Декларация опасных производственных объектов. Структура декларации промышленной безопасности и приложений к ней

Рапанович Дмитрий Олегович,
ООО «Енисейгеосервис»,
специалист НК с действующим удостоверением по: УК, МК, ВИК

Статья 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривает обязательную разработку декларации промышленной безопасности для опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к указанному Федеральному закону. Исключение составляют опасные производственные объекты, использующие взрывчатые вещества при проведении взрывных работ.

Что представляет из себя декларация промышленной безопасности, для каких объектов, а также с какой целью она разрабатывается, все это достаточно подробно регламентировано в следующих нормативных правовых актах:

Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 1999 г. N 526);
- РД-03-14-2005 Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (утв. Утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893).

Исходя из названия, можно понять, что декларация промышленной безопасности, представляет собой документ, содержащий определенную информацию, касающуюся обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах высокой и чрезвычайно высокой опасности:

Всесторонняя оценка риска аварий и связанных с ними угроз;
- анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;
- разработка мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Кроме этого существует ряд документов Ростехнадзора рекомендательного характера по анализу риска аварий, которыми необходимо руководствоваться в том числе при разработке деклараций промышленной безопасности, например:

Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 158);
- Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 159);
- Методика оценки последствий аварий на взрывопожароопасных химических производствах (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 160);
- Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (утв. приказом Ростехнадзора от 7 ноября 2014 г. № 500);
- Методика оценки риска аварии на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности (утв. приказом Ростехнадзора от 27 декабря 2013 г. № 646).

Казалось бы, что все понятно с обязательными требованиями и ошибок при разработке деклараций не должно возникать, тем более что документ этот не новый и требования к нему появились с момента вступления в силу Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в 1997 году. Но как показывает практика, ошибки имеют месть быть, и они могут быть достаточно значительными. Как правило, самые серьезные последствия могут иметь ошибки, допущенные непосредственно при анализе риска аварий, например, неверная идентификация опасностей (выявление и четкое описание всех источников опасностей) и соответственно ошибочное определение путей (сценариев) их реализации.

Но хотелось бы обратить внимание на другие ошибки при разработке декларации, возникающие еще задолго до выбора сценариев и анализа риска аварий.

Декларации промышленной безопасности разрабатываются в составе проектной документации на строительство или реконструкцию, а также при необходимости в составе документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта.

Если опасный производственный объект находится в эксплуатации, то необходимость разработки декларации вновь возникает в следующих случаях:

Истекло десять лет со дня регистрации в реестре последней декларации;
- изменились технологические процессы либо увеличилось количество опасных веществ более чем на двадцать процентов;
- изменились требований промышленной безопасности;
- Ростехнадзор выдал предписание в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, сведениям, полученным в ходе осуществления надзора.

Особых требований к разработчикам декларации промбезопаности законодательство не предъявляет, поэтому разработку может выполнить как сама организация, эксплуатирующая ОПО, так и сторонняя организация. Как правило, это проектные организации, занимающиеся комплексным проектированием промышленных объектов или организации, специализирующиеся на выполнении работ в области промышленной безопасности. В случае с эксплуатирующими и проектными организациями стоит отменить достаточно низкую подготовку специалистов в области промышленной безопасности в части разработки деклараций.
Что имеется в виду? А то, что специалисты, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обладают достаточными знаниями и опытом именно в части эксплуатации таких объектов, но не обладают необходимыми знаниями анализа рисков аварий. Наиболее распространенные функции службы промышленной безопасности - это идентификация и регистрация опасных производственных объектов в реестре, получение необходимых лицензий в Ростехнадзоре, проведение производственного контроля, управление промышленной безопасностью, взаимодействие с надзорными органами и т.д. Согласитесь, объем работы значительный и, как правило в таком случае выполнять подробный анализ рисков аварий нет ни времени, ни возможностей. А любимый прием работодателей совмещать функции промышленной безопасности с обязанностями по охране труда или экологии, также не способствует развитию этого направления промышленной безопасности.

