Кто ведет государственную статистическую отчетность по дтп. Определения, классификация ДТП, причины и сопутствующие факторы их возникновения

Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий (ДТП) осуществляются органами внутренних дел (ГИБДД), владельцами транспортных средств, государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог в соответствии с Правилами учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. №647 , приказом МВД России от 18 июня 1996 г. № 328 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 29 июня 1995 г.», постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 894 «Об утверждении Правил государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органами внутренних дел Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 894 «Об утверждении Правил государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения органами внутренних дел Российской Федерации».

Дорожно-транспортное происшествие -- событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Учету подлежат все дорожно-транспортные происшествия. Он необходим для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий. В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям, которую ведут органы внутренних дел, включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

Медицинские учреждения независимо от форм собственности ведут учет погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях.

Погибшими в дорожно-транспортных происшествиях считаются люди, скончавшиеся от полученных ранений в течение семи суток с момента происшествия.

Все владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств.

В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Все ДТП принято делить на следующие виды: столкновение транспортных средств; опрокидывание транспортных средств; наезд на стоящее транспортное средство; наезд на препятствие; наезд на пешехода; наезд на велосипедиста; наезд на гужевой транспорт; падение пассажира; иной вид ДТП.

Одним из основных субъектов учета ДТП является Госавтоинспекция, деятельность которой в этом направлении регламентируется Инструкцией по учету дорожно-транспортных происшествий в органах внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 18 июня 1996 г. № 328.

Статистические данные о происшествиях на дорогах обобщаются и анализируются в управлениях, отделах, отделениях (группах) Государственной инспекции, а также в строевых подразделениях дорожно-патрульной службы.

Эта деятельность необходима для постоянного и последовательного накопления сведений о ДТП, оценки состояния аварийности, изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по их устранению.

Учету подлежат все дорожные происшествия, однако в государственную статистическую отчетность включаются сведения только о тех, в которых погиб или получил ранение (телесные повреждения) хотя бы один человек.

На каждое ДТП с пострадавшими заполняется карточка учета дорожно-транспортного происшествия, в которой отражаются сведения, характеризующие происшествие по различным параметрам. В частности, в карточку вносятся сведения о дате, времени, месте, виде происшествия, его участниках, транспортных средствах, степени тяжести последствий, нарушениях Правил дорожного движения, послуживших причиной аварии, и др.

Ответственность за полноту и правильность учета сведений о ДТП несут главные государственные инспекторы Государственной инспекции безопасности дорожного движения городов и районов.

На региональном уровне сбор и обобщение карточек учета дорожно-транспортных происшествий осуществляется аппаратами ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на федеральном уровне -- Главным информационно-аналитическим центром МВД России.

По Постановлению Правительства № 647 от 29.06.95 «Правила учета дорожно-транспортных происшествий»:

  • - учету подлежат все ДТП;
  • - в государственную статистическую отчетность включаются сведения о ДТП, в которых погибли или были ранены люди;
  • - не включаются в отчетность ДТП, возникшие: во время проведения мероприятий по автомобильному или мотоциклетному спорту; при выполнении технологических операций, не связанных с перевозкой людей или грузов; в результате стихийных бедствий; в связи с нарушением правил техники безопасности и эксплуатации транспортных средств; в связи с попыткой покончить жизнь самоубийством; в результате умышленных посягательств на жизнь и здоровье граждан или действий, направленных на причинение имущественного ущерба. В органах внутренних дел учет ведут на основе нормативных документов: Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995г. № 647 и приказа МВД № 328 от 18 июня 1996г. «Организация учета ДТП в органах внутренних дел». Приложением к этому приказу является Карточка учета ДТП, которая является главным документом для учета и дальнейшего анализа ДТП, и заполняется на каждое ДТП с погибшими или ранеными, сотрудником ГИБДД, оформляющим материалы по ДТП.

