Правоохранительная деятельность. Правовые формы деятельности государства

Правоохранительная деятельность — это вид государственной деятельности. С ее помощью специально уполномоченные органы охраняют право, применяя юридические меры воздействия соответственно закону и неуклонно соблюдая установленный им порядок.

К сожалению, понятие правоохранительной деятельности и в нашей конституции, указанно нечетко, даже размыто. Это усложняет работу регулирующих ее органов.

Правоохранительная деятельность или лица, ее проводящие, выполняют следующие функции:

2. Оказывают юридическую помощь.

3. Выявляют, пресекают и предупреждают правовые нарушения.

4. Восстанавливают нарушенные права.

5. Наказывают правонарушителя, в случаях, когда невозможно восстановить нарушение права и т. д.

Зачем она нужна?

Правоохранительная деятельность осуществляется с целью:

- охраны индивида, его свобод и прав;

- охраны общества, его духовных и материальных ценностей;

- защиты страны, ее суверенитета, конституционного строя и государственной целостности.

Ее основания:

Правоохранительная деятельность всегда основывается на законах - принципах, заложенных в конституции государства, среди них следующие:

1) законность;

3) равенство перед законом граждан страны и юридических лиц.

Какая она?

Правоохранительная деятельность обладает следующими чертами:

Может быть возложена только на специально для этого уполномоченные. В отношении их законодательство устанавливает жесткий порядок организации, состава и функционирования.

Комплектуют эти органы соответствующие специалисты, как правило - юристы. Присвоение себе другими лицами прав на осуществление правоохранительной деятельности недопустимо, и при определенных условиях может расцениваться как преступление.

Она служит для защиты прав личности и общества, а также государства от нечестивых, преступных и любых других посягательств.

Она может осуществляться только юридическими методами воздействия. В зависимости от характера вопросов, у правоохранительных органов есть право применять в отношении нарушителей соответствующие меры общественного и государственного влияния. Это делается с целью восстановления и укрепления правопорядка и законности. Сюда относят государственное взыскание, принуждение и восстановление. Могут приниматься меры вплоть до уголовного наказания, которое применяет исключительно суд.

Наказания должны применяться в соответствии с требованиями законодательства, которым устанавливаются их основания и конкретность. Нарушения требований закона, допущенные в ходе правоохранительной деятельности, могут сами по себе оказаться правонарушениями, влекущим дисциплинарную и уголовную ответственность.

В каждом отдельном случае начало деятельности правоохранительными органами должно иметь веский повод - сообщение о наличии преступления или другого правонарушения или необходимость предупреждения таковых. Во всех остальных ситуациях у правоохранительных органов нет права вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность частных и государственных органов.

Ее осуществляют в установленном законом строгом порядке. Любые отступления от этого порядка сами по себе могут являться правонарушением той или иной степени серьезности.

Обоснованные, законные решения, которые принимают подлежат к обязательному исполнению любыми гражданами и должностными лицами. Их неисполнение влечет санкции для правонарушителей. Они устанавливаются местным и государственным законодательством.

