Легализация денежных. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (ст. 174 УК). Закон устанавливает ответственность за совершение финансовых операций и других сделок, с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, а равно использование указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Квалифицирующие признаки разделяются на две группы. Первая - совершение преступления группой лиц по предварительному сговору; неоднократно; лицом с использованием своего служебного положения * . Вторая - совершение деяния организованной группой или в крупном размере. Наличие последних определяется судом.

* См. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю . И. Скуратова и В. М. Лебедева (ст. 16, 35, 201, 255).

Статья 174 УК РФ является новой. Криминализация предусмотренного ею деяния произошла в результате длительных, до сих пор не оконченных дискуссий, в ходе которых взвешивались позитивные и негативные последствия введения соответствующего уголовно-правового запрета, а также под влиянием зарубежного законодательства, действующего в иных социально-экономических условиях.

Цель запрета состоит в охране экономической системы страны и прежде всего денежного обращения от поступления больших объемов неконтролируемых денежных средств либо иного имущества, а также в предупреждении преступной деятельности, направленной на извлечение прибыли и осуществляемой организованными преступными группами или не входящими в них преступниками.

Социально-поведенчески преступление состоит в том, что доходы от наркобизнеса и иных преступлений, средства, укрытые от налогов, получают с помощью других лиц (не участвовавших в их приобретении) легальный статус и могут свободно использоваться по усмотрению получившего их лица.

Состав преступления по данной статье построен сложно. Он предполагает совершение одним лицом предшествующего деяния, т. е. приобретения имущества заведомо незаконным путем, затем совершение другим лицом основного деяния, в которое входит либо проведение субъектом данного преступления финансовых операций и других сделок с имуществом, являющимся предметом предшествующего деяния, либо в использовании этого имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. :

Технически данный состав преступления построен аналогично ст. 208 УК РСФСР "Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем" и ст. 175 УК РФ с таким же названием. Однако формулировки состава преступления ст. 174 УК РФ значительно менее определенны.

Объективная сторона преступления. Преступление считается оконченным в момент проведения операции, признаваемой финансовой, или другой сделки, которые приводят к результату, желательному для участников (перевод денег, приобретение конвертируемой валюты и др.), либо в момент заключения сделки, который определяется гражданским законодательством в зависимости от характера сделки.

Данный состав преступления не предполагает наступления общественно опасных последствий, но осознание общественно опасных действий виновным включает представление о наступающих последствиях и безразличное отношение к ним.

Приобретение имущества заведомо незаконным путем представляет собой завладение имуществом либо получение фактических прав на него без необходимых правовых оснований, в частности, путем недействительной сделки, совершения преступления, неосновательного обогащения, незаконной переработки, самовольной постройки и другим способом.

Такое понимание незаконности соответствует тексту закона, однако нуждается в ограничительном толковании. Незаконность должна состоять в нарушении уголовно-правового запрета, иначе применение данной статьи будет незаконным согласно п. 2 ст. 14 ввиду отсутствия общественной опасности деяния.

Заведомостъ незаконного приобретения означает, что в отношении приобретения лицо действовало с прямым умыслом, безусловно зная о том, что способ, каким оно приобретает; денежные средства или иное имущество, является незаконным. Понятие заведомости при этом относится также и к основному преступлению.

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконно, как и использование указанных средств для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, по сложившейся практике образует основное деяние, предусмотренное данной статьей.

Понятие финансовых операций приобретает юридическое значение в контексте финансовой деятельности, охватывая, в частности, расчетные, депозитные и иные операции. Другие сделки в соответствии с гражданским законодательством – это все действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК). В контексте данной статьи законодатель рассматривает финансовые операции как вид сделок, поэтому не является их совершением издание и исполнение актов государственных органов и органов местного самоуправления, а также их исполнение должностными лицами, хотя бы эти действия и были связаны с использованием средств, указанных в данной статье.

Не соответствует целям данной статьи признание финансовой операцией сделок незначительных по объему, например оплаты квартиры главой семьи из средств, заведомо приобретенных незаконным путем одним из членов данной семьи. В то же время перевод банком денежных средств для приобретения недвижимости образует финансовую операцию.

Денежные средства или иное имущество для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности используются лицом, действия которого представляют собой легализацию средств в интересах добывшего их лица, а не тем, кто приобрел их заведомо незаконным путем.

Иной экономической деятельностью в контексте данной статьи следует считать деятельность, не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели, но требующую затрат денежных средств или использования иного имущества для достижения других целей, например охраны здоровья, оказания юридической помощи и т. д. *

* См. ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

Целесообразность разграничения предпринимательской и иной экономической деятельности состоит в том, что некоторые виды деятельности, требуя значительных затрат и предполагая оплату труда и получение различных выгод, все же не признаются предпринимательскими.

Использование указанных денежных средств означает совершение любых видов сделок или иных активных действий, включая переработку иного имущества, в целях осуществления предпринимательской или иной.экономической деятельности, т. е. заключение договоров купли-продажи, кредитование, оплату произведенных работ или услуг. Спорным является отнесение к указанной деятельности помещения денежных средств на депозит с целью извлечения прибыли.

Использование денежных средств или иного имущества является оконченным преступлением в момент совершения образующих его действий.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста и совершающее финансовые операции или другие сделки. Лицо, приобретшее денежные средства или иное имущество заведомо незаконным путем, отвечает за деяние, состоящее в таком приобретении.

Субъективная сторона данного преступления - прямой умысел и цель легализации. Субъект преступления осознает общественную опасность своих действий, заведомо зная о незаконном происхождении денежных средств или имущества, и желает совершить с ними финансовую операцию либо другую сделку.

Цель легализации хотя прямо не указана в тексте статьи, но вводится в качестве обязательной ее названием - "Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем". Лицо преследует цель не удовлетворения своих потребностей за счет чужой преступной деятельности и не смену незаконного владельца, а создание возможностей прежнему владельцу реализовать результаты его незаконной деятельности.

Статьи 174 и 174¹ УК предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на легализацию (отмывание) преступно нажитых средств или имущества путем введения их в хозяйственный оборот.

Данная проблема напрямую связана с организованной преступностью и является актуальной для многих стран. Огромные средства, получаемые от подпольной торговли оружием и наркотиками , игорного бизнеса , торговли людьми, контрабанды и других преступлений, внедряются в экономические и финансовые структуры государства и затем приобретают вид законных средств. Поэтому борьба с отмыванием «грязных» денег признается практически всеми странами в качестве одного из важных средств противостояния организованной преступности. Успех этой борьбы в значительной мере зависит от международного сотрудничества и координации действий между разными государствами.

В декабре 1988 г. была принята Конвенция ООН о борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ , в которой впервые была затронута проблема отмывания незаконно нажитых средств. На европейском уровне координация усилий в борьбе с отмыванием незаконных средств нашла отражение в принятой Советом Европы в ноябре 1991 г. Конвенции по отмыванию денег, выявлению, аресту и конфискации обнаруженных средств, добытых преступным путем. С августа 1996 г. Российская Федерация стала членом Совета Европы , и в УК была включена новая норма — ст. 174.

Преступления, связанные с легализацией (отмыванием) преступных средств, существенно нарушают установленный законами порядок предпринимательской и иной экономической деятельности, ставя хозяйствующих субъектов и иных участников экономической деятельности в неравное положение, в результате чего нарушается принцип честной конкуренции между участниками экономических отношений. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установил правовой механизм противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в целях защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства, в соответствии с которым была изменена редакция ст. 174 УК и введена новая ст. 174¹.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны осуществлять внутренний контроль (идентифицировать личность, документально фиксировать всю информацию, полученную от клиента) и передать эту информацию уполномоченному органу исполнительной власти — Федеральной службе по финансовому мониторингу (ФСФМ) для обязательного контроля, если сумма операции с денежными средствами или иным имуществом равна или превышает 600 тыс. руб. или равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает ее. Сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб. или превышает ее.