Карточка учета ДТП содержит 7 разделов, состоит из 66 позиций. Каждая позиция графически выделена в отдельную область, в которой отведено место для написания текстовых значений или приведены перечни цифровых значений показателей. Используются кодификаторы из «Инструкции по учету ДТП в органах внутренних дел».

Разделы карточки учета ДТП:

  • 1. Общие сведения.
  • 2. Место совершения ДТП.
  • 3. Вид и схема ДТП.
  • 4. Дорожные условия.
  • 5. Сведения о транспортных средствах, участвовавших в ДТП.
  • 6. Участники ДТП.
  • 7. Дополнительные сведения.

Раздел 1 «Общие сведения» заполняется в управлении (отделе) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъекта РФ, осуществляющем передачу информации на федеральный уровень. Время ДТП ставится местное, первые два знака - часы, другие - минуты. Если время совершения неизвестно ставится 0000. При совершении в 00 час. 00 мин. проставляется 0001.

Раздел 2 «Место совершения ДТП» указывается дорога, на которой

произошло ДТП из кодификатора федеральных дорог, расстояние (километр и метры) дороги, указывается значение дороги, категория дороги из паспорта дороги по СНиП 2.05.02-85.

Раздел 3 «Вид и схема ДТП» указывается номер соответствующего вида ДТП (по «Инструкции…», схема ДТП той же инструкции. Также в этом разделе указывается количество транспортных средств, участвовавших в ДТП, а также количество участников ДТП, на которых затем заполняются сведения в разделе 6.

Раздел 4 «Дорожные условия» указываются цифровые данные по плану и профилю дороги, сооружения и инженерные устройства дороги, проставляются: ширина проезжей части (в метрах), а ширина обочин, тротуаров, разделительной полосы - в дециметрах. Заносятся данные о виде покрытия проезжей части и его состоянии, об освещении. Немаловажным для анализа ДТП являются дорожные условия, сопутствующие ДТП (от 1 до 3 видов, по 2 графоклетки на каждое).

Раздел 5 «Сведения о транспортных средствах, участвовавших в ДТП. Заносятся сведения обо всех транспортных средствах, участвовавших в ДТП, при этом указываются следующие сведения: тип транспортного средства («Инструкции…», номера двигателя, шасси и кузова, код завода - изготовителя, технические неисправности (допускается указать две неисправности одновременно), номер регистрационного знака, места наибольших повреждений транспортного средства (по схеме в карточке учета). Также указываются сведения о принадлежности, наличии лицензии.

Раздел 6 «Участники ДТП». В данный раздел заносятся сведения обо всех лицах - участниках ДТП, к которым относятся пострадавшие, водители всех транспортных средств, участвовавших в ДТП. Вписывается Ф.И.О (текстом), номер водительского удостоверения, указывается водительский стаж, время за рулем (в часах), степень тяжести последствий ДТП, место жительства (указывается текстом), нарушения ПДД (до 3 видов допущенных нарушений ПДД). Если число транспортных средств, участвовавших в ДТП более 4, то составляется дополнительная карточка, где они будут пятым, шестым и т.д.

Раздел 7 «Дополнительные сведения». Сведения из карточек учета передаются из территориальных ГО - РОВД в вышестоящие подразделения, а затем на федеральный уровень. Эти сведения необходимы для анализа ДТП в масштабах региона и страны целом.

Территориальные ОВД выполняют анализ ДТП по видам ДТП, по времени суток, по причине, по дням недели, отдельно учитывают ДТП с участием детей.

Медицинские учреждения участвуют в учете ДТП следующим образом. Они регистрируют в журнале людей, доставленных с мест ДТП, а также погибших.

Нормативной базой для медицинских учреждений является Постановление Правительства РФ от 29.06.95 г. № 647. Сведения о пострадавших и погибших передают в органы внутренних дел.

В частности, Правилами учета предусматриваются обязательный учет ДТП в автопредприятиях и в гаражах, обязательная простановка шифра министерства, ведомства в путевых листах, ежемесячная сверка данных о ДТП с органами внутренних дел и некоторые другие требования.