  • Тема 3. Правосудие и его демократические принципы
  • 1. Понятие правосудия и его отличительные признаки
  • 2. Понятие и система принципов правосудия
  • Тема 4. Судебная система (общие положения)
  • 1. Понятие и общая характеристика судебной системы Республики Беларусь
  • 2. Звено судебной системы и судебные инстанции
  • Тема 5. Действующая судебная система республики беларусь
  • 1. Конституционный Суд Республики Беларусь
  • 2. Районный (городской) суд – основное звено судебной системы
  • 3. Полномочия, состав и структура областного (Минского городского) суда
  • 4. Система и полномочия военных судов Республики Беларусь
  • 5. Верховный Суд Республики Беларусь
  • 6. Хозяйственные суды
  • Тема 6. Правовой статус судей
  • 1. Теоретические аспекты правового статуса судьи
  • 2. Права и обязанности судьи. Гарантии деятельности судьи
  • 3. Дисциплинарная ответственность судей. Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судьи Дисциплинарная ответственность судей
  • Приостановление и прекращение полномочий судьи. Отставка судьи
  • 4. Правовой статус народных заседателей
  • Тема 7. Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов
  • 1. Понятие организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов
  • 2. Роль Министерства юстиции и его органов в осуществлении организационного обеспечения деятельности судов
  • 3. Система органов самоуправления судей
  • Тема 8. Прокуратура республики беларусь
  • 1. Понятие и задачи прокуратуры Республики Беларусь. Направления деятельности прокуратуры
  • 1. Отрасли прокурорского надзора:
  • 3. Предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
  • 2. Принципы организации и деятельности прокуратуры
  • 3. Отрасли прокурорского надзора
  • 1) Надзор за исполнением законодательства.
  • 2) Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
  • 3) Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания.
  • 4. Система и структура органов прокуратуры
  • 5. Порядок назначения на должность и освобождения от должности прокуроров. Классные чины и дисциплинарная ответственность прокурорских работников
  • Тема 9. Органы предварительного следствия и дознания
  • 1. Задачи предварительного расследования и возбуждения уголовного дела
  • 2. Органы, уполномоченные законом осуществлять предварительное следствие
  • 3. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие дознание
  • Тема 10. Адвокатура
  • 1. Понятие адвокатуры. Цели, задачи и принципы деятельности адвокатуры Республики Беларусь
  • Право на юридическую помощь (ст. 4 Закона Республики Беларусь «Об адвокатуре») гарантировано государством всем, кто в ней нуждается, без какого-либо ограничения.
  • 2. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами
  • 3. Организация адвокатуры в Республике Беларусь
  • Республиканская коллегия адвокатов
  • 4. Правовой статус адвоката
  • Тема 11. Нотариат. Юридическая служба предприятия (организации)
  • 1. Понятие, задачи и значение нотариата в Республике Беларусь
  • 2. Понятие, принципы нотариальной деятельности в Республике Беларусь
  • 3. Компетенция и организация нотариата
  • Права нотариусов, уполномоченных должностных лиц (ст. 38 Закона):
  • 4. Понятие, задачи и организация деятельности юридической службы предприятия (организации)
  • 5. Роль юридической службы в обеспечении законности в организации
  • Тема 12. Юстиция зарубежных стран
  • 1. Основы судебной системы Российской Федерации
  • 2. Основы судебной системы Украины
  • 3. Основы судебной системы Великобритании
  • 4. Судебная система Германии
  • 5. Судебная система сша
  • Нормативные правовые акты
  • Литература
  • 2. Правоохранительная деятельность государства

    В развитие конституционного положения о правовом характере государственности (ст. 1 Конституции Республики Беларусь), ст. 2 Конституции закрепляет, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности».

    Ответственность государства за создание подобных условий обеспечивается эффективным функционированием системы государственных органов. Каждый из органов, являющихся составной частью данной системы, наряду с другими, более конкретными, задачами, в качестве основной цели своей деятельности декларирует обеспечение прав и свобод граждан, гарантированных им Конституцией Республики Беларусь. Законодательная, исполнительная и судебная власть в лице представляющих ее органов и должностных лиц действуют во благо индивида и всего общества в целом. Тем не менее, существует совокупность органов, специализирующихся исключительно на выполнении правоохранительной функции государства.

    Иными словами, в широком смысле – это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле слова – это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа. В дальнейшем мы будем говорить не правоохранительной деятельности вообще, а о правоохранительной деятельности, осуществляемой должностными лицами специально созданных правоохранительных органов на профессиональной основе.

    Осуществляемая государственными органами и учреждениями, правоохранительная деятельность является одной из форм государственной деятельности, в силу чего она обладает всеми признаками и свойствами государственной деятельности вообще. В то же время, можно выделить отличительные черты правоохранительной деятельности :

      базируется на детальной правовой регламентации (действует принцип «разрешено то, что прямо оговорено в законе» 8);

      осуществляется в точном соответствии с требованиями закона, как по форме, так и по содержанию (законом в полной мере урегулированы процедурные вопросы и система полномочий, выйти за пределы которых должностное лицо соответствующего государственного органа не вправе);

      реализуется системой специально созданных государственных органов и должностных лиц, управомоченных на ее осуществление;

      осуществляется, как правило, государственными служащими на профессиональной основе (за исключением, пожалуй, случаев участия народных заседателей в уголовном судопроизводстве);

      обеспечивается в полном объеме мерами государственного воздействия, в том числе мерами государственного принуждения.

    Таким образом, правоохранительная деятельность – это урегулированная нормами права деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц, осуществляемая, как правило, на профессиональной основе и направленная на предупреждение нарушений прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, общества и государства, восстановление нарушенных прав, обеспечение исполнения возложенных законом обязанностей, применение мер государственного воздействия к лицам, посягающим на охраняемые законом права и интересы.

