Производство в суде присяжных. Общая характеристика производства в суде с участием присяжных заседателей

Предварительное слушание производится судьей единолично в закрытом заседании. На нем решаются вопросы назначения судебного заседания и подготовки дела к слушанию. Предварительное слушание осуществляется с обязательным участием прокурора, обвиняемого, заявившего ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, защитника. На данном слушании вправе принимать участие потерпевший. Вопрос о назначении судебного разбирательства на предварительном слушании должен быть разрешен в срок не позднее месяца с момента поступления дела в суд, а в случае, если обвиняемый содержится под стражей, - не позднее 14 суток.

Процедура предварительного слушания состоит из:

1) подготовительной части (открытие заседания, объявление участвующих в нем лиц, выяснение личности обвиняемого, рассмотрение вопроса об отводах);

2) рассмотрение ходатайств сторон;

3) выслушивание мнений участников процесса;

4) принятие решений.

На предварительном слушании подлежит установлению:

Подсудно ли дело данному суду, не имеется ли обстоятельств, влекущих прекращение либо приостановление производства по делу;

Подтверждает ли обвиняемый заявленное им при окончании предварительного следствия ходатайство о рассмотрении его дела судом присяжных;

Собраны ли доказательства, достаточные для рассмотрения дела в судебном разбирательстве, и являются ли они допустимыми; составлено ли обвинительное заключение в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства;

Следует ли изменить или отменить избранную обвиняемому меру пресечения; приняты ли меры, направленные на обеспечение возмещения причиненного преступлением материального ущерба, имеются ли по делу ходатайства и заявления.

Порядок выступления сторон на предварительном слушании:

1) государственный обвинитель (прокурор);

2) потерпевший;

3) обвиняемый;

4) защитник.

После этого судья удаляется в совещательную комнату для вынесения решения, которое затем оглашает в заседании.

По итогам предварительного слушания судья принимает одно из следующих решений:

1) о назначении судебного заседания;

2) о возвращении дела для производства дополнительного расследования;

3) о приостановлении производства по делу;

5) о прекращении дела.

Решение оформляется постановлением. В постановлении о назначении судебного заседания указывается число присяжных заседателей, которые подлежат вызову в судебное заседание по данному уголовному делу. В соответствии с законом (ч. 1 ст. 434, ч. 9 ст. 438 УПК) это число не должно быть меньше двадцати.


Формирование скамьи присяжных начинается с распоряжения председательствующего судьи о приглашении в зал судебного заседания лиц, вызванных в качестве присяжных заседателей.
Затем председательствующий произносит вступительное слово. В нем присяжным заседателям сообщается о том, какое дело подлежит рассмотрению, каковы их задачи и условия участия в рассмотрении дела. Присяжным могут быть заданы вопросы, направленные на выяснение их способности быть беспристрастными в рассматриваемом деле и осознавать свою роль в отправлении правосудия. Присяжные заседатели должны по просьбе судьи правдиво ответить на вопросы, а также представить необходимую информацию о себе и отношениях с другими участвующими в деле лицами. Нарушение обязательства о представлении правдивых ответов влечет отстранение присяжного заседателя от дальнейшего участия в рассмотрении дела, за это на него может быть также наложено денежное взыскание (ч. 5 ст. 437 УПК).

Каждому из явившихся присяжных заседателей прокурором, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями, подсудимым и его защитником может быть заявлен отвод по общим основаниям (ст. 59, 60 УПК). Требования, предъявляемые к присяжным заседателям, определены ст. 80 Закона о судоустройстве. Несоответствие этим требованиям также является основанием для отвода присяжному заседателю. Кроме того, законом предусмотрена возможность безмотивного отвода присяжных заседателей государственным обвинителем, подсудимым или его защитником (ст. 439 УПК).

Затем председательствующий проводит жеребьевку присяжных заседателей. Из урны, куда были опущены билеты с фамилиями неотведенных присяжных, он вынимает по одному 14 билетов, оглашая каждый раз фамилию присяжного заседателя. Первые 12 отобранных таким образом присяжных заседателей называются комплектными, а два последних - запасными.

Комплектные присяжные избирают из своего состава старшину, который имеет в судебном заседании равные с другими присяжными заседателями права в решении всех вопросов.
Присяжные заседатели приводятся судьей к присяге в порядке, предусмотренной законом, о чем делается запись в протоколе судебного заседания (ст. 443 УПК).

В конце председательствующий инструктирует присяжных о ходе судебного разбирательства, о сущности презумпции невиновности , о праве, а не обязанности обвиняемого давать показания по делу и т. п. (ст. 437, 444 УПК).

Особенности судебного разбирательства в суде присяжных

Суд присяжных имеет довольно специфические особенности, существенно отличающие процедуру его проведения от обычного судебного разбирательства.

Суду присяжных подсудны уголовные дела не ниже уровня областного суда (ст. 421 УПК).
Уголовное дело может быть рассмотрено судом присяжных лишь при наличии ходатайства обвиняемого, причем отказ обвиняемого от ходатайства не принимается, если оно было подтверждено в ходе предварительного слушания (ст. 423 УПК).

По всем делам, которые могут быть рассмотрены судом присяжных, обязательно участие:
- защитника - при объявлении обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявлении ему для ознакомления всех материалов дела и на предварительном слушании;
- прокурора - на предварительном слушании и в судебном разбирательстве.

Суду присяжных запрещено возбуждать уголовные дела по новому обвинению и в отношении нового лица (ст. 429 УПК).

В случае полного или частичного отказа прокурора от обвинения и если потерпевший не возражает, судья прекращает дело полностью или частично за недоказанностью участия обвиняемого в совершении преступления или за отсутствием в деянии состава преступления.
Предание суду осуществляется в порядке предварительного слушания, которое производится судьей единолично в закрытом судебном заседании. Участие в нем прокурора и обвиняемого обязательно. Слушание может производиться в отсутствие обвиняемого, только если он ходатайствует об этом или по собственной инициативе отказывается от явки.

Присяжные заседатели разрешают только вопросы факта:

1) имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый;

2) совершил ли это деяние подсудимый;

3) виновен ли подсудимый в этом деянии;

4) заслуживает ли он снисхождения либо особого снисхождения.

Все иные вопросы, перечисленные в ст. 303 УПК, в том числе об исключении из разбирательства недопустимых доказательств и прекращении дела, разрешаются судьей единолично.
Еще одна особенность суда присяжных состоит в том, что при признании подсудимым обвинения в полном объеме исследование доказательств начинается с дачи им показаний. В этом случае судебное следствие с согласия сторон может быть ограничено исследованием показаний, если они не оспариваются, и лишь тех доказательств, на которые указывают стороны. Таким образом, предел доказывания по сравнению с обычным судебным разбирательством здесь может быть существенно сужен.

Кроме того, в присутствии присяжных не исследуются факты, связанные с прежней судимостью подсудимого либо признанием его особо опасным рецидивистом (ст.ст. 446 и 449 УПК). Однако эти данные могут быть оглашены, если защита не укажет на обстоятельства, требующие опровержения (например, защитник скажет, что его подзащитный ранее не был судим).

Прения в суде присяжных делятся на две части:

1. До вынесения вердикта - спор сторон ведется только относительно доказанности или недоказанности фактических обстоятельств дела.

2. После вынесения вердикта - спор ведется относительно юридических вопросов (квалификации, мере наказания и т. п.)

Бывает такое, что нежданно-негаданно гражданин получает письмо, повестку или телеграмму о том, что он обязан явиться в суд в качестве судебного заседателя. Некоторые воспринимают это как и безоговорочно исполняют возложенные на них обязанности. Другие же в силу различных причин не хотят или не могут участвовать в судебном процессе.

