Система военных судов рф, их полномочия. Система военных судов, особенности Военные суды их характеристика и компетенция

Система военных судов Российской Федерации и их полномочия в настоящее время определяются правовыми нормами, содержащимися в главе II Федерального конституционного закона Российской Федерации «О военных судах Российской Федерации».

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. То есть они, в отличие от общих судов, организованы не применительно к административно-территориальному делению страны, а в соответствии с устройством и дислокацией Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Они располагаются в открытых для свободного доступа местах. Никакой военный суд не может быть упразднён, если отнесённые законом к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В случае, если воинская часть или воинское формирование дислоцируется за пределами Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В процессуальном отношении система военных судов включает три звена – гарнизонные военные суды, окружные (флотские) военные суды и Военную коллегию Верховного суда Российской Федерации. В определенных ст. 9 Закона о военных судах случаях решения, принятые военными судами и Военной коллегией, могут быть предметом рассмотрения Кассационной коллегии или Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Основным звеном системы военных судов являются гарнизонные военные суды, которые рассматривают подавляющее большинство дел и материалов, отнесенных законом к компетенции военных судов. Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Суды этого звена системы военных судов наиболее доступны для военнослужащих и теснее других судов связаны с воинскими частями.

Ст. 22 Закона о военных судах определяет категории дел, подлежащие рассмотрению и разрешению по первой инстанции в гарнизонном воен­ном суде, а также устанавливает, что гарнизонный военный суд:

1. рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и поста­новлений, принятых им и вступивших в силу;

2. принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну пе­реписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища;



3. рассматривает жалобы на действия (бездей­ствие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, которые установлены федеральным уголовно-процессуальным законом.

Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Полномочия окружного (флотского) военного суда определены в ст. 14 Закона о военных судах. Здесь определены категории дел подсудные судам этого звена системы военных судов (вопросы подсудности дел окружному (флотскому) военному суду рассматриваются в следующем параграфе). Кроме того, в отличие от гарнизонных военных судов, эти суды являются судами не только первой, но и кассационной, а также надзорной инстанции.

Окружной (флотский) военный суд является судом кассационной инстанции по отношению к гарнизонным военным судам. Он рассматривает дела по жалобам и протестам (представлениям) на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.

Суды этого звена являются и судами надзорной инстанции по отношению к гарнизонным военным судам. Президиум окружного (флотского) военного суда в соответствии с п. 3 ст. 14 Закона о военных судах рассматривает дела по протестам (представлениям) на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу. Кроме того, этот же суд рассматривает дела по протестам (представлениям) на определения и постановления окружного (флотского) военного суда, вступившие в силу.

Полномочия Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации определены в ст. 9 Закона о военных судах. Военная коллегия действует в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанции, а также рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров, принятых ею ранее и вступивших в силу.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда кассационной инстанции рассматривает дела по жалобам и протестам (представлениям) на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.

В качестве суда надзорной инстанции Военная коллегия рассматривает дела по протестам (представлениям) на приговоры, решения, определения и постанов­ления военных судов, вступившие в силу.

Военная коллегия рассматривает дела по вновь открывшимся обстоя­тельствам, в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

Решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятие ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, по жалобам и протестам (представлениям) в кассационном порядке рассматривает Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации. Право участников процесса на обжалование в кассационном порядке судебных решений и полномочия прокурора на принесение кассационного представления на незаконное и необоснованное решение суда в гражданском и уголовном судопроизводстве определены соответственно в ст. 336 ГПК РФ и в ст. 354 УПК РФ.

Вступившие в законную силу судебные решения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, а также соответствующие акты военных судов, в соответствии с процессуальным законодательством могут быть пересмотрены лишь по жалобам и представлениям тех лиц, которым такое право предоставлено законом.

Так, в соответствии со ст. 406 УПК РФ пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу приговоров, определе­ний и постановлений суда по уголовному деду допускается при жалобе осужденного, оправданного, их защитников или законных представителей, потерпевшего, его представителя, а также при представлении прокурора, поданных в установленном законом порядке.

В дальнейшем в соответствии со ст. 406 УПК РФ надзорные жалоба или представление рассматриваются судом надзорной инстанции в течение 30 суток со дня их поступления. В необходимых случаях судья, рассматривающий надзорные жалобу или представление, вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело для разрешения надзорных жалобы или представления.

Изучив надзорные жалобу или представление, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления;

2) о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с уголовным делом, если оно было истребовано.