    Правоохранительная деятельность однородна по своему содержанию, что предопределяет разнообразие органов, её осуществляющих. Законодательство не закрепляет круг тех организаций и учреждений, которые образуют систему правоохранительных органов. В юридической литературе также нет единства взглядов на данную проблему. Тем не менее, всеми учеными бесспорно признается ведущее место суда в осуществлении правоохранительной деятельности 9 . Мы придерживаемся позиции В. Н. Бибило, которая, употребляя формулировку «суд и иные правоохранительные органы», тем самым относит орган, осуществляющий правосудие, к правоохранительным органам, подчеркивая, что суд отвечает всем признакам правоохранительного органа, а то, что он входит в систему этих органов, отнюдь не умаляет его исключительности и важности как субъекта судебной власти 10 .

    Существующая в Республике Беларусь система правоохранительных органов построена в соответствии с предметом их компетенции. В перечень правоохранительных органов включаются различные элементы государственного аппарата. Мы назовем те из них, принадлежность которых к органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, не вызывает сомнений. Это такие органы, как суд, прокуратура, адвокатура, органы внутренних дел, органы государственной безопасности, нотариат, юридическая служба организации.

    Вышеперечисленные органы имеют ряд признаков, позволяющих именовать их правоохранительными :

    1. Правоохранительный орган действует на основе специально созданной нормативной базы, основу которой составляет Конституция Республики Беларусь. В идеале, структура, компетенция и другие вопросы деятельности правоохранительного органа следует определять с помощью законодательного регулирования (а не в подзаконных нормативных правовых актах), поскольку каждый подобный орган потенциально способен существенно вторгаться в сферу прав и свобод индивида.

    2. Правоохранительный орган в лице своих должностных лиц функционирует согласно процедурам, также закрепленным нормативно (как правило, в законе). Отступление от данного положения влечет соответствующую ответственность должностного лица, допустившего нарушения, а также признание его действий и их последствий незаконными, не влекущими юридических последствий для заинтересованных лиц.

    3. Правоохранительные органы обладают властными полномочиями. Действуя от имени государства, они наделены возможностью (отметим, что это не право, а обязанность должностного лица) принятия императивных (обязательных) решений и применения в соответствующих случаях мер государственного принуждения в зависимости от характера поведения лица и допущенного им нарушения закона.

    4. Правоохранительные органы объединяет общность целей и задач: частная превенция (предупреждение совершения правонарушений конкретным лицом, ранее допускавшим противоправное поведение), общая превенция (предупреждение совершения правонарушений всеми членами общества), восстановление нарушенного права; привлечение правонарушителей к ответственности с применением мер ее реализации.

    Обобщая вышесказанное, правоохранительные органы – структурный элемент механизма государства, система специализированных государственных органов, действующих на основе и во исполнение закона, призванных осуществлять защиту прав и охраняемых интересов путем использования предоставленных властных полномочий, в том числе мер государственного принуждения.

    При рассмотрении понятия «правоохранительные органы» следует обратить внимание на термин «органы юстиции», поскольку иногда они употребляются в качестве синонимов. Юстиция (лат. justitia – «справедливость, законность») – термин, который употребляется в нескольких смыслах: 1) в широком смысле обозначает правосудие вообще; 2) в более узком – совокупность судебных учреждений, 3) может обозначать Юстицию – римскую богиню, изображавшуюся с весами и мечом в руках, и с повязкой, закрывающей глаза 11 .

    Исходя из этого, под органами юстиции в узком смысле слова понимается система учреждений, осуществляющих правосудие (то есть система судов). Широкое понимание слова «органы юстиции» предполагает, кроме судов, также органы, осуществляющие организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Ввиду того, что в основном данные функции реализуются Министерством юстиции Республики Беларусь (далее по тексту – Минюст), к органам юстиции также иногда относят адвокатуру и нотариат, поскольку организационное обеспечение адвокатской и нотариальной деятельности также возложено на Минюст.

    В теории и практике отсутствует также единое понимание термина «органы уголовной юстиции». В советский период наиболее распространенной была точка зрения, согласно которой под органами уголовной юстиции подразумевались органы внутренних дел, прокуратуры и суда, а также, реже, – органы государственной безопасности 12 . Относительно принадлежности судов к системе органов уголовной юстиции имеются различные точки зрения. Одни авторы по-прежнему относят их к органам уголовной юстиции 13 , другие считают, что суды являются носителями судебной власти и по этой причине в систему органов уголовной юстиции входить не могут 14 . По мнению В.Н. Кудрявцева, систему органов уголовной юстиции образуют: 1) органы предварительного расследования; 2) органы прокуратуры (как при осуществлении следствия, так и в ходе надзора за законностью в деятельности органов дознания и предварительного следствия, а также органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо при поддержании обвинения в суде); 3) суды при рассмотрении уголовных дел 15 .

