Правосознание может быть только научным и профессиональным. Обыденное, научное, профессиональное правосознание

Основания деления правосознания на виды различны (схема 2 ).

Схема 2

Одно из них - характер отражения правовой действительности . В зависимости от него правосознание разделяется на правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая идеология , будучи главной частью правосознания, представляет собой совокупность идей, концепций, взглядов, представлений, принципов, которые в общем, концентрированном виде отражают и оценивают правовую действительность. Это в первую очередь теоретико-философское, а также и обыденно-бытовое осмысление права как целостного инструмента регулирования важнейших сфер общественных отношений, его необходимости и социальной роли, путей дальнейшего развития. Она включает в себя такие концептуально оформленные идеи и теории как обеспечение и защита собственности, прав и свобод личности, народовластие, господство закона в государстве, независимость правосудия, защита природы и рациональное использование ее богатств, борьба с преступностью, развитие и укрепление сотрудничества между государствами и народами.

Правовая психология - совокупность чувств, привычек, настроений, стереотипов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности. Это стихийная психологическая реакция личности, социального коллектива на юридические установления и их действие, на качество и уровень правотворчества борьбы с правонарушениями, действенность работы судов и иных правоприменительных органов. Возмущение или, наоборот, равнодушие относительно конкретных актов неправомерного поведения, огорчение по поводу неспособности правоохранительных органов переломить криминогенную обстановку в стране, радость, чувство гордости в связи с принятием нужного закона формируют область правовой психологии.

Эффективность законодательства, всей правоприменительной практики во многом зависит от психологического настроя общества, человеческих чувств и оценок.

Правосознание можно классифицировать и по субъектному составу . По этому основанию выделяются такие виды как общественное, коллективное, групповое и индивидуальное.

Общественное правосознание - совокупность накопленных на протяжении веков человеческой цивилизацией оценок, знаний, представлений о праве, сумма достижений юридической мысли и культуры. Создаваясь и развиваясь через правосознание отдельных индивидов, оно неизмеримо полнее и глубже, чем представления о праве каждого конкретного человека.

Коллективное правосознание отражает представления отдельных достаточно широких по составу социальных слоев населения, выделяемых по различным основаниям (классы, сословия, нации, религиозные конфессии, население того или иного региона, пенсионеры, молодежь, военнослужащие и т.д.). Оно, в принципе базируясь на основных идеях общественного правосознания, вместе с тем содержит ряд особенностей, отражающих специфические интересы соответствующих слоев, которые обеспечиваются или должны обеспечиваться в законодательстве государства.

Групповое правосознание выражает интересы и потребности того или иного социального коллектива, профессионального сообщества (воины-афганцы, лица, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, шахтерские коллективы, вынужденные переселенцы и др.). Оно, отражая в принципе общественное правосознание, имеет свои особенности и в ряде случаев противопоставляется правовым интересам иных коллективов и групп.

Индивидуальное правосознание - совокупность правовых взглядов и чувств каждого конкретного индивида. Будучи в принципе неспособным полно и глубоко охватить весь комплекс правовых явлений в обществе, оно отражает лишь некоторые наиболее существенные его черты. При этом в силу разных способностей индивида, форм участия его в общественной жизни, несовпадающих условий жизни, труда, быта, различия в уровне правосознания отдельных личностей бывают довольно значительны. У одних оно может быть глубоким, максимально приближенным к общественному, у других - ограниченным, отстающим от общего уровне общественных, правовых взглядов. Такие различия всегда следует иметь в виду при организации правового воспитания, пропаганде законодательства.

Правосознание можно также классифицировать на определенные виды в зависимости от глубины и всесторонности познания закона и иных правовых явлений. По этому основанию выделяются:

- обыденное правосознание - массовые представления людей, их оценки, эмоции по поводу права и законности, стереотипы поведения. Они порождаются повседневными условиями жизни людей, их практическим опытом, носят эмпирический характер и сводятся в первую очередь к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, определяемым каждодневными нуждами людей.

- профессиональное правосознание - взгляды, традиции, убеждения, складывающиеся у работников, непосредственно занимающихся юридической деятельностью и имеющих профессиональные правовые знания и опыт работы (судьи, прокурорские работники, адвокаты, юрисконсульты, депутаты представительных органов и т.д.). От него во многом зависят выработка осознанных правовых установок и ценностных ориентаций в юриспруденции и их использование в юридической практике, реализация достижений теоретической мысли, принципов и ценностей права.

Профессиональное правосознание формируется в первую очередь на основе юридической практики, но, с другой стороны, от него зависит демократический, подлинно гуманистический потенциал и по-настоящему профессиональный уровень такой практики.

- научное (теоретическое) правосознание - теории, концепции, взгляды, выражающиеся в концентрированном виде в монографических работах, научных статьях и комментариях законов и юридической практики, лекциях и беседах ученых-юристов, преподавателей юридических дисциплин и других источниках, глубокое и всестороннее теоретическое осмысление права. Оно имеет первостепенное значение в определении перспектив развития законодательства, основных направлений совершенствования конституционно-правовой политики, проведения судебной, экологической, пенсионной, налоговой и других правовых реформ.

Важно подчеркнуть, что правовая идеология, т.е. правовые идеи, взгляды, представления, служит непосредственным источником права. Поэтому роль правосознания в правотворческой деятельности велика. Законодатель, выявляя потребности в правовом урегулировании определенных общественных отношений, опирается прежде всего на сложившиеся в обществе правовые идеи и представления. Вместе с тем он должен учитывать состояние правосознания общества в конкретный период или тех групп, которым предполагается адресовать данные правовые установления. Иначе говоря, принимая новый нормативный правовой акт, законодатель должен не только опираться на собственное правосознание, но и учитывать представления населения о должном, законном, справедливом. В противном случае новый нормативный правовой акт не будет воспринят обществом или большими его группами и окажется неисполненным 4 .

Структура правосознания: гносеологический и социологический подходы.

Функции правосознания: понятие, виды и их характеристика.

Правосознание: понятие, признаки и виды.

