Обращения взыскания на имущество по обязательствам собственника. Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника

1. Изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором.

2. Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.

Комментарий к статье 237 Гражданского Кодекса РФ

1. Статья является новой, хотя сформулированные в ней положения содержатся в других нормативных актах и постоянно применяются на практике.

2. Как правило, принудительное изъятие имущества путем обращения на него взыскания осуществляется судом в порядке, установленном ГПК и АПК () (см. ст. 11 ГК и коммент. к ней). Пункт 1 предоставляет сторонам возможность согласовать иной порядок обращения взыскания на имущество должника. В качестве примера таких соглашений можно привести положения ст. 409 о предоставлении отступного (см. коммент.), п. 1 ст. 349 об удовлетворении требования залогодержателя за счет заложенного имущества без обращения в суд (см. коммент.).

3. Суд не может по общему правилу лишить кого-либо принадлежащего ему права собственности или создать это право у другого лица. Задача суда при обращении взысканий по обязательствам ограничивается определением принадлежности права. После этого (на основании судебного решения) происходит прекращение права собственности и изъятие имущества у ответчика. Изъятие имущества по вступившему в законную силу решению производится на основании исполнительных документов, выдаваемых судами. Обращение взыскания на имущество регулируется нормами ГПК, ст. 24 ГК (см. коммент.) и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах" (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590) и Законом об исполнительном производстве. Указанные Законы вводятся в действие через три месяца после их официальной публикации, т.е. с 6 ноября 1997 г. До этого применяется Временное положение о порядке обращения взысканий на имущество организаций, утв. Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 199 (СЗ РФ. 1996. N 8. Ст. 741).

4. Согласно Федеральному закону "О судебных приставах" на последних возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

5. Закон об исполнительном производстве определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершения в их пользу определенных действий или воздержания от совершения этих действий. В Законе подробно определено правовое положение судебных приставов, их полномочия в процессе исполнительных действий, порядок обращения взысканий на имущество должника.

Особенности обращения взыскания на заработную плату и иные доходы и имущество должника-гражданина изложены в коммент. к ст. 24.

6. Особенности обращения взыскания на имущество организации-должника определены в гл. V указанного Закона. Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника. Наличные денежные средства подлежат изъятию судебным приставом-исполнителем незамедлительно по их обнаружении и сдаче в банк для перечисления на счет взыскателя в размере долга. На средства должника-организации, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, налагается арест.

В случае отсутствия у должника денежных средств, достаточных для погашения задолженности, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота либо ограничиваемого в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.

Арест и реализация имущества должника осуществляется в следующей очередности:
1) в первую очередь - имущества, непосредственно не участвующего в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное);
2) во вторую очередь - готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, непосредственно не участвующих в производстве и не предназначенных для непосредственного участия в нем;
3) в третью очередь - объектов недвижимого имущества, а также сырья и материалов, станков, оборудования, других основных средств, предназначенных для непосредственного участия в производстве.

В случае ареста судебным приставом-исполнителем принадлежащего должнику-организации имущества третьей очереди он в трехдневный срок направляет в Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при ГКИ РФ уведомление о произведенном аресте имущества должника с приложением сведений о составе и стоимости имущества, на которое наложен арест, а также о сумме требований взыскателя. В случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника исполнительное производство и реализация его имущества, на которое обращено взыскание, приостанавливаются до рассмотрения арбитражным судом вопроса по существу.

7. Торги недвижимым имуществом организуются и проводятся специализированными организациями, с которыми заключается соответствующий договор. Эти организации проводят торги по заявке судебного пристава-исполнителя с указанием минимальной начальной цены имущества, выставляемого на торги.

Торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения специализированной организацией соответствующей заявки. Торги проводятся в порядке, определенном ГК (см. ст. ст. 447 - 449 и коммент. к ним).

