Особенности надзорной жалобы и сроки подачи. Лица, правомочные подать жалобу

Глава 48.1. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

(введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 433-ФЗ)

Статья 412.1. Пересмотр судебных решений в порядке надзора

1. Вступившие в законную силу судебные решения, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам и представлениям лиц, указанных в частях первой и второй статьи 401.2 настоящего Кодекса.

2. Суд надзорной инстанции проверяет по надзорным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда.

3. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются вступившие в законную силу:

1) судебные решения верховных судов республик, краевых или областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

2) судебные решения окружных (флотских) военных судов, вынесенные этими судами при рассмотрении уголовного дела в первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации;

3) судебные решения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в апелляционном порядке;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 217-ФЗ)

4) определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке;

5) постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 412.2. Порядок и срок подачи надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации. Судебные решения, указанные в части третьей статьи 412.1 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке надзора в течение одного года со дня их вступления в законную силу. В случае пропуска срока обжалования по уважительной причине лица, имеющие право подать жалобу или представление, могут ходатайствовать перед судом, постановившим приговор или вынесшим иное обжалуемое решение, о восстановлении пропущенного срока в порядке, предусмотренном статьей 389.5 настоящего Кодекса.

Статья 412.3. Содержание надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) данные о лице, подавшем жалобу, представление, с указанием его места жительства или места нахождения, процессуального положения;

3) указание на суды, рассматривавшие уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на предусмотренные законом основания пересмотра судебного решения в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

6) просьбу лица, подавшего жалобу, представление.

2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным решением.

3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подавшим жалобу. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

4. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные судами, рассматривавшими уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, копии судебных решений, принятых по делу.

Статья 412.4. Возвращение надзорных жалобы, представления без рассмотрения по существу

1. Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если:

1) надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям, предусмотренным статьей 412.3 настоящего Кодекса;

2) надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропущен срок обжалования судебного решения в порядке надзора;

4) поступила просьба об отзыве надзорных жалобы, представления;

5) надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил, установленных частью третьей статьи 412.1 настоящего Кодекса.

2. Надзорные жалоба, представление должны быть возвращены в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции.

Статья 412.5. Рассмотрение надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с установленными статьями 412.1 - 412.3 настоящего Кодекса правилами, изучаются судьей Верховного Суда Российской Федерации. Судья Верховного Суда Российской Федерации изучает надзорные жалобу, представление по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо по материалам истребованного уголовного дела.

2. По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит постановление:

1) об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания пересмотра судебных решений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных решений остаются в суде надзорной инстанции;

2) о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

3. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместитель вправе не согласиться с постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации и вынести постановление об отмене указанного постановления и о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 412.6. Сроки рассмотрения надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление рассматриваются в Верховном Суде Российской Федерации в течение одного месяца со дня их поступления, если уголовное дело не было истребовано, или в течение двух месяцев со дня их поступления, если уголовное дело было истребовано, за исключением периода со дня истребования дела до дня его поступления в Верховный Суд Российской Федерации.



Статья 412.7. Постановление об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Постановление об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации должно содержать:

4) указание на судебные решения, которые обжалуются;

5) мотивы, по которым отказано в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 412.8. Постановление о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. Постановление о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации должно содержать:

1) дату и место вынесения постановления;

2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего постановление;

3) данные о лице, подавшем жалобу, представление;

4) указание на судебные решения, которые обжалуются;

5) изложение содержания дела, по которому приняты судебные решения;

6) мотивы для передачи надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

7) предложения судьи, вынесшего постановление.

2. Судья Верховного Суда Российской Федерации вместе с вынесенным им постановлением передает надзорные жалобу, представление с уголовным делом в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 412.9. Основания отмены или изменения судебных решений в порядке надзора

1. Основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда в порядке надзора являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела.

2. Поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 401.6 настоящего Кодекса.

Статья 412.10. Порядок и срок рассмотрения уголовного дела по надзорным жалобе, представлению в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. Надзорные жалоба, представление рассматриваются Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в судебном заседании не позднее двух месяцев со дня вынесения постановления о передаче уголовного дела в суд надзорной инстанции. О дате, времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в части первой статьи 412.1 настоящего Кодекса.

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместитель, член Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вынесшие постановление о передаче надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, не могут участвовать в рассмотрении данного уголовного дела Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

3. В судебном заседании принимают участие лица, указанные в части первой статьи 412.1 настоящего Кодекса. В судебном заседании при рассмотрении уголовного дела по надзорным жалобе, представлению участие прокурора обязательно.