При этом закон допускает, что председатель окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда Российской Федерации либо его заместители вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. В этом случае он отменяет такое решение и выносит постановление, согласно названного выше пункта 2.

В целом аналогичным образом, хотя и в несколько более усложненной, детализированной процедуре, регламентированы полномочия соответствующих лиц при принесении жалоб и представлений на вступившие в законную силу судебные решения и в ГПК РФ (ст. 376-384).

Наряду с этим следует отметить, что статья 11 (ч. 2 п.1,2) Закона о военных судах наделяет председателя Военной коллегии полномочиями приносить протесты (т. е. нынче – представления):

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, вступившие в законную силу;

В Военную коллегию и президиумы окружных (флотских) военных судов на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу.

В соответствии со ст. 19 Закона о военных судах председатель окружного (флотского) военного суда приносит протесты на решения, приговоры, определения и постановления соответствующих гарнизонных военных судов и окружных (флотских) военных судов, вступившие в силу.

Право пересмотра вступивших в силу решений, приговоров, определений и постановлений Военной коллегии принадлежит Президиуму Верховного Суда Российской Федерации.

Вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления военных судов вправе пересматривать соответствующие вышестоящие судебные учреждения (см. ст. 403 УПК РФ, ст. 377 ГПК РФ). Дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, вступивших в силу, рассматриваются тем же военным судом, который их принимал (ст. 9, 14, 22 Закона о военных судах).

Глава II Закона о военных судах определяет также и полномочия должностных лиц, возглавляющих соответствующие суды или их структурные подразделения.

Закон о военных судах следующим образом определяет внутреннюю структуру Военной коллегии и военных судов.

Военная коллегия Верховного Суда образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда Российской Федерации, входящих в Военную коллегию. В Военной коллегии могут быть образованы судебные составы.

Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, заместителей председателя - председателей судебных коллегий и судебных составов и других судей. В окружном (флотском) военном суде имеются президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

В гарнизонном военном суде, который образуется в составе председателя, его заместителей и других судей, внутренних подразделений, обладающих разными процессуальными полномочиями, не имеется.

Статус судей военных судов и Военной коллегии определяется так же, как и статус судей общих судов, но имеет ряд особенностей, установленных Законом о военных судах.

Состав Военной коллегии и военных судов при рассмотрении судебных дел регулируют ст.ст. 10 , 15 , 23 Закона о военных судах.

Выполняя возложенные законом полномочия, окружной (флотский) военный суд в первой инстанции рассматривает дела в следующем составе: гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей; уголовные дела рассматривают коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, а также жалобы и протесты на решения гарнизонных военных судов об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора, принятые ими решения, коллегией, состоящей из трех судей. Окружной (флотский) военный суд рассматривает на заседаниях президиума дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции.

Гарнизонный военный суд рассматривает подсудные ему уголовные, гражданские и административные дела в составе одного судьи либо коллегии, состоящей из трех судей, в случаях указанных в законе.

Судья гарнизонного военного суда единолично принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, а также рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и в порядке, которые установлены федеральным уголовно-процессуальным законом.

Глава 3. Понятие, содержание и основные положения научной организации труда в военном суде

Судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других вой­сках, воинских формированиях и федеральных органах испол­нительной власти, в которых федеральным законом предусмот­рена военная служба, осуществляют военные суды.

Военные суды относятся к третьему звену судебной си­стемы, хотя и сами подразделяются на три уровня, которые в совокупности и взаимосвязи образуют систему военных судов. Первый составляют гарнизонные военные суды. Ко второму относятся окружные (флотские) военные суды и к третьему - Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Гарнизонные военные суды действует на территории, где дис­лоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они обра­зуются в составе председателя, его заместителей и других судей.

Окружные (флотские) военные суды действуют на террито­рии одного или нескольких субъектов Российской Федерации, где дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они состоят из председателя, его заместителей, а также других судей. Возможна должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда; могут быть образованы судебные коллегии и(или) судеб­ные составы.

Военная коллегия Верховного Суда РФ является частью Верховного Суда РФ со всеми вытекающими из этого обстоя­тельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком назначения судей.

Количество военных судов и численность судей устанавли­ваются Верховным Судом РФ. Все военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Воору­женных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (территориальный принцип). Когда воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дисло­цируются за пределами Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это пред­усмотрено международным договором Российской Федерации.