В то же время Правилами не регламентируются форма журнала учета ДТП, порядок простановки шифров министерств в путевых листах, форма донесения о ДТП, конкретные сроки передачи сведений и т. п. Эти требования должны устанавливаться ведомственными нормативными актами - приказами, распоряжениями, отраслевыми стандартами, руководящими техническими материалами.

При этом иногда излишне усложняются форма донесения и журнал учета ДТП, организуется централизованный по министерству сбор донесений параллельно со сбором сведений по установленной форме отчетности.

Не предусматривается учет ДТП без пострадавших и сверка сведений о них с данными органов внутренних дел. Все это снижает эффективность деятельности ведомственных служб БДД, отвлекает их от непосредственной работы по предупреждению ДТП.

Ниже перечисляются основные требования и рекомендации по организации учета ДТП в министерствах и ведомствах.

  • 1. Предприятия, учреждения и организации, имеющие транспортные средства, должны вести учет всех ДТП с участием их транспортных средств независимо от места происшествия, его причин и последствий. Это требование является принципиальным и необходимым, поскольку учет данных только о происшествиях по вине водителей не позволяет получить статистически достоверных выводов.
  • 2. Сведения о дорожно-транспортных происшествиях в суточный срок с момента поступления сообщения необходимо регистрировать в Журнале учета дорожно-транспортных происшествий. Журнал должен быть прошит, пронумерован и хранится в течение 3 лет с даты последней записи. Ответственность за заполнение журнала возлагается на работника службы безопасности или иное лицо, назначенное приказом по предприятию, организации.
  • 3. Руководители предприятий, учреждений и организации обязаны немедленно сообщать в местные органы внутренних дел о всех ДТП с участием их транспортных средств, а также о возвращении в гаражи транспортных средств с внешними повреждениями. Передача сообщений в органы внутренних дел фиксируется в Журнале учета дорожно-транспортных происшествий.
  • 4. Предприятия, учреждения и организации должны изготовлять специальные штампы для путевых листов с указанием шифра. Исходя из установленной формы путевого листа целесообразно изготовить штампы в виде прямоугольника размером 50 X 80 мм и разделить его на несколько полей в зависимости от числа звеньев управления в министерстве, ведомстве. Выдача путевых листов без указания шифра предприятия запрещается.
  • 5. О всех дорожно-транспортных происшествиях с участием собственных транспортных средств предприятии, учреждения и организации должны направлять в вышестоящую организацию донесение согласно подчиненности в течении 7 дней с момента наступления сообщения о ДТП. Для автотранспортных предприятий, имеющих в своем составе свыше 100 ед. транспортных средств, может быть предусмотрено направление в вышестоящую организацию донесений только по дорожно-транспортным происшествиям, сведения о которых подлежат включению в государственную статистическую отчетность.
  • 6. Предприятия, учреждения, организации ежемесячно должны проводить сверку своих данных учета ДТП с городскими (районными) подразделениями ГАИ по всем дорожно-транспортным происшествиям, имевшим место на территории города (района). В крупных городах, имеющих внутригородское административно-территориальное деление, допускается проводить сверку только по тем происшествиям, сведения о которых подлежат включению в государственную статистическую отчетность.

При проведении сверки следует обращать внимание на следующие основные причины расхождений данных о ДТП:

  • а) неправильное определение принадлежности транспортных средств из-за отсутствия шифров министерств и ведомств в путевых листах. Ошибки в определении принадлежности транспортных средств, участвовавших в ДТП, являются основным источником расхождения в данных. Поэтому в Правилах учета предусмотрено, что предприятия и организации обязаны в путевых листах и в талонах технического паспорта указывать название и шифр министерства, ведомства, которому они подчиняются.
  • б) ошибка в определении принадлежности транзитных транспортных средств. Проблема учета ДТП с транзитным транспортом возникает из-за того, что ведомственный учет организуется по месту регистрации транспортных средств, а учет в органах Внутренних дел по месту совершения ДТП.

