Понятие и признаки хозяйственных правоотношений. Понятие и виды хозяйственных отношений отграничение хозяйственных отношений от других видов правоотношений - хозяйственное право библиотека русских учебников

Одной из наиболее распространенных стратегий, соответствующей наступательному духу бизнеса, является стратегия роста фирмы, ориентированная на расширение операций, рост ее доли на рынке. увеличение сбыта, рост прибыли и т.д.

Цели стратегий роста могут касаться таких показателей как объёма продаж, доли рынка, прибыли и размеров фирмы. Исходя из целей роста, можно выделить следующие группы стратегий:

1. Стратегия интенсивного (концентрированного) роста.

Данная стратегия актуальна, когда фирма еще не исчерпала полностью возможности, связанные с ее товарами на рынках, на которых она действует.

В различных стратегиях используются одни и те же компоненты:

  • * продукт (П),
  • * технология (Т),
  • * рынок (Р),
  • * отрасль (О),
  • * фирма и ее положение внутри отрасли (Ф).

Стратегии интенсивного роста обеспечивают развитие фирмы в пределах базовой отрасли за счет развития продукта, рынка, фирмы, технологии.

1.1. Стратегии проникновения: развитие продажи выпускаемых товаров на существующих рынках.

Развитие первичного спроса.

Осуществляется воздействие на глобальный спрос для увеличения размера рынка. Это достигается путём: привлечения новых пользователей товаром; побуждения покупателей к более частому использованию товара; побуждения покупателей к большему разовому потреблению; обнаружения новых возможностей использования.

Увеличение своей доли рынка.

Привлекаются бывшие клиенты фирм конкурентов посредством активных действий по продвижению товаров. Примером действий могут быть: улучшение товара или услуги; изменение позиционирования марки; значительное снижение цены; укрепление сбытовой сети; проведение мероприятий по стимулированию сбыта.

Приобретение рынков.

Рынки приобретаются путём: покупки фирмы - конкурента, чтобы овладеть её долей рынка; создания совместного предприятия для контроля большой доли рынка.

Защита своего положения на рынке.

Данная стратегия несёт преимущественно защитный характер и осуществляется путём: небольших улучшений товара и позиционирования; защитной стратегии ценообразования; укрепления сбытовой сети; усиления или переориентации мер по стимулированию сбыта.

Рационализация рынка.

Стратегия направлена на реорганизацию обслуживаемых рынков с целью снижения издержек или повышения эффективности операционного маркетинга. При этом необходимо: сфокусировать деятельность на самых рентабельных сегментах рынка; обратиться к самым эффективным дистрибьюторам; сократить число клиентов, установив минимальный объём заказа; уйти из некоторых сегментов.

Организация рынка.

В рамках этой стратегии осуществляется влияние, в разрешённых законодательством пределах, на уровень экономической эффективности сектора. Например: пользуясь поддержкой органов управления, установить правила конкурентной борьбы в соответствующей отрасли; создать профессиональные организации, например, для сбора данных о рынке; заключить соглашение о сокращении или стабилизации производства.

1.2. Стратегии развития рынков: развитие продажи выпускаемых товаров на новых рынках.

Выделение новых целевых сегментов.

Стратегия обращена к новым сегментам на том же региональном рынке. Возможны такие действия, как: предложение товара промышленного назначения потребительскому рынку; продажа товара другой группе покупателей после изменения его позиционирования; предложение товара в другом секторе промышленности.

· Освоение новых каналов сбыта.

Введение товара в другую сбытовую сеть, заметно отличающуюся от имеющихся. Например: в дополнение к имеющейся сбытовой сети создать сеть франшиз; сбывать продукцию в нетрадиционных местах продаж; использовать каналы другого уровня ранее не используемых; применять другие методы сбыта.

Территориальная экспансия.

Осуществляется внедрение в другие регионы страны посредством: поставки товаров на другие рынки через местных агентов и торговые фирмы; создания сбытовой сети из эксклюзивных дистрибьюторов; приобретения фирмы, действующей в том же секторе.

1.3. Стратегии развития через товары: развитие продажи на существующих рынках, предлагая новые или улучшенные товары.

Добавление новых характеристик товаров.

Увеличивается число функций или характеристик товара и за счёт этого расширяется рынок. Примером может быть: повышение универсальности товара за счёт новых функций; повышение социальной или эмоциональной ценности утилитарного товара; повышение безопасности или удобства пользованием товаром.

Расширение товарного ассортимента.

Разрабатываются новые модели или варианты товара с различным уровнем качества. Например: выпуск товара в новых расфасовках; предложение того же товара в различных формах и составах; выпуск новых модификаций товара; увеличение наборов вкусов, запахов, окраски.

Обновление линейки товаров.