    Функционирование правоохранительного органа (его правоохранительная деятельность) находит свое объективное выражение в тех основных функциях , которые возложены на правоохранительный орган законом (либо иным нормативным правовым актом), для реализации которых он создавался.

    Исходя из особой значимости суда в системе органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, функция осуществления правосудия также приоритетна, поскольку в любом из своих проявлений означает, прежде всего, защиту прав и свобод лица, общества, государства, закрепленных законом.

    Правоохранительный орган может осуществлять только одну правоохранительную функцию (например, суд осуществляет правосудие), либо несколько функций (так, органы внутренних дел осуществляют и оперативно-розыскную деятельность, и расследование преступлений). В то же время, определенную правоохранительную функцию имеют право осуществлять только определенные органы (функцию прокурорского надзора осуществляют только органы прокуратуры). Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов (оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами государственной безопасности).

    Исходя из общности выполняемых правоохранительными органами целей и задач, правоохранительные функции тесно взаимосвязаны. На схеме 2 правоохранительные функции мы сформулируем исходя из предложенной нами выше системы органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, подчеркнув при этом особую важность и значимость функции осуществления правосудия.

    Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.

    В ст. 2 Конституции России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан. Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.

    Таким образом, можно говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле - это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле - это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа.

    Поэтому государство создает специальные органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Данные органы имеют ряд признаков, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было считать правоохранительным:

    1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специально посвященный задачам, организации и деятельности этого органа.

    2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

    3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

    4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

    Традиционно к правоохранительным органам относят суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы юстиции. В последние годы, в связи с развитием системы правоохранительных органов, к ним прибавились таможенные органы, органы обеспечения безопасности, налоговой службы, налоговой полиции.

    Некоторые авторы относят к правоохранительным органам и такие негосударственные организации, как адвокатура, частные охранные и детективные службы. В тоже время, хотя адвокатура, частные охранные и детективные службы играют значительную роль в защите охраняемых интересов граждан и организаций, они не обладают теми признаками, которые были указаны выше, и в первую очередь не имеют права применять меры принуждения. К тому же в ст. 1 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" прямо указано, что граждане, осуществляющие частную охранную и детективную деятельность, не обладают статусом сотрудника правоохранительного органа. Существует и мнение, что суд в силу своего исключительного положения в государстве не относится к правоохранительным органам. Однако такое суждение не находит достаточной поддержки. Суд отвечает всем перечисленным признакам правоохранительного органа, а то, что он входит в систему этих органов, отнюдь не умаляет его исключительности и важности как субъекта судебной власти.

    Правоохранительная деятельность является многообразной и выражается в основных функциях (направлениях). Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор.

    Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность.

    Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности, и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Ряд функций тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.

    Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

    Занимая важнейшее место среди направлений правоохранительной деятельности правосудие обладает рядом специфических признаков.

    1. Правосудие осуществляется только указанными в законе способами, а именно:

    * рассмотрением гражданских дел;

    * рассмотрением уголовных дел;

    * рассмотрением административных дел.

    2. Правосудие реализуется с соблюдением особого порядка (процедуры), который установлен процессуальным законодательством.

    3. Правосудие осуществляется только особым органом-судом.

    История развития правоохранительных органов показала, что сосредоточение в одном органе нескольких правоохранительных функций, отрицательно сказывается на законности его деятельности. Поэтому в последние годы наблюдается процесс рассредоточения правоохранительных функций между различными органами. Так, функция исполнения судебных решений по уголовным делам, по которым назначено наказание в виде лишения свободы, передана из ведения МВД РФ в Министерство юстиции РФ. Неоднократно ставился вопрос о выделении следственного аппарата из прокуратуры, МВД, ФСБ и ФСНП и создании самостоятельного ведомства, занимающегося только предварительным следствием.

    Таким образом, правоохранительные органы - это такие государственные органы и общественные организации, которые всей своей деятельностью на основе закона, в соответствующих формах и на демократических принципах призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять государственное принуждение или общественное воздействие к лицам, нарушившим законность и правопорядок.