Рассмотрим конкретный пример. За год на территории области Водителями предприятия было совершенно 16 дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими. Из них 3 происшествия были совершены водителями того же предприятия, но прибывшими из других областей.

В свою очередь, водителями транспортных средств областного управления на территории других регионов совершено 1 ДТП. Таким образом, число ДТП по вине водителей транспортных средств, зарегистрированных на территории области, будет равно 14 (16 - 3 + 1).

  • в) ошибки в определении принадлежности транспортных средств, сданных в аренду или привлеченных на временное выполнение работ. Согласно гражданскому законодательству, владельцем источника повышенной опасности признается организация либо гражданин, эксплуатирующий источник повышенной опасности в силу принадлежащего ему права собственности или права оперативного управления, так и по другим основаниям (например, по договору аренды, проката или по доверенности), а также в силу распоряжения компетентных органов о передаче организации во временное пользование источника повышенной опасности. В соответствии с этим определением происшествие должно быть отнесено к тому министерству (ведомству), предприятие которого несет гражданскую ответственность за последствия ДТП.
  • г) неправильное определение вины водителя. В соответствии с уголовно-процессуальным кодексом РСФСР и союзных республик вина водителя или иного лица в совершении ДТП может быть признана только в судебном порядке. Однако при учете ДТП понятие вины водителя трактуется более широко: виновным считается водитель, допустивший нарушение Правил дорожного движения, в результате которого произошло ДТП. При этом не учитывается мера ответственности водителя за совершенное ДТП. В частности, при отнесении ДТП к тому или иному министерству (ведомству) водитель считается виновным, даже если уголовное дело не возбуждалось, но он допустил нарушение Правил дорожного движения и был привлечен к административной или дисциплинарной ответственности.

При аварии на месте ДТП составляется первичная документация, водителям, участвующим в ДТП выдаются справки об участии в ДТП и составляются следующие протоколы:

  • - Протокол осмотра ДТП - составляется на месте ДТП, сотрудниками государственной автомобильной инспекцией, по форме Утвержденной МВД на специальном бланке. В нем указываются права, обязанности, схема ДТП. Протокол имеет 3 части: вводную, описательную, заключительную.
  • - Протокол осмотра ТС - составляется с указанием исправности не исправности по системам и узлам автомобиля.
  • - Административный протокол - об административном правонарушении в котором обязательно указываются пункты ПДД нарушенные водителями транспортных средств.

Документация по учёту и анализу ДТП и нарушений ПДД:

  • - Журнал учёта ПДД - ведется на предприятии инженером по безопасности дорожного движения. Содержит информацию о процессе работы с водителями и их подготовке по вопросам ПДД.
  • - Журнал учёта ДТП. В нем фиксируются все дорожно-транспортные происшествия произошедшие с участием транспорта предприятия.
  • - Анализ аварийности - использует удельные и относительные показатели позволяющие произвести оценку состояния безопасности и выявить причины и условия возникновения ДТП с последующей разработкой необходимых профилактических мероприятий.

Так же необходимыми документами являются:

  • - Личная карточка водителей - содержит сведения о водителе.
  • - Журнал учёта инструктажей - контролирует ознакомление водителей с особенностью выполнения различного вида перевозок в различных дорожных и климатических условиях на определенном маршруте движения.
  • - Стажировочные листы - имеют сведения о процессе и результате прохождения водителем стажировки.
  • - Допуски к эксплуатации - документ дающий право водителю приступить к эксплуатации установленного транспортного средства.
  • - Составление организационного плана по БД - план работы по безопасности дорожного движения, нацеленный на сокращение аварийности.
  • - Приказы по предприятию.
  • - Инструктажи при эксплуатации - позволяют осуществить достижение осознанного понимания водителями необходимости поддержания навыков безопасного выполнения автомобильных перевозок пассажиров и грузов.
  • - Журнал учёта нарушений.
  • - Журнал учёта заседательной комиссии по наказаниям.
  • - Положение об отделе - Положение об отделе БДД на предприятии с численностью автотранспортных средств более 50, действующими с 29 июня 1995 года.
  • - Акты.
  • - Обследование дорог городской комиссией - содержит данные и общую характеристику технического состояния дорожного покрытия на маршрутах.
  • - Выездные медицинские комиссии для контроля за водителями автобусов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие, классификация, причины, схема зарождения и развития дорожно-транспортных происшествий