Обязанность идентифицировать личность, документально фиксировать и представлять в ФСФМ информацию о клиенте и об операции с денежными средствами распространяется на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, если есть основания полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Результаты двойного контроля могут быть основанием для возбуждения уголовных дел по признакам ст. 174 и 174¹ УК.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 174 УК, являются общественные отношения в сфере законной предпринимательской и иной экономической деятельности. В литературе встречаются и другие определения непосредственного объекта. Предмет анализируемого преступления — деньги и иное имущество, приобретенные заведомо преступным путем. Денежные средства (наличные и безналичные) могут быть выражены в любой валюте. Имущество включает ценные бумаги, вещи, движимое и недвижимое имущество: земельные участки, транспортные средства, здания и сооружения и другие объекты имущественных прав граждан.

Перечисленные объекты могут быть предметом преступления только в том случае, если они были получены в виде дохода, залога или вклада от заведомо преступной деятельности. Незаконность выражается в том, что они (предметы) приобретены в результате совершения различных преступлений. Закон ограничивает круг преступлений, которые являются источником перечисленных предметов, исключив преступления, предусмотренные ст. 193, 194, 198, 199, 199¹, 199² УК. Заведомость означает, что субъекту достоверно известно, что он использует средства или иное имущество, которые были получены другим лицом в виде дохода от преступной деятельности.

Объективная сторона преступления выражается в действиях, характеризующих понятие легализации (отмывание) доходов, полученных преступным путем, т.е. придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными иными лицами преступным путем. Закон указывает способ, при помощи которого это можно сделать — совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом.

Совершение финансовых операций является наиболее распространенным и трудно раскрываемым способом легализации средств нажитых преступным путем. Чтобы пустить незаконно нажитые средства в экономический оборот без риска быть разоблаченным, требуется легальное прикрытие, которое достигается путем вложения этих средств в виде вкладов в банки. Манипулируя различными видами вкладов в разных банках, клиент запутывает следы, в результате чего теряется первоначальный источник вклада. Например, сначала деньги вносятся на номерной счет в одном банке, затем он переводится на депозит в другой банк.

После этого в третьем банке предъявляется выписка из депозитного счета, находящегося во втором банке, и запрашивается кредит, который позднее погашается за счет «грязных» денег, находящихся на вкладе во втором банке. Другие сделки с денежными средствами или имуществом включают все виды гражданско-правовых сделок, предусмотренных в ГК РФ: купля-продажа, мена, дарение, аренда, заем, кредит, подряд и т.д. Например, покупка акций и облигаций , приобретение квартир, загородных домов, земельных участков, ресторанов, казино и другого движимого и недвижимого имущества и перепродажа их.

Состав преступления по конструкции формальный. Преступление признается оконченным с момента выполнения указанных действий.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает финансовые операции и другие сделки с доходами, полученными преступным путем другими лицами, и желает совершить эти действия. Цель — придать правомерный вид владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или имуществом. Мотив — чаще всего корыстный, но может быть и иная личная заинтересованность. В этом случае, если виновному достоверно известно, что деньги или имущество получены иным лицом в результате совершения особо тяжкого преступления, то возможна уголовная ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 174 и 316 УК (укрывательство преступления).

Субъект преступления может быть специальным: руководитель или иное лицо коммерческой организации, уполномоченное осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, а также частное лицо, достигшее возраста 16 лет.

Часть 2 ст. 174 УК включает квалифицирующее обстоятельство: совершение преступления в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 174 УК финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, признаются совершенными в крупном размере, если их сумма превышает 1 млн руб.

Часть 3 ст. 174 УК предусматривает ответственность за деяние, предусмотренное ч. 2 рассматриваемой статьи, если оно совершено: а) группой лиц по предварительному сговору или б) лицом с использованием своего служебного положения. Понятие группы лиц по предварительному сговору дается в ч. 2 ст. 35 УК. Совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения означает, что преступление совершается должностным лицом или служащим государственных органов или органов местного самоуправления; а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации. Такими лицами могут быть банковские служащие, государственные служащие, работники правоохранительных органов, управляющий или генеральный директор какой-либо коммерческой организации и т.д.

Часть 4 ст. 174 УК устанавливает уголовную ответственность при особо отягчающих обстоятельствах, если действия, предусмотренные ч. 2 и 3 рассматриваемой статьи совершаются организованной группой. Понятие организованной группы раскрывается в ч. 3 ст. 35 УК. В составе организованной группы могут быть работники банков, фондовых бирж, брокерских контор, инвестиционных фондов и т.д. В том случае если преступление совершается преступным сообществом, то квалификация действий организатора или руководителя должна быть по совокупности преступлений: по ч. 3 ст. 174 и ч. 1 ст. 210 УК.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА

(МГЮА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА)

кафедра уголовного права

Дипломная работа

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

студентка 5 курса очной формы обучения

Института правоведения Тузова Инна Игоревна

Научный руководитель

к.ю.н., доцент Юрченко И.А.

Москва - 2010

Введение

§ 2. Правовые основы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов в Российской Федерации

Глава 2. Анализ составов преступлений, предусмотренных ст.174 и 174¹ УК РФ

§ 1. Объективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

§ 2. Субъективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

§ 3. Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем

§ 4. Отграничение легализации (отмывания) преступных доходов от преступления, предусмотренного ст.175 УК

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В последнее время активно возрастают процессы глобализации и интернационализации мировой экономики, неизбежно влекущие интернационализацию экономической преступности и распространение используемых ею механизмов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, причиняющих огромный вред экономике государств, их объединений, мирового сообщества в целом. В настоящее время организованная преступность представляет собой сложную систему взаимосвязанных преступных сообществ, каждое из которых имеет определенную нишу в криминальной среде для осуществления своих замыслов и силового контроля в конкретных сферах экономики. Подобная преступная деятельность все чаще охватывает территорию нескольких государств, приобретает ярко выраженный транснациональный характер. В этой связи в современных условиях отмывание преступных доходов является, как правило, многоэтапным преступлением, включает в себя систему многочисленных финансовых операций, призванных скрыть первоначальный источник происхождения полученных преступным путем средств, в том числе и путем их перевода из одной страны в другую. Проникновение преступных капиталов в легальный экономический оборот существенным образом затрудняет, а порой, и вовсе делает невозможной свободную конкурентную борьбу, осуществляемую реальными экономическими субъектами, вытесняет их с товарного и финансового рынка. Кроме того, проникновение "грязных денег" в легальный оборот представляет собой опасность не только для экономики отдельных государств и их объединений, но и для основ безопасности всего мирового сообщества, так как легализация преступных доходов тесно связана с финансированием террористических групп и организаций .

Таким образом, проблема совершенствования правовых основ борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, в частности, уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за подобные деяния, является весьма актуальной.

Стоит отметить, что легализация доходов, полученных преступным путем, является сравнительно новым видом преступной деятельности, зародившимся в США в 30-е годы прошлого века, в эру "запрета на алкоголь". Власти столкнулись с серьезными проблемами в борьбе с организованной преступностью, признаками которой были закон молчания (омерта), запугивание и уничтожение свидетелей, коррупция и система противодействия расследованию. Тогда и был изобретен новый способ противодействия организованной преступности - ее лидеров стали привлекать к суровым мерам уголовной ответственности не за рэкет, доказать который было сложно, а за неуплату налога на доходы (точнее, за расходы, не соответствующие легальным доходам, с которых был уплачен налог). Реакцией организованной преступности на такую политику стала легализация доходов, что позволяло уплатить налог и тратить деньги, не опасаясь уголовного преследования за уклонение от уплаты налогов. Один из методов легализации и дал название новому направлению деятельности мафии: "отмывание" (точнее, "стирка") денег (moneylaundering). Легализация преступных доходов делало новые методы борьбы с преступностью значительно менее эффективными, в связи, с чем вызвало негативную реакцию со стороны властей. В США, а затем во всем мире устанавливаются жесткие нормы об уголовной ответственности за отмывание денег .