Данная стратегия предусматривает восстановление конкурентоспособности устаревших товаров путём их замены на товары, улучшенные функционально и технологически. Например: внедрение нового поколения более мощных моделей; внедрение экологически чистых модификаций товаров; улучшение эстетических свойств товаров.

Улучшение качества.

Улучшаются выполняемые товаром своих функций как набора свойств. Для этого проводят: определение набора свойств, который устраивает различные группы покупателей; устанавливаются четкие нормы качества по каждому свойству; реализуется программа полного контроля качества.

Приобретение товаров нового ассортимента.

Дополнение или расширение существующего ассортимента товаров, с использованием внешних средств. Например: приобретается фирма, выпускающая дополняющие товары; заключаются контракты с поставщиками требуемых товаров и которые перепродаются под своей маркой; создаются совместные предприятия для разработки и производства нового товара.

Рационализация товарного ассортимента.

Проводится модификация товарного ассортимента в сторону уменьшения издержек производства и сбыта. Например: проведение стандартизации всего ассортимента товаров; прекращение выпуска второстепенных или низко рентабельных товаров; модификация концепции товара.

2. Стратегия интеграционного (интегрированного) роста.

Стратегия этого типа оправдана, когда фирма может повысить свою рентабельность, контролируя различные стратегически важные для нее звенья в цепи производства и продажи товара. Речь может идти, например, об обеспечении регулярности поставок или контроле сбытовой сети; о получении доступа к информации о работе предшествующих или последующих звеньев.

Следует различать следующие типы интеграции:

  • * с поставщиками (интеграция «назад», вертикальная регрессивная интеграция);
  • * с потребителями и покупателями (интеграция «вперед», вертикальная прогрессивная интеграция);
  • * отраслевая (горизонтальная) интеграция.

Интеграция с поставщиками используется для того, чтобы стабилизировать или защитить стратегически важный источник снабжения. Иногда такая интеграция необходима, поскольку поставщики не обладают ресурсами или ноу-хау, чтобы выпускать детали или материалы, необходимые фирме. Еще одной целью может быть доступ к новой технологии для успеха базовой деятельности. Многие производители компьютеров интегрировались с изготовителями полупроводниковых компонентов, чтобы овладеть базовой для них технологией.

Интеграция с потребителями. Мотивацией в этом случае является обеспечение контроля над выходными каналами. Для фирмы, выпускающей потребительские товары, речь может идти о контроле над сбытом через франшизную сеть, эксклюзивные контракты или о создании собственных магазинов. На промышленных рынках главная цель заключается в контроле за развитием последующей промышленной цепочки, которая снабжается фирмой. Поэтому некоторые базовые отрасли активно участвуют в развитии фирм, осуществляющих дальнейшее преобразование их продукции. В некоторых случаях интеграция «вперед» осуществляется просто для того, чтобы лучше знать пользователей своей продукции. В этом случае фирма создает филиал, в задачу которого входит понимание проблем клиентов с целью более полного удовлетворения их потребностей.

Отраслевая интеграция (горизонтальная интеграция). Эти стратегии имеют совершенно другую перспективу. Их цель -- усилить позицию фирмы путем поглощения или контроля определенных конкурентов. Обоснования здесь могут разнообразны:

  • * нейтрализовать мешающего конкурента;
  • * достичь критической массы для получения эффекта масштаба;
  • * получить выигрыш от взаимодополнительности гаммы товаров;
  • * получить доступ к сбытовой сети или к сегментам покупателей.
  • 3. Стратегия диверсификационного (диверсифицированного) роста.

Диверсификация - это распределение инвестированных или ссужаемых денежных капиталов между различными объектами вложений, с целью снижения риска возникновения потерь капитала или доходов от него. Диверсифицированный рост оправдан, если производственная цепочка, в которой находится фирма, предоставляет мало возможностей для роста или обеспечения рентабельности либо потому, что позиции конкурентов очень сильны, либо потому, что базовый рынок находится в стадии спада.

Различают диверсификацию центрированную, горизонтальную и конгломеративную.

  • - Стратегия центрированной диверсификации, базирующаяся на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо других сильных сторонах функционирования фирмы.
  • - Стратегия горизонтальной диверсификации, предполагающая поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии фирма должна ориентироваться на производство таких технологически не связанных продуктов, которые использовали бы уже имеющиеся возможности фирмы, например, в области поставок. Новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, и по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту.
  • - Стратегия конгломеративной диверсификации предполагает, что фирма осваивает виды деятельности, не связанные с ее традиционным профилем ни в технологическом, ни в коммерческом плане. Цель обычно состоит в обновлении своего портфеля. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности от компетентности имеющегося персонала, особенно менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п.
  • 4. Стратегия сокращения.

