Объектами правовой охраны в экологическом праве являются. Экологическое право

Андреева О. А., Клочков В. В., Костенко М. А.,
Макаренко С. Н., Земченков Н. Ф., Дедюлина М. А.,
Кулик В. С., Тимошенко И. В.,
Дранников В. Н., Ельчанинова Н. Б.
Правоведение: учебное пособие
Под ред. д-ра юр. наук, профессора, действительного члена Российской академии естественных наук П. П. Баранова. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 299 с.

Предыдущая

10. Основы экологического права

10.2. Объекты экологического права

Объектом экологического права в самом широком смысле является природа (окружающая природная среда) как совокупность естественных условий существования человечества на нашей планете. Природа - интегрированный объект использования и охраны со стороны общества, представляющий собой комплекс разнообразных и взаимосвязанных элементов (земля, леса, воды, недра, животный мир и др.), правовая охрана которых может осуществляться лишь с учетом их качественного своеобразия, то есть в зависимости от их естественных свойств и особенностей использования обществом. Некоторые природные ресурсы вообще находятся вне сферы правового воздействия. Так, использование солнечной энергии или климатических ресурсов не поддается в достаточной степени контролю и регулированию со стороны человека. С другой стороны, за пределами правового регулирования оказываются такие компоненты природы, охрана которых не вызывается потребностями общества на данном этапе развития (тепло недр и др.). Исходя из этого, возникает необходимость выяснения понятия природного объекта и определения его признаков.

Природный объект, использование и охрана которого регулируется экологическим правом, должен обладать следующими признаками, характеризующими его возникновение и существование:

1. Естественное происхождение. Это означает, что такой объект должен быть создан силами самой природы без затрат человеческого труда. Вместе с тем не исключается участие человека в его создании с целью восстановления, воспроизводства, улучшения отдельных свойств такого элемента природной среды, если он затем вливается в систему естественных экологических связей и обеспечивает качество окружающей природной среды (например, животные, выращенные человеком и выпущенные на свободу, разведение лесов, рекультивация земель). Не относятся к объектам природы социальные ценности, товарно-материальные объекты.

Однако естественное происхождение еще не предопределяет принадлежности элементов материального мира к природным объектам. Важное значение имеет второй признак.

2. Экологическая взаимосвязь объекта с природной средой. Это означает, что объект должен находиться в составе природной среды, взаимодействуя с ее другими компонентами. За рамками правовой охраны природы остаются те ее части, которые вырваны человеком из естественных природных связей: срубленные деревья, отловленные животные, извлеченные из недр полезные ископаемые, вода в водопроводе или резервуаре и др.

Потеряв свою связь с природой, они переходят в разряд товарно-материальных ценностей, правовой режим которых регулируется не экологическим, а другими отраслями права (гражданским, административным и т. д.). Сюда относятся и такие элементы окружающей человека среды, которые потеряли связь с природой и стали спутниками человека или предназначены для удовлетворения его экономических и других потребностей - домашние или бродячие животные, сельскохозяйственные скот, посевы и др.

3. Социально-экологическая ценность объекта. Проявляется в его способности выполнять полезные экологические, экономические, культурно-оздоровительные и другие функции, то есть удовлетворять материальные, биологические, познавательные и другие интересы человека, участвовать в поддержании экологического баланса в природе и др.

Те явления, элементы и стихийные силы природы, которые противостоят интересам человека и требуют обеспечения благоприятного качества окружающей природной среды (эрозия почв, опустынивание земель, наводнения, животные, численность которых стала представлять угрозу для природной среды и др.) не входят в понятие охраняемой природы, а наоборот, становятся объектами борьбы со стороны человека как вредные для окружающей среды.

К числу объектов, имеющих отмеченные выше признаки, относятся в соответствии с законодательством:

Экосистемы (закрытые единые совокупности элементов природы на общей территории, способные длительно устойчиво существовать при замкнутом кругообороте веществ);

Природные ресурсы (части природы, которые используются для удовлетворения экономических, материальных потребностей общества - земли, леса, воды, животный мир и др.);

Природные комплексы (системы взаимосвязанных природных элементов, которые охраняются как единое целое - заповедники, заказники, национальные парки, ландшафты и др.);

Озоновый слой Земли, микроорганизмы, генетический фонд.

К охраняемым природным объектам относится также окружающая человека среда - часть природной среды, преобразованная в результате деятельности человека (города и другие населенные пункты, промышленные, сельскохозяйственные зоны и др.). Окружающая среда здесь понимается в узком значении как среда обитания человека, где осуществляется его жизнедеятельность, в отличие от окружающей среды в широком смысле, которая охватывает как природу, так и среду обитания человека.

Предыдущая

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1 ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

1.1 Окружающая среда, понятие и сущность

1.2 Природные ресурсы

1.3 Новые объекты эколого-правового регулирования

2 СУБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТ ОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Объекты экологического права -- это окружающая среда и ее отдельные элементы, т. е. природные, естественные феномены, реально существующие и внешне противостоящие законодателю и субъектам экологического права. Это понятие близко понятию «предмет экологического права», под которым понимается обычно определенная сфера общественных отношений, как часто пишут, «в области взаимодействия человека с окружающей средой», «по использованию и охране природных ресурсов».

При раскрытии понятия объектов правового регулирования прямо указывают на окружающую среду в целом и такие ее компоненты, как вода, земля, леса, животный мир и т. п.

Понятие объектов экологического права, как и однородные понятия объектов гражданских правоотношений, объектов уголовно-правовой охраны и др., необходимо для юридического обозначения и различения того, на что направлено правовое регулирование, к чему относятся те или иные правовые установления. Например, понятие животного мира, леса как объектов экологического права отделяет их от домашних животных, городских зеленых насаждений, что необходимо для установления и последующего определения их правового положения.

