Международное право и внутригосударственное право не взаимодействуют. Международное право и внутригосударственное право

Национальные системы права регулируют внутригосударственные отношения. Нормы внутригосударственного права не могут регулиро­вать международные отношения. Однако это не означает, что эти нор­мы, вся система внутреннего права не могут воздействовать на между­народное право. Есть определенные формы влияния норм внутригосу­дарственного права на международные отношения и международное право.

Внутригосударственное право, законодательство определяют органи­зацию и деятельность государства, его политику внутри страны и на международной арене. Особенно зримо это проявляется в правовом го­сударстве, выражающем суверенную волю народа.

Внутригосударственное право находит выражение во внешней поли­тике и дипломатии государства. Конечно, внешняя политика и диплома­тия государства не должны вступать в противоречие с общепризнанны­ми принципами и нормами международного права. Через политику, ди­пломатию государство выражает и утверждает правовые идеи, взгляды, нормы, закрепленные в политическом, правовом, нравственном созна­нии народа, в нормативно-правовых актах и тем самым воздействует на международную жизнь, межгосударственные отношения, на междуна­родное право.

Одной из таких форм воздействия внутреннего права на междуна­родные отношения, нормы международного права является закрепление в Конституции государства, других правовых актах принципов между­народного права. В преамбуле Конституции Российской Федерации по­лучили выражение принцип уважения прав и свобод человека, общепри­знанные принципы равноправия и самоопределения народов, принцип суверенной государственности России. Конституция Российской Феде­рации установила, что "общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры Российской Федерации явля­ются составной частью ее правовой системы" (п. 4 ст. 15).

Следует отметить, что Конституция Союза ССР 1977 г. провозгласи­ла основой внешней политики государства принципы международного права, в том числе и такой, как выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права (ст. 29).

Конституционные положения об основных принципах и нормах международного права создают высокие юридические гарантии того, что эти принципы и нормы будут реальной основой внешней политики го­сударства, что государственные органы и должностные лица будут учи­тывать эти положения и во внутренней жизни страны, общества. Внут­ригосударственное право, вся система его норм представляют собой

своеобразный источник норм международного права. Национальное право прежде всего отражает происходящие в государственно-организованном обществе изменения. Развитие науки, техники, культу­ры, изменения самого человека, демографические процессы, развитие общественных отношений и т.д. - все это происходит в пределах госу­дарства, находит отражение и закрепление в нормах национального пра­ва. Создается и умножается опыт сотрудничества государств в опреде­ленных областях жизни, в реализации совпадающих или близких инте­ресов, умножается решение дел, связанных с иностранным элементом.

Какие нормы внутригосударственного права могут быть в преобразо­ванном виде использованы в международном праве? Р.А. Мюллерсон считает, что к таким нормам национального права, которые могут быть трансформированы в международное право, относятся нормы, регули­рующие конкретную деятельность государств, например, заключение договоров, правовое положение иностранцев, дипломатических и кон­сульских представительств в стране. К такому "источнику" междуна­родного права относятся также нормы внутреннего права, регулирую­щие отношения между субъектами национального права из разных стран; нормы, регулирующие часть внутригосударственных отношений, могущие породить международные отношения по поводу их регулирова­ния. В перечень нормативных элементов внутригосударственного права с перспективой "вхождения" в международное право Р.А. Мюллерсон включает "определенные юридические максимы, обеспечивающие внут­реннюю согласованность правовых систем и возникшие, как правило, в рамках национального права" 1 . В условиях расширения и углубления международного сотрудничества государств стоит задача с помощью международного права унифицировать ряд областей внутригосударст­венного права. Эта унификация осуществляется при помощи междуна­родных договоров, соглашений.

Опыт международного сотрудничества государств находит выраже­ние в разных формах унификации регулирования отношений между ними. Значительный теоретический и практический интерес представ­ляет правовая система Европейского Союза, который был создан в 1992 г. Отличительной особенностью права Европейского Союза является его верховенство и прямое действие на территории всех стран, входящих в Союз 2 . Граждане государств, входящих в Европейский Союз, являются одновременно гражданами Европейского Союза. Гражданство Союза дополняет, а не подменяет национальное гражданство.

Нормы международно-правовых актов, для того чтобы регулировать внутригосударственные отношения, должны войти в систему права этого

1 Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М., 1982. С. 31.

2 Основы права Европейского Союза. Учебное пособие. М., 1997. С. 162.

государства, т.е. быть имплементированы во внутреннее право. Важное средство имплементации представляет трансформация, которая проявля­ется в нескольких формах (прямая, опосредствованная, смешанная).

Прямая трансформация означает, что нормы заключенного и рати­фицированного международного договора непосредственно обретают силу закона, а если государства об этом достигнут соглашения, то и силу, превосходящую закон. Опосредствованная трансформация означа­ет принятие особого закона, другого нормативного правового акта, пе­реводящего норму международного договора во внутригосударственную норму права. Очевидно, что правовой статус личности по международ­ному договору, по международному праву нуждается во внутригосудар­ственном юридическом механизме обеспечения и защиты. А для этого необходимо разработать систему норм внутреннего права, которые обеспечили бы комплекс юридических, социальных, экономических гарантий правового статуса личности.

Наиболее распространенной является смешанная трансформация, ко­торая представляет собой сочетание элементов первых двух видов трансформации.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ"

Кафедра европейского права и сравнительного правоведения

Учебная дисциплина "Международное публичное право"


Контрольная работа №1

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА


Выполнила:

студентка 5 курса 507 группы

Института прокуратуры РФ

Леденева А.А.

Научный руководитель -

к. ю. н., доцент

Косолапов Михаил Федорович


Саратов 2013


Взаимодействие международного и внутригосударственного права


ВАРИАНТ №3.