Кто это?

Итак, для начала необходимо узнать кто же такие судебные присяжные заседатели? Под этим термином понимаются судьи (но не профессиональные), которые включены в списки присяжных заседателей и привлечены к участию в судебном рассмотрении уголовных дел в установленном законом порядке.

Важно знать, что с участием присяжных могут рассматриваться только дела уголовные и только по тем преступлениям, которые относятся к категориям тяжких и особо тяжких. Сам же суд присяжных может быть назначен исключительно по инициативе самого обвиняемого.

При исследовании уголовных дел профессиональными судьями решаются вопросы, требующие специальных юридических познаний и квалификации. Непрофессиональные судьи (отбор присяжных заседателей происходит случайным образом из числа обычных граждан) выносят вердикт о виновности или отсутствии вины подсудимого в рассматриваемом деянии. При этом свои решения присяжные принимают исходя из субъективной оценки происходящего и независимо от позиции и мнения квалифицированных судей.

Суд присяжных окончательный вердикт не выносит. То есть они не могут определить срок наказания, квалификацию содеянного и прочие юридически значимые моменты. Указанные полномочия возлагаются только на квалифицированный судейский состав.

Немного истории

История суда присяжных в России уходит своими корнями еще в 1767 год. Именно в этом году было принято решение об учреждении указанного суда. Окончательно вопрос об организации указанного института был принят только в 1864 году. Во многом этому способствовала проводимая тогда

Когда к власти в стране пришли большевики, суд присяжных был немедленно упразднен. И его существование прекратилось в 1917 году. И только спустя большое количество десятилетий данный институт был возрожден и доработан. Именно тогда было установлено, что суд присяжных будет состоять из двенадцати присяжных заседателей (плюс два запасных на случай болезни или иной непредвиденной ситуации, возникшей у присяжного из основного состава).

Выбор присяжных заседателей

Получить повестку об участии в суде в качестве присяжного заседателя могут далеко не все. Кандидаты выбираются случайным образом из заранее подготовленных списков. Данные списки формируются один раз в четыре года. Их составлением занимаются местные исполнительные органы власти. При этом всегда составляются два списка: общий и запасной (на случай невозможности участия гражданина из основного списка).

Председатель соответствующего областного судебного органа ежегодно информирует администрацию о том, какое количество присяжных заседателей может понадобиться для нормального функционирования и осуществления правосудия. На основании предоставленных сведений органы исполнительной власти подбирают необходимое количество претендентов.

Требования к кандидатам

В соответствии с Федеральным законом № 113 от 20 августа 2004 года «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» кандидатом на указанную должность становятся граждане РФ:

  • Постоянно проживающие на территории страны.
  • Достигшие 25-летнего возраста.
  • Не состоящие на учете в наркологических и психиатрических диспансерах.
  • Являющиеся полностью дееспособными.
  • Не являющиеся на момент составления списков подозреваемыми и обвиняемыми.

Обязанности

Лица, привлеченные к судебному слушанию по уголовному делу, наделяются следующими полномочиями и обязанностями:

  • Изучение всех обстоятельств совершенного преступления, исследование вещественных доказательств (в том числе прослушивание аудио- и видеозаписей, осмотр предметов и орудий преступления).
  • Присутствие при проведении следственных мероприятий, необходимость в которых может возникнуть в ходе разбирательства в суде.
  • Оглашение вопросов по существу уголовного дела (через председательствующего).
  • Ведение записей, которые впоследствии понадобятся для принятия решения в совещательной комнате.
  • Требование разъяснений норм действующего законодательства, оглашаемых в суде документов (также не напрямую, а через председательствующего).

Полномочия

Главной функцией (основным полномочием) присяжных заседателей является установление виновности либо невиновности лица в инкриминируемом ему преступлении.

Решение (на юридическом языке - вердикт) выносится указанными участниками судебного процесса в совещательной комнате, по итогам исследования материалов уголовного дела, изучения всех вещественных доказательств, заслушивания потерпевших, и обвинения, защитников самого обвиняемого, а также мнения государственного обвинителя.

Важно знать, что присяжные заседатели не наделены правом принимать решение о виде и размере самого наказания. Они отвечают только на вопрос, виновен подсудимый или нет.

Вообще вопросы для присяжных формулируются таким образом, чтобы на них можно было дать однозначный положительный или отрицательный ответ. В процессе судебного разбирательства они отвечают на следующие вопросы:

  1. Было ли само преступление?
  2. Совершил ли его подсудимый?
  3. Виновен ли он?

Особые полномочия

Почему же многие подсудимые ходатайствуют о рассмотрении уголовных дел через суд присяжных? Окончательный вердикт, по мнению большинства из них, в данном случае будет мягче, так как присяжные наделены полномочиями по снисхождению.

Согласно уголовно-процессуальному законодательству подсудимый имеет право на снисхождение в связи с наличием смягчающих обстоятельств. Решение о снисхождении принимает с учетом мнения присяжных заседателей.

Так как указанные участники судебного процесса не являются профессиональными судьями и во многих случаях не обладают специальными юридическими познаниями, решение о снисхождении чаще всего принимается ими исходя из субъективной оценки и отношения к личности подсудимого. По этой причине большинство обвиняемых рассчитывают на гуманность указанных непрофессионалов и надеются на смягчение приговора.

Что нельзя делать?

Присяжные заседатели - это полноправные участники уголовного судопроизводства. В связи с этим на них распространяется ряд строгих ограничений, к которым относятся запреты:

  • покидать зал в процессе судебного слушания;
  • на сбор информации по существу уголовного дела вне зала суда;
  • на выражение субъективного мнения по делу вне стен совещательной комнаты (то есть присяжный заседатель не имеет права высказывать свое личное мнение по обстоятельствам дела в процессе судебного следствия);
  • на нарушение тайны совещания и голосования (то есть присяжный не должен разглашать информацию о том, кто и каким образом из заседателей проголосовал и кто какое мнение по делу высказывал).

Вознаграждение

Итак, получат ли за свою работу какие-либо денежные средства присяжные заседатели? Зарплата выдается за исполнение функций заседателя или нет? Ответ на эти вопросы однозначный и регламентированный законом.

За исполнение своих обязанностей получают вознаграждение присяжные заседатели. Зарплата выплачивается за счет средств регионального бюджета. Величина указанного вознаграждения рассчитывается исходя из половины должностного оклада судьи. При этом вознаграждение не может быть меньше средней зарплаты гражданина по месту его официальной работы (пропорционально времени, затраченному на слушание).

Помимо этого, присяжным компенсируются транспортные расходы, связанные с судебным разбирательством, а также возвращаются командировочные затраты (в соответствии с законодательством, регламентирующим аналогичные положения для судей).

Также законом предусмотрено, что в период нахождения гражданина в судебном разбирательстве в качестве присяжного на основном месте работы его не могут уволить (по инициативе руководителя) либо перевести на нижестоящую или менее оплачиваемую должность. За присяжным сохраняются абсолютно все льготы и гарантии по его основному месту работы.

Гарантии

Так как присяжные рассматривают уголовные дела, относящиеся к категориям тяжких и особо тяжких, на них и членов их семей может оказываться моральное или физическое давление.

Являясь полноценными участниками заседатели попадают под защиту государства. Они становятся неприкосновенными, а правоохранительные органы обязаны охранять жизнь и здоровье самого присяжного, членов его семьи и сохранность его имущества.