Действующее российское законодательство дает весьма подробный перечень объектов экологического права, структурируя окружающую среду, ее компоненты либо их части и описывая их так, чтобы можно было: а) дать общую характеристику объекта по одному или нескольким критериям, охватывающим его в целом; б) отличать один объект от другого; в) определить, к какому объекту относится тот или иной феномен, вид, вещество, растение, живое существо и пр.

Традиционно выделяются три группы объектов правовой охраны:

а) естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы,

б) земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты;

в) особо охраняемые природные территории (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные парки, памятники природы), редкие или находящиеся под угрозой исчезновения животные и растения и места их обитания.

То есть объектами охраны выступают компоненты (элементы) окружающей среды, биосферы, либо взятые в отдельности, либо образующие специфические структуры, например экосистемы, Мировой океан и др. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. такой подход в принципе сохранен. При этом проведено разделение объектов охраны на: компоненты окружающей среды, не подвергшиеся антропогенному воздействию, т. е. естественные экосистемы, природные ландшафты и природные комплексы; объекты особой охраны, к которым отнесены государственные природные заповедники, в том числе биосферные государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

В связи с этим возникает ряд вопросов, например: по каким основаниям континентальный шельф и исключительная экономическая зона подлежат «особой охране» в отличие от животного мира, земли, вод и т. п.; существуют ли в наше время природные ландшафты и комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию; являются ли объектами охраны, упомянутые в ст. 1 Закона природно-антропогенные объекты, т. е. «природные объекты, измененные в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объекты, созданные человеком, обладающие свойствами природного объекта и имеющие рекреационное и защитное значение», природная среда и окружающая среда?

Если Федеральный закон все же подразумевает, что окружающая среда и является самостоятельным объектом охраны, включая такие ее признаки, как качество, состояние, то приходится констатировать, что он не регулирует ее охрану. Наконец, при сравнении перечня объектов, подлежащих особой охране (ч. 3 ст. 4 Закона), и гл. IX «Природные объекты, находящиеся под особой охраной» видно, что они не совпадают.

1.1 Окружающая среда, понятие и сущность

Понятие окружающей среды анализируется с естественно-научных, обществоведческих и правовых позиций. Смежными являются термины «природа», «природные ресурсы», «естественная среда», «окружающая природная среда», «среда обитания».

Различные авторы подчеркивали разные стороны понятия «окружающая среда», выделяя наиболее важные моменты, в частности: окружающая среда является операционным базисом многообразной человеческой деятельности, совокупностью естественных элементов, т. е. созданных природой, но в большей или меньшей мере преображенных человеком и составляющих в данном месте и в данное время условия жизни людей; это весь материальный мир, находящийся вне человеческого общества, окружающий общество.

Окружающая среда существует как целое, взятое в разных масштабах и в разных сочетаниях, а не только как совокупность отдельных элементов, природных ресурсов и природных объектов. Подчеркивается, что окружающая среда служит условием и средством жизни человека, территорией, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства, культурно-бытового назначения и иных.

В законодательстве о санитарно-эпидемиологическом благополучии среда обитания понимается как «совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека», а в перечень этих факторов включены биологические, химические, физические, социальные и иные, оказывающие или могущие оказать воздействие на человека и на состояние здоровья будущих поколений.

1. 2 Природные ресурсы

Данное понятие является одним из базовых для экологического, водного, земельного, горного и лесного права. Единого подхода, объединяющего естественно-научные, экологические, правовые (как научные, так и нормативные) аспекты, до настоящего времени не выработано. Анализ структуры и содержания экологической и природно-ресурсных отраслей законодательства, регулируемых ими правоотношений бесспорно позволяет выделить: 1) землю, 2) недра, 3) леса, 4) животный мир, 5) воды, 6) атмосферный воздух, 7) континентальный шельф, 8) морскую среду, 9) растительный мир вне лесов, 10) особо охраняемые природные территории и объекты как совокупность природных ресурсов в определенных границах, обладающих специальным правовым статусом, характеризующихся экологической значимостью.

Все они, кроме особо охраняемых территорий, являются природными ресурсами, олицетворяющими физическое бытие какого-либо из элементов окружающей среды, рамки которого могут ограничиваться территориальными, естественно-географическими, правовыми и иными признаками, не характеризующимися индивидуально-определенными признаками. Следует отличать понятия «природный ресурс» и «природный объект», который выступает как индивидуально-определенный элемент (компонент) окружающей среды.

Земля -- природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека. Как объект правовой охраны земля выступает в качестве природного объекта и природного ресурса, охватывает все виды земельных угодий независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей. Но режим охраны отдельных категорий земель различен. В ЗК РФ подчеркивается, что объектами земельных отношений выступают не только земельные участки и их части как природный ресурс и природный объект.

Недра -- часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения человеком. Смежными понятиями являются запасы полезных ископаемых, полезные ископаемые, гидроминеральные ресурсы, минеральные ресурсы.

Воды -- природный ресурс, понимаемый как воды, участвующие в круговороте в качестве химического соединения кислорода и водорода, существующие в жидком, твердом и газообразном состоянии, а также как вся вода, находящаяся в водных объектах (объектами правовой охраны являются поверхностные и подземные воды, источники питьевого водоснабжения).

Атмосферный воздух -- компонент биосферы, элемент окружающей среды, природная смесь газов приземного слоя атмосферы, сложившаяся в ходе эволюции Земли.

Морская среда -- море (морские воды), минеральные и живые ресурсы (морские биоресурсы), неразрывно связанные со средой обитания. Для экологического права имеют значение правовой, статус и особенности морского пространства (внутренние моря, территориальное море, открытое море, исключительная экономическая зона и т. п.).

Континентальный шельф -- природный ресурс, морское, океаническое мелководье, имеющее аналогичное соседней суше геологическое строение, наиболее продуктивная часть акватории, богатая минеральными и живыми ресурсами.

Животный мир -- возобновляющийся природный ресурс, совокупность живых организмов, населяющих временно или постоянно территорию РФ, находящихся в состоянии естественной свободы (звери, птицы, водные биоресурсы, т. е. пресноводные и морские рыбы, водные животные, морские звери, беспозвоноч^ ные, насекомые и др.).