Правосознание – совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений и т.п., в которых выражается отношение людей к праву действовавшему, действующему и желаемому.

Основные черты правосознания:

1. Является одной из форм общественного сознания

2. Состоит из идей, теорий, чувств, эмоций, настроений и других компонентов

3. Носителями компонентов правосознания являются различные субъекты права

4. Обращено не только к настоящему, но и к прошлому и к будущему

5. В отдельные периоды развития общества является формой права

6. Ориентируют субъектов права в социально-правовых ситуациях, позволяет им делать соответствующий (не всегда правомерный) выбор и принимать юридически значимые решения, т.е. выступает своеобразным «внутренним» механизмом регулирования деятельности людей.

Виды правосознания:

По носителю: индивидуальное; групповое; массовое (общественное)

По уровню: обыденное; профессиональное (специализированное); научное (теоретическое)

По направленности: ретроспективное; адекватное; перспективное

По степени осознанности: с преобладанием сознательного; с преобладанием бессознательного.

Функции правосознания:

1. Гносеологическая (познавательная) – состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности

2. Регулятивная – проявляется в том, что правосознание способно, при определенных условиях, выступать регулятором общественных отношений, это канал воздействия через мотивация на поведение людей

3. Прогностическая – состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы

4. Моделирования – выражается в возможности формировать соответствующие модели поведения

5. Коммуникативная – состоит в том, что оно служит важной идеально-духовной основной для социального взаимодействия, установления и поддержания контактов, передачи необходимой информации и сознательного управления людьми

6. Оценочная – заключается в возможности оценки поведения людей с точки зрения различных элементов структуры правосознания, оценки права.

Структура правосознания – строение правосознания, расположение основных элементов и связей, обеспечивающих его целостность.

Элементы структуры правосознания:

1. Правовая идеология (теории, концепции, конструкции, идей, категории, понятия, принципы)

2. Правовая психология (чувства, эмоции, настроения, иллюзии, мотивы, интересы, психологические уклады и т.п.)

3. Поведенческие элементы (привычки, установки, ценности, ориентации, готовность к деятельности).

Общенациональная идея – центральный элемент правовой идеологии, представляющий собой идею возрождения России как великой демократической державы, обеспечивающей на ее территории достойные условия жизни, реализующей стратегию экономической и политической самостоятельности, способный отстаивать в мировом сообществе свою позицию и защищать своих соотечественников, где бы они ни находились.

Правовая культура общества: понятие и основные показатели.

Правовая культура – это

    1. совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц;

      совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура общества охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе

    • ясные законы,

      совершенную законодательную технику,

      развитую правовую науку,

      высоко организованную юридическую практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности.

Правовая культура отдельной личности включает в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками правомерного поведения, близко примыкает к образованности и зависит от правовой информированности.

    1. знание права,

      отношение к праву,

      привычка соблюдать право (закон),

      правовая активность.

Структура правовой культуры включает:

Культура правового сознания – правовая интуиция, позволяющая отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого; правовые знания, представления и убеждения.

Культура правового поведения – наличие правовых ориентации, определенный характер и уровень правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки.

Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.

Виды правовой культуры:

    1. правовая культура общества;

      правовая культура индивида;

      правовая культура социальных общностей (этносов, наций, народов).

Уровни правовой культуры:

    • обыденная,

      профессиональная и

      доктринальная.

Обыденный уровень- характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта; ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры в том, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении юридических обязанностей, использовании субъективных прав.

Профессиональный уровень- складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Доктринальный уровень- опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, политологов, юристов и представляет собой идейно-теоретический источник права. Доктринальная правовая культура является необходимым условием (средством) совершенствования законодательства, развития науки и подготовки юридических кадров.

Функции правовой культуры:

    1. познавательная(освоение правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права; тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества);

      регулятивная(направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создания устойчивого правопорядка);

      коммуникативная(способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей, реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства);

      прогностическая(охватывает тенденции развития правотворчества и реализации права, проблемы укрепления законности, правопорядка, правовой активности населения и другие изменения правовой системы);

      ценностно-нормативная(проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах).

Правовая культура - качественное правовое состояние личности, и общества, совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики.

Правовая культура - часть общей культуры общества или отдельной личности. Она тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. И прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой, связанной с воспитанностью человека, его адаптированностью к порядку, дисциплине, организованности, уважению к законам страны. Не подготовленного в правовом отношении человека вряд ли можно назвать культурным. Юридическая культура - важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства.

Суть правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение.

Правовое воспитание: понятие, формы, средства и методы. Система правового воспитания.

Правовое формирование личности (правовое воспитание в широком смысле слова) – весь многогранный процесс формирования правовой культуры и правосознания под влиянием самых различных фактов.

Правовое воспитание (в узком смысле) – целенаправленный. Управляемый и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Задачи правового воспитания:

1. Формирование знаний о системе основных правовых предписаний, правильном понимании и уяснении их содержания и значения.

2. Формирование глубокого внутреннего уважения к праву, Конституции и другим законам и правопорядку, к суду и другим демократическим институтам государства

3. Формирование умения самостоятельно применять правовые знания на практике

4. Формирование привычки поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями

5. Формирование прочного и устойчивого духовного правового иммунитета (невосприимчивости) к совершению любых нарушений правовых норм.

Особенности правовоспитательного процесса:

1. Его исходной базой выступает система правовых норм

2. До сведения граждан доводятся установленные государством правовые предписания, дозволения и запреты.

3. Он опирается на возможность государственного принуждения

4. Его воздействие оказывается на всех субъектов права, как добропорядочных, так и правонарушителей

5. Осуществляется в специальных правовых воспитательных формах, с использованием специфических средств и методов

6. Осуществляющие его лица, как правило, имеют юридическое образование или специальную юридическую подготовку.

Система правового воспитания – это совокупность элементов, образующих право воспитательный процесс, приводящий в идеале к юридическому всеобучу.