План:

1. Основные теории соотношения международного и внутригосударственного права.

Международно-правовое регулирование соотношения норм международного и внутригосударственного права.

Нормы национального законодательства государств о соотношении международного и внутригосударственного права.

Роль внутригосударственного права в осуществлении норм международного права.

Влияние международного права на совершенствование национального законодательства государств.


1. Основные теории соотношения международного и внутригосударственного права


В конце XIX века в науке международного права впервые встал вопрос о проблеме соотношения международного и внутригосударственного права. В 1899 году вышла книга известного немецкого юриста Г. Трипеля "Международное и внутригосударственное право". Но еще раньше русские ученые Камаровский Л.А. и Мартене Ф.Ф. заметили неоспоримую связь и взаимное влияние норм международного и норм внутригосударственного права как основной критерий их взаимодействия.

По вопросу соотношения международного и национального права изначально в науке международного права преобладало два основных направления: дуалистическое и монистическое.

международное внутригосударственное право

Согласно дуалистической теории между международным правом и внутригосударственным правом имеется существенное различие, заключающееся в разном предмете регулирования этих систем. Международное право регулирует отношения между суверенными государствами, а внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью.

Монистическая же теория напротив исходит из слияния международного и внутригосударственного права в одну правовую систему и только в зависимости от того, какая часть преобладает - внутригосударственное право или международное, - различают верховенство внутреннего права государства или верховенство международного.

Таким образом, на сегодняшний день главенствующей теорией соотношения международного и внутригосударственного права является монистическая теория с приматом международного права. Безусловно, что государства, утверждая концепцию примата международного права, вовсе не умаляют значение внутригосударственной сферы международному праву, а напротив, обращают внимание на принципиально новую роль международного права в условиях регулирования межгосударственных отношений. Но в последнее время в российской юридической литературе все же имеют место и противоположные толкования современного содержания примата международного права.


2. Международно-правовое регулирование соотношения норм международного и внутригосударственного права


На сегодняшний день наблюдается интегрирование государств, их усиленное взаимодействие друг с другом. В свою очередь, это приводит к совместному решению глобальных проблем, а, следовательно, и к новому содержанию соотношения норм международного и национального права. Оно является многоуровневым, потому что нормативно-правовые акты каждой страны по-своему трактуют международные акты.

Динамичное соотношение национального и международного права выражается в масштабном взаимодействии их правовых систем, а также во все большем применении международных принципов и норм во внутригосударственных правовых системах. В России, например, характер такого соотношения норм регламентируется положениями ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации.

Среди норм международного права международные договоры получают наивысшую степень юридического оформления. В свою очередь, среди них есть и такие договоры, которые выступают в качестве базовых актов - принципов. Не меньшее значение отводится "общепризнанным принципам и нормам" как основополагающие стабилизаторы. В официальном порядке страна дает согласие на их действие. Наиболее сложным вопросом является определение границ их применения разным количеством государств с учетом их заинтересованности. Это объясняется тем, что не все государства признают те или иные нормы и реализуют их, не везде идентична правовая практика.

Если говорить о соотношении международно-правовых и национальных актов и норм, то функция международно-правовых принципов и норм заключается в роли связующего звена в развитии национальных норм.

По своей природе международное право является договорным и обращает свое внимание на порядок заключения и выполнения международных договоров. Это положение закреплено в Венских конвенциях о праве международных договоров. В России же, например, этот процесс регламентируется Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации"от 15 июля 1995 года № 101.

Присоединение государств к какому-либо международному договору влечет принятие ими на себя определенных обязательств. Согласно статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года государство-участник не может ссылаться на положения внутреннего права или отсутствие соответствующих положений для оправдания невыполнения определенных обязательств. Таким образом, государство-участник должно в своей деятельности руководствоваться не только внутригосударственным законодательством, но и нормами международного права, чтобы избежать нарушения взятых на себя обязательств.

В качестве примера можно указать следующие международно-правовые документы.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод направлена на защиту основных прав и свобод для каждой личностии обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией. Главное отличие Конвенции от иных международных договоров в области прав человека - это существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав - Европейского суда по правам человека (сокр. ЕСПЧ), рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения конвенции. Исходя из этого положения, государства, при издании нормативно-правовых актов не должны нарушать положения данной конвенции, во избежание наступления ответственности.

Еще, в качестве примера, можно указать Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года. Она закрепляет принцип, согласно которому государства воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения, принцип мирного разрешения международных споров, принципы суверенитета и независимости государств и другие принципы. Соответственно, государства-участники договора обязаны учитывать вышеуказанные принципы в своей деятельности, при издании каких-либо внутригосударственных актов.

Таким образом, на примере вышеуказанных международных актов, можно сказать, что государство должно строить свою правовую систему таким образом, чтобы обеспечить выполнение предписанных международных обязательств. Мир и международный правопорядок могут быть обеспечены при условии, что в государствах утвердится демократическое правление, основанное на уважении прав человека и господстве права. Демократия и законность в международной жизни невозможны без демократии и законности внутри государств.

Следует упомянуть также и о существовании особых случаев взаимодействия международного и национального права. К таковым относятся прежде всего интеграционные правовые системы. Наиболее развитой из них является система Европейского союза. Другим особым случаем могут быть мирные договоры. Данные мирные договоры 1947 года содержали целый ряд положений, обязывавших несшие ответственность за агрессию государства отменить антидемократическое законодательство и принять законы, необходимые для демократических преобразований.