4. Дело докладывается судьей Верховного Суда Российской Федерации, ранее не принимавшим участия в рассмотрении данного уголовного дела.

5. Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, доводы надзорных жалобы, представления, послужившие основанием передачи надзорных жалобы, представления с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Докладчику могут быть заданы вопросы судьями.

6. Если лица, указанные в части третьей настоящей статьи, явились в судебное заседание, они вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорные жалобу или представление.

7. По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает постановление.

8. При рассмотрении надзорных жалобы, представления все вопросы решаются большинством голосов судей. Первым выносится на голосование предложение, наиболее благоприятное для осужденного. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, надзорные жалоба, представление считаются отклоненными.

9. Секретарь судебного заседания суда надзорной инстанции ведет протокол в соответствии со статьей 259 настоящего Кодекса. По содержанию протокола стороны могут принести замечания, которые рассматриваются председательствующим в порядке, установленном статьей 260 настоящего Кодекса.

10. Постановление суда надзорной инстанции выносится и обращается к исполнению в порядке, предусмотренном статьей 389.33 настоящего Кодекса.

Статья 412.11. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации при пересмотре судебных решений в порядке надзора

1. В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

1) оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

3) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело в суд первой инстанции на новое судебное рассмотрение;

4) отменить решение суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

5) отменить решение суда кассационной инстанции и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;

6) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных частью третьей статьи 389.22 настоящего Кодекса;

7) внести изменения в приговор, определение или постановление суда;

8) оставить надзорные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 412.4 настоящего Кодекса.

2. В случаях, предусмотренных пунктами 2 - 7 части первой настоящей статьи, суд надзорной инстанции должен указать конкретное основание отмены или изменения судебного решения в соответствии с частью первой статьи 412.9 настоящего Кодекса.

3. Постановление суда надзорной инстанции подписывается председательствующим в судебном заседании и должно соответствовать требованиям частей третьей и четвертой статьи 389.28 настоящего Кодекса.

4. Постановление суда надзорной инстанции приобщается к уголовному делу вместе с надзорными жалобой, представлением, постановлением судьи суда надзорной инстанции и вынесенным в случаях, предусмотренных частью третьей статьи 412.5 настоящего Кодекса, постановлением Председателя Верховного Суда Российской Федерации или его заместителя.

Статья 412.12. Пределы прав Президиума Верховного Суда Российской Федерации

1. При рассмотрении уголовного дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалобы, представления. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов надзорных жалобы, представления и рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе в отношении лиц, которые не обжаловали судебные решения в порядке надзора.

2. Указания Президиума Верховного Суда Российской Федерации являются обязательными для суда, вновь рассматривающего уголовное дело.

3. Президиум Верховного Суда Российской Федерации в случае отмены судебного решения не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Статья 412.13. Вступление в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации

Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации вступает в законную силу с момента его провозглашения.

Пересмотр решения суда в порядке надзора является последней инстанцией. А для несогласных с данным решением лиц – это последний шанс отменить его. Для того чтобы обжаловать судебное решение в указанную инстанцию, составляется надзорная жалоба. По форме составления данный документ мало чем отличается от других заявлений и обращений, однако составляющая информация и порядок направления уникальные.

Особенности надзорной жалобы

Порядок подачи надзорной жалобы имеет следующие особенности.
  1. Подаётся в Президиум суда субъекта РФ или в Верховный суд РФ, куда направляются заявления в основном посредством почты. Эти органы являются единственными уполномоченными на пересмотр постановлений и определений учреждением.
  2. Она подаётся лишь определенным кругом лиц.
  3. Такая жалоба должна подаваться лишь на решения суда, которые уже имеют законную силу.
  4. Данный документ подаётся до окончания трехмесячного срока.
  5. При направлении жалобы в Президиум необходимо уплатить государственную пошлину.

К тому же, если добиться своих требований на этой инстанции не удалось, то в последующем искать справедливости надо будет в международных судах.

Лица, правомочные подать жалобу

Надзорная жалоба по гражданскому делу направляется следующими лицами:

  • лицами, что участвовали в предыдущих судебных заседаниях по данному делу;
  • третьими лицами, чьи правомочия и интересы затронуты соответствующим решением;
  • прокурором, если на предыдущих заседаниях он участвовал, Генпрокурором или их заместителями;
  • госорганами в целях защиты положений законодательства.

Третьи лица при направлении заявления должны конкретно указать, какие правомочия затронуты соответствующим решением.

