Понятие и виды субъектов. Понятие и виды субъектов МП

Субъекты правоотношений - это участники правовых отношений, которые имеют определенные субъективные права и несут те или иные юридические обязанности.

Огромное многообразие субъектов правоотношений можно объединить в две основные группы: индивидуальные и коллективные.

Всеиндивидуальные субъекты - граждане определенного государства, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды), объединяются понятием«физическое лицо».

Коллективные субъекты правоотношений представлены организациями. Организации как субъекты правоотношений могут быть как государственными, так и негосударственными. Особой организацией выступает само государство.

Государственные организации подразделяются натри группы:

§ органы государства, которые являются субъектами разнообразных публично-правовых отношений; их правовые возможности определяются компетенций, т. е. совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных законодательством;

§ учреждения, выполняющие разнообразные социальные функции, не связанные с властными полномочиями (библиотеки, больницы, школы, музеи и др.);

§ предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью.

Государственные организации выступают в гражданско-правовых отношениях в качествеюридических лиц. В соответствии с ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Негосударственные организации могут иметь статус юридического лица, но могут его и не иметь. Они выступают субъектами как частноправовых, так и публично-правовых отношений.

Признаки субъектов правоотношений:

Для того чтобы быть субъектом правоотношения, индивид или коллектив должны обладать правосубъектностью.

Правосубъектность - это способность быть субъектом права. Правосубъектность включает в себя следующие компоненты: правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.



Подправоспособностью понимается признаваемая государством общая возможность субъекта иметь предусмотренные законом права и обязанности. Речь здесь идет о самой возможности обладать правами, а не о фактическом обладании ими.

Все физические лица имеют равную правоспособность в области правовых отношений. Она возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью.

Дееспособность - это способность приобретать и осуществлять права и обязанности своими юридически значимыми действиями. Для физических лиц дееспособность наступает лишь с определенного возраста. Полная дееспособность в Российской Федерации наступает с достижения физическим лицом 18-летнего возраста. Возможна частичная дееспособность физических лиц в гражданско-правовых отношениях с 14 лет. Полностью недееспособными российский закон признает детей в возрасте до шести лет. Малолетние в возрасте от шести до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, следовательно, они также обладают частичной дееспособностью.

Гражданское законодательство предусматривает возможность признания несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособным (эмансипация), если он работает по трудовому договору или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью, а также при вступлении в брак.

Физическое лицо может быть признано судом недееспособным, если вследствие расстройства психического здоровья оно не может понимать своих действий или руководить ими, либо ограниченно дееспособным, если оно вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Фактически разновидностью дееспособности являетсяделиктоспособность. Под деликтоспособностью понимается способность нести правовую ответственность за совершенное правонарушение (деликт). Несение ответственности предусматривает юридическую обязанность претерпевать определенные санкции, предусмотренные нормами права. В целом за уголовные преступления ответственность наступает с возраста 16 лет, а за наиболее тяжкие преступления - с 14 лет.

Для юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают одновременно с момента их создания и прекращаются в момент завершения мероприятий по их ликвидации.

По отношению к органам государства и местного самоуправления, к государству и муниципальным образованиям в целом понятия правосубъектности, правоспособности и дееспособности обычно не используются.

Для обозначения правосубъектности коллективных субъектов (обычно государственных органов) используется термин «компетенция», т. е. предметы ведения, в пределах которых государственный орган наделяется властными полномочиями для осуществления своих функций.

СУБЪЕКТ ПРАВА - лицо (физическое или юридическое), обладающее по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через предста вителя права и юридические обязанности.

СУБЪЕКТ ПРАВА - необходимый элемент правоотношений во всех отраслях пра ва, хотя в каждой из них положение его имеет определенную специфику. В гражданских правоотношениях граждане выступают как физические лица, предприятия, государственные органы и общественные организации - как юридические лица; в административных правоотношениях СУБЪЕКТАМИ ПРАВА выступают государственные органы, должностные лица, граждане. Признавая гражданина СУБЪЕКТОМ ПРАВА, государство определяет его правовой статус, характеризующий его положение по отношению к государству, его органам, другим лицам.

5. Виды субъектов права.

а) индивидуальные субъекты;

б) коллективные субъекты;

в) общественные образования.

признаки

-Наличие как минимум двух сторон (управомоченной и обязанной);

-Правовая связь между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеих сторон);

-Отрегулированность правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения;

-Обеспеченность возможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридической ответственности).

Субъектами правовых отношений являются физические лица и организации.

Физические лица – это граждане, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

К организациям -относятся, государство в целом, государственные органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические лица).

Гарантируемая законом возможность гражданам и другим участникам общественных отношений иметь права и нести юридические обязанности называется правоспособностью . Практически это означает возможность быть участников различных правоотношений. Признаваемая законом за гражданами и другими участниками отношений возможность самостоятельно, своими действиями приобретать права и налагать на себя обязанности называется дееспособностью . Правоспособность и дееспособностьобразуют в своей совокупности правосубъектность.

Правосубъектность граждан в полном объеме достигается ими, как правило, с совершеннолетием. Кроме граждан РФ субъектами правоотношений в определенных законом пределах выступают иностранцы и лица без гражданства.

Должностные лица государственных и общественных организаций также выступают субъектами административных, трудовых и некоторых других правоотношений. Они участвуют в правоотношениях не от своего имени, не как граждане, а как представители тех организаций, предприятий в которых они работают.

Субъекты различных правоотношений выступают органы государства. Это органы государственной власти, органы государственного управления, органы правосудия, прокуратуры, милиции и т.д. Круг прав и обязанностей, которые предоставлены государственному органу в целях осуществления возложенных на него задач, называется компетенцией. Государственные органы вступают в многочисленные, вытекающие из их компетенции, правоотношения с другими государственными органами, учреждениями, организациями и гражданами. При этом они выступают в качестве органа, осуществляющего властные функции по руководству обществом, по охране законности и укреплению правопорядка.

Субъектами многих правоотношений являются также общественные организации: профсоюзные, спортивные и др. Правосубъектность общественных организаций определяется, как правило, их уставами и законодательством.

Субъектами правоотношений являются юридические лица. Ими признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать гражданские права и нести обязанности и вправе выступать в качестве истца и ответчика в суде. Они выступают в правоотношениях друг с другом и с гражданами не как органы, осуществляющие властные функции, а как равные партнеры.

Правоспособность юридического лица имеет специальный характер. Это значит, что они могут вступать лишь в такие правоотношения, которые вытекают из возложенных на них специальных задач.

Субъектом многих важных правоотношений выступает государство в целом. Внутри страны важнейшими из них в условиях нашего федеративного строя являются отношения между РФ, регулируемые государственным правом. Борясь с преступностью, государство является участником уголовно-правовых отношений. В других случаях оно выступает субъектом имущественных правоотношений. Во всех этих правоотношения государство, хотя и действует через свои органы власти и управления, выступает как единый субъект права

76.Правосубъектность:понятие, структура,виды, значение.

Правосубъе́ктность - юридическая категория, под которой понимается способность физического или юридического лица иметь и осуществлять непосредственно или через своих представителей юридические права и обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений.

Характеристика

В каждой отрасли права есть специальные нормы, назначением которых является установление круга лиц, подпадающих под действие норм данной отрасли. Это делается посредством перечисления признаков, указания на качества, которыми субъекты должны обладать, чтобы выступить в роли адресатов норм отрасли. Совокупность установленных нормами права качеств, дающая субъекту возможность быть носителем юридических прав и обязанностей, называется правосубъектностью.

Правосубъектность представляет собой общественно-юридическое свойство лиц: она имеет две стороны - общественную и юридическую. Общественная сторона правосубъектности выражается в том, что признаки субъектов права законодатель не может избирать произвольно - они диктуются самой жизнью, потребностями и закономерностями общественного развития. Юридическая же ее сторона состоит в том, что признаки субъектов права обязательно должны быть закреплены в юридических нормах.

Структура

В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность.

Правоспособность - это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, то есть быть участником правоотношения. Может быть достаточно одной правоспособности, чтобы выступить стороной в правоотношении. Общая гражданская правоспособность индивида возникает в момент его рождения, и участником гражданско-правового отношения может быть младенец.