3. Нормы национального законодательства государств о соотношении международного и внутригосударственного права


Помимо распространенных форм взаимодействия международного и внутригосударственного права в национальном законодательстве содержатся довольно нетипичные формы такого взаимодействия. Например, Конституция Мозамбика 1975 г. утверждала, что "Народная Республика Мозамбик признает Декларацию экономических прав и обязанностей государств, принятую XXIX сессией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций" (ст.8). Здесь мало сказать только об отсылке. Речь идет еще и о санкционировании внутренним правом государства юридической обязательности для него положений, закрепленных в международно-правовом акте, который относится к "мягкому праву", т.е. не обладает качествами императивности. Кроме этого, в результате таких предписаний национального правопорядка мозамбикское государство вменяет в обязанность своим органам и их должностным лицам соблюдение положения Декларации, осуществляя деятельность во внутригосударственной и внешней сферах. Это придает им юридическую силу. Также это ставит в известность международное сообщество обозначении своей позиции в отношении данного документа, признающей его в качестве международно-правового акта. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что предписания Конституции в индивидуальном порядке закрепили юридическую действительность международного акта для страны. Это позволяет указать возможность существования двух форм трансформации норм международного права: общей (генеральной) и индивидуальной (конкретной, или специальной).

В некоторых случаях приходится сталкиваться с рецепцией международного и национального права. Это происходит, когда внутригосударственный акт показывает содержание и формулировки международно-правовых документов. Например, английский Закон о договорах (применимом праве) 1990 г. базируется на Римской конвенции о праве, применимой к договорным обязательствам 1980 г., принятой странами - членами ЕЭС. Эта конвенция стала обязательной и для нее в результате членства Великобритании в Общем рынке. Ряд ученых использует термин "рецепция" для обозначения объема всех мероприятий по приведению государством своего внутреннего права в соответствие со своими международными обязательствами.

Подобного рода отсылки отражаются в указанном акте национального права этой страны, а также в других международным соглашениям: Гаагской конвенции о праве, применимом к алиментным обязательствам 1973 г., регламентирующей алиментные обязательства супругов, а также родителей и детей, Конвенции о юрисдикции и применимом праве в отношении несовершеннолетних 1961 г., Конвенции о коллизиях законов в отношении формы завещательных распоряжений 1961 г. и др.


4. Роль внутригосударственного права в осуществлении норм международного права


Системы международного и внутригосударственного права взаимодействуют с учетом исторической объективности первоначального влияния внутригосударственного права на международное. Это влияние складывалось в процессе формирования его норм и последующего влияния уже существующих норм международного права на последующее развитие национального законодательства. Здесь необходимо подчеркнуть одну важную деталь, которая характеризует взаимодействие систем международного и внутригосударственного права. Оно состоит в том, что такое взаимодействие происходит посредством взаимного влияния друг на друга источников права каждой из систем.

Изначально влияние внутригосударственного права на международное право сегодня неправильно понимать как признание примата внутригосударственного права над международным. Имеется ввидутот факт, что государства, по мере вступления в процесс формирования норм международного права, исходят из тех возможностей проявления своей воли, которые даются им национальным законодательством, внутренними социально-экономическими и политическими основами государственного устройства и соответствующими национальными интересами.

Принципы и нормы, сложившиеся во внутригосударственной сфере (преимущественно конституционные), влияют на международное право в процессе формирования международно-правовых норм и выступают в качестве наиболее яркой и типичной формы такого влияния. В качестве примера можно привести акты Великой французской буржуазной революции или первых революционных декретов России: Декрета о мире от 8 ноября 1917 г., Декларации прав народов России от 2 (15) ноября 1917 г., десяти принципов внешней политики в Конституции СССР 1977 г. и др.

Развивающиеся страны включили в свои конституции и иные основополагающие акты положения о неотъемлемом суверенитете над естественными ресурсами и богатствами при эффективной поддержке других государств. Этот факт обусловил создание и нормативное закрепление в международных договорах принципа международного экономического права.

Важно упомянуть и такое направление влияния, как изменение, углубление и развитие содержания, а также расширение сферы действия и повышение эффективности существующих международно-правовых норм в результате воздействия национального права. Например, в международном праве закрепились принципы территориальной целостности и нерушимости государственных границ. В качестве гарантий неприкосновенности границы сопредельные государства устанавливают взаимно согласованный режим границы, который содержит вопросы прохождения и обозначения государственной границы, порядка пользования пограничными водами и коммуникациями, лесными, охотничьими, сельскохозяйственными и другими угодьями вблизи границы и т.д.

Внутренние законодательства ряда таких сопредельных государств, а также их международные договоры учреждают некоторые специальные институты. Например, совместные комиссии по проверке границы и пограничные уполномоченные (комиссары). Такие комиссары разумно регулируют различные пограничные ситуации, которые возникают между сторонами, для упрочения добрососедских отношений и развития мирного сотрудничества граничащих друг с другом государств.

Следовательно, права и обязанности государств, которые исполняют принцип уважения и неприкосновенности государственных границ, подразумевают под собой обязательное создание таких органов.

Вместе с тем важно отметить, роль Советского Союза в реализации сотрудничества по поддержанию мирного режима границ с сопредельными государствами. СССР привнес много позитивных новшеств в развитие данного института. Это обусловливалось интересами укрепления добрососедства и безопасности с пограничными государствами, сделав его постоянным элементом в отношениях с сопредельными странами. Это подтверждают международные договоры СССР и России как продолжательницы его договоров, в том числе и в этой области.


5. Влияние международного права на совершенствование национального законодательства государств


С учетом нынешнего характера национального законотворчества международное право имеет большое влияние как незаменимый элемент преобразования и совершенствования национального законодательства. Его необходимость продиктована, во-первых, признанием принципа pactasuntservanda императивной нормой международного права и, во-вторых, возросшим уровнем закрепления в международном праве перечня вопросов, которые относятся к сфере совместного регулирования с национальным правом.