Данные стратегии реализуются тогда, когда фирма нуждается в перераспределении сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике. В этих случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения. Выделяются четыре типа стратегий целенаправленного сокращения бизнеса:

  • - Стратегия ликвидации, представляющая собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляющаяся тогда, когда фирма дальше не может вести бизнес.
  • - Стратегия «сбора урожая», предполагающая отказ от долгосрочного бизнеса в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы во время «сбора урожая». Стратегия «сбора урожая» рассчитана на то, чтобы при постепенном сокращении данного бизнеса до нуля добиться за период сокращения получения максимального совокупного дохода.
  • - Стратегия сокращения, заключающаяся в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов, для того чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса. Часто эта стратегия реализуется диверсифицированными фирмами тогда, когда одно из производств плохо сочетается с другими. Реализуется данная стратегия и тогда, когда нужно получить средства для развития более перспективных либо начала новых, более соответствующих долгосрочным целям фирмы бизнесов.
  • - Стратегия сокращения расходов, основной идеей которой является поиск возможностей уменьшения издержек и проведение соответствующих мероприятий по их сокращению. Данная стратегия обладает определенными отличительными особенностями, которые состоят в том, что она больше ориентирована на устранение небольших источников затрат и ее реализация носит характер временных или краткосрочных мер.

Таким образом, базисные стратегии служат вариантами общей стратегии организации, наполняясь в процессе их доработки конкретным содержанием. Они отражают различные подходы к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких факторов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология.

Книга: Хозяйственное право Украины - Щербина

§ 2. Хозяйственные правоотношения, их признаки и виды

В народном хозяйстве применяется наемный труд работников. Отношения по организации ее применения, оплаты труда, времени труда и отдыха, гарантий и компенсаций и т.д регулирует трудовое право.

Хозяйствующие субъекты в процессе хозяйствования владеют и пользуются природными ресурсами. Отношения по поводу природопользования регулируются природоресурсовими отраслями права (земельное, водное, горное, лесное, экологическое и т.п.).

Хозяйствующие субъекты формируют из прибыли и используют собственные финансовые ресурсы, являются плательщиками налогов и т.д. Следовательно, они являются субъектами финансовых правоотношений.

Между предприятиями, предпринимателями и гражданами возникают имущественные отношения по удовлетворению личных потребностей граждан в товарах, работах и услугах. Эти отношения регулирует гражданское право.

Признавать все указанные отношения хозяйственными, как это иногда делается в литературе, означало бы, что специальной категории хозяйственных отношений вообще не существует. Объективно необходимые для осуществления хозяйственной деятельности они по своей экономической природе не являются хозяйственными. Эти отношения создают организационные, материальные, финансовые и другие предпосылки функционирования хозяйственных отношений.

Хозяйственно-правовая концепция определяет хозяйственные отношения в собственном (специальном) смысле, а именно: хозяйственными являются отношения между хозяйствующими субъектами (предприятиями, предпринимателями) и органами управления, которые образуются в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения как предмет регулирования, состоят только из двух элементов - организационного (организация производства, обращения) и имущественного. Совокупность хозяйственных отношений в таком узком понимании является предметом хозяйственного права. За предметом в таком понимании хозяйственное право отличается от других отраслей права, нормы которых действуют в народном хозяйстве.

Хозяйственные отношения имеют определенные признаки. Прежде всего это ограниченный, по сравнению с гражданским правом, круг субъектов. Такими субъектами являются:

хозяйственные организации, созданные для непосредственной хозяйственной деятельности и зарегистрированные как юридические лица;

Государственные и негосударственные органы, которые осуществляют управление экономикой (министерства, госкомитеты, хозяйственные объединения, управления и т.д.);

структурные подразделения хозяйственных организаций, наделенные компетенцией относительно осуществления хозяйственной деятельности;

Физические лица, официально зарегистрированные в качестве предпринимателей;

государственные и общественные учреждения и организации, являющиеся потребителями продукции (товаров), работ и услуг.

Особым субъектом хозяйственных отношений является государство, от имени которого действуют его органы.

Вторым характерным признаком хозяйственных отношений является сочетание в них организационных и имущественных элементов. Такое сочетание обусловлено тем, что одним из правовых оснований возникновения и функционирования хозяйственных правоотношений между хозяйствующими субъектами и их контрагентами являются "акты планирования" (ст. 152 Гражданского кодекса Украинской ССР), в частности, государственные заказы. Правовым основанием возникновения хозяйственных правоотношений является решение их субъектов заключить соответствующий договор (п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 22 Закона Украины "О предприятиях в Украине"). Эти решения основываются на планах предприятий (планы экономического и социального развития, бизнес-планы).

Третий признак хозяйственных отношений - их материальное содержание, то есть общественное производство и реализация (оборот) хозяйствующими субъектами продукции (выполнения работ, оказания услуг).