По заявлению указанных лиц о давлении или угрозах, связанных с рассмотрением конкретного уголовного дела, государственные органы незамедлительно берут присяжного заседателя под свою защиту на весь период судебного следствия.

Также на законодательном уровне запрещается вмешиваться в деятельность присяжных при отправлении ими правосудия.

На присяжных во время исполнения возложенных функций распространяются конституционные положения, которые применяются к судьям. Так, к примеру, им гарантируется неприкосновенность и независимость.

Можно ли отказаться?

Несмотря на то что исполнение вышеуказанных функций является гражданской обязанностью гражданина, закон о присяжных заседателях предусматривает возможность отказа.

После того как человек получил соответствующее уведомление о явке в суд, ему необходимо в течение четырнадцати дней обратиться с письменным заявлением к председателю суда. В заявлении нужно указать конкретные причины, по которым лицо не может принимать участие в судебных заседаниях.

Итак, если гражданина все же выбрали в присяжные заседатели. Как отказаться? Существует ряд фиксированных ситуаций, при которых можно избежать подобной участи.

Отказ от участия в суде присяжных может быть принят в следующих законодательно установленных случаях:

  1. У гражданина имеется неснятая или непогашенная судимость.
  2. Лицо в судебном порядке признано недееспособным.
  3. Гражданин числится на учете в наркологическом или психиатрическом лечебном учреждении (диспансере).
  4. Не знает языка, на котором ведется судебное разбирательство.
  5. Возраст - 65 лет и старше.
  6. Наличие заболевания или иного физического недуга (обязательно подтвержденного документально), которое мешает участию в процессе.
  7. Гражданин работает судьей, прокурором, следователем, дознавателем, нотариусом, адвокатом, сотрудником службы судебных приставов, таможенных органов, органов уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность.
  8. Лицо является военнослужащим или священнослужителем.

Во всех вышеуказанных случаях закон о присяжных заседателях позволяет отказаться от исполнения соответствующих обязанностей присяжного.

Кроме того, председателем суда или председательствующим судьей могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению следующие граждане:

  • лица старше шестидесяти лет;
  • женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.

Вас выбрали в присяжные заседатели? Как отказаться (по каким основаниям) можно еще?

  • По религиозным убеждениям.
  • Если отлучение лица от его основных рабочих обязанностей может нанести существенный вред общественным и государственным интересам (врачи, пилоты авиалиний и прочие).

Не хочу, не буду

Что делать, если все же выбрали в присяжные заседатели? Как отказаться, если законных оснований на то не имеется?

Практика показывает, что в суд достаточно представить медицинскую справку, свидетельствующую о физической невозможности участия в разбирательстве (получить подобную справку легко у любого участкового врача, назвав некоторые симптомы, к примеру головные боли, боли в сердце, общее плохое самочувствие). В суде достоверность указанной справки проверить будет достаточно сложно (да и вряд ли кто-то будет этим заниматься).

Также можно сослаться на свои религиозные убеждения и мировоззрение, по которым гражданин не может принимать участие в решении судьбы другого человека.

Важно, что гражданин становится присяжным заседателем только после того, как приносит соответствующую клятву в зале суда. С указанного момента он занимает эту должность официально и в случае неявки в судебный процесс может быть подвергнут административному наказанию в виде штрафа, размер которого составляет 25 минимальных размеров оплаты труда.

Однако до того момента, пока лицо не произнесло указанную клятву, оно является просто кандидатом на данную должность. А для кандидатов законодательство никакой ответственности не предусматривает.

Таким образом, если гражданина все же выбрали в присяжные заседатели, как отказаться - вопрос довольно несложный и имеющий решение как на законадательном уровне, так и на практическом.

Итог

Суд присяжных - это своеобразная форма судебного разбирательства, при которой в принятии решения о вине подсудимого принимают участие не только квалифицированные судьи, но и обычные граждане.

Указанный институт несет в себе все принципы демократии, согласно которым, простые граждане страны получают право официально и законно высказывать свое мнение по существу уголовного дела.

Несмотря на то что быть присяжным заседателем - это гражданский долг гражданина, он имеет полное право отказаться от исполнения возложенных на него функций. Итак, если выбрали присяжным заседателем, как отказаться, вы уже знаете.

Круг оснований, по которым лицо освобождается от должности заседателя, законодательно закреплен и достаточно обширен. Однако если гражданин не принес соответствующую клятву и является всего лишь кандидатом на указанную должность, никакую ответственность за неявку в суд он нести не будет.

Для некоторых исполнение вышеназванных обязанностей будет интересной и почетной миссией, которая к тому же принесет приятное денежное вознаграждение. Поэтому каждый гражданин вправе самостоятельно решать вопрос о том, стоит ли ему возложенные государством, или отказаться от их исполнения.

  • Строгое разграничение полномочий присяжных заседателей и председательствующего судьи;
  • Формирование и роспуск коллегии присяжных заседателей;
  • Законодательный запрет исследования в присутствии присяжных заседателей вопросов права;
  • Формулировка вопросного листа;
  • Напутственное слово председательствующего;
  • Постановление приговора.

Определенную особенность производства по уголовным делам с участием присяжных заседателей законодатель предусмотрел уже на стадии досудебного производства. Эта специфика связана с действием следователя при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела по окончанию предварительного следствия. На этом этапе следователь обязан обеспечить реализацию конституционного права обвиняемого на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей.

В соответствии с ч.5 ст.217 УПК при предъявлении материалов уголовного дела для ознакомления, следователь должен разъяснить обвиняемому его право на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, следователь должен разъяснить особенности рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, включая процедуру и порядок обжалования. Сам факт разъяснения обвиняемому его права и последствия реализации права отражаются в протоколе ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела. Если одни или несколько обвиняемых отказываются от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, в этом случае следователь при наличие хотя бы одного ходатайства о рассмотрении дела судом с участием присяжных, должен решить вопрос о выделении в отдельное производство и в случае, если это невозможно, разъяснить обвиняемым, что их дело будет рассматриваться судом с участием присяжных заседателей.

Присяжный заседатель согласно п.30 ст.5 УПК - это лицо, привлеченное в установленном уголовно-процессуальным законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесении вердикта.

Участие в отправлении правосудия в качестве присяжного заседателя является правом граждан Российской Федерации. Обстоятельства, исключающие участие в качестве присяжного заседателя закреплены и перечислены в ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ».
Особенности производства предварительного слушания.

Производство по уголовным делам с участием присяжных заседателей производится в Верховном Суде РФ и в территориальных федеральных судах субъектов РФ.

В постановлении, которое выносится по итогам предварительного слушания определяется не менее 20 кандидатов в присяжные заседатели, если же в судебное заседание явилось менее 20 кандидатов, то председательствующий дает распоряжение о дополнительном вызове кандидатов в присяжные заседатели.

Постановление судьи, вынесенное в ходе предварительного слушания, о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей, является окончательным и последующий отказ подсудимого от рассмотрения его дела с участием присяжных заседателей не принимается.

Рассмотрение уголовного дела, поступившего в суд с ходатайством, о рассмотрении дела с участием присяжных заседателей осуществляется в ходе предварительного слушания, которое происходит по правилам ст. 325 УПК в закрытом судебном заседании. В ходе предварительного слушания председательствующий судья выясняет подтверждает ли обвиняемый свое ходатайство, понятны ли ему особенности рассмотрения дела судом присяжных, в том числе заключающийся в порядке производства самого судебного следствия, в порядке исследования доказательств, в порядке вынесения вердикта присяжными заседателями и приговора по уголовному делу.

