Ограничения по порошковому пожаротушению в автостоянках 50. Пожаротушение и пожарная безопасность автостоянок

В соответствии с СП 154.13130.2013 «Встроенные подземные автостоянки» подземной называется автостоянка, которая имеет все уровни при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.

Размещаться подземная автостоянка может в здании, выполняющем иные функции, I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1, кроме объектов класса пожарной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 или Ф 5 категории А и Б.

При расположении подземной автостоянки для легкового транспорта в здании класса Ф 1.3 должно выполняться условие закрепления определенных мест для индивидуальных собственников.

В зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф 1.4 автостоянки разрешается встраивать независимо от уровня их огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности. Автостоянка в этом случае может быть отделена только противопожарными преградами с пределом огнестойкости EI 45.

Пожарная безопасность на подземных автостоянках

Требования к обеспечению пожарной безопасности на подземных закрытых автостоянках регламентируется также СП 154.13130.2013.

В здании подземной автостоянки (в месте хранения транспортных средств) независимо от количества уровней и мест должны быть в обязательном порядке предусмотрены установки автоматического пожаротушения. Монтируемые системы должны соответствовать требованиям СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

Согласно ч. 4 ст. 83 Федерального закона № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. автоматические установки пожаротушения (АУПТ) и пожарной сигнализации в зависимости от спроектированного порядка их действия должны обеспечивать автоматическое гашение огня, передачу импульсов на оборудование для оповещения людей о пожаре и управления их эвакуацией, средства управления установками пожаротушения, а также на приборы контроля и управления системой противодымной защиты, вентиляции и т. д.

В СП 5.13130.2009 обозначены здания и сооружения, которые необходимо оснащать автоматическими установками пожаротушения во всех помещениях, кроме санитарно-бытовых (санузлов, душевых, умывальных), вентиляционных камер, помещений категории В4 и Д по пожарной опасности и лестничных клеток.

При определении расхода огнетушащих веществ для подземных автостоянок высотой в два этажа, необходимо также руководствоваться значениями, изложенными в СП 5.13130.2009, но увеличенными в два раза.

В случае многоэтажной подземной автостоянки оросители автоматической установки водяного пожаротушения должны находиться в таких точках, чтобы автомобили орошались на каждом уровне.

Подземные автостоянки с количеством мест на 200 и меньше машин (кроме встроенных в здания класса Ф 1.4) должны дополнительно оснащаться системой информирования и управления выводом людей в безопасное место 3-его типа, а с числом мест более 200 – 4-ого типа.

В помещениях хранения автотранспорта подземных стоянок рядом с эвакуационными выходами должны находиться ручные пожарные извещатели и шкафы пожарных кранов.

Технические коридоры в зданиях подземной автостоянки закрытого типа должны быть оборудованы оросителями автоматической установки пожаротушения, так как само здание стоянки оснащается АУПТ.