Если говорить о практической стороне вопроса, то здесь влияние международного права определяется в помощи национального права при реализации норм международного права. Такая помощь необходима, так как она подтверждается спецификой норм международного права. Так, Г. Кельзен указывал, что "большинство норм международного права являются неполными и требуют имплементации со стороны национального права".

Такая мотивировка не может быть абсолютно верной. Причиной тому являются субъекты, которым адресованы нормы международного права.

Тем не менее, деятельность государства, согласно Р.А. Мюллерсону, производится с помощью его органов, положение которых регулируется национальным правом. Именно в нем содержится определение того, какие органы уполномочены реализовать нормы международного права. Отсюда следует, что ведущей причиной, которая объясняет потребность помощи национального права при реализации норм международного права, является то, что субъектами международного права будут сложные социальные образования. В международном праве они подразумеваются как единое целое, несмотря на сложность их организации и деятельности.

Еще одна причина, которая вызывает потребность в помощи со стороны национального права, заключается в том, что многие международные договоры имеют положения, которые ориентированы на участие субъектов национального права. В качестве примера можно привести конвенции по правам человека, гуманитарному праву, по борьбе с отдельными видами уголовных преступлений.

Преобладающее влияние международного права на внутреннее законодательство подтверждается ст.27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., в соответствии с которой "государство не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения договора".

Важно подчеркнуть, что в доктрине международного права отсутствуют единые термины, определяющие способы и формы реализации норм международного права в национальном законодательстве.

Существуют некоторые формы приведения национального законодательства в соответствие с международными договорами: разработка и принятие новых законодательных актов, ранее не известных правовой системе государства; принятие законов, которые заменяют ранее действовавшие законы и существенно изменяют содержание уже существующих норм; принятие актов, которые вносят частичные изменения и дополнения в действующие законодательные акты государства.

Если государство использует вышеуказанные формы, международные договоры выступают для него некоторым ориентиром, в соответствии с которым оно создает, изменяет и дополняет национальное законодательство. Это свидетельствует об оказании международным правом существенного влияния на процесс формирования законодательной базы страны.

Примером применения норм международного права может служить деятельность Международного трибунала по бывшей Югославии при рассмотрении дел в отношении лиц, совершивших военные преступления.

Список использованной литературы и источников


1. Камаровский Л.А. Основные вопросы науки международного права, М., 1892.

2. Мюллерсон, Р.А. Соотношение международного и национального права. М., 1982.

3.И. И. Лукашук Международное право. Общая часть М., 1997.

4. Буткевич В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 1981.

5. Рубанов А.А. Теоретические основы международного взаимодействия национальных правовых систем. М., 1984.

Нормативные акты и документы:

. Конституция РФ 1993 г. [электронный ресурс] URL #"justify">2. Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 года № 101

3. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года

4. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм международного права

Влияние международного права на формирование, функционирование и развитие внутригосударственного права

Акты международных организаций, решения международных судебных учреждений и внутригосударственное право

Юридические формы согласования систем международного и национального права

Литература

Теоретические основы соотношения и взаимодействия международного и национального права

Проблеме соотношения международного и национального права наука международного права стала уделять внимание с конца XIX в. Первой специальной работой в этом отношении явилась книга известного немецкого юриста X. Трипеля «Международное и внутригосударственное право», вышедшая в 1899 г. Однако еще раньше русские ученые Л. А. Камаровский и Ф. Ф. Мартене отмечали несомненную связь и взаимное влияние международного и внутригосударственного права как основную черту их соотношения. Так, Л. А. Камаровский писал: «Международное право относится к сфере права публичного, имеющего своим исходным пунктом и центром государство, что, однако, не мешает его самостоятельности по отношению к праву государственному». В полном согласии с этим он подчеркивал далее: «Между трактатами и законами существуют многообразные и живые связи. Часто издаются законы, сообразные с трактатами, и, наоборот, заключаются последние для дальнейшего развития и осуществления первых... Здесь нужно строго разграничивать соприкасающиеся области государственную и международную: нельзя одобрить ни перенесения государственных принципов на почву международную... ни поддержки каких-либо порядков международными мерами...»

Исторически в науке международного права в вопросе соотношения международного и внутригосударственного права существовало два основных направления: монистическое и дуалистическое 3 . И то и другое внутренне неоднородны. Так, монистическое течение распадается на теории примата международного права и примата внутригосударственного права. В свою очередь, дуалистическому подходу также не свойственна гомогенность. Концепции, укладывающиеся в русло дуалистической теории, основывались на разграничении международного и национального права и их неподчиненности одного другому. Как явствует из вышеприведенных высказываний, русские дореволюционные авторы конца XIX - начала XX в. стояли на позициях дуализма, хотя формально это, возможно, и не было выражено подобным образом. Главным тезисом дуалистической школы была констатация различий в объектах регулирования, субъектах права, а также источниках права.

Некоторые авторы насчитывают три направления в этом отношении, выделяя в особое течение международно-правовой монизм, т. е. примат международного права над национальным правом, помимо монизма внутригосударственного права, а также дуализма международного и внутригосударственного права и внутригосударственное право согласно X. Трипелю «суть не только различные отрасли права, но и различные правопорядки. Это два круга, которые не более чем соприкасаются между собой, но никогда не пересекаются». Эти суждения не должны квалифицироваться как вывод о том, что дуалисты абсолютизировали независимость рассматриваемых правопорядков, не видели или отрицали связи между ними. Наоборот, в своей специальной работе «Международное и внутригосударственное право», а также в курсе, прочитанном в Гаагской академии международного права, X. Трипель исследовал вопросы взаимосвязи между обоими правопорядками по широкому спектру: рецепцию и репродукцию положений международного права внутригосударственным правом и наоборот; отсылку одного права к другому; внутригосударственное право, запрещенное международным; перенесение действия норм одной правовой системы в рамки другой и т. д.. подчеркивая при этом, что для того, чтобы международное право могло выполнять свою задачу, оно постоянно должно обращаться за помощью к внутреннему праву, без чего оно во многих отношениях бессильно. Об отсылке одного к другому говорил также в отношении международного и внутригосударственного права и другой сторонник дуалистического направления - итальянский автор Д. Анцилотти.