2. Учёт и анализ дорожно-транспортных происшествий. Анализ состояния

аварийности

Заключение

Список литературы

Введение

Безопасность дорожного движения обеспечивается нормальным функционированием всех его составляющих в комплексе: человек, автомобиль, дорога, окружающая среда.

Любая недостаточная надёжность одного из составляющих приводит к дорожно-транспортному происшествию.

Общее количество дорожно-транспортных происшествий в России ежегодно составляет приблизительно 200 тыс. и это количество растёт, особенно за последние годы. В 2002 г. в дорожно-транспортных происшествиях погибло 45 тыс. человек, ранено 200 тыс. Среди пострадавших большую часть составляют водители и пассажиры (61% от общего числа погибших), на долю пешеходов приходится 38% от общего числа погибших.

Таким образом, от дисциплинированности участников движения и профессиональной подготовки водителя зависит безопасность движения на дороге.

1. Понятие, классификация, причины, сх ема зарождения и развития дорожно-транспортных происшествий

Дорожно-т ранспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, или повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

Классификация дорожно-транспортных происшествий:

1. Столкновение -- дорожно-транспортное происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с движущимся подвижным составом железных дорог. К этому виду также относятся столкновения движущегося транспортного средства с внезапно остановившимся транспортным средством и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

2. Опрокидывание - дорожно-транспортное происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. К этому виду относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды дорожно-транспортных происшествий.

3. Наезд на стоящее транспортное средство -- дорожно-транспортное происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

4. Наезд на препятствие - дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на неподвижный предмет или ударилось об него.

5. Наезд на пешехода - дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также дорожно-транспортное происшествие, при котором пешеходы пострадали в результате их травмирования перевозимым на транспортном средстве грузом.

6. Наезд на велосипедиста - дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

7. Наезд на гужевой транспорт -- дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.

8. Наезд на животных - дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство наехало на диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), птиц, либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

9. Прочие дорожно-транспортные происшествия - дорожно-транспортные происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам (сходы трамвая с рельсов, падение перевозимого груза и пр.).

На рис. 1 представлена схема зарождения и развития дорожно-транспортного происшествия.

Безопасная дорожно-транспортная ситуация --это такое положение и скорость транспортных средств на дороге, при которых не возникает угрозы ни одному из участников движения.

Опасная дорожно-транспортная ситуация - это такое положение и скорость транспортных средств на дороге, при которых в результате неправильных действий одного из участников движения возникла реальная угроза дорожно-транспортного происшествия, но при этом существует возможность его предотвращения.

Аварийная ситуация -- это опасная ситуация, при которой избежать происшествия невозможно.

Сопутствующие факторы - обстоятельства, влияющие до развития дорожно-транспортной ситуации, которые либо облегчают, либо отягощают последствия дорожно-транспортного происшествия.

Рис. 1. Схема зарождения и развития дорожно-транспортного происшествия.

К основным причинам дорожно-транспортных происшествий относятся:

1. Недисциплинированность пешеходов.

2. Недостаточная квалификация водителей.

3. Плохие дорожные условия.

4. Неудовлетворительная организация движения.

5. Неправильное размещение груза на автомобиле, плохое крепление. Только ясное представление механизма дорожно-транспортного

происшествия, выявление его причин и всех сопутствующих факторов позволят сделать правильное заключение о виновности участников происшествия, наметить рациональные пути предупреждения дорожно-транспортного происшествия, воздействуя в первую очередь на их причины и во вторую - на сопутствующие факторы.

Наиболее часто дорожно-транспортные происшествия возникают в летне-осенний период - с июня по октябрь. Доля дорожно-транспортных происшествий за эти 5 месяцев составляет 55 - 60% годовых.