По приведенным признакам хозяйственных отношений можно разграничить предметы регулирования гражданского и хозяйственного права. Следовательно, нормы гражданского права универсальны и распространяются на физических и юридических лиц независимо от деятельности, которой они занимаются. Нормы хозяйственного права специальные в том смысле, что действуют только в отношении юридических лиц, их структурных подразделений, отдельных предпринимателей, которые осуществляют общественную хозяйственную деятельность и потребляют ее результаты. То есть предмет хозяйственного права уже предмет гражданского права. Гражданское право состоит из норм одной отрасли, которые на началах юридического равенства субъектов регулируют имущественные и личные не-имущественные отношения; хозяйственное право в соответствии с законодательством является комплексной отраслью. Оно основывается на общих нормах гражданского права о правоспособности юридических лиц, обязательствах и нормах об отдельных видах хозяйственных договоров. В хозяйственном праве объединяются также те нормы административного, финансового и других отраслей права, которые регулируют хозяйственную деятельность предприятий и других хозяйствующих субъектов.

Совокупность хозяйственных отношений, которые складываются между хозяйствующими субъектами, их контрагентами, органами управления в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности, производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, составляет предмет хозяйственного права.

Исходя из этого хозяйственное право можно определить как систему правовых норм, регулирующих хозяйственные отношения в процессе организации и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности.

Хозяйственные правоотношения могут быть классифицированы по различным признакам.

Так, по характеру правоотношений различают:

Отношения по поводу непосредственного осуществления хозяйственной деятельности (производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг);

Отношения по управлению (в том числе организации) хозяйственной деятельностью (государственная регистрация, лицензирование, патентование, квотирование и другие формы государственного регулирования хозяйственной деятельности).

За взаимным положением сторон правоотношения делятся на-

Горизонтальные, участники которых равноправны;

Вертикальные, в которых одним из участников выступает орган управления, в том числе собственник имущества или уполномоченный им орган.

По сфере действия правоотношения делятся на:

Внутрихозяйственные, что возникают внутри хозяйственной организации между ее структурными подразделениями;

Межхозяйственные (зовнішньогосподарські), возникающие между юридически самостоятельными субъектами хозяйствования.

За отраслями народного хозяйства и сферами управления, в которых они возникают и функционируют, выделяют следующие правоотношения:

В области промышленности;

В отрасли сельского хозяйства;

В области транспорта;

В области капитального строительства;

В сфере приватизации;

В сфере антимонопольного регулирования;

В сфере внешнеэкономической деятельности и т.п.

1. Хозяйственное право Украины - Щербина
2. Раздел i Понятие и принципы предпринимательской деятельности
3. § 2. Условия осуществления предпринимательства
4. § 3. Предприниматель и государство
5. Раздел II Хозяйственные правоотношения, хозяйственное право
6. § 2. Хозяйственные правоотношения, их признаки и виды
7. § 3. Методы хозяйственного права
8. Раздел III Хозяйственное законодательство
9. § 2. Нормативные акты хозяйственного законодательства: понятие и виды
10. § 3. Система хозяйственного законодательства
11. § 4. Проблемы совершенствования хозяйственного законодательства
12. Раздел IV Субъекты хозяйственного права
13. § 2. Виды субъектов хозяйственного права
14. § 3. Задачи, права и обязанности субъекта хозяйственного права
15. Раздел V Правовой статус предприятий § 1. Понятие предприятия
16. § 2. Организационно-правовые формы предприятий
17. § 3. Создание предприятия
18. § 4. Учредительные документы предприятия
19. § 5. Государственная регистрация предприятия
20. § 6. Прекращение деятельности предприятия
21. Раздел VI Правовой статус акционерных обществ § 1. Понятие и юридический статус акционерного общества
22. § 2. Учредители, участники и порядок создания акционерного общества
23. § 3. Имущество и имущественные права в акционерном обществе
24. § 4. Правовой режим акций
25. § 5. Правовой режим дивидендов
26. § 6. Управление акционерным обществом
27. Раздел VIIПравове положение других хозяйственных обществ § 1. Общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью
28. § 2. Полное товарищество
29. § 3. Коммандитное общество
30. Раздел VIII Правовое положение хозяйственных объединений § 1. Понятие хозяйственного объединения. Законодательство о хозяйственных объединениях
31. § 2. Виды хозяйственных объединений
32. § 3. Функции и компетенция хозяйственного объединения
33. § 4. Правовой статус промышленно-финансовых групп
34. Раздел IX Правовое регулирование отношений собственности в экономике Украины § 1. Понятие и формы собственности в экономике Украины. Право собственности
35. § 2. Право государственной собственности
36. § 3. Право коллективной собственности
37. § 4. Право частной собственности
38. § 5. Правовой режим имущества государственных предприятий. Особенности правового режима имущества государственных бюджетных учреждений
39. Глава X Общая характеристика хозяйственных договоров § 1. Правовая основа, понятие и особые признаки хозяйственного договора
40. § 2. Классификация и система хозяйственных договоров по законодательству Украины
41. § 3. Функции хозяйственного договора
42.
43. § 4. Форма хозяйственного договора
44. § 6. Исполнения хозяйственных договоров
45. Раздел XI Хозяйственно-правовая ответственность § 1. Понятие ответственности в хозяйственном праве
46. § 2. Функции ответственности
47. § 3. Виды ответственности
48. § 4. Основания ответственности
49. Раздел XII Правовое регулирование банкротства § 1. Понятие банкротства. Субъекты в отношениях банкротства
50. § 2. Организационно-правовые вопросы предотвращения банкротства
51. § 3. Основания для применения банкротства
52. § 4. Производство по делам о банкротстве
53. § 5. Ликвидационная процедура
54. § 6. Мировое соглашение
55. Раздел XIII Правовое регулирование цен и ценообразования § 1. Понятие и функции цены. Политика ценообразования
56. § 2. Виды цен и порядок их установления
57. § 3. Правовое регулирование контроля
58. Раздел XIV Правовые основы защиты экономической конкуренции в Украине § 1. Законодательство о защите экономической конкуренции. Виды нарушений законодательства об экономической конкуренции
59. § 2. Правовое положение Антимонопольного комитета
60. § 3. Контроль за концентрацией субъектов хозяйствования
61. § 4. Ответственность за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции
62. § 5. Рассмотрение дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции
63. Раздел XV Правовое регулирование аренды государственного и коммунального имущества § 1. Понятие договора аренды. Объекты аренды
64. § 2. Стороны в договоре аренды
65. § 3. Порядок заключения договора аренды
66. § 4. Условия договора аренды
67. § 5. Прекращение договора аренды
68. § 6. Правовое регулирование лизинговых операций в Украине
69.