Именно дуалистическая теория прошлого ко многом составила необходимую основу для современной доктрины соотношения международного и внутригосударственного права, сформировавшейся в отечественной науке международного права и отчетливо проявившейся в трудах В. Н. Дурденевского, Е. А. Коровина, Д. Б. Левина, И. И. Лукашука, Н. В. Миронова, Г. И. Тункина, Е. Т. Усенко, Н. А. Ушакова, С. В. Черниченко, В. М. Шуршалова и др. Из аналогичных посылок исходит преимущественно и зарубежная доктрина международного права. В частности, американские международники утверждают: «Мы должны принять дуалистическую точку зрения. Международные суды применяют международное право, национальные суды - национальное право». При этом поддерживаются идеи взаимодействия систем международного и внутригосударственного права. Мнения противоположного толка, заключающиеся в изоляционистском подходе к явлению, достаточно редки, хотя и имеют место. Так, Р. Аго, отрицая взаимоотношения между двумя системами, полагает: «Принципиальный факт состоит в том, что каждая правовая система является исключительной и закрытой системой норм, из чего следует... что между двумя правовыми системами... не могло бы возникнуть юридической связи»?. Нелишне напомнить в этой связи, что концепции «замкнутости» одной правовой системы по отношению к другой отчасти ведут свое начало от тезиса Г. Кельзена об основных нормах в праве, согласно которому правовая система, будучи логическим развитием «основной нормы», не существует для другой правовой системы, которая является продуктом иной основной нормы 1 .

Современный дуализм не только предполагает существование двух равнозначных и самостоятельных систем права - международного и национального, но и характеризуется состоянием диалектического взаимодействия между ними, со свойственным его содержанию разнообразием элементов, последовательностью и их сочетанием друг с другом. «Каждая из правовых систем, присутствующих на международной арене, справедливо замечает А. А. Рубанов, - призвана регулировать свой собственный круг отношений. Однако такое предназначение не ведет к замкнутости и самоизоляции. Уместно повторить, что все правовые системы в сегодняшнем мире взаимосвязаны. Национальное право каждой страны связано с правом других стран, а также с международным правом, международное право - с правом всех стран, существующих в мире». Тем самым автор весьма недвусмысленно и конкретно сформулировал свою исходную позицию, диаметрально противоположную представлениям Г. Кельзена о праве как о закрытой для мира категории.

Конструкции умеренного дуализма, характерные для середины XX в. (Анцилотти, Вальц, Менцель), обосновывающие дуализм права и приоритет международного права, в частности, используют постулат Д. Анцилотти о том, что международное право «имеет в своем основании принцип, которому подчинена воля государства». Действительно, и внутригосударственное и международное право в той или иной степени (в зависимости от специфических особенностей каждого из них) порождается волей данного государства или совокупности государств. Однако отмечаемая в связи с этим подчиненность воли государств в международных отношениях определенным императивам не должна смешиваться с гегелевским внутригосударственным монизмом, который также базировался на абсолютизации государственной воли, понимаемой как ничем не ограниченной категории, которая обеспечивает примат внутригосударственного права и несамостоятельность по отношению к нему международного права. Рассуждения «умеренных дуалистов», среди современных последователей которых немецкие ученые В. Рудольф, О. Климминих и др., характеризуются различной степенью юридической адекватности и точности. Так, следует признать их правоту в утверждении того, что оба правопорядка могут отсылать друг к другу. Однако трудно согласиться с тем, что допускается участие международного права в формировании и регулировании отношений, являющихся предметом внутригосударственного права. С другой стороны, нельзя оспорить тот факт, последовательно отмечаемый ими, что международное право может юридически связывать внутригосударственные правопорядки при условии национально-правового опосредствования последствий во внутренней сфере обязательного действия международно-правовых норм.

Несмотря на достаточно прочно укоренившиеся позиции дуалистического направления в решении проблем соотношения международного и внутригосударственного права в современном мире, было бы заблуждением, однако, полагать, что монистические концепции отвергнуты ныне навсегда. В свете этого в целях уяснения современных проявлений монизма и ориентирования в идейных основах взаимодействия международного и национального права знание исходных положений монистических концепций прошлого оказывается небесполезным.

Монистические концепции, пропагандирующие примат национального (внутригосударственного) права, исторически были первыми в теоретическом осмыслении вопроса о том, образует ли международное право автономный правопорядок наряду с национальным правом. Одним из первых монистов - сторонников включенности во внутригосударственное право международного права - был немецкий исследователь Дж Д. Мозер (1701-1785). В противовес дуалистам монисты исходят из идеи соединения международного и внутригосударственного права в одну правовую систему. Лишь в зависимости от того, какая часть преобладает - внутригосударственное право или международное, - различается примат (верховенство) внутреннего права государства или права международного. Теории примата внутригосударственного права получили распространение в конце XIX - первой половине XX в. преимущественно в работах немецких авторов (К. Бергбома, Л. Цорна, М. Венцеля), которые основывались в принципе на «Философии права» (1821г.) и взглядах Гегеля, считавшего международное право правом «внешне-государственным». Отсюда и представление о международном праве как о сумме внешне-государственного права различных государств, т. е. «внешнем государственном праве», что, по существу, означало нигилистический подход вообще к существованию международного права как таковому.

ТЕМА 3.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАВА .

1. Соотношение и взаимодействие международного и внутригосударственного права.

2. Механизмы имплементации международно-правовых норм в Украине.

