Общество международно правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Тема: «Международная правовая защита жертв вооружённых конфликтов» (международное гуманитарное право)
Ограничение средств и методов ведения военных действий в международном гуманитарном праве
За последние пять веков по Земле пронеслось около 15 тысяч войн, которые унесли почти 4 миллиарда жизней - это соответствует 2/3 нынешнего населения Земли 1 . Смерть и разрушения всегда были и остаются спутниками войны. Печальная история Карфагена, стертого с лица земли, на протяжении веков неоднократно повторялась.
В XX в. мир пережил две мировые войны, которые были беспрецедентны по человеческим потерям и нанесенному ущербу. Развитие технологий, изобретение и совершенствование новых видов вооружения привели к тому, что на земле сегодня накоплен арсенал, которого хватило бы для полного уничтожения нескольких таких планет, как наша. На вооружение армий многих государств день за днем поступает новое оружие, изобретаемое в кабинетах ученых. Так, в ходе корейской войны начала 50-х гг. XX в. было применено 9 ранее неизвестных видов оружия, во Вьетнаме (1964-1975 гг.) - 25, в четырех арабо-израильских вооруженных конфликтах (60- 80-е гг. XX в.) - 30, а в войне в зоне Персидского залива (1991 г.) - уже около 100.
Наиболее смертоносное из всех изобретенных видов оружия - ядерное. Усилиями многих государств сегодня угроза глобальной ядерной войны существенно уменьшена.
Уже со второй половины XIX в. начался процесс закрепления норм международного права, направленных на защиту людей, страдающих от бедствий, вызванных вооруженными конфликтами. Эти нормы провозглашены международными документами, составившими в совокупности основу современного международного гуманитарного права.
После Второй мировой войны были приняты четыре основных документа международного гуманитарного права, существенно усилившие защиту жертв вооруженных конфликтов:
Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.;
II Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море от 12 августа 1949 г.;
;IV
Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа
1949
г.
В 1977 г. положения этих конвенций были расширены двумя дополнительными протоколами:
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся
защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г.;
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949
г., касающийся
защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня
1977 г.
Цель международного гуманитарного права состоит также в том, чтобы ограничить разрушительную силу вооруженных" конфликтов, воздерживая воюющие стороны от бессмысленной жестокости, и не допустить превращения вооруженного конфликта в неприкрытое варварство. Помимо положений, обеспечивающих защиту определенных категорий лиц, в этом праве также закреплены основные ограничения, которые должны соблюдать воюющие стороны (схема 39).
Общая защита гражданского населения от опасностей, возникающих в связи с военными операциями, возможна только при условии, что воюющие стороны могут отличить гражданское население от тех, кто непосредственно участвует в боевых действиях (комбатантов).
Согласно нормам международного гуманитарного права, конфликтующие стороны обязаны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами и принимать все возможные меры предосторожности, чтобы щадить гражданское население. В то же время, если гражданскому населению создают условия защиты от насилия и нападений со стороны противника, то это предполагает, что оно не участвует в конфликте.
Во время Второй мировой войны нередки были случаи, когда гражданские лица становились жертвами репрессий. Такие факты зафиксированы, например, в ноте Молотова германскому правительству от 27 апреля 1942 г.: «...В деревнях Лотошинского района Московской области гитлеровцы замучили и повесили 153 человека, 13 семей заживо сожгли... Только за январь 1942 г. из Харькова поступили сведения о казни 370 заложников качестве репрессий за действия партизан».
Современное международное гуманитарное право запрещает акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.
Международным гуманитарным правом предусмотрены ограничения ведения военных действий.
Ограничения по объектам нападения представлены на схеме 40.
Международным гуманитарным правом установлены также ограничения по средствам и методам ведения военных действий.
Главный принцип ведения военных действий гласит: право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.
Прогресс в сфере создания новых средств ведения войны требует постоянного усовершенствования правовой базы их использования. Так, например, применение удушающих газов во время Первой мировой войны привело к осознанию особой опасности этого вида оружия и его запрещению в 1925 г. 1
Принятые в конце XIX - начале XX в. документы, касающиеся ограничения средств и методов ведения военных действий, по мере возникновения новых типов вооружения были дополнены положениями конвенций, преимущественно направленных на запрещение бактериологического и химического оружия или средств воздействия на окружающую среду.
1 Женевский Протокол о запрещении применения во время войны удушающих, токсических или им подобных газов и бактериологического оружия от 17 июня 1925 г.
Ограничение методов и средств ведения боевых действий предусматривает:
Запрещение нападений неизбирательного характера.
Цель этого ограничения - исключить использование тех методов и видов вооружений, которые не обладают достаточной точностью для проведения необходимого различия между военными объектами и гражданскими населением и объектами, а также тех, чье воздействие не может быть ограничено во времени и пространстве.
Запрещение нападений, которые, как можно ожидать, вызовут потери среди
гражданского населения или нанесут ущерб гражданским объектам, которые
были бы чрезмерны по отношению к тому конкретному и прямому военному пре
имуществу, которое нападающие предполагают получить.
Это положение касается в том числе и наземных мин. Мины сегодня - самое смертоносное оружие; Они наносят удар вслепую и причиняют своим жертвам жестокие страдания и раны. В радиусе 30 м они убивают, в радиусе 100 м - калечат. Большинство жертв мин - мирные жители. Многие мины сконструированы" таким образом, что их практически невозможно обезвредить, у большинства отсутствует механизм самоликвидации. Их крайне трудно обнаружить. Часто их устанавливают в количествах, не соответствующих военной необходимости. Мины по-настоящему начинают свою смертоносную работу именно тогда, когда конфликты заканчиваются. Специалисты подсчитали, что в среднем на 20 детей в мире приходится одна мина.
Противопехотные мины, установленные во время Второй мировой войны, продолжают убивать и калечить людей и сейчас, через 55 лет после ее окончания
Схема 40 Ограничения по объектам нападения
Одно из главных препятствий в деле организации разминирования - его стоимость. Обезвреживание мины, на производство которой было затрачено 3 долл. США, может обойтись в 1000 долл.
Проявление при ведении военных действий заботы о защите природной среды.
Современная концепция охраны окружающей среды предполагает, что при ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба в целях сохранения здоровья или выживания населения. Так, в 1976 г. была принята Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Она запретила применение боевых зажигательных средств против лесов и других зеленых насаждений.
Кстати, в России, согласно статье 358 Уголовного кодекса РФ массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, наказывают лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.
Запрещение использовать в качестве метода ведения войны голод среди гражданского населения.
Нельзя подвергать нападению, разрушать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения (например, запасы продуктов питания, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы питьевой воды, ирригационные сооружения и т. д.).
Запрещение военных действий, основанных на вероломстве.
Актами вероломства считают действия, направленные на то, чтобы с целью обмана вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту, согласно нормам международного гуманитарного права.
Поэтому преднамеренное злоупотребление общепризнанными эмблемами (красного креста и красного полумесяца, белым флагом, защитной эмблемой культурных ценностей и другими общепринятыми защитными знаками) запрещено. Также запрещено во время нападения или защиты или для прикрытия военных действий использование национальных символов (флагов, военных эмблем, форменной одежды и т. п.) стороны противника, а также национальных символов и эмблем государств, не являющихся сторонами в конфликте.
Международное гуманитарное право, основные документы которого ратифицированы почти всеми государствами мира, ограничивает право сторон использовать определенные методы и средства ведения военных действий и обязует каждого, кто принимает участие в военных действиях, следовать правилам, позволяющим регулировать отношения между сторонами в вооруженном конфликте, и обеспечить защиту тем, кто не принимает в нем участия.