Имеет свои особенности и подготовительная часть судебного заседания. Этот этап судебного заседания осуществляется в порядке, предусмотренном главой 36, с учетом требований ст. 327 УПК. Наряду с общими правилами определяющими порядок проведения подготовительной части судебного заседания, секретарь судебного заседания докладывает о явке кандидатов в присяжные заседатели, если явилось менее 20 кандидатов в присяжные, то в этом случае, председательствующий дает распоряжение о вызове дополнительных присяжных заседателей. В случае явки 20 и более кандидатов в присяжные, списки кандидатов в присяжные заседатели вручаются сторонам, председательствующий разъясняет сторонам их право помимо общих требований УПК так же заявить мотивированные и немотивированные отводы кандидатам в присяжные заседатели, а так же право принимать участие в формировании вопросного листа. Ходатайства или заявления о мотивированном отводе предоставляется в письменном виде, немотивированный отвод может быть заявлен устно (это право тоже разъясняется председательствующим). Председательствующий разъясняет сторонам их право делать замечания по поводу тенденциозности состава присяжных заседателей, разъясняет право сторонам на заявление ходатайств, разъясняет, что в присутствии присяжных заседателей не исследуются вопросы права, в частности вопросы, связанные с недопустимостью доказательств. Председательствующий обязан разъяснить последствия такого порядка судебного разбирательства и последствия нарушения этого порядка.

Формирование коллегии присяжных заседателей

Порядок регламентирован ст. 328 УПК. После выполнения председательствующим требований УПК касающихся проведения подготовительной части судебного заседания, в зал приглашаются кандидаты в присяжные заседатели.

На этом этапе председательствующий обращается к кандидатам в присяжные с кратким вступительным словом, в котором он представляется сам, представляет стороны, сообщает какое дело подлежит рассмотрению, сообщает какова предполагаемая продолжительность судебного разбирательства. Судья разъясняет кандидатам в присяжные задачи, которые стоят перед ними, условия их участия в рассмотрении дела. Судья разъясняет кандидатам обязанность правдиво отвечать на поставленные вопросы, давать информацию о себе и об отношениях с участниками уголовного судопроизводства, разъясняет последствия несоблюдения этих обязанностей.

Невыполнение кандидатами в присяжные этих требований приводит к отмене судебного решения и лишает стороны возможности воспользоваться правом на мотивированный или немотивированный отвод соответствующего кандидата.

В процессе формирования коллегии присяжных председательствующий с учетом мнения сторон решает вопросы самоотводов, отводов, заявленных кандидатами в присяжные. Для того, чтобы были заявлены мотивированные и немотивированные отводы председательствующий представляет сторонам возможность задать каждому из кандидатов вопросы, которые по мнению участников процесса связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих к участию в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжных заседателей.

Первого кандидата в присяжные заседатели опрашивает сторона защиты, если сторону защиты представляет несколько участников, то очередность устанавливается по договоренности между ними. Процедура отводов кандидатов предполагает обсуждение после опроса в последовательности, которая определяется списком кандидатов. Мотивированные ходатайства об отводах стороны не оглашают, а передают председательствующему в письменном виде. Эти ходатайства председательствующий разрешает без удаления в совещательную комнату. Решение председательствующего по мотивированному отводу доводится до сведения сторон.

Немотивированные отводы присяжных в отличие от мотивированных первыми заявляет сторона обвинения. При этом государственный обвинитель перед тем как заявить ходатайство о немотивированном отводе обязан согласовать свою позицию в этой части с другими участниками со стороны обвинения. Стороны реализуют свое право на немотивированный отвод путем вычеркивания фамилий из полученного предварительного списка. Эти списки передаются председательствующему и приобщаются к материалам уголовного дела. После обсуждения всех этих вопросов секретарь судебного заседания по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в присяжные заседатели в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список. В том случае, если число неотведенных кандидатов в присяжные превышает 14 человек, то по указанию председательствующего в протокол судебного заседания включаются 14 кандидатов, 12 из которых образуют коллегию присяжных, а 2 являются запасными. С учетом сложности дела может быть избрано более 2-х запасных присяжных заседателей. Результаты отбора председательствующий судья объявляет не указывая основания исключения из списка кандидатов в присяжные заседателей.

Избранная коллегия в соответствии со ст. 330 УПК до приведения присяжных заседателей к присяге может быть распущена с учетом особенностей дела, если она будет признана неспособной вынести объективный вердикт. Коллегия присяжных заседателей без участия запасных присяжных заседателей избирает в совещательной комнате старшину, на которого возлагаются обязанности руководства деятельностью присяжных заседателей и решение вопросов, которые перечислены в ст. 331 УПК.

После избрания старшины коллегия присяжных заседателей принимает присягу.

Особенности судебного следствия

Присяжные заседатели извещаются, что они не должны покидать зал судебного заседания в ходе судебного разбирательства. Присяжные заседатели не должны общаться с лицами, не входящими в состав суда. Присяжные заседатели не должны высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу. Не должны собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания. Не должны нарушать тайну совещания и голосования по поставленным вопросам. Все эти нарушения влекут за собой отмену приговора. А сам присяжный заседатель отстраняется от дальнейшего участия в рассмотрении дела.

Особенностью разбирательства дела в суде присяжных разграничение компетенции профессионального судьи и присяжного заседателя. Присяжные заседатели разрешают вопросы факта. В процессе судебного следствия присяжные могут участвовать в исследовании доказательств по делу, но не непосредственно, а через председательствующего. Они могут задавать допрашиваемым лицам вопросы через председательствующего судью. Вопросы председательствующему задаются присяжными в письменном виде через старшину. При этом председательствующий может отвести вопросы как не относящиеся к обвинению либо не этично сформулированные вопросы, однако эти вопросы должны быть приобщены к протоколу судебного заседания. Вопросы, связанные с применением права разрешаются председательствующим судьей, исключительной компетенции председательствующего являются вопросы исключения доказательств, полученных с нарушением закона. Вопросы об исключении доказательств разрешаются в отсутствии присяжных заседателей. Стороны не вправе упоминать в суде присяжных о доказательствах, исключенных из числа допустимых.

Особенностью рассмотрения дела судом с участием присяжных заседателей является запрет исследования с участием присяжных данных о личности подсудимого. По общему правилу, в присутствии присяжных, исследуются только те фактические обстоятельства дела, доказанность которых устанавливается присяжными заседателями в соответствии с их полномочиями.

С участием присяжных запрещается исследовать факты прежней судимости подсудимого, факты признания подсудимого хроническим алкоголиком, наркоманом, а так же запрещается исследовать данные, которые способны вызвать у присяжных предубеждение в отношении подсудимого.

Данные о личности с участием присяжных заседателей исследуются только в той части и в той мере, в какой это необходимо для установления признаков состава преступления, в совершении которого подсудимый обвиняется.

В судебном заседании, в том числе и в прениях сторон, стороны не вправе ссылаться в обосновании своей позиции на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании.

Особенностью производства с участием присяжных заседателей является то, что при этой форме судопроизводства прения и последнее слово подсудимого произносится дважды. Первый раз после исследования материалов уголовного дела и второй раз на этапе обсуждения последствий вердикта коллегией присяжных.

Особенностью рассмотрения является этап формулирования вопросного листа

Исходя из норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, для квалификации преступлений имеющих значение для присяжных: наличие нормы закона, запрещающей под угрозой наказания, наличие конкретных фактических обстоятельств, свидетельствующих о совершении конкретным лицом общественно опасных действий, виновность лица в совершении определенного деяния. Присяжные рассматривают два последних вопроса.