Хозяйственные правоотношения складываются относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности или относительно руководства такой деятельностью.

Хозяйственные правоотношения - это урегулированные нормами права общественное отношение, которое возникают в сфере непосредственного осуществления хозяйственной деятельности или руководства такой деятельностью, характеризуются особым субъектным составом, а также объединением организационных и имущественных элементов.

Хозяйственные правоотношения классифицируют по следующим признаками.

1) По характеру правоотношений выделяют:

Отношения относительно непосредственного осуществления хозяйственной деятельности;

Отношения относительно руководства хозяйственной деятельностью;

2) По взаимоположению сторон:

Горизонтальные;

Вертикальные;

3) По сфере действия:

Внутрихозяйственные;

    внешнехозяйственные;

4) По областям народного хозяйствования и сферами управления, в которых они возникают:

Правоотношения в области промышленности;

Правоотношения в области сельского хозяйства;

Правоотношения в области транспорта;

Правоотношения в области капитального строительства;

Методы правового регулирования хозяйственных отношений

Методы правового регулирования хозяйственных отношений - это применяемые законодателем способы правового оформления хозяйственных отношений соответственно их свойствам и целям правового регулирования, которые отображают взаимное положение сторон, порядок принятия ими юридически значащих решений, характер юридической ответственности в случае нарушения прав и способы юридической защиты и законных интересов сторон.

Различают четыре основных метода правового регулирования хозяйственных отношений.

Метод предписаний предусматривает право принятия юридически значащих решений органом хозяйственного руководства относительно подчиненного ему субъекта.

Метод автономных решений разрешает субъектам хозяйствования принимать самостоятельно.

Метод координации обеспечивает принятие юридически значащих решений по согласию сторон, любая из которых не вправе навязывать свои условия другой стороне.

Тема 3. Правовой контроль за хозяйственной деятельностью.

1. Регулирование проверок деятельности предпринимателей.

2. Защита прав предпринимателей при их нарушении незаконными актами государственных органов.

3. Правовое регулирование малого предпринимательства.

4. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства.

1. Регулирование проверок деятельности предпринимателей.

Проверки деятельности предпринимателей регулируются в соответствии с Указом Президента Украины “О некоторых мерах по регулированию предприни­мательской деятельности” от 23.07.98 г.

Органы исполнительной власти, уполномоченные от имени государства осуществлять проверку финансово-хо­зяйственной деятельности субъектов предприниматель­ской деятельности (далее - контролирующие органы), про­водят плановые и внеплановые выездные проверки.

Плановой выездной проверкой считается проверка фи­нансово-хозяйственной деятельности субъекта предприни­мательской деятельности, которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа и проводится по место­нахождению такого субъекта или по месту расположения объекта собственности, относительно которого проводит­ся такая плановая выездная проверка.

