Нормативно-правовое регулирование в сфере услуг.

Сфера правового регулирования - это совокупность общественных отношений, которую возможно и необходимо упорядочить с помощью права и правовых средств. Иначе: сфера правового регулирования - область социального пространства, которая охвачена правом. Это, прежде всего, общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные. Речь идет о тех общественных отношениях, функционирование которых невозможно без использования правовых средств.

Раздел IV. Теория нрава

Не все в общественных отношениях урегулировано правом. Например, не регулируются правом: в области экономических отношений - процессы производства; в области политических отношений - разработка программ и уставов партий; в области духовно-культурных - религиозные отношения и др. Составить сферу правового регулирования могут только отношения, которые поддаются правовому регулированию. Право регулирует конкретные, наиболее сущностные, глобальные отношения, проходящие через волю и сознание людей.

При установлении сферы правового регулирования следует исходить не столько из классификации общественных отношений (экономические, политические и т.п.), сколько из материи самого права как нормативного регулятора, целенаправленность которого - порядок в обществе.

Признаки сферы правового регулирования:

1. Является социальной, поскольку право регулирует социальные отношения, а не естественные процессы (землетрясения, тайфуны, физико-химические явления и др.);

2. Является той областью социального пространства, где имеются общественные отношения, которые могут быть урегулированы правом, то есть могут пройти через волю и сознание людей (нельзя регулировать действия, совершенные в состоянии невменяемости или физического принуждения);

3. Включает в себя совокупность конкретных общественных отношений, которые нуждаются в урегулировании правом (а не общественных процессов, которые протекают по объективным законам общественной жизни и не нуждаются в регулировании правом);

Охватывает наиболее важные общественные отношения, которые в данный момент наибольшим образом затрагивают интересы общества, трудовых коллективов, организаций, предприятий и др. То есть она не статична, подвержена изменению в зависимости от условий внутренней и внешней обстановки, уровня экономического, социального, духовно-культурного развития общества;

5. Имеет ограниченный объем охвата (пределы правовой регламентации) и не может включать в себя те социальные явления, которые объективно не допускают формально-юридического упорядочения (дружба, любовь и др.). Правом не может быть регламентировано поведение человека, его мыслительная деятельность, его личная жизнь. Непосредственный труд чело-

/лава 27. Правовое регулирование и его механизм. Юридическая техника 533

века по созданию материальных или духовных благ также не регулируется правом, если при реализации своих интересов, знаний, навыков, умений, способностей он не вторгается в сферу другого человека, общества, государства.

Имеются различные классификации сфер правового регулирования.

Виды сфер правового регулирования по принципу соотношения возможного и необходимого:

Сфера возможного правового регулирования - область общественных отношений, которая может быть урегулирована правом;

Сфера необходимого правового регулирования - область общественных отношений, которая должна быть урегулирована правом.

Виды сфер правового регулирования но характеру юридической деятельности:

Сфера законодательного регулирования - область общественных отношений, которая фактически регламентирована правовыми нормами (законодательная деятельность)";

Сфера правореализующего регулирования - область общественной жизни, в которой фактически осуществляются правовые нормы (правореализующая деятельность).

Виды сфер правового регулирования по определенным блокям общественных отношений:

1. Сфера экономических, главным образом имущественных, отношений: производство, обмен, распределение. Эти отношения (собственности, распределения, обмена, оплаты труда и т.п.) составляют экономическую основу общества, его каркас, и нуждаются в упорядочении;

2. Сфера политических, главным образом управленческих, отношений внутри страны и на международной арене. Эгя отношения (управления делами общества и государства со стороны граждан, государства, его органов) составляют политическую основу общества, охватывают три ветви государственной власти - законодательную, исполнительную, судебную. Управление обществом осуществляется с помощью механизма субординации (господства - подчинения). В той части, где управленческие отношения совпадают с имущественными (управление экономикой), они относятся к первому блоку;

Следует разграничивать сферу регулирования законов и подзаконных актов.

Раздел IV. Теория прав

3. Сфера социально-культурных, в том числе личных неиму-1 щественных, отношений относится к области здравоохранения, | просвещения, культуры, науки, социального обеспечения. Её | составляют отношения (по поводу образования, медицинской 1 помощи, научной деятельности, занятия спортом и т.п.), кого- ;

рые регулируются правом и не входят в сферу экономических и политических отношений, вытекают из охраны и защиты личных прав и достоинства граждан;

4. Сфера судебных и правоохранительных отношений, т.е. отношений по охране (предотвращению и пресечению нарушений) общественного порядка. Борьбу с правонарушениями, прежде всего, ведут такие органы государства, как органы внутренних дел, прокуратура, суд.

Сфера правового регулирования подвержена изменению: в зависимости от задач изменяется содержание правового регулирования, сужается или расширяется его сфера".

Урегулированность правом поведения людей происходит через внедрение правовых отношений в определенную сферу человеческой деятельности.