Леса (лес) -- возобновляемый природный ресурс, совокупность лесной растительности, земли, животного мира, имеющая важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Растительный мир (вне лесов) -- природный ресурс, важный компонент биосферы, тесно связанный с животным миром, климатом, почвой. Смежные понятия: растительность, растительное сообщество.

1 . 3 Новые объекты эколого-правового регулирования

Учитывая тенденции развития экологического права (и международного, и регионального, и национального), следует подчеркнуть, что возникает проблема, требующая правотворческих, правореализационных и научных решений,-- изменение круга объектов правового регулирования. А. С. Шестаков отмечает, что принятие Декларации по окружающей среде и развитию, Конвенции о биологическом разнообразии, Рамочной конвенции ООН об изменении климата символизирует новый этап развития международного экологического права и, более того, формирование глобального экологического права. Образующие его акты направлены на регулирование отношений по предметам, которые затрагивают все страны мира без исключения. Это уже не просто многосторонние договоры или соглашения, касающиеся отдельных видов объектов или воздействий на окружающую среду, а «инструменты, призванные определять позиции человечества по феноменам планетарного масштаба». Поэтому следует как минимум выделить в качестве особого объекта правового регулирования биологические ресурсы, биоразнообразие, экосистемы, безопасность человека, глобальные экологические услуги и др.

А. С. Шестаков указывает, что после 1992 г. (подписание) и 1995 г. (ратификация) Россией Конвенции о биоразнообразии (этот термин (или смежные понятия) появился более чем в 100 актах федерального законодательства, а задача его сохранения предусмотрена в ст. 2 Лесного кодекса, ст. 3 Водного кодекса.

Биологические ресурсы -- генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экосистем, имеющие фактическую или потенциальную полезность либо ценность для человечества.

Генетические ресурсы -- генетический материал, т. е. любой материал растительного, животного, микробиологического или иного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности и представляющий фактическую или потенциальную ценность.

В последние годы в российской литературе активно обсуждается вопрос о необходимости включения в число объектов правового регулирования (и соответственно в предмет экологического права) экологической безопасности и экологического правопорядка.

Экологическая безопасность -- состояние защищенности от внешних и внутренних угроз жизненно важных интересов личности, общества и государства в сфере взаимодействия с окружающей средой.

Экологический правопорядок -- вид правового порядка, определившегося в гражданском обществе как результат и состояние существующей совокупности правоотношений, сложившихся по поводу охраны среды обитания человека и рационального, бережного использования природных ресурсов, объектов и комплексов, главным назначением которого является обеспечение экологической безопасности населения и территорий России.

Биобезопасность генно-инженерно-модифицировнаных организмов -- отсутствие фактического или прогнозируемого нежелательного воздействия на окружающую среду модифицированного организма в сравнении с исходным немодифицированным организмом.

Экологические услуги -- виды деятельности, состоящие в целенаправленном проведении природоохранительных мероприятий одним субъектом права (государством, международной организацией, юридическим лицом и т. п.) в пользу другого (иных) субъекта (человечества, группы государств, отдельного государства и т. п.). Они могут носить глобальный характер (например, в случае сохранения биоразнообразия).

На Конференции в Найроби 2000 г. отмечалось, что, с одной стороны, биоразнообразие оказывает глобальные услуги человечеству, с другой -- его сохранение также является глобальной услугой человечеству, хотя пока оба эти момента не находят адекватного признания и отражения в рамках существующих экономических и политических отношений и моделей.

При этом важно, что наивысшая степень биоразнообразия присутствует в основном в менее развитых в экономическом отношении регионах (странах). В связи с этим специалисты в области международного права окружающей среды (А. С. Шестаков) ставят вопрос о возможности для России использовать этот новый правовой институт -- оказание глобальных услуг по сохранению биоразнообразия на основе адекватного возмещения их со стороны мирового сообщества. Дело в том, что Россия обладает большим потенциалом биоразнообразия: около 60% площади страны -- это малозатронутые массивы экосистем вне особо охраняемых территорий (которые составляют около 5%). Тем самым обеспечивается экологический баланс не только на континенте Евразия, но и на всей планете.

Малоизмененное, т. е. естественное биоразнообразие, характерно для отсталых экологически депрессивных районов РФ с низкой плотностью населения и неразвитой инфраструктурой. И здесь возможны два варианта их развития: традиционное освоение индустриально-урбанического типа или же сохранение биоразнообразия с отказом от индустриализации (с учетом потенциальных убытков и затрат на их сохранение и т. п.). Конечно, такого рода решение должно быть тщательно обдумано, так как его принятие и реализация могут привести к стагнации, способствовать еще большему отставанию страны, дальнейшему развитию иждивенческих настроений в масштабах государства и населения России, наконец, к нарушению принципа равенства настоящих и будущих поколений.

Примеры такого рода проблем и способов их решения уже имеются. Это торговля квотами на выброс вредных веществ в атмосферу, когда индустриально развитые страны покупают право на выброс у других стран или ввозят на территории отсталых стран опасные отходы для их захоронения, оплачивая тем или иным образом эту экологическую услугу. В РФ в 2001 г. также было принято решение о предоставлении экологических услуг, связанных с переработкой и захоронением опасных (радиоактивных) отходов. 6 июня Государственной Думой РФ были приняты Федеральные законы «О внесении изменений и дополнений в ст. 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды"», «О внесении дополнений в Федеральный закон "Об использовании атомной энергии"», «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» и подписаны Президентом РФ 10 июля 2001 г.

Указанными актами введены новые для отечественного законодательства понятия: «тепловыделяющие сборки ядерного реактора», т. е. машиностроительное изделие, содержащее ядерные материалы и предназначенное для получения тепловой энергии и ядерном реакторе за счет осуществления контролируемой ядерной реакции, и «облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора» т. е. облученные в ядерном реакторе, извлеченные из него и содержащие отработавшее ядерное топливо тепловыделяющие сборки, а также «временное технологическое хранение», т.е. временное хранение облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов в специально приспособленных хранилищах в целях повышения безопасности и снижения затрат при последующем обращении с ними, осуществляемое на условиях гражданско-правовых договоров.