Обсуждение и формулирование вопросного листа осуществляется в отсутствие присяжных заседателей. Вопросы, которые подлежат разрешению судья ставит с учетом судебного следствия и прений сторон, при этом учитывается как позиция обвинения так и позиция защиты. Стороны вправе делать замечания по содержанию и формулировки вопросов. При этом судья не имеет право отказать подсудимому или его защитнику в постановке вопросов о наличие фактических обстоятельств, исключающих ответственность подсудимого или влекущих за собой ответственность за менее тяжкое преступление. Окончательно вопросный лист формируется в совещательной комнате. После чего оглашается в присутствии присяжных заседателей и передается старшине присяжных.

Председательствующий разъясняет суть поставленных перед ними вопросов. По каждому деянию в обязательном порядке перед присяжными в вопросном листе ставиться 4 вопроса:

  1. Доказано ли, что деяние имело место;
  2. Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;
  3. Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния;
  4. Заслуживает ли подсудимый снисхождения в случае признания его вины.

Исходя из обстоятельств дела могут быть поставлены и ставятся другие вопросы, количество которых не ограничивается.

Перед удалением коллегии присяжных в совещательную комнату для вынесения вердикта. Председательствующий судья обращается к присяжным заседателям с напутственным словом. Порядок произнесения напутственного слова закреплен и регламентирован ст. 340 УПК. Несоблюдения процессуальных требований влечет за собой отмену приговора. Судья запрещено в напутственном слове в какой-либо форме высказывать свое отношение по вопросам, которые ставятся перед присяжными заседателями. Разъяснение порядка совещания и голосования осуществляет судья и разъясняет порядок устранения неясностей, которые обнаружат присяжные в ходе совещания. Руководит совещанием в совещательной комнате старшина, который ставит перед присяжными вопросы в той последовательности, в которой они даны в вопросном листе. Совещаться присяжные должны не менее 3-х часов. В том случае, если коллегия присяжных в течение 3-х часов не приходит к единодушному решению по поставленным вопросам присяжные в этом случае формулируют в вопросном листе ответы, принятые большинством голосов. Голосование происходит открыто, никто не вправе воздерживаться. В том случае, если коллегия присяжных не достигла единодушия, то обвинительный вердикт считается принятым при условии, что за утвердительные ответы на каждый из поставленных трех основных вопросов проголосовало квалифицированное большинство присяжных заседателей, а по остальным вопросам - простое большинство. Если голоса разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный ответ для подсудимого.

Вопросный лист подписывается старшиной, если во время совещания возникают вопросы, которые требуют дополнительного исследования доказательств. В этом случае старшина обращается к председательствующему и председательствующий возобновляет судебное следствие после чего могут быть откорректированы вопросы в вопросном листе или могут быть заданы дополнительные вопросы.

По окончанию вопросный лист передается председательствующему. Председательствующий оглашает вердикт. При этом обвинительный вердикт обязателен для председательствующего и влечет за собой постановление обвинительного приговора. Исключением из этого правила является обвинительный вердикт, если председательствующий сочтет, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления. В этом случае председательствующий принимает решение о роспуске коллегии присяжных заседателей и о направлении уголовного дела для нового рассмотрения со стадии предварительного слушания (это решение нельзя обжаловать в кассационном порядке). Оправдательный вердикт является обязательным для председательствующего во всех случаях и влечет за собой постановление оправдательного приговора. При вынесении вердикта о невиновности судья освобождает подсудимого из под стражи.

После этого судебное разбирательство продолжается с участием сторон. Происходит исследование доказательств, связанных с квалификацией действий подсудимого, назначение ему наказания, разрешение гражданского иска, далее проводятся вторые прения, в которых могут озвучиваться любые вопросы, кроме высказывания сомнений относительно вердикта, вынесенного присяжными заседателями. В прениях в обязательном порядке выступают последними подсудимый и его защитник. После этого подсудимого предоставляется последнее слово.

В случаях если выносится оправдательный вердикт, то на этом этапе исследуются вопросы, связанные с разрешением гражданского иска, с распределением судебных издержек и с определением судьбы вещественных доказательств.

С участием присяжных заседателей. Особенностью данного суда является раздельное существование в нем двух самостоятельных коллегий и разграничение между ними компетенции: коллегия присяжных заседателей, состоящая из двенадцати человек , в своем вердикте разрешает вопросы факта, а профессиональный судья , на основе вердикта присяжных выносит приговор , в котором разрешает вопросы права .

Выбор данного состава суда носит добровольный характер и зависит от волеизъявления обвиняемого. Уголовное дело, в котором участвует несколько подсудимых, рассматривается судом с участием присяжных заседателей в отношении всех подсудимых, если хотя бы один из них заявляет ходатайство о рассмотрении дела судом в данном составе. Если один или несколько обвиняемых отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то решается вопрос о выделении уголовного дела в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей.

Особенности судебного разбирательства с участием присяжных

Если обвиняемым заявлено ходатайство о рассмотрении его дела с участием присяжных заседателей, то проводится предварительное слушание. В решении судьи о назначении судебного заседания должно быть определено количество кандидатов в присяжные заседатели (не менее 20).

Порядок формирования коллегии присяжных заседателей предусмотрен ст. 328 Уголовно-процессуального кодекса. Председательствующий произносит перед кандидатами в присяжные заседатели краткое вступительное слово, в котором сообщает о том, какое дело подлежит рассмотрению, каковы задачи присяжных. Он выясняет у присяжных заседателей их информированность об обстоятельствах дела, и в случае получения сведений об осведомленности кого-либо из кандидатов в присяжные заседатели об этом деле решает вопрос об освобождении его от участия в деле. При заявлении самоотвода председательствующий также решает вопрос об освобождении данного лица от участия в деле.

После удовлетворения самоотводов кандидатов в присяжные стороны вправе заявить им мотивированные отводы. Если в результате удовлетворения заявленных самоотводов и мотивированных отводов осталось менее 18 кандидатов в присяжные заседатели, то список пополняется. Если количество оставшихся кандидатов в присяжные заседатели составляет 18 или более, то председательствующий предлагает сторонам заявить немотивированные отводы.

Если количество неотведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает 14, то в протокол судебного заседания по указанию председательствующего включаются четырнадцать первых по списку кандидатов.

Коллегия присяжных заседателей образуется так, что первые 12 образуют коллегию присяжных заседателей по уголовному делу, а два последних участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей.

Присяжные заседатели, входящие в состав коллегии, в совещательной комнате открытым голосованием избирают старшину, в обязанности которого входит руководство совещанием присяжных, обращение по их поручению к председательствующему, заполнение вопросного листа с ответами присяжных и провозглашение его в судебном заседании (ст. 331 Уголовно-процессуального кодекса).

После избрания старшины присяжные заседатели принимают присягу, и председательствующий разъясняет им права и обязанности. Присяжный заседатель имеет право участвовать в исследовании всех доказательств , просить председательствующего разъяснить нормы закона , относящиеся к делу, а также иные, неясные для него понятия, делать письменные заметки во время судебного заседания. Он не должен отлучаться из зала суда во время слушания дела, общаться по делу с лицами, не входящими в состав суда, без разрешения председательствующего, собирать сведения по делу вне судебного заседания (ст. 333 Уголовно-процессуального кодекса).

Судебное следствие начинается со вступительных заявлений государственного обвинителя и защитника. Государственный обвинитель излагает существо предъявленного обвинения и предлагает порядок исследования представленных им доказательств. Защитник высказывает согласованную с подсудимым позицию по предъявленному обвинению и мнение о порядке исследования представленных им доказательств.

В ходе судебного следствия с участием присяжных заседателей не исследуются обстоятельства, связанные с прежней судимостью подсудимого.