Дееспособность - это обусловленная правом способность своими собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их.

Правоспособность и дееспособность - это две стороны правосубъектности, которая по своей природе является единой праводееспособностью. Реальное разъединение правосубъектности на правоспособность и дееспособность происходит в основном в сфере гражданского права и то не для всех субъектов.

Разновидностью дееспособности является деликтоспособность, которая представляет собой способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.

Виды

Правосубъектность может быть общей, отраслевой и специальной.

Категории «форма» и «содержание» всегда широко использовались отече­ственными правоведами в целостных характеристиках сложных правовых яв­лений - объективного права, правоотношения и др. Действительно, эти фи­лософские категории ориентируют на изучение предметов и процессов в их диалектической связи, взаимопереходах, противоречивости и т. д. Они охва­тывают все компоненты явления и дают представление об его внутренней ор­ганизации и внешнем проявлении. Однако следует учитывать, что «форма» и «содержание» эффективны в изучении наиболее общих связей и закономер­ностей. В подробном, детальном исследовании объемных и сложных объек­тов исходная, философская многозначность этих категорий неизбежно при­водит авторов к различным трактовкам формы и содержания одного и того же явления. В полной мере этот момент проявил себя в теоретических характе­ристиках формы и содержания правового отношения.

Основные общетеоретические позиции :

1.Формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, аего содержанием - фактическое правомерное поведение субъектов, которое эти права и обязанности реализует. В данном варианте методологиче­ские возможности категорий «форма» и «содержание» использованы наибо­лее полно. На их основе выделены самые существенные стороны правоотно­шения и правильно установлена их функциональная связь: форма активно воздействует на содержание, формирует его, а содержание определяет форму через изменение юридических норм пу­тем правотворческой деятельности.

2. Проф. Алексеев называет субъективные юридические права и обя­занности«юридическим содержанием» правоотношения, а фактическое пра­вомерное поведение субъектов -«материальным содержанием», полагая, что оба эти содержания являются элементами правоотноше­ния и наряду с ними выделяет другие элементы - субъекты и объект право­отношения.

Ранее проф. Иоффе выделял в правоотношении вообщетри содержания - юридическое, материальное и идеологическое.

3.Правоотношение в целом выступает какформа регулируемого нормами праваобщественного отношения, а последнее являетсясодержанием право­отношения (проф. Назаров и др.). При этом, по мнению авторов, содержание находится за преде­лами своей формы, являетсявнешним содержанием.

Относительно данной точки зрения можно заметить, что, во-первых, фи­лософия такой связи формы и содержания не знает: внешней в их связи может быть только форма, но никогда содержание. Во-вторых, авторы не дают ответа на вопрос, какое явление в таком случае образуется единством право­отношения и общественного отношения.

78.Субъективное право как элемент правоотношения: понятие,признаки,содержание. Виды правомочий.

Социально значимое поведение участников общественных связей в сфере гражданского оборота подлежит нормативному регулированию. Вместе с тем, сами по себе нормы российского гражданского законодательства не порождают гражданские правоотношения, не вызывают к жизни субъективные гражданские права. Нормы объективного права лишь устанавливают возможность определенного поведения "в натуре", придают ему характер юридически значимого и, обеспечивая охраной его допустимые варианты, представляют их в виде юридических категорий субъективного гражданского права и правовой обязанности. Тем самым способы поведения определенным образом ограничиваются, чтобы гарантировать соблюдение интересов других членов гражданского общества: там, где есть юридические категории, не может быть безусловной свободы поведения.

Связующим звеном между нормой объективного права и конкретным правоотношением служат юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, результатом которых выступают такие последствия, которые нормами объективного гражданского права предсказаны или одобрены, т.е. признаны в качестве допустимых.

Право выступает в данном случае в форме притязаний, а не велений и нуждается в особом механизме обеспечения реализации заключенных в нем возможностей. Наиболее последовательно и ярко это проявляется в сфере действия таких юридических фактов, как сделки и договоры, поскольку они играют роль средства формирования и порождения прав и обязанностей участников конкретного правоотношения как возможных и обязательных вариантов их поведения в пределах конкретной правовой связи участников. В этом случае субъекты получают возможность своей волей и в своих интересах определять условия и содержание поступков друг друга с тем, чтобы возможности определенного поведения одного подкреплялись возможностями другого, а затем уже давать субъективную оценку того, что в виде правовых последствий может быть допущено либо запрещено на основе норм объективного права.

Понятие правоотношения как общественного отношения, урегулированного нормой права, применительно к гражданскому правоотношению требует уточнения, ибо гражданские правоотношения чаще всего по своей сути являются инициативными, возникающими как результат применения механизмов саморегуляции в процессе совершения сделок и заключения соглашений. Гражданские правоотношения среди иных правовых отношений выделяются также тем, что возникают они, как правило, в сфере нормального гражданского оборота, и их существование предназначено для того, чтобы обеспечить его участникам цивилизованный ход процессов присвоения и потребления социальных благ, относящихся к объектам субъективных гражданских прав. Условия, на которых совершаются сделки и заключаются договоры, лежащие в основании возникновения и развития гражданских правоотношений, вырабатываются участниками гражданского оборота на основании закона и в пределах, обозначенных объективным правом. Гражданские правоотношения - это отношения частного оборота, частных интересов, баланс которых должен выдерживаться всякий раз как эквивалентно возмездный. И объективное право, не будучи в состоянии отобразить, в чем же непосредственно для каждого конкретного случая проявляется субъективный интерес его участников, какими мерками определяется выдержанность частного баланса, предоставляет сторонам гражданского правоотношения известную свободу в определении пригодности либо недопустимости последствий, вызванных теми либо иными явлениями и состояниями объективной действительности.

Нормы гражданского (объективного) права лишь фиксируют условия установления субъективных гражданских прав и юридических обязанностей. Средством регулирования поведения индивидуумов выступает правоотношение, являющееся юридической формой реализации их интересов, обладающих свойством правомерности. Гражданское право искони и по самой своей структуре было правом отдельной человеческой личности, сферой ее свободы и самоопределения. Если поведение субъектов правоотношения подлежит регулированию объективным правом посредством установления конкретных правил их поведения, то появление субъективного права вне правового отношения весьма сомнительно. Взаимодействие участников гражданского правоотношения есть не что иное, как их взаимное поведение, выступающее лишь предметом правового регулирования, в то время как субъективные права и обязанности, являющиеся элементом правового отношения, - это средство правового воздействия на поведение. При этом такое взаимодействие не должно пониматься в качестве уже состоявшегося - это поведение, которое потенциально возможно в данном гражданском правоотношении, и обеспечение его предсказуемости есть основная задача регулирования поведения людей посредством механизма гражданского правоотношения. Ведь если представить правоотношение собственности в виде квадрата, разделенного пополам, левую половину принять за сферу субъективного гражданского права, правую - за сферу обязанности, то в нормально развивающемся правоотношении собственности линия, разделяющая квадрат пополам, должна оставаться в состоянии покоя. В случае нарушения "границы" общественное отношение перестает быть гражданским правоотношением, оно превращается в гражданское правонарушение, и отсюда следует однозначный вывод о невозможности существования гражданского правоотношения собственности как правового отношения, участники которого ведут себя правомерно.