Оговорено, что порядок их ввоза и вывоза определяется Правительством РФ, но, главное, разрешается их ввоз на территорию страны, что коренным образом изменяет политику в области экспорта опасных (радиоактивных) отходов в России. Статья 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» изменениям не подверглась, но новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды» запрещает в абз. 4 ч. 2 ст. 51 ввоз опасных и радиоактивных отходов в РФ в целях их захоронения и обезвреживания, а в ч. 4 ст. 48 формулирует исключение: ввоз в РФ из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки разрешается на основе соответствующих международных договоров Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ, в случаях, если проведены государственная экологическая экспертиза и иные государственные экспертизы соответствующего проекта, предусмотренные законодательством РФ, обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализации соответствующего проекта.

В данном пункте Закона также указывается, что необходимо «принимать во внимание» приоритетность права возвратить образовавшиеся после переработки радиоактивные отходы в государство происхождения ядерных материалов или «обеспечить» их возвращение, но не раскрываются конкретные правовые механизмы того и другого.

Что касается законодательного регулирования программ реабилитации, то фактически они являются формой «расплаты» за услуги по захоронению радиоактивных отходов. Об этом достаточно много говорилось и независимыми специалистами, и в средствах массовой информации, причем не только в известном своей острокритической позицией еженедельнике «Зеленый мир», но и во многих других.

К числу глобальных экологических услуг относятся также прекращение производства и сокращение применения озоноразрушающих веществ. Широко известно, что отнюдь не все страны выразили готовность соблюдать условия Венской конвенции, Киотского протокола, а дискуссии по этому поводу приобретают острейший политико-экономический характер.

Региональными экологическими услугами можно считать отдельные мероприятия, реализация которых сказывается на состоянии окружающей среды в пределах одного региона, нескольких государств, отдельных компонентов окружающей среды. Например, это разведение и выпуск в Каспийское море миллионов мальков осетровых, осуществляемые Россией -- единственной из государств, добывающих осетров в Каспии.

Российское законодательство довольно часто употребляет термин «услуги природоохранного назначения». В узком смысле это проведение работ, предназначенных только и исключительно для достижения цели охраны окружающей среды и оказываемых на возмездной основе в самых различных сферах природопользования, народного хозяйства и иной социальной, экономической, правовой деятельности.

Экоаудит -- разновидность экологических услуг. Это вид деятельности, заключающийся в анализе соответствия деятельности и отчетности хозяйствующего субъекта нормативно-методическим, инструктивным и регламентирующим документам в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.

В последнее время делаются попытки «перевода» некоторых объектов, традиционно охраняемых теми или иными отраслями права, в число объектов экологического права. Так, в Законе Республики Башкортостан «О домашних животных» от 28 марта 1997 г. вводятся понятия: животные, т.е. все представители зоологического подтипа позвоночных животных, а также беспозвоночные, обладающие развитой нервной системой, способные испытывать чувство боли; домашние животные -- т. е. зоологические виды, кроме животных, оставленных без попечения, в том числе бродячих, одичавших; экзотические животные -- представители нехарактерных и непривычных для местных условий видов животных, содержание которых представляет особую сложность; дикие животные в неволе -- т. е. особи, изъятые из естественных для них условий и содержащиеся человеком в условиях ограниченной свободы; синантропные животные -- животные, не содержащиеся человеком, но обитающие в условиях, полностью или частично создаваемых деятельностью человека; лабораторные животные -- предназначенные для проведения экспериментов или демонстраций.

Примеры, свидетельствующие об общих тенденциях расширения круга объектов экологического права, можно продолжить, но понятно, что они могут порождать и новые виды деятельности, ранее не существовавшие (или не привлекавшие внимания) явления, процессы, свойства чего-либо, наконец, могут объединять и обобщать частные признаки и объекты, укрупняя их, или, наоборот, разбивать их на ряд более мелких единиц, нуждающихся и специальном правовом регулировании.

2 СУБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

Экологическое законодательство, т. е. совокупность норм, устанавливающих требования в области охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов, всем своим содержанием предназначено для:

1) граждан, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с использованием окружающей среды, воздействиями на нее (все граждане страны, каждый человек может настаивать на применении норм экологического законодательства);

2) физических лиц, принимающих и реализующих определенные экологически значимые решения, совершающих акты экологического поведения;

3) юридических лиц как коллективного субъекта, принимающего и реализующего экологически значимые решения и действия, несущего ответственность (гражданско-правовую, административную) за экологические правонарушения. Понятно, что такие решения и действия осуществляются поведением физических лиц, но, как известно, в ряде случаев нужно принимать во внимание именно специфику статуса и поведения коллективного субъекта эколого-правовых отношений. Именно юридическим лицам в первую очередь адресованы требования законодательства об охране окружающей среды. Правоспособность юридического лица в сфере экологических отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент его ликвидации. По общему правилу юридические лица становятся участниками данных правоотношений с момента предоставления им в собственность или пользование природных ресурсов, т. е. возникновения у них прав на природные ресурсы, или с момента начала осуществления хозяйственной деятельности;

4) лиц, которые в силу своего должностного или общественного положения реализуют функции экологического управления, в том числе контрольно-надзорные (предполагается, что правовые нормы тем самым программируют их действия);

5) правоприменителей (следователей, прокуроров, судей и должностных лиц, наделенных правом применения административных санкций), т. е. для лиц, которые в силу своего положения, руководствуясь требованиями закона, обязаны принимать (или не принимать) решения о возбуждении уголовного дела, о привлечении к административной ответственности, предъявлении обвинения в совершении экологических преступлений, направлять уголовные дела в суд, выносить по этим делам приговоры, разрешать экологические споры и т. п.;

6) лиц (индивидуально или коллективно), осуществляющих право- и нормотворчество.