Вопросы
1. Назовите три основных типа ограничения военных действий в международном гуманитарном праве. 2. Перечислите категории лиц, которые находятся под защитой четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. 3. Чем вызвано введение ограничения по объектам нападения во время вооруженного конфликта? 4. В чем состоят ограничения по методам и средствам ведения боевых действий? 5. В чем за-
Лючается цель международного гуманитарного права? 6. Что понимают под общей защитой гражданского населения в международном гуманитарном праве? 7. Сформулируйте главный принцип ведения военных действий. 8. Что считают в международном гуманитарном праве актом вероломства?
Международные отличительные знаки, используемые во время международного конфликта
Международное гуманитарное право призвано смягчить ужасы военных конфликтов, ограничить их разрушительную силу, а это значит в первую очередь - обеспечить необходимую защиту людям, которые перестали принимать участие в военных действиях, гражданскому населению и тем, кто оказывает помощь населению и пострадавшим в результате вооруженного конфликта.
Чтобы ограничить ущерб, наносимый воюющими сторонами во время боевых действий, необходимо отличать военные объекты от гражданских, а комбатантов от некомбатантов. В соответствии с нормами международного гуманитарного права для обозначения лиц и объектов, находящихся под его защитой, используют следующие международные отличительные знаки.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31
Особое место в правовом регулировании вооруженных конфликтов занимает проблема защиты жертв конфликтов: раненых, больных, военнопленных , а также населения оккупированных территорий . В последние десятилетия речь идет также и о защите мирных объектов и культурных ценностей.
Как уже было сказано, долгое время правила поведения в условиях международных вооруженных конфликтов определялись сложившимися традициями и обычаями. В их числе была и традиция гуманного отношения к жертвам вооруженной борьбы, в частности к военнопленным. В XIX в. в Европе к ним относились на основе норм христианской морали, независимо от того, какую религию исповедовали сами военнопленные. Правда, бывали и исключения: во время наполеоновского египетского похода французы убили 4 тыс. сдавшихся им в плен турецких солдат из крепости Яффа.
Все же традиции гуманного отношения к военнопленным сохранялись и в начале XX в. Во время русско-японской войны 1904–1905 гг. военнопленным обеих сторон были предоставлены вполне удовлетворительные бытовые условия, свобода их передвижения ограничивалась весьма слабо. А русские офицеры в Японии смогли ознакомиться с достопримечательностями и национальными особенностями этой страны. Российский император Николай II выделил крупные средства для содержания русских военнопленных в японском плену. Японские власти, в свою очередь, вопреки самурайским традициям, приняли решение относиться к военнопленным в соответствии с европейскими нормами, так как Япония впервые в своей истории воевала с одной из великих европейских держав.
Первая мировая война не только изменила привычные масштабы вооруженной борьбы, но и привела к резкому возрастанию числа военнопленных, счет которым шел уже не на тысячи, а на миллионы человек. При таком количестве пленных даже единичные нарушения прав некоторых из них могли бы в целом дать впечатляющую картину. На самом же деле нарушения были гораздо масштабнее. Военные и гражданские власти воюющих государств стали использовать военно-
275
пленных, например, на тяжелых работах в плохих природных и климатических условиях, что неизбежно приводило к увеличению заболеваний и смертности среди них.
Уроки Первой мировой войны заставили более тщательно подойти к вопросу о правовой защите военнопленных. В 1929 г. по предложению правительства Швейцарии многие государства мира подписали Конвенцию Международного Красного Креста о военнопленных, где регламентировались правила гуманного обращения с ними. Советский Союз, который строил свою международную политику на иных основах, данную Женевскую конвенцию не подписал. Несмотря на это, в начале Великой Отечественной войны советское правительство объявило, что Женевская концепция будет применяться ко всем военнослужащим воюющих с СССР государств, захваченным в плен Красной Армией. Одновременно было сделано заявление о том, что советские солдаты в плен не сдаются. Это заявление автоматически превращало всех советских военнопленных в изменников Родины и давало основание нацистам оправдывать свое варварское к ним отношение, вытекавшее из их идеологических установок о «высших» и «низших» расах. Если английские, американские, французские военнопленные, так же как и военнослужащие других западных стран, оказавшиеся в немецком плену, могли пользоваться правами, вытекавшими из Женевской конвенции, которые позволяли облегчать их положение и сохранять жизнь, то советские военнопленные умирали от голода и в результате бесчеловечных условий содержания. Массовое нарушение норм Женевской конвенции 1929 г., но уже по отношению к английским, американским и китайским военнопленным допускали власти милитаристской Японии.
Эти факты, получившие широкую известность уже после окончания Второй мировой войны, показали необходимость в обеспечении более эффективной защиты прав военнопленных. Именно этому вопросу и была посвящена Женевская конвенция, подписанная в 1949 г. В соответствии с ней государства обязаны создавать условия для сохранения жизни и здоровья комбатантов, находящихся в их плену (захваченных в ходе военных действий).
Военнопленные должны содержаться в специально отведенных для этого местах, по возможности вдалеке от зон боевых действий, с тем чтобы их жизни не угрожала непосредственная опасность. Военнопленные должны быть обеспечены жилыми помещениями, медицинским обслуживанием, им должна предоставляться возможность соблюдать правила гигиены. Питание военнопленных должно быть
276
организовано по нормам, предусмотренным для находящихся в той же местности военнослужащих армии, в плен к которой они попали. Военнопленные должны назвать свое имя и личный номер, добиваться же от них других сведений Женевская конвенция запрещает. Военнопленные сохраняют свои воинские звания и статус, поэтому офицеры должны содержаться отдельно от рядового и сержантского состава, в более привилегированных условиях. Военнопленные должны состоять под началом лица, назначенного властями захватившего их в плен государства, и подчиняться его распоряжениям. За нарушение установленных правил пребывания в плену военнопленные могут подвергаться административным взысканиям, однако только один раз за один и тот же проступок. Запрещены наказания, представляющие угрозу для жизни и здоровья военнопленных, все формы грубого и жестокого обращения. За совершение уголовного преступления военнопленные могут быть преданы суду на основе законов того места, где они находятся. Побег из плена уголовным преступлением не считается и за него положено лишь административное взыскание. Если военнопленный после побега присоединился к своим вооруженным формированиям и затем вновь попал в плен, то совершенный им побег наказанию не подлежит.
Военнопленные могут привлекаться к работам, но при соблюдении условий, обеспечивающих защиту их жизни и здоровья. Запрещено использовать труд военнопленных на фортификационных и иных работах в зоне военных действий, которые могут нанести урон боеспособности их собственной армии.
Военнопленные имеют право вести переписку с родными и близкими, получать индивидуальные и коллективные посылки. Места содержания военнопленных должны быть открыты для посещения представителями Международного Красного Креста и других гуманитарных организаций. Военнопленным должно быть гарантировано отправление религиозного культа, соблюдение всех связанных с ним традиций.
После окончания военных действий все военнопленные должны быть освобождены и отправлены на родину.
Наряду с Конвенцией по военнопленным в 1949 г. была подписана I Женевская конвенция «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях». В соответствии с этой конвенцией личный состав регулярных вооруженных сил, а также комбатанты из числа других вооруженных формирований в случае их болезни или ранения должны при любых обстоятельствах пользоваться защитой и покровительством со стороны воюющих сторон. Любая из сторон обязана
§ 2. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов 277
обеспечивать гуманное обращение с оказавшимися под ее контролем больными и ранеными без какой-либо дискриминации и уход за ними. I Женевская конвенция запрещает любое посягательство на их жизнь и достоинство. Не допускается добивание раненых на поле боя, запрещается подвергать раненых и больных пыткам, биологическим опытам, преднамеренно оставлять без лечения и ухода. Также не допускается каких-либо преимуществ в оказании медицинской помощи, кроме как по медицинским показаниям. При оставлении на поле боя раненых и больных сторона, которая это делает, должна оставить вместе с ними и часть необходимого для ухода за ними медицинского персонала. Все санитарные объекты и медицинский персонал на поле боя должны иметь отличительные знаки и не могут подвергаться нападению.