Не секрет, что приверженцы позиции существования субъективных гражданских прав вне правоотношения считают, что абсолютные права лишь в момент их нарушения принимают форму правоотношения, так как только в этот момент конкретизируется обязанное лицо, а до этого они существуют как правовые общественные связи нестабильного характера. В этом случае наличие либо отсутствие прямого непосредственного контакта между субъектами права и обязанности объявляется квалифицирующим признаком для принятия решения о наличии либо отсутствии правоотношения. Однако такое несколько упрощенное представление о правоотношении является следствием того, что правоотношение воспринимается и обозначается не как юридическая форма общественного отношения, а как само общественное отношение, не как юридическая, а как социальная связь. Между тем, "юридические отношения есть вообще идеальные отношения между лицами. Право собственности, например, не есть физическое взаимодействие между лицом и вещью; оттого, что я стал собственником какой-либо вещи, в ней не произойдет никаких физических или химических изменений. Право собственности представляет собой мыслимое идеальное отношение между мной и прочими лицами, которые должны уважать мое право. Право без правоотношения существовать не может. Гражданское правоотношение и гражданское правонарушение - это одно и то же явление, только на разных стадиях: гражданское правонарушение - это отношение, преобразованное из гражданского правоотношения неисполнением лежащих на субъекте обязанностей. Правовое положение участников в сфере гражданского правонарушения опирается на принципы гражданского права, которые выработаны для участников гражданского правоотношения в сфере нормального хода реализации составляющих его правовых возможностей. Специфика правового положения участников гражданских правоотношений как носителей возможностей правообладания состоит в том, что "характеризуется не только равенством по отношению к другим субъектам, но и юридической диспозитивностью - известной ""правовой свободой"", ""автономией"", обеспеченной правом возможностью распоряжаться самостоятельно, в индивидуальном порядке регламентировать содержание своих прав и обязанностей.

Подтверждение своей правоты находим у теоретиков права: "Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение ""кого-либо"" с ""кем-то".

Вне гражданского правоотношения субъективное гражданское право не существует, оно возникает там и тогда, где и когда в силу того или иного юридического факта возникает гражданское правоотношение. Правовые возможности, полученные субъектом как совокупность вариантов поведения, устанавливаемых нормами объективного права, могут быть реализованы лишь тогда, когда осуществление любого из выбранных по усмотрению правомочного лица варианта обеспечивается указанием на соответствующее необходимое поведение лиц обязанных. Субъективное гражданское право, являющееся не только всегда элементом правоотношения, но и видом правоотношения, в пределах которого образовалось субъективное гражданское право, - обусловливает именно ему присущее состояние связанности субъектов права и обязанности, степень их конкретизации и содержание их правомочий и обязанностей. Именно это лежит в основе действия механизма правового регулирования общественных отношений. Особенности механизма правового регулирования каждого типа гражданского правоотношения предопределяют также способы защиты нарушенных субъективных прав, которые могут применяться участниками гражданских правоотношений в зависимости от того, в пределах какого правоотношения появилось и осуществляется субъективное право, которое требуется восстановить.

3. Структура субъективного права. Правомочие .

Субъективное право в самом общем виде представляет собой меру дозволенного поведения.

В ряде случаев эта мера сводится к праву требования и к потенциальной возможности притязания (правоотношения активного типа). Здесь понятия субъективного права и правомочия, т.е. конкретной юридической возможности, в принципе, тождественны, совпадают. В то же время нередко субъективное право отличается сложным строением, имеет дробные части, что позволяет говорить о его структуре. В таких случаях различие между субъективным правом и правомочиями проявляется весьма отчетливо. Это, например, относится к субъективному, праву собственности, которое складывается из ряда правомочий – прав владения, пользования, распоряжения (плюс правомочия требовать от всех других лиц воздержания от определенных действий).

Вопросу о составе субъектов административного права в административно-правовой литературе уделяется традиционно много внимания. Практически каждый учебник и учебное пособие содержит специальный раздел, освещающий проблемы правового статуса различных субъектов административного права . Однако следует иметь в виду, что теоретическая часть приводимого материала, как правило, невелика, в то время как основное содержание составляет подробное изложение основных норм административного права , закрепляющих правовой статус этих субъектов.

В литературе зачастую предпринимаются попытки детализировать перечень субъектов административного права, за счет анализа различных административно-правовых статусов. Так, например, что в качестве специального субъекта выделяют гражданина или орган исполнительной власти . Однако нужно иметь в виду, что понятие "гражданин" - это лишь набор прав и обязанностей, отражающий взаимоотношения физического лица с государством в том случае, если он отвечает требованиям, необходимым для соответствия этому статусу. Одно и то же физическое лицо может быть в разные периоды своей жизни и иностранным гражданином, и лицом без гражданства, и, наконец, российским гражданином. При этом он не на минуту не перестает быть субъектом административного права.

Точно так же дело обстоит и с таким субъектом административного права, как юридическое лицо . Термин "юридическое лицо" введен и описан нормами гражданского права , в силу чего его отвергают многие административисты. Однако и "физическое лицо" - это тоже термин, нашедший свое определение именно в рамках отрасли гражданского права. Тем не менее, по нашему мнению, и тот и другой термины имеют универсальное значение и предназначены для правовой идентификации индивидуальных и коллективных субъектов права. Как изначальные базовые характеристики они чрезвычайно удачно отражают сущность явлений.

Таким образом, юридическое лицо - это группа индивидов, приобретшая определенный гражданско-правовой статус. Как субъект административного права юридическое лицо также является носителем разнообразных административно-правовых статусов, многие из которых, кстати, совпадают с гражданско-правовыми. Так, в административном праве в качестве субъектов фигурируют некоммерческие организации (учреждения, фонды, партии, общественные объединения и т.п.). В этой связи представляется, что статус некоммерческой организации (учреждения) имеет двойственную природу: и как статус гражданско-правовой, и как статус административно-правовой.

В то же время существуют и специфические субъекты административного права, среди которых особо выделяются различного рода органы государственной власти , которые участвуют в государственном управлении и наделены специфическими правомочиями управленческого характера. "Орган исполнительной власти " - это набор прав и обязанностей, административно-правовой статус конкретного юридического лица.

Из вышесказанного следует, что ключевым вопросом в вопросе о субъектах административного права, является проблема их правового статуса. Для методологических целей в несложной системе субъектов необходимо выделить несколько наиболее ключевых групп субъектов, описав которые мы сможем представить себе наиболее характерные административно-правовые статусы, которые свойственны субъектам административного права.

Однако для начала необходимо разобраться, что такое административно-правовой статус. Из теории права известно, что правовой статус личности или организации - это совокупность всех присущих ей прав и обязанностей, закрепленных нормами права того или иного государства, а также признаваемыми этим государством нормами международного права . Элементом правового статуса является закрепленная этими нормами правосубъектность физического лица или организации. Последняя состоит из двух ключевых звеньев: правоспособности и дееспособности .

Административно-правовой статус, в свою очередь, это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за ним нормами административного права. Его неотъемлемыми элементами также выступает административная правосубъектность, т.е. сочетание правоспособности и дееспособности субъекта административного права.

По нашему глубокому убеждению, у субъектов административного права нет единого общего административно-правового статуса. Их всех объединяет лишь то обстоятельство, что они обладают правами и обязанностями на основе норм административного права. Следовательно, правоспособность и дееспособность субъекта административного права также изменяется в зависимости от его конкретного административно-правового статуса. Например, правоспособность юридического лица как лицензиата возникает с момента получения лицензии и прекращается, как правило, с истечением срока ее действия. Правоспособность этого же юридического лица в качестве налогоплательщика возникает с момента регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц и прекращается с ликвидацией.

Ю.Н. Старилов выделяет следующие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права:

  • управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности;
  • наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления;
  • юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;
  • реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения ;
  • обеспечение защиты правоотношений , участниками которых являются граждане;
  • юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке.

Однако, думается, что даже невооруженным взглядом видно, что указанные признаки, действительно, являются наиболее специфичными в системе административного права , но отнюдь не свойственны правоспособности всех субъектов административного права.

То же самое можно сказать и в отношении дееспособности (включая деликтоспособность) субъекта административного права. Его способность, в частности, нести административную ответственность - это, пожалуй, единственный признак правового статуса субъекта отрасли, который объединяет всех субъектов административного права, предусматривая, однако, учет факторов статусного свойства, поскольку деликтоспособность в рамках института административной ответственности возникает в зависимости от того, физическое, должностное или юридическое лицо является субъектом правонарушения .

б) в отношении негосударственных коллективных субъектов:

Особое место в системе административно-правовых статусов занимает статус Президента РФ , который, являясь физическим лицом, одновременно выступает в качестве органа государства, причем стоящего несколько в стороне от всех трех ветвей государственной власти Российской Федерации. О нем речь пойдет в одном ряду со статусами органов исполнительной власти.