    Смотрите также:

    Правоохранительная деятельность

    Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы жизни общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособости и охрана государственной безопасности страны, а также выполнение других важных функций - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

    Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов.

    Для подавляющего большинства государственных органов диапазон их деятельности не замыкается, естественно, на решении названных, хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач - задач непосредственной охраны законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями.

    У них на первом плане другие задачи - решение текущих и перспективных вопросов хозяйственного строительства, культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т.д. Некоторые функции по охране законности и правопорядка они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач.

    Специально обеспечением законности и правопорядка занимается значительно меньший круг органов, те, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли. Их уже давно принято именовать органами охраны правопорядка (нередко их называют и органами охраны общественного порядка), т.е. органами, которые призваны охранять обусловленный экономическими и социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РК, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, казахстанских граждан и иных лиц, проживающих в РК.

    Весьма близко к понятию органов охраны правопорядка примыкает понятие правоохранительных органов. Эти понятия весьма схожи, но не идентичны. Круг органов, обозначаемых ими, не совпадает. Не все органы охраны правопорядка можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова.

    Чтобы четко усвоить суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных государственных органов к числу правоохранительных, весьма важно уяснить признаки деятельности, получившей в определенной мере условное и признаваемое не всеми, но уже ставшее привычным для многих наименование - "правоохранительная деятельность".

    В соответствии с существующими доктринальными разработками рассматриваемый вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков.

    Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом. Среди мер юридического воздействия важное место отводится мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных законом пределах.

    Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона. Только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания.

    В-третьих, характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. Во всяком случае для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правила, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным, а также иные негативные последствия, в том числе при определенных условиях - для должностного лица, допустившего нарушение.

    Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности считается то, что ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими - по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.

    С учетом сказанного можно определить понятие того, что принято считать правоохранительной деятельностью. Как видно по приведенным признакам и их краткой характеристике, к ней следовало бы относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

    При характеристике понятия правоохранительной деятельности важно иметь в виду, что в наши дни существует довольно распространенная тенденция вкладывать в него разное и нередко крайне ограниченное содержание. К примеру, по разумению одних такая деятельность - это лишь то, что делается компетентными государственными органами в сфере борьбы с преступлениями (другими словами, ставится знак равенства между понятием правоохранительной деятельности и понятием борьбы с преступностью), для других - это борьба и с преступлениями, и иными правонарушениями, а для третьих - это то, что принято называть поддержанием общественного порядка (патрулирование в общественных местах, контроль за правильным проведением массовых мероприятий - демонстраций, митингов, пикетирования, применение специальных средств для усмирения «разбушевавшейся толпы и т.д.).

    Столь упрощенный подход нельзя признать правильным, поскольку он существенно искажает суть рассматриваемого вида государственной деятельности и используется для «обоснования» весьма спорных суждений о том, какие органы следовало бы считать правоохранительными.

    Сторонники такого подхода не хотят видеть, что сфера охраны право значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка. Право должно охраняться не только от подобных явно недопустимых актов беззакония или антиобщественных явлений. Но не нужно забывать, что в не меньшей мере недопустимыми являются также все и всякие иные проявления противоправности, попытки недозволенно ограничивать, злонамеренно ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали - казахстанскому гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, какому-то должностному лицу, предпринимателю или коммерсанту, государственной или негосударственной организации. Все это и ему подобное должно пресекаться не менее решительно, чем преступления или нарушения порядка в общественных местах, а его негативные последствия устраняться или исправляться. В противном случае рассуждения о законности и правопорядке - пустой звук. Чтобы такое не случилось или не приобрело значительных масштабов - и нужна деятельность, именуемая правоохранительной в широком смысле этого слова.

    Решение компетентного органа о восстановлении на работе человека, уволенного не в результате преступных «происков», а по ошибке или недоразумению, о возмещении вреда, причиненного по неосторожности, о возложении обязанности выполнить условия договора, к примеру, об издании какой-то книги, о лишении родительских прав того, кто не уделяет необходимого внимания своему ребенку, о выплате денежного содержания престарелым родителям, о признании противоречащим Конституции РК закона, ущемляющего основные права и свободы гражданина и человека, и т.д. и т.п. Все меры подобного рода не менее важны для обеспечения законности и правопорядка, чем борьба с преступностью или так называемыми несанкционированными массовыми «мероприятиями». Такие меры тоже представляют собой охрану права с помощью юридических средств. И их совокупность - неотъемлемый компонент правоохранительной деятельности.

    Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, пока что в законодательном порядке однозначно не решен. Но это не значит, что у нее нет своих задач. Они есть, и о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов.

    Республика Казахстан в Конституции РК от 30 августа 1995 года объявляет себя правовым, демократическим государством, высшей ценностью в котором является человек, его жизнь, права и свободы. Указанные императивные нормы Основного Закона должны каким-то образом обеспечиваться. Соответственно эта норма реализуется целым комплексом мер, как политическими, экономическими, организационными, и в том числе правоохранительными, которые направлены на защиту, восстановление нарушенных прав физического, либо юридического лица, а так же предупредительные меры, направленные на устранение причин, способствующих возникновению и осуществлению преступления. Сам термин «правоохранительные», говорит о том, что органы, носящие такое название «охраняют права», права человека, права организации, и права государства в целом. На данный момент, после достаточно плодотворной, законотворческой работы государственных органов, в частности Парламента РК, а так же правовой реформы, создана достаточно широкая правовая база, для функционирования правоохранительной системы. Существует целый ряд правоохранительных органов, которые осуществляют свою деятельность согласно своей отрасли.

    Основной законы страны, Конституция РК, устанавливает общие принципы, которые лежат в основе всех принимаемы и осуществляемых государством мер, по достижению поставленных целей. Соответственно принципы, закрепленные в Конституции РК так же находят свою реализацию в других нормативных правовых актах. Понятно, что одной из целей правоохранительной системы в целом, является обеспечение защиты и безопасности национальных интересов как от посягательств из вне, так и изнутри самого государства. По мнению некоторых исследователей именно защита интересов гражданина и государства изнутри, будет создавать относительную безопасность от посягательства с наружи, так как благополучное существование государства и его граждан, будет способствовать сплоченности всех институтов власти и самого общества. Правоохранительная система обязана обеспечить защиту интересов гражданина и государства. Если в соответствии с Конституцией РК основной ценностью в Казахстане является человек, его жизнь, права и свободы, то защита интересов гражданина, приоритетней защиты интересов государства, однако, защита интересов всех граждан в целом, будет реализовываться защитой интересов государства в целом. Формулировка интересы государства, либо государственная безопасность на данный момент в Казахстанском законодательстве не применяется, а используется термин «национальная безопасность». Комплекс мер по обеспечению национальной безопасности страны, подразумевает достаточно деятельное участие правоохранительной системы в целом. Нормативным актом, определяющим и устанавливающим комплекс мер по обеспечению национальной безопасности, является Закон РК, от 26 июня 1998 г. N 233-1 «О национальной безопасности Республики Казахстан». Согласно ст.1 данного Закона, национальная безопасность Республики Казахстан - состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз. Итак, данная норма Закона, определяет целостное понятие национальной безопасности. Интересным так же является и то, что действия данного закона имеют определенные объекты действия, то есть тот, чья безопасность осуществляется. Согласно также ст.1 этого закона, объектами национальной безопасности являются личность, ее права и свободы, общество, его материальные и духовные ценности, государство, его конституционный строй, независимость и территориальная целостность. Итак, ст.4 Конституции РК находит отклик в данной норме. Те принципы, на основе которых и осуществляются мероприятия по обеспечению национальной безопасности, соответственно должны применяться правоохранительной системой. Согласно си. 3 вышеназванного Закона, принципами обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан являются: соблюдение законности при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности; оперативное взаимное информирование и согласованность действий сил обеспечения национальной безопасности, единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов национальной безопасности, приоритетность политических, экономических и информационных мер, взаимная ответственность личности, общества и государства, контроль за реализацией всей совокупности действий по защите национальной безопасности.