Основные направления правового регулирования:

1) закрепление и охрана новых общественных отношений. Например, в Украине на конституционном уровне закреплено право на свободу объединения в политические партии и общественные организации, право на предпринимательскую деятель-

Напомним, что на начальной стадии капитализма государство выступало в качестве «ночного сторожа». Оно охраняло частную собственность, однако не вмешивалось в социально-экономические отношения, отношения частной собственности. В 50-60 гг. XX в. экономическая и социальная функции буржуазного государства четко определились, и сфера правового регулирования расширилась за их счет. Государство взяло на себя заботу о социальном обеспечении граждан, за что получило название государства «всеобщего благоденствия».

Произошли изменения в сфере и направлении правового регулирования в Украине. В условиях командно-административной системы Советской Украины принцип планирования распространялся на все экономические отношения, на все отрасли производства. В современных условиях степень вмешательства государства в экономические отношения уменьшилась, однако государство вынуждено программировать экономическую деятельность. Экономика Украины не сможет стать на ноги без поддержки государства, а производство не в состоянии функционировать без государственных заказов. Это не означает, что государство должно заниматься патерналистской деятельностью - поддерживать любые неэффективные производственные структуры, выделяя им дотации, списывая их долги.

Глава 27. Правовое регулирование и его механизм. Юридическая техника 535

ность, право частной собственности; охрана окружающей среды, изобретения, авторства и т.

п.;

2) запрещение определенных общественных отношений и поведения. Например, посягательство на конституционный строй, брак между родственниками, основание коммерческих банков должностными лицами правоохранительных органов, создание партий в воинских формированиях и др.;

3) изменение характера отношений в определенной сфере. Например, развитие фермерского хозяйства наряду с колхозами и совхозами и др.;

4) стимулирование развития определенных общественных отношений. Например, стимулирование государством индивидуального строительства домов при помощи кредитов;

5) содействие (при помощи новых законов) возникновению и формированию новых отношений и общественных явлений. Например, законом Украины о референдуме вводится новое общественное явление - инициативная группа всеукраинского референдума. Она создается на собрании граждан Украины, в котором принимает участие не менее 200 лиц, обладающих правом на участие в референдуме.

Приоритетные направления правового регулирования в современной Украине.

В сфере экономических, имущественных отношений - содействие развитию рыночных отношений, соблюдение равенства форм собственности (государственной, частной, коммунальной).

В политической сфере - содействие развитию в цивилизованной форме политического плюрализма при условии соблюдения гражданского мира и согласия.

В сфере управленческих отношений - содействие эффективной работе управленческого аппарата без увеличения его штата.

В сфере охраны общественного порядка - борьба с коррупцией и иными правонарушениями, охрана и защита прав и свобод человека.

Большое значение имеет развитие и повышение эффективности природоохранного законодательства, совершенствование социального законодательства, окончательное осуществление судебной реформы и др.

Сфера действия всех отраслей законодательства, вместе взятых, совпадает со сферой правового регулирования. (О предмете и методе правового регулирования см. главу «Система права»).

Раздел IV. Теория ярем

Пределы правового регулирования - границы властно-волевого воздействия государства в лице его органов на общественные отношения, поведение человека. Они отделяют область правового от неправового, устанавливают границы распространения права, определяют характер воздействия права на сознание и деятельность человека. Они обусловливаются как самой материей права, так и особенностями регулируемых отношений, интересами государства и субъектов права, уровнем культуры и цивилизованностью общества, экономическими, культурно-национальными, религиозными и другими факторами.

Пределы в правовом регулировании важно соблюдать:

1) в системе общественных отношений. Регулировать правом необходимо только те общественные отношения, которые объективно нуждаются в таком регулировании. Не должно быть вторжения в область автономной свободы личности: в политическую сферу деятельности, личные семейные отношения, в реализацию духовно-культурных потребностей;

2) в деятельности государства по вырабатыванию новых правовых отношений. Нельзя насаждать новые общественные отношения, для которых еще не созрело общество или которые противоречат правосознанию и культуре личности и общества. Важно, чтобы издаваемые правовые нормы соответствовали экономическим, политическим, правовым и другим социальным закономерностям и способствовали прогрессивному развитию общества, наиболее полному удовлетворению потребностей и интересов личности;

3) в использовании государством способов правового регулирования. Необходимо применение государством правомерных способов регулирования: установление не карательно-устрашающего, а дозволительного режима, благоприятствующего развитию личности. Превалировать должны дозволения; обязывания и запреты должны устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивать в обществе демократию, стабильный правовой порядок, права и свободы гражданина.

Разделение законов по сферам деятельности осуществляется следующим образом:

Разделение общефедеральных законов осуществляется на два вида. К первому виду можно отнести законы, которые являются федеральными законами и федеральными конституционными законами. Нерсесян В.С Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательство НОРМА. 2011. - С.408.