Внеплановой выездной проверкой считается провер­ка, которая не предусмотрена в планах работы контроли­рующего органа при наличии хотя бы одного из следую­щих обстоятельств:

а) по последствиям встречных проверок выявлены факты, которые свидетельствуют о нарушении субъектом пред­принимательской деятельности норм законодательства;

б) субъектом предпринимательской деятельности не представлены в установленный срок документы обязатель­ной отчетности;

г) субъект предпринимательской деятельности подал в установленном порядке жалобу о нарушении законода­тельства должностными лицами контролирующего орга­на при проведении плановой или внеплановой выездной проверки;

е) проводится реорганизация (ликвидация) предпри­ятие,

Внеплановые выездные проверки на основании, определенном в пункте “е”, проводятся только органами го­сударственной налоговой службы и органами контроль­но-ревизионной службы в пределах их полномочий.

Вышестоящий контролирующей орган может по собст­венной инициативе проверить достоверность заключений нижестоящего контролирующего органа путем проверки документов обязательной отчетности субъекта предприни­мательской деятельности или заключений акта проверки, составленного нижестоящим контролирующим органом.

Контролирующие органы, которые имеют право про­водить плановые и внеплановые выездные проверки фи­нансово-хозяйственной деятельности С.П.Д.:

а) органы государственной налоговой службы - отно­сительно уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные целевые фонды, нена­логовых платежей;

б) таможенные органы - относительно уплаты ввоз­ной пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость, которые взимаются в случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины в мо­мент пересечения таможенной границы;

в) органы государственного казначейства, государст­венной контрольно-ревизионной службы и органы госу­дарственной налоговой службы в пределах их компетен­ции - относительно бюджетных займов, займов и креди­тов, гарантированных средствами бюджетов, целевого использования дотацией субсидий, других бюджетных ассигнований,

Плановые выездные проверки проводятся всеми кон­тролирующими органами одновременно в день, определен­ный органом государственной налоговой службы. Поря­док координации проведения таких проверок устанавли­вается Кабинетом Министров Украины.

Под хозяйственными правоотношениями понимаются урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности некоммерческого характера, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

Правоотношения каждой отрасли права имеют своих субъектов, специфические объекты и выделяющиеся по своему содержанию и конструкции субъективные права и обязанности.

В абсолютном правоотношении субъекту права противостоит неопределенное количество обязанных лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права. Таково право организации на принадлежащее ей имущество, ведение бухгалтерского учета, формирование себестоимости продукции и др.

Относительныгми являются права с корреспондирующей им обязанностью у других субъектов. Такие правоотношения возникают, например, в силу заключенных предпринимательских договоров.

В хозяйственном правоотношении участвуют субъекты, ведущие предпринимательскую деятельность, а также государство и муниципальные образования.

Объектами хозяйственных правоотношений могут быть:
1) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество;
2) действия обязанных субъектов;
3) собственная деятельность субъекта права;
4) неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и др.).

Основанием возникновения хозяйственных прав и обязанностей являются юридические факты. Поскольку нормами предпринимательского права регулируется прежде всего деятельность, постольку правопорождающими фактами здесь предстают преимущественно действия участников хозяйственных правоотношений. События выступают чаще всего в роли правоизменяющих и правопрекращаю-щих обстоятельств. Правопорождающими события могут быть в отношениях страхования имущества и предпринимательских рисков.

Действия участников (правопорождающие, изменяющие и прекращающие) подразделяются также на правомерные и неправомерные. Например, указания органа государства, данные с превышением компетенции, должны быть отнесены к числу неправомерных действий.

Правомерные действия классифицируются на акты-предписания, акты-соглашения (договоры), акты-разрешения и акты одностороннего характера. К числу первых относятся, например, предписания антимонопольного органа. К актам-соглашениям следует отнести предпринимательские договоры организаций. В результате одностороннего акта-заявления арбитражным судом применяется исковая давность.

Хозяйственные правоотношения по их конструкции, объектам и содержанию можно классифицировать следующим образом:
1) абсолютные вещные правоотношения (отношения собственности);
2) абсолютно-относительные вещные правоотношения (хозяйственного ведения, оперативного управления);
3) абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности;
4) неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения;
5) обязательственные хозяйственные правоотношения.

Абсолютные вещные правоотношения. Для вещного правоотношения характерно, что субъект в нем реализует право на имущество в соответствии с законом, определяющим ему меру возможного поведения по владению, пользованию и распоряжению. Объектом правоотношения, по поводу которого оно складывается, выступает вещь.

В предпринимательском праве регулируемые вещные отношения связаны с производством, обменом, распределением и производственным потреблением. Ввиду этого объектами вещных правоотношений здесь выступает то, что участвует в этих воспроизводственных процессах. Предметы, служащие удовлетворению личных потребностей вне производства, не являются объектами хозяйственно-правовых вещных правоотношений.