8. Для специальных случаев в законе установлена возможность бесспорного взыскания имущества по обязательствам собственника, т.е. без обращения в суд. Такой порядок установлен для взыскания некоторых штрафов по железнодорожным и автомобильным перевозкам грузов и в других случаях. Согласно Положению о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, взыскание с предприятий, учреждений и организаций недоимок по налогам и другим обязательным платежам производится органами ГНС РФ в бесспорном порядке. В Положении подробно определен порядок взыскания, очередность обращения взысканий на имущество должника, обеспечение и оформление таких взысканий. Рассмотрев жалобу на действия органов налоговой полиции, которые взыскивают недоимки по налогам, штрафы и др. с юридических лиц в бесспорном порядке, Конституционный Суд РФ 17 декабря 1996 г. признал, что взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, т.к. оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Бесспорный порядок взыскания пени как дополнительного платежа в качестве компенсации потерь государственной казны также вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона. Иного рода меры - взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода, различного рода штрафы - носят карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение. В случае обжалования такого действия в вышестоящий налоговый орган или в суд взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика. Поэтому Конституционный Суд РФ признал положения п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции", предоставляющие этим органам право производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (часть 3), 45 и 46 (части 1 и 2) (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 197).

9. Согласно ст. 35 Основ законодательства о нотариате нотариусы совершают исполнительные надписи, представляющие собой распоряжение о взыскании денежной суммы или какого-либо имущества, если ответственность должника с бесспорностью вытекает из представленного документа. Порядок совершения исполнительной надписи ограничен отношениями, которые определяет Правительство РФ. В настоящее время действует Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия, утв. Постановлением СМ РСФСР от 11 марта 1976 г. N 171, с изменениями и дополнениями (СП РСФСР. 1976. N 7. Ст. 56; СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3240).

Исполнительная надпись нотариуса в силу ст. 349 ГК приравнивается к исполнительным документам и взыскания по ней производятся в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Так, по конкретному делу нотариус (по заявлению банка) выдал исполнительную надпись, в которой были предусмотрены взыскание с должника основной суммы долга по кредитному договору, проценты за пользование денежными средствами и пошлина за совершение данного нотариального действия. Банк передал документ судебному исполнителю районного народного суда. Поскольку на счетах должника не оказалось денежных средств, судебный исполнитель наложил арест на основные средства должника и обратился в суд с заявлением о замене способа и порядка исполнения указанного документа (продажа имущества должника с публичных торгов). Данные действия судебного исполнителя соответствуют требованиям ст. ст. 338, 348, 358 ГПК и судебной практике (Вестник ВАС РФ. 1993. N 9. С. 107).

10. В законе предусмотрены и другие случаи, когда взыскание имущества обязанного лица допускается в бесспорном порядке. Например, штраф, налагаемый федеральными антимонопольными органами на изготовителей (исполнителей, продавцов), а также на органы по сертификации согласно ч. 3 ст. 43 Закона о защите прав потребителей взыскивается в безакцептном порядке.

Право собственности на имущество, на которое в судебном порядке налагается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на это имущество у другого лица. Перечень оснований для обращения взыскания на имущество по обязательствам собственника не носит исчерпывающего характера. Так, одним из способов обеспечения исполнения обязательств является ипотека (залог недвижимости). Залогодержатель вправе обратить взыскание на имущество, заложенное по договору об ипотеке, для удовлетворения за счет этого имущества обеспеченных ипотекой требований, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обеспеченного ипотекой обязательства, в частности неуплатой или несвоевременной уплатой суммы долга полностью или в части, если договором не предусмотрено иное. Имущество, заложенное по договору об ипотеке, на которое по решению суда обращено взыскание, реализуется путем продажи с публичных торгов, если иное не предусмотрено федеральным законом. Принудительное изъятие имущества путем обращения на него взыскания осуществляется судом в порядке, установленном гл. 39 ГПК РФ и ст. 207 АПК РФ. Однако не всякое имущество может быть изъято и обращено в собственность по обязательствам. Так, ст. 446 ГПК РФ закрепляет перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. К такому имуществу относятся: единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение, земельные участки, на которых расположены такие жилые помещения, за исключением указанного имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание; предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши; средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество; призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник; имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает 100 МРОТ, и т.д.