    Здание кирпичное с внутренним каркасом шага колонн 7,2х6,6 м и 7,2х 6,0 м. Ширина проездов – 6,2 м. Рампа въезда-выезда монолитная. Кладка стен выполнена кирпичом с облицовкой красным лицевым керамическим кирпичом. Класс функциональной пожароопасности – Ф5.2. Степень огнестойкости - II. Категория по взрывопожарной и пожарной опасности – В. В здании отсутствуют помещения категории А по взрывоопасной и пожарной опасности по НПБ105-03. Кроме того, в соответствии с требованиям СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализации зданий» здания оборудуются противопожарным водопроводом с сетью применения пожарных кранов. С целью повышения уровня противопожарной защиты помещений и тушения возможных очагов горения на объекте также используются первичные средства пожаротушения - огнетушители. Класс возможного пожара в этом помещениях гаражного комплекса – В1 (горение жидких веществ, нерастворимых в воде (бензин, нефтепродукты). Исходя из характеристик корпуса, вида пожарной нагрузки и особенностей развития очага горения, проектом предусмотрена защита помещения с помощью автоматической системы пожарной сигнализации и пожаротушения. Она предназначена для автоматического выявления пожароопасной ситуации, формирования сигналов пожарной опасности, выдачи информации о наличии и месте возникновения пожароопасной ситуации, локальное включение модулей порошкового пожаротушения, подачи сигнала оповещения людей о пожаре и сигнала управления автоматикой. Проектируемая АУПП построена на основе ППКОП «ЗОНД-СИ» и включает себя комплекс технических средств состоящих из: пульта контроля и управления (далее ПКУ), прибора приемно-контрольного «ЗОНД-СИ» (далее ППКОП), модулей ШС (МШС8) на 8 направлений, релейных модулей МР8 на 8 направлений, включения модулей порошкового пожаротушения Тунгус-6, бесперебойного источника питания, дымовых пожарных извещателей, тепловых пожарных извещателей и ручных пожарных извещателей. В соответствии с СНиП 21-02-99* п. 6.32 для своевременного оповещения людей проектом предусмотрено проектирование системы оповещения и управление эвакуацией СОУЭ 3-го типа на базе блока речевого оповещения «Орфей». С целью раннего обнаружения пожара все этажи корпуса оборудуются АУПП, независимо от их назначения, с обеспечением круглосуточной работы пожарных извещателей, кроме помещений с мокрыми процессами (санузлов, моек, лестничных клеток). Во всех защищаемых боксах хранения автомобилей запроектированы извещатели, реагирующие на увеличение температуры окружающего воздуха. В состав системы АУПП входят:
  • приборы приемо-контрольные пожарной и охранной сигнализации и порошкового пожаротушения «ЗОНД-СИ»;
  • модуль шлейфовый сигнальный МШС8;
  • релейный модуль МР8;
  • бесперебойный источник питания постоянного тока ББП-20;
  • извещатели пожарные дымовые ИП212-41М (U пит. = 7,0…30В; I пот.деж. = 0,05мА) ;
  • извещатели пожарные тепловые ИП103-4/1 «МАК-1» с нормально замкнутыми контактами (Т сраб. = 64…76°С; I коммут. = 150мА; U коммут. = 30,0В);
  • извещатели пожарные ручные ИПР513-2 «Агат» (U пит. = 9…28В; I пот.деж. = 0,1мА);
  • световые указатели КОП-20 (U пит. = 10 …40В; I потр.св. = 20мА);
  • блок речевого оповещения БРО «Орфей» для трансляции предварительно записанных речевых сообщений в системах пожарной сигнализации;
  • звуковые оповещатели Орфей МА исп.1 – модуль акустический настенный.
Уважаемый gastello ®

Цитата gastello 31.05.2011 23:14:44

просто когда дано уточнение по применению параметра, логично его применять именно для этого и все. не привязывая и не распространяя на прочее.
--Конец цитаты------

Всё это было бы хорошо, да только не в нашей стране. Вы, наверное, по данному вопросу не общались с госэкспертизой, а они (госэкспертиза), особенно после прокурорских проверок, рассуждают вполне логически:

1. Число людей, одновременно находящихся в помещениях для хранения автомобилей, следует принимать из расчета 1 чел. на каждое машиноместо, т.е. в автостоянке на 55 машино-мест - 55 человек.

2. Запрещается применение установок порошкового пожаротушения в помещениях с большим количеством людей (50 человек и более).

Для определения параметров путей эвакуации принимается количество людей или для чего-то другого, их не интересует, даже если они понимают, что одновременно все автовладельцы никогда не окажутся в помещении автостоянки. Просто так написано в нормах - и всё. И ничего иного Вы им не докажете. Это я Вам гарантирую на 100%.