Взаимодействие международного и внутреннего права государств приобретает особенно большое значение в условиях глобализации. Осуществление международным правом своих функций возможно лишь при тесном взаимодействии с внутренним правом государств. С другой стороны, нормальное функционирование национальных правовых систем зависит от взаимодействия с международным правом. Углубление взаимодействия международного и внутригосударственного права носит характер объективной закономерности, которая отражает более общую закономерность - углубление взаимодействия национального общества с мировым сообществом.

Соотношение двух систем права определяется взаимодействием регулируемых ими отношений. Первоначально международное право не оказывало влияния на внутреннее право. Решающим было влияние внутреннего права, как более развитого. Проблема привлекла к себе внимание лишь в конце XIX в.

Ряд немецких юристов сформулировали концепцию примата внутреннего права, отвечавшую интересам внешней политики Германии, готовившейся к переделу мира. А. Цорн, например, рассматривал международное право как внешнегосударственное право, нормы которого являются юридическими лишь в той мере, в какой они включены во внутреннее право. Эта концепция является нигилистической, поскольку отрицает юридическое существование международного права. Нигилистическая теория с самого начала подвергалась критике в литературе и не получила распространения. Тем не менее ее рецидивы время от времени встречаются. В свое время А.Я. Вышинский отстаивал теорию приоритета внутреннего права. Формула А. Цорна слово в слово воспроизведена израильским юристом А. Левонтиным. Но гораздо важнее то, что в практике государственных органов наблюдается тенденция признавать фактический приоритет за внутренним правом.

В конце XIX в. была сформулирована и концепция дуализма. Согласно ей, международное право и внутреннее действуют в различных сферах, представляют собой самостоятельные правовые системы, которые не находятся в соподчинении

После Первой мировой войны австрийский юрист Г. Кельзен сформулировал основы концепции примата международного права, согласно которой оно выступает в качестве верховного правопорядка, не ограниченного иными правопорядками, и само определяет сферу действия внутреннего права. В наши дни все больше авторов полагают, что во имя мира международное сообщество должно признать примат международного права, во всяком случае при расхождении его предписаний с нормами внутреннего права.



Итак, в вопросе о соотношении двух правовых систем доктрина международного права выработала следующие основные подходы:

1. Дуалистический подход рассматривает международное право и внутреннее право как два различных правопорядка, при этом международное право может выполнять свои задачи, только постоянно обращаясь к национальному праву. Данная теория основана на разграничении международного и национального права и неподчинению их другу другу.

2. Монистический подход – исходит из соединения международного и национального права в одну единую правовую систему. В рамках монистической теории существует два подхода к решению вопроса о том, какая часть преобладает – международное или внутригосударственное право:

а) внутригосударственное право доминирует над международным правом

б) примат международного права над национальным.

Соответственно при дуалистическом методе считается, что норма международного права вводится путем превращения ее в норму национального права. Действительность нормы международного права определяется внутренним законодательством (соотношением ее с конституцией, законами государства). Международный договор внедряется в национальное законодательство при обязательном участии законодательной власти, которая издает соответствующий закон (Великобритания, Дания, Швеция, Исландия и т.д.)

Монистический метод предусматривает непосредственное применение нормы международного договора без изменения ее правового происхождения.Норма международного договора признается действующей в соотвествии с требованиями международного права, а не внутреннего законодательства.Договоры приобретают статус внутреннего законодательства автоматически в связи с их ратификацией (присоединение к договору, признание его действия государством) (Австрия, Бельгия, США, Нидерланды и т.д.). В некоторых странах международныйц договор приобретает верховенство над внутренним правом (Франция, Испания).

Международное право функционирует в рамках международной системы. Все общественные отношения в зависимости от их связи с государством подразделяются:

Внутригосударственные

Межгосударственные

Международные отношения частного характера

Регулирование данных отношений сопровождается взаимодействием международного права и национального права исходя из категории регулируемых отношений:

1. Государство как участник международных отношений следует нормам международного права, действуя через специальные органы внешних сношений, правовое положение которых определяется его внутренним правом.

2. Процесс согласования воль государств при заключении международных договоров регламентируется нормами международного права, а процесс выработки этих воль определяется с помощью национального права.

3. Международное право налагает обязательство на государство в целом, но именно внутреннее право называет государственные органы и должностных лиц, которые ответственны за выполнение международных обязательств государства.

4. Отношения, осложненные иностранным элементом, порождают коллизии между нормами права различных государств, разрешение которых ведет не только к взаимодействию национально-правовых систем (через МЧП), но и порождает межгосударственные отношения и международные нормы по поводу упорядочения международных отношений невластного характера.

5. Иногда объект регулирования международного и внутреннего права совпадает (дипломатические и консульские отношения, где действуют и международные договоры и национальные правовые нормы).

В целом наблюдается тенденция к усилению роли международного права в функционировании правовых систем государств . Под влиянием международного права происходят важные изменения во внутреннем праве. Наиболее показательны в этом плане нормы о правах человека, образующие основу конституций. Принимаются законы, призванные обеспечить реализацию международных норм. В качестве примера можно указать законы о международных договорах, о международных и внешнеэкономических связях, о континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне.

Существуют особые случаи взаимодействия международного и национального права. К ним относятся прежде всего интеграционные правовые системы. Наиболее развитой из них является система Европейского союза. Другим особым случаем могут быть мирные договоры. Мирные договоры 1947 г. содержали целый ряд положений, обязывавших несшие ответственность за агрессию государства отменить антидемократическое законодательство и принять законы, необходимые для демократических преобразований.

В литературе, а в значительной мере и в практике для обозначения осуществления международного права широко используется термин "имплементация" (лат. - impletum, англ. - implementation) - выполнение, осуществление.