В России вопрос об уголовной ответственности за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, стал приобретать серьезное значение в период рыночных реформ. В условиях развития ранней демократии преступные группировки начали выступать под видом коммерческих структур, которые получают основную часть доходов за счет преступлений, совершаемых под прикрытием предпринимательской деятельности, в целях их дальнейшей легализации .

Основными причинами, способствующими появлению и распространению преступных доходов, явились появление и развитие рентабельных (например, торговля донорскими органами) и сверхрентабельных (незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ) преступлений, которые превосходят расходы на саму преступную деятельность, а также появление возможностей для легализации преступных доходов в процессе интенсивного развития частной предпринимательской инициативы, с одновременным бурным развитием преступного мира, нуждающегося в финансовой базе для легальной экономики .

Уголовно-правовые нормы о легализации преступных доходов призваны не допустить утаивания и сокрытия истинной природы происхождения, местонахождения или движения имущественных объектов или прав, а также не допустить запуска незаконных, полученных преступным путем прибылей в легальный финансовый оборот, т.е. воспрепятствовать подрыву экономической системы организованной преступности, для чего требуется изоляция и самого лица, совершившего преступное деяние, и его "грязных денег" .

После принятия Уголовного кодекса Российской Федерации прошло достаточно времени для анализа, позволяющего определить эффективность применения норм, предусматривающих уголовную ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем.

Тем не менее, высокий уровень латентности рассматриваемых преступлений свидетельствует о недостатках законодательной базы, а также ошибках в правоприменительной деятельности, о несвоевременном реагировании на совершение незаконных операций и сделок с имуществом и т.п.

Целью моей дипломной работы является исследование признаков составов преступлений, предусмотренных ст.174 и 174¹ УК.

Исходя из этой цели, можно выделить следующие задачи настоящей дипломной работы:

1) рассмотрение эволюции международного законодательства об ответственности за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем;

2) исследование правовой базы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, в Российской Федерации;

3) анализ объективных и субъективных признаков составов преступлений, предусмотренных ст.174 и 174¹ УК, а также их квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков;

4) проведения разграничения между легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем от других составов преступлений.

Глава 1. Правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем

§ 1. Международное законодательство в области борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем

История возникновения законодательства, нацеленного на борьбу с отмыванием криминальных доходов, связана с осознанием опасности вливания в легальную экономику средств, полученных в результате совершения преступлений. Если эти средства становятся сопоставимыми с доходами крупных корпораций, значит, они способны повлиять на стабильность мировой финансовой и экономической систем, становятся серьезным фактором риска, эффективно противодействовать которому можно только в рамках стратегии угрозы уголовно-правового преследования .

Прошлое столетие можно охарактеризовать как период усиления международной борьбы с преступными явлениями, которые наносят ущерб не только обществу и отдельным государствам, но и всему мировому сообществу в целом. Следует отметить, что создание новых международных уголовно-правовых норм и их принятие происходило со значительным опозданием, которое иногда достигало несколько десятилетий.

Международная практика борьбы с преступностью и работа криминалистов в области международного уголовного права приводила к тому, что число деяний, признаваемых преступными, увеличивалось от десятилетия к десятилетию .

Международное законодательство об ответственности за легализацию доходов, приобретенных преступным путем, в своем развитии прошло три этапа.

На первом этапе международное законодательство было нацелено на борьбу со множеством преступным деяний, которые угрожали монополии государства в области эмиссии денежных средств, а также здоровью населения (1920-е-1970-е годы). Этот этап отмечен относительно свободным вводом в оборот доходов от совершенных преступлений. Они направлялись как в легальный бизнес, так и на расширение преступного промысла. Отсутствие юридически закрепленного понятия легализации преступных доходов, при существовании в преступном мире приемов и способов использования таких доходов, предоставляло преступникам большие преимущества перед прочими лицами в легальном бизнесе, так как дальнейшая судьба доходов, не опавших в поле зрения правоохранительных органов, международное сообщество и отдельные государства не интересовала .

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174 УК). Общественная опасность этого преступления обусловлена тем, что его совершение сопряжено с вовлечением в сферу легального предпринимательства денежных средств и имущества, приобретенных преступным путем.

Легализация (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем, не только нарушает установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности, но и способствует распространению наиболее опасных форм нелегального предпринимательства, находящихся под контролем организованной преступности (наркобизнеса, игорного бизнеса и т. п.). Уголовно-правовая борьба с легализацией (отмыванием) денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем, осуществляется в соответствии с Конвенцией об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 года РФ ратифицировала данную Конвенцию в 2001 году*. Правовой механизм противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, определен Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем"**.

________________

* См. : Федеральный закон от 28 мая 2001 года N 62-ФЗ "О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" // РГ. 2001. 31 мая.

** См. : СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418.

Объектом преступления являются общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления основанной на законе предпринимательской деятельности.

Предметом преступления выступают денежные средства (валюта РФ или иностранная валюта), имущество (движимое и недвижимое), ценные бумаги и валютные ценности, приобретенные в результате совершения любого преступления, кроме преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199_1 и 199_2 УК. Денежные средства или иное имущество как предмет последующей легализации (отмывания) могут быть приобретены в результате хищения, незаконного оборота оружия, наркотических средств и т. п. Не являются предметом преступления денежные средства или иное имущество, приобретенные незаконным, но не преступным путем, например в результате совершения противоречащих законодательству гражданско-правовых сделок.

Объективную сторону преступления образуют следующие действия: 1) совершение финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем; 2) совершение других сделок с указанными денежными средствами или имуществом.

Совершение финансовых операций образуют такие действия, как размещение приобретенных заведомо преступным путем денежных средств на счета в банках по договору банковского вклада; приобретение на денежные средства, полученные заведомо преступным путем, акций, облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых коммерческими организациями, и т. п.

Совершение других сделок с денежными средствами или имуществом, приобретенными заведомо преступным путем, означает использование указанных средств или имущества при заключении различных гражданско-правовых сделок: купли-продажи, мены, дарения и т.

П. К таким сделкам, в частности, могут быть отнесены: приобретение на денежные средства, заведомо полученные преступным путем, земельных участков, квартир, транспортных средств; сдача имущества (квартир, складских помещений и т. п.), приобретенного заведомо преступным путем, внаем, в аренду и т. п.

Состав рассматриваемого преступления является формальным: оно признается оконченным с момента выполнения действий, образующих легализацию (отмывание) денежных средств или имущества, приобретенных преступным путем.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком преступления является цель - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. Мотивы преступления могут быть различными, не обязательно корыстными.

Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет и в соответствии с прямым предписанием закона не принимавшее участия в преступном завладении легализуемыми (отмываемыми) денежными средствами или иным имуществом. Им, в частности, может быть служащий банка или иной кредитной организации и т. п.

Квалифицированным видом преступления по ч. 2 ст. 174 УК признается легализация (отмывание) денежных средств или имущества, заведомо приобретенных преступным путем, совершенная в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 174 УК финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион рублей.

В ч. 3 ст. 174 УК предусмотрена ответственность за деяние, предусмотренное ч. 2 настоящей статьи, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) лицом с использованием своего служебного положения.

Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных преступным путем, признается совершенной группой лиц по предварительному сговору, если в ней участвовали два и более лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Под использованием лицом своего служебного положения понимается легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, заведомо приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом, государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением.

Деяния, предусмотренные ч. 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой, влекут ответственность по ч. 4 ст. 174 УК.

