Право граждан на судебную защиту, формы защиты. Нарушение основных прав

10 ноября для многих семей в нашей стране является одним из самых радостных, торжественных дней в году. В этот день принимают поздравления родных и близких все те, кто служит и служил в Министерстве внутренних дел. Те, кто нашел свое призвание в почетной и благородной профессии защитника правопорядка.

Во все времена органы внутренних дел являлись важнейшим институтом государственности, обеспечивающим правопорядок, безопасность личности и общества. В борьбе с преступностью, защите чести, достоинства и жизни граждан проявляются лучшие качества сотрудников межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Алатырский», посвятивших себя нелегкому, но благородному делу.

Сегодня общество предъявляет к нам высокие требования. Для гражданина человек в полицейской форме олицетворяет собой власть, закон, справедливость. Именно от нас зависит порядок на улицах. Заслужить доверие и удержать его на должном уровне мы можем только ответственным отношением к делу, вниманием и отзывчивостью к проблемам каждого, а, главное, грамотной и профессиональной работой.

Принятие мер по укреплению правопорядка и профилактике правонарушений за отчетный период 2014 года позволило сохранить контроль за оперативной обстановкой на территории обслуживания.

Общий массив зарегистрированных преступных посягательств за отчетный период снизился. Сократилось количество особо тяжких преступлений и тяжких преступлений. В положительную сторону сместилось количество хищений чужого имущества, в том числе краж, грабежей, мошенничеств. Снизилось количество вымогательств, преступлений в жилом секторе, нарушений ПДД, преступлений, совершенных в общественных местах, в том числе совершенных на улице. Сократилось количество преступлений, совершенных лицами, ранее судимыми, преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Наметилась динамика снижения подростковой преступности. В этом году сотрудниками межмуниципального отдела МВД России «Алатырский» раскрыто немало преступлений, в полном объеме обеспечены безопасность и правопорядок на общественно-политических, культурных и спортивных мероприятиях, прошедших в городе и районе.

Служба в органах внутренних дел - это напряженная, но важная и очень нужная людям работа, требующая мужества и отваги, выносливости и хорошей физической подготовки, умения логически мыслить и сопереживать, потому что цена этой работы - человеческая жизнь. Перед Министерством внутренних дел стоят масштабные государственные задачи. Уверен, все они будут выполнены качественно и своевременно. Ведь для каждого из нас защита правопорядка и законности - не просто работа, а любимое дело, которому мы посвящаем всю свою жизнь.

Полицейская профессия, появившись на свет в ответ на определенные общественные потребности, приняла на себя тяжелую и нередко опасную заботу о физическом и духовном благополучии человека, а также человека, зачастую преступившего закон. Основное и бесценное богатство любой службы МВД - это ее сотрудники, каждый из которых противостоит на своем посту многообразным и весьма опасным противоправным проявлениям.

На сегодняшний день штатная численность межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Алатырский» составляет менее ста восьмидесяти человек, среди которых немало высококлассных специалистов, настоящих профессионалов, которые достойно носят звание защитников закона. Поверьте, мне очень сложно выделить из числа своих сотрудников лучших, слова благодарности заслуживают многие, если не все. Но несколько имен все-таки озвучу. Это подполковник полиции Куторкин Александр Викторович, майор полиции Милкин Иван Анатольевич, майор полиции Костышев Сергей Александрович, майор полиции Опаркин Александр Александрович, майор полиции Кержаев Олег Владимирович, капитан полиции Пиняева Лидия Павловна, капитан полиции Аржаев Сергей Викторович, младший сержант полиции Курзин Денис Игоревич, сержант полиции Солдатов Сергей Анатольевич и другие.

Также хочу поблагодарить всех представителей добровольных дружин и общественных объединений. Оказываемая или помощь и позиция в деле поддержания законности и общественного правопорядка заслуживает самой высокой оценки.

Весомый вклад в воспитание и становление нового поколения сотрудников органов внутренних дел вносят наши ветераны, отдавшие службе долгие годы, которые душой и сердцем остаются в строю, передают накопленный богатый опыт и лучшие традиции службы сотрудникам. Они вписали много славных страниц в историю Алатырской милиции. Испытанием на мужество для многих из них стала и служба в «горячих точках» России.

Вечная память всем сотрудникам милиции, погибшим при исполнении своих обязанностей. Известно, что человек жив до тех пор, пока о нем помнят. Мы помним обо всех наших погибших товарищах и отдаем им дань памяти. Их героические поступки служат для действующих сотрудников и молодого поколения примером мужества и самоотверженности, верности служебному долгу. Низкий поклон родителям, сумевшим воспитать своих сыновей честными, сильными, благородными людьми.

От всей души поздравляю, уважаемые коллеги, ваших близких, а также дорогих наших ветеранов с Днем сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. Успехов в нелегкой полицейской службе во имя торжества закона, справедливости и правопорядка! Никогда не теряйте самообладания и не падайте духом, ведь вы - достойный пример для подражания! Помните, что вас дожидаются не только дела, но и дома близкие вам люди! Ведь все наши служебные достижения, успехи, звезды на погонах - это и их заслуга, их поддержка и понимание.

А. Боголюбов,

начальник МО МВД России

«Алатырский»

полковник полиции.