1. Предмет правового регулирования:

Федеральные конституционные закону принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. Все остальные законы являются обыкновенными, т.е. федеральными законами.

2. Порядок принятия:

Федеральные законы принимаются простым большинством голосов депутатов Государственной Думы (50% + 1 голос).

Федеральные конституционные законы принимаются квалифицированным большинством голосов (2/3 голосов депутатов Государственной Думы и ѕ голосов членов Совета Федерации).

3. По праву вето Президента:

Право вето Президента РФ распространяется только на федеральные законы и не распространяется федеральные конституционные законы. Востриков П.П. Теория государства и права: Краткий курс лекций.- Н.Новгород, 2014 - С.208.

Федеральные законы делятся на кодифицированные законы (кодексы) и обычные (некодификационные) законы.

Кодекс - это закон интегративного характера, который содержит внутренне согласованный комплекс общих принципов и конкретных норм, необходимых для целостной и единообразной правовой регуляции всех основных отношений в определенной области общественной жизни. Нерсесян В.С Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательство НОРМА. 2011 - С.409. Как правило, кодексы носят отраслевой характер и включают в себя совокупность принципов и норм одной отрасли права. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. (Например, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).

Основную массу федеральных законов составляют обычные (некодификационные) законы, регулирующие отдельные наиболее важные общественные отношения (или определенную взаимосвязанную совокупность таких отношений).

Федеральные конституционные законы обладают более высокой юридической силой, чем федеральные, согласно ч.4ст.76 Конституции РФ.

б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.

Виды и порядок принятия законов субъектов Российской Федерации устанавливается Конституциями (Уставами) субъектов РФ.

Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде; законы по социальному обеспечению; процессуальные законы; природоохранительные законы.

Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права).

Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и закрепление закон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой - изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков - лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы - это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм.

Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: "Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу" (п. 2 ст. 3).

Для кодексов характерны некоторые структурные, технико-юридические особенности, особые правила внесения в них изменений. У кодексов существует, как правило, вспомогательный поисковый аппарат, и т.д.

Своеобразными видами нормативно-правовых актов, в которых находят свое выражение законы, являются своды законов, собрания законодательства и т. п.

Законы по юридической силе подразделяются следующим образом:

  • 1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
  • 2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);
  • 3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
  • 4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).(Приложение 2)

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

С точки зрения социальной оценки законодательных актов можно условно выделить демократичные (недемократичные), качественные (некачественные), справедливые (несправедливые) и реальные (фиктивные) законы.

Главным критерием демократичности законов служит полнота выражения воли народа, проявляющаяся, в том числе посредством широкого участия населения (общественных организаций) в законотворчестве (как на стадии подготовки законопроектов, так и при их обсуждении и принятии). Законы, которые принимаются без участия населения и вопреки воле народа, являются недемократичными. Среди недемократичных законов следует особо выделить так называемые "конъюнктурные" законы, принятые в конкретной общественно-политической обстановке в стране в интересах отдельных политических сил, финансово-промышленных групп и криминальных структур.

Справедливость законов проявляется в том, что они позволяют учитывать интересы большинства членов данного общества, осуществлять сбалансированное распределение благ между различными социальными группами, устанавливают формальное равенство субъектов права. Справедливым может быть только демократичный закон.

Классифицирующими признаками качества законов являются выполнение возложенной на законы роли социальных регуляторов, принятие с соблюдением установленных процедур в пределах предметов ведения, соответствие Конституции и другим законодательным актам, проработанность юридической техники Зенков В.Н. Учиться делать качественные законы / Выступление на семинаре «Правила подготовки проектов законов» // Журнал российского права. 2014. N 8.С. 155 - 160; .

Реальность законов заключается в их соответствии объективным закономерностям общественного развития. Реальность гарантирована конкретными материальными средствами и ресурсным обеспечением, в то время как фиктивные акты ничем не подкреплены и заведомо неисполнимы.

При сопоставлении предложенных критериев важно иметь в виду, что демократичный и справедливый закон может быть некачественным и фиктивным, в то время как конъюнктурный и несправедливый закон может быть весьма качественным и реальным.

Проанализируем особенности выделенных критериев законодательных актов.

В первую очередь рассмотрим проблему демократизма принимаемых законов.

Как представляется, демократизм законов находит свое проявление в следующих признаках:

  • - законы выражают волю многонационального народа Российской Федерации;
  • - законы затрагивают интересы большинства членов общества;
  • - распространяют свою юридическую силу на всех членов общества.

В отличие от демократичных законов недемократичные законодательные акты не просто слабо отражают интересы населения, но зачастую и полностью противоречат им.

В рамках недемократичных законов рассматриваются так называемые "конъюнктурные" законы, принятые под влиянием определенной политической ситуации в угоду определенным лицам или социальным группам.