Элементы системы правового воспитания:

1. Субъекты (воспитатели)

2. Объекты (воспитуемые)

3. Право воспитательные мероприятия (формы, средства, методы)

Виды право воспитательных форм:

1. Профессиональное юридическое образование (специальная подготовка и обучение в высших и средних учебных заведениях юридического профиля)

2. А правовое воспитание населения (лектории и кинолектории правовых знаний, тематические вечера по юридическим вопросам, общественные консультации т.д.)

3. Правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвокатуры и т.д.)

Виды правовоспитательных средств: материальные (нпа, акты применения, газеты, журналы, научно-популярная и художественная литература, кино, телевидение и т.п.); устные (лекции, беседы, семинары и пр.)

Методы правового воспитания: убеждение; поощрение; принуждение.

Деформация правосознания: понятие, виды и их характеристика, социальная опасность.

Деформация правосознания – это его искажение, «разрушение» позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п..

Виды деформации правосознания:

1. Правовой инфантилизм – несформированность, недостаточность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке

2. Правовой нигилизм – отрицание социальной ценности права; осознанное игнорирование требований закона, та часть правосознания, которая резко критически относится к требованиям уважения и соблюдения права.

3. «перерождение» правосознания – крайняя степень искажения правосознания, включающая преступный умысел, это антипод законности

4. Правовой дилетантизм – вольное обращение с законами либо с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежности отношения к юридическим ценностям

5. Правовой фетишизм – гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач.

Формы выражения правового нигилизма:

1. Прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нпа

2. Массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний

3. Издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга

4. Подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью

5. Несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях

6. Нарушение прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество.

7. Подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности.

Правовая демагогия – особый вид социальной демагогии, состоящей в общественно опасном, внешне эффектном воздействии отдельного лица либо различных объединений граждан (иностранцев) на чувства, представления, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности для достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы народа и благосостояния государства.

Правовой нигилизм – глубинная основа правовой демагогии.

Отличие правовой демагогии от юридического нигилизма:

Правовой нигилизм – своеобразное негативное умопостроение, овладевшее массовым сознанием. Сфера распространения правовой демагогии значительно уже, ей подвержен гораздо меньший круг субъектов.

Правовая демагогия, в отличие от юридического нигилизма, отрицающего ценности права, признает их определенную ценность и именно право использует в своих целях.

Правотворчество: понятие, принципы и основные виды.

Правотворчество – деятельность субъектов, наделённых нормотворческой компетенцией, по созданию юридических нор.

Принципы правотворчества:

1. Демократизм – обязательность выявления и выражения в нормах права воли и интересов народа;

2. Законность – соблюдение процедуры и компетентности принятия актов;

3. Научность – обоснованность актов, учет доктрин, социологических данных, прогноза последствий действия принятых норм права;

4. Своевременность – правильное определение времени подготовки и принятия актов, учет степени зрелости регулируемых общественных отношений;

5. Профессионализм – компетентность, юридическая и общая грамотность при подготовки и принятия законопроектов;

6. Исполнимость – учет финансовых, кадровых, организационных, юридических условий, наличие которых позволит актам реально действовать;

7. Планирование – четкое распределение правотворческой работы по предмету, этапам, времени;

8. Дифференциация правотворческой компетенции – правильное и точное определение полномочий правотворческих органов с учетом иерархии и системности прав.

Виды правотворчества:

По субъекту: непосредственное правотворчество народа (референдум); правотворчество государственных органов; правотворчество должностных лиц государства; совместное правотворчество государственных органов и общественных объединений;

По способу придания юридической силы: делегированное правотворчество; санкционированное правотворчество.

По наличию или отсутствию лоббирования: лоббируемое правотворчество и не лоббируемое правотворчество.

Виды правовых актов: нормативные правовые акты (содержат нормы права); правоприменительные акты (содержат индивидуально конкретные предписания); интерпретационные акты (содержат разъяснение норм права.

Виды нормативных правовых актов:

По юридической силе: конституция и иные законы; подзаконные акты.

По сфере действия: акты внешнего действия; акты внутреннего действия.

По издающим органам: акты законодательных (представительных) органов; акты исполнительных органов; акты органов правосудия; акты прокуратуры

Закон: понятие, признаки, виды. Конституция как основной закон государства.

По юридической силе все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Закон – это нормативно-правовой икт, принимаемый в особом порядке по наиболее важным вопросам общественной и государственной жизни и обладающий высшей юридической силой . Признаки закона:

1. В современных государствах законы принимаются или на референдумах или высшим представительным органом государства – парламентом .

2. Законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни . Задача законодательного урегулирования абсолютно всех общественных отношений не ставится, поэтому в законах должны содержаться наиболее существенные предписания, которые получат свою дальнейшую конкретизацию в других нормативно-правовых актах.

3. Законы принимаются в особом законодательном порядке – законодательный процесс . Во всех государствах принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган (законодательная инициатива), обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование. Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном законом о референдуме.

4. Законы не подлежат контролю, утверждению со стороны какого-либо органа государства . Законы могут быть отменены, изменены только тем органом, который данный закон принимает. Конституционный Суд или аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, но отменить его не вправе.

В зависимости от регулируемых общественных отношений, от степени значимости закона, их подразделяют на :

· Основные законы – это конституции, которые регулируют основы общественного и государственного строя, закрепляют основные права и свободы, обязанности человека и гражданина, определяют принципы деятельности и формирования органов государства . Конституции служат юридической базой для всего «текучего» законодательства государства.

· Конституционные законы – это законы, дополняющие конституцию, или законы, издающиеся по отдельным, указанным в конституции, наиболее важным вопросам .

· Органические законы – это законы, определяющие порядок организации и деятельности государственных органов на основе бланкетных статей конституции, или все законы, к которым отсылает конституция .

· Обычные законы – это все остальные законодательные акты, принимаемые парламентом .

Законодательный процесс в Российской Федерации и Западных странах.