После окончания судебного следствия суд переходит к выслушиванию прений сторон, которые проводятся лишь в пределах вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями. Стороны не вправе касаться обстоятельств, которые рассматриваются после вынесения вердикта без участия присяжных заседателей.

Подсудимому в соответствии со ст. 337 Уголовно-процессуального кодекса предоставляется последнее слово.

После окончания прений сторон председательствующий формулирует вопросы, подлежащие разрешению коллегией присяжных заседателей:

A. Доказано ли, что соответствующее деяние имело место?

Б. Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый?

B. Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния?

Могут быть также поставлены частные вопросы об обстоятельствах, которые влияют на степень виновности либо изменяют ее характер, влекут за собой освобождение подсудимого от ответственности. В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения.

Перед удалением коллегии присяжных заседателей в совещательную комнату председательствующий обращается к ним с напутственным словом, в котором приводит содержание обвинения, напоминает исследованные в суде доказательства, излагает позиции государственного обвинения и защиты, разъясняет основные правила оценки доказательств, (ст. 340 Уголовно-процессуального кодекса).

В совещательной комнате присяжные должны стремиться к принятию единодушных решений, но если в течение трех часов им не удается достичь единодушия, то решение принимается голосованием. Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на каждый из трех вопросов проголосовало большинство присяжных заседателей. Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных в вопросном листе основных вопросов проголосовало не менее шести присяжных заседателей.

Ответы на поставленные перед присяжными заседателями вопросы должны представлять собой утверждение или отрицание с обязательным пояснительным словом или словосочетанием, раскрывающим или уточняющим смысл ответа («Да, виновен», «Нет, не виновен» и т. п.).

Подписанный присяжными заседателями вопросный лист оглашается старшиной в зале судебного разбирательства .

Последствия вердикта обсуждаются без участия присяжных заседателей. При вынесении присяжными заседателями оправдательного вердикта исследуются и обсуждаются лишь вопросы, связанные с разрешением гражданского иска, распределением судебных издержек, вещественными доказательствами. В случае вынесения обвинительного вердикта производится исследование обстоятельств, связанных с квалификацией содеянного подсудимым, назначением ему наказания , разрешением гражданского иска и другими вопросами, разрешаемыми судом при постановлении обвинительного приговора .

По окончании исследования указанных обстоятельств выслушиваются прения сторон, в которых обсуждаются вопросы права, подлежащие разрешению при постановлении судом обвинительного приговора, но не может ставиться под сомнение правильность вердикта, вынесенного присяжными заседателями. По окончании прений сторон в случае вынесения обвинительного вердикта подсудимому предоставляется последнее слово, после чего судья удаляется для вынесения решения (ст. 347 Уголовно-процессуального кодекса).

Судебное разбирательство заканчивается одним из решений, принимаемых судьей единолично (ст. 350 Уголовно-процессуального кодекса):

  1. постановлением о прекращении уголовного дела;
  2. оправдательным приговором - в случаях, когда присяжные заседатели дали отрицательный ответ хотя бы на один из трех основных вопросов, разрешаемых ими, либо председательствующий признал отсутствие в деянии признаков преступления ;
  3. обвинительным приговором с назначением наказания , без назначения наказания, с назначением наказания и освобождением от него;
  4. постановлением о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда в случае, если обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного, не установлено событие преступления либо не доказано участие подсудимого в совершении преступления; это постановление не подлежит обжалованию в кассационном порядке.

PAGE 12

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Ростовский филиал

Юридический факультет

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

А.А. Подопригора

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

по теме 3.3: «Особенности производства в суде с участием пр и сяжных заседателей»

Модуль 3: Судебные стадии уголовного судопроизводства. Исполнение приговора

Уголовный процесс

доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, к.ю.н., доцент.

Ростов-на-Дону

2014


Тема 3.3: «Особенности производства в суде с участием пр и сяжных заседателей»

Цель лекции

Рассмотрение особенностей судебного разбирательства в суде с участием присяжных заседателей

План лекции

1. Понятие суда присяжных.

2. Предварительное слушание и отбор присяжных заседат е лей.

3. Особенности разбирательства дела в суде присяжных.

Введение

Одним из демократических начал судопроизводства явл я ется общепризнанный принцип организации и деятельности пр а восудия с участием представителей населения. В мировой суде б ной практике наиболее распространены следующие формы уч а стия граждан в осуществлении правосудия: институт суда пр и сяжных заседателей, существующий в двух основных формах, - совместные коллегии с профессиональным судьей или судьями и самостоятельные коллегии суда присяжных, а также институт н а родных заседателей и институт мировых судей. В настоящее вр е мя наибольшее распространение получили суды присяжных зас е дателей.

В демократическом государстве господствует гуманное и уважительное отношение к человеку. Государство защищает его права и свободы, честь и достоинство. Особая роль в достижении этой цели принадлежит суду, который разрешает наиболее сущ е ственные конфликты в обществе, возникающие между граждан а ми, юридическими лицами и гражданами, принимая общеобяз а тельные решения о защите права и прибегая в необходимых сл у чаях к применению государственного принуждения в отн о шении правонарушителей.

Происходящие в Российской Федерации реформы с неи з бежностью вызывают глубокие изменения в её правовой системе. Наиболее значимым преобразованием в этой сфере стала суде б ная реформа, включающая в себя реформу уголовно-процессуального законодательства и судебной системы Росси й ской Федерации. Одним из важнейших направлений судебной реформы является возвращение в Россию суда с участием пр и сяжных заседателей.

С самого момента своего возникновения институт суда присяжных заседателей породил множество споров и дискуссий, оброс огромных количеством, как сторонников, так и противн и ков.

Необходимо отметить, что до сих пор не прекращаются дискуссии сторонников и противников суда с участием прися ж ных заседателей о целесообразности его существования.

Обвиняют суд с участием присяжных в излишней демокр а тичности, в вынесении значительного количества оправдател ь ных вердиктов. При этом, достаточно часто озвучиваются явно завышенные цифры количества оправдательных вердиктов, в ы носимых присяжными заседателями.

Рассуждать о целесообразности функционирования суда с участием присяжных заседателей на территории Российской Ф е дерации может быть сегодня уже не стоит. Основной закон наш е го государства достаточно четко определил место такого суда в российской системе правосудия. Задача законодателя состоит в принятии мер, способствующих совершенствованию норм, ре г ламентирующих рассмотрение уголовных дел в данной форме судопроизводства.


1. Понятие суда прися ж ных

С 1993 г. в России, в некоторых субъектах Российской Ф е дер а ции, а с 1 января 2003 г. повсеместно введен суд присяжных, который действует в составе профессионального судьи и 12 пр и сяжных зас е дателей.

Суду присяжных подсудны дела о преступлениях, перечи с ленных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, т.е. подсудные суду субъекта Фед е рации. Это, как правило, дела об особо тяжких и некоторых тя ж ких преступлениях.

В УПК РФ регламентация порядка производства в суде с участием присяжных заседателей содержится в разделе 12, главе 42, ст.ст. 324 – 353 УПК РФ.

Рассмотрение дел с участием присяжных заседателей во з можно лишь по ходатайству самого обвиняемого. Такое ходата й ство он вправе заявить при ознакомлении с материалами дела по окончании предварительного следствия.

Если по делу обвиняется несколько лиц и один или н е сколько и них отказываются от суда с участием присяжных зас е дателей, то следователь должен решить вопрос о выделении уг о ловных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное произво д ство. При невозможности этого уголовное дело в целом рассма т ривается судом присяжных.