Введение.

Организованная преступность в СССР возникла на основе всей преступности. Поэтому её развитие тесно связанно с динамикой общей преступности в связи с ослаблением тотального контроля в 60-80-е годы. Общая преступность в СССР и в России особо интенсивно росла в конце 80-х и в начале 90-х годов.

По видам и группам преступлений этот рост был неравномерен. Прогрессировали групповые и корыстные, а также корыстно-групповые деяния. Например, в России групповая преступность за последние 5 лет увеличилась более чем в 3 раза. Каждое четвертое раскрытое преступление совершалось группой лиц.

Преступные сообщества действуют практически во всех субъектах Федерации. Более половины из них имеют общеуголовную направленность. В её криминальные отношения в настоящее время вовлечены 40% предпринимателей и 66% всех коммерческих структур. Особенностью организованной преступности в России является её коррумпированность, охватившая практически все государственные структуры. На территории России было выявлено в 1989-1994 гг. – 1034 преступные группировки, имеющие коррумпированные связи в органах власти и управления. Рост почти в 180 раз.

В России совершается большое количество преступлений, из них большая часть совершается подростками – это грабежи, разбои и кражи. Преступность несовершеннолетних зависит от благосостояния страны.

Законность и правопорядок.

Без наличия законов и других правовых актов, их реализации в жизни невозможно цивилизованное существование государства. Любое человеческое общество, независимо от того, на какой ступени цивилизации оно находится, нуждается в определенной правовой организации. Устанавливаемый порядок объективно обусловливается уровнем развития общества.

Законность – это требование соблюдать установленный порядок в обществе.

Законность – это принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения и исполнения в правотворческой и правореализующей деятельности правовых норм, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных нормативных актах, всеми субъектами права. Сущность законности выступает как всеобщее, строгое соблюдение исполнения норм права. Законность провозглашается как принцип, становится методом деятельности большинства участников общественных отношений и в конечном счете реализуется в особый режим общественной жизни. Под законностью следует понимать не существующие законы. Сами законы составляют основу законности. Исторические реалии показывают, что законы издавались, а законность отсутствовала. Требование власти к населению соблюдать закон существует всегда. Конечно, в конкретных исторических условиях при различных режимах какая-то часть господствующего класса или верхушка государственного аппарата, обладая правом требовать от других соблюдения норм права, сами могут не придерживаться требований законности, нарушать правовые предписания. Так, в период культа личности, требования законности были фактически не обязательны для определенной части партийного и государственного аппарата, вместе с тем с граждан жестко требовали обязательного соблюдения правовых предписаний. В цивилизованном государстве все равны перед законом. Для укрепления законности важное значение имеют принципы законности, т.е. основные идеи, начала, выражающие содержание законности. Четыре ведущих принципа законности: верховенство закона, единство, целесообразность и реальность законности.

Верховенство закона следует рассматривать с точки зрения содержания законов, подчиненность закону всех нормативных актов и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и использования). Под единством законности понимается единое применение законов и других нормативных актов субъектами права на всей территории действия нормативных актов.

Целесообразность законности означает необходимость выбора строго только в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам общества; вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности. На практике недопустимо противопоставление законности и целесообразности.

Реальность законности – это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимость ответственности за любое их нарушение. Роль законности в жизни общества неразрывно связана с ролью права и правопорядка.

Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Без правовых норм не может быть законности, но без законности эти нормы не воплощаются в конкретное поведение людей, остаются не реализованными, «бумажными». Таким образом, нормы права и законность являются предпосылками правопорядка и средствами его достижения, причем никаким другим путем добиться правопорядка невозможно.

Роль законности и правопорядка может быть рассмотрена с различных позиций, и прежде всего с точки зрения государства и личности. Для государства эта роль определяется в первую очередь с позиции их места в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство использует различные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и др. Среди них особое место занимает правовое регулирование общественных отношений.

Этот метод заключается в том, что государство издает правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение и исполнение, т.е. достигает законности и тем самым добивается правопорядка. Следует помнить, что правовые нормы регулируют самые важные стороны жизни общества: экономику, политическую деятельность, имущественные отношения, вопросы семьи и брака. Следовательно, от соблюдения, исполнения соответствующих норм зависит правопорядок и стабильность важнейших сфер человеческой деятельности.

С позиции личности, гражданина законность и правопорядок выступают, в первую очередь, как средство защиты их прав, свобод и законных интересов. Они обеспечивают охрану человека как от произвола самого государства и его органов, должностных лиц, так и от преступных посягательств со стороны других лиц.

От состояния законности и правопорядка зависят степень свободы личности, реальность ее прав и демократии. А поскольку в настоящее время интересы личности провозглашены приоритетными для государства, обеспечение законности и правопорядка являются важнейшей целью государственной деятельности. Следовательно, в обществе законность и правопорядок составляют основу, ядро общественного порядка. Укрепление законности и правопорядка является непременным условием и средством формирования правового государства. Без их укрепления невозможен сам процесс создания правовых начал в государстве. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности, порядка. Таким образом, законность выступает юридическим средством формирования правового государства. Движение к правовому государству предполагает развитие в правовых рамках наиболее важных сторон развития экономики, политики и других социальных процессов. Сохранение в обществе высокого уровня преступности, «войн законов и суверенитетов», бюрократического произвола и даже нарушения Конституции Российской Федерации, говорит о кризисе законности, что является деструктивным фактором на пути движения к правовому государству. Законность и правопорядок – это органически связанные правовые явления, которые обусловлены реализацией правовых норм в жизни общества. Законность – это требование точного и непреклонного соблюдения законов всеми органами государственной власти и государственного управления, всеми должностными лицами и общественными организациями и всеми гражданами при осуществлении любого вида деятельности.