Абсолютным вещным правом, не корреспондирующим ни с одним конкретным субъектом, является право собственности. Право собственности дает его субъекту возможности владения, пользования и распоряжения имуществом по своему усмотрению в соответствии с законом. Это право используется для осуществления хозяйствования на базе собственного имущества государством, муниципальными образованиями, субъектами частной собственности.

Абсолютно-относительные вещные правоотношения. К их числу относятся право хозяйственного ведения, оперативного управления.

Они являются абсолютно-относительными, потому что субъект такого права реализует свои возможности вне взаимодействия с другими субъектами. Он владеет, пользуется и распоряжается имуществом «абсолютно», не сообразуя своих возможностей ни с кем, кроме собственника, с которым он состоит в относительном правоотношении.

Правоотношения такого рода складываются при предоставлении государственного и муниципального имущества предприятиям. Объем таких прав по владению, пользованию и распоряжению закрепленным имуществом определяется юридическим титулом.

Абсолютные правоотношения по ведению собственной хозяйственной деятельности. Для таких правоотношений характерно, что они складываются по поводу ведения собственной деятельности, которая выступает как объект правоотношения. Конструкция же правовой связи такова, что у субъекта, осуществляющего хозяйствование по установленным законом правилам, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью ведения предпринимательской деятельности данным субъектом и не препятствовать ее реализации, а в соответствующих случаях -содействовать ей. Мера возможного поведения по осуществлению такой деятельности очерчена законом. Если ее нормальное течение прерывается под влиянием третьих лиц или в результате нарушения установленного порядка ведения такой деятельности самим субъектом права, абсолютное правоотношение превращается в относительное: предприятие получает право устранить незаконное нарушение его права либо, наоборот, обязано по требованию уполномоченного субъекта прекратить нарушение закона.

Например, если организация осуществляет свою деятельность с соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета, представлению бухгалтерской и статистической отчетности, положений технического регулирования, в соответствии с экологическими требованиями, противопожарными правилами и другими установленными нормативными актами требованиями, складывающееся при этом правоотношение имеет конструкцию абсолютного. Если субъект нарушает установленные нормы, компетентные государственные органы могут потребовать пресечения допущенных нарушений и возмещения убытков, наступивших для государства. Правоотношение при этом трансформируется в относительное.

Неимущественные абсолютные хозяйственные правоотношения складываются по поводу неимущественных благ, используемых субъектами хозяйствования в своей деятельности, таких как фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, коммерческая тайна и др. Никто, кроме субъекта - носителя этих прав, без его разрешения не может воспользоваться фирменным наименованием, товарным знаком и знаком обслуживания, менять наименование места происхождения товара, приобретать информацию, составляющую коммерческую тайну, и разглашать ее в своей деятельности. В ходе нормальной реализации неимущественных прав складывающееся правоотношение является абсолютным. При нарушении таких прав возникает конкретное обязательство по их защите от нарушения и из неимущественного правоотношение трансформируется в имущественное. Потерпевший, защищая свои неимущественные права, может требовать возмещения убытков от нарушителя.

Можно сделать вывод, что хозяйственные отношения неимущественного характера несут в себе изначально имущественный потенциал и защищаются мерами имущественного характера.

Хозяйственные обязательства. В обязательственных правоотношениях один участник вправе требовать от другого совершения соответствующих действий. Обязанный субъект обязан их исполнить, то есть передать имущество, выполнить работы, оказать услуги.

Хозяйственные обязательства, в зависимости от того, какую сферу взаимодействия субъектов предпринимательского права они обслуживают, подразделяются на четыре основных вида1:
1) хозяйственно-управленческие;
2) внутрихозяйственные;
3) территориально-хозяйственные;
4) оперативно-хозяйственные.

При рассмотрении четырех основных видов хозяйственных обязательств необходимо обратить внимание:
- на основания возникновения;
- на участников хозяйственных правоотношений;
- на их содержание;
- на источники правового регулирования.

Хозяйственно-управленческие обязательства порождаются актами государственных органов. Например, такие обязательства могут возникать в результате издания антимонопольным органом актов о разделении (выделении) хозяйствующего субъекта, издания акта налоговым органом и т.д.

Источниками правового регулирования отношений указанного характера является весь массив нормативных актов, устанавливающих меры государственного руководства и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов и возможность применения мер для обеспечения публичного интереса. Среди таких актов можно назвать Закон о конкуренции, Закон о техническом регулировании и др.

Хозяйственно-управленческие обязательства возникают также в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, и в первую очередь в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Внутрихозяйственные обязательства возникают по горизонтали между подразделениями хозяйствующих субъектов, а также по вертикали между ними и самой организацией. Обязательства могут устанавливаться в силу актов хозяйственного руководства, издаваемых организацией в адрес своих подразделений, и на основе внутрихозяйственных договоров между цехами, участками, бригадами, звеньями.