Конфискация имущества - это принудительное безвозмездное изъятие имущества по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (ст. 243 ГК РФ). Уголовное законодательство устанавливает, что конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, перечисленных в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ. Однако гражданско-правовой характер конфискации имеет более широкое применение, поскольку данная санкция применяется не только за совершенное преступление, но и иное правонарушение.

Реквизиция. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать в судебном порядке возврата ему сохранившегося имущества. В отличие от конфискации, реквизиция имущества возможна в административном, а не судебном порядке, в силу тех непреодолимых обстоятельств, которые служат причиной такого изъятия. Второй характерной особенностью является общественная значимость реквизиции, производимой в общественных интересах, а не в интересах частных лиц, и не имеющей как конфискация карательной направленности. На практике возникают споры по поводу возмещения стоимости реквизированного имущества, причем для этого надо доказать, что имела место сама реквизиция.

Так, предъявляя иск о взыскании компенсации за утраченное имущество, истец указывал на то, что принадлежащее ему имущество было реквизировано, ссылаясь в качестве правового обоснования иска на положения ст. 242 ГК РФ. На основании распоряжений префекта ЦАО г. Москвы от 18 октября 1997 г. № 2837-р «О переселении жителей в связи с реальной угрозой обвала дома 11 по Мясницкой улице», здание жилого дома, в котором находилось упомянутое нежилое помещение, было снесено, в результате чего истец лишился принадлежащей ему собственности. Однако из буквального толкования нормы п. 1 данной статьи ГК следует, что квалифицирующим признаком реквизиции является изъятие имущества у его собственника на условиях, установленных законом, т.е. принудительная смена собственника при сохранении самого имущества, тогда как в рассматриваемом случае причиной утраты истцом своего имущества стало не его изъятие, а снос здания, в котором находилось принадлежащее истцу нежилое помещение, в связи с аварийным состоянием дома. Поэтому вывод суда нижестоящих инстанций о том, что по указанному истцом основанию иск не может быть удовлетворен, является правильным .

Национализация представляет собой передачу и обращение в собственность Российской Федерации имущества для удовлетворения потребности Российской Федерации в продукции (работах, услугах), непосредственно обеспечивающей обороноспособность и безопасность государства, с предварительным и равноценным возмещением Российской Федерацией стоимости имущества и других убытков, причиняемых собственнику. Таким образом, это есть обратный процесс приватизации. Как отмечает В. Л. Белов, «национализация представляет собой законный государственно-властный акт, состоящий в принудительном прекращении права частной собственности на определенные имущественные комплексы и (или) права частного участия в делах и капиталах организации и возникновении права собственности на это имущество (права участия в делах и капиталах) у государства, с целью обеспечения государством функциональности соответствующего сектора экономической системы в экстремальных условиях (революции, войны, кризиса и т.п.)» . Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ. То есть в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Однако законодательство о национализации ограничивается данными законоположениями. В мае 2003 г. депутатом Государственной Думы Г. А. Томчиным был внесен проект Федерального закона № 342362-3 «Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации (национализации)», однако он так и не был принят. На наш взгляд, необходимо более детально урегулировать данный процесс.

В юридической литературе предлагается следующее определение национализации: «установленный законом процесс обращения имущества, находящегося в частной собственности граждан и юридических лиц, в собственность государства на основании акта уполномоченного исполнительного органа государственной власти, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечении обороны страны и безопасности государства с одновременным решением вопроса о предварительной и равноценной компенсации бывшим собственникам. К признакам национализации относятся: 1) проведение национализации осуществляется исключительно в случаях и порядке, определенным в законе; 2) основанием национализации является принятие акта уполномоченным исполнительным органом государственной власти (Правительством РФ); 3) целями национализации являются публичные интересы, удовлетворение которых невозможно иначе как путем национализации, их перечень должен быть четко определен в законе; 4) юридическим результатом национализации является возникновение права собственности у государства; 5) национализация должна сопровождаться решением вопроса о предварительной и равноценной компенсации бывшим собственникам; 6) объектом национализации является имущество, способное удовлетворить государственные нужды» .

Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится - действия органов государственной власти или органов местного самоуправления, направленные на принудительное прекращение права собственности на землю граждан и юридических лиц, не вызванное совершением последними противоправных деяний. Согласно ст. 239 ГК РФ когда изъятие земельного участка ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем продажи с публичных торгов.

Разновидностью данного основания принудительного прекращения права собственности на объект недвижимости можно считать отчуждение объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка (ст. 239.1 ГК РФ). Однако отличительной чертой данного основания является отсутствие признаков противоправности в действиях собственника. По общему правилу в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного но результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов. Порядок проведения публичных торгов по продаже объектов незавершенного строительства устанавливается Правительством РФ. Требование в суд о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов вправе заявить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен этот объект. Требование о продаже объекта незавершенного строительства не подлежит удовлетворению, если собственник этого объекта докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект.

Начальная цена продажи объекта незавершенного строительства определяется на основании оценки его рыночной стоимости. Если публичные торги по продаже объекта незавершенного строительства признаны несо- стоявшимися, такой объект может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене этого объекта в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися. Средства, вырученные от продажи объекта незавершенного строительства с публичных торгов либо приобретения такого объекта в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику объекта за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.

Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд - действия органов государственной власти или органов местного самоуправления, направленные на принудительное прекращение права собственности на землю граждан и юридических лиц, не вызванное совершением последними противоправных деяний и осуществляемое в исключительных случаях для удовлетворения публичных интересов. К числу таких исключительных случаев ЗК РФ (п. 1 ст. 49) относит: выполнением международных договоров РФ; строительство, реконструкция следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

  • - объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
  • - объекты использования атомной энергии;
  • - объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ;
  • - объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • - объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
  • - линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
  • - объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
  • - автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов осуществляются одновременно.

Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в соотве- ствии со ст. 279 ГК РФ.

Выкуп недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится. Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд - действия органов государственной власти или органов местного самоуправления, направленные на принудительное прекращение права собственности на землю граждан и юридических лиц, не вызванное совершением последними противоправных деяний и осуществляемое в исключительных случаях для удовлетворения публичных интересов. К числу таких исключительных случаев ЗК РФ (п. 1 ст. 49) относит: выполнение международных обязательств РФ; размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; иные случаи, установленные федеральными законами. Государственный орган или орган местного самоуправления, который обращается в суд с требованием об изъятии участка, обязан доказать, что планируемое использование участка невозможно без прекращения права собственности на него.

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решения суда при условии предварительного возмещения стоимости земельного участка

(либо предоставления равноценного земельного участка), возмещения стоимости жилых, производственных зданий, строений и сооружений, расположенных на участке и возмещении в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды. Собственники земельных участков должны быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия, уведомлены об этом органами государственной власти или местного самоуправления, принявшими решение об изъятии участка. Исчисление годового срока начинается с момента государственной регистрации решения государственного или муниципального органа о предстоящем изъятии участка.

  • Штыка А. А. Статья 242 «Реквизиция» ГК РФ. Подборка судебных решений за 2006год // СПС «Консультант-плюс».
  • См.: Белов В. А. Национализация в российском гражданском праве: история и современность // Законодательство. 1999. № 2. С. 16.
  • Алтенгова О. Л. К вопросу о понятии и целях национализации // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2011. № 2. С. 60.

1. Изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором.
2. Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.

Комментарий к статье 237 Гражданского Кодекса РФ

1. Статья является новой, хотя сформулированные в ней положения содержатся в других нормативных актах и постоянно применяются на практике.