По дням недели наибольшее число дорожно-транспортных происшествий падает на пятницу и субботу.

В течение суток наиболее опасны вечерние часы, приблизительно с 17 до 21 часа. В течение этих 4 часов совершается 30 - 35% от общего числа дорожно-транспортных происшествий за сутки.

2. Учёт и анализ дорожно-транспортных происшествий. Анализ состояния аварийности

Учёт дорожно-транспортных происшествий ведётся органами внутренних дел, предприятиями, организациями, Ведомствами и Министерствами, имеющими транспортные средства.

Лечебно-профилактические учреждения и Минздрав ведут учёт погибших и раненных в дорожно-транспортных происшествиях.

В государственный отчёт не включаются сведения о дорожно-транспортных происшествиях с пропускными системами; огороженными, закрытыми территориями, а также дорожно-транспортные происшествия на соревнованиях, с тракторами и другими самоходными машинами, если они не выполняли основные производственные операции.

Анализ состояния аварийности заключается в выявлении причин их возникновения. Используют количественные, качественные и топографические методы анализа.

1. Количественный метод анализа - анализ данных в цифровом виде.

2. Качественный метод анализа - анализ данных в цифровом виде или в виде описания по производственной форме.

3. Т опографический метод анализа - нанесение на карту, схему участки дорожно-транспортных происшествий. Здесь выявляются наиболее опасные участки, причины дорожно-транспортных происшествий.

Анализ дорожно-транспортных происшествий на предприятии ведётся по средствам служебного расследования.

Служебное расследование проводится с целью:

* установления обстоятельств, условий и причин возникновения;

* выявления нарушений норм и правил безопасности дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортное происшествие или способствовавших его возникновению;

* разработки мероприятий по профилактике аварийности на автомобильном транспорте.

Мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий являются:

* совершенствование системы подготовки, переподготовки водителей и инженерно-технического персонала,

* улучшение медико-санитарного обслуживания водителей и контроля за их состоянием здоровья (обязательный медицинский осмотр проводится раз в 3-5 лет),

* улучшение технического состояния автомобилей, совершенствование организаций перевозок, улучшение дорожных условий;

* совершенствование службы безопасности движения,

* совершенствование работы с кадрами.

Заключение

дорожный транспортный аварийность происшествие

Из анализа материала, представленного выше могут быть сделаны следующие обобщающие выводы:

* Дорожно-транспортное происшествие -- событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, или повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

* Дорожно-транспортные происшествия классифицируют следующим образом: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, наезд на животных, прочие дорожно-транспортные происшествия.

* К основным причинам дорожно-транспортных происшествий относятся: недисциплинированность пешеходов, недостаточная квалификация водителей, плохие дорожные условия, неудовлетворительная организация движения, неправильное размещение груза на автомобиле, плохое его крепление.

* Учёт дорожно-транспортных происшествий ведётся органами внутренних дел, предприятиями, организациями, Ведомствами и Министерствами, имеющими транспортные средства. Лечебно-профилактические учреждения и Минздрав ведут учёт погибших и раненных.

* Анализ состояния аварийности заключается в выявлении причин их возникновения. Используют количественные, качественные и топографические методы анализа.

* Только ясное представление механизма дорожно-транспортного происшествия, выявление его причин и всех сопутствующих факторов позволят сделать правильное заключение о виновности участников происшествия, наметить рациональные пути предупреждения дорожно-транспортного происшествия, воздействуя в первую очередь на их причины и во вторую - на сопутствующие факторы.

Список литературы

1. Автомобильные перевозки и организация дорожного движения: Справочник. Пер. с англ. / В.У. Рэнкин, П. Клафи, С. Халберт и др. - M.: Транспорт, 1981.-592 с.

2. Афанасьев Л.Л. и др. Единая транспортная система и автомобильные перевозки: Учебник для студентов вузов / Л.Л. Афанасьев, Н.Б. Островский, С.М. Цукерберг. - 2-е изд., перераб. и доп. - M.: Транспорт, 1984.-333 с.