Еще по теме 107. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём (ст. ст. 174, 174(1) УК РФ).:

  1. Глава 37. РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ
  2. №1. Краткая типовая программа исследования события с признаками хищения путем мошенничества денежных средств или иного имущества с использованием поддельных или недействительных векселей
  3. Предотвращение легализации (отмывания) через кредитные организации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
  4. 4. Надзор Банка России за исполнением кредитными организациями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Совершенствование уголовного законодательства об ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём. Анализ субъективных и объективных признаков легализации незаконных доходов в России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Учреждение образования

«Институт предпринимательской деятельности»

Факультет экономики и бизнеса

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Уголовное право

на тему: « Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества»

Студентки 5 курса

Гр. № з21по

формы получения образования

Введение

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Данная тема весьма актуальна, поскольку легализация доходов, полученных преступным путем, стала одним из самых опасных и распространенных видов преступлений в сфере экономики. Борьба с легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, является одним из приоритетных направлений борьбы с организованной преступностью, как в нашей стране, так и во всем мире. Поэтому противодействие легализации доходов от преступной деятельности признано необходимой мерой для обеспечения экономической безопасности Республике Беларусь и предотвращения сращивания преступного мира с легальным бизнесом.

Негативные последствия легализации незаконных доходов многоаспектны и значительны. Легализация преступных средств, с помощью которых криминальные капиталы попадают в легальный оборот, где их уже невозможно идентифицировать, все это наносит непоправимый ущерб экономике России. Высокая латентность данного вида преступлений, скрытые механизмы легализации с соответствующими финансовыми операциями, отсутствие действенных механизмов отслеживания «теневых» финансовых потоков и их последующей легализации, острейший дефицит квалифицированных кадров в правоохранительных органах, острая нехватка соответствующего методического обеспечения процессов выявления и расследования легализации - это лишь часть проблем, существенно тормозящих процесс выявления и раскрытия фактов легализации доходов, полученных преступным путем. Преступные капиталы, пройдя все стадии легализации, становятся источниками для воспроизводства многих видов экономических преступлений, служат для подпитки организованной преступности, экстремистских и террористических группировок. Легализованные средства используются для подкупа сотрудников государственной власти и местного самоуправления, что способствует разрастанию коррупции и проникновению преступных элементов в политические структуры. Именно легализованный теневой капитал позволяет организованной преступности скупать все виды собственности и устанавливать контроль над экономической, а далее и над политической системой страны. Таким образом, образуется цепь преступных элементов, представляющая серьезную угрозу экономической и в целом национальной безопасности. Важно понимание того, что, ведя борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, государство тем самым борется с экономическими преступлениями, коррупцией и наркоторговлей, а также с другими особо опасными преступлениями, теневой и криминальной экономикой в целом, не исключая и те их сегменты, которые работают на международный терроризм. Именно поэтому в борьбе с легализацией доходов, приобретенных преступным путем, вопросы взаимодействия подразделений правоохранительных органов, финансово-кредитных учреждений и налоговых органов являются наиболее актуальными в современных условиях. Необходимо отметить комплексность проблемы борьбы с легализацией незаконных доходов, включающей в себя не только правовые, но и экономические, политические, оперативно-розыскные, нравственные аспекты. Поэтому решение этих проблем во многом зависит от успешности комплексного теоретического научного анализа понятия легализации доходов, полученных преступным путем, а также изучения мировой практики борьбы с данным видом преступлений и формирования эффективных методов и средств противодействия этому криминальному явлению.

Целью курсовой работы является непосредственный анализ статей связанных с легализацией денежных средств или иного имущества приобретённых незаконным путём, преступлением и наказанием.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся по поводу предупреждения, пресечения, профилактики деятельности по легализации преступных доходов.

Теоретическую базу исследования, с использованием которой были рассмотрены основные ее проблемы, составляют труды отечественных правоведов и криминологов. Особо следует выделить работы, посвященные вопросам борьбы с экономическими преступлениями, таких авторов, как: Белай М.В., Рудая Т.Ю., Герасименко Н.В., Жубрин Р.И., Михайлов В.И., Тихомирова М.Ю, Лебедева В.М., Коростелев С.Ю и т.д.

1. Уголовно-правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём

Статья 235 Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем

1. Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом, приобретенными заведомо преступным путем, а равно использование указанных материальных ценностей либо полученного от них дохода для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности с целью утаивания или искажения природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных материальных ценностей или соотносимых с ними прав -

наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок от двух до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2. Те же действия, совершенные повторно, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо в особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от четырех до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Глава 25 действующего Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за преступления в сфере экономической деятельности. За 6 лет действия УК РБ в эту главу было внесено около 30 изменений и дополнений. Это свидетельствует о том, что экономическая основа общества постоянно совершенствуется, и развивается параллельно политическому и социальному развитию общества. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 235 УК РБ). Цель данного уголовно-правового предписания состоит в том, чтобы не допустить утаивание или сокрытие истинного происхождения, местонахождения или движения денежных средств, воспрепятствовать использованию преступно полученных доходов в легальном финансовом обороте. Для однозначного понимания сущности процесса легализации и его общественной опасности необходимо раскрыть понятие отмывания денежных средств, сформировавшееся в белорусском законодательстве и в белорусской теории уголовного права. Законодатель дает следующее определение отмыванию денежных средств: «...легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. Не смотря на это, заслуживают внимания определения понятия «отмывание», даваемые отечественными и учеными-юристами, среди которых единства во взглядах не сложилось. Работники правоохранительных органов в своей деятельности должны руководствоваться исключительно тем определением, которое даёт законодатель, так как оно законодательно закреплено и, следовательно, имеет юридическую силу. На общественную опасность деяния, определяемого как преступление, законодатель указывает в ст. 11 УК РБ, которая позволяет понять, почему именно это действие (бездействие) признается уголовным правонарушением. В статье изложено общее определение понятия преступления, которое раскрывает его материально-правовое содержание путем указания на материальную (через общественную опасность) и формальную (через запрещение деяния уголовным законом) его стороны. Формальная сторона выражается в признании преступлением лишь того деяния, которое под угрозой наказания запрещено уголовным законом. Материальная сторона означает, что таковым может быть признано только деяние, обладающее общественной опасностью. В свою очередь, общественная опасность означает, что деяние причиняет или создает угрозу причинения определенного вреда общественным отношениям. При этом вред может быть физическим имущественным или моральным. Сама категория «общественная опасность» носит объективный характер. Необходимо также различать характер и степень общественной опасности преступления. Характер общественной опасности преступления - признак, позволяющий отличать преступление одного вида от преступлений другого вида. Он зависит от социальной ценности того блага, на которое совершено посягательство, а равно других объективных и субъективных признаков, учитываемых законодателем при формировании соответствующих составов преступлений. Степень общественной опасности преступления представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, отличающих одно преступление от другого преступления, ответственность за которое предусмотрена той же статьей или той же частью статьи.

Степень общественной опасности зависит, в первую очередь, от тяжести наступивших последствий, их содержания, а также от способа совершения преступления, формы вины, стадии совершения преступления и иных обстоятельств. Степень общественной опасности преступления, имея относительно самостоятельное значение, тесно связана со степенью общественной опасности лица, совершившего это преступление.

Выяснить в чем заключается общественная опасность легализации (отмывания) денежных средств и причиняется ли какой-либо вред вследствие совершения данного деяния или создается только угроза его причинения достаточно сложно, ведь при отсутствии материальных последствий трудно определить вред, причиненный преступлением. В случае легализации денежных средств материальный вред обычно не причиняется, так как имеет место перемещение имущества, полученного в результате преступления, из криминального оборота в легальный. Само по себе это деяние может нанести материальный (имущественный) вред только в ограниченном числе случаев и лишь по отношению к финансовым организациям. Для государства введение в легальный оборот указанного имущества означает увеличение налогооблагаемой базы и, следовательно, поступление дополнительных налоговых платежей в бюджеты соответствующего уровня. Что касается конкретных законопослушных граждан, то отмывание денег вообще не затрагивает их интересов (если не считать влияния на общее качество и уровень жизни в стране).

1.1 Объективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых незаконным путём

Считается правильным мнение, что совершение финансовых операций образуют такие действия, как размещение на счетах в банках по договору банковского вклада; приобретение на эти средства акций, облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых коммерческими организациями; обмен таких средств на иностранную валюту и т.п. Безусловно, финансовой операцией будут действия по кредитному договору, когда "грязные" деньги проводятся как банковский кредит.