Следует четко отдавать себе отчет в том, что перечень указанных статусов ни в коем случае не является исчерпывающим. Существует множество совмещаемых и пересекающихся административно-правовых статусов, которые невозможно привести к единому классификационному знаменателю. Лишь последовательное изучение сформированных в рамках административного права административно-правовых режимов позволит оценить многообразие статусных сочетаний. Именно поэтому указанные статусы не нужно воспринимать как виды или группы субъектов административного права, хотя в конкретный момент времени определенная группа субъектов, безусловно, является бюджетными учреждениями, благотворительными организациями и прочее.

Люди и их объединения, которые выступают как носители установленных законом прав и обязанностей, становятся участниками правоотношений, а также субъектами права.

В соответствии с общим положением субъекты правоотношений – это отдельные индивиды, а также организации, которые по нормам права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

В действительности не все отдельные индивиды и организации могут являться субъектами правоотношений. Такое положение можно объяснить различными объективными факторами (в частности, физиологическими, психологическими, экономическими).

Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в области объективного права. Главным образом их большинство в правовом государстве. Другие лица, по каким-либо причинам не охваченные сферой правового регулирования, находятся под непосредственной опекой разных благотворительных общественных организаций, а также государства.

Субъектов права подразделяют чаще всего:

1) на индивидуальные;

2) коллективные.

К индивидуальным субъектам права относят:

1) граждан Российской Федерации;

2) иностранцев;

3) лиц без гражданства;

4) лиц с двойным гражданством.

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Их делят на следующие виды:

1) государство;

2) государственные органы и учреждения;

3) общественные объединения;

4) административно-территориальные единицы;

5) субъекты Российской Федерации;

6) религиозные организации;

7) юридические лица.

Необходимо учитывать, что не любой коллектив людей может выступать субъектом права. Таким правом, например, не обладают семья, учебные группы, производственные бригады и другие общности. Таким образом, субъектами права могут быть только более или менее важные, устойчивые, а также постоянные образования, которые отличаются единством цели, определенной внутренней организацией, а не случайные или временные объединения граждан или каких-то структур.

Степень участия конкретных субъектов в правовых отношениях должна определяться их правоспособностью и дееспособностью.

Субъектами правоотношения являются такие участники правоотношения, которые имеют права и обязанности, исполняют своими действиями возложенные на них обязанности и осуществляют данные им права.

Субъекты правоотношения главным образом и определяют специфику правовых отношений, так как это единственный отличный элемент правоотношений, который содержится в правоотношениях различных отраслей права.

Под правоспособностью субъектов понимают признаваемую государством общую возможность обладать предусмотренными законом правами и обязанностями, а также быть их носителем. Правоспособностью в одинаковой мере обладают все граждане без исключения. Правоспособность также является закрепленной в законодательстве способностью субъекта иметь как юридические права, так и юридические обязанности. Она начинает действовать с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Правоспособность вместе с тем не является естественным свойством индивидуума, а порождается объективным правом.

Введение

Субъектами правовых отношений являются физические лица и организации.

Физические лица - это граждане, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

К организациям относятся, государство в целом, государственные органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические лица).

Чтобы стать участником правоотношений необходимо обладать определенными юридическими качествами. Гарантируемая законом возможность гражданам и другим участникам общественных отношений иметь права и нести юридические обязанности называется правоспособностью. Практически это означает возможность быть участников различных правоотношений. Признаваемая законом за гражданами и другими участниками отношений возможность самостоятельно, своими действиями приобретать права и налагать на себя обязанности называется дееспособностью. Чаще всего участники правоотношений обладают одновременно как правоспособностью, так и дееспособностью.

Правоспособность и дееспособность, взятые вместе, образуют в своей совокупности правосубъектность.

Правосубъектность граждан в полном объеме достигается ими, как правило, с совершеннолетием. Кроме граждан РФ субъектами правоотношений в определенных законом пределах выступают иностранцы и лица без гражданства.

Должностные лица государственных и общественных организаций также выступают субъектами административных, трудовых и некоторых других правоотношений (например, прокуроры, судебные исполнители и т.д.). Они участвуют в правоотношениях не от своего имени, не как граждане, а как представители тех организаций, предприятий в которых они работают.

Субъекты различных правоотношений (особенно управленческого характера) выступают органы государства. Это органы государственной власти, органы государственного управления, органы правосудия, прокуратуры, милиции и т.д. Круг прав и обязанностей, которые предоставлены государственному органу в целях осуществления возложенных на него задач, называется компетенцией. Государственные органы вступают в многочисленные, вытекающие из их компетенции, правоотношения с другими государственными органами, учреждениями, организациями и гражданами. При этом они выступают в качестве органа, осуществляющего властные функции по руководству обществом, по охране законности и укреплению правопорядка.

Субъектами многих правоотношений являются также общественные организации: профсоюзные, спортивные и др. Правосубъектность общественных организаций определяется, как правило, их уставами (которые принимают их выборные органы) и законодательством.

Субъектами правоотношений (особенно гражданско-правовых, имущественных отношений) являются юридические лица. Ими признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать гражданские права и нести обязанности и вправе выступать в качестве истца и ответчика в суде. Они выступают в правоотношениях друг с другом и с гражданами не как органы, осуществляющие властные функции, а как равные партнеры (контрагенты).

Правоспособность юридического лица имеет специальный характер. Это значит, что они могут вступать лишь в такие правоотношения, которые вытекают из возложенных на них специальных задач (строительство, выращивание сельскохозяйственной продукции и т.д.).

Субъектом многих важных правоотношений выступает государство в целом. Внутри страны важнейшими из них в условиях нашего федеративного строя являются отношения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, регулируемые государственным правом. Борясь с преступностью, государство является участником уголовно-правовых отношений. В других случаях оно выступает субъектом имущественных правоотношений (и прежде всего как собственник разнообразного имущества).

Во всех этих правоотношения государство, хотя и действует через свои органы власти и управления, выступает как единый субъект права.

Тема данной курсовой работы - «Понятие и виды субъектов права» - актуальна в силу того, что, во-первых, важно иметь четкое представление и понимание того, кто является субъектами права, во-вторых, субъекта права выступают участниками правоотношений, правоотношения в свою очередь являются формой реализации права, в-третьих, субъекты права несут субъективные права и юридические обязанности составляющие элементы правоотношения.

Целью данной работы является описать сущность понятия и видов субъектов права.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

1. показывается общая характеристика субъектов права;

2. описывается правовой статус граждан как субъектов права;

3. рассматриваются юридические лица как субъекты права;

4. описываются государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты права.

Предмет исследования: понятие и виды субъектов права.

Методы исследования. При работе над данной темой использовались системный и инструментальный методы исследования.

Обзор основной литературы:

Конституция Российской Федерации;

Комаров С. А. Общая теория государства и права. - М., 1998 г.

Общая теория права / Под ред. А. С. Пиголкина. - М., 1996 г.

Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. - М.: Юристъ, 1994 г.

Основы государства и права / Под ред. О. Е. Кутафина. - М.: Юристъ, 1994 г.

Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М., 1995 г.

Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. - М.: Юристъ, 1994 г..

Хропанюк В. Н. Теория государства и права / Под ред. В. Г. Стрекозова. - М., 1997 г.

Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. - М..: Юристъ, 2001.

Работа состоит из Введения, четырех Пунктов, Заключения и Списка используемой литературы.

В Пункте 1 - Общая характеристика субъектов права - решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показывается общая характеристика субъектов права.

В Пункте 2 - Граждане как субъекты права - решается вторая из промежуточных задач, а именно: описывается правовой статус граждан как субъектов права.

В Пункте 3 - Юридические лица как субъекты права - решается третья из промежуточных задач, а именно: рассматриваются юридические лица как субъекты права.

В Пункте 4 - Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты права - решается последняя из промежуточных задач, а именно: описываются государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты права.

В Заключении делаются основные выводы по работе.

1. Общая характеристика субъектов права

1.1. Понятие субъектов права

Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит в конечном счете от воли государства.