3. Гордеев А. Дорожно-транспортные происшествия // Авто Дело. -2003. - № 2. - С. 4-6.

4. Справочник инженера-экономиста / Под ред. С.Н. Голованенко -M.: Высшая школа, 1984. - 392 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Метод выявления опасных участков дороги на основе анализа данных о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП). Метод коэффициентов аварийности. Основные виды ДТП. Анализ основных характеристик дорожных условий и эксплуатационного состояния дороги.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2014

    Понятие и виды столкновения. Сущность происшествия, при котором движущееся транспортное средство опрокидывается. Наезд на гужевой и стоячий транспорт. Анализ и виды дорожно-транспортных происшествий. Некоторые примеры дорожно-транспортных происшествий.

    презентация , добавлен 11.12.2013

    Функции лиц, уполномоченных регулировать дорожное движение. Характеристика прав и обязанностей государственной инспекции безопасности дорожного движения. Анализ и виды дорожно-транспортных происшествий. Изучение понятия стабилизации управляемых колёс.

    контрольная работа , добавлен 19.03.2010

    Дорожно-транспортные происшествия, наезд на неподвижное препятствие. Трасологическая экспертиза и исследование маневра транспортных средств. Оценка ущерба при повреждении автотранспортных средств и грузов. Пример расчета пружинных виброизоляторов.

    дипломная работа , добавлен 11.10.2013

    Основные понятия о дорожном движении. Статистический анализ дорожно-транспортных происшествий: задачи и цели анализа, классификация и количественный анализ ДТП. Дорожные условия и организация дорожного движения, а также технические средства ОДД.

    реферат , добавлен 20.01.2009

    Основные виды дорожно-транспортных происшествий. Порядок информирования заинтересованных лиц о ДТП. Заполнение и кодирование карточки учёта дорожно-транспортного происшествия. Место совершения, вид и схема ДТП. Сведения о транспортных средствах.

    лабораторная работа , добавлен 31.01.2010

    Анализ аварийности на улично-дорожной сети Первомайского района г. Минска. Исследование условий движения, параметров транспортных и пешеходных потоков. Оценка существующей организации дорожного движения на участке и поиск путей ее совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2016

    Анализ статистики и причин дорожно-транспортных происшествий и характеристика маршрутной сети городского общественного транспорта Витебска. Разработка предложений по совершенствованию организации движения и снижения аварийности общественного транспорта.

    дипломная работа , добавлен 17.03.2011

    Динамика аварийности в Республике Абхазия на примере подъезда к городу Сухуми. Характеристика участка автомобильной дороги. Интенсивность движения и состав транспортного потока. Расследование дорожно-транспортных происшествий, проведение экспертизы.

    дипломная работа , добавлен 01.05.2015

    Классификация дорожно-транспортных узлов и их характеристики. Транспортные развязки в разных уровнях. Анализ аварийности в транспортных узлах разной планировки дорожной сети г. Минска. Основные параметры светофорного регулирования на типовых объектах.

Эффективность деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения во многом зависит от полноты и достоверности информации о дорожно-транспортных происшествиях. Это обеспечивается наличием системы учета ДТП и выполнением Правил учета ДТП всеми организациями, осуществляющими транспортную деятельность.

В соответствии с Законом о безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации осуществляется государственный учет основных показателей оценки безопасности дорожного движения. К таким показателям относят количество дорожно-транспортных происшествий, пострадавших в них граждан, транспортных средств, водителей, число нарушителей Правил дорожного движения, количество административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения.

Учету подлежат ДТП с участием хотя бы одного находящегося в движении транспортного средства, повлекшие гибель, телесные повреждения людей либо повреждения транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества.

К транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы мотороллеры, мотоколяски, мопеды, велосипеды с подвесными двигателями, трамваи, троллейбусы и другие самоходные механизмы независимо от мощности двигателя и максимальной скорости, а также гужевой транспорт (за исключением вьючных и верховых животных).