Сферой применения комментируемой статьи являлись легальная и нелегальная предпринимательская деятельность различных видов, в которых в силу их характера, наличия объективных и субъективных трудностей осуществления контроля возможно получение правонарушителем имущественных результатов заведомо незаконных действий путем придания денежным средствам или (и) иному имуществу действительного или мнимого статуса легитимности (легализация). Статья распространялась и распространяется на действия, связанные с использованием незаконно полученных средств от банковской деятельности, оптовой и розничной торговли, игорного бизнеса, услуг, деятельности в некоторых областях производства и пр. При определении сферы применения данного уголовно-правового запрета учитывались социально-экономические закономерности движения денежных ресурсов, возможности их использования и контроля над их происхождением. Преступление имело формальный состав и считалось оконченным в момент проведения операции, признаваемой финансовой, или другой сделки (перевод денег, приобретение валюты и др.) либо в момент заключения сделки. Объективная сторона данного преступления включала в себя действия в виде финансовых операций или других сделок либо использование денежных средств, а равно иного имущества, полученных незаконным путем, т.е. предпринимательскую или иную экономическую деятельность. Предметом анализируемого преступления считались денежные средства, ценные бумаги в белорусской и иностранной валюте и иное движимое или недвижимое имущество, приобретенное незаконным путем в Беларуси и за ее пределами.

Однако, прежде всего, предметом легализации являлось имущество, полученное в результате совершения таких преступлений, как: хищение, контрабанда, вымогательство, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, оружия, незаконное предпринимательство и банковская деятельность, организация и содержание притонов для занятия проституцией, незаконное распространение порнографических материалов, получение взятки, уклонение от уплаты налогов и ряда других.

Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконно, по сложившейся практике образовывало основное деяние, предусмотренное данной статьей. Характерно, что законодательное регулирование ответственности за отмывание "грязных" денег необходимо, прежде всего, в интересах борьбы с организованной преступностью, с тем чтобы подорвать финансовую основу этой преступности. "Под отмыванием денег в УК РБ следует понимать все операции, осуществляемые с целью утаить или сокрыть наличие, происхождение или целевое назначение финансовых средств (первая стадия), чтобы затем приступить к извлечению из них регулярных доходов (вторая стадия). Таким образом, отмывание представляет собой, прежде всего, легализацию преступного происхождения денег".

Объектом преступления являлись правоотношения, складывающиеся в сфере экономической деятельности. С легализацией незаконно полученных доходов могут быть связаны сделки купли-продажи, мены, сдача имущества в наем, аренду и многие другие. Приобретение имущества заведомо незаконным путем представляло собой завладение имуществом либо получение фактических прав на него без необходимых правовых оснований, в частности путем недействительной сделки, совершения преступления, неосновательного обогащения, незаконной переработки, самовольной постройки и другим способом. Такое понимание незаконности соответствовало тексту закона, однако нуждалось в чётком толковании. Незаконность заключается в нарушении уголовно-правового запрета, иначе применение данной статьи само было бы незаконным в силу п.4 ст.11 УК РБ ввиду отсутствия общественной опасности деяния.

Заведомо незаконное приобретения означает, что в отношении приобретения лицо действовало с прямым умыслом, безусловно зная о том, что способ, каким оно приобретает денежные средства или иное имущество, является незаконным. Под экономической деятельностью в контексте данной статьи понималась деятельность, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели, но требующая затрат денежных средств или использования иного имущества для достижения других целей, например охраны здоровья, оказания юридической помощи и т.д. Суть разграничения предпринимательской и иной экономической деятельности состоит в том, что некоторые виды деятельности, требуя значительных затрат и предполагая оплату труда и получение различных выгод, все же не признаются предпринимательскими. Использование денежных средств или иного имущества означало совершение любых видов сделок или иных активных действий в целях осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности, например, заключение договоров купли-продажи, кредитование, оплату производимых работ и услуг. Под укрытием понималось тайное хранение денег, золота, ценных бумаг в личных сейфах, тайниках, помещение ценностей в банк по фиктивным документам. Основная цель ст.235 УК РБ - охрана экономической системы страны и прежде всего денежного обращения от поступления больших объемов неконтролируемых денежных средств либо иного имущества, а также предупреждение преступной деятельности, направленной на извлечение прибыли и осуществляемой организованными преступными группами или отдельными преступниками. Текст ст.235 УК РБ не оставляет никаких сомнений в умышленном характере этого преступления. Для привлечения к ответственности лиц, участвующих в легализации денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем, необходимо установить и доказать (что чрезвычайно сложно) их желание совершить такие действия, и осознание ими того обстоятельства, что финансовая операция или другая сделка с их участием, а равно предпринимательская или иная экономическая деятельность осуществляются с денежными средствами или другим имуществом, приобретенным незаконным путем.

Дополнительным непосредственным объектом легализации будут являться общественные отношения, связанные с интересами правосудия. Интересы правосудия страдают в результате того, что затрудняется обнаружение преступно приобретенного имущества, могущего служить вещественным доказательством по делу, затрудняется его возврат потерпевшему или обращение в доход государства.

В литературе встречается мнение о необходимости выделения факультативного объекта анализируемых составов. Факультативный объект легализации - общественные отношения, находящиеся под уголовно-правовой защитой, но терпящие вред не во всех случаях совершения данного преступления, т.е. это интересы потерпевших (физических лиц, предприятий, учреждений или организаций). Нередко, материальный ущерб достигает значительных размеров и свидетельствует о высокой общественной опасности совершенного деяния, что должно учитываться при определении вида и размера наказания.

Предметом (вещами материального мира, воздействуя на которые преступник нарушает общественные отношения, охраняемые уголовным законом) рассматриваемых составов преступлений, являются денежные средства и иное имущество, приобретенные исключительно преступным путем. Объективная сторона деяния представлена в виде легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем. Способы легализации (отмывания) денежных средств перечислены в диспозиции ст.235 УК: совершение в крупном размере финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенным другими лицами преступным путем, за исключением указанных выше преступлений. Таким образом, легализация может быть осуществлена двумя способами: совершение в крупном размере финансовых операций и совершение в крупном размере иных сделок с денежными средствами или иным имуществом. Законодатель счел целесообразным таким образом построить принципиально важную для квалификации преступления фразу о способах легализации - "совершение... финансовых операций и других сделок". Грамматическое толкование характеристики способов совершения преступления не оставляет вариантов: деяние может быть признано преступным, если субъект помимо финансовых операций совершает и другие сделки. Союз "и" имеет в данном случае определяющее значение. В такой ситуации возникает необходимость выяснить истинную цель законодателя, поскольку легализация может быть весьма успешной, если субъект ограничивается лишь одним способом, например осуществлением финансовых операций. Видимо, законодатель все же именно такой вариант объективации преступной деятельности имел в виду, однако недостаточно корректная конструкция диспозиции вынуждает к расширительному толкованию нормы, что в сущности противоречит принципу законности.

Финансовые операции как один из способов легализации не имеют четкого определения. Однако на основе анализа норм гражданского и валютного законодательства, а также исходя из положений и рекомендаций финансового права к финансовым операциям относятся отношения, возникающие в процессе аккумуляции, распределения и использования денежных средств. Прежде всего это, конечно, валютные операции, к которым относит: операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылка в Беларусь, а также вывоз и пересылка из Беларуси валютных ценностей; осуществление валютных денежных переводов. Поскольку финансовые операции представляют собой род сделок, постольку иные сделки, связанные с движением капитала, также составляют структуру финансовых операций. К ним относятся, например, договоры финансирования под уступку денежного требования, банковского вклада и т.д. Иным сделкам следует придавать такое значение, которое придает сделкам гражданское законодательство: действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей. К иным сделкам относятся такие операции, как купля-продажа, мена, дарение, рента, аренда, наем жилого помещения, подряд и т.д. Сделка считается оконченной процедурой с момента ее заключения, соответственно чему деяние считается оконченным с момента совершения указанных в законе действий (формальный состав).