С момента заявления ходатайства о рассмотрении дела с у дом присяжных обязательно участие защитника.

Присяжные заседатели участвуют в исследовании доказ а тельств, за исключением доказательств, связанных с прежней с у димостью подсудимого, а также полученных с нарушением зак о на и исключенных из процесса доказывания. Они не разрешают правовых вопросов, требующих юридических познаний.

В р е зультате рассмотрения доказательств и выслушивания прений сторон присяжные должны определить, имело ли место событие преступления, доказано ли, что его совершил подсуд и мый и виновен ли он в этом. Ответы на эти вопросы представл я ют собой вердикт присяжных заседателей, на основе которого председ а тельствующий постановляет приговор.

2. Предварительное слушание и отбор присяжных зас е дат е лей

При наличии ходатайства обвиняемого о рассмотрении д е ла судом с участием присяжных заседателей обязательно пров о дится предварительное слушание, в ходе которого обвиняемый должен подтвердить свое ходатайство либо отказаться от ра с смотрения его дела судом присяжных. При подтверждении ход а тайства последующий отказ от рассмотрения дела судом с уч а стием присяжных заседателей не принимается.

Если в уголовном деле участвуют несколько подсудимых и хотя бы один из них на предварительном слушании заявляет х о датайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных з а седателей, то оно будет рассматриваться данным составом с у да в отношении всех подсудимых, независимо от их волеизъявл е ния.

В постановлении о назначении уголовного дела к слуш а нию должно быть определено количество кандидатов в прися ж ные (не менее двадцати), которые подлежат вызову в суд, а также указано, открытым, закрытым или частично закрытым будет с у дебное заседание.

После вынесения постановления о назначении дела к ра с смотрению судом с участием присяжных заседателей секретарь судебного заседания или помощник судьи путем случайной в ы борки производит отбор кандидатов в присяжные заседатели из списков, сформированных органами исполнительной власти. З а тем он проводит проверку наличия обстоятельств, препятству ю щих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмо т рении уголовного дела.

Присяжным заседателем не может быть лицо, не достигшее 25-летнего возраста; имеющее не снятую или не погашенную с у димость; признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

Из списка кандидатов в присяжные заседатели исключаю т ся по их письменному заявлению лица, не владеющие языком с у допроизводства; не способные в силу своих физических или пс и хических недостатков выполнять обязанности присяжных засед а телей; достигшие 70-летнего возраста; руководители исполн и тельных и представительных органов власти; военн о служащие; судьи и сотрудники правоохранительных органов; священносл у жители и т.п.

Одно и то же лицо в течение года не может участвовать в качестве присяжного заседателя более одного раза.

По завершении отбора кандидатов в присяжные заседатели составляется их предварительный список. Не позднее чем за 7 с у ток до начала судебного разбирательства кандидатам вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд. За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию.

Формирование коллегии присяжных заседателей произв о дится в закрытом судебном заседании. Любой из кандидатов вправе заявить самоотвод. Каждая из сторон может подать пре д седательствующему мотивированное письменное ходатайство об отводе присяжного заседателя. Отведенные присяжные заседат е ли исключаются из предварительного списка. Если после этого в списке осталось менее 18 кандидатов в присяжные, председ а тельствующий дает распоряжение о вызове дополнительных ка н дидатов в присяжные заседатели. Если же в списке осталось 18 и более кандидатов, председательствующий предлагает сторонам заявить по два немотивированных отвода.

После решения всех вопросов о самоотводах и об отводах секретарь судебного заседания или помощник судьи по указ а нию председательствующего составляет список оставшихся кандид а тов в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список.

Если количество не отведенных кандидатов в присяжные заседатели превышает четырнадцать, то в протокол судебного з а сед а ния включаются четырнадцать первых по списку кандидатов. При этом двенадцать образуют коллегию ^присяжных заседат е лей, а два последних участвуют в рассмотрении уголовного дела в качестве запасных присяжных заседателей. Если в ходе суде б ного разбирательства кто-либо из коллегии присяжных заседат е лей выбывает, то он заменяется запасным присяжным заседат е лем.

Присяжные заседатели, входящие в состав коллегии, в с о вещательной комнате открытым голосованием избирают старш и ну, который руководит ходом совещаний присяжных, обр а щается к председательствующему с просьбами, заполняет вопросный лист с ответами коллегии присяжных заседателей и провозглаш а ет вердикт.

После избрания старшины все присяжные заседатели пр и нимают присягу и председательствующий разъясняет им их права и обязанности.

Присяжный заседатель имеет право участвовать в исслед о вании всех доказательств; задавать через председательствующего вопросы подсудимому, потерпевшему, свидетелям, экспертам; участвовать в производимых судом следственных действиях; просить председательствующего разъяснить нормы закона, отн о сящиеся к делу; делать письменные заметки во время судебного заседания.

Он не имеет права отлучаться из зала суда во время слуш а ния дела; высказывать свое мнение по рассматриваемому делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта; общаться по делу с лицами, не входящими в состав суда, без разрешения председ а тельствующего; собирать сведения по делу вне судебного засед а ния; нарушать тайну совещания и голосования присяжных зас е дателей по поставленным перед ними вопросам. За нарушение своих обязанностей присяжный заседатель может быть отстранен от дальнейшего участия в рассмотрении дела.

3. Особенности разбирательства дела в суде присяжных

Судебное следствие с участием присяжных заседателей н а чинается со вступительных заявлений государственного обвин и теля и защитника.

Государственный обвинитель излагает существо предъя в ленного обвинения и предлагает порядок исследования предста в ленных им доказательств. Защитник высказывает соглас о ванную с подсудимым позицию по предъявленному обвинению и мн е ние о порядке исследования представленных им доказ а тельств.

В ходе судебного следствия присяжные заседатели через председательствующего вправе после допроса сторонами подс у димого, потерпевшего, свидетелей, эксперта задать им вопросы. Вопросы излагаются присяжными в письменном виде и подаю т ся председательствующему через старшину. Эти вопросы формул и руются председательствующим и могут быть им отведены как не относящиеся к предъявленному обвинению.

Если в ходе судебного разбирательства возникает вопрос о недопустимости доказательств, то он рассматривается в отсутс т вие пр и сяжных заседателей.

В присутствии присяжных заседателей не исследуются факты прежней судимости, признания подсудимого хроническим алкоголиком или наркоманом, а также иные данные о личности подсудимого, способные вызвать предубеждение присяжных.

Во время прений стороны не вправе касаться обсто я тельств, которые рассматриваются без участия присяжных зас е дателей и ссылаться на исключенные из разбирательства доказ а тельства. Если участник прений упоминает о таких обстоятельс т вах, то председательствующий останавливает его и разъясняет присяжным заседателям, что указанные обстоятельства не дол ж ны быть приняты ими во внимание при вынесении вердикта.

После окончания прений сторон и последнего слова подс у димого председательствующий с учетом мнения сторон форм у лирует вопросы, подлежащие разрешению коллегией присяжных заседателей. На время обсуждения вопросов присяжные засед а тели удаляются из зала судебного заседания.

По каждому деянию, в совершении которого обвиняется подсудимый, ставятся три основных вопроса:

а) доказано ли, что деяние имело место;

б) доказано ли, что это деяние совершил подсудимый;

в) виновен ли подсудимый в совершении этого деяния.

В опросном листе могут ставиться частные вопросы о таких обстоятельствах, которые увеличивают или уменьшают степень виновности либо изменяют ее характер, влекут освобождение подсудимого от ответственности, а также о степени осуществл е ния преступного намерения, причинах, в силу которых деяние не было доведено до конца, степени и характере соучастия каждого из подсудимых в совершении преступления. В случае признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он снисхождения.