Термин используется в широком и узком смысле. В первом случае он означает все меры по реализации норм международного права, во втором - их осуществление во внутригосударственной сфере. Используются и иные термины: "выполнение", "соблюдение". При этом зачастую они означают одно и то же.

Обязанность государств обеспечить реализацию норм международного права всеми своими органами является необходимым условием функционирования этого права и издавна подчеркивается в международной практике. Организация и деятельность органов государства по применению норм международного права регламентируются внутренним правом.

Среди юридических форм согласования международного и внутриго­сударственного права в науке международного права различают:

· транс­формацию (прямую и опосредствованную),

· инкорпорацию,

· рецепцию,

· отсылку к международному договору.

Трансформация - включение норм международного права в национальное законодательство. Иногда эту процедуру именуют имплементацией.

Под прямой трансформацией в международно-правовой литературе чаще всего понимают то, что международный договор, заключенный государством и вступивший в действие, непосредственно приобретает силу закона (США, Франция, Россия).

При опосредствованной трансформации имеется в виду, что кон­ституция или другие законодательные акты государств регламентируют вопрос о способах введения в действие международных договоров внут­ри государств. Иногда данный метод именуют инкорпорацией.

Инкорпорация введение нормы международного права путем издания внутригосударственного акта, который воссоздает норму международного права. Иными словами, при инкорпорации в законодательство вводятся изменения на основе норм международного права.

Особенности инкорпорации :

Принимается внутригосударственный нормативно-правовой акт

Изменятся содержание нормы, которая становится более конктретной и детальной, чем норма международного права

Изменяются субъекты: норма национальног права адресованы госорганам, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, в то время как нормы международного права адресуются государствам.

Рецепция - принятие государством норм внутреннего права, способствующих исполнению предписаний международного права, прикотором национальные нормы могут текстуально повторять некоторые правила международного договора, конкретизировать и адаптировать их к особенностям правовой системы государства

Отсылка правило, устанавливающее, что при расхождении норм национально­го права и норм международного договора в регулировании определен­ных общественных отношений применяются нормы международного договора. Т.е. государство может включить в свое право норму отсылающую к международного права и санкционирующую применение правил международного договора или обычая к отношениям, сторонами которых являются физические и юридические лица.

2. Механизмы имплементации международно-правовых норм в Украине

Правовая позиция Украины по проблеме соотношения международного и внутреннегосударственного права и механизме имплементации межднародно-правовых норм базируется на:

1)Декларации о государственном суверенитете Украины - провозглашается приоритет общепризнанных норм международного права над внутреннегосударственными нормами (ст.10)

2)Конституции Украины , которая закрепляет, что «действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлена Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины» (ст.9).

3)Законе Украины«О международных договорах Украины » (ст.19), устанавливающем, что действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлена Верховной Радой Украины, является частью национального законодательство и применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства. Если международным договором Украины, который вступил в силу, установлены другие правила, чем те, что предусмотренные в соответствующем акте законодательства Украины, то применяются правила международного договора.

Закон Украины «О международных договорах Украины» устанавливает, что действующие международные договоры Украины подлежат добросовестному соблюдению Украиной в соответствии с нормами международного права. Согласно принципу добросовестного соблюдения международных договоров Украина выступает за то, чтобы и другие стороны международных договоров Украины неуклонно выполняли свои обязательства по этим договорам.

Органы исполнительной власти, к веданию которых отнесены вопросы, которые регулируются международными договорами Украины, обеспечивают соблюдение и выполнение обязательств, взятых за международными договорами Украины следят за осуществлением прав, которые выплывают из таких договоров для Украины, и за выполнением другими сторонами международных договоров Украины их обязательств.

Общий надзор за выполнением международных договоров Украины, в том числе и другими их сторонами, осуществляет Министерство иностранных дел Украины.

Данные нормы имеют важное внешнеполитическое значение для положения Украины в мировом сообществе. Во-первых, они свидетельствуют о верности Украины своим международно-правовым обязательствам, во-вторых, они дают в определенной степени ответ на вопрос практического применения международных договоров в Украине и их соотнощения с дейтсвующим законодательством Украины.

Таким образом в Украине признается приоритет общеспризнанных (основных) норм (принципов) международного права, а также приоритет норм международного договора. Возникают определенные неясности – какие именно общепризанные нормы (принципы) международного права имеют приоритет перед национальным законодательством, ведь нет полностью авторитетного и исчерпывающего перечня принципов международного права. Кроме того, недостатком юридических формулировок украинской Конституции и других законов является указание только на один источник – международный договор, оставляя без внимания международный обычай.