Цитата gastello 31.05.2011 23:23:43

и на последок. а что Вас смущает в порошке для стоянок на жилых домах?
--Конец цитаты------

Насколько я понимаю, под "на жилых домах" Вы имели в виду автостоянки, встроенные в жилые дома?

Де-юрэ:
1. Если число машино-мест в однообъёмной автостоянке менее 50, запрета на применение порошка нет.
2. Если в автостоянке автомобиле хранятся в обособленных боксах, каждый бокс с числом людей, естественно, менее 50 чел (1 бокс на 1 машину = 1 чел.) можно также оборудовать порошковой АУП. Даже если количество боксов более 50.

Де-факто, существует реальная практическая проблема (даже для автостоянок с числом машино-мест менее 50), к которой до сих пор не выработан единый подход: как организовать тушение пожара порошком и дымоудаление из встроенной в жилой дом автостоянки. Логичное решение: сначала включается дымоудаление, а потом пускается порошок. Но перед пуском порошка дымоудаление следует отключить по понятным причинам. А всё это время развитие пожара продолжается, и некоторые модули, к примеру, типа Буран-2,5, могут сработать автономно, что нарушит логику работы всей системы.

И ещё вот что. Вы ранее писали:

Цитата gastello 29.04.2011 0:36:59

Чем страшно, если человека обсыплет порошком? Какой ущерб для здоровья????
- думаю будет ему не радостно, но жив останется
--Конец цитаты------

Страшно бывает не только от того, что человек надышится порошком и наберёт его в глаза. Есть ещё такая штука как потеря видимости в облаке порошка...

И последнее.

Цитата gastello 30.04.2011 0:00:46

да, правда есть не оспоримый и большой плюс у само срабатывающих модулей. они бахнут даже когда вся автоматика будет выключена
--Конец цитаты------

Практика показывает, что самосрабатывающие модули не всегда могут потушить пожар в помещении площадью, превышающей максимальную защищаемую площадь, указанную в паспорте на МПП. Если нет синхронизации пуска МПП в одном направлении пожаротушения, модули будут хлопать один за другим с интевалом времени, необходимым на достижение порогового значения температуры, и если один сработавший модуль не смог потушить пожар по разным причинам (расположение модуля относительно очага пожара, возобновление горения из-за тления и т.п.), во второй раз он уже не сработает.
Но об этом, пожалуй, много уже говорилось.

С уважением, водолей

Количество паркингов и автостоянок в нашей стране растет вместе с количеством автомобилей, поэтому задача обеспечения пожарной безопасности на этих объектах становится все более актуальной. При возникновении возгорания в салоне автомобиля, находящегося на парковке, пламя способно распространиться по салону за 8–10 минут, при этом, если не принять меры по ликвидации пожара, площадь возгорания начинает увеличиваться лавинообразно, за счет быстрого возгорания соседних автомобилей. А ведь на автостоянке в момент пожара могут находиться не только автомобили, но и владельцы, следовательно, возникает реальная угроза их здоровью и жизни.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17 ноября 2001 года № 795 «Об утверждении правил оказания услуг автостоянок», и постановка, и хранение автомобиля на автостоянке должны производиться согласно противопожарным правилам, изложенным в законодательных актах РФ. Кроме того, статья 7 Федерального закона РФ от 17 декабря 1999 года № 212-ФЗ «О защите прав потребителей» гласит, что у каждого потребителя есть право на безопасность оказываемой услуги для его здоровья и жизни и отсутствия в результате ее оказания имущественного ущерба. Требования, обеспечивающие это право, устанавливаются законодательно.

Соответственно, требования к системам пожарной безопасности на любых автостоянках, включая закрытые и подземные, являются обязательными к выполнению и регламентируются несколькими документами:

· Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, утвержденным Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ;

· Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, принятыми постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390;

· Сводом правил «СП 113.13330.2016. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*»;

· Сводом правил «СП 154.13130.2013. Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности»;

· Сводом правил «СП 300.1325800.2017. Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования»;

· Сводом правил «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

· СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74;

· отраслевыми ГОСТами;

· специализированными сводами правил.