Чаще всего конъюнктурные законы являются следствием лоббизма, сущность которого заключается в финансировании и оказании различных услуг со стороны финансово-промышленных групп, а также криминальных структур конкретным представителям органов государственной власти и управления, отстаивающим интересы данных структур путем принятия определенных нормативных правовых актов, политических, административных и иных официальных решений. Качественной характеристикой лоббизма является то, что продвижение интересов конкретных субъектов осуществляется за счет ущемления законных интересов других субъектов (различных категорий граждан, организаций, общества и государства в целом). Красинский В.В. Правовая оценка российского лоббизма // Юридический мир. 2014. N 8 - 9.С. 86.

Особой разновидностью конъюнктурных законов выступают законы, являющиеся политическим средством компромисса между различными социальными группами, в руках которых находится государственная власть.

Наконец, выделим группу законов, которые фактически законами не являются. Можно определить их как "квазизаконы", поскольку данные акты не содержат норм права, не регулируют общественные отношения и распространяются на конкретных индивидов.

Как нормативно - правовой акт главенствующего значения, закон должен содержать в себе основополагающие регулятивные принципы, достаточно четко сформулированные в постатейной последовательности, чтобы не возникало никаких коллизий, как при их дальнейшем развитии, в подзаконных нормативных актах, так и в правоприменительной деятельности.

Таким образом, можно сказать, что Разделение законов по сферам деятельности осуществляется следующим образом:

Общефедеральные законы представляют собой такие законы, которые принимают федеральный законодательный орган, который представляет собой Федеральное Собрание. Они распространяются по всей территории Российской Федерации.

Разделение общефедеральных законов осуществляется на два вида. К первому виду можно отнести законы, которые являются федеральными законами и федеральными конституционными законами.

Предмет правового регулирования - совокупность качественно однородных общественных отношений, урегулированных правовыми нормами. Предмет правового регулирования указывает, на какую сферу (или круг) общественных отношений направлено воздействие норм права, в частности их диспозиций (прав и обязанностей).

Предмет правового регулирования - условное выделение обособленного круга (совокупности) общественных отношений, имеющих единое качество и нуждаются в упорядочении. Это позволяет обобщить нормы права, которые регулируют круг общественных отношений в определенной сфере, в такую нормативную общность, как отрасль права. Например, предметом экологического права является обособленное в широкой сфере общественных отношений их определенный круг, что касается рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Предмет земельного права составляют общественные отношения по рациональному использованию и охране земель. Предмет административного права - управленческие отношения. Предмет трудового права - трудовые отношения и т.д. Каждая отрасль права имеет свою относительно обособленную сферу и предмет регулирования. Когда в результате нормотворчества появляется чрезмерно большой массив правовых норм, возникает потребность в обособлении еще одной или нескольких отраслей права, которые регулируют конкретные общественные отношения. Так возникла потребность в специальном регулировании трудовых отношений (трудовое право), семейных отношений (семейное право), финансовых отношений (финансовое право) и др.

Сфера правового регулирования - социальное пространство (часть общественных отношений), который возможно и необходимо упорядочить с помощью правовых средств. При установлении сферы правового регулирования следует исходить не столько из классификации общественных отношений (экономические, политические, социально-культурные и др.), сколько из материи самого права как нормативного регулятора, целенаправленность которого - свобода и порядок в обществе.

Признаки сферы правового регулирования:

1) является социальной, поскольку право регулирует социальные отношения, а не природные процессы (землетрясения, тайфуны, физико-химические явления и др.);

2) является той частью общественных отношений, могут быть урегулированы правом, то есть могут пройти через волю и сознание людей (нельзя регулировать действия человека, совершенные в состоянии невменяемости или физического принуждения);

3) содержит в себе совокупность конкретных, типичных и повторяющихся общественных отношений, которые объективно нуждаются в регулировании правом, в обобщении и закреплении в нормативно-правовых предписаниях (а не общественных процессов, что протекают по объективным законам общественной жизни и не имеют необходимости в регулировании правом);

4) охватывает важные общественные отношения, в определенный момент больше всего касаются интересов общества, трудовых коллективов, организаций, предприятий и др. Это означает, что сфера регулирования не является статичной, а подвергается изменениям, зависит от условий внутренней и внешней ситуации, уровня экономического, социального, духовно-культурного развития общества;

5) имеет ограниченный объем охвата (границы правовой регламентации) и не может содержать в себе те социальные явления, которые объективно не допускают формального, юридического, благоустройство.

Основные сферы правового регулирования за определенными блоками общественных отношений: экономическая (прежде всего имущественных отношений: производство, обмен, распределение); политическая (прежде всего управленческих отношений внутри страны и на международной арене); социально-культурная (образование, медицинская помощь, научная деятельность, занятия спортом, а также некоторые личные неимущественные отношения). Сферы правового регулирования за "объемом" общественных отношений, на которые оно распространяется: сфера нормативного (законодательного и подзаконного) и сфера піднормативного (правоприменительного и договорного) правового регулирования.