В случаях с проектными организациями, можно отметить, что отдельные специалисты в области промышленной безопасности в большинстве случаев в таких организациях отсутствуют, поскольку единственный раздел проектной документации, который может разрабатываться в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ и Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87) является «Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта». Данный раздел разрабатывается достаточно редко, поэтому отдельный специалист по данному профилю, как правило, в организации отсутствует. Идентификация опасностей опасных производственных объектов зачастую проводится с ошибками из-за недостаточных знаний законодательства в области промышленной безопасности особенной в свете последних изменений.

Например, приходится сталкиваться с тем, что заказчик проектной документации, не разобравшись в своих объектах, пишет в задании на проектирование разработать декларацию промышленной безопасности на опасные производственные объекты, для которых это не требуется. В роли таких объектов могут выступать склады готовой продукции или запчастей с использованием подъемных сооружений или опасные производственное объекты с опасными веществами в количествах, не образующих ОПО I и II классов опасности.

Достаточно примеров и с опасными производственными объектами горной промышленности: пытаются заказать в составе проектной документации разработку декларации промышленной безопасности на объекты добычи полезных ископаемых, хотя единственный тип ОПО в горной промышленности, на который разрабатывается декларация - это склады хранения взрывчатых материалов 50 т и более. В случае, если эксплуатирующая или проектная организация все-таки разработает декларацию промышленной безопасности на такие ОПО, то единственным, чем они рискуют - это получить отказ в прохождении экспертизы или отказ в регистрации такой декларации государственном реестре по причине отсутствия оснований для ее разработки.

Гораздо хуже могут обстоять дела в случае неправильного определения опасностей будущего опасного производственного объекта. Проектировщики совместно с заказчиком могут не учесть расстояние между опасными производственными объектами с одним видом опасного вещества, которое может составить менее 500 метров. Или новый ОПО может быть запроектирован вблизи действующего аналогичного ОПО, который, в свою очередь, может иметь разработанную декларацию промбезопасности. В таком случае необходимо выполнить разработку декларацию вновь в связи с изменением состава опасного производственного объекта, а также возможного увеличения опасного вещества более чем на 20 %.

В итоге хотелось бы обратить внимание на важность определения идентификационных признаков опасных производственных объектов еще на стадии предпроектных работ, поскольку поверхностное отношение к данному вопросу в дальнейшем может повлечь за собой значительные затраты материальных и временных ресурсов на приведение в соответствие объекта к требованиям законодательства в области промышленной безопасности. Своевременная идентификация опасностей, а также проведение анализа рисков на ранних стадиях проектирования ОПО позволяет выбрать наиболее безопасное размещение технологического оборудования (технических устройств), тем самым снизив риск возникновения аварийных ситуаций в будущем. А компоновка технических устройств, содержащих опасные вещества с учетом минимального расстояния 500 м между ОПО, позволяет в некоторых случаях запроектировать опасные производственные объекты с меньшим классом опасности.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
2. Правила представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 1999 г. N 526);
3. РД-03-14-2005 Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (утв. Утвержден Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. N 893).
4. Методика моделирования распространения аварийных выбросов опасных веществ (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 158);
5. Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 159);
6. Методика оценки последствий аварий на взрывопожароопасных химических производствах (утв. Приказом Ростехнадзора от 20.04.2015 № 160);
7. Методические рекомендации по проведению количественного анализа риска аварий на опасных производственных объектах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (утв. приказом Ростехнадзора от 7 ноября 2014 г. № 500);
8. Методика оценки риска аварии на опасных производственных объектах нефтегазоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленности (утв. приказом Ростехнадзора от 27 декабря 2013 г. № 646);
9. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;
10. Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г.

Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы, анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обес-печению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Сергей Борисович, какими нормативными актами устанавливается и регламентируется разработка деклараций промышленной безопасности?
- Основанием для разработки данного документа является ст. 14 Закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Порядок разработки деклараций промышленной безопасности регламентирован РД 03-357-00. Также правовые отношения, касающиеся предоставления рассматриваемого документа в вышестоящие организации, определяются Постановлением правительства РФ № 526 от 11.05.1999 г.