2. Как правило, принудительное изъятие имущества путем обращения на него взыскания осуществляется судом в порядке, установленном ГПК и АПК (см. ст. 11 и коммент. к ней). Пункт 1 предоставляет сторонам возможность согласовать иной порядок обращения взыскания на имущество должника. В качестве примера таких соглашений можно привести правила ст. 409 ГК о предоставлении отступного (см. коммент. к ней), п. 1 ст. 349 ГК об удовлетворении требования залогодержателя за счет заложенного имущества без обращения в суд (см. коммент. к ней).

3. Суд не может по общему правилу лишить кого-либо принадлежащего ему права собственности или создать это право у другого лица. Задача суда при обращении взысканий по обязательствам ограничивается определением принадлежности права. После этого (на основании судебного решения) происходят прекращение права собственности и изъятие имущества у ответчика. Изъятие имущества по вступившему в законную силу решению производится на основании исполнительных документов, выдаваемых судами. Обращение взыскания на имущество регулируется нормами ГПК, ст. 24 (см. коммент. к ней), Законом о судебных приставах и Законом об исполнительном производстве.

4. Согласно Закону о судебных приставах на последних возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

5. Закон об исполнительном производстве определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершения в их пользу определенных действий или воздержания от совершения этих действий. В Законе об исполнительном производстве подробно определены правовое положение судебных приставов, их полномочия в процессе исполнительных действий, порядок обращения взысканий на имущество должника.

Особенности обращения взыскания на заработную плату и иные доходы и имущество должника-гражданина изложены в комментарии к ст. 24.

6. Особенности обращения взыскания на имущество организации-должника определены в гл. V Закона об исполнительном производстве. Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника. Наличные денежные средства подлежат изъятию судебным приставом-исполнителем незамедлительно по их обнаружении и сдаче в банк для перечисления на счет взыскателя в размере долга. На средства должника-организации, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, налагается арест.

В случае отсутствия у должника денежных средств, достаточных для погашения задолженности, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота либо ограниченного в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.

Арест и реализация имущества должника-организации осуществляются в следующей очередности:

1) в первую очередь - имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное);

2) во вторую очередь - готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие в производстве и не предназначенные для непосредственного участия в нем;

3) в третью очередь - объекты недвижимого имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование, другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве (ст. 59 Закона об исполнительном производстве).

В случае ареста судебным приставом принадлежащего должнику-организации имущества третьей очереди он в трехдневный срок направляет в Федеральную службу по финансовому оздоровлению и банкротству (см. Постановление Правительства РФ от 04.04.2000 N 301 "Об утверждении положения о Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству" - СЗ РФ, 2000, N 15, ст. 1597) уведомление о произведенном аресте имущества должника с приложением сведений о составе и стоимости имущества, на которое наложен арест, а также о сумме требований взыскателя. В случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника исполнительное производство и реализация его имущества, на которое обращено взыскание, приостанавливаются до рассмотрения арбитражным судом вопроса по существу.

В Законе об исполнительном производстве определен порядок обращения взыскания на заработную плату и иные виды расходов граждан (ст. 64 - 72).

7. Торги недвижимым имуществом организуются и проводятся специализированными организациями, с которыми заключается соответствующий договор. При этом они действуют по заявке судебного пристава-исполнителя, где указана минимальная начальная цена имущества, выставляемого на торги.

Торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения специализированной организацией соответствующей заявки. Порядок их проведения определен ГК (см. ст. 447 - 449 и коммент. к ним). Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 585 с изм. на 11.11.2002 (СЗ РФ, 2002, N 33, ст. 3229; N 46, ст. 4589).