Если действия должностных лиц государства и представителей организаций, предприятий и учреждений, а также поведение граждан соответствуют нормам права, то законность осуществляется. Когда кто-либо отступает от требований закона, происходит нарушение закона. Особенно важно соблюдение законов должностными лицами государственных органов.

Законность возможна при любом политическом режиме и любой социально-экономической формации. Например, требование законности имело место еще в законах Хаммурапи (XVII век до нашей эры), Дигестах Юстиниана (533 г. нашей эры). Петр I писал: «Понеже ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских». Однако без подлинной законности невозможна демократия. Если не законы и нарушаются права граждан, то утверждение о существовании демократии есть не что иное, как политическая игра, обман, который служит ширмой для прикрытия чиновничьего произвола и коррупции, разложения государственного аппарата сверху донизу, разрушения правопорядка. Правопорядок – это порядок отношений, складывающихся в результате осуществления правил поведения (норм права), устанавливаемых и охраняемых государством, и предусмотренных ими прав и юридических обязанностей.

Подобно тому, как без законов не может быть законности, так и правопорядка не может быть без правоотношений. Но правопорядок – это не простая сумма правоотношений, а особая их совокупность, гарантируемая государством, при которой обеспечивается возможность осуществления субъективных прав и строгого исполнения юридических обязанностей. Если в обществе нет правопорядка, не может развиваться производство, не может нормально функционировать торговля, царит произвол чиновников, во все сферы общества проникает преступность.

Основные идеи законности.

Законность – явление сложное, поэтому для понимания её природы нужно выяснить её основные свойства, черты. Традиционно они сводятся к следующим характеристикам:

1. Всеобщность законности заключена в её всеобщей обязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения, независимо от положения, чина и ранга. Перед законом все равны и все должны ему подчиняться, в противном случае предполагается неотвратимость ответственности. Законность включает в свое содержание равенство всех перед законом, равенство прав и обязанностей. Выполнение последних есть реализация требований законности, и в то же время обеспечение условий использования демократических прав, что способствует активному участию граждан в делах общества и государства, прежде всего в демократической процедуре принятия законов и других нормативных актов. Это является залогом того, что принимаемые законы будут восприняты их абсолютным большинством. Демократия, в свою очередь, обеспечивает демократическое содержание законодательства, заинтересованность в его исполнении и подконтрольность деятельности государственного аппарата. Это надежная гарантия законности.

Принятие государством законов и подзаконных нормативных актов еще не обеспечивает того, что содержащиеся в них нормы права будут реализованы, что содержащаяся в них государственная воля воплотится в реальную ткань общественных отношений. Не­обходимо создать условия, чтобы все субъекты, кому эти нормы адресованы, соблюдали содержащиеся в них правовые предписа­ния и требования, обеспечивали законность.

Законность - это совокупность требований точного соблюде­ния норм, содержащихся в законах и основанных на них подза­конных нормативных актах, всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами). Она закрепляется в конституции и других законах как принцип, реализуется в метод деятельности всех носителей прав и обязанностей и становится таким образом режимом общественной жизни, суть которого в том, что большинство участников общественных отношений соблюдает, исполняет правовые требования и предписания.

Обеспечение законности - одно из важных направлений дея­тельности государства.

Появление законности вплетается в процессы происхождения нрава и государства, ее природа напрямую связана с законотвор­ческой деятельностью. Но под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с помощью законов, хотя последнее понимание очень тесно соприка­сается с режимом законности. Если нет законов, то и о законности речи не будет. Законы - основа законности. Управление людьми посредством издания законов, которые содержат общие правила поведения, обязательные для исполнения, - альфа и омега законности. Но очень часто в истории случалось так, что издавалось много законов, а законности, по существу, не было.

Законность - это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: требования точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они адресованы; требования соблюдать иерархию за­конов и иных нормативных актов; требования того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме органа, который его издал (непререкае­мость закона).



Это главные требования, составляющие содержание законнос­ти. Они могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, за­конность будет формальная. Если названные требования проводят­ся на деле (независимо от того, как они выражены и как часто о них говорят) - законность реальная.

Трудно представить себе государство, которое обходилось бы без законов, хотя история знает времена, когда государство ориен­тировалось преимущественно на использование силы, а не на право (когда гремит оружие, законы молчат). Однако даже при наличии законов в так называемом полицейском государстве, если они не устраивают тех, кто пришел к власти, а открыто отказаться от них они не решаются и заменить своими законами еще не успели, влас­ти отбрасывают законность и начинают управлять с помощью подзаконных (часто полусекретных) актов и основанных на них дискреционных (произвольных) полномочиях должностных лиц госу­дарства. В лучшем случае в государстве, где сильны исполнитель­ные и карательные органы, а не законодательные, устанавливается режим формальной законности, при котором «болтают с одной целью - надувать простонародье», т.е. говорят о торжестве зако­нов, а на самом деле попирают их.