- Для каких объектов обязательна разработка деклараций промышленной безопасности?
- Обязательной разработка деклараций промышленной безопасности является в том случае, если объект относится к предприятиям I и II классов опасности, использующим, получающим, перерабатывающим, транспортирующим или уничтожающим опасные вещества в количествах, определенных приложением 2 Закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». К таким объектам относятся, например, объекты, специализирующиеся на добыче нефти и газа, объекты химической промышленности и некоторые газораспределительные станции. В некоторых случаях разработка деклараций промышленной безопасности может потребоваться и предприятиям III класса опасности при условии их территориального расположения на особо охраняемых территориях РФ.

При проведении проверок Ростехнадзор проверяет достоверность и актуальность сведений, указанных в декларации промышленной безопасности.

- В каких ситуациях она разрабатывается повторно?
- Возможна и повторная разработка деклараций промышленной безопасности на действующих объектах. Это происходит в таких случаях, как:
- истечение 10 лет с момента внесения последних данных в реестр деклараций промышленной безопасности;
- внесение в технологический процесс изменений;
- увеличение количества опасных веществ на объекте более чем на 20 %;
- внесение изменений в законодательство, касающееся документации по промышленной безопасности;
- получение лицензии на эксплуатацию;
- исполнение предписаний, выданных контролирующей организацией при выявлении недостоверности сведений, представленных в разработанной ранее декларации промышленной безопасности. Подобное нарушение может быть выявленное в ходе проведения проверок Ростехнадзором.

- Из чего состоит декларация промышленной безопасности? Какие сведения она должна отражать?
- Содержание декларации промышленной безопасности охватывает следующие разделы:
- титульный лист;
- информация об организации, разработавшей документ;
- первый раздел посвящен описанию самого объекта, для которого разрабатывается декларация промышленной безопасности. В этом разделе отражаются реквизиты организации, эксплуатирующей ОПО, сведения о территориальном расположении объекта и штатных сотрудниках, сведения о страховании объекта, а также обоснование необходимости декларирования;
- во второй раздел входят данные об опасности объекта - перечень содержащихся на нем опасных веществ, применяемой технологии производства, анализ возможных рисков аварийных ситуаций;
- третий раздел дает характеристику мер, принимаемых на объекте декларирования, для обеспечения промышленной безопасности, а также о его готовности к осуществлению мероприятий по локализации и ликвидации аварии;
- четвертый раздел посвящен выводам, последовавшим из проведенного анализа деятельности ОПО. В него входит перечень наиболее опасных составляющих технологического процесса, указываются показатели риска для каждого из них, приводится описание и анализ достаточности мер, рекомендуемых для уменьшения риска возникновения внештатных ситуаций;
- последний раздел декларации промышленной безопасности посвящен графическому отображению возможных зон воздействия поражающих факторов наиболее опасных технологических участков объекта.
Также декларация промышленной безопасности должна содержать такие приложения, как пояснительная записка и информационный лист.
- В каких случаях проводят экспертизу декларации промышленной безопасности? В какие ведомства предприятие обязано направить декларацию промышленной безопасности?
- После разработки и оформления декларации промышленной безопасности и приложений к ней, она в обязательном порядке должна быть согласована руководителем, после чего можно приступить к согласованию декларации в контролирующей организации, в качестве которой выступает Ростехнадзор. Первоначально декларация промышленной безопасности проходит процедуру экспертизы промышленной безопасности в специальной экспертной организации. Далее уже процедуру согласования декларация промышленной безопасности проходит в составе прочей документации, разработанной при строительстве, ликвидации, консервации объекта. Представленная в Ростехнадзор декларация промышленной безопасности вносится в базу данных о декларациях промбезопасности в течение пяти дней с момента ее поступления. После согласования декларация действует на объекте в течение десяти лет при условии неизменности технологического процесса и его составляющих.

Представленная в Ростехнадзор декларация промышленной безопасности вносится в базу данных о декларациях промбезопасности в течение пяти дней с момента ее поступления.