Дорожно-транспортные происшествия, в которых погибли или получили ранения люди, включаются в государственную статистическую отчетность. К числу погибших относятся лица, скончавшиеся на месте ДТП или в течение 7 суток с момента происшествия. Лица, получившие при происшествии телесные повреждения, включаются в число раненых в тех случаях, когда наступила потеря трудоспособности, существует необходимость госпитализации на срок не менее одного дня либо назначено амбулаторное лечение после оказания первой медицинской помощи.

Не учитываются следующие происшествия:

С тракторами, другими сельскохозяйственными машинами и механизмами во время выполнения ими основных производственных операций, для которых они предназначены;

Возникшие в результате умышленных действий, направленных на лишение жизни или причинение вреда здоровью людей или имуществу, а также явившиеся следствием попытки покончить жизнь самоубийством;

Возникшие в результате стихийных бедствий;

Возникшие в результате нарушения техники безопасности или правил эксплуатации транспортных средств в отсутствие водителя;

Возникшие в результате пожаров на движущихся транспортных средствах, не связанных с их технической неисправностью.

Дорожно-транспортные происшествия учитываются: Госавтоинспекцией; предприятиями, организациями, министерствами и ведомствами, имеющими транспортные средства; дорожными и коммунальными организациями.

В Госавтоинспекции на каждое ДТП оформляется учетная карточка, в которую включается всесторонняя информация об обстоятельствах ДТП и влиянии каждого из элементов системы «водитель - автомобиль - дорога - среда» на возникновение ДТП. В карточку учета ДТП включаются следующие данные: вид ДТП, время совершения ДТП, место совершения ДТП, дорожные условия, сведения о виновных водителях, сведения о транспортных средствах и их принадлежности, сведения о пострадавших, описание и схема дорожно-транспортного происшествия, принятые меры.

Российская транспортная инспекция осуществляет контроль за дорожно-транспортными происшествиями, совершенными на лицензируемом транспорте.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие транспортную деятельность, обязаны учитывать, анализировать и устранять причины ДТП, совершенных с участием принадлежащих им транспортных средств.

Дорожно-эксплуатационные организации должны учитывать дорожно-транспортные происшествия, совершенные на дорожной сети, обслуживаемой данной организацией.

Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения")

Тождественное определение понятия "дорожно-транспортное происшествие" содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ , утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 3.1.2 Рекомендаций по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р).

Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения (утратившие с 12.05.2015 года Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденные Федеральной дорожной службой России 29.05.1998 года).

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)

В действующем с 12.05.2015 года Отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.6.015-2015 "Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации", утв. распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р, выделены лишь следующие виды ДТП:

дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек (п. 3.1.3). При этом под раненым в ДТП понимается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения (п. 3.1.10). Под погибшим в ДТП понимается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более. (п. 3.1.4).

В прежних Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ, утвержденных Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года содержалась более развернутая характеристика дорожно-транспортного происшествия, которая выгоднее отличалась от ныне действующих Рекомендаций, утвержденных Росавтодором 12 мая 2015 г.

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в утративших силу Правилах 1998 года

В действовавших до 12 мая 2015 г. Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной дорожной службы России от 29 мая 1998 г. N 168, дорожно-транспортные происшествия подразделялись на следующие виды:

Столкновение - происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание - происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие - происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста - происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП - происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Иной вид ДТП - бесконтактное ДТП

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включал также "иной вид ДТП ". Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли "пострадавший" автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что "из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие " (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, "дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения , в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под термином "дорога " понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что «поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения , то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия - страхового случая , предусмотренного договором добровольного страхования».

Кто считается погибшим, раненым в ДТП? Определение понятия "ограниченная видимость" и "дорожные условия, сопутствующие ДТП"

В ныне утративших силу Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998 содержались определения следующих терминов:

"4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

6. Ограниченная видимость - расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.

7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП , - фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)".



Просмотров