Границы правового регулирования - рубежи властно-волевого влияния гражданского общества (народа) и государства (его органов) на общественные отношения. С помощью предела определяются предметы и определяются сферы правового регулирования.

Хотя право в целом возникает как сложная регулятивная метасистема, способная охватить все сферы общественной жизни, обеспечить общий правопорядок, осуществить разносторонний нормативное воздействие на социальные процессы, учесть интересы физических и юридических лиц, однако не все в общественных отношениях урегулированы правом. Право не может распространяться на те социальные явления, которые объективно не допускают формального, юридического упорядочения (дружба, любовь или чувство зависти, ненависти, вражды, жадности, привычка к лживости, лицемерия, мгновенной реализации похоти и др.). Правом не могут быть регламентированы умственная деятельность человека, его личная жизнь. Непосредственная работа человека по созданию материальных или духовных благ также не регулируется правом, если при реализации своих интересов, знаний, навыков, умений, способностей она не вмешивается в сферу другого человека, общества, государства. Например, не регулируются или минимально регулируются правом: в области экономических отношений процессы производства; в области политических отношений-членства в партии, отношения внутрипартийного характера; в области духовно-культурных - нравственные, религиозные отношения; в области семейных - отношения родителей и детей; в области личных физических - сожительство, кровозмішувальний связь, предотвращении заболеванию СПИДОМ и др. Составить сферу правового регулирования могут лишь те отношения, которые поддаются правовому регулированию. Право регулирует конкретные, наиболее сушеные, глобальные отношения и преобразования, проходящие через волю и сознание людей. Отношения, которые регулируются другими социальными нормами (нравственными, корпоративными, религиозными, правовыми обычаями и тому подобное), составляют сферу общественного саморегулирования. Между указанными сферами существует тесное взаимодействие.

Как сфера общественной деятельности, книгоиздание всегда в той или иной мере регламентировалось государственной властью. Со стороны государства это было прежде всего ограничительное законодательство. Так, в Англии в 1637 г. был принят Декрет о книгопечатании, направленный на ограничение прав книгоиздателей и книготорговцев. "Декрет в 33 статьях заключал правила относительно предварительной цензуры, типографского промысла и ввоза заграничных изданий. Согласно декрету, книги юридического содержания должны были поступать на просмотр верховных судей; рассмотрение политических сочинений возлагалось на главных государственных секретарей; остальная литература была предоставлена ведению архиепископа Кентерберийского и епископа Лондонского. В цензуру представлялись рукописи в двух экземплярах; к печати разрешались лишь те сочинения, в которых не было ничего противного англиканской церкви, государству и правительству, а также добрым нравам. Все произведения печати тотчас по выходе из типографий заносились в реестровые книги Компании типографщиков; на каждой книге обязательно обозначались имена типографщика, издателя и автора. Права членов Компании типографщиков по части обысков и выемок были расширены по сравнению с полномочиями, предоставленными им Елизаветой (имеется в виду королева Елизавета I (1558-1603), которая в 1559 г. распорядилась о том, чтобы книги не печатались без разрешения Комитета Королевского Совета или епископа. - Б.К.). По-прежнему типографии не могли открываться вне Лондона, Оксфорда и Кембриджа; да и в этих городах число их было строго ограничено. К занятию типографским промыслом допускались лица, удовлетворявшие известным требованиям и с особого в каждом случае разрешения духовной власти и членов верховной комиссии. Заграничные издания задерживались в таможне для предварительного просмотра".

Были и обратные примеры. Так, указом от 15 января 1783 г. российская императрица Екатерина II (1762-1796) разрешила всем беспрепятственно открывать собственные типографии, что стало в то время проявлением высшей степени либерализма. Этот закон действовал до 1796 г. Благодаря закону А.Н. Радищев в 1790 г. купил в долг печатный станок и организовал у себя на дому легальную типографию, где и изготовил 650 экземпляров своего "Путешествия из Петербурга в Москву".

Сегодня в Российской Федерации издательская деятельность регулируется главным образом общими нормативно-правовыми актами, относящимися и к другим видам предпринимательской деятельности. Собственно, издательское дело не регулируется каким-либо специальным законодательным или нормативноправовым актом. Ранее эту функцию выполняло "Временное положение об издательской деятельности в РСФСР", утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 17 апреля 1991 г. № 211. Однако после принятия постановления Правительства РФ от 8 мая 2002 г. № 302 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" Временное положение потеряло юридическую силу. В то же время на издательскую деятельность распространяется большой массив законодательных актов из области гражданского, финансового и административного права.

В основу правового регулирования издательской деятельности положены принципы, закрепленные в Конституции РФ:

  • o идеологическое многообразие (ст. 13);
  • o свобода мысли и слова, свобода информации, запрет цензуры (ст. 29);
  • o свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44).