Законы создаются в ходе законодательного процесса, который представляет собой ряд последовательно осуществляемых действий начиная от внесения законопроекта в законодательный орган и заканчивая доведением его содержания до населения. Эти действия составляют стадии законодательного процесса. В России законодательный процесс включает в себя следующие стадии:

1. Внесение законопроекта в законодательный орган –законодательная инициатива .

Ст. 104 Конституции РФ определяет субъекты права законодательной инициативы в РФ: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные представительные органы субъектов РФ и т.д. Определенные категории законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены в законодательный орган только при наличии заключения Правительства РФ. Именно Правительство обеспечивает проведение в стране финансовой, кредитной, денежной политики, несет за это ответственность, обладает информацией по этим проблемам. Такое заключение может являться сдерживающим фактором приятия закона, влекущего за собой неоправданные и неадекватные расходы.

2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе . Процесс принятия закона в Государственной Думе, как правило, осуществляется в трех чтениях. Чтение закона означает обсуждение и поэтапное его приятие:

· Первое чтение – это принятие проекта закона вообще. В первом чтении обсуждаются основные вопросы законопроекта, выслушиваются мнения его сторонников и противников.

· Второе чтение предполагает принятие проекта как будущего закона. Второе чтение предполагает постатейное обсуждение и внесение поправок в текст законопроекта.

· Третье чтение состоит в голосовании либо «за» либо «против» законопроекта в целом. На завершающей стадии не разрешается вносить никаких поправок и обычные федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

3. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона . Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней направляется в Совет Федерации. Совет Федерации может рассматривать и ставить на голосование поступивший закон. И если в течение 14 дней Совет Федерации не рассмотрит закон, приняты Государственной Думой, то он считается автоматически одобренным Советом Федерации. Однако в статье 106 Конституции РФ содержится перечень вопросов, по которым закон, принятый Государственной Думой, обязательно должен быть рассмотрен Советом Федерации. При отклонении закона Советом Федерации обе палаты создают согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий и после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

4. Подписание и официальное опубликование закона Президентом РФ . Это заключительная стадия законодательного процесса. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования и в течение 14 дней с момента поступления закона Президенту РФ, Президент должен принять решения и выбрать один из возможных вариантов своих действий в его отношении:

· В течение этого срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего в установленном порядке закон вступает в юридическую силу.

· Президент в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон не подписав его.

Однако по Российскому законодательству вето Президента не абсолютное, а отлагательное и оно может быть преодолено палатами Федерального Собрания квалифицированным большинством голосов. Для этого требуется повторное прохождение закона в парламента и палаты Федерального Собрания в установленном порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении он будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то такой закон подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в течение 7 дней. В этом случае Президент РФ обязан одобрить этот закон вне зависимости от своей политической позиции, точки зрения на содержание и последствия этого закона.

Прохождение Федеральных Конституционных законов (ФКЗ) имеет особенности: требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатом Государственной Думы. Принятый таким путем Федеральный Конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию. В отношении Федеральных Конституционных законов Президент РФ не имеет право вето .

Если сравнить законодательный процесс в России и в развитых странах (США, Англии, Франции, Японии и т.д.), то, следует отметить, что законотворчество последних испытывает влияние тех традиций, которые сформировались в течение длительного времени:

1. Законодательный процесс в них более формализован, жестко регламентирован.

2. Он приближен к политической практике, традициям конкретного общества.

3. Заметны различия и по стадиям законодательной процедуры.

Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Нормативно-правовой акт действует в течение определенного времени, на определенной территории и распространяет свое действие на известный круг лиц. Действие нормативно-правового акта – это порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены . Пределы действия закона, как и любого другого нормативно-правового акта во времени определяется моментом вступления этого акта в силу, то есть, тем моментом, когда его предписания становятся общеобязательными для соблюдения и применения, и моментом, с которого данный акт теряет свою силу. Момент (день) вступления закона в действие нужно отличать от момента или дня обретения им юридической силы. Закон приобретает юридическую силу в день его принятия, то есть, когда он принимается Государственной Думой в окончательной редакции, а Конституционный закон – в день его одобрения обеими палатами. С того же дня, если это прямо предусмотрено в законе, он может вступить в действие. Однако, как правило, вступление закона в действие отдалено во времени ото дня его принятия и подчинено особому порядку. Этот порядок в Российской Федерации урегулирован федеральным законом от 25 мая 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания РФ».

Стадии законотворческого процесса.