Создаются и упраздняются военные суды федеральным за­коном. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

В судебную систему России входят военные суды, которые являются федеральными судами общей юрисдикции. Вопросы организации и деятельности системы военных судов в РФ регулируются Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Статья 7 Федерального конституционного закона «О военных судах РФ» и процессуальное законодательство определяют подсудность дел военным судам. Военные суды рассматривают:

гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Все иные гражданские дела, в т.ч. по искам военнослужащих, подсудны другим судам общей юрисдикции.

уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы (далее - «военнослужащие»).

Исключение из общего правила разграничения компетенции между военными и другими судами общей юрисдикции предусмотрено ч. 4 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах РФ», согласно которому военным судам, дислоцирующимся за пределами территории России, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.

В систему военных судов входят три звена:

гарнизонные военные суды;

окружные (флотские) военные суды;

Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального конституционного закона «О военных судах РФ» в случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории России, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором РФ.

Первое звено в системе военных судов - это гарнизонный военный суд. Он действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.



Гарнизонный военный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности вышестоящих военных судов, т.е. окружного (флотского) военного суда и Верховного Суда РФ, а также дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им и вступивших в силу, т.е. по существу те же дела, что отнесены к подсудности районных судов, только в отношении военнослужащих. Кроме того, уголовные и гражданские дела, подсудные мировым судьям, в отношении лиц, обладающих статусом военнослужащего, также рассматриваются единолично судьями гарнизонных военных судов, так как в системе военных судов создание мировой юстиции не предусмотрено законом. Соответственно решения, принятые судьями гарнизонных военных судов по таким делам, могут быть обжалованы в кассационном порядке в окружной (флотский) военный суд.

Кроме того, судьи гарнизонных военных судов единолично рассматривают материалы и принимают решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы в отношении военнослужащих, а также рассматривают жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих.

Окружной (флотский) военный суд является вторым звеном в системе военных судов. Он действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ других войск, воинских формирований и органов.

Его компетенция по существу аналогична компетенции общегражданского суда областного звена с учетом специфики персональной подсудности дел военным судам. Окружной (флотский) военный суд осуществляет правосудие в качестве суда первой инстанции, кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Окружному (флотскому) военному суду подсудны по первой инстанции:

уголовные дела в отношении военнослужащих о тех же преступлениях, что подсудны общегражданским областным, краевым судам и другим судам соответствующего звена (ч.3 и 6 ст. 31 УПК РФ);

гражданские дела, связанные с государственной тайной.

В состав окружного (флотского) военного суда входит президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы (ст. 13 Федерального конституционного закона «О военных судах РФ»).

Высшим звеном в системе военных судов, как и в системе судов общей юрисдикции вообще, является Верховный Суд РФ, в составе которого образована Военная коллегия. Она уполномочена в объеме, установленном процессуальным законом, выполнять функции всех судебных инстанций, т.е. может выступить судом первой инстанции, второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Военная коллегия рассматривает в качестве суда первой инстанции:

гражданские дела об оспаривании нормативных и ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих;

уголовные дела в отношении судей военных судов по их ходатайствам, заявленным до начала судебного разбирательства.

Военная коллегия рассматривает в кассационном порядке дела по жалобам и представлениям на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу. В порядке надзора Военной коллегии подсудны дела по жалобам и представлениям на решения военных судов, вступивших в законную силу. Решения, принятые Военной коллегией, могут быть обжалованы в Кассационную коллегию и Президиум Верховного Суда РФ соответственно в кассационном и надзорном порядке.

В состав Военной коллегии входят председатель, его заместитель, председатели судебных составов и другие судьи Верховного Суда РФ.

ВОЕННЫЕ СУДЫ

Нормативная основа: ст. 4 и 22 ФКЗ «О судебной системе», ФКЗ «О военных судах в РФ» от 23.06.99 г. (с изменениями), нормы процессуальных кодексов.

Эти суды являются федеральными судами общей юрисдикции , осуществляющими судебную власть в Вооруженных силах РФ, в других войсках и воинских формированиях, а также в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба.

Военные суды образуются по месту дислокации воинских частей и учреждений, и располагаются в открытых для свободного доступа местах.

Общая подсудность дел военным судам:

1. уголовные дела о преступлениях , в совершении которых обвиняются военнослужащие и лица, проходящие военные сборы, а так же лица, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы, если преступления были ими совершены в период прохождения службы или сборов.

2. дела об административных правонарушениях , совершенных военнослужащими и лицами, проходящими военные сборы.

3. гражданские и административные дела по искам и жалобам военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы о нарушении их прав, свобод и законных интересов органами военного управления или воинскими должностными лицами.