1.2 Субъективные признаки легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества приобретённых незаконным путём

уголовный законодательство незаконный доход

Факты, характеризующие субъектов преступления, их преступные связи, имеют большое значение для раскрытия и расследования преступлений. Данные о профессиональных и личностных качествах субъекта преступления позволяют высказать суждение о мотивах содеянного, средствах и способах преступного посягательства, использованных для этого хозяйственных и финансовых операциях, месте совершения преступления и т.д. Субъектом легализации является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности и, кроме того, наделенное гражданско-правовыми возможностями осуществлять финансовые или иные сделки. Специальное условие, согласно которому субъект должен быть правомерно наделен возможностями осуществлять сделки, является обязательным для квалификации деяния. Только в таком случае преступно приобретенному имуществу или денежным средствам может быть придан правомерный вид.

Согласно Уголовному законодательству возраст наступления ответственности за данное преступление определяется с шестнадцати лет. Это объясняется следующим. Каждая сделка предполагает ответственность сторон. Отвечать по сделкам и иным заключенным договорам может лишь лицо, которое способно осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Такая способность наступает лишь с момента достижения лицом совершеннолетия. С этого момента субъект признается полностью дееспособным. Значит, субъектом легализации может быть лишь лицо, признанное полностью дееспособным. Как правило, признание лица дееспособным наступает по достижении субъектом 18 лет. Однако возможны ситуации, когда субъект, в силу различных обстоятельств, например психического заболевания, ограничивается в дееспособности. Следовательно, даже в том случае, если субъект достиг совершеннолетия, но по объективным причинам ограничен в дееспособности, он не может быть субъектом рассматриваемого преступления. Возможна, однако, ситуация, когда субъект, дееспособность которого по тем или иным причинам ограничена, обманным путем заключает сделку, хотя ответственности за неисполнение обязательств нести не может. В таком случае сделка признается недействительной с правом реституции - восстановлением нарушенных прав. В итоге все приводится к нулевому варианту и фактически легализации не происходит. Из общего правила о свойствах субъекта легализации гражданское законодательство дает возможность сделать исключение. Статья 26 ГК РБ устанавливает правило, согласно которому несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (эмансипация). Будучи полностью дееспособным, несовершеннолетний свободен в распоряжении имуществом, приобретенным за счет заработной платы и доходов от предпринимательской деятельности, и вместе с этим имуществом отвечает по своим обязательствам перед другими лицами. Значит, если несовершеннолетний, достигший 16 лет, официально признан эмансипированным, он может быть также признан субъектом легализации.

На практике, к уголовной ответственности, главным образом, привлекались лица, совершившие основное преступление. Иногда подсудимым выносился оправдательный приговор на том основании, что субъектом преступления по ст. 235 УК РБ не могло быть лицо, совершившее основное преступление.

Сложность самого процесса легализации предопределяет достаточно широкий круг лиц, вовлекаемых в «отмывание» преступных доходов.

Анализ уголовных дел показал, что легализация может совершаться следующими категориями лиц:

1. лицом, получившим преступные доходы;

2. лицом, организующим процесс «отмывания»;

3. лицом, действующим от имени и по поручению владельца денежных средств или имущества, полученных преступным путем;

4. любым другим лицом, сознающим, что им совершаются финансовая операция или сделка, направленные на легализацию денег или иного имущества, полученных преступным путем.

Определение признаков субъективной стороны и субъекта легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных заведомо преступным путем, имеет важное теоретическое и практическое значение. Отсутствие четких, научно обоснованных представлений о форме и специфических характеристиках вины лица при совершении этого преступления, а также распространенность диаметрально противоположных точек зрения относительно качеств субъекта легализации преступных приобретений, может заметно затруднить применение ст. 235 УК РБ в следственно-судебной практике. Преступная деятельность во многом обусловлена психическими особенностями субъекта посягательства. Являясь элементом легализации, как реального явления действительности, психическая деятельность включает в себя психические и физиологические процессы, управляющие поведением виновного при совершении преступления. Прежде чем приступить к деятельности по легализации преступных доходов, виновный должен осознать факт преступного происхождения средств, подлежащих легализации, а также определить условия, на которых другое лицо передаст ему для легализации денежные средства или иное имущество. Принятие решения о согласии или несогласии на участие в легализации преступных средств обусловлено привлекательностью таких условий, объемом информации об объекте действий, а также оценкой нормативно-правового регулирования сфер деятельности, где может быть осуществлена легализация. Психическое отношение лица к выполнению действий, образующих объективную сторону состава легализации преступных приобретений, характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает фактический характер и общественную опасность своих действий и желает их совершения. Осознание общественно опасных последствий остается за рамками формального состава рассматриваемого деяния. Эта точка зрения является практически общепринятой среди отечественных ученых-криминалистов, обращавшихся к теме исследования признаков состава легализации преступных приобретений . Особенностью интеллектуального момента прямого умысла при легализации преступных приобретений является сознание виновным преступности завладения предметом преступления. Сознание лицом общественной опасности своих действий при совершении рассматриваемого деяния как раз и определяется осведомленностью виновного о преступном способе отчуждения денежных средств или иного имущества, поскольку, как неоднократно отмечалось ранее, действия, образующие объективную сторону легализации преступных приобретений вне связи с предметом, не представляют самостоятельной общественной опасности, и предмет преступления становится, таким образом, центральным элементом состава легализации преступных приобретений, что оказывает влияние на формирование особого набора субъективных признаков исследуемого состава преступления. Необходимо в этой связи отметить, что в Общей части отечественного уголовного закона трудно найти правовые основы определения формы вины в составе того или иного преступления, когда общественно опасное деяние не является центральным признаком состава преступления. Для признания умышленной вины, в действиях лица совершающего сделки или финансовые операции с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным преступным путем, или использующего таковые при осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности, необходимо установить, что степень осведомленности виновного о преступности приобретения предмета была исключительно высока. С этим отчасти связано и указание законодателем на заведомое знание виновного о преступности отчуждения имущества или денег. Это обстоятельство повышает значение интеллектуального момента умысла для состава легализации преступных приобретений. Заведомость не является факультативным признаком субъективной стороны состава преступления. Это есть неотъемлемая черта интеллектуального момента умысла в отдельных составах преступлений. О заведомости в тексте норм Особенной части Уголовного кодекса РБ, законодатель упоминает лишь постольку, поскольку для некоторых составов преступлений характерны такие объективные признаки, которые зачастую не являются очевидными для любого лица (беременность потерпевшей при квалифицированном убийстве, малолетство потерпевшей при особо квалифицированном изнасиловании, ложность сообщаемых сведений при клевете и т. п.). Таким образом, используя термин «заведомо», законодатель подчеркивает необходимость присутствия осведомленности виновного о подобного рода неочевидных признаках для наличия в содеянном единственного основания уголовной ответственности всех признаков состава преступления. В тех случаях, когда наиболее значимые объективные признаки деяния являются очевидными или общеизвестными как для виновного, так и для других лиц, необходимости законодательного указания на заведомое знание совершающим преступление об их наличии не возникает.