В силу особенностей конструкции, к подземным автостоянкам и закрытым паркингам предъявляются и особые требования.


Требования к планировочным и конструктивным решениям паркингов

По степени опасности развития пожара Приложение Б СП 5.13130.2009 относит автомобильные стоянки и паркинги ко 2-й группе помещений. Эта степень определяется по двум параметрам:

· функциональному назначению;

· удельной пожарной нагрузке сгораемых материалов (для автомобильных стоянок 181–1400 МДж/м 2).

Согласно СП 113.13330.2016, допустимое число этажей на стоянках, степень огнестойкости конструкции и площадь отдельного пожарного отсека определяют, руководствуясь требованиями нормативных документов, при этом наземные стоянки автомобилей не могут иметь более 9 этажей, а подземные многоуровневые автостоянки - более 5. Во внутренней отделке автостоянок и паркингов следует использовать огнеупорные материалы.

В наземных закрытых паркингах возможно хранение автомобилей в индивидуальных боксах, разделенных огнестойкими перегородками (предел огнестойкости R45). Ворота в таких боксах допускается изготавливать в виде ограждения из металлической сетки, а если в боксах применяются установки объемного пожаротушения, то разрешается использование глухих ворот.

Что касается подземных стоянок, то в них разделение машиномест на отдельные боксы полностью запрещено. Для отдельно стоящих на незастроенной территории подземных стоянок, количество этажей в которых не превышает двух, необходимо наличие на каждом этаже самостоятельных въездов-выездов.

В последнее время широкое распространение получили подземные встроенные парковки, расположенные в зданиях самого различного назначения, включая жилые дома. По требованиям пожарной безопасности автостоянки могут быть встроены в здания I и II степеней огнестойкости классов C0 и C1. Поскольку возгорание на встроенных парковках без своевременно принятых мер может перекинуться на основное строение, к ним предъявляются особенно строгие требования пожарной безопасности.

Эвакуационные выходы и пути в паркингах

На каждом этаже закрытой или подземной автостоянки необходимо оборудовать от двух и более эвакуационных выходов. В одноэтажных подземных паркингах эвакуацию допустимо производить через лестничные клетки, также оборудованные прямым выходом с паркинга. Ширина лестниц, по которым может производиться эвакуация, должна превышать 1 метр.

Максимальное расстояние от самого дальнего места парковки автомобилей до эвакуационного выхода определяют по СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

Таблица 1. Допустимое расстояние от места парковки до ближайшего эвакуационного выхода


На всех подземных паркингах и закрытых наземных автостоянках должны иметься световые указатели эвакуационных и аварийных выходов и путей эвакуации. Все они, а также указатели мест расположения наружных пожарных гидрантов, огнетушителей, пожарных кранов подключаются к аварийному освещению. Знаки, указывающие направление движения, размещаются на входах, въездах на этажи, поворотах, выходах на лестницу. Знаки с указанием направления движения располагают в зоне свободной видимости из любого места на путях эвакуации.

Следует отметить, что безопасные расстояния между паркингами и зданиями, сооружениями, объектами отдыха регламентируются в том числе и нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (см. табл. 2).

Таблица 2. Требования к минимальным расстояниям от открытых паркингов до зданий и территорий различного назначения


Системы противопожарного водоснабжения и тушения на закрытых автостоянках

На автостоянке должен соответствовать положениям свода правил «СП 10.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности». При этом, по требованиям СП 113.13330.2016 для внутреннего пожаротушения закрытых стоянок число струй воды и ее расход на каждую из них определяется площадью защищаемого помещения. При объеме этого помещения от 0,5 м до 5000 м требуется две струи по 2,5 л/с, а при объеме защищаемого помещения более 5000 м - две струи по 5 л/с.