Сроки подачи жалобы

Подача надзорной жалобы в Президиум должна осуществляться до истечения 3 месяцев после приобретения решением законной силы. Момент, когда решение приобретает законную силу, указывается в самом документе. Если такого указания нет, то согласно общепризнанному правилу после истечения месяца со времени вынесения этого постановления.

Однако пропущенный срок подачи надзорной жалобы можно восстановить, если пропуск стал следствием уважительной причины, вроде болезни лица. Чтобы сделать это, вместе с жалобой нужно подать ходатайство. Иначе жалоба будет оставлена без рассмотрения.

Указанный срок заканчивается в соответствующий день самого последнего месяца. Срок не считается пропущенным, если подающий успел сдать письмо с жалобой в отделение почты до полуночи последнего дня срока.

Что такое надзорная жалоба? Надзорная жалоба по гражданскому делу – особенный документ, с особенным содержанием.

Жалоба в Президиум должна заключать в себе:
  1. Полное наименование органа, а именно Президиума суда.
  2. Личные данные всех участвующих соответствующего дела.
  3. Данные о судах предыдущих инстанций, описание их решений.
  4. Основания, которые являются поводом для пересмотра, предусмотренные статьёй 391.9 ГПК РФ.
  5. Четкую формулировку требований подающего жалобу лица.
  6. Список прилагаемой к заявлению документации.
  7. Дата и подпись подающего.

Составить, подать, а также подписать заявление может представитель уполномоченного на обжалование лица.

В положении нормы 391.9 ГПК РФ указаны конкретные основания обжалования обретших законную силу постановлений и определений, которые включают в себя:
  • нарушенные права конкретного лица, что прямо гарантированы основным законом России, признанными всем миром международными НПА, межгосударственными договорами России;
  • нарушенные права большого количества людей, четко не идентифицированной общности людей, интересов всего общества;
  • нарушение единого понимания законов России на территории всей страны.

Эти же нарушения служат поводом для полной отмены судебного акта или его частичного изменения.

Образец жалобы

Как написать надзорную жалобу?

Образец надзорной жалобы по гражданскому делу выглядит следующим образом:

В Президиум … областного(краевого, республиканского и т. д.) суда РФ

(указывать иную информацию не нужно)

Заявитель: (указываются данные подающего заявление лица)

Участники дела: (указываются данные ответчика и третьих лиц)

(необходимо указать адреса с индексом и номера телефонов)

(надзорная, на решения по гражданскому делу)

Я 22.03.2017 года (указывается дата обращения в начальную инстанцию) обратился в суд Советского района (указываются данные суда и имя принявшего акт судьи) с исковым заявлением к ответчику (можно указать несколько лиц и их Ф.И.О.) о (описывается предмет рассмотрения). Своим актом (определением, решением) суд постановил (описывается соответствующий акт).

С указанными судебными актами не согласен, потому что (описывается обстоятельство, которое совпадает с одним из пунктов статьи 391.9 ГПК РФ).

Исходя из этого прошу (четко излагается требование об отмене акта и отправке гражданского дела на перерассмотрение).

Список приложенных документов в суд:
  • копия заявления;
  • копия акта суда начальной инстанции;
  • копии актов суда, вынесенной апелляции или кассации;
  • Квитанция об уплате пошлины.

Дата: подпись:

Приложение к жалобе

К написанной жалобе обязательно приложение некоторой документации.

К таковой относятся:
  • копия этого заявления, в количестве на каждого участника;
  • копии всех принятых ранее актов судов;
  • документ, подтверждающий оплату пошлины;
  • доверенность, если заявление подаётся через представителя.

Если у лица недостаточно средств для оплаты госпошлины, к жалобе в суд необходимо приложить ходатайство об отсрочке в её оплате.

Государственная пошлина

Уплата государственной пошлиныобязательное условие принятия заявления об отмене обретшего законную силу акта суда к производству. Без этого заявления не подаются. В таком случае суд правомочен отказать в приёме этого заявления до устранения данного недостатка.

Размер пошлины, оплачиваемой при направлении жалобы в надзорный орган, небольшой.

А именно:

Если не хватает средств для оплаты пошлины, а время подачи заявления истекает, нужно подать его с ходатайством о получении отсрочки в её оплате. Об удовлетворении ходатайства или обратном надзорный орган выносит специальный акт — определение.

Порядок рассмотрения

Судопроизводство в надзорном органе, согласно правилам ГПК, происходит следующим образом.