Таким образом, формула интеллектуального элемента прямого умысла при легализации преступных приобретений может быть определена как такое состояние сознания виновного, когда он знал или, по крайней мере, допускал с высочайшей степенью вероятности, что преобразуемые им материальные ценности приобретены уголовно-противоправным способом, и не мог этого не допускать. Особое внимание заслуживает процесс определения виновным целей деятельности. При легализации основной целью действий виновного выступает стремление создать гражданско-правовые основания для приобретения права собственности на денежные средства или иное имущество, приобретенное преступным путем. В то же время для практической реализации этой цели виновный мысленно планирует преступление, определяет промежуточные цели своих действий, представляет себе их результат, ищет способы, средства их выполнения, выбирает время, место, сферу, благоприятную для использования при легализации, соучастников, формы отношений с ними, у него вырабатывается определенное отношение к действиям и их последствиям. Для легализации характерно, что в большинстве случаев помимо основной цели преследуются и иные цели. Так, достаточно часто целью становится увеличение средств, приобретенных преступным путем, и получение дополнительной прибыли при их введении в гражданский оборот. Легализация как сложная система предполагает необходимость определения виновным также целей промежуточных этапов легализации преступных доходов. К промежуточным целям легализации могут относиться предварительное отмывание (преобразование в другие виды валют, ценных бумаг и т.д.), отделение преступных доходов от источника их происхождения, инвестирование в легальную экономику. Промежуточные цели зависят от использования субъектом способа преступления. Мотивы действий субъекта легализации преступных доходов могут быть самыми разнообразными. Они обусловлены личностными особенностями виновного, его воспитанием, мировоззрением, влиянием личных и деловых связей, социальной средой. Данное преступление совершают в основном люди, достаточно обеспеченные, обладающие властными полномочиями или же зависимые от лиц, которые в результате преступления приобрели подлежащее легализации имущество. Основными мотивами совершения легализации являются желание жить не по средствам, стремление заработать как можно больше любым способом; покрытие расходов на приобретение дорогостоящих вещей, давление со стороны начальства, ложные представления о дружбе. В то же время для тех, кто профессионально занимается легализацией преступных доходов других лиц (финансовые консультанты, своеобразные брокерские фирмы в офшорах), участие в этом преступлении является основным источником доходов.

2. Приобретение либо сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем

Статья 236. Приобретение либо сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем

1. Заранее не обещанные приобретение, хранение или сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем, при отсутствии признаков легализации («отмывания») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, ? наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, совершенные повторно либо в крупном размере, - наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет.

Как следует из ч. 1 данной статьи, УО подлежат заранее не обещанные приобретение, хранение или сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем, при отсутствии признаков легализации («отмывания») материальных ценностей, приобретенных преступным путем.

Непосредственными объектами данного преступления является порядок осуществления экономической деятельности.

Предметом преступления могут выступать любые материальные ценности, которые были добыты в результате совершения какого-либо преступления, независимо от его характера и степени тяжести. Однако имущество, приобретенное на средства, добытые преступным путем, предметом данного преступления не является.

Если предметом преступления являются материальные ценности, нарушение порядка обращения с которыми предусмотрено специальными статьями (оружие, наркотики, драгоценные металлы или камни и т.п.), то применяться должна не данная статья, а статья, предусматривающая ответственность за незаконные действия с такими предметами.

Состав данного преступления формальный с несколькими альтернативными деяниями.

Объективная сторона рассматриваемого преступления образуется совершением любого из указанных в статье деяний: приобретения, хранения или сбыта материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем.

Приобретение и сбыт означают совершение любых сделок с указанными мат. ценностями независимо от того, являются они односторонними или многосторонними, возмездными или безвозмездными (покупка и продажа, мена, дарение и принятие в дар и т.д.). Оконченным преступлением такие действия являются с момента фактического совершения сделки: принятия имущества при его приобретении и передачи при его сбыте. При этом не обязателен физический переход имущества во владение его приобретателя, например, в случае перепродажи похищенных вещей без принятия их от предшествующего владельца. Сделки в виде различного рода услуг по передаче, поиску покупателей или продавцов, ремонту или изменению внешнего вида и т.п. квалифицируются как соучастие соответственно в приобретении или сбыте.

Хранение означает нахождение материальных ценностей во владении виновного. Место хранения и его длительность не влияют на квалификацию. Юридически оконченным преступлением хранение является с момента принятия материальных ценностей во владение для его хранения. Хранение предполагает наличие у виновного определенных «полномочий» по отношению к хранимому имуществу (контроль за его сохранностью, выдача по распоряжению определенным лицам и т.п.).

Приобретение и хранение материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем, само по себе является преступлением безотносительно к наличию или отсутствию у виновного цели сбыта таких ценностей.

Приобретение, хранение или сбыт материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем, квалифицируются по данной статье, если совершение таких действий не было обещано заранее, т.е. до момента окончания того преступления, которым добывались материальные ценности. В противном случае ответственность должна наступать за пособничество участникам преступной добычи материальных ценностей.

Необходимо отметить, что если лицо систематически приобретало похищенное имущество у одних и тех же лиц, то это все равно не будет основанием для признания такого лица пособником совершаемых этими лицами хищений, даже в том случае, когда похитители рассчитывали на такое его поведение в будущем, но само лицо не давало обещания приобрести намеченное к похищению имущество.

Одним из условий применения рассматриваемой статьи является отсутствие в действиях виновного признаков легализации («отмывания») материальных ценностей, приобретенных преступным путем (ст. 235). Так, состав комментируемого преступления будет иметь место в том случае, когда указанные в статье действия совершаются при отсутствии цели утаить или исказить природу, происхождение, местонахождение, размещение, движение или действительную принадлежность указанных материальных ценностей или соотносимых с ними прав. Количество сделок с материальными ценностями, предшествующих возникновению намерения придать законный статус предмету, не имеет значения. Однако уже совершение первой сделки, равно как любой из последующих, с материальными ценностями, добытыми преступным путем, при наличии означенной цели придать им законный статус квалифицируется как легализация материальных ценностей по ст. 235.

Приобретение имущества, которое в гражданском обороте подлежит регистрации (дом, автомобиль, судно и т.п.), квалифицируется по рассматриваемой статье лишь при условии, что лицо намеревалось эксплуатировать такое имущество без его регистрации в. установленном порядке. В противном случае ответственность должна наступать за легализацию материальных ценностей, приобретенных преступным путем (ст. 235.).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла: виновный сознает, что приобретает, хранит или сбывает материальные ценности, добытые преступным путем, и желает совершить такие действия. Для привлечения к ответственности по данной статье достаточно осознания виновным лицом преступного характера происхождения имущества в общих чертах и не требуется знания конкретных обстоятельств совершенного преступления (кем и когда оно совершено, квалификация преступления и т.п.).

Мотивы и цели совершения преступных действий, соответствующих ст. 236, не влияют на их квалификацию по этой статье, за исключением цели легализации материальных ценностей, что является основанием для ответственности по ст. 235.

Субъект преступления общий, ответственность предусмотрена для лиц, достигших 16-летнего возраста на момент совершения преступления. Лица, которые совершили преступление или участвовали в совершении того преступления, которым добыты материальные ценности, ответственности по данной статье не подлежат. В случае совершения этого преступления должностным лицом с использованием своих служебных полномочий ответственность должна наступать по данной статье и за злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424) по совокупности преступлений.

Состав приобретения либо сбыта материальных ценностей, заведомо добытых преступным путем, является квалифицированным (ч. 2),если те же действия совершены повторно либо в крупном размере.

Повторность данного преступления является тождественной и предполагает совершение аналогичного преступления в течение сроков давности или судимости за предшествующее преступление. Не будут рассматриваться как повторные действия, объединенные единым умыслом и реализуемые поэтапно.

Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3)предполагает наличие таких признаков, как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору либо совершение действий с имуществом в особо крупном размере.

3. Совершенствование уголовного законодательства об ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём

В статье 235 УК Беларуси произведены корректировоки предлагаемые Законом 2014 г. новации уголовного законодательства в сфере противодействия легализации преступных доходов.

1. В первую очередь в новой редакции статьи избран иной подход к определению предмета преступления. Действующая редакция статьи 235 УК к предмету преступления относит «денежные средства, ценные бумаги или иное имущество, приобретенные заведомо преступным путем». Изменениями, вносимыми в данную статью, с содержательной точки зрения предмет преступления не меняется: под ним будут пониматься «средства, полученные заведомо преступным путем». Указанное изменение обусловлено тем, что соответствующее понятие, раскрываемое в Законе 2000 г., корректируется Законом 2014 г. В этой связи потребовалось уточнение и уголовно-правовой терминологии.