- Что такое реестр деклараций промышленной безопасности? С какой целью он ведется?
- Государственная услуга по ведению реестра деклараций промышленной безопасности предоставляется Ростехнадзором на основании и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.1999 г. № 526 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов», в порядке, установленном Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по предоставлению государственной услуги по ведению реестра деклараций промышленной безопасности, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 23.06.2014 г. № 257. Заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Государственная услуга предоставляется структурным подразделением Центрального аппарата Ростехнадзора. За предоставление государственной услуги государственная пошлина или иная плата не взимается.

- Какие недостатки выявляются Ростехнадзором в декларациях промышленной безопасности?
- При проведении проверок Ростехнадзор проверяет достоверность и актуальность сведений, указанных в декларации промышленной безопасности на предмет:
- внесения изменений в технологический процесс;
- увеличения количества опасных веществ на объекте более чем на 20 %;
- соответствия объемов опасных веществ данным декларации.

Экспертиза промышленной безопасности - комплекс мероприятий по проверке объекта экспертизы на соответствие распространяющимся на него требованиям промышленной безопасности. По результатам экспертизы оформляется соответствующее заключение.

1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат следующие объекты:

Проектная документация на создание или преобразования опасного производственного объекта (ОПО), такие как расширение, реконструкция, техническое перевооружение и т.п.;

Технические устройства, эксплуатируемые на ОПО;

Здания и сооружения на ОПО;

Декларация промышленной безопасности, составляемая в случае ликвидации, консервации, технического перевооружения или расширения ОПО, а также другие документы, относящиеся к эксплуатации данного объекта.

2. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.

3. Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение.

4. Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке.

5. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

6. Экспертиза промышленной безопасности может осуществляться одновременно с осуществлением других экспертиз в установленном порядке.

22. Декларация промышленной безопасности

Декларация промышленной безопасности - это документ, отражающий характер и масштабы опасности на промышленном объекте, а также разработанные мероприятия по обеспечению безопасности и готовности к действиям в техногенных чрезвычайных ситуациях.

Основанием для разработки Декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов является статья 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 27 июля 1999 г. № 116-ФЗ.

Согласно данной статье, разработка Декларации промышленной безопасности является строго обязательной для всех предприятий, на которых хранятся, получаются, используются, перерабатываются, образуются, транспортируются или уничтожаются воспламеняющиеся газы, горючие жидкости, токсичные и высокотоксичные вещества, окисляющие вещества, взрывчатые вещества и другие вещества, представляющие опасность для окружающей среды и нарушающие правила пожарной безопасности.

Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности, изложены в Приложении 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. Декларацию промышленной безопасности необходимо уточнять или разработать заново в случае обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта или изменения сведений, содержащихся в декларации безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности.

Согласно порядку оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, при разработке декларации для действующего опасного производственного объекта в акт безопасности, представляющий состав сведений по обеспечению требований промышленной безопасности, необходимо включать сведения как о выполняемых, так и о планируемых мерах. При разработке декларации в составе проектной документации представляются сведения о мерах, представленных в проектной документации.

Составленная и утвержденная руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, Декларация представляется на экспертизу промышленной безопасности (далее - экспертиза) в экспертную организацию.

Затем Декларация безопасности с заключени-ем экспертизы по ней направляется на рассмотрение в управление центрального аппарата Службы, осуществляющее контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности на декларируемом опасном производственном объекте. Срок рассмотрения декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов не должен превышать 2 месяцев.

После этого, необходимо направить копию декларации безопасности, информационного листа и заключения экспертизы в заинтересованные органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и гражданам.