Несомненно, каждая из этих групп должна иметь определенное представление об экологическом законодательстве. Степень его освоения и, главное, реакция на него, отношение к закону, использование его положений практически являются и должны быть различными.

Граждане -- не специалисты в области экологического права, не обладающие специализированными обязанностями и функциями в сфере экологического законодательства, могут иметь общее представление о нем. Кроме соблюдения ст. 58 Конституции РФ -- «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» -- и выполнения отдельных требований они не должны совершать каких-либо дополнительных действий.

В то же время граждане, как в индивидуальном порядке, так и коллективно, в том числе объединения граждан, имеют право инициировать проведение общественной экологической экспертизы, обращаться, например, в суд с иском о защите своих экологических прав, о прекращении вредной для окружающей среды деятельности, в прокуратуру с заявлениями, жалобами, письмами, в которых сообщаются сведения о нарушениях экологического законодательства.

К числу таких сведений относится информация о противоправных действиях (бездействии) должностных лиц органов государственной власти и управления, предприятий и организаций, которые причинили или могут причинить ущерб окружающей среде, о фактах совершения экологических преступлений отдельными гражданами, а также о нарушениях экологических прав человека. Направленная информация подлежит обязательной проверке, в результате которой либо возбуждается уголовное дело (или административное производство, осуществляемое уполномоченными на то органами), либо дается обоснованный и мотивированный отказ на заявление, жалобу или иное обращение, либо разъясняются порядок обжалования принятого решения, право обращения в суд (в порядке гражданского судопроизводства).

В настоящее время создана законодательная база для защиты гражданами Российской Федерации своих конституционных экологических прав. Предусмотрена судебная защита прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ), в том числе установленных ст. 42 Конституции РФ (право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением); сформирован правовой механизм обжалования действий и решений органов государственной власти и управления, должностных лиц, издающих нормативно-правовые и правоприменительные акты, а также совершающих иные действия, если своей деятельностью они нарушают экологические права граждан, вплоть до рассмотрения вопроса Конституционным Судом РФ. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с дополнениями от 14 декабря 1995 г. устанавливает возможность обжалования действий и решений всех государственных служащих, а не только должностных лиц, а также бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, должностных лиц, государственных служащих и других субъектов. Значителен объем правовых актов, обеспечивающих защиту прав граждан на получение экологической информации.

Таким образом, в настоящее время наряду с другими правовыми средствами и механизмами существуют реальные методы защиты прав и интересов граждан. Именно поэтому они являются наиболее представительной группой адресатов экологического законодательства.

Физические лица, совершающие экологически значимые поступки, должны более предметно, чем рассмотренная выше категория, знать соотносимые с их действиями требования закона, исполняя и соблюдая его как реально существующие технологические предписания общего характера. Это влечет необходимость организационного обеспечения самой возможности знать закон, реализации правовой презумпции знания закона. Соответственно содержание норм об экологических требованиях для этой группы адресатов экологического права должно быть представлено в виде управленческой, технологической информации.

Юридические лица, в ходе предпринимательской, в том числе природоохранной, деятельности должны руководствоваться требованиями экологического законодательства (ныне в случае нарушения ими этих требований они могут быть привлечены не только к гражданско-правовой, но и к административной ответственности).

Лица, реализующие контрольно-надзорные функции, должны иметь достаточно полные знания об экологическом законодательстве, так как они выполняют самые различные обязанности в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В первую очередь это работники специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, природоохранительных инспекций, природоохранительных служб предприятий и организаций и др. Специфическую группу составляют представители средств массовой информации.

Так или иначе, в той или иной юридической форме эти лица должны обеспечивать исполнение природоохранных норм в плане как соблюдения охраняемого порядка деятельности, так и создания условий для их реализации и для самой реализации. Для них обязанность знания норм дополняется освоением (в разной, разумеется, степени) механизма их применения, в особенности побуждения к исполнению правовых предписаний. Сколь обширна эта группа субъектов экологического права, можно судить хотя бы по перечню органов, их должностных лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях и рассматривающих дела о них.

Это (в соответствии со ст. 23.3, 23.10, 23.13-23.29, 23.31-23.34, 23.36-42, 23.49, 23.52, 23.53, 23.56-23.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) органы внутренних дел, пограничной службы, государственного экологического контроля, органы рыбоохраны, государственные семенные Инспекции, органы государственного энергетического надзора и многие другие. Некоторые из названных структур ограничены по штатной численности несколькими сотнями человек, некоторые (как лесная служба) насчитывают сотню и более тысяч сотрудников, реализующих в пределах своей компетенции контрольно-надзорные полномочия в области охраны окружающей среды.

Лица, применяющие нормы об ответственности за нарушения экологического законодательства, должны знать это законодательство в достаточной степени, позволяющей принимать самостоятельные юридически значимые решения. В равной степени они обязаны владеть знаниями и навыками, необходимыми для применения норм уголовного, гражданского и других отраслей права в конкретных случаях и в рамках существующих правоохранительной и судебной систем. Это связано с использованием экологически значимой информации, освоением огромного массива экологического законодательства, обращением к возможностям экологической экспертизы и т. п.

Субъекты экологического правотворчества. Эта группа обозначается по другим критериям. Их можно выделять в зависимости от подхода к определению источников экологического права: широкому и узкому. В первом случае ими являются не только органы государственной власти, уполномоченные на создание российского экологического законодательства (Федеральное Собрание, Президент, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления), но в пределах своей компетенции -- суды, международные организации, физические и юридические лица, вступающие, например, в договорные отношения общего характера, заключающие трудовой договор, принимающие устав, статут, иной акт и пр. Во втором случае речь идет о субъектах принятия законодательных и нормативно-правовых актов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7 марта 2005 г.).