Таким образом, прослеживая связь государства и законности, можно констатировать наиболее органичное соединение режима законности с демократией, с деятельностью правового государ­ства, в котором главенствуют законодательные органы, а все ос­тальные не только подчинены закону, но видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

Поддержание режима законности обеспечивается системой га­рантий законности. Под ними понимают как объективно склады­вающиеся факторы общественной жизни, так и специально пред­принимаемые меры упрочения режима точного и неуклонного во­площения требований закона в жизнь. Рисунки 1 и 2 дают о гаран­тиях законности наглядное представление. При этом на рис. 1 сле­дует учесть, во-первых, взаимную связь всех гарантий законности и, во-вторых, то обстоятельство, что формирование сознания и соответствующая организационная работа как бы предваряют все остальные гарантии.

Гарантии законности

Понимание важности режима законности для жизни общества требует обращения еще к двум острым вопросам: к вопросу соотно­шения законности и целесообразности и к вопросу единства закон­ности.

В разное время в том или ином государстве, в особенности в периоды ломки существующих отношений, обострялась проблема соотношения законности и целесообразности. И это понятно. Законотворчество не успевает за коренными изменениями в обществен­ных отношениях. Законы оказываются вдруг пробельными, несо­вершенными. А главное - они перестают удовлетворять новые об­щественные силы, начинают отягощать новую политику. Политики и некоторые юристы предлагают отбросить в сторону законы, ре­шать вопросы (юридические дела) свободно, исходя из жизненных потребностей, интересов сторон, собственного понимания спра­ведливости. Сто лет назад, на рубеже веков, в таких условиях в Европе формировалась школа «свободного права». Нечто похожее мы можем наблюдать сегодня в условиях российской действитель­ности. Старые нормативные акты (особенно ведомственные) часто тормозят поступательное движение к новому обществу, а новые находятся в состоянии становления и не всегда по своему качеству удовлетворяют потребностям преобразований.

В принципе отход от законности нельзя обосновать ссылками на целесообразность. Юристы, по существу, были едины в том, что наиболее целесообразное решение основано на законе и вопрос о целесообразности может ставиться только в рамках закона.

Однако вопрос о соотношении законности и целесообразности не так прост, как может показаться. Его нельзя решать вне истори­ческих рамок, без учета конкретных условий жизни общества. Ис­тория знает примеры того, как в интересах прогресса, во имя вели­ких революционных идей судьи и администраторы руководствова­лись именно целесообразностью, а не «мертвой буквой статьи зако­на». Истории известно и другое: некоторые люди сознательно ли­шали себя различных выгод и даже шли на смерть во имя торжества законности и порядка. Dura lexsed lex (закон суров, но таков закон) - это тот самый принцип, который обязывает исполнять и уважать любой закон.

Сегодня приводят довольно много аргументов и примеров в пользу как принципа законности, так и целесообразности решения вопреки конкретному закону. Сторонников законности всегда от­пугивал произвол суда и администрации при допущении малейшей возможности отхода от закона. Приверженцев принципа целесооб­разности отталкивает бездушное понимание правовой нормы, хотя часто разногласия между теми и другими являются мнимыми.

Закон требует обоснованности решений. В некоторых случаях данное требование приобретает самостоятельное значение. Это проявляется именно там, где закон позволяет, не выходя за его рамки, учитывать соображения целесообразности. Нормативный акт, как правило, предполагает один вывод в смысле юридической квалификации соответствующих обстоятельств, но в смысле юри­дических последствий и их меры чаще предоставляет возможность выбора наиболее целесообразного решения.

Коль скоро общество управляется с помощью предписаний об­щего характера, имеющих общеобязательное значение, приобрета­ют особый вес правовые ценности, среди которых первое место отводится законности. Допущение отхода от принятых законов и обхода или нарушения их под предлогом целесообразности всегда чревато серьезной угрозой правопорядку в целом. Поэтому законы считаются целесообразными и подлежащими обязательной реали­зации вплоть до их дополнения, изменения или отмены.

Проблема единства законности приобретает большую полити­ческую остроту в связи с растущим движением во многих субъек­тах Российской Федерации за утверждение их суверенных прав, преодоление неоправданного командования из центра, устранение бюрократизма и т.д. При этом нельзя забывать о теоретической стороне вопроса. Если не сводить законность к законодательству (оно, естественно, может быть разным), а видеть в ней особый пра­вовой режим, совокупность требований точного и неуклонного проведения установлений законодателя в жизнь, то, надо полагать, законность должна быть единой во всей Федерации в целом и в каждом ее субъекте.

Единство законности следует связывать с компетенцией центра в лице его органов и компетенцией субъектов Федерации в лице органов власти и управления последних. Требования законности едины к центральным органам, обязанным соблюдать не только свои законы, но и законы субъектов Федерации, и к органам субъ­ектов Федерации. И те, и другие призваны соблюдать не только собственные законы.