Разработка законопроектов представляет собой сложный, многосторонний процесс, охватывающий изучение законодательства, практики его применения, общественных условий и потребностей, согласование проекта, редактирование его окончательного текста. В ходе нормотворческой деятельности необходимо соблюдать конституционно установленную процедуру подготовки и согласования законодательных актов, их принятия и вступления в силу. Процедура законодательной деятельности представляет собой процесс, состоящий из следующих стадий законотворчества : 1) законодательная инициатива; 2) обсуждение законопроекта; 3) принятие закона; 4) подписание и обнародование закона. Под законодательной инициативой понимается деятельность компетентных органов государственной власти и должностных лиц по внесению в законодательный орган предложения об издании нормативно-правового акта или же подготовленного законопроекта. Право на совершение такого рода действий именуется правом законодательной инициативы. Право законодательной инициативы означает, что законопроекты и законопредложения, вносимые субъектами этого права, законодательный орган обязан рассматривать независимо от того, будут они приняты или нет. Круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, строго определен в Конституции РФ. Лишь они могут официально вносить законопроекты на рассмотрение законодательного органа Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 104) право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Эти органы пользуются правом законодательной инициативы в полном объеме, т. е. они могут вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. Таким образом, мы видим, что Конституция Российской Федерации различает две группы субъектов права законодательной инициативы. Первую группу составляют субъекты, которые имеют право законодательной инициативы в полном объеме, а вторую – субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. Перед внесением законопроекта в законодательный орган проводится большая работа по его подготовке. Принимается решение о подготовке законодательного акта и разрабатывается общая концепция будущего закона. Необходимо четко определить, имеется ли в действительности проблема, требующая принятия законодательного акта, и каков при этом должен быть объем правового регулирования. После этого осуществляется подготовка проекта нормативно-правового акта. Согласно Регламенту Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации3 право законодательной инициативы осуществляется путем внесения в Государственную Думу: а) проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов; б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР; в) поправок к законопроектам. Вносимый законопроект в соответствии с Регламентом должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к его оформлению. После регистрации этот законопроект передается для предварительного рассмотрения в один или несколько комитетов согласно их предметной компетенции. Завершением стадии законодательной инициативы является решение вопроса о включении проекта закона в повестку дня очередного заседания Государственной Думы. Обсуждение законопроекта – это весь процесс его рассмотрения законодательным органом, определяемый Конституцией Российской Федерации и Регламентами Государственной Думы и Совета Федерации. На этой стадии заслушиваются доклад о законопроекте, выступления депутатов, вносятся поправки в проект. После предварительного рассмотрения законопроекта в комитетах его выносят на рассмотрение Государственной Думы. Процедура официального рассмотрения и принятия федеральных законов осуществляется в трех чтениях, после каждого из которых Государственная Дума своим постановлением решает, принять или отклонить законопроект. Законопроект становится федеральным законом после того как будет принят Государственной Думой в третьем чтении. Термин «чтение» означает определенную стадию законодательной процедуры, т. е. этап обсуждения законопроекта. При рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции и общепризнанным принципам и нормам международного права, рассматриваются его актуальность и практическая значимость, соответствие содержания законопроекта предмету регулирования соответствующих общественных отношений. При втором чтении проводится обсуждение законопроекта с внесенными поправками и решается вопрос о принятии проекта за основу. В третьем чтении проводится только голосование законопроекта для принятия его в качестве федерального закона. Принятие законопроекта происходит путем голосования его в законодательном органе. Закон считается принятым, когда он получает установленное Конституцией большинство голосов от общего числа депутатов. Законы Российской Федерации принимаются раздельным голосованием по палатам законодательного органа. Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. Эта стадия определяет порядок опубликования и вступления закона в силу. В соответствии с Конституцией принятый федеральный закон подписывает Президент Российской Федерации и обнародует его. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом Российской Федерации и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием, согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»4, считается первая публикация полного текста федерального закона в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». На территории Российской Федерации применяются только те законы, которые официально опубликованы, т. е. пока закон не будет официально опубликован, он не может вступать в силу, а следовательно, не может и применяться. В ходе законотворческой деятельности принимаются нормативные акты как единичного характера, так и систематизированные (кодифицированные) нормативные правовые акты. Наиболее развитым видом является кодифицированное нормотворчество, с помощью которого закладываются основы законодательной системы страны (например, Гражданский, Уголовный, Семейный кодексы РФ и др.). Путем издания единичных нормативных актов вносятся дополнения и изменения в кодифицированное законодательство. В ходе текущего нормотворчества устраняются противоречия и пробелы в действующем законодательстве.

Подзаконные нормативные акты: понятия и виды.

Подзаконные нормативные акты это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они принимаются на основе закона, принимаются во исполнение закона, не могут противоречить закону. Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) указы Президента. Президент – глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории РФ. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ утрачивает силу;

2) постановления и распоряжения Правительства. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ;

3)акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике зачастую это требование не соблюдается. Эти акты обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.

4) акты государственных органов субъектов РФ. На уровне субъектов федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие установления). Однако есть и своя специфика, связанная с различным правовым положением субъектов регионального правотворчества, объемом и характером регулируемых отношений и другими обстоятельствами.

Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и граждан на уровне субъекта, является устав, выполняющий функции региональной конституции.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий издают

В ряде областей, краях и городах федерального значения сформированы правительства, принимающие постановления. Их специализированные министерства и ведомства наделены правом на изданиеприказов и инструкций;

5) акты органов местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления (дума, муниципальный совет и др.) по вопросам своего ведения принимают коллегиальныерешения, а главы органов местного самоуправления (главы администраций, мэры, старосты) –постановления и распоряжения. Форма опубликования данных актов определяется уставом данной административно-территориальной единицы.

Данные акты могут быть как нормативными (акты об утверждении местного бюджета, об охране природы, общественного порядка, предоставлении жилья, развитии коммунального хозяйства и т.д.), так иправоприменительными . Эти акты относятся к категории локальных, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами;

6) локальные нормативно-правовые акты. К ним относятся акты руководителей предприятий, учреждений и организаций. Руководители предприятий, учреждений и организаций принимаютприказы нормативного и индивидуального значения, регулирующие вопросы труда, заработной платы, материального поощрения и др.

Распоряжения принимаются директором предприятия, его заместителями и руководителями структурных подразделений для решения проблем, связанных с исполнением приказов и по иным оперативно-методическим вопросам.

Действие нормативных правовых актов во времени. Обратная сила закона. Переживание закона.

Говоря о пределах действия НПА во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (обратная сила закона).

В РФ НПА вступают в силу одним из следующих способов:

· в результате указания в тексте НПА на календарную дату, с которой он вступает в силу;

· в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление его в законную силу (с момента подписания, с момента опубликования).

· В результате применения общих правил. По этим правилам законы РФ и др. НПА высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте НПА не указано иное.

НПА Президента и Правительства вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования.

Издания, в которых осуществляется официальное опубликование: Российская газета и Собрание законодательства РФ.

Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат гос.регистрации в Минюсте.

Субъекты порядок устанавливают самостоятельно.

Прекращение действия НПА:

· Истечение срока, на который был принят НПА;

· Объявление об утрате юридической силы НПА (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном НПА);

· Принятие нового НПА равной или большей силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

· С изменением обстоятельств, на которые был расчитан НПА.

Действие НПА – это порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены.

Вопрос о действии НПА во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.

НПА не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). НПА действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Исключения допускаются в весьма редких случаях, когда об этом указано в самом акте или когда ему придана обратная сила компетентным гос.органом. В УП обратную силу имеют законы, которые устраняют наказуемость или смягчают ответственность.