В одноэтажных и двухэтажных стоянках боксового типа, каждый бокс которых имеет собственный выезд, разрешено обходиться без противопожарного внутреннего водопровода. Противопожарный водопровод в подземных многоэтажных стоянках, включая и встроенные, должен иметь наружные патрубки, чтобы при необходимости к ним можно было подсоединить передвижную пожарную технику. Полы таких стоянок необходимо оснастить устройствами водоотведения в ливневую канализацию, а сам противопожарный водопровод должен быть выполнен отдельно от других внутренних водопроводных систем.

Если автомобили на стоянке хранятся в несколько ярусов, размещение проектируют так, чтобы обеспечивать тушение на каждом ярусе хранения.


Рис. 1. Система пожарной безопасности паркинга

Вентиляция и противодымная защита паркингов

Закрытые наземные паркинги и подземные автостоянки оборудуются системами противодымной вентиляции, которые должны эффективно удалять дым из помещений. В 2017 году был разработан и 22 февраля 2018 года введен в действие новый свод правил «СП 300.1325800.2017. Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования», по которому должен составляться проект и изготавливаться система струйной и именно на крытых и подземных автостоянках. Вентиляционная система автостоянки, согласно данному своду правил, должна состоять из трех частей:

1) приточно-вытяжной вентиляции;

2) противодымной вентиляции;

3) струйной вентиляции (см. рис. 1).

Приточно-вытяжная вентиляция отвечает за подачу в помещение стоянки свежего воздуха извне и удаления воздуха загрязненного. Она, свою очередь, состоит из двух систем: вытяжной вентиляции и приточной вентиляции.

В систему противодымной вентиляции входят вытяжная вентиляция с вентиляторами дымоудаления и приточная противодымная вентиляция с приточными вентиляторами. Побуждение тяги в системах должно быть механическим. Все вентиляторы системы дымоудаления должны эффективно и безаварийно работать 2 часа при температуре газов в помещении, равным 400 °С. Приточные вентиляторы устанавливают так, чтобы они были способны полноценно возмещать объем удаленных дымовых газов.

Схему и параметры вентиляционной системы выбирают на основе ее способности максимально быстро и безопасно обеспечить эвакуацию людей через свободные от дыма выходы, а также обеспечить параметры воздуха на стоянке, соответствующие требованиям ПДК СО (по ГОСТ 12.1.005-88) - около 70 мг/м 3 .

Проектирование и монтаж вентиляционной установки производится согласно требованиям отраслевых нормативных документов.

Пожарная безопасность электротехнических устройств на стоянках

Электротехнические устройства на автостоянках проектируют и монтируют согласно требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ и Правилами устройства электроустановок (ПУЭ).

В первую очередь надежным электроснабжением следует обеспечить электроустановки первой категории, применяемые в противопожарной защите: и сигнализации, системы оповещения, противодымной защиты и прочие. Ко второй категории относят электроприводы лифтов и прочих механизмов для перемещения автомобилей, аварийное освещение стоянок, а к третьей - все остальные потребители электроснабжения технологического оборудования автомобильных стоянок (пункт 6.4.2 СП 113.13330.2016).

В местах прохождения электропроводок инженерных систем и кабельных линий через строительные конструкции, имеющие нормируемый предел огнестойкости, необходимо предусмотреть кабельные проходки с соответствующим пределом огнестойкости.


Рис. 2-1. Спринклерная система пожаротушения в подземном паркинге

Системы автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации

Требования к (АУПТ) и изложены в «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

АУПТ обязательна для закрытых наземных паркингов, имеющих два и более этажей. Кроме того, если автомобили расположены в индивидуальных боксах, подобными системами должны быть оснащены следующие одноэтажные наземные парковки:

· площадью от 7000 м 2 , I–III степени огнестойкости;

· площадью от 3600 м 2 , IV степени огнестойкости;

· площадью от 2000 м 2 , класса конструктивной пожарной опасности С1;

· площадью от 1000 м 2 , классов конструктивной пожарной опасности С2 и С3.