Любая из воюющих сторон обязана сразу же после окончания боя разыскать и подобрать всех раненых и больных и оградить их от ограбления и жестокого обращения, а также обеспечить им срочную медицинскую помощь. Раненые и больные одной из воюющих сторон, оказавшиеся во власти другой воюющей стороны, считаются военнопленными, к которым применяются соответствующие нормы международного права.
В случае если продолжение боевых действий ставит под угрозу жизнь большого числа больных и раненых, воюющие стороны обязаны заключить между собой соглашение о перемирии или прекращении огня для эвакуации раненых и больных с поля боя, а также для обмена ими.
Военные власти должны разрешать мирному населению самостоятельно подбирать раненых и больных в районах боевых действий и предоставлять им уход и помощь. Если необходимо, могут быть созданы специальные санитарные зоны, имеющие особый правовой статус, который позволит оградить больных и раненых от последствий военных действий.
Особые меры для защиты больных и раненых, а также терпящих кораблекрушение предусмотрены II Женевской конвенцией 1949 г., специально посвященной вопросам защиты жертв военных действий на море. В целом эти меры по духу соответствуют мерам по защите больных и раненых на сухопутной территории во время войны, но учитывают и особенности войны на море.
Многочисленные преступления, совершенные нацистами против мирного населения оккупированных стран и территорий в годы Второй мировой войны, выявили необходимость усиления правовой за-
278 Глава XVI. Правовое регулирование вооруженных конфликтов
С точки зрения международного права, оккупация - особое правовое состояние, при котором территория одного государства оказывается под временным военным контролем другого государства. При этом суверенитет того государства, в состав которого входила данная территория до оккупации, сохраняется. Это означает, что в своей деятельности оккупационные власти должны учитывать законодательство соответствующего государства и обязаны принимать меры к защите и сохранению порядка на контролируемой ими территории, способствовать восстановлению и функционированию основных систем жизнеобеспечения. Если необходимо, оккупирующее государство должно обеспечить население оккупированной территории продовольствием, одеждой и медикаментами.
Население, в свою очередь, должно подчиняться распоряжениям оккупационных властей, а власти обязаны уважать жизнь, честь, собственность и религиозные убеждения находящихся на оккупированной территории гражданских лиц. В отношении таких лиц запрещается: совершать любые акты насилия, запугивания и оскорбления; применять меры физического и морального принуждения; применять пытки, проводить медицинские опыты; захватывать из числа гражданского населения заложников и депортировать это население с оккупированных территорий; применять телесные и коллективные наказания. Население оккупированных территорий нельзя насильственно приводить к присяге оккупирующему данную территорию государству, так же как нельзя привлекать его к работам, которые наносят прямой ущерб обороноспособности и военным усилиям их собственного государства.
Разрешается привлекать лиц старше восемнадцати лет из числа населения оккупированных территорий к принудительным работам в пределах этой территории. Это могут быть работы по обеспечению нужд оккупационной армии или самого населения. Оккупационные власти должны сохранять целостность коллективного и частного имущества на подконтрольной территории.
Вооруженные конфликты XX в. сопровождались расширением масштабов военных действий, применением все более разрушительных средств и способов ведения вооруженной борьбы. Все это стало приводить ко все большему повреждению и разрушению объектов мирного характера, в том числе представляющих историческую и культурную ценность. Правовые меры, принимавшиеся для защиты таких
Контрольные вопросы и задания 279
объектов на основе нормативных актов 1-й половины XX в., оказались недостаточными, поэтому возникла необходимость в разработке новых международно-правовых документов. 14 мая 1954 г. была подписана «Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». В соответствии с этой конвенцией к культурным ценностям относятся: памятники архитектуры, искусства и истории, рукописи, книги, научные коллекции, архивные материалы, а также здания, предназначенные для их демонстрации и хранения (библиотеки, музеи, архивы).
Обязанностью всех участников конвенции уже в мирное время стала защита культурных ценностей, расположенных на их собственной территории, от последствий возможных вооруженных конфликтов. Все государства, подписавшие и ратифицировавшие конвенцию 1954 г., не должны допускать кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей, а также случаев вандализма в их отношении.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте характеристику развития правовых средств регулирования вооруженной борьбы.
2. Каковы правовые последствия объявления состояния войны между государствами?
3. Что такое «театр войны»?
4. Дайте характеристику понятий «комбатант» и «некомбатант».
5. Чем добровольцы (волонтеры) отличаются от наемников?
6. Что означает статус нейтралитета?
7. Каков правовой статус участников военных действий?
8. Какие средства и приемы ведения вооруженной борьбы запрещены международным правом?
9. Дайте характеристику международно-правовой защиты военнопленных, больных и раненых в условиях вооруженных конфликтов.
10. В чем состоит международно-правовая защита мирного населения и гражданских объектов в условиях вооруженных конфликтов?
11. Охарактеризуйте проблему защиты культурных ценностей во время вооруженного конфликта. Приведите примеры из истории.
Современное международное право предписывает государствам воздерживаться от применения силы или угрозы силой при разрешении споров и конфликтных ситуаций между ними и признает агрессивную войну преступлением против мира. Однако, юридическое запрещение войны еще не означает, что уже больше нет источников, порождающих войны. Это вызывает необходимость правового регулирования большого круга общественных отношений, возникающих в ходе вооруженных конфликтов. При этом целью такого регулирования является их максимальная гуманизация.
Жертвы войны - это лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и больные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, гражданское население, в том числе оккупированных территорий.
В настоящее время основными международными актами в области защиты жертв войны являются четыре Женевские конвенции 1949 г., проекты которых были подготовлены при участии Международного Комитета Красного Креста, а также два Дополнительных протокола к ним 1977 г.
Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;
Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;
Конвенция об обращении с военнопленными;
Конвенция о защите гражданского населения во время войны.
По смыслу Женевской конвенции 1949 г. “Об обращении с военнопленными” под “военнопленным” понимается лицо, попавшее во власть неприятеля из состава вооруженных сил другой воюющей державы.
Военнопленными являются:
· личный состав вооруженных сил воюющей стороны;
· партизаны;
· личный состав ополчения и добровольческих отрядов;
· личный состав организованных движений сопротивления;
· некомбатанты;
· члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиации;
· стихийно восставшее население, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.
В разделе 2 Конвенции “Постановления общего характера о защите военнопленных” устанавливается, что “военнопленные находятся во власти неприятельской державы, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен”; с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению или же научному или медицинскому опыту. Эти положения Конвенции распространяются на всех военнопленных независимо от их расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и т.д.
Конвенция устанавливает, что военнопленный при допросе должен назвать свою фамилию, имя и звание, год рождения и личный номер. К военнопленным нельзя применять меры принуждения для получения какой-либо информации от них. Все вещи личного пользования, кроме оружия, остаются у военнопленных.
Ценные вещи могут отбираться только по соображениям безопасности. Деньги заносятся на кредит лицевого счета военнопленного.
Пленный – не преступник, а обезоруженный противник, временно находящийся во власти неприятельского государства. Поэтому лишение его свободы должно носить предупредительный, а не карательный характер. Военнопленные должны размещаться в лагерях в условиях, не менее благоприятных, чем условия, которыми пользуются армия противника, расположенная в этой местности. Питание военнопленных должно быть достаточным по количеству, качеству и разнообразию.
Военнопленным обеспечивается медицинская помощь и сохраняется за ними свобода вероисповедания.
Военнопленные должны отдавать честь всем офицерам, а военнопленные офицеры – только старшим по званию.