В правовой доктрине применительно к трактовке соотношения международного и внутригосударственного права существуют две основные теории - монистическая и дуалистическая. Согласно монистической теории, международное и внутреннее право - части общей единой системы права. Суть дуалистической теории: международное и внутригосударственное право - две различные самостоятельные правовые системы права, не подчиненные одна другой. Признается различие в субъектах, методах нормотворчества, формах существования правовых норм, правоприменительной практикой. Для того чтобы норма международного права приобрела юридическую силу на территории государства, она должна быть трансформирована в национальный правовой акт. Генеральная трансформация заключается в установлении государством в своем внутреннем законодательстве общей нормы, придающей международно-правовым нормам силу внутригосударственного действия. Специальная трансформация заключайся в придании государством конкретным нормам международного права силы внутригосударственного действия путем их воспроизведения в законе текстуально.
Признавая самостоятельность двух правовых систем, нельзя отрывать одну систему от другой, возводить между ними «китайскую стену», необходимо признать их взаимодействие. Термин взаимодействие в данном случае обозначает такую форму взаимоотношений, при которой каждая из систем не заменяет, не подменяет и не поглощает другую, не имеет характера господства и подчинения, а способствует функционированию каждой. Связь между международным и внутригосударственным правом характеризуется координацией, взаимосогласованностью, взаимодополнимостью.
Так, например, Венская конвенция о праве международного договора 1969 г. - основной международно-правовой документ, который регулирует порядок заключения, действия и приостановления действия международных договоров - уделяет большое внимание вопросам взаимозависимости международного и внутригосударственного права. Без одновременного соблюдения существенных норм обоих правопорядков заключить действительный международный договор или приостановить его действие невозможно. Более того, согласно Венской конвенции, исключительно внутригосударственным правом регулируется порядок признания юридической силы любого международного договора, в частности, его ратификации. Равно также регулируется порядок выхода из него одной из сторон (денонсации).
Международное право основано на уважении суверенности национальных правовых систем, призвано защищать их от вмешательства извне, создавать благоприятные внешние условия для их функционирования. В резолюции Института международного права, принятой в 1993 г., говорится, что в принципе именно правовая система каждого государства определяет наиболее подходящие пути и средства обеспечения того, чтобы международное право применялось на национальном уровне. Совершенно естественно, что государства мира в различных формах выражают форму взаимодействия внутригосударственного и международного права.
Так, Конституция США (ст. 6) гласит: все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются высшими законами страны, судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в Конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления.
Конституция Австрии (ст. 9) подчеркивает, что общепризнанные нормы международного права действуют в качестве составной части федерального права.
В Германии (согласно ст. 25 Основного закона) общепризнанные нормы международного права являются составной частью федерального права. Они имеют преимущества перед законами и порождают права и обязанности непосредственно для лиц, проживающих на территории Федерации.
Согласно Конституции Испании международные договоры, заключенные в соответствии с установленными требованиями, становятся после их публикации в Испании составной частью внутреннего законодательства. Их положения могут быть отменены, изменены или приостановлены только в порядке, установленном в самих договорах или в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Конституция Французской Республики (ст. 52) гласит: «договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, с момента опубликования имеют силу, превышающую силу внутреннего закона». Согласно ст. 54. международное обязательство, которое содержит положение, противоречащее Конституции, ратифицируется или одобряется после пересмотра Конституции.
Глава 55 Конституции Украины (ст. 9) провозглашает международные договоры частью национального законодательства. Заключение договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно только после внесения изменений в Конституцию.
Весьма своеобразна практика применения норм международного права в Великобритании. Английский судья прежде чем применить принцип или норму международного права, исследует, инкорпорированы ли они в английское право. Если да, то применяет. Если нет - то продолжает исследование: не изъявила ли Корона в какой-либо форме согласие на его применение, и лишь при положительном ответе «да» притом что он не противоречит английскому праву, применит этот принцип или нормы, положив начало их инкорпорации.
Отличительной чертой принятой в 1993 г. Конституции Российской Федерации является то, что она включила определенные, наиболее значимые компоненты международного права в национальную правовую систему.
Приведенные примеры демонстрируют, что, в целом признавая приоритетность норм международного права, конституции большинства стран мира включают их либо в свои правовые системы, либо в систему законодательства, что определяет их различное положение. Одни конституции включают в свои правовые системы только международные договоры, участниками которых они являются. Другие идут дальше и наряду с договорами включают в национальные правовые системы общепризнанные принципы и нормы международного права.
В СССР на протяжении продолжительного периода международное право рассматривалось как право, содержащее положения, сформировавшееся под влиянием западных государств и соответственно не отвечающее интересам Советского Союза. Согласно утвердившейся с середины 50-х годов доктрине, СССР в своей внешнеполитической деятельности руководствовался «советским международным правом», как правом миролюбивым, свободным и независимым. Примат международного права над внутригосударственным отрицался. Что касается соотношения между нормой международного договора, в котором участвовал СССР, то до определенного времени считалось, что норма законодательства СССР имеет приоритет перед нормой международного договора. Но постепенно Советское государство пересматривало свое отношение к международному праву. Коренной переворот произошел в 1961 г., когда СССР признал приоритет нормы международного договора над нормой внутреннего права. Это нашло отражение в ст. 129 Основ гражданского кодекса Союза СССР и союзных республик. Следующим шагом позитивного развития отношения СССР к международному праву стала Конституция СССР 1977 г. В ст. 29 было указано, что отношения СССР с другими государствами строятся на основе соблюдения принципов международного права, а также выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, из заключенных СССР международных договоров.
Отличительной чертой принятой в 1993 г. Конституции Российской Федерации является то, что она определила четкую связь между международным правом и национальной правовой системой. Статья 15 (п. 4) Конституции Российской Федерации гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Как видим, принципы и нормы международного права включены не в систему российского права, а в правовую систему, т. е. в более широкую правовую категорию, включающую не только систему права и правовые нормы, но и целый ряд других компонентов. Все они - правовая норма, правовое отношение, правовая идея? представляют собой «три кита», на которых выстраивается правовая, т. е. нормативно-регулятивная система, называемая правом. В правовой системе эти уровни неразрывно связаны и образуют динамическое единство. Представляется, что только на основе такого «широкого» и масштабного подхода к пониманию права и правовой системы можно в полной мере оценить сущность конституционного положения, отражающего взаимозависимость российского и международного права. Включение в российскую правовую систему компонентов международного права как нормативного характера, так и не ограничивающихся определенными нормативными рамками, отражающих интернациональную общественную практику, стремление народов к справедливому миропорядку, укрепляет ее демократические основы.
Конституция Российской Федерации отразила универсальный процесс сближения конституционного и международного права. Следовательно, все предложенные в ней новеллы могут быть по достоинству оценены лишь на основе широкого взаимодействия как общей теории права, так и теории международного права как особой системы права. Необходимо учитывать, что составляющие международное право принципы и нормы выражают собой коллективную волю многих государств и основаны на презумпции их выполнения.



Просмотров