Закон теряет юридическую силу, если он издан в нарушение компетенции соответствующего органа. При коллизиях местных нормативно-правовых актов приходится выяснять юридическую силу акта. Высшей юридической силой по вопросам, отнесенным к ведению центральных органов, обладают их акты. Далее идут зако­ны субъектов Федерации, которые регулируют общественные от­ношения в соответствии с волей вышестоящих органов. По вопро­сам, отнесенным к исключительному ведению субъектов Федера­ции, нет акта более высокой юридической силы, чем закон субъекта Федерации. Общее правило таково, что акты органов управле­ния - правительства, министерств и ведомств, исполнительных ор­ганов местных органов власти - являются подзаконными и уступа­ют парламентским актам.

К сожалению, практика государственного управления знает не­мало примеров того, как центральные министерства и ведомства бесцеремонно игнорируют права субъектов Федерации и компе­тенцию их высших органов государственной власти. Это соответст­вовало общей тенденции подмены представительных органов под­отчетными им органами управления. В качестве ответной реакции наблюдаются столь же пагубные стремления противопоставить за­конодательство субъектов Федерации законодательству централь­ных органов.

Должна быть разработана система мер и государственно-право­вых механизмов для защиты прав субъектов Федерации и для пред­отвращения случаев злоупотребления данными правами, обеспече­ния единства правовой системы, защиты Конституционных прав и законных интересов граждан.

На уровне федеративных отношений может стать актуальным и единство самих законов, единство правового регулирования. Ска­жем, принимаются законы о гражданстве в различных республи­ках. Если не учитывать ситуацию единого государства и единого гражданства, можно принять такие положения, которые заведут практические органы, и прежде всего самих граждан в тупик, из которого без потерь не выбраться. Так, одни республики могут при­знать гражданами только тех, кто родился на их территории, неза­висимо от места их проживания, другие будут устанавливать гражданство ребенка в зависимости от гражданства одного родителя и т.д. Кто-то установит ценз оседлости, кто-то - ценз грамотности или владения языком. Появятся лица с двойным и тройным граж­данством, лица без гражданства данной республики, но с граждан­ством другой, лица без гражданства вообще. Все это в итоге может привести к положению, существовавшему во времена всеобщей феодальной раздробленности, к затруднению экономических, культурных, политических связей, к ущемлению прав человека.

Следить за единством законности в правотворческой деятель­ности призваны Конституционный Суд и прокуратура в порядке осуществления функций общего надзора.

Единство законности в сфере реализации права призваны обес­печивать суды и те органы, которые имеют право на официальное толкование правовых норм.

Правопорядок

В результате реализации требований законности в обществе происходит упорядочение общественных отношений: закрепляют­ся и поддерживаются те из них, которые соответствуют интересам общества и государства; другие развиваются в соответствующем направлении, определенном правовыми нормами; пресекаются не­желательные, запрещенные законом деяния. Закрепленное в зако­нах и других нормативных актах «бумажное» право становится «правом жизни», возникает порядок.

Правопорядок - это состояние упорядоченности обществен­ных отношений, основанное на праве и законности.

Именно правопорядок является главной целью правового регу­лирования общественных отношений, именно для его достижения издаются нормативные акты и принимаются меры, направленные на обеспечение законности.

Правопорядок - составная часть и определенное качество общественного порядка. Последний сопрягается не только справом, с нормами законов и подзаконных актов. В установлении и оценках общественного порядка имеют большое значение и иные социаль­ные нормы (обычаи, религиозные нормы, нормы общественных организаций и др.).

Общественный порядок - это определенное качество (свойст­во) системы общественных отношений, состоящее в такой упоря­доченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осу­ществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, обще­ственное и личное спокойствие.

В обыденной жизни общественный порядок понимают узко - как порядок отношений в общественных местах. Такой подход ус­ловен, служит прагматическим целям. Он направлен на уголовно-правовую и административно-правовую охрану порядка в общест­венных местах. Широкое же, строго научное понимание общест­венного порядка и правопорядка предполагает и конституционно-правовые отношения, и гражданско-правовые, и все иные связи. Упорядоченная система всех правовых отношений - это и есть правопорядок.