Применение оружия против военнопленных рассматривается как чрезвычайная мера и она не может применяться без предупреждения.
Конвенция подробно регламентирует вопросы, связанные с работой военнопленных. Солдаты могут использоваться на подходящих работах с учетом возраста, звания и физических возможностей. Офицеры ни в коем случае не могут принуждаться к работам. Статья 50 перечисляет те работы, на которых могут использоваться военнопленные: сельское хозяйство, работы по домашнему хозяйству, торговая деятельность, погрузочно-разгрузочные работы на транспорте. Нельзя использовать военнопленных на работах, носящих военный характер или опасных для жизни работающих.
Военнопленных нельзя лишать права переписки с семьей; они имеют право получать письма, посылки с продуктами питания, одеждой и т.д. Военнопленные могут представлять просьбы военному командованию, под властью которого они находятся, посылать жалобы представителям державы покровительницы. Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах пленившего их государства.
За совершение преступления военнопленного судит военный суд; воспрещаются всякие коллективные наказания за индивидуальные проступки.
Полный список военнопленных воюющие сообщают:
Своему справочному бюро;
Державе-покровительнице;
Международному Комитету Красного Креста в Женеве.
Военнопленные освобождаются и репатриируются тотчас же по прекращению военных действий.
Режим раненных и больных. Термин “раненные и больные” включает раненных и больных военнослужащих и гражданских лиц, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе. Этот термин в данном случае охватывает раненных, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, беременных женщин, кормящих матерей, новорожденных и др.
Конвенции устанавливают, что все раненные и больные, независимо от расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения, пользуются одинаковым покровительством.
В отношении раненных и больных запрещены следующие действия:
· посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийств, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;
· взятие заложников;
· посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение;
· осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий.
Данные положения относятся к раненным и больным, санитарному и духовному персоналам, принадлежащим к вооруженным силам сторон, находящихся в конфликте, и принятым или интернированным на их территории, а так же к личному составу ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил воюющего государства, лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав, на военных корреспондентов, личный состав рабочих команд или служб, обслуживающих вооруженные силы, а также на население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие, если оно носит его открыто и соблюдает законы и обычаи войны.
После каждого боя воюющие обязаны принимать меры к розыску раненых и умерших, к ограждению их от ограбления или дурного обращения. Предание земле или сожжение трупов производится только после тщательного медицинского осмотра. Могилы оборудуются так, чтобы их можно было найти в любое время.
Подвижные санитарные формирования и постоянные санитарные учреждения пользуются покровительством и охраной воюющих и не являются объектом нападения. Подвижные санитарные формирования, если они попадут во власть противной стороны, сохраняют свою материальную часть и сопровождающий их личный состав. Однако противник может пользоваться ими для ухода за ранеными и больными своей армии.
Летательные аппараты, применяющиеся исключительно для эвакуации раненых и больных и для перевозки санитарного личного состава и имущества, пользуются покровительством. Такие самолеты должны иметь ясно видимый отличительный знак.
Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными, и к ним должен применяться режим военного плена. Против санитарных формирований и их личного состава запрещаются репрессии.
Положение мирного населения во время войны. Положение мирного населения во время войны определяется Гаагскими конвенциями 1907 г., Женевской конвенцией 1949 г. “О защите гражданского населения во время войны” и др. международно-правовыми актами. В этих общепризнанных документах устанавливается, что “честь и права семейные, жизнь отдельных лиц и частная собственность, равно как и религиозные убеждения и отправления обрядов веры, должны быть уважаемы. Запрещается атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища или строения.
Прямая защита гражданского населения отражена во многих резолюциях ГА ООН. Так, резолюция 2675 (ХХУ) от 9 декабря 1970 г. закрепила с учетом НТР в военном деле "основные принципы защиты мирного населения в период вооруженных конфликтов".
Анализ имеющихся международных актов дает основание сформулировать следующие правовые принципы зашиты гражданского населения:
1. Основные права человека, как они признаны в международном праве, продолжают существовать и в период вооруженных конфликтов.
2. При ведении военных действий должно проводиться различие между лицами, активно участвующими в них (комбатантами), и гражданским населением.
3. Воюющие стороны при ведении боевых действий обязаны прилагать все усилия к тому, чтобы оградить гражданское население от разрушительных действий войны и принимать все необходимые меры предосторожности для того, чтобы избежать физических страданий, гибели гражданского населения или нанесения ему ущерба.
4. Запрещаются акты насилия или угрозы насилия, имеющие единственной целью запугать иди терроризировать население.
5. Защищаются жилые здания и другие сооружения, которые используются только гражданским населением, они не должны быть объектом прямых военных операций.
6. Защищаются места и районы, отведенные единственно для защиты гражданского населения. Сюда должны быть отнесены госпитальные зоны и подобные им места.
7. Воюющие стороны не превращают гражданское население или отдельное гражданское лицо в объект репрессалий принудительного перемещения или иных посягательств на их неприкосновенность.
Защита культурных ценностей во время войны. Учитывая, что в ходе вооруженных конфликтов прошедших лет культурным ценностям был нанесен большой ущерб, и что вследствие развития военной техники они подвергаются угрозе еще большего разрушения, имея в виду, что наносимый ущерб культурным ценностям каждого народа является ущербом для культурного наследия всего человечества, а также принимая во внимание необходимость сохранения культурного наследия для народов мира, на международной конференции, созванной ЮНЕСКО в Гааге, была разработана и 14 мая 1954 г. подписана конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Согласно ст.1 Конвенции, культурными ценностями считаются независимо от происхождения и владельца:
· памятники архитектуры, искусства и истории, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, произведения искусства, рукописи, книги, а также научные коллекции или военные коллекции книг и материалов;
· здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, то есть музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения культурных ценностей;
· центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в п. “a” и “b”, так называемые “ центры сосредоточения культурных ценностей”.
Защита культурных ценностей включает охрану и уважение этих ценностей.
Согласно ст.4 Конвенции, уважение культурных ценностей состоит в обязанности:
· запрещать использование культурных ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта;
· запрещать, предупреждать и пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении этих ценностей;
· запрещать реквизицию и воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.
Наиболее важные культурные ценности на основании ст.8 Конвенции берутся под специальную защиту и включаются в Международный реестр культурных ценностей. Этот реестр ведется Генеральным директором ЮНЕСКО. Копии хранятся у Генерального секретаря ООН и у каждой стороны, находящейся в вооруженном конфликте. С момента включения в Международный реестр эти ценности получают военный иммунитет, и воюющие обязаны воздерживаться от любого враждебного акта, направленного против них. Культурные ценности, находящиеся под специальной защитой во время вооруженного конфликта, должны быть обозначены специальным знаком. Отличительный знак Конвенции представляет собой щит, заостренный снизу, разделенный на 4 части синего и белого цвета. Этот знак употребляется однократно или троекратно в виде треугольника (один знак внизу) для идентификации культурных ценностей, находящихся под специальной защитой.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите источники международного гуманитарного права.
3. Перечислите средства ведения войны.
4. На каких работах не могут использоваться военнопленные?
5. Перечислите правовые принципы защиты гражданского населения.
Литература:
1. Международный пакт о гражданских и политических правах. Резолюция ГА ООН 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г. См.: Центр ООН по правам человека, Права человека: Сборник международных договоров, 2007.- С. 20-40.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Резолюция ГА ООН 2200 А (XXI) от 16 декабря 1966 г. См.: Центр ООН по правам человека, Права человека: Сборник международных договоров, 2007.- С. 8-19.
3. Устав Совета Европы // Собрание законодательства РФ. 1997. - № 12. -Ст. 1390.
4. Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. / Международное публичное право. Сборник документов: в 2 ч. Ч. 1 / Сост. К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев. М., 2006. - С. 446-458.
5. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Собрание законодательства РФ. -2001. № 2. - Ст. 163.
6. Протокол № 14 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод //http://conventions.coe.int/Treaty/EN/Treaties/Html/194.htm
7. Алешин В. В. Международное право вооруженных конфликтов. - М.: Юрлитинформ, 2007. - 200 с.
8. Батырь В.А. Международное гуманитарное право.- М.: Юсгинформ, 2006. 336 с.
9. Калугин В. Ю. Курс международного гуманитарного прав. Минск: Тесей, 2006. - 496 с.
10. Калугин В.Ю., Павлова JI.B., Фисенко И.В. Международное гуманитарное право Минск: Тесей, 1999. - 306 с.
11. Котляров И. И. Вклад России в становление и развитие международного гуманитарного права // Российский ежегодник международного права. 2007.-СПб.: Россия-Нева, 2008. - С. 62-68.
12. Котляров И.И. Международное гуманитарное право. М.: Юрлитинформ, 2006. - 304 с.
13. Ледях И. А. Важная веха в истории развития международного гуманитарного права// Юрист-международник. 2007. - № 1. - С. 2 - 10.
14. Лукашук И.И., Международное право. Особенная часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. М., 2007.
15. Лысык В. М. Влияние Международного Комитета Красного Креста на развитие международного гуманитарного права (на украинском языке) // Украинский журнал международного права. Киев. - 2006. - № 2. - С. 74-81.
16. Международное гуманитарное право / под ред. Капустина А. Я. М.: Высшее образование, Юрайт-издат, 2009. - 587 с.
17. Международное публичное право: Учебник/ Под ред. К. Бекяшева, М.: М., 2008.
18. Никонов К. Правовые аспекты защиты детей в вооруженных конфликтах // Московский журнал международного права. 2007. - №4. - С. 216-225.
19. Остроухов Н.В. Территориальная целостность государств в современном международном праве и ее обеспечение в Российской Федерации и на постсоветском пространстве: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2009. 352 с.
20. Остроухов Н. В. Некоторые вопросы кодификации и прогрессивного развития гуманитарного права, применяемого во время вооруженного конфликта немеждународного характера // Московский журнал международного права. 2009. - № 1. - С. 166-176.
21. Шлянцев Д.А. Международное право: курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2006. - 256 с.
Предисловие........................................................................................... 4
Тема № 1. Понятие, сущность, источники и принципы международного права. 6
Тема 2. История возникновения и развития международного права. 32
Тема № 3. Субъекты современного международного права............ 58
Тема № 4. Право международных договоров................................... 82
Тема № 5. Право международных организаций и конференций.... 99
Тема № 6. Ответственность в международном праве..................... 124
Тема № 7. Дипломатическое и консульское право........................ 138
Тема № 8. Территория и другие пространства в международном праве. 162
Тема № 9. Право международной безопасности............................. 188
Тема № 10. Международно-правовые средства разрешения международных споров....................................................................................................................... 219
Тема № 11. Международное воздушное право............................... 240
Тема № 12. Международное морское право.................................... 265
Тема №14. Международное право прав человека........................... 312
Тема № 15. Право международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью............................................................................................. 331
Тема №16. Международное экологическое право........................... 350
Тема № 17. Международное экономическое право........................ 380
Тема № 18. Международное гуманитарное право......................... 407
Грипп Эльвина Харисовна
Патрикеев Виктор Евгеньевич
кандидат юридических наук, доцент;
Козлов Александр Павлович
кандидат юридических наук, доцент;
Иванов Павел Васильевич
кандидат юридических наук, профессор,
заслуженный юрист РФ;
Яхина Юлия Харисовна
кандидат юридических наук, доцент;
Коряковцев Юрий Николаевич
кандидат юридических наук, доцент;
Сарсенов Карим Маратович
кандидат юридических наук, доцент;
Захаренко Ирина Сергеевна
кандидат юридических наук;
Жильская Людмила Валентиновна
доктор юридических наук, доцент;
Андрейцо Сергей Юрьевич
кандидат юридических наук, доцент;
Скрипкина Юлия Григорьевна
кандидат юридических наук.
Международное гуманитарное право и защита жертв вооружённых конфликтов. Запрещённые способы и средства ведения боевых действий
Деятельность государств в необычных, экстремальных условиях международных отношений, в период войны или вооруженного конфликта, регулируется принципами и нормами, относящимися к международному гуманитарному праву. Мировое сообщество, сталкиваясь с реально существующими войнами, со временем пришло к необходимости ограничения насилия посредством выработки договоров, соглашений, конвенций, определяющих права и обязанности воюющих сторон, так называемые правила ведения войны.
В древности правила ведения войны существовали в форме обычаев, которые традиционно складывались и закреплялись во внутригосударственном законодательстве. Например, в законах Ману устанавливались строгие ограничения насилия, в период боевых действий запрещалось: употреблять отравленное оружие; убивать безоружных, пленных, просящих пощады, спящих и раненых. В отношениях между государствами Древней Греции существовала обычная норма, согласно которой война не должна была начинаться без ее объявления, смерть на поле сражения давала право на погребение; при захвате городов нельзя было убивать укрывавшихся в храмах; военнопленные подлежали обмену или выкупу и лишь в крайних случаях обращались в рабство.
Гуманизация вооруженных конфликтов значительно ускорилась в XIX веке с появлением общественных организаций, которые развернули свою деятельность во многих странах. В России во время Крымской войны (1853 - 1856 гг.) была создана Крестовоздвиженская община сестер милосердия, оказывавшая помощь раненым и больным на поле боя. Руководил ею русский хирург Н. И. Пирогов.
В 1863 г. в Женеве был создан постоянный Международный Комитет помощи раненым - будущий Международный Комитет Красного Креста (МККК). Основателями комитета стали швейцарские подданные Дюнан, Муанье, генерал Дюфур, врачи Аппиа и Монуар. В 1864 году швейцарское правительство созвало международную конференцию для выработки документа о помощи жертвам войны. В ней приняло участие 12 государств. Участники конференции подписали первую многостороннюю Конвенцию о защите раненых и больных во время войны (1864 г.). Женевская конвенция стала первым письменным документом международного гуманитарного права. За короткий срок более 50 государств, в том числе и Россия, присоединились к ней.
В целях обеспечения выполнения личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации общепринятых правил ведения военных действий издано Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное министром обороны Российской Федерации. Оно содержит основные положения документов международного гуманитарного права, которые являются обязательными для всех военнослужащих при подготовке и в ходе ведения боевых действий.
Международное гуманитарное право (право вооруженных конфликтов)
Международное гуманитарное право, именуемое в некоторых нормативных правовых актах как «право вооруженных (военных) конфликтов» или «право войны», представляет собой применяемую в период военных конфликтов систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или являющихся следствием установившихся обычаев ведения военных действий.
Цель международного гуманитарного права - облегчить, насколько возможно, бедствия и лишения, приносимые военными действиями, как их непосредственным участникам, так и лицам, непосредственно не принимающим в них участие, а также защитить объекты, не имеющие военного значения.
Предмет регулирования данной отрасли права включает межгосударственные отношения, возникающие по поводу:
Начала и окончания войны или вооруженного конфликта;
Нейтралитета государств, не участвующих в войне (вооруженном конфликте);
Ограничения воюющих в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий;
Защиты жертв войны и культурных ценностей во время войны (вооруженного конфликта); условий военной оккупации; ответственности государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.