2. В процессе рассматриваемого совершенствования статьи 235 УК претерпела изменения и объективная сторона преступления. Разработчики проекта упростили понимание объективных признаков данного состава, редакционного ограничив его термином «совершение финансовых операций» и исключив указание на совершение «других сделок». Однако в соответствии с Законом 2000 г. под финансовой операцией понимается сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления. Таким образом, термином «финансовая операция» абсолютно полно охвачены, по сути, любые сделки, совершаемые со средствами, полученными заведомо преступным путем, включая их использование в предпринимательской и иной хозяйственной деятельности (с учетом того, что данные виды деятельности без заключения сделок не представляются осуществимыми).

3. Действующая редакция статьи 235 УК не предусматривает ответственности за легализацию преступных доходов исполнителя преступлений, предусмотренных статьями 225 «Невозвращение из-за границы валюты», 231 «Уклонение от уплаты таможенных платежей» и 243 «Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов» УК, посредством которых приобретены легализуемые ценности (так называемое «самоотмывание» преступных доходов).

Подобные ограничения следует признать существенным препятствием в борьбе с легализацией преступных средств. Основу теневой экономики, используемую для дальнейшего обогащения и развития преступного бизнеса в существенной мере, составляют средства, полученные от неуплаты налогов, сборов, таможенных платежей. Во многих странах Европейского союза и странах-соседях Республики Беларусь действия по легализации доходов, полученных от уклонения от уплаты налоговых, таможенных и иных платежей, криминализированы. Кроме того, стандартами ФАТФ предусмотрено включение налоговых преступлений в число преступлений, в результате которых добываются легализуемые ценности.

В этой связи Законом 2014 г. из примечания к статье 235 УК исключается указание на неприменение данной нормы в отношении исполнителей преступлений, предусмотренных статьями 225, 231 и 243 УК.

4. Согласно действующему законодательству исполнитель отвечает за легализацию преступных доходов только в случае использования преступно добытых материальных ценностей для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности. Таким образом, неоткорректированная редакция статьи 235 УК фактически допускает возможность безнаказанного вывода преступных доходов за пределы Республики Беларусь путем размещения на счетах в банках или использования их для покупки недвижимости. В подобных случаях основание возбуждать уголовные дела по статье 235 УК в отношении исполнителей преступлений, в результате которых добываются легализуемые ценности, в настоящее время отсутствует.

Вместе с тем УК не исключает ответственности остальных соучастников преступного приобретения материальных ценностей (организаторов, подстрекателей, пособников) за легализацию в иных формах (помимо хозяйственной деятельности). Однако наибольшая заинтересованность во введении в легальный оборот средств, приобретенных преступным путем, помимо организаторов, исходит именно от исполнителей преступлений, в результате которых добываются легализуемые ценности. Данные субъекты являются основными и наиболее активными участниками процесса «отмывания», а иные лица, оказывающие содействие процессу легализации, в действительности могут быть и вовсе не осведомлены о криминальном происхождении вводимых в законный оборот средств.

Анализ законодательства зарубежных стран, устанавливающего уголовную ответственность за действия, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, показывает, что в большинстве из них не только отсутствуют ограничения по преступлениям, посредством которых приобретены легализуемые ценности, но и предусматривается уголовная ответственность за «самоотмывание».

В этой связи Законом 2014 г. вводится уголовная ответственность исполнителя преступления, в результате которого добываются легализуемые ценности, за совершение любых финансовых операций со средствами, приобретенными преступным путем, в целях утаивания или искажения их происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности. При этом изменение видов и размеров санкций, установленных в настоящее время в статье 235 УК, Законом 2014 г. не предусматривается.

Важно отметить, что перечисленные цели, для достижения которых совершаются финансовые операции с преступными доходами, являются обязательным признаком состава статьи 235 УК. Именно эти цели обуславливают общественную опасность и составляют суть легализации - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению средствами, полученными преступным путем.

Поэтому криминализация «самоотмывания» отнюдь не означает автоматического привлечения к ответственности по статье 235 УК каждого лица, которое приобрело преступный доход, поскольку нужно отличать легализацию и, в первую очередь, «самоотмывание» от обычного распоряжения виновным похищенными денежными средствами и иным имуществом без вышеуказанных целей. Состав легализации могут образовать лишь такие финансовые операции, в результате которых происходит прерывание связи преступных доходов с источником их происхождения, а виновные лица получают возможность использовать их под видом собственных легальных доходов.

С учетом этого нормы об ответственности за легализацию преступных доходов не должны применяться, в частности, в случаях, когда средства, полученные заведомо преступным путем, расходуются преступником на приобретение тех или иных материальных ценностей либо зачисляются на банковские счета без совершения каких-либо действий по приданию таким средствам вида законного дохода.

Таким образом, мотив совершения соответствующих деяний имеет ключевое значение для привлечения к ответственности по статье 235 УК.

Представляется, что изменения, вносимые Законом 2014 г. в определение состава преступления, предусмотренного статьей 235 УК, позволят:

· своевременно выявлять и пресекать вывод за рубеж из теневого сектора экономики преступно добытых доходов, устанавливать их местонахождение, производить арест и возврат в республику;

· активно противодействовать созданию и функционированию лжепредпринимательских структур (в том числе «финансовых пирамид») и, соответственно, вводу в теневой оборот денежных средств от совершения таких преступлений, посредством которых приобретены легализуемые ценности, как незаконная предпринимательская деятельность, уклонение от уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и ряда коррупционных преступлений;

· эффективно применять конфискацию имущества, оформленного на третьих лиц, приобретенного в результате совершения преступлений;

· предупреждать совершение преступлений, в результате которых добываются легализуемые ценности, отмывание и «самоотмывание» средств, полученных преступным путем.

Необходимо также упомянуть и об отдельных изменениях, которые вносятся Законом 2014 г. в КоАП. В частности, им корректируется статья 11.72 «Невыполнение мер, направленных на предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» КоАП. Согласно Закону 2014 г. к административной ответственности по указанной статье будут привлекать не только банки или небанковские кредитно-финансовые организации (как в настоящее время), но и любое лицо, осуществляющее финансовые операции, и на которое законодательством возложены обязанности по выполнению мер по предотвращению, в том числе, легализации доходов, полученных преступным путем. За данное деяние предусматривается ответственность в виде штрафа:

Подобные документы

    Уголовно–правовая характеристика легализации денежных средств или имущества, приобретённых незаконным путём, совершенствование уголовного законодательства. Отграничение преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ, от смежных составов преступлений.

    дипломная работа , добавлен 22.04.2010

    Правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем. Международное законодательство в области борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, приобретенных преступным путем. Признаки и анализ составов преступления.

    дипломная работа , добавлен 12.12.2010

    Рассмотрение некоторых видов общественно опасных деяний. Расследование присвоения или растраты чужого имущества (ст. 160 УК РФ); легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенного другими лицами преступным путем (ст. 174 УК РФ).

    контрольная работа , добавлен 13.09.2011

    Применение специальных экономических знаний в расследовании отмывания преступных доходов. Взаимодействие следователя, который занимается расследованием преступления, связанного с незаконным оборотом денежных средств с оперативно-розыскными органами.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    Попытки законодательного регулирования противодействия легализации (отмыванию) денежных средств полученных незаконным путем. Криминологическая характеристика легализации денежных средств и иного имущества. Уголовно-правовая характеристика легализации.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2008

    Понятие легализации доходов, полученных преступным путем и факторы, способствующие их получению, принципы, формы и методы. Характеристика принимаемых мероприятий в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и основные ограничители легализации.

    дипломная работа , добавлен 05.06.2015

    Криминализация экспорта и импорта капитала. Отмывание доходов, полученных преступным путем. Деятельность крупнейших групп организованной преступности. Анализ оперативно-следственной практики. Механизм борьбы с отмыванием денег.

    реферат , добавлен 03.10.2006

    Исторический опыт в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем. Социально-экономическая обусловленность уголовно-правовых мер противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2010

    Легализация денежных средств или имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления. Правовые и организационные основы деятельности организаций и специалистов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

    Развитие российского законодательства об уголовной ответственности за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта. Уголовно-правовая характеристика и анализ элементов объективных и субъективных признаков, состава преступления.



Просмотров