8. Для специальных случаев в законе установлена возможность бесспорного взыскания имущества по обязательствам собственника, т.е. без обращения в суд. Такой порядок установлен для взыскания некоторых штрафов по железнодорожным и автомобильным перевозкам грузов и в других случаях. Согласно положениям НК взыскание недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, взыскание с предприятий, учреждений и организаций недоимок по налогам и другим обязательным платежам производится органами Федеральной налоговой службы России в бесспорном порядке. В ст. 46 - 51 НК подробно определены порядок взыскания, очередность обращения взысканий на имущество должника, обеспечение и оформление таких взысканий. Часть вторая НК посвящена правовому регулированию таких налогов, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог (взнос). Наряду с ними действуют законы об отдельных видах налогов, применяемых с учетом норм НК. Конституционный Суд РФ Постановлением от 17.12.96 N 20-П признал, что бесспорное взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, т.к. оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Бесспорный порядок взыскания пени как дополнительного платежа в качестве компенсации потерь государственной казны также вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона. Иного рода меры - взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода, различного рода штрафы носят карательный характер и следуют как наказание за налоговое правонарушение. В случае обжалования такого действия в вышестоящий налоговый орган или в суд взыскание штрафа должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика. Поэтому Конституционный Суд РФ признал положения пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24.06.93 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции", предоставляющие этим органам право производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия, не соответствующими Конституции, ее ст. 35 (ч. 3), 45 и 46 (ч. 1 и 2) (СЗ РФ, 1997, N 1, ст. 197). Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ в Постановлении от 11.06.99 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (Вестник ВАС РФ, 1999, N 8) обратили внимание судов на необходимость при рассмотрении дел о взыскании санкции за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 или п. 1 ст. 115 НК сроки для обращения налоговых органов в суд, имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, т.е. не подлежащими восстановлению.

В случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требования налогового органа.

Специальный порядок списания кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом установлен ст. 23 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" (СЗ РФ, 1999, N 9, ст. 1093) и продлен на 2002 и 2004 гг. с тем, чтобы реструктуризация задолженности организаций по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам была завершена в 2001 г. (Федеральный закон от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" - СЗ РФ, 2001, N 1 (ч. 1), ст. 2).

9. Согласно ст. 35 Основ законодательства о нотариате нотариусы совершают исполнительные надписи, представляющие собой распоряжение о взыскании денежной суммы или какого-либо имущества, если ответственность должника с бесспорностью вытекает из представленного документа. Порядок совершения исполнительной надписи ограничен отношениями, которые определяет Правительство РФ.

10. Возможность взыскания средств со счета должника без обращения в суд может быть установлена в договоре и, следовательно, не противоречит ч. 3 ст. 35 Конституции. Во всех случаях обращения взыскания на имущество право собственности на него прекращается с момента законной передачи имущества лицу, к которому оно перешло.

Другой комментарий к статье 237 ГК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит редакционно слитые нормы, принадлежащие к двум различным отраслям права, а именно к гражданскому процессу и к гражданскому праву. Обе они регулируют изъятие имущества путем обращения взыскания. Когда комментируемая статья устанавливает, что "изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда", то это норма гражданского процессуального права. Равным образом, когда в этой статье определяется, что иной порядок обращений взыскания может быть предусмотрен законом, то это также правило, принадлежащее к области гражданского процесса. Законом об исполнительном производстве установлен перечень исполнительных документов, подлежащих исполнению, в том числе и в порядке обращения взыскания на имущество.

2. В п. 1 комментируемой статьи содержится и правило гражданского права, по своему содержанию относящееся к общим положениям о договоре. Эта норма предусматривает, что договор может установить иной порядок изъятия имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника, чем обращение взыскания на основании решения суда. Институт обращения взыскания на имущество, таким образом, регулируется нормами как гражданского права, так и правилами гражданского процесса. Данное положение представляет собой развитие общего принципа свободы договора, в соответствии с которым условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 421 ГК). В ГК имеются правила, устанавливающие, что в отдельных видах договоров (и при некоторых ситуациях) стороны вправе решить, что обращение взыскания на имущество будет происходить без обращения в суд. Однако и при отсутствии в ГК таких норм стороны в соответствии с принципом свободы договора также могут договориться о таком обращении взыскания (при условии соблюдения п. 1 ст. 422 ГК).

1. Изъятие имущества путем обращения взыскания на него по обязательствам собственника производится на основании решения суда, если иной порядок обращения взыскания не предусмотрен законом или договором.