Не могут ставиться вопросы, требующие от присяжных з а седателей юридической квалификации совершенного деяния.

Вопросы излагаются в письменной форме, в понятных пр и сяжным заседателям формулировках, в отношении каждого по д судимого отдельно.

Вопросный лист оглашается в присутствии присяжных з а седателей и передается старшине присяжных. Присяжные впр а ве получить от председательствующего дополнительные разъясн е ния.

Перед удалением коллегии присяжных заседателей в сов е щательную комнату для вынесения вердикта председательс т вующий обращается к ним с напутственным словом, в котором приводит содержание обвинения; разъясняет уголовный закон, предусматривающий ответственность за деяние, в котором обв и няется подсудимый; напоминает исследованные в суде доказ а тельства; излагает позиции государственного обвинения и защ и ты; разъясняет основные правила оценки доказательств, су щ ность принципа презумпции невиновности, положение о толк о вании не устраненных сомнений в пользу подсудимого и т.д.

Вердикт выносится в совещательной комнате и представл я ет собой письменные ответы на поставленные вопросы. Прися ж ные заседатели при обсуждении поставленных перед ними в о просов должны стремиться к принятию единогласных реш е ний. Если в течение 3 часов им не удалось достигнуть единодушия, то решение принимается голосованием. Голосование проводится открыто, никто из присяжных не вправе воздержаться при гол о совании. Ста р шина голосует последним.

Обвинительный вердикт считается принятым, если за у т вердительные ответы на каждый из трех основных вопросов пр о голосовало большинство присяжных заседателей. Оправдател ь ный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из основных вопросов проголосовало не менее шести присяжных заседателей. Если голоса разделились поровну, то принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ.

После составления и подписания вопросного листа пр и сяжные заседатели возвращаются в зал судебного заседания и старшина провозглашает вердикт. На этом участие присяжных заседателей в разбирательстве дела заканчивается и последствия вердикта обсуждаются без них.

Вердикт коллегии присяжных заседателей о невиновности подсудимого обязателен для председательствующего и влечет постановление им оправдательного приговора, а также немедле н ное освобождение подсудимого, находящегося под стражей. В этом случае до постановления приговора исследуются и обсу ж даются лишь вопросы, связанные с разрешением гражданского иска, распределением судебных издержек, вещественными док а зательствами.

В случае вынесения обвинительного вердикта производи т ся исследование обстоятельств, связанных с квалификацией содея н ного, назначением подсудимому наказания, разрешением гра ж данского иска и т.д. По окончании исследования этих обсто я тельств выслушиваются прения сторон и последнее слово подс у димого. Стороны могут затрагивать в своих выступлениях л ю бые вопросы права, подлежащие разрешению при постановл е нии судом обвинительного приговора. При этом сторонам запрещае т ся ставить под сомнение правильность вердикта, вынесенного присяжными заседателями.

Обвинительный вердикт влечет постановление обвин и тельного приговора.

Однако если председательствующий признает, что деяние подсудимого не содержит признаков преступления, он имеет право постановить оправдательный приговор. Если по делу им е ются другие основания для оправдательного приговора, он вын о сит постановление о роспуске коллегии присяжных и направляет дело на новое рассмотрение иным составом суда со стадии пре д варительного слушания.

Особенности приговора, постановленного с участием пр и сяжных заседателей, состоят в том, что во вводной части не ук а зываются фамилии присяжных заседателей, а в описательной части приговор мотивируется ссылками на вердикт коллегии присяжных заседателей либо на отказ государственного обвин и теля от обвинения. Доказательства приводятся лишь в подтве р ждение той части приговора, которая не вытекает из вердикта присяжных засед а телей.

Оправдательный приговор, постановленный на основании оправдательного вердикта присяжных заседателей, может быть отменен по представлению прокурора или жалобе потерпевшего лишь при наличии таких нарушений уголовно-процессуального закона, которые ограничили право прокурора, потерпевшего на представление доказательств либо повлияли на содержание в о просов, поставленных перед присяжными, или ответов на них.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день суд с участием присяжных заседат е лей функционирует в Российской Федерации около тринадцати лет. И, несмотря на то, что существует множество противников данной формы судопроизводства, к рассмотрению уголовных дел с участием присяжных заседателей прибегает большое количес т во обвиняемых. И не зря, ведь этот институт уголовного - пр о цессуального права является самым ярким примером проявления демократии в уголовном процессе. Как уже отмечалось в данной работе, в России уже был опыт становления данного института, заменившего суд шеффенов, и, не смотря на его отмену в сове т ское время, в 1993 году данный институт был вновь возрожден, что было отражено в Основном законе страны.

Причиной введения института суда с участием присяжных заседателей по реформе 1864 года явилось несовершенство сущ е ствовавшей судебной системы, её неспособность решать задачи, стоящие перед уголовным судопроизводством.

Возрождению данного института на современном этапе способствовали сходные причины, считалось, что данная форма судопроизводства способна защитить права и свободы человека и гражданина от судейского произвола, что построение демократ и ческого государства немыслимо без введения института суда с участием присяжных заседателей.

Нормы, регламентирующие порядок производства в суде с участием присяжных заседателей получили закрепление на вы с шем уровне - в Конституции РФ. Прежде всего, это обусловлено тем, что только по решению суда присяжных, обвиняемому м о жет быть назначена самая суровая мера наказания в виде смер т ной казни.

Порядок отбора в присяжные заседатели требует более д е тальной регламентации, т.к. зачастую в коллегии присяжных з а седателей зачастую оказываются лица, участие которых в о т правлении судопроизводства запрещается федеральным закон о дательством.

Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей обусловлены разделением компетенции между пр о фессиональным судьей и коллегией присяжных заседателей. К таким особенностям относится обязательное наличие предвар и тельного слушания, и обязательное ходатайство обвиняемого о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей. Причем, законодатель, подчеркивая особую роль суда с участием присяжных заседателей, при рассмотрении дела, в котором пр и сутствует несколько обвиняемых, отдает предпочтение рассмо т рению дела судом с участием присяжных заседателей, если им е ется ходатайство одного обвиняемого, и, дело невозможно выд е лить в отдельное производство.

Список источников

Основная литература

Нормативно-правовые документы

Конституция Российской Федерации: с поправками от 30.12.2008 № 6 КФЗ, от 30.12.2008 № 7-КФЗ. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Фед е ральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства Ро с сийской Федерации. – 2001. № 52 (ч. I). - ст. 4921. (в ред. от 15.08.2014 г.).

Основная литература

Булатов, Б. Б. Уголовный процесс: учебник / Б. Б. Булатов, А. М. Баранов – М.: Высш. образование, 2010. – 610 с.

Подопригора, А.А Уголовный процесс: учеб. пособие / А.А. Под о пригора – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский фил и ал, 2010. – 198 с.

Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; под общ. ред. А.В. Смирнова. – 5-е изд., перераб. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. – 768 с.

Дополнительная литература:

Бажанов, С. В. Уголовно-процессуальная политика, экономика и право / С. В. Бажанов. - Владимир: ВлЮИ Минюста России, 2003.

Белохортов, И.И. Профессиональное правосознание и оценка доказательств судом // Актуальные проблемы права: теория и практика. Сб. науч. работ юридического факультета. Краснодар: КубГУ, 2005. Вып. 4. – с. 230 - 233.

Гаврилов, Б. Я Современная уголовная политика России: цифры и факты. / Б. Я Гаврилов - М. - 2008.



Просмотров