  1. При правильной подаче заявления орган выносит соответствующий акт о приёме его в своё производство.
  2. Копии, подаваемые вместе с заявлением, суд отправляет участвующим лицам одновременно с повесткой.
  3. Судья, принявший заявление и вынесший об этом соответствующий акт, не имеет права участвовать в непосредственном рассмотрении.
  4. На заседании состава суда в надзорном органе обстоятельства обжалования ему разъясняются судьёй, что принял жалобу и выступает в судопроизводстве докладчиком.
  5. Другие участники процесса также правомочны дать разъяснения по ситуации, но это не обязательно.
  6. Решение в органе надзора принимается путём голосования состава суда голосами абсолютного большинства.

Обычно решение не оглашается в процессе рассмотрения. О нём участникам сообщается дополнительно.

Сроки рассмотрения

Общий срок рассмотрения надзорной жалобы в Президиуме не должно превышать 2 месяцев. Однако когда из нижестоящих инстанций были изъяты все документы по делу данный срок судопроизводства продлевается ещё на один месяц.

При рассмотрении особо сложных случаев, требующих длительного изучения материалов дела, срок судопроизводства продлевается на 60 дней помимо указанных ранее 3 месяцев. Продление возможно лишь по согласию председателя данного органа, его заместителя, о чём выносится соответствующий акт.

Решение надзорной инстанции

По итогам рассмотрения заявления об отмене обретшего законную силу акта суда надзорный орган правомочен вынести одно из последующих решений:

  • об отказе в удовлетворении заявления;
  • об отмене обретшего законную силу судебного акта;
  • о частичном изменении судебного акта.

Акт о частичном изменении принимается лишь в тех ситуациях, когда устранение нарушений прав возможно без полной отмены акта.

Становится ясно, что эта процедура обращения в суд позволяет добиться отмены незаконных судебных решений и обращения их последствий. Однако среднестатистический пример из практики показывает, что в очень редких случаях надзорный орган принимает акт об отмене.

С другой стороны, большинство жалоб, направленных Генеральной прокуратурой или государственными учреждениями в суд, чаще удовлетворяются. Поэтому обычным гражданам рекомендуется действовать через них, для чего направляется специальное обращение. Если они отказывают в сотрудничестве, то, вероятнее всего, поводов для отмены акта нет.

Тайна комнаты

Нарушение тайны совещательной комнаты прямо упомянуто Верховным судом в числе нарушений "искажающих суть правосудия" (п. Пленума № 2). То есть, это "сильное" нарушение.

Безусловность

В кассации, в отличие от апелляции не указаны так строго "явные" и "безусловные" причины для отмены. В апелляционной норме ч.2 389.17 указан перечень явных оснований отмены, в кассационной норме (ч.2 и ч.3 401.15 УПК ) есть 2 чисто "технических" основания, но такого прямого перечня как для апелляции нет;

Те нарушения, что в апелляции работают, в кассации могут не срабатывать: потому что:

а) для апелляции: достаточно процессуальных нарушений "повлиявших или которые могли повлиять на исход дела", то есть подлежит оценке даже предположительное влияние на исход дела (ч.1 389.17 );

б) для кассации: нужны только "повлиявшие на исход дела (ч.1 401.15 );

Первостепенные аргументы

Это те нарушения, которые Вы оцениваете как самые "сильные", самые очевидные и наиболее близкие к "существенным ";

Мелкие нарушения не увеличивают "силу" кассационной жалобы, наоборот, они тратят ресурс внимания судьи, отвлекают его от реальных аргументов.

Ничего не теряется

Если жалоба сможет преодолеть "барьер " первичного изучения (это будет легче без висящего на ней груза мелких аргументов), то Вы не утрачиваете возможность ссылаться на иные нарушения;

Во-первых: можно дополнить жалобу новыми аргументами, отправив дополнения "вдогонку" за основной жалобой (см. подробнее );

Во-вторых: второстепенные аргументы можно привести непосредственно в судебном заседании кассационного суда (см. подробнее ).

Надзорное производство – стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд по жалобам сторон в деле либо по представлению прокурора проверяет законность и обоснованность вступившего в законную силу приговора, определения или постановления суда, вынесенных по первой инстанции, а также судебных решений, вынесенных кассационными и апелляционными инстанциями или нижестоящими надзорными инстанциями.
Пересмотр в порядке надзора является важной гарантией права на судебную защиту, одним из способов защиты прав и законных интересов граждан участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения и со стороны защиты.

Надзорное производство, согласно УПК РФ, представляет собой механизм, призванный исправлять судебные ошибки, содержащиеся во вступивших в законную силу , в интересах защиты прав осужденных.