Подземные паркинги, включая встроенные, независимо от этажности стоянки и класса ее пожароопасности, оборудуют АУПТ. Тип огнетушащего вещества для автомобильных стоянок выбирают исходя из характеристик объекта пожаротушения и руководствуясь вышеупомянутым Сводом правил. Для автостоянок закрытого типа, как наземных, так и подземных, при температуре воздуха в них выше 0 °С обычно используют порошковые, аэрозольные или водяные системы пожаротушения (см. рис. 2-1 и 2-2).


Рис. 2-2. Спринклерная система пожаротушения в подземном паркинге

АУПС оснащают следующие объекты:

· одноэтажные закрытые наземные стоянки площадью менее 1000 м 2 или с количеством машиномест до 25 единиц;

· отдельные автомобильные боксы, в которых применяются самосрабатывающие модули пожаротушения.

В многоэтажных (не менее двух этажей) наземных закрытых стоянках, вмещающих до 100 автомобилей, должны быть установлены первого типа, а на стоянках, вмещающих более 100 автомобилей - второго типа.
Подземные автомобильные паркинги вместимостью до 50 автомобилей оборудуются СОУЭ 2-го типа, от 50 до 200 - третьего типа, более 200 - четвертого типа.

Итак, выбор решения для пожаротушения автостоянки или паркинга зависит от их конструктивных особенностей, размера помещений, температурных условий. Работоспособность всех систем пожарной защиты ежегодно проверяется представителями Государственного пожарного надзора и сопровождается составлением соответствующего акта.

Обеспечить эту работоспособность на должном уровне под силу только специализированным компаниям. возьмет на себя все работы по любого типа под ключ. Обратившись в Альянс «Комплексная безопасность», вы также сможете заключить , и , и получить квалифицированные консультации по любым вопросам пожарной безопасности.

Стояки автомобилей под землей - весьма опасное место, когда речь идет о пожарах. Поэтому очень важно, чтобы возгорание было оперативно замечено, локализовано и устранено. Все это позволяют сделать автоматические системы водяного пожаротушения, которая наша компания устанавливает на объектов различного масштаба, в том числе - на подземных автостоянках. Наши специалисты выполняют это в формате “под ключ”, то есть, они:

· проектируют систему, исходя из параметров вашего объекта;

· подбирают оптимальный вариант оборудования и его распределения;

· производят расчет всего проекта;

· занимаются монтажом на объекте и сдают вам результат своей работы.

Все это позволяет комплексно решать задачу в одной компании, не занимаясь поиском исполнителей для каждого этапа работы. Это будет удобно вам, поскольку значительно сэкономит время, а нам позволит максимально качественно выполнить свою работу.

Какие могут быть сложности в проекте

Почему нельзя назвать проектирование пожаротушения на подземной автостоянке простым? Во-первых, нужно учитывать возможное расположение машин на территории, поскольку они в первую очередь требуют защиты и от огня, и от чрезмерного воздействия воды. Во-вторых, важно просчитать возможное расположение людей и способы их ограждения от огня. Все это требует внимательного изучения объекта, на которое способны только опытные специалисты.

Наши сотрудники знают все о возможных препятствиях для успешного пожаротушения на таких парковках, расположенных под землей. Поэтому они смогут оперативно составить проект системы и обеспечить его успешную работу на случай чрезвычайной ситуации. Как владелец такой автостоянки, вы можете быть уверены в гарантии пожаробезопасности для всех ваших клиентов, которые оставляют у вас машины на короткий или на длительный срок. Надежные системы всегда вовремя сработают, а работа наших специалистов будет оправдана, особенно, когда вам не придется в дальнейшем что-либо самостоятельно ремонтировать, поскольку наша компания предлагает и последующее обслуживание установленного оборудования.



Просмотров