2. Право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.




Комментарии к ст. 237 ГК РФ


1. Статья является новой, хотя сформулированные в ней положения содержатся в других нормативных актах и постоянно применяются на практике.

2. Как правило, принудительное изъятие имущества путем обращения на него взыскания осуществляется судом в порядке, установленном ГПК и АПК (см. ст. 11 ГК и коммент. к ней). Пункт 1 предоставляет сторонам возможность согласовать иной порядок обращения взыскания на имущество должника. В качестве примера таких соглашений можно привести положения ст. 409 о предоставлении отступного (см. коммент.), п. 1 ст. 349 об удовлетворении требования залогодержателя за счет заложенного имущества без обращения в суд (см. коммент.).

3. Суд не может по общему правилу лишить кого-либо принадлежащего ему права собственности или создать это право у другого лица. Задача суда при обращении взысканий по обязательствам ограничивается определением принадлежности права. После этого (на основании судебного решения) происходит прекращение права собственности и изъятие имущества у ответчика. Изъятие имущества по вступившему в законную силу решению производится на основании исполнительных документов, выдаваемых судами. Обращение взыскания на имущество регулируется нормами ГПК, ст. 24 ГК (см. коммент.) и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах" (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3590) и Законом об исполнительном производстве. Указанные Законы вводятся в действие через три месяца после их официальной публикации, т.е. с 6 ноября 1997 г. До этого применяется Временное положение о порядке обращения взысканий на имущество организаций, утв. Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 199 (СЗ РФ. 1996. N 8. Ст. 741).

4. Согласно Федеральному закону "О судебных приставах" на последних возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

5. Закон об исполнительном производстве определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершения в их пользу определенных действий или воздержания от совершения этих действий. В Законе подробно определено правовое положение судебных приставов, их полномочия в процессе исполнительных действий, порядок обращения взысканий на имущество должника.

Особенности обращения взыскания на заработную плату и иные доходы и имущество должника-гражданина изложены в коммент. к ст. 24.

6. Особенности обращения взыскания на имущество организации-должника определены в гл. V указанного Закона. Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника. Наличные денежные средства подлежат изъятию судебным приставом-исполнителем незамедлительно по их обнаружении и сдаче в банк для перечисления на счет взыскателя в размере долга. На средства должника-организации, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, налагается арест.

В случае отсутствия у должника денежных средств, достаточных для погашения задолженности, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота либо ограничиваемого в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.

Арест и реализация имущества должника осуществляется в следующей очередности:

1) в первую очередь - имущества, непосредственно не участвующего в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное);

2) во вторую очередь - готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, непосредственно не участвующих в производстве и не предназначенных для непосредственного участия в нем;

3) в третью очередь - объектов недвижимого имущества, а также сырья и материалов, станков, оборудования, других основных средств, предназначенных для непосредственного участия в производстве.

В случае ареста судебным приставом-исполнителем принадлежащего должнику-организации имущества третьей очереди он в трехдневный срок направляет в Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при ГКИ РФ уведомление о произведенном аресте имущества должника с приложением сведений о составе и стоимости имущества, на которое наложен арест, а также о сумме требований взыскателя. В случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника исполнительное производство и реализация его имущества, на которое обращено взыскание, приостанавливаются до рассмотрения арбитражным судом вопроса по существу.

7. Торги недвижимым имуществом организуются и проводятся специализированными организациями, с которыми заключается соответствующий договор. Эти организации проводят торги по заявке судебного пристава-исполнителя с указанием минимальной начальной цены имущества, выставляемого на торги.

Торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения специализированной организацией соответствующей заявки. Торги проводятся в порядке, определенном ГК (см. ст. ст. 447 - 449 и коммент. к ним).