Статья 115. Система защиты законности и правопорядка
В защите законности и правопорядка на территории РФ участвуют органы законодательной, исполнительной, судебной властей РФ, прокуратура, органы следствия, внутренних дел, безопасности, общественные объединения, трудовые коллективы и граждане.
На территории РФ запрещается создание и функционирование частных, кооперативных организаций, общественных объединений и их подразделений, самостоятельно выполняющих оперативно-розыскные, следственные и иные специальные функции по борьбе с преступностью.
Общественные объединения, трудовые коллективы и граждане могут оказывать содействие государственным правоохранительным органам в защите законности и правопорядка, прав и свобод граждан в соответствии с законами РФ.
Статья 116. Независимость деятельности правоохранительных органов
Никто, кроме предусмотренных законом государственных органов и должностных лиц, не вправе вмешиваться в деятельность правоохранительных органов. Сотрудники правоохранительных органов при осуществлении своих служебных функций руководствуются только законом.
Статья 117. Прокуратура РФ
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры от имени законодательных органов осуществляют высший надзор за точным и единообразным исполнением и применением законов РФ краевыми, областными, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, Советами народных депутатов, местными Советами народных депутатов, всеми исполнительными органами: правительствами, министерствами, ведомствами, иными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их подчиненности; коммерческими, производственными структурами, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, политическими партиями и движениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Генеральный прокурор Российской Федерации назначается Верховным Советом Российской Федерации и подотчетен ему.
Прокуроры республик в составе Российской Федерации назначаются по согласованию с высшими законодательными органами республик Генеральным прокурором Российской Федерации и ему подотчетны.
Иные прокуроры на территории Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Срок полномочий всех прокуроров - 5 лет.
Органы Прокуратуры Российской Федерации составляют единую систему и осуществляют свои полномочия независимо, руководствуясь исключительно законом и подчиняясь только Генеральному прокурору Российской Федерации.
Организация, компетенция и порядок деятельности Прокуратуры Российской Федерации определяются Законом о Прокуратуре Российской Федерации.
Статья 118. Адвокатура в Российской Федерации
Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают коллегии адвокатов.
В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь гражданам оказывается бесплатно.
Порядок организации и деятельности адвокатуры в РФ определяется законом РФ.
Статья 119. Участие граждан в защите законности и правопорядка
Граждане РФ участвуют в отправлении правосудия, содействуют правоохранительным органам в выполнении их задач, а также самостоятельно используют предоставляемые им законом возможности защиты от правонарушений.

Еще по теме Глава Защита законности и правопорядка:

  1. Раздел V Судебная власть, защита законности и правопорядка
  2. 54. Понятие, принципы законности. Соотношение законности, правопорядка и дисциплины.
  3. § 1. Объективная необходимость законности и правопорядка
  4. Глава 58. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИН-ТЕРЕСОВ

Право граждан на судебную защиту прописано в основном законе государства. Кроме того, оно гарантируется всем иностранцам, физическим и юридическим лицам. Судебная защита распространяется не только на те права и свободы граждан, которые предусмотрены Конституцией, но также и на указанные в других законах и актах.

Определение

Право граждан на судебную защиту гарантируется Конституцией. Представляет собой возможность обращения в вышестоящие инстанции с целью отстоять свои законные интересы. Потому что все люди равны перед законом и поэтому они имеют равные права на личную жизнь, свободу, собственность, на труд, образование, Здесь же можно отметить тот факт, что реабилитированный человек может обратиться в суд для восстановления справедливости и требовать компенсации морального вреда. Обвиняемый вправе ходатайствовать о присутствии на процессе присяжных заседателей. Лицо, которому отказали в трудоустройстве, также может обратиться в суд.

Предусмотрено Конституцией

Каждый человек может обратиться в суд с целью защиты нарушенных прав, что предусмотрено основным законом государства. Практически любое действие или бездействие органов местной власти и должностных лиц может быть признано незаконным и будет отменено.

Право граждан на судебную защиту заключается в том, что они могут обратиться в данный орган и он должен будет рассмотреть их заявление, после чего принять соответствующее решение. Последнее также можно будет обжаловать в вышестоящей инстанции.

Возможности

Право граждан на судебную защиту заключается еще и в том, что каждый человек, который преступил закон и оказался на скамье подсудимых, может просить о рассмотрении его дела с участием присяжных заседателей. Данные лица будут выносить свой вердикт, независимый от какого-либо мнения. Большинство людей считают такой суд гуманным.

Если решение данного органа будет несправедливым, то человек сможет обжаловать его в верховной инстанции, что также закрепляет право граждан на судебную защиту.

Принципы

Презумпция невиновности человека является прямым доказательством того, что существует судебная защита прав и свобод граждан. Потому что никто не может быть признан виновным, пока приговор не вступит в свою законную силу. Тем самым человек, находящийся под следствием, еще не может быть назван преступником.

Кроме того, судебная защита прав и свобод граждан заключается в том, что никто не может дважды отбывать наказание за одно и то же злодеяние. Доказательства, положенные в основу приговора, должны быть собраны надлежащим образом, без нарушения норм УПК. Также не стоит забывать о том, что человек не может давать показания против самого себя и своих близких и родных людей. Так гласит статья 51 основного закона государства.

Кроме того, Конституция предусматривает возмещение вреда человеку в том случае, если он был причинен ему незаконными действиями органов власти и должностных лиц. Кстати, судебная защита прав, свобод гражданина РФ не всегда осуществляется в соответствии с законом. На практике встречается достаточное количество таких случаев.

Кроме того, каждый человек вправе осуществлять свою защиту в суде с помощью квалифицированного защитника. Обвиняемым он предоставляется на безвозмездной основе, если они по причине отсутствия денежных средств не могут позволить себе платного адвоката. Грамотный и высококвалифицированный юрист знает, как правильно обойти все уловки закона и помочь своему доверителю. В большинстве случае люди проигрывают процессы потому, что не знают, как правильно сформулировать свои доводы и доказать правоту в суде. Поэтому стоит не надеяться на чудо, а прибегнуть к услугам адвоката.

Обеспечение права граждан на судебную защиту еще раз подчеркивает тот факт, что человек живет в демократическом государстве, где его свободы являются наивысшей ценностью.