Вместе с этими принципами действуют положения, зафиксированные в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) и Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании":

  • o юридическое равенство участников неимущественных отношений, в том числе в сфере издательской деятельности; недопустимость произвольного вмешательства государства в сферу предпринимательской деятельности (ст. 1 ГК РФ);
  • o единство федерального культурного и образовательного пространства; общедоступность образования; свобода и плюрализм в образовании (ст. 2 Закона РФ "Об образовании").

Сюда же следует отнести отдельные положения Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", которые, в частности, запрещают (ст. 10, 14) монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию (в том числе продажу, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности).

Основными документами федерального уровня, определяющими отдельные аспекты издательской деятельности, до недавнего времени были Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5352-1 "Об авторском праве и смежных правах" и Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов". После введения в действие с 1 января 2008 г. части IV Гражданского кодекса РФ, посвященной общим и специальным вопросам регулирования интеллектуальной собственности, Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" утратил силу.

Остановимся подробнее на решениях, которые содействовали сохранению и развитию книгоиздания в середине 1990-х гг. Речь пойдет о постановлении Правительства РФ от 12 октября 1995 г. № 1005 "О Федеральной целевой программе "Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания Российской Федерации" и о Федеральном законе от 1 декабря 1995 г. № 191-ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации". Можно сказать, что без учета их влияния картина книгоиздания в 1990-х - начале 2000-х гг. не может быть полной. К тому же в несколько измененном виде эти решения действуют и поныне.

Особо следует остановиться на Федеральной программе поддержки книгоиздания. Дело в том, что хотя формально программа эта была утверждена правительством только в конце 1995 г., фактически существовала она с августа 1992 г., когда была утверждена коллегией Министерства печати и информации РФ. Причиной принятия Федеральной программы стало существенное сокращение в начале 1990-х гг. выпуска социально значимой литературы, к которой в первую очередь относилась учебная литература для всех форм образования и детская литература.

Положение о Федеральной целевой программе книгоиздания России устанавливало, что "Государственные нужды в книгоиздании - это потребность Российской Федерации в конкретных видах социально значимой книжной продукции (учебная, детская, справочно-энциклопедическая, научная и производственная, художественная (подписная, библиотечная серия) литература, литература на языках народов Российской Федерации, официальная литература, изобразительные издания), необходимой для решения общенациональных задач в области воспитания, образования, экономики, науки и культуры". Правда, несмотря на то что Положением о Программе Министерство печати определялось как государственный заказчик, по сути оно таковым не являлось. Дело в том, что финансирование выпуска вошедших в Программу изданий не было полным и покрывало затраты издательств лишь частично. Фактически это было дотирование выпуска книг, заявленной целью которого было снижение розничной цены на социально значимую книгу до приемлемого для потенциального покупателя уровня.

За время существования программы, с 1992 г. по настоящее время, в ее рамках вышло около 14 тыс. названий книг, в реализации Программы участвовали сотни издательств всех форм собственности, что очень важно: Федеральная программа поддерживала (и поддерживает в настоящее время) не издательства как таковые, а книгу, независимо от того, какая издательская структура ее подготовила - государственная или нет.

Конечно, влияние Федеральной программы на общий выпуск книжной продукции относительно невелико, если учесть, что годовой выпуск составлял от 29 017 названий в 1993 г. до 127 596 в 2009 г. Тем не менее в рамках Программы выходили и выходят книги, которые без внешнего финансирования вряд ли увидели бы свет. К тому же через Федеральную программу государство демонстрировало заинтересованность в информационном обеспечении своего развития и определяло государственные приоритеты в книгоиздании. Программа и сейчас работает как самостоятельный раздел крупной Федеральной программы "Культура России".

Федеральный закон "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" освобождал от налога на добавленную стоимость обороты реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также редакционную, издательскую и полиграфическую деятельность по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Фактически под действие этого Закона не попадала только рекламная и эротическая продукция. Кроме того, не уплачивался в федеральный бюджет налог на прибыль, полученную от производства и распространения книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Предусматривался ряд иных льгот. Срок действия этого закона истек 31 декабря 2001 г. В соответствии с Налоговым кодексом РФ введен налог на добавленную стоимость в размере 10% для периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Для иной продукции он составляет 18%. Не подлежит обложению налогом с продаж реализация печатных изданий, учебной и научной литературы. Как и по ранее действовавшему закону, льготное налогообложение не распространяется на периодические печатные издания и книжную продукцию рекламного (если рекламная информация превышает 40% объема издания) или эротического характера.

В переходный к рыночным отношениям период законодательство Российской Федерации обеспечило средствам массовой информации и книгоизданию не только выживание, но и некоторое развитие, что сказалось на насыщении рынка литературой широкого тематического и видового спектра. Система законодательных, нормативно-правовых и подзаконных актов, формирующих правовую основу деятельности предприятий как хозяйствующих субъектов, к которым относятся издательские, полиграфические и книготорговые структуры, значительно шире. Стоит отметить, что в рамках российского гражданского права, регулирующего экономические отношения, основополагающим принципом является принцип свободы договора (ст. 1, 421 ГК РФ), что предполагает:

  • o свободное решение вопроса о заключении или незаключении договора;
  • o возможность заключения договора, не предусмотренного правовыми актами, а также смешанного договора;
  • o свободный выбор контрагента по договору;
  • o установление условий договора по согласованию сторон.