    На первый взгляд отсутствуют признаки того, что правоохранительная система каким либо непосредственным образом осуществляет защиту интересов личности, согласно этих принципов. Однако при более детальном их рассмотрении видно, что эти принципы напрямую касаются защиты интересов и прав личности. Однако же национальные интересы так же должны посредством правоохранительной системы каким-либо образом затрагиваться. Так, согласно ст.4 Закона национальными интересами Республики Казахстан являются: обеспечение прав и свобод человека и гражданина, сохранение общественного согласия и политической стабильности в стране экономическое развитие на благо всего народа Казахстана, воспитание казахстанского патриотизма и укрепление единства народа Казахстана, сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей казахстанского общества незыблемость конституционного строя Республики Казахстан, в том числе государственной независимости, унитарного устройства и президентской формы правления, целостности, неприкосновенности государственной границы и не отчуждаемости территории страны, устойчивое функционирование государственных институтов, укрепление и повышение эффективности их деятельности, обеспечение оснащенности и боевой готовности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка, развитие международного сотрудничества на основе партнерства. Итак, во главе перечня стоят интересы человека, его права и свободы. Указанные принципы, аналогичным образом закрепляются и раскрываются в нормативных актах, непосредственно регулирующих деятельность правоохранительных органов, и все эти акты так же должны основываться и соответствовать Конституции РК. Правовая основа деятельности правоохранительных органов достаточно важна для реализации Конституционных принципов, целей и задач, поставленных перед правоохранительными органами. Правоохранительными органами по действующему законодательству РК являются: Служба охраны Президента РК, Комитет Национальной Безопасности РК, Органы внутренних дел, Таможенные органы, Органы Финансовой полиции, Прокуратура, Органы военной полиции, Органы противопожарной службы, Органы чрезвычайной ситуации. Соответственно каждый из перечисленных органов действует в направлении своей отрасли и целевым назначением.

    Служба охраны Президента РК. Указанный правоохранительный орган создан Указом Президента РК, имеющий силу закона, от 3 октября 1995 г. N 2483 О Службе охраны Президента Республики Казахстан (с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 08.12.95 г. N 2674; Законами РК от 16.05.97 г. N 110-1;от 19.06.97 г. N 134-1; от 30.06.97 г. N 140-1; от 10.10.01 г. N 247-1) .Служба охраны Президента Республики Казахстан как государственный орган есть непосредственно подчиненное Президенту республики специальное воинское формирование, предназначенное постоянно обеспечивать безопасность Президента Республики Казахстан, экс-президента и по перечню, утверждаемому Президентом, иных должностных лиц государства, а также глав государств, правительств иностранных государств и руководителей международных организаций на период их пребывания на территории Республики Казахстан (далее по тексту - охраняемые лица). Служба охраны Президента Республики Казахстан является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, печати, штампы, счета в банках, в том числе валютные. Из данных указаний Указа Президента видно, что данный орган является юридическим лицом, в организационно-правовой форме учреждение, созданное для осуществления специализированных задач. Соответственно Указ содержит перечень поставленных перед данным правоохранительным органом целей и задач. В соответствии со ст. 2 Задачами Службы охраны Президента являются: обеспечение личной безопасности охраняемых лиц, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, направленных против жизни, здоровья, прав, свобод, достоинства личности и собственности охраняемых лиц, охрана собственности, обеспечение общественного порядка и безопасности в служебных помещениях и других местах пребывания охраняемых лиц, прогнозирование и выявление угроз охраняемым лицам и объектам охраны, осуществление комплекса оперативных мер по их предупреждению и нейтрализации. Приведенные в Указе задачи достаточно важны, в связи с чем данному органу предоставляются достаточно широкие полномочия, однако при осуществлении свой деятельности Служба охраны Президента РК обязана руководствоваться принципами, которые закреплены в данном Указе. Деятельность Службы охраны Президента Республики Казахстан строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека и профессиональной этики. Служба охраны Президента Республики Казахстан решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, должностными лицами, организациями и отдельными гражданами. Как и любой правоохранительный орган, Служба охраны Президента имеет свою структуру. Деятельность Службы охраны Президента Республики Казахстан подразделяется на оперативно-розыскную деятельность и оперативно-постовую деятельность, каждая из которых осуществляется соответствующими структурными подразделениями Службы охраны Президента Республики Казахстан. Руководство Службой охраны Президента Республики Казахстан осуществляется начальником Службы охраны Президента Республики Казахстан, назначаемым на должность, освобождаемым от должности и увольняемым с военной службы Президентом Республики Казахстан. Основными задачами оперативно-розыскной деятельности Службы охраны Президента Республики Казахстан являются выявление, предупреждение и пресечение преступлений, посягающих на жизнь, здоровье, права, свободы, личное достоинство и собственность охраняемых лиц, а также организация и осуществление розыска лиц в случаях, предусмотренных законодательством. Основными задачами оперативно-постовой деятельности Службы охраны Президента Республики Казахстан являются охрана главы государства и иных охраняемых лиц, обеспечение общественного порядка и безопасности в служебных помещениях и других местах их пребывания, предупреждение и пресечение противоправных действий, посягающих на жизнь, права, свободы, личное достоинство и собственность охраняемых лиц. В состав оперативно-постовой службы входят личная и выездная охрана, охрана на трассе проезда охраняемого лица, постоянная охрана объектов в местах работы, городского и загородного места жительства и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач. Перечни охраняемых лиц и объектов собственности Республики Казахстан, подлежащих обязательной охране, утверждаются Президентом Республики Казахстан. Служба охраны Президента Предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, посягающие на жизнь, здоровье, права, свободы, личное достоинство и собственность охраняемых лиц; выявлять обстоятельства, способствующие их возможному совершению, и в пределах своих прав принимать меры к их устранению. Оказывать помощь охраняемым лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни. Принимать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о готовящихся преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной безопасности охраняемых лиц или общественной безопасности в служебных помещениях и других местах их пребывания; своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством. Оказывать иным правоохранительным органам содействие в выявлении и розыске лиц, совершивших преступления против жизни, здоровья, прав, свобод, личного достоинства и собственности охраняемых лиц, а также в производстве отдельных процессуальных действий. Обеспечивать общественный порядок и безопасность в служебных помещениях и других местах пребывания охраняемых лиц. Обеспечивать безопасность передвижения охраняемых лиц на всех видах транспорта, соблюдать и контролировать соблюдение установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности движения автомобильного и других транспортных средств, выделяемых для передвижения охраняемых лиц. Принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению охраняемых лиц и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране личного имущества охраняемых лиц и иного имущества, подлежащего охране и оставшегося без присмотра; участвовать в соответствии с законом в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в отношении охраняемых лиц в случае их введения на территории Республики Казахстан или в отдельных местностях, а также в проведении карантинных мероприятий в отношении охраняемых лиц во время эпидемий и эпизоотий. Обеспечивать безопасность системы президентской связи с целью недопущения информационной изоляции главы государства. Возмещать в установленном порядке гражданам, предприятиям, организациям и учреждениям ущерб, причиненный в связи с использованием в служебных целях их средств связи, транспорта и помещений.