Способы

Каждый человек может обратиться в суд для защиты своих интересов, в также в иные органы, которые вправе решать спорные вопросы.

Например, гражданин, у которого сложные отношения с руководством компании, имеет возможность изменить ситуацию в свою сторону, если напишет заявление в комиссию по трудовым вопросам, после чего он уже будет вправе обратиться в суд. Либо покупатель, который приобрел некачественный товар, может написать претензию производителю и получить от него ответ, затем уже обращаться в суд. Как правило, все вопросы в таких ситуациях можно решить мирным путем, если договориться между собой.

Как показывает практика, судебный порядок защиты прав граждан - наиболее выгодный для них. Потому что в таком случае они смогут получить еще и компенсацию морального вреда, если докажут факт нарушения своих прав.

Формы

Обеспечение права граждан на судебную защиту может быть реализовано только в случае проведения заседания. Оно прописано в основном законе государства. Кроме того, при обращении в данный орган дело может быть рассмотрено только в форме правосудия.

Объектами защиты в данном случае будут только те права и интересы, которые были нарушены, например: право на образование, труд, неприкосновенность жилища,тайна переговоров. Их восстановление гарантировано Конституцией.

Судебный порядок защиты прав граждан будет зависеть от того, каким будет заявление, а также от вопроса, который требуется разрешить. Например, на подготовку к рассмотрению дела о бракоразводном процессе может уйти до двух месяцев, а требование об уплате алиментов удовлетворяется в этот же день.

Немаловажную роль будет играть правильное определение подсудности. Все будет зависеть от того, какой вопрос следует разрешить. Кроме того, по уголовным делам в суде вправе принимать участие присяжные заседатели. Если человек обвиняется в совершении особо тяжкого злодеяния, помощь защитника в данном случае предоставляется бесплатно.

Существующие проблемы

Очень часто право гражданина РФ на судебную защиту не только не реализуется в полном объеме, но и нарушается представителями данной системы. На практике достаточно часто человек сталкивается с коррупцией и несоблюдением законов.

Соответственно, что государство предусматривает ответственность должностных лиц за такие правонарушения, но чтобы доказать данные факты, нужно иметь неопровержимые доказательства и обладать профессиональными знаниями и умениями. Для того чтобы соблюдался судебный порядок прав граждан, людям просто необходимо обращаться за помощью к профессиональным защитникам.

Трудовые споры

Обращения людей в суд, по причине того, чтобы их права нарушаются работодателями занимают одну из лидирующих позиций в области рассмотрения гражданских дел. Таких примеров на практике достаточно много. Одного сотрудника неправомерно сократили, второго просто уволили, третьего не отпустили в отпуск. Поэтому судебно-правовая защита прав граждан является достаточно распространенной.

Приведем пример. Работник не пришел вовремя на работу, потому что не мог дождаться прибытия общественного транспорта из-за большого количества пробок на дорогах. Поэтому он опоздал на целых три часа. В то время руководитель, не дожидаясь объяснительной, просто уволил его за прогул. Прибывшему сотруднику пришлось забрать свою трудовую книжку и обратиться в суд.

При рассмотрении материалов дела, выяснилось, что работодатель даже не взял с него объяснительную, а просто уволил. При этом суд встал на защиту гражданина и в своем решении указал на то, что прекращение трудового договора было неправомерным по причине того, что опоздание менее чем на четыре часа прогулом не считается. Достаточно было сделать замечание. Сотрудник был восстановлен на рабочем месте с выплатой компенсации за время вынужденного прогула.

Гражданские дела

Судебная защита прав граждан, организаций направлена на то, чтобы снизить уровень несоблюдения законов государственными органами и должностными лицами при исполнении своих обязанностей. К данной категории могут быть отнесены следующие гражданские дела о:

Расторжении брака;

Взыскании алиментов на детей, нетрудоспособных супругов;

Незаконном увольнении и не выплате зарплаты, отпускных, расчетных;

Земельных спорах, касающихся межевания земельных участков;

Вступлении в права наследования;

Сделках, выходящих за правовые нормы.

Здесь также следует отметить тот факт, что, в зависимости от подсудности, разногласия между данным лицами могут быть разрешены мировым или районным судами. При этом данная категория дел является достаточно значимой, потому что задевает интересы участников гражданских правоотношений.

Нарушение основных прав

Каждый гражданин может обратиться в суд, если считает, что его интересы были нарушены. В данном случае судебная защита прав, свобод человека, гражданина закреплена в основном законе государства. При этом он может пользоваться помощью профессионального защитника. Здесь не будет иметь значение, осужденный он, обвиняемый, депутат или начальник предприятия - все равны перед законом.

На практике нередко возникают ситуации, когда судебная защита прав человека, гражданина особенно необходима. В основном это касается тех случаев, когда человек нуждается:

В восстановлении на работе, потому что ему нечем кормить себя и свою семью;

В его жилое помещение, которое находится в собственности и описи имущества;

Компенсации вреда, причиненного преступным деянием.

Суд при рассмотрении дела и изучении его материалов старается с максимальной точностью разрешить возникший конфликт или принять решение, которое бы восстанавливало социальную справедливость. В противном случае его можно будет обжаловать в вышестоящей инстанции.