Эти обязательства, как правило, не имеют товарно-денежной формы, но при взаимодействии обособленных подразделений организаций, получивших право открытия расчетных и текущих счетов, обязательства могут реализовываться и непосредственно в товарно-денежной форме.

Во внутрихозяйственных обязательствах для одной стороны характерна обязанность выполнения работ, оказания услуг, а для другой - - обеспечение условий их выполнения. Взаимодействие может быть и взаимным. Например, один цех предприятия взамен на получение услуги по ремонту оборудования обязуется оказать другому цеху иные услуги.

Источниками правового регулирования обязательственного внутрихозяйственного взаимодействия являются локальные нормативные акты.

Территориально-хозяйственные обязательства представляют собой отношения территориальных субъектов (субъектов Российской Федерации, муниципальных образований) между собой и с организациями. Это обязательственные отношения горизонтального характера на макроуровне.

Территориально-хозяйственные обязательства в подавляющем большинстве случаев имеют основанием возникновения договор, и только в случаях, прямо предусмотренных законом, - акт органа власти или местного самоуправления1. Согласно заданию или договору, хозяйствующий субъект обязуется произвести для данного публичного образования конкретное количество продукции или товаров, оказать определенный объем услуг, а соответствующее территориальное образование имеет право требовать выполнения обязательств и, в свою очередь, обязуется финансировать их выполнение.

Эти обязательства не всегда имеют товарно-денежную форму, но носят стоимостной характер, поскольку все намечаемое в ней имеет количественное и стоимостное выражение.

Оперативно-хозяйственные обязательства возникают между несоподчиненными субъектами хозяйствования в силу хозяйственных договоров, ибо основным средством сотрудничества в рыночных условиях стал договор. Плановые увязки встречаются в особых случаях, прямо указанных в нормативных актах. Например, директивное планирование применяется в отношении казенных предприятий.

Участниками оперативно-хозяйственных обязательств являются предприниматели и организации, ведущие хозяйственную деятельность. Источником правового регулирования оперативно-хозяйственных обязательств являются ГК РФ и акты специального законодательства.

Хозяйственные правоотношения – урегулированные нормами хозяйственного права общественные отношения, возникающие между субъектами в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Структура хозяйственных правоотношений:

1) субъекты – участники правоотношений: физические лица и индивидуальные предприниматели, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (города, поселки);

2) объекты – то, по поводу чего субъекты вступают в правоотношения: вещи, работы, услуги, информация, нематериальные блага (честь, достоинство, репутация);

Основания возникновения хозяйственных правоотношений

Возникают правоотношения не сами по себе, а вследствие наступления юридических фактов, такими фактами являются: договоры, причинение вреда, неосновательное обогащение, судебные решения, события.

Виды правоотношений:

1. По объему прав:

а) имущественные – осуществляются по поводу материальных благ и их защита возможна только с помощью имущественных санкций;

б) неимущественные – честь, деловая репутация, достоинство и др., которые защищаются как с помощью компенсации морального вреда, так и материального ущерба.

2. По способу реализации прав:

а) вещные – для реализации которых собственнику достаточно его волеизъявления по отношению к его имуществу;

б) обязательственные возникают по поводу передачи вещей, выполнению работ, оказанию услуг между несколькими субъектами.

3. По распределению прав и обязанностей:

а) простые у одного участника только права, а у другого только обязанность (например, договор займа);

б) сложные у обеих сторон и права, и обязанности (большинство гражданско-правовых договоров).

Основная:

1. Хозяйственное (предпринимательское) право: учебник для студентов высших учебных заведений / отв. ред. Ю. Е. Булатецкий, Н. А. Машкин / – М.: Норма, 2008 . – 752 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации в четырех частях – М.: Ось-89, 2011. – 572 с.

3. Макаров, Н. Д. Предпринимательское право: учеб. пособие для студентов СПО / Н. Д. Макаров, Е. А. Рябов. – М.: ИД «ФОРУМ» – ИНФРА-М, 2008. – 256 с.

4. Тимошенко, И. В. Хозяйственное право: конспект лекций / И. В. Тимошенко, А. В. Мелькумянц. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 343 с.

Дополнительная:

1. Евтушенко, И. И. Хозяйственное право: методические указания к практическим (семинарским) занятиям / Сост. И. И. Евтушенко. – Волгоград: ВолгГТУ, 2009. – 43 с.

2. Постановление Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 1 июля 1996 г. // БВС РФ. 1996. № 9. – С. 1.

3. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995. // БВС РФ. 1996. № 1.

Контрольные вопросы

1. Что является предметом и методом хозяйственного права?

2. Какие принципы, система и источники хозяйственного права?

3. Назовите понятия, элементы и виды хозяйственных правоотношений.



Просмотров