НПА может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (переживание закона). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.

Прямое действие закона означает, что закон непосредственно порождает права и обязанности субъектов правоотношений, регулирует общественные отношения.

Прямое действие закона означает, что органы государства обязаны рассматривать нормы закона в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения и использовать их для разрешения конкретных дел.

Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

1. Действие НПА в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию РФ, акты субъектов РФ – на территории этих субъектов, акты муниципальных органов – на территории соответствующих муниципальных образований.

К территории государства относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство. К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства, территории дипломатических посольств, представительств. Военные суда без исключений, а гражданские – в водах и воздушных пространствах своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

По общему правилу, НПА распространяются на всех лиц, находящихся на той территории, на которой действуют эти акты.

Действие НПА зависит от:

Ø Уровня государственного органа

Ø Юридической силы

Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают. Они юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. Действие НПА в данном случае ограничено.

Пор общему правилу НПА РФ действуют в отношении всех граждан, иностранцев, лиц без гражданства, внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности.

Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяется на граждан данного государства независимо от места их нахождения и от того понесли ли они наказание по законам иностранного государства. В то же время главы государств и правительств, сотрудники посольств, некоторые другие иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности.

Еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть в соответствии с законом быть субъектами ряда отношений (судьи, военнослужащие и т.д.). НПА могут действовать в отношении отдельных категорий граждан: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и др.

С помощью которых люди осознают окружающую их природу, общество и самих себя. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстетическое, этическое, правовое сознание.

Правосознание находится в одном ряду и в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще. В силу этого правосознание выступает как явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое.

Действующее право и правовая действительность в целом получают отражение в общественном и индивидуальном сознании человека. Вольно или невольно он, привлекая нравственные, религиозные, политические и другие критерии, дает сравнительную оценку прошлой и настоящей правовой жизни, высказывает свое отношение к перспективам ее совершенствования. Эта оценка, осуществляемая с позиций справедливости и несправедливости, гуманизма и жестокости, совершенства и несовершенства и т. д., служит своеобразной основой как для оптимизации социального регулирования в целом, так и для определения позитивных тенденций правового воздействия, обеспечения действенности правовых средств. Будучи субъективным образом объективного мира, сознание не только отражает действительность (в форме переживаний, представлений, идей и других духовных феноменов), но и творит ее.

Таким образом, правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что:

  • носителем правосознания является человек или общность людей;
  • она отражает государственно-правовые явления;
  • выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий;
  • носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспектив развития политико- правовых явлений, их связь с окружающей действительностью;
  • тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т. д.).

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому .

Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п. Правосознание представляет собой систему таких переживаний и идей, в которых выражается отношение людей не только к праву, но и иным явлениям правовой действительности.

Роль правосознания

Как особая форма общественного сознания правосознание есть осознание , совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств человека, объединений людей или всего общества относительно права и его роли.

Ему принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни. Оно составляет внутреннюю идеальную детерминанту любой юридической деятельности:

  • в правотворческой деятельности при создании юридических предписаний;
  • в правоприменительной практике органов государства и должностных лиц при разрешении конкретных жизненных ситуаций;
  • даже при незнании конкретных правовых предписаний, способствуя выбору варианта законопослушного поведения всеми субъектами правоотношений;
  • при непосредственном регулировании некоторых отношений в случае пробельности права, когда при отсутствии необходимой нормы правоприменитель руководствуется собственным правосознанием. Особенно это распространено в эпоху революций, когда старое законодательство уничтожено, а новое не создано.

Следовательно, можно определить правосознание как форму общественного сознания, систему понятий, представлений, идей о порядке правового регулирования общественной жизни. Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания ему в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Также ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.

Правосознание оказывает влияние на поведение людей вместе с , наряду с ними, а иногда и вопреки им. Например, можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознания в решении отдельных вопросов.

Производительная роль правосознания особенно велика в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения эта деятельность является дополнительным (наряду с законом и вместе с ним) фактором оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела.

При реализации права гражданами правосознанию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения его от нормы в силу личной заинтересованности. Более того, реальную опасность приобретает негативная роль правосознания из-за ею неразвитости, пробельности, отсталости, ориентации на асоциальные ценности.

Роль правосознания проявляется в его функциях: познавательной, прогностической, регулирующей, воспитательной.

Структура правосознания

По своей структуре правовое сознание включает три относительно самостоятельных компонента:

Правовую идеологию , олицетворяющую преимущественно результаты абстрактного мышления и включающую концептуально оформленные понятия и идеи о необходимости и роли права, его функциях и ценности, его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь; это наиболее видимая, активная часть правосознания;

Правовую психологию , состоящую преимущественно из созерцательных моментов познания, психологического восприятия правовых реалий: чувств, эмоций и переживаний людей, связанных с правом; она является менее заметной, но более устойчивой, консервативной частью правосознания;

Поведенческие факторы , в которых «цементируются» интеллектуальные, идеологические и психологические элементы. Эти факторы, выражаясь в мотивах, целях, внутренних установках и конкретных волеизъявлениях в регулируемых правоотношениях, во многом определяют правомерность поведения субъектов права.

В реальной жизни указанные выше компоненты правового сознания находятся в органическом единстве. Тесно переплетаясь и взаимодействуя, они пронизывают всю государственно-правовую действительность, выступая мощным средством се совершенствования или, напротив, сдерживая в прежнем виде.

Обыденное и теоретическое правосознание

Структура правосознания как сложного социального явления может быть рассмотрена с различных позиций. С точки зрения глубины отражения правовой действительности выделяют два уровня правосознания: обыденное и теоретическое.

Обыденное правосознание отражает внешние стороны правовых явлений. Оно формируется в основном стихийно под влиянием обыденной жизни и выступает в форме правовой психологии - совокупности чувств, переживаний, предрассудков и т. п., выражающих в основном эмоциональное отношение человека к праву.