Пересмотр в порядке надзора, который может иметь место в Верховных судах субъектов Федерации и в Верховном суде РФ, имеет важное значение для судей всех , поскольку в решении суда надзорной инстанции обосновывается вывод о допущенных по делу нарушениях закона и путях их исправления.

Решения, принятые судами, рассматривающими дело в порядке надзора, отражающие вопросы, возникающие в судебной практике, служат основаниями для вынесения постановлений Пленума Верховного суда РФ, в которых на основе закона разъясняются вопросы, возникающие в практике судов, в том числе и при проверке судебных решений в порядке надзора.

В надзорном производстве, так же как и в (апелляционном) производстве, проверяется законность и обоснованность судебного решения.
Кассационная (апелляционная) инстанция проверяет судебные решения, не вступившие в законную силу, которые подлежат исполнению только после вынесения решения суда второй инстанции, а предметом надзорного производства является вступившее в законную силу судебное решение, исполнение которого не приостанавливается в связи с проведением надзорной процедуры.

В кассационном (апелляционном) производстве дело может быть рассмотрено только один раз, в то время как в порядке судебного надзора возможно неоднократное рассмотрение дела в различных инстанциях.
Надзорная жалоба или представление должны содержать:

  • наименование суда надзорной инстанции, в который подаются жалоба или представление;
  • данные о лице, подавшем жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;
  • указание на приговор или иное решение, которые обжалуются, и наименование суда, его постановившего или вынесшего;
  • доводы лица, подавшего жалобу или представление с указанием оснований для отмены или изменения судебного решения;
  • перечень прилагаемых к жалобе или представлению материалов;
  • подпись лица, подавшего жалобу или представление.

К надзорным жалобе или представлению прилагаются:

  • копия приговора или иного судебного решения, которые обжалуются;
  • копии или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу;
  • в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорной жалобе или надзорном представлении.

Жалобы направляются «непосредственно в суд надзорной инстанции», правомочный пересматривать обжалуемое судебное решение (ч. 1 ст. 404 УПК РФ).

Суд надзорной инстанции должен рассмотреть жалобу или представление в течение 30 суток со дня их поступления. Судья, изучив поступившую жалобу или представление, а при необходимости и истребованное им дело, выносит постановление: об отказе в удовлетворении жалобы или представления или о возбуждении надзорного производства и передачи жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

В этом постановлении должны содержаться изложение оснований отказа в удовлетворении жалобы или представления, а именно основания признания доводов жалобы или представления неубедительными, противоречащими материалам дела или закону. Из этого постановления лицу, принесшему жалобу (представление), должны быть ясны мотивы отказа в удовлетворении жалобы (представления). Убедительные основания отказа в удовлетворении жалобы (представления) будут сдерживать заявителя от дальнейших обращений в надзорную инстанцию.

В ст. 406 УПК РФ не содержится указания на то, что постановление судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления рассматривается и утверждается председателем соответствующего суда. Следовательно, постановление, вынесенное судьей, направляется заявителю, который может его обжаловать, председателю этого суда или его заместителю.

В п. 4 ст. 406 УПК РФ сказано о том, что председатель Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа или Председатель Верховного Суда РФ либо его заместитель вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы или представления.

Председатель суда или его заместитель рассматривает жалобу на отказ в возбуждении надзорного производства в пределах предоставленных ему полномочий и принимает одно из решений, предусмотренных п.п. 1 — 2 ч. 3 ст. 406 УПК РФ. Ввиду необходимости соблюдения инстанционности надзорного производства жалоба на отказ судьи в возбуждении надзорного производства должна быть рассмотрена председателем этого суда, и только после его отказа в возбуждении надзорного производства можно обратиться с надзорной жалобой или представлением в вышестоящий суд с целью обжалования и предыдущих судебных решений, и отказа судьи в возбуждении надзорного производства.

Если дело истребовалось судом, то постановление, вынесенное в результате рассмотрения надзорной жалобы или представления, приобщается к делу. Если дело не истребовалось, то постановление судьи направляется для приобщения к по месту его нахождения. В любом случае копия постановления судьи об отказе в возбуждении надзорного производства должна выдаваться лицу, принесшему жалобу (представление), и в случае его обращения в вышестоящую надзорную инстанцию это постановление должно быть приложено к новой надзорной жалобе (представлению) (п. 2 ч. 2 ст. 404 УПК РФ).