4. жалобы на действия, бездействие и решения военных прокуроров, следователей и дознавателей по уголовным делам, расследуемым в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы.

5. о заключении под стражу военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, а также о продлении сроков содержания под стражей .

6. об ограничении некоторых конституционных прав и свобод (на неприкосновенность жилища, тайну переписки, переговоров и сообщений) в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы.

7. лица, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы вправе подать в военный суд иск или жалобу на действия, бездействие или решения органов военного управления или воинских должностных лиц, если нарушение их прав, свобод и законных интересов произошло в период прохождения службы или сборов и т.д.

Система военных судов, их состав и компетенция.

Первым звеном являютсягарнизонные военные суды.

Состав : председатель суда, его заместители и другие судьи.

Компетенция :

1) по 1-ой инстанции эти суды рассматривают большинство гражданских, уголовных и административных дел, подведомственных военным судам, кроме тех, которые отнесены к компетенции вышестоящих военных судов, а также все дела об административных правонарушениях.

2) рассматривают жалобы на военных прокуроров, следователей и дознавателей, материалы об ограничении некоторых конституционных прав и свобод, решают вопросы о заключении под стражу подозреваемых и обвиняемых и о продлении сроков содержания под стражей.

Вторым звеном являютсяокружные (флотские) военные суды.

Состав : такой же, как в гарнизонных военных судах.

Структура:

* Президиум

* могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы

Компетенция:

а) судебные коллегии (судебные составы) по 1-ой инстанции рассматривают:

q гражданские дела, связанные с государственной тайной;

q заявления о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумные сроки или на исполнение судебных актов в разумные сроки, по делам, подсудным гарнизонным военным судам;

q уголовные дела о преступлениях, подсудных областным и соответствующим судам.

б) по 2-ой инстанции судебные коллегии (судебные составы) в апелляционном порядке проверяют не вступившие в силу приговоры и решения гарнизонных военных судов.

в) президиум этих судов в кассационном порядке может проверять:

q апелляционные постановления, апелляционные определения, апелляционные приговоры окружных (флотских) военных судов;

q вступившие в силу приговоры гарнизонных военных судов;

q вступившие в силу решения гарнизонных военных судов, ранее обжалованные в апелляционном порядке.

Постановления (определения) президиума могут быть обжалованы в Военную коллегию Верховного Суда РФ в кассационном порядке .

Третьимзвеном являетсяВоенная коллегия Верховного Суда РФ.

Состав: Председатель Военной коллегии, его заместитель, судьи.

Компетенция:

а) по 1-ой инстанции рассматривает:

q дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны и других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба, если эти акты касаются прав, свобод и законных интересов военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы;

q заявления о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумные сроки или на исполнение судебных актов в разумные сроки, по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам;

q до 1 января 2013 г. – уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются судьи военных судов, если до начала судебного процесса судья заявил такое ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия приняла к своему производству по ходатайству обвиняемого

Приговоры и решения по этим делам, не вступившие в силу могут быть обжалованы в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ , а вступившие в силу – в Президиум Верховного Суда РФ (решения – только, если они ранее обжаловались в апелляционном порядке).

Первое звено – гарнизонные военные суды.

Второе звено – окружные (флотские) суды.

Третье звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Его процессуальные полномочия аналогичны процессуальным полномочиям суда первого звена. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции в отношении военнослужащих и граждан проходящих военные сборы. Дела подсудные мировым судьям так же рассматриваются в данном суде, так как мировых судей нет в воинских формированиях.

Окружные (флотские) военные суды. Его процессуальные полномочия аналогичны процессуальным полномочиям суда второго звена. Они рассматривает дела в первой, второй (кассационной) и надзорной инстанциях.

В качестве суда надзорной инстанции военный суд второго звена рассматривает:

Решение военного суда первого звена вступившее в законную силу;

Кассационное решение военного суда второго звена.

Военная коллегия Верховного Суда РФ имеет полномочия по рассмотрению дел в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций, как и другие судебные коллегии Верховного Суда (по уголовным и гражданским делам).

В качестве суда надзорной инстанции военный суд третьего звена рассматривает:

Решение военного суда первого звена вступившее в законную силу; кассационное решение военного суда второго звена, если они обжаловались в порядке надзора в президиум военного суда второго звена;

Решение военного суда второго звена, если они не были предметом рассмотрения ВС РФ в кассационном порядке;

Решение президиума военного суда второго звена.