4. Бринчук М. М. Исполнительная власть и охрана природы // Экологическое право. 2001. №2. С. 22--26;

5. Бринчук М. М., Дубовик О. Л. О проекте Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» // Экологическое право. 2001. № 3. С. 23--29;

6. Дубовик О. Л. Экологическое право: Учебник - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

7. Современное экологическое право в России и за рубежом /Под ред. О. Л. Дубовик. М., 2001.

8. Шестаков А. С. Биологическое разнообразие: регулирование использования и охраны в международном праве // Экологическое право. 2001. № 2. С. 48--55;

9. Шестерюк А. С. Экологическое право и вопросы кодификации экологического законодательства Российской Федерации // Экологическое право. 2001. №2. С. 26-29.

10. Экологическое право России / Под ред. В. Д. Ермакова, А. Я. Сухарева.

11. Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. С. А. Боголюбова. М, 2000;

Подобные документы

    Предмет, источники и объекты экологического права. Система экологического права. Механизм экологического права. Эколого-правовой механизм охраны природной среды. Экологическое страхование. Международное сотрудничество в целях охраны природы.

    реферат , добавлен 19.11.2006

    Принципы правовой охраны окружающей природной среды. Законодательство, роль судебной и арбитражной практики в регулировании экологических отношений. Понятие экологического правоотношения и его виды. Объекты и субъекты собственности на природные ресурсы.

    шпаргалка , добавлен 15.01.2010

    Общее понятие источников экологического права. Классификация источников экологического права. Основные источники экологического права. Российское законодательство как источник экологического права. Проблемы развития законодательства.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2007

    История формирования экологического права в России. Источники и принципы экологического права. Право собственности на природные ресурсы. Экономический механизм охраны окружающей среды. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

    контрольная работа , добавлен 28.11.2009

    Понятие и основные формы проявления экологического права. Источники и объекты экологического права. Межправительственные и не правительственные организации занимающиеся вопросами охраны окружающей среды. Международные природоохранные организации.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2011

    Понятие, предмет, структура и система экологического права. Современные концепции взаимодействия общества и природы. Государственная экологическая экспертиза. Особо охраняемые объекты окружающей среды. Содержание права собственности на природные объекты.

    шпаргалка , добавлен 01.02.2010

    Источники экологического права. Экологические правоотношения. Экологические права граждан. Право собственности на природные ресурсы. Правовые основы регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Экологическая экспертиза.

    шпаргалка , добавлен 08.07.2006

    Экологическое право - самостоятельная комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой. История развития экологического права РФ: до 1917 года, в советский период, на современном этапе.

    реферат , добавлен 02.02.2008

    Общая характеристика источников экологического права. Конституции Российской Федерации и Республики Башкортостан - основополагающие источники экологического права. Характеристика общих норм Конституции Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 11.04.2003

    Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков. Определение понятии экологического правонарушения и эколого-правовой ответственности. Производство запрещенных видов опасных отходов.

Понятие объекта экологического права

В юридической литературе в качестве объекта правоотношений выступает то благо, на которое направлены данные правоотношения. В экологических правоотношениях выделяют два основных вида таких благ:

  1. Объекты природы. Они могут выступать в виде целостных природных объектов, их элементов, природных комплексов, а также в целом окружающей среды.
  2. Порядок использования и охраны этих природных объектов.

Для объектов природы как объектов экологических правоотношений присуще два основных свойства, которые влияют на содержание этих правоотношений:

  1. Естественное происхождение объектов природы порождает появление таких видов экологических правоотношений, которые не присущи правоотношениям других отраслей права, например, как отношения по ведению мониторинга, по ведению кадастра объектов животного мира и прочие;
  2. На экологические правоотношения непосредственно воздействуют объективные законы природы. Например, субъекты экологических правоотношений, осуществляя свою хозяйственную деятельность и размещая производственные объекты, обязаны следить за сохранностью миграционных путей диких животных.

Виды объектов экологического права

Природные объекты, как объекты экологического права, можно разделить на три вида:

  1. Основные виды объектов природы, которым присущи свойства однородности: дикая фауна, леса, земля, недра, вода. Ввиду однородных свойств этих природных объектов, а также однородных отношений, которые складываются по поводу этих объектов, экологические правоотношения делят на лесо-правовые, водно-правовые, земельно-правовые и т.д. Использование и охрана таких природных объектов регулируется системно.
  2. Природные комплексы, которые включают в себя различные виды и элементы указанных выше объектов природы. Ввиду комплексного характера такие правоотношения являются достаточно специфическими. К ним относят правоотношения по использованию и охране земель лесного фонда, правоотношения, складывающиеся в отношении природно-заповедных комплексов.
  3. В целом природная окружающая среда. Она выступает в качестве объекта экологических правоотношений в случаях определенного антропогенного воздействия на нее. Такие экологические правоотношения возникают в области охраны экологического благополучия и включают в себя применение мер судебной или административной защиты. Например, применение мер правового воздействия при превышении предельно допустимых уровней воздействия на окружающую природную среду.

Порядок использования и охраны природных объектов, как объект экологических правоотношений, также делится на несколько разновидностей:

  1. Порядок использования объектов природы, устраняющий возможность природоохранных нарушений. К нему можно отнести установление лимитов водопотребления и водоотведения, которые предотвращают загрязнение и истощение водоемов.
  2. Порядок охраны объектов природы, при котором достигается цель, продиктованная необходимостью охраны. Так, путем ограничения использования определенных объектов природы может быть достигнута поставленная цель охраны окружающей среды.

Специфика объектов экологических правоотношений влияет на содержание этих правоотношений, в основе которых лежат правомочия субъектов. Также эта специфика служит основным критерием разграничения экологических правоотношений от правоотношений, возникающих в других отраслях права. Например, к экологическим отношениям нельзя отнести отношения, возникшие в сфере обеспечения ветеринарного благополучия сельскохозяйственного скота, так как к объектам экологических правоотношений относятся особи животного мира, имеющие естественное происхождение в дикой природе, а также обитающие в среде этой дикой природы.