Теоретическое правосознание , напротив, отражает внутренние, сущностные стороны правовых явлений, причем делает это в абстрактной и систематизированной форме, т. е. в форме идей, категорий, принципов, гипотез, теорий, доктрин и т. п. Поэтому носителями теоретического правосознания являются наиболее подготовленные и образованные люди (ученые, общественные деятели и т. д.). Основными разновидностями теоре- тичсского правосознания выступают правовая наука и правовая идеология.

Правовая идеология - это система взглядов, идей и теоретических концепций, отражающих систематизированный взгляд на право и правовую действительность.

Таким образом, структура правосознания включает в себя два элемента:

  • правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектов права);
  • правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой более рациональный уровень правовых оценок).

Правовая идеология — главный элемент в структуре правосознания.

Виды и функции правосознания

С точки зрения субъектов (носителей) правосознание делится на общественное, групповое и индивидуальное.

Эта классификация имеет условный характер, поскольку нет массового и группового правосознания без и вне индивидуального. Массовое правосознание олицетворяет усредненное состояние правовых взглядов, идей, чувств и т. д. различных социальных групп, групповое — индивидов с однородными интересами. Различна и роль этих разновидностей правосознания. На правообразование, например, решающее влияние оказывает массовое правосознание, а групповое и индивидуальное правосознание учитывается правотворческим органом в согласованном, сбалансированном виде.

Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых деяний.

Групповое правосознание тоже оказывает весьма заметное влияние на формирование и осуществление права. Речь идет не только о господствующей в данном обществе социальной группе, но и о других группах (студентах, пенсионерах, шахтерах и т. д.), отстаивающих свои корпоративные интересы с помощью забастовок, митингов и т. п. Особым видом группового правового сознания является профессиональное правосознание юристов. Оно формируется прежде всего на основе юридической практики, а также под влиянием правовой идеологии и науки. Взгляды и убеждения юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм. Юрист-практик должен не только хорошо знать действующий закон и уметь применять его, но и быть готовым к самообучению в условиях постоянно меняющейся действительности.

Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву (в том числе субъективным правам других людей) и психологическую индивидуальную готовность к совершению юридически значимых поступков. Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.

Сущность и социальное назначение правового сознания выражается в его функциях:

  • познавательной , связанной с осмыслением правовой действительности, накоплением определенных знаний;
  • оценочной , выражающейся в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам (к праву и законодательству, к правовому поведению, к объектам и субъектам юридически значимой деятельности), да и к самому правосознанию, на основе повседневного и научного опыта, использования нравственных и иных критериев, сопоставления социальных ценностей. Весь спектр объективной и субъективной реальности оценивается через призму справедливого и правового в общественной жизни. Именно оценочная функция является основой творческой, преобразующей роли правосознания, условием целеполагающей деятельности;
  • регулятивной , определяющей ориентиры поведения людей, выработку стереотипов поведения в определенных ситуациях.

В юридической литературе иногда выделяют также прогностическую и информационную функции.

Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.

  • Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.
  • Общественное сознание выступает комплексным духовным явлением, обладающим внутренней структурой, включающей различные уровни (от обыденного до теоретического) и формы сознания (политическая, нравственная, религиозная). В зависимости от характера человеческих отношений – общественное сознание может приобретать форму религиозного, эстетического, нравственного, правового сознания.

    Правосознание форма общественного сознания, в которой находят свое отражение – идеи, теории, доктрины, научная школа, взгляды, мнения, эмоции, переживания, общества по поводу права, законности, справедливости. В правосознании формируется представление общества о том, каким должно быть право, какой нужен закон. Общественное правосознание всегда внутренне противоречиво, так как различные слои, группы, классы могут иметь только им присущие представления, суждения. В общественном правосознании выделяется 2 уровня: правовая идеология, правовая психология.

    Правовая идеология представляет собой совокупность теорий, доктрин, научных правовых школ, взглядов, в которых находят отражение научные представления, система теоретических взглядов на право, закон, законность, справедливость.

    Правовая психология – совокупность переживаний, чувств, эмоций, мнений людей, общества по поводу права, законности, справедливости.

    К психологическим свойствам каждого отдельного гражданина относятся самооценка личности, стыд и совесть. Самооценка личности – способность человека критически оценивать свое поведение с позиций норм, действующего права. У порядочных людей неправомерный поступок может вызвать чувство стыда, то есть внутренне сознание неудовлетворенности совершенным поступком. Но только лишь одна совесть побуждает любого гражданина к нравственному правомерному поведению. Элементы, входящие в структуру правосознания, как правило, объединяют в 3 большие группы: идеологические, психологические, поведенческие.

    1)К идеологическим элементам относятся правовые знания, идеи, представления, взгляды, понятия, убеждения. Через эту группу элементов обеспечивается правильное понимание людьми деятельности государства по созданию и осуществлению права, содержание прав и свобод граждан по укреплению законности и правопорядка.



    2) К психологическим элементам относятся правовые чувства, эмоции, настроения, переживания. Анализ этой группы элементов позволяет ориентироваться в мотивах человеческих поступков, понять причины правомерного и неправомерного поведения, поэтому воспитания граждан в духе уважения к закону должно строиться с учетом воздействия на данную группу элементов.

    3) К поведенческим элементам относят правовые мотивы, поведения, установки, готовность к действию. Эта группа элементов формируется под воздействием первой и второй групп элементов.

    Так, ведущая идея (например идея законности) формирует у людей, такие взгляды, представления, убеждения, которые способствуют воспитанию законопослушных граждан. Совершению ими правомерных действий. В случае, если эта идея проводится эффективно, как в деятельности государственных органов, так и должностных лиц, то в этом случае осуществляется положительные воздействия на правовые чувства граждан. В общественной деятельности роль правосознания огромна. Правосознание также играет большую роль в правотворчестве и в реализации права. Так правосознание членов парламента непосредственно отражается на принимаемых ими законах и иных правовых актах, а правосознание должностных лиц и граждан – на соблюдении, исполнении и применении норм права. Правосознание имеет различные формы проявления, которые обычно называют видами правосознания.