Основными принципами международного гуманитарного права являются принципы гуманизма; недопустимости дискриминации жертв войны; международно-правовой ответственности государств и уголовной ответственности физических лиц за нарушение норм права; ограничения воюющих в выборе способов и средств ведения боевых действий; разграничения военных и гражданских объектов; защиты законных прав участников военных действий и неотъемлемых прав гражданских лиц; ненападения на гражданское население.
Основными источниками международного гуманитарного права, которые реализуют данные принципы в виде конкретных положений, требований и норм, являются:
Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.;
Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.;
- Женевский протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или подобных газов и бактериологического оружия 1925 г.;
Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава ВС на море, 1949 г.;
Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г.;
Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.;
- Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г.;
Дополнительные протоколы I, II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны;
Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г.;
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.;
Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия 1993 г.;
Конвенция о запрещении применения конкретных видов обычного оружия 1981 г. и I, II, III протоколы к ней.
В настоящее время Российская Федерация является участником практически всех международных договоров в области международного гуманитарного права.
Положения и нормы международного гуманитарного права базируются на едином понимании всеми государствами и их гражданами, прежде всего из состава вооруженных сил, сущности и содержания основных субъектов, объектов и процессов, которые являются неотъемлемыми составными частями такого сложного социального явления, как война или вооруженный конфликт. Поэтому в содержании основных документов международного гуманитарного права всегда присутствуют определения тех или иных ключевых понятий, характеризующих те или иные субъекты военного конфликта, а также те или иные его стороны и отношения между ними. К основным субъектам международного гуманитарного права относятся законные участники военного конфликта: «комбатант» (воюющий), «некомбатант», а также «лицо, находящееся под защитой», статус которых определен Женевскими конвенциями и дополнительными протоколами к ним (рис.1).
Рис. 1 Статус физических лиц воюющих сторон
Комбатанты (воюющие) - лица из состава вооруженных сил стороны, находящейся в международном вооруженном конфликте (за исключением военно-медицинского и военно-духовного персонала).
Комбатантами в ряде случаев могут признаваться партизаны, лица, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение Сопротивления, а также некоторые другие категории лиц.
Они имеют право принимать непосредственное участие в боевых действиях и в случае захвата противником получать статус военнопленного. Комбатанты обязаны соблюдать в своих действиях нормы международного гуманитарного права и отличать себя от гражданского населения, по крайней мере, открытым ношением оружия в ходе боя или на виду у противника перед вступлением в бой.
Некомбатантами признаются лица, не входящие в состав вооруженных сил воюющих государств, а также хотя и входящие в состав действующей армии (в качестве обслуживающего персонала), но не принимающие непосредственного участия в сражении с оружием в руках. Они имеют специальный правовой статус в случае задержания их неприятелем.
Таким образом, различия в правовом положении комбатантов и не- комбатантов связываются с правом непосредственного участия в боевых действиях. Комбатанты в процессе военного конфликта вправе применять к неприятелю высшую меру насилия, т.е. уничтожать его, в то время как некомбатанты лишь обслуживают и обеспечивают боевую деятельность вооруженных сил и вправе применять оружие только в целях самообороны.
К лицам, находящимся под защитой международного гуманитарного права, относятся имеющие право на защиту или на особый статус, нападение на которых запрещается (рис. 2). К ним относятся лица, не принимающие участия в военных действиях (гражданские, находящиеся на территории противника и оккупированной территории, интернированные, медицинский, интендантский и духовный персонал, персонал сил гражданской обороны, персонал, отвечающий за защиту и охрану культурных ценностей), и лица, переставшие принимать участие в военных действиях (военнопленные, раненые, больные и лица из состава вооруженных сил, потерпевшие кораблекрушение, парламентеры и сопровождающие их лица, персонал вооруженных сил, участвующий в гуманитарных акциях).
Рис.2 Лица, находящиеся под защитой международного гуманитарного права
Наряду с законными участниками в международном гуманитарном праве упоминается и о других особых участниках военных конфликтов, к которым относятся наемники, шпионы. Для участников контртеррористических операций в Чеченской Республике и других республиках Северного Кавказа термин «наемники» имел и в настоящее время продолжает иметь под собой реальную основу. Что же с точки зрения международного права представляют собою наемники?
Впервые это понятие было сформулировано в ст. 47 Дополнительного протокола 11977 года. В соответствии с ней наемник - это лицо:
а) специально завербованное на месте или за границей, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
б) фактически принимающее участие в военных действиях;
в) принимающее участие в военных действиях с целью получить личную выгоду, материальное содержание которой значительно превышает вознаграждение, выплачиваемое комбатантам, входящим в личный состав вооруженных сил данного государства;
г) не являющееся гражданином государства, находящегося в конфликте, или не проживающее на его территории;
д) не входящее в личный состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте;
е) не посланное государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Наемники не признаются законными участниками вооруженных конфликтов, на них не распространяется режим военного плена, и, более того, с точки зрения международного права они являются уголовными преступниками, которые должны нести ответственность перед судом.
Защита жертв вооруженных конфликтов
Одним из важнейших направлений международного гуманитарного права является международно- правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим правовым актам в данной сфере относятся Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, касающиеся защиты жертв вооруженных конфликтов. В них речь идет об обеспечении воюющими государствами в период войн и вооруженных конфликтов международно-правовой защиты следующим категориям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, а также гражданскому населению, находящемуся в районе боевых действий, т.е. предоставления им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью. Кроме того, к жертвам военного конфликта международное гуманитарное право относит пропавших без вести, умерших (погибших). Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять интересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться никакого различия независимо от цвета кожи, исповедания, религии, пола, национального и социального происхождения, политических и других убеждений. При этом следует учитывать, что жертвы вооруженных конфликтов пользуются уважением и находятся под защитой международного гуманитарного права, если они воздерживаются от любых враждебных действий по отношению к вооруженным силам.
В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации. Международное гуманитарное право обязывает воюющих принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. При этом воюющие стороны могут обращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать за ранеными и больными под их контролем, предоставляя, изъяснившим желание выполнять такую работу необходимую помощь и льготы.
Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственной инициативе подбирать раненых и больных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными. В тех случаях, когда позволяют обстоятельства войны, стороны должны заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения для того, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, обеспечить доступ к ним медицинского персонала, а также произвести обмен между ними.
В содержание принципа защиты жертв войны входит также обеспечение воюющими правового режима военнопленных. Из международного гуманитарного права вытекает, что правами военнопленных пользуются комбатанты и некомбатанты. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) более конкретно говорит о том, кто считается военнопленным. Это попавшие во власть неприятеля следующие лица: лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и другие.
В случае сомнения в отношении того, является ли лицо, принимающее участие в боевых действиях и попадающее во власть противника, военнопленным, оно считается военнопленным до тех пор, пока его статус не будет определен судебным органом.
Говоря о правовом режиме военнопленных, нужно подчеркнуть, что нормы международного гуманитарного права исходят из того, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.
В основе правового статуса рассматриваемой категории лиц лежит норма, согласно которой с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Никакие физические или моральные пытки и другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Они не могут быть подвергнуты научным или медицинским опытам, физическому калечению. К офицерам и приравненным к ним следует относиться с уважением, полагающимся по их званию и возрасту. После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, которые должны быть расположены достаточно далеко от зоны военных действий. Они не могут посылаться в районы, где могли бы подвергаться действию огня, а также использоваться для прикрытия каких-либо пунктов или районов военных операций.