Особенности экологических правоотношений можно поделить на типичные и индивидуальные. Для типичных особенностей характерно влияние на содержание правоотношений в большей степени, чем индивидуальных.

Понятие субъекта экологического права

Всех субъектов, реализующих эколого-правовые нормы, делят отдельно на субъекты экологического права и субъекты экологических правоотношений.

Так как Конституцией РФ для каждого установлена обязанность охраны окружающей среды, то субъектом экологического права может выступать любое лицо, то есть как физические, так и юридические лица.

Напротив, субъектом экологического правоотношения может выступать только то лицо, которое в силу закона может принимать участие в тех или иных экологических правоотношениях.

Субъекты экологического права - это лица, которые по закону управомочены совершать определенные действия или бездействия, носящие правоохранительный характер. Они могут реализовывать эти действия или бездействия в своем поведении самостоятельно, не взаимодействуя с другими субъектами экологического права.

Субъекты экологических правоотношений, как правило, делятся на две основные группы: управомоченные и обязанные. Наличие этих групп является неотъемлемым признаком экологических правоотношений, так как всегда уполномоченному субъекту противостоит обязанный субъект.

Управомоченные субъекты экологических правоотношений являются носителями принадлежащих им субъективных прав. При этом они самостоятельно делают выбор реализовать эти субъективные права или нет.

Обязанные субъекты экологических правоотношений выступают в качестве носителей обязанности, которая корреспондирует правам управомоченных субъектов данных правоотношений. Иными словами, обязанные субъекты участвуют в реализации прав, принадлежащих управомоченным субъектам.

Управомоченные и обязанные субъекты экологических правоотношений при изменении содержания правоотношений могут меняться местами.

Правомочия субъектов экологического права

Правомочия любых субъектов в праве означает меру их возможного и дозволенного поведения. Правомочия субъектов экологических правоотношений условно делят на общие и специальные.

Общими правомочиями обладают все виды субъектов, так как они выступают в виде универсальных правил. И, напротив, специальными - обладает узкий круг субъектов, которые имеют особенности в правовом статусе. Так, например, право общего природопользования могут реализовать в равной степени все субъекты экологических правоотношений, в то время как право специального природопользования - только те субъекты, которые в силу своего правового статуса уполномочены на такой вид природопользования. Сами общие и специальные правомочия субъектов более подробно классифицированы законом в отдельных видах экологических правоотношений.

Понятие и функции объектов экологического права

Субъекты экологического права.

Виды и правовой статус объектов окружающей среды.

Понятие и функции объектов экологического права.

Объекты и субъекты экологического права.

Лекция 3

Контрольные вопросы.

1. Дайте определœение понятия источника экологического права.

2. Перечислите виды источников экологического права.

3. Укажите классификацию источников экологического права.

4. Укажите особенности системы источников экологического права.

5. Что принято понимать под экологизацией законодательства?

6. Являются ли решения судов источниками экологического права?

7. Являются ли решения, принимаемые судами по вопросам, отнесенным к предмету экологического права, источником права? Какова их роль в регулировании экологических отношений?

8. Дайте общую характеристику Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды".

9. Дайте характеристику нормативно-правовым актам субъектов РФ в области охраны окружающей среды.

10. Назовите характеристику нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды.

Под объектами окружающей среды, которые подлежат охране, понимают природные объекты, то есть составные части окружающей нас природной среды, состоящие в системе экологической взаимосвязи и выполняющие экологические, экономические, культурно-оздоровительные и иные функции. Федеральный Закон ʼʼОб охране окружающей средыʼʼ является единственным нормативно-правовым источником, который определяет перечень природных объектов, подлежащих правовой охране.

Так, ст. 4 данного Закона гласит, что на территории Российской Федерации объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Закон выделяет три группы объектов охраны.

К первой группе относятся естественные экологические системы и озоновый слой атмосферы. Эти объекты имеют глобальное значение. Надо заметить, что Закон охраняет не любые, а лишь естественные экологические системы. Модифицированные и трансформированные экологические системы, согласно международной классификации, не могут безоговорочно служить объектами охраны, ибо они не всœегда положительно воздействуют на человека (аграрные зоны, городская среда, водохранилища и т.п.).

Основное предназначение озонового слоя атмосферы состоит в охране живой природы и человека от губительного воздействия ультрафиолетового излучения. Из-за опасности разрушения мировое сообщество выделяет его в один из приоритетных объектов охраны.

Он представляет собой слой атмосферы в пределах стратосферы, лежащий на высоте 7-8 км (на полюсах), 17-18 км (на экваторе) и до 50 км над поверхностью земли, отличающийся повышенной концентрацией молекул озона (в 10 раз выше, чем у поверхности Земли), что позволяет поглощать ультрафиолетовое излучение, гибельное для биоорганизмов.

Загрязнение окружающей природной среды химическими веществами, среди которых имеются и озоноразрушающие соединœения, ведет к постепенному понижению содержания озона. Образуются пространства с пониженным содержанием озона (до 50 %), которые получили названия озоновых дыр.
Размещено на реф.рф
С 1987 ᴦ. зарегистрирована расширяющаяся область пониженного содержания озона (по 4 % в год).

Несмотря на признание приоритетной охраны данного природного объекта мировым сообществом, не всœе страны готовы решать эту проблему посредством экономических и правовых мер.
Размещено на реф.рф
И дело даже не в отсутствии правового механизма как такового, а в том, что это проблема, прежде всœего экономического характера. Одна из наиболее эффективных мер охраны озонового слоя на сегодняшний день - замена озоноразрушающих веществ.

Ко второй группе относятся отдельные природные объекты. Закон дает их подробный перечень. Некоторые из них, что важно отметить, помимо своего естественнонаучного определœения нуждаются еще и в дополнительных юридических признаках.

Так, земля в законодательстве - это поверхности земли на глубину ее почвенного слоя. Недрами принято называть часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов и простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. В то же время недрами земли являются и те участки поверхности земли, которые содержат полезные ископаемые.