Декларация промышленной безопасности утверждается Центральным Аппаратом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

СТРУКТУРА

ДЕКЛАРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И ПРИЛОЖЕНИЙ К НЕЙ

В соответствии с требованиями РД 03-315-99 декларация и приложения к ней должны состоять из следующих структурных элементов:

Декларация промышленной безопасности

Титульный лист Данные об организации - разработчике декларации Оглавление 1. Раздел 1 "Общие сведения" 1.1. Реквизиты организации 1.1.1. Полное и сокращенное наименование организации 1.1.2. Наименование вышестоящего органа, министерства или ведомства, компании, концерна с указанием адреса, телефона 1.1.3. Фамилии, инициалы и должность руководителей организации 1.1.4. Полный почтовый адрес, телефон, факс и телетайп организации 1.1.5. Краткий перечень основных направлений деятельности организации, связанных с эксплуатацией декларируемого объекта 1.2. Обоснование декларирования 1.2.1. Данные о количествах опасных веществ, на основании которых опасный производственный объект отнесен к декларируемым объектам 1.2.2. Перечень нормативных правовых документов, на основании которых принято решение о разработке декларации 1.3. Сведения о месторасположении декларируемого объекта 1.3.1. Характеристика местности, на которой размещается декларируемый объект 1.3.2. Сведения о размерах и границах территории, санитарно - защитных и/или охранных зонах декларируемого объекта 1.4. Сведения о персонале и населении 1.4.1. Сведения об общей численности персонала и численности наибольшей работающей смены декларируемого объекта 1.4.2. Перечень крупных близлежащих организаций и населенных пунктов, которые могут оказаться в зонах действия поражающих факторов максимальной гипотетической аварии, с указанием численности персонала и населения 1.5. Страховые сведения 1.5.1. Наименование, адрес организации - страховщика, а также сведения о его страховых лицензиях 1.5.2. Перечень договоров страхования с указанием размеров страховых сумм 2. Раздел 2 "Результаты анализа безопасности" 2.1. Сведения об опасных веществах 2.1.1. Наименование опасного вещества 2.1.2. Степень опасности и характер воздействия вещества на организм человека 2.2. Сведения о технологии 2.2.1. Схема основных технологических потоков 2.2.2. Данные о распределении опасных веществ 2.3. Основные результаты анализа риска 2.3.1. Результаты анализа условий возникновения и развития аварий 2.3.1.1. Перечень факторов и основных возможных причин, способствующих возникновению и развитию аварий 2.3.1.2. Краткое описание наиболее крупных и вероятных сценариев возможных аварий 2.3.2. Результаты оценки риска аварий 2.3.2.1. Перечень моделей и методов расчета при оценке риска 2.3.2.2. Данные о количестве опасных веществ, участвующих в аварии 2.3.2.3. Данные о размерах вероятных зон действия поражающих факторов 2.3.2.4. Данные о возможном числе пострадавших 2.3.2.5. Данные о возможном ущербе 2.3.2.6. Данные о вероятности причинения вреда персоналу, населению и ущерба имуществу и окружающей природной среде 3. Раздел 3 "Обеспечение требований промышленной безопасности" 3.1. Сведения об обеспечении требований промышленной безопасности 3.1.1. Сведения о выполнении распоряжений и предписаний органов Госгортехнадзора России (для действующих объектов) 3.1.2. Перечень имеющихся и/или необходимых лицензий на виды деятельности, связанные с эксплуатацией декларируемых объектов 3.1.3. Сведения о профессиональной и противоаварийной подготовке персонала с указанием регулярности проверки знаний в области промышленной безопасности и порядка допуска персонала к работе 3.1.4. Сведения о системе производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности 3.1.5. Сведения о системе проведения сбора и анализа аварийности 3.1.6. Перечень проведенных экспертиз промышленной безопасности с указанием наименования экспертных организаций, проводивших экспертизу, и объекта экспертизы 3.1.7. Сведения о соответствии условий эксплуатации действующего объекта требованиям норм и правил (с указанием нормативов, которым эти условия соответствуют) 3.2. Сведения об обеспечении требований промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий 3.2.1. Сведения о мероприятиях по локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте 3.2.2. Сведения о составе противоаварийных сил, аварийно - спасательных и других служб обеспечения промышленной безопасности 3.2.3. Сведения о финансовых и материальных ресурсах для локализации и ликвидации последствий аварий на декларируемом объекте 3.2.4. Сведения о системе оповещения в случае возникновения аварии на декларируемом объекте с приведением схемы оповещения и указанием порядка действий в случае аварии 4. Раздел 4 "Выводы" 4.1. Обобщенная оценка уровня безопасности с указанием наиболее опасных составляющих декларируемого объекта и наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска 4.2. Перечень планируемых мер, направленных на уменьшение риска аварий 5. Раздел 5 "Ситуационный план"