Гарантии

Судебная защита прав, интересов граждан прописана в основном законе государства. Кроме того, каждый человек вправе обратиться не только в суд, находящихся по месту его жительства, а также в вышестоящий. Конечно, при наличии возможности обеспечить представление своих интересов в суде с помощью квалифицированного юриста ею просто необходимо воспользоваться. Потому что знать только одни законы недостаточно для того, чтобы выиграть процесс, нужно уметь применять их на практике.

Конституционная судебная защита прав граждан представляет собой возможность для обращения в любой государственный орган, даже в тот, который находится за пределами страны. Здесь также необходимо правильно оформить свою жалобу и заявление, потому что документ, оформленный с нарушением предусмотренных процессуальных норм, к рассмотрению, как правило, не принимается.

Кроме того, каждый человек может обратиться в Конституционный суд России, но только в том случае, если его права, закрепленные в основном законе государства, нарушаются другими несоответствующими ей нормативными актами. При этом необходимо учитывать тот факт, что заявление, оформленное ненадлежащим образом, будет отклонено и возращено обратно гражданину. Поэтому в нем обязательно должны присутствовать ссылки на те законодательные акты, которые нарушают нормы Конституции, в том числе основные права и интересы людей.

Защита предпринимателей

Охрана интересов людей, занимающихся бизнесом, предусмотрена самым главным законом страны. Предприниматели имеют право защищать свои интересы всеми, не запрещенными способами, им гарантируется компенсация нанесенного ущерба и вреда, свободное перемещение товаров и услуг. Также они могут восстановить свою деловую репутацию.

Судебные формы защиты прав граждан и предпринимателей представляют собой определенную деятельность компетентных государственных органов. Суть здесь заключается в том, что человек обращается за помощью путем составления заявления.

Данные формы защиты обозначают деятельность таких органов, как:

Конституционный суд;

Арбитражный;

Общей юрисдикции (районный, краевой, областной).

Каждый обладает своими функциями и полномочиями. Как правило, споры между предпринимателями, рассматриваются в арбитражных судах. В данном случае обращение в государственный орган должно быть также составлено в письменной форме. На процессе интересы юридического лица представляет доверенный человек от организации. В случае вынесения судом решения, которое не удовлетворяет обе стороны, они могут его обжаловать в вышестоящей инстанции.

Другие формы

Защита прав и интересов людей может быть проведена в досудебном порядке. Таким образом, можно урегулировать возникший конфликт даже не обращаясь в соответствующие государственные органы.

Существуют следующие внесудебные формы защиты нарушенных прав:

Нотариальная, достаточно эффективна при расторжении брака, когда между бывшими супругами возникает спор о сумме алиментов, заключенное соглашение в данном случае будет иметь силу исполнительного листа;

Которое широко распространено между коммерческими организациями и фирмами;

Путем написания претензии с указанием всех причин, по которым нарушаются интересы другого лица.

Особенности

При в суд необходимо учитывать тот факт, что все материалы дела рассматриваются данными государственными органами в определенном порядке. Поэтому ждать мгновенного разрешения спора не стоит. Для подготовки к разбирательству по гражданским делам, рассматриваемый районным судом, срок рассмотрения с момента подачи иска составляет примерно два месяца. В то время как в мировом данный период времени составляет четыре недели. Если дело касается только вынесения судебного приказа, то его могут оформить в день подачи заявления.

Перед обращением в суд лучше всего обратиться к опытному юристу, который поможет составить иск, жалобу или любой другой документ. Кроме того, человек, хорошо разбирающийся в законодательстве, сразу же определит подсудность дела и передаст все необходимые бумаги в нужный государственный орган, тем самым позволит сэкономить время и нервы своего клиента.

Значение

Основным законом государства каждому человеку и гражданину гарантируется право на защиту его интересов в суде. На этом основании невозможно считать виновным человека, пока это не будет установлено в процессе расследования и заседания данного государственного органа. В то же время никто не может быть два раза осужден за одно и то же злодеяние. В том случае, если права человека были нарушены незаконным привлечением к ответственности, он может обратиться в данный государственный орган с иском о возмещении морального вреда.

Профессиональная защита

Если речь идет о нарушенных правах и интересах, которые необходимо как можно быстрее восстановить, то человеку лучше всего обратиться к адвокату, который поможет найти законный выход из сложной жизненной ситуации. Потому что одного знания законов недостаточно для того, чтобы доказать свою правоту в суде. Особенно если дело уголовное. Конечно, в таком случае услуги защитника предоставляются обвиняемому совершенно бесплатно. Квалифицированный специалист способен сам составить все необходимые заявления, ходатайства, жалобы на действия должностных лиц и передать в суд для рассмотрения.

Перед тем как воспользоваться услугами адвоката, нужно установить с ним психологический контакт. С человеком должно быть легко работать и делиться своими переживаниями и проблемами. Кроме того, гражданин сможет в любой момент, пока длится проконсультироваться со своим защитником и при необходимости заменить его на другого.

Также гражданину необходимо помнить о том, что адвокат начинает выполнять свою работу только после того, как последний заключит с ним соглашение, в котором будут прописаны все условия его взаимодействия с клиентом. Без данного документа профессиональный юрист не вправе осуществлять представление интересов человека в судебном органе.



Просмотров