    Службе охраны Президента Республики Казахстан для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право: Организовывать и проводить охранные, режимные, оперативно-розыскные и иные мероприятия в соответствии с действующим законодательством. Вносить предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, посягающих на жизнь, здоровье, права, свободы, личное достоинство и собственность охраняемых лиц. Использовать на договорной основе служебные помещения организаций, воинских формирований, а также жилые и другие помещения граждан, их транспортные средства, связь и иное имущество. Запрашивать в установленном порядке и получать от министерств, государственных комитетов, иных центральных исполнительных органов, а также расположенных на территории Республики Казахстан организаций, независимо от форм собственности, и воинских формирований информацию, необходимую для выполнения возложенных задач. Осуществлять в зданиях, строениях, сооружениях и на прилегающих к ним территориях, находящихся в ведении государственных органов, а также в местах постоянного и временного пребывания охраняемых лиц санитарно-гигиенический, экологический, радиационный и противоэпидемический контроль. Обеспечивать собственную безопасность. Разрешать сотрудникам Службы охраны Президента, прошедшим специальную подготовку, хранение, ношение табельного оружия и специальных средств. Командировать за пределы республики сотрудников для организации и проведения охранных мероприятий. Осуществлять на договорной основе подготовку и повышение квалификации кадров в учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, находящихся в ведении Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, а также в учебных заведениях других государств, в том числе и специальных. Обеспечивать эксплуатацию и техническое обслуживание находящихся на балансе объектов, организовывать на них санитарно-гигиенический, экологический и противоэпидемический контроль.

    Поощрять граждан за заслуги в обеспечении безопасности охраняемых лиц, представлять их в установленном законодательством порядке к государственным наградам Республики Казахстан. Привлекать граждан Республики Казахстан на добровольных началах в качестве внештатных оперативных сотрудников Службы охраны Президента Республики Казахстан.

    Привлекать при необходимости в установленном порядке для участия в охранных мероприятиях силы и средства Министерства внутренних дел, Комитета национальной безопасности, Республиканской гвардии и других специализированных воинских подразделений Республики Казахстан. В решении вопросов обеспечения безопасности охраняемых лиц Служба охраны Президента Республики Казахстан является организующим и координирующим органом. Итак из данного перечня структуры, прав, обязанностей видны достаточно широкие и особые полномочия Службы охраны Президента РК.



    Просмотров