К водам закон относит как поверхностные, так и подземные воды, а также снега, ледники. Не включаются в водный фонд почвенная влага, водоемы, пруды, расположенные в парках, на дачных участках, на сельхозугодьях. Такое разграничение имеет значение при применении водного законодательства в борьбе с загрязнением, засорением, истощением вод.

Лесами называют такие совокупности древесно-кустарниковой растительности, которые произрастают на землях лесного фонда, отведенных для этой цели в установленном законом порядке. При подобных критериях легко разграничивать лес от иной совокупности растительности, которая должна быть, к примеру, парком и подчиняться иным экологическим режимам. Под иной растительностью понимают дикую и культурную растительность, не вошедшую в категорию лесов и выполняющую полезащитные, озелœенительные, декоративные функции. В указанную категорию не входят посœевы сельскохозяйственных культур, плодово-ягодные насаждения, фруктовые деревья и тому подобная искусственная растительность, которая выполняет не экологические, а экономические, культурные функции.

В понятие ʼʼживотный мирʼʼ входит вся фауна на территории государства, находящаяся в диком состоянии. Это наземные животные, птицы, рыбные запасы, насекомые, различные микроорганизмы.

Следует заметить, что Закон не имеет статьи, определяющей право собственности на природные объекты. В первую очередь, потому, что собственность на них - условная категория. Οʜᴎ создавались самой природой в результате ее эволюционного развития и, следовательно, являются общечеловеческим достоянием. Во-вторых, не всœе природные объекты, охраняемые законом, бывают объектами собственности. Такой природный объект, как атмосферный воздух, не может состоять в чьей-либо собственности по объективным причинам, как не имеющий материальной субстанции. В-третьих, собственность на природные объекты, существующая в цивилизованном мире, носит, как и вся собственность, не экологический, а экономический характер.
Размещено на реф.рф
Государство устанавливает ее не для охраны природы, а для ведения хозяйства.

Необходимо отметить, что объектами экологического права признаются не любые, а лишь естественные экологические системы; Модифицированные и трансформированные экологические системы и объекты согласно международной классификации не могут признаваться объектами охраны, ибо они не всœегда положительно воздействуют на человека.

Отсюда мы можем сделать вывод, чтообъектами экологических правоотношений признаются те природные объекты, которые обладают следующими

признаками:

- естественное происхождение;

Экологическая взаимосвязь с окружающей средой;

Обеспечение качества окружающей среды.

Вместе с тем, эти объекты должны выполнять следующие

функции:

Экологические, экономические и культурно-оздоровительные.

Вся природная среда может рассматриваться как совокупность природных объектов, природных ресурсов и природных комплексов.

К природным объектам можно отнести: землю, недра, воды, леса, нелœесную растительность, животный мир и атмосферный воздух.

К природным ресурсам относятся: экологические, экономические, земельные, минœеральные, водные, лесные, энергетические и фаунистические ресурсы.

К природным комплексам относятся: заповедники, заказники, национальные парки, природные парки, памятники природы, лесопарки, курортные, зелœеные и пригородные зоны, а также типичные и редкие ландшафты.

Понятие и функции объектов экологического права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие и функции объектов экологического права" 2017, 2018.

1. Объект экологического права – это совокупность экологических общественных отношений. В тоже время, объекты экологического права - это объекты, по поводу которых складываются экологические отношения.

Окружающий мир – социальные и природные объекты. Природные объекты – внешние признаки – естественное происхождение и экологическая взаимосвязь (нормативное оформление и ценность). Ценность – выполнение функций жизнеобеспечения. Внутренние признаки – свойства объектов природы, отделяющие их друг от друга (ряд авторов их группирует – не имеет смысла). Нормативное обособление: ст. 4 ФЗ РФ – 3 группы объектов (3 уровня обособления) – общие объекты и объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

Поверхностные и подземные воды;

Леса и иная растительность;

Животные и другие организмы и их генетический фонд;

Атмосферный воздух;

Озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

(Глобальные – отдельные).

2. В первоочередном порядке охране подлежат:

Естественные экосистемы;

Природные ландшафты и комплексы, е подвергшиеся антропогенному воздействию.

3. Особая охрана: особое значение и/или редкие и исчезающие (континентальный шельф и исключительная экономическая зона).

Объекты международной охраны: международные и национальные – океан, Антарктида, атмосферный воздух, космос и раздел.Природные объекты.

2. Природа как объект использования и охраны

Природа – обобщенное понятие – сфера жизни и взаимодействия живых и неживых природных объектов.

Система – единство и дифференцированность.

Границы охраны природы:

Внешние (около земное пространство и глубинные недра);

Внутренние (социальны объекты и вышедшие из экологической взаимосвязи).

Экосистема – это устойчивая совокупность природных объектов(дать на самостоятельное определение)

Естественные

Модифицированные

Трансформируемые.

ПС – относительно неизменная часть природы.

ОПС – относительно изменяемая часть природы.

Т – полностью изменяемая часть природы.

ПС + ОПС = природа

ОПС + Т = ОС (место обитания человека – общий объект экологических отношений).

3. Природные объекты, ресурсы и комплексы на фоне нормативной терминологии.

Публично-правовое – частно-правовое.

Природный объект – составная часть ОПС, имеющая естественное происхождение и состоящее в экосвязи (Петров).

Природный объект – экологический, экономический, культурно-оздоровительный.

Природный ресурс – используемая человеком часть или свойство ОПС.

Исчерпаемые и неисчерпаемые;

Возобновляемые, относительно возобновляемые, невозобновляемые (обязанность по восстановлению).

Природный комплекс – обособленная с целью охраны часть ОПС (в широкм смысле вся ОПС).

Заповедные;

Особо охраняемые;

См. законодательство – ОС, ПС, природный объект, природно-антропогенные объект, антропогенный объект, естественные экосистемы, природный комплекс, природный ландшафт, природный ресурс – сложные, взаимоисключающие.



Просмотров