Приложение 1. "Расчетно - пояснительная записка"

Титульный лист Список исполнителей Оглавление 1. Раздел 1 "Сведения об организации" 1.1. Перечень составляющих декларируемого объекта 1.2. Данные о топографии и месторасположении декларируемого объекта 1.2.1. Данные о топографии района расположения декларируемого объекта 1.2.2. Наличие и границы запретных, охранных и санитарно - защитных зон декларируемого объекта 1.2.3. Данные о природно - климатических условиях в районе расположения декларируемого объекта 1.2.4. Данные об использовании в проекте отчетов по изысканиям в части сейсмичности района площадки строительства, характеристик грунтов, природно - климатических и других внешних воздействий (оформляется для декларации, разрабатываемой в составе проектной документации) 1.3. Данные о персонале и проживающем вблизи населении 1.3.1. Данные о размещении персонала декларируемого объекта по его административным единицам и составляющим с указанием средней численности и численности наибольшей работающей смены 1.3.2. Данные о размещении близлежащих организаций, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов аварии, с указанием удаленности и численности персонала 1.3.3. Данные о размещении близлежащих населенных пунктов, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов максимальной гипотетической аварии, с указанием удаленности от декларируемого объекта и численности населения 2. Раздел 2 "Анализ безопасности" 2.1. Характеристика опасных веществ: 1) наименование вещества; 2) формула; 3) состав; 4) общие данные (молекулярный вес, температура кипения, плотность); 5) данные о взрывоопасности; 6) данные о токсической опасности; 7) данные о реакционной способности; 8) данные о запахе вещества; 9) данные о коррозионной активности; 10) описание мер предосторожности; 11) данные о воздействии на людей; 12) данные о средствах защиты; 13) данные о методах перевода вещества в безвредное состояние; 14) данные о мерах первой помощи пострадавшим от воздействия вещества 2.2. Данные о технологии и аппаратурном оформлении 2.2.1. Принципиальная технологическая схема с обозначением основного технологического оборудования и кратким описанием технологического процесса по составляющим декларируемого объекта 2.2.2. План размещения основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества по составляющим декларируемого объекта 2.2.3. Перечень основного технологического оборудования, в котором обращаются опасные вещества 2.2.4. Данные о распределении опасных веществ по оборудованию 2.3. Описание технических решений по обеспечению безопасности 2.3.1. Описание решений, направленных на исключение разгерметизации оборудования и предупреждение аварийных выбросов опасных веществ 2.3.2. Описание решений, направленных на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов опасных веществ 2.3.3. Описание решений, направленных на обеспечение взрывопожаробезопасности 2.3.4. Описание систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций и других средств обеспечения безопасности 2.4. Анализ риска 2.4.1. Анализ известных аварий 2.4.1.1. Перечень аварий и неполадок, имевших место на декларируемом объекте 2.4.1.2. Перечень аварий, имевших место на других аналогичных объектах, или аварий, связанных с обращающимися опасными веществами 2.4.1.3. Анализ основных причин произошедших аварий 2.4.2. Анализ условий возникновения и развития аварий 2.4.2.1. Определение возможных причин и факторов, способствующих возникновению и развитию аварий 2.4.2.2. Определение типовых сценариев возможных аварий 2.4.2.3. Обоснование физико - математических моделей и методов расчета, применяемых при оценке риска 2.4.2.4. Оценка количества опасных веществ, участвующих в аварии 2.4.2.5. Расчет вероятных зон действия поражающих факторов 2.4.2.6. Оценка возможного числа пострадавших 2.4.2.7. Оценка возможного ущерба 2.4.3. Оценка риска аварий 3. Раздел 3 "Выводы и предложения" 3.1. Перечень наиболее опасных составляющих декларируемого объекта 3.2. Перечень наиболее значимых факторов, влияющих на показатели риска 3.3. Оценка уровня безопасности опасного производственного объекта 3.4. Предложения по внедрению мер, направленных на уменьшение риска аварий 4. Раздел 4 "Ситуационные планы" Список использованных источников 1. Перечень нормативно - правовых документов, регулирующих требования промышленной безопасности на декларируемом объекте. 2. Перечень документации организации, используемой при разработке расчетно - пояснительной записки 3. Перечень литературных источников