Если в возбуждении надзорного производства было отказано судьей и председателем Верховного суда республики, краевого, областного и соответствующего ему суда, а судьей Верховного Суда РФ жалоба удовлетворена и возбуждено надзорное производство, то постановление судьи Верховного Суда РФ вместе с уголовным делом, если оно было истребовано, направляется на рассмотрение Президиума названного выше суда. Этим сохраняется инстанционность в рассмотрении дела, так как при несогласии с решением Президиума Верховного суда республики, краевого, областного суда может быть принесена надзорная жалоба (представление) в Верховный Суд РФ.

В результате рассмотрения уголовного дела суд надзорной инстанции вправе:

  • оставить надзорную жалобу (представление) без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;
  • отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному ;
  • отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;
  • отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;
  • отменить определение суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение;
  • внести изменения в приговор, определение или постановление суда.
    При отмене или изменении судебного решения суд надзорной инстанции не вправе в прямой либо косвенной форме допускать ухудшение положения осужденного.

Производство в суде надзорной инстанции: Видео

Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений и определений суда, вступивших в законную силу

2.1 Действия суда надзорной инстанции после получения надзорной жалобы или представления прокурора

Надзорная жалоба или представление прокурора по поручению председателя суда или его заместителя передается на рассмотрение судьи данного суда (ст. 379 ГПК). 11 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004.

Судья, которому поручено рассмотрение жалобы или представления, должен прежде всего проверить соответствие жалобы, представления предъявляемым требованиям. Жалоба, представление, не соответствующие требованиям, предусмотренным ст. 377, 378 ГПК, возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции. Основанием возвращения жалобы, представления, согласно ст. 380 ГПК, являются следующие обстоятельства:

1) несоответствие их содержания требованиям ст. 378 ГПК;

2) подача жалобы, представления лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;

3) пропуск срока обжалования в порядке надзора;

4) просьба лица, подавшего жалобу, о ее возвращении или отзыв представления, поступивших до принятия их к рассмотрению;

5) нарушение правил подсудности, установленных ст. 377 ГПК. Последнее положение несколько противоречит ст. 379, из которой следует, что надзорная жалоба или представление прокурора передаются на рассмотрение судьи, если поданы в соответствии с подсудностью, определенной ст. 377 ГПК. 22 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004. Следовательно, при соблюдении данного правила не должно быть такого основания для возвращения жалобы или представления, поскольку установить так называемую подсудность1 несложно из указания в жалобе или представлении наименования суда, в который они адресуются, и указания судов, рассматривавших дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции (пп. 1 и 4 ч. I ст. 378 ГПК). Так, надзорная жалоба на решение и определение районного суда и на кассационное определение областного (и приравненного к нему) суда не приносится в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ, минуя президиум нижестоящего суда. В то же время президиум областного суда не может пересматривать дело, которое уже рассматривалось в порядке надзора в Верховном Суде. Недопустим и пересмотр надзорным органом дважды одного и того же дела. 11 Гражданское процессуальное право под ред. Шакарян М.С. М. 2004.С. 438.

Возвращение жалобы, представления не препятствует повторному обращению в суд надзорной инстанции по устранении ее недостатков.

В ст. 380 ГПК нет оговорки о возможности восстановления срока подачи жалобы, пропущенного по уважительной причине, либо об отказ в этом, как это установлено в ст. 342 ГПК относительно кассационной жалобы. Независимо от этого представляется, что срок обжалования судебного постановления может быть восстановлен, поскольку это процессуальный срок. 22 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004.

Если жалоба, представление отвечают предъявляемым требованиям, судья должен рассмотреть ее в суде субъекта РФ в течение одного месяца, а в Верховном Суде -- двух месяцев. По результатам рассмотрения жалобы, представления судья выносит определение:

1) об истребовании дела, если из содержания жалобы, представления и приложенных к ним постановлений суда первой и кассационной инстанций возникает сомнение в их законности. Поэтому важно аргументированное указание на допущенное по делу нарушение закона, обоснованный правовой анализ обжалуемого судебного постановления со ссылкой на материалы дела;

2) об отказе в истребовании дела, если по содержанию жалобы, представления видно, что нет оснований для отмены судебного постановления.

Определение об отказе в истребовании дела должно быть мотивированным. Оно направляется лицу, подавшему жалобу, или прокурору, принесшему представление.

В определении должны быть указаны:

1) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;

2) время и место вынесения определения;

3) дело, по которому оно вынесено;

4) наименование лица, подавшего жалобу или представление;

5) основание для отказа в истребовании дела.