3. Заключение – 5 мин.

Преподаватель, подводя итог занятию, делает обобщенный вывод по теме лекции, сообщает о том, рассмотрены ли в достаточной для конспектирования мере вопросы лекции, обращает внимание на вопросы, которые необходимо доработать при самоподготовке.

Основная:

1. Правоохранительные органы России: учебник / В.П. Божьев. – 2-изд. – М.: Высшее образование, 2008.Уголовный процесс: учебник / В. П. Божьев. - М.: Высшее образование. - 2008.

2. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / М.А. Шапкин, Ю.А. Дмитриев. – М.: Эксмо, 2004. – 416 с.

3. Правоохранительные органы: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Петухов и Г.И. Загорского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и К», 2005.-576 с.

Нормативно – правовая:

1. Конституция РФ. – М.: Элит. – 2004.

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». // Российская газета.- 1997.- № 3.

3. Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992г. № 3132-1 с изм. и доп. – ИПС «Гарант».

Дополнительная литература:

1. Краткий курс лекций по курсу «Правоохранительные органы» / Г.Х. Шаутаева. – 122 с.

2. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие. – М.: Эксмо, РАП, 2004. – 304 с.

3. Уроки реформы уголовного правосудия (по материалам работы Межведомственной рабочей группы по мониторингу УПК РФ в связи с пятилетием со дня его принятия и введения в действие): сборник статей и материалов / Лебедев А.Е., Мизулина Е. Б., Миронов С. М. – М.: Норма. – 2007.

4. Холдеев Л. С. Судья в уголовном процессе. - М. - 2000.

5. Производство в суде присяжных: учеб. пособие / Ф.Н. Багаутдинов, Н.Р. Енеева, М.Е. Клюкова, И.С. Петрова. – Казань: Изд-во «Таглимат», 2006.

6. Пересмотр в порядке надзора судебных решений по уголовным делам: Производство в надзорной инстанции. Практическое руководство / В.А. Давыдов. – М.: Волтерс Клувер, 2008.

7. Преюдициальная связь судебных актов. Научное исследование / А.М. Безруков. – М.: Волтерс Клувер, 2008.

8. Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации. Научное исследование / Е.Е. Чередниченко. – М.: Волтерс Клувер, 2008.

9. Система пересмотра судебных актов в механизме судебной защиты. Монография/ Л.А. Терехова. – М.: Волтерс Клувер, 2008.

Статьи:

1. Петухов Н. и др. Становление военно-судебных органов в России // Российская юстиция. – 2003. - № 1. – С. 14 – 16.

2. Кутафин О. Е., Лебедев В. М., Семигин Г. Ю. Первый суд // Российская юстиция. - 2005. - № 3. – С. 64 – 78.

3. Мирзоев Г. Молчать, когда спрашивают: Конституционный суд подтвердил право не доносить на самого себя // Российская газета. – 2004. – 18 мая. – С. 10.

4. Никифоров С. Полномочия суда в стадии досудебного производства // Законность. 2003. № 5. С. 44-45.

5. Петухов Н. и др. Становление военно-судебных органов в России // Российская юстиция. – 2003. - № 1. – С. 14 – 16.

6. Романдовский К. Международные стандарты и принципы организации защиты участников уголовного судопроизводства // Российский следователь. – 2005. - № 9. –С. 10 – 12.

7. Слободянюк И. П. Судебная политика и судоустройство России в первой четверти 19 века // Российская юстиция. - 2005. - № 4. – С. 75 – 77.

8. Слободянюк И. П. Судебная система России во второй четверти 19 века // Российская юстиция. - 2005. - № 5. – С. 75 – 77.

9. Слободянюк И. П. Судебная система России в период «просвещенного абсолютизма» // Российская юстиция. – 2005. - № 3. – С. 62 – 64.

10. Смыкалкин А. Советская судебная система в послевоенные годы // Российская юстиция. – 2002. - № 12. –С. 39 – 42.

11. Смыкалкин А. Судебная система страны в годы ВОВ // Российская юстиция. – 2002. - № 9. – С. 39 – 42.

12. Смыкалкин А. Довоенный период развития советской судебной системы // Российская юстиция. - 2002. - № 6. – С. 39- 42.

13. Шейфер С. А. Куда движется российское судопроизводство? (Размышления по поводу векторов развития уголовно-процессуального законодательства) // Государство и право. – 2007. - № 1 . – С. 28 – 37.



Просмотров