Допрос должен проводиться на понятном им языке, без применения пыток и других мер принуждения. При допросе каждый военнопленный обязан сообщить только свои фамилию, полное имя, воинское звание, дату рождения и личный номер или за неимением такового другую равноценную информацию. Если он сознательно нарушает это положение, то лишается преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения. Все вещи и предметы личного пользования, за исключением оружия, лошадей, воинского снаряжения и военных документов, остаются в их владении. Военнопленные никогда не должны оставаться без удостоверений личности. Держащая в плену сторона выдает удостоверения тем, у кого их нет. Знаки различия и государственной принадлежности, отличия и предметы, имеющие главным образом субъективную ценность, не могут быть изъяты у военнопленного. Деньги, находящиеся у них, могут быть отобраны только по распоряжении офицера и только после того, как в специальном реестре будут зарегистрированы размеры денежных сумм и данные об их владельцах. Последним выдается расписка об изъятии у них денег. Ценные вещи у военнопленных могут быть изъяты только по соображению безопасности. Указанные вещи, а также изъятые у военнопленных деньги возвращаются им по окончании их плена в том виде, в каком они были отобраны.
Военнопленному с момента взятия в плен и не позднее семи дней после прибытия в сборный пункт, а также в случае его заболевания, отправки в медицинский пункт (госпиталь) и другой сборный пункт предоставляется возможность заполнить и отправить в Центральное справочное агентство карточку-извещение о взятии в плен. Кроме того, он имеет право письменно сообщить своей семье о состоянии своего здоровья и факте взятия в плен.
Привлечение к опасным видам работ (в том числе к разминированию) может осуществляться только с письменного согласия самих военнопленных.
Военнопленные из числа командного состава могут привлекаться к работам только в качестве руководящих или контролирующих работу военнопленных рядового состава.
Исключительно важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданского населения. На недопустимость нападения воюющих сторон на мирное население указывалось еще в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 года. В ней отмечалось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля».
Исторический опыт современных вооруженных конфликтов свидетельствует о всевозрастающих масштабах жертв среди гражданского населения. Если в Первую мировую войну военные потери составляли 95 процентов, а потери среди гражданского населения - 5 процентов, то во Второй мировой войне военные потери равнялись 52 процентам, а гражданские возросли до 48 процентов. Причем тенденция к увеличению потерь среди гражданского населения имела место и в последующих войнах: во время войны в Корее военные потери составили 16, а гражданские - 84 процента; в период агрессии США во Вьетнаме они составляли соответственно 10 и 90 процентов, в ходе агрессивной войны Израиля в Ливане удельный вес жертв среди гражданского населения увеличился до 95 процентов. В международном гуманитарном праве содержится определение гражданского населения. Под ним понимаются гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие участия в военных действиях.
Гуманитарные нормы в отношении данной категории жертв вооруженного конфликта направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. К гражданским не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений.
Воюющим государствам в ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или предпринимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это запрещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое грубое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны.
Кроме того, в отношении гражданского населения запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использование голода в качестве метода ведения войны, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников. Воюющие стороны не должны использовать передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных объектов, пунктов или районов от нападения.
Запрещенные способы и средства ведения боевых действий
В целях избежать излишних страданий и неоправданных жертв среди гражданского населения и причинить обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде, сопряженный с боевыми действиями, международное гуманитарное право устанавливает запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) и средств их ведения. Этот принцип выражается в формуле: «воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю» (Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г.). Это положение нашло подтверждение в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям 1949 г. о защите жертв войны: «право сторон, находящихся в конфликте выбирать методы или средства ведения войны, не является неограниченным».
К запрещенным способам (методам) ведения боевых действий относятся:
- убийство или ранение гражданских лиц;
Убийство или ранение лиц, которые, сложив оружие или не имея средств защищаться, сдались в плен;
Убийство парламентера и сопровождающих его лиц;
Нападение на лиц, покидающих на парашюте терпящее бедствие воздушное судно и не совершающих враждебных действий в течение всего времени спуска на землю до предоставления возможности сдаться в плен (за исключением лиц, совершающих десантирование в составе воздушных десантов и в других случаях использования десантирования с парашютом для выполнения боевой задачи);
Принуждение подданных противной стороны принимать участие в боевых действиях, направленных против их государства, даже в том случае, если они были на его службе до начала войны;
Отдача приказа никого не оставлять в живых, угрожать этим или вести боевые действия на этой основе;
Взятие заложников;
Вероломство;
Использование голода среди гражданского населения для достижения военных целей; уничтожение, вывоз или приведение в негодность объектов, необходимых для его выживания;
Использование не по назначению международной отличительной эмблемы Красного Креста (Красного Полумесяца), международных отличительных знаков гражданской обороны и культурных ценностей, международного специального знака особо опасных объектов, белого флага парламентера, других международно-признанных отличительных знаков и сигналов, использование форменной одежды противника и отличительной эмблемы Организации Объединенных Наций, кроме как с разрешения этой организации;
Нападение неизбирательного характера, в том числе поражение объектов (целей), которое может повлечь потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам, несоразмерные преимуществу над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий;
Террор в отношении гражданского населения;
Нападение на медицинские формирования, санитарно- транспортные средства, имеющие надлежащие отличительные эмблемы (знаки) и использующие установленные сигналы;
- огневое поражение населенных пунктов, портов, жилищ, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях;
Уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и других объектов, составляющих культурное или духовное наследие народов, а также их использование в целях достижения успеха в боевых действиях;
Уничтожение или захват собственности противника, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью;
Отдача на разграбление города или местности.
К запрещенным средствам ведения боевых действий относятся те из них, которые причиняют излишние страдания своими поражающими свойствами, а также конкретные виды обычного оружия неизбирательного действия, использование которого вызывает чрезмерные повреждения или страдания:
Снаряды весом менее 400 граммов, которые являются разрывными или снаряженными взрывчатым или зажигательным составом;
Пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в теле человека, как специально произведенные, так и приспособленные к такому воздействию впоследствии;
Яды или отравленные боевые средства;
Удушливые ядовитые и другие подобные газы и бактериологические средства;
Средства воздействия на природную среду, которые имеют обширные, долговременные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда;
Любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении поражений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;
Мины, мины-ловушки или другие устройства, специально спроектированные для срабатывания от излучения миноискателя или иного неконтактного влияния в ходе разведки (поиска) мин;
Любые самодеактивирующиеся мины, оснащенные элементом неизвлекаемости, который может функционировать после приведения самой мины в неработоспособное состояние;
Противопехотные мины, которые не обнаруживаются с помощью общедоступных миноискателей;
Мины-ловушки, устанавливаемые вне военных объектов и каким- либо образом соединенные или ассоциирующиеся с международными отличительными эмблемами (знаками или сигналами); больными, ранеными или трупами; местами захоронения (кремации), могилами; медицинскими объектами, оборудованием, имуществом или транспортом; детскими игрушками или предметами, специально предназначенными для детей; продуктами питания или напитками; кухонной утварью и принадлежностями (за исключением находящихся в воинских частях); предметами явно религиозного характера; историческими памятниками, произведениями искусства или местами отправления культа; животными или их трупами;
Самодельные мины-ловушки, выполненные в форме кажущихся безвредными предметов;
Дистанционно установленные мины, не соответствующие техническим требованиям, закрепленным в соответствующем международном договоре;
Зажигательное оружие, при любых обстоятельствах применяемое против гражданского населения и гражданских объектов, а также для уничтожения лесов и иного вида растительного покрова, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются противником в военных целях;
Лазерное оружие, специально предназначенное для причинения постоянной слепоты органам зрения человека, не использующего оптические приборы;
Бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;
Химическое оружие, в том числе химические средства, а также снаряды для их применения.
Таким образом, нормы международного гуманитарного права устанавливают достаточно конкретные ограничения и запреты на применение определенных методов и средств ведения боевых действий.
Их нарушение влечет за собой меры судебного преследования и наказания лиц, организовавших, совершивших или приказавших совершить действия, квалифицируемые как военные преступления или преступления против человечества по международному и (или) внутригосударственному праву.