    Правосознание может быть общественным, групповым, индивидуальным, обыденным, профессиональным. Общественное правосознание выражает правовые воззрения общества в целом. На его основе складывается правосознание групповое (правовые воззрения группы лиц – трудового коллектива, семьи и так далее) и индивидуальные правосознания – правовые воззрения каждого гражданина (ученого, рабочего, студента и так далее).

    О профессиональном правосознании говорят применительно к юристам, которые в силу своей профессии связаны с претворением правовых установлений в жизнь. Профессиональное правосознание готовится посредством специального обучения (в юридических колледжах, на юридических факультетах в вузах), а также посредством соответствующей работы в правоохранительных органах (в органах МВД, прокуратуры, судах). Уровень и качество профессионального сознания во многом может определять качество и эффективность работы юриста и таким образом профессиональное сознание может определять работу всей системы соответствующих государственных органов.

    Правосознание тесно связано с правовой культурой и правовым воспитанием. Под правовой культурой понимается все то, что связано с правовой жизнью общества, то есть совокупность права, правосознание, правопорядка, законности, справедливости и другое. Роль правовой культуры во всех сферах деятельности общества огромна, поэтому ставится задача постоянно повышать уровень правовой культуры, что достигается посредством правового просвещения, распространения знаний в государстве и праве, воспитанием у людей чувства уважения к закону, в борьбе с проявлениями правового нигилизма.

    Виды и уровни правосознания.

    Известны различные виды правосознания.

    По субъектам правосознание подразделяют на индивидуальное, групповое и общественное.

    Индивидуальное правосознание – это чувства и представления о праве конкретной личности. Оно складывается под влиянием тех условий, в которых человек живет и работает. А т.к. условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании.

    Групповое правосознание - правосознание определенной группы или категории людей. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. В ряде случаев правосознание одной социальной группы может существенно отличаться от правосознания другой. Например, зримые различия существуют в правосознании классов в обществе с ярко выраженными классовыми противоречиями. Можно увидеть различия в правосознании возрастных слоев населения в обществе, в профессиональном правосознании юристов разной специализации - работников прокуратуры, суда, адвокатуры, лиц, работающих в системе МВД.

    Групповое правосознание надо отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

    Общественное правосознание – правосознание всего общества. Общественное правосознание неизмеримо богаче, чем правосознание индивида, т.к. отражает правовую жизнь общества в целом. Индивидуальное правосознание не может охватить всего многообразия правовых явлений различных периодов жизни общества – оно отражает лишь отдельные существенные черты.

    Это деление правосознания условно, т.к. индивидуальное и групповое правосознание носит общественный характер, а общественное и групповое правосознание – не существует вне индивидуального правосознания.

    С точки зрения глубины отражения правовой действительности выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), профессионально е и научное (теоретическое).

    Обыденное правосознание складывается стихийно под воздействием конкретных условий жизни людей, личного жизненного опыта, правового образования, доступного населению. Обыденное правосознание отражает непосредственно воспринимаемые конкретные правовые явления. Люди, так или иначе, сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то информацию получают из средств массовой информации, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т. д.

    Профессиональное правосознание – это правосознание юристов. складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Для юристов правовая подготовленность имеет определяющее значение. Она д.б. более высокой, чем у законопослушных граждан, отличаться объемом, глубиной знаний, а главное – умением их применять. Отсутствие профессионализма в правотворчестве и правоприменении - одна из бед нашего общества. Результатом профессионального правосознания наряду с квалифицированными научно-обоснованными суждениями и выводами являются конкретные решения юридических дел.

    Виды правосознания по его субъектам в обобщенной форме предстают как правосознание индивидуальное, групповое и общественное. С позиций уровня развития правосознание, как правило, подразделяется на обыденное, научное и профессиональное.

    Общественное правосознание включает в себя правовые идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в правовой культуре, юридической науке и доктрине, государственно-правовой идеологии; в законодательстве, поскольку оно принимается государственным органом, представляющим общество; в массовых взглядах, представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех идеологических институтах, таких как политика, мораль, искусство, религия и т. д.

    Как видим, общественное сознание может проявляться в формах, которые не существуют и не могут существовать в головах отдельных людей.

    Прежде чем общественное сознание проникнет в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый из них состоит в том, что в любой общности, как уже указывалось, складывается специфическая субкультура, т. е. свои нормативные ценности, которые прежде всего влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор -- это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуре, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, власти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.

    Индивидуальное правосознание является результатом усвоения человеком группового и общественного правосознания, опосредствованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания плюс личный опыт -- вот что образует основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью.

    Обыденное правосознание - самое распространенное, так как им обладают практически все граждане. У профессиональных юристов элементы обыденного правосознания также присутствуют, но доминирует все же тот тип правового мышления и сознания, который связан с их деятельностью в сфере публичного (уголовного, административного и т. д.), или частного (гражданского, хозяйственного и т. д.) права.

    Профессиональное правосознание юриста - это научно обоснованная стройная система правовых знаний, убеждений и чувств, которыми он руководствуется в своей деятельности. Профессиональное правосознание по глубине освоения права относится к теоретическому сознанию. Оно формируется в процессе познания правовой системы общества, сущности и роли права, изучения различных юридических дисциплин, в ходе практической деятельности по реализации права. Для профессионального правосознания человека характерно усвоение правовых знаний как системы, понимание взаимосвязей различных правовых норм, представление о воздействии права на общественные отношения, на мотивы поведения личности в правовой сфере. Профессиональное правосознание юриста вместе с системой теоретических знаний об общих принципах прав, правовой жизни общества включает также определенные систематические познания в какой-либо конкретной сфере права, например, гражданского, финансового, торгового, трудового, семейного, административного, экологического, уголовного. правосознание юридический государственный

    Наиболее высокоразвитой формой правосознания -- научным правосознанием, обладают представители юридической элиты -- ученые-правоведы, деятельность которых предполагает глубокие знания по истории государства и права, философским аспектам права, современным проблемам правовой политики и международных отношений.



    Просмотров