Понятия «субъекты права» и «субъекты правоотношений» в принципе равнозначны, хотя в научной литературе на этот счет делаются определенные оговорки. Во-первых, конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений; во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений; в-третьих, правоотношения - не единственная форма реализации права. Эти различия, конечно, необходимо иметь в виду.

По истории мы знаем, что далеко не все люди в прошлом признавались субъектами права, например, рабы, могли быть лишь объектом права (предметом купли-продажи). В римском праве раб рассматривался как «говорящее орудие», предмет, вещь. Впрочем, там не был равноправия и среди свободных.

При феодализме крепостные крестьяне тоже не были полноправными гражданами, а стало быть, и полноценными субъектами права. Они были существенно ограничены в правах. Феодальное право было правом привилегий, оно четко проводило градацию людей в зависимости от социального происхождения, званий, сословий и т.д. В современных цивилизованных странах эти дискриминации устранены. В международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) записано: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности» (ст. 16). Данное положение закреплено также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст. 6).

1.2. Виды субъектов права

Субъекты права подразделяются прежде всего на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица).
К индивидуальным относятся:

А) граждане Российской Федерации;

Б) иностранцы;

В) лица без гражданства (апатриды); лица с двойным гражданством (бипатриды). Иностранные граждане ограничены в некоторых правах. В частности, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, служить в Вооруженных Силах, занимать определенные должности, например быть капитанами судов и т.д. В остальном им гарантированы все гражданские права. Они несут также соответствующие обязанности. Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Они делятся на следующие виды:

1. Само государство;

2. Государственные органы и учреждения;

3. Общественные объединения;

4. Административно-территориальные единицы;

5. Субъекты Российской Федерации;

6. Избирательные округа;

7. Религиозные организации;

8. Промышленные предприятия;

9. Иностранные фирмы;

9. Специальные субъекты (юридические лица).

По российскому законодательству, далеко не все организации и учреждения могут выступать в качестве юридических лиц, а только те, которые отвечают определенным условиям. Признаки юридического лица сформулированы в ст. 48 ГК РФ.
Это:

1) имущественная обособленность;

2) способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности;

3) быть истцом и ответчиком в суде. Само понятие юридического лица имеет значение главным образом в гражданском праве, т.е. имущественных, обязательственных отношениях.

1.3. Правоспособность и дееспособность субъектов права

Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Следует подчеркнуть - не фактическое правообладание, а только постилируемая заранее возможность или способность к этому. Правоспособностью в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью.

В современном цивилизованном обществе нет и не может быть людей, не наделенных общей правоспособностью. Это важная предпосылка и неотъемлемый элемент политико-юридического и социального статуса личности. Правоспособность - не естественное, а общественно-правовое качество субъектов, носящее абсолютный, универсальный характер. Оно вытекает из международных пактов о правах человека, принципов гуманизма, свободы, справедливости. Обязанность каждого государства - должным образом гарантировать и защищать это качество.

Главное в правоспособности - не права, а принципиальная возможность или способность иметь их. А это очень важно, ибо, как мы знаем, в истории далеко не все и не всегда наделялись такой возможностью (например, рабы) или наделялись лишь отчасти (крепостные).

Впервые понятие правоспособности было сформулировано и введено в практику буржуазными кодексами 19 в. (французский Гражданский кодекс 1804 г., германское Гражданское уложение 1896 г.). К тому времени категорией правоспособности пользовались и английское гражданское право. Как видим, рассматриваемый институт обязан своим происхождением гражданскому законодательству, однако в последующем он приобрел более широкое значение.

Но правоспособность сама по себе никакого реального блага не дает. Это только «право на право», т.е. право иметь право, а уже последнее открывает путь к обладанию тем или иным благом, совершению определенных действий, предъявлению притязаний. Нельзя на основе одной лишь правоспособности чего-либо требовать, кроме как признания быть равноправным членом общества.

Отличие правоспособности от субъективного права состоит в том, что она: а) неотделима от личности, нельзя человека лишить правоспособности, «отобрать», «отнять» ее у него или ограничить; б) не зависит от пола, возраста, профессии, национальности, места жительства, имущественного положения и иных жизненных обстоятельств; в) непередаваема, ее нельзя делегировать другим; г) по отношению к субъективному праву она первична, исходна, играет роль предпосылки; д) субъективное право конкретно, а правоспособность абстрактна.

В понятие правоспособности существо заключается не в «праве», а в «способности». Правоспособность нельзя рассматривать как суммарное выражение прав и обязанностей, носителем которых может быть данное лицо, потому что такое суммарное выражение дано в самом законе. В этом смысле правоспособность, по меткому выражению Е. А. Флейшиц, бланкетна.

Не имеет решающего значения то обстоятельство, что возможность обладать теми или иными конкретными правами появляется у гражданина не сразу, не со дня рождения, а позднее, по достижении определенного возраста или при наступлении других условий. Различие в наступлении прав во времени не меняет сущности правоспособности. Равенство правоспособности не означает, что ее объем у всех одинаков.

Однако, будучи категорией универсальной, правоспособность проявляет себя в различных отраслях права по-разному. Даже значение роль ее в соответствующих сферах правового регулирования неодинаковы. Отсюда и возникают нередко сомнения и споры относительно всеобщего характера правоспособности.

Подчеркнем еще раз, правоспособность - не сумма каких-то прав, не количественное их выражение, а непременное и постоянное гражданское состояние личности, элемент ее правового статуса, предпосылка к правообладанию. Сам термин «правоспособность» весьма точно передает смысл этого понятия.

Каждое лицо рождается способным к правообладанию, может и должно иметь необходимые ему права, признанные мировым сообществом и юридическими системами национальных государств (право на жизнь, свободу, здоровье, честь, достоинство, безопасность и т.д.). Эта способность (возможность) никем и ни при каких обстоятельствах не может быть прекращена, аннулирована. Она признается априори как безусловная и бесспорная аксиома - нечто само собой разумеющееся. Любой гражданин, в том числе несовершеннолетний, твердо знает, что он является правоспособным и, следовательно, может стать носителем (сейчас или в будущем) соответствующих прав и свобод.

Главное здесь - не смешивать способность к правообладанию с самим обладанием. «Правоспособность, - писал Н. М. Коркунов, - означает только то, что лицо может иметь известные права, но это еще не значит, что оно ими действительно обладает. Каждый способен иметь право собственности на имущество, но отсюда вовсе не следует, что уже имеет его».

Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность.

Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактически обладание теми или иными правами может наступить, как уже говорилось, лишь при известных условиях. В российском законодательстве нет определения общей правоспособности, а только гражданской. Но в науке, в общей теории права, оно сложилось.

Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права. Именно поэтому она и называется отраслевой. Например, брачная, трудовая, избирательная.

Специальная (должностная, профессиональная) правоспособность - это такая правоспособность, при которой требуются специальные познания или талант. К примеру, профессия судьи, врача, ученого, артиста, музыканта и др.

Правоспособность организаций, юридических лиц также является специальной, она определяется целями и задачами их деятельности, зафиксированными в соответствующих уставах и положениях о них. Возникает в момент создания той или иной организации и прекращается вместе с ее ликвидацией.

Под дееспособность понимается не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица, в то время как правоспособность не зависит от указанных обстоятельств. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста.

Если правоспособность сопутствует индивиду на протяжении всей его жизни, то дееспособность - лишь с определенного возраста. Дееспособностью не обладают малолетние дети до 14 лет и душевнобольные лица, которые могут иметь известные права, но не могут их осуществлять. За них выступают их законные представители - родители, опекуны, попечители.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать необходимые гражданские сделки только с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей. Однако они вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться свои заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять авторские и изобретательские права, вносить вклады в кредитные учреждения (ст. 26 ГК РФ).

Уголовная ответственность у подростков за совершенные ими умышленные преступления наступает с 14 лет. Дееспособность бывает полная, частичная и ограниченная. Полная, как уже говорилось, наступает с совершеннолетием; частичная - с 14 лет; а ограниченная - когда лицо ограничивается в дееспособности по суду (хронические алкоголики, наркоманы).

Новый Гражданский кодекс ввел понятие эмансипации (ст. 27). Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельность.

Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей; при отсутствии такого согласия - по решению суда.

Родители, усыновители или попечители не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности, по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Правосубъектность представляет собой правоспособность и дееспособность, вместе взятые, т.е. праводееспособность. Это собирательное понятие отражает те ситуации, когда правоспособность и дееспособность неразделимы во времени, органически сливаются воедино, и правоспособны и дееспособны. Не существует правоспособных, но недееспособных коллективных субъектов. На них разграничение указанных свойств не распространяется.

Многие права граждан носят непередаваемый характер, их не может осуществить за недееспособного другое лицо (например, вступить в брак, получить образование, заключить трудовой договор и т.д.). В отличие от имущественных прав, их должен реализовать сам обладатель.

С этой точки зрения все права можно разделить на требующие личного участия при их осуществлении и нетребующие. В первом случае, т.е. в большинстве отраслей права, разделение правоспособности и дееспособности лишено практического смысла; во втором, т.е. в сфере действия гражданского права, оно оправданно и необходимо.

Немыслимо положение, когда субъект обладал бы, к примеру, брачной, трудовой, избирательной правоспособностью, но был бы лишен аналогичной дееспособности. Здесь оба эти качества выступают как единое целое. Напротив, в имущественных правоотношениях кредитор может взыскать причитающийся ему долг необязательно лично, равно и как что-то купить, продать, исполнить обязательство, совершить ту или иную сделку. Здесь правоспособность и дееспособность могут не совпадать в одном лице.

1) правоспособность;

2) дееспособность;

3) деликтоспособность, т.е. способность отвечать за гражданские правонарушения (деликты);

4) вменяемость - условие уголовной ответственности. Хотя последние два слагаемых охватываются в конечном счете вторым, такое расчленение понятия может способствовать более глубокому его уяснению.

В целом правосубъектность является одной из обязательных юридических предпосылок правоотношений. Правосубъектность - это возможность или способность лица быть субъектом права со всеми вытекающими отсюда последствиями.

2. Граждане как субъекты права

Поскольку правовое регулирование предполагает наличие определенных качеств у субъектов той или иной отрасли права, в теории права выработалась такая категория, как правосубъектность. Данная категория определяет, какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей области права.

Правосубъектность слагается из совокупности таких качеств лиц, как правоспособность и дееспособность.

Первая - правоспособность - означает способность иметь гражданские права и нести обязанности, и признается в равной степени за всеми гражданами с момента рождения и до смерти (даже новорожденный ребенок уже может обладать определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, например, наследовать завещанное ему имущество).

Правоспособности свойственны абстрактность и неотчуждаемость, так как содержание правоспособности граждан раскрывается через весь комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским законодательством. Статья 18 Гражданского Кодекса перечисляет, пожалуй, только основные, наиболее значимые гражданские права, к которым относится возможность иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество, совершать сделки и много других. Кроме этих прав гражданин вправе иметь и иные личные имущественные и личные неимущественные права, в число которых можно включить и такие, которые прямо законом не предусмотрены, но не противоречат общим началам и смыслу гражданского законодательства.

Правоспособностью обладают в равной мере все граждане. Она возникает с момента рождения ребенка и прекращается смертью гражданина.

Второе слагаемое правосубъектности - дееспособность - означает способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В связи с тем, что для правового регулирования экономического оборота необходимо придать отношениям достаточно устойчивый характер, для того, чтобы они складывались из осознанных волевых действий сторон, дееспособность участников правоотношений возникает, как правило, с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме - с восемнадцати лет, т.е. совершеннолетия.

Наиболее существенными элементами содержания дееспособности граждан является возможность самостоятельного заключения сделок (сделкоспособность граждан) и возможность нести самостоятельную имущественную ответственность (деликтоспособность). В качестве элемента деликтоспособности Гражданский Кодекс выделяет возможность гражданина заниматься предпринимательской деятельностью, для чего гражданин должен пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Так как в отличие от правоспособности дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости, законом в качестве одного из критериев дееспособности предусмотрен возраст гражданина. Полная дееспособность признается за совершеннолетними гражданами, то есть достигшими восемнадцатилетнего возраста. Из указанного правила допускаются два исключения: полная дееспособность может возникнуть у гражданина и до достижения им восемнадцатилетнего возраста в случаях, во-первых, вступления в брак таким лицом, если ему в установленном законом порядке был снижен брачный возраст, во-вторых, объявление несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, если он работает по трудовому договору либо с согласия родителей (опекунов) занимается предпринимательской деятельностью, полностью дееспособным (эмансипация).

В виду того, что человек с возрастом приобретает необходимые знания и навыки, гражданское законодательство предусматривает постепенный переход граждан к полной дееспособности. Скажем, в возрасте от 6 до 14 лет у граждан (малолетних) появляется право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие государственной регистрации и некоторые другие сделки. С достижением четырнадцатилетнего возраста несовершеннолетний наделяется правом совершать самостоятельно любые сделки, при условии письменного согласия его законных представителей, причем согласие может быть получено как до совершения сделки, так и быть письменным одобрением уже состоявшейся сделки. В возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно и без согласия законных представителей, помимо сделок совершаемых малолетними, распоряжаться собственным заработком, осуществлять авторские права, в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, а по достижении шестнадцатилетнего возраста быть членами кооперативов. Данный статус граждан является уже частичной дееспособностью. Однако, скажем, в случае неразумного расходования несовершеннолетним своих средств законные представители, либо орган опеки и попечительства данного лица может ходатайствовать перед судом об ограничении или лишении несовершеннолетнего права распоряжаться заработком.

Хотя по достижении гражданином восемнадцатилетнего возраста он получает дееспособность в полном объеме, возможны ситуации, когда способности гражданина к волевым осознанным действиям могут быть нарушены вследствие заболевания либо злоупотребления алкогольными или наркотическими веществами. В данном случае может иметь место признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособности такого лица. В случае, если вследствие психического расстройства гражданин не может понимать значения своих действий или руководить ими, он признается судом недееспособным и лишается права на совершение любых сделок, даже мелких бытовых. От лица такого гражданина все сделки совершает его опекун (статья 29 Гражданского Кодекса). Если же, скажем, происходит улучшение психического состояния гражданина до такой степени, при которой он становится в состоянии руководить своими действиями и нести ответственность, суд вправе вынести решение о признании гражданина дееспособным или об отмене ограничения его дееспособности, а так же отменить опеку и попечительство над таким гражданином.

Отрыв правоспособности от дееспособности может иметь место в отношении граждан, поскольку именно они обладают способностью взросления и постепенного приобретения определенных волевых и психических качеств.

Считается, что обладания одной лишь правоспособностью достаточно для признания, скажем, недееспособного ребенка для того, чтобы он смог быть признаваемым законом участником гражданских правоотношений. При этом имеется в виду восполнение его недееспособности дееспособностью его законных представителей, скажем родителей.

Однако обладания правосубъектностью для субъекта недостаточно для того, чтобы иметь конкретные субъективные права и нести обязанности. Правосубъектность является лишь необходимой предпосылкой обладания субъективными правами. Для возникновения конкретных субъективных прав необходимо возникновение юридического факта. Иными словами, наделенный правосубъектностью гражданин имеет абстрактную возможность приобретения определенных прав в результате каких-либо действий или событий - юридических фактов.

Правосубъектность - это признаваемая в равной мере за всеми лицами максимально полная, суммарно выраженная возможность правообладания, выраженная абстрактно. То есть, например, при реализации субъектом такого элемента правосубъектности, как возможность заключения сделок, собственно возможность их совершения не претерпевает никаких изменений, но в то же время происходит приобретение, изменение или утрата каких-либо прав и обязанностей субъекта.

Ограничения же правоспособности или дееспособности могут иметь место и осуществляются в случаях и порядке, установленных законом и только таким образом. Как правило, такие ограничения правосубъектности связаны либо с заболеванием гражданина, в результате которого он утрачивает возможность адекватно оценивать собственные действия, либо в возможны в качестве санкции за совершенное правонарушение. Например, возможно лишение гражданина права на определенный срок заниматься предпринимательской деятельностью в наказание за совершенное преступление.

Правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. Индивидуализация субъектов может осуществляться различными признаками, тесно связанными с тем, идет ли речь о гражданах, юридических лицах или иных субъектах. Такими признаками для граждан являются имя, место жительства и акты гражданского состояния.

Невозможно представить нормальное осуществление прав и обязанностей без четкого представления о том, с кем именно происходит вступление в правовые отношения. Индивидуализация каждого отдельного гражданина осуществляется, прежде всего, по его имени. Имя гражданин получает при рождении. Как правило, если иное не предусмотрено законом или национальным обычаем, имя состоит из фамилии, собственно имени и отчества. Все права гражданин вправе приобретать только под своим собственным именем. Имеют место случаи, предусмотренные законом, когда гражданин имеет право действовать под вымышленным именем (псевдонимом), либо вообще не пользоваться именем. Так, например, при опубликовании произведений литературы или искусства, гражданин вправе выпустить произведение на свет, как под собственным оригинальным именем, так и используя псевдоним или анонимно (пункт 1 статьи 15 Закона РФ «Об авторском праве…»). Также, в соответствии с законом, гражданин имеет право переменить свое имя. Все права и обязанности при этом за ним сохраняются, однако, на такое лицо, в соответствии со статьей 19 Гражданского Кодекса, возлагается обязанность сообщить об изменении своего имени его кредиторам и должникам.

Еще одним индивидуализирующим гражданина признаком является его место жительства. Наряду с именем, место жительства позволяет более точно конкретизировать субъекта права. Довольно часто встречаются случаи полного совпадения имен граждан, включая фамилии и отчества. Однако полное совпадение места жительства при этом встречается крайне редко. Местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает. При этом не имеет значения место прописки гражданина (оно является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу), место нахождения его имущества, либо место жительства супруга и другие подобные факты. Граждане имеют право сами выбирать себе место жительства, за исключением случаев, предусмотренных законом, и касающихся определения места жительства малолетних, а также граждан, признанных недееспособными вследствие психического заболевания. Местом жительства подобных субъектов признается, как правило, место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Также положение гражданина как субъекта права удостоверяется актами гражданского состояния. Акты гражданского состояния отнесены законом к фактам, определяющим правовой статус гражданина (рождение, заключение и расторжение брака, усыновление, смерть и другие). Например, возникновение и прекращение правоспособности субъекта связывается с моментом рождения и моментом смерти гражданина, вступление в брак влечет возникновение права общей совместной собственности супругов. В связи с особой важностью данных фактов законом установлен специальный порядок их регистрации в специальном государственном органе - органе записи актов гражданского состояния (ЗАГСе). На основании произведенных записей гражданам выдается специальный документ - свидетельство, которым гражданин удостоверяет свое состояние в повседневной жизни. Например, свидетельство о рождении является для несовершеннолетнего документом, удостоверяющим его личность до получения им по достижении им определенного возраста (на данный момент таким возрастом является шестнадцатилетний, однако, в ближайшее время возможно снижение законодателем такого возраста до четырнадцати лет) паспорта, а для подтверждения факта состояния в браке необходимо предъявить свидетельство о браке.

Как уже отмечалось, регулирование правовых отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Однако случаются такие ситуации, когда в течение длительного времени сведения о гражданине в месте его постоянного жительства отсутствуют, и попытки разыскать такого гражданина не приносят результата. В результате таких ситуаций возникает неопределенность в субъекте правоотношений. Для регулирования подобных ситуаций законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют так называемый институт безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности.

Поскольку в случае безвестного отсутствия гражданина в основу можно положить как презумпцию жизни (предположение о том, что гражданин является живым, так как факт его смерти не установлен), так и презумпцию смерти (предположение о смерти продолжительное время отсутствующего гражданина), скорее всего более правильной будет являться позиция, при которой суд не исходит из предположений о жизни, либо смерти гражданина, а просто констатирует факт безвестного отсутствия с целью устранения неопределенности в субъекте отношений.

Согласно гражданскому законодательству гражданин, по заявлению заинтересованных лиц, может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим выносится судом в порядке особого производства (глава 28 ГПК), при этом оцениваются все имеющиеся факты, которые могут повлиять на вынесение решения. Скажем, если суду станут известны факты, которые могут свидетельствовать о желании гражданина скрыться, например, из боязни подвергнуться уголовному наказанию за совершенное преступление, суд должен воздержаться от вынесения решения о признании гражданина безвестно отсутствующим, так как существует вероятность того, что безвестность его отсутствия может быть устранена его розыском, который находится в компетенции ОВД. Если же суд принимает решение о признании гражданина безвестно отсутствующим, то в отношении имущества такого гражданина принимается ряд предусмотренных законом действий. В частности, орган опеки и попечительства передает имущество отсутствующего гражданина в доверительное управление определенному этим органом лицу (в соответствии со статьей 43 Гражданского Кодекса), из имущества данного лица выдается содержание гражданам, которых отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по его другим обязательствам. Наряду с учреждением управления имуществом, безвестное отсутствие может повлечь также и другие последствия, установленные законом. Например, с таким лицом может быть в упрощенной форме расторгнут брак. Если имущество гражданина таково, что оно нуждается в постоянном управлении, то орган опеки и попечительства может и до истечения годичного срока, установленного законом, назначить управляющего имуществом отсутствующего гражданина, однако, при этом никаких выплат из имущества не производится до вынесения судом решения о признании гражданина безвестно отсутствующим.

3. Юридические лица как субъекты права

Наряду с гражданами субъектами права являются также юридические лица - особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке, установленном законом. Конструкция юридического лица является основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте, что является необходимым в связи с тем, что жизнь современного общества невозможна без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей.

Юридические лица выполняют следующие функции:

Оформление коллективных интересов: институт юридического лица определенным образом организует и упорядочивает внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю в волю всей организации в целом, позволяя таким образом ей выступать в гражданском обороте от собственного имени - имени юридического лица;

Функция объединения капиталов: юридическое лицо (наиболее ярко выраженное в данной связи - акционерное общество) является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, что необходимо для ведения крупномасштабной предпринимательской деятельности;

Ограничение предпринимательского риска: конструкция юридического лица позволяет ограничить имущественный риск конкретного участника суммой вклада в капитал предприятия;

Функция управления капиталом: институт юридического лица создает основания для более гибкого использования капитала, принадлежащего одному лицу в различных сферах предпринимательской деятельности.

Юридическое лицо имеет ряд присущих ему свойств, каждое из которых необходимо, а все они вместе - достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом права. Эти свойства таковы:

Организационное единство юридического лица. Это свойство проявляется, прежде всего, в определенной иерархии, соподчиненности органов управления, составляющих структуру организации, а также в четкой регламентации отношений между ее участниками. Организационное единство юридического лица закрепляется его учредительными документами (уставом и/или учредительным договором) и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц;

Имущественная обособленность юридического лица. Имущественная обособленность юридического лица представляет собой объединение множества инструментов (предметов техники, знаний, денежных средств и т.д.) в единый имущественный комплекс и создает материальную базу для его деятельности. При этом степени обособленности имущества у различных видов юридических лиц могут значительно различаться. Так, например, хозяйственные товарищества и общества, кооперативы обладают правом собственности на принадлежащее им имущество, в то время как унитарные предприятия - лишь правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако в обоих случаях наличие правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом дает и тем и другим такую степень обособленности, которой достаточно для признания данного образования юридическим лицом.

Самостоятельная гражданско-правовая ответственность юридического лица. Данное свойство регламентировано статьей 56 Гражданского Кодекса и подразумевает, что участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых. Следует заметить, что необходимой предпосылкой такой ответственности является наличие у юридического лица обособленного имущества, которое при необходимости может служить объектом притязаний кредиторов.

Выступление юридическим лицом в гражданском обороте от своего имени - еще одно его свойство. Это свойство означает возможность юридического лица от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде. А это как раз и является итоговым признаком юридического лица и, одновременно, целью, ради которой оно создается.

Учитывая все перечисленное выше, можно охарактеризовать юридическое лицо как признанную государством в качестве субъекта права организацию, обладающую обособленным имуществом, самостоятельно отвечающую этим имуществом по своим обязательствам и выступающую в гражданском обороте от своего имени.