Во вводной части занятия при обосновании актуальности темы руководителю занятия следует подчеркнуть необходимость в современных условиях ограничения насилия посредством выработки договоров, соглашений, конвенций, определяющих права и обязанности воюющих сторон.
При изложении материала по первому учебному вопросу руководителю занятия необходимо особое внимание уделить разъяснению целей, содержания, принципов и основных субъектов современного международного гуманитарного права военных конфликтов.
При изложении материала по второму учебному вопросу руководителю занятия надо раскрыть содержание понятия «жертвы вооруженных конфликтов», а также основные правила поведения военнослужащих по отношению к различным категориям жертв конфликтов. Целесообразно привести примеры современных вооруженных конфликтов, свидетельствующие о масштабах жертв среди гражданского населения.
При изложении материала по третьему учебному вопросу руководителю занятия необходимо раскрыть основные запреты и ограничения воюющим сторонам в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий.
В заключительной части занятия руководителю целесообразно дать рекомендации по самостоятельному изучению рекомендованной литературы.
1.Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации
2. Батырь В., Гордиевский А. Международное гуманитарное право о законах и обычаях войны // Ориентир. - 2002. - № 8.
3. Гордиевский А. Под защитой права // Ориентир. - 2003. - № 8.
4. Сучков В. Нормы международного гуманитарного права о ведении вооруженных конфликтов и миротворческих операций //Ориентир. - 2007. - № 12.
Полковник запаса,кандидат военных наук, доцент Александр Лебедев
На уроке мы рассмотрим понятие международного гуманитарного права и основные международные документы, его образующие. Вы узнаете, кто является жертвами вооруженных конфликтов, какие права они имеют в ходе военных действий и какие гарантии должны предоставлять им воюющие государства. Также вы познакомитесь с основополагающими принципами международного права, закрепленными в Уставе ООН, и с понятием международных преступлений.
Тема: Человек. Государство. Право
Урок: Права и защита жертв вооруженных конфликтов
Международное гуманитарное право
- это совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.
Необходимость гуманитарного права была осознана международным сообществом, когда мировая история первой половины XX века продемонстрировала, что право войны оставалось решающим в международных отношениях.
Международное гуманитарное право состоит из двух разделов, именуемых «правом Гааги» и «правом Женевы». Исторически первичным является «право Гааги»
, или «право войны», закрепленное в Гаагских конвенциях
1899 и 1907 гг. Эти международные соглашения устанавливают законы и обычаи войны, права и обязанности нейтральных стран, а также порядок мирного разрешения международных споров. Также они закрепляют права и обязанности воюющих сторон при проведении боевых операций и ограничивают методы и средства нанесения ущерба противнику во избежание чрезмерных страданий, излишних и неоправданных человеческих жертв и разрушений.
Данные конвенции являются действующими международно-правовыми нормами, признанными большинством стран мира. Они были первой попыткой сформулировать принципы и нормы международного права, касающиеся войны на суше и на море. Несоблюдение Гаагских конвенций квалифицируется международным правом как военное преступление, подлежащее наказанию.
Новый этап в развитии международного гуманитарного права наступил после принятия Устава ООН в 1945 г. Среди принципов международного права
, закрепленных в Уставе ООН, которые создали фундамент современного международного права, можно выделить следующие:
1. Принцип равноправия и самоопределения народов;
2. Принцип уважения прав человека;
3. Принцип мирного разрешения международных споров;
4. Принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления;
5. Принцип международной уголовной ответственности индивидов и т.д.
Фактически Устав ООН поставил войну как средство разрешения международных конфликтов вне закона и первым из международных правовых документов обратил внимание на права отдельной личности, сделав принцип уважения прав человека общепризнанным.
На этот же период приходится становление «права Женевы»
, которое является развитием международно-правовых норм о защите жертв войны, ранее закрепленных в Гаагских конвенциях, и берет свое начало с Женевской конвенции 1864 г.
об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях во время сухопутной войны. Этим документом в международное право вводился новый принцип нейтральности медицинского персонала, по которому помощь должна оказываться всем пострадавшим участникам военных действий независимо от того, на чьей стороне они воевали.
Впоследствии право Женевы было дополнено Женевскими конвенциями 1949 г.
о защите жертв войны, о защите гражданского населения во время войны, об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и об обращении с военнопленными. Эти документы закрепили основной принцип современного международного права: войны ведутся против вооруженных сил противника; военные действия против гражданского населения, больных, раненых, военнопленных и т. д. запрещаются.
Женевские конвенции применяются в случае объявленной войны или любого вооруженного конфликта, даже если одна из воюющих сторон не признает состояния войны, и в случае оккупации территории, даже если эта оккупация не встретит вооруженного сопротивления. Положения данных конвенций обязательны и для нейтральных стран.
Женевские конвенции также устанавливают механизм привлечения к ответственности военных преступников, нарушающих положения данных документов. Такие лица предаются суду страны, на территории которой они совершили преступления, или суду любой страны - участницы этих конвенций, если она имеет доказательства их виновности. Военными преступлениями считаются преднамеренное убийство раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, пытки и бесчеловечное обращение с ними, включая биологические эксперименты, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленных служить в армии неприятеля, взятие заложников, серьёзное разрушение имущества, не вызываемое военной необходимостью, и т. д. Лица, виновные в таких нарушениях, рассматриваются как военные преступники и должны привлекаться к уголовной ответственности.
Военные преступления наряду с действиями, направленными на развязывание или ведение агрессивной войны, и преступлениями против человечества относятся к международным преступлениям - самому тяжкому из всех возможных видов преступлений. Примерами таких преступлений являются геноцид, расовая дискриминация, апартеид и др. Субъектами международных преступлений могут выступать как государство, так и индивиды. Ответственность за международные преступления наступает независимо от места и времени их совершения, и к ним неприменим срок давности.
Таким образом, право Гааги и право Женевы закрепили следующие важнейшие положения:
1. систему мирных средств для разрешения споров между государствами;
2. военные действия должны направляться только против сражающихся армий;
3. мирное население, а также взятые в плен лица, не должны являться объектом военных действий;
4. обязанность заботиться о военнопленных, больных и раненых;
5. запрет на применение отравляющего оружия и методов ведения военных действий, способных причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.
В современном виде международное гуманитарное право представляет собой систему принципов и норм, прямо направленных на защиту индивида в условиях вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера. Оно предоставляет защиту тем, кто не принимает участия в военных действиях, то есть гражданскому населению и медицинскому персоналу. Под его защитой также находятся лица, прекратившие участие в военных действиях: раненые, потерпевшие кораблекрушение, больные и пленные (комбатанты). Женевское право запрещает нападать на лиц, находящихся под его покровительством, посягать на их физическую неприкосновенность, подвергать их оскорбительному и унижающему достоинство обращению. Разработаны нормы о предоставлении военнопленным и задержанным в ходе конфликта лицам необходимого питания, жилья, судебных гарантий.
С принятием новых документов в области прав человека международное гуманитарное право обогащается принципами и нормами, гарантирующими индивиду право пользоваться основными правами и свободами в период вооруженных конфликтов, минимизируя бедствия, причиняемые вооруженными действиями, и защищая человека от произвола и насилия.
Для защиты прав человека важное значение имеет также распространение действия международного гуманитарного права на вооруженные конфликты немеждународного характера, которые ограничены территорией одного государства и происходят между вооруженными силами и антиправительственными вооруженными группировками.
Список литературы
1. Кишенкова О.В. Обществознание / учебник для 9 класса. - М.: Академкнига, 2010.
2. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.
3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание / учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2012.
4. Обществознание / под ред. М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2012.
Домашнее задание
1. Приведите примеры международных вооруженных конфликтов, имеющих место в настоящее время.
2. Приведите примеры международных преступлений и преступников, которые вам известны из курса истории.