8. Для специальных случаев в законе установлена возможность бесспорного взыскания имущества по обязательствам собственника, т.е. без обращения в суд. Такой порядок установлен для взыскания некоторых штрафов по железнодорожным и автомобильным перевозкам грузов и в других случаях. Согласно Положению о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, взыскание с предприятий, учреждений и организаций недоимок по налогам и другим обязательным платежам производится органами ГНС РФ в бесспорном порядке. В Положении подробно определен порядок взыскания, очередность обращения взысканий на имущество должника, обеспечение и оформление таких взысканий. Рассмотрев жалобу на действия органов налоговой полиции, которые взыскивают недоимки по налогам, штрафы и др. с юридических лиц в бесспорном порядке, Конституционный Суд РФ 17 декабря 1996 г. признал, что взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, т.к. оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Бесспорный порядок взыскания пени как дополнительного платежа в качестве компенсации потерь государственной казны также вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона. Иного рода меры - взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода, различного рода штрафы - носят карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение. В случае обжалования такого действия в вышестоящий налоговый орган или в суд взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика. Поэтому Конституционный Суд РФ признал положения п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции", предоставляющие этим органам право производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (часть 3), 45 и 46 (части 1 и 2) (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 197).

9. Согласно ст. 35 Основ законодательства о нотариате нотариусы совершают исполнительные надписи, представляющие собой распоряжение о взыскании денежной суммы или какого-либо имущества, если ответственность должника с бесспорностью вытекает из представленного документа. Порядок совершения исполнительной надписи ограничен отношениями, которые определяет Правительство РФ. В настоящее время действует Перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия, утв. Постановлением СМ РСФСР от 11 марта 1976 г. N 171, с изменениями и дополнениями (СП РСФСР. 1976. N 7. Ст. 56; СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3240).

Исполнительная надпись нотариуса в силу ст. 349 ГК приравнивается к исполнительным документам и взыскания по ней производятся в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Так, по конкретному делу нотариус (по заявлению банка) выдал исполнительную надпись, в которой были предусмотрены взыскание с должника основной суммы долга по кредитному договору, проценты за пользование денежными средствами и пошлина за совершение данного нотариального действия. Банк передал документ судебному исполнителю районного народного суда. Поскольку на счетах должника не оказалось денежных средств, судебный исполнитель наложил арест на основные средства должника и обратился в суд с заявлением о замене способа и порядка исполнения указанного документа (продажа имущества должника с публичных торгов). Данные действия судебного исполнителя соответствуют требованиям ст. ст. 338, 348, 358 ГПК и судебной практике (Вестник ВАС РФ. 1993. N 9. С. 107).

10. В законе предусмотрены и другие случаи, когда взыскание имущества обязанного лица допускается в бесспорном порядке. Например, штраф, налагаемый федеральными антимонопольными органами на изготовителей (исполнителей, продавцов), а также на органы по сертификации согласно ч. 3 ст. 43 Закона о защите прав потребителей взыскивается в безакцептном порядке.

1. Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.

1.1. Взыскание на заложенное имущество на основании исполнительной надписи нотариуса может включать изъятие имущества и его передачу залогодержателю для последующей реализации этого имущества в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)" порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях. Взыскание на драгоценные металлы, находящиеся на счетах и во вкладах должника, обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях или иностранной валюте в соответствии с частью 3 статьи 71 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота , и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.

5. Должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем.

6. Если должник имеет имущество, принадлежащее ему на праве общей собственности, то взыскание обращается на долю должника, определяемую в соответствии с федеральным законом.

6.1. При выделе в соответствии с Федеральном законом "Об инвестиционном товариществе" доли товарища в общем имуществе товарищей по долгам участника договора инвестиционного товарищества не может быть обращено взыскание на денежные средства, составляющие доли других участников договора инвестиционного товарищества в общем имуществе товарищей и находящиеся на счете инвестиционного товарищества для осуществления операций по договору инвестиционного товарищества.

7. Должник по требованию судебного пристава-исполнителя обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество, в том числе исключительных и иных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, правах требования по договорам об отчуждении или использовании указанных прав, в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом должник предоставляет документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества , доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций, владельцев номинальных банковских счетов судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.



Просмотров