Африканская Республика

Латинская Америка

Антигуа и Барбуда
Багамы
Барбадос
Белиз
Боливия
Гаити
Гайана
Гватемала
Гондурас
Гренада
Доминиканская Республика
Колумбия
Коста-Рика
Куба
Никарагуа
Панама
Парагвай
Перу
Сальвадор
Сент-Винсент и Гренадины
Сент-Люсия
Доминика
Суринам
Тринидад и Тобаго
Уругвай
Чили
Эквадор
Ямайка

Океания

Вануату
Кирибати
Маршалловы острова
Науру
Новая Зеландия
Палау
Папуа-Новая Гвинея
Соломоновы острова
Тонга
Тувалу
Фиджи



Просмотров