Специфика книгоиздания, связанная, с одной стороны, с существованием собственного промышленного производства, а с другой - с наличием допроизводственного процесса подготовки изданий, определяет необходимость разработки соответствующей нормативной базы, которая не только регулировала бы основные процессы подготовки издательской продукции, но и обеспечивала бы соответствие продукции требованиям производства. Кроме того, существуют статистическая и информационная составляющие, которые предполагают определенную унификацию изданий. В отдельных случаях (например, при производстве детской и учебной литературы) есть прямая необходимость учета продукции, а также стандартизации потребительских и санитарно-гигиенических характеристик книжной продукции.

Не менее важна стандартизация в разработке и внедрении единой системы терминов и определений, для того чтобы все участники книжного дела говорили на одном языке, а значит, понимали друг друга.

Все это касается не только национальных государственных и отраслевых стандартов, но и международных.

Назовем основные действующие в России стандарты, регламентирующие издательскую деятельность:

ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения

ГОСТ Р 7.0.4-2006. СИБИД. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления. (СИБИД - система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.)

ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила

ГОСТ 7.62-2008. Знаки для разметки оригиналов и исправления корректурных и пробных оттисков. Общие требования

ГОСТ 7.21-80. Учебники и учебные пособия для 1-х - 10-х классов общеобразовательной школы. Издательское оформление и полиграфическое исполнение. Технические условия ГОСТ 7.53-86. Издания. Международная стандартная нумерация книг

ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения

ГОСТ 7.84-2002. Издания. Обложки и переплеты. Общие требования и правила оформления

ГОСТ 7.86-2005. Издания. Общие требования к издательской аннотации

ГОСТ 5773-90. Издания книжные и журнальные. Форматы ГОСТ 132-8. Бумага для печати. Размеры

ОСТ 29.124-94. Издания книжные. Общие технические условия

ОСТ 29.127-96. Издания книжные для детей. Общие технические условия

ОСТ 29.130-98. Издательская и книготорговая библиографическая информация

ОСТ 29.76-87. Оригинал-макет для полиграфического репродуцирования. Общие технические требования.

Существуют и другие нормативные документы, связанные со специфическими требованиями, предъявляемыми к отдельным видам изданий. Так, Минздравсоцразвития России периодически разрабатывает и вводит в действие санитарные правила, направленные на профилактику заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы учащихся общеобразовательных школ и учебных заведений начального профессионального образования. Эти правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей, предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью, устанавливают гигиенические требования к весу печатного продукта, шрифтовому оформлению, качеству печати и полиграфическим материалам для учебных изданий. В настоящее время действуют Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.4.7.1166-02 "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования".

Как видим, система стандартов охватывает самые разные стороны издательской и полиграфической практики, облегчая жизнь и издателя, и полиграфиста. Однако на деле все гораздо сложнее и не столь определенно, как того требует практика. С одной стороны, в области книгоиздания явно ощущается нехватка нормативных документов, в том числе ГОСТов и ОСТов. В то же время по ряду причин в последние годы они издаются и пересматриваются крайне редко, хотя в книгоиздании перманентно происходит технологическая революция, а постоянный приток новых издателей создает дополнительные трудности с обеспечением качества выпускаемой литературы.

Отсутствие профессиональных нормативных изданий пока еще остается реальной проблемой. К этому стоит добавить и не всегда соответствующее требованиям практики качество самих разработок в области стандартов. Так, ГОСТ 7.84-2002 "Издания. Обложки и переплеты. Общие требования и правила оформления" предписывает размещать на корешке сведения об издании (автор, заглавие и др.) сверху вниз (п. 6.2), а не снизу вверх, как это было ранее. Тем самым делается попытка внедрить в практику принятую в западном книгоиздании норму, исходящую из того, что надпись на корешке книги должна читаться, когда книга лежит. Российская традиция всегда исходила из более практичного посыла: название должно читаться, когда книга стоит на полке, ведь, когда книга лежит, ее название можно прочитать на первой сторонке обложки или переплета. Еще более странным представляется изменение в требованиях к выпускным данным книжного издания (ГОСТ Р 7.0.4-2006). Теперь, в соответствии с этим ГОСТом, в выпускных данных не требуется приводить объем издания в учетно-издательских листах. Исключен единственный параметр книжного издания, который относился не к количеству израсходованной при печати бумаги, а к количеству приведенной в книге информации, ведь учетно-издательский лист - единица измерения объема текстового и иллюстративного материала. Исчезла единственная характеристика, отличающая книгу от сброшюрованной стопки писчей бумаги. Недоступным стал и сравнительный анализ книжного рынка по содержательным характеристикам отдельных его сегментов.