Приложение 2. "Информационный лист"

1. Наименование организации, в состав которой входит декларируемый объект

2. Сведения о лице, ответственном за информирование и взаимодействие с общественностью (должность, фамилия, инициалы и телефон)

3. Краткое описание производственной деятельности, связанной с эксплуатацией декларируемого объекта

4. Перечень и основные характеристики опасных веществ, обращаемых на декларируемом объекте

5. Краткие сведения о масштабах и последствиях возможных аварий и мерах безопасности

6. Сведения о способах оповещения и необходимых действиях населения при возникновении аварий

На некоторых производственных объектах применяются вещества, несущие угрозу для человека и экологии в целом. Любая авария здесь может обернуться непоправимыми потерями. Чтобы снизить риск возникновения непредвиденных ситуаций с печальными последствиями, стоит позаботиться о разработке декларации промышленной безопасности .

Документ создается на основе комплексной оценки ситуации на объекте. В нем рассматриваются возможные риски и анализируются методы предупреждения аварий. Помимо этого, декларация отражает степень готовности персонала к правильным действиям при любых неблагоприятных происшествиях. В ней указывается, что следует делать для уменьшения ущерба при возникновении инцидентов и несчастных случаев.

Когда декларация является обязательным документом

Информация по вопросу разработки декларации ПБ представлена в ФЗ № 116. В этом нормативно-правовом источнике указано, что составлять документ необходимо в случае эксплуатации объектов высших классов опасности – I и II. В Приложении 2 упомянутого федерального закона есть информация о количестве применяемых веществ, при котором разработка декларации является обязательным требованием.

В отношении ОПО могут совершаться различные действия. Изначально производственный объект создается. Впоследствии может выполняться его реконструкция или техническое перевооружение. Иногда приходится прибегать к консервации ОПО или его ликвидации. Во всех перечисленных случаях разрабатывается проектная документация. Декларация становится здесь составным компонентом. Она способствует обеспечению безопасности.

Закон также называет случаи, в которых необходимо перерабатывать однажды созданный документ. А именно:

  • при истечении десятилетнего срока с момента записи в государственном реестре сведений о последней составленной декларации;
  • если изменилось количество представляющих угрозу веществ, которые задействованы на производственном объекте, – их стало больше минимум на 20 %;
  • при реализации технологических процессов, отличных от тех, что были указаны в последней декларации;
  • в случае изменения требований по части промышленной безопасности;
  • в ситуации, когда представители надзорных органов выявили расхождение между содержанием имеющейся декларации и сведениями, которые были получены в ходе проверки, организованной на производственном объекте.

Нюансы, связанные с разработкой декларации промышленной безопасности

Документ составляется компетентными специалистами. Требования по его содержанию, структуре и оформлению содержатся в официально принятом положении. Созданная по правилам декларация промышленной безопасности утверждается лицом, управляющим предприятием с действующим ОПО. Согласно закону, руководитель несет ответственность за правдивость информации, изложенной в документе.

Недостаточно лишь подготовить декларацию. Обязательно также провести ее экспертизу. Процедура преследует цель определить соответствие документа предусмотренным требованиям. Следующий шаг – запись в реестре сведений о новой декларации. Для этого необходимо положительное решение об этом специалистов Ростехнадзора, которые занимаются рассмотрением подобных документов. Зарегистрированная декларация и подтверждение ее включения в реестр выдаются заявителю и в дальнейшем хранятся у него.



Просмотров