Представляется, что употребление термина «подсудность» к пересмотру дела в порядке надзора неудачно, так как понятием подсудности разграничивается родовая (предметная) и территориальная подсудность в первой инстанции. А при любом виде обжалования определяется вышестоящая инстанция, можно сказать «инстанционность» дела, а точнее -- компетентный суд.

При отказе в истребовании дела жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых постановлений остаются в суде надзорной инстанции (ч. 5 ст. 381 ГПК). 11 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004.

Председатель суда субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела и вынести свое определение об истребовании его (ч. 6 ст. 381). Однако в Кодексе не определено, на каком основании председатель соответствующего суда может принять такое решение. Очевидно, таким основанием может быть жалоба на определение судьи об отказе в истребовании дела. Возможно и иное решение вопроса - ознакомление председателя суда с определением об отказе в истребовании дела до направления его лицу, подавшему жалобу, представление. Второй вариант предпочтительнее, не потребует дополнительного времени. Нетрудно предвидеть, что этот вопрос возникнет в практике и потребует решения, очевидно, путем разъяснения Верховного Суда РФ.

В случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции, если просьба об этом изложена в жалобе или представлении прокурора, либо в ином ходатайстве (ч. 4 ст. 381 ГПК). 11 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004.

Таким образом, закон не ставит возможность приостановления исполнения решения в зависимость от решения вопроса о передаче дела в надзорную инстанцию.

По поступлении истребованного дела в суд надзорной инстанции судья рассматривает его для решения вопроса о передаче дела в суд надзорной инстанции по существу либо об отказе в этом, о чем выносит определение.

По своему содержанию определение об отказе в передаче дела на рассмотрение в суд надзорной инстанции схоже с определением об отказе в истребовании дела (см. выше; ср. ч. 1 ст. 383 ГПК с ч. 3 ст. 381 ГПК). Отказывая в передаче дела на рассмотрение в суд надзорной инстанции, судья должен изложить мотивы такого решения. 22 Чистякова О.П. Курс гражданского процессуального права. М. 2004.С. 79.

С решением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции может не согласиться председатель соответствующего суда. В этом случае он выносит свое определение о передаче дела в суд надзорной инстанции (ч. 2 ст. 383 ГПК). 33 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004.

В связи с этим возникает тот же вопрос, который был поставлен выше относительно аналогичного права председателя суда при отказе в истребовании дела. К сказанному там следует добавить, что если будет признано, что председатель суда может принять такое решение на основании жалобы заинтересованного лица или представления прокурора, то в определении судьи об отказе в истребовании дела или в передаче его на рассмотрение в суд надзорной инстанции должно быть указано, что оно может быть обжаловано. Это потребует внесения дополнения в ч. 3 ст. 381 и в ч. 1 ст. 383 ГПК. 11 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004.

Истребованное дело должно быть рассмотрено судьей суда субъекта Федерации в срок не более двух месяцев, а в Верховном Суде РФ - не более чем четыре месяца. Этот срок может быть продлен председателем суда или его заместителем соответственно до четырех и шести месяцев (ч. 1 ст. 382). 22 Чистякова О.П. Курс гражданского процессуального права. М. 2004.С. 79.

В ст. 382 ГПК, посвященную рассмотрению дела, истребованного в суд надзорной инстанции судьей, включена ч. 3, в которой указаны сроки рассмотрения дела, переданного в надзорный суд. Эта норма к ст. 382 не относится и включена в нее ошибочно. Можно было бы не акцентировать на этом внимание, если бы она не противоречила ч. 1 ст. 386, в которой установлены сроки рассмотрения дела в суде надзорной инстанции более краткие, чем в ч. 3 ст. 382. В целях своевременной защиты прав и законных интересов граждан и организаций предпочтительнее сроки, предусмотренные в ч. 1 ст. 386, о чем Верховному Суду РФ следовало бы дать указания судам. Одновременно в порядке законодательной инициативы необходимо поставить вопрос об отмене ч. 3 ст. 382 ГПК. 33 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004.

Согласно ч. 1 ст. 384 ГПК определение судьи о передаче дела для рассмотрения по существу должно содержать:

1) дату и место вынесения определения;

2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;

3) наименование суда надзорной инстанции, в который передается дело для рассмотрения по существу;

4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление;

5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

6) изложение содержания дела, по которому приняты судебные постановления;

7) мотивированное изложение оснований для передачи дела в целях рассмотрения по существу;

8) предложения судьи, вынесшего определение.

Надзорную жалобу или представление прокурора вместе с определением и материалами дела судья направляет в суд надзорной инстанции (ч. 2 ст. 384 ГПК). 11 Власов А.А. Гражданское процессуальное право. М. 2004.С. 118.

Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии определения судьи о передаче дела для рассмотрения в порядке надзора и копии надзорной жалобы или представления прокурора, а также назначает время рассмотрения дела с таким расчетом, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание (ч. 1 ст. 385 ГПК). 22 Гражданское процессуальное право под ред. Шакарян М.С. М. 2004.С. 439.

Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела с соблюдением правил, предусмотренных гл. 10 ГПК. 33 Комментарий к ГПК РФ под ред. Треушникова М.К., М. 2004. Неявка участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела в порядке надзора, не препятствует рассмотрению дела (ч. 2 ст. 385).

Таким образом, в новом Кодексе более четко закреплено действие принципа гласности в надзорной инстанции, что служит дополнительной гарантией защиты прав и интересов участвующих в деле лиц. В нем реализовано постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 1999 г., которым положения ч. 1 ст. 325 ГПК 1964 г. были признаны не соответствующими ч. 1 ст. 19, ч. 1 ст. 46 и ч. 3 ст. 123 Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют суду надзорной инстанции рассмотреть дело без предоставления одной из сторон или другим участвующим в деле лицам равных возможностей участвовать в судебном разбирательстве.

В то же время следует отметить, что предоставление лицам, участвующим в деле, права обращения непосредственно в суд надзорной инстанции не отразилось на сущности надзорного производства1 его возбуждение зависит от решения единоличного судьи. От порядка, действовавшего по ГПК 1964 г., новый отличается тем, что он урегулирован ГПК, совершается в рамках процессуального правоотношения, носящего предварительный характер. Обязанность надзорного органа рассмотреть жалобу по существу возникает лишь с момента передачи дела с жалобой судьей в надзорную инстанцию. 11 Чистякова О.П. Курс гражданского процессуального права. М. 2004.С. 80.

Апелляционное производство по проверке судебных постановлений судов первой инстанции

Согласно ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: 1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу...

Виды производств в гражданском процессе

Предметом судебной деятельности являются сложные обще-ственные отношения...

После того как 5 мая 1998 года Россия присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и признала при этом обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека...

Пересмотр в порядке надзора судебных постановлений, вступивших в законную силу

Статья 378 ГПК РФ устанавливает общие требования к надзорной жалобе, которую подают лица, участвующие в деле, или другие лица, чьи права и интересы нарушены судебными постановлениями, а также к представлению...

Представляется весьма важным указание в ст. 407 УПК РФ на то, что о времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в ст. 402 УПК РФ, и что в судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный...

Производство в надзорной инстанции

Отмена в порядке надзора приговора, определения или постановления с передачей дела на новое рассмотрение в суд соответствующей инстанции возможна как ввиду нарушения уголовно-процессуального закона, которое повлияло на вынесение законного...

Производство в надзорной инстанции

В ходе практики я поставил себе целью всестороннее изучить основания отмены или изменения приговора, определения или постановления суда в порядке надзора. Данные основания закреплены в ч.1 ст. 412.9 УПК РФ...

Производство в порядке надзора

При рассмотрении протеста в порядке надзора проверяет все производство по делу. При проведении проверки суд неограничен требованиям предъявленными протестом...

Производство в суде надзорной инстанции

В ст. 39112 обозначены права суда надзорной инстанций при осуществлении судебного контроля, ГПК содержит в названии термин «полномочия суда надзорной инстанции». По всей видимости, таким образом...

Производство в суде надзорной инстанции

Надзорная жалоба или представление прокурора, которые были поданы в соответствующий суд, наделенный функцией надзора...

Производство в суде надзорной инстанции

В ст. 39112 обозначены права суда надзорной инстанций при осуществлении судебного контроля, ГПК содержит в названии термин "полномочия суда надзорной инстанции". По всей видимости, таким образом...

Прокурорская этика

Судебные акты общих судов, вступившие в законную силу, также мо-гут быть незаконными и (или) необоснованными. В таком случае их можно пересмотреть в порядке надзора. При этом объектом надзорного пере-смотра становятся решения, определения...

Надзорная жалоба или представление прокурора, которые были поданы в соответствующий суд, наделенный функцией надзора...

Рассмотрение дел в порядке надзора

В отличие от ст. 334 и 361 ГПК РФ, в которых обозначены права суда апелляционной и кассационной инстанций при осуществлении судебного контроля, ст. 390 ГПК содержит в названии термин «полномочия суда надзорной инстанции». По всей видимости...



Просмотров