Тем не менее действующая система стандартов в области издательского дела является серьезной нормативной основой для повышения качества издательской продукции. Важно лишь соблюдать заложенные в них и проверенные временем нормы.

Правовая сфера жизни общества

Наименование параметра Значение
Тема статьи:
Рубрика (тематическая категория) Философия

Социальная сфера жизни общества

Духовная сфера жизни общества

Духовная сфера жизни общества – сфера отношений людей по поводу духовных ценностей (их создания, распространения и усвоения).

Духовные ценности – предметы культуры и искусства (литература, живопись, музыка), а также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т.д., то есть всœе то, что составляет духовное содержание общественной жизни (духовность) общества.

Духовная сфера общества складывается исторически . Она воплощает в себе национальные, географические и другие особенности развития общества,

Повсœедневное духовное общение людей;

Познание (в том числе научное), образование;

Воспитание, мораль, искусство, религия.

Факторы, влияющие на формирование духовности:

Учреждения образования и воспитания;

Профессиональное искусство (театр, музыка, кино, живопись,

архитектура и т.д.)

Народное искусство (творчество) – песни, танцы, сказания;

Народные традиции.

Фундаментальные проблемы духовного развития современного общества:

Формирование, сохранение и обогащение духовного мира людей;

Приобщение к подлинным духовным ценностям;

Отказ от ложных , разрушающих человеческую душу и общество форм (антигуманизм, насилие, порнография и т.п.).

Социальная сфера – есть сфера взаимоотношений социальных групп (классы, социальные слои, национальные общности) по поводу социальных условий их жизни и деятельности: условий труда, быта͵ образования, здравоохранения, социального обеспечения, уровня и качества жизни людей.

Социальная сфера связана с удовлетворением особых социальных потребностей , направленных на воспроизводство и развитие жизненных сил человека.

Возможности удовлетворения этих потребностей – зависят от социального положения человека, его социальной группы и характера существующих общественных отношений.

Степень удовлетворения этих потребностей определяет:

1. Уровень жизни человека - обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей;

2. Качество жизни человека (семьи, социальной группы и т.д.) - обобщающие показатель достигнутого уровня эффективности функционирования социальной сферы (качество окружающей среды, экология, уровень здравоохранения, безопасности и т.п.).

На удовлетворение этих потребностей и должна быть в первую очередь направлена социальная политика государства.

Правовая сфера жизни общества – есть сфера правовых отношений между людьми, а также между личностью и государством, регулируемых действующим правом .

Право система обязательных социальных норм и правил поведения людей, запрещающих или разрешающих им определœенные действия.

Правовые нормы устанавливаются государством , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обеспечивает их выполнение.

В праве используются два принципа :

1. Запретительный : ʼʼЗапрещено всœе, что не разрешеноʼʼ;

2. Разрешительный : ʼʼРазрешено всœе, что не запрещеноʼʼ (современный принцип правового государства). К примеру, фотографирование на улице.

Разрешительный принцип в значительно большей степени обеспечивает свободу личности. При этом важно своевременно законодательно запрещать то, что приносит вред интересам групп людей и общества (игровой бизнес).

Право выступает как мера свободы личности : в пределах того, что разрешено правом и законом, личность свободна и защищена государством.

За этими пределами личность обязана следовать запретам, установленным тем же правом и законом.

Основная социальная роль и назначение права:

1. Регулирование отношений между людьми;

2. Поддержание в обществе формального юридического равенства

(равенства всœех перед законом);

3. Обеспечение гражданских свобод и социальной справедливости.

Неотчуждаемые права :

На жизнь, на личную свободу, на собственность.

Другие основные права и свободы:

свобода деятельности, слова, печати, перемещения, вероисповедания и др.

Правосознание – есть понимание и признание действующего права членами общества.

По Марксу , ʼʼПраво есть возведенная в закон воля господствующего классаʼʼ.

Правовое государство - то, в котором обеспечивается верховенство закона, и в первую очередь - соблюдение базовых прав и свобод человека.

Признаки правового государства:

а) верховенство закона

б) соблюдение базовых прав и свобод личности

г) разделœение властей.

При этом и сама государственная власть действует на базе строгого соблюдения и подчинœения правовым нормам.

Кистяковский Б.А. (1913): Тем самым ʼʼгосподствуют не лица, а общие правила или правовые нормы. Лица, обладающие властью, подчиняются этим нормам одинаково с лицами, не обладающими властью. Οʜᴎ являются исполнителями предписаний, заключающихся в этих нормах и правилахʼʼ.

Построение правового государства – важнейшая задача современного общества, в т.ч. и в России.

Правовая сфера жизни общества - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правовая сфера жизни общества" 2017, 2018.



Просмотров