В отличие от таких субъектов правоотношений, как граждане, юридическое лицо обладает не общей (или универсальной - предполагающей возможность для субъекта права иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности) правоспособностью, а специальной, предполагающей наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Это справедливо для всех юридических лиц, за одним исключением: новый Гражданский Кодекс 1994 года наделил частные коммерческие организации общей правоспособностью.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который соответствует государственной регистрации такой организации, и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (в соответствии со статьями 49(3), 51(2), 63(8) Гражданского Кодекса).

Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Например, осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц.

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходимо не только наличие правоспособности, но и дееспособности. В отличие от граждан, у юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают и прекращаются одновременно.

Как уже отмечалось выше, правосубъектность тесно связана с признаками, индивидуализирующими конкретного субъекта права. В случае с юридическими лицами индивидуализирующими его признаками является его местонахождение и наименование.

Юридические лица, в зависимости от характера участия государственных органов в их регистрации, могут быть образованы несколькими способами:

Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом;

Нормативно-явочный порядок создания юридического лица не требует согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы. Регистрационный орган лишь проверяет соответствие закону учредительных документов организации и соблюдение порядка ее образования.

Распорядительный (явочный) порядок характерен тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, не требуя специальной государственной регистрации. Однако статья 51 действующего в настоящий момент Гражданского Кодекса не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц.

Наряду с законодательством, правовой основой деятельности любого юридического лица являются его учредительные документы. Для различных видов юридических лиц состав учредительных документов различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовая база деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) - учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Как уже отмечалось выше, каждое юридическое лицо должно быть зарегистрировано в соответствии с законом. Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом, после чего основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

При реорганизации юридических лиц все права и обязанности реорганизуемого лица или часть их переходят к иным субъектам права, то есть происходит правопреемство. Реорганизация юридических лиц может осуществляться: путем слияния нескольких организация в одну новую; путем разделения юридического лица на несколько новых организаций; путем присоединения юридического лица к другому; путем выделения из состава организации других юридических лиц; путем преобразования, то есть смены организационно правовой формы юридического лица.

Ликвидация юридического лица предусматривает прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Исходя из организационных, функциональных и иных качеств и различий юридических лиц можно классифицировать все их множество по различным критериям.

В зависимости от формы собственности, лежащей в основе юридического лица, можно выделить государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (которые в связи с этим должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обуславливается специфика их правового регулирования) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения.

В зависимости от цели деятельности юридические лица можно подразделить на коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих организаций относятся те, целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение ее между участниками такой организации. Некоммерческие, хотя и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только в той степени, которая необходима для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (согласно пункту 1 статьи 50 Гражданского Кодекса).

Состав учредителей также можно отнести к числу критериев, по которому следует классифицировать юридические лица. Здесь можно выделить юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица. Такие организации называются союзами и ассоциациями. Унитарные предприятия учреждаются государством. Все остальные юридические лица могут быть учреждены любыми (за отдельными исключениями) субъектами права.

Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать: организации, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения); организации, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы); организации, в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц).

В зависимости от объема вещных прав (права самого юридического лица на используемое им имущество) можно различать: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество (учреждения и казенные предприятия); юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество (государственные и муниципальные унитарные предприятия); юридические лица, обладающие правом собственности на имущество (все остальные юридические лица).

Хозяйственные товарищества и общества также можно классифицировать по тому, что более важно для их участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества, личное участие) или объединение капиталов (общества, имущественное участие).

Также может выступать в качестве критерия классификации уже упомянутый ранее порядок образования юридических лиц: образуемые в разрешительном или нормативно-явочном порядке.

По составу учредительных документов разграничиваются договорные юридические лица - хозяйственные товарищества, договорно-уставные - общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы, а также уставные юридические лица.

И, наконец, еще одним критерием классификации юридических лиц, традиционным для доктрины пандектного права (скажем, в Германии), но практически не используемым в нашей стране, является различие корпораций или союзов, характеризующимися наличием членства, общей для многих участников цели, независимостью своего существования от смены участников, и учреждений. Учреждения, в противоположность корпорациям (союзам), обычно создаются одним учредителем, который сам определяет и цели юридического лица, и состав имущества, необходимый для их достижения. Смысл такой классификации заключается в том, что в данном случае налицо различие интересов, в первом случае это коллективные интересы, во втором - личные. Все юридические лица можно разделить на четыре большие категории: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия и, наконец, некоммерческие организации. Также можно упомянуть и филиалы и представительства юридических лиц.

4. Государство и государственные (муниципальные) образования как субъекты права

Имея в виду большой объем материала, имеющегося по рассматриваемой мной теме, позволю себе вкратце остановиться на таком субъекте правоотношений, как государство и государственные (муниципальные) образования.

Государство, как и другие субъекты права, может участвовать в правовых отношениях. Однако правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти.

Государство осуществляет власть и обладает суверенитетом. Суверенитет государства выделяет его на фоне остальных субъектов права. Вот некоторые (основные) из свойств государства, превращающих его в особый субъект правоотношений:

1. Государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты права;

2. Государство может принимать административные акты, из которых возникают правовые отношения независимо от воли другой стороны;

3. Государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства правовые отношения;

4. Государство пользуется иммунитетом.

Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства как участника правовых отношений, но даже то, что названо, позволяет говорить об особом положении государства в праве.

Касаемо правоспособности государства нельзя не отметить тот факт, что правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц, в чем-то она шире, в чем-то уже. Во многом объем правоспособности государства определяется тем, что государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Поэтому государство, вступая в гражданский оборот должно следовать своему предназначению, и правоспособность государства можно назвать целевой.

Так как государство участвует в гражданском обороте не как нерасчлененное целое, а как совокупность субъектов разного уровня, все эти субъекты выступают самостоятельно, как участники правовых отношений. В правовых отношения участвуют три категории субъектов: Российская Федерация; субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города Федерального значения, автономная область, автономные округа; муниципальные образования.

Заключение

Поставленные во введении к работе промежуточные задачи решены со следующими результатами.

1. Субъекты права являются участниками правоотношений, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит в конечном счете от воли государства. Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Правоспособностью в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью. Под дееспособность понимается не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица, в то время как правоспособность не зависит от указанных обстоятельств. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста.

2. Граждане обладают правосубъектностью, которая слагается из совокупности таких качеств лиц, как правоспособность и дееспособность. Первая - правоспособность - означает способность иметь гражданские права и нести обязанности, и признается в равной степени за всеми гражданами с момента рождения и до смерти (даже новорожденный ребенок уже может обладать определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, например, наследовать завещанное ему имущество). Правоспособности свойственны абстрактность и неотчуждаемость, так как содержание правоспособности граждан раскрывается через весь комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским законодательством. В отличие от правоспособности дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости, законом в качестве одного из критериев дееспособности предусмотрен возраст гражданина.

3. Субъектами права являются также юридические лица - особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке, установленном законом. Конструкция юридического лица является основной правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте, что является необходимым в связи с тем, что жизнь современного общества невозможна без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. В отличие от таких субъектов правоотношений, как граждане, юридическое лицо обладает не общей (или универсальной - предполагающей возможность для субъекта права иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности) правоспособностью, а специальной, предполагающей наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах.

4. Государство, как и другие субъекты права, может участвовать в правовых отношениях. Однако правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти. Государство осуществляет власть и обладает суверенитетом. Суверенитет государства выделяет его на фоне остальных субъектов права. Государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты права; государство может принимать административные акты, из которых возникают правовые отношения независимо от воли другой стороны; государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства правовые отношения; государство пользуется иммунитетом.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты:

6. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М., 1995 г. С. 278.

7. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. - М.: Юристъ, 1994 г. С. 518.

8. Хропанюк В. Н. Теория государства и права / Под ред. В. Г. Стрекозова. - М., 1997 г. С. 431.

9. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. - М..: Юристъ